Проекты домов в классическом стиле. Очарование традиций: классицизм в архитектуре Красивые классические дома - союз комфорта и традиций

Классицизм - это направление в искусстве Европы, пришедшее на смену помпезному барокко в середине XVII века. В основе его эстетики лежали идеи рационализма. Классицизм в архитектуре - это обращение к образцам античного зодчества. Он зародился в Италии и быстро нашел последователей в других европейских странах.

Андреа Палладио и Винченцо Скамоцци

Андреа Палладио (1508-1580) был сыном каменотеса. Ему и самому предстояло продолжить тяжелое ремесло своего отца. Но судьба оказалась к нему благосклонна. Встреча с поэтом и гуманистом Дж. Дж. Триссино, который разглядел в юном Андреа большой талант и помог получить образование, стала первым шагом на пути к его славе.

Палладио обладал прекрасным чутьем. Он понял, что заказчикам приелась пышность барокко, они больше не хотели вставлять роскошь на показ, и предложил им то, к чему те стремились, но не умели описать. Зодчий обратился к наследию античности, но сделал упор не на телесности и чувственности, как поступили мастера эпохи Возрождения. Его внимание привлекли рационализм, симметрия и сдержанное изящество строений Древней Греции и Рима. Новое направление получило название в честь своего автора - палладианство, оно стало переходным к стилю классицизм в архитектуре.

Виченцо Скамоцци (1552-1616) считается самым талантливым учеником Палладио. Его называют «отцом классицизма». Он достраивал многие объекты, спроектированные его учителем. Самыми известными из них являются театр Олимпико, ставший на многие годы образцом для постройки театров по всему миру, и вилла Капра, первый в истории архитектуры частный дом, созданный по правилам античного храма.

Каноны классицизма

Палладио и Скамоцци, творившие в конце XVI - начале XVII веков, предвосхитили появление нового стиля. Окончательно классицизм в архитектуре оформился во Франции. Его характерные черты легче уяснить, сравнивая их с особенностями стиля барокко.

Сравнительная таблицаархитектурных стилей
Сравнительный признак Классицизм Барокко
Форма здания Простота и симметрия Сложность форм, разница объемов
Внешний декор Сдержанный и простой Пышный, фасады дворцов напоминают торты
Характерные элементы внешнего декора Колонна, пилястра, капитель, статуя Башенка, карниз, лепнина, барельеф
Линии Строгие, повторяющиеся Текучие, причудливые
Окна Прямоугольные, без излишеств Прямоугольные и полуциркульные, по периметру растительный декор
Двери Прямоугольные с массивным порталом на круглых колоннах Арочные проемы с декором и колоннами по бокам
Популярные приемы Эффект перспективы Пространственные иллюзии, искажающие пропорции

Классицизм в западноевропейской архитектуре

Латинское слово classicus ("образцовый") дало название новому стилю - классицизм. В архитектуре Европы это направление заняло главенствующие позиции более чем на 100 лет. Оно вытеснило стиль барокко и подготовило почву для появления стиля модерн.

Английский классицизм

Родиной классицизма была Италия. Оттуда он распространился в Англию, где идеи Палладио нашли широкую поддержку. Индиго Джонс, Уильям Кент, Кристофер Рен стали приверженцами и продолжателями нового направления в искусстве.

Кристофер Рен (1632-1723) преподавал математику в Оксфорде, а вот к архитектуре обратился довольно поздно, в 32 года. Первыми его постройками были Шелдонский университет в Оксфорде и капелла Пембрук в Кембридже. Проектируя эти здания, зодчий отступил от некоторых канонов классицизма, отдав предпочтение барочной свободе.

Посещение Парижа и общение с французскими последователями нового искусства дали его творчеству новый толчок. После великого пожара в 1666 году именно ему было поручено перестраивать центр Лондона. После этого он заслужил славу основателя национального английского классицизма.

Французский классицизм

Значительное место занимают шедевры классицизма в архитектуре Франции. Одним из самых ранних образцов этого стиля является Люксембургский дворец, построенный по проекту де Бросса специально для Марии Медичи. В полной же мере тенденции классицизма проявились при строительстве дворцово-парковых ансамблей Версаля.

Классицизм внес значительные коррективы в планировочную структуру французских городов. Зодчие проектировали не отдельные здания, а целые архитектурные ансамбли. Парижская улица Риволи является ярким примером новых для того времени принципов застройки.

Плеяда талантливых мастеров внесла весомый вклад в теорию и практику стиля классицизм в архитектуре Франции. Вот лишь некоторые имена: Никола Франсуа Мансар (отель Мазарини, собор Валь-де-Грас, дворец Мезон-Лаффит), Франсуа Блондель (ворота Сен-Дени), Жюль Ардуэн-Мансар (ансамбли площади Побед и Людовика Великого).

