Цветок иван да марья лечебные свойства. Иван-да-Марья цветок: полезные свойства. Измельченные части Иван-да-Марьи

Так уж сложилось, что о цветке Иван-да-марья многие слышали, но мало кто имеет о нем хоть какое-то представление. А ведь контрастная красота этого растения может стать изюминкой в любом саду. И к тому же цветок будет под рукой, если возникнет необходимость воспользоваться его лечебными свойствами. Статья поможет разобраться в особенностях целебного растения, а прилагающиеся фото позволят насладиться красотой цветка.

Иван-да-марья: легенды и предания

Знания о цветке Иван-да-марья уходят своими корнями вглубь веков. В языческие времена предки-славяне называли цветок Купала-да-Мавка. Лишь с приходом христианства он обрел новое имя, дошедшее и до наших дней.

Согласно восточнославянским мифам жили на белом свете брат с сестрой – Купала и Кострома, волею случая и родительского ослушания разделенные в детстве. Через много лет злосчастный случай вновь их свел вместе, но не ведали они о своем родстве, и полюбили друг друга. И лишь после свадьбы узнали, что сердца их связаны запретной любовью. Горькая правда заставила брата и сестру выбирать между смертью и позором. Они выбрали смерть – Кострома утопилась в глубине лесного озера, и стала первой русалкой-Мавкой, а Купала бросился в жар костра.

Боги, глядя на такую трагедию, сжалились и превратили брата с сестрой в красивый цветок – частью синий, как вода, частью желтый, как огонь. С приходом христианства Купала был переименован в Ивана (в честь Иоанна Крестителя), а Мавку, горемычную сестру его, нарекли Марией, в честь Богородицы.

Лекарственное растение в естественных условиях

Волшебством наделяет молва двуликий цветок, сорванный в день летнего солнцестояния (на праздник Купалы):

  • помогает уйти от преследования человеку, носящего его при себе;
  • обладатель дивного растения сможет быстро передвигаться, будь под ним даже старая кляча (в современной интерпретации окажет помощь гонщику на любом автомобиле);
  • свежевыжатый сок растения давали пить людям, потерявшим память или рассудок;
  • хранение в доме мистического растения способствует защите жилища от злых намерений и духов;
  • выступает хранителем мира между мужем и женой.

Ботанические особенности цветка Иван-да-марья

Однолетнее травянистое растение из обширного семейства Норичниковые, предпочитающее полутень в лесах и рощах. Из этого семейства в средней полосе России произрастает два вида: Марьянник дубравный и Марьянник луговой.

  1. В высоту растет от 10 до 50 см. Причем высота марьянника напрямую зависит от того, к какому растению он «присоседился».
  2. Заостренные ланцетовидные листья Иван-да-марьи располагаются супротивно друг другу на прямостоячем стебле. Внутренняя сторона листьев оснащена короткими волосками.
  3. Двугубые цветки желтого оттенка, а в синий окрашены верхние шерстисто-зубчатые прилистники (они не являются цветками).
  4. Цветение длится с июня по сентябрь.
  5. Иван-да-марья интенсивно выделяет нектар, являясь отличным медоносом.
  6. Размножается преимущественно семенным способом. Распространению растения способствуют муравьи, которые любят лакомиться сочными семенами и растаскивают их.

Внимание! Коров нельзя пасти в районах произрастания Иван-да-марьи, т.к. растение относится к ядовитым и насыщено гликозидами. Молоко от коров, которые употребили в пищу марьянник будет горьким и неприятным на вкус.

Заготовка и фармакологические свойства

В официальной медицине не используются препараты, содержащие цветок Иван-да-марья. Однако народные целители применяют в своих лечебных снадобьях марьянник, пользуясь рецептами, дошедшими до наших дней из глубины веков.

Для заготовки используется вся надземная часть Иван-да-марьи, включая его плоды. В период цветения растение либо выдергивают с корешком, либо срезают. Затем лекарственное сырье подвергают сушке в тени или в любом помещении с доступом свежего воздуха, разложив тонким слоем на сухой поверхности, или же подвесив пучками. Хранится сухоцвет Иван-да-марьи в сухом помещении с хорошей вентиляцией в течение 2-х лет в матерчатых мешках.

Цветок Иван-да-марья богат флавоноидами и органическими кислотами.

Внимание! В семенах марьянника содержится гликозид ринантин (аукубин), который является токсичным.

Лекарственное растение обладает следующими эффектами:

  • успокаивающим (действует подобно транквилизаторам);
  • противосудорожным;
  • гипотензивным;
  • ранозаживляющим;
  • противовоспалительным;
  • положительно влияет на сердечно-сосудистую и нервную системы.

Иван-да-марья: показания к применению

В народной медицине марьянник широко применяется для лечения золотухи (в современной интерпретации разновидность атопического дерматита у детей). О давнем использовании растения для лечения этого недуга свидетельствует одно из народных названий цветка – Золотушник. При этом поражении кожи Иван-да-марья применяется наружно - ребенка моют в отваре или делают примочки.

Сухую измельченную траву марьянника целители используют в качестве ранозаживляющего и антисептического средства, предотвращая гнилостные процессы. В виде настоя Иван-да-марью употребляют внутрь при гипертонии и заболеваниях сердца. Травяным чаем облегчают состояние при невралгии и эпилепсии.

Однако не следует начинать лечение без консультации с опытным травником. В случае нарушения дозировки и режима приема Иван-да-марьи возможны следующие проявления:

  • дискомфорт или боли в области желудка;
  • тошнота, рвота;
  • раздражительность;
  • сонливость;
  • замедление сердечного ритма;
  • урежение пульса;
  • слабость.

