Экскурсии в особняк брусницыных. Заброшенный особняк брусницыных на васильевском острове. шаг: оплатить билеты

Почти в самом центре Санкт-Петербурга находится ничем ни примечательное здание. Какие тайны оно хранит, и как оно выглядит сейчас?

Всем привет! Мало кто знает, что в самом центре Петербурга находится с виду ничем не примечательное здание. Пройдя мимо на него даже не обратишь внимания. Но внутри это особняк элиты времен Царской России.
Сегодня я расскажу про особняк Брусницыных - памятник архитектуры в стиле эклектика в Санкт-Петербурге.

Для начала я хочу рассказать историю самих Брусницыных. В 1844 году в Петербург приехал Николай Мокеевич Брусницын. Неграмотный, но предприимчивый крестьянин приобрел небольшое кожевенное производство и очень быстро пошел в гору.

Позже был построен кожевенный завод, а сыновья Николая Мокеевича построили богадельню, в которой жили старики и дети. Дети принимались туда с самого малого возраста, их учили, одевали и кормили. Но по достижению 14 лет они должны были работать на кожевенном заводе и отработать минимум 10 лет. Такие были условия.

Близилась революция, и завод был национализирован, а особняк Брусницыных передан заводу. Здесь размещались административные помещения завода.
Кстати, в богадельне разместили морскую академию имени С.О. Макарова. И по сей день в этом здании находится академия.
Между прочим, здание академии дошло до наших дней практически без изменений.

Теперь о красоте особняка. У Брусницыных дела шли хорошо, поэтому они могли позволить себе роскошь. Особняк так и изобилует былой роскошью. Правда сейчас там все находится в упадке. Здание принадлежит заводу, а завод городу. Как можно понять, завод не работает. Когда будут выделены деньги на реставрацию, неизвестно.

С другой стороны в особняке Брусницыных постоянно проходят съемки фильмов, сериалов, фотосессии для модных журналов. Удовольствие не из дешевых. Куда уходят все эти деньги? Ведь их можно пустить на реставрацию.
Когда я там был, рабочие разбирали оборудование со съемок. Что порядком подпортило впечатление и кадры.

Как мне объяснили, свободного времени в особняке просто нет. То есть попасть сюда, когда здесь никого нет и все выглядит так, как в 19 веке, просто невозможно.

С особняком Брусницыных связана одна из городских легенд про зеркало графа Дракулы. Эту легенду очень любят в городе.
Легенда гласит, что в особняке было зеркало, привезенное из одного итальянского палаццо, где хранился прах Дракулы. Все, кто смотрелся в зеркало, плохо себя чувствовали, а потом с ними происходили странные вещи.
Начало легенде положили смерть внучки купца и постоянное плохое самочувствие членов семьи.

Вскоре зеркало спрятали в кладовке, а после революции повесили в кабинете заместителя директора завода. Вскоре он исчез, а рабочий, который посмотрелся в зеркало, тоже исчез. После этого вход в кабинет заколотили, а заводоуправление перевезли.
Такие дела=)

Особняк Брусницыных, не смотря на всю ветхость, выглядит очень богато. Воображению так и представляются образы семьи Брусницыных в дорогих костюмах и платьях, собирающихся на ужин.
Дальше я покажу ряд фотографий.

Недавно мне с друзьями удалось побывать в чудесном заброшенном особняке, который сейчас находится в замороженном состоянии. Дальнейшая судьба его неизвестна, но сейчас в особняк Брусницыных можно попасть, если сильно захотеть.

Особняк купцов Брусницыных - памятник архитектуры в стиле эклектика в Санкт-Петербурге. В современном виде создан в 1884 году для купцов братьев Брусницыных архитектором А. И. Ковшаровым в ходе капитальной перестройки здания неизвестного архитектора, впервые упоминаемого в 1844 году.

1. Танцевальный зал, который иногда еще называют Белым залом. Ослепительно нарядное помещение обильно украшено белой лепкой с золочением. Белый зал оформлен в стиле Людовика XV. Плавный переход от вертикальной плоскости стен к горизонтальной плоскости плафона образует двухъярусная лепная падуга.

