Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковые игры для малышей

Комплекс игр и упражнений для развития мелкой моторики рук.

1 Пальчиковая гимнастика «Утята»

Раз, два – шли утята,

Три, четыре – за водой,

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой,

А седьмой от них отстал,

А восьмой уже устал,

А десятый напугал:

Громко, громко запищал:

Пи-пи-пи! Не пищи,

Мы тут рядом, поищи. (Поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого. На звуки «Пи-пи-пи» (и до конца) ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук).

«Гусь»

Гусь стоит и все гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет. (Ладонь согнута под прямым углом. Большой палец отставлен немного вниз, другие прижаты друг к другу).

«Петушок»

Петушок стоит весь яркий,

Гребешок он чистит лапкой. (Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены и подняты вверх).

«Курочка»

Курочка прыг на крыльцо:

Я снесла тебе яйцо. (Большой и указательный пальцы образуют овал («глаз»). Другие прижаты друг к другу в полусогнутом положении).

Задания для детей. Желтой гуашью кончиками пальцев раскрасить цыпленка, нарисованного логопедом. Скомкать бумагу в маленькие комочки – крошки для птичек.

Игра . Предложите ребенку обвести утенка по контуру и выложить его рисом.

Дорисуй узор.

2. Пальчиковая гимнастика «Пылесос»

Пылесос, пылесос, (ритмичное сгибание пальцев обеих рук)

Ты куда суешь свой нос? (то же, но ладони обращены друг к другу)

Я жужжу, я жужжу, (соприкосновение кончиков пальцев).

Я порядок навожу.

«Часы»

Часы я на руку надел,

На них я изредка смотрел.

Игра . Играть с волчками («Чей волчок дольше крутится»).

Из старой газеты скомкать комочки и поиграть с ними: «Попади в цель». «Кто больше комочков забросит в корзину», «Чей комочек улетит дольше».

Обведи клубочки по точкам, старайся не отрывать карандаш от бумаги.

Наматывай клубочки от центра или от края по часовой стрелке и против нее.

3 . Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик»

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все доел,

Оттого и похудел.

(Загибать поочередно пальцы, начиная с мизинца).

«За грибами»

Солнце утром встало рано, всех детишек приласкало. (Ладони

скрестить, пальцы широко раздвинуть – солнышко.)

За грибами мы пошли. (Пальцы «идут» по столу, коленям.)

Три лукошка принесли. (Показать три пальца.)

Игра . Выложить перловкой фигуру по нарисованному контуру.

Выложить из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.

Предложить найти грибок в «Чудесном мешочке» среди нескольких различных игрушек.

4. Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»

Мы капусту рубим (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз).

Мы капусту солим (движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки).

Мы капусту жмем (интенсивное сжимание пальцев рук в кулак).

«Морковка»

Не морковка – загляденье,

Выросла на удивленье,

Сочная да вкусная,

Для детей полезная. (Пальцы левой руки сжаты в щепоть и направлены вверх, ладонь правой руки с расставленными пальцами приставлена к щепоти левой).

Игра . Выложить горошком по нарисованному контуру.

Загадка

Хотя и сахарной зовусь,

От дождя я не размокла,

Кругла, крупна, сладка на вкус,

Узнали вы? Я… (свекла)

Удержание теннисного мяча поочередно между пальцами.

5. Пальчиковая гимнастика «Птичек стая»

Пой-ка, подпевай-ка!

Десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко,

Это зяблик, это стриж,

Это развеселый чиж,

Ну, а это злой орлан…

Птички, птички, по домам! (Пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Услышав названия птиц, дети разжимают по одному пальцу правой, а затем левой руки. На последние слова пальцы обеих рук сжимают в кулаки).

«Скворечник»

Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поет. (Ладони соприкасаются пальцами, большие загнуты внутрь).

«Птички в гнезде»

Птичка крылышками машет

И летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет,

Где она взяла зерно. (Обхватить все пальцы правой руки левой ладонью и шевелить ими).

Игра . Предложить детям с закрытыми глазами рассортировать бобы и горох.

Соединить точки одной линией, стараясь не отрывать карандаш от бумаги. «Узнай меня!».

