Построение учебного занятия по лёгкой атлетике. Учебно-тренировочное занятие по легкой атлетике Планирование тренировочных занятий по легкой атлетике

Тренировка 1.

Задачи: 1.Совершенствование техники бега на короткие дистанции.

2.Развитие скоростно-силовых качеств.

3.воспитание волевых качеств.

Вводная часть - 20минут.

1 .Инструктаж по технике безопасности на занятиях лёгкой атлетикой (инструкция № 05-01) - 2минуты.

2.Разминочный бег - 1км. (5кругов на стадионе или 2 круга в лесу) -8минут.

3.Разминка. Построение в одну шеренгу. 10минут.

1)И.п. - узкая стойка ноги врозь, руки на пояс. Наклоны головы вперед - назад, вправо - влево.

2)И.п. - узкая стойка ноги врозь, руки за голову. Повороты туловища влево, вправо.

3)И.п. - узкая стойка ноги врозь, руки к плечам. Круговые движения плечами вперед, назад.

4)И.п. - узкая стойка ноги врозь, руки внизу. Наклоны туловища влево и вправо, руки скользят вдоль тела.

5)И.п. - узкая стойка ноги врозь, руки вперед. Махи ногами (противоположными).

6)И.п. - узкая стойка ноги врозь, руки за голову. Приседания до уровня колен. Стараться держать спину прямо.10.

7)И.п. - узкая стойка ноги врозь, носки развернуты в стороны, руки свободно для равновесия. Приседания - 10раз.

8)И.п. - основная стойка, руки за голову. Полные приседания, пятки не отрывать, спину стараться держать прямо. 10раз.

9)И.п. - сед в сторону на бедро, руки вперед для равновесия. Перекаты.

10)И.п. - основная стойка. Выпады вперед поочередно правой и левой. 10раз каждой ногой.

11)И.п. - упор лёжа, руки на ширине плеч. Отжимания - 10раз.

12)И.п. - упор лёжа, руки на ширине плеч, ладони развернуты друг на друга. Отжимания - 10раз.

13)И.п. - упор лёжа, руки почти рядом друг с другом. Отжимания -10раз.

14)И.п. - основная стойка. Смешанные упоры - 10раз.

Основная часть - 1час 20мин.

7)Бег 200м. (1 круг) с высокого старта. После старта на каждых 20м. постепенно увеличивать скорость до максимальной, (через каждые 20м. расставить флажки) 1 серия.

2.Развитие скоростно-силовых качеств - 20минут.

1)Бег с высоким подниманием бедра, на месте и с незначительным продвижением вперед в различном темпе.

2)Прыжки на обеих ногах с небольшим продвижением вперед и подтягиванием согнутых ног (бедер) к груди. 2-3 серии по 10-20раз девочки и по 15-30раз мальчики.

3)И.п. - упор присев. Выпрыгивание вверх в положение прогнувшись. 8-10раз.

4)прыжки с места в длину. 8-Юраз с фиксацией или без фиксации дальности прыжка.

5)Тройной прыжок с места. 4-6раз с регистрацией или без регистрации результата.

6)Прыжки на одной ноге потом на другой с продвижением вперед. По 5-6 раз.

7)В парах. «Пистолетик». По 4-6 раз на каждой ноге - девочки, по 6-8раз - мальчики.

8)Многоскоки на обеих ногах. 4-6 раз на отрезках 10-15м.

З.Игра в футбол - 20минут.

Заключительная часть - 20минут.

1 .Игра «Борьба в квадратах»

размером 5х5 и два 2х2.

2.Игра в волейбол, пионербол.

Тренировка 2 .

Задачи: 1.Совершенствование бега на короткие дистанции.

2.Развитие силовых способностей.

3.Воспитание волевых качеств. Вводная часть - 20 минут.

1.Разминочный бег - 1 км. - 8 минут.

2.Разминка - 6минут.

3-4 - то же в другую сторону.

3)И.п. - основная стойка.

6)Тройной прыжок.

Основная часть- 1час 20мин.

1.Совершенствование техники бега на короткие дистанции - 40минут.

1)Бег 30м. с низкого старта в парах на перегонки. 3 серии.

2)Бег 30м. с низкого старта, на первых 10-15м. идет максимальный набор скорости, остальной отрезок - бег по инерции. В парах. 3 серии.

3)Бег по кругу, по свистку - ускорение, по второму свистку - медленный бег. 8-10 ускорений на 600м. (3 круга).

4)0тдых - игра в волейбол в кругу - 5минут.

5)Бег 60м. с низкого старта в парах на перегонки. 3 серии.

6)Бег 100м. (0,5 круга) с низкого старта в парах на перегонки. 3 серии.

7)Бег 200м. (1 круг) с высокого старта. После старта на каждых 20м.

постепенно увеличивать скорость до максимальной, (через каждые

20м. расставить флажки) 1 серия.

2.Отдых - игра в волейбол в кругу - 10 минут.

3.Развитие силовых качеств - 20 минут.

