Из чего строили хаты казаки. Исследовательская работа "Казачья хата, чем богата?". Внутреннее убранство казачьей хаты

Казачья хата

Молодые семейные казаки, задумавшие построить собственную хату, верхом на лошади в свободное от работы время спускались вниз, к реке, где глинища и вода, выбирали место для будущего замеса: то ли здесь, у реки, то ли через дорогу от отцовского дома, на выгоне. Не забывали заглянуть на станичный лесосклад, отобрать уже годовую выделку для будущей стройки: окна, двери, рейки и доски для верха.
Издавна повелось в станице - каждый молодой хозяин строил собственную хату.
Одни, похожие на украинские мазанки, принадлежали черноморцам, другие - высокие, просторные, с двух- и четырехскатной крышей, с коридором во всю длину хаты и деревянным крылечком, как было принято на Дону, - линейцам.
Турлучные и саманные жилища возводили обычно сообща, всем "обчеством": силами родственников, соседей, друзей по старой службе, которые считали своим долгом помочь хозяину в этом добром деле.
Хорошего мастера - клальщика самана в то время трудно было найти: он был нарасхват! Потому с ним заранее, еще за полгода до стройки, договаривались об оплате, о сроках начала и конца работы.
Когда стены уже были возведены - неделю - другую давали им для "осадки". После этого приглашали плотника с помощниками, тот вставлял в коробки окна, подгонял их, навешивал двери, ставил стропила наверху. Затем к работе приступал крыльщик, который крыл хату соломой или камышом.
О камыше тоже нужно было побеспокоиться заранее: ведь им не только крыли хату, но и отапливали её в холодное время. Потому заросли вокруг станицы уже давно были выкошены. В поисках камыша отправлялись далеко верхом на лошади.
На крышу хаты шел как крупный камыш - его стелили понизу, так и мелкий - на гребень. Во время работы мастер подбивал камыш узкой доской, чтобы край крыши был ровным - как тогда говорили, "под корешок".
Когда гребень хаты был уже готов, с двух сторон ставили фигурки гривастых коников или хвостатых петушков, вырезанных из жести и прибитых на удлиненный колышек.
Дальше хату мазали (штукатурили), белили. И вот наступал черед входин (новоселья) - торжественных, с обязательным приглашением священника, кучей гостей и родственников.
Начинались песни за столом, огневые пляски в перерывах, тосты за хозяина и хозяйку, и звучало неизменное:"Пусть на века стоит хата!"
И что удивительно: простояли!
Добротно, с любовью и старанием сделанные, они выдержали испытание временем, обладая неоспоримым достоинством: летом в них всегда было прохладно, а зимой - тепло. Некоторые из них сохранились до наших дней!
С годами казаки стали жить богаче, саманные хаты строили всё реже. На смену им пришли деревянные и кирпичные дома, где земляные полы заменили деревянными, крашеными. Однако старую постройку, если стены ее были крепкими, не рушили, а перекрывали новым камышом, и тогда она становилась подсобным помещением: кухней, кладовой.
И часто можно видеть, как на широком казачьем дворе стояла старая, уже осевшая в землю хата, а с нею в ряд два-три дома - новые, высокие, с блестящей цинковой крышей, или крытые желтой ребристой черепицей.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 станицы Березанской Выселковского района

Проектная работа

«КУБАНСКАЯ ХАТА»

Выполнили: учащиеся 6 «В» класса

Кривуля Елизавета

Скиба Кристина

Руководитель: Ткаченко Анастасия Сергеевна

учитель кубановедения

станица Березанская

2016 г.

Введение……………………………………………………………………………...2

Глава I. Традиционная кубанская казачья хата…………………………………....4

  1. Правила строительства хаты черноморскими и линейными казаками……....4
  2. Внутреннее убранство казачьей хаты…………………………………………..7

Глава II. Макет кубанской казачьей хаты………………………………………….8

2.1 Описание основных элементов хаты……….…………………………………..8

Заключение………………………………………………………………………......9

Список используемой литературы………………………………………………...10

Тематический словарь…..………………………………………………………….11

Введение

Строить дом в степи –

Тяжкий крест нести.

От натуги кровавились очи:

То камыш коси,

То саман меси,

То формуй да расставь его к ночи.

Леса нет вокруг,

Все поля да луг.

В дело шли солома и глина

И сухой камыш

Для шатровых крыш

И для мазки навоз лошадиный.

