Дом в стиле классицизма. Проекты домов в классическом стиле. Примеры проектов домов в классическом стиле

Архитектура (от древнегреческого — старший, главный плотник или строитель) — это искусство проектировать и возводить различные сооружения и здания. Часто архитектурой называют только внешний облик здания, а также собирательно — все строения и дома.


Бернардо Беллотто. The Schloss Hof, Garden Side. 1758

Архитектурными стилями в свою очередь называют совокупность признаков и отличительных особенностей того или иного направления архитектуры. Такие особенности и отличительные черты могут быть вызваны религиозными, культурными, техническими и даже климатическими факторами.

Стилей архитектуры существует довольно много, однако наиболее известным, ставшим родоначальником других направлений в проектировании и строительстве зданий, можно уверенно назвать классицизм.

Вечная классика

Классицизм, как стиль архитектуры возник еще в 16 веке, на исходе знаменитой эпохи Возрождения. Основоположником нового направления в проектировании зданий принято считать венецианского мастера Палладио, а весь ранний период классицизма получил название палладианство. Впрочем, в России это западное название (в отличие от самого архитектурного стиля) не прижилось и это направление зодчества в нашей стране так и именовалось — ранний классицизм.

АндреаПалладио называют самым влиятельным и известным архитектором в истории, но стоит отметить, что Палладио и его ближайший ученик и продолжатель дела ВинченцоСкамоцци вовсе не «изобрели велосипед», а главные идеи заимствовали у древних греков, храмы которых являются, вероятно, самыми первыми образцами классицизма в архитектуре. Но и преуменьшать влияние Палладио, безусловно, не стоит. Виллы, возведенные им в окрестностях Венеции и Виченцы, превосходно сохранились до сих пор и являются настоящими ш едеврами искусства архитектора, кроме того, принципы античного храмового зодчества Палладио развил и дополнил новыми элементами и приемами.



Вилла Ротонда, Виченца, архитектор — Андреа Палладио

Классицизм был восторженно принят интеллектуалами континентальной Европы и Англии, которые к кому времени успели пресытиться излишествами слишком вычурного позднего барокко, к тому времени выродившегося в рококо.

Уже при Людовике XV в Париже появилась центральная площадь Согласия, которая до сих пор остается ярким образцом классицизма в архитектуре, градостроительстве и оформлении больших пространств.



Крупнейшим представителем классицизма в Великобритании стал шотландец Роберт Адам, который создал свою, более легкую, воздушную и непринужденную версию раннего классицизма и стал первым, кто оформил интерьеры помещений в этом стиле. Кстати, Адам оказал влияние на производителей мебели, в частности, известнейшего английского мебельного мастера ТомасаЧиппендейла.

Большое количество зданий, возведенных в стиле классицизма можно отыскать не только в Париже (яркий образец — бывшая церковь Святой Женевьевы архитектора Жак-ЖерменаСуффло), но в Российской империи.



Пантеон, место захоронения выдающихся деятелей Франции, ранее — церковь Святой Женевьевы

В России ранний классицизм особенно ярко проявился в эпоху «просвещенного абсолютизма» — во времена правления Екатерины Второй. Именно тогда в Санкт-Петербурге появились дворец графа К. Г. Разумовского на набережной Мойки, проект которого был разработан Ж. Б. Валлен-Деламотом и А. Ф. Кокориновым, здание Императорской академии художеств на Васильевском острове, работы этих же мастеров классического стиля,Юсуповский дворец, Малый Эрмитаж и другие великолепные строения, украшающие Северную столицу и по сей день.



Императорская академия художеств, сейчас Институт имени Репина

В Москве не так много зданий в строгом классическом стиле, как в Санкт-Петербурге, однако есть и свои яркие представители этого стиля, такие как Матвей Казаков, архитектор, проект которого использовался при строительстве Сенатского дворца, который сейчас является «рабочей резиденцией президента Российской Федерации».



Матвей Казаков стал одним из основоположников русского классицизма, возвел много зданий со строгой геометрией форм и сдержанным оформлением фасадов в Москве, Твери, Коломне, Перми и Смоленске. Наиболее значимыми образцами его творчества и, соответственно, классического стиля в Белокаменной стали Петровский путевой дворец и Голицынская больница.



