У каких деревьев листья зеленые до заморозков. Почему листья остаются на ветках даже при наступлении заморозков. Как растения живут зимой

Каждое время года по-своему прекрасно. Погода за окном оказывает большое влияние на все живое, что нас окружает. Поэтому и зима и весна, и лето, и осень играют большую роль в жизни растений.

Весна

Растения, цветущие весной

Весной дни становятся длине, а солнечные лучи все теплее. Именно в этот период абсолютно все растения начинают расти, пускать почки и тянуться к солнечному свету. Для того, чтобы рост растений был прогрессивным, необходимо частое и обильное увлажнение, особенно если зама была не снежной.

Самыми первыми весенними цветами являются мелколучковичные, например, галантусы, карликовые ирисы, крокусы, хионодоксы и пушкинии.

А в апреле начинают цвести нарциссы, ботанические тюльпаны, гиацинты, а также пролески сибирские и рябчик императорский.

Ближе к маю распускаются прекрасные многолетки: примулы, пролески дубравная и лютичная, лесные хохлатки и медуницы сахарные.

Жизнь кустарников также восстанавливается в весеннюю пору. Самыми ранними являются: волчье лыко, форзиция, бузина красная и спирея японская. Ближе к середине весны начинает цвести айва японская, магония падуболистная, миндаль степной и луизеания трехлопастная.

Май является самым красочным месяцем в жизни растений. Начинают цвести луковичные - тюльпаны, нарциссы, мышиный гиацинт мускари. Поражает своей красотой лук декоративный и лук гигантский.

Также представителями весеннего цветения являются незабудки, маргаритки, виолы. А ближе к лету в права вступают: бадан, белоснежный ландыш, бруннера, дицентра и дороникум.

Конечно, стоит отметить деревья, цветущие в весенний период - абрикос, яблоня, груша, вишня, слива и многие другие.

Лето

Жизнь растений летом

Лето является жизненным пиком практически всех растений. Теплая погода, долгие солнечные дни и увлажнение способствуют не только благоприятному росту, но и возможности накопить полезные вещества для того, чтобы пережить зиму.

Уже летом, тюльпаны, камелии, цикламены, гиацинты и нарциссы начинают готовиться к следующему цветению, набираясь сил и энергии в летнюю пору.

Это время года является периодом цветения многих сортов: клеомы колючей, роз, бегонии вечноцветущей, настурции, газании, львиного зева, бархатцев и петуний. Своими красками и ароматом радуют: резеда, смолевка, маттиола, кларкия, гацания и многие другие цветы.

Очень красивы кустарники, цветущие в летнюю пору - будлея, жасмин, кустовая роза, гортензия мельчатая, рододендрон и спирея. Кареоптерис, каликант, олеандр, лапчатка, ладанник, скумпия кожевенная и клетра - все эти кустарники цветут в теплый летний период.

В начале лета на лугах вырастают и зацветают васильки, колокольчики, ромашки, а на лесных опушках появляется малина. На водоемах виднеются кувшины. Начинают созревать плоды земляники, и появляются первые грибы.

В середине лета воздух пропитывается ароматами цветущий липы. А вишня, малина, черника, смородина и крыжовник покрываются многочисленными плодами.

Осень

Изменение жизни растений осенью

Практически для всех растений осень является периодом успокоения или окончания жизненного цикла. Солнечных дней становится все меньше, а температура воздуха постепенно понижается. Однолетние растения, такие как, горох, цветная капуста, укроп и другие заканчивают свои рост и высыхают. Тоже самое происходит и с однолетними цветами - календулой, лютиком, льном, незабудками и другими.

Осенью у березы листья становятся светло-желтыми, у рябины - пунцово-красными, у осины - оранжевыми, а у ольхи - мутно-зелеными. Большинство деревьев сбрасывают свою красочную листву.

Цвет трав также приобретает особый пигмент. Голубика и сныть становятся фиолетовыми, а черника - ярко-желтой.

Листопад является неотъемлемой и не малозначимой частью жизни растений. Покров, образуемый упавшими листьями, защищает деревья от зимних заморозков и насыщает корни полезными веществами.

Не все деревья сбрасывают с себя листву, например, сосна, ель и можжевельник являются вечнозелеными видами. Также в холодную пору зелеными остаются: вереск, багульник, клюква, брусника и другие растения.

