Как выглядит растение иван да марья. Цветок иван-да-марья: свойства и применение. Что делать потом

Нас повсюду окружают растения. Их многообразие, аромат, цвет радуют и завораживают. Многие из растений обладают необычными лечебными свойствами, с ними связаны самые разные легенды. Травы c успехом применяют для лечения самых разных патологий: от простого затягивания ран до терапии рака. Многие препараты изготавливаются на основе растений. Одним из самых необычных считается цветок Иван-да-Марья. У него яркие желто-синие цветы.

Когда-то славянские народы верили, что в этом растении соединяется небесное и земное: в его власти соединить человека с богами. В праздник Ивана Купалы цветок Иван-да-Марью срывали. В это время он превращался в символ сакрального брака. Синий цвет считается оттенком невесты, а желтый - жениха. Это растение считается травой силы. Он помогает достичь гармонии, привнести все то, чего недостает человеку.

Как выглядит растение

Цветок Иван-да-Марья представляет собой травянистое растение, которое встречается на лугах, полянах. Его можно увидеть возле кустарников, на лесных опушках, вблизи болот. В народе у него множество названий: сестра и брат, желтушка, Иван-трава и многие другие.

Стебель растения прямой, покрыт белыми волосками. Все цветки располагаются по одному на ножках, повернуты в одну сторону. Там, где располагаются на Иван-да-Марье желтые цветы, есть лист синего цвета.

После цветения созревает плод, который похож на зернышко. Их собирают муравьи и переносят на другие места. Из-за этой особенности растение часто встречается вдоль муравьиных дорожек.

Легенда о цветке и лешем

Связана с цветком Иван-да-Марья легенда. В ней говорится, что когда-то в дремучем лесу жил леший. Люди его считали лохматым, с копытами, ушастым, с кривыми ногами. На что он всегда отвечал, что его лохматость вызвана древесными колючками, через которые ему приходилось пробираться. У него не было друзей, он не боялся одиночества, не знал любви, всегда дрался с соперниками, гнал их из леса. Но однажды леший влюбился: он увидел как по ручью плыла фиалка Марья. Он шел рядом с ней, вдыхал ее аромат, смотрел. Он набирался смелости сказать о своей любви. Стоит фиалочка, красуется, на лешего даже не смотрит, тот и расстроился. На такое отношение он взял и сдуру сказал: «Я тобою очарован, жизни без тебя не вижу, выходи за меня замуж». Но фиалка только посмотрела на него и отвернулась. Леший пытался удивить ее, хвастался. Он предлагал ей собрать все звезды в шапку. Но и это фиалка отвергла, сказав, что звезды пусть лучше светят с неба, чтобы ей и ее мужу освещали дорожку. Фиалка сказала лешему о своих чувствах к другому, о том, что она любит Ивана и что жить будет с ним.

Когда пришло время Марьюшка и Иван поженились, зажили вместе одним цветком. С тех пор в лесу не стало ни Марьюшки, ни Иванушки по отдельности, а только красивый цветок Иван-да-Марья.

История о Купале и Костроме

Другая легенда рассказывает о верности и любви. В ней говориться о том, как в день летнего солнцестояния увидел богиню Купальницу. У них родились дети: Кострома и Купала.

Как-то раз пролетали гуси-лебеди и выкрали Купалу, унесли в далекие края. Прошли годы. В один прекрасный день Кострома гуляла у реки, надев на голову венок. Она говорила своим подружкам, что никогда и никто не сможет сорвать с ее головы венок. За эти слова боги на нее разгневались, ветром сорвало венок и унесло в реку. По обычаю, с тем, кто подберет венок, девушка должна пожениться. В то время мимо венка проплывал Купала и выловил венок. Они поженились и только после свадьбы молодые узнали, что они брат и сестра, но уже успели полюбить друг друга. Чтобы не расставаться, Кострома и Купала решили утопиться. Боги смилостивились над ними и превратили их в цветок Иван-да-Марья, чтобы они всегда были вместе.

