Дидактические игры про насекомых в доу. Дидактические игры по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Русская народная игра для детей младшего возраста

8 кл

Обобщающий урок-игра по теме "Класс насекомые"

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: “класс насекомые”.

Задачи урока:

    развивать познавательный интерес через игровые элементы,

    способствовать формированию навыков работы в группе,

    систематизировать знания учащихся об основных отрядах насекомых.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний (урок-игра).

Оборудование: таблички с номерами команд, компьютерная презентация (2), мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

Предварительная подготовка: класс делится на 3 команды, готовятся жетоны для игры, дети готовят сообщения по темам: “редкие и исчезающие виды насекомых” и “интересные факты о насекомых”.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Просмотр презентации.

Ребята, скажите, пожалуйста, что объединяет животных, которых вы только что увидели на слайдах? (ответы детей: они относятся к классу насекомых, немного общей характеристики класса насекомых).

Сегодня мы с вами проведем обобщающий урок по теме “насекомые”, закрепим полученные знания по данной теме в виде игры. Для этого вы поделились на 3 команды (раздать таблички командам: 1,2 и 3 команды), за правильные ответы вы будете получать жетоны, итог игры мы подведем в конце урока.

Насекомые – удивительные существа. Кому-то они кажутся красивыми, кому-то страшными, но всем без исключения интересны эти наши маленькие соседи. Но такие ли уж они маленькие? Существуют насекомые-великаны. Самый крупный жук в мире – африканский голиаф, длина его тела достигает 11 см, а весит он до 100гр. Южноамериканский жук-геркулес достигает в длину 19 см, правда, большая часть этой длины приходится на его рог (2 слайд).

Насекомые – самый многочисленный класс царства животных. Самые многочисленные отряды класса насекомых: жуки – 250 тыс. видов, бабочки – 140 тыс. видов, перепончатокрылые – 80 тыс. видов (3 слайд).

Давайте начнем нашу игру.

Первое задание : (4-5 слайд) нужно распределить насекомых по отрядам. (2 жетона за 2 правильных отряда, 1 – за 1 правильный 0 – за 0) (проверять начать с 1 гр).

1 гр.

    Кобылка, сверчок, медведка, кузнечик – прямокрылые.

    Слепень, овод, комар, кровососка – двукрылые.

2 гр.

    Плавунец, голиаф, скарабей, божья коровка – жуки (жесткокрылые).

    Пчела, пилильщик, наездник, шмель – перепончатокрылые.

3 гр.

    Щитник, водомерка, гладыш, вредная черепашка – клопы (полужесткокрылые).

    Лимонница, адмирал, аполлон, тутовый шелкопряд – бабочки (чешуекрылые).

Следующее задание(6 слайд) нужно отгадать насекомое (с 1 подсказки отгадали – 3 жетона, со 2 – 2, с 3 – 1 жетон, дается одна попытка, не отгадали или ошиблись, ход переходит к другой команде) (проверять начать со 2 гр).

1 гр.

    Питается кровью, ротовой аппарат колюще-сосущий.

    Бескрылое насекомое.

    Прыгает на 50 см в длину и на 30 см вверх. (Блоха)

2 гр.

    В основном ночные животные.

    Любят влагу и тепло.

    Может повреждать бумагу, переплеты книг, изделия из кожи. (Тараканы).

3 гр.

    Имеют 2 пары крыльев.

    Яйца откладывают в воду.

    Взрослые особи не питаются. (Поденки).

А сейчас мы проверим ваше домашнее задание(7 слайд) интересные факты о насекомых, выходят представители, зачитывают по 5-7 фактов (мах 3 жетона).

Для следующего конкурса мне нужно по 1 представителю от каждой команды: вытягивают по одному вопросу – отвечают, получают жетон, сами если не могут ответить, то сначала их команда, а потом соперники)

    Как называется особый орган для захвата добычи у личинок стрекоз? (маска).

    У какого насекомого яйцеклад длиннее туловища? (наездник)

    Сколько грамм нектара может принести пчела за один раз в зобике? (0,06гр.)

Для следующего нашего конкурса вы сначала должны составить название насекомого, затем определить кто из 3 представителей лишний и почему? (8-9 слайд) (мах 2 балла, если составили и определили кто лишний и почему – 2 балла, только составили – 1балл). (Начать проверять с 3гр).

1 гр.

    Печал, вумрайе, апернци. Пчела, муравей – перепончатокрылые, репница-бабочка.

2 гр.

    Амкор, олкп, ахму. Комар, клоп – рот.ап. колюще-сосущий, муха – лижущий.

    Неопдак, срткеоаз, аарктан. Поденка, стрекоза -2 пары крыльев, таракан – нет крыльев.

3 гр.

    Лачпе, рошлекпдя, крстеоаз. Пчела, шелкопряд-одомашнены, стрекоза-не одомашнена.

    Псеельн, дово, рувйема. Слепень, овод – двукрылые, муравей-перепончатокрылые.

Существует в природе большое количество примет, в том числе и про насекомых, я вам сейчас предлагаю составить примету и объяснить её.

(10 слайд) (слова вразброс, чтобы собирали – мах 2 жетона) (начать проверять с 1 гр).

    Паук плетет сеть - к сухой погоде.

    Муравьи прячутся в муравейник - к ненастью.

    Много мошек - готовь лукошко.

Несмотря на то, что насекомые – самый многочисленный класс в царстве животных, среди них существует большое количество редчайших видов, которые, возможно, скоро совсем исчезнут с лица Земли. Мне бы хотелось, чтобы о некоторых из них вы сейчас нам рассказали. Это было у вас дом. задание (мах 3 жетона).

И в завершении нашего урока мне хотелось бы, чтобы вы ответили на мои вопросы: (11 слайд)

    каково значение насекомых в природе и в жизни человека? (положительная и отрицательная роли)

    если бы насекомых не было, возможна была бы жизнь на Земле?

Итог урока

(12 слайд) значение насекомых в природе и жизни человека.

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»

Проект

"Путешествие в мир насекомых"

Средней «В» группы

Воспитатель:

Иванова С.А.

