Сказки про овощи и фрукты. Фруктовый сад Небольшой фруктовый сад произведение

Жил дед Михаль на краю деревни, лес подступал к забору, а в стареющем, уже довольно запущенном саду весной бывало много соловьёв. В лесу собирали душистую землянику, дикую малину, грибы.
На огородах буйно отцветала картошка, а в садах поспевали и пряно пахли ранние яблоки, когда дед Михаль почувствовал немощь и потную слабость в теле, начал сохнуть, наливалось желтизной лицо. Старик попросил у соседей конверт, передохнул и сел за стол. «Андрейка, приезжай быстрее, - писал дед Михаль, а глаза наливались горючей сыростью слёз, - захворал я, сыночек мой родненький. Скончаюсь и тебя не увижу…».
Михаль отдал письмо почтальону, потоптался на дворе и свернул в сад. Стоял сухой безветренный день. чудесный – аж полсотни деревьев – сад устилал землю прохладной тенью; гнулись чуть ли не до земли от плодов яблони; синели недоспелые сливы; обособливо наливались мягкой сладостью груши; а малинник горел ягодами, будто кто осыпал его горячими угольками. Михаль осторожно потрогал руками каждое деревце, слабо улыбнулся… Но тут же закололо внутри так, что он едва дотянул до хаты и мокрый от пота лёг на лежак.
Одинокий… Ненужный… Как же так? Ведь всё, что у него есть, что накоплено, будет его, перейдёт к сыну, только его будет! Зачем мне всё это на том свете, туда никто ничего с собой не берёт. Как люди приходят в жизнь ни с чем, нищими, такими же они и уходят из жизни. Как же тогда – одиночество? Глупости! Вот приедет через несколько дней сыночек и конец!
Конец – это слово его смутило – чему конец? Разумеется, конец одиноким ночам, одиноким мыслям … нет, не это. Всё равно он будет один, в одиночестве… Тогда чему конец? Может, покинет ощущение, что жизнь проходит так, как часы: бегут минуты, часы, сутки, годы, а жизнь бесполезная и ненужная, словно белые курчавые облака на небе набежали небольшим облаком и исчезли, и никакой пользы нет от них людям. Но существует ли в действительности это ощущение, когда знаешь, что ты нужен и полезен так же, как самый маленький болтик в могучем механизме? Обманчиво это ощущение, оно тебе знакомо, появляется где-то к концу жизни, когда воспоминания тысячу раз прокручены, словно старый фильм, а межа твоей жизни уже так близка… Конец – тогда чему будет конец, ведь приезжает сын, твоя радость, твоё единственное счастье, твоя кровиночка?
Перемогая бесконечные боли в груди, Михаль думал о прошлом своей жизни, о настоящем, о смысле этой самой жизни, временами впадая в короткое забытьё, то ли полубред, то ли полусон. Через два дня зашла соседка Ксения и испуганно воскликнула:
-А божечки ж мой, тебя ж в больницу нужно! Побегу я сейчас до бригадира, транспорт попрошу.
-Не выдумывай ты, …прошу, не надо. Я травами лечусь, Андрея жду… Ксения принесла из дома горшок молока, хлеба, миску тёплого картофельного супа, огурцов и всё это поставила на лавку у лежанки. «Ешь, ешь», - ласково попросила Михаля, а сама стала прибирать в хате. Тот пожевал кислый огурец, выпил молока и, приподнявшись, начал следить, как ловко управляется Ксения и какое у неё свежее, ещё не побитое старостью лицо. Что-то смутное колыхнуло душу… он не понимал себя, но чувствовал, что это что-то большое, необъяснимое, это и есть самое важное – любовь.
От других мужчин он слышал, что любовь мучила их – превращала жизнь без взаимной любви в муку. Он много лет остерегался этого опасного чувства, что терзает сердце мужчины. Но когда он пустил его в свою душу и сам не знает. Но когда это чувство заполонило его душу, оно наполнило его светлым восторгом, хотя и без тёплой, приятной печали. Никогда раньше он не испытывал ничего подобного и даже не мог представить, что долгие часы одиночества могут пролетать незаметно при незримом присутствии женщины, вызванной с расстояния его молодости и всю жизнь прожившей с ним по соседству.
-Почему ты суп не стал кушать? – спросила Ксения. Она смотрела на Михаля полными не прикрытой жалости глазами.
-Не хочется что-то.
Ему не по себе было от её взгляда, кидало в жар, на усохших щеках вспыхнул нездоровый румянец. Ксения пошла, а Михаль глядел на вымытый стол, на стены, очищенные её руками от паутины, и вспоминал, какой необычайно пригожей была она в молодости. Парни не давали ей покоя. Очаровала пронзительной чернотой глаз Ксения и Михаля, но он никогда её и за руку не трогал, боялся, чтобы не обсмеяла. Ксения вышла замуж, женился и Михаль, взял Степаниду, дивчину хоть и не очень красивую, но румяную и приветливую. Детей у них долго не было, обои аж почернели от горя, извелись и потеряли всякую надежду, но всё ж потом Степанида родила сына. Они тогда чуть не сомлели от счастья. Михаль посадил яблонь, груш, вишни, слив и, когда на деревцах появились первые плоды, огородил сад со всех сторон высоченным – курицы не взлетят - забором. Фрукты односельчанам не продавал, хотя такого огромного плодоносящего сада ни у кого не было. Рассуждал так: «Запроси дорого – покривятся, разобидятся, отдай за бесценок – нет выгоды». Потому и возил в неблизкий город на рынок каждую осень корзины с духмяными плодами. А вырученные деньги пускал на сына. Ходил он лучше других одетый, обутый, накормленный. Ни в чём они не отказывали сыну.
