Дидактические и специфические принципы физического воспитания. Характеристика специфических принципов физического воспитания. В настоящее время в высшей школе начинают складываться гуманистические воспитательные системы. При этом каждая общая система обра
Общеметодические принципы – это отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания .
1. Принцип сознательности и активности - его назначение состоит в том, чтобы сформировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности.
Сознательность - это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность. Основой сознательности является предвидение результатов своей деятельности и постановка реальных задач.
В процессе физического воспитания должно быть обеспечено сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями . Тогда у занимающихся будут созданы достаточно сильные и устойчивые стимулы, побуждающие их годами уделять время для занятий физическими упражнениями и спорту.
Активность - это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу.
Активность человека является фактором, зависящим от сознания. При этом сознание направляет и регулирует деятельность посредством таких категорий как знание, мотивация потребности, интересы и цели.
Из данного принципа вытекают следующие требования:
Постановка задач занятия и осознание их занимающимися.
Сознательное изучение и освоение двигательных действий.
Осознание способов и возможностей применения приобретённых знаний. умений и навыков в практике жизни.
Воспитание инициативы, самостоятельности и творческого отношения к процессу физического совершенствования.
2. Принцип наглядности.
Наглядность – означает привлечение органов чувств человека в процессе обучения двигательным действиям и совершенствования их. Практическая наглядность в процессе физического воспитания осуществляется в таких формах как зрительная, звуковая и двигательная.
Зрительная наглядность – демонстрация движений в целом и по частям, использование иллюстративного материала (киноциклограмм, видеозаписи), наглядных пособий, введение в обстановку действия разметок, разграничительных линий, наглядных ориентиров.
Звуковая наглядность (в виде различных звуковых сигналов) имеет преимущественное значение в уточнении временных и ритмических характеристик двигательных действий.
3. Принцип доступности и индивидуализации - в физическом воспитании означает требование оптимального соответствия задач, средств и методов физического воспитания возможностям занимающихся.
Назначение этого принципа в следующем:
1.Обеспечить для каждого занимающегося наиболее оптимальные условия для формирования двигательных умений и навыков , развития физических качеств, совершенствования физической работоспособности.
2.Исключить негативные, вредные последствия для организма человека от чрезмерных, непосильных тренировочных нагрузок, требований, заданий.
Существует несколько основных специфических принципов физического воспитания, которые мы подробно рассмотрим в этой статье.
Принцип непрерывности процесса физического воспитания.
Принцип непрерывности в физическом воспитании основывается на следующих основных положениях:
1. Процесс физического воспитания является целостной системой, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий физическими упражнениями. Последовательность является важнейшим условием процесса обучения движениям и процесса воспитания физических качеств.
Реализация этого положения в процессе физического воспитания определяется дидактическими правилами: «от лёгкого к трудному», «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному», «от знаний к умениям». Их грамотное выполнение обеспечивает успех в решении образовательных задач физического воспитания.
Воспитание силы, быстроты, выносливости, ловкости (координационных способностей), гибкости требует строгой последовательности воздействий физическими упражнениями. Развитие каждого физического качества происходит в результате адаптационных функциональных и морфологических изменений в организме. Это предусматривает строгую последовательность в предъявлении повышенных требований к его функциям. Для этого используются более высокие, чем те, к которым организм привык.
2. Второе положение принципа непрерывности обязывает специалистов по физической культуре и спорту при построении системы занятий, обеспечить постоянную преемственность эффекта занятий, устранить большие перерывы между ними с целью исключения разрушающего воздействия того, что было приобретено ранее в процессе занятий физическими упражнениями. Перерыв между занятиями должен быть минимальным, так как должен наслаиваться эффект от предыдущих занятий с тем, чтобы в конечном итоге произошла кумуляция (накопление) этих эффектов. Степень кумуляции эффекта занятий будет зависеть от продолжительности интервалов отдыха, разделяющего занятия.
Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.
Системное чередование нагрузок и отдыха в процессе физического воспитания является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий. Оперируя различными вариантами отдыха между занятиями, ординарный (полный) отдых обеспечивает восстановление работоспособности занимающихся к началу следующего занятия. Суперкомпенсаторный отдых обеспечивает повышенную работоспособность (суперкомпенсацию), наступающую при определённых условиях в силу закономерностей восстановительных процессов, что позволяет на очередном занятии выполнить более значительную, чем на предыдущем, нагрузку. Необходимо учитывать гетерохронность (разновременность) восстановления различных сторон оперативной работоспособности, можно так построить систему занятий недельного цикла или одного дня, чтобы не было никаких отрицательных последствий и достигался положительный эффект.
Для сохранения повышенного уровня функционирования различных систем организма нужны повторные нагрузки через строго определённые интервалы отдыха. При длительном интервале отдыха между нагрузками произойдёт реадаптация — возможность организма вернуться к прежнему уровню. При более коротких интервалах отдыха работоспособность организма не успевает восстановиться. Систематическое повторение нагрузок на фоне недовосстановления приведет к снижению работоспособности организма в результате истощения ресурсов. Вначале это будет происходить в физиологических пределах, а затем приведет к перетренированности и более глубоким патологическим явлениям. Наилучшим интервалом отдыха будет такой промежуток времени между нагрузками, который потребуется для появления фазы сверхвосстановления (суперкомпенсации). При воспитании физических качеств не во всех случаях целесообразно пользоваться только оптимальными интервалами отдыха. В зависимости от ряда обстоятельств в определённые моменты бывают полезными и ординарные, и укороченные «жёсткие» интервалы.
