Температура в учебных помещений не должна быть. О требованиях к микроклимату в образовательных учреждениях. Длительность непрерывного применения на уроках

Высокая работоспособность учащихся сохраняется длительное время, если учебная и производственная деятельность протекает при благоприятных микроклиматических условиях и световом режиме помещений, правильном подборе мебели, красивой внутренней отделке интерьеров.

Особое внимание нужно уделять состоянию воздуха в учебных и производственных помещениях.

Повышенная температура и влажность, бактериальная загрязнённость, повышенное содержание органических веществ, ухудшение ионного состава воздуха способствуют нарастанию утомления и снижению работоспособности учащихся.

Теплоощущение человека зависит от комплексного воздействия всех метеорологических факторов: температуры, влажности и подвижности воздуха.

Оптимальные и допустимые параметры микроклимата в учебных помещениях (кабинетах, лабораториях) для различных климатических районов представлены в таблице.

Показатели воздуха Зима Весна Осень
Климатический район
Холодный Умеренный Жаркий Умеренный Жаркий Умеренный Жаркий
Оптимальные Температура, °С 21-22 18-20 17-19 18-22 23-24 16-22 24-26
Относительная влажность, % 30-50
Подвижность, м/с 0,06-0,25 до 0,4 0,6-0,8 до 0,4 0,6-0,8
Допустимые Температура, °С 18-23 17-22 16-21 17-23 23-26 15-23 24-28
Относительная влажность, % 25-60
Подвижность, м/с до 0,3 до 1,0

В умеренном климатическом районе оптимальная температура воздуха в холодный период года в учебных помещениях должна быть в пределах 18-20°С, в производственных мастерских (слесарных, токарных, фрезерных) - 16-17°С, в рекреациях - 15-16°С. Относительная влажность воздуха в основных помещениях (кабинетах, лабораториях, мастерских) техникумов должна составлять 30-50%. Подвижность воздуха не должна превышать 1,0 м/с.

В течение учебного дня микроклимат в помещениях значительно изменяется. Меняется состав воздуха (химический, физический, бактериальный), возрастает концентрация углекислоты в воздухе (норма CO2 для закрытых помещений составляет 0,07-0,1%), что приводит к быстрому утомлению и снижению работоспособности. Это усугубляется накоплением органических веществ, наличие которых в воздухе обусловлено дыханием присутствующих людей, а также зависит от санитарного состояния кожи, одежды учащихся и самого помещения. Вместе с пылью, поднимающейся при движении учащихся, возрастает количество бактерий в воздухе, что небезопасно в эпидемиологическом отношении. При неблагоприятных условиях внешней среды уменьшается количество отрицательных ионов в воздухе, благоприятно действующих на организм. Температура воздуха также претерпевает значительные изменения: уже через 3-4 часа учебных занятий она повышается нередко на 4°, а к концу дня - на 5,5°. Повышение температуры и влажности окружающего воздуха снижает теплоотдачу организма, что приводит к тепловому дискомфорту (учащиеся жалуются на головную боль, общую слабость, чувство усталости), способствует более быстрому утомлению. Поэтому необходимо постоянно следить за воздушным режимом учебных и производственных помещений, своевременно их проветривать в часы, когда они свободны.