Петровский путевой дворец в Москве, сейчас находится в ведении мэрии столицы, в 2009 была осуществлена реконструкция


Голицынская больница, ныне Городская клиническая больница № 1 имени Н. И. Пирогова

Еще один представитель классицизма в Москве — архитектор Василий Баженов, ставший автором одного из самых известных классических зданий столицы — Пашкова дома, построенного на Воздвиженке в 1786 году.



В 18 веке классицизм в архитектуре переживает свой расцвет, а в начале 19 века, во время Наполеоновских войн развивается в поздний классицизм или имперский стиль, более известный, как ампир.

Чтобы оценить величие и развитие имперского классицизма (в Великобритании, где не было императоров, получившего название регентский стиль), достаточно увидеть монумент на площади Каррузель и Вандомскую колонну.






Эти памятники знаменовали победы наполеоновской армии и наглядно демонстрировали, что поздний классицизм значительно отошел от строгих античных форм и стал более пышным и торжественным.

В России в начале 19 века классика, вернее поздний классицизм или ампир, также оставался самым распространенным стилем в архитектуре, наиболее известными архитекторами, творившими именно в этом направлении стали Карл Росси, Андреян Захаров и Андрей Воронихин. Карл Росси, в частности, известен тем, что работал над ансамблем Дворцовой и Сенатской площади в Санкт-Петербурге и оказал большое влияние на формирование облика Северной столицы.



Специалисты также выделяют «сельский или провинциальный ампир» — несколько неуклюжие попытки повторить основные приемы ампира, которые использовались при строительстве типичных помещичьи усадеб. Несмотря на отход от классических канонов именно такой «сельский ампир» помог сформировать очаровательный образ провинциальной, тихой России, живущей в полной гармонии с природой.

В середине 19 века поздний классицизм сменила романтически окрашенная эклектика, которая представляла собой настоящее смешение стилей — неоренессанс, неорококо, неоготика, неомавританский стиль, псевдорусский стиль, неовизантийский стиль и индо-сарацинский стиль. Из классики эклектика сохранила использование архитектурного ордера, однако он утратил свою главенствующую роль.

В начале 20 века так называемый неоклассицизм смог вытеснить из архитектуры популярный тогда модерн. Так, в Соединенных Штатах именно в те годы появились американский ренессанс и колониальное возрождение, а в России после публикации статьи Александра Бенуа, прославившего строгую красоту улиц Санкт-Петербурга, архитекторы снова обратились к основным приемам античного зодчества.

Неоклассицизм пытался вернуться к традициям итальянских мастеров и создавал иллюзию старины, однако в целом оказался модернизированным, во многом упрощенным вариантом классицизма. Среди российских архитекторов, творивших в данном направлении можно отметить Федора Лидваля, выстроившего в 1900-х годах многие здания Петербурга, а также Ивана Фомина, поклонника русского зодчества и неоклассицизма, считающегося одним из основоположников сталинского ампира.



Здание Совнаркома УССР, Киев, архитектор И.А. Фомин, 1935 год

В20 веке в Советском Союзе классицизм пережил еще один виток популярности, получив название сталинский ампир или советский монументальный классицизм. Данное направление сформировалось в конце 1930-х годов и именно в этом стиле в последующие 20 лет были построены многочисленные Дворцы съездов, Дворцы культуры и Дома пионеров во всех крупных советских городах.

Сталинская архитектура оказала влияние и на застройку городов республик Восточной Европы, а в коммунистическом Китае и Северной Корее оставалась главенствующим стилем еще несколько десятилетий после смерти вождя.






Несмотря на то, что сегодня классицизм нельзя назвать самым популярным направлением в архитектуре, многие архитекторы до сих пор обращаются к строгим, симметричным формам классики. И даже среди новостроек Москвы можно отыскать здания, резко выделяющиеся среди обычных жилых комплексов.

Яркими примерами, заставившими специалистов заговорить о возрождении традиций классицизма, стали дом на Большой почтовой улице и одно из зданий комплекса «Туполев-плаза» на набережной Туполева, работы архитектора Дмитрия Бархина, а также жилой комплекс «Римский дом» во 2-м Казачьем переулке, построенный по проекту Михаила Филиппова.






Одно из зданий бизнес-центра «Туполев-плаза»

Жилой комплекс «Римский дом», 2-й Казачий переулок

Впрочем, пока эти редкие, необычные для современной Москвы здания остаются единичными случаями обращения к традициям классики, уступая железобетону, фасадам, украшают которые только коробки кондиционеров и типовым монолитным новостройкам.