Особенности стиля классицизм в архитектуре России

Следует отметить, что в России классицизм получил распространение почти на 100 лет позже, чем в странах Западной Европы, во времена правления Екатерины II. С этим связаны его специфические национальные черты в нашей стране:

1. На первых порах он носил ярко выраженный подражательный характер. Некоторые шедевры классицизма в архитектуре России являются своего рода «скрытой цитатой» западных архитектурных ансамблей.

2. Русский классицизм состоял из нескольких весьма отличных друг от друга течений. У его истоков стояли зарубежные мастера, представители разных школ. Так, Джакомо Кваренги был палладианцем, Валлен-Деламот являлся сторонником французского академического классицизма. Русские архитекторы также имели особое представление об этом направлении.

3. В разных городах идеи классицизма были восприняты по-разному. В Санкт-Петербурге он утвердился легко. В этом стиле строились целые архитектурные ансамбли, он оказал влияние и на планировочную структуру города. В Москве, сплошь состоявшей из городских усадеб, он не получил столь широкого распространения и относительно мало повлиял на общий вид города. В провинциальных городах в стиле классицизм выполнены лишь отдельные строения, преимущественно соборы и административные здания.

4. В целом же классицизм в архитектуре России прижился безболезненно. На то были объективные причины. Недавняя отмена крепостного права, развитие промышленности и стремительный рост городского населения ставили перед зодчими новые задачи. Классицизм предлагал более дешевые и практичные, по сравнению с барокко, проекты застройки.

Стиль классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга

Первые петербуржские постройки в стиле классицизм были спроектированы приглашенными Екатериной II иностранными мастерами. Особый вклад внесли Джакомо Кваренги и Жан Батист Валлен-Деламот.

Джакомо Кваренги (1744 -1817) был представителем итальянского классицизма. Он является автором более десятка прекрасных зданий, которые сегодня неразрывно связанны с образом Петербурга и его окрестностей. Академия наук, Эрмитажный театр, Английский дворец в Петергофе, Екатерининский институт благородных девиц, павильон в Царском селе - вот далеко не полный список его творений.

Жан Батист Валлен-Деламот (1729-1800), француз по происхождению, жил и работал в России 16 лет. По его проектам построены Гостиный двор, Малый Эрмитаж, Католическая церковь Екатерины, здание Академии художеств и многие другие.

Своеобразие московского классицизма

Петербург в XVIII веке являлся молодым, быстро разрастающимся городом. Здесь было где разгуляться вдохновению архитекторов. Составлялись генеральные проекты по его застройке, с четкими ровными улицами, оформленными в едином стиле, ставшими впоследствии гармоничными архитектурными ансамблями.

С Москвой дело обстояло иначе. До пожара 1812 года ее бранили за неупорядоченность улиц, характерную для средневековых городов, за многостилье, за преобладание деревянных построек, за «варварские», по мнению просвещенной публики, огороды и другие вольности. «Это был город не домов, а заборов», - говорят историки. Жилые постройки располагались в глубине домовладений и были скрыты от глаз прогуливающихся по улице людей.

Снести все это до основания и начать возводить город по новым градостроительным правилам, разумеется, ни Екатерина II, ни ее потомки не решались. Был избран мягкий вариант перепланировки. Архитекторам поручили возводить отдельные здания, организующие большие городские пространства. Они должны были стать архитектурными доминантами города.

Основоположники русского классицизма

Большой вклад в архитектурный облик города внес Матвей Федорович Казаков (1738-1812). Он никогда не учился за границей, можно сказать, что он создал собственно русский классицизм в архитектуре. Своими постройками с колоннадами, фронтонами, портиками, куполами, сдержанным декором Казаков и его ученики стремились в меру своих сил упорядочить хаос московских улиц, немного их выровнять. К наиболее значительным его постройкам относятся: здание Сената в Кремле, дом Дворянского собрания на большой Дмитровке, первое здание Московского университета.

Не менее весомый вклад внес друг и единомышленник Казакова - Василий Иванович Баженов (1735-1799). Его самой известной постройкой является Дом Пашкова. Архитектор блестяще обыграл в планировке здания его местоположение (на Ваганьковском холме), в результате получился впечатляющий образец архитектуры классицизма.

Стиль классицизм удерживал свои лидирующие позиции более века, а обогатил архитектурный облик столиц всех Европейских государств.

Архитектура (от древнегреческого — старший, главный плотник или строитель) — это искусство проектировать и возводить различные сооружения и здания. Часто архитектурой называют только внешний облик здания, а также собирательно — все строения и дома.


Бернардо Беллотто. The Schloss Hof, Garden Side. 1758

Архитектурными стилями в свою очередь называют совокупность признаков и отличительных особенностей того или иного направления архитектуры. Такие особенности и отличительные черты могут быть вызваны религиозными, культурными, техническими и даже климатическими факторами.

Стилей архитектуры существует довольно много, однако наиболее известным, ставшим родоначальником других направлений в проектировании и строительстве зданий, можно уверенно назвать классицизм.