При появлении одного или нескольких вышеперечисленных симптомов необходимо прекратить употребление Иван-да-марьи, промыть желудок и обратиться за медицинской помощью. Не лишним будет напомнить что Иван-да-марья относится к ядовитым растениям, и применение внутрь беременными и детьми строго противопоказано.

Иван-да-марья – это народное название такого растения, как марьянник дубравный. Оно считается декоративной культурой, хорошим медоносом. Активно применяется в народной медицине благодаря своему химическому составу и целебным свойствам.

На основе травы иван-да-марья готовят различные отвары, спиртовые и водные настойки, чаи. Они помогают при кожных болезнях, патологиях сердца, гипертонии и прочих заболеваниях.

Описание и заготовка

Марьянник дубравный, согласно описанию растения, относится к семейству заразиховых. Это травянистая культура. Считается однолетником. Культура встречается на Украине, в европейских странах, на Кавказе, в Сибири. Преимущественно трава произрастает на скалистой местности, торфяниках, возле болот, в степях.

Известно до 35 разновидностей марьянника, среди которых дубравный (именно иван-да-марья) встречается чаще всего. Также распространенными считаются полевой, луговой, лесной и разрезной вид.

Корень травы слабый и тонкий, но имеет множество присосок, благодаря которым фиксируется к корням других растений и начинает питаться их полезными веществами и влагой. Стебель разветвленный, прямостоячий. В высоту достигает 15-60 см – зависит от того, на каком растении успел зафиксироваться корень. Листья марьянника дубравного яйцеобразные, с заостренными краями. Верхняя часть гладкая, а нижняя – покрытая мелким ворсом.

Цветки немного поникшие. Располагаются на коротких цветоножках. Повернуты в одну сторону, собраны в рыхлые колосовидные колоски. Верхние лепестки синевато-фиолетовые, а нижние - ярко-желтые. Цветение длится с конца весны и до начала осени. Затем образуется плод. Он имеет форму мелкой заостренной коробочки, которая раскрывается с двух сторон. Тогда из нее просыпаются на землю удлиненные семена, похожие на яйца муравьев. Именно этих насекомых привлекает аромат эфирных масел. Они разносят семена, способствуя распространению растения.

Фото травы

Заготовку наземной части травы полагается осуществлять во время цветения культуры. Это делают с мая по сентябрь. Сырье можно сушить пучками, подвешивая в хорошо проветриваемом помещении. Также допускается складывать тонким слоем на горизонтальной поверхности, но в этом случае нужно будет периодически ворошить и перекладывать его, чтобы оно не запрело.

В народной медицине используют семена. Их заготавливают с июля по сентябрь. Хранить все сырье нужно в тканевых мешках или в картонных коробках. Обязательно держать в сухом месте. Использовать сырье следует в течение 2 лет.

Полезные свойства и противопоказания

Польза растения иван-да-марья связана с его богатым химическим составом. Оно содержит алкалоиды. Также в нем присутствует мелимпикрит – это гликозидное соединение. В семенах содержится ранантин. Это вещество из той же группы, которое считается ядовитым. Оно обладает локальным раздражающим и общим легким наркотическим действием.

В траве есть:

  • флавоноиды;
  • сапонины стероидного типа;
  • натуральные сахара, в том числе и мальтоза, ксилоза, глюкоза;
  • крахмал;
  • соли;
  • пектины;
  • большое количество витамина С, а в цветках – витамина А.

Благодаря такому составу марьянник дубравный обладает следующими лечебными свойствами:

  • купирует воспалительные процессы;
  • обладает антисептическим действием;
  • ускоряет заживление ран;
  • устраняет судороги;
  • обладает нейролептическим действием;
  • имеет седативные свойства.

Марьянник дубравный показан при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и сбоях в функционировании желудочно-кишечного тракта. Настои на основе цветков помогают при невралгии, эпилепсии, повышенном кровеносном давлении. Также используют растение для травяных лечебных ванн. Они помогают при дерматитах, псориазе, экземе, зуде, других различных кожных недугах.

Ванны уменьшают боли при ревматизме, убирают воспаление. Листву, порубленную в кашицу, используют для компрессов при порезах и ранах для ускорения регенерации тканей. При золотухе помогает травяной чай на основе растения иван-да-марья. Оно является общеукрепляющим средством, помогает при стрессах и депрессиях.

Несмотря на многочисленные полезные свойства, марьянник дубравный считается ядовитым растением, поэтому с ним нужно быть очень осторожным. Перед началом терапии обязательно необходимо проконсультироваться с доктором. Если дозировка будет неправильной, то появятся такие побочные эффекты:

  • тошнота;
  • рвота;
  • слабость;
  • диарея;
  • сонливость;
  • помутнение зрения;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • нарушения ритма работы сердца (становится редким пульс).

В таком случае требуется немедленно промыть желудок и выпить активированный уголь (по 1 таблетке на каждые 10 кг веса человека). После этого полагается пить только некрепкий сладкий черный чай или кислые соки.

Необходимо помнить и о противопоказаниях. Растение не подходит для лечения беременных женщин, а также в период лактации. Детям оно также категорически запрещается. Не применяют траву при индивидуальной плохой переносимости, в противном случае появится аллергическая реакция.

Народные средства

В официальной медицине растение иван-да-марья еще не используется, но ведутся исследования. В народе готовят различные отвары и настои для лечения болезней, улучшения общего состояния человека.