Деревья подготавливаются к зиме, вырабатывая защитные вещества на своих ветвях - кожистые чешуи, волосистый покров и смолистые, восковые вещества.

Пережить зиму и начать жизненный цикл весной способны брусника, багульник, одуванчик, маргаритка, чистотел, медуница, подорожник. В виде луковиц сохраняется мать-и-мачеха. А в виде семян остаются мокрицы, ярутки, пастушьи сумки, лебеды и крапива жгучая.

Зима

Как растения живут зимой

Зима является самым сложным периодом в жизни растений. Осенью происходит подготовка к холодам, ветрам и снегу, меняется химический состав деревьев и кустарников. Опавшие листья защищают корни от мороза и насыщают растения питательными веществами.

Однолетние растения не доживают до зимнего периода, а многолетние успевают подготовиться. Снежный покров становится для них неким одеялом, способным сохранить тепло и поддерживать уровень влаги.

Растения, сбросившие листья, впадают в зимнюю спячку. А вечнозеленые виды: пихта, ель, сосна, можжевельник, кедр - не засыпают, а живут за счет того, что в их иголках содержится достаточное количество влаги и минералов. Это позволяет им пережить самые сильные морозы.

Каждый класс формирует свою команду в количестве 5 человек. В течение вечера можно неоднократно проводить смену игроков.

Ведущий. Разрешите мне начать наш сегодняшний вечер, посвященный прекрасному времени года – осени.
Осень – пора листопада. Листья многих деревьев и кустарников меняют окраску. Словно соперничают друг с другом в красоте пурпурная и золотисто-желтая листва. Но у некоторых растений листья остаются зелеными до заморозков, а после выпадения снега чернеют. Продолжительность листопада у разных растений неодинакова. У березы листопад длится около двух месяцев, а липа сбрасывает листву за две недели.
Многие поэты в своих стихах воспевали красоту осенних лесов и полей.

Дрогнули листочки, закачались клены,
С золотистых веток полетела пыль…
Зашумели ветры, охнул лес зеленый,
Зашептался с эхом высохший ковыль…

(С.Есенин )

Осень – это и пора уборки урожая. Осенью у большинства растений созревают плоды и семена. А знаете ли вы загадки о плодах и семенах? Сейчас мы это проверим.

Разминка

Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.

Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.

(Арбуз. )

На тычинке городок,
В нем семьсот воевод.

Сто одежек,
Да все без застежек.

(Капуста .)

Кругла, да не девка,
С хвостом, да не мышь.

Красна девица сидит в темнице,
А коса на улице.

(Морковь .)

Был ребенок – не знал пеленок.
Стал стариком – сто пеленок на нем.

(Кочан капусты. )

В деревянной колыбельке
Спит на веточке Емелька.

– Черная?
– Нет, красная.
А почему она белая?
А потому, что зеленая.

(Красная смородина.)

Стоит он задумчивый,
В желтом венце,
Темнеют веснушки
На круглом лице.

(Подсолнух. )

Носил мальчик
Зеленый кафтанчик,
Стал паном –
Обзавелся красным кафтаном.

(Помидор .)

Когда зелено – кушать велено,
Когда спелое – лежит целое.

(Огурец .)

В землю – зубочек,
Из земли – клубочек.

(Чеснок .)

Красна, а не калина,
Горька, а не осина,
Кругла, а не лукошко,
Хвост есть, а не кошка.

(Редис .)

Корни пучком, листья торчком,
Корни густые, листья пустые,
А стебель особый –
Найди, попробуй.

Определите деревья по их листьям

Каждой команде выдают листья 2–3 деревьев или кустарников. Необходимо правильно определить эти растения.

Варианты. Сирень, тополь, клен. Черемуха, калина, яблоня. Ясень, слива, вишня. Береза, малина, груша. Липа, ильм, смородина.

Конкурс эрудитов

1. У каких деревьев листья осенью желтеют? (Липа, тополь, береза, ясень .)
2. У каких деревьев и кустарников листья становятся красными? (Черемуха, клен, шиповник, калина, сирень.)
3. Какие травянистые растения продолжают цвести до глубокой осени? (Пастушья сумка, дикая редька, мятлик, клевер.)
4. Следует ли сжигать осенние листья? Свой ответ поясните. (Нет. На горение расходуется кислород. Из опавших листьев образуется перегной .)
5. Какие растения зимуют с зелеными листьями? (Хвойные деревья, брусника, клюква, земляника, клубника, клевер, чистотел .)