1)И.п. - узкая стойка ноги врозь, полунаклон туловища вперед, «блин» за головой. Круговые движения туловища с максимальной амплитудой вправо и влево. По 6-8 вращений в каждую сторону.

2)Приседания на одной ноге («пистолет»). Выполнить максимальное количество раз на правой и левой ноге. Разрешается придерживаться рукой за опору.

3)Подскоки на месте с отягощением на плечах (гриф штанги весом 10-15 кг.) 15-20 раз - мальчики, 8-13 раз - девочки.

4)Наклоны вперед с грузом 10-15 кг. на плечах 15 раз - мальчики, 10 раз девочки.

5)И.п. - вис на перекладине. Круги ногами влево и вправо. Ноги

прямые или чуть согнутые в коленях. По 4-6 кругов в каждую сторону.

4.Игра в футбол - 10 минут.

Заключительная часть - 20минут.

1 .Игра «Борьба в квадратах»

На волейбольной площадке посередине начертить 3 квадрата: один

размером 5х5 и два 2х2.

Все играющие становятся в большой квадрат. По сигналу каждый

стремится остаться в большом квадрате, выталкивая соседа в малый

квадрат. Перешедшие в следующий квадрат продолжают борьбу в нем.

Выигрывают те, кто сумел остаться в большом квадрате.

Во время борьбы можно захватывать соперника только за руки и

туловище. Нельзя нападать на игрока сзади. Выбывшим считается тот,

кто двумя ногами перейдет ограничивающие линии.

2.Игра в волейбол, пионербол.

Тренировка 3.

Задачи: 1.Учить технике бега на средние дистанции.

2.Совершенствовать технику бега на короткие дистанции.

3.Развивать скоростно-силовые качества.

4.Воспитывать волевые качества.

Вводная часть - 20 минут.

1-Разминочный бег - 10 минут в медленном темпе (пульс не выше 120уд./мин.).

2-Разминка - 6минут.

1)И.п. - руки сцеплены внизу. 1-2 - руки вверх, подняться на носки и потянуться;

3-4 - опуская руки через стороны, вернуться в и.п.

2)И.п. - узкая стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 - наклон вправо с одновременным поворотом туловища вправо;

3-4 - то же в другую сторону.

3)И.п. - основная стойка.

1 - дугами влево руки вверх и наклон вправо;

2 - обратным движением вернуться в и.п.;

3-4 - то же в другую сторону. В исходном положении не останавливаться.

4)И.п. - упор лёжа. На каждый счет прыжками смена положений ног.

5)И.п. - основная стойка. Смешанные упоры.

6)И.п. - основная стойка. Прыжки с высоким подниманием бедер к груди.

7)И.п. - основная стойка. Прыжки вверх прогнувшись, руки вверх.

8)Растяжка мышц ног (попытка сесть на шпагат).

З.Спец. беговые упражнения - 6 минут.

1)Бег с высоким поднимаем бедра на месте и в движении.

2)Бег прыжками вперед (энергично отталкиваясь стопой) с постепенным увеличением темпа.

3)Семенящий бег. Упражнение следует выполнять мелкими, но быстрыми и свободными шагами.

4)Бег с захлестыванием голени назад на месте и в движении.

5)Выпрыгивания вверх с продвижением вперед.

6)Тройной прыжок.

7)Прыжки на одной ноге с продвижением вперед.

Основная часть - 1 час 20 минут.

1.Обучение технике бега на средние дистанции - 30 минут.

1)Рассказ о технике бега на средние дистанции (как стартовать, постепенное увеличение скорости бега, финиширование).

2)Пробегание отрезков по 200м. по 3-4 человека - 3 серии, с отдыхом 1-2 минуты.

3) Ускорения на 100м.(0,5круга), равномерные с плавным нарастанием темпа шагов до максимального.

4)Ускорения на 100м. с переменой темпа (каждые 5-6 пар шагов быстрого бега через 5-6 пар шагов свободного бега по инерции).

5)Ускорения на 100м. с минимальной частотой шагов.

6)Ускорения на 100м. с максимальной частотой шагов.

7)Пробегание отрезков 800м. в медленном темпе с постепенным

увеличением скорости бега (по свистку увеличивать темп на 2-3

беговых шага; свисток - через каждые 100м.).

2.0тдых - 20 минут. Игра в футбол, волейбол в кругу.

3.Совершенствование техники бега на короткие дистанции - 30 минут.

1)Бег 30м. с низкого старта в парах на перегонки. 3 серии.

2)Бег 30м. с низкого старта, на первых 10-15м. идет максимальный набор скорости, остальной отрезок - бег по инерции. В парах. 3 серии.

3)Бег по кругу, по свистку - ускорение, по второму свистку -медленный бег. 8-10 ускорений на 600м. (3круга).

4)Бег 60м. с низкого старта в парах на перегонки. 3 серии.

5)Бег 100м. (0,5 круга) с низкого старта в парах на перегонки. 3 серии. Заключительная часть - 20 минут.

1 .Развитие скоростно-силовых качеств - 10 минут. Выполнять в максимально быстром темпе.

1)Прыжки через скамейку боком - 30 раз.