2. Она скругляет углы и придает интерьеру особую пластичность и живописность. Стены, двери и потолок Белого зала сплошь покрыты лепниной с растительными орнаментами, венками, музыкальными инструментами, амурами и женскими головками.

3. Кроме того, в зале привлекает внимание огромная люстра с хрустальными подвесками.

4. Значительное пространство на стенах занимают лепные панно с изображением ваз, цветов и фигурок сатиров со свирелями и другими музыкальными инструментами. Лепные панно на стенах чередуются с парными каннелированными пилястрами, в капители которых вписаны лиры. В помещении сохранились цельные, без переплетов оконные рамы с очень толстыми стеклами, а также мраморные подоконники.

5. В центральной части камин украшают скульптуры целующихся путти, еще два амурчика сидят по бокам, поддерживая свисающие мраморные гирлянды сложной работы.

6. Прекрасно сохранился мраморный камин. Две тумбы по бокам камина, изначально предназначавшиеся для ваз с цветами. Над фигурной полочкой камина помещается лепная рама в виде перевитого лентами венка. В раме сохранилось подлинное зеркало. Расположение зеркала, как и в других помещениях особняка, специально подобрано таким образом, чтобы посетители могли видеть в него отражение великолепной люстры и потолка.

7. К Белому залу примыкает небольшая курительная с прекрасно сохранившимся роскошным декором.

8. Это одно из самых ценных помещений дома. По моде того времени кальянная комната оформлена в восточном мавританском стиле.

9. Сохранился купол курительной комнаты, а также небольшой угловой эркер с изящными полуколонками. Стены и купол этой «мавританской шкатулки» украшены ярко раскрашенной гипсовой лепкой с позолотой.

10. Уникальная старинная люстра из стекла и латуни покрыта восточными рисунками и надписями. Люстра отражается в зеркале, что зрительно увеличивает пространство комнаты. По стенам курительной мелкой вязью идет повторяющаяся надпись «слава Аллаху».

14. Мраморная парадная лестница, идущая с первого этажа особняка, от ныне заколоченного парадного входа. Никаких светильников тут нет, но лестница хорошо освещена дневным светом. Сохранились очень ценные мраморные ступени и мраморные же резные перила ручной работы. Потолок и стены сплошь покрывает лепка с обильным растительным орнаментом, женскими головками и фигурами кариатида|кариатид. На верхней площадке лестницы, под окном можно увидеть мраморный камин в достаточно строгих формах. Расположенное над ним окно обращено в оранжерею (зимний сад), которая когда-то был наполнена зеленью, цветами и даже плодовыми деревьями.

15. Полукруглый эркер смотрит в прилегающий к дому сад. В эркере на площадке около камина когда-то стояло кресло, а ноги посетителей утопали в коврах.

20. Бильярдный зал, куда можно попасть из оранжереи или столовой. В помещении уцелел лепной потолок под дерево, а также мощная бронзовая люстра со специальной ручкой, позволявшей опускать ее над столом. Сам бильярдный стол утрачен, но остальное убранство комнаты сохранилось, в том числе встроенные угловые диванчики с подлинной обивкой, два шкафа для бильярдных принадлежностей, двери и резной камин.

21. Низ стен облицован панелями, верхняя часть обтянута тканью. Когда-то в бильярдной еще был роскошный занавес, который благодаря особой плотности не пропускал ни единого лучика света из соседней оранжереи.

22. Столовая комната с обилием резного дерева.

25. Гостиная впечатляет нарядной отделкой в уютных, теплых коричневатых тонах. Когда-то подобных гостиных в особняке было несколько, они шли анфиладой вдоль главного фасада по Кожевенной линии. В оформлении гостиной обнаруживается влияние стиля рококо. Стены разбиты на отдельные панно с золочеными лепными рамками изогнутых очертаний. Такой же золоченый лепной орнамент можно заметить на дверях и в обрамлении зеркал.

