Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Лесные и садовые ягоды. Проект по экологии "удивительные ягоды" Ягоды творческие задания про малину для детей

Находясь в лесу, необходимо различать съедобные растения от несъедобных. Употребление ядовитых грибов и ягод может повлечь за собой неприятные последствия, самое легкое из которых проявится расстройством желудочно-кишечного тракта, а самое тяжелое – сильным отравлением с потерей сознания или остановкой сердца. Поэтому необходимо знать, как выглядит съедобная ягода, чтобы при случае не съесть незнакомую лесную ягоду и уберечь от ее употребления своих детей. О том, как выглядят съедобные ягоды в лесу, какие отличительные особенности они имеют, можно посмотреть на фото далее.

Съедобные лесные ягоды: отличие от несъедобных

Часто по внешнему виду бывает сложно определить, съедобная ягода или ядовитая. Но птицы и животные умеют их различать. Поэтому, если рядом с кустарником или деревом находятся поклеванные ягоды, растение, в большинстве случаев, является съедобным. Если пришлось попробовать хоть одну ягоду на вкус, не стоит торопиться съесть еще одну, потому что по вкусу можно определить ее съедобность: ядовитые плоды горькие, вяжущие во рту, терпкие, а съедобные – кислые, сладкие, сочные. При употреблении 3 ягод может наступить отравление, поэтому, по вкусу одной штуки уже можно насторожиться по поводу полезности плода. Особенно ядовитыми являются ягоды мелкой шаровидной формы с блестящей, гладкой поверхностью черного или красного цвета. Обычно они выглядят привлекательнее, чем обычные ягодные растения. Чтобы со стопроцентной уверенностью различать одни плоды от других, необходимо запомнить, как выглядят съедобные лесные ягоды по фото.

Съедобные лесные ягоды: фото


Дикорастущие плоды очень ценятся при использовании в лечебных целях и в диетологии

Лесная ягода содержит множество полезных макро- и микроэлементов, витаминов, прочих биологически активных веществ. Поэтому дикорастущие плоды очень ценятся при использовании в лечебных целях и в диетологии. Собирать дикорастущую ягоду можно с раннего лета и до поздней сени, вплоть до появления первого снежного покрова.

Земляника


Листья и плоды земляники широко используются в лечебных, косметологических, диетологических целях

Растение высотой 15 см с красными плодами вытянутой формы. Произрастает на полянах, редколесье, опушках. Начинает цвести в начале лета белыми душистыми соцветиями. Листья и плоды земляники широко используются в лечебных, косметологических, диетологических целях. Ягоду засушивают, делают из нее отвары и чаи, она помогает при заболеваниях мочеполовой системы, желчнокаменной болезни, диабете, болезнях органов пищеварения.

Дикая смородина


Бывает черная, желтая и красная

Лесная смородина растет практически в каждом лесу за исключением особо холодных регионов. Бывает черная, желтая и красная. Желтая является самой сладкой из трех видов, а красная смородина содержит наибольшее количество пектина. Как и домашняя, лесная смородина используется для приготовления компотов, желе, варенья, а листья широко используются в различных отварах. Лечебные свойства дикорастущей смородины проявляются при лечении заболеваний инфекционного и простудного характера, кровеносной системы, желудочно-кишечного тракта.

Лесная малина


Наиболее часто используется для лечения простудных заболеваний и при воспалениях кожи

Лесную малину можно узнать сразу, поскольку она практически ничем не отличается от садовой. Она богата целебными свойствами, в лечебных целях используется каждая часть этого растения – стебли, листья, ягоды, корни. Наиболее часто используется для лечения простудных заболеваний и при воспалениях кожи.

Костяника


Ее используют в кулинарии и народной медицине

Небольшое травянистое растение высотой 30 см. с небольшими белыми цветами, которые превращаются к середине лета в ярко-красные плоды, собранные пучком по 1-6 штук. Ягоды кисловатые на вкус, внутри содержат крупную косточку. Ее используют в кулинарии и народной медицине в качестве богатого источника витамина С, флавоноидов, пектина и фитонцидов, которые помогают при борьбе со многими заболеваниями.

Голубика


Листья и плоды голубики применяются для лечения энтероколитов, гастритов

Кустарник высотой примерно 1 метр с плодами синеватого цвета. Чаще встречается в северных районах, устойчива к морозу. Собирать голубику очень сложно, поскольку плоды очень неустойчивы к транспортировке. Сок хранится очень короткое время и быстро начинает бродить. Листья и плоды голубики применяются для лечения энтероколитов, гастритов, а также в качестве жаропонижающего, сосудоукрепляющего, противовоспалительного средства.

Брусника


Наиболее ценными в лечебном плане являются листья брусники, а затем уже плоды

Произрастает в основном в сосновых борах северных широт. Растение имеет короткий стебель, кожистые листики темно-зеленого цвета. Плоды ярко-красного цвета с кисловатым вкусом. Наиболее ценными в лечебном плане являются листья брусники, а затем уже плоды. Это природный антисептик, используемый также в качестве мочегонного, укрепляющего сосуды средства.

Черника


Плоды помогают улучшать зрение, укреплять капилляры, служат профилактикой развития диабета.

Чернику часто путают с голубикой из-за синевато-черного цвета ее плодов. Растет на влажных болотистых почвах. Это небольшой кустарник высотой до 40 см, с вытянутыми кожистыми листьями, мякоть плодов сладкая, красного цвета. Плоды употребляют в свежем виде, они помогают улучшать зрение, укреплять капилляры, служат профилактикой развития диабета.

Шиповник


Шиповник ценится за кладезь витаминов и полезных микроэлементов

Произрастает по всей территории России, в лесах существует около 40 видов шиповника. Высота этого кустарника может достигать пяти метров в высоту, цветет розовыми или белыми цветочками. Его легко узнать по стеблям, покрытым шипами и плодам в виде ложного многоорешка с разросшимся цветоложем. Плоды ярко-красного или оранжево-красного цвета. Шиповник ценится за кладезь витаминов и полезных микроэлементов, помогающих восполнить их дефицит в организме, а также лечить различные заболевания.