Вечная классика

Классицизм, как стиль архитектуры возник еще в 16 веке, на исходе знаменитой эпохи Возрождения. Основоположником нового направления в проектировании зданий принято считать венецианского мастера Палладио, а весь ранний период классицизма получил название палладианство. Впрочем, в России это западное название (в отличие от самого архитектурного стиля) не прижилось и это направление зодчества в нашей стране так и именовалось — ранний классицизм.

АндреаПалладио называют самым влиятельным и известным архитектором в истории, но стоит отметить, что Палладио и его ближайший ученик и продолжатель дела ВинченцоСкамоцци вовсе не «изобрели велосипед», а главные идеи заимствовали у древних греков, храмы которых являются, вероятно, самыми первыми образцами классицизма в архитектуре. Но и преуменьшать влияние Палладио, безусловно, не стоит. Виллы, возведенные им в окрестностях Венеции и Виченцы, превосходно сохранились до сих пор и являются настоящими ш едеврами искусства архитектора, кроме того, принципы античного храмового зодчества Палладио развил и дополнил новыми элементами и приемами.



Вилла Ротонда, Виченца, архитектор — Андреа Палладио

Классицизм был восторженно принят интеллектуалами континентальной Европы и Англии, которые к кому времени успели пресытиться излишествами слишком вычурного позднего барокко, к тому времени выродившегося в рококо.

Уже при Людовике XV в Париже появилась центральная площадь Согласия, которая до сих пор остается ярким образцом классицизма в архитектуре, градостроительстве и оформлении больших пространств.



Крупнейшим представителем классицизма в Великобритании стал шотландец Роберт Адам, который создал свою, более легкую, воздушную и непринужденную версию раннего классицизма и стал первым, кто оформил интерьеры помещений в этом стиле. Кстати, Адам оказал влияние на производителей мебели, в частности, известнейшего английского мебельного мастера ТомасаЧиппендейла.

Большое количество зданий, возведенных в стиле классицизма можно отыскать не только в Париже (яркий образец — бывшая церковь Святой Женевьевы архитектора Жак-ЖерменаСуффло), но в Российской империи.



Пантеон, место захоронения выдающихся деятелей Франции, ранее — церковь Святой Женевьевы

В России ранний классицизм особенно ярко проявился в эпоху «просвещенного абсолютизма» — во времена правления Екатерины Второй. Именно тогда в Санкт-Петербурге появились дворец графа К. Г. Разумовского на набережной Мойки, проект которого был разработан Ж. Б. Валлен-Деламотом и А. Ф. Кокориновым, здание Императорской академии художеств на Васильевском острове, работы этих же мастеров классического стиля,Юсуповский дворец, Малый Эрмитаж и другие великолепные строения, украшающие Северную столицу и по сей день.



Императорская академия художеств, сейчас Институт имени Репина

В Москве не так много зданий в строгом классическом стиле, как в Санкт-Петербурге, однако есть и свои яркие представители этого стиля, такие как Матвей Казаков, архитектор, проект которого использовался при строительстве Сенатского дворца, который сейчас является «рабочей резиденцией президента Российской Федерации».



Матвей Казаков стал одним из основоположников русского классицизма, возвел много зданий со строгой геометрией форм и сдержанным оформлением фасадов в Москве, Твери, Коломне, Перми и Смоленске. Наиболее значимыми образцами его творчества и, соответственно, классического стиля в Белокаменной стали Петровский путевой дворец и Голицынская больница.



Петровский путевой дворец в Москве, сейчас находится в ведении мэрии столицы, в 2009 была осуществлена реконструкция


Голицынская больница, ныне Городская клиническая больница № 1 имени Н. И. Пирогова

Еще один представитель классицизма в Москве — архитектор Василий Баженов, ставший автором одного из самых известных классических зданий столицы — Пашкова дома, построенного на Воздвиженке в 1786 году.



В 18 веке классицизм в архитектуре переживает свой расцвет, а в начале 19 века, во время Наполеоновских войн развивается в поздний классицизм или имперский стиль, более известный, как ампир.

Чтобы оценить величие и развитие имперского классицизма (в Великобритании, где не было императоров, получившего название регентский стиль), достаточно увидеть монумент на площади Каррузель и Вандомскую колонну.






Эти памятники знаменовали победы наполеоновской армии и наглядно демонстрировали, что поздний классицизм значительно отошел от строгих античных форм и стал более пышным и торжественным.

В России в начале 19 века классика, вернее поздний классицизм или ампир, также оставался самым распространенным стилем в архитектуре, наиболее известными архитекторами, творившими именно в этом направлении стали Карл Росси, Андреян Захаров и Андрей Воронихин. Карл Росси, в частности, известен тем, что работал над ансамблем Дворцовой и Сенатской площади в Санкт-Петербурге и оказал большое влияние на формирование облика Северной столицы.