Виды растения

Иван-да-Марья относятся к роду марьянников. Всего их насчитывается тринадцать видов, из них в средней полосе России растут следующие виды:

  1. Марьянник дубравный. Его называют травой Иван-да-Марья.
  2. Вид полевой.
  3. Лесной марьянник.
  4. Вид луговой.
  5. Марьянник разрезной.

Польза травы

Растение Иван-да-Марью с давних времен применяют в народной медицине. С ним делают примочки, готовят настои для лечебных ванн, делают отвары. Приготовленные препараты помогают при кожных заболеваниях, невралгиях, головокружениях. Иван-да-Марья помогает справиться заболеваниями ССС и ЖКТ. Также настои и отвары оказывают ранозаживляющее, инсектицидное, противовоспалительное действие. С успехом травой лечат чесотку, депрессию, ревматизм.

Магические свойства

Когда цветет Иван-да-Марья, цветы собирают в день летнего солнцестояния. Считалось, что это растение защищает от опасных людей. Цветы раскладывали в углах дома для защиты от злых духов, воришек. Наличие травы не допускало ссор и разногласий между мужем и женой.

При потере рассудка или слуха людей отпаивали свежевыжатым соком растения. До сих пор люди верят, что для обретения красоты и благополучия необходимо в ночь на Ивана Купалу попариться в бане с веником из Иван-да-Марьи.

Легенды и мифы о растениях [Легенды Древнего Востока, языческие мифы, античные предания, библейские истории] Мартьянова Людмила Михайловна

Иван-да-марья

Иван-да-марья

Широко распространенное и хорошо всем знакомое растение иван-да-марья (melampyrum nemorosum) получило свое народное название за контрастную (противопоставление Иван-Марья, мужчина-женщина) и весьма привлекательную окраску: золотисто-желтые цветы хорошо смотрятся на фоне сине-фиолетовых кроющих листьев. Цветочная трубка красно-бурая. Губа цветков также со временем краснеет.

Издали кажется, что иван-да-марья (марьянник дубравный) цветет сразу и желтыми и синими цветами. Но подойдешь поближе – и увидишь, что цветки у этого растения желтого цвета, а над ними красивые синие листочки, которые как бы прикрывают собой эти желтенькие цветы. Желтые цветы и синие листочки над ними и делают иван-да-марью очень нарядной травой.

Но главная ипостась символа заключается в священном соединении огня и воды, земного и небесного.

Сочетание желтого и синего цвета отражает купальские значения огня и воды, широко используемые во время праздника. В этом качестве цветок представлялся как звено, соединяющее людей и с богами, и между собой. Не случайно союзы, заключенные на Купалу, считались нерушимыми, даже если совершались без ведома родителей и родни. Новобрачные, взявшись за руки, прыгали через костер, а затем совершали ритуальное омовение перед актом физической любви. Таков был обряд заключения сакрального брака, а символом его был цветок, в котором желтый цвет (огонь) соотносился с женихом, а синий (вода) – с невестой. Этот же смысл проводился в обряде спускания (скатывания) в воду подожженного колеса от телеги, а также сжигания в костре куклы, обряженной в синее платье.

Иван-да-марья – одна из распространенных в России сильных трав. На мысли человека практически не воздействует, поэтому применяется лишь в настоях. Эта трава позволяет организму достичь гармонии инь и янь-энергии, помогают человеку достигнуть счастья в жизни, притягивает к нему то, чего ему недостает. Нечисть она убирает за счет того, что ликвидирует с помощью резервов самого организма энергетические дыры, в которые проникает зло. Успокаивает нервную систему, при постоянном применении этой травы человек заметно хорошеет.

