Сборочный чертеж. Чтение сборочных чертежей. Чтение чертежей и условные обозначения Научиться читать чертежи деталей все обозначения

Прочитать чертеж общего вида - значит выяснить назначение данного изделия, устройство и принцип его работы, получить полное представление о форме, размерах и технических характеристиках готового изделия и каждой детали в отдельности, т.е. определить по чертежу все данные для их изготовления и контроля.

При чтении чертежа общего вида выясняют взаимное расположение составных частей изделия, способы соединения деталей, а также геометрические формы и размеры всех элементов изделия.

Сборка, монтаж, ремонт или усовершенствование даже несложных сборочных единиц связаны с изучением конструкции по чертежу общего вида.

Так как по чертежу общего вида разрабатывают рабочие черте-

жи деталей, он должен содержать достаточное количество изображений, позволяющих выполнить такие чертежи.

В задании, предлагаемом для выполнения студентам, требуется прочитать чертеж общего вида и выполнить по нему рабочие чертежи деталей (по указанию преподавателя).

1. Ознакомиться с содержанием основной надписи, помещенной в правом нижнем углу чертежа. Установить по надписи наименование изделия, номер чертежа, масштаб и т.п. Часто наименование изделия много говорит о его назначении и условиях работы (например, «Вентиль запорный», «Тиски пневматические» и т.п.).

2. Ознакомиться с назначением и принципом работы изображенного изделия по комплекту конструкторских документов, прилагаемых к чертежу, в частности по пояснительной записке и техническим условиям.

3. Изучить изображения, имеющиеся на чертеже: выяснить расположение вида спереди (главного вида); установить число основных, дополнительных и местных видов, в которых выполнен чертеж; определить, какие применены на чертеже разрезы (простые или сложные); установить для каждого разреза направление секущей плоскости; отметить наличие сечений, выносных элементов и пр.

4. Ознакомиться с содержанием данного изделия; установить наименование каждой детали и последовательно найти каждую деталь на чертеже (на всех видах, разрезах и сечениях).



По найденным изображениям определить геометрическую форму и конструктивные особенности детали.

Выяснению формы каждой детали способствует то, что во всех разрезах и сечениях одна и та же деталь заштрихована с одинаковым наклоном и одним расстоянием между линиями.

5. Установить характер соединения отдельных деталей.

Для неразъемных соединений (сварных, клепаных, паяных и др.) определить каждый элемент соединения (например, каждый отдельный сварной шов).

Для разъемных соединений выявить все крепежные детали, входящие в соединение.

Для подвижных деталей следует определить процесс их пере-

мещения при работе механизма (взаимодействие деталей). Необходимо установить, какие поверхности деталей являются сопрягаемыми и по каким размерам поверхностей осуществляется соединение.

По чертежу общего вида определяют и посадку деталей, гарантирующую их взаимодействие в изделии.

6. Установить, какие подвижные поверхности деталей смазываются и как эта смазка осуществляется.

7. Установить порядок сборки и разборки изделия. При этом следует выделить стандартизованные и нормализованные детали, на которые не составляют рабочие чертежи.

Рассмотрим порядок чтения чертежа общего вида на примере сборочной единицы, изображенной на рис. 10.1.

Из основной надписи понятно, что на чертеже в масштабе 1:1 изображен кран пробковый.

Из описания, которое обычно прилагается к чертежам общего вида, имеющим учебное назначение, можно узнать, что пробковый кран является одним из видов арматуры трубопроводов и предназначается для изменения подачи жидкости (газа), проходящей по трубопроводу. Пробковые краны устанавливают там, где требуется быстрое изменение подачи жидкости (газа), так как для полного открытия крана достаточно повернуть пробку на угол 90°.

Чертёж пробкового крана содержит три изображения. На месте главного вида расположен фронтальный разрез, на котором показано взаимодействие основных деталей.

Кран состоит из корпуса 1, в котором установлена коническая пробка 2 (при повороте она изменяет поперечное сечение или полностью закрывает отверстие в корпусе). Пробка 2 крышкой 3 прижата к конической поверхности корпуса 1. Втулка 4 и сальниковая набивка 11 (войлок) уплотняют подвижное соединение деталей 3 и 2.

На виде слева выполнен местный разрез, поясняющий конструкцию соединения винтом 5 корпуса и крышки.