В доброй хате той

Всей семье покой.

Круглый год благодать в ней витает.

В стужу здесь тепло,

В ясный день светло,

А уж летом прохлада какая!

(П. С. Карпенко)

Всех жителей городов, станиц, поселков Краснодарского края можно назвать одним словом - "кубанцы". А еще все мы- земляки. Так называют людей, у которых одна земля, общая малая родина. Каждому из нас необходимо знать историю и обычаи своего народа, так как в них отражается душа народа: уклад его жизни, любовь к труду и земле, почитание отцов и дедов. Это наши корни, наши истоки. Ведь мы земляки - у нас одна родина - наша прекрасная Кубань. Какими же были истоки казачьего духа, характера, как складывался этот редкий тип человека- воина- земледельца? В современной жизни есть возможность окунуться в атмосферу повседневной казачьей жизни, увидеть изнутри, как казаки вели хозяйство, каких правил придерживались при строительстве хаты. В этом и заключается актуальность нашего исследования.

В этой связи цель исследования заключается в развитие интереса к прошлому Кубани через рассмотрение традиций строительства кубанской казачьей хаты.

Объектом данного исследования является процесс строительства кубанской хаты с учетом всех правил и традиций.

Предмет исследования – кубанская казачья хата со всеми её составляющими компонентами.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что изучение и наглядный пример создания кубанской хаты позволит ближе познакомиться с культурой Кубани.

В соответствии с целью и принятой гипотезой исследования решались следующие задачи :

Проанализировать источники знаний о строительстве и внутреннем убранстве традиционной кубанской казачьей хаты;

Сравнить правила строительства хаты у черноморцев и линейцев;

Рассмотреть описание казачьей хаты в произведениях кубанских писателей;

Создать модель кубанской казачьей хаты на основании изученного материала.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, тематического словаря и макета.

Глава I. Традиционная кубанская казачья хата

  1. Правила строительства хаты черноморскими и линейными казаками

Хата - постройка, которая начиналась сразу на земле, без фундамента .

Издавна повелось в станице - каждый молодой хозяин строил собственную хату. Одни похожи на украинские мазанки, принадлежали черноморцам другие- высокие, просторные, с коридором во всю длину хаты, как было принято на Дону,- линейцам.

Хаты строили из самана. Саман – смесь глины, соломы, камыша, лошадиного навоза.

Деревьев было мало, климат жаркий и сухой. А глины было много. Казаки выращивали хлеб – было много соломы. Почти в каждой семье были кони. В саман добавляли лошадиный навоз для того, чтобы саманный кирпич не рассыпался (для крепости) и для тепла.

Смешивали женщины и дети ногами. Мужчины из смеси делали кирпичи. Кирпичи сохли на солнце. Поэтому хату строили летом.

Крыли хату соломой или камышом. Такая крыша называлась "стреха". Пол в хате был земляной, землю смазывали глиной. Построенную хату белили известью или мелом снаружи и внутри.

Украшением хаты были наличники на окнах и ставни – для защиты от солнца. Летом в саманной хате прохладно, а зимой тепло.

В хате обычно коридор, большая комната и сени.

Значительную часть комнаты занимала печь - сердце дома. Около печи – угольник.

Кубань, в силу особенностей исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур различных народов.

Домостроение – важный элемент традиционной народной культуры. Это большое событие в жизни каждой казачьей семьи, дело коллективное. В нем обычно принимали участие, если не все, то большая часть жителей «края», «куткa», станицы.

Вот как строились турлучные дома: «По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» - глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой» .

С годами казаки стали жить богаче. Саманные хаты строили все реже. На смену им пришли деревянные и кирпичные дома, где земляные полы заменили деревянными, крашенными. Старую постройку не ломали, а перекрывали новым камышом, и тогда она становилась подсобным помещением: кухней, кладовой. И часто можно было видеть, как на казачьем дворе стояла старая хата, а рядом с ней - новые, высокие дома.

Ничто так не отражало характер казака, как его двор. Даже ширина двора имела значение. Если двор был широким- хозяин думал о постройке новых хат, где будут жить взрослые сыновья. Если двор узкий - в семье одни девки. В обустройстве двора казаки придерживались правила: все должно быть под рукой. Количество построек во дворе могло быть больше или меньше, смотря по достатку хозяина. В своем дворе казаки много скота не держали- для этого хватало простора степи. на одной стороне двора ставили плотницкую, конюшню, при ней хомутовку, где хранили седла, конскую упряжь, щетки. Дальше располагались коровники, помещение для телят, свиней, птицы. На противоположной стороне - хлебные амбары, колодец, летняя печь. За хозяйственными постройками начинался огород, тянувшийся до фруктового сада.