Но свои силы эта трава хранит очень недолго. Собрав ее близ дня Купалы (когда она созревает), вы сможете ею полноценно пользоваться не больше полного лунного месяца. В засушенном виде она с каждым лунным месяцем теряет около 10 % своих исцеляющих свойств, хотя химический состав ее остается прежним. Но тем более постарайтесь не пропустить возможность помыться веничком из иван-да-марьи вечером 7 июля (в день Купалы), чтобы смыть с себя те сущности, которые, прилепившись к вам, сжирают красоту и благополучие.

Люди, любуясь этим цветком, сочинили красивую легенду. В сухую, солнечную погоду пошли в лес по грибы Иван да Марья. Но не успели они дойти до леса как налетел ветер, набежали тучи, засверкала молния, началась гроза. Негде было спрятаться, и храбрый Иван заслонил красавицу Марью. Как только стихла непогода, Иван и Марья вернулись домой, а на том месте, где он спасал девушку, поднялась трава с красивыми фиолетовыми листочками, которые, как Иван Марью, защищали от непогоды желтые цветы. Вот и пошло отсюда название иван-да-марья.

Другая легенда рассказывает, что жил в лесу кривоногий, с копытцами, очень кудряво взъерошенный Леший.

Жил по-своему, горевал по-своему и радовался тоже по-своему. Одиночества он не боялся, друзей не имел, что такое любовь не знал. Так бы оно и шло впредь, но вдруг Леший влюбился. Увидел как-то по весне под кустиком глазастенькую желтенькую фиалочку – Марьюшку и пропал совсем. Фиалочка стоит, цветет, красуется, на Лешего даже не смотрит. А Леший, стараясь обратить на себя внимание, давай хвастаться, будто все умеет, все знает. Но фиалка на него не смотрит. Решил Леший сделать ей предложение, мол выходи за меня замуж. А фиалка в ответ: «Ивана люблю, за него замуж пойду». Это она для цветущего рядом фиолетового Ивана так сказала. Пришло время, поженились две фиалки, желтенькая и фиолетовая, и зажили вместе одним домиком, одним цветком. В цветке том желтые лепестки – Марьюшка, а фиолетовые – Иванушка. И не стало в лесу ни Марьюшки, ни Иванушки по отдельности, а есть единый лесной цветок иван-да-марья. А Леший до сих пор в лесу шатается, горюет и всем жалуется. Цветки ивана-да-марьи обильно выделяют нектар и вполне заслуженно считаются хорошим медоносом. Очень интересно приспособился цветок иван-да-марья к распространению семян – помогают ему в этом муравьи. Дело в том, что семена, похожие на пшеничные зерна, имеют мешочек с ароматными маслами. Для муравьев эти масла – лакомство, поэтому и перетаскивают они семена. А цветку только этого и нужно. А еще интересен этот цветок тем, что на корнях у него есть присоски, прикрепляющиеся к корням других растений. Так цветок подкармливается соком чужих растений. Этот цветок ядовит! А еще он обладает лечебными свойствами: заживляет раны, лечит сердце, кожу. Подумать только, маленький цветок, а как многим он нужен: семена для муравьев, цветочная пыльца для пчел, настойки из листьев для лекарств людям. Да и просто посмотреть на цветок, полюбоваться приятно.

Другие легенды, связанные с Иваном и Марьей, повествуют о запретной любви.

По одной версии, брат и сестра не ведали о своем кровном родстве и вступили в брак, за нарушение обычая они были обращены Богом в цветок. По другой – превращение состоялось по согласию влюбленных, которые не смогли справиться со своей страстью и не желали расставаться. Самый жесткий вариант предания гласит, что сестра хотела соблазнить братца, а он за это ее убил. В качестве предсмертной воли девушка попросила посадить на могиле этот цветок.

Иваном-да-марьей называют порой и трехцветную фиалку, а иногда – живучку женевскую, шалфей луговой и барвинок. Почему? У них тоже ярко отличающиеся два цвета (у фиалки третий, белый, в расчет не принимается).