Обязательно нужно соблюдать пропорции и дозировки во время приготовления и употребления лекарств, чтобы не нанести вред организму. Самые популярные и проверенные средства на основе марьянника дубравного следующие.

Настой от кожных болезней

Требуется:

  1. 1. 3 щепотки высушенной травы залить 1 л кипятка и подождать 2 часа.
  2. 2. Вылить в ванну для купания или использовать для обтирания проблемных зон.

Такое средство помогает даже при чесотке. Также оно размягчает новообразования опухолевого типа.4. Долить кипяченой воды, чтобы восполнить выпаренную жидкость.

  • 5. Подождать, пока состав остынет, и процедить.
  • 6. Принимать по 1 ст. л. 2-3 раза в сутки.
  • При эпилепсии доза выше: требуется употреблять по 150 мл отвара в утреннее и вечернее время. Такое средство помогает убрать судороги, избавляет от повышенной возбудимости.

    Средство от болей в сердце

    Требуется:

    1. 1. 1,5 ст. л. высушенной травы залить 500 мл водки или медицинского спирта (крепость должна быть 40%).
    2. 2. Настаивать 2 недели в затемненном месте, содержимое стеклянной банки периодически взбалтывать.
    3. 3. В конце процедить.
    4. 4. Принимать по 15 мл до еды, растворяя дозу спиртовой настойки в половине чашки воды комнатной температуры.

    Курс длится 2-3 недели. Потом нужно сделать перерыв на 7-10 суток и снова пройти терапию. Спиртовая настойка на основе марьянника дубравного помогает избавиться от щемящих болей в области сердца, которые вызваны спазмами кровеносных сосудов.

    Сияет Марья в жёлтом сарафане,

    Она - невеста, а Иван - жених,

    Он в сине-фиолетовом кафтане,

    И дан им стебель общий на двоих.

    Всегда вдвоём в союзе неразлучном

    Среди лугов встречаются они -

    Иван-да-Марья - в том названье звучном

    Знак верной неизмеренной любви!

    Александр Соловьев

    Иван да Марья – народное имя, которым называют несколько совершенно разных растений. Иногда так зовут фиалку трехцветную , иногда - шалфей луговой , так в некоторых областях принято называть барвинок и живучку женевскую, но наиболее часто под этим именем знают марьянник дубравный .

    Это растение привлекает к себе взгляд неожиданным видом своих цветов, кажется, что Иван-да-Марья цветет одновременно и желтыми, и синими цветами. Такой цветовой контраст делает это растение необыкновенно эффектным и ярким. На самом деле цветки у этого растения желтого цвета, а над ними, этаким необычным зонтиком, расположены ярко синие листочки, которые прикрывают собой сами цветки.

    Народных названий у этого растения очень много: луговой звонец, желтушка, иванова трава, липняк, иванец, брат с сестрой, медунка, сорочьи стружки, золотушная трава.

    С этим растением связано много народных преданий, большей частью посвященных запретной любви. Один из самых распространенных сюжетов народного фольклора повествует о том, как родные брат и сестра, Иван и Марья, не зная о своем кровном родстве, вступили в брак, а когда узнали, что они родные по крови, ужаснулись случившемуся, но не смогли расстаться друг с другом, за что и были превращены богами в прекрасный цветок, ставший символом верности.

    Славяне с давних времен наделяли цветы Иван-да-Марьи сильными магическими свойствами. Считалось, что сорванные в ночь на Ивана Купалу, они способны стать надежным оберегом дома от любых злых сил и чар, а также хранителем супружеского счастья.

    Само сочетание желтого и синего цветов у славян являлось олицетворением купальских символов двух противоположных стихий - огня и воды. Именно поэтому Иван-да-Марья - один из четырех цветков - атрибутов гадального венка на праздник Ивана Купалы. Славянские народы верили, что цветок Иван-да-Марьи помогает установить союз человека с богами, ведь в нем навсегда нашли свой союз две непримиримости - огонь и вода - земное и небесное.

    Народные сказания утверждают, что эта травка способствует достижению человеком гармонии между стихиями инь и янь, даруя вечное счастье.

    А еще на Руси существовал обычай попариться в баньке веником из Иван-да-Марьи в Купальскую ночь, чтобы обрести здоровье, красоту и благополучие.

    Зацветает Иван-да-Марья в конце весны и цветет почти все лето до самой осени. Семена марьянника дубравного прорастают осенью, в сентябре – октябре у них образуется длинный ветвящийся корешок. Зимуют они под опадом, прямо на поверхности почвы. Дальнейшее их развитие происходит весной, после таяния снега.

    Марьянник дубравный приспособился к распространению своих семян весьма оригинальным способом. В качестве добровольных распространителей семян выступают муравьи. Дело в том, что семена этого растения напоминают зерна пшеницы и имеют «мешочки» с ароматными маслами. А эти масла очень нравятся муравьям, которые и перетаскивают семена. Поэтому так часто густые заросли Иван-да-Марьи появляются вдоль оживленных лесных муравьиных троп.

    В России марьянник дубравный широко распространен в лесной и лесостепной зонах европейской части. Чаще встречается по опушкам, разреженным лиственным лесам, среди кустарников, на сырых торфяных лугах, на меловых склонах, лесных пастбищах, обычно образуя густые заросли.

    Всего род марьянник насчитывает 13 видов, среди которых для европейской зоны наиболее характерными являются марьянник дубравный, марьянник полевой (Melampyrum arvens e ), марьянник луговой (Melampyrum pratense ), марьянник лесной (Melampyrum silvaticum ) и марьянник разрезной (Melampyrum laciniatum ).