"Под углы хаты закладывали монеты, чтобы быть богатыми; на пороге прибивали подковы, чтобы быть счастливыми, чтобы водился скот; на плетни вешали черепа, подворье окропляли святой водой, чтоб не подступали злые духи; русскую печку разрисовывали петухами, рыбками, розами, в цвет васильков раскрашивали окна, чтобы радовали глаз... Строили хату всей родней, всей улицей, всей станицею..." – такое описание дает кубанский писатель И.Н. Бойко в своём произведении «Гимн хате».

Существовали и другие обряды строительства хаты: На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы все водилось». Матку-сволок (деревянные брусья, на которые настилался потолок) поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто». В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома.

После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.

1.2 Внутреннее убранство казачьей хаты

Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол. В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: «горка» или «угольник»), комод для белья, сундуки и т.д. Центральным местом в доме бы «красный угол» - «божница». «Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола-угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, «паски», как их называют на Кубани, пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминальные книжки.

Рушники - традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.

Одна очень распространенная деталь интерьера казачьей хаты – фотографии на стене – традиционные семейные реликвии. Небольшие фотоателье появились в кубанских станицах уже в 70-х гг. XIX в. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны.

Особенно часто фотографировались в годы Первой мировой войны. В каждой казачьей семье старались сделать снимок на память или получить фотографию с фронта.

Многое в хозяйстве казаки и казачки делали своими руками. Длинными вечерами семья собиралась в большой комнате, на столе горела керосиновая лампа. И все, кто сидел возле неё, занимались каждый своим делом: женщины рукодельничали, мужчины подшивали валенки или хомуты, а дети поглядывали сверху, забравшись на печь.

Глава II. Макет кубанской казачьей хаты

2.1 Описание основных элементов хаты

Макет кубанской хаты выполнен в масштабе 1:15. Каркас выполнен из плотного картона, сверху нанесена белая краска, чтобы внешне приблизить к мазанке.

Крыша выложена из камыша, как и водилось на Кубани в прошлые века.

Чтобы пол был похож на глиняный, мы выполнили его из коричневого пластилина.

Внутреннее убранство комнаты максимально приближено к традиционному. Значительное место в комнате занимает печь, выполненная из соленого теста. В дальнем углу комнаты расположен «Красный угол». Рядом находится кровать из картона, накрытая покрывалом с подушками, сундук, выполненный из солёного теста. Сундук украшен узорами.

Напротив двери расположился стол с лавками. Предметы выполнены из картона и дерева.

Для макета выполнено две двери из дерева с перегородками и ручками.

Для украшения воссозданной комнаты были изготовлены рушник, половик, покрывало и скатерть.

Заключение

Казачий дом самый экологически безопасный для здоровья человека. Теперь мы знаем, что саман - один из самых дешёвых строительных материалов, он не требовал много затрат от хозяина дома. Дом могли построить в течении 3-6 месяцев и можно было семье переезжать жить в новый дом. Главное, чтобы дом высох. И о свойствах глины предки знали, очевидно, гораздо больше, чем мы, так как издревле применяли её не только для строительства дома, но и для хранения продуктов и приготовления пищи (крынки, кувшины, горшки и прочее) и для лечения различных недугов.

Внутреннее убранство современного дома значительно отличается от казачьей хаты. Но в сохранившихся до нашего времени саманных хатах ещё можно встретить обращение к старине, например, наличие «красного угла», печи, сундука с самыми дорогими для хозяина предметами быта. Вполне вероятно, что и при строительстве этих хат использовались традиции и поверья, которые были приняты на Кубани в старину.

Именно такая наследственная передача традиций и позволила нам познать пока ещё малую часть жизни и быта казаков.