По другой легенде жили-были брат Иван да сестра Марья в избенке на берегу озера.

Озеро тихое, а слава дурная. В этом озере водился Водяной.

Как наступит ночь Водяной начинает воду будоражить, тину со дна поднимать. В такие лунные ночи выходят из воды русалки и прячутся от Водяного в деревьях. И зовут их тогда древяницами.

И наказывал брат Иван сестре Марье в случае его отлучки не выходить из избы, кабы лиха не случилось. Велел ей тихо сидеть и песен не петь. Ушел Иван в лес на охоту. Марья работу по дому выполнила и стало ей скучно. Села у окна и запела песню. Вдруг слышит тонкий голос зовет ее на улицу выйти. Выглянула Марья за дверь, и ахнула. Там русалки хороводы ведут. Увидели Марью и зовут к себе. Надели венок на голову и признали ее своей царицей.

Вдруг из кустов выглянула страшная голова Водяного и его корявые руки потянулись к Марьюшке.

Вернулся Иван с охоты, а Марьюшки нет дома. Везде искал он ее, но не нашел. Настала купальская неделя.

И решил Иван сплести себе новые лапти и идти искать сестру.

Нашел за озером липку, ободрал, сплел лапти и пошел Марью искать.

Шел, шел, видит – стоит голая липка, с которой он лыко драл. Пошел дальше искать. Но куда ни пойдет везде находит эту липку. Рассердился Иван и решил срубить ободранную им липку. Замахнулся топором, а липка говорит человеческим голосом: «Не руби меня Иван, я сестра твоя Марья. Царь водяной меня в жены взял, теперь я древяница, а с весны опять русалкой буду. Чтобы я опять стала Марьей, тебе надо найти полынь-траву и бросить ее мне в лицо». Только она это проговорила, как лапти понесли Ивана далеко в лес. Нашел он полынь-траву. И бросил Иван в липку полынь-траву, вышла из липки сестрица Марья, обняла брата, заплакала. Бросили они домик у озера, уехали жить далеко-далеко.

И живут неразлучно до сих пор и кличут их всегда вместе – Иван да Марья.

Из книги 100 великих картин автора Ионина Надежда

ИВАН ГРОЗНЫЙ И СЫН ЕГО ИВАН Илья Репин Проблема героя всегда была важнейшей в русской исторической живописи. При этом слово «герой» имело двоякое значение: герой - положительный образ, воплощающий нравственные ценности, и герой, как главное действующее лицо

Из книги Крестная сила автора Максимов Сергей Васильевич

XXX. ИВАН КУПАЛА Изучая народные купальские песни, польские историки XVII века вывели скороспелое заключение о существовании какого-то особого славянского, бога Купалы. Но дальнейшие исследования ученых показали, что заключение это основано на простом искажении некоторых

Из книги Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет автора Лаврентьева Елена Владимировна

Из книги Погаснет жизнь, но я останусь: Собрание сочинений автора Глинка Глеб Александрович

Иван Катаев «Боремся мы для будущих поколений, им суждено воспользоваться плодами нашей борьбы. А мы должны себя бестрепетно принести в жертву. И вы, и я - только агнцы заклаемые, и нечего нам добиваться от жизни для самих себя чего-нибудь светлого. Это просто мешает

Из книги Повседневная жизнь русского кабака от Ивана Грозного до Бориса Ельцина автора Курукин Игорь Владимирович

Из книги Русский бал XVIII – начала XX века. Танцы, костюмы, символика автора Захарова Оксана Юрьевна

Иван Бунин Памятный бал Было на этом рождественском балу в Москве все, что бывает на всех балах, но все мне казалось в тот вечер особенным: это все увеличивающееся к полночи нарядное, возбужденное многолюдство, пьянящий шум движения толпы на парадной лестнице, теснота

