Дом и частная жизнь. Жилые здания в древнем риме Центральная часть домуса

Атриумно-перистильный дом

Городской италийский дом развился из деревенской усадьбы, планировка которой служит примером распространенного типа жилья. Его прямоугольный двор с очагом был окружен жилыми хозяйственными постройками. В городских условиях прежний двор превратился в большое помещение, называвшееся атриум , в перекрытии которого оставляли большой проем, под ним находился очаг. От его дыма стены и потолок атриума были закопчены, от чего и произошло название помещения атер - значит черный. Через этот же проем освещались внутренние части дома, т. к. здание выходило на улицу глухими, без окон, стенами и было похоже на маленькую крепость. Атриум был центром и самым священным местом дома здесь готовили пищу, здесь хозяйка занималась домашними делами, здесь происходили все важные семейные церемонии, - заключение брака, наречение имени младенцу, погребальные обряды. В глубине атриума обычно находилась комната хозяина (таблинум ) и столовая (триклинум). В боковых частях атрия (алае -крылья) стояли шкафы и божница с изображением ларов - домашних богов. По периметру дворика располагались темные каморки-спальни (кубикулы), кладовые,ванная и пр. В задней части дома находился огород (хортус). Дальнейшие изменения атриумного дома связаны с завоеванием Римом во II в. н. э. Греции, когда римляне познакомились с планировкой греческого дома, с его светлым внутренним двориком - перистилем. Не отказываясь от латинского атрия, римский эклектизм объединил его с эллинским перистилем. Наглядную картину древнеиталийского дома оказалось возможным воссоздать по раскопкам Помпеи, погибшей в 79 г. н. э. от извержения Везувия. Дом Пансы позволяет представить себе план и структуру жилища античного периода. Планировка дома отличалась строгой симметрией, проходящей через центр дома. Функционально дом делился на две части официальную, куда приглашали гостей, и частную, где проходила жизнь семьи. Центром первой половины был атриум - торжественная приемная, парадный зал. Коптящий очаг из него перенесли в особую кухню, а на его месте устроили неглубокий бассейн - (писцина ), дающий прохладу в жару. По краям бассейна стояли колонны, поддерживающие крышу, а в самом бассейне - статуя, служившая фонтаном. Замыкающие атриум комнаты были одна кабинетом (таблинум ), другая - столовой (триклиний ). Во второй части дома (перистиле) отдыхали, принимали близких друзей. Внутренний двор с садиком, обнесенный крытой колоннадой - перистилем, стал обязательной частью богатого дома. Вокруг атриума и перистиля располагались спальни (кубикулум), кухни, бани, и другие подсобные помещения. В глубине усадьбы на хозяйственном дворе находились жилище садовника (целла ), стойла, каретный сарай и т. п. Нередко по фасаду дома устраивали лавки (таберны). В этих торгово-ремесленных заведениях иногда бывали закусочные, от которых позднее пошло название таверны.

(лат. insula - остров; отдельно стоящее здание) многоэтажный и многоквартирный дом для средних слоев населения древнего Рима, уже в I в. н.э. достигавшего 1 млн. чел. Во II-III вв. н.э. оно было ещё больше. В городе насчитывалось 46.602 коммунальных дома - инсулы. В условиях дороговизны земельных участков в Риме домовладельцы, сдававшие жильё внаём, старались строить как можно выше. Достигая высоты 21,90 м, дома имели 4-5 этажей. В каждый этаж с улицы вела своя каменная лестница; окна и балконы были обращены на улицу. В первом этаже размещались мастерские и лавки (таберны). Состоятельные люди снимали целый этаж. Бедняки ютились на верхних этажах, поднимаясь на двести ступеней до своей комнаты, и входили в неё согнувшись, так низки были потолки в этих небольших, плохо освещённых помещениях с общим коридором. Спекуляция такими домами была распространённым явлением. Домовладельцы сдавали инсулы арендаторам, а те по частям передавали помещения более мелким съёмщикам, что приводило к невероятной дороговизне квартир в Риме.