Список используемой литературы:

  1. А.В. Маслов «Кубанская старина. Жизнь и быт казаков» - Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2008.
  2. И.Н. Бойко «Гимн хате». - М. : Современник, 1984. - 352 с
  3. Кубанские былины: книга для чтения /Ю.М. Бодянов. Краснодар: Перспективы образования,2012
  4. Моя Кубань. Природа, история, хозяйство, города Краснодарского края. – Ростов н/ Д.: «Издательство БАРО_ПРЕСС», 2010
  5. Родная Кубань. Страницы истории: Книга для чтения / Под ред. Проф. В.Н.Ратушняк-2-е изд., исправленное. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2004.
  6. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940;

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.kanevskadm.ru/?option=com_content&view=article&id=470
  2. https://sites.google.com/site/domkotoryjnachalka/enciklopedia-zilisa/kubanskaa-kazaca-hata-sovata

Тематический словарь

Кабыца - летняя печь.

Казаки - вольные люди, которые сторожили государственные и внутренние этнические границы;в свободное от несения службы время казаки обрабатывали землю.

Лавка - длинная, чаще без стоек, скамья, обычно укреплённая вдоль стены. (Толковый словарь Ожегова )

Подворье - двор и огород, хозяйство при сельском доме. (Толковый словарь Ожегова ).

Половик - узкий половой коврик, плетёный или сшитый из разноцветных обрезков ткани (Толковый словарь Ожегова )

Рушник - полотенце (обычно вышитое). (Сундук - тяжёлый напольный ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и с замком. (https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проектная работа Тема «Кубанская хата» Работу выполнили: учащиеся 6 «В» класса Кривуля Елизавета Скиба Кристина Руководитель: Ткаченко А.С., учитель кубановедения

Цель исследования развитие интереса к прошлому Кубани через рассмотрение традиций строительства кубанской казачьей хаты

Объектом данного исследования является процесс строительства кубанской хаты с учетом всех правил и традиций. Предмет исследования – кубанская казачья хата со всеми её составляющими компонентами.

Задачи: проанализировать источники знаний о строительстве и внутреннем убранстве традиционной кубанской казачьей хаты; сравнить правила строительства хаты у черноморцев и линейцев; рассмотреть описание казачьей хаты в произведениях кубанских писателей; создать модель кубанской казачьей хаты на основании изученного материала.

Жилища казаков

Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с Русской печью в заднем углу и малую хату. Как казаки строили себе жильё

Казаки строили себе жильё из самана. Саман – это кирпич из глины с примесью соломы. На строительство собирались всем селом. Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем выкладывали из них стены

Кладку обмазывали глиной. Хату внутри и снаружи обязательно белили. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности. Крыши крыли камышом или соломой.

Спасибо за внимание!


Тема: «Казачья хата». Цели и задачи урока: - знакомство с историей и культурой Кубани, бытом кубанского казачества на основе изучения внутреннего убранства хаты; - развитие словарного запаса, интереса к прошлому родного края; - воспитание любви к родному краю; - развивать речь и мышление учащихся; - развивать творческие способности детей; - продолжать обучать детей работать в группах.
Оборудование: Мультимедийное оборудование, презентация. Раздаточный материал: кроссворд, карточки-иллюстрации, карточки с заданиями.

Ход урока:


I . Организационный момент Дети сидят группами по 4-5 человек. Столы сдвинуты так, чтобы дети сидели лицом друг к другу. Учитель: Покажите мне свои красивые глазки. Теперь я вижу, что вы готовы к уроку. Присаживайтесь.
II . Актуализация знаний Учитель: Любили казаки свой край И превратили его в рай. Пахали, строили, служили. Обычаи и веру сохранили. Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Сегодня в прошлое мы с вами попадём, Дом казака увидим и в него войдём. О том, как жили, многое узнаем. Итак, готовы? Мы начинаем.
III . Самоопределение к деятельности Учитель: - Скажите, как называется жильё казаков? (хата)
- Сегодня мы узнаем, как и из каких материалов казаки строили свое жильё, «побываем» внутри хаты и узнаем, как она устроена.
- Сформулируйте тему нашего урока. (Казачья хата.)
IV . Работа по теме урока
    Рассказ учителя: «Как казаки строили себе жильё»
Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. - Почему именно эти материалы были выбраны для строительства домов на Кубани? (ответы детей) Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша. По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» - глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой). Крыли ее путаной соломой или соломенными снопиками – парками. Затем в хате клали печь Технология сооружения такой хаты перенесена с Украины. Кладку обмазывали глиной. Хату внутри и снаружи обязательно белили. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности.
Для летнего пользования во дворе ставили небольшую печку – кабыцу. Над ней ставили легкий навес. Казачья хата почти не отличалась от жилища жителей Украины.
- Как назывались такие хаты? (турлучные )
- А из чего еще строили казаки свое жилище? (из самана)
Казаки строили себе жильё из самана. Саман – это кирпич из глины с примесью соломы. На строительство собирались всем селом. Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем выкладывали из них стены.
- Послушайте отрывок из стихотворения кубанского поэта Карпенко
«Бабы Моти сказ про реку Челбас».
Строить дом в степи – Тяжкий крест нести. От натуги кровавились очи: То камыш коси, То саман меси, То формуй да расставь его к ночи. Леса нет вокруг, Всё поля да луг. В дело шла солома и глина, И сухой камыш Для шатровых крыш, И для мазки навоз лошадиный. В доброй хате той Всей семье покой. Круглый год благодать в ней витает. В стужу здесь тепло, В ясный день светло, А уж летом прохлада какая!
    Беседа: «Устройство и убранство хаты»
Казачье жилище было в основном одинаково для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата.
Центральным местом в доме был «Красный угол» - «божница». «Божница» состояла из одной или нескольких икон, украшенных цветами, вышитыми рушниками. Под «божницей» стоял длинный стол с лавками, за которым собиралась вся семья казака. Царицей в доме считалась печь (груба). - Как вы думаете почему? - Печь и кормила, и согревала, а ещё была лежанкой. - Какие приспособления использовали казачки во время приготовления пищи? (Ухват, чугунок, кочерга) - Вспомните, какая посуда была в казачьей хате? (макитра, кринка, кувшин, салатовка)
-В великой (большой) комнате вдоль стен стояли широкие лавы, скрыни (сундуки), в которых казаки хранили одежду, этажерки, на стенах висели шкафы «горки» («угольники»).
-Казаки очень любили своё жилище и старались, чтобы в нём всегда было чисто и красиво. Стены украшали развешенное оружие, фотографии в красивых рамочках, на полу, на лавах - самотканые коврики (половыци), окна украшали вышитыми занавесками.
Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с Русской печью в заднем углу и малую хату.

V . Физкультминутка Потрудились – отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили.
Присели на свои места.
VI . Закрепление изученного материала
Работа в группах.

    Разгадайте кроссворд.
По горизонтали: 1. Печь у казаков. 2.Им покрывали жилище сверху. 3.Жилище казака. По вертикали: 4.Этот плетень использовали для строительства стен дома. 5. Кирпич из глины с примесью соломы.
КРОССВОРД
    «Проверь себя»
    Как называется жильё казака? Из чего казаки делали хаты? Какими были первые хаты - саманные или турлучные? Как строили саманные хаты? Как строили турлучные хаты?
    Выставка рисунков и поделок учащихся.
VII . Рефлексия
    Я узнал... Я научился... Я понял, что могу... Мне понравилось... Для меня стало новым... Меня удивило... У меня получилось... Я приобрёл... Мне захотелось... Меня воодушевило...
VIII . Подведение итогов урока.
    Что у вас получилось очень хорошо? Что не получилось? Чем был полезен для вас урок?
Домашнее задание: Подготовить рассказ, сообщение о предметах кубанского быта.

Домашнее задание: выполнить задание в тетради на стр.45 – по возможности принести предмет или его фотографию для выставки в классе.

Тема: «Казачья хата».

Цели:

· Закрепить понятия: саманный, турлучный.

· Дать представление о внутреннем устройстве, убранстве казачьей хаты.

· Развивать речь и мышление учащихся.

· Развивать творческие способности детей.

· Продолжать обучать детей работать в группах.

· Воспитывать интерес к прошлому кубанского казачества.

Оборудование:

· Мультимедийное оборудование, слайды: «Хутор», «Хата», «Красный угол», «Печь», «Убранство хаты», «Утварь».

· Раздаточный материал: кроссворд, карточки-иллюстрации «Саманная хата» и «Турлучная хата», карточки с заданиями.

· Материал для проектной деятельности : силуэт коврика, силуэт глэчика, силуэт рамки для фотографии, силуэт рушника, клей, детали из цветной бумаги для узора.

· Демонстрационный материал: предметы быта.

Ход урока.

I. Организационный момент. Дети сидят группами по 5 человек. Столы сдвинуты так, чтобы дети сидели лицом друг к другу.

II. Закрепление изученного материала на предыдущем уроке.

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим

Сегодня на уроке мы побываем на казачьем хуторе.