Облепиха


Облепиха содержит множество витаминов, флавоноидов, микроэлементов, а также антиоксидантов

Небольшой кустарник до 3 метров высотой с длинными зелеными листьями. Молодые побеги имеют серебристый оттенок, позднее превращаются в грубую кору. Плоды облепихи овальной округлённой формы ярко-оранжевого цвета, густыми гроздьями произрастают на ветках. Чрезвычайно полезная облепиха содержит множество витаминов, флавоноидов, микроэлементов, а также антиоксидантов. Кроме того, облепиха используется в косметологии и кулинарии. Противопоказано неумеренное употребление при мочекаменной болезни и повышенной кислотности желудка.

Ежевика


Употребление ежевики нормализует обмен веществ, повышает иммунитет

Ежевика бывает кустистая или длинноплодная. Достигает высоты 1,5 метра, цветет крупными белыми цветками. Плоды ежевики по форме похожи на малину, только черного цвета с сизоватым налетом. Вкус ежевики – кисловато-терпкий. Употребление ежевики нормализует обмен веществ, повышает иммунитет, а настои и отвары из корней и листьев обладают ранозаживляющим, противовоспалительным и вяжущим действием.

Барбарис


Своими вкусовыми качествами барбарис может заменить сок лимона

Растет кустарник преимущественно на юге России, у него желтые цветки с продолговатыми плодами ярко-красного цвета с 2-3 семечками внутри. Ягоды кисловатые, но приятные на вкус. Собирать зрелые и перезрелые плоды сложно, поскольку они очень мягкие. Наибольшую витаминную ценность представляют не ягоды, а кора и листья кустарника. Своими вкусовыми качествами барбарис может заменить сок лимона.

Черная и белая шелковица


Черная и белая шелковица

Представитель семейства тутовых с жесткими зубчатыми листьями, плоды черной шелковицы очень ароматные и сочные, почти черного или темно-фиолетового цвета. Белая шелковица имеет ягоды зеленоватые, желтоватые или белого цвета со сладким вкусом.

Черная бузина


Бузину можно узнать по характерному аромату

Черная бузина растет на юге, деревце может достигать 6 метров длиной. Ветвистые стебли с пористой структурой, листья темно-зеленого цвета на коротких черешках. Корзинки цветов белого с желтоватым оттенком, цвета, собраны воедино и достигают 25 см в диаметре. Бузину можно узнать по характерному аромату. Ягоды черного цвета с фиолетовым отливом небольшого размера. Каждая часть дерева используется в лечебных целях для лечения мочеполовых заболеваний, дерматологических, проблем с почками, а также простудных болезней.

Морошка


Употребление морошки очень благотворно влияет практически на весь организм

Северное травянистое растение с 30-сантиметровыми стеблями. По мере созревания ягоды морошки превращаются из ярко-красных в оранжевые. Растет среди болотистых зарослей с обильным мхом. Уникальные полезные свойства морошки позволяют использовать ее как лечебное средство при многих заболеваниях, а также диетический продукт и средство для красоты кожи, волос и ногтей. Употребление морошки очень благотворно влияет практически на весь организм.

Конечно, перечислены далеко не все съедобные ягоды, которые можно встретить в лесу. Но даже те, что перечислены выше, способны помочь укрепить иммунитет, если простуда одолела в лесу во время похода, или снять воспаление, раздражение, оказать антисептическое воздействие, не говоря о насыщении организма витаминами и другими полезными веществами.

Все люди, и особенно дети, любят ягоды. Познавательное занятие для детей позволит ребенку узнать какие бывают виды ягод .

Для подготовки к этому занятию были использованы:

  1. Пособие « » для занятий с детьми трех-четырех лет: «Что лежит в лукошке?»
  2. Развивающее лото «Дары лета»
  3. Учебник для малышей В. Степанова «Родная природа».

Затем берем карточку с названием () ягоды. Описываем ягоду, если ребенок правильно назвал, то отдаем ему карточку.

Если неправильно, то наводящими вопросами помогаем найти правильный ответ.

Бурно радуемся, когда ребенок угадывает загадку.

После того, как ребенок заполнит все поле с ягодами приступаем к самому интересному — дегустации ягод.

Узнаем виды ягод в тарелке

В конце занятия предложите своему покушать ягод.

Если есть возможность, то можно вместе набрать ягоды в саду, в поле, в лесу.

Если нет, то купите заранее в магазине ягоды (свежие или замороженные).

Когда ребенок подержит в руках, понюхает и попробует ягоды на вкус, то он быстрее запомнит все виды ягод.

Познавательные занятия для детей 3-х лет: « » можно провести за один раз, а можно разбить на несколько занятий. Все зависит от интереса и усидчивости Вашего ребенка. Веселого Вам времяпровождения!

А здесь Вы можете посмотреть видеоролик с музыкальным уроком на тему «Лесные ягоды»:

Проект по экологии

«Удивительные ягоды»

Паспорт проекта

Полное название проекта : «Удивительные ягоды».

Актуальность: в ходе бесед с детьми о садовых ягодах выяснилось, что некоторые ягоды, произрастающие в нашей полосе, они никогда не видели и, тем более, не пробовали на вкус. Поэтому, в нашем детском саду был разработан экологический проект «Удивительные ягоды», в ходе которого дети познакомятся с неизвестными для них ягодами, попробуют их в свежем виде. Приглашенные садоводы, родители или родственники воспитанников, расскажут детям о том, в каких условиях комфортно растут эти ягодные кустарники, как нужно за ними ухаживать, как сохранить вкусовые и полезные свойства ягод при их переработке и хранении. Родители и педагоги приготовят соки, компоты, морсы, джемы, повидла и варенья из «удивительных ягод», попробуют их вместе с детьми. Дети, превратившись в юных садоводов, познакомятся с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Они научаться понимать и осваивать новое, уметь принимать решения и помогать друг другу, выражать собственные мысли, формулировать интересы и осознавать свои возможности. Вместе с взрослыми посадят молодые растения в зоне экологической тропы в ДОУ. Всё это поможет пробудить интерес ребёнка к окружающему его миру, почувствовать красоту и щедрость родной земли, активизировать знания по экологии, пополнить коллекцию садовых кустарников на территории детского сада, улучшить окружающую среду, воспитать бережное и внимательное отношение к природе.