Познакомимся ближе с некоторыми из остийских инсул. Следует помнить, что одинаковые по основным своим чертам инсулы и по своему плану, и по своей величине были очень разнообразны и предназначались для жильцов разного общественного положения и состояния. Были дома, выстроенные с расчетом на богатых съемщиков. Таковы, например Дом с Триклиниями, большой открытый двор которого (12.10x7.15 м), окруженный портиком, напоминает перистиль; Дом Муз с квартирой в двенадцать комнат в первом этаже, с фресками и мозаиками, которые выполнены первоклассными мастерами; Дом Диоскуров, одна из самых боль-

Рис. 27. Планы остийских инсул. А - план жилого массива, расположенного в саду; Б - Дом с Расписными Сводами (G.Calza - G. Becatti. Ostia, стр. 127). В - Дом малютки Вакха (1), Дом с Картинами (2), Дом Юпитера и Ганимеда (3) (R. M е i g g s. Roman Ostia, рис. 14)

ших и красивых остийских инсул, единственная из доселе раскопанных, в которой есть своя баня. В том же районе, тихом, удаленном от делового шума и торговой суетни, в середине большого сада расположены два длинных жилых массива, разделенных

узким сквозным проходом. В каждом из трех этажей (лавок и мастерских в нижнем не было) находилось по две квартиры, обращенных в противоположные стороны и распланированных совершенно одинаково: в каждой имелось по две больших комнаты, в противоположных концах квартиры, по три меньших (одна совсем маленькая - 9 м2) и длинный, довольно просторный коридор. Площадь всей квартиры около 200 м2 (рис. 27 , А). Если жильцы этих квартир были и победнее обитателей Дома Диоскуров, то людьми состоятельными они, конечно, были. Скромнее квартиры в Доме с Желтыми Стенами и в Доме с Граффито: они занимают площадь около 160 м2 и имеют только по четыре комнаты. Интересен жилой массив, в состав которого входят три дома: Дом малютки Вакха, Дом с Картинами и Дом Юпитера и Ганимеда. Строитель располагал большой площадью (70x27 м), но так как с восточной и северной стороны его постройку заслоняли другие дома, то он расположил свою инсулу в виде опрокинутой буквы «Г», а пространство, оставшееся свободным, использовал под сад. Планировка квартир в Доме малютки Вакха и в Доме с Картинами иная, чем в домах, которые мы только что рассматривали: каждая квартира смотрит здесь не на одну сторону, а на две - на улицу и в сад - и состоит из шести комнат, кухни и маленького коридорчика (вся площадь 170 м2). В Доме Юпитера и Ганимеда (угловом) по фасаду идут лавки, а за ними находится жилое помещение из трех комнат с кухней; световым колодцем служит для него двор А. Это помещение уже никак не назовешь роскошным: и площадь его меньше (около 100 м2), и оно темновато (рис. 27, В). Двусторонними были квартиры в Доме с Расписными Сводами, интересные по своей «коридорной системе»: с одной стороны расположены комнаты, непроходные, с выходом только в коридор, с другой - тоже непроходные, целиком открытые на другой коридор, с тремя выходами и окнами на первый (рис. 27 , Б). В инсулах обычно можно отчетливо выделить отдельные квартиры, но бывает так, что квартира занимает не только один этаж, но и часть следующего, как например в Доме с Расписными Сводами (рис. 28 ). Квартиры в инсулах можно было переделывать с целью увеличения или уменьшения их. В Доме с Расписным Потолком квартира в первом этаже (типа «односторонней» квартиры) располагала по первоначальному плану пятью комнатами внизу и еще сколькими-то комнатами наверху, с которыми ее соединяла внутренняя лестница. Потом эту лестницу сломали и разделили нижнюю квартиру глухой стеной на две части: получилось два помещения скромных размеров (по тогдашним понятиям) -90 и 60 м2. В Доме Юпитера и Ганимеда, наоборот, квартира, занимавшая первоначально только первый этаж, была затем соединена внутренней лестницей с какими-то комнатами во втором этаже.

