Чтение чертежей общего вида. Чтение машиностроительных чертежей Выполнение и чтение машиностроительных чертежей

Есть и другой вариант научиться понимать чертежи. Если среди знакомых есть инженеры, то понять все хитрости будет намного проще, при одном условии, что ученик сможет визуально представлять себе объект, это невозможно без развитого воображения.

Как самостоятельно прочитать чертёж?

Умение читать чертежи и осуществлять печать чертежей – это одно из главных требований многих технических профессий. Сметчик, сварщик, монтажники, каменщики, архитекторы – вот далеко не полный перечень профессий, где потребуется понимание основ чертёжного дела.

В каждой профессии своя специфика, также, как и правила разработки схем, чертежей. Для стройки необходимы проекты дома, для производства деталей – схема детали, поэтому чтобы правильно составить или прочитать чертёж нужно знать все основные правила составления чертежей в этой области. Далее рассмотрим более подробно несколько основных правил составления чертежей.

Правила чтения чертежей

Неважно в какой области планируется создание чертеже, в процессе работы необходимо придерживаться следовать определённым правилам:

  • Нужно уметь визуализировать объект, тогда получится представить его точные характеристики. Создать чертёж детали, ни представляя её внешнего вида правильно не получится.
  • Необходимо постоянно анализировать рисунок, так можно представить контуры детали, её внешний вид. Можно мысленно разбить деталь на составные части, представив их в виде понятных геометрических фигур и постараться воссоздать на бумаге увиденное.
  • Изучение оглавления чертежа даст массу информации об основных параметрах изделия (объекта), области его применения. Увидев надписи о масштабе, название детали, представлять готовое изделие становится намного проще.
  • На каждом чертеже есть определённые обозначения, для чего они и что означают необходимо понять, чтобы более детально сам чертёж.

Прочитать чертёж без его детального анализа не получиться, каждая деталь имеет своё предназначение, форму, параметры. Вес, размер, масштаб, конфигурация – все эти параметры указываются на чертежах в определённом масштабе. Зная необходимые стандарты и размеры детали воссоздать её внешний вид будет несложно.

Если знание стандартов довольно слабое, то при чтении чертежей необходимо иметь соответствующую литературу с детальным описанием всех стандартов применимых в данной области. В случае необходимости найти определённую деталь, и ознакомиться с её характеристиками будет легче. Подобных справочников в различных областях на сегодняшний день масса, информацию можно найти в сети на сайтах соответствующей тематики.

Подытоживая вышеперечисленные рекомендации стоит подчеркнуть необходимость знания основ и методов нанесения чертежей, понимания основных обозначений и правил изготовления деталей, строительства объектов. Без этих элементарных навыков понять какой должна быть деталь и как она выглядит в готовом виде будет сложно.

Прочитано раз: 21 813

Независимо от ситуации, при которой вам понадобилось экстренно научиться читать чертежи, эта инструкция поможет вам научиться понимать любой чертеж в максимально короткие сроки. Вся суть метода заключается в том, чтобы идти от большего к меньшему и не зацикливаться на мелочах. Что не понятно - сразу ищите в google, поскольку цель этой статьи не загрузить вас, а наоборот, задать нужный вектор.

Шаг 1: изучаем азы.

Типы чертежей

Для начала необходимо понять какие бывают чертежи. Чертежи принято разделять по их признакам. Они бывают такие:

  • сборочные чертежи;
  • гидромонтажные;
  • электромонтажные
  • пневмомонтажные
  • аксонометрические
  • деталировка
  • чертежи деталей;
  • план-схемы;
  • топографические;
  • общие виды;
  • теоретические;
  • габаритные;
  • монтажные;
  • чертежи электросхем;
  • фоточертежи.
  • показать общий вид;
  • разрез/сечение;
  • из чего состоит деталь или узел;
  • показать способы крепления
  • изобразить все проекции детали

Делим чертежи по целевой аудитории:

  • для заказчика;
  • для строителя, на производство;
  • чертежи для студентов (сдать диплом, курсовой);

По методу использования чертежи делятся на такие кластеры:

  • оригиналы;
  • подлинники;
  • дубликаты;
  • копии;

Виды и толщины линий

Шрифты и их размеры

Согласно ГОСТу 2.304-81, все шрифты на чертеже должны иметь определенный угол наклона, толщину линии, высоту, расстояние между буквами. То есть, нельзя просто так взять, и написать на чертеже любым шрифтом. Кроме того, в разных местах чертежа, надписи выполняются с разной высотой. .

Оформление чертежей

В зависимости от типа чертежа и его назначения, его оформление может отличаться. В основном, разнятся рамки и штампы.

Заполнение штампов

Основная надпись (штамп) предназначен для изображения на листе с чертежом основных данных:

  • тип и наименование детали на чертеже;
  • масштаб чертежа;
  • массу детали;
  • номер и количество листов;
  • ФИО исполнителя и проверяющего;
  • номер документа;
  • подписи;
  • даты проверки и подписи;
  • другие данные.

Все надписи, размеры положение элементов штампа установлены ГОСТом 2.104-68 (формы 1, 2, 2а, 2б и приложения, которые устанавливают разбивку чертежа на зоны и нанесение штампов для разных форматов бумаги.

Шаг 2: визуальное восприятие

После изучения основных понятий, можно приступать к изучению разных типов чертежей. Это поможет лучше их читать и понимать.

Примеры готовых чертежей

Примеры некоторых типов чертежей представлены у нас на сайте в разделе . В нем представлены скриншоты и сканы , и .

Видеоуроки на YouTube

Далее, рекомендуем ознакомиться с видеоуроками по черчению в AutoCAD. Вы самостоятельно можете выполнить поиск в сети или YouTube. Но мы со своей стороны хотим порекомендовать вам действительно полезные каналы (не реклама)

Для начала этого будет более, чем достаточно.

Шаг 3: программное обеспечение для черчения

Чтобы открыть чертежи необходимо скачать и установить на компьютер специализированные векторные программы, которые можно поделить:

По коммерческой составляющей (платные и бесплатные)

  • бесплатные
    • A9CAD
    • LibreCAD
    • FreeCAD
    • DraftSight
  • платные
    • КОМПАС-3D
    • AutoCAD
    • CorelDRAW Technical Suite
    • VariCAD
    • Graphite

Наиболее популярными являются компас 3D и AutoCAD.

Шаг 4: практика

Если у вас нет времени и возможности изучить эту науку, а сделать чертежи нужно - вы можете заказать у нас их изготовление или . Мы принимаем заказы по Украине и из стран СНГ (кроме России). По ссылке ниже вы можете узнать и способах оплаты.

ЧЕРТЕЖ ОБЩЕГО ВИДА И СБОРОЧНЫЙ ЧЕРТЕЖ.

Общие положения.

Чтение машиностроительного чертежа начинается с изучения конструкции изделия.

1) установить назначение устройства и принцип действия изображенного изделия;

2) выяснить назначение, форму и взаимодействие деталей изделия, их размеры;

3) выяснить взаимное положение деталей и способы их соединений друг с другом.

Рис. 3. Сборочный чертеж вентиля запорного

Рис. 4 а. Спецификация к сборочному чертежу вентиля запорного. Первый лист

Рис. 4 б. Спецификация к сборочному чертежу вентиля запорного. второй лист

Чтение чертежа значительно облегчается, если имеется возможность изучить принцип действия изделия по какому-либо документу (например, по пояснительной записке, паспорту или описанию устройства).

Полнота изображения изделия на машиностроительном чертеже определяется наличием необходимых видов, разрезов (рис.1, разрез А-А ), сечений (рис.1, Б-Б ), местных видов (рис.1 В, Г ) и, при необходимости, выносных элементов. При определении необходимого числа видов исходят из сложности изделия. Число видов – минимальное, но достаточное для полного представления об устройстве и размерах изделия.