Эти часы нужно использовать для широкой аэрации, которая проводится под контролем врача и педагогов. Установлено, что работоспособность учащихся, занимающихся в течение учебного дня в хорошо проветренном помещении, в 1,5-2 раза выше, чем у учащихся, работающих в непроветренном помещении. Аэрация основных помещений техникумов должна производиться как с помощью естественной, так и искусственной вентиляции. Наилучшим устройством для естественного проветривания, особенно в холодное время года, являются фрамуги, снабжённые рычажными затворами, позволяющими без труда включать систему проветривания. В тёплое время года открывают окна. На зиму следует оставлять незамазанным одно окно для проветривания во время больших перемен, а также до и после занятий: при наличии центрального отопления оптимальная температура воздуха в помещениях быстро восстанавливается. В холодное время года во время занятий следует открывать фрамуги в рекреациях и коридорах, создавая необходимый запас свежего воздуха, а на время перемен их необходимо закрывать. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха. Так, в малые перемены (10 мин) при температуре наружного воздуха от +10 до +5°С продолжительность проветривания должна составлять 4-10 мин; соответственно при температуре от +5 до 0°С - 3-7 мин; от 0 до -5°С - 2-5 мин; от -5 до -10°С - 1-3 мин; ниже -10°С - 1,0-1,5 мин. Длительность проветривания между сменами при температуре воздуха от +10 до +5°С должна составлять 25-35 мин; соответственно при температуре от +5 до 0°С - 20-30 мин; от 0 до -5°С - 15-25 мин; от -5 до -10°С - 10-15 мин; ниже -10°С - 5-10 мин.

Большой эффект достигается при сквозном проветривании, но его можно проводить только при отсутствии учащихся в помещениях. Усилить интенсивность обмена воздуха можно с помощью вытяжной вентиляции на естественном побуждении или за счёт механического побудителя. Механическая вытяжная вентиляция должна быть рассчитана на автоматическое включение как на переменах, так и во время урока (1-2 раза на 5-10 мин). Систематический контроль за состоянием вентиляционных каналов и решёток и соблюдение режима проветривания помещений ведётся медицинским, педагогическим и хозяйственным персоналом. Решётки вентиляционных систем следует систематически очищать от пыли и не замазывать при побелке стен. Не реже двух раз в год должна проводиться очистка вентиляционных каналов. В последние годы широко используется система отопления, совмещённая с вентиляцией, обеспечивающая одновременно обогрев и вентиляцию учебных помещений во время занятий.

Температура воздуха должна составлять:

    в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях – 18-20 0 С при обычном остеклении и 19-21 0 С – при ленточном остеклении;

    в учебных мастерских – 15-17 0 С;

    в актовом зале, лекционных аудиториях – 18-20 0 С;

    в спортзале и комнатах проведения секционных занятий – 15-17 0 С;

    в раздевалке спортивного зала – 19-23 0 С;

    в кабинетах врачей – 21-23 0 С;

    в рекреациях 16-18 0 С;

    в библиотеке – 17-21 0 С.

    в вестибюле и гардеробе – 16-19 0 С.

Учебные занятия и уроки физкультуры проводятся в хорошо проветриваемых помещениях. Рекомендуется сквозное проветривание во время перемен при отсутствии детей в помещении.

При достижении в помещении температуры воздуха 14-15 0 С проветривание следует прекратить.

Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреации во время уроков. Аэрация классных комнат должна контролироваться термометром, который располагается на уровне 1,0-1,2 м от пола.

Площадь фрамуг и форточек должна быть не менее 1/50 площади пола, они должны функционировать в любое время года.

Относительная влажность воздуха должна соблюдаться в пределах 40-60%.

В школьных учебно-производственных мастерских , где работа на станках и механизмах связана с выделением большого количества тепла и пыли, оборудуется принудительная вытяжная вентиляция. Кратность воздухообмена составляет не менее 20 м 3 в час на одного ученика. Станки и механизмы должны отвечать требованиям санитарных норм и иметь соответствующие защитные приспособления.

Вытяжная вентиляция оборудуется также в помещениях кухни, уборных.

Таблица 1

Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха

Наружная температура, 0 С

Длительность проветривания

помещений, мин

От 10 0 С до 6 0 С

От 5 0 С до 0 0 С

От 0 0 С до –5 0 С

От –5 0 С до –10 0 С

Ниже –10 0 С

Требования к естественному освещению

    В учебных помещениях следует проектировать левостороннее естественное освещение. При двустороннем освещении, которое проектируется при глубине учебных помещений более 6 м, обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от потолка. При этом не следует допускать направления основного светового потока впереди и сзади от учащихся.