26. В промежутках между панно помещены вертикальные вставки с лепным узором и ажурной сеткой. Падуга комнаты украшена растительными орнаментами, раковинами и фигурками дракончиков. Великолепный потолок гостиной также обильно украшен лепниной, в том числе узорами в виде сетки, которые перекликаются с золоченой сеточкой настенной лепнины и вентиляционных решеток в падуге потолка. В помещении сохранилась подлинная люстра. Особенно примечательно, что стены гостиной затянуты подлинным шелком (штофом) более чем столетней давности. Зеркала, поставленные друг напротив друга, создают иллюзия бесконечности перспективы. Зеркала также имеются в эркере, расположенном в центре главного фасада здания.

28. Зимний сад.

29. Модный лучок на память.

Кожевенная линия Васильевского острова в Петербурге - не очень популярное место у туристов. Да и те петербуржцы, которые не живут рядом и не работают тут, редко бывают в этом районе. Этот заводской квартал на Юго-Западе Васильевского острова носит историческое название Чекуши, которое произошло от колотушек, используемых для разбивания слежавшейся муки, долго хранившейся на складах. По крайней мере, это самая популярная версия названия. Как я уже сказала, район этот наполнен заводами и складами, в частности, сейчас большую территорию района занимает Балтийский завод, одно из крупнейших судостроительных предприятий Петербурга. Казалось бы, не самое интересное место для экскурсий. Однако и этот район хранит в себе несколько жемчужин. Одной из них точно является особняк Брусницыных.

Вид на Кожевенную линию: слева бывший кожевенный завод, справа особняк.

Косая линия района Чекуш - территория Балтийского завода слева, здание бывшей богадельни семьи Брусницыных справа.

История семьи Брусницыных интересна, хотя и не сильно длинна. Отец семейства Николай Матвеевич Брусницын в первой половине 19 века приехал в Петербург из Тверской губернии. Будучи необразованным крестьянином и начав свое дело с небольшой кожевенной мастерской, он со временем стал владельцем огромного завода на 600 рабочих мест. А также Брусницын стал и купцом первой гильдии.

Кожевенный завод, принадлежащий Николаю Матвеевичу, был оборудован по последнему слову техники того времени. Купцами второй и первой гильдии стали и трое сыновей Брусницына. Кроме участка на Кожевенной линии, семье принадлежала территория и на Косой линии, где ими был построен дом, в котором располагалось общежитие для рабочих завода и богадельня, которую они полностью содержали. Построили это здание сыновья после смерти родителей в 90-е годы XIX века и в память о них: Дом призрения для малолетних детей-сирот имени Николая и Елены Брусницыных. Сейчас в этом доме на Косой линии размещается Государственная Морская академия им. адмирала С. О. Макарова.

Архитектором здания был Павел Юльевич Сюзор. Он же через восемь лет возведет знаменитый Дом компании «Зингер» на Невском проспекте. На третьем этаже центральной части здания размещалась домовая церковь с хорами. В росписи этой церкви принимали участие художник Николай Андреевич Кошелев (роспись главного купола московского храма Христа Спасителя - тоже его работа) и известный тогда мозаист Михаил Иванович Зощенко (отец писателя Михаила Зощенко).

Брусницыны были очень богатыми людьми для своего времени, и денег на рабочих своего завода и содержание богадельни они не жалели. Перед 1917-м годом в приюте на полном содержании находились более 100 детей и более 50 стариков.

А мы можем любоваться красивым зданием, оставленным городу в наследство.

Однако вернемся к самому особняку, где жила семья. До постройки современного здания на этом месте стояло какое-то другое, которое и приобрел в свое время глава семьи вместе с участком, но особых сведений о той постройке не сохранилось. В 1857 году по проекту архитектора А. С. Андреева с западной стороны к зданию пристроили "объём в три оси".