Выполнение разрезов позволяет выявить характер соединения деталей. Применяются разрезы простые и сложные, полные и местные и др. При изображении симметричной фигуры, допускается соединять половину вида и половину разреза, разделяя их штрих-пунктирной линией, являющейся осью симметрии изделия. Часть разреза располагается справа (рис. 5) или ниже оси симметрии, разделяющей часть вида с частью разреза.

Рис. 5. Соединение части вида и части разреза изделия

При соединении частей вида и разреза симметричной фигуры, если ось симметрии совпадает с проекцией какой-либо линии фигуры (например, ребра шестигранника, четырехгранника и т.п.), то вид от разреза отделяется сплошной волнистой линией, проводимой левее или правее оси симметрии.

При соединении на одном изображении вида и разреза несимметричной фигуры, разрез отделяется от вида сплошной волнистой линией.

Графические обозначения материалов в разрезах и сечениях на чертежах общего вида и сборочных чертежах (ГОСТ 2.306) аналогичны изображению материалов на рабочих чертежах деталей изделий. По ним можно ориентировочно определить материал, из которого изготовлены составные части изделия.

Если на чертеже изображены смежные детали, то они штрихуются в противоположные стороны или с различным шагом штриховки. На рисунке 6 одна деталь поз.5 – штрихуется с наклоном влево, другая, поз. 1 – вправо. Это делается для того, чтобы легче было отличить смежные детали одну от другой.

Когда в разрез попадают три и более смежные детали, то изменяют шаг линий штриховки на изображениях соседних деталей или сдвигают линии штриховки. Больший шаг применяют для более крупных деталей (рис. 6, поз.6, 10, рис. 1, поз. 12, 13, детали заштрихованы в одну и ту же сторону, но с разным шагом).

Однако следует обратить внимание, что для всех разрезов и сечений данной детали на чертеже штриховка выполняется в одну сторону с одинаковым шагом между линиями штриховки (рис. 1, детали поз. 6, 8 на главном виде и на разрезе А-А заштрихованы в одну сторону).

Чтение чертежа заключается в представлении по плоским изображениям объемной формы предмета и в определении его размеров. Эту работу рекомендуется проводить в такой последовательности:

2. Определить, какие виды детали даны на чертеже, какой из них является главным.

3. Рассмотреть виды во взаимной связи и попытаться определить форму детали со всеми подробностями. Этой задаче помогает анализ изображений, данных на чертеже. Представив по чертежу геометрическую форму каждой части детали, мысленно объединяют их в единое целое.

4. Определить по чертежу размеры детали и ее элементов. Приведем пример чтения чертежа детали (вначале даны
вопросы к чертежу, а затем ответы на них).

Вопросы к чертежу (рис. 143)1

1) Как называется деталь?
2) Из какого материала ее изготовляют?
3) В каком масштабе выполнен чертеж?
4) Какие виды содержит чертеж? ,
5) Сочетанием каких геометрических тел определяется форма детали?
6) Опишите общую форму детали.
7) Чему равны габаритные размеры деталей и размеры отдельных частей?

1 Вопросы составлены в последовательности, соответствующей правильному порядку чтения чертежей.


Рис. 143. Чертеж детали

Ответы на вопросы к чертежу (см. рис. 143).

1) Деталь называется «направляющая».
2) Изготовляют деталь из стали.
3) Масштаб чертежа 1:1, т. е. деталь изображена в натуральную величину.
4) Чертеж содержит два вида: главный и слева.
5) Выделив части детали, рассмотрим их слева направо, сопоставляя оба вида.

Крайняя левая часть на главном виде имеет форму прямоугольника, а на виде слева - окружности. Значит, это цилиндр, так как такие проекции характерны для цилиндра.