Проект "Путешествие в мир насекомых"

Вид проекта : познавательно - исследовательский
Продолжительность проекта: краткосрочный, с 20.04-30.04.2015 г.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Актуальность: Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

Дошкольник эмоционально восприимчив к миру природы, он удивляется, восторгается объектами природы, желает участвовать в нестандартных ситуациях, в альтруистической деятельности. Дошкольнику присущи чувства сопереживания, сочувствия, он любознателен.

Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает.

Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому дошкольное учреждение занимает особое место в системе непрерывного экологического образования, где целенаправленно закладываются основы экологической культуры детей.

Главная задача экологического образования дошкольников - формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления.

Образовательная область: экологическое воспитание.
Цель проекта.

Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Путешествие в мир насекомых».

Задачи проекта.

Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее; формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения; воспитывать бережное отношение к живому; развивать эмоциональную отзывчивость; формировать навыки исследовательской деятельности.

Предполагаемый результат:

1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым.

2. Научатся различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика, муравья и т.д.

3. Будут знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям.

4.Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.

5. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым.

6. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

7. Дети будут уверенно отличать, и называть характерные признаки разных насекомых.

8. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

9. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

Продукт проектной деятельности

Рассказ о каком-либо насекомом по схеме, записанная родителями история с детскими иллюстрациями, дидактические игры, фотографии досугов, коллективная аппликация «На полянке», выставка детских работ «Милые букашечки », консультация для родителей.

Предварительная работа:
подбор энциклопедий, журналов о насекомых
оформление НОД,схем развития
подбор художественного слова
подбор дидактических игр(лото, пазлы)
подбор дисков со звуками насекомых

План реализации проекта:

Планирование

Познакомить детей с насекомыми: пчелой, бабочкой, муравьём, комаром, божьей коровкой, стрекозой, кузнечиком, жуками.

НОД 1.Познание (ФЦКМ) Тема: Насекомые Цель: Учить рассказывать о насекомых, передавать характерные черты их строения.

2. Коммуникация Тема: Описание насекомых Цель: Учить рассказывать о насекомых, передавать характерные черты их строения.

Центр литературы: Художественное слово, загадки. Сказки Павлова «Находка». знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», К. Чуковский «Муха-Цокотуха», разучивание стихов о насекомых.

Центр искусства:

1. Рисование сотовых ячеек по шаблонам

Цель: развивать точность движения и мелкую моторику

2. «Бабочки на цветах»

Цель: учить детей вырезать трафарет бабочки и наклеивать его, закрепить знания об особенностях окраски бабочки (лимонница, капустница, наполеон

3. «Кто помог муравьишке добраться домой»

Цель: закрепить изобразительные умения детей, изображать разных насекомых.

4. Аппликация «Божья коровка»

Цель: учить детей вырезать трафарет божьей коровке и украшать его, воспитывать аккуратность в работе

Ручной труд «Комар из природного материала»

Цель: развивать конструктивные умения, мелкую моторику пальцев
Беседы с детьми: « Что дети знают о насекомых?». «Таинственный мир насекомых».

Центр природы: Рассматривание иллюстраций, журналов и энциклопедий о насекомых. Дидактические игры: «Кто что умеет делать», «На полянке», «Отгадай насекомое», «Божьи коровки». «Найди ошибку художника». «Соедини точки и узнай, кто получится», «Собери цветок».

Цель: Закреплять умение классифицировать и называть насекомых. Расширять и активизировать глагольный словарь.

Центр физического воспитания:

Подвижные игры

1. «Медведь и пчелы»
Цель: развивать умение бегать в разных направлениях.
2) Хоровод насекомых
Цель: развить музыкальный слух, пластичность, закрепить знания о способах передвижения пчелы)
3) «День и ночь» (дневные и ночные бабочки)
Цель: развивать умение действовать по сигналу, выполнять правила игры.
4) Игра «Соедини точки и узнай, во что превратиться гусеница»
Цель: развивать точность движения руки, воображение.

5. «Поймай комара»

Цель: упражнать детей в прыжках, развивать точность движения и ловкость.

6. Подвижная игра «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»

Цель: развивать умение бегать в разных направлениях.

Развлечения:

Игра драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьика домой спешил»

Цель: закрепить знания детей о содержании сказки, развивать артистические способности детей, речь.

Викторина «Что мы знаем о насекомых»

Цель: закрепление знаний детей о насекомых

Результативный этап

В ходе проекта.

У детей появились: интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию насекомых; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 1-2 названия насекомых то к концу – более 5. В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.

Познакомились с насекомыми и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.

Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, развлечений.

Задачи по формированию экологического сознания детей средней группы по охране насекомых, можно считать выполненными, так как:

Познавательный интерес детей о насекомых – расширился;

Дети готовы охранять и защищать насекомых;

У детей сформировались положительно-эмоциональные и осознанные отношения к насекомым и их среде обитания.

В заключение работы экологическим проектом «Кто живёт рядом с нами?» следует сделать вывод:

Для достижения поставленной цели целесообразно использовать разнообразие форм и методов работы: литературно-художественный, музыкальный, изобразительный, наглядный, беседы;

Работу по экологическому воспитанию и образованию необходимо вести используя все виды деятельности.

Итак, экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности гуманный характер.

Работа с родителями по проекту «Путешествие в мир насекомых»

Памятка для родителей желающих участвовать в проекте.

Оказание помощи в подборе энциклопедий, художественной литературе, дидактических игр.

Выставка детских работ «Милые букашечки».

Консультация родителей «Значение насекомых в природе».

Литература.

1. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты (Текст) Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005. – 160 с.

2. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. (Текст) Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с.

3. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» М: Просвещение 1973

4. Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию (Текст) Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: . Вако, 2008. – 240 с.

5. Компанцева Л.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке» М: «Просвещение» 1985

6. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: Аркти, 2004. – 320 с.

7. Саморукова Т.Г. «Как знакомить детей с природой» М: «Просвещение», 1983

8. Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М., 2003.

9. О.А. Скоролупова «Весна. Насекомые. Перелётные птицы». М., 2008.