6. Пальчиковая гимнастика «Праздник»

Ждали праздника мы долго (Трем ладошку о ладошку).

Наконец пришла зима. (Сжать кулаки, прижать их друг к другу).

Наконец пришла зима, в гости елку привела. (Пальцы «идут» по столу, по коленкам).

К елке все мы подошли, хороводы завели. (Пальцы показывают елочку, указательные пальцы сцепляются).

Покружились, поплясали. (Круговые движения кистями рук).

Даже чуточку устали. (Кисти рук опустить, расслабить).

Дед Мороз, скорей приди, нам подарки принеси. (Ладони прижать друг к другу, потом протянуть вперед).

«Елочка»

Елочка зеленая выросла в лесу,

Елочку на праздник я домой несу. (Ладони от себя, пальцы переплетены (ладони под прямым углом). Пальцы вперед, локти к телу не прижимать).

Игра. Дети сматывают из шерстяных ниток клубочки, украшают их аппликацией и делают петельку, за которую подвешивают на елку.

7. Пальчиковая гимнастика «Цветки»

Наши алые цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают. (Медленно разгибать пальцы из кулаков, покачивать кистями рук вправо – влево, медленно сжимать пальцы в кулаки, покачивать кулаки вперед – назад).

«Мак»

На пригорке вырос мак. (Пальцами левой руки сделать бутон).

Он склонил головку так. (Бутон наклонить).

Бабочка над ним порхает, быстро крыльями мелькает. (Кисти рук перекрестить, помахать, как бабочка крылышками).

Фигурки из палочек.

«Кактус»

Ой, колючка на колючке,

Не цветок, а просто злючка.

«Ваза»

Я цветок поставлю в вазу,

Он лепестки раскроет сразу.

Игра . Обвести рисунок по точкам.

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки,

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки.

Обмакнуть указательный палец правой руки в красную гуашь и поставить на листе много красных точек. Подумать и сказать: что бы это значило? (Бусы рассыпались много солнц на небе и т.д.)

8 .Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмуться, разожмутся,

То зароются в песке. (Руками показывать движения рыбок в соответствии с текстом).

Фигурки из палочек.

«Рыбка»

Рыбка плавает в воде,

Плещется, играет.

«Ракушка»

Игра . Из цветных шерстяных ниток выложить аквариум с рыбками и водорослями;

из листа бумаги скатать рулончик, делая его при помощи ладоней все тоньше и тоньше;

за определенное время завязать как можно больше узелков на веревке, а затем как можно быстрее из развязать;

рисовать кончиками пальцев на манке, рассыпанной на столе, волнистые линии (шторма на море);

из шерстяной голубой нити на картоне выложить волнистые плавные линии (волны).

Дорисуй узор.

9. Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

«Кто приехал?»

Кто приехал? (Быстро хлопают кончиками больших пальцев друг о друга).

Мы, мы, мы! (Кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных одновременно быстро хлопают друг другу).

Мама, мама! Это ты? (Хлопки кончиками сначала больших пальцев, затем указательных).

Папа, папа! Это ты? (Хлопки кончиками больших пальцев).

Да, да, да! (Хлопки кончиками средних пальцев).

Братец, братец! Это ты? (Хлопки кончиками больших пальцев).

Да, да, да! (Хлопки кончиками безымянных пальцев).

Ах, сестричка! Это ты? (Хлопки кончиками больших пальцев).

Да, да, да! (Хлопки мизинцами).

Все мы вместе, да, да, да! (Хлопки всеми пальцами).

«Моя семья»

Раз, два, три, четыре! (Хлопать в ладоши).

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять! (Хлопать в ладоши).

Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка, два котенка, мой щегол, сверчок и я. (Поочередное поглаживание – массаж – всех десяти пальцев).

Вот и вся моя семья!

«Очки»

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела. (Большие пальцы правой и левой руки вместе с остальными образуют колечки, их надо поднести к глазам).

Фигурки из палочек.

«Рожица»

Я строил рожицу

В зеркале себе,

Рожица смешною

Показалась мне.

«Очки»

Писать, рисовать, готовить, вязать.