Виллы: вилла-рустика и вилла-урбано

Появление вилл богачей имело различные причины. Это объясняется и крайним обогащением верхушки римского общества, и ростом индивидуализма, и стремлением к уединению среди природы, и возросшим шумом и теснотой городской жизни. Витрувий различает villa rustica - сельскую виллу, имеющую хозяйственный или промышленный характер, и villa peurbana - городскую виллу, предназначенную для отдыха и развлечений. Последние в большом количестве размещались на побережье Неаполитанского залива. Лучше других сохранились «Вилла мистерий» (рис. на стр. 303) , «Вилла Диомеда» (обе близ Помпей), «Вилла папирусов» близ Геркуланума, виллы в Боскореале. Загородная вилла планировалась так же, как и городская, но свободнее; перистиль был больше и превращался в настоящий сад. К главной части дома примыкали служебные и хозяйственные постройки, располагавшиеся по полукругу или по незамкнутому прямоугольнику. Планировка виллы в значительной мере определялась характером местности. Искусно разбитый сад, фонтаны, беседки, гроты, скульптура органически входили в комплекс виллы. Непременной принадлежностью виллы был большой водоем - писцина. Архитектурный тип римской виллы сложился к концу 1 в. до н. э. Виллы эпохи империи отличаются от этого типа только большими размерами, роскошью убранства, применением более ценных материалов.

Вилла мистерий

С огромным размахом шло в Риме дворцовое строительство. Особенно выделялся императорский дворец на Палатине, состоящий из собственно дворца для парадных приемов и жилища императора. Парадные помещения располагались вокруг обширного перистильного двора. Главное помещение - тронный зал - поражало своими размерами.

Императорский дворец на Палатине

Зал перекрывался цилиндрическим сводом пролетом 29,3 м, который возвышался над уровнем пола на 43-44 м. Основные помещения жилой части также группировались вокруг перистилей на террасах холмов, используя приемы строительства вилл. Строительство вилл также приобрело в Риме широкие масштабы. Помимо крупных дворцовых комплексов в них осуществлены с наибольшей широтой принципы садово-парковой архитектуры, которые интенсивно развивались с I веке до н.э. (вилла Адриана в Тибуре, первая пол. II века и др.).

П
лан Палатина

Дворец Домициана

Сентябрь 21, 2018

Подземелья Вечного города представляют собой настоящую сокровищницу для любителей античности и любопытных исследователей архитектуры древнего Рима. Ведь сам город стоит на руинах вековых построек: римских домов, языческих храмов, продовольственных складов и даже целых стадионов ! То, что можно увидеть сегодня на поверхности - всего лишь малая часть того, чем богат этот поистине Великий Город. Прогуливаясь по улочкам огромного мегаполиса, мало кто может себе представить, что на самом деле скрывается под толщей многовековой пыли.

В данной статье речь пойдет об одной из самых крупных археологических находок – римских жилых домах , найденных на холме Целий, недалеко от Цирка Массимо.

Целий и римские жилые дома

Архитектура древнего Рима – это не только Колизей, императорские дворцы, грандиозные термы и языческие храмы. Простые дома обыкновенных жителей тоже являются частью истории градостроительства и неотъемлемой составляющей городского пейзажа древнего мира. Какими же были жилые дома римлян?

На сегодняшний день археологический комплекс представляет собой 20 разнообразных помещений, в тринадцати из которых можно увидеть фрагменты сохранившихся древних фресок. Помимо этого, в конструкции данных античных сооружений прослеживается несколько структурных слоев, относящихся не только к разным эпохам, но и отличающихся своим предназначением.

Самый древний слой данного комплекса говорит о том, что изначально на этом месте располагались два жилых дома. Один из них, построенный ориентировочно в начале II века н.э., представлял собой большую виллу с приватными термами на первом и хозяйскими покоями на втором этаже. Другое сооружение, так называемая инсула, возведенная веком позже, можно назвать типичным примером городской архитектуры древнего Рима : торговые лавки на первом этаже и жилые комнаты, сдававшиеся в аренду, на последующих.

В конце III – начале IV века здания были объединены и переоборудованы в роскошный домус , а интерьеры украшены фресками. Однако новая вилла была предназначена не только для проживания одной семьи. Хозяйские покои располагались на первом этаже здания, на остальных же находились небольшие апартаменты, сдававшиеся в аренду семьям с небольшим достатком.

Во второй половине IV века, согласно легенде, здесь проживали братья Джованни и Паоло, пострадавшие за свои религиозные убеждения и почитаемые в образе святых мучеников.