10. Интернет- ресурсы:

http://nasekomiy-mir.ru/

http://macroclub.ru

www.youtube.com

Приложение 1

Презентация

Дети рассказывают о насекомых



Приложение 2

Конспект занятия по ознакомлению с природой

«Эти удивительные насекомые» для детей 4-5 лет.

Цель: Обобщить знания детей о насекомых,развивать умение выделять существенные признаки насекомых, воспитывать интерес и бережное отношение к миру живой природы.

Материал: иллюстрации насекомых, модели признаков насекомых, мяч, обручи (красный, синий), шапочка паука, аудиозапись «Лето».

Развитие сюжета:

Звучит аудиозапись «Лето». Воспитатель читает стихотворение:

Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг-

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает лёгкий мотылёк,

Пьёт хоботком душистый сок

И собирает мёд пчела.

Все заняты, у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь!

Ребята, о ком это стихотворение? (о насекомых).

Весной и летом мы повсюду встречаемся с насекомыми, их очень много и они все разные. Давайте поиграем в игру с мячом «Кто и что умеет?» .Тот кто поймает мяч, назовёт насекомое и расскажет, что умеет делать это насекомое.

После игры воспитатель выкладывает перед детьми иллюстрации насекомых.

Посмотрите, какие разные насекомые, чем они отличаются? (размером, цветом, формой тела).

А теперь постараемся найти и назвать, чем похожи все насекомые? (6 ног, есть глаза, усики, крылья, тело состоит из члеников).

(По ходу сравнения воспитатель выставляет перед детьми модели

существенных признаков насекомых)

Насекомые-древнейшие и самые многочисленные обитатели Земли. Насекомые обитают не только на земле, но и под землёй, а также в воде и в воздухе. Давайте поиграем в игру «Летает, не летает» .(Дети выходят на середину группы и встают свободно. Воспитатель называет насекомое, если оно летает-дети ставят руки в стороны, изображают полёт насекомого, если не летает- приседают).

После игры дети садятся на ковёр.

Послушайте загадки и попробуйте их отгадать.

В лугах без устали летает,

Нектар цветочный собирает.

Немного времени пройдёт

И приготовит вкусный мёд? (Пчела).

Надевает эта крошка

Платье красное в горошек? (Божья коровка).

С ветки на тропинку,

С травки на былинку

Прыгает пружинка-

Зелёненькая спинка? (Кузнечик).

Она легка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок? (Бабочка).

Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом? (Муравей).

Кто над нами Вверх ногами? (Муха).

Нос долог,

Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт? (Комар).

Летит-говорит,

Сядет-молчит? (Жук).

На свете много насекомых. Среди них есть полезные и вредные. Давайте попробуем разобраться.(Воспитатель кладёт на ковёр 2 обруча)

Ребята, в красный обруч положим картинки с полезными насекомыми, а в синий с вредными насекомыми.

(Дети выкладывают картинки с насекомыми. Затем комментируют свои действия).

Итог занятия:

Молодцы, ребята! Сегодня мы узнали много нового из жизни насекомых.Их можно встретить не только в лесу, но и в городе. Давайте не будем их обижать, а будем беречь и охранять.

А теперь предлагаю поиграть в подвижную игру: «Паук».

Дети выбирают считалкой паука, одевают ему шапочку, он встаёт в центре группы. Остальные дети –насекомые.

Паук говорит слова:

Паутину-сеть плету,

Насекомых всех ловлю:

Мошек, бабочек, жуков,

Комаров и мотыльков.

Дети отвечают:

Ты паук нас не пугай,

А, попробуй, запятнай!

Дети перебегают на другую сторону, паук пятнает детей. Игра проводится 2-3 раза со сменой ведущего.

Пальчиковые игры на тему: «Насекомые»

*****

Прилетела к нам вчера

(загибать пальцы по одному)

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелёк

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

(делать кольца из пальчиков, поднести к глазам)

Пожужжали, полетали,

(машут ладошками)

От усталости упали.

(уронить ладони на стол)

***

Божья коровушка,

(пальцы в кулак, круговые движения большим пальцем)

Полети на облышко.

Принеси нам к осени,

Мы тебя попросим:

В огород – бобы,

(раскрывать пальцы, начиная с указательного)

В лес – ягоды, грибы,

В родник – водицу,

В поле – пшеницу.

***

На ромашке – две букашки,

(руки вместе, ладони раскрыты, поочередно соединять пальцы рук)

А на лютике – жучок,

В колокольчике – кузнечик,

На гвоздике – паучок.

А на маке-то – пчела,

(пальцы одной руки в кулаке, круговые движения указат. пальца – пчела жужжит)

Собирает мед она.

***

У тропинки под рябиной

(сжимают и разжимают пальцы)

Сеть раскинул паучок,

(стучат пальцами по столу)

Нить прозрачной паутины

(держат в пальцах воображаемую нить)

Намотал на кулачок.

(наматывают воображаемую нить на кулак)

Стихи о насекомых

Бабочка

На цветке сидит цветок.
Разве так бывает?
Подойдёшь к нему поближе –
Он тут же улетает.

Божья коровка

Посмотри скорее, Вовка!
Это – божия коровка!
Красненький кружочек,
Много чёрных точек.
Крылья раскрывает,
В небо улетает.

Пчела

Вокруг цветка жужжанье –
У пчёлки расписанье:
Весь день нектар качает,
А ночью отдыхает.

Стрекоза

Над ромашкою лесной,
Кружит вертолет,
Очень маленький такой,
Где же там пилот?
Только там пилот не нужен,
Если кто не знает:
Над ромашкой мирно кружит
Стрекоза большая!

Дидактические игры и упражнения

Медведь и пчёлы

Задачи: закреплять в речи произношение звука ж; формировать умение сочетать образно-игровые движения с произношением текста.

***

Воспитатель рассказывает детям о трудолюбивых пчёлках, собирающих с цветков сладкий сок, который потом превращается в мёд, и про медведя, который любит отнимать его у маленьких пчёлок. После этого воспитатель предлагает детям поиграть.