2)Прыжки на скамейке со сменой ног - 50 раз.

3)Прыжки на обеих ногах, спрыгивая и запрыгивая на возвышение высотой 30-40см. То же на одной ноге.

4)Прыжки на одной ноге с продвижением вперед и подтягиванием толчковой ноги вперед-вверх.

5)Бег прыжками с ноги на ногу с высоким подниманием колена маховой ноги и полным выпрямлением толчковой.

6)выпрыгивание вперед - вверх на каждый третий или пятый шаг по ходу бега. Приземляться на маховую ногу.

2.Игра «Снайперы». Проводится на площадке. Играющие делятся на две команды. Одна находится в поле, другая располагается за лицевой линией площадки. Мяч (волейбольный) находится у второй команды. Один из игроков второй команды выполняет подачу мяча вверх (как в волейболе) - постараться, чтобы мяч побыл в воздухе как можно больше. После подачи игрок старается перебежать через площадку за противоположную лицевую линию. Игроки первой команды, поймав мяч, стараются осалить бегущего игрока, передавая мяч передачами. Если им удалось осалить игрока, то команды меняются местами.

План тренировочного занятия по легкой атлетике

Период: подготовительный

Тема занятия: Обучение технике прыжка в высоту способом «перешагивание».

Задачи занятия:

    ознакомление с техникой прыжка в высоту способом «перешагивание»

    обучение технике отталкивания и перехода планки

    совершенствование техники бега с низкого старта

Спортивный инвентарь: свисток, секундомер, маты, стойки, планка, гимнастическая скамейка, волейбольный мяч.

Место проведения: спортивный зал.

I . Разминка .

Дозиров-ка (мин)

1. Построение, приветствие.
Сообщение задач занятия

2. Медленный бег

Бег равномерный, без рывков

3. Общеразвивающие упражнения

Наклоны головы в сторону

Повороты головы вправо, влево

Круговые движения руками в одну, затем в другую сторону

Рывки руками с поворотом туловища

Наклоны вперёд, вниз

Прогибы назад

Вращение корпуса в одну, затем в другую сторону

Выпад вперёд, смена ноги прыжком

Присед на левую ногу правая в сторону, противоположная рука на стопе, выход на прямую левую ногу без отрыва руки от стопы

Упор присев, левая нога прямая, смена ног под счёт

Упор присев, упор лёжа, упор присев, встать

приседание (руки на полу), разогнуть ноги, не отрывая рук от пола

Сохранять равновесие

Руки держать прямыми

Спину держать прямо

Колени не гибать

Голову не запрокидывать назад

Постараться полностью разогнуть ноги

4.Специальные беговые упражнения:
– бег с высоким подниманием бедра
– бег с захлестыванием голени назад

-«ножницы»

– многоскоки

– бег с ускорением

Корпус наклонен слегка, поднимая бедро-носок вниз

Приземление на носок, стопы держать мягко

Руки согнуты в локтях, кулак слегка сжат

Не поднимать высоко подбородок

II .Основная часть.

Дозиров-ка (мин)

Организационно-методические указания

1. Прыжки через препятствие:

Прыжок в беге

Прыжок с отталкиванием двумя ногами

Прыжок в беге с поворотом

Прыжок с отталкиванием двумя ногами с поворотом

Скорость движения вперед перевести в скорость полёта

2 Маховые движения ногой

Выполнение махов свободной ногой, слегка поднимаясь на толчковой ноге (стоя боком у стены и держась за неё)

3. Имитация техники постановки ноги и отталкивания в сочетании с маховыми движениями ногой и руками

Встать на маховую ногу, толчковую отставить назад. Сделать шаг толчковой вперёд, вывести на неё таз. Рука согнута в локте, одновременный мах ноги и руки, с отталкиванием вверх.

4. Прыжки с 3-х шагов разбега через гимнастическую.скамейку с выполнением «ухода» от неё.

Отталкивание энергичное с выносом маховой ноги до горизонт. положения

5. Прыжки через планку:

Преодоление планки в шаге

Прыжок через планку без разбега

Выполнение прыжка в целом

Подход к планке под углом 35 о -45 о. Приземление на маховую ногу. Носок маховой ноги и колено должны быть немного повёрнуты в сторону планки. Это способствует быстрому уведению таза от планки. При разучивании отдельных элементов прыжка обратить внимание на умение сохранять при приземлении равновесие и мягко гасить силу тяжести тела в случае падения.

6.Бег с низкого старта

Повторение исходного положения низкого старта. После команды «Внимание!» спринтер отрывает колено от земли, поднимает таз несколько выше плеч и подает туловище вперед вверх. При этом ноги несколько выпрямляются, тяжесть тела переходит на руки. После команды «Марш!» бегун отрывает руки от дорожки и одновременно отталкивается ногами. При выполнении стартового разгона следить за наклоном туловища и головы.

8.Передача волейбольного мяча через сетку

Разделить детей на две команды.

9.Игра «пионербол»

Отметить лучших игроков.

III . Заключительная часть.