Проблема: отсутствие знаний о ягодах ирги, жимолости, облепихи, японской айвы, растущих на садовых участках нашего города.

Тип проекта: информационно-творческий.

Продолжительность проекта: среднесрочный (проектируем август; реализуем сентябрь).

Предмет исследования: садовые ягоды ирги, жимолости, облепихи, айвы японской.

Цель проекта: знакомство с ягодными кустарниками ирги, жимолости, японской айвы, облепихи через применение различных форм и методов по воспитанию экологической культуры и посадка этих кустарников на территории детского сада, в зоне экологической тропы.

Задачи:

    Организовать группу педагогов для разработки материала по теме проекта. Распределить сферу деятельности.

    Подобрать и проанализировать методическую литературу по теме проекта: «Удивительные ягоды».

    Сформировать мотив участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта.

    Вызвать любознательность, интерес к жизни садовых растений, ягодных кустарников, желание заботиться о них, любить и беречь то, что она дарит человеку.

    Расширить и обобщить знания детей о садовых ягодах.

    Обогатить и активизировать словарь.

    Развить самостоятельность, коммуникативные навыки в ходе реализации проекта.

    Подвести итоги проделанной работы.

Участники проекта:

Разработчики:

Инструктор по физической культуре.

Воспитатель группы.

Старший воспитатель.

Музыкальный руководитель

Целевая аудитория: воспитанники старшей группы.

Ожидаемые результаты:

    Формирование у детей устойчивого интереса к природе;

    Расширение и обобщение знаний детей о садовых ягодах;

    Развитие познавательной активности детей;

    Повышение уровня развития речи, словарного запаса;

    Формирование навыков культурного поведения в природе, умения беречь ее и заботиться о ней;

    Успешное интеллектуально - личностное развитие детей;

    Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ;

    Эстетическое оформление территории детского сада.

Этапы реализации проекта:

- подготовительный

Основной

Заключительный

Подготовительный этап:

    Анализ существующей ситуации и поиск наиболее эффективных форм по оформлению эколого-развивающей среды в ДОУ.

    Подбор и изучение методической, научной и художественной литературы по теме проекта.

    Подбор иллюстративного материала, раскрывающего тему проекта «Удивительные ягоды».

    Разработка дидактических, подвижных, музыкальных игр, пособий по теме проекта.

    Подготовка природного материала, материала для изобразительной деятельности, художественной и познавательной литературы для чтения детям.

    Подбор стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд по теме проекта.

    Создание и просмотр с детьми презентации «Удивительные ягоды» (Приложение №2).

    Встреча с садоводом - любителем.

    Приобретение и подготовка посадочного материала: кустарников ирги, жимолости, японской айвы, облепихи.

    Целевые прогулки по экологической зоне на территории детского сада, определение места посадки приобретенных ягодных кустарников.

    Составление перечня вопросов с целью выявления знаний детей о садовых ягодах (приложение №1).

    Разработка плана реализации проекта.

Основной этап :

    Работа по перспективному планированию.

    Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта.

    Постановка проблемы.

    Поиск пути решения проблемы.

    Практическая деятельность.

    Отображение знаний детей в творческих работах (рисунках, аппликациях, лепке и т.д.)

Заключительный этап:

    Обсуждение и подведение итогов, формулировка вывода, планирование дальнейшей работы по совершенствованию эколого-развивающей среды на территории детского сада;

    Выставка продуктивной деятельности детей по теме проекта;

    Презентация проекта; развлечение по теме проекта;

    Итоговое мероприятие: развлечение «Ягоды в саду»; посадка в зоне экологической тропы кустарников ирги, жимолости, японской айвы, облепихи.

    Распространение опыта в детском саду.

Перспективно-тематическое планирование по реализации экологического проекта: «Удивительные ягоды»

Вид деятельности

Задачи

Форма организации деятельности с детьми

Игровая

Развивать мышление, сообразительность, наблюдательность. Развивать внимательность, быстроту, ловкость.

Активизировать речь детей.

Игровые упражнения: «Дорисуй ягодку»

Дидактические игры: «Найди ягодке пару», «Съедобное - несъедобное» (приложение №9), «Сложи картинку», игра – викторина «Вопросы и ответы» (приложение №1).

Экологические игры: «Помощники садовода»

«Ягодку назови, к ней быстрее прибеги»

Игры на развитие речи: «Расскажи, что знаешь о ягодке», (Приложение № 9) «Чего не стало?»,

«Большой - маленький», «Один - много» (с мячом), «Что приготовим?»

Сюжетно-ролевая игра: «Магазин», «Хозяюшки».

Двигательная

Развивать двигательную активность, координацию речи и движений.

Подвижные игры: «Мы по ягоды пойдем», « Ягоды и фрукты » (приложение № 9), «Медведь в малиннике».

Эстафеты: «Собери корзинку ягод» (приложение № 9), «Чей арбуз быстрее» (с фитболом), «Пронеси ягодку на ракетке»,

«Полоса препятствий в саду».

Физкультминутка: «Сбор ягод».

Пальчиковая гимнастика: «Ягоды».

Познавательно – исследовательская

Побуждать сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Наблюдение за ягодными кустами: «Волшебное превращение».

Опыт «Свойства ягодки».

Трудовая

Развивать желание ухаживать за растениями, помогать старшим.

Подготовка площадки и почвы для посадки молодых кустарников ирги, жимолости, облепихи. Японской айвы (вместе с воспитателями и родителями).

Коммуникативная

Обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Формировать интерес к книге, объяснить, как важны в книге рисунки.

Развивать умение давать полные ответы на вопросы.

Уточнить и расширить знания детей о садовых ягодах: ирги, облепихи, жимолости, айвы японской.

Рассматривание фотоальбома: «Садовые ягоды» (приложение №7).

Рассматривание иллюстраций из книг, энциклопедий.

Беседы: «Путешествие в сад», «Помощники садовника», «Подарки лета».

Разгадывание загадок о ягодах (приложение № 5).