В ясный, солнечный денёк,

Весело порхая,

Собирает мёд

Пчёлка полевая.

У пчелы полно забот:

Над цветком пчела кружит,

Добывать ей надо мёд,

Про дела свои жужжит –

Жу-жу-жу-жу.

Друг за другом полетели - «Пчёлки» летают.

ж-ж-ж,

Дружно песенку запели –

ж-ж-ж:

Я устали не знаю – ж-ж-ж,

Среди цветков летаю – ж-ж-ж,

И мёд там собираю – ж-ж-ж.

Осторожно, пчёлки! Воспитатель предупреждает.

Здесь медведь за ёлкой.

В улей улетайте

И свой мёд спасайте. Пчёлки улетают.

Пчёлки и ласточка

Задачи: закреплять умение проговаривать звук -з- в слогах.

«Пчёлы» (летая на поляне, напевают)

Пчёлки летают,

Медок собирают!

Зум, зум, зум!

Зум, зум, зум!

Ласточка (сидит в своём гнезде и слушает их песенку). Ласточка встанет – пчёлку поймает. (Вылетает из гнезда и ловит «пчёл».)

Пойманный играющий становится «ласточкой», и игра повторяется. «Пчёлам» следует летать по всей площадке. «Гнездо ласточки» должно быть на возвышении.

Подвижная игра «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»

Каждый ребёнок изображает определённое насекомое, не называя его (показывает, как оно движется, какие издаёт звуки и т.п.) Остальные ребята отгадывают, о ком идёт речь.

Дидактическое упражнение на внимание

«Найди ошибку художника»

Цели: развивать внимание, восприятие, речь; закрепить знания о внешнем виде насекомых.

Воспитатель показывает странную картинку, на которой все перепутано, предлагает найти ошибки.

Подвижная игра

«Поймай комара»

Цель: упражнять детей в прыжках; развивать точность движений,

ловкость.

Упражнение «Насекомые над лугом»

Цель: развивать чувство ритма, фонематический слух, интерес к насекомым.

Жу-жу-жу – жужжит пчела, - Дети расставляют руки в стороны,

Я лечу издалека. ритмично помахивают руками.

Зу-зу-зу – комар пищит - Указателные пальцы выставляют

Укусить скорей спешит вперед, остальные поднимают,

делают ритмичные выбросы рук

попеременно вперед.

Уф-уф-уф – как паровоз, - ритмично притоптывают ногами.

Шмель пыхтит, - пыльцу повез.

Жук гудит: гу-жу, гу-жу. - делают ритмичные хлопки.

Я любого разбужу.

Пальчиковая гимнастика «Пчела»

Прилетела к нам вчера - машут ладошками.

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек - на каждое название насекомого

И веселый мотылек, загибают один пальчик.

Два жука и стрекоза, - делают кружки из пальцев и

Как фонарики глаза. подносят к глазам

Пожужжали, полетали, - машут мадошками.

От усталости упали. - роняют ладони на стол.

Физкультурная минутка.

Муравей нашел былинку

Много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спинку,

Он домой ее несет…

Он сгибается под ношей,

Он ползет уже с трудом.

Но зато какой хороший

Муравьи возводят дом.

З. Александрова.

Дыхательная гимнастика «На лесной полянке»

1. «Понюхай цветок»

Воспитатель предлагает детям понюхать цветок – вдох через нос, выдох через рот, на выдохе без напряжения голоса надо сказать «Ах-х-х-х», упражнение повторить 5-6 раз. Затем сначала тихо, затем громче и громче говорим: «Как хорошо пахнет цветок».

2. «Летят пчелы».

Аромат цветов привлек внимание одной пчелки. Вот она летит: «Зь-зь-зь» (дети повторяют). А за ней целый рой: «З-з-з-з-з» (дети повторяют 5-6 раз)

3. «Подуй на бабочку»

А вот на цветок прилетела бабочка. Дети подносят ко рту бабочку и дуют на нее с небольшими паузами 5-6 раз.

Подвижная игра «Горячо – холодно»

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, внимание.

Дети должны найти игрушки Милы, Кузи, Пчеленка и Лунтика.

Подвижная игра «День и ночь»

(«Дневные и ночные бабочки»)

Цель: развивать умение действовать по сигналу, передавать движением способы передвижения бабочки; выполнять правила игры.

Игра «Соедини точки и узнай, кто получится»

Предложить детям соединить точки по порядку (узнать бабочку, гусеницу, муравья, кузнечика).

Дидактическая игра

«Собери цветок»

Цели: развить логическое мышление, закрепить понятие «насекомое».

Воспитатель говорит детям, что у него есть необычный цветок, который состоит из отдельных лепестков. На лепестках рисунки. Детям предлагается собрать цветок. Каждый ребенок выбирает себе круглую карточку – середину цветка. Игра проводится по принципу лото. Каждый участник собирает цветок, на лепестках которого изображены отдельные представители, относящиеся к понятиям цветы, насекомые, птицы, рыбы, звери, домашние животные.

Трудолюбивая пчелка (по методике «Расскажи стихи руками»)

Пчелка трудится весь день

И работать ей не лень.

От цветка летит к цветку,

Клеит на брюшко пыльцу.

Хоботком нектар сосет,

За день много соберет.

Унесет нектар тот в улей

И назад вернется пулей.

В сотах утрамбует мед,

Скоро вед зима придет.

Будет пчелкам чем питаться.

Летом надо им стараться.

Дети руками обрисовывают перед собой круг.

Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.

Ритмично размахивают руками крылышками.

Совершают круговые движения ладонью по животу.

Одну руку вытягивают вперед, затем вниз, наклонится.

Раскрывают перед собой все пальцы.

Обрисовывают в воздухе треугольник.

Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперед.

Топают ногами.

Ежатся.

Имитируют движения ложкой.

Имитируют накладывание меда в соты.

Уважаемые коллеги!

Игры, предложенные Вашему вниманию, способствуют развитию речи, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение точно выражать мысли, совершенствуют грамматический строй речи детей.

1.Игра «О чем сегодня будем говорить?»

Цель: развитие процесса мышления, обобщения, правильного произношения.