    В учебно-производственных мастерских, актовых и спортивных залах также может применяться двустороннее боковое естественное освещение и комбинированное (верхнее и боковое ).

-В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении коэффициент естественной освещенности (КЕО) должен быть 1,5% на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам.

-Неравномерность естественного освещения помещений, предназначенных для занятий учащихся, не должна превышать 3:1.

-Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещения кухни, ориентация кабинетов вычислительной техники – на север, северо- восток.

-Светопроемы учебных помещений оборудуются регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов.

-Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются.

-Для отделки помещений используются материалы, создающие матовую поверхность с коэффициентом отражения:

-для потолка – 0,7- 0,8; для стен – 0,5 –0,6; для пола – 0,3 –0,5. Следует использовать следующие типы красок:

-для стен учебных помещений – светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;

-для мебели (парты, столы, шкафы) – цвета натурального дерева или светло-зеленый;

-для классных досок – темно- зеленый, темно- коричневый;

-для дверей, оконных рам – белый.

-Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений рекомендуется сажать деревья не ближе 15м, кустарник – не ближе 5 м от здания;

-не закрывать оконные стекла; не расставлять на подоконниках цветы. Их следует размещать в переносных цветочницах высотой 65 – 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон.

-Очистку и мытье окон проводить два раза в год: осенью и весной.

Требования к температурному режиму в образовательных организациях

В связи с наступлением холодного периода года, сезонным подъёмом респираторных заболеваний Управлением Роспотребнадзора по г. Москве усилен контроль за соблюдением образовательными организациями для детей и подростков требований к температурному режиму в помещениях.

В целях предотвращения неблагоприятного воздействия микроклимата помещений образовательных организаций на самочувствие, функциональное состояние, работоспособность и здоровье детей, разработаны требования к температурному режиму, которые являются обязательными для всех организаций не зависимо от форм собственности.

Здания дошкольных и общеобразовательных организаций оборудуются системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях. Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.

При установке ограждений отопительных приборов материалы должны быть безвредны для здоровья детей. Ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не допускаются.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» температура воздуха в приемных, игровых для ясельных групповых ячеек должна составлять - 22-24°C, для младшей, средней и старшей групповых ячеек - 21-23°C, в спальнях всех групповых ячеек - 19-20°C, в туалетных ясельных групп - 22-24°C, в туалетных дошкольных групп - 19-20°C, в помещениях медицинского назначения - 22- 24°C, в залах для музыкальных и гимнастических занятий - 19-20°C; в прогулочных верандах - не менее 12°C; в зале бассейна – не менее 29°C; в раздевалке с душевой бассейна – 25-26°C; в отапливаемых переходах - не менее 15°C.

Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть в пределах 40 - 60%.

Все помещения дошкольных организаций должны ежедневно проветриваться. Проветривание проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В групповых помещениях и спальнях обеспечивается естественное сквозное или угловое проветривание. Сквозное проветривание в присутствии детей не проводится. Проветривание через туалетные комнаты не допускается. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.

При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2 - 4°C.

В помещениях спален сквозное проветривание проводится до дневного сна.

При проветривании во время сна фрамуги, форточки открываются с одной стороны и закрываются за 30 минут до подъема.

В холодное время года фрамуги, форточки закрываются за 10 минут до отхода ко сну детей.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» температура воздуха в кабинетах, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18-24°C, в спортзале, мастерских – 17-20°C, спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования – 20-24°C, медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортзала – 20-22°C, душевых - 24-25°C, санитарных узлах и комнатах личной гигиены – 19-21°C.

В помещениях общеобразовательных организаций относительная влажность воздуха должна составлять 40 - 60%, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.

Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы. Рекомендуемая длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха: от +10 до +6°C в малые перемены 4 – 10 мин., 25 – 35 мин. в большие перемены; от +5 до 0°C в малые перемены 3 – 7 мин., 20 – 30 мин. в большие перемены; от 0 до -5°C в малые перемены 2 – 5 мин., 15 – 25 мин. в большие перемены; от -5 до -10°C в малые перемены 1 - 3 мин., 10 - 15 мин. в большие перемены; ниже -10°C в малые перемены 1 - 1,5 мин., 5 - 10 мин. в большие перемены.

Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах.

Необходимо во время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5°C и скорости движения ветра не более 2 м/с. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной - трех фрамуг.

При достижении температуры воздуха плюс 14 °C проветривание в спортивном зале следует прекращать.

Окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.

Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей в дошкольных организациях и учебных помещениях и кабинетах общеобразовательных организаций осуществляется с помощью бытовых термометров.

За истекший период нового 2018-2019 учебного года специалистами Управления Роспотребнадзора по г. Москве случаев нарушения образовательными организациями требований к температурному режиму в помещениях не установлено. Контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований к воздушно-тепловому режиму в детских садах и школах продолжается.

Школа – это место где молодое подрастающее поколение не только проводит большую часть светового дня, но и самые интересные периоды своей жизни. Поэтому условия, в которым молодые люди получают свои знания, должны соответствовать определенным санитарным нормам, разработанным с учетом особенностей возрастных групп учащихся, а также категорий помещений, где приходится находиться школьникам.

Следует отметить, что в различных регионах страны отдельные температурные нормы могут немного отличаться. Регулируется этот процесс местными органами власти. В нашем небольшом обзоре мы рассмотрим общепринятые в России показатели, применяемые в большинстве областей страны.

Распределение температурного режима по нормам

Изначально стоит обозначить, что распределение меняльной и максимальной температуры в различных школьных помещениях будет отличаться. Особое внимание уделяется местам, где ученики длительное время находится в состоянии спокойствия (учебные классы, библиотеки, актовые залы). Далее следуют помещения активных спортивных занятий (спортзалы), а также школьных коридоров. Отдельно выделяются помещение, где дети переодеваются, моются, проходят медицинский осмотр. Поэтому, если разделить все эти категории по температурному диапазону, то можно выделить такой уровень минимально допустимой температуры в школах:

  • от 15 градусов допускается в мастерских, спортзалах, различных цехах;
  • от 18 градусов выдерживается в библиотеках, учебных классах, актовых залах и туалетах;
  • от 19 градусов в раздевалках спортивного зала;
  • от 21 градуса допустимая температура в школьных медпунктах;
  • 17-21 градуса в библиотеке;
  • 16-19 градусов в вестибюле и гардеробе
  • от 25 градусов необходимо поддерживать в душевых и бассейнах.

Из СанПиН 2.4.2.576-96 Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений

При этом максимально допустимый комфортный уровень температурного режима в школьных помещениях в различные поры года не должен превышать 25 градусов, вне зависимости летняя пора на улице, либо же лютая зима. Если же температурный режим в школьном помещении не удается выдержать на уровне выше 15 градусов, занятия в школе должны прекращаться во избежание переохлаждения маленьких граждан.


Также важно отметить что для нормального состояния в различных помещениях их постоянно необходимо проветривать. При этом, минимально допустимый уровень температуры внешнего воздуха, при котором разрешается открывать окна для природного проветривания, составляет не меньше 5 градусов. Но если скорость ветра превышает показатель отметку в 2 м/с, открывать окна в помещениях, где находятся дети, даже на короткое время не рекомендуется.

Процедура периодического проветривания классов, спортзала, раздевалок, туалетов, актовых и других залов должна осуществляться во время отсутствия там детей. Делается это обычно на перерывах, когда аудитория полностью освобождается от учащихся. Во избежание создания сквозняков не рекомендуется полностью одновременно открывать окно и внешнюю дверь в помещение, создавая, тем самым значительные ветровые потоки, из-за которых малолетние школьники могут получить переохлаждение (для этого достаточно такого режима на протяжении 10 минут).