Основные улучшения особняка сделали уже братья после смерти отца в 1882 году. Этим занимался архитектор Ковшаров. Здание окончательно приобрело форму буквы Ш, нижняя перекладина которого обращена на Кожевенную линию, а короткие "ножки" уходят в сад за домом. В центральной части располагались общие помещения, во флигелях - спальни и личные покои.

Со стороны Кожевенной линии сохранилась оригинальная дверь - это парадный вход в дом, за ним расположена красивая лестница. Дверь эта сейчас заколочена, и войти через нее нельзя.

Фото можно увеличить щелчком мыши

Над входом располагался вензель семьи, в советское время сбитый и замененный серпом и молотом. В советское время в здании находилось управление завода Радищева, в который и превратился Кожевенный завод семьи Брусницыных.

Здание, честно говоря, находится в ужасном состоянии. Удивительно, что сохранилось хоть что-то. Сейчас оно практически не используется, завод не работает, в здание водят экскурсии и сдают его для фотосессий.
Проход в здание через обычную заводскую проходную. Миновав вполне типичные для советских учреждений коридоры, поднимаемся на второй этаж и оказываемся в парадной столовой особняка.

Почти все убранство комнаты - подлинное. Большие стеллажи, правда, изначально располагались не здесь, они перенесены из каких-то подсобных помещений.

Потрясающе выглядит потолок, который на самом деле не резной деревянный, а выполненный лепниной, раскрашенной под дерево. Впрочем, весь особняк оформлен именно так - раскрашенная под тот или иной материал лепнина.

Интернет упорно утверждает, что большая люстра в этом зале не работает, но в мое посещение работала. Означает ли это, что какие-то работы по восстановлению особняка начались, я не знаю, но хотелось бы верить.

Тут же стоит прекрасно сохранившийся резной буфет:

Другой мебели, в том числе роскошного обеденного стола, не сохранилось. Сбоку от буфета можно видеть небольшую потайную дверь, на фото она открыта, которая ведет из столовой в бильярдную.

Из столовой мы попадаем в Белый зал. Это бальный зал, для танцев, его окна выходят на улицу.

Потолок в этом зале тоже украшен богатой лепниной. Раньше была и позолота, но от нее ничего не осталось. В советское время это все просто закрашивалось слоями краски.

Если говорить о стиле, в котором оформлен зал, да и весь дом, то официального названия он не имеет, неофициально называется "купеческим", а по простому: чем богаче, тем и лучше:)

Великолепную люстру в советское время "украсили" изображениями серпа и молота:)

К счастью, сохранился прекрасный мраморный камин.

Амурчики в оформлении камина.

Нельзя не упомянуть знаменитую легенду о зеркале Брусницыных. Она рассказывает нам о том, что во время строительства Брусницын для гостиной своего шикарного дома заказал в Италии старинное зеркало, до этого якобы висевшее в усыпальнице графа Дракулы. Смотревшие в это зеркало люди испытывали странные ощущения. С самим семейством стали происходить необъяснимые явления: от ухудшения самочувствия до несчастных случаев, после одного из которых зеркало запрятали в кладовую. Так что на фото точно не оно:)

Рядом с Белым залом расположена великолепная курительная комната.

Комната оформлена в восточном стиле, и все это тоже раскрашенный гипс. Над входом надпись на арабском (что-то религиозное, кажется, "Слава Аллаху"), однако это всего лишь стилизация - конечно, купцы не были мусульманами. Напольное покрытие - современное.

Как раз рядом с курительной комнатой находится та парадная лестница, которая расположена у главного входа в особняк.

В советское время над лестницей был сделан настил, перекрытие, тут находился какой-то из отделов правления, стояли столы, работали люди, зато под настилом лестница прекрасно сохранилась.

Наверху лестницы расположено окно в зимний сад:

Рядом в эркере располагалось место для ожидания гостей, стояли удобные кресла, ожидающим был предоставлен полный комфорт.

Зимний сад был великолепен и тоже оборудован по последнему слову техники. В нем росли даже плодовые деревья. После революции все растения были переданы в Ботанический сад. Окна Зимнего сада выходят в обычный сад за особняком, зимой можно было наслаждаться контрастом зелени и снега.

