Температура в учебных помещений не должна быть. О требованиях к микроклимату в образовательных учреждениях. Требования к естественному освещению

Человек, как известно, на 60% состоит из воды. А сколько воды должно быть в воздухе вокруг нас? Разбираемся в нормах влажности в квартире, детской и офисе.

Важность влажности

Воздух, которым мы дышим, всегда до какой-то степени наполнен водяными парами (мы, конечно, не берем во внимание пустынные регионы, не пригодные для жизни человека:)). Влажность воздуха указывает на содержание этих паров. Она бывает абсолютной и относительной.

Если мы измерим объем воды в кубометре воздуха, мы узнаем его абсолютную влажность. Представим, что мы взяли один кубометр воздуха и обнаружили в нем 13 г воды. Эти 13 г/м3 и есть его абсолютная влажность.

А вот если мы хотим вычислить относительную влажность воздуха, то потребуется знать две величины: максимально возможный объем воды в кубометре воздуха (он зависит от температуры: чем она выше, тем больше влаги может вместить воздух) и реальный объем воды в данном кубометре воздуха. Процентное отношение реального объема к максимально возможному и будет относительной влажностью воздуха. Например, кубометр воздуха температурой 24°С может вместить в себя максимум 21,8 г воды. Если мы нашли в нем 13 г воды, то его относительная влажность составляет около 60%.

Когда мы говорим о норме влажности воздуха, мы всегда имеем в виду относительную влажность, другими словами, нас интересует степень насыщенности воздуха влагой.

Какая норма влажности в квартире указана в официальных источниках? Строительные нормы для России прописаны в межгосударственном ГОСТе 30494-96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещении».

Согласно этому документу, оптимальной относительной влажностью в холодное время года считается 30-45%, а в теплое – 30-60%. Указаны в ГОСТе и предельные показатели: зимой, по мнению авторов, она не должна превышать 60%, а летом – 65%.

Стоит помнить о том, что указанные ГОСТом цифры предназначены в первую очередь не для жильцов зданий, а для тех, кто эти здания проектирует и обслуживает. Это видно, например, по тому, что ГОСТовская норма влажности в квартире зимой ниже, чем летом. Это связано с тем, что в холодное время года относительная влажность уличного воздуха значительно падает , когда он нагревается до комнатной температуры. Спроектировать и обслуживать здание так, чтобы в нем без значительных затрат поддерживались «летние» нормы влажности зимой, трудно. Но это не значит, что зимой человеческому организму нужно меньше влаги.

30% влажности – нижняя граница нормы по ГОСТу – многими ощущается как сухой воздух со всеми сопутствующими . Такая влажность недостаточна и для большинства комнатных растений: они начнут сохнуть и вянуть. Оптимальная влажность для распространенных в наших широтах комнатных цветов – 40-70%.

Норма влажности в детской комнате

Детский организм хуже, чем взрослый, справляется с вредными факторами окружающей среды. Дети быстрее мерзнут и быстрее перегреваются, легко простужаются, чаще подхватывают инфекции и тяжелее переносят болезни.

Поэтому микроклимат в детской должен способствовать поддержанию защитных сил детского организма, и влажность играет здесь далеко не последнюю роль. Воздух ни в коем случае не должен быть сухим. В сухом воздухе организм ребенка интенсивно теряет влагу. Слизистые носоглотки пересыхают и противостоять инфекциям, малыш может почувствовать зуд в глазах, а на чувствительной коже могут появиться шелушения.

Нормой влажности в квартире для ребенка считается 50-60%.

Известный детский доктор Евгений Комаровский настаивает на большем: 60% влажности он называет нормой для здорового ребенка и 70% рекомендует для малыша, подхватившего инфекцию (чем выше влажность воздуха, тем меньше пересыхают слизистые).

Норма влажности для ребенка зимой не отличается от летней. Но есть важный момент: и зимой, и летом температуру в детской комнате желательно поддерживать на уровне не выше 24°С. Если в комнате теплее, то влажность 60% превратит детскую в тропики: Вы наверняка по собственному опыту знаете, что высокая влажность переносится в жару намного труднее, чем в холода. К тому же, превышение указанной температурной нормы может вызвать перегрев организма ребенка, который приведет, опять же, к потере жидкостей, пересыханию слизистых и кожи.