Вторая слева часть на главном виде имеет форму трапеции. На виде слева она показана двумя окружностями. Такие проекции может иметь только усеченный конус.

Третья часть, как и первая, показана на главном виде прямоугольником, а на виде слева - окружностью. Значит, она имеет также форму цилиндра.

Четвертая часть на главном виде имеет очертани прямоугольника, внутри которого проведены две горизонтальные линии, а на виде слева - шестиугольника. Такие изображения характерны для шестиугольной призмы.


Рис. 144. Изометрическая проекция детали

Крайняя справа часть показана прямоугольником на главном виде и окружностью на виде слева. Мы знаем, что такие изображения определяют цилиндр.

По штриховым линиям на главном виде и по окружности самого меньшего диаметра на виде слева можно сделать вывод, что внутри детали имеется сквозное цилиндрическое отверстие.

6) Объединив все части, устанавливаем общую форму предмета (рис. 144). Она представляет собой сочетание цилиндров, усеченного конуса и шестиугольной призмы, расположенных на одной оси. Вдоль оси детали проходит сквозное цилиндрическое отверстие.

7) Габаритные (наибольшие и наименьшие) размеры детали таковы: длина 160 мм, диаметр 90 мм, диаметр отверстия 20 мм. Диаметр крайней левой цилиндрической части 30 мм, длина 18 мм." Высота усеченного конуса 20 мм, угол при вершине 30°, диаметр большего основания 48 мм.

Такой же диаметр имеет следующая цилиндрическая часть. Длина цилиндра определяется как разность между размерами 75 и 38, т. е. равна 37 мм.

Два размера части детали, имеющей форму шестиугольной призмы, нанесены на виде слева: между параллельными гранями 65 мм, между двумя ребрами -75 мм. Длина этой части не указана, она определяется вычитанием из габаритного размера (160) размеров 75 и 45. Диаметр наибольшего цилиндра 90 мм, длина его 45 мм. Диаметр отверстия 20 мм.


Рис. 145. Задание для упражнений

42. Прочитайте чертеж на рисунке 145.

Вопросы к чертежу
1) Как называется деталь?
2) Из какого материала она изготовляется?
3) Какие виды даны на чертеже?
4) Сочетанием каких геометрических тел определяется форма
детали?
5) Какие элементы детали показаны на главном виде двумя окружностями диаметром 10?
6) Изображением каких элементов являются окружности 0 18 и почему они проведены на главном виде штриховыми линиями?
7) Каковы габаритные размеры детали?



Рис. 146. Задания к практической работе № 7


Рис. 147. Задания для упражнений


Рис. 148. Задания для упражнений

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7

1. Чтение чертежей

Прочитайте по заданию учителя один из чертежей на рисунке 146. Ответы на вопросы запишите в тетради.

Вопросы для чтения чертежей


1) Как называется деталь? Из какого материала ее изготовляют?
2) Какой масштаб указан на чертеже?
3) Какие изображения передают форму детали?
4) Опишите форму детали, т.е. укажите название геометрических тел, образующих форму детали, и их размеры.
5) Чему равны габаритные размеры детали?

2. Решение занимательных задач

1. На рисунке 147 дан чертеж и наглядное изображение проволочной модели. Сконструируйте аналогичную модель, выполните ее чертеж и наглядное изображение.
2. Выполните технический рисунок предмета, который может плотно проходить через все три отверстия в пластине (рис. 148).


Рис. 149. Задания к графической работе № 8


Рис. 150. Задания к графической работе № 8


Рис. 151. Задания к графической работе № 8

ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8

Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы (путем удаления части предмета)

1. Выполните технический рисунок детали (рис. 149, а), сделав вместо выступов, отмеченных стрелками, выемки такой же формы и размеров на том же месте.
2. С помощью точек на поверхности детали (рис. 149, б) показана разметка удаляемой части детали. Выполните технический рисунок измененной детали.
3. Выполните эскиз детали (рис. 150, а), мысленно удалив ее верхнюю заштрихованную часть и заменив выступы, указанные стрелкой, выемками.
4. Выполните эскиз детали (рис. 150, б), сделав вместо выступов выемки такой же формы и размеров на том же месте.
5. Выполните по заданию учителя чертеж одной из деталей (рис. 151), у которой удалены части по нанесенной разметке. Направление проецирования для построения главного вида указано стрелкой.