По спецификации (рис. 10.2) определяем состав деталей, входящих в изделие «Кран пробковый».

Изделие состоит из 11 наименований составных частей, в число которых входят пять оригинальных деталей, пять стандартных изделий и один материал. Все оригинальные детали входят в изделие в единственном экземпляре. На деталь 5 «Прокладка» нет чертежа, а размеры и форма детали поясняются в спецификации.

Ознакомление с оригинальными деталями крана начнём с корпуса. Изучая форму этой детали в каждом виде и сопоставляя виды между собой, представим себе изображение корпуса.

Так как на видах изображение корпуса частично закрыто изображением деталей, расположенных внутри, либо верхними деталями, то необходимо дополнить и соединить в единый образ все имеющиеся изображения элементов корпуса на чертеже.

Центральная часть корпуса имеет форму усечённого конуса, у которого справа и слева имеются патрубки. На конце правого патрубка нарезана трубная цилиндрическая резьба G1. На конце левого патрубка имеется фланец треугольной формы с тремя сквозными цилиндрическими отверстиями Ø9. Сверху у корпуса имеется круглый фланец с четырьмя резьбовыми отверстиями для крепления крышки.

Описанную форму корпуса сравним с изображением на рис. 10.3. Чертёж корпуса приведен в прил. 14.

Разобравшись с изображением основной детали (корпус 1), перейдём к изучению остальных деталей (2, 3, 4). Сначала каждую из них подробно рассмотрим на сборочном чертеже.

Пробка 2 состоит из усечённого конуса с радиальным отверстием и цилиндрического стержня с хвостовиком квадратного сечения. Овальная форма отверстия определяется по виду слева, а квадратная форма хвостовика читается на виде сверху (рис. 10.1). Форма пробки изображена на рис. 10.4 (чертёж пробки приведен в прил. 15).

Изображение крышки 3 (рис. 10.1) приведено на рис. 10.5. Определим форму элементов крышки по сборочному чертежу и сравним с изображением на рис. 10.5 (чертёж крышки приведен в прил. 15).

Рис. 10.4 Рис. 10.5

Форму детали «Втулка» самостоятельно определите по изображениям, имеющимся на чертеже (рис. 10.1), затем сравните с чертежом, приведенным в прил. 17.

Каждый раз при чтении чертежа общего вида необходимо сопоставлять чертеж отдельной детали с ее изображением на сборочном чертеже.

После того как изучена форма отдельных деталей, необходимо установить способ соединения деталей между собой и возможность движения одной детали относительно другой.

Так, анализируя взаимное положение деталей на рис.10.1, определяем, что крышка 3 крепится к корпусу с помощью четырех винтов 5.

На крышке 3 укреплена втулка сальника 4, обеспечивающая уплотнение набивки 11 из войлока. Сальник прижимается к крышке с помощью шпилек 9 и гаек 6.

Единственно подвижная деталь в данном механизме - это пробка, которая может вращаться вокруг своей оси.

Кран на чертеже изображен в открытом положении.

Чтобы получить по чертежу информацию о детали, т. е. прочитать ее чертеж, необходимо соблюдать определенный порядок действий.

  1. Прочитать основную надпись чертежа: выяснить название и назначение детали, наименование материала, из которого она изготовлена, масштаб изображений.
  2. Установить, какие виды, другие изображения детали даны на чертеже, какой вид является главным.
  3. Изучить виды и другие изображения в их взаимной связи, выяснить очертания детали, взаимное расположение и форму ее частей. Представив по чертежу форму каждой части детали, мысленно объединить их в единый целостный образ.
  4. Определить размеры детали и размеры ее элементов.

Читая чертеж детали, можно сформулировать для себя вопросы, дающие представление о ней: а) как называется деталь; б) из какого материала она изготовлена; в) в каком масштабе выполнен чертеж; г) какие виды содержит чертеж; д) сочетанием каких геометрических тел образована форма детали; е) какова ее общая форма; ж) каковы габаритные размеры детали и размеры отдельных ее частей.

Рассмотрим пример. На рисунке 113 дан чертеж детали, который необходимо прочитать. Какую информацию мы можем получить о детали из этого чертежа? Пользуясь только что приведенной последовательностью чтения чертежа, можно установить, что деталь называется «пробка», она изготовлена из стали. Масштаб - 1: 1, т. е. изображение выполнено в натуральную величину.