- Скажите, как называется жильё казаков? (Хата) Сегодня мы «побываем» внутри хаты и узнаем как она устроена.

Хотели бы вы поучаствовать в строительстве хаты?

Строительство будет необычным: вы должны выполнить задания, используя знания, полученные на прошлом уроке. Работать вы будете в группе, поэтому должны помнить, что каждый имеет право на своё мнение, говорите спокойно, тихо, не мешая детям из других групп, руководитель группы следит, чтобы все дети в группе принимали участие в работе.

Задания по группам:

1 группа.

В каждой строчке найдите лишнее слово, объясните почему.

Изба, квартира, дом, хата.

Саманный, деревянный, турлучный.

Глина, солома, известняк, вода.

Печка, костёр, груба, кабыця.

2 группа. (у детей карточки-иллюстрации «Строительство турлучного дома)

С помощью иллюстраций определите последовательность основных этапов строительства турлучного дома. Выберите, кто расскажет как строился дом.

3группа . (у детей карточки-иллюстрации «Строительство саманного дома)

С помощью иллюстраций определите последовательность основных этапов строительства саманного дома. Выберите, кто расскажет как строился дом.

4группа. Разгадайте кроссворд.

По горизонтали: 1. Печь у казаков. 2. Им покрывали жилище сверху. 3. Жилище казака.

По вертикали: 4. Этот плетень использовали для строительства стен дома. 5. Кирпич из глины с примесью соломы.

КРОССВОРД

5группа.

Разбейте текст на части, распределив каждую часть между собой. Читая цепочкой, прочитайте выразительно.

Отрывок из стихотворения кубанского поэта Карпенко «Бабы Моти сказ про реку Челбас».

Строить дом в степи –

Тяжкий крест нести.

От натуги кровавились очи:

То камыш коси,

То саман меси,

То формуй да расставь его к ночи.

Леса нет вокруг,

Всё поля да луг.

В дело шла солома и глина,

И сухой камыш

Для шатровых крыш,

И для мазки навоз лошадиный.

В доброй хате той

Всей семье покой.

Круглый год благодать в ней витает.

В стужу здесь тепло,

В ясный день светло,

А уж летом прохлада какая!

2. Ответы учащихся. Оценивание ответов.

III. Новый материал. Устройство и убранство хаты.

Учитель: Хата построена, можно заглянуть и во внутрь.

Казачье жилище было в основном одинаково для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. Центральным местом в доме был «Красный угол» - «божница».

«Божница» состояла из одной или нескольких икон, украшенных цветами, вышитыми рушниками. Под «божницей» стоял длинный стол с лавками, за которым собиралась вся семья казака. Вспомните, какая посуда ставилась на стол?

Царицей в доме считалась печь(груба).

Как вы думаете почему?

Печь и кормила, и согревала, а ещё была лежанкой.

В великой (большой) комнате вдоль стен стояли широкие лавы, скрыни(сундуки), в которых казаки хранили одежду, этажерки, на стенах висели шкафы «горки»(«угольники»).

Казаки очень любили своё жилище и старались, чтобы в нём всегда было чисто и красиво. Стены украшали развешенное оружие, фотографии в красивых рамочках, на полу, на лавах - самотканые коврики (половыци), окна украшали вышитыми занавесками.

Я приготовила для вас сюрприз. Сюрприз – отгадки на мои загадки:

Говорит дорожка:

Два вышитых конца:

«Вытираю я, стараюсь,

Всё намокло, всё измялось-

Нет сухого уголка.» (рушник)

Гладит всё, чего касается,

А дотронешься – кусается. (утюг)

(Учитель показывает детям рушник, утюги)

IV. Итог урока. Проектная деятельность.

Учитель: Дети, вы хотели бы принять участие в убранстве казачьей хаты? Каждая группа украсит аппликацией свой предмет, используя готовые детали узора. Детали разного цвета. красного цвета.

зелёного.

жёлтого.

синего.

Дети по группам выполняют задания:

1 группа.

Украсьте коврик полосочками. Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

2 группа.

Украсьте глэчик узором. Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

3 группа.

Украсьте рамочку для фотографии. Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

4 группа.

Украсьте рушник узором(растительный узор). Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

5 группа.

Украсьте рушник узором (геометрический узор). Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

Выставляются работы детей.