Указания к работе. Задания 1-4, как подготовительные, выполните в рабочей тетради, задание 5, как основное, - на листе формата А4. Изображения выполните с сохранением пропорций предмета; размеры не наносите.

Categories: /
Tags:

Прочитать чертеж общего вида - значит выяснить назначение данного изделия, устройство и принцип его работы, получить полное представление о форме, размерах и технических характеристиках готового изделия и каждой детали в отдельности, т.е. определить по чертежу все данные для их изготовления и контроля.

При чтении чертежа общего вида выясняют взаимное расположение составных частей изделия, способы соединения деталей, а также геометрические формы и размеры всех элементов изделия.

Сборка, монтаж, ремонт или усовершенствование даже несложных сборочных единиц связаны с изучением конструкции по чертежу общего вида.

Так как по чертежу общего вида разрабатывают рабочие черте-

жи деталей, он должен содержать достаточное количество изображений, позволяющих выполнить такие чертежи.

В задании, предлагаемом для выполнения студентам, требуется прочитать чертеж общего вида и выполнить по нему рабочие чертежи деталей (по указанию преподавателя).

1. Ознакомиться с содержанием основной надписи, помещенной в правом нижнем углу чертежа. Установить по надписи наименование изделия, номер чертежа, масштаб и т.п. Часто наименование изделия много говорит о его назначении и условиях работы (например, «Вентиль запорный», «Тиски пневматические» и т.п.).

2. Ознакомиться с назначением и принципом работы изображенного изделия по комплекту конструкторских документов, прилагаемых к чертежу, в частности по пояснительной записке и техническим условиям.

3. Изучить изображения, имеющиеся на чертеже: выяснить расположение вида спереди (главного вида); установить число основных, дополнительных и местных видов, в которых выполнен чертеж; определить, какие применены на чертеже разрезы (простые или сложные); установить для каждого разреза направление секущей плоскости; отметить наличие сечений, выносных элементов и пр.

4. Ознакомиться с содержанием данного изделия; установить наименование каждой детали и последовательно найти каждую деталь на чертеже (на всех видах, разрезах и сечениях).



По найденным изображениям определить геометрическую форму и конструктивные особенности детали.

Выяснению формы каждой детали способствует то, что во всех разрезах и сечениях одна и та же деталь заштрихована с одинаковым наклоном и одним расстоянием между линиями.

5. Установить характер соединения отдельных деталей.

Для неразъемных соединений (сварных, клепаных, паяных и др.) определить каждый элемент соединения (например, каждый отдельный сварной шов).

Для разъемных соединений выявить все крепежные детали, входящие в соединение.

Для подвижных деталей следует определить процесс их пере-

мещения при работе механизма (взаимодействие деталей). Необходимо установить, какие поверхности деталей являются сопрягаемыми и по каким размерам поверхностей осуществляется соединение.

По чертежу общего вида определяют и посадку деталей, гарантирующую их взаимодействие в изделии.

6. Установить, какие подвижные поверхности деталей смазываются и как эта смазка осуществляется.

7. Установить порядок сборки и разборки изделия. При этом следует выделить стандартизованные и нормализованные детали, на которые не составляют рабочие чертежи.

Рассмотрим порядок чтения чертежа общего вида на примере сборочной единицы, изображенной на рис. 10.1.

Из основной надписи понятно, что на чертеже в масштабе 1:1 изображен кран пробковый.