Рис. 113

Чертеж содержит два вида - главный вид и вид слева. Других изображений нет. Пользуясь видами, определяем форму детали и ее частей.

Сопоставляя виды, можно установить, что форма детали образована несколькими поверхностями вращения - цилиндрами. Один из них имеет диаметр 50 мм, а высоту - 10 (35 - 25) мм. Оси вращения цилиндров совпадают и расположены параллельно горизонтальной плоскости проекций. Второй цилиндр имеет диаметр 42 мм, высоту - 20 (25 - 5) мм. Между этими цилиндрами находится элемент детали - проточка, которая имеет форму цилиндра диаметром 36 мм и длиной 5 мм. На цилиндре диаметром 42 мм есть конической формы фаска, ее размеры 3x45°, т. е. высота фаски 3 мм, а выполнена она под углом в 45°.

Вдоль оси вращения поверхностей, образующих форму детали, расположено углубление. Оно имеет форму шестиугольной призмы и показано на главном виде штриховыми линиями. Глубина отверстия - 25 мм, а расстояние между двумя параллельными гранями - 22 мм. На деталях такой размер называют размером «под ключ», он определяет расстояние между «губками» ключа.

Габаритные размеры детали: 35 мм и 050 мм.

Таким образом, чтение чертежа сводится к получению всей имеющейся на чертеже информации о предмете. При этом обязательно учитывается как графическая, так и текстовая информация. Только вместе они дают однозначное представление о форме предмета, его размерах, материале, т. е. вызывают пространственный образ предмета по его плоскому изображению, выполненному на бумаге или классной доске.

  • В какой последовательности необходимо читать чертеж детали?

Задание 21 . Прочитайте чертеж детали, заданный на рисунке 114.

Рис. 114

Вопросы к чертежу

  1. Как называется деталь?
  2. Из какого материала она изготовлена?
  3. Какой масштаб изображений?
  4. Какие виды заданы на чертеже?
  5. Сочетанием каких геометрических тел образована форма детали?
  6. Какой элемент детали показан на главном виде штриховыми линиями? Какой он формы?
  7. Изображением какого элемента детали является окружность Ø50 мм? Назовите все размеры этого элемента.
  8. Каковы габаритные размеры детали?

Задание 22 . На рисунке 115 дан чертеж технической детали.

Рис. 115

Задания к чертежу

  1. Прочитайте чертеж, используя рассмотренный выше порядок.
  2. На видимых частях поверхности детали на одном из видов заданы проекции точек. Не перечерчивая изображений, найдите проекции этих точек на другом виде.
  3. Определите, какая из заданных точек (Д, В и т. д.) совпадает с вершиной; какая лежит на ребре, грани или на поверхности вращения детали.
  4. В рабочей тетради запишите: наименования и материал, из которого изготовлена деталь; масштаб; количество изображений и их названия; число геометрических тел, образующих форму детали, и их названия; габаритные размеры детали.

Прочитайте чертежи деталей (рис. 116, а и б).

Рис. 116

Выполните технические рисунки деталей по чертежу в прямоугольных проекциях (рис. 117, а и б). I, 35

Ознакомление с изделием. По основной надписи выяснить наименование изделия, масштаб изображения и др.

Чтение изображений. Определить, какие виды, разрезы, сечения даны на чертеже и каково назначение каждого изобра­жения. Выяснить положение секущих плоскостей, с помощью которых выполнены разрезы и сечения, а при наличии допол­нительных и местных видов - направления их проецирования.

Изучение составных частей изделия. По спецификации выяснить их наименования, по чертежу - форму и взаимное по­ложение. Изучить составные части изделия по порядку номеров позиций спецификации, причем изображения деталей сначала следует найти на том виде, на котором указан номер позиции, а затем - на остальных. Учесть, что при наличии разрезов выявлению формы детали способствуют одинаковые наклон и частота линий штриховки ее сечений.

Изучение конструкции изделия. Выяснить характер соеди­нения отдельных деталей между собой. Для неразъемных соеди­нений (сварных, клепаных, паяных и т.п.) определить каждый элемент и места их соединения, а для разъемных - выявить все крепежные детали.

Определение последовательности сборки и разборки изде­лия. Это завершающая стадия чтения чертежа.

Рассмотрим пример чтения сборочного чертежа изделия, по­казанного на рис. 14.4.