Начиная с V века, после основания базилики, названной в их честь, некоторые помещения домуса пришли в запустение, другие были засыпаны землей, послужив тем самым фундаментом для возведения самой церкви.

Древние фрески римских домов на Целии

Фрески, фрагменты которых и сегодня можно увидеть на стенах древних римских домов на Целии, также относятся к разным историческим эпохам. Таким образом, данные росписи представляют не только высокий художественный интерес, но и раскрывают важнейший период в истории Церкви – переход от язычества к христианству.

холмов и Рим низин .

На холмах Рима обычно селились очень состоятельные люди. Они строили роскошные особняки , разбивали прекрасные парки и сады.

Воздух на римских холмах был свеж и сильно отличался от воздуха римских низин, где селились в основном бедные люди.

Дома богатых римлян

По своему виду дома знатных древних римлян напоминали прямоугольную деревенскую усадьбу. Со всех сторон такие дома были окружены различными постройками. По всему периметру усадьбы обязательно делали летом навес на столбах для защиты от палящего римского солнца.

Большой двор в центре римских домов совсем скоро превратился в атрий , большую жилую комнату. Через большой проем, который оставался в крыше свет обычно попадал и в другие помещения. был местом совместных дел в римской семье. Здесь семья собиралась для обеда или ужина, занималась общими делами, а также принимала гостей . Именно в атрии римляне приносили жертвы ларам, держали ткацкий станок, а также хранили свои деньги.

Однако уже в первом веке до н.э. атрий утратил все прежние функции и превратился в самую лучшую комнату в римском доме . В атрии принимали самых важных гостей, собирали клиентов и вели деловые беседы. Глубокая ниша атрия , которая раньше служила спальной хозяевам, стала использоваться как кабинет главы семейства и получила название таблина . В этом помещение отныне хранился семейный архив и другие важные документы.

Римского дома имел вытянутую прямоугольную форму. Его окружали колонны, а все открытое пространство было занято растениями и цветами. Это пространство в римском доме называли перистиль .

Колонны , фонтаны , ниши и пол в домах древних римлян обычно покрывали штукатуркой и раскрашивали рисунками на различные темы. Кроме того помещения повсюду украшались различными статуэтками .

Также состоятельные римляне строили для своего отдыха и развлечений огромные загородные виллы . Они планировались, так же как и особняки. Единственно к ним обычно добавлялись водоемы .

Дома бедных в Древнем Риме

Бедняки Рима , как правило, жили в многоэтажных домах, которые назывались инсулами . Хотя в этих квартирах также жили и зажиточные римляне. Самое полное представление о римской инсуле можно получить в , которая долгое время была главным римским портом .

На каждый этаж инсулы с улицы вела своя собственная лестница. Если фасады особняков римлян были обращены внутрь, то окна инсулы, как правило, вели на улицу. Здание инсулы было лишено каких либо украшений . Оно даже не было покрыто штукатуркой. Только в инсулах с дорогими квартирами вход обычно украшался колоннами или кирпичной кладкой. Инсулы строили различными как по высоте, так и по планировке.

Римляне умели обогревать свои здания теплым воздухом. Обогрев применяли в банях, в отдельных комнатах богатых усадьб, а также на первых этажах римских инсул. Возле помещения, которое нужно было обогреть складывали печь со сводом. Из этой печи по горячий воздух поступал в подвал и нагревал мраморный пол комнаты. Прогревание шло очень медленно, зато тепло сохранялось очень долго.

Для прогрева стен римляне прокладывали в них трубы, по которым из подвала шел горячий воздух. Кроме того, помещения в римских домах обогревались простыми жаровнями из бронзы или меди.

Освещались римские дома с использованием светильников и свечей . В римских инуслах не было отдельных уборных. Жители инсул должны были выносить нечистоты на улицу в общую навозную кучу.

Рим на карте Италии

Дома в Древнем Риме были очень похожи на наши современные здания, но они имели некоторые различия между собой в зависимости от места расположения. В целом существовало два типа римских домов: одни располагались на холмах, а другие в низинах. В домах на холмах жили богатые римские семьи, в то время как второй тип домов был заселен бедными и простыми людьми. Существовал еще третий тип римского дома - это вилла, которая находилась за пределами городских стен и использовалась более обеспеченными семьями, как загородный дом отдыха.