Таким образом, специфическим для реализации принципа системного чередования нагрузки и отдыха в физическом воспитании является построение чёткой системы и последовательности воздействий с учётом «следовых» явлений. Этим определяются такие методические пути реализации принципа, как:
— рациональная повторность заданий;
— рациональное чередование нагрузок и отдыха;
— повторность и вариативность заданий и нагрузок.
Принцип постепенного наращивания развивающетренирующих воздействий
Данный принцип обусловливает необходимость систематического повышения требований к проявлению у занимающихся двигательных и связанных с ними психических функций за счёт повышения сложности заданий и увеличения нагрузок.
Прогрессирующее развитие физических качеств возможно лишь при условии систематического повышения требований к функциональной деятельности организма человека. В основе механизма развития силы, выносливости и других физических качеств, как известно, лежат приспособительные (адаптационные) функциональные перестройки в организме в ответ на физические нагрузки, превышающие по своей величине (интенсивности или длительности) те, к которым организм приспособился. Важно выбрать оптимальную нагрузку, понимая под этим ту минимальную величину интенсивности, которая вызывает приспособительные перестройки в организме. Более интенсивное воздействие ведет либо к перенапряжению, либо при чрезмерных требованиях к превышению физиологических возможностей, к срыву нормальной деятельности организма человека. Например, у начинающих спортсменов прирост силы происходит в одинаковой степени и при умеренно больших и околопредельных отягощениях.
В этом случае не имеет смысла применять околопредельные и предельные нагрузки во избежание перенапряжения систем организма, которые к ним не подготовлены (сердечно-сосудистая система, опорно-связочный аппарат и др.). Следует заметить, что повышенная нагрузка оказывает неодинаковое воздействие на различные системы органов. Одни из них справляются с новыми, повышенными требованиями сравнительно легко и быстро, другие — наоборот. При этом функциональные перестройки протекают быстрее, морфологические — медленнее. Динамика повышения нагрузки должна согласовываться со степенью и с характером указанной гетерохронности приспособительных перестроек отдельных систем организма.
Для совершенствования двигательных действий в процессе обучения характерно не только систематическое совершенствование деталей технического приёма, но и постепенное изменение техники движений в связи с ростом физических возможностей занимающихся (силы, быстроты, гибкости и т.д.).
В основе совершенствования двигательных навыков лежит процесс образования различных функциональных систем, соответствующих каждый раз требованиям меняющихся условий осуществления навыков. Следовательно, должно быть систематическое изменение и усложнение требований и заданий по повышению изученных двигательных действий. Успешное и длительное совершенствование двигательных навыков указанным путём невозможно без обеспечения известной меры прочности их основы и поэтапного закрепления достигнутых сдвигов.
Таким образом, принцип постепенного наращивания развивающе- тренирующих воздействий предусматривает планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объёма и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма.
Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок.
Из этого принципа вытекает два основных положения, в соответствии с которыми определены типичные формы динамики суммарной нагрузки в рамках этапов физического воспитания:
1. Осознание способов и возможностей применения приобретённых знаний, умений, навыков в практической жизни.
2. Воспитание инициативы, самостоятельности и творческого, активного отношения к процессу физического совершенствования.
Принцип наглядности
Наглядность означает привлечение органов чувств человека в процессе познания. Наглядность включает 3 формы: зрительную, звуковую и двигательную.
Зрительная наглядность (показ движений в целом и по частям с помощью ориентиров, наглядных пособий, учебных видеофильмов и др.) содействует уточнению пространственных и пространственно-временных характеристик движений. Роль зрительной наглядности исключительно важна на начальных этапах овладения новыми двигательными действиями. Зрительная наглядность ценна и при совершенствовании спортивно-технического мастерства для тончайшей диф- ференцировки движений.
Звуковая наглядность (в виде различных звуковых сигналов) имеет важное значение для уточнения временных и ритмических характеристик двигательных актов. Человек запоминает 15% информации, получаемой им в речевой форме, и 25% - в зрительной. Если обе формы используются одновременно, он может воспринять 65% от содержания этой информации.
Двигательная наглядность. Ее значение исключительно велико, особенно при обучении новым сложным двигательным действиям. Особенность двигательной наглядности заключается в том, что она наряду с уточнением движений в пространстве и во времени обеспечивает возможность ориентироваться в динамике действующих внутренних и внешних сил, особенно инерционных и реактивных.
Принцип доступности и индивидуализации
При реализации принципа доступности спортивному педагогу необходимо учитывать физическую подготовленность занимающихся, как они переносят нагрузку, и какой объём могут выполнить. Необходимо также учитывать интеллектуальное развитие занимающихся, их субъективные установки, целеустремлённость, желание и волевое проявление в освоении двигательных действий.
2. Характеристика общеметодических и специфических принципов физического воспитания
К числу принципов, отражающих идейные основы физического воспитания, относят общие социальные принципы воспитательной стратегии общества. Они гарантируют единство всех сторон физического воспитания в процессе физического воспитания (умственного, трудового, физического и психического), обеспечивают оздоровительный эффект и способствуют подготовке человека к трудовой деятельности.
В системе образования имеют место общепедагогические принципы , отражающие основные закономерности обучения (принципы дидактики). Они преломляются в физическом воспитании в виде общеметодических принципов и содержат ряд универсальных правил методики, без которых невозможно на высоком качественном уровне решать задачи обучения и воспитания.