Игра. Предложить детям кончиками пальцев на манке, рассыпанной на большом блюде, нарисовать веселого человека.

Предложить детям сделать сначала большой комок из бумаги и подбросить его как можно выше; потом много маленьких комочков из цветной бумаги и собрать из них бусы в подарок малышам.

Предложить детям поиграть на «пианино», поочередно поднимая каждый палец от стола.

10. Пальчиковая гимнастика «Погреемся»

Наши ручки замерзают (Кулачки крепко прижать друг к другу).

Поиграем-ка немножко да похлопаем в ладошки. Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп! (Разжать кулачки, хлопать в ладоши).

Пальчики, чтоб их согреть, сильно надо растереть. (Прижать ладони друг к другу, тереть ладонь о ладонь).

Пальчики мы согреваем, их сжимаем, разжимаем. (Греем руки круговыми движениями, сжимаем и разжимаем кулачки).

«Лед»

Чтоб на льду не растянуться (Ладони перед собой, пальцы сжаты),

Лег Андрюшка на живот (положить ладони на стол).

Ведь не может поскользнуться кто не ходит, а ползет. (Ладони тихо скользят – ползут по столу, то сжимаясь, то разжимаясь.)

Зимним утром от мороза на заре звенят березы. (Руки тыльной стороной прижаты друг к другу, пальцы подняты и растопырены. Произнося текст, шевелить кистями рук и пальцами.

Игра. Разложить льдинки по формочкам.

Выложить из жгута или бельевой веревки снежные сугробы.

Сложить из тонких бумажных полосок снежинку по образцу меньшего размера.

Дорисуй узор.

Татьяна Дедловская
Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

Дружба

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Методические указания. Первые две строчки - обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения. Следующие две строчки - обхватить левой рукой правую и покачивать в ритме стихотворения.

В гости кпальчику большому

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок,

Постучался на порог.

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя.

Методические указания. На первую строчку - выставляем вверх большие пальцы, на вторую - соединяем под углом кончики пальцев обеих рук. На третью - поочередно называемые пальцы соединяются с большим на двух руках одновременно. Затем вверх выставляются только мизинцы, другие пальцы сжаты в кулак. На шестую - кулачки стучат друг о друга. На последние две строчки - ритмичное сжатие пальцев на обеих руках.

Наши пальцы

Пальцы встали дружно в ряд (показать ладони с выпрямленными пальцами

Десять крепеньких ребят

(сжать пальцы в кулак).

Эти два - всему указки (показать два указательных пальца,

Все покажут без подсказки (придержать их большими пальцами).

Пальцы - два середнячка (показать два средних пальца,

Два здоровых бодрячка (придерживать их большими пальцами).

Ну, а эти безымянны молчуны, всегда упрямы. (Показать безымянные пальцы, остальные придерживать большими пальцами).

Два мизинца-коротышки (показать мизинцы, остальные придерживать большими пальцами).

Пальцы главные средь них (показать два больших пальца, остальные сжать в кулаки,

Два больших и удалых.

Шарик

Надуваем быстро шарик -

Он становится большим.

Вдруг наш шарик лопнул,

Воздух вышел - ш-ш-ш!

Стал он тонким и худым.

Методические указания. Пальцы обеих рук собраны в щепотку и соприкасаются кончиками. Дуем на них - пальцы принимают форму шара. Воздух выходит - пальцы в исходное положение.

Этот пальчик

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все доел,

Оттого и похудел.

Методические указания. Загибать поочередно пальцы, начиная с мизинца.

За грибами

Солнце утром встало рано, всех детишек приласкало. (Ладони скресХ тить, пальцы широко раздвинуть J солнышко.)

За грибами мы пошли. (Пальцы «идут» по столу, коленям.)

Три лукошка принесли. (Показать три пальца.)

Фигурки из палочек

В лес с корзинкой я пошел,

У пенька грибок нашел

Засолка капусты

Мы капусту рубим (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз,

Мы капусту солим (движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки).

Мы капусту жмем (интенсивное сжимание пальцев рук в кулак).

Морковка

Не морковка - загляденье,

Выросла на удивленье,

Сочная да вкусная,

Для детей полезная.