Первоначально, все древнейшие римские дома были одноэтажные, и лишь впоследствии стали надстраиваться еще один или несколько этажей. Наиболее ранние дома с атриумами, каменные особняки людей с достатком, относятся к IV--III вв. до н. э. Открыты они были в Помпеях. Жилища этого времени были скромными и небольшими, занимавшими площадь примерно 15 X 15 м и имели замкнутый, суровый вид, так как на улицу выходили их глухие стены, а на фасаде выделялся только вход в лавки-мастерские, если таковые были. Вероятно, такими были и дома патрициев в Риме до проникновения в него роскоши.

Дальнейшие изменения атриумного дома связаны с завоеванием Римом во II в. до н. э. Греции, когда римляне познакомились с богатыми греческими домами с перистилями -- светлыми внутренними двориками. Старинный латинский атриум стал казаться темным и неприветливым. Национальные традиции не позволяли, однако, отказаться от него. Поэтому к атриумному дому была пристроена новая часть -- перестильный дворик с садиком, вокруг которого были расположены жилые помещения. Здесь отдыхали, принимали близких друзей, иногда обедали. Атриум же сделался официальной приемной, очаг из него был перенесен в особую кухню, а на его месте появился неглубокий бассейн, дающий прохладу в жару. Прежняя спальня стала кабинетом хозяина. Обедали в особой столовой -- триклинии.

В своей работе я рассмотрю классический на период эпохи Траяна дом - сочетание традиционной древности с новшествами и роскошью. Domus - это своеобразная вилла с прислугой, элегантные особняки, жизнь в которой могли себе позволить только состоятельные и знатные семейства. Таких домов было не много, и все они отличались по размерам и уровню комфорта, однако имели одно существенное сходство - планировку. Богатый римский дом - это своеобразная крепость: в нем нет окон, иногда лишь маленькие и высоко расположенные на стене, и нет балконов. Главный вход образован большими двустворчатыми деревянными воротами с массивными бронзовыми петлями. Иногда, наличники дверей, порогов были облицованы камнем или мрамором. Если не было звонка, то в дверь стучали молоточком. Большое распространение получили многофигурные мозаики. На пороге или в коридоре выкладывались или приветствия «здравствуй», «будь здоров», или пожелание счастья дому, или «да здравствует прибыль»-- на пороге дома торговца; часто изображение собаки и надпись: «берегись собаки».

За дверью начинался коридор, который в свою очередь вел в атриум - прямоугольный широкий зал, расписанный фресками или украшенный мозаиками. В доме не было окон, однако свет все же проникал - через большое квадратное отверстие в потолке, которое по обыкновению находилось над бассейном в середине зала. Это impluvium: в нем собирается дождевая вода, которая затем отводиться в подземный резервуар. В итоге из небольшого мраморного колодца бралась для повседневных нужд. Имплювий служил и для украшения дома: бассейн, облицованный мрамором и украшенный статуями, напоминал картину, отражая дневное небо.