Кроме этих принципов в практике физического воспитания имеют место специфические принципы , «очерчивающие ряд специфических закономерностей физического воспитания, и вытекающие из них правила его системного построения».
Таким образом, в системе физического воспитания используются в качестве руководящих положений как общесоциальные, общепедагогические, так и общеметодические и специфические принципы.
Общеметодические принципы
Общеметодические принципы – это отправные положения, определяющие общую методику физического воспитания. Систематическое воздействие физических нагрузок на организм человека может быть успешным только в том случае, когда методика применения физических упражнений согласуется с закономерностями этих воздействий. Рассматривая общеметодические принципы, мы раскрываем основные закономерности физического воспитания и методические положения, вытекающие из них.
Принцип сознательности и активности
Результативность педагогического процесса зависит от того, насколько сознательно и активно занимаются воспитуемые. Таким образом, понимание занимающимися того, что и для чего они выполняют на занятии, повышает заинтересованность в работе и эффективность педагогического процесса, делает возможным творческий подход в использовании средств и методов и педагогом, и занимающимися. Постепенно ученик становится партнером учителя, переставая быть лишь пассивным объектом педагогических воздействий и превращается в субъекта учебно-воспитательного процесса, что является особенно важным при решении сложных задач (например, необходимость выполнять большой объем физических нагрузок в спорте высших достижений).
Принцип сознательности и активности реализуется в практике при условии выполнения следующих его требований:
1. Формировать у занимающихся осмысленное отношение к цели и конкретным заданиям. Это становится возможным, если на занятии:
конкретизируются задачи;
дается характеристика каждому заданию;
формируется интерес к занятию.
2. Формировать навыки сознательного анализа, самоконтроля и самооценки выполнения заданий. Самоанали з всегда необходим при выполнении технически сложных движений, и он требует сформированной системы биомеханических, анатомических знаний. Самооценка включает анализ функционального состояния при выполнении физических нагрузок (знание физиологических особенностей организма). Самоконтроль подразумевает способность занимающегося самостоятельно оценивать результат всего занятия в целом.
3. Воспитывать инициативность, самостоятельность и творческое отношение к процессу физического совершенствования . Активное участие занимающегося в педагогическом процессе возможно при выполнении предыдущих условий.
Принцип наглядности
Физиологическим обоснованием принципа наглядности является учение И.П. Павлова об анализаторах, составляющих первую сигнальную систему отражения внешнего мира, а также учение П.К. Анохина о том, что в основе поведенческих актов лежит образование функциональных систем. Функциональные системы формируются и осуществляются на основе афферентного синтеза, то есть интеграции чувственных раздражений, дающих непрерывную и разностороннюю информацию обо всех процессах и явлениях, происходящих внутри и вне организма.
В практике ФВ существуют примеры, которые объясняют важность участия при выполнении физических упражнений, таких анализаторов, как зрительный, слуховой и двигательный. Например, временное ограничение участия зрения при выполнении ведения мяча в баскетболе обостряло и совершенствовало функции слухового и двигательного анализаторов спортсменов. В дальнейшем, после снятия ограничения, выполнение этого двигательного действия отличалось большим автоматизмом и совершенностью. Это доказывает, что в процессе ФВ должно идти многостороннее развитие органов чувств, необходимых при выполнении физических упражнений, и обеспечивает такое развитие соблюдение принципа наглядности.
Первую роль играют такие дистантные анализаторы, как зрительный и слуховой. С их помощью главным образом осуществляется управление движениями в новом незнакомом двигательном акте. Зрительные раздражители помогают уточнять движения в пространстве, а звуковые - во времени. Это происходит до тех пор, пока двигательный анализатор не займет ведущего положения. Только тогда движения станут корректироваться главным образом на основе чувственных сигналов с проприорецепторов мышц, нервных окончаний суставно-связочного аппарата и кожи. Двигательная наглядность формируется быстрее и эффективнее при помощи метода "направленного прочувствования движений" (проводка по движению).
Таким образом, принцип наглядности необходим для создания чувственного образа техники, тактического варианта, для восприятия условий выполнения двигательных действий и результатов деятельности. Поставленные задачи можно решить, только воздействуя на большее количество анализаторов.
Решение задачи формирования чувственного образа возможно при условии выполнения следующих требований принципа наглядности :
обеспечивать единство непосредственной и опосредованной наглядности (первая обеспечивается натуральной демонстрацией упражнений и "прочувствованием" их в личной практике; опосредованная обеспечивается при помощи средств техники, наглядных пособий и иногда бывает более эффективной, чем прямое восприятие, например, уточнять биомеханические характеристики движения лучше с использованием диаграмм или замедленной киносъемки);
воздействовать на все необходимые при выполнении данного движения органы чувств (чем богаче чувственный образ движения, тем быстрее и легче на его основе формируется двигательное умение и навык, тем эффективнее проявление физических качеств в ходе выполнения этого движения);
учитывать возраст, пол, индивидуальный уровень физической и технической подготовленности занимающихся при подборе и использовании средств непосредственной и опосредованной наглядности (например, учитывая целостность восприятия движений детьми младшего школьного возраста, при разучивании новых движений лучше использовать методы натуральной демонстрации и образного слова).