    Иван-да-марья - растение-медонос.

    Кроме того, марьянник дубравный издавна применяется в народной медицине, хотя ядовит. Отвары Иван-да-Марьи применяют при болезнях сердца и желудка, а также при невралгии и эпилепсии; для лечебных ванн - при лечении диатеза, различных сыпей, экземы, туберкулеза кожи, ревматизма. Растение обладает противовоспалительным, инсектицидным и сильным ранозаживляющим действием. Марьянник дубравный не является фармакопейным растением, хотя является перспективным для фармакологических исследований.

    Как лекарственное сырье, используются цветки, стебли, листья, а также плоды. Собирают лекарственное сырье в период цветения растения. Сушку производят в хорошо проветриваемых помещениях.

    Внимание! Лечебное сырье марьянника дубравного необходимо хранить отдельно от других растений! Срок хранения сухого сырья - до 10 месяцев.

    При использовании этого растения в лечебных целях следует помнить, что оно весьма ядовито, поэтому применять его внутрь следует с большой осторожностью.

    Плоды марьянника дубравного собирают с июля по сентябрь. Отвар плодов применяют для уничтожения вредных насекомых.

    Марьянник дубравный обладает превосходными декоративными достоинствами. В садовом дизайне его можно использовать как бордюрное растение или, например, в композициях природного стиля вместе с другими некрупными растениями, живописными корягами и камнями.

    Сегодня его можно увидеть лишь в садах травников или отдельных любителей растений, к которым этот цветок чаше всего попал самозванцем, выросшим из семян, занесенных на участок садовыми муравьями. Однако, научившись сдерживать его «вредные» привычки, можно подружиться с уникальным растением-оберегом, к тому же еще необыкновенным красавцем, который будет вызывать неподдельное удивление и восхищение ваших гостей.

    Фото: Максим Минин, Рита Бриллиантова

    Традиция собирать целебные и магические травы на праздник Купалы существует очень давно. Некто игумен псковского Елеазарова монастыря Панфил писал Дмитрию Владимировичу Ростовскому примерно в 1505 году, что в канун Иоанна Предтечи (который совпадает в Купалой или летним солнцеворотом) мужчины и женщины ходят по лугам, полям, лесам и болотам в поисках «смертных цветов», «на пагубу человеком и скотом», «тут же и дивиа корение копают на потворение мужем своим: и сиа вся творят действом дьяволим в день Предтечев с приговоры сотанинскими». Что есть описание сбора целебных трав травниками и обычными людьми.

    Славянские традиции

    К травам, обладающим чародейными свойствами относятся: трава колюка, папоротник, или кочедыжник, тирлич-лихоманник, плакун-трава, дурман адамова голова, болотный голубец, ревенька, одолень-трава, земляника, перенос, на-сон, разрыв-трава, перелёт-трава, иван-да-марья, будяг, чертополох, подорожник, лопушок, купаленка, медвежье ушко, богатенька, чернобыльник, лютик, архилин, муравьиное масло, медяница, или курячья слепота и петров крест. По легендам, целебные травы выращивают русалки и мавки, которые знают все их лечебные свойства. Согласно белорусскому поверью, купальские травы максимально целебны, если их собирают «старые и малые», то есть старики и дети – как наиболее чистые (не живущие половой жизнью, не имеющие месячных очищений и т. п.). Украинские девушки обязательно рвали полынь, так как считали, что её боятся ведьмы и русалки. Полынь носили на поясе, вплетали в венки, втыкали в стены домов и ворот, чтобы преградить путь ведьмам.

    Зелень использовалась как универсальный оберег: считалось, что она защищает от болезней и эпидемий, сглаза и порчи; от колдунов и ведьм, нечистой силы, «ходячих» покойников; от стихийных молнии, урагана, пожара; от змей и хищных зверей, насекомых-вредителей, червей. Наравне с этим контакт со свежей зеленью осмыслялся и как магическое средство, обеспечивающее плодовитость и успешное разведение скота, домашней птицы, урожайность злаковых и огородных культур.

    Травы старались собрать рано утром в Иванов день до восхода солнца, так как, по поверьям, целебные свойства сохраняют лишь те растения, которые не успеет осветить солнце (болг, бел., укр.). Именно в это время «каждая травка просит сорвать её и сама раскрывает свою целебную силу». Собирали не только лечебные травы, но и растения-обереги (крапиву, полынь, ветки колючих кустарников), а также травы и цветы, предназначенные для гаданий, для обрядовых венков и букетиков, растения для изготовления веников, мётел, корзин.

    В «Разрядных книгах» находятся записи о целом ряде старинных судебных волокит о таких травоведах. Достаточно было найти у кого-нибудь неведомый корень или пучок неизвестной травы, чтобы этому было придано значение злого умысла. Пойманных накануне Иванова дня «ведунов» пытали, били батогами, чтобы «не повадно было бы носить и собирать травы и коренья».

    Общие сведения о растении Иван-да-Марья

    Марьянник Дубравный (Melampyrum nemorosum L.) – однолетнее травянистое растение с опушенным стеблем. Листья супротивные, яйцевидно-ланцетные. Цветки светло-желтые, двугубые, собраны в колосовидные соцветия. Плод – яйцевидная коробочка. Семена крупные, продолговатые, бурые или почти черные. Высота растения – 15-60 см.