В многоэтажных домусах, в одном из углов а триума есть лестница: она ведет на верхний этаж, где находится прислуга и живут женщины. Первый этаж -- это пространство pater familias, "отца семейства". По сторонам атриума расположены комнаты. Это спальни, кубикулумы (cubiculum). Они небольшие, душные и темные,так как для их освещения используется единственный источник света -- тусклые светильники. Но, несмотря на это, все равно украшены настоящими фресковыми и мозаичными шедеврами. У противоположной стены комнатам находится таблиний (tablinum), "кабинет" хозяина дома, иногда закрытый широкой деревянной раздвижной перегородкой - "гармошкой". Здесь он принимает своих клиентов. Меблировка проста, как и во всем доме: большой стол и внушительных размеров стул, по бокам расставлено несколько табуреток. Вся мебель с точеными ножками, украшенными инкрустацией из слоновой кости и бронзы. Помещение освещают светильники на высоких канделябрах, а на полу может находиться жаровня для обогрева. Римляне жили в полопустых, минимально обставленных помещениях, делая акцент не на количество, а качество мебели. Чем выше римлян находился по социальной лестнице, тем больше он тратил на приобретение высококачественных товаров: маленькие столики из редких пород древесины и слоновой кости и т.д. Так, к примеру, Цицерон потратил полмиллиона сестерциев только на один стол. Цена мебели зависела от редкости дерева - кипарис это, к примеру, или цитрусовое дерево - и от того, вырезан ли предмет из единого куска древесины у комля дерева, где оно имело исключительно замысловатый рисунок или узорчатый срез. Стулья не были обыденной, повседневной вещью, как теперь у нас. Традиционно считалось, что сидеть могла только знать; позволяли себе сидеть магистраты, судьи и женщины. Гостей также приглашали садиться из вежливости. Мебель должна была быть практичной, эстетичной и по возможности до блеска отполированной. У немногих были библиотеки, хотя преобладали более приземленные вкусы: средства шли на украшения и показную роскошь. Угольные жаровни, упомянутые ранее, - долгое время оставались единственным источником комфорта в холодную погоду - были элегантной конструкции и тонкой работы в богатых домах, где семье не нужно было собираться вокруг кухонного очага - при условии, что таковой вообще имелся, - где обычно тлели раскаленные угли, а то и горело пламя.

Tablinum кабинет хозяина, а иногда склад семейных документов или комната для занятий не имел противоположной стены - он свободно сообщался с перистилем. Таким образом, он служил лишь широким коридором, соединявшим между собой две главные части римского жилища -- атриум и перистиль. Рeristylium - перистиль - представлял собой внутренний открытый двор, окруженный колоннадой и различными хозяйственными постройками. Посередине его часто находился небольшой садик (veridarium) с водоемом (piscine). Со временем спальни, столовая (триклиний), кухня, рабочие комнаты, домашняя баня, помещения для прислуги, кладовые и проч. Выходили не из атриума, а располагались по сторонам перистиля, тем самым разграничивая представительскую и приватную часть дома. В перистиле также обыкновенно находилось и помещение для домашних богов - lararium, sacrarium - божница.

В подобных садах разнообразие растений: и мирт, и самшит, и лавр, и олеандр, и плющ, и акант, и даже большие деревья -- кипарисы и платаны. И конечно, клумбы с цветами -- цветы -- фиалки и нарциссы, ирисы и лили. Растения расположены в геометрическом порядке, проложены дорожки, разбиты клумбы, порой представляющие собой настоящие лабиринты. Кроме того, иногда растения были подрезаны в форме животных.

В редких случаях, вода в дом попадала не толкьо из имплювиев, иногда ее подводили из акведуков. Такой проточной водой пользовались не только для первых нужд, но и чтобы удивлять гостей игрой воды в садовых фонтанчиках.

Со временем, в домах богачей вокруг перистиля появляются особые залы для бесед -- exedra, библиотеки, картинные галереи и ванные. Exedra представляла собой большую прекрасную комнату, иногда открытую (для лета), иногда с потолком или сводом (для зимы). В библиотеках в стенах устраивались ящики, над которыми обыкновенно был пюпитр, прикрепленный к стене или даже вделанный в нее. Каждый такой ящик разделялся на несколько отделений посредством вертикальных и горизонтальных перегородок. Все эти отделения были переномерованы, и в них помещались пергаментные свитки, соответствующие нашим книгам. Все деревянные части делались из самых драгоценных пород дерева; кроме того, украшению залы способствовали статуи и бюсты Муз, Аполлона, Минервы и знаменитых писателей Обычным дополнением библиотеки служила картинная галерея или пинакотека. Это было весьма посещаемое место дома с тех пор, как любовь к искусствам распространилась в римском обществе. Иногда, в глубине перистиля находилось большое, роскошно убранное помещение, которое служило в одно и то же время и гостиной, и местом отдыха, и даже парадной залой во время больших празднеств; называлось оно oecus (от греческого слова oikoV). Здесь часто сидел хозяин дома в тени широких штор, уединяясь от нескромных и докучливых посетителей.