Принцип доступности и индивидуализации
Этот принцип обязывает осуществлять обучение и воспитание в строгом соответствии требований возможностям занимающихся, т.е. с учетом их возраста, пола, уровня подготовленности и индивидуальных различий в физическом развитии. Таким образом, принцип доступности и индивидуализации предусматривает соблюдение посильной меры трудности в обучении и воспитании, что, в свою очередь, всегда будет обеспечивать оздоровительную направленность занятий.
Факторы, определяющие доступность :
к первой группе относятся факторы, характеризующие общие особенности данной группы занимающихся;
ко второй - индивидуальные особенности каждого занимающегося данной группы;
к третьей - адаптационные перестройки в организме;
к четвертой - условия, задачи, средства и методы их решения.
Этот принцип раскрывается через три основных требования :
1. Своевременно определять меру доступности (причем задания должны быть доступными, но сложными ). Чтобы сделать задание таковым, необходимо учитывать:
преемственность физических упражнений (учитывать явления отрицательного и положительного переноса, использовать двигательный опыт занимающегося, подводящие и подготовительные упражнения);
постепенно усложнять задания (повышать нагрузку или техническую сложность элементов);
формировать непосредственную готовность к выполнению физического упражнения (физическую и техническую) ;
использовать по необходимости методы целостного и аналитического (расчлененного) обучения движениям.
2. Индивидуализировать общие и частные задачи (общие задачи определяют в целом набор средств и методов обучения и развития на период времени; частные задачи определяют специфичность нагрузки в рамках одного или серии занятий с учетом индивидуальных особенностей адаптации к физическим нагрузкам).
3. Учитывать сенситивные периоды в развитии физических качеств.
Специфические принципы физического воспитания
Принцип непрерывности процесса физического воспитания
Является одним из важнейших принципов построения занятий физическими упражнениями. Его реализация предусматривает недопустимость дискретности педагогического процесса, приводящей к снижению достигнутого уровня физической подготовленности. Целостность учебно-воспитательного процесса обеспечивается определением адекватной меры физической нагрузки и отдыха, которая бы способствовала реализации закономерностей интегративного взаимодействия срочного и отставленного тренировочного эффекта в кумулятивном процессе. При реализации этого принципа необходимо, чтобы эффект каждого последующего занятия "наслаивался" определенным образом на "следы" предыдущего, закрепляя и углубляя их. В основе управления процессом чередования нагрузки и отдыха лежат закономерности адаптации организма к физической нагрузке, а также динамика восстановления после выполняемой работы. В зависимости оттого, в какой стадии отдыха будут выполняться нагрузки, выделяют четыре основных варианта построения занятия.
Первый вариант используется при двух - трехразовых занятиях в день и предусматривает выполнение тренировочной работы в фазе недовосстановления, чем обеспечиваются компенсаторные предпосылки для суммарного тренировочного эффекта. Его применение целесообразно, главным образом, при развитии выносливости.
Второй вариант предполагает проведение последующего занятия в период полного восстановления организма занимающихся и обеспечивает поддержание определенного уровня физической работоспособности.
В третьем варианте предусматривается использование суперкомпенсаторного интервала отдыха, обеспечивающего выполнение последующей нагрузки в стадии повышенной работоспособности.
Четвертый вариант предусматривает проведение последующего занятия через длительный интервал отдыха, когда структурные следы предыдущего занятия почти утрачены. Данная форма организации занятия используется преимущественно в сфере активного досуга (физической рекреации), поскольку обеспечивает устойчивый рекреативно-оздоровительный эффект. Отмеченные варианты чередования работы и отдыха имеют место как в одном занятии, так и в системе занятий.
При реализации принципа непрерывности важное значение принимает объективная информация о состоянии занимающихся. Она является ключевым аспектом в принятии управленческих решений, регламентирующих величину физической нагрузки (по объёму и интенсивности), а также меру и качество отдыха. Учитывая высокую подвижность компенсаторных механизмов организма, определяющую вариативность оперативного и текущего состояния объекта педагогического воздействия, процесс управления строится на основе постоянно меняющейся информации. Следуя компьютеризированному языку, каждое тренировочное задание и величина последующего отдыха должны быть определены в следующей схеме: предполагаемая мера физической нагрузки =>, срочный (кумулятивный) тренировочный эффект => величина и качество отдыха, которые бы обеспечили развертывание компенсаторных перестроек в организме занимающихся.
Реализация принципа непрерывности предусматривает выполнение определенных правил. Необходимо обеспечивать регулярность занятий, не допуская неоправданных перерывов. При планировании упражнений в занятии следует учитывать преемственность и степень взаимосвязи между ними. Важно заблаговременно устанавливать последовательность упражнений в одном занятии и в системе занятий.
Принцип системного чередования нагрузок и отдыха
Предполагает построение учебно-воспитательного процесса в виде определенного алгоритма, обеспечивающего логику и взаимосвязь различных аспектов управления. Он требует, чтобы занятия физическими упражнениями не сводились к проведению эпизодических, разрозненных мероприятий, а осуществлялись непрерывно и последовательно. Последовательность в занятиях физическими упражнениями обеспечивается при выполнении ряда условий. Прежде всего, это обеспечение последовательного перехода от развития одних физических способностей к другим, строгого согласования и распределения нового учебного материала с предыдущим, а также целесообразного порядка, направленности применяемых физических нагрузок. В этом процессе важное значение имеет учет закономерностей возрастного развития двигательных способностей, а также переноса двигательных навыков и физических качеств. Определяя последовательность освоения упражнений, а также различных по характеру физических нагрузок в отдельном занятии и в системе занятий, необходимо использовать эффект положительного переноса и по возможности исключить тормозящее влияние отрицательного переноса. Одним из важных аспектов реализации принципа систематичности, обеспечивающих закрепление достигнутого уровня подготовленности, является многократное повторение одних и тех же заданий в отдельном занятии, а также самих занятий на протяжении относительно длительного времени. Наряду с этим рассматриваемый принцип предусматривает оптимальную вариативность используемых средств, методов, нагрузок, форм организации занятий, условий их проведения, что является, несомненно, объективной предпосылкой всестороннего и гармоничного развития индивида.