Просмотр мультфильма с загадками «Фрукты и ягоды» (приложения №4); знакомство с кустарниками ирги, облепихи, жимолости, айвы японской (приложение №3)

Просмотр презентации «Удивительные ягоды»

Чтение (восприятие) художественной литературы

Знакомство с пословицами и поговорками о ягодах (приложение № 6)

Продуктивная

Учить рисовать ягоды, передавая их характерные особенности.

Развивать навыки работы с пластилином.

Учить создавать композицию из готовых деталей, наклеивая на фон.

Рисование «Ягодки»

Лепка « Урожай собирай»

Аппликация «Удивительные ягоды»

Изготовление книжки-малышки.

Музыкальная

Способствовать эмоциональному выражению чувств радости от общения с музыкой.

Разучивание песни «Подарки лета», «Ягодка-малинка» (хороводная).

Выводы:

Практическая значимость данного проекта заключается в использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию. Это способствуют пробудить интерес ребёнка к окружающему его миру, почувствовать красоту и щедрость родной земли, активизировать знания по экологии, пополнить коллекцию садовых кустарников на территории детского сада, улучшить окружающую среду, воспитать бережное и внимательное отношение к природе.

Литература:

    Масленникова О.М., Филиппенко А.А. «Экологические проекты в детском саду»; М.; Мозаика-Синтез, 2008.

    Воронкевич О.А., «Детские экологические проекты»; СПб.; Детство-Пресс, 2014.

    Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста//Управление образовательным учреждением, 2004.

    Емельянова Э.Л. «Расскажите детям о садовых ягодах»; М.; Мозаика-Синтез, 2012.

    Дорофеева А. «Ягоды садовые». Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках»; М.; Мозаика-Синтез, 2009.

    Шорыгина Т.А. «Ягоды. Какие они»; М.; Мозаика-Синтез, 2011.

    Лубышева Л.И. «Физическое воспитание детей на основе подвижных игр, дифференцированных по развитию физических качеств»; М.; Мозаика-Синтез, 2007.

    Дай Ходжес «Игры для дома и улицы»; Минск; «Попурри», 2008.

Приложение №1

Игра – викторина «Вопросы и ответы»

Вопросы для команды №1

1. Назови садовые ягоды, которые ты знаешь, их цвет, вкус, форму. (Крыжовник - зеленый, круглый или продолговатый, кислый).

2. На чем растут садовые ягоды? (На деревьях, кустах, кустиках.)

3. Что появляется на кусте садовых ягод весной? (Листья и цветы.)

4. Когда созревают садовые ягоды? (Летом.)

5. Что можно приготовить из садовых ягод? (Сок, джем, варенье, компот, кисель, мусс и др.)

6. Какой уход требуется за кустами садовых ягод? (Посадка, полив, подкормка, обрезка.)

Вопросы для команды №2

1. У каких садовых ягод на кустах есть шипы? (Крыжовник, шиповник, малина, облепиха.)

2. У каких садовых ягод много семян? (Ирга, малина, смородина, крыжовник и др.)

3. У каких садовых ягод одно семя? (У вишни, облепихи, может быть одно семя у жимолости.)

4. У какой садовой ягоды, в зависимости от сорта, плоды могут быть красного, черного или белого цвета? (У смородины.)

5. Какую пользу приносят садовые ягоды? (Они вкусные питательные, полезные для здоровья, в них много витаминов, из них можно приготовить много блюд и косметических препаратов.)

6. Назови самую большую ягоду. (Арбуз)

Приложение №2

Презентация «Удивительные ягоды»

Слово «жимолость» родилось в Белоруссии и означало «растение с крепкими жилками»: твёрдые, как кость, ветви этого растения когда-то использовали для изготовления кнутовищ, шомполов, сапожных гвоздей, ткацких челноков. Из многочисленных видов жимолости съедобные ягоды дают лишь несколько - жимолость съедобная , жимолость алтайская , жимолость камчатская . У всех съедобных видов ягоды продолговатые по форме, тёмно-синего, почти чёрного цвета с сизым оттенком.

Жимолость - одна из самых ранних ягод. В отдельные годы первая жимолость поспевает в первую неделю июня - чуть раньше, чем земляника. При этом на одном и том же кусте ягоды созревают неравномерно (до 35 дней), а после созревания не опадают до осени.

По вкусу жимолость немного напоминает - сладкая и кисловатая. Однако главное в ней - не вкус: по количеству витамина «С» эта ягода не уступает лимону, а по части некоторых элементов ей вообще нет равных в природе. Жимолость едят в свежем виде, из неё готовят варенье, желе, компот, сок, десерты. Ягоды сушат, замораживают, вялят.

Лекарственное значение есть у листьев, цветов, ветвей и коры жимолости (причём не только съедобных её видов, но и жимолости душистой , она с ягодами красного цвета). Отвар из листьев жимолости - отличное противовоспалительное средство, которое помогает при болезнях горла и глаз.

Напоследок заметим, что у несъедобных видов жимолости ягоды оранжевые, жёлтые и красные. Особенно известна жимолость обыкновенная - её красивые красные ягоды вызывают серьёзные проблемы с желудком; в народе их, как и ядовитые ягоды некоторых других растений, зовут "волчьими".

Айва японская

сочетает в себе два удивительных качества: это и красивоцветущий декоративный кустарник, и очень полезное плодовое растение.

Айву японскую не случайно называют «северным лимоном» с яркими цветами. Ее история насчитывает более 400 лет. Айва была очень популярна еще у древних греков: ее запекали с медом, удалив сердцевину. В переводе с греческого «хеномелес» означает «расколотое яблоко».

В Китае и Японии выращивают айву из-за ее декоративных свойств. Весной кустик айвы сплошь покрыт розовыми и бело-розовыми крупными цветами до 5 см в диаметре. Молодые листья имеют бронзовую окраску, а взрослые листья становятся темно-зелеными. В умеренной зоне России цветет в мае, до распускания листьев. Бутоны раскрываются не одновременно, и время цветения растягивается на 3-4 недели. Кстати, японская айва широко используется для озеленения при создании живых изгородей, бордюров и каменистых садиков.