Основные отличия классицизма в архитектуре

Главной отличительной чертой архитектуры классицизма стало обращение к формам античного зодчества, которые архитекторы считали эталоном простоты, гармонии, строгости, монументальности и логической ясности.

Архитектура классицизма — это четкость и геометризм объемной формы, а также регулярность и логичность планировки. Основой архитектурного языка классицизма является ордер, в своих формах и пропорциях близкий к античности.

Кроме того, для классицизма свойственны строгие симметрично-осевые композиции, регулярная система планирования городской застройки и сдержанность декоративного убранства.

Не удивительно, что главным элементом классического здания остается ордер (от латинского — порядок, строй). Этот архитектурный прием, появившийся еще в 6 веке до нашей эры, стал очень популярен и встречается в разных своих разновидностях во всех без исключения классических зданиях.



Полный ордер включает в себя антамблемент, колонну и пьедестал и чаще всего остается единственным украшением классического здания, не нуждающегося в других элементах декора.

Классика в интерьере — это минимум лишних деталей, четкость линий, сдержанные цвета (кремовый, бежевый, приглушенные оттенки зеленого), а также использование дорогих, натуральных материалов.



Сейчас здания в строгом классическом стиле стали большой редкостью и неизменно притягивают внимание, вызывая восхищение строгими, четкими формами, симметрией фасадов и элегантностью колонн. Говорить о возрождении классицизма в архитектуре, конечно же, пока не приходится, однако до сих пор это направление имеет своих преданных поклонников.

К сожалению, чаще всего такая привязанность выражается в оформлении интерьеров, а не внешнего облика зданий, что зачастую создает несоответствие фасада и внутреннего наполнения. К тому же, современным архитекторам все еще есть чему поучиться у классиков, например, оформлению больших пространств и целых кварталов городов, ведь планирование городской застройки по принципам классицизма отличалось продуманностью, рациональным подходом и неизменно создавало уникальный, очень привлекательный пейзаж большого города.

Анна Седых, рмнт.ру

На передовой развития классицизма стояла наполеоновская Франция, а за ней Германия, Англия и Италия. Позже это направление пришло и в Россию. Классицизм в архитектуре стал неким выражением рационалистической философии и, соответственно, характеризовался стремлением к гармоническому, разумному строю жизни.

Стиль классицизм в архитектуре

Эпоха классицизма пришлась на очень важный период в европейском градостроительстве. Тогда массово закладывались не только жилые единицы, но и нежилые объекты и места общественного назначения, требующие архитектурного оформления: больницы, музеи, школы, парки и т. д.

Возникновение классицизма

Хотя классицизм зародился еще в эпоху Возрождения, активно развиваться он стал в XVII веке, а к XVIII столетию уже довольно прочно закрепился в европейской архитектуре. Концепт классицизма был заключен в том, чтобы все архитектурные формы образовывать по подобию античных. Архитектура эпохи классицизма характеризуется возвращением к таким античным эталонам, как монументальность, строгость, простота и гармоничность.

Классицизм в архитектуре появился благодаря буржуазии - он стал ее искусством и идеологией, поскольку именно античность ассоциировалась у буржуазного общества с правильным порядком вещей и устройством мироздания. Буржуазия противопоставляла себя аристократии Ренессанса и, как следствие, противопоставляла классицизм «упадническому искусству». К подобному искусству она относила такие стили в архитектуре, как рококо и барокко — они считались чересчур затейливыми, нестрогими, нелинейными.

Родоначальником и вдохновителем эстетики стиля классицизм считается Иоганн Винкельман - немецкий искусствовед, который является основоположником истории искусства как науки, а также нынешних представлений об искусстве античности. Теорию классицизма подтверждает и укрепляет в своем труде «Лаокоон» немецкий критик-просветитель Готхольд Лессинг.

Классицизм в архитектуре Западной Европы

Французский классицизм развился гораздо позже, чем английский. Быстрому становлению этого стиля мешало следование архитектурным формам Возрождения, в частности, позднеготическому барокко, однако вскоре и французские зодчие сдались перед наступлением реформ в архитектуре, открыв дорогу классицизму.