(Выставляется картинка луга.)

Посмотри на летний луг,

Приглядись внимательно,

Ты поймешь, что жизнь вокруг

Очень занимательна.

И зеленая картинка

Сразу оживает:

Сел кузнечик на травинку,

Бабочка порхает,

Полосатый шмель гудит

Радостно и звучно…

Целый день здесь жизнь кипит,

Здесь совсем не скучно.

Назови одним словом тех, кто изображен на картинке. (Это насекомые.) Перечисли известных тебе насекомых. Знаешь ли ты, где они живут? (Стрекоза живет рядом с водоёмами. Бабочки живут на лугах. Таракан живет в доме рядом с человеком и т.д.)

Логопед: Но что- то я не вижу насекомых. Они появятся, когда вы их отгадаете.

2.Загадки о насекомых.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка)

Прыгает пружинка-

Зеленая спинка

С травы на былинку,

С ветки на тропинку.

(Кузнечик)

Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настает,

Тогда перестает.

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком.

Что за девчонка:

В поясе тонка,

Огромные очи.

Летит-стрекочет.

(Стрекоза)

Не зверь, не птица,

Нос как спица.

Летит - пищит,

Сядет - молчит.

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке.

(Муравьи)

Модница крылатая,

Платье полосатое.

Ростом хоть и кроха,

Укусит-будет плохо.

Целый день он спать не прочь.

Но едва наступит ночь,

Запоет его смычок.

Музыканта звать …

(Сверчок)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда ползу

Если в воздухе кружусь,

То уж вдоволь нажужжусь.

Какая коровка, скажите, пока

Еще никому не дала молока?

(Божья коровка)

О ком были загадки?

3.Игра «Угадай кто?»

Цель: подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу.

Проводится с помощью выставленного картинного материала.

Порхает (кто?) - …. (Бабочка)

Прыгает (кто?) - … (Кузнечик)

Надоедает, собирает мед, жалит, стрекочет, звенит, кусает, ползает, жужжит, летает

Логопед: Ребята! Мне кажется, что на нашей полянке очень мало насекомых. Давайте сделаем так, чтобы их стало много. Но как же это сделать? Я буду называть одно насекомое, а вы будете отвечать так, как будто их много.

4.Игра « Один - много»

Цель: образование существительных в форме множественного числа.

Бабочка, а много … (Бабочек)

Кузнечик, а много … (Кузнечиков)

Муха, пчела, стрекоза, комар, муравей, оса, жук, божья коровка.

Логопед: А чем же занимаются насекомые на полянке? Сейчас мы об этом узнаем.

5.Игра: « Что делает, что делают?»

Цель: образование формы множественного числа глаголов.
Бабочка порхает, а бабочки … (Порхают.)

Пчела мед собирает, а пчелы мед … (Собирают.)

Оса жалит, а осы … (Жалят.)

Жук жужжит, а жуки … (Жужжат.)

Комар звенит, а комары… (Звенят.)

Стрекоза стрекочет, а стрекозы… (Стрекочут.)

Муха в дом залетает, а мухи … (Залетают.)

Кузнечик прыгает, а кузнечики… (Прыгают.)

Паук паутину ткет, а пауки… (Ткут.)

Муравей муравейник строит, а муравьи… (Стоят.)

6.Игра «Подбери признак»

Цель: актуализация словаря. Формировать умение подбирать слова-признаки, согласовывать существительные с прилагательными.

Бабочка (какая?)- красивая, разноцветная, полезная, большая.

Комар (какой?) – кровососущий, вредный.

Муравьи (какие?)- полезные, трудолюбивые, маленькие.

Муха (какая?) – вредная, назойливая, большая, маленькая, надоедливая.

Пчела (какая?) – полезная, трудолюбивая, медоносная (мед носит).

7.Игра « Назови ласково»

Цель: совершенствование грамматического строя речи. Образование существительного с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Комар - комарик, стрекоза – стрекозка,пчела – пчелка, жук – жучок, муравей – муравьишко.

8.Игра « На полянке»

Цель: расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи (использование предлогов в, на, по, с, под, над ) .

Выставляется большая картинка с изображением колокольчика и паутинки и шесть предметных картинок (жук, муравей, паучок, бабочка, стрекоза, гусеница). Для того чтобы дети использовали разные предлоги, рекомендуется приклеить «липучки» над колокольчиком, в чашечке, колокольчика, на стебель колокольчика, под листок, на паутинку.

Логопед просит детей сказать, где находятся насекомые.

Жук на колокольчике.

Бабочка над колокольчиком.

Паучок под листочком.

Муравей бежит по травинке.

Стрекоза в чашечке колокольчика.

Гусеница на стебле колокольчика.

А теперь поиграем в игры:

9 . « Кого не стало?», « Что изменилось?», «Кто появился?»

Цель: развитие зрительного внимания.

(С использованием этой же наглядности).

10.Игра «На лугу»
Цель: Учить детей самостоятельно изменять глаголы по числам и лицам.

Логопед сообщает детям: «Я буду рассказывать стихотворение, а вы мне помогайте – добавляйте нужное слово».

Например:
Бабочки в небе …. (летают),
Крыльями… (машут),
Нас забавляют.
Я по небу не … (летаю),
На скакалке я … (скачу)
В классики… (играю)
Если только захочу,
Как кузнечик… (поскачу)
В траве сидит… (кузнечик)
Зеленый огуречик
Только ветер зашумел
Наш кузнечик … (улетел)
Прыгает и … (скачет)
Никогда не … (плачет)

11.Игра «Бывает - не бывает »

Цель: понимание логико-грамматических конструкций.

Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой. Бабочка поймана девочкой.

Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку.

12.Игра: «Кто как передвигается?»

Цель: составление сложных предложений со значением противопоставления.

Муравей ползает, а бабочка …

Гусеница ползает, а кузнечик …

Жук ползает, а стрекоза…

Оса летает, а гусеница …

Паук ползает, а пчела …

Кузнечик прыгает, а комар …

Таракан ползает, а стрекоза …

Бабочка порхает, а муха …

13.Игра « Насекомые-великаны»

Цель: употребление слов с увеличительными оттенками.