Во время создания оптимальных условий быта для школьников важно следить не только за уровнем внешней и внутренней температуры и соблюдения установленного баланса, но и поддерживать допустимый уровень влажности. По нормативу он должен находится в пределах 40 – 60 процентов. Этого достаточно, чтобы избежать переноса различных, передающихся воздушно-капельным путем вирусов и бактерий, а также не допускать теплового перегрева из-за высокой влажности воздуха в помещении.

Когда уроки прекращаются в школе

Очень часто, особенно в зимнее время, администрацией школьных учреждений принимаются меры по предотвращению распространения различных заболеваний, вследствие чего школы на определённый период просто закрываются. В этом случае необходимо выделить два основных критерия, когда такое возможно по действующим на уровне государства нормативным документам.

  1. Превышен допустимый порог однотипного заболевания в регионе, или конкретном учебном заведении. Закрыть школьное учреждение для посещения учениками путем введения карантина администрация имеет право, когда уровень заболевания в регионе однотипным заболеванием (обычно это вирусные болезни) превышает 25% от общей численности такого региона. Дополнительно законодатель предоставил право администрациям школьных учреждений принимать решение о введении карантина в случае, когда больше 30 – 35% учащихся одного класса заболели одной болезнью. В таких случаях посещение школы учениками полностью прекращается.
  2. Когда уровень внешней температуры воздуха привесил допустимые показатели. Для учащихся младших классов (до 6 класса включительно) это минус 25 градусов и ниже, в то время как для всех остальных школьников температура должна опуститься ниже минус 30 градусов. Нужно учитывать, что для отдалённых Северных регионов ведены несколько иные показатели, которые немного отличаются от средних. Утверждаются они местными властями. Нужно понимать, что такой уровень температуры позволяет родителям без каких-либо объяснений не отпускать детей на учебу и им за это ничего не будет. Школы при этом не закрываются, и, если кто-то из учеников все же пришел на занятие, учителя обязаны проводить с такими детьми уроки.


Что можно сделать, чтобы повысить уровень комфорта

Обычно школьные учреждения различных регионов строятся практически по однотипным проектам. Но, как показывает практика, не всегда в однотипных зданиях даже одного региона поддерживается одинаковые бытовые условия. Причин этому может быть множество, от банальной замены старых деревянных окон, через щели которых проникает в помещение холод, на новые, металлопластиковые с высокой степенью герметичности, до утепления внешних стен школьного учреждения. Очень хорошо помогает поддерживать нужный температурный режим замена стандартных радиаторов с возможностью регулировки температуры.

Все это к тому, что достаточно часто родители принимают участие в различных организованных администрацией проектах по благоустройству школьного учреждения. И здесь, учитывая, что в дальнейшем улучшения отразятся на ваших же детях, очень важно правильно определиться с выбором различных приспособлений, материалов, оконных проемов, систем вентиляции и кондиционирования. Жизнь и здоровье ребенка всегда должны быть на первом месте, а уже потом смотрите на все остальное.

Дата создания: 2014/01/08

Температура

Под микроклиматом помещения понимается совокупность теплового, воздушного и влажностного режимов в их взаимосвязи. Основное требование к микроклимату - поддержание благоприятных условий для людей, находящихся в помещении.

В результате протекающих в организме процессов обмена веществ освобождается энергия в виде теплоты. Эта теплота путем конвекции, излучения, теплопроводности и испарения должна быть передана окружающей среде, поскольку организм человека стремится к сохранению постоянной температуры (36,6ºС). Поддержание постоянной температуры организма обеспечивает физиологическая система терморегуляции. Для нормальной жизнедеятельности и хорошего самочувствия у человека должен быть тепловой баланс между теплотой, вырабатываемой организмом и теплотой, отдаваемой в окружающую среду. При обычных условиях более 90% вырабатываемой теплоты отдается окружающей среде (половина теплоты - излучением, четверть - конвекцией, четверть - испарением) и менее 10% теплоты теряется в результате обмена веществ.