Развитие классицизма в Германии происходило довольно волнообразно: оно характеризовалось то строгим соблюдением архитектурных форм античности, то их смешением с формами барочного стиля. При всем этом немецкий классицизм был очень похож на классицизм во Франции, поэтому довольно скоро ведущая роль в распространении этого стиля в Западной Европе досталась Германии и ее архитектурной школе.

Из-за непростой политической ситуации еще позже классицизм пришел в Италию, однако вскоре после этого именно Рим стал международным центром архитектуры классицизма. Классицизм достиг высокого уровня и в Англии как стиль оформления загородных домов .

Черты классицизма в архитектуре

Главными особенностями стиля классицизм в архитектуре являются:

  • простые и геометричные формы и объемы;
  • чередование горизонтальных и вертикальных линий;
  • сбалансированная планировка помещения;
  • сдержанные пропорции;
  • симметричная отделка дома;
  • монументальные арочные и прямоугольные конструкции.

Следуя за ордерной системой античности, в оформлении домов и участков в стиле классицизм используют такие элементы, как колоннады, ротонды, портики, рельефы на стенной глади, статуи на крыше. Основное цветовое решение оформления зданий в стиле классицизм — светлые, пастельные тона.

Окна в стиле классицизм, как правило, удлиненные вверх, прямоугольной формы, без кричащего оформления. Двери чаще всего филенчатые, иногда украшенные статуями в виде львов, сфинксов и т. д. Крыша в доме, наоборот, довольно замысловатой формы, покрытая черепицей.

Материалы, наиболее часто используемые для создания домов в стиле классицизм, - это дерево, кирпич, а также природный камень. При оформлении используют позолоту, бронзу, резьбу, перламутр и инкрустацию.

Русский классицизм

Классицизм в архитектуре России XVIII века довольно существенно отличается от европейского классицизма, поскольку отказался от образцов Франции и пошел по своему собственному пути развития. Хотя русские зодчие и опирались на знания архитекторов эпохи Возрождения, они все равно стремились применять в архитектуре классицизма России традиционные приемы и мотивы. В отличие от европейского, русский классицизм XIX века, а позднее русский ампир , использовали в своем оформлении (декоре стен, лепнине, выборе статуй) военную и патриотическую тематику на фоне войны 1812 года.

Основоположниками классицизма в России считают русских архитекторов Ивана Старова, Матвея Казакова и Василия Баженова. Делят русский классицизм условно на три периода:

  • ранний - период, когда из русской архитектуры еще не были полностью вытеснены черты барокко и рококо;
  • зрелый - строгое подражание архитектуре античности;
  • поздний, или высокий (русский ампир) - характеризуется влиянием романтизма.

От европейского русский классицизм отличает еще и масштаб строительства: в этом стиле планировалось создание целых районов и городов, при этом новые классические здания должны были сочетаться со старой русской архитектурой города.

Ярким примером русского классицизма является знаменитый Дом Пашкова, или Пашков дом - ныне Российская государственная библиотека. Здание следует уравновешенной, П-образной планировке классицизма: оно состоит из центрального корпуса и боковых крыльев (флигелей). Флигели выполнены как портик с фронтоном. На крыше дома размещен бельведер в форме цилиндра.

Другими примерами зданий в стиле классицизм в архитектуре России являются Главное адмиралтейство, Аничков дворец, Казанский собор в Санкт-Петербурге, Софийский собор в Пушкине и другие.

Узнать все секреты стиля классицизм в архитектуре и интерьере можно в следующем видео:

Построенный дом

Роскошный дом в стиле классицизма с элементами боз-арта (от французского слова beaux-arts, что переводится как "изящные искусства"), вызывает в памяти костюмные фильмы, где даются пышные балы, роняются надушенные платки, закручиваются великосветские романы.

Относящийся к эклектике стиль боз-ар имеет два источника: итальянский ренессанс и французское барокко, причем элементы обоих стилей переплетаются в причудливых, никем не регламентированных сочетаниях.

Стиль особенно был популярен в середине XIX - начале ХХ веков во Франции и Северной Америке, но и в наше время, открытое для всех веяний, не потерял притягательности.

Особенности архитектуры

Двухэтажный дом в стиле классицизм спроектирован как здание с двумя симметрично расположенными крыльями. Симметрия весьма характерна для этой разновидности эклектики.