Норма влажности на рабочем месте

Норма влажности на рабочем месте зависит от специфики труда. Разные типы производства требуют различных показателей влажности. Скажем, воздух в цветочных теплицах будет намного более влажным, чем на фармацевтическом производстве.

Если же говорить об офисной работе, то норма влажности в кабинете будет примерно такой же, как и для жилых помещений: 40-60%. Более высокая влажность крайне нежелательна, потому что может плохо повлиять на технику и документы. Впрочем, проблема повышенной влажности нехарактерна для офисных кабинетов. Намного более распространена противоположная проблема: слишком сухой воздух. Увлажнитель воздуха – уже привычный атрибут офисов. Как правило, это самый простой выход в случае, если влажность в кабинете не соответствует норме, главное – его установить.

Зная нормы влажности в жилом помещении и кабинетах, можно приступать к ее регулировке (если, конечно, это необходимо).

Самый надежный способ повысить влажность – установить увлажнитель воздуха с достаточным расходом воздуха. Если воздух в квартире очень сухой, то, возможно, придется подождать 7-10 дней, пока влагой наполнятся отделочные материалы и мебель: только после этого влажность воздуха начнет расти.

Автор-составительКатырова Алёнаобучающийся 8б класса РуководительПавлова Юлия Евгеньевна, учитель физики и информатики
изучение устройства и принципа работы психрометранаблюдать за температурным режимом школы наблюдать изменение влажности воздуха сравнение полученных данных с санитарно-гигиеническими нормамиизучение влияния влажности воздуха на самочувствие человека. исследовать влияние влажности воздуха и температуры на комнатные растения
температура и влажность воздуха школы соответствует санитарно-гигиеническим нормамесли поддерживать в помещениях нормальную влажность воздуха, то можно обезопасить себя от негативных воздействий на организм повышенной и пониженной влажности;при высокой температуре и низкой влажности растения начинают сохнуть

Мы решили измерить температуру в разных помещениях нашей школы. Мы проводили измерения с помощью лабораторного термометра.
После проведения наблюдений мы получили такие данные.
Кабинет
Температураt, 0С
ноябрь
декабрь
январь
Среднее значение
Информатики, 310
23
22
23
22,7
Физики, 317
22
24
25
23,7
Спортивный зал
18
17
19
18
Столовая
25
23
25
24,3
Коридор 2 этаж
21
18
17
18,7
Библиотека
23
23
26
24
Технологии
25
25
24
24,7
Кабинет начальных классов
23
24
24
23,7
1 этаж, раздевалки
17
15
17
16,3
Проведя исследования и наблюдения, мы выяснили, что температурный режим в школе соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Только на первом этаже возле раздевалок температура чуть ниже нормы.
Температура t, 0С
помещение
Информатики, 310
Физики, 317
Спортивный зал
Столовая
Коридор 2 этаж
Библиотека
Технологии
Кабинет начальных классов
1 этаж, раздевалки
Результаты измерений
22,7
23,7
18
24,3
18,7
24
24,7
23,7
16,3
СанПины
18-24
18-24
17-20
18-24
18-24
18-24
18-24
18-24
18-24
Говоря о влажности воздуха, имеют в виду количество водяного пара в воздухе. От влажности зависит интенсивность испарения влаги с поверхности кожи человека. А испарение влаги имеет большое значение для поддержания температуры тела постоянной. Влажность воздуха можно измерять разными способами с помощью гигрометра, психрометра, по точке росы.
Так как в течение учебного года ученикам приходится больше времени проводить в школе, то не маловажную роль играет состояние влажности в учебных кабинетах. Исходя из этого, мы решили узнать, влажность воздуха в помещениях школы. Измерения мы проводили с помощью психрометра.