Методические указания. Пальцы левой руки сжаты в щепоть и направлены вверх, ладонь правой руки с расставленными пальцами приставлена к щепоти левой.

Апельсин

Мы делили апельсин. Много нас, а он один. (Покрутить сжатым кулачком левой руки, растопырить пальцы правой руки, поднять указательный палец левой руки, остальные пальцы сжаты)

Эта долька для ежа. (Левая рука сжата в кулак, мизинец отогнут)

Эта долька для чижа. (Отогнуть безымянный палец.)

Эта долька для утят. (Отогнуть средний палец)

Эта долька для котят. (Отогнуть указательный палец)

Эта долька для бобра. (Отогнуть большой палец)

А для волка - кожура. (Ладонь повернуть тыльной стороной кверху, округлив пальцы, и погладить кожуру)

Он сердит на нас. Беда! (Ладони соприкасаются основаниями, чуть согну-тые пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки - как волчьи зубы)

Разбегайтесь кто куда!

(Руки «разбегаются» по столу или по коленкам, стуча пальцами)

Слива

Мы пришли в фруктовый сад,

Стали сливы собирать.

Сливы, сладкие как мед,

Сами просятся к нам в рот.

Методические указания. Большой и указательный пальцы левой руки образуют овал, указательный палец правой руки полусогнут и приставлен к сливе (овал).

Зайка

Под высокою сосной

Сидит заинька косой.

Методические указания. Одна рука -сосна (пальцы растопырены, подняты вверх, на второй руке указательный и средний пальцы образуют ушки зайца, остальные пальцы сжаты.

Елка

Елка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

Методические указания. Ладони от себя, пальцы скрещиваются (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локти не прижимаются.

Дерево

У дерева ствол,

На стволе много веток,

А листья на ветках

Зеленого цвета.

Методические указания. Прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и чуть-чуть приподняты вверх. Шевелить кистями и пальцами

Птичек стая

Пой-ка, подпевай-ка!

Десять птичек - стайка.

Эта птичка - соловей,

Эта птичка - воробей,

Эта птичка - совушка,

Сонная головушка,

Эта птичка - свиристель,

Эта птичка - коростель,

Эта птичка - скворушка,

Серенькое перышко,

Это зяблик, это стриж,

Это развеселый чиж,

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички, по домам!

Методические указания. Пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Услышав названия птиц, дети разжимают по одному пальцу сначала правой, а затем левой руки. На последние слова пальцы обеих рук сжимают в кулаки.

Скворечник

Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поет.

Методические указания. Ладони соприкасаются пальцами, большие загну-ты внутрь.

Птенчики в гнезде

Птичка крылышками машет

И летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет,

Где она взяла зерно.

Методические указания. Обхватить все пальцы правой руки левой ладонью и шевелить ими

Утята

Раз, два - шли утята,

Три, четыре - за водой,

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой,

А седьмой от них отстал,

А восьмой уже устал,

А девятый всех догнал,

А десятый напугал:

Громко, громко запищал:

Пи-пи-пи! Не пищи,

Мы тут рядом, поищи.

Методические указания. Поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого. На звуки «Пи-пи-пи» (и до конца) ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

Гусь

Гусь стоит и все гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет.

Методические указания. Ладонь согнута под прямым углом. Большой палец отставлен немного вниз, другие прижаты друг к другу.

Пальчики

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять.

Методические указания. Пальцы сжаты в кулаки. Поочередно разгибать их, начиная с мизинца, затем сгибать в том же порядке.

Гости

Стала Маша гостей созывать: И Иван приди, и Степан приди, И Матвей приди, и Сергей приди, А Никитушка - ну пожалуйста! Стала Маша гостей угощать: И Ивану блин, и Степану блин, И Матвею блин, и Сергею блин, А Никитушке - мятный пряничек.

Методические указания. На первые четыре строки вращение кистей рук от

себя, на пятую - к себе. На остальные строки поочередно

массировать кончики пальцев правой руки.