Интенсивность теплоотдачи человека зависит от микроклимата помещения, характеризующегося температурой внутреннего воздуха, радиационной температурой помещения, скоростью движения и относительной влажностью воздуха. Сочетания этих параметров микроклимата, при которых сохраняется тепловое равновесие в организме человека и отсутствует напряжение в его системе терморегуляции, называют комфортными или оптимальными. Наиболее важно поддерживать в помещении в первую очередь благоприятные температурные условия, так как подвижность и относительная влажность воздуха имеют, как правило, несущественные колебания. Зоны комфортных сочетаний tВ и еR для гражданских зданий в холодный и теплый периоды года. Кроме оптимальных различают допустимые сочетания параметров микроклимата, при которых человек ощущает небольшой дискомфорт.

Часть помещения, в которой человек находится основное рабочее время, называют обслуживаемой или рабочей зоной. Комфорт должен быть обеспечен, прежде всего, в этой зоне.

Тепловые условия помещения зависят главным образом от его температурной обстановки, которую принято характеризовать двумя условиями комфортности. Первое условие комфортности температурной обстановки определяет такую область сочетаний температур, при которых человек, находясь в центре рабочей зоны, не испытывает перегрева, ни переохлаждения.

Для спокойного состояния человека tВ=21…23ºС, при легкой работе - 19…21ºС, при тяжелой - 14…16ºС.

Второе условие комфортности определяет допустимые температуры нагретых и охлажденных поверхностей при нахождении человека в непосредственной близости от них. Во избежание недопустимого перегрева или переохлаждения головы человека, поверхности потолка и стен могут быть нагреты до допустимой температуры. Температура холодного пола зимой может быть лишь на 2-2,5ºС ниже температуры воздуха помещения вследствие большой чувствительности ног человека к переохлаждению, но не выше 22-34ºС в зависимости от назначения помещений. Температура в жилых помещениях должна быть не ниже 18◦ С, а в угловых комнатах - не ниже 20◦С. Температура для учебных помещений не должна быть ниже 16-18 ◦С для спортивного зала - 16◦С; для рекреаций, коридоров, лестничных пролетов, столовых - 14◦С. Относительная влажность воздуха в комнатах и школьных помещениях должна составлять 40-60%, а его подвижность - от 0,1 до 0,15 м/с.

Для хорошего самочувствия и здоровья необходимо, чтобы относительная влажность была в пределах от 40 до 60%. Оптимальная влажность составляет 45%.Однако в наших домах и школах в зимние месяцы она часто не превышает 10 или 20%. С началом отопительного сезона влажность воздуха в помещениях значительно снижается. Такие условия вызывают быстрое испарение и высыхание слизистой оболочки носа, гортани, легких, что приводит к простудным и другим заболеваниям. Для ее поддержания в это время в комнате площадью 15-18 кв.м должно испариться в сутки не менее 1 литра воды. Высокая влажность также при любой температуре плохо влияет на здоровье человека. Она может возникнуть из-за больших комнатных растений или нерегулярного проветривания. При более высокой температуре предпочтительна влажность около 20%.

Влажность воздуха

Воздух - неотъемлемая часть в жизни каждого человека - это один из источников жизни. Человек не может жить без воздуха. А что такое воздух, из чего он состоит и как влияет на человека? Атмосферный воздух представляет собой смесь различных газов и водяного пара. Важное значение для человека наряду с температурой и давлением атмосферы имеет количество в ней водяных паров. Влияние влажности воздуха на жизнедеятельность человека Какая влажность лучше?