Это вид на оранжерею со стороны Косой линии, через забор виден купол.

Еще одна сохранившаяся парадная комната - гостиная. Она интересна особенно тем, что здесь уцелели подлинные шелковые обои.

И сохранилась подлинная люстра. В советское время, конечно, в этом кабинете обитало начальство:)

Осталось показать ту самую бильярдную, вход в которую через потайную дверь в столовой. Конечно, это не единственный вход туда, можно пройти и из гостиной. Основа комнаты - бильярдный стол - утрачен, но сохранилось основное убранство, в том числе диванчики с подлинной обивкой, садиться на них не рекомендуется, ощущение, что набиты они исключительно пылью.

Вот такое интересное здание существует вдали от привычных туристических троп, прекрасный образец купеческого быта.

Что стало с Брусницыными после революции? Два брата эмигрировали, один остался в Петербурге, был арестован, выпущен и закончил свою жизнь в нищете, проживая в коммунальной квартире своей бывшей прислуги. Говорят, недаво приезжали потомки тех Брусницыных, которые эмигрировали во Францию.

Зеркало из особняка купца Брусницына (Ещё о городских легендах)
Могла ли я предположить, что покупка ручного зеркальца для новой сумочки заставит меня… содрогнуться от нечаянно услышанного? А было так. В небольшом галантерейном магазине продавец вот уже с полчаса показывала мне зеркала. Но никакое из них мне не нравилось. Продавщица стойко держалась, но после моих слов: «Мне нужно не простое зеркало, а, как бы вам объяснить, с некоторым магическим эффектом…», не выдержала и странным таким, приглушённым голосом ответила: «Может, вы хотите такое зеркало, какое висело в доме Брусницыных, чтобы избавиться от кого-то?» Меня чуть ветром не сдуло. Видимо, в магазине образовался сильный магический сквозняк. Заметив мой полуоткрытый рот и немой вопрос во взгляде, продавец уже спокойно обратилась ко мне: - Извините, но я уже не знаю, что вам предложить. - Скажите, а…Особняк купца Брусницына Санкт-Петербург - А-а! Это давняя история. Я как пришла рабо..

Могла ли я предположить, что покупка ручного зеркальца для новой сумочки заставит меня… содрогнуться от нечаянно услышанного? А было так.
В небольшом галантерейном магазине продавец вот уже с полчаса показывала мне зеркала. Но никакое из них мне не нравилось. Продавщица стойко держалась, но после моих слов: «Мне нужно не простое зеркало, а, как бы вам объяснить, с некоторым магическим эффектом… », не выдержала и странным таким, приглушённым голосом ответила: «Может, вы хотите такое зеркало, какое висело в доме Брусницыных, чтобы избавиться от кого-то? » Меня чуть ветром не сдуло. Видимо, в магазине образовался сильный магический сквозняк.
Заметив мой полуоткрытый рот и немой вопрос во взгляде, продавец уже спокойно обратилась ко мне:
- Извините, но я уже не знаю, что вам предложить.
- Скажите, а…Особняк купца Брусницына Санкт-Петербург
- А-а! Это давняя история. Я как пришла работать на зеркала, так много всякой литературы про них читаю. Однажды наткнулась на газетную статью о зеркальном полтергейсте, замеченном в прошлом веке в особняке купца Брусницына, что на Кожевенной линии. Брусницын оставил после себя целый архитектурный памятник федерального значения, - женщина заговорщицки подмигнула мне.
- И памятник зеркального полтергейста… Петербург хранит много легенд, - продолжала она.
- Одна из них о мистическом зеркале из особняка Брусницына.
Для оформления гостиной знатный российский кожевенник заказал из-за границы, куда часто ездил, большое зеркало. В Петербург зеркало доставили в начале ХХ века. Этот символ связи нашего мира с параллельным, этот желанный для хозяина предмет интерьера будто бы висел в одном из венецианских палаццо (итальянский городской дворец-особняк XV - XVIII вв.), где хранился прах графа Дракулы.
Знал ли об этом Брусницын, или нет - науке, как говорится, это не известно. Рассказывают, что те, кто смотрелся в зеркало, испытывали странные ощущения, а впоследствии с этими людьми происходили всяческие неприятности. Начало слухам положила внезапная кончина внучки купца - дочери кожевенного заводчика, а также постоянное плохое самочувствие членов семьи. Из-за этих событий зеркало запрятали в кладовую.
После революции мистический предмет интерьера оказался во Дворце Культуры имени С.М.Кирова , а позже, по решению Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры снова возвращён в особняк и повешен в кабинете заместителя директора завода.
Через некоторое время зам. директора бесследно и загадочно исчез. Один рабочий, увидевший своё отражение в зловещем зеркале, также внезапно исчез. Тогда кабинет вообще заколотили, входить в него запретили, заводоуправление переселили в новое здание.
Особняк долго пустовал. Особняк купца Брусницына Санкт-Петербург
- Да-а, - вздрогнув, ахнув и многозначительно улыбнувшись, резюмировала я.
- Спасибо за рассказ, только я зеркальце пока покупать не буду...