Из книги Народный быт Великого Севера. Том II автора

Иван глиняный В некотором селе жил старик со старухою. Однажды старик сказал старухе: старуха, принеса-ка мне глины, я слеплю мальчика, так он будет нам заместо сына. Старуха принесла глины, размочила ее и они стали лепить, слепили и положили в печку сохнуть, а старуха села у

Из книги Народный быт Великого Севера. Том I автора Бурцев Александр Евгениевич

АНФИЙ ДА МАРЬЯ Жил-был Анфий да Марья; детей у них не было. Раз Анфий и говорит Марье: свари-ка мне три десятка яиц, я пойду да продам! А дело было перед Пасхой и яйца очень дороги. Марья сварила яйца, он выкрасил их и понес продавать. Взял он по рублю за яйцо, денег у него стало

Из книги Говорят что здесь бывали… Знаменитости в Челябинске автора Боже Екатерина Владимировна

ИВАН КУПЕЦКОЙ СЫН Не в котором царстве, не в котором государстве, не именно в том, в котором мы живем, жили-были два брата и имели они по двенадцати лавок и по трехэтажному каменному дому. У младшего брата был мальчик годов пяти или шести. Младший брат помер, а его молодая

Из книги Русский Галантный век в лицах и сюжетах. Kнига вторая автора Бердников Лев Иосифович

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Из книги Легенды и мифы о растениях [Легенды Древнего Востока, языческие мифы, античные предания, библейские истории] автора Мартьянова Людмила Михайловна

Из книги Бесы: Роман-предупреждение автора Сараскина Людмила Ивановна

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Иван-чай Кипрей традиционно использовался на Руси в качестве повседневного чайного напитка, придающего бодрость и хорошее самочувствие. Участники взятия Казани и покорения Астрахани, ратники Минина и Пожарского, гулящая вольница Степана Разина пили иван-чай, который

Из книги автора

В КАКОМ СТАВРОГИНЕ РАЗОЧАРОВАЛАСЬ МАРЬЯ ТИМОФЕЕВНА? Единственная в романе сцена свидания Ставрогина с Марьей Тимофеевной наедине имеет исключительно важное значение для понимания «основного мифа» «Бесов».Визит Николая Всеволодовича к Лебядкиной был третьим и

Из книги автора

Иван Купала По преданиям, ночь с 6 на 7 июля – это время разгула нечистой силы. Считалось, что ведьмы могли испортить праздник. В эту ночь старались провести обряд очищения: мылись и разводили костры, в которых старались сжечь все плохое, что осталось с прошлого года.Славяне

Иван-да-марья (марьянник дубравный) является самым известным растением среди марьянников. Насчитывается около 30 видов марьянника, которые распространены в умеренном поясе Северного полушария. Несмотря на наличие зелёных листьев, корни у марьянников образуют гаустории, которыми они прикрепляются к корням другим растений, чтобы высасывать из них питательные вещества. У большинства видов марьянника паразитизм обязателен для осуществления полного жизненного цикла. Растут по лесам, кустарникам, опушкам, полянам, вырубкам, сырым лугам, полям, некоторые - сорные растения. Размножаются только семенами, снабжёнными мясистым придатком (ариллоидом), привлекающим муравьёв, которые, поедая его, растаскивают семена. В России наиболее распространены марьянник дубравный , или Иван-да-марья , и марьянник луговой .

Издали кажется, что Иван-да-марья цветет сразу и желтыми и синими цветами. Но подойдешь поближе - и увидишь, что цветки у этого растения желтого цвета (нередко имеют оранжевый оттенок), а над ними красивые синие листочки, которые как бы прикрывают собой эти желтенькие цветы. Желтые цветы и синие листочки над ними и делают Иван-да-марью очень нарядной травой. Зацветает Иван-да-марья по нашим местам обычно в конце мая и цветет до самого сентября. Семена крупные, около 5-6 мм длиной, с сочными придатком, который привлекает муравьев. Растет марьянник дубравный по опушкам, светлым лесам, на полянах. В народной медицине марьянник дубравный применяли при заболеваниях кожи: экземе, диатезе.