Поэтический конкурс

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась…

(А.С. Пушкин )

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…

(А.С. Пушкин )

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей…

(А.С. Пушкин )

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол
Отрок–ветер по самые плечи
Заголил на березке подол…

(С.Есенин )

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком…

(С.Есенин ).

Решите задачу

В столбцы таблицы впишите названия деревьев

(Ольха, ясень, слива, сосна, груша .)

Пока команды решают задачу, болельщики исполняют песни об осени.

Ставка

Команды делают ставку выигранными жетонами на право отвечать на вопрос (у кого больше ставка, тот и отвечает). Если ответ неверный – жетоны забирают, если правильный – добавляют.

1. Какое значение имеет листопад в жизни растений? (Освобождение от вредных веществ, прекращение испарения влаги .)
2. Назовите хвойное растение, которое на зиму сбрасывает свою листву? (Лиственница .)
3. Какие птицы с наступлением холодов улетают в теплые страны? (Гуси, утки, журавли и т.д. )

Домашнее задание

Демонстрация осенней моды (с использованием даров природы).

Продолжительность жизни развившихся на побеге зеленых листьев у разных видов растений неодинаковая и колеблется от 2-3 недель до 20 и более лет. В целом нужно отметить, что листья многолетних растений по сравнению со стеблем и корнем обладают наименьшей длительностью жизни. Это, видимо, связано с тем, что ткани листа, сформировавшись, больше не обновляются, а с другой стороны, листья в течение своей сравнительно короткой жизни очень активно функционируют.

Различают виды растений листопадные и вечнозеленые . Первые характеризуются тем, что ежегодно в течение некоторого периода находятся в безлистном состоянии, и этот период обычно совпадает с неблагоприятно складывающимися условиями внешней среды. Например, большинство наших деревьев и кустарников не имеют листьев в зимнее время.

Вечнозеленые растения характеризуются наличием зеленых листьев в течение круглого года. Но это не значит, что лист у них сохраняется и функционирует вечно, в течение всей жизни особи. У вечнозеленых растений тоже имеется листопад, но с растения опадают более старые листья и всегда сохраняются листья, образовавшиеся в более поздние сроки.

Для влажных тропических лесов характерны вечнозеленые растения, хотя и среди них есть растения с листьями, сохраняющимися меньше года. Но за этот отрезок времени успевают неоднократно раскрыться почки и дать начало новым олиственным побегам. В тропических лесах обычны и растения с листьями, живущими в течение нескольких лет. Есть растения, которые, хотя и короткий отрезок времени в году, могут быть в безлистном состоянии.

У подмосковных вечнозеленых растений - ели и сосны - листья сохраняются в течение 5-7 (у ели) и 2-4 (у сосны) лет. Длительность жизни хвои ели более продолжительна у растений, произрастающих в районе Кольского полуострова и Приполярного Урала, где она достигает 12-16, а в некоторых случаях 18 (22) лет. Долго сохраняется хвоя у тянь-шаньской ели (Picea sсhгеnkiаnа F. et. М.) в Заилийском Алатау, где были обнаружены листья 26-28-летнего возраста. (По данным И. Г. Серебрякова (1952)).

Листопад - процесс биологический, обусловленный развитием растительного организма и его жизнедеятельностью. Листопаду предшествует старение листа: снижается интенсивность жизненных процессов, протекающих в его клетках (фотосинтеза, дыхания), уменьшается содержание рибонуклеиновой кислоты, азотных и калийных соединений. Гидролиз преобладает над синтезом веществ; в клетках накапливаются конечные продукты распада (например, кристаллы оксалата кальция). Наиболее ценные минеральные и пластические соединения уходят из листьев. Их отток обычно совпадает или с формированием и ростом новых органов, или с отложением запасных веществ в уже готовые запасающие ткани. В опытах удавалось продлить жизнь листьев, удаляя почки или другие образования на растении, куда могут поступать пластические и минеральные вещества из листьев. Переброска веществ к местам их повторного использования рассматривается как одна из причин старения и опадения листьев.

Таким образом, продолжительность жизни листа определяется процессами роста и развития растительного организма в целом.

У большинства деревьев и кустарников в период листопада листья меняют окраску и становятся желтыми или багряными. Их желтый цвет обусловлен пигментами пластид (каротином и ксантофиллом) и клеточного сока (флавонами).