Сегодня особняк Брусницыных нуждается в серьезной реставрации. Это архитектурный памятник федерального значения, который из-за пренебрежения властей разрушается. Вокруг расположены корпуса заводов, между которых блекло мелькает его фасад.

Характеристика

Особняк купцов Брусницыных - это место, о котором бродят легенды, граничащие с мистикой. Здешние интерьеры поражают своей красотой. Однако здание находится на пороге разрушения из-за заброшенности. Никак не могут найти деньги на реставрационные работы, арендаторы часто сменяются.

Здесь проводятся фотосессии для реклам, съемки фильмов и клипов, что также сказывается не самым благоприятным образом на обстановке. Можно прийти сюда в составе экскурсионной группы. Запрещается прикасаться к элементам интерьера из-за их хрупкости. К счастью, богатое убранство в большей мере осталось целым. Кое-где работает отопление и электричество.

Экскурсия в особняк Брусницыных - это отличный способ посмотреть на художественный декор местных помещений. Если сейчас здание так красиво, сложно представить, каким же оно было в свой расцвет. Вы будто перемещаетесь в прошлое, чтобы стать его непосредственной частью, оказываетесь в той эпохи. Ввиду обветшания дома нужно ловить возможность посмотреть на это великолепие, ведь кто знает, сколько еще все будет оставаться в таком же состоянии.

Исторические данные

Особняк Брусницыных построили в 1770 годы на стыке линий Кожевенной и Косой. Это было здание из камня, фасад которого смотрел на побережье. В 1780-м Екатерина II издала указ, в соответствии с которым здесь построили заводы для обработки кожи. В 1787-м строение значительно изменилось из-за того, сюда поместили заводскую контору. Также здесь были комнаты жилого типа.

В 1844-м это строение купил Н.М. Брусницын. Три года спустя начал работать и завод. В 1857-м старый дом дополнили пристройкой на западной стороне. В 1860-х были расширены проемы окон на первом этаже. Совершили отделку фасадов на лицевой части. В 1864-м построили новые элементы архитектурной композиции на западе.

В 1868 году право собственности на особняк Брусницыных было у обоих супругов. В 1882-м он переходит к их наследникам. Три брата занялись перестройкой объекта спустя два года. Свои архитектурные идеи воплощал А. И. Ковшаров. Второй этаж увеличили, соорудили пристройку, где разместили лестницу для парадного входа. Также появилась прекрасная оранжерея. Интерьер дома поменялся в корне, но от этого он стал только лучше.

Месторасположение

Особняк Брусницыных, адрес которого дом 27, похож на букву «Ш», если смотреть на план. Такая форма обусловлена наличием собственного крыла у каждого из братьев.