Главный фасад реального дома оформлен эффектным портиком на высоту двух этажей с колоннами коринфского ордера. В тимпане классического фронтона - рельефный картуш в окружении гирлянд, листьев аканта и орнамента. Над входными дверьми также небольшой картуш, а на расчлененных рустом стенах - сдвоенные консоли по обеим сторонам входа.

Аналогичными фронтонами оформлены фасады крыльев сооружения. Здесь окна обрамлены попарно размещенными пилястрами, рельефами над оконным проемом и балюстрадой под ним. Все карнизы декорированы рядами волют.

Задний фасад здания оформлен полукруглыми эркерами по обеим сторонам боковых крыльев, а в центре организован выход в сад и балкон с балюстрадой. Цоколь декорирован солидным рустом из "дикого камня".

Царящий над сооружением круглый купол со шпилем подчеркивает классицизм дома и его дворцовый характер.

Территория

Приусадебный участок разбит дорожками на куртины во французском стиле. Так и кажется, что вот-вот к роскошному крыльцу подъедут кареты, из которых выпорхнут декольтированные дамы, поддерживаемые галантными кавалерами.

Строительство и обустройство своего собственного загородного дома начинается с этапа проектирования и выбора художественного оформления постройки, определяющего её внешний вид и интерьер. Принятые на этом этапе решения очень важны, так как на их основе выполнят строительные работы, и произведут закупку предметов интерьера и выполнят внутреннюю отделку помещений. Всё это будет служить долгие годы.

Этот обзор посвящен дизайну дома в классическом стиле, его характерным чертам и особенностям, на которые следует обратить внимание при строительстве загородного дома. Это направление является наиболее универсальным из всех, подчеркивает статус владельца и напоминает вид усадеб 18-19 веков. Он никогда не теряет своей актуальности и не боится моды.

Сейчас такие здания воздвигаются по тем же канонам что и несколько столетий тому назад. При этом зачастую используется не чистый стиль, а дополненное копирование. На этом художественном направлении останавливают свой выбор уравновешенные и серьезные люди.

История появления

Классицизм в архитектуре зародился на рубеже 17 века в Европе и применялся в первоначальном виде до конца 19 века. Возник он в так называемую эпоху Возрождения при обращении в искусстве средневековой европейской цивилизации к древнему античному наследию. Зародился он практически одновременно во Франции и Англии в период укрепления монархического строя.



Различают английский, французский и русский классицизм. Ценности древнего Рима и Греции воспринимались как образец гармонии человека с природой и лучший способ государственного устройства. Это нашло свое отражение в архитектуре, начали широко применяться простые, строгие формы с элементами декора, широко использовавшимися в античной архитектуре.

Дома, построенные в классическом стиле, очень красивы. Поэтому это направление широко применяется и в наши дни в чистом виде или с использованием стилизаций. Давайте более подробно рассмотрим признаки и особенности этого направления зодчества.

Характерные признаки классицизма

Наиболее узнаваемым элементом этого стиля является использование колонн – так называемых античных ордеров. Они поддерживают свод дома и выполняют декоративную и конструктивную функцию. Пропорции античного строения по его высоте и ширине всегда соответствует правилу золотого сечения.

На больших домах стены фасадов делятся на три горизонтальные части. Во всех элементах зданий присутствует симметрия. Она есть как во всем здании, так и во всех его элементах. Строения украшаются барельефами, растительными орнаментами и статуями на крышах.

Входная группа украшается широкими мраморными лестницами и колоннадами. В русском стиле строения окрашиваются в светлые теплые тона желтого или песочного цвета. Благодаря этим характерным элементам можно узнать классический стиль частного дома, только взглянув на его фото. Он узнается с первого взгляда.



Применение в городском строительстве

Это направление архитектуры актуально и в настоящее время. С его использованием в городах России воздвигнуты многие важные здания культурно социального назначения. В этом стиле сооружена большая часть исторической части Санкт-Петербурга. К постройкам 18-19 века органично добавились постройки 20 века.

Как и раньше в его использованием возводили только наиболее важные и величественные дома, подчеркивающие статус владельца. Нынешняя архитектура рациональна и использует минимум декора. Поэтому сейчас этот дизайн наиболее широко применяется в частном индивидуальном строительстве.

Наиболее часто в классическом стиле строят загородные дома. Причем зачастую используется не первоначальный стиль, а его реплика.