1. Маша и гости
(поглаживая ладошки малыша)
Стала Маша
Гостей собирать:
(Загибайте по очереди пальчики.)
И Иван приди,
И Степан приди,
Да и Андрей приди,
А Митрошечка -
Ну, пожалуйста! (Покачать мизинчик, прежде чем загнуть.)
Стала Маша
Гостей угощать:
(Разгибайте каждый пальчик, нажимая на подушечки.)
И Ивану блин,
И Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин.
А Митрошечке -
Мятный пряничек!
Стала Маша
Гостей провожать:
(Загибаете каждый пальчик)
Прощай, Иван!
Прощай, Степан!
Прощай, Андрей!
Прощай, Матвей!
А ты, Митрошечка,
Моя крошечка,(поцелуйте мизинчик)
Да побудь со мной
Еще немножечко!

2. Десять птичек - стайка
(Ирина Токмакова)
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек - стайка.
Эта птичка - соловей,
Эта птичка - воробей,
Эта птичка - совушка, сонная головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка - коростель,
Эта птичка - скворушка, серенькое перышко.
Это-зяблик, это - стриж,
Это - развеселый чиж.
Ну а это - злой орлан.
Птички-птички, по домам!(обе ручки быстро сжать в кулачки, "пряча птичек")

3. Наша Маша (движения как в сороке-воровке)
Наша Маша варила кашу,
Кашу сварила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала –
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.

4. Сорока-воровка
Сорока - ворона
Кашку варила,
Деток кормила.
Этому дала (4 раза)
Этому не дала:
Зачем дров не рубил?
Воды не носил?
Знай вперед:
Здесь водица -
холодненькая (Между кистью и рукой),
Здесь - тепленькая (в сгибе локтя),
А здесь - горяченькая (под мышкой),
Здесь - кипяток, кипяток! (пощекотать).

5. Вьюги-вьюги вью
Вьги-вьюги-вьюги вью (крутим кулачками, выставив указательные пальцы)
Колотушки колочу (стучим кулачками друг о друга)
Приколачиваю (стучим кулачками по коленям)
Заколачиваю (по полу или столу)
(Повторяем несколько раз, ускоряя темп)

6. Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь из на бочок
И зажали в кулачок. (движения по тексту)

7. Пеки блины румяные
Пеки блины румяные, (хлопаем в ладоши)
Румяные, горячие (хлопаем по ладошкам ребенка)

8. Маленький мизинчик
(По очереди разгибаем каждый пальчик)
Маленький мизинчик
Плачет, плачет, плачет.
Безымянный не поймет,
Что все это значит.
Средний пальчик
Очень важный –
Не желает слушать,
Указательный спросил:
«Может, хочешь кушать?»
А большой бежит за кашей,
Тащит каши ложку,
Говорит: «Не надо плакать,
На, поешь немножко». (большим пальцем дотрагиваемся до мизинца)

9. Пальчик большой
(По очереди загибаем (разгибаем) или массируем каждый пальчик)
Пальчик большой –
Парень с душой,
Пальчик указательный –
Господин влиятельный.
Пальчик средний
Тоже не последний.
Пальчик безымянный
В колечке ходит, чванный.
А пальчик мизинчик
Принес нам гостинчик.

10 Большаку дрова рубить
Большаку дрова рубить,
Этому воду носить,
Этому печку топить,
Этому кашу варить,
А этому песни петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.

11. Раз-два, шли утята
Три-четыре, за водой,
Вслед за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой.
А седьмой уже устал,
А восьмой почти упал,
А девятый заблудился,
Громко-громко запищал.
- Пи-пи, не пищи,
Мы здесь рядом, поищи.

12 Мальчик-пальчик.
Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

13. Раз-два-три-четыре-пять,
вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошел
Этот пальчик гриб нашел,
Этот резал, этот ел,
Ну а этот лишь глядел.