Архитекторы характеризуют стиль данного дома как эклектику. Ковшаров работал здесь с 1884 по 1886 гг. То, что это шикарное здание расположили в зоне, где в основном все процессы нацелены на развитие промышленности, кажется многим странным. Тут бывал неприятный запах и даже ядовитые испарения, которые почему-то не смущали купцов. Или контроль за заводом казался им более важным.

Вид с улицы

Особняк Брусницыных (СПб) внешне украшен фризом, на котором имеются живописные гирлянды. Если смотреть выше, можно увидеть, как сильно выступает карниз, на котором размещены дентикулы. Над лестницей расположен фронтон.

Фасад справа украшен эркерами в форме полукруга. Заходя во внутренний дворик, вы увидите место, на котором ранее произрастал шикарный сад, от него ныне остались деревья, сараи и пристройки. Когда-то весь комплекс представлял собой прекрасную усадьбу, где был особняк и огороды, постройки для производственных и складских целей.

Воистину впечатляющим зрелищем был особняк Брусницыных. Фото с его прошлым обликом еще сохранились, так что небольшой шанс убедиться в этом воочию всё же есть.

Парадный вход был заколочен после революции 1917 года. Убрали вензеля, на которых был семейный знак бывших владельцев. На освободившемся месте поместили молот и серп - символику коммунистов. Кроме фасада, этот символ можно увидеть еще и на люстре в зале для танцев.

Право собственности на особняк Брусницыных перешло к А. Радищеву - владельцу еще одного завода по обработке кожи. Здесь заседало управление и работники лабораторий. Совсем недавно убрали столы, на которых проводили анализы кожи с помощью специальных приборов.

В 1920-х годах осуществили перемещение местной оранжереи в здание Ботанического сада. В период с 1925-го по 1930-й там, где ранее был проезд, расположили проходную с вестибюлем. В помещении главной лестницы появились перекрытия из дерева, заложена часть дверей. В 1993 году над оранжереей устроено покрытие из металла. Также был произведен ремонт в Белом зале и столовой.

Недавно имелась задумка, в соответствии с ней корпуса завода, с которыми соседствует особняк Брусницыных (Санкт-Петербург), планировали реконструировать таким образом, чтобы на этой территории могла разместиться гостиница. Из неё будет открываться вид на морское побережье. Однако денег для осуществления данной операции нужно слишком много, и очень немногие инвесторы согласятся что-то строить в промышленном глухом районе.

Потери

В центре постройки находились помещения парадного типа, в остальных частях были жилые комнаты владельцев и их родных. Главный вход находится на востоке. Придя сюда, можно ознакомиться с анфиладной планировкой. Здесь уцелело много интересных и впечатляющих деталей.

Во времена Советской власти в комнатах организовывали работу цехов, так что некоторые элементы роскоши все-таки пропали. Краска потрескалась, лепнина кое-где ободрана, а Конечно, печально видеть, что особняк братьев Брусницыных доживает свои дни. Утрачено большое количество скульптур и комодов, ковров, и прочих элементов роскоши. Однако на люстры и камины до сих пор можно поглядеть.

Изящество и утонченность

Пройдя в прохожую, можно попасть в помещения второго этажа, одним из которых является купеческая парадная столовая, чей стиль оформления более всего походит на поздний ренессанс.

Ценность покоев поместья в том, что здесь есть подлинное убранство, например, потолок, оформленный лепниной. Его покрасили под дерево, чтобы он лучше гармонировал с панелями на стенах и дверью. Можно лицезреть красивую огромную люстру из бронзы и настенные бра. Их устанавливали еще основатели, применяя впоследствии свечи. Отдельного внимания заслуживает буфет, изготовленный из резного дерева. Каждая панель на стенах была изготовлена вручную. За одной из них была создана тайная дверца, через которую можно было попасть в комнату для бильярда.

На дверях расположена голова барана и изящный орнамент. Это животное здесь не случайно, ведь оно олицетворяло божество торговли. Обои и пол - это уже плоды современности. Раньше стены были обтянуты кожей небольшой плотности. Вот уж точно сразу понятно, какой по соседству завод. Проемы дверей и окон отделаны деревом темного цвета. Из столовой нельзя выглянуть на улицу, поскольку стекла с гравировкой обращены на оранжерею.