    Растение выделяется особо ярким контрастом прицветников синих тонов и ярко-жёлтых венчиков. Оно очень декоративно, поэтому часто привлекало внимание живописцев и поэтов, но сорванное в букеты быстро увядает. Цветы Иван-да-Марьи обильно выделяют нектар и вполне заслуженно считаются хорошим медоносом.

    Название Иван-да-Марья в разных областях могут давать нескольким (разным) травянистым растениям, цветы которых (или верхние части всего растения) отличаются присутствием двух резко различаемых окрасок, чаще всего жёлтой и синей или фиолетовой. Чаще всего словом Иван-да-Марья называют именно марьянник дубравный, реже – фиалку трехцветную. Еще реже такое название дают шалфею луговому и барвинку – у них тоже ярко отличающиеся два цвета.

    Марьянник дубравный встречается в северной, средней и юго-западной зонах европейской части России. Растет по лесным полянам (иногда большими массивами), опушкам, холмам, в зарослях кустарников, на болотистых лугах и меловых склонах. Самое обычное растение наших лугов, полян и опушек лиственных лесов, где цветёт с конца весны до начала осени (май-сентябрь).

    Магические свойства

    У восточных славян цветок иван-да-марья являлся символом купальских празднований. Во многих местностях у русских он известен также под названиями «цветок Купалы», «купавка», «купальница», «Иваньковский цвет». Белорусы называют его «брат и сестра» и «цветок плача», а украинцы – «братками».

    Происхождение этого цветка у восточных славян и некоторых народов, соседствующих с ними – поляков, литовцев, связывается с фольклорным мотивом наказания брата и сестры за инцест – кровосмесительный брак. Так, у русских известно поверье о превращении брата и сестры, вступивших в запретную связь, в цветок, который, соответственно их именам – Иван и Марья, так и стал называться иван-да-марья. У украинцев и поляков широко распространены легенды с близким сюжетом: брат и сестра, разлученные в детстве, долго ходили по свету, а встретившись, не узнали друг друга, поженились и лишь позже узнали, что они брат и сестра. От стыда и горя они превратились в траву, цветы которой – синего и желтого цвета. В фольклоре всех восточных славян встречаются баллады и песни, в которых рассказывается о том, что брат и сестра едва не поженились или уже повенчались, но перед брачной ночью узнали о своем родстве:

    А в вокресенье венчали,

    В понедельник спать клали.

    Стал пытати детина,

    Якого роду девчина.

    «Я с Киева войтовна, По батюшке Карповна!»

    Стала пытати девчина,

    Якого роду детина:

    «Я с Киева войтович, По батюшке Карпович!»

    «Ах, и где ж тому было,

    Чтоб сестра за брата шла?

    Сестра за брата не йдет,

    А брат сестру не берет!

    Мы пойдем у поле,

    Мы скинемся травою

    А что братец с сестрою!»

    Эти баллады чаще всего использовались в качестве купальских песен. Невольное нарушение брачного запрета, встречающееся в обрядовых песнях на этот сюжет, соотносится с бытовавшими в народе рассказами о том, что в купальскую ночь в древние времена снимались запреты на любовные отношения между всеми мужчинами и женщинами. Этим обычаем объясняется и тот факт, что инцестуальные мотивы являются наиболее частыми именно в купальских песнях. Широко был распространен, например, купальский песенный сюжет о брате, который хочет убить свою сестру-соблазнительницу. В другой песне делается акцент на том, что инициатива в предложении инцеста принадлежит сестре:

    Ходит коник

    Вороненький.

    На том коне <…>

    Иван сидит,

    За ним Марья <…>

    Вдогон бежит:

    «Постой, Иван <…>

    Скажу нечто! <…>

    Тебя люблю <…>

    С тобой пойду!

    Загадаю <…>

    Три загадки.

    А что растет <…>

    Без кореня?

    А что горит <…>

    Без полымя?

    А что бежит <…>

    Без повода?»

    В этой песне содержится архаичный мотив разгадывания загадок космогонического характера (в данном случае разгадка – камень, сажа, вода), который в мифопоэтических текстах имеет отношение к теме испытания на знания, свидетельствующие о готовности к браку.

    Сопоставив фольклорный и обрядовый материал восточных славян с мифологиями других народов, исследователи пришли к выводу, что в основе легенд, поверий, купальских песен об инцесте, в том числе и текстов о происхождении цветка иван-да-марьи, лежит архаичный миф о близнецах, один из которых – Иван – связан с жизнью и огнем, а другой – Марья – со смертью и водой. Их отношения в обрядовых песнях соотносятся с древним мотивом брачного поединка огня и воды, то есть именно тех противостоящих друг другу природных стихий, которые имели первостепенное значение в купальской обрядности.

    Песни о происхождении цветка иван-да-марьи, связанного с нарушением брачного запрета между братом и сестрой, исполняли в купальскую ночь, пока не сгорало колесо и не затухал обрядовый костер.

    В украинских поверьях этот цветок является символом спасения от любви людей, близких по крови. У русских иван-да-марью наряду с некоторыми другими травами использовали для изготовления венков – девичьих головных уборов купальского праздника. Бросая эти венки в воду, девушки гадали о своей судьбе: если венок прибьется обратно к берегу, значит, в этом году остаться в девушках; уплывет к другому берегу – к замужеству; ну, а если венок потонет – гадающую ждет смерть. В Санкт-Петербургской губернии девушки, совершая ритуальное омовение в день Ивана Купалы, входили в воду с цветами иван-да-марьи и отпускали их: если цветок тонул, это предвещало смерть.