Это не паук, а паучище.

Это не жук, а жучище.

Это не муравей, а муравьище.

Это не комар, а комарище.

Это не шмель, а шмелище.

Это не таракан, а тараканище.

14.Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем.

(Сжимают и разжимают пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

(Вращают мизинцем)

Прячьтесь!

(Руки за спину)

15 . Физминутка Упражнение на координацию движений с речью.

Вот какая стрекоза - очень круглые глаза

(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)

Вертится как вертолет:

Вправо, влево, взад, вперед

(Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны)

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг- скок, прыг- скок

Сели, сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

16. Игра « Сколько насекомых на цветке»

Цель: согласование числительных с существительными.

У каждого ребенка картина с изображением насекомого.

Логопед показывает цифру (от 1 до 5). Ребенок должен составить предложение: «На цветке 3 муравья.»

17. Игра « Мой рассказ о насекомом»

Цель: составление рассказа по схеме, развитие связной речи, расширение словарного запаса.

Инструкция: «Посмотри внимательно на схему» Ответь на вопросы:

1.Кто это?

2. Это насекомое, земноводное, пресмыкающееся или рыба?

3. Какие части тела у него есть?

4. Где живет?

5. Как называется его дом?

6. Как развивается?

7. Какую роль играет в окружающем мире?

На примере насекомого: пчела.

18. Игра «Кто улетел с полянки?»

Нам пора возвращаться, и насекомые тоже улетают с полянки.

Логопед снимает с плаката по одному насекомому, а дети рассказывают, кто улетел с полянки. (С лесной полянки улетела пчела и т. д.)


Потапова Людмила Михайловна

Светлана Сульманова

Подвижные игры для детей дошкольного возраста

«Букашки-таракашки»

Добрый день, коллеги!

Предлагаю вашему вниманию подборку подвижных игр, которые я использовала во время творческого проекта "О многих шестиногих".

«Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности», - Макаренко А. С.

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимодействия с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Игра – это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.

На сегодняшний день ФГОС ДОУ выдвигают игру как основу организации всех видов деятельности детей, посещающих детские сады. В понятие «игра» вкладывается теперь несколько иной смысл. Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи различных образовательных областей.

Представленная подборка русских народных подвижных игр, авторских разработок, физминуток о насекомых будет интересна для работы воспитателям, музыкальным руководителям ДОУ и учащимся педучилищ.

Игра-приветствие

«Здравствуйте»

Ход игры:

Воспитатель или музыкальный руководитель поёт: Здравствуйте букашки!

Дети отвечают: Жу-жу-жу.

Воспитатель: Что у вас в кармашках?

Дети: Не ска-жу.

Воспитатель: Играть со мной хотите?

Дети: Жу-жу-жу

Воспитатель: Ну, тогда летите!

Дети: Жу-жу-жу.

Подвижная игра для детей младшего возраста

«Найди свой домик»

Ход игры:

Дети в масках насекомых свободно двигаются по площадке, пока играет музыка, по сигналу насекомые «должны спрятаться в домике». Домики – это обручи соответствующего цвета. Божья коровка – в красный обруч, кузнечик – зеленый, стрекоза – в жёлтый обруч, жук – коричневый.

Подвижная игра для детей младшего дошкольного возраста

«Паук и мухи»

Ход игры: В одном углу площадки обозначается домик паука. Остальные дети изображают мух. По сигналу педагога, играющие разбегаются по всей площадке - мухи летают и крыльями машут. Паук находится в домике. По сигналу "паук" мухи замирают и останавливаются в там месте, где застал сигнал. Паук выходит - смотрит. Кто пошевелится паук отводит в свой домик. Подсчитываются проигравшие, выбирается другой водящий, и игра повторяется снова.

Подвижная игра-драматизация для детей младшего дошкольного возраста

«Волшебные превращения»

Ход игры:

Ведущий: «Раз, два, три, четыре, пять – начинаю колдовать». Вас я превращу волшебной палочкой в насекомых.

Звучит волшебная музыка. Ведущий называет различных насекомых. Дети-насекомые летают, прыгают, порхают, издают характерные звуки, присущие комару («з-з-з», пчеле («ж-ж-ж», мухе («з-з-з», шмелю («ж-ж-ж»).

Игра-драматизация для детей младшего дошкольного возраста

«Гусеница»

Ход игры:

Ведущий предлагает детям превратиться в гусеницу и совершить прогулку по полянке. Дети становятся друг за другом, держась за пояс впереди стоящего. Звучит весёлая музыка. «Гусеница» гуляет

Подвижная игра для детей старшего дошкольного возраста

«Гусеницы наперегонки»

Ход игры:

Дети двух команд выстраиваются в колонны. Присев, кладут руки на пояс находящемуся впереди ребенку, и по сигналу ведущего «гусеница» должна «проползти» вокруг поставленного впереди предмета и вернуться назад. Побеждает та команда, чья «гусеница», не развалившись, быстрее вернулась обратно.

Музыкальная игра для детей младшего дошкольного возраста

«Кузнечики и бабочки»

Ход игры:

Ведущий предлагает девочкам превратиться в бабочек, а мальчикам в жуков. Звучит музыка «Бабочки» Ф. Куперен – на полянку вылетают девочки, когда звучит пьеса «Шествие кузнечиков» С. Прокофьева на полянке прыгают мальчики.

Русская народная игра-драматизация

для старшего дошкольного возраста

«Паучок»

Ход игры:

Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга.

Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:

Паучок, паучок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг.

Хлопая в ладоши, поют:

Танцевать заставили.

Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами.

Все поют:

Танцуй, танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.

Игра-путешествие для старшего дошкольного возраста

«Мы идем гулять на луг»

Ход игры:

Дети заходят в группу под спокойную музыку и становятся в круг.

Воспитатель: - Ребята, скажите, пожалуйста, когда люди встречаются, что они делают? Как можно поприветствовать друг друга?

Ритуал «Приветствие»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, сочная трава!

Здравствуй, матушка – земля!