Померла, простудилась на рынке, Степанида. Михаль её похоронил, но жениться не стал, на другой уже год стала вдовой Ксения. Мужик её стал переходить весной речку, лёд треснул, и только шапка осталась от него на дымной воде. Корову Михаль продал, свиней не держал, жил на пенсию. Оставшись один, он сам не стал стоять на базаре, такого он не допускал даже в мыслях, а фрукты продавал оптом и к нему ехали перекупщики на своих машинах и тут же расплачивались наличными. И Михаль высылал сыну каждую лишнюю копейку, хотя тот уже давно окончил институт, занимал приличную должность, жил самостоятельно, в достатке и имел семью…
«Скоро ли ты приедешь, Андрейка?» - кручинился, шептал старый. Он лежал на лежанке с колючим холодом на душе и слушал, как монотонно гудят в хате оголодавшие мухи. Днём было веселей, приходила Ксения, да и сам поднимался, сидел у окна, а ночью сердце стискивала такая тоска, хоть волком вой. Не спалось. Михаль немощно ступал по вымытым половицам хаты, как-то внимательно вглядывался в белый от спелости месяц в затуманенном небе и, чувствуя в глазах теплоту слёз, чуть не в голос говорил сам себе: «Хоть вволю наговорюсь я с тобой, сыночек. Мне ведь не с кем и словом перекинуться. Все называют меня скрягой, никто на двор и носа не показывает. Я живу среди людей, а как на необитаемом острове, построенном своими руками. А разве я скряга, Андрейка? Ты же знаешь… Расскажу тебе про Ксению… Никто не догадывается, сынок, что и теперь она мне нравится. Одним словом, будет нам об чём поговорить, только приезжай…».
Письмо почтальон принёс под вечер. Андрей писал, что приедет через пять дней. И когда утром рано пришла Ксения затопить печь, удивилась: оживлённый, без прежней квёлости в лице ходил Михаль по хате, радостно улыбался. Как-то виновато сказал:
-Андрейка приезжает. Хочу встретить его по-человечески. Считай десятый год не был дома сыночек мой. Нужно приготовить горилки, закуски. Помоги мне, Ксюшка.
За день хата приобрела обжитой вид. Ксенины руки вычистили, выгребли всё, что господствовало тут долгие годы. Ласкали взгляд белой свежестью развешанные на окнах шторки, засветились желтизной стол и лавка, выветрился сырой кислый дух. «Сынок приедет, приедет… - не уставал думать Михаль, - значит я ещё нужен ему, нужен…». Обманчиво это ощущение, оно тебе знакомо по последним годам одиночества, оно появляется где-то в середине груди и поднимается всё выше и выше? Что это?
Он тряхнул головой, прогоняя грустные мысли, которые не впервые одолевали его. Но ведь он отец, всю жизнь жил только ради сына и для сына.
Андрей приехал на склоне дня. Вошёл в хату ладный, стройный, с красивым загорелым лицом, поставил у порога чемодан, обнял неожиданно обвядшего от радости Михаля, прижал к себе. «Сыночек мой», - неслышно шептал старик. Ему хотелось поцеловать Андрея, но постеснялся своих щетинистых щёк, потемневшей от пота рубашки. Только припал губами до его пропахшего дорогим одеколоном пиджака и заплакал.
-Не плачь, батько. Не плачь.
-Надолго ли ты?
-Да нет. завтра назад.
-А почему так быстро?
-На работу надо.
Людей набралось много. Каждый, кто приходил, нёс с собой то сало, то яйца, то сметану. Даже места для закуски не хватило на столах и раскрасневшаяся Ксения выносила избыток еды в сенцы. Андрей был хмурым и будто чем-то недовольным. Михаль особенно не старался тревожить его вопросами. Думал: «Видно, сильно переутомился. Отдохнуть ему нужно».
Выпили по первой чарке. Андрей почему-то ещё больше помрачнел, ковырялся с неохотой вилкой в тарелке с огурцами, время от времени окидывая присутствующих безучастным взглядом. Он ни с кем за столом не общался и держал себя обособленно.
А у Михаля, который давно не брал в рот спиртного, сразу закружилась голова, сделалось весело и легко на душе. Тут в хату заскочила дивчина лет двадцати пяти. Стройная, красивая той броской красотой, какая сразу томливым смятением бередит мужские сердца. Она тихо сказала:
-Припозднилась я. Простите. – И села на лавку с края стола.
Андрей поднял потемневшее от неизвестной кручины лицо, вгляделся в дивчину и спросил у отца:
-Чья это?
-Нина. Ксенина дочка.
--Замужем?
-Ага. Мужик в армии сейчас. На два месяца взяли.
-Смотри ты, - повеселел Андрей. И Михаля это обрадовало.
-Завтра, сынок, пойдём до могилки. До матери. Так она тебя любила и так хотела перед смертью увидеть тебя.
-Хорошо, отец, хорошо.