Сухой воздух не на пользу. Сухой воздух действует на кожу как губка, вытягивая из нее влагу, то есть попросту сушит кожу, отсюда быстрее образуются морщины. Излишне сухой воздух с относительной влажностью менее 40% делает сухими слизистые оболочки легких и носоглотки, увеличивая риск инфекций и кровотечений. Возникают неприятные ощущения сухости во рту и в горле, образуются глубокие трещины губ, снижаются защитные функции верхних дыхательных путей.

Повышенная влажность (выше 70%) также отрицательно влияет на организм человека, как при высоких, так и при низких температурах. При высокой температуре воздуха и повышенной влажности человек сильно потеет, но испарения влаги с поверхности тела не происходит, что приводит к перегреву организма и “тепловому удару”. При низких температурах повышенная влажность воздуха, наоборот, приводит к сильному охлаждению организма, так как во влажном воздухе резко увеличиваются потери энергии путем конвекции и теплопроводности. Влажный воздух в помещении создает идеальные условия для роста плесени и размножения, так называемых пылевых клещей, что может вызывать аллергию у лиц, склонных к этим заболеваниям. Влажность воздуха, существенно влияя на теплообмен организма с окружающей средой, имеет большое значение для жизнедеятельности человека.

Люди весьма восприимчивы к влажности. От нее зависит интенсивность испарения влаги с поверхности кожи. А испарение влаги имеет большое значение для поддержания температуры тела постоянной. При высокой влажности, особенно в жаркий день, испарение влаги с поверхности кожи уменьшается и поэтому затрудняется терморегуляция человеческого организма. В воздухе с большой относительной влажностью испарение замедляется и охлаждение незначительно. Жара труднее переносится при высокой влажности воздуха. В этих условиях затруднен отвод тепла за счет испарения влаги. Поэтому возможен перегрев тела, нарушающий жизнедеятельность организма. Для оптимального теплообмена человеческого организма при температуре 20-25 С наиболее благоприятна относительная влажность порядка 50%.

При низкой температуре и высокой влажности воздуха повышается теплоотдача и человек подвергается большему охлаждению. При высокой температуре и высокой влажности воздуха теплоотдача резко сокращается, что ведёт к перегреванию организма, особенно при выполнении физической работы. Высокая температура легче переносится, когда влажность воздуха понижена. Так, при работе в горячих цехах оптимальное влияние на теплообмен и самочувствие оказывает относительная влажность воздуха 20%. Наиболее благоприятной для человека в средних климатических условиях является относительная влажность воздуха 40-60%. Такая влажности, например, поддерживается в космических кораблях.

Для устранения неблагоприятного влияния влажности воздуха в помещениях применяют вентиляцию, кондиционирование воздуха и др. Так как в течение учебного года ученикам приходится больше времени проводить в школе, то не маловажную роль играет состояние влажности в учебных кабинетах. Исходя из этого, мы решили узнать, отвечает ли санитарным нормам условия наших кабинетов. Измерения проводились в предметных кабинетах и в компьютерном классе.

Психрометр

Психрометр состоит из двух термометров. Резервуар одного из них остается сухим, и термометр показывает температуру воздуха. Резервуар другого окружен полоской ткани, конец которой опущен в воду. Вода испаряется, и благодаря этому термометр охлаждается. Чем больше относительная влажность, тем менее интенсивно идет испарение и тем меньше разность показаний термометра. При относительной влажности, равной 100%, вода вообще не будет испаряться и показания обоих термометров будут одинаковы. По разности температур термометров можно определить относительную влажность воздуха. Психрометрами обычно пользуются в тех случаях, когда требуется достаточно точное и быстрое определение влажности воздуха.

Оптимальные и допустимые параметры температуры и относительной влажностью воздуха в помещениях во всех учебных и дошкольных учреждениях

Оптимальные параметры:

  • температуры 19 С, относительная влажность 62%;
  • температура 20 С - относительная влажность 58%;
  • температура 21 С - относительная влажность 55%.

Допустимые параметры:

  • температура 18 С - относительная влажность 39%;
  • температура 22 С - относительная влажность 31%.


2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.