    Как и другие травы, цветок иван-да-марья в день летнего солнцестояния, когда природа достигала наивысшего расцвета, обладал, по народным представлениям, магической силой, которой крестьяне старались успеть воспользоваться. Повсеместно в день Аграфены Купальницы и Ивана Купалы в лесах и полях собирали травы и цветы. Как правило, за ними отправлялись девушки и молодки – вышедшие замуж в текущем году. В Псковской губернии они, ходили по полю в «рядок» – взявшись за руки, пять-шесть человек – и, собирая растения, обязательно пели:

    Пойдем, девки, лугом,

    Станем, девки, кругом,

    Сорвем по цветочку,

    Совьем по веночку,

    Куда их денем?

    Невестам оденем.

    В некоторых местах вместе с девушками за травами ходили и парни. Растения, среди которых цветок иван-да-марья встречался наиболее часто, приносили в деревню большими охапками. Их рассыпали по полу в храмах, жилищах и по земле во дворах, клали к окнам и около икон. Эти растения считались и лучшим средством от различных неприятностей. Во время грозы сохраненную травку бросали в печь, чтобы уберечь дом от ударов молнии, то есть от стихии огня. Цветок иван-да-марья, сорванный в купальскую ночь, клали в углы избы: по поверьям, это помогает избежать кражи. Вор не войдет в дом, где есть иван-да-марья, потому что «брат с сестрой будут говорить; вору будет чудиться, что говорит хозяин с хозяйкой». В белорусской традиции этот цветок – «брат-сестра» – использовали как целебное средство: купальским утром его давали коровам, чтобы были благополучны. Здесь же считали, что он помогает от кашля. В Полесье вплоть до второй половины ХХ века с этой же травой, называемой здесь «братками», купали детей, чтобы они хорошо спали.

    Цветок папоротника

    Описание

    Сначала факты. Папоротники – отдел очень древних растений, богатый своим разнообразием (более 10 тыс. видов). Размножаются папоротники спорами и

    вегетативным путем (отростками). Споры находятся на тыльной стороне листка и вполне невзрачны. Некоторые виды папоротников выбрасывают стрелку со спорами, которая напоминает соцветие, но никак не одиночный цветок. А еще папоротники бывают ядовитые. Летом в жаркую погоду в лесу воздух насыщен испарениями. Возможно, именно они вызывают различные слуховые и зрительные галлюцинации.

    Легенды о цветке папоротника

    Папоротник всегда привлекал к себе интерес и даже вызывали у людей некоторую опаску. Он считались особыми, таинственным и затаённым растениям, не похожим на все остальные. Он вечно что-то скрывал, рос в полутёмных, сырых, страшноватых местах и, видимо, хранили в себе какое-то тайное знание.

    Людей привлекала таинственность этих растений, загадка их размножения пpи отсутствии цветков. Все растения цветут, а этот нет – значит, оно особенное, отмечено тайной. Так вокруг начинают возникать легенды о папоротнике, сказания, сказки. В них – скромный обитатель лесов и наделяет теми свойствами, которых человек наяву не наблюдал – папоротник расцветает, но не просто, а волшебно.

    Хоpошо известна легенда о папоротнике, в которой волшебный цветок pаспускается раз в году в ночь на Ивана Купала. В древнеславянской традиции папоротник получил известность как магическое растение. Согласно поверью, именно в купальскую полночь ненадолго зацветал папоротник и раскрывалась земля, делая видимыми скрытые в ней сокровища и клады.

    После полуночи те, кому посчастливилось найти цветок папоротника, бегали в чем мать родила по росистой траве и купались в реке для получения от земли плодовитости.

    Согласно легенде о папоротнике в полночь перед Ивановым днем папоротник на несколько мгновений зацветает ярко-огненным цветком с волшебными свойствами. Около полуночи из листьев папоротника внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится — и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в полночь созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать это. Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, тот приобретает власть повелевать всем.

    В повести «Вечера накануне Ивана Купала» Н. В. Гоголь рассказывал о старинном народном предании, по которому раз в год зацветает цветок папоротника, и кто сорвет его, тот добудет клад и разбогатеет. Н. В. Гоголь в «Вечерах накануне Ивана Купала» так описывает цветение папоротника: «Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя». «Теперь пора!» — подумал Петро и протянул руку… Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках. Все утихло…».

    Сорвав цветок папоротника и подбросил его вверх, присовокупив специальные наговоры. Цветок поплыл в воздухе и опустился как раз над тем местом, где хранился сказочный клад.

    На Руси папоротник называли разрыв-травой. Считалось, что достаточно одного прикосновения цветка папоротника, чтобы открыть любой замок. По поверьям, сорвать цветок папоротника очень трудно и опасно. Считалось, что цветок папоротника сразу после расцветания срывает рука невидимого духа. И если кто-то осмелится пойти сорвать папоротниковый цвет, то духи навлекут на него ужасы и страхи, и могут увести его с собой.

    В России бытовала такая легенда о папоротнике: «Пастух пас быков недалеко от леса и заснул. Проснувшись ночью и видя, что около него нет быков, побежал в лес искать их. Бежавши по лесу, нечаянно набежал на поросль, которая только что расцвела. Пастух, не замечая этой травы, перебежал прямо через нее. В это время нечаянно он ногою сбил цветок, который попал ему в башмак. Тогда он сделался счастливым и сразу нашел быков. Не зная, что у него в башмаке и не разуваясь несколько дней, пастух в это короткое время скопил деньги и узнавал будущее. Между тем в башмак за это время насыпалось земли. Пастух, разувшись, стал вытряхивать землю из башмака и вместе с землею вытряхнул и цвет папоротника. С этого времени потерял он свое счастье, потерял деньги и не стал узнавать будущего».