В первую смену учатся большое количество обучающихся, из-за этого влажность к концу первой смены сильно увеличивается. Появление в школе герметичных пластиковых окон привело к изменению температурно-влажностного режима помещения. Утепление стен изнутри помещения избавило от сквозняков, но привело к изменению температурно-влажностного режима помещения. Высокая относительная влажность воздуха в помещении (выше 60%) чаще всего говорит о некачественной работе системы вентиляции.
понизить влажность до нормы можно, путём проветривания помещения; повышая температуру воздуха в помещении включить электрообогреватель; можно также поставить в помещении поваренную соль, древесный уголь, которые хорошо впитывают влагу. способностью поглощать влагу из воздуха обладает также негашеная известь;должна исправно работать система вентиляции;существуют специальные поглотители влаги, которые, впитывающее излишнюю влагу из воздуха, как губка.
Большинство растений привыкло к более влажному воздуху, чем тот, что окружает их в наших квартирах. От недостатка воды в воздухе они страдают гораздо чаще, чем от ее избытка. Мы провели несколько наблюдений и заметили, что домашние цветы, если их зимой поместить в помещение с низкой влажностью, например возле систем отопления, то они начинают вянуть, листочки опадают и цветок засыхает.
Проветривать помещение после каждого занятия;Для увеличения влажности и улучшения состава воздуха увеличить число зеленых комнатных растений; установить открытые емкости с водой (например: аквариум, декоративный фонтан), пористые увлажнители, которые, испаряясь, делает воздух более влажным;Простейший способ привести влажность воздуха в доме в норму – использование бытового увлажнителя воздуха.

Высокая работоспособность учащихся сохраняется длительное время, если учебная и производственная деятельность протекает при благоприятных микроклиматических условиях и световом режиме помещений, правильном подборе мебели, красивой внутренней отделке интерьеров.

Особое внимание нужно уделять состоянию воздуха в учебных и производственных помещениях.

Повышенная температура и влажность, бактериальная загрязнённость, повышенное содержание органических веществ, ухудшение ионного состава воздуха способствуют нарастанию утомления и снижению работоспособности учащихся.

Теплоощущение человека зависит от комплексного воздействия всех метеорологических факторов: температуры, влажности и подвижности воздуха.

Оптимальные и допустимые параметры микроклимата в учебных помещениях (кабинетах, лабораториях) для различных климатических районов представлены в таблице.

Показатели воздуха Зима Весна Осень
Климатический район
Холодный Умеренный Жаркий Умеренный Жаркий Умеренный Жаркий
Оптимальные Температура, °С 21-22 18-20 17-19 18-22 23-24 16-22 24-26
Относительная влажность, % 30-50
Подвижность, м/с 0,06-0,25 до 0,4 0,6-0,8 до 0,4 0,6-0,8
Допустимые Температура, °С 18-23 17-22 16-21 17-23 23-26 15-23 24-28
Относительная влажность, % 25-60
Подвижность, м/с до 0,3 до 1,0

В умеренном климатическом районе оптимальная температура воздуха в холодный период года в учебных помещениях должна быть в пределах 18-20°С, в производственных мастерских (слесарных, токарных, фрезерных) - 16-17°С, в рекреациях - 15-16°С. Относительная влажность воздуха в основных помещениях (кабинетах, лабораториях, мастерских) техникумов должна составлять 30-50%. Подвижность воздуха не должна превышать 1,0 м/с.

В течение учебного дня микроклимат в помещениях значительно изменяется. Меняется состав воздуха (химический, физический, бактериальный), возрастает концентрация углекислоты в воздухе (норма CO2 для закрытых помещений составляет 0,07-0,1%), что приводит к быстрому утомлению и снижению работоспособности. Это усугубляется накоплением органических веществ, наличие которых в воздухе обусловлено дыханием присутствующих людей, а также зависит от санитарного состояния кожи, одежды учащихся и самого помещения. Вместе с пылью, поднимающейся при движении учащихся, возрастает количество бактерий в воздухе, что небезопасно в эпидемиологическом отношении. При неблагоприятных условиях внешней среды уменьшается количество отрицательных ионов в воздухе, благоприятно действующих на организм. Температура воздуха также претерпевает значительные изменения: уже через 3-4 часа учебных занятий она повышается нередко на 4°, а к концу дня - на 5,5°. Повышение температуры и влажности окружающего воздуха снижает теплоотдачу организма, что приводит к тепловому дискомфорту (учащиеся жалуются на головную боль, общую слабость, чувство усталости), способствует более быстрому утомлению. Поэтому необходимо постоянно следить за воздушным режимом учебных и производственных помещений, своевременно их проветривать в часы, когда они свободны.