Есть сказка рассказывающая происхождение названия этого растения: "Это было очень давно. Пошли в лес по ягоды Иван да красавица Марья. Но поднялась буря, ударил гром. Негде было спрятаться от непогоды. Присела Марья возле кустика, а храбрый Иван загородил ее собой от дождя и ветра. Стихла непогода. Иван да Марья вернулись домой, а на том месте, где храбрый Иван спас от непогоды красавицу Марью, поднялась лесная травка с яркими желтыми цветами и красивыми синими листочками, которые прикрывали желтые цветы. Вот и дали люди этому лесному растению в память о Иване и Марье такое название - иван-да-марья".

Любопытно, но название "Иван-да-марья" относилось не только к марьяннику, но и к ряду других растений, сочетающих в окраске цветков синий и желтый цвета: например, к фиалке трехцветной и анютиным глазкам.

Марьянник луговой не выделяется столь яркой окраской: цветки у него мельче, они беловатые с желтым пятном на верхней и нижней губе, реже - целиком желтые. Прицветники зеленоватые, но часто несут 2-3 пары крупных зубцов при основании. Эпитет "луговой" не соответствует условиям произрастания этого вида: он обитает в лесах, в том числе в хвойных, по краям сфагновых болот.

Марьянник дубравный, или Иван-да-марья (Melampyrum nemorosum L.)

Марьянник луговой (Melampyrum pratense L.)

Описание внешнего облика:
Цветки : Цветки собраны в верхушечное редкое кистевидное соцветие, обращены все в одну сторону. Прицветные листья зелёные, широколанцетные, при основании округлые, цельнокрайние или с 1-4 шиловидными зубцами. Чашечка в 2-3 раза короче венчика, с четырьмя линейными острыми оттянутыми вверх зубцами. Венчик жёлтый (трубка иногда белая), длиной 10-12 мм, с прямой трубкой.
Листья : Листья супротивные, яйцевидно-ланцетные или ланцетно-линейные, длиннозаострённые, обычно цельнокрайние, сидячие или с коротким черешком.
Высота : 15-30 см.
Стебель : Стебель прямостоячий, простой или с одной-двумя парами тонких ветвей, голый или опушённый в верхней части.
Плоды : Яйцевидные коробочки, вскрывающиеся с одной стороны.
Цветёт все лето - с июня до сентября, плоды созревают, начиная с июля.
Продолжительность жизни: Однолетнее растение.
Местообитание: Марьянник луговой - растение лесов, зарослей кустарников, опушек, полян, вырубок.
Распространенность: Европейско-западносибирский вид. В России распространён в европейской части, включая арктическую область, в Западной Сибири и на западе Восточной Сибири. В Средней России произрастает во всех областях. В Нечерноземье марьянник луговой обычнейшее растение, в чернозёмной полосе встречается реже, преимущественно в сосновых лесах.
Дополнение: Хороший медонос. Семена служат кормом боровой дичи. Глухари поедают зелёные листья. В Средней России в хвойных лесах нечернозёмной полосы, преимущественно в северной части встречается Марьянник лесной (Melampyrum sylvaticum L.) - европейский вид, габитуально схожий с марьянником луговым, отличающийся от него меньшими размерами венчика (длина 5-7 мм), тёмно-жёлтой окраской, согнутой (а не прямой) трубкой и коробочкой, вскрывающейся двумя створками, с продолговатыми буроватыми семенами.

Марьянник гребенчатый (Melampyrum cristatum L.)