Шикарный декор

В этом помещении, как и в других, не сохранилось мебели, которая была здесь изначально. Когда-то тут стоял стол из дуба и 60 стульев, обитых кожей. Здесь трапезничала семья купцов, их коллеги по работе и друзья.

Далее можно проследовать в зал для танцев, чьи стены выкрашены в белый цвет. Здесь работает освещение, благодаря чему лучше видно красивую лепку с золотыми элементами. Это помещение оформили по образцам зданий, в которых жил Людовик XV. Можно разглядеть большое количество причудливых узоров. Есть орнаменты, изображающие растительность, музыкальные инструменты, венки, панно в виде цветов, сказочных персонажей. Композиция гармонична и выглядит утонченно.

Ее дополняют пилястры и капиели с лирами. остались цельными. Стекла у них плотные. Подоконники изготовлены из мрамора. На люстре висят подвески из хрусталя. Сама она сделана из бронзы, ее переделывали во время правления Советской власти. Тут тоже фигурирует молот с серпом.

В сохранности остался камин из мрамора, один из лучших в Петербурге. Он украшен живописными скульптурами амуров. В прошлом веке применение Белого зала было схоже с обычными актовыми залами. Здесь проводили собрания и праздники. У камина стоят красивые тумбы, которые из цветочных ваз превратились в подсветительные подставки под изваяниями Сталина и Ленина.

Мистика в стенах поместья

Это место ценно тем, что вы будто перемещаетесь назад в прошлое, попадая в особняк Брусницыных. Зеркало здесь сохранилось еще со времен управления основателей. Подойдя к нему, вы увидите потолок и шикарную люстру.

О более древнем предмете, что висел на этом месте, есть особая легенда, в которой говорится, что он приносил несчастья владельцам. Его заказали в Италии, когда особняк еще только строился. Согласно истории, вещь висела у в усыпальнице, что была в Венеции. Считалось, что человек переживает необычные чувства, глядя в зеркальную гладь.

Когда начали происходить необъяснимые беды, данный экспонат убрали на хранение в кладовую. После революции он исчез. Хотя есть версии, согласно которым данная легенда - просто вымысел, притягивающий сюда повышенное внимание туристов. Такие детали постоянно привлекают новых посетителей в особняк Брусницыных. Как попасть самостоятельно в этот загадочный мир прошлого? Говорят, что это чрезвычайно тяжело и куда проще нанять экскурсовода или придти сюда для съемки фотосессии.

Кальянная

Возле Белого зала есть курительная, где хорошо сохранился декор. Данное помещение считается одним из самых ценных. Эту кальяную оформляли с оглядкой на мавританский восточный стиль. Вы будто попадаете в сказку про Шахерезаду. Здесь красивый купол, который украшает позолоченная лепка из гипса, разукрашенная яркими красками.

Имеется красиво расписанная люстра. Из-за того что предмет освещения отражается в зеркале, которое уже утратило свою цельность и разделено на отдельные фрагменты, помещение кажется больше, чем есть на самом деле. На стенах написано «Слава Аллаху» утонченной вязью. Кроме кальяна, здесь были диваны, подушки и ковры. Покрытие на полу делали в нашу бытность.

Главный проход

Отсюда можно попасть на парадную что идет от парадного входа, что сейчас заколочен. Здесь были перекрытия из дерева, благодаря чему облик данного места удалось сохранить в первозданной форме.

Защиту сняли, когда нужно было подготовить это место к съемкам фильма. С тех пор оно открыто для взоров гостей особняка. Здесь нет электрического освещения, но дневной свет попадает сюда довольно хорошо. Бродить здесь можно очень долго, натыкаясь на все новые восхитительные детали. Стоит хотя бы единожды осуществить такой визит, чтобы почувствовать себя частичкой ушедшего времени, стать его гостем хотя бы на недолгий миг.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.