Его суть заключается в том, что нагрузка должна закономерно повышаться в соответствии с физиологическими особенностями адаптации организма к нагрузкам различной величины, так как длительное применение стандартной нагрузки приводит по мере приспособления к ней к снижению тренировочного эффекта.
Типичные формы динамики суммарной нагрузки в рамках этапов физического воспитания вытекают из трех основных положений:
Суммарная нагрузка, используемая в процессе физического воспитания, должна быть такой, чтобы ее применение не вызывало негативных отклонений в здоровье. Данное положение предусматривает систематический контроль за кумулятивным эффектом нагрузок.
По мере адаптации к применяемой нагрузке, то есть, перехода приспособительных изменений в стадию устойчивого состояния, необходимо очередное увеличение параметров суммарной нагрузки. Чем выше достигнутый уровень подготовленности, тем значительнее увеличение параметров нагрузки.
Использование суммарных нагрузок в физическом воспитании предполагает на отдельных этапах в системе занятий ее или временное снижение, или стабилизацию, или временное увеличение.
На начальных этапах величина физической нагрузки должна вызывать адекватные компенсаторные реакции. Для слабо подготовленных индивидов даже малые физические нагрузки будут вызывать стресс-реакцию при значительной мобилизации вегетативных и моторных функций организма и, как следствие, возрастание работоспособности. В подготовке новичков используются преимущественно прямолинейно восходящая и ступенчато восходящая формы планирования нагрузки. Следует отметить, что форсирование нагрузок, использование высокоинтенсивных упражнений без проведения предварительной тренировочной работы значительно повышает "цену" адаптации, что закономерно приводит к перенапряжению функциональных систем организма. При использовании больших энергоёмких физических нагрузок в организме остаются более выраженные структурные следы, определяющие долговременную форму адаптации. При её целенаправленном формировании используют волнообразный и ступенчато восходящий варианты планирования. Волнообразный характер регулирования физической нагрузки является универсальной формой, обеспечивающей ритмичное варьирование тренирующего воздействия с целью профилактики переутомления индивида. Ступенчато восходящий характер регламентирования физических нагрузок целесообразен в подготовке квалифицированных спортсменов, хорошо адаптированных к объёмным и высокоинтенсивным нагрузкам.
Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий
Данный принцип обусловливает необходимость систематического повышения требований к проявлению у занимающихся двигательных и связанных с ними психических функций за счет повышения сложности заданий и увеличения нагрузок.
Прогрессирующее развитие физических качеств возможно лишь при условии систематического повышения требований к функциональной деятельности организма человека. В основе механизма развития силы, выносливости и других физических качеств, как известно, лежат приспособителъные (адаптационные) функциональные перестройки в организме в ответ на физические нагрузки, превышающие по своей величине (интенсивности или длительности) те, к которым организм приспособился. Важно выбрать оптимальную нагрузку, понимая под этим ту минимальную величину интенсивности, которая вызывает приспособительные перестройки в организме. Более интенсивное воздействие ведет либо к перенапряжению, либо при чрезмерных к превышению физиологических возможностей, к срыву нормальной деятельности организма. Показано, например, что у начинающих спортсменов прирост силы происходит в одинаковой степени и при умеренно больших и при околопределъных отягощениях. В этом случае не имеет смысла применять околопредельные и предельные нагрузки во избежание перенапряжения тех систем организма, которые к ним не подготовлены (сердечно-сосудистая система, опорно-связочный аппарат и др.). Следует заметить, что повышенная нагрузка оказывает неодинаковое воздействие на различные системы органов. Одни из них справляются с новыми, повышенными требованиями сравнительно легко и быстро, другие - наоборот. При этом функциональные перестройки протекают быстрее, морфологические - медленнее. Динамика повышения физических нагрузок должна согласовываться со степенью и с характером указанной гетерохронности приспособительных перестроек отдельных систем организма.
Для совершенствования двигательных действий в процессе обучения характерно не только систематическое совершенствование деталей технического приема, но и постепенное изменение техники движений в связи с ростом физических возможностей занимающихся (силы, быстроты, гибкости и т.д.).
В основе совершенствования двигательных навыков лежит процесс образования различных функциональных систем, соответствующих каждый раз требованиям меняющихся условий осуществления навыков. Следовательно, основным условием для образования этих систем должно быть систематическое изменение и усложнение требований и заданий по повышению изученных двигательных действий.
Успешное и длительное совершенствование двигательных навыков указанным путем невозможно без обеспечения известной меры прочности их основы и поэтапного закрепления достигнутых сдвигов.
Принцип циклического построения занятий
Определяет структурную упорядоченность учебно-воспитательного процесса. Его сущность раскрывается в композиционной повторяемости отдельных занятий и их серий. В практике принято различать микро-, мезо- и макроструктуру воспитательного процесса. Продолжительность микроцикла, как правило, не превышает семидневный режим двигательной активности индивида. Он является основной структурной единицей планирования учебно-воспитательного процесса. Его содержание предусматривает планирование развивающих занятий целевой направленности и отдыха с учетом совокупности факторов, отражающих закономерности адаптации организма к физической нагрузке и обеспечивающих выраженный кумулятивный эффект.