Из описания, которое обычно прилагается к чертежам общего вида, имеющим учебное назначение, можно узнать, что пробковый кран является одним из видов арматуры трубопроводов и предназначается для изменения подачи жидкости (газа), проходящей по трубопроводу. Пробковые краны устанавливают там, где требуется быстрое изменение подачи жидкости (газа), так как для полного открытия крана достаточно повернуть пробку на угол 90°.

Чертёж пробкового крана содержит три изображения. На месте главного вида расположен фронтальный разрез, на котором показано взаимодействие основных деталей.

Кран состоит из корпуса 1, в котором установлена коническая пробка 2 (при повороте она изменяет поперечное сечение или полностью закрывает отверстие в корпусе). Пробка 2 крышкой 3 прижата к конической поверхности корпуса 1. Втулка 4 и сальниковая набивка 11 (войлок) уплотняют подвижное соединение деталей 3 и 2.

На виде слева выполнен местный разрез, поясняющий конструкцию соединения винтом 5 корпуса и крышки.

По спецификации (рис. 10.2) определяем состав деталей, входящих в изделие «Кран пробковый».

Изделие состоит из 11 наименований составных частей, в число которых входят пять оригинальных деталей, пять стандартных изделий и один материал. Все оригинальные детали входят в изделие в единственном экземпляре. На деталь 5 «Прокладка» нет чертежа, а размеры и форма детали поясняются в спецификации.

Ознакомление с оригинальными деталями крана начнём с корпуса. Изучая форму этой детали в каждом виде и сопоставляя виды между собой, представим себе изображение корпуса.

Так как на видах изображение корпуса частично закрыто изображением деталей, расположенных внутри, либо верхними деталями, то необходимо дополнить и соединить в единый образ все имеющиеся изображения элементов корпуса на чертеже.

Центральная часть корпуса имеет форму усечённого конуса, у которого справа и слева имеются патрубки. На конце правого патрубка нарезана трубная цилиндрическая резьба G1. На конце левого патрубка имеется фланец треугольной формы с тремя сквозными цилиндрическими отверстиями Ø9. Сверху у корпуса имеется круглый фланец с четырьмя резьбовыми отверстиями для крепления крышки.

Описанную форму корпуса сравним с изображением на рис. 10.3. Чертёж корпуса приведен в прил. 14.

Разобравшись с изображением основной детали (корпус 1), перейдём к изучению остальных деталей (2, 3, 4). Сначала каждую из них подробно рассмотрим на сборочном чертеже.

Пробка 2 состоит из усечённого конуса с радиальным отверстием и цилиндрического стержня с хвостовиком квадратного сечения. Овальная форма отверстия определяется по виду слева, а квадратная форма хвостовика читается на виде сверху (рис. 10.1). Форма пробки изображена на рис. 10.4 (чертёж пробки приведен в прил. 15).

Изображение крышки 3 (рис. 10.1) приведено на рис. 10.5. Определим форму элементов крышки по сборочному чертежу и сравним с изображением на рис. 10.5 (чертёж крышки приведен в прил. 15).

Рис. 10.4 Рис. 10.5

Форму детали «Втулка» самостоятельно определите по изображениям, имеющимся на чертеже (рис. 10.1), затем сравните с чертежом, приведенным в прил. 17.

Каждый раз при чтении чертежа общего вида необходимо сопоставлять чертеж отдельной детали с ее изображением на сборочном чертеже.

После того как изучена форма отдельных деталей, необходимо установить способ соединения деталей между собой и возможность движения одной детали относительно другой.

Так, анализируя взаимное положение деталей на рис.10.1, определяем, что крышка 3 крепится к корпусу с помощью четырех винтов 5.

На крышке 3 укреплена втулка сальника 4, обеспечивающая уплотнение набивки 11 из войлока. Сальник прижимается к крышке с помощью шпилек 9 и гаек 6.

Единственно подвижная деталь в данном механизме - это пробка, которая может вращаться вокруг своей оси.

Кран на чертеже изображен в открытом положении.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.