Дозиров-ка (мин)

Организационно-методические указания

1.Медленный бег

2.Упражнения на расслабление.

3.Подведение итогов занятия.

Назвать характерные ошибки. Отметить лучших учеников.

Спортивная тренировка это многолетний, круглогодичный, систематический процесс, направленный на достижение высоких спортивных результатов. Тренировка предусматривает достижения физического совершенства, воспитания спортсмена, обучение его рациональной технике, повышение его функциональных возможностей.

Основы тренировки составляют общие закономерности и положения, на которых базируются тренировочный процесс во всех видах лёгкой атлетики. Это цель и задачи тренировки, принципы, основные средства и методы, виды подготовки, методика развития физических качеств, построение тренировочных занятий, планирование, основные принципы управления тренировочным процессом, многолетняя подготовка.

Главная цель тренировки легкоатлета - хорошее здоровье, всестороннее развитие достижение высоких результатов

Основной организационной формой тренировочного процесса легкоатлетов являются групповые или индивидуальные тренировочные занятия продолжительностью 2 часа и более. Основные тренировочные занятия могут дополнятся утренней зарядкой, подвижными играми, одной из форм тренировочного занятия являются соревнования
Независимо от формы проведения занятий необходимо соблюдать следующее правило: нагрузка постепенно возрастает, достигая максимума примерно в середине занятия, а затем снова снижается.

Тренировочное занятие по лёгкой атлетике состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной

Подготовительная часть (разминка) способствует повышению работоспособности организма, настраивает на предстоящую работу. Она состоит из комплекса специально подобранных упражнений, выполняемых с постепенным повышением нагрузки. Обычно разминка состоит из двух частей - общей и специальной. В общей спортсмен разогревается и поднимает работоспособность организма, в специальной - готовится к выполнению предстоящей специфической тренировочной работе.

Первую часть разминки составляет бег в спокойном темпе, иногда с лёгкими ускорениями, затем выполняются 8-12 . общеразвивающих упражнений с 10- 14 повторениями.

Во вторую часть разминки входят специальные упражнения, подготовляющие спортсмена к совершенствованию техники и развитию физических качеств применительно к избранному виду лёгкой атлетики

Длительность разминки 30-40 минут. Даже в сильно жаркую погоду её не следует сильно сокращать, так как внешнее тепло не может заменить пользу упражнений
В основной части занятия решаются задачи повышения всесторонней и специальной подготовленности занимающихся, совершенствование техники тактики избранного вида спорта лёгкой атлетики, воспитание волевых качеств. Здесь целесообразна следующая последовательность упражнений.

I) - для обучения техники и совершенствования в ней.
II) - для развития быстроты и ловкости.
III) - для развития силовых и скоростно - силовых качеств.
IV) - для развития выносливости.

Параллельно решаются задачи тактической, теоретической и психологической подготовки
Не все указанные упражнения обязательно включаются в каждое занятие лёгкоатлета. Не рекомендуется всегда последовательность. Все средства и методы тренировки применяются в занятиях творчески, исходя из наилучшего решения конкретной задачи.
Заключительная часть занятия необходима для постепенного снижения нагрузки и приведения организма в состояние, близкое к норме. В заключительной части обычно выполняется в течении 4 - 8 минут медленного бега в равномерном темпе, переходящий затем в ходьбу продолжительностью 3 - 7 минут. можно выполнить несколько упражнений на расслабление.

Для достижения высоких спортивных результатов необходимо в занятиях применять большие нагрузки, к которым следует подходить постепенно, повышать нагрузку можно различными способами: увеличением плотности и продолжительности занятий, а также за счёт количества повторений упражнений, повышения их интенсивности, сокращения интервалов отдыха.

В настоящее время лёгкоатлеты высокой квалификации тренируются 6 - 14 раз в неделю, эффективность воздействия тренировочных упражнений определяется их дозировкой т. е. Объёмом, интенсивностью, сложностью, психической напряжённостью.

План- конспект учебно-тренировочного занятия по легкой атлетике для

группы начальной подготовки 3-его года обучения

Тренер-преподаватель

Короткова М.А.

Тема: Обучение техники барьерного бега

Дата проведения : 23.09.2015

Период: Подготовительный

Цель: Способствовать развитию скоростно-силовых способностей

Метод проведения: фронтальный, групповой, индивидуальный, поточный, игровой

Задачи :

Образовательные: совершенствование техники барьерного бега, перехода через барьеры с ходьбы, наклона туловища при преодолении барьера

Воспитательные: Воспитание дисциплинированности, коммуникативности, самостоятельности; воспитание потребности и умения сознательно применять различные упражнения в целях укрепления своего здоровья.

Оздоровительные: Развитие скоростно-силовых качеств, взрывной силы, точности движений, ловкости с помощью общеразвивающих упражнений; формирование мотивации к здоровому образу жизни.

Продолжительность: 90 мин.

Место проведения: стадион

Оборудование и инвентарь: свисток; барьеры; рулетка

Часть занятия

Содержание

Дозировка

Организационно-методические указания

1 . Вводно-подготовительная – 35 мин

1. Построение, сообщение задач занятия,

2. Техника безопасности на занятиях по легкой атлетике

3. Объяснить современную технику б/бега. Показ преподавателем двигательного действия

Шагом марш! - Бегом марш!