По мнению профессора Л. П. Матвеева, утвердившаяся современная система построения учебно-воспитательного процесса в виде микроциклов нарастающей интенсивности и циклически повторяющихся, представляет собой эмпирически определенную форму совершенствования функциональных систем организма, отвечающих за адаптацию к физическим нагрузкам. Структура микроцикла вариативна и подвержена специфике физкультурно-спортивной деятельности, периода, этапа подготовки. Целесообразность использования того или иного варианта микроцикла обусловлена множеством факторов, в том числе преимущественной направленностью тренировочного воздействия, оперативным и текущим состоянием индивида. Мезоциклы представляют собой совокупность пяти-шести микроциклов, которые формируют относительно законченные элементы структуры этапа подготовки и обеспечивают положительный суммарный тренировочный эффект. Структура мезоцикла детерминирована, главным образом, целью этапа подготовки и логикой решения текущих педагогических задач. Поэтому, параметры структуры мезоциклов, их виды весьма вариативны в соответствии с предикативными признаками преимущественного содержания этапа подготовки.
Содержание макроцикла предусматривает чередование нескольких мезоциклов на протяжении более продолжительного полугодичного, годичного и многолетнего цикла подготовки. Методологической основой технологии управления в макроцикле являются объективные биологические закономерности долговременной адаптации индивида к физическим нагрузкам в процессе его эндогенного развития (развития, вызванного внутренними причинами).
В подготовке спортсменов структура макроцикла предусматривает чередование трех периодов: подготовительного, соревновательного и переходного. Их выделение обусловлено созданием оптимальных условий для обеспечения последовательного приобретения состояния спортивной формы (готовности к максимальному результату), её реализации в соревнованиях и последующей утраты.
Принцип цикличности в практике реализуется в полной мере при соблюдении следующих правил. Процесс физического воспитания и спортивной тренировки должен быть построен с использованием относительно завершенных и циклически повторяющихся структурных единиц (микро-, мезо- и макроциклов). Серии занятий должны обеспечивать оптимальное соотношение нагрузки и отдыха при достижении кумулятивного эффекта. Последовательность чередования мезо- и макроциклов в многолетнем учебно-воспитательном процессе должны обеспечивать неуклонное повышение спортивно-технического мастерства индивида.
Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания
Реализуется в процессе целенаправленного регулирования меры воспитательного воздействия на различных этапах онтогенеза. Поскольку возрастная динамика развития физических способностей, совершенствования вегетативных и моторных функций организма во многом определяет содержание учебно-воспитательного процесса, реализация рассматриваемого принципа предусматривает постановку долгосрочных целей, подбор оптимальных средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки в различные возрастные периоды. Свойства принципа возрастной адекватности предусматривают решение сложных методологических и технологических проблем. Наиболее актуальными являются определение возрастных периодов, благоприятных для начала спортивной деятельности и для спортивной специализации; уточнение содержания и преимущественной направленности базовой подготовки. К ним целесообразно отнести малоизученные вопросы оптимального соотношения различных сторон подготовки в процессе многолетней тренировки. Технологические трудности реализации данного принципа обусловлены сложностью алгоритмизации многолетнего учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего преемственность целей, текущих педагогических задач, используемых средств и методов физического воспитания на каждом возрастном этапе. Игнорирование этих вопросов при разработке многолетних программ физического воспитания неизбежно приводит к отклонениям физического развития индивида. Эффективность физического воспитания детей во многом обусловлена правильным подбором физических нагрузок преимущественной направленности в период сенситивного развития организма, что, несомненно, обеспечивает благоприятные предпосылки для эффективного роста их спортивно-технического мастерства.
Характер занятий физическими упражнениями лиц среднего и пожилого возраста приобретает черты физической рекреации оздоровительной направленности. Таким образом, эффективная реализация принципа возрастной адекватности предусматривает решение следующих вопросов. Это определение стратегии и технологии преимущественной направленности подготовки на отдельных этапах многолетних занятий, обеспечение гармоничного развития физических способностей, совершенствования вегетативных и моторных функций организма в процессе онтогенеза, а также обеспечение постепенного увеличения физических нагрузок в соответствии с индивидуальными возможностями на каждом возрастном этапе.
Лекция 4. Тема: Средства физического воспитания (2 часа)
Средства физического воспитания
Физические упражнения как основное средство физического воспитания
Понятие о технике физических упражнений
Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как вспомогательные средства физического воспитания
Одним из главных направлений обучения является физическое воспитание, ориентированное на развитие здоровой, гармонично развитой, социально активной личности. Указанные задачи воплощаются при помощи системы педагогических принципов.
Принципы физического воспитания – это базовые положения, регламентирующие содержание, построение, организацию педагогического процесса. Данные требования определяют деятельность педагога по всесторонней физической подготовке учащихся.
Классификация принципов физического воспитания такова:
- Общие;
- Методические (дидактические);
- Специфические.
Понятие общих принципов
В общих принципах физического воспитания отражается методика педагогического процесса в целом. Эти установки определяют главные направления физвоспитания в социуме. К ним относятся:
1. Всестороннее и гармоничное развитие личности.