Эти часы нужно использовать для широкой аэрации, которая проводится под контролем врача и педагогов. Установлено, что работоспособность учащихся, занимающихся в течение учебного дня в хорошо проветренном помещении, в 1,5-2 раза выше, чем у учащихся, работающих в непроветренном помещении. Аэрация основных помещений техникумов должна производиться как с помощью естественной, так и искусственной вентиляции. Наилучшим устройством для естественного проветривания, особенно в холодное время года, являются фрамуги, снабжённые рычажными затворами, позволяющими без труда включать систему проветривания. В тёплое время года открывают окна. На зиму следует оставлять незамазанным одно окно для проветривания во время больших перемен, а также до и после занятий: при наличии центрального отопления оптимальная температура воздуха в помещениях быстро восстанавливается. В холодное время года во время занятий следует открывать фрамуги в рекреациях и коридорах, создавая необходимый запас свежего воздуха, а на время перемен их необходимо закрывать. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха. Так, в малые перемены (10 мин) при температуре наружного воздуха от +10 до +5°С продолжительность проветривания должна составлять 4-10 мин; соответственно при температуре от +5 до 0°С - 3-7 мин; от 0 до -5°С - 2-5 мин; от -5 до -10°С - 1-3 мин; ниже -10°С - 1,0-1,5 мин. Длительность проветривания между сменами при температуре воздуха от +10 до +5°С должна составлять 25-35 мин; соответственно при температуре от +5 до 0°С - 20-30 мин; от 0 до -5°С - 15-25 мин; от -5 до -10°С - 10-15 мин; ниже -10°С - 5-10 мин.

Большой эффект достигается при сквозном проветривании, но его можно проводить только при отсутствии учащихся в помещениях. Усилить интенсивность обмена воздуха можно с помощью вытяжной вентиляции на естественном побуждении или за счёт механического побудителя. Механическая вытяжная вентиляция должна быть рассчитана на автоматическое включение как на переменах, так и во время урока (1-2 раза на 5-10 мин). Систематический контроль за состоянием вентиляционных каналов и решёток и соблюдение режима проветривания помещений ведётся медицинским, педагогическим и хозяйственным персоналом. Решётки вентиляционных систем следует систематически очищать от пыли и не замазывать при побелке стен. Не реже двух раз в год должна проводиться очистка вентиляционных каналов. В последние годы широко используется система отопления, совмещённая с вентиляцией, обеспечивающая одновременно обогрев и вентиляцию учебных помещений во время занятий.

Что такое микроклимат и из каких показателей он складывается?

Микроклимат – это совокупность показателей климата среды внутри объекта/учреждения, складывается из трех показателей:1) температура воздуха; 2) относительная влажность воздуха; 3) интенсивность воздухообмена.

Наши дети большую часть времени проводят в образовательных учреждениях – в первую половину дня это детский сад или школа, во вторую это секции и кружки.

В холодное время года в связи с подъемом заболеваемости гриппом и ОРВИ, хотим обратить Ваше внимание на соблюдение требований к микроклимату помещений в образовательных учреждениях. Это как раз одно из мероприятий, направленных на профилактику острых респираторных вирусных инфекций и гриппа. Требования к микроклимату помещений в образовательных учреждениях регулируются санитарными правилами для дошкольных организаций - СанПиН 2.4.1.3049-13", для общеобразовательных учреждений СанПиН 2.4.2.2821-10", для образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14 ".

1) Температура воздуха - в помещениях школы для учебных помещений, кабинетов, столовой, рекреации, вестибюля, гардероба составляет 18 - 24°C, 17-20°C - для спортзала, комнаты для проведения секционных занятий, мастерских. Для основных помещений детского сада: 22-24°C - приемные, игровые ясельных групповых ячеек, 21-23°C - приемные, игровые младшей, средней, старшей групповых ячеек, 19-20°C - спальни всех групповых ячеек. В помещениях дополнительного образования для учебных кабинетов, помещений для музыкальных занятий, лекционных аудиторий - 20-22°C -, 18-22°C - в вестибюле и гардеробе, 17-20°C – в помещениях для занятий хореографией, спортом, техническим творчеством, 20-22°C - в раздевальных при спортивных залах и залах хореографии. Любое отклонение температуры от нормы, как снижение, так и повышение несет вред детскому организму. Чем выше температура в помещении, тем суше воздух. Сухой воздух приводит к пересыханию слизистых оболочек и отключает систему местного иммунитета.

2) Относительная влажность воздуха – относительная влажность воздуха во всех помещениях образовательных учреждений должна быть в пределах 40 - 60%.