В хате сделалось шумно. Хмельными голосами люди затянули песню: «Когда б имел златые горы». У старика повлажнели глаза. Песня напомнила его померкшую любовь до этих старых и добрых людей, с которыми, занятый своими заботами и хлопотами, он мало знался, а они вон как хорошо к нему относятся: уважили, пришли. Михалю хотелось обнять каждого, завести в сад, натрясти самых лучших яблок и все отдать им. Буйные слёзы покатились по щекам… И чтобы, не дай боже, не увидел сын, он закрыл лицо высохшими до прозрачности руками…
-Как там, сынок, невестка?
-Полный порядок, отец. Работает. Привет тебе передавала.
-А внучка? Может, уже в школу ходит?
-Да нет ещё.
-А второго ребёнка не думаете завести?
-Да нет, хватит и одного.
Отвечая, Андрей глядел в угол хаты. Ненароком зыркнув туда, Михаль увидел горящие очи разомлевшей от выпитой горилки Нины. Гости погомонили, спели несколько песен и начали расходиться, так как уже светлело на востоке небо.
-Я сейчас вернусь, батько, - сказал Андрей. Он накинул пиджак на плечи и вышел из хаты.
Михаль сел у раскрытого окна. Лицо студила росная прохлада. Видно спросонок цвикала какая-то пташка, пахло травой и яблоками. «Куда же он делся?» - думал про Андрея. Вышел в сад. И там-то услышал шёпот. Осторожно прокрался туда, где выделялся своей непролазной глушью малинник, раздвинул руками колючие стебли и ад вздрогнул. Сидели на траве Андрей с Ниной. Целовались…
Быстро вернулся в хату Михаль, закрыл окно. Сел на лавку. «И что ей надо?» - думал про Нину. «У самой такой красивый, рослый мужик. Все завидуют им: вот красивая пара, стоят друг друга. А она, смотри ты, закручивает. И не глядит, что Андрей не добрых полтора десятка лет старше её и женат».
Про сына ничего плохого не думал, не осуждал.
Уже развиднелось, когда Андрей вернулся. Кинул на стул влажный от росы пиджак, спросил:
-Как житьё, батько?
-Ложись спать, сынок. Поздно. «Или слишком рано» - добавил про себя.
По полудню пошли на могилки.
Светловолосый, в прилегающем костюме, Андей вышагивал впереди. На него, пристально и оценивающе, глядели люди из окон своих домов. А Михаль понуро топал сзади, чувствуя зябкую горечь на сердце. Было душно и безветренно. На кладбище старик отыскал осыпанный листвою взгорочек земли с деревянным крестом, сказал: «Вот она мать, сынок», и припал лицом до нагретого холмика. От плача тряслись его худые плечи, дрожали руки. А Андрей сидел молча. Выплакавшись, Михаль глянул на сына, и в его горле как бы пересохло моментально от увиденного.
Сидел тот безразличный и далёкий от всего, гулливой мыслью туманились его очи, а на припухлых губах таилась радостная довольная усмешка. Старик поднялся, сухо кивнул:
-Пошли, сынок.
По дороге молчали.
Перед тем как открыть дверь в сенцы, Андрей оглянулся на окна Ксениной хаты, буркнул:
-Батько, а батько!
-Что?
-Передумал я. Остаюсь ещё денька на два.
-А как же работа?
-Цела будет. Работа не волк, в лес не убежит.
И только теперь Михаль понял, что там, на могилке, Андрей мысленно был тут, около роскошной и охочей до ласки Нины. Старик вытер, неожиданно задрожавшей рукой, вспотевшее лицо, вышел из хаты, прошёл в сад и сел на лавочку. Он почувствовал вдруг, что не хватает воздуха, обмякло, отработало будто своё тело. Шелест листвы деревьев почему-то напомнил слабый шёпот Степаниды, когда та занемогла от простуды. С малиновым лицом металась она по койке, и нельзя было разобрать слова, кроме одного, тревожно-разделённого: «Анд-рей-ка!» как она хотела увидеть сына перед смертью. Пока была в памяти, говорила: «Хоть бы одним глазком посмотреть на сыночка, а там и умирать не страшно…». Не увидела. Не приехал он.
Припомнилось, как однажды в дождик Михаль увидел в саду Ксениных детей. Хлопчик и девочка с мокрыми и настороженными лицами срывали антоновки. Без единой грозной нотки в голосе старик окликнул их, думал отдать то, что ветры натрясли со сладких яблонь. Но дети мгновенно исчезли через дырку в проломанном заборе. Михаля поразили тогда полинявшее платье дивчины и залатанные штанишки хлопчика. Будто впервые их увидел. И сразу подумалось, что, поженившись с Ксенией, нужно будет глядеть и её детей, набивать их желудки, одевать, обувать. А что ж тогда останется Андрею? Ведь для его жизни этот сад, для него Степанида в холода простаивала на рынке, чтоб не знал единственный сынок никаких хлопот о копейке, чтобы ни в чём не знал нужды. И, глубоко запрятав в себе горячие мысли про Ксению, её свежее лицо, чёрные очи, Михаль как-то однажды обгородил сад таким высоченным штакетников, что сразу не стало видно её хаты… Как будто этим забором он отгородил своё сердце от Ксении, спрятал его за забором…
Неожиданно остро закололо в груди, аж не продохнуть. Старик поднялся и с поникшей головой пошёл по саду, не обращая никакого внимания на груши, сливы, яблони. На ветке сидела какая-то маленькая пташка и, увидев его тяжёлую поступь, приостановила свой свист и смотрела, как Михаль ступал галошами по спелым яблокам, а после него в траве слёзно высвечивают раздавленные плоды. Птичка видела, как старик подошёл к забору и со злостной удручённостью сердито и беспомощно ударил кулаком в потемневшие и, как будто, заиневшие от плесени доски… «Конец…».