В ходе обучения физкультуре следует интегративно решать задачи , эстетического, умственного, физического воспитания. В этом случае сформированные физические качества и способности индивида будут иметь общественную ценность.
Для полноценного развития физических качеств и двигательных навыков необходимо обеспечивать неразрывность общей и специальной физподготовки.
2. Связь физвоспитания с жизненной практикой.
Физическая культура должна подготавливать людей к продуктивному труду и защите Родины. Освоить новую работу или овладеть сложной военной техникой сможет только сильный, выносливый человек с хорошим физическим развитием. Следовательно, на уроках физкультуры нужно отдавать предпочтение упражнениям, вырабатывающим двигательные навыки трудового характера.
В любой форме физической деятельности внимание акцентируют на создании у занимающихся активной жизненной позиции на основе воспитания нравственных качеств, трудолюбия.
3. Оздоровительная направленность физвоспитания.
Каждый преподаватель физкультуры несет перед государством ответственность не только за сохранение, но и за укрепление здоровья своих учеников, поэтому нагрузки на занятиях устанавливаются, исходя из возраста и подготовленности детей.
За занимающимися обязательно устанавливается врачебный контроль, в рамках которого медработник определяет влияние упражнений на организм учащихся.
Характеристика методических принципов
Методические принципы воспроизводят общие условия учебной деятельности в ходе занятий физкультурой. Они определяют методику обучения двигательным актам и осваивания системы специальных знаний, а также оптимизируют процесс целевого развития физических качеств.
В перечень дидактических принципов входят:
1. Принцип сознательности и активности.
Максимальный эффект на тренировках достигается только при устойчивом интересе учащихся. Заинтересованность никогда не возникнет во время механического заучивания движений. Соответственно, преподаватель должен ставить на занятии реальные цели, детально характеризуя каждую из них. У учеников нужно развивать инициативность, самостоятельность.
Этот общеметодический принцип начинают применять еще в детском саду. Его воплощение приводит к тому, что дошкольники учатся творчески решать спортивные двигательные задачи: придумывают новые сочетания движений и даже игры.
2. Принцип наглядности.
С помощью наглядности преподаватель устанавливает связь между мышлением и чувственным восприятием учеников. Результат – воздействие на все сенсорные системы, участвующие в движении.
На уроках физкультуры используется непосредственная и опосредованная наглядность. В первом случае педагог лично демонстрирует разучиваемые двигательные действия, а во втором – показывает методические пособия, фотографии, фильмы. Опосредованную наглядность обычно применяют для старших школьников, студентов.
На заключительном этапе изучения новых упражнений для дошкольников и младших школьников можно использовать разные звуковые сигналы, позволяющие уточнять ритмические и временные характеристики двигательных актов.
3. Принцип доступности и индивидуализации.
Особенности специфических принципов
В специфических принципах выражены специфические закономерности процесса физвоспитания:
1. Принцип последовательности и постепенности (динамичности).
Для полноценного развития физических качеств следует планомерно:
- увеличивать объем и интенсивность нагрузок;
- усложнять технику выполняемых упражнений;
- расширять технический и тактический арсенал.
Однако реализовать принцип динамичности необходимо постепенно, поскольку резкое усложнение заданий приведет к переутомлению учащихся.
2. Принцип систематичности.
Физическое воспитание – это непрерывный педагогический процесс, в котором все занятия взаимосвязаны. Непрерывность тренировочных воздействий обусловлена закономерностями привыкания организма к физическим нагрузкам. Эффект каждого последующего урока должен накладываться на результаты предыдущих занятий, углубляя и закрепляя их.
Выполнение упражнений приводит к утомлению, поэтому физическую активность детей нужно чередовать с отдыхом.
Дошкольникам требуется 3-4 коротких тренировки в неделю, школьникам и студентам достаточно 2 уроков в неделю, но продолжительность таких занятий следует увеличить.
3. Цикличное построение занятий.
Программа по физвоспитанию направлена на композиционное повторение целей и задач. На практике применяют:
- микроциклы, длящиеся от 7 до 14 дней, характеризующиеся одновременно повторностью и разнонаправленностью упражнений;
- мезоциклы, состоящие из 2-6 микроциклов, в которых меняется порядок чередования и содержание;
- макроциклы, продолжающиеся в течение года.
4. Возрастная адекватность направлений физического воспитания.
Ориентированность системы физического воспитания зависит от возрастных этапов учащихся. К примеру, на занятиях с дошкольниками и школьниками педагог должен обращать внимание на наиболее благоприятные временные зоны для формирования определенных физических качеств.
Итак, существует определенная иерархия принципов в системе физического воспитания. Идейные основы педагогического процесса выражены в общих принципах, на которых базируется вся практическая деятельность педагога. Универсальный регламент методики занятий изложен в дидактических. Специфические принципы представляют собой правила системного построения учебного процесса.
Учебный, воспитательный, тренировочный процесс — это некая совокупность программ, которые представляют собой взаимосвязанную непрерывно функционирующую систему. Работая слаженно и дополняя друг друга, они способны благотворно влиять на формирование у ребенка правильных физиологических и психологических особенностей. В воспитании, в частности, физическом, должны присутствовать специальные правила и критерии, которых необходимо строго придерживаться для достижения положительного результата. Примером таких правил могут служить специфические принципы физического воспитания. Давайте рассмотрим, что они собой представляют.
Что такое принципы физического воспитания?