Специалисты также выделяют «сельский или провинциальный ампир» — несколько неуклюжие попытки повторить основные приемы ампира, которые использовались при строительстве типичных помещичьи усадеб. Несмотря на отход от классических канонов именно такой «сельский ампир» помог сформировать очаровательный образ провинциальной, тихой России, живущей в полной гармонии с природой.

В середине 19 века поздний классицизм сменила романтически окрашенная эклектика, которая представляла собой настоящее смешение стилей — неоренессанс, неорококо, неоготика, неомавританский стиль, псевдорусский стиль, неовизантийский стиль и индо-сарацинский стиль. Из классики эклектика сохранила использование архитектурного ордера, однако он утратил свою главенствующую роль.

В начале 20 века так называемый неоклассицизм смог вытеснить из архитектуры популярный тогда модерн. Так, в Соединенных Штатах именно в те годы появились американский ренессанс и колониальное возрождение, а в России после публикации статьи Александра Бенуа, прославившего строгую красоту улиц Санкт-Петербурга, архитекторы снова обратились к основным приемам античного зодчества.

Неоклассицизм пытался вернуться к традициям итальянских мастеров и создавал иллюзию старины, однако в целом оказался модернизированным, во многом упрощенным вариантом классицизма. Среди российских архитекторов, творивших в данном направлении можно отметить Федора Лидваля, выстроившего в 1900-х годах многие здания Петербурга, а также Ивана Фомина, поклонника русского зодчества и неоклассицизма, считающегося одним из основоположников сталинского ампира.



Здание Совнаркома УССР, Киев, архитектор И.А. Фомин, 1935 год

В20 веке в Советском Союзе классицизм пережил еще один виток популярности, получив название сталинский ампир или советский монументальный классицизм. Данное направление сформировалось в конце 1930-х годов и именно в этом стиле в последующие 20 лет были построены многочисленные Дворцы съездов, Дворцы культуры и Дома пионеров во всех крупных советских городах.

Сталинская архитектура оказала влияние и на застройку городов республик Восточной Европы, а в коммунистическом Китае и Северной Корее оставалась главенствующим стилем еще несколько десятилетий после смерти вождя.






Несмотря на то, что сегодня классицизм нельзя назвать самым популярным направлением в архитектуре, многие архитекторы до сих пор обращаются к строгим, симметричным формам классики. И даже среди новостроек Москвы можно отыскать здания, резко выделяющиеся среди обычных жилых комплексов.

Яркими примерами, заставившими специалистов заговорить о возрождении традиций классицизма, стали дом на Большой почтовой улице и одно из зданий комплекса «Туполев-плаза» на набережной Туполева, работы архитектора Дмитрия Бархина, а также жилой комплекс «Римский дом» во 2-м Казачьем переулке, построенный по проекту Михаила Филиппова.






Одно из зданий бизнес-центра «Туполев-плаза»

Жилой комплекс «Римский дом», 2-й Казачий переулок

Впрочем, пока эти редкие, необычные для современной Москвы здания остаются единичными случаями обращения к традициям классики, уступая железобетону, фасадам, украшают которые только коробки кондиционеров и типовым монолитным новостройкам.

Основные отличия классицизма в архитектуре

Главной отличительной чертой архитектуры классицизма стало обращение к формам античного зодчества, которые архитекторы считали эталоном простоты, гармонии, строгости, монументальности и логической ясности.

Архитектура классицизма — это четкость и геометризм объемной формы, а также регулярность и логичность планировки. Основой архитектурного языка классицизма является ордер, в своих формах и пропорциях близкий к античности.

Кроме того, для классицизма свойственны строгие симметрично-осевые композиции, регулярная система планирования городской застройки и сдержанность декоративного убранства.

Не удивительно, что главным элементом классического здания остается ордер (от латинского — порядок, строй). Этот архитектурный прием, появившийся еще в 6 веке до нашей эры, стал очень популярен и встречается в разных своих разновидностях во всех без исключения классических зданиях.



Полный ордер включает в себя антамблемент, колонну и пьедестал и чаще всего остается единственным украшением классического здания, не нуждающегося в других элементах декора.

Классика в интерьере — это минимум лишних деталей, четкость линий, сдержанные цвета (кремовый, бежевый, приглушенные оттенки зеленого), а также использование дорогих, натуральных материалов.



Сейчас здания в строгом классическом стиле стали большой редкостью и неизменно притягивают внимание, вызывая восхищение строгими, четкими формами, симметрией фасадов и элегантностью колонн. Говорить о возрождении классицизма в архитектуре, конечно же, пока не приходится, однако до сих пор это направление имеет своих преданных поклонников.