Красновато-багряный цвет листьев обеспечивается накоплением в клеточном соке пигмента антоциана , который меняет свою окраску в зависимости от рН среды. В щелочной среде антоциан принимает голубовато-синюю окраску, а в кислой - розово-пурпуровую. У некоторых растений (ольха, сирень) листья сохраняют зеленый цвет до отмирания.

Помимо биохимических превращений, происходящих в листьях перед их опадением, наблюдаются и анатомические изменения в основании листа. Перпендикулярно продольной оси черешка близ стебля закладываются клетки отделительного слоя. Межклетное вещество, соединяющее эти клетки, ослизняется, и клетки отделяются друг от друга. На месте отделения листа со стороны стебля к этому времени формируются слои клеток, оболочки которых опробковевают. Образовавшийся слой пробки защищает внутренние ткани стебля на месте отделившегося листа.

После образования отделительного слоя и нарушения связи между клетками лист еще некоторое время продолжает оставаться на дереве благодаря проводящим пучкам, связывающим лист со стеблем. Но наступает момент нарушения и этой связи, и листья опадают.

Методы исследования в биологии . Люди с древнейших времён изучали окружающую их природу, используя различные методы (от греческого «методос» - способ познания, путь). К основным методам относятся наблюдение, эксперимент (опыт) и измерения.

Наблюдение - восприятие природных объектов или явлений с помощью органов чувств. В ходе наблюдения объекта или явления человек лишь фиксирует результаты, не вмешиваясь в сам процесс. Например, наблюдения за сезонными периодическими явлениями в жизни растений и животных, которые изучает фенология (от греческих слов «файно» - являю и «логос»).

Эксперимент - наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, которые позволяют установить, как те или иные условия влияют на объект или явление. Например, мы можем поставить эксперимент, который позволит выяснить, какие условия необходимы для прорастания семян разных растений.

Результаты, полученные в ходе наблюдений и экспериментов, должны быть проверены и подтверждены новыми наблюдениями и экспериментами. Только после этого они могут считаться научными фактами.

При проведении наблюдений и экспериментов всегда проводятся измерения. Каждый из вас неоднократно измерял длину и ширину тел, время, температуру, расстояние, скорость движения и т. д. Именно анализ и сравнение измерений, полученных при проведении наблюдений и экспериментов, позволяют выявить определённые закономерности.

С другими методами биологических исследований вы познакомитесь в старших классах.

Приборы и инструменты . В современных биологических лабораториях используются самые различные, иногда очень сложные и дорогие, приборы и инструменты (рис. 4). В школе при проведении наблюдений и экспериментов вы также будете использовать различные приборы, инструменты и оборудование. Многие из них вам хорошо знакомы, с другими вы встретитесь впервые (рис. 5). При проведении лабораторных работ в школьном кабинете биологии важно правильно использовать имеющееся оборудование и строго соблюдать правила техники безопасности при работе с ним.

Рис. 4. Современная биологическая лаборатория

Рис. 5. Приборы и инструменты биологической лаборатории

Техника безопасности в биологическом кабинете

  1. Точно следовать всем указаниям учителя при проведении лабораторной или практической работы, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ.
  2. Внимательно изучить содержание и порядок проведения лабораторной или практической работы, а также безопасные приёмы её выполнения.
  3. Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы. Приборы и оборудование разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.
  4. Проверить исправность оборудования, приборов, целостность лабораторной посуды и приборов из стекла.
  5. При нагревании жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели (штативы), отверстие пробирки или горлышко колбы не направлять на себя и на своих товарищей.
  6. Во избежание ожогов запрещается брать незащищёнными руками нагретую посуду с жидкостями.
  7. Соблюдать осторожность при обращении с колюще-режущими инструментами, приборами из стекла и лабораторной посудой, не бросать, не ронять и не ударять их.
  8. В случае если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищёнными руками, а использовать для этой цели щётку и совок, предварительно поставив в известность учителя.
  9. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и её загорании немедленно сообщить об этом учителю и по его указанию покинуть помещение.
  10. При получении травмы сообщить об этом учителю, немедленно оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
  11. По окончании работы привести в порядок рабочее место, сдать учителю приборы, оборудование, материалы и при необходимости тщательно вымыть руки с мылом.