4.Бег в умеренном равномерном темпе с сохранением дистанции.

5. Комплекс ОРУ и подводящих упражнений поточным методом до фишки, возвращаясь шагом на исходную.

Бег с высоким подниманием бедра

Многоскоки

Бег с захлёстыванием голени

Бег змейкой

Прыжки на левой ноге

-поточные прыжки с ноги на ногу за счет преимущественного отталкивания стопой с небольшим продвижением вперед (25-30 см)

Многоскоки

Прыжки в шаге, отталкиваясь толчковой ногой через1-3 беговых шага с приземлением на маховую ногу

Бег с максимальным ускорением

5 мин

3 мин

5 мин

6 мин

16 мин

Построение в шеренгу, выполнение команд «Смирно!», «Вольно!» Обеспечить конкретность задач, доступность формулировок. Содействовать активизации внимания и организованности учащихся.

Способствовать формированию у обучающихся представления о технике барьерного бега

Дистанция 2 шага. Обратить внимание на сохранение правильной осанки.

Поднимать колено выше 90°

Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани и подвижности в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах

Корпус слегка наклонен, поднимая бедро-носок на себя

Приземление на носок, стопы держать мягко

Руки согнуты в локтях, кулак слегка сжат

Поддерживать максимальную скорость за счет темпа и длины шагов

2. Основная- 45 мин

1.1 Раздельное обучение бегу с барьерами:

1 ) С обычной ходьбы преодолеть барьерным шагом 3-4 препятствия высотой 76 см. поставленных на расстоянии 3,5м

2) То же, но с разбега 10 м

3) Стоя верхом над низким барьером, изучить переход через барьер каждой ногой.

4) Стоя у стенки поднимать согнутую маховую ногу, быстро выпрямиться в колене.

5) Стоя сбоку барьера, переносить толчковую ногу через барьер, опираясь руками о какой – либо предмет.

6) Перешагивание через барьер из положения, стоя верхом над барьером высотой 76см на месте.

2.1 Научить наклону туловища при преодолении барьера в сочетании с правильными движениями руками и ногами.

1). Медленный бег через барьеры поставленных на расстоянии 4-6-8 беговых шагов разбега.

2). Сидя в положении перехода через барьер на грунте, наклоны туловища в сочетании с движениями руками и толчковой ногой.

3). Сидя верхом в широком шаге на гимнастической скамейке, наклоны туловища вперед с одновременным движением толчковой ногой и руками как при преодолении барьера.

4). Бег через барьеры 3-4 м один от другого, проходя препятствие только через одну ногу.

3.1 Бег со старта до 1 барьера и между ними в требуемом ритме. Бег с высокого старта за 8 шагов до 1 барьера в сочетании с преодолением двух барьеров, поставленных на укороченном расстоянии (8м-8,50) в 3м между барьерами.

4.1 Совершенствование техники в целостном упражнении.

1). Бег через разное кол-во барьеров с высокого и низкого старта с различной скоростью.

2). Бег через барьеры, расставленные на уменьшенном и увеличенном расстоянии.

10 мин

10 мин

10 мин

15 мин

Анализ техники. В практическом выполнении упр. обратить внимание на смелое под хождение к барьеру в стиле гладкого бега, бросок на барьер и связь ритма преодоления барьера с бегом между препятствиями.

Следить за непрерывным и активным движением обеими ногами (особенно толчковой) при преодолении барьера, ходьбу или разбег до барьера совершить на передней части стопы. Движение руками выполнять без рывков.

Особенно не желательно отводить напряженную прямую руку, одноименную толковой ноге во время приземления и выполнения первого шага. Для лучшего овладения согласованным движением конечностей следует, стоя верхом над барьером, освоить движение ногами, а затем согласовать их с движениями руками.

Следить за тем, чтобы не было преждевременного наклона туловища при входе на барьер.

Нормальный «беговой» наклон следует возможно больше увеличить лишь в конце отталкивания, чтобы преодолеть барьер - это упражнение выполняется разгибания маховой ноги с выносом разноименной руки вперед.

Со старта следует уверенно и смело подбежать к препятствию, не наклоняя туловище назад. Туловище все время удерживать в «беговом» наклоне, который увеличивается при входе на барьер. Движения должны быть не принужденными и свободными, чтобы ритм бега сочетался с преодолением его.

Овладевая техникой б/бега добиваться непрерывности всех движений над барьером и такого ритма бега между препятствиями, который сочетался бы с их преодолением, избегая лишних колебаний ОЦТ.

Продолжить бег даже после сбивания барьера сохраняя ритм.

Заключительная – 10 мин

1. Медленный заминочный бег

2. Комплекс восстанавливающих и релаксирующих упражнений

3.Подведение итогов занятия

4 мин

3 мин

3 мин

Стимулировать учащихся к самоанализу результативности работы на занятии.

Оценить степень решения задач учебно-тренировочного занятия.