Хеномелес может вырастать от 1 до 3-х метров, в зависимости от сорта. Небольшие золотистые плоды с ароматом лимона, яблока и ананаса кажутся практически несъедобными - очень твердые, терпкие и кислые. Но ни один заморский фрукт не сравнится с «северным лимоном» по богатству витаминов.

Айву используют при лечении многих заболеваний. Настой из листьев применяют при лечении бронхиальной астмы. Свежие плоды айвы можно употреблять как лимон - с чаем. Айва японская приобретает все большую популярность в нашей стране. Это неприхотливое красивое растение начинает плодоносить на 2-3-й год после посадки. Айва не требует больших забот садоводов: она зимостойка, засухоустойчива и почти не болеет. В морозные зимы ветки выше снежного покрова подмерзают, весной быстро восстанавливаются. Посадку однолетних саженцев айвы проводят либо весной до распускания почек, либо осенью - до первых заморозков.

Саженцы айвы опускают в заранее подготовленные ямы размером 0,5×0,5 м и засыпают корни землей с добавлением садового компоста. Посаженное растение обильно поливают, а сам саженец подрезают до высоты 15-20 см. Айва лучше развивается и цветет на открытом, солнечном месте, хотя нормально переносит и полутень.

В течение лета проводят три подкормки: весной вразброс вокруг куста рассыпают азотные удобрения, после цветения и снятия урожая вносят фосфорные и калийные жидкие удобрения из расчета 200-300 г на 10 л воды. Полив достаточен один раз в месяц. Рыхлят только при прополке сорняков. Землю вокруг кустов мульчируют торфом, древесными опилками или корой слоем 3-5 см. Обрезку проводят раз в 5-6 лет, летом, после цветения, удаляют слаборазвитые, сухие, поломанные, подмерзшие или старые (более 5 лет) ветки. При подготовке к зиме молодые саженцы укрывают лапником. Ежегодный уход заключается в удалении сухих, поломанных и старых веток. Правильно сформированный куст айвы в благоприятных условиях живет до 80 лет.

Приложение № 4

Развивающий мультфильм для детей

(картинки и стихи для детей)

(Для просмотра видео нажать на картинку мр4 два раза левой кнопкой мыши)

Приложение №5

Загадки о ягодах.

***

Он вздыхает очень тяжко,
Так бедняжка растолстел.
Что зелёную тельняшку,
На себя с трудом надел. (Арбуз)

***

Этот плод едва обнимешь,

Если слаб, то не поднимешь,

На куски его порежь,

мякоть красную поешь. (Арбуз)

***
Кафтан на мне зеленый,
А сердце, как кумач.
На вкус, как сахар сладок,
На вид, похож на мяч.
(Арбуз)

У арбуза много груза,
Груз арбузу не обуза.
А внутри весь-весь арбуз
Полон черных мокрых бус. (Семечки арбуза) ***
Красненькая Матрешка
Беленькое сердечко.

(Малина)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(Малина)

***
На припеке у пеньков Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек Держит алый огонек.
Разгребаем стебельки, Собираем огоньки.
(Земляника)

***
Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица.
(Земляника)

***
Как на стежке, на дорожке,
Вижу, алые сережки.
За одною наклонилась,
А на десять набрела!

Я клонилась – не ленилась,
Кружку с верхом набрала. (Земляника)

***

Что за бусинка вот тут,
На стебле повисла?
Глянешь – слюнки потекут,
А раскусишь – кисло!

(Клюква)

***
Под листом, на каждой ветке,
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберёт,
Руки вымажет и рот.
(Черника)
***

Вкус у ягоды хорош,
Но сорви ее поди-ка:
Куст в колючках будто еж,
Вот и назван …(ежевика)

Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет, Другая чернеет .

(Красная и черная смородины)

***
На ветке - конфетки с начинкой медовой,
А кожа на ветке

породы ежовой. (Крыжовник) ***
Долгоножка хвалится:
- Я ли не красавица?
А всего-то косточка,
Да красненькая кофточка!
(Вишня)

***

В красном тельце каменное сердце. (Вишня)

***
На шнурочке-стебелёчке,
Сладких ягод груда.
На большое блюдо.
(Виноград)

Приложение №6

«Лукошко» пословиц и поговорок о ягодах

В сентябре одна ягода, и та - горькая рябина.

Не того поля ягода.

Поговорка - цветочек, пословица - ягодка.

Рыба - в воде, а ягода - в траве.

Рыба - вода, ягода - трава, а хлеб - всему голова.

С малинника лыки невелики, да ягода сладка,

А с калинника лык надерешь, да ягод в рот не возьмешь.

С одной ягоды сыт не будешь.

У кого детки, у того и ягодки.

Слаще малины ягоды нет!

Не малина, не обсыплешься!

Упустив лето, да в лес по малину.

С виду малина, а раскусишь - мякина.

Чужбина - калина, родина – малина.

Хвалила себя калина, что с медом хороша.

Не бывать калине малиною!

Родная земля - земляника, чужая - черника (вепсская).

Ради земляники земле поклонишься не раз (финская).

Земляника растет и под крапивой (английская).

Слива цветет - запах хорош, вишня цветет - глаз не оторвешь (японская).

Любишь смородину, люби и оскомину (немецкая).

Нечего клюкву есть, коли морщиться не умеешь.

Краснеет рябина - лета половина!

Приложение № 8

Обращение к родителям

Уважаемые родители!

В нашей группе начинает работать проект «Удивительные ягоды».

Ягоды занимают особое место в нашей жизни. Они наполняют ее красотой, ароматом и радостью. Они вкусные украшения, живые витамины, которые растут и развиваются. Они отзываются на заботу и вознаграждают нас за внимание.

Мы с ребятами хотим вместе посадить и вырастить вкусные ягодные кустарники, и украсить ими наш детский сад. Мы будем наблюдать за ними, а также узнаем много интересного из их жизни. Рассмотрим иллюстрации садовых и лесных ягод, прочтем книги, проведем маленькие опыты, разгадаем загадки. Дети будут учиться замечать необыкновенное, диковинное, удивительное, ценить и беречь эту красоту.

Просим вас стать активными участниками этого проекта, вместе с вашими детьми стать садоводами в удивительном мире растений!

    На даче посадите вместе с ребенком ваши любимые ягоды. Наблюдайте за их ростом и развитием.