V. Домашнее задание: выполнить задание в тетради на стр.45 – по возможности принести предмет или его фотографию для выставки в классе.

https://pandia.ru/text/79/561/images/image002_134.jpg" width="277" height="396">

Карпова Римма Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №14
Населённый пункт: с. Кривенковское Туапсинский район Краснодарский край
Наименование материала: урок кубановедения
Тема: "Казачья хата"
Дата публикации: 31.07.2017
Раздел: начальное образование

Урок Кубановедения по теме: «Казачья хата».

Цели и задачи урока:

Знакомство с историей и культурой Кубани, бытом

кубанского казачества на основе изучения внутреннего

убранства хаты,

Развитие словарного запаса, интереса к прошлому родного

Воспитание любви к родному краю, через познание её

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: презентация к уроку, «карта-схема», карточки с новыми словами,

иллюстрации по теме, раздаточный материал.

Этапы урока

Ход урока

Примечание

Любили казаки свой край

И превратили его в рай.

Пахали, строили, служили.

Обычаи и веру сохранили.

Сегодня в прошлое мы с вами попадём,

Дом казака увидим и в него войдём.

О том, как жили, многое узнаем.

Итак, готовы? Мы начинаем.

учителем

2.Проверка

изученного

Давайте вместе определим тему урока. Для этого

выполним три задания.

Подберите подходящее по смыслу слово:

Кубанская

Деревня – корень «дерево», т.е. «место

очищенное от леса». А казаки обживались в

Село –

Станица –

большое казачье селение. Казаки в

степи выбирали место, останавливались.

Дом казака – это…

2-3 человека

2-3 человека

Изба – деревянный крестьянский дом в

деревне. А казачьи дома были не деревянные

Терем – высокий богатый дом в Древней Руси.

Хата - постройки на юге, которые начинались

непосредственно на земле.

Я знаю, что на прошлом уроке

Кубановедения вы познакомились со

способами построения казачьей хаты.

В ходе урока мы будем работать со

страничкой из «Казачьего словарика». Она

понадобится нам, чтобы выполнить 3-е

Прочитайте первую строчку в словарике.

(кирпич из глины с примесью соломы.)

О каком строительном материале идёт речь?

(саман) Запишите, диктуя по слогам.

Прочитайте вторую строчку (частокол, плетень

обмазанный глиной.) О чём говорится здесь?

Это …Запишите: турлук.

Мы с вами вспомнили эти понятия, для того,

чтобы сравнить два текста. Прочитайте.

Саманная хата

Турлучная хата

Женщины и дети

месили ногами глину

с соломой, мужчины

формировали её в

кирпичи, сушили, а

затем из них

выкладывали стены.

Пол - глинобитный.

Крыша - из камыша

или соломы.

Хата представляла

собой каркас из

прутьев, обмазанный с

двух сторон глиной. Пол

– глинобитный. Крыша -

из камыша или соломы.

Снаружи хату белили.

Входя в хату, человек

крестился

повернувшись к иконе.

Главным местом в доме

был «Красный угол».

Поднимите карточку, где описывается хата из

сама на? Докажите словами из текста.

Поднимите карточку, где описывается турлучный

способ построения хаты. Почему вы так решили?

Прочитайте слова из текста.

Что нового вы прочитали в тексте? Прочитайте.

Работа со

словариком

Саман, турлук

Работа в парах

(самостоятельное

чтение текстов)

Читает 1 ученик

Ответы учеников

3.Сообщени

Мы с вами сегодня представим, как выглядела

хата казака внутри. Это и есть тема нашего урока.

Нам помогут в этом карточки – путеводитель.

«Красный угол» был центральным местом в доме.

«Красный»

от слова красивый, нарядный. Ещё его

называли «Святой».

В самом освещённом углу комнаты помещались иконы.

На угловой столик под иконами ставили свечи, пасхи,

книжки с молитвами.

Казаки были верующими людьми и жили по закону

божьему, просили помощи в любых делах у бога.

Откройте тетради на стр.42 (2-ой абзац)

Какое слово встретилось впервые?

Найдите в словарике, что называют «божни цей»?

Прочитайте.

Запишите.

Как ещё называли «Красный угол»? (Святой)

Мы начнём обустраивать нашу хату. Что поместим в

угол хаты? Выберите. (икону)

Чем украшены иконы?