Поурочные рабочие планы по лёгкой атлетике.

Разработал для преподавателей ВУЗов Плужнов Анатолий Евгеньевич,

старший преподаватель кафедры теории и практики физической культуры и спорта Костанайского государственного педагогического института.
Содержание стр.
Введение……………………………………………………………………………………………1

Поурочные рабочие планы по лёгкой атлетике – 1 курс………………………………………..3

Поурочные рабочие планы по лёгкой атлетике – 2 курс……………………………………....22

Приложение 1. Ошибки при выполнении легкоатлетических

Приложение 2. Упражнения для развития физических качеств………………………………41

Приложение 3. Подвижные игры по лёгкой атлетике…………………………………………42

Список использованной литературы……………………………………………………………44


Введение.
Занятие по легкой атлетике слагается из многих взаимосвязанных компонентов, которые и определяют его содержание.

Основными принципами занятия являются:

Постоянная реализация основного педагогического закона - единство обучения и воспитания;

Продуманный и рациональный подбор учебного материала;

Знание техники и методики обучения различных видов легкой атлетики, умение самому продемонстрировать легкоатлетические упражнения;

Учет возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся;

Развивать и совершенствовать физические качества;

Постоянно способствовать развитию функционального состояния учащихся;

Использовать индивидуальные и групповые формы занятия;

Планировать ситуации, которые помогли бы учащимся использовать навыки легкоатлети-ческих упражнений в повседневной жизни.

Для повышения производительности занятия необходимо использовать упражнения, которые пробуждали бы интерес к двигательной деятельности, повышали бы эмоциональное состояние учащихся.

Опыт преподавателей ВУЗов показывает, что монотонные упражнения резко снижают интерес к занятиям. К таким видам относится обычная длительная и спортивная ходьба, бег, кроссы. Применение подобных упражнений с различными изменяющимися заданиями (бег с ускорением, в парах, тройной, через препятствия и т.д.) значительно повышает эмоциональность выполнения упражнений. В подготовительной части занятия целесообразно использовать выполнение ритмических упражнений под музыку (аэробика, спортивные танцы).

Все занятия необходимо проводить с высокой плотностью и обеспечивать постоянную занятость и активность каждого учащегося.

Необходимо предусмотреть рациональное соотношение физических нагрузок и отдыха. После интенсивных беговых упражнений необходимо проводить упражнения на гибкость и на осанку.

Необходимо использовать мотивированные оценки за выполнение техники легкоат-летических упражнений и уровень развития физических качеств. Низкий уровень развития качеств или плохое владение техникой упражнений вызывает негативное отношение к таким учащимся. Поэтому на всех занятиях необходимо целенаправленно включать упражнения на развитие физических качеств. Рекомендуется использовать такие варианты: развивать скоростные качества (время реакции, способность к ускорению, время одиночного движения, целостное выполнение упражнения до 6сек.; скоростно-силовые качества или ловкость), скоростно-силовые качества и ловкость; быстроту и гибкость; силу и гибкость; выносливость и гибкость.

Современное занятие должно предусматривать формирование необходимости приобретения теоретических знаний о технике выполнения упражнения, основам физических качеств, влияния занятий легкоатлетическими упражнениями на организм человека.

Специфические особенности различных вариантов бега, прыжков и метаний создают благоприятные возможности для воспитания морально-волевых качеств и трудолюбия.

По мере возможности занятия по легкой атлетике необходимо проводить на спортивной площадке, стадионе.

Обязательным компонентом занятия должны быть домашние задания. Они предусматрива-ют выполнение отдельных элементов техники упражнений, развитие физических качеств, приобретение теоретических знаний. Домашние задания разрабатываются преподавателем строго дифференцировано и должны содержать обязательный практический материал.

Каждое занятие по легкой атлетике требует высокого уровня организации. Это связано со сложностью выполнения легкоатлетических упражнений и обеспечение безопасности занятий. Должны быть исключены любые метания, стоя лицом друг к другу, встречные скоростные упражнения, эстафеты, прыжки на необорудованных местах, выполнение упражнений на скользком и мокром грунте.

Учитывая вышеприведенные общие методические рекомендации при составлении конспектов занятий руководствоваться следующими методическими установками.

В эту часть занятия необходимо включать различные построения, перестроения, уделять особое внимание осанке, а также четкому выполнению всех команд.

Целесообразно использовать различные комплексы упражнений на месте, в движении, в парах, в группах, со скакалкой и другими предметами. Включать упражнения, которые имеют эмоциональную окраску, использовать музыкальное сопровождение. Характерно, что в подготовительную часть занятия надо включать упражнения, которые не вызывают затруднения в их выполнении.

Необходимо в большом объеме включать упражнения для развития выносливости, силы, гибкости, скоростных качеств. На эту часть урока отводится 8-12 минут от общего времени. Необходимо и соблюдать следующее условие - упражнения подготовительной части не должны вызывать утомления.