    Попробуйте сочинить о них сказку или рассказ.

    Запишите вашу сказку и оформите ее в виде книжки, пусть ребенок нарисует картинки.

    Найдите вместе с ребенком интересные сведения о любых ягодных кустарниках и сделайте к ним рисунки.

    Соберите фотографии ваших любимых ягод и оформите в фотоальбом.

    Сходите с ребенком на экскурсию в Ботанический сад. Свои впечатления можно записать или зарисовать.

    Почитайте с ребенком следующую литературу: К. Ушинский «Четыре желания».

    Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»; М. Исаковский «Вишня»; Владимир Даль «Война грибов с ягодами».

Интересных вам открытий!

Приложение № 9

Игра «Расскажи, что знаешь о ягодке»

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе формирования представлений о садовых ягодах.

Материал: Картинки с изображением ягод.

Ход игры: У воспитателя карточки с изображением ягод. Воспитатель показывает карточку детям, спрашивает: «Кто знает, какая это ягода, расскажите про нее». Ребенок называет ягоду и рассказывает все, что знает о ней, остальные дети внимательно слушают и при необходимости дополняют.

Игра «Ягоды и фрукты»

Цель: Закрепление знания о ягодах, развитие внимания, слуховой памяти.

Материал: мяч.

Ход игры: дети встают в круг, воспитатель в центре круга с мячом в руках.

Воспитатель произносит:

Бывает трудно угадать, что можно есть, а что нельзя.

Вам очень много нужно знать, поверьте мне, друзья!

Про ягоды и фрукты готовы вам задания,

Должны вы сами отгадать. Готовы все? Внимание!

Воспитатель бросает детям мяч по очереди, при этом называя вперемешку названия ягод, фруктов или несъедобных предметов. Если предмет – ягода, ребенок ловит мяч, если нет – отбивает его. Если игрок ошибается, то выходит из круга. Побеждают несколько самых внимательных игроков.

«Собери корзинку ягод»

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, воспитывать умение работать в команде.

Материал: корзинки, маленькие мячики по количеству игроков, обручи.

Ход игры: создаются три команды. У первого игрока каждой команды по корзинке для сбора ягод (мячиков). На расстоянии двадцати шагов от каждой команды лежат обручи с мячиками (ягодами). По сигналу первые игроки команд бегут к обручам, берут «ягодку», кладут ее в корзину и возвращаются в свою команду, передают корзину следующему игроку и т.д. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.

Ксения Сабирьянова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Лесные и садовые ягоды»

Цель : познакомить детей понятием «ягода » , классифицировать их на садовые и лесные , учить их различать.

Задачи :

Продолжать знакомить с особенностями внешнего вида и местами произрастания ягод .

Обучать умению классифицировать ягоды по месту произрастания (садовые , лесные ) .

Развивать разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Ход занятия:

Ребята, давайте начнём занятие как обычно , приветствием гостей и друг друга.

Дорогие ребятки, сегодня мы с вами познакомимся с ягодами . Что же такое Ягоды ?

Ягоды – это сочные плоды некоторых видов растений, которые всегда содержат некоторое количество семян. Перечень названий ягод может длиться до бесконечности. Какие ягоды вы знаете ? (смородина, черника и ежевика, калина, рябина, малина и клубника) .

Чтение рассказа : “Ягодная сказка”

На лесной поляне , где всегда было солнечно, жили по соседству ягоды : черника, земляника, малина и брусника.

Ягодки любили кружиться под яркими лучами солнышка и нахваливать себя.

– Какая я красная, красивая и кисленькая! – говорила Ягодка Бруся .

– А я сочна, крупна да розова! – веселилась Ягодка Маля .

– Ха–ха–ха! Зато я – синее всех! – любовалась перед росинкой на листике Ягодка Черня .

– Ну, тогда я – всех слаще! – сказала земляничка Варя.

И вот однажды, так же веселясь, они услышали, как кто-то бежит по тропинке на их солнечную полянку. Испугались ягоды , да и спрятались под листочками. Видят двух девочек, а в руках у них кувшинчики. «За нами пришли значит!» – подумали ягоды .

Долго стояли девчушки и никак не могли решиться, что же им собирать, кувшинчиков-то только два.

– Давай малину! Она сочная, крупная, полезная ягода ! – говорит одна девочка.

– Черника тоже полезная и брусника! – говорит другая.

– Ага, но от черники язычки у нас будут синие-синие, а брусника – кислая. Давай собирать малину и землянику. Из малины сварим варенье на зиму, а из земляники сделаем варенье к чаю.

Вскоре кувшины наполнились с горкой. Довольные девочки отправились домой.

Вопрос : Какие ягоды вы знаете ?

А где растут ягоды ? Правильно, по месту произрастания ягоды делятся на Садовые и лесные . Как вы думаете ребята, какие ягоды полезней ? (и те и другие ягоды полезные , в них много витаминов) .

К лесным ягодам относятся те , которые растут в лесах, на лесных опушках и болотных кочках.

Садовые ягоды - те , которые созревают на кустарниках и кустиках в саду .

А теперь, ребята, послушайте загадки про ягоды и угадайте про какие ягоды я говорю :

Эти ягоды , все знают, Нам лекарство заменяют. Если вы больны ангиной, Пейте на ночь чай с. (малиной) .

Куст с шипами, Ягодки с хвостами В зеленой одежке С полосатой стежкой. От ягодок - хруст , Что за куст? (крыжовник)

Ярко-красных, черных, белых Ягодок попробуй спелых . Сельский сад - их родина. Что это? (Смородина)

Повернулась к грядке боком, Налилась вся красным соком. Ей сестрица земляника. Что за ягодка ? (клубника)

Долгоножка хвалится : - Я ли не красавица? А всего-то - косточка Да красненькая кофточка! (вишня) .

– Что же это за ягодки ? Так где они все растут? Правильно, это садовые ягоды !

Садовые ягоды очень вкусные , сладкие, но еще и полезны! В них содержится большое количество витаминов. Из них варят варенье, которое помогает нам бороться с простудными заболеваниями (такое как малина, а в смородиновом варенье много витамина С, который делает его рекордсменом среди всех садовых ягод по содержанию его . Делают также мармелады и компоты, пастилу, джемы. А также ягоды замораживают и кушают всю зиму, а также сушат.