    С этим растением связаны красивые легенды. Согласно одной из них, в том месте, где упала с утеса прекрасная девушка, возник чистый источник, а волосы ее превратились в папоротник. Другие легенды о папоротнике связывают его возникновение с богиней любви и красоты Венерой: замечательное растение выросло из оброненного ею волоса. Один из видов его так и называется адиантум — венерин волос.

    Широко распространённое предание об огненном цветке папоротника, который нужно было найти в ночь на Ивана Купалу, связано с папоротником щитовник мужской, но и кочедыжник женский так же получил свою долю в этом древнем ритуале. Ещё с племенных первобытных времён кочедыжник женский считался «надёжным» и сильно действующим «ведьминским корнем».

    У крестьян Вологодской области издавна существовало такое поверье, что если в ночь на Ивана Купалу найти большой женский папоротник, терпеливо посидеть около него, не шевелясь и накрывшись плотной тканью, то можно узнать все тайны лесных трав и целебных растений. Якобы, спустя какое-то время можно будет увидеть в полумраке не очень тёмной северной ночи, как мимо папоротника женского пробегут одна за другой все лечебные травы, каждая назовёт себя и скажет, от какой болезни помогает.

    Когда искать цветок папоротника?

    Тут все выглядит просто. Цветет он в ночь на Ивана Купала. А значит искать его следует ночью с 6 на 7 июля. Не тут-то было! Некоторые утверждают, что Купала празднуется 7 июля, а искать нужно в ночь праздника, следовательно, нужная ночь – с 7 на 8 июля. Кроме того, по старому стилю этот праздник приходился на 23-24 июня, что соответствует легенде про Перунов цвет. Примерно на этот период, с 20 по 26 июня, приходится день летнего солнцестояния, и именно в эти дни в других странах отмечают Ивана Купала. С переходом на новый стиль праздник сместился на 2 недели, а солнце, видимо, забыли предупредить, поэтому

    днем летнего солнцестояния так и считается 22 июня. Мало того, нужно учитывать, что праздник Ивана Купала возник вследствие объединения языческого праздника Купала и христианского празднования дня рождения Иоанна Крестителя (22 июля). Так что когда искать – придется решать самим.

    Где искать?

    Это понятно. Там, где растет папоротник. Но вряд ли для этого подойдет папоротник в вазоне с вашего подоконника или с дачного участка. Нужен дикорастущий папоротник. Внешний вид у него достаточно характерный, так что вряд ли вы спутаете его с каким-то другим растением. Папоротники достаточно неприхотливы, им лишь бы было тепло да сыро. Поэтому растут они в лесах, на болотах, возле рек. Но идти все-таки придется в лес, причем в самую глухую его часть.

    Как искать цветок папоротника?

    Ответ напрашивается сам собой – тщательно. Хотя некоторые варианты легенды утверждают, что нужно возле папоротника очертить ножом магический круг, который будет защищать вас от нечисти, расположиться в нем и терпеливо ждать появления цветка. Расцветет он ровно в полночь и будет цвести… какое-то время. По разным источникам – от одного мгновения до целой ночи. Непонятно только как выглядит этот цветок. Одни говорят, что это крупный красный, «огненный», цветок, другие – серебристый, третьи – маленький беленький цветочек. Все сходятся только в одном – цветок этот светится. Отсюда пошли другие его названия: светицвет, горицвет, жар-цвет, цвет-свет. Значит, разглядеть его ночью будет не так-то сложно. Только, говорят, будет страшно. Нечисть будет всячески стараться напугать вас видениями, различными звуками, могут даже окликать вас по имени. Представления наших предков об этом описаны Гоголем в «Майской ночи». А еще утверждают, будто у цветка этого есть страж какой-то особенный, цель которого – не дать вам сорвать заветный цветочек.

    Что делать потом?

    Цветок нужно быстро сорвать. Вдруг он все-таки цветет лишь одно мгновение. Потом, по различным источникам, спрятать и бежать, или бережно нести в ладонях. Главное – не оглядываться. Или же, по другим данным, сидеть в очерченном круге, дожидаясь утра. Что с ним делать дальше – непонятно. Видимо, засушить и хранить в домашнем гербарии. В одной из легенд сказано, что цветок вообще нужно бросить в реку и загадать желание.

    Для чего вообще он нужен?

    Обладатель цветка папоротника обретает массу сверхспособностей. Он будет уметь фактически все: понимать язык зверей, видеть клады сквозь толщу земли, становиться невидимым, мгновенно переноситься с места на место (телепортироваться), быть неуязвимым, повелевать духами, кроме того, все его желания будут исполняться. Все это будет длиться до тех пор, пока цветок папоротника будет находиться в ваших руках. А охочих отобрать у вас этот цветок будет достаточно и среди людей, и среди представителей нечистой силы.

    Иван да Марья – так называют несколько видов растений. Чаще всего оно относится к марьяннику дубравному, у которого есть еще и другие названия:

    1. двуцветник,
    2. иванец,
    3. брат с сестрой,
    4. медунка,
    5. липняк,
    6. золотушная трава,
    7. желтушка,
    8. иванова или меткая трава.

    Мужское и женское имя в народе давали растениям, которые цветут разноцветной или отличной по форме парой соцветий. К ним относится шалфей луговой, барвинок, живучка женевская, фиалка трехцветная, кампанула.