Описание внешнего облика:
Цветки : Соцветие колосовидное, очень густое и плотное, четырёхгранное. Кроющие листья цветков жёлто-зелёные или светло-пурпурные, при основании резко расширенные, вдоль сложенные, с поднятыми неравномерно гребенчатыми, острозубчатыми и реснитчатыми краями; в верхней части суженные у нижних листьев в ланцетно-линейную, вниз загнутую цельнокрайнюю острую верхушку длиной 3 см; у верхних кроющих листьев верхушка около 1 см длиной, обычно направлена вверх. Чашечка по рёбрам длиннореснитчатая, с четырьмя ланцетными острыми неравными зубцами. Венчик двугубый, жёлтовато-белый, с ярко-жёлтой нижней губой, реже пурпурный.
Листья : Листья супротивные, ланцетные или линейные, нижние до 4 см длиной, цельнокрайние, с короткими черешками; верхние сидячие, до 8 см длиной, в основании копьевидные или неравномерно зубчатые.
Высота : 10-35 см.
Стебель : Стебель прямостоячий, простой или в верхней части ветвистый, четырёхгранный.
Плоды : Продолговато-яйцевидные дугообразно изогнутые коробочки.
Семена : Тёмно-коричневые.
Время цветения и плодоношения: Цветёт всё лето, с мая до августа, плоды созревают, начиная с июня.
Продолжительность жизни: Однолетнее растение.
Местообитание: Растёт в светлых, преимущественно лиственных лесах, на опушках, полянах, в речных поймах, на болотистых и солончаковых лугах и в степях.
Распространенность: Европейский вид, заходящий на запад Северной Азии. В России распространён в европейской части, в Западной Сибири и на западе Восточной Сибири. В Средней России встречается во всех областях, но в северных редко.
Дополнение: Опушён редкими белыми щетинистыми волосками. Хороший медонос.

Марьянник полевой (Melampyrum arvense L.)

Описание внешнего облика:
Цветки : Цветки собраны в верхушечное длинное густое цилиндрическое колосовидное соцветие. Кроющие листья цветков (все или только верхние) розовые или лиловые, яйцевидно-ланцетные, гребенчато рассечённые; зубцы иногда несут два ряда чёрных точек-чешуек, выделяющих нектар. Чашечка трубчато-колокольчатая, коротко опушённая, с четырьмя линейно-шиловидными зубцами, часто дуговидно изогнутыми. Венчик пурпурный, двугубый, нижняя губа его с жёлтыми пятнами.
Листья : Листья супротивные, ланцетные или линейные, толстые, цельнокрайние или с 2-4 длинными острыми зубцами.
Высота : 15-50 см.
Стебель : Стебель прямостоячий, округлый, ветвящийся. Ветви тонкие, торчащие вверх.
Плоды : Обратнояйцевидные коробочки с загнутым маленьким носиком.
Семена : Продолговатые тёмно-коричневые.
Время цветения и плодоношения: Цветёт с июня до сентября, плоды созревают, начиная с июля.
Продолжительность жизни: Однолетнее растение.
Местообитание: Растёт в лесах, на полянах, опушках, в зарослях кустарников, в степи.
Распространенность: Европейский вид, заходящий на Кавказ и в Сибирь. В России распространён в южной половине европейской части, в Предкавказье, Дагестане и на юге Западной Сибири. В Средней России встречается в чернозёмной полосе.
Дополнение: Покрыт белыми короткими прижатыми волосками. Размножается семенами, которые имеют мясистый придаток и распространяются муравьями. Хороший медонос. Близкий вид Марьянник серебристоприцветниковый (Melampyrum argyrocomum (Fisch. ex Ledeb.) K.-Pol.) также встречается в степях чернозёмной полосы. Он отличается от марьянника полевого белыми или бледно-жёлтыми кроющими листьями цветков и такого же цвета венчиком, а также серповидно вниз загнутой коробочкой.

При использовании материалов сайта, необходимо ставить активные ссылки на этот сайт, видимые для пользователей и поисковых роботов.