Здравствуйте, ребята! Я сейчас спешила к вам на занятие и встретила на дороге маленького жучка, отгадайте кто это?

Я летать умею ловко,

Крылья красненькие в точках,

Словно в черненьких кружочках.

В яркой праздничной рубашке

Я спасаю урожай.

Ты меня не обижай!

Дети: - Божья коровка!

Воспитатель: - Давайте и с ней поздороваемся! Мне кажется, божья коровка, хочет нам что-то сказать (прислушивается) Она приглашает нас в гости на зеленый лужок и хочет познакомить со своими друзьями.

А давайте прямо сейчас отправимся в путь!

Под музыку «Паровозик из Ромашково» дети отправляются в путь.

«Упражнения в ходьбе и беге»

- «по тропинке» - ходьба гимнастическим шагом;

- «по болоту»- ходьба на носках, руки на поясе;

- «по кочкам» - ходьба на пятках;

- «легкий бег»;

- «дышим лесным воздухом» - дыхательная гимнастика

Воспитатель: - А вот и лесная полянка. На ней красивые цветы. А какой запах! Кто же нас здесь встречает? (на полянке разложены картинки с изображением насекомых)

Кузнечики - поз музыку С. Прокофьева «Шествие кузнечиков» дети маршируют

Бабочки – под музыку Ф. Куперена «Бабочки» дети летают

Шмель – под музыку Н. А. Римского – Корсакова «жужжат» и летают.

Русская народная игра для старшего дошкольного возраста

Ход игры:

В центре игровой площадки – круг, в круге кол, на колу круг - это муха. Дети поочерёдно кеглей пытаются сбить «муху».

Русская народная хороводная игра для старшего дошкольного возраста

«Водят пчёлы хоровод»

Ход игры:

Дети водят хоровод и поют:

Водят пчёлы хоровод

В барабан ударил кот

Стали мыши танцевать

Тра-ля-ля

Так что стала танцевать

Вся земля

Дети исполняют танцевальную импровизацию под любую народную плясовую мелодию.

Русская народная игра для детей младшего возраста

«Комарик»

Ход игры:

Дети-комарики бегут под звуки бубна. С окончанием звучания останавливаются.

Воспитатель: Сел комарик под кусточек

На еловый на пенёчек

Свесил ножки под листочек

Спрятался!

На первые строчки дети приседают. На последнюю строчку- прячутся за платочки.

Русская народная игра для старшего дошкольного возраста

Ход игры:

Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчёл. Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:

Пчёлы яровые

Крылья золотые

Что же вы сидите?

В поле не летите?

Аль вас дождичком сечёт

Аль вас солнышком печёт?

Летите за горы высокие

Летите за леса зелёные

На кругленький лужок

На лазоревый цветок.

Пчёлы стараются забежать в круг, а Сторожа, то подымая, то опуская руки, мешают им. Как только одной из Пчёл удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа, не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются. Пчёлы бегут за ними, стараясь «ужалить» и «пожужжать» в уши.

Этюды на выразительную пластику «Бабочки в саду».

Этюд «Бабочки летают».

Звучит легкая, вальсообразная музыка, дети – бабочки, расправив руки – крылья, летят стайкой.

Этюд «Бабочки присели на цветок».

Дети присаживаются на корточки, выпрямляют спины и машут руками – крыльями.

Этюд «Бабочки качаются на цветке».

Дети встают на одно колено и плавно покачивают обеими руками вправо и влево.

Подвижная музыкальная игра для детей среднего возраста

«Цветы и пчёлы»

Ход игры:

Дети, изображающие цветы – становятся в рассыпную по залу (или поляне)

Присаживаются на корточки «засыпают». Пчелки «сидят в ульях» до сигнала ведущего.

Ведущая говорит: «утро начинается – цветочки распускаются….»

Дети – «цветы» под музыку импровизированно танцуют, показывая, как цветочек растет и распускает лепесточки.

Ведущая, когда все цветы распустились объявляет:

«Пчелки тоже просыпаются, и к цветочкам отправляются»

Подвижная игра

«Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»

Ход игры:

Каждый ребёнок изображает определённое насекомое, не называя его (показывает, как оно движется, какие издаёт звуки и т. п.) Остальные ребята отгадывают, о ком идёт речь.

Физкультминутка «Насекомые над лугом»

Жу-жу-жу – жужжит пчела, - Дети расставляют руки в стороны,

Я лечу издалека. ритмично помахивают руками.

Зу-зу-зу – комар пищит - Указателные пальцы выставляют

Укусить скорей спешит вперед, остальные поднимают,

делают ритмичные выбросы рук

попеременно вперед.

Уф-уф-уф – как паровоз, - ритмично притоптывают ногами.

Шмель пыхтит, - пыльцу повез.

Жук гудит: гу-жу, гу-жу. - делают ритмичные хлопки.

Я любого разбужу.

Пальчиковая гимнастика «Пчела»

Прилетела к нам вчера - машут ладошками.

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек - на каждое название насекомого

И веселый мотылек, загибают один пальчик.

Два жука и стрекоза, - делают кружки из пальцев и

Как фонарики глаза. подносят к глазам

Пожужжали, полетали, - машут ладошками.

От усталости упали. - роняют ладони на стол.

Дидактические игры «Насекомые вокруг нас»

«Четвертый лишний».

Выставляется 4 картинки на мольберт. Дети смотрят на них и исключают лишнее. Например:

Заяц, волк, лиса, муха (насекомое) ;

Коршун, кузнечик, воробей, синица (насекомое) ;

Божья коровка, богомол, заяц, стрекоза (дикое животное) ;

Паук, шмель, орел, комар (птица)

Палочник, богомол, гусь, таракан (домашняя птица) и т. д.

Вы сейчас увидели множество различных насекомых, что у них общего (Голова, грудь, брюшко, шесть ног). Насекомые - это часть природы, а её на-до беречь, любить и охранять. Находясь на природе - любуйтесь ею, восхищайтесь и заботьтесь о ней.

А сейчас мы с вами пройдем к столам, на которых лежат листы бумаги и карандаши, и нарисуем любое насекомое, которое вам нравится. Потом в письме отправим ваши рисунки Незнайке.