3) Интенсивность воздухообмена главный способ его практической реализации является проветривание. Проветривание - самый эффективный способ профилактики ОРВИ в детских коллективах, так как вирусы мгновенно погибают в прохладном влажном движущемся воздухе и часами сохраняют свою активность в воздухе сухом, теплом и неподвижном. Все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться. Проветривание проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. Учебные помещения общеобразовательных организаций проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. Все помещения для занятий дополнительного образования должны ежедневно проветриваться во время перерывов между занятиями, между сменами и в конце дня. Во всех помещениях образовательных организаций сквозное проветривание в присутствии детей не проводится и проветривание через туалетные комнаты не допускается. Очень Важно помнить и соблюдать данные нормы в образовательных учреждениях! Нарушение параметров микроклимата (даже одного из показателей) как снижение, так и повышение ниже или выше пределов нормы может нанести большой вред детскому организму.

Требования к температурному режиму в образовательных организациях

В связи с наступлением холодного периода года, сезонным подъёмом респираторных заболеваний Управлением Роспотребнадзора по г. Москве усилен контроль за соблюдением образовательными организациями для детей и подростков требований к температурному режиму в помещениях.

В целях предотвращения неблагоприятного воздействия микроклимата помещений образовательных организаций на самочувствие, функциональное состояние, работоспособность и здоровье детей, разработаны требования к температурному режиму, которые являются обязательными для всех организаций не зависимо от форм собственности.

Здания дошкольных и общеобразовательных организаций оборудуются системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях. Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.

При установке ограждений отопительных приборов материалы должны быть безвредны для здоровья детей. Ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не допускаются.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» температура воздуха в приемных, игровых для ясельных групповых ячеек должна составлять - 22-24°C, для младшей, средней и старшей групповых ячеек - 21-23°C, в спальнях всех групповых ячеек - 19-20°C, в туалетных ясельных групп - 22-24°C, в туалетных дошкольных групп - 19-20°C, в помещениях медицинского назначения - 22- 24°C, в залах для музыкальных и гимнастических занятий - 19-20°C; в прогулочных верандах - не менее 12°C; в зале бассейна – не менее 29°C; в раздевалке с душевой бассейна – 25-26°C; в отапливаемых переходах - не менее 15°C.

Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть в пределах 40 - 60%.

Все помещения дошкольных организаций должны ежедневно проветриваться. Проветривание проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В групповых помещениях и спальнях обеспечивается естественное сквозное или угловое проветривание. Сквозное проветривание в присутствии детей не проводится. Проветривание через туалетные комнаты не допускается. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.

При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2 - 4°C.

В помещениях спален сквозное проветривание проводится до дневного сна.

При проветривании во время сна фрамуги, форточки открываются с одной стороны и закрываются за 30 минут до подъема.

В холодное время года фрамуги, форточки закрываются за 10 минут до отхода ко сну детей.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» температура воздуха в кабинетах, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18-24°C, в спортзале, мастерских – 17-20°C, спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования – 20-24°C, медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортзала – 20-22°C, душевых - 24-25°C, санитарных узлах и комнатах личной гигиены – 19-21°C.

В помещениях общеобразовательных организаций относительная влажность воздуха должна составлять 40 - 60%, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.

Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы. Рекомендуемая длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха: от +10 до +6°C в малые перемены 4 – 10 мин., 25 – 35 мин. в большие перемены; от +5 до 0°C в малые перемены 3 – 7 мин., 20 – 30 мин. в большие перемены; от 0 до -5°C в малые перемены 2 – 5 мин., 15 – 25 мин. в большие перемены; от -5 до -10°C в малые перемены 1 - 3 мин., 10 - 15 мин. в большие перемены; ниже -10°C в малые перемены 1 - 1,5 мин., 5 - 10 мин. в большие перемены.

Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах.

Необходимо во время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5°C и скорости движения ветра не более 2 м/с. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной - трех фрамуг.

При достижении температуры воздуха плюс 14 °C проветривание в спортивном зале следует прекращать.

Окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.

Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей в дошкольных организациях и учебных помещениях и кабинетах общеобразовательных организаций осуществляется с помощью бытовых термометров.

За истекший период нового 2018-2019 учебного года специалистами Управления Роспотребнадзора по г. Москве случаев нарушения образовательными организациями требований к температурному режиму в помещениях не установлено. Контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований к воздушно-тепловому режиму в детских садах и школах продолжается.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.