В каждом уголке мира есть религии, учения которых основываются на магии трав. Как колдуны, так и современные врачи уверяют, что растения обладают энергией и целебными свойствами, которые еще неизученные человеком. Одна из самых загадочных трав — иван-да-марья.

Наши предки не знали о докторах и таблетках. Зато они поправляли свое здоровье дарами природы. Новорожденных купали в отварах, девушки умывались духмяной водой для красоты, а больным давали настойки для лучшего самочувствия.

Конечно, с прогрессом часть знаний были забыты навсегда. Но все же некоторая информация сохранилась до наших дней. Сегодня травы помогают укрепить здоровье, очистить организм и даже привлечь удачу или покорить сердце любимого человека.

Иван-да-марья относятся к парафилетической группе растений. В народе этот цветок также называют адам-и-ева, медуница, брат и сестра, желтяница, медянка, огнецвет, марьянник дубравный, желтушка, иванова травка, луговой звонец.

С этим растением связана одна красивая, но трагическая история. Легенда рассказывает, что когда-то на земле жили брат и сестра — Иван и Марья. Судьба разлучила их еще в детстве. Прошло много лет и родные люди встретились. Парень и девушка сразу влюбились и даже решили пожениться. Тогда и открылась страшная тайна их родства. Для того, чтобы никогда не расставаться, молодые люди превратились в красивый цветок. По другой версии это было наказание Господа за то, что кровные родственники поженились. Фиолетовый и синий цвет символизируют рубашку парня, а желтый — платок девушки.

Славяне верили: если собрать цветы в ночь на , то растение будет защищать ваш дом от беды на протяжении всего года. Эта трава отгоняет нечисть, защищает семью и умножает любовь между мужчиной и женщиной.

Заготавливают траву летом, в период цветения. Листья сушат на открытом воздухе. Встретить этот экземпляр можно на полях и в светлых лесах. Растение распространено в европейской части России, в степях Украины и на Кавказе. Хранить траву следует подальше от других лечебных растений. Срок годности 10 месяцев.

Иван-да-марья помогает при воспалениях. С помощью медуницы заживляют раны. Также ее используют при головных болях, болезнях желудка и проблемах кожи.

С этого экземпляра делают настойки для ванн. Для этого берут 3 столовые ложки рубленой, высушенной травы и заливают 1 литром кипятка. Жидкость должна настаиваться не менее двух часов. После чего отваром промывают раны.
Лечит растение и эпилепсию. 1 ложку травы заливают стаканом горячей воды и оставляют настаиваться полчаса. После чего фильтруют и выпивают по одной ложке несколько раз в день.

Но следует быть очень осторожным. Неправильно подготовлена трава, может содержать в себе ядовитые вещества.

Мужским и женским именами в народе названы растения, которые цветут разноцветной или различной по форме парой соцветий. Одним из таких представителей является бегония, насчитывающая большое количество видов и гибридных сортов. Большой популярностью пользуется бегония клубневая. Привлекательность ей создает внешний вид и . Сегодня представляется цветок Иван да Марья – бегония комнатная: как выглядит, посадка и уход.

Цветок Иван да Марья бегония комнатная как выглядит

Определяют наиболее развитые листки, обрезают их, помещают во влажный субстрат (песка – 3, торфа – 1 часть) и ставят в притененное место.

Защита растения от болезней и вредителей

Бегония поражается мучнистой росой ложной.

Переизбыток влаги становится причиной образования . Чтобы своевременно обнаружить неприятную проблему, рекомендуем наблюдать за внешним видом сердцевины кустика и его нижних листьев, на которых чаще всего проявляются гниль или роса.
Пораженные листья немедленно удаляются, количество поливов резко сокращается. Эти меры позволят предотвратить размножение грибковых вредителей.
Бегонию чаще всего атакуют тля и . Бороться с ними необходимо методом опрыскивания, для чего используются специальные препараты.

Считается чудесным растением. При правильном уходе она , балкон или лоджию. Особого внимания к себе не требует.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.