А сейчас нам девочки расскажут стихотворения про другие виды садовых ягод :

Ежевика так колюча,

Как сердитый ёжик.

Но она совсем не злючка -

Колется немножко.

Осторожно собирай

Небывалый урожай :

Посмотри - за рядом ряд

Чудо-ягоды висят . (Ксюша)

Жимолость у нас в саду

Пышным цветом расцвела.

Только к ней я не иду :

Там в цветке сидит пчела.

Но сказала мама мне :

«Пчёлкам тоже по весне

Витаминов надо.

Где их взять? Из сада!»…

Солнышко сильней пригреет,

Скоро жимолость созреет.

Буду ягодки срывать

И про пчёлку вспоминать (Алина К.)

И напоследок осталась самая необычная ягода , слушайте загадку.

Внутри он алый, сахарный, кафтан - зеленый, бархатный. (Арбуз) .

Арбуз, как ни странно является ягодой ! Арбуз – любимое лакомство и детей и взрослых. Без арбуза стол летом и осенью был бы непременно беднее. Из корок арбуза делают цукаты, из сока – арбузный мёд, из мякоти – патоку. Ну и конечно же арбуз кушают в сыром виде.

Аппликация «Корзина садовых ягод »

А теперь я предлагаю вам сделать аппликацию. Давайте наполним нашу корзинку садовыми ягодками .

Физ минутка

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их все лучи согрели.

Мы по ягоды идем ,

Дружно ягоды берем .

Посмотри-ка, погляди-ка,

Ах, какая земляника!

Ниже, ниже приседай,

А теперь скорей вставай!

Дружно хлопаем, ногами топаем,

Хорошо мы погуляли,

И немножечко устали!

Ну вот, мы с вами познакомились с садовыми ягодами , теперь пришло время отправиться на лесную полянку , чтобы познакомиться с лесными ягодами .

Музыка, друг за другом отправляемся в лес (на палас) .

Входим в лес.

Лес- это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы и большое количество ягод .

А какие ягоды мы с вами можем увидеть в лесу? (Дети называют лесные ягоды по картинкам ) .

Верно! Брусника, голубика, земляника, калина, клюква, крыжовник, малина, смородина, черника -это лесные ягоды .

Некоторые ягоды встречаются и в лесу, и в саду. Постарайтесь припомнить такие ягоды . Правильно! Малина бывает и садовой , и дикой. Садовая малина крупнее , слаще, а дикая хотя и помельче, но зато витаминов в ней больше!

Смородина, ежевика и земляника также бывают садовыми и лесными .

Что это за ягодка ? Это лесная земляника . Земляника – самая вкусная лесная ягода , которая уже появилась в наших лесах. Собирать землянику конечно хлопотно, но зато как приятно ее есть, особенно со сливками или с молоком. Все дети просто обожают землянику. Вы должны знать, что ягоды земляники не только вкусны, но и польза ее вне всякой конкуренции.

Слушайте загадку про следующую ягоду :

Под листиком на каждой ветке

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберет

Руки вымажет и рот.

А попробовав поймет (голубика) .

Голубику можно встретить в самых разных местах : и в сосняках, и в горах. В основном, голубику едят в свежем виде, потому что именно в свежих ягодах концентрация полезных веществ самая высокая. Голубикой угощаются как десертом, варят компоты и квасы.

А что это за ягода ? Черника - почти чёрного цвета, с сизоватым налётом и тёмно-пурпурной кисло-сладкой мякотью. Созревает черника в июле-августе. Замечено, что черника обостряет ночное зрение, уменьшает усталость глаз, тонизирует нервную систему.

Ну ка ребята, прочитайте нам стихи про другие лесные ягодки .

Нет кислее ягод этих ,

Только все равно приветь их.

Витамин в них - лучший друг вам.

Замечательная клюква! (Кристина)

У брусники вкус особый :

То ли кислый, то ли нет.

Сколько ты ее ни пробуй,

Не найдешь на то ответ.

А зеленые листочки

Не желтеют и зимой.

Приносили мы из леса

Эту ягоду домой . (Алиса К.)

А теперь мы, ребята, поиграем в игру.

Дидактическая игра «Исправь ошибку» .

Ребята, я буду говорить факты, а вы следите за мной, если я говорю верно, то вы хлопаете, если я говорю неверно, то вы топаете.

Земляника растет на дереве;

клюква растет на кусте;

брусника сладкая как сахар;

голубика красного цвета;

малину любят не только люди но и животные;

черника очень вредная для здоровья.

Ядовитые ягоды

Далеко не все ягоды полезны . Некоторые красивые, яркие ягоды смертельно опасны . Например волчье лыко и вороний глаз.

Волчье лыко - это невысокий кустарник , который цветет белыми или светло-розовыми цветочками, похожими на сирень. Плоды появляются прямо на стебле, созревают в июле. Внешне волчья ягода очень привлекательна : ярко-красная, блестящая, сочная. Дети так и тянутся попробовать эти красивые плоды. Однако волчья ягода целиком ядовита – и листики, и кора, и плоды представляют опасность, поскольку в них содержится токсичное вещество дафнин. Если прикоснуться к коре или потереть листья, то на коже могут возникнуть красные зудящие пятна и волдыри.

Вороний глаз - невысокие кустики этого растения встречаются только в лесу, их можно спутать с черникой или голубикой. Но отличить ядовитое растение несложно : ягодка растет одиночно , в середине четырехлистного венчика обладает весьма неприятным запахом. Одна или две ягоды большой опасности не представляют, а вот большее количество может привести к рвоте и поносу.

Будем ли мы собирать такие ягоды ? (нет) .

А сейчас мы с вами будем играть в игру «Лесные ягоды и садовые » .

Вот мы с вами поиграли и побывали в лесу и нам пора возвращаться. Проходите и садитесь на стульчики.

Подведение итогов :

– С чем мы ребята сегодня познакомились ?

– На какие виды делятся ягоды ?

– К садовым ягодам относятся какие ?