    Красочное название цветку дали за контрастное сочетание желтого венчика цветка с фиолетовым прицветником. Такое необычное явление связывают с легендой о трагической любви юноши и красавицы. Иван ассоциируется с желтым цветом, а Марья с фиолетовым. Цветок предки наделяли магическими свойствами и держали в доме в качестве оберега супружеского счастья и защиты от злых сил.

    Иван да Марья входит в состав венка для гадания на Ивана Купалу. Союз желтого и синего цвета считается соединением стихий воды и огня. По поверьям, цветок способствует установлению союза между человеком и богами, небесным и земным. Цветок дает вечное счастье, гармонизируя стихии инь и янь.

    Траву, собранную в Купальскую ночь, связывали в веники и отправлялись париться в баню, чтобы обрести здоровье и благополучие.

    Название

    Иван да Марья или марьянник дубравный (Melampyrum nemorosum) относится к травянистым однолетникам. У него прямой, разветвленный стебель 15-60 см в высоту с опушением из белых ворсинок. Супротивные листья зеленого цвета сердцевидные у основания с заострением к краю. Корень тонкий и неразвитый, поэтому цветок без усилий выдергивается из земли.

    Описание

    Марьянник привлекает внимание эффектной, двуцветной окраской кистей, в чем не сложно убедиться по фотографии.

    Цветки на коротких цветоножках сочного желтого цвета собраны в верхушечные соцветия, похожие на колосовидную, однобокую кисть. Их украшают зубчатые, яйцевидные прицветники фиолетового цвета в верхней части и зеленые у основания. Окраска прицветника может быть малиновой, ярко-лиловой или синей. Цветочная чашечка напоминает вытянутый колокольчик. Формируются соцветия в пазухах верхушечной листвы.

    Период цветения длится с мая по сентябрь. Завершается формированием маленького яйцевидного плода. Коробочка содержит продолговатые, трехгранные семена темно-бурого цвета. После опадания семена успевают прорасти, и в октябре уже формируется корневая система, которая позволяет перезимовать под опавшими листьями. После таяния снега развитие продолжается.


    Особенности растения

    Небольшие цветки обильно выделяют нектар, привлекающий пчел, а плоды служат пищей для лесных обитателей.

    Интересно, что благодаря ароматным маслам на семенах их полюбили муравьи и активно перемещают по своим тропам, где весной вырастают густые заросли. Таким образом цветок Иван да Марья (фото) распространяется на новых территориях.

    Цветок распространен в лесах и лесостепи. Встречается на лесных опушках лиственного типа, в рощицах, среди кустарников, на влажных лугах и склонах оврагов. Выбирает для роста тенистые места, где образует густую поросль.

    Распространенные виды

    В род марьянник входит 13 видов растений. Из них в условиях средней полосы растут:

    • марьянник дубравный
    • марьянник полевой
    • луговой
    • лесной
    • марьянник разрезной

    Полезные свойства

    Марьянник дубравный – ядовитое растение, требующее осторожного обращения. Тем не менее, давно применяется в траволечении как средство, оказывающее седативное, ранозаживляющее, противосудорожное и противовоспалительное воздействие.

    Цветы Иван да Марья используют при сердечных заболеваниях и проблемах с пищеварением, при ревматизме, гипертонии, невралгиях и эпилепсиях. Целебные ванны готовят при кожных болезнях, таких как экзема, чесотка, сыпь, диатез. Чай из марьянника пьют при золотухе.

    Лекарственным сырьем являются стебли, листья, цветки и даже семенные коробочки. Наземную часть заготавливают во время цветения.

    Когда-то отвар из плодов марьянника использовали для окрашивания тканей в желтый цвет и как инсектицид против насекомых.


    Домашний цветок Иван да Марья

    Комнатной разновидностью Ивана да Марьи является бегония клубневая, которая существенно отличается от дикорастущего вида. Внешне она похожа на кустик с округлыми у основания листьями, вытянутыми в одну сторону. Контур листка с мелкими зубчиками. Цветок выбрасывает два типа бутонов. Одни махровые, похожие на бутоны красных роз, а другие обычные, из 5 лепестков.


    Клубни бегонии для посадки должны быть без повреждений и признаков гнили. На проращивание их выставляют в феврале. Контейнер заполняют рыхлым субстратом с добавлением торфа. Клубни выкладывают на влажную поверхность и не присыпают. Держат в светлом и теплом месте. Грунт добавляют, когда ростки достигнут 6-8 см. Цветение наступает в июне и длится до осени. Полив умеренный, по краю горшка. Рекомендованы органические и минеральные подкормки.

    Многолетний комнатный цветок размножается семенами и черенками.

    Выращивание в саду

    При выращивании Иван да Марьи на садовом участке, в декоративных целях либо на лекарственное сырье, начинают с подготовки почвы. Она должна быть рыхлой и влажной. Под предварительную перекопку вносят подкормку из коровяка.

    Закладку семян проводят в зиму, чтобы весной получить ранние всходы и майское цветение. Следует учитывать, что у марьянника низкая всхожесть семян и весной посевы придется обновить. Крупные семечки вдавливают в почву или присыпают тонким слоем земли. Для развития и яркого цветения цветку необходима влажная среда.

    Участок выбирают в полутени, чтобы солнечные лучи смогли придать яркости соцветиям. Подкормки Иван да Марье не требуются. Цветок самостоятельно добывает питательные вещества от других растений или синтезирует.

    Посмотрите также видео



    2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.