Под определением "принципы" можно понимать некие правила в различных областях нашей жизни, которых необходимо придерживаться. Особенно непреложные правила важны в такой области детского и юношеского образования, как физическое развитие. Во избежание травм и неблагоприятного влияния на организм, в этой образовательной области должна присутствовать строгая дисциплина.
Существуют общеметодические и специфические принципы физического воспитания. Каждое из этих положений строго контролирует различные тренировочные процессы с учетом всех особенностей организма, и каждое из них имеет, бесспорно, важное значение для педагога и учеников.
Общеметодические принципы
Общеметодические принципы — это совокупность базовых правил, на которых строится формирование дальнейших методик воспитания в области культуры спорта. В отличие от специфических, общеметодические принципы физического воспитания немногочисленны и отражают только суть тренировочного процесса.
Они включает в себя три очень важных составляющих:
Специфические принципы физического воспитания и их общая характеристика
Эти правила, в отличие от базовых методических, носят более конкретный характер. Они применяются в процессе составления программ для определенных возрастных групп, для развивающих или профессиональных занятий. В совокупности с общеметодическими они способны оказывать положительный эффект от физических нагрузок.
Существует несколько основных специфических принципов физического воспитания, кратко рассматриваемых в представленной статье.
Непрерывность процесса
Главная особенность непрерывности заключается в правильном последовательном построении занятий. Этот специфический принцип физического воспитания основан на положении о том, что более легкие упражнения рекомендуется делать в самом начале тренировки, постепенно переходя к более сложным. Также перед тем, как приступить к изучению нового материала, необходимо повторить ранее изученный.
Ключевым правилом здесь является определение комплекса физических нагрузок как целостной неделимой системы.
Системность
Этот специфический принцип физического воспитания основывается на чередовании во время физических упражнений периодов труда и отдыха.
Стоит иметь в виду, что интервалы пауз имеют важное значение. Например, если период отдыха будет слишком длинным, то может наступить так называемая регрессия, и организм вернется к прежнему уровню. А если отдых будет слишком коротким, то организм не успеет восстановиться, и во время дальнейшей тренировки будет происходить истощение его ресурсов.
Также при физическом воспитании не всегда стоит учитывать стандартные интервалы труда и отдыха. Зачастую бывают ситуации, когда эти периоды корректируются индивидуально.
Постепенное наращивание
Этот специфический принцип физического воспитания трактуется как необходимость повышения нагрузок и обновления тренировочных программ в сторону усложнения при наличии прогресса.
Этот принцип работает на усовершенствование навыков при изменении в процессе тренировок физических способностей человека. В любом случае и обновление программ тренировок с более легких на более сложные, и увеличение нагрузок должно происходить постепенно и планомерно, чтобы организм ощущал изменения, но не впадал в состояние стресса.
Адаптивная сбалансированная динамика
Этот принцип специфического физического воспитания отражают несколько основных положений, характеризующих динамику физических нагрузок.
- В период тренировочного процесса сумма нагрузок должна быть такой силы и интенсивности, чтобы ее применение не смогло вызвать в организме неблагоприятные отклонения.
- По мере некой адаптации, привыкания к физическим нагрузкам и перехода организма в устойчивое состояние, их параметры должны изменяться в сторону увеличения силы и интенсивности.
- Наличие этого суммарного вида нагрузок предполагает собой, в определенный момент всего тренировочного процесса, или их усиление, или стабилизацию, или уменьшение.
Цикличность
Этот принцип специфического физического воспитания заключается в представлении комплекса тренировок как некоего замкнутого цикла, построенного из определенных этапов и занятий.
Это принцип позволяет разделять комплексы упражнений на недельные, месячные и годичные, что дает возможность наблюдать за прогрессом занимающегося внутри определенного цикла физических нагрузок, создавать поступательные программы, нацеленные на постепенное увеличение положительного эффекта от упражнений.
Возрастная адекватность
Возрастная адекватность — это специфический принцип физического воспитания, который учитывает, помимо всего прочего, определенные этапы онтогенеза организма и корректирует тренировочную программу, исходя из них.
Например, в дошкольном периоде развития нагрузки направлены на широкие взаимодействия, позволяющие развивать более общие навыки обучающегося. В школьный период учитывается развитие чувствительных областей организма, которые дают толчок для развития многих физических качеств ребенка. Во время сложного этапа пубертатного периода тренировки подбираются индивидуально и очень осторожно.
Дополнительные принципы в циклических видах спорта
Во многих книгах о специфических принципах физического воспитания говорится, что под разные виды спорта формируются свои индивидуальные правила. Например, циклические и нециклические нагрузки имеют свои существенные различия.
Итак, при циклических видах спорта существуют дополнительные специфические принципы физического воспитания, их характеристика представлена ниже.
Заключение
В статье были рассмотрены кратко общие методические, специфические принципы физического воспитания. Без этих двух важнейших сводов тщательно разработанных правил и критериев невозможно построение какой-либо, даже самой простой, развивающей программы.
Правила учитывают многие факторы, от причины занятия человека спортом до физических особенностей той или иной возрастной группы. Также специфические принципы физического воспитания сформировались на убеждении о том, что при многолетнем профессиональном освоении определенного вида спорта должна соблюдаться строго соответствующая последовательность занятий, цикличность и поступательность. В противном случае положительного результата достичь не удастся.
Специфические принципы физического воспитания заключают в себе правила и рекомендации, сформированные опытом различных спортсменов и тренеров. Именно поэтому они являются неким постулатом для составления тренировочных программ различной сложности.