14 Черепашка, черепашка.
Черепашка, черепашка,
В домике живет.(стучим кулачками)
Высунет головку (вытягиваем один пальчик)
Обратно уберет (прячем)

15. Этот пальчик дедушка (дотрагиваемся большими пальцами друг до друга)
Этот пальчик бабушка, (то же указательными)
Этот пальчик папочка, (средними)
Этот пальчик мамочка, (безымянными)
Этот пальчик я, (мизинцами)
А вот и вся семья (обхватываем весь кулак другой рукой)

16. Ягодки
Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают вниз.
С ветки ягодки снимаю
Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.
И в лукошко собираю.
Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.
Будет полное лукошко.
Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть.
Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.
Легким будет к дому путь!
Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках ’убегают’ как можно дальше.
Я поем еще малинки. (снова кладем ягодку в рот)
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять. (считаем пальчики)
Пойду снова собирать. (снова шагаем пальцами).

17. Рыбки
Пальцы обеих рук сложены щепотью. Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.
Разожмутся, Пальчики сильно растопыриваются в стороны.
То зароются в песке. Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.

18. Бутон
Набухай скорей, бутон, (Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки немного округлые. Получается "бутон").
Распускай цветок - пион! (Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается большой, раскрытый "цветок".)

19. Скачет зайчик
Пальцы одной руки широко расставлены, пальцем другой руки или маленьким игрушечным зайчиком «скачем» по пальцам в соответствии с текстом.
Ловко с пальчика на пальчик
Скачет зайчик, скачет зайчик.
Вниз скатился, повернулся
И опять наверх ввернулся.
Снова вниз и снова вверх,
Скачет заяц лучше всех.

20. Каравай
Сожмите руки в кулаки и по очереди совершайте ими движения сверху вниз, как будто месите тесто.
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место.
Пеку, пеку каравай
("перекладывайте тесто" из руки в руку),
Перекладывай, валяй.

21. Клубок
Мы клубок мотаем смело (имитируем наматывание клубка),
Непростое это дело.
Он растет, растет, растет (руки описывают круги вокруг друг друга все больше и больше),
Вдруг он вырвался и вот...
Размотался наш клубок (резко опускаем руки вниз).
Мы опять мотаем смело... (повторяем все заново).

22. Я стучу.
Я стучу, стучу, стучу (стучим одним кулачком по- другому),
Сто гвоздей заколочу (стучим кулаками по столу, полу или коленям).
Буду строить дом, дом (складываем "крышу" из ладошек над головой),
Чтобы жить в нем.


Раз-два - шли утята

Раз-два - шли утята, (Шагаем на месте.)

Три-четыре - шли домой. (Прыжки на месте.)

Вслед за ними плелся пятый, (Хлопаем в ладоши.)

Впереди бежал шестой, (Топаем ногами.)

А седьмой отстал от всех, (Шагаем на месте.)

Испугался, закричал: (Хлопаем в ладоши.)

Где вы, где вы?
(Прыжки на месте.)

- Не кричи, мы тут рядом, поищи!
(Топаем ногами.)

Раз - подняться, потянуться

Раз - подняться, потянуться.

Два - согнуться, разогнуться.

(Под счет учителя дети выполняют наклоны, потягивания.)

Три - в ладоши три хлопка,

(Хлопаем в ладоши.)

Головою три кивка.

(Движения головой.)

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать.

(Движения руками.)

Шесть - за парту тихо сесть.

(Сесть.)

Раз, два - дружно встали,

(Встать. Шагаем на месте.)

Руки прямо мы поставим.

(Руки на поясе.)

Три, четыре - разведем,

(Руки в стороны.)

Заниматься мы начнем.

(Наклоны вперед с касанием руками носка ноги. Левая рука-правая нога; правая рука-левая нога.)

С пятки станем на носок, (Поднялись на носочки, руки на поясе.)

Вправо, влево посмотрели, (Повороты головы влево-вправо.)

На носочки мы присели (Приседания.)

И как птички полетели. (Побежали по классу.)

Раз, два - выше голова, (Шагаем на месте.)

Три, четыре - руки шире! (Руки в стороны.)

Пять, шесть - тихо сесть! (Приседания.)

Солнце красное взойдет, (Встали, руки вверх.)

Утро красное придет. (Прыжки на месте.)

^ Рисуй глазами треугольник

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно ты вдоль по

линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы наконец.

Зарядка окончилась.

Ты молодец!

(Дети представляют внешний вид геометрических фигур.)