К сожалению, чаще всего такая привязанность выражается в оформлении интерьеров, а не внешнего облика зданий, что зачастую создает несоответствие фасада и внутреннего наполнения. К тому же, современным архитекторам все еще есть чему поучиться у классиков, например, оформлению больших пространств и целых кварталов городов, ведь планирование городской застройки по принципам классицизма отличалось продуманностью, рациональным подходом и неизменно создавало уникальный, очень привлекательный пейзаж большого города.

Анна Седых, рмнт.ру

29 сентября 2015. Портнер

Разделить по стилям и поместить на полки все архитектурные разновидности частных домов, встречающиеся на рынке Подмосковья - невероятно сложная задача, так как архитектура домов построенных за последние 25 лет - это смесь авторского экспрессионизма, эклектики, удачных и не очень экспериментов с известными нам архитектурными стилями. Грубо, стилистику загородных домов можно разделить:

1. Постсоветский стиль – характеризуют дома из красного кирпича, строившиеся в первой половине 90-ых, когда появилась возможность построить собственный дом большой площади. Важно было освоить максимальный объем с имеющимся бюджетом. Помещения нарезались интуитивно, а на готовую коробку потом приглашались архитекторы, чтобы ее как-то «обыграть». Крыши часто облицовывали металлочерепицей или мягкой кровлей. Большая часть вторичных предложений на Рублево-Успенском шоссе относится к домам в данной стилистике, чьи владельцы уже построили для себя новое правильное жилье, а от старого, расположенного на дорогих участках, пытаются избавиться, но не задешево. Фото 1.

2. Классический стиль в основном встречается в архитектуре больших домов и усадеб на Рублевском шоссе, площадью от 1500 кв.м и больше. Дома симметричных форм, с помпезными входными группами и соответствующими планировками, которые становятся заложниками симметричных эклектичных фасадов. Для отделки используется в основном натуральный камень типа известняка, травертина, доломита и гранита для облицовки цоколя и крылец. Кровля делается из фальцованного медного, свинцового или цинк-титанового листа, или натурального камня - сланца. Себестоимость строительства таких домов зависит от сложности каменного декора, но ориентировочно составляет 1.500-2.000 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. Данный стиль можно грубо разделить:

  • Неоклассицизм - стиль популярный в XVII-XIX веках, узнаваемый по строгим, элегантным линиям и отсутствием излишних декораций, вдохновляемый архитектурным искусством античных периодов Древней Греции и Рима. Фото 2.1.

    Необарокко - стиль популярный в Европе в XVII-XVIII веках, для которого характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм и излишество фасадного декора. Фото 2.2.

3. Архитектуру домов в стиле Модерн (известен в разных странах и как Арт-Нуво, Югендстиль или Сецессия) отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых материалов (металл, стекло) и расцвет прикладного искусства – фасады щедро украшались стилизованными растительными узорами, гибкими текучими формами. На рубеже XIX и XX веков появилось стремление к созданию одновременно эстетичных и функциональных зданий. Крыши приобретают сложные формы с декоративным фахверком. На фасадах применяются: камень, штукатурка, дерево, мозаика, керамическая плитка, бронза, витражи. Фото 3 (автор АМ Олега Карлсона).

4. Викторианский стиль характеризует многообразие разновидностей эклектического ретроспективизма с конца XIX века - возрождением более ранних европейских стилей и адаптацией к новым конструктивным возможностям с ассимиляцией китайского, японского, индийского, персидского и арабского стилей декоративного искусства. В основном ассоциируется не с постройками в Британии, а с домами, построенными в модных буржуазных курортах Нормандии, особенно в известном городке Довиль. Фото 4.

Стоимость строительства домов в стиле Модерн или викторианской архитектуры выше, чем классических домов, но подчеркивает стремление владельца к декоративному искусству.

Также как сегодня мы не одеваемся в стиле 17, 18 или 19 веков и не ездим на каретах или лошадях, строительство новых домов в стилистике Классицизма, Модерна или Викторианского периода считается анахронизмом, поскольку не соответствует духу нашего времени. Уже больше ста лет архитекторы нигде в мире не обучаются проектированию согласно классическим канонам. Таким образом, риск архитектора перешагнуть в поле китча очень большой и по факту в 90% случаев подтверждается.

5. Замковый стиль (или так называемый среди архитекторов - Диснеевский стиль) относится к чистому китчу и характерен для стран Восточной Европы (особенно Румынии) и Китая. В коттеджных поселках бизнес-класса пользовался спросом до кризиса 2008 г. Для отделки фасадов и кровли домов, построенных в замковом стиле, в большинстве случаев используются недорогие отделочные материалы, имитирующие натуральные. Себестоимость строительства таких домов ориентировочно составляет 1.000-1.500 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. Фото 5.