При проектировании домов используются элементы стиля, не выполняется точное копирование построек прошлых веков. Это позволяет снизить бюджет проекта без потери внешней привлекательности. При этом при всей непохожести на оригинальные строения достигается гармоничность и равновесие внешнего облика зданий.

Использование в индивидуальном загородном строительстве

В России исторически классицизм широко применялся при строительстве усадеб. Недаром этот период называют золотым веком усадеб. Классический стиль частного дома актуален и в наши дни. Благодаря ему создаются гармоничные формы, проводящие параллели с прошлым.

Это направление дизайна является беспроигрышным в части художественного оформления по сравнению с другими художественными направлениями, но требует больших затрат по сравнению с широко используемым сейчас рациональными плоскими формами, лишенными элементов украшения.



Проектируемый дом не обязательно должен быть очень большим. Наиболее часто, как и в 19 веке, создаются небольшие одно и двухэтажные дома. Все художественные наработки прошлого удобно вписываются в наш рациональный мир.

Используются античные формы для украшения фасада и новые строительные технологии, дающие необходимый уровень комфорта и удобства.

Характерные черты фасадов зданий

Фасады домов в классическом стиле всегда очень гармонично смотрятся и настраивают на спокойный, размеренный лад. Современное строительство не полностью копирует прошлое, а создает стилизацию, при этом сохраняя все характерные черты.

Фасады зданий демонстрируют симметрию, геометрию, прямоугольные формы. Стены отделываются штукатуркой. Для русского стиля характерен желтый цвет отделки стен.

Старинные русские усадьбы зачастую отделывались исключительно деревом. Современное строительство использует новые износостойкие материалы: камень, кирпич, бетон, штукатурка.

Интерьер помещений

Интерьер в немаловажной части определяет общий дизайн зданий. Стоит отметить, что интерьер и экстерьер зданий может быть оформлен в разных стилях, органично дополняющих друг друга. При невозможности изменить фасад здания, можно изменить внутреннее убранство помещений, создав интерьер дома в классическом стиле.



Интерьер, так же как и фасад зданий предполагает наличие симметрии, четких геометрических форм, отсутствие лишних деталей и мягкую светлую цветовую гамму. Потолок в комнатах может быть украшен белой лепниной с растительной тематикой.

Для покрытия пола применяется дерево: паркет или массивная доска окрашенная в светлые тона. Стены с одной стороны просты в убранстве, но в то же время красиво декорированы тканями, шпоном ценных пород дерева. Их окрашивают в светлые и однотонные цвета.

Помещения обустраиваются качественной деревянной мебелью. Допускается использование мебели как темного, так и светлого цвета. Это не будет нарушением композиции. Комнаты, выполненные в античном стиле просторны, нарядны и торжественны.

Проекты домов в классическом стиле предполагают соответствующее обустройство ландшафта участка. Художественное оформление приусадебного участка дополняет стиль постройки. Эту роль могут выполнить определенным образом высаженные деревья и кустарники, беседки соответствующего дизайна, садовые скульптуры.

В зависимости от пожеланий собственника можно выбрать различные элементы ландшафтного дизайна, гармонирующего и дополняющего постройку.

Сделав выбор на этом дизайне среди большого разнообразия вариантов можно выбрать свой индивидуальный проект, подходящий по размерам участка и по средствам. Можно также заказать индивидуальный проект у профессиональных архитекторов. Построенное по античным канонам здание будет выгодно отличаться на фоне обычных построек.

Фото домов в классическом стиле

29 сентября 2015. Портнер

Разделить по стилям и поместить на полки все архитектурные разновидности частных домов, встречающиеся на рынке Подмосковья - невероятно сложная задача, так как архитектура домов построенных за последние 25 лет - это смесь авторского экспрессионизма, эклектики, удачных и не очень экспериментов с известными нам архитектурными стилями. Грубо, стилистику загородных домов можно разделить:

1. Постсоветский стиль – характеризуют дома из красного кирпича, строившиеся в первой половине 90-ых, когда появилась возможность построить собственный дом большой площади. Важно было освоить максимальный объем с имеющимся бюджетом. Помещения нарезались интуитивно, а на готовую коробку потом приглашались архитекторы, чтобы ее как-то «обыграть». Крыши часто облицовывали металлочерепицей или мягкой кровлей. Большая часть вторичных предложений на Рублево-Успенском шоссе относится к домам в данной стилистике, чьи владельцы уже построили для себя новое правильное жилье, а от старого, расположенного на дорогих участках, пытаются избавиться, но не задешево. Фото 1.