Руки ставим мы вразлет

Руки ставим мы вразлет: (Руки в стороны.)

Появился самолет. («Полетели» как самолеты.)

Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влевд-вправо.)

Делай «раз» и делай «два». (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)

Руки в стороны держите, (Руки в стороны.)

Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)

Опустили руки вниз, (Опустили руки.)

И на место все садись! (Сели на места.)

Раз, два - стоит ракета.

(Стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты».)

Три, четыре - самолет. (Стойка ноги врозь, руки в стороны.)

Руки в стороны - в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре,

Полетел наш самолет.

А без точного расчета

Не получится полета.

Так скорее за работу,

Сядем быстро за расчеты.

Раз, два - выше голова,

Три, четыре - руки шире,

Пять, шесть - тихо сесть.

Посидим и отдохнем. (Дети закрывают глаза.)

И работать мы начнем.

Сколько?

(Учитель показывает картинки.)

Сколько здесь грибочков,

Столько приседаем. (Приседания.)

Сколько здесь цветочков?

Ручки поднимаем. (Дети поднимают и опускают руки.)

Поднимаем ручки,

Разгоняем тучки.

Ярче, солнышко, свети,

Хмурый дождик запрети. (Дети машут руками.)

Вот окончен дальний путь.

Можно сесть и отдохнуть. (Дети садятся за парты.)

^ Сколько будет?

А теперь мы приседаем.

Сколько будет два и шесть?

Быстро-быстро сосчитаем.

Столько раз должны присесть. (Приседания.)

Мы закончили зарядку

И за парты снова сядем. (Дети садятся за парты.)

^ Сколько раз

Сколько раз ударю в бубен,

Столько раз дрова нарубим.

Приседаем столько раз,

Сколько мячиков у нас.

Сколько покажу кружочков,

Столько сделаем прыжочков.

Солнце глянуло в окно

Солнце глянуло в окно,

Время отдохнуть пришло.

Надо всем нам дружно встать.

Раз присесть, достать до пятки.

И плечами покачать.

А затем, как на зарядке,

Прямо и красиво встать.

Руки вытянуть пошире

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Физкультминутка, как зарядка.

(Дети выполняют движения за учителем по содержанию текста.)

Упражненье повтори

Мы руками бодро машем,

Разминаем плечи наши.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Упражненье повтори.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Корпус влево мы вращаем,

Три-четыре, раз-два. Упражненье повторяем: . Вправо плечи, голова.

(Вращение корпусом влево и вправо.)

Мы размяться все успели,

И за парты снова сели.

(Дети садятся за парты.)

Шеей крутим осторожно

Шеей крутим осторожно -

Голова кружиться может.

Влево смотрим - раз, два, три.

Так. И вправо посмотри. (Вращение головой вправо и влево.)

Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания - руки вверх, ходьба на месте.)

И за парты вновь вернёмся. (Дети садятся за парты.)

Шли по крыше три кота

Шли по крыше три кота, Три кота Василия.

(Ходьба.)

Поднимали три хвоста Прямо в небо синее.

(Поднимание рук.)

Сели киски на карниз, Посмотрели вверх и вниз.

(Приседание.)

И сказали три кота: - Красота! Красота!

(Хлопки в ладоши.)

Яиду

Я иду, и ты идешь -Раз, два, три.

Я пою, и ты поешь -

Раз, два, три.

Мы идем и поем -Раз, два, три.

Очень дружно мы живем -

Раз, два, три.

(Дети шагают под счет учителя.)

^ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

А в лесу растёт черника

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

В класс пора мне возвращаться,

Чтобы снова заниматься. (Дети садятся за парты.)

^ А над морем - мы с тобою!

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу. (Ходьба на месте.)

Сядьте, дети на песок,

Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты.)

^ А теперь мы - ручейки

А теперь мы - ручейки,

Побежали вперегонки.

Прямо к озеру спешим,

Станет озеро большим.

(Ученики выполняют движения в соответствии с текстом.)
Белки

Белки прыгают по веткам.

Прыг да скок, прыг да скок!

Забираются нередко

Высоко, высоко!

(Прыжки на месте.)