– К лесным ?

– А что за ядовитые ягоды вы знаете ?

Молодцы, ребята, все сегодня хорошо занимались и я вам приготовила небольшие подарки. Но для начала давайте скажем спасибо нащим гостям за то что они к нам пришли и угостим их вкусным и полезным мармеладом из ягодок .

А это вам ребята (раздаю раскраски и мармелад) . Занятие закончено , всем спасибо!

«Ягоды»

Цель: Уточнить представления о ягодах, особенностях их внешнего вида, местах произрастания.

Задачи: Обогащать словарный запас за счет названий ягод и продуктов из них приготавливаемых, учить использовать обобщающие понятия «овощи», «ягоды».
Развивать зрительную память, связную речь, логическое мышление.
Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: Предметные картинки: помидор, огурец, репа, баклажан, картофель, свёкла, земляника, корзинка, картинки для игры «Разложи по порядку», изображение травы, кустов и деревьев для игры «Составим картину», игра «Сложи картинку» по теме ягоды, изображение банки для игры «Варим варенье»

Ход занятия:

1. Игра «Что лишнее?»

На доске изображение овощей и 1 ягода (помидор, огурец, репа, баклажан, картофель, свёкла, земляника)

Что лишнее? Почему? Что такое овощи? Где растут?

2. . Игра «Узнай по описанию».

Соберём в корзинку овощи, я их буду описывать, а тот, кто узнает, возьмёт картинку с доски и положит в корзинку.

Круглый, гладкий, красный, сочный, любит свет.

Длинный, шершавый, зелёный, любит свет.

Круглая, жёлтая, сладкая, прячется в земле.

Длинный, гладкий, синий, любит свет.

Круглая, красная, любит темноту, кладут в борщ.

Овальная, коричневая, шершавая, прячется в земле.

3. Игра «Разложи по порядку».

Что осталось на доске? (ягодка)

Как она называется? (земляника)

Я капелька лета на тоненькой ножке,

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Весной из-под земли вырастает невысокий зелененький кустик.

Потом на нем появляются беленькие цветочки. Через некоторое время вместо них уже можно увидеть молодые зеленые ягодки. Можно ли их уже есть? Нет, они не созрели.

Потом ягоды на солнышке краснеют. Теперь их можно собрать в корзинки.

Перед вами картинки. Разложим их по порядку, как появляются ягодки земляники.

4. «Составим картину»

Ягоды растут в траве – клубника, земляника. И на кустах – малина, черника, ежевика, крыжовник. А так же на деревьях – рябина, калина.

Рассказ сопровождается показом картинок, которые педагог
помещает доску на подготовленные кусты, деревья, в траву.

Чем похожи все ягодки? Ягодки маленькие, только одна ягода очень-очень большая. Это – арбуз. (показать картинку).

5. Физминутка «Мы шли, шли, шли…»

Мы шли, шли, шли, землянику нашли,

1,2,3,4,5 мы идём искать опять!»

Дети шагают, потом наклоняются, как бы собирая ягодки.

6. Пальчиковая гимнастика. «Пальчик, пальчик-непоседа"

«Пальчик, пальчик-непоседа,

Где ты бегал, где обедал?

Я с мизинцем ел малинку,

С безымянным ел калинку,

Ел со средним землянику,

С указательным клубнику»

Загибаем пальчики на каждое название ягодки.

7. Игра «Сложи картинку» из 3-6 частей.

Назови ягодку. Почему она так называется?

Земляника – от слова «земля». Про нее и загадку придумали:

Кто любит меня, тот и рад поклониться,

А имя дала мне родная землица.

Малина – малиновая ягодка, состоит из многих малых ягодок.

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

Черника. Как вы думаете, почему так называется?

Брусника - Русское название "брусника" происходит от слова "брусвяный", что значит "красный".

8. Игра «Варим варенье»

Что можно приготовить из ягод? (варенье, сок, компот)

Как называется варенье из земляники? черники? клюквы? брусники?

педагог кидает мяч и называет ягоду, а ребенок – варенье, которое получится из этих ягод.

9. Итог занятия.

Назовите одним словом то, что нарисовано на этой картинке. (ягоды)
- В какие игры играли? Что больше всего понравилось?

Загадки о ягодах

Ягодку сорвать легко -

Ведь растет невысоко.

Под листочки загляни-ка -

Там созрела... (земляника)

Эту ягодку найдете

Не в саду, а на болоте.

Круглая, как пуговка,

Красненькая... (клюковка)

Не на шутку, а всерьез

Куст колючками оброс.

Темных ягодок сорви-ка.

Что за кустик? (Ежевика)

Эти ягоды, все знают,

Нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с... (малиной)

Ягоды лесные эти

Любят бурые медведи.

Не рябина, не калина,

А с колючками... (малина)

Много темно-синих бус

Кто-то уронил на куст.

Их в лукошко собери-ка.

Эти бусины -... (черника)

На колючей тонкой ветке

В полосатых майках детки.

Куст с шипами - не шиповник,

Как зовется он? (крыжовник)

Ярко-красных, черных, белых

Ягодок попробуй спелых.

Сельский сад - их родина.

Что это? (Смородина)

В красных платьицах сестрички

Прицепились за косички.

Летом в сад зайдите здешний -

Созревают там... (черешни)

Ягоды на тонкой ветке -

Все лозы родные детки.

Съешь всю гроздь и будешь рад.

Это - сладкий... (виноград)

Что за гроздья налитые

В листья спрятались резные?

Сок их пьют и так едят.

Эти гроздья -... (виноград)

Он тяжелый и пузатый,

Толстокожий, полосатый,

Сладкий, словно мед, на вкус.

Как зовут его? (Арбуз)

Повернулась к грядке боком,

Налилась вся красным соком.

Ей сестрица земляника.

Что за ягодка? (Клубника)

Полосатые мячи

К нам приехали с бахчи.

Сладок мяч такой на вкус.

Как зовется он? (Арбуз)

На колючем кустике

Желтенькие бусики.

Наступила осень тихо,

И созрела... (облепиха)

На болоте уродилась,

В мягкой травке притаилась.

Желтенькая брошка -

Ягодка... (морошка)



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.