Новые понятия

Методы исследования. Наблюдения. Эксперимент. измерения

Вопросы

  1. Какие методы исследования в биологии вам известны?
  2. Чем наблюдение отличается от эксперимента?
  3. Что изучает фенология?

Задания для любознательных

Биологические знания и умения пригодятся в вашей повседневной жизни. Они помогут понять и полюбить окружающую природу, умело использовать и приумножать её богатства. Очень важно знать природные условия и растения местности, в которой вы живёте. Эти знания вы приобретёте не только на уроках, но и на экскурсиях, при проведении опытов и наблюдений. Фенологические наблюдения следует вести круглый год. Они помогут вам лучше понять особенности развития природы и определить сроки проведения работ в саду, огороде, в поле.

Проведение фенологических наблюдений за изменениями, происходящими в жизни растений осенью

  1. Понаблюдайте, у каких растений происходит изменение окраски листьев, какова она у разных растений (рис. 6).
  2. Отметьте, у каких растений листья остаются зелёными до заморозков.
  3. Понаблюдайте, как долго длится листопад у разных растений.
  4. Регулярно записывайте в тетрадь все изменения в жизни растений. Сравните результаты своих наблюдений с результатами наблюдений других учащихся класса. Обсудите их. Сделайте выводы.

Рис. 6. Осенняя окраска листьев

Рис. 7. Посадка деревьев школьниками

Продолжите фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в жизни растений зимой и весной. Примите участие в осенних посадках деревьев и кустарников (рис. 7).

Наступила зима, а на моих яблонях не опали листья. Почему?
Галина РАЗУМОВСКАЯ , Новогрудский район

Иногда случается так, что листья остаются на ветках даже при наступлении заморозков. Они становятся черными, вялыми, но не опадают. Листопад - это биологически необходимый процесс для развития и роста многолетних растений, защита их от потери влаги. Вода необходима дереву для зимовки. Процесс испарения у некоторых растений происходит медленнее, поэтому листья не опадают до зимы. Этому способствуют эфирные масла или наличие слизистого вещества, которое заполняет специальные ходы в прожилках.

Почему же у ваших деревьев не опали листья, если нет никаких видимых для этого причин? У разных сортов яблонь листья опадают не единовременно. Например, у «антоновки» часть зелени уходит в зиму. Это не беда, если у нее все побеги хорошей степени одревеснения, а почки сформированы и готовы к зимовке. О патологии процесса можно говорить тогда, когда побеги растения слабые, травянистые, а почки на них дифференцированные. Листья при этом могут быть зелеными, прочно держащимися на ветках. Это и является типичным признаком слабой морозоустойчивости.

Основная причина такого явления - перекорм азотными удобрениями. Иногда это наблюдается при поздней подкормке яблонь. Специалисты рекомендуют не вносить в почву азотные удобрения во второй половине лета, чтобы листва могла полностью опасть осенью до зимовки. Если же вы уверены в грамотном их внесении и деревья с оставшимися листьями росли в равных условиях с другими растениями, то можно предположить, что это нерайонированные сорта и продолжительность периода вегетации у них длительная. Таким образом, они просто не успели завершить цикл развития.

Явной причиной задержки листопада может быть неправильно организованная обрезка летом, что провоцирует рост побегов, а также чрезмерно жаркое лето и влажная осень. Деревья перенасыщаются влагой и не успевают подготовиться к зиме. Они при этом продолжают расти, и отток питательных веществ к корневой системе задерживается. В результате задержки листопада осенью яблони в зимний период входят ослабленными, побеги у них незрелые, а на листьях чаще всего прячутся различные бактерии и возбудители болезней. Последствиями могут стать солнечный ожог и обморожение кончиков ветвей зимой.

Как помочь яблоне стать более устойчивой к морозам

Примените ошмыгивание листьев, то есть их удаление. Но не стоит путать этот прием с обрыванием. Этого делать ни в коем случае нельзя, иначе повредите побеги. Ошмыгивание проводят путем проведения руки снизу вверх, в результате отделяются сухие и слабые листья.

До заморозков нужно побелить стволы яблони и основные ветви.

Создайте тепловую подушку для корней. После первого снега притопчите его под деревом, сверху насыпьте смесь опилок и торфа, а после следующего снегопада заново притопчите снег.

Подготовил Иван АДАМЕНКО, агроном



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.