На сборочном чертеже изображена вилка кабельная угло­вая, что видно из основной надписи. Она является одной из двух частей разъема, применяемого для соединения электри­ческого кабеля. Соединение одной части разъема - вилки с дру­гой частью - розеткой происходит с помощью контакта 1 и гай­ки 2.

На сборочном чертеже даны четыре изображения: полный разрез, часть вида слева, сечение А-А и местный вид Б.

Обозначение

Наименование

Приме­чание

Документация

ХХ.ХХ.00.00 СБ

Сборочный чертеж

Сборочные единицы

ХХ.ХХ.01.00 СБ

Детали

Заглушка

Уплотнитель

Стандартные изделия

Винт М3х5 ГОСТ...

Вилка кабельная угловая

Проверил

Разрез выявляет внутреннюю конструкцию изделия, вид слева дает воз­можность понять форму гайки 2 и стакана 3. Сечение А -А вы­являет соединение стакана 3 и корпуса 5. Местный вид Б показывает часть гайки 7. Вид Б выполнен по направлению, указан­ному соответствующей стрелкой.

По спецификации, приведенной на рис. 14.5, определяем, что изделие состоит из одной сборочной единицы (контакта), де­вяти деталей и трех стандартных винтов.

По изображениям на чертеже определяем форму деталей. Кор­пус показан на трех изображениях: в основном разрезе, на виде слева и в сечении А-А. Внешние очертания корпуса имеют ци­линдрическую форму с изгибом под прямым углом. Внутренняя форма представлена двумя резьбовыми и одним гладким отвер­стиями.

Внешний контур стакана 3 состоит из трех цилиндрических поверхностей и одной конической поверхности со сквозным ци­линдрическим отверстием. При этом одна цилиндрическая по­верхность имеет две прорези, показанные на виде слева.

Гайка 7имеет прорезь (шлиц), показанную на местном виде Б, которая предназначена для ввинчивания ее в резьбовое отверстие корпуса.

Гайка 10 на внешней по диаметру цилиндрической поверхно­сти имеет рифление, показанное частью вида на разрезе этой де­тали.

Гайка 2 имеет цилиндрическую форму с внутренней резьбой М16х 1. На ее цилиндрической поверхности выполнены четыре сквозных отверстия.

Конструкция изделия следующая. Кабель вставляют в отвер­стие корпуса 5, припаивают к контакту 1 через другое отверстие и закрывают заглушкой 6. Кабель в вилке закрепляют с помощью гайки 7, уплотнителя 8 и еще одной гайки 10. Во внутреннее от­верстие стакана 3 вставляют контакт / и уплотняют втулкой 4. Ста­кан 3 проходит через гладкое отверстие гайки 2 и закрепляется в корпусе с помощью трех винтов М2, показанных в сечении А- А.

Разбирается изделие в следующем порядке: отвинтить вин­ты 11, вынуть стакан 3, снять гайку 2. Из резьбовых отверстий корпуса вывинтить заглушку, гайки и вынуть кабель.

Инженерные чертежи обычно используются в качестве визуальных инструментов при создании проектов в строительстве и машиностроении, конструировании заводов и всех видов транспорта. Хотя эти чертежи могут казаться простыми для людей, которые имеют опыт в области техники или архитектуры, их зачастую довольно сложно научиться читать начинающим специалистам. Вот несколько правил чтения строительных чертежей.

Ознакомьтесь с масштабом чертежа

Необходим осознавать масштаб важных больших или малых предметов при чтении инженерных чертежей. Хотя большинство инженерных чертежей создаются в «масштабных» версиях 1:10 – 1:100, Некоторые линейки могут иметь масштаб до 1:1000. Если шкала не очевидна на чертеже, проконсультируйтесь с инженером, который его разрабатывал. Эти знания дадут вам возможность правильно оценивать масштабы объектов отображаемых на чертеже.

Выясните значение основных символов, используемых в технических чертежах

Поскольку чертежи выполняются в масштабах, часто требуется использование символов и аббревиатур. Так как символов при проектировании используется значительное количество, понимание основных из них может быть очень полезно при чтении инженерных чертежей. Зачастую, специалист разъясняет редко используемые обозначения на самом чертеже. Необходимо выучить что означают те или иные символы и сокращениями, для этого необходимо максимально ознакомиться с ГОСТ 21.101-97.