2. Классический стиль в основном встречается в архитектуре больших домов и усадеб на Рублевском шоссе, площадью от 1500 кв.м и больше. Дома симметричных форм, с помпезными входными группами и соответствующими планировками, которые становятся заложниками симметричных эклектичных фасадов. Для отделки используется в основном натуральный камень типа известняка, травертина, доломита и гранита для облицовки цоколя и крылец. Кровля делается из фальцованного медного, свинцового или цинк-титанового листа, или натурального камня - сланца. Себестоимость строительства таких домов зависит от сложности каменного декора, но ориентировочно составляет 1.500-2.000 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. Данный стиль можно грубо разделить:

  • Неоклассицизм - стиль популярный в XVII-XIX веках, узнаваемый по строгим, элегантным линиям и отсутствием излишних декораций, вдохновляемый архитектурным искусством античных периодов Древней Греции и Рима. Фото 2.1.

    Необарокко - стиль популярный в Европе в XVII-XVIII веках, для которого характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм и излишество фасадного декора. Фото 2.2.

3. Архитектуру домов в стиле Модерн (известен в разных странах и как Арт-Нуво, Югендстиль или Сецессия) отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых материалов (металл, стекло) и расцвет прикладного искусства – фасады щедро украшались стилизованными растительными узорами, гибкими текучими формами. На рубеже XIX и XX веков появилось стремление к созданию одновременно эстетичных и функциональных зданий. Крыши приобретают сложные формы с декоративным фахверком. На фасадах применяются: камень, штукатурка, дерево, мозаика, керамическая плитка, бронза, витражи. Фото 3 (автор АМ Олега Карлсона).

4. Викторианский стиль характеризует многообразие разновидностей эклектического ретроспективизма с конца XIX века - возрождением более ранних европейских стилей и адаптацией к новым конструктивным возможностям с ассимиляцией китайского, японского, индийского, персидского и арабского стилей декоративного искусства. В основном ассоциируется не с постройками в Британии, а с домами, построенными в модных буржуазных курортах Нормандии, особенно в известном городке Довиль. Фото 4.

Стоимость строительства домов в стиле Модерн или викторианской архитектуры выше, чем классических домов, но подчеркивает стремление владельца к декоративному искусству.

Также как сегодня мы не одеваемся в стиле 17, 18 или 19 веков и не ездим на каретах или лошадях, строительство новых домов в стилистике Классицизма, Модерна или Викторианского периода считается анахронизмом, поскольку не соответствует духу нашего времени. Уже больше ста лет архитекторы нигде в мире не обучаются проектированию согласно классическим канонам. Таким образом, риск архитектора перешагнуть в поле китча очень большой и по факту в 90% случаев подтверждается.

5. Замковый стиль (или так называемый среди архитекторов - Диснеевский стиль) относится к чистому китчу и характерен для стран Восточной Европы (особенно Румынии) и Китая. В коттеджных поселках бизнес-класса пользовался спросом до кризиса 2008 г. Для отделки фасадов и кровли домов, построенных в замковом стиле, в большинстве случаев используются недорогие отделочные материалы, имитирующие натуральные. Себестоимость строительства таких домов ориентировочно составляет 1.000-1.500 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. Фото 5.

6. Райтовским стилем часто называют все дома с выступающими четырехскатными крышами, но архитектуру известного американского архитектора Фрэнк Ллойд Райта с начала XX века характеризует «органичная» форма домов, с уменьшением объема на верхних этажах, чтобы дом с террасированной крышей органично вписывался в рельеф. Несмотря на то, что Ф.Л. Райт создавал дома в эпоху Арт-деко, «последнего великого стиля XX века», его архитектура заслуживает отдельную полку - как первые дома современного стиля, где функционализм начал доминировать над эстетикой симметрии фасадов. Для отделки фасадов используются качественный кирпич, камень, дерево, много остекления и элементы прикладного искусства. Пологие кровли, как правило, покрываются фальцованным медным листом. Себестоимость строительства таких домов ориентировочно составляет 1.300-1.800 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. Фото 6 (автор Portner Architects).