6. Райтовским стилем часто называют все дома с выступающими четырехскатными крышами, но архитектуру известного американского архитектора Фрэнк Ллойд Райта с начала XX века характеризует «органичная» форма домов, с уменьшением объема на верхних этажах, чтобы дом с террасированной крышей органично вписывался в рельеф. Несмотря на то, что Ф.Л. Райт создавал дома в эпоху Арт-деко, «последнего великого стиля XX века», его архитектура заслуживает отдельную полку - как первые дома современного стиля, где функционализм начал доминировать над эстетикой симметрии фасадов. Для отделки фасадов используются качественный кирпич, камень, дерево, много остекления и элементы прикладного искусства. Пологие кровли, как правило, покрываются фальцованным медным листом. Себестоимость строительства таких домов ориентировочно составляет 1.300-1.800 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. Фото 6 (автор Portner Architects).

7. Кантри стиль представляет разнообразие домов, строившихся традиционно в разных странах мира, в основном в деревнях и провинциальных пригородах. К этой категории можно отнести следующие стилевые направления:

    Бревенчатые дома во всех своих разновидностях. Быстровозводимые, но с определенными ограничениями в отделке. Себестоимость строительства таких домов ориентировочно составляет 600-1.500 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. Фото 7.1.

    Итальянская (средиземноморская) классика характерна кирпичными или оштукатуренными фасадами, с простым декором из камня в виде карнизов, обрамления окон и усиления углов. Большие террасы с навесами, перголами, ставни на окнах и другие элементы имеют первоначальную функцию защиты от солнца, но являются неотъемлемой частью этого стиля. Фото 7.3.

  • Английский (тюдоровский) стиль узнаваем по кирпичным или фахверковым фасадам, с окнами небольших размеров, кровлями из соломы или сланца и высокими дымовыми трубами с декоративными элементами. Фото 7.4.

    Бельгийский стиль характерен использованием разнотонного кирпича ручной формовки для отделки фасадов, двускатными крышами под большим углом уклона и декоративными карнизами фронтонов. Фото 7.5.

    Американско-канадские дома пришли из пригородов Северной Америки, но с учетом российской ментальности локализованы с учетом изменения строительной технологии с деревянно-каркасной на каменную (кирпич, пеноблок). Дома данного стиля в основном имеют встроенный или пристроенный гараж на 2 машины. В борьбе за данную категорию покупателей девелоперами допускалась экономия, иногда даже в плане нарушений технологий строительства фундаментов и гидроизоляции. Этим коммерческим типом домов массово застраиваются коттеджные поселки, так как их себестоимость довольно низкая и конструктивные решения несложные, но вместо привычных в США 600-700 долларов, в России цена строительства колеблется около 1000 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. В результате тюнинга данного стиля появился Замковый стиль. Фото 7.6.

8. Современным стилем называется вся архитектура после эпохи Арт-деко. Современная архитектура подразумевает полное отсутствие стилевых канонов и эксперимент в использовании возможности новых строительных материалов. Также имеет несколько этапов развития:

    Функционализм характеризует наличие больших площадей остекления, чистых геометрических форм (обычно прямоугольных), отсутствие излишеств в отделке фасадов и использование крупных нерасчленённых плоскостей из одного материала, разнообразие форм кровли (часто плоской). Сжатая философия стиля - это искренность и прагматичность: «форма определяется функцией, а фасад формой». Фото 8.1 (автор Portner Architects).

    Минимализм стремится к триумфу хорошего вкуса - к максимально возможной простоте выполнения, соблюдению основных правил композиции, использованию натуральных материалов, максимальному вниманию к деталям, единой цветовой гамме, световому оформлению и стремлению достичь максимальной функциональности. Фото 8.2 (автор Maxim Winkelaar и Bob Ronday).

    Деконструктивизм пытался освободить архитектуру от гегемонии эстетики, красоты, функциональности и построить здание, отрекшись от всех общепринятых глубинных принципов создания архитектурных сооружений, в том числе: тектоники, равновесия, вертикалей и горизонталей - разрушив старые принципы и создать что-то свое. Фото 8.3 (автор McBride Charles Ryan).

    Хай-тек со своей эстетикой металла, машин и промышленной архитектурой. Фото 8.4 (автор АМ Алексея Козыря).

    Эко-тек (Био-тек) , где архитектурная выразительность конструкций зданий достигается заимствованием природных форм и прямым использованием форм живой природы в архитектуре, в виде элементов природного ландшафта и живых растений. Фото 8.5 (автор Guz Architects).

    Авангард – яркий и нестандартный стиль, неожиданных и провокационных цветовых решений, контрастов и форм, с применением несовместимых, на первый взгляд, фактур и материалов, с неординарными решениями при сопряжении объемов и плоскостей, создавая асимметричные конструкции, причудливые формы и изгибы. Фото 8.5 (автор АМ Атриум).

Себестоимость строительства домов современной архитектурной стилистики ориентировочно составляет 1.000-1.500 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем.

Надо подчеркнуть, что почти у каждого из вышеперечисленных архитектурных стилей есть и свой псевдо-стиль, где по разным причинам отступается от стандартных канонов, теряются пропорции и композиция фасадов и используются недорогие имитации натуральных отделочных материалов.