Будем прыгать, как лягушка

Будем прыгать, как лягушка,

Чемпионка-попрыгушка. З

а прыжком - другой прыжок,

Выше прыгаем, дружок!

(Прыжки.)

Весело в лесу

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте.)

Вот лиса идёт по лесу.

Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте.)

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос. (Потягивания - руки вперёд.)

Но зайчата быстро скачут. ,

Как же может быть иначе? (Прыжки на месте.)

Тренировки помогают!

И зайчата убегают. (Бег на месте.)

Вот голодная лиса (Ходьба на месте.)

Грустно смотрит в небеса. (Потягивания - руки вверх.)

Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох.)

Садится, отдыхает. (Дети садятся за парты.)

Ветер

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

(Наклоны вправо-влево.)

Ветер тише, тише, тише,

(Присесть, спина прямая.)

Деревцо все выше, выше.

(Встать на носки.)

Раз, два - выше голова,

(Поднять голову.) "

Три, четыре - руки шире,

(Руки в стороны.)

Пять, шесть - тихо сесть,

(Сесть за парту.)

Семь, восемь - тень отбросим.

(Два хлопка о парту.)

Сел на дерево скворец,

И игре нашей конец.

(Дети громко проговаривают эти слова.)

Ветер

Осторожно ветер

За калитку вышел,

(Руки вверх и махи руками вправо-влево.)

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше,

Покачал тихонько

Ветками черемух,

(Руки поднять вверх, махи руками вправо-влево.)

Пожурил за что-то

Воробьев знакомых

(Постучать кулачками по парте.)

И, расправив гордо

Молодые крылья,

(Перебирать пальчиками по парте.)

Полетел куда-то

Вперемешку с пылью.

(Руки согнуты в стороны, махи руками.)

(С. Есенин)

Ветер веет над полями

Ветер веет над полями,

И качается трава.

(Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания - руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья -

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мышки прячутся во ржи.

Как увидеть их, скажи?

В норке прячется полёвка.

Покажись, скорей, плутовка! (Приседания.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

И немного отдохнём. (Дети садятся за парты.)

^ Ветер дует ледяной

Ветер дует ледяной (Дети машут руками.)

И вздымает снега тучу.

Он суровый и могучий. (Дети крутят руками.)

Зайцы прячутся в кустах.

Даже хитрая лиса

Притаилась и сидит,

(Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают.)

Ну, а снег летит, летит. (Дети машут руками.)

Но утихла злая вьюга,

Белой стала вся округа. (Потягивания - руки в стороны.)

Солнце светит в небесах. (Потягивания - руки вверх.)

Скачет по полю лиса. (Прыжки.)

Ну, а мы чуть-чуть пройдёмся (Ходьба.)

И домой к себе вернёмся. (Дети садятся за парты.)

^ В зоопарке

В зоопарке ходит слон, Уши, хобот, серый он.

(Наклоны головы в стороны.)

Головой своей кивает, (Наклоны головы вперед.)

Будто в гости приглашает. (Голову прямо.)

^ Вместе по лесу идём

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания - руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо, и налево.

(Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наобо рот - правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания -руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И за парты снова сели. (Дети садятся за парты.)

^ В небе плавает луна

В небе плавает луна. (Плавные покачивания влево и вправо.)

В облака зашла она.

Один, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши.)

Можем мы луну достать. (Руки вверх.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять - (Хлопки над головой.)

И пониже перевесить. (Руки вниз.)

Десять, девять, восемь, семь - (Ходьба на месте.)

Чтоб луна светила всем. (Дети тихо садятся.)

^ Во дворе растёт подсолнух

Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже.

(Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Руки в спину упираем,

Поясницу прогибаем.

А теперь давай, дружок,

Посмотри на потолок.

(Поставить ладони сзади на пояс, медленный прогиб назад.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора за парты сесть нам. (Дети садятся за парты.)

^ Во дворе стоит сосна

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней.

(Стоя на одной ноге, потягиваемся -руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт.
(Рывки руками перед грудью.) /

Будем вместе приседать -

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)

Мы размялись от души

И за парты вновь спешим. (Дети садятся за парты.)



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.