Основная часть занятия. В этой части занятия предусматривается высокий уровень физических нагрузок и максимально использовать все имеющиеся условия для повышения эффективности обучения и воспитания. Необходимо четко соблюдать методическую последовательность в освоении видов легкой атлетики. Например, упражнения, связанные с точностью движений, сложной координацией, проявлением скоростно-силовых качеств и ловкости, целесообразно осваивать в начале основной части занятия, а упражнения на развитие силы и выносливости - в конце.

Подбор и использование упражнений для обучения и закрепления техники видов необходимо осуществлять по трем группам: а) общеподготовительные; б) подводящие, состоящие из имитационных и специальных; в) основные (целостное выполнение упражнений).

Упражнения целесообразно чередовать между собой, решая одновременно задачу сопряженного обучения технике с развитием необходимых двигательных качеств.

При разучивании и закреплении техники упражнений необходимо использовать групповой или поточный метод обучения. Это требует четкой организации группы и подготовки мест занятий и инвентаря. На основную часть занятия отводится 75 минут от общего времени.

Проведение этой части занятия зависит от последующих занятий учащегося. Если есть последующие занятия, то в заключительной части занятия необходимо предусмотреть комплексы спокойных размеренных упражнений, направленных на расслабление, на внимание, на развитие гибкости, а также самомассаж. Задача состоит в том, чтобы в течение 3-5 минут снять эмоциональное и нервно-мышечное возбуждение.

В другом случае, если занятие проводится последним в расписании, то необходимо применять интенсивную нагрузку и в этой части занятия. Однако интенсивность не должна превышать уровня основной части. Можно проводить небольшие соревнования, игры с мячом, разнообразные эстафеты с полосой препятствий, комплексы упражнений на развитие скоростно-силовой выносливости и ловкости, силы и гибкости.

При построении плана проведения занятия необходимо соблюдать главное условие - подготовка и укрепление опорно-двигательного аппарата. Особенно необходимо предусматривать развитие силы мышц сгибателей и разгибателей стопы. Все виды легкой атлетики выполняются через взаимодействие с опорой, когда тело находится в вертикальном положении. Поэтому на опорно-двигательный аппарат и, особенно, стопу воздействуют значительные по величине нагрузки. Это требует систематического развития силы мышц туловища, конечностей. Если же постоянная нагрузка не чередуется с другими группами мышц, чему способствует чередование позы тела и исходных положений, то это может привести к развитию плоскостопия.

В занятиях по легкой атлетике необходимо применять следующие группы средств для укрепления стопы: а) силовые упражнения на развитие и укрепление мышц, опоясывающих стопу, которые связаны с удержанием ее нормального свода; б) скоростные и силовые упражнения для развития силы икроножной, сгибателей и разгибателей пальцев стопы; в)прыжковые упражнения, направленные на упругость продольного свода стопы (упражнения типа: быстрый перекат с пятки на носок, подъем на пальцах на возвышенность пятки ниже опоры, различные прыжковые упражнения с одной ноги на другую, прыжки в "глубину" с отскоком при высоте опоры 20-40 см. Для укрепления стопы необходимо выполнять упражнения при различной по твердости опоры (опилки, деревянное покрытие, резина, травяной грунт, песок). Развитие силы мышц сгибателей и разгибателей стопы, связочного аппарата должно находиться в поле внимания преподавателя.

Очень важно правильно разместить учебный материал по составным частям занятия. Предла-гается один из вариантов размещения учебных заданий в занятии:

Подготовительная часть занятия. Строевые упражнения, упражнения на осанку, бег с преодолением препятствий, с изменением темпа, направления, в ритме танца. Общеподготовитель-ные и специальные упражнения, направленные на подготовку к основной части занятия и видов легкой атлетики командные эстафеты, бег с форой, с переноской набивного мяча. Возможна и кроссовая подготовка, но она должна быть четко спланирована.

Основная часть занятия. Вначале выполняется комплекс подводящих упражнений, а затем облегченный вариант целостного упражнения или связки основных фаз. В заключение обязательно планируются скоростные и скоростно-силовые игры, эстафеты с набивными мячами. Все это должно способствовать развитию качеств.

Заключительная часть занятия. Предусматривает снижение интенсивности физических нагрузок с выполнением упражнений на гибкость, ловкость, координацию, внимание.

В заключении необходимо особо подчеркнуть, что при выполнении легкоатлетических упражнений необходимо избегать чрезмерных нагрузок на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, длительных напряжений статического характера, перенапряжения опорно-двигательного аппарата, монотонных длительных упражнений. При обучении нежелательно применять слишком длинное объяснение.

Таким образом, методика построения легкоатлетического занятия в ВУЗе представляет собой сложный процесс учебно-воспитательной работы преподавателя. Это предъявляет к преподавателю физического воспитания высокие требования к профессиональным знаниям и практическим навыкам.
Поурочные рабочие планы по лёгкой атлетике – 1 курс.
Занятие №1

Лекция №1. Физическая культура как социальное явление в жизни общества.
Занятие №2

Задачи:

1.Методическое занятие №1. Техника безопасности на занятиях физической культурой.

2. Развитие силы ног.

3.Обучение гладкому бегу в равномерном темпе.