Интересно, что, несмотря на всю любовь к пирам, долгое время не придавали должного значения кухням. Рабам приходилось готовить в маленьких душных помещениях, которые размещались то в глубине маленького коридорчика, то под лестницей. И если в домах бедных людей готовила сама женщина, то в домусах кухня считалась служебным помещением, местом для рабов, поэтому заботиться об убранстве и комфорте не было смысла. Еда разогревалась на "плите", представляющей собой печь из каменной кладки: внутрь клали и разжигали угли, как в барбекю. Когда печь разогревалась, поверх ставили "конфорки", металлические треножники, а на них -- кастрюли и котелки. Иногда конструкцию кирпичных печей облегчали за счет изящных арок. Там хранились дрова, используемые для приготовления пищи.

Дома римлян по-своему прекрасны, но гораздо менее комфортабельны, чем наши. Зимой было холодно, повсюду сквозняки, приходилось обогреваться жаровнями, расставленными в комнатах. Кроме того, дома темные: в комнатах царит полумрак. В тех редких случаях, когда окна все-таки имелись, они, как правило, были очень невелики и пропускали намного меньше света, чем наши: обычно их закрывали пластинами талька, слюды, иногда стеклом, а беднота -- выделанными кусками кожи или деревянными ставнями.


Богатые римляне имели отдельные городские дома, называвшиеся домус. Они были одноэтажными или двухэтажными. Через вестибюль посетитель попадал в самое большое центральное помещение дома. Оно называлось атрий. В атрии патрон принимал клиентов, вел переговоры, заключал сделки. В центре крыши было большое отверстие, а под ним - красивый бассейн для сбора дождевой воды. Стены атрия украшали восковые маски знаменитых предков хозяина дома. Жилые помещения - кухня, столовая, кабинет, спальни - размещались с трех сторон атрия и на втором этаже. Излюбленным местом отдыха всей семьи бьт перистиль, небольшой сад с кустарником, цветами, фонтанами, окруженный красивой колоннадой. Он располагался в конце дома, подальше от шумного атрия.

Римская улица. Реконструкция
Атрий

Перистиль

Подавляющее большинство римлян жило в многоэтажных домах, называвшихся инсулами. Римляне научились строить шести- и даже девятиэтажные дома. На первом этаже размещались мастерские ремесленников, лавки купцов, кабачки и таверны. На втором этаже зажиточные римляне снимали многокомнатные квартиры. Чем выше этаж, тем беднее были люди, жившие там. Все приходилось поднимать на себе - воду, вещи, продукты. Не было ни канализации, ни отопления. Инсулы часто строились из некачественного материала и к тому же поспешно. Поэтому они часто рушились. Гибли десятки и сотни людей. Но еще более страшным бедствием были пожары, во время которых выгорали целые районы Рима.

Одежда римлян во многом была похожа на одежду древних греков. Она изготавливалась из шерсти и льна. Римляне не кроили одежду. Скроенная одежда была признаком варварства. Основными видами мужской одежды были туника и тога.
Туника делалась из двух прямоугольных кусков материи, сшитых по бокам. Ее надевали на голое тело. Она была домашней одеждой, появиться в обществе в одной тунике было неприлично.
Тога - официальная одежда римских граждан. Ее имели право носить только граждане Рима. Тога - это большой кусок шерстяной материи. Правильно надеть тогу было большим искусством, поэтому мужчины часто прибегали к помощи рабов и домочадцев. Тоги с широкой пурпурной каймой носили сенаторы.
В повседневной жизни римляне, особенно ремесленники и крестьяне, носили плащи разных видов.
Женщины поверх туники надевали столу, длинное платье без рукавов. Стола была домашней одеждой. На улице и в обществе поверх столы римлянки надевали паллу - кусок материи, в который заворачивались разным способом, иногда накидывая край ткани на голову.


Одежда римлян

Цветом официальной одежды был белый, но плащи и паллы часто окрашивали в самые разные цвета.

Еще по теме Римский дом:

  1. Тема семинарского занятия № 19: Римское общество и государство в IV - V веках, проблема падения Западной Римской империи и гибели античной цивилизации.
  2. Тема семинарского занятия №15: Аграрное движение в Римской республике во второй половине 2 в. до н.э., римская армия и реформы братьев Гракхов.


2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.