Полотенцем белым, с ярким узором. Такое

полотенце расшитое вышивкой называлось –

Разные рушники имели разное значение.

Давайте посмотрим на другие рушники.

Для чего они были нужны, почему так назывались?

«Крючковые» вешали на гвоздь, на крючок. Они

украшали комнату.

«Утирач» - им вытирали лицо.

«Зеркальные» - ими украшали зеркала.

«Церковные» украшали иконы.

Уже с 7 лет в казачьей семье девочки приручались

к рукоделию: они вышивали, вязали. К свадьбе

девушка должна была вышить не менее 40

рушников на различные праздники.

Вышивкой украшали ещё и одежду, скатерти,

наволочки. Считалось, что вышивка защищала от

злых духов. В доме были рукодельные половики и

Работа с тетрадью стр.44 (1 абзац)

Давайте украсим нашу комнату предметами

рукоделия.

Молодцы! Как преображается наша комната.

Найдите в «Кубанском словарике» значение слова

«рушник». Прочитайте.

Работа со

словариком

божница

вклеиваем

Вклеиваем

занавески,

половичок.

Работа со

словариком

Запишите.

Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Присели на свои места.

А вы знаете, что в хате казака называли – «матушкой»?

Чтобы об этом узнать отгадайте загадку:

Если работает она,

Не будет голодная семья.

Можно на неё прилечь,

А зовётся она …печь.

Работа с тетрадью стр.42 (1 абзац)

В хате можно было обойтись без кровати или

шкафа, но без печки обойтись было никак нельзя. Про

неё говорили в народе: «Печка кормит, печка греет,

печка – мать родная».

Печь часто оживала в народных сказках. Она

укрывала Алёнушку и Иванушку, на печи катался

Емеля. А о тех, кто был удачлив говорили, что они «в

печи родились».

Давайте посмотрим, где же там лежал Емеля?

Это место так и называется - «лежанка».

Найдите в словарике значение слова «лежанка».

Покажите, где в печи готовили еду?

Посуду ставили в «устье».

Отгадайте загадки и узнаете какой посудой

пользовалась казачка.

Книзу узок, верх широк,

Не кастрюля … (чугунок)

Круглая, глубокая,

Гладкая, широкая,

Гончаром кручённая,

В печи обожжённая,

От кувшина – низка

Глиняная …(миска)

Стоит толстячок,

Подбочинивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем пить чай велит. (самовар)

Работа с тетрадью стр.44 (3 абзац)

рушник

Вклеиваем

Работа со

словариком

лежанка

Как называлась посуда изображённая у вас в тетради?

Все ли названия знакомы?

Объяснение какого слова записано у вас в

словарике?

Записали.

Для чего нужна макитра? («Мать» гончарной

посуды на Кубани. В ней сквашивали молоко,

месили тесто, засаливали огурцы)

Давайте расставим посуду на полки.

Чего в нашей хате не хватает? (стола и лавок)

А сейчас закроем глазки и послушаем, что увидел

много лет назад русский поэт М.Ю.Лермонтов:

« Я вошёл в хату: две лавки и стол, да

огромный сундук возле печи составляли всю её

Откроем глаза. Какую же мебель увидел поэт?

Давайте расставим мебель в нашей хате.

Мебель изготавливал казак. Она была простой и

практичной.

Для чего в доме сундук?

Для чего нужна лавка?

Найдите в словаре объяснение слову – лавка.

До широкого распространения кровати люди спали

на сундуках, лавках и на полу.

Работа со

словариком

макитра

Вклеиваем

Вклеиваем

стол, стол,

лавка

5.Итог урока

Помните, как описал М.Ю.Лермонтов хату Казака?

А можем мы оказавшись сегодня в казачьей хате

рассказать, что бы мы увидели?

Ответ ученика.

Выставление оценок.

6.Рефлексия

Ребята, мы воссоздали картину из прошлого.

Страничка из «казачьего словарика» помогла

познакомиться с новыми понятиями.

Давайте поделимся своими впечатлениями о том,

что узнали на уроке.

Возьмите листочки голубого цвета. Начало письма

уже есть.

Сегодня я был в казачьей хате. Представляешь, я

узнал ___________________. Продолжите.

Спасибо за урок.

Что сегодня изменилось в казачьем доме?

6. Домашнее

Дома, открыв стр. 42 по 44 вы вспомните, о чём мы

говорили на уроке и нарисуете свою хату.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.