Посмотрите внимательно и скажите, что есть у кузнечика (называем части тела, считаем ноги) .

Как вы думаете, какую пользу и вред приносит кузнечик? (Кузнечик питается гусеницами, бабочками. Но так, же кузнечики приносят вред – так как поедают стебли злаковых растений, уничтожают листья винограда) .

Физминутка.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Медведь и пчёлы

Задачи: закреплять в речи произношение звука ж; формировать умение сочетать образно-игровые движения с произношением текста.

Воспитатель рассказывает детям о трудолюбивых пчёлках, собирающих с цветков сладкий сок, который потом превращается в мёд, и про медведя, который любит отнимать его у маленьких пчёлок. После этого воспитатель предлагает детям поиграть.

В ясный, солнечный денёк,

Весело порхая,

Собирает мёд

Пчёлка полевая.

У пчелы полно забот:

Над цветком пчела кружит,

Добывать ей надо мёд,

Про дела свои жужжит –

Жу-жу-жу-жу.

Друг за другом полетели –

«Пчёлки» летают.

Ж-ж-ж,

Дружно песенку запели –

Ж-ж-ж:

Я устали не знаю – ж-ж-ж,

Среди цветков летаю – ж-ж-ж,

И мёд там собираю – ж-ж-ж.

Осторожно, пчёлки.

Здесь медведь за ёлкой.

В улей улетайте

И свой мёд спасайте.

Пчёлки улетают.

«Пчёлы» (летая на поляне, напевают)

Пчёлки летают,

Медок собирают!

Зум, зум, зум!

Зум, зум, зум!

Ласточка (сидит в своём гнезде и слушает их песенку). Ласточка встанет – пчёлку поймает. (Вылетает из гнезда и ловит «пчёл».)

Пойманный играющий становится «ласточкой», и игра повторяется. «Пчёлам» следует летать по всей площадке. «Гнездо ласточки» должно быть на возвышении.

Подвижная игра «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»

Каждый ребёнок изображает определённое насекомое, не называя его (показывает, как оно движется, какие издаёт звуки и т.п.) Остальные ребята отгадывают, о ком идёт речь.

Дидактическая игра

«Собери цветок»

Цели: развить логическое мышление, закрепить понятие «насекомое».

Воспитатель говорит детям, что у него есть необычный цветок, который состоит из отдельных лепестков. На лепестках рисунки. Детям предлагается собрать цветок. Каждый ребенок выбирает себе круглую карточку – середину цветка. Игра проводится по принципу лото. Каждый участник собирает цветок, на лепестках которого изображены отдельные представители, относящиеся к понятиям цветы, насекомые, птицы, рыбы, звери, домашние животные.

Хитрая бабочка

Я за бабочкой летал,

Шапку на неё кидал.

Дразнит бабочка меня:

Не попал! Не попал!

Я споткнулся и упал.

А она юлит, хитрит,

Села на ромашку

И как будто говорит:

Снова дал промашку!

Посидела, помолчала,

Говорит:

Начнём сначала!

Паучок

Днём всё реже

Солнце светит,

Молчит сверчок.

Собирать

Пора мне сети,-

Тихо шепчет паучок.

А чего тебе

Бояться,-

Пропищал

Комарик вдруг,

Подожди-ка

Собираться,

Ты наловишь

Белых мух.

Осы

Осы к осени желтее,

Полосатее и злее.

Видно, бабушкин компот

Им покоя не даёт.

И варенье, и повидло

Есть у нас,

А им – обидно!

Комары, комары,!

Вы уж будьте так добры:

Не кусайте вы меня

Столько раз средь бела дня.

Отвечали комары:

Мы и так к тебе добры.

Ведь кусаем мы тебя,

Хоть до крови, но любя.

***

Чок, чок, чок!

На печи - сверчок,

На печи - сверчок,

За печуркой – паучок,

А ты ляг на бочок – и молчок!

***

Дана козявке справка

О том, что не козявка.

Неправильная справка.

Козявка есть козявка.

***

А вот малюсенький малыш,

На плечах – соломинка.

Его в очках не разглядишь,

А он сильнее слоника.

На ромашку у ворот

Опустился самолёт.

Золотистые глаза,

Кто же это? (Стрекоза.)

Волосата, зелена,

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

Встать всё равно не может.

(Гусеница.)

Летом в открытые наши окошки

С писком влетают кусачие крошки.

Больно – пребольно кусаются

Даже на взрослых бросаются.

(Комары.)

Прилетели к нам с помоек

И на стол полезли!

Сами лап своих не моют,

А у нас – болезни!

(Мухи.)

Как повадилась из леса

Шерстяная колбаса!

Что не попадя жуёт,

Вот прожорливый народ.

(Гусеница.)

Кто на них руками машет-

Нос и лоб зелёнкой мажет.

А кто к ним не пристаёт-

С мёдом ест и с мёдом пьёт.

(Пчёлы.)

Ей не сидится на цветке,

Ей нравится летать,

НА «насекомом» языке

С подружкой стрекотать.

(Стрекоза.)

Если ночью кому-то встретится

Этот крошечный червячок –

Червячок на пеньке засветится,

Как в тумбочке ночничок.

(Светлячок.)

Трудолюбивая пчелка (по методике «Расскажи стихи руками»)

Пчелка трудится весь день

И работать ей не лень.

От цветка летит к цветку,

Клеит на брюшко пыльцу.

Хоботком нектар сосет,

За день много соберет.

Унесет нектар тот в улей

И назад вернется пулей.

В сотах утрамбует мед,

Скоро вед зима придет.

Будет пчелкам чем питаться.

Летом надо им стараться.

Дети руками обрисовывают перед собой круг.

Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.

Ритмично размахивают руками крылышками.

Совершают круговые движения ладонью по животу.

Одну руку вытягивают вперед, затем вниз, наклонится.

Раскрывают перед собой все пальцы.

Обрисовывают в воздухе треугольник.

Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперед.

Топают ногами.

Ежатся.

Имитируют движения ложкой.

Имитируют накладывание меда в соты.




2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.