- 60мин.:

- методическое занятие №1. Техника безопасности на занятиях физической культурой – 35мин .;

Ходьба, бег, общеразвивающие упражнения в круге – 15мин.;

Ускорения 3 х 40м.

2.Основная часть – 35мин.

Развитие силы ног:

Прыжки на двух ногах (на месте, в движении, лицом вперед); прыжки в положении присев в движении, лицом вперед; выпрыгивание вверх по сигналу (зрительному, слуховому, тактильному); прыжки на одной ноге и с чередованием двух ног; запрыгивание и спрыгивание толчком двумя ногами, одной ногой на небольшое возвышение (кубы, гимнастическую скамейку, горку матов и др.); прыжки по заданным ориентирам (обручам, кубам, гимнастическим скамейкам, резиновым коврикам и др.) – на удержание равновесия; выпрыгивание вверх по сигналу (зрительному, слуховому, тактильному); прыжки на двух ногах через препятствия (скамейки, обручи, маты, набивные мячи и т.д.) в длину и высоту. Перепрыгивание через скамейку сбоку толчком двумя ногами с опо-рой руками на скамейку.

Прыжки в высоту на месте с доставанием подвешенных ориентиров; выпрыгивание из полуприседа и глубокого приседа на двух ногах.

Прыжки на месте (на одной ноге, с поворотами направо и налево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места.

Научить технике бега по прямой дистанции.

Средства. 1. Бег с ускорением на 50-80 м в 3/4 интенсивности от максимальной. 2. Бег с ускорением и бегом по инерции (60-80 м). 3. Бег с высоким подниманием бедра и загребающей постановкой ноги на дорожку (30-40 м). 4. Семенящий бег с загребающей постановкой стопы (30-40 м). 5. Бег с отведением бедра назад и забрасыванием голени (40-50 м). 6. Бег прыжковыми шагами (30-60 м). 7. Движения руками (подобно движениям во время бега). 8. Выполнить 3, 4 и 6-е упражнения в повышенном темпе и перейти на обычный бег.

Методические указания. Перечень упражнений и их дозировка подбираются для каждого занимающегося с учетом недостатков в технике бега. Все беговые упражнения вначале выполняются каждым в отдельности. В беге с ускорением нужно постепенно увеличивать скорость, но так, чтобы движения бегуна были свободными. Повышение скорости следует прекращать, как только появится излишнее напряжение, скованность. При достижении максимальной скорости нельзя заканчивать бег сразу, а нужно его продолжить некоторое время, не прилагая максимальных усилий (свободный бег). Дистанция свободного бега увеличивается постепенно. Бег с ускорением - основное упражнение для обучения технике спринтерского бега.

Все беговые упражнения необходимо выполнять свободно, без излишних напряжений. При выполнении бега с высоким подниманием бедра и семенящего бега нельзя откидывать верхнюю часть туловища назад. Бег с забрасыванием голени целесообразнее проводить в туфлях с шипами. В этом упражнении следует избегать наклона вперед. Количество повторений рекомендуемых упражнений устанавливается в зависимости от физической подготовленности (3-7 раз).

3.Заключительная часть – 5мин.

Подведение итогов занятия.

Домашнее задание.
Занятия №3-4

Задачи:

2.Обучение бега в переменном темпе.
1.Вводно-подготовительная часть - 55мин.:

Построение, приветствие, сообщение задач занятия – 3мин.;

- методическое занятие№2. Основы самоконтроля – 25мин.;

Ходьба перекрестными шагами; ходьба приставными шагами правым, левым боком; ходьба спиной вперед; ходьба с чередованием длины шага; ходьба по бревну описанными выше способами - 3мин.;

Ускорения до 30 м; бег короткими и длинными шагами; бег спиной вперед; бег с выпрыгиванием по сигналу, зрительному ориентиру, медленный равномерный дозированный бег от 300 м. до 2500 м. (бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой); бег на прямых ногах; бег по ориентирам – 7мин.;

Общеразвивающие упражнения в движении – 10мин.;

Специальные беговые упражнения (техника) – 5 х 30м.;

Ускорения 3 х 40м.

2.Основная часть – 40мин.

Становление техники бега:

Бег с высокого старта 5 х 60м. 75-80% интенсивности.

Воспитание общей выносливости:

Медленный бег в переменном темпе – 30мин. Физически слабо подготовленным студентам чередовать бег с ходьбой (кросс может быть переменный и темповой).

При беге в переменном темпе пробегают дистанцию с различной скоростью. Например: тихо? быстро? медленно? очень быстро и т. д. вариантов можно придумать много.

Общая физическая подготовка (ОФП) – приложение 2.

Подвижные игры с обручем – приложение 3.

3.Заключительная часть – 5мин.

Подведение итогов занятия.

Домашнее задание.
Занятия №5-6

Задачи:

1.Совершенствование гладкого бега в равномерном темпе.

2.Совершенствование бега в переменном темпе.
1.Вводно-подготовительная часть - 35мин.:

Построение, приветствие, сообщение задач занятия – 3мин.;

страница 1



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.