Построенный дом

Роскошный дом в стиле классицизма с элементами боз-арта (от французского слова beaux-arts, что переводится как "изящные искусства"), вызывает в памяти костюмные фильмы, где даются пышные балы, роняются надушенные платки, закручиваются великосветские романы.

Относящийся к эклектике стиль боз-ар имеет два источника: итальянский ренессанс и французское барокко, причем элементы обоих стилей переплетаются в причудливых, никем не регламентированных сочетаниях.

Стиль особенно был популярен в середине XIX - начале ХХ веков во Франции и Северной Америке, но и в наше время, открытое для всех веяний, не потерял притягательности.

Особенности архитектуры

Двухэтажный дом в стиле классицизм спроектирован как здание с двумя симметрично расположенными крыльями. Симметрия весьма характерна для этой разновидности эклектики.

Главный фасад реального дома оформлен эффектным портиком на высоту двух этажей с колоннами коринфского ордера. В тимпане классического фронтона - рельефный картуш в окружении гирлянд, листьев аканта и орнамента. Над входными дверьми также небольшой картуш, а на расчлененных рустом стенах - сдвоенные консоли по обеим сторонам входа.

Аналогичными фронтонами оформлены фасады крыльев сооружения. Здесь окна обрамлены попарно размещенными пилястрами, рельефами над оконным проемом и балюстрадой под ним. Все карнизы декорированы рядами волют.

Задний фасад здания оформлен полукруглыми эркерами по обеим сторонам боковых крыльев, а в центре организован выход в сад и балкон с балюстрадой. Цоколь декорирован солидным рустом из "дикого камня".

Царящий над сооружением круглый купол со шпилем подчеркивает классицизм дома и его дворцовый характер.

Территория

Приусадебный участок разбит дорожками на куртины во французском стиле. Так и кажется, что вот-вот к роскошному крыльцу подъедут кареты, из которых выпорхнут декольтированные дамы, поддерживаемые галантными кавалерами.

Современная классика органично сочетает элементы античного зодчества с историческими и национальными направлениями (английским, французским или американским стилем, готикой, романтизмом). Опираясь на традиции 17-19 веков как на эстетические ориентиры, сегодня проекты классических домов более свободны в плане индивидуального выражения.





Характерные черты современного классицизма

  • принцип осевой симметрии в архитектуре здания и декоративном оформлении
  • геометризм: проемы - арочные, прямоугольные
  • визуальное вертикальное и горизонтальное членение фасада отделкой
  • определенный набор декоративных элементов: русты, колонны, карнизы, фронтоны и т.д.

Для архитектурных проектов в античном стиле свойственны правильные пропорции, подчеркнутые фасадным оформлением, высокие потолки и большие окна, которые создают хорошую освещенность внутренних помещений. Светлые тона, доминирующие в интерьерах, обычно выбираются и для экстерьера.

Исторический дизайн в сегодняшнем прочтении универсален в плане соотнесения с окружающим пейзажем. Классический частный дом - будь то небольшой коттедж или особняк - смотрится гармонично и на участке за городом, и в черте городской малоэтажной застройки.







Классические фасады домов: сочетание материалов

Проекты особняков в строгом стиле обязательно включают архитектурное и декоративное решение экстерьера: оформление парадной зоны, оконных и дверных проемов, кровли, балконов и террас.

Доминирующую симметрию и чистые геометрические формы подчеркивают природные материалы натуральной гаммы. В приоритете - камень (натуральный или искусственный), кирпич, декоративная штукатурка.

Вот популярные варианты исполнения:

  • Фасад выглядит презентабельно, но без лишней вычурности благодаря клинкерному кирпичу в сочетании с декоративными элементами из известняка.
  • Пример строгого дизайна: цоколь и декор сделаны из камня, гладкие стены оштукатурены и окрашены.
  • Особняки из белого известняка в актуальном стиле американской классики выглядят чрезвычайно благородно и привлекательно.
  • Отделка из натурального камня теплых солнечных оттенков поможет органично вписать загородный дом в окружающий хвойный лес.
  • Использование в оформлении травертина в сочетании с коваными перилами балкончиков и большими оконными проемами придают дому невероятно уютный вид.
  • Роскошно выглядит облицовка натуральным известняком в комбинации с травертином.
  • Если классическому фасаду нужно придать белоснежность, для основной площади покрытия используют натуральный известняк, а цоколь можно подчеркнуть контрастно темным гранитом.
  • Величественно и уютно смотрится коттедж, отделанный известняком с декоративными элементами из песчаника.