Определите конкретные сокращения

Сокращения - полезный инструмент для инженеров. Подобно символам, они могут указывать формы, процессы и даже размеры через несколько знаков. Например: «8 отв. Ø300» нужно читать как «8 отверстий диаметром 300 мм», «Dу 25» - «Условный диаметр 25 мм». Естественно, что названия почти всех нормативных документов сокращены: ВСН - Ведомственные строительные нормы, ППБ - Правила пожарной безопасности и проч.

Ищите числа в кружочках

Как говорилось ранее, инженерные чертежи, как правило, выполняются на столь малом масштабе, что создание деталей практически невозможно. Из-за этого на чертежах появляются «числа в кружочках» в некоторых частях чертежей. Это обозначение показывает, что идентифицированная область детально показана на другой странице.

Работайте со специалистами

Если литература просмотрена, и поисковые системы уже не помогают, проконсультируйтесь с другими специалистами, чтобы лучше понять чертеж. Хотя может быть неловко признавать, что вы испытываете трудности с толкованием проекта, те, кто регулярно работает с чертежами и понимает их, помогут вам их прочитать. Просить помощи умудренных опытом коллег лучше на ранних этапах работы, чем исправлять потом ошибки, возникшие в результате неправильного чтения чертежа.


В этой не большой теоретической статье я хотел бы рассказать об основных понятиях строительных чертежаей. Так как многие мастера и не только мастера по ходу жизни довольно часто встречаются с эскизами, планами, схемами, и т.д.
Ведь всем известно, что в наших подсоветских странах знать нужно людям практически всё и разбираться во всех законах, правилах и стратегиях. В общим всё, чтобы тебя по ходу не обманули в решении того или иного вопроса.
Простой пример.
Вы были бюро технической интеривизации по поводу плана Вашего жилища. И Вам там такого нарисовали, что чёрт ногу сломит. Хорошо, если всё правильно, а если нет. Поэтому необходимо хоть немного понимать в черчении для того, чтобы Вы могли просто немного ориентироваться в документах.
У наших чиновниках есть хорошая поговорка: «Не знание закона, не снимает Вас с ответственности». От себя я бы добавил, что это во всём, куда не ткни.
Понятное дело, что в одном посте все правила строительного черчения не охватить. Но хотя бы базовое и основное, попробовать рассказать можно.
Главное отличие чертежа от рисунка тем, что чертёж выполняется в масштабе, а рисунок — в пропорциях.
На рисунке, выполненном в пропорциях, стараются соблюдать относительные размеры изображаемых предметов. К примеру, диван на таком рисунке будет больше, чем, скажем, табурет.
На чертеже с указанием размеров, который применяется в строительстве и создании интерьера, изображения предметов обычно меньше действительных; такой чертёж выполняется в определённом масштабе.
Поскольку когда-то не было огромных листов бумаги, на которых можно было изобразить дом в натуральную величину, придумали чертежи, нарисованные в масштабе, где предметы даны с 100-кратным уменьшением, т.е. 1 метр на местности соответствует 1 см на чертеже.
Другими словами масштаб М=1:100.
М – масштаб, а число 1: обозначает степень уменьшения.
Обратите внимание , чем больше число после двоеточия, тем больше степень уменьшения.
При создании чертежей интерьера чаще всего используют масштабы
М=1:50 (предметы уменьшены в 50 раз) и М=1:25 (в 25 раз). К примеру, кровать размерами 2×1 м на чертеже будет 4×2 см, если в 50 раз уменьшение и 8×4 см, если уменьшение в 25 раз.
В ходе организации интерьера часто возникает необходимость отдельные фрагменты более подробно. Тогда делают чертёж в масштабе М=1:20 (одному метру на местности соответствуют 5 см на чертеже) и даже М=1:10.
При построении чертежа масштаб его выбирают в зависимости от действительных размеров предметов и их частей, чтобы чертёж не был перегружен не нужными подробностями, и достигалась достаточно высокая точность изображения.
Выполняется чертёж по общепринятым, международным стандартам и понятен специалистам разных стран, даже если они не знают язык друг друга.
Выполненный в масштабе чертёж всегда имеет обозначение размеров.

Обратите внимание, что чертёж даёт очень экономное изображение объекта и содержит только такую информацию, которая действительно необходима. Поэтому следует пользоваться соответствующими условными обозначениями, наносить правильные размеры и обязательно указывать масштаб. Всё это конечно же на прямую связано с общими



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.