7. Кантри стиль представляет разнообразие домов, строившихся традиционно в разных странах мира, в основном в деревнях и провинциальных пригородах. К этой категории можно отнести следующие стилевые направления:

    Бревенчатые дома во всех своих разновидностях. Быстровозводимые, но с определенными ограничениями в отделке. Себестоимость строительства таких домов ориентировочно составляет 600-1.500 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. Фото 7.1.

    Итальянская (средиземноморская) классика характерна кирпичными или оштукатуренными фасадами, с простым декором из камня в виде карнизов, обрамления окон и усиления углов. Большие террасы с навесами, перголами, ставни на окнах и другие элементы имеют первоначальную функцию защиты от солнца, но являются неотъемлемой частью этого стиля. Фото 7.3.

  • Английский (тюдоровский) стиль узнаваем по кирпичным или фахверковым фасадам, с окнами небольших размеров, кровлями из соломы или сланца и высокими дымовыми трубами с декоративными элементами. Фото 7.4.

    Бельгийский стиль характерен использованием разнотонного кирпича ручной формовки для отделки фасадов, двускатными крышами под большим углом уклона и декоративными карнизами фронтонов. Фото 7.5.

    Американско-канадские дома пришли из пригородов Северной Америки, но с учетом российской ментальности локализованы с учетом изменения строительной технологии с деревянно-каркасной на каменную (кирпич, пеноблок). Дома данного стиля в основном имеют встроенный или пристроенный гараж на 2 машины. В борьбе за данную категорию покупателей девелоперами допускалась экономия, иногда даже в плане нарушений технологий строительства фундаментов и гидроизоляции. Этим коммерческим типом домов массово застраиваются коттеджные поселки, так как их себестоимость довольно низкая и конструктивные решения несложные, но вместо привычных в США 600-700 долларов, в России цена строительства колеблется около 1000 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. В результате тюнинга данного стиля появился Замковый стиль. Фото 7.6.

8. Современным стилем называется вся архитектура после эпохи Арт-деко. Современная архитектура подразумевает полное отсутствие стилевых канонов и эксперимент в использовании возможности новых строительных материалов. Также имеет несколько этапов развития:

    Функционализм характеризует наличие больших площадей остекления, чистых геометрических форм (обычно прямоугольных), отсутствие излишеств в отделке фасадов и использование крупных нерасчленённых плоскостей из одного материала, разнообразие форм кровли (часто плоской). Сжатая философия стиля - это искренность и прагматичность: «форма определяется функцией, а фасад формой». Фото 8.1 (автор Portner Architects).

    Минимализм стремится к триумфу хорошего вкуса - к максимально возможной простоте выполнения, соблюдению основных правил композиции, использованию натуральных материалов, максимальному вниманию к деталям, единой цветовой гамме, световому оформлению и стремлению достичь максимальной функциональности. Фото 8.2 (автор Maxim Winkelaar и Bob Ronday).

    Деконструктивизм пытался освободить архитектуру от гегемонии эстетики, красоты, функциональности и построить здание, отрекшись от всех общепринятых глубинных принципов создания архитектурных сооружений, в том числе: тектоники, равновесия, вертикалей и горизонталей - разрушив старые принципы и создать что-то свое. Фото 8.3 (автор McBride Charles Ryan).

    Хай-тек со своей эстетикой металла, машин и промышленной архитектурой. Фото 8.4 (автор АМ Алексея Козыря).

    Эко-тек (Био-тек) , где архитектурная выразительность конструкций зданий достигается заимствованием природных форм и прямым использованием форм живой природы в архитектуре, в виде элементов природного ландшафта и живых растений. Фото 8.5 (автор Guz Architects).

    Авангард – яркий и нестандартный стиль, неожиданных и провокационных цветовых решений, контрастов и форм, с применением несовместимых, на первый взгляд, фактур и материалов, с неординарными решениями при сопряжении объемов и плоскостей, создавая асимметричные конструкции, причудливые формы и изгибы. Фото 8.5 (автор АМ Атриум).

Себестоимость строительства домов современной архитектурной стилистики ориентировочно составляет 1.000-1.500 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем.

Надо подчеркнуть, что почти у каждого из вышеперечисленных архитектурных стилей есть и свой псевдо-стиль, где по разным причинам отступается от стандартных канонов, теряются пропорции и композиция фасадов и используются недорогие имитации натуральных отделочных материалов.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.