Декоративные решения фасадов

Впроектах домов в духе классицизма присутствуют повторяющиеся элементы оформления - характерные архитектурные детали, которые и делают это направление легко узнаваемым:

  • колонны, полуколонны, пилястры
  • фронтоны (центральный и миниатюрные - над окнами)
  • замковые камни
  • русты
  • барельефы

Но в современном частном строительстве не обязательно строго следовать античной ордерной системе. Актуальный классический дизайн для загородного дома играючи использует квадратные колонны, отделанные рустом, фронтоны фантазийных форм.







Дизайн классического загородного дома в стиле ренессанс

Для этого направления свойственны простые формы в сочетании с утонченным декором, рациональная организация внутреннего и внешнего пространства, аркады. Входную группу акцентируют рустами, балконом, аркой. Расположение и фасадное оформление окон, декоративных элементов носит характер четкого ритмического рисунка.

В оформлении фасадного ансамбля в классическом стиле частного дома сочетается строгость и роскошь. Окна - прямоугольные с минимумом декора и стрельчатые со сложным объемным украшением. Вместо полноценной колоннады роль повторяющегося вертикального акцента могут играть полуколонны.

Современная стеклянная галерея логично продолжит изысканный исторический облик здания.





Замковый стиль

Для этого направления характерны крупные формы, мощные стены и минимум декора. Лишенная вычурности простота монументальна и благородна. Фасады обычно имеют асимметричную геометрию, крыша - сложной конфигурации, т.к. объединяет нескольких частей. Стилизация под замок в отличие от средневековых прототипов хорошо освещается стрельчатыми или прямоугольными окнами.

Входную группу можно подчеркнуть лепниной, ковкой, витражными или мозаичными вставками. Проекты коттеджей сугубо индивидуальны и дают щедрую почву, чтобы объединить современную архитектурную мысль с историческим контекстом.

Эклектика: нарушая стереотипы

Смешение стилей создаст эффект новизны и необычности. Но комбинируя разностилевые элементы, важно не скатиться в хаос и кич. Чувство меры здесь обязательно.

Пример красивого проекта классического дома - резиденция-дворец. В основу пространственной организации лег принцип симметрии, позаимствованный у классицизма, к этому же направлению отсылают роскошные колонны и величественные парадные лестницы. Затейливый декор с множеством мелких деталей - характерная черта барокко. Купольные крыши - намек на эстетику модерна.



Проекты усадеб в классическом стиле

Такие строения обычно не превышают по высоте 3 этажа, большая площадь достигается за счет расширения жилого пространства и вспомогательных помещений. Русская усадьба - это идея родового гнезда, выраженная в целом комплексе сооружений.

Просторные апартаменты внутри сочетаются с величественными фасадами снаружи, для отделки используют камень, кирпич, лепнину. Колонны, арки, миниатюрные фронтоны над оконными проемами отсылают к образу классических дворянских поместий.

Ландшафтное оформление - неотъемлемая часть усадебной резиденции. Пруд с кувшинками, мостики с ажурными коваными перилами, цветочные клумбы на аккуратно подстриженных газонах, струящийся фонтан - это хорошо продуманные детали дизайна, которые вызывают чувство умиротворения и душевного покоя.





Проекты классических кирпичных домов

Загородные коттеджи этого типа отличаются форматом исполнения. Компактные одноэтажные строения рассчитаны на комфортное проживание одной семьи. Более вместительные двухэтажные - могут объединять жилое пространство для нескольких поколений владельцев, имеют два-три гаража и располагаются, как правило, на обширном участке с продуманным ландшафтным дизайном.

Современные классические - популярный вид частного строительства. Материал привлекает внимание и заказчиков, и исполнителей эксплуатационными преимуществами, среди которых:

  • Долговечность. Для кирпича характерна высокая прочность и способность выдерживать неблагоприятные внешние воздействия, температурные перепады, деформации, он не подвержен гниению, грибкам и плесени.
  • Тепло- и звукоизоляция. Кирпичные стены надежно удерживают тепло внутри дома и эффективно подавляют внешние звуки.
  • Экономия средств. Аккуратная и качественная кладка не требует дополнительных отделочных работ.
  • Свобода архитектурных решений. Материал используют как для строительства строгих по дизайну одноэтажных коттеджей, так и для возведения загородных особняков в несколько уровней, украшенных колоннадой, фронтоном, фризами.

Популярное решение - использовать кирпич в проектах элитных двухэтажных . Эффектный контрастный вариант в этом случае: комбинация кладки темно-шоколадного оттенка, коричневых оконных переплетов с белоснежными колоннами, карнизами и замковыми камнями. Изящные ограждения из темной стали подчеркнут сдержанный, но уютный вид здания.





Красивые классические дома - союз комфорта и традиций

Секрет высокой популярности античного стиля при строительстве загородного жилья кроется в тонком соединении монументальных архитектурных форм, парадной внешности здания с удобной планировкой, спокойной цветовой гаммой, внутренним уютом.

Естественным образом принципы симметрии и равновесия распространяются и на ландшафтное оформление, преобразуя природу в гармоничное пространство для жизни.







2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.