Моему саду семь лет. Когда я приступала к его планированию, то была во власти энтузиазма: мне хотелось посадить все. Ведь на свете так много разных плодовых деревьев: сложно отдать предпочтение чему-то одному! Но как впихнуть все то, что рисует воображение, в ограниченное пространство участка?

Фото: Оксана Панфилова

Предел плотности

Сейчас, по прошествии времени, я вынуждена признать, что по неопытности погорячилась с плотностью посадки плодовых деревьев: выбрала схему 2×2 м, со сдвигом на 1 м в следующем ряду. Сейчас мне кажется, что это слишком плотно.

В дело вмешался случай. Несколько лет назад случилось зимнее нашествие мышей, они сильно обгрызли основания молодых деревьев. Повреждения пережили не все. По счастливому стечению обстоятельств деревья погибли не подряд, а через одно. И мы посадили вместо них кусты смородины. Вот такое расположение мне показалось более удачным: с одной стороны, для кроны деревьев остается больше места, с другой - посадки достаточно плотные. В этом случае шахматный порядок образуется за счет чередования кустов и деревьев.

Схемы посадки в нашем любительском садоводстве - больная тема. Небольшие участки не согласуются с понятным желанием иметь в саду и то, и это. Сложившееся у автора расположение растений вполне разумно с точки зрения места для развития кроны, однако, на мой взгляд, ягодные кустарники все же лучше сажать отдельно от плодовых деревьев. Например, часто бывает необходимо провести химическую обработку деревьев в то время, когда кустарники в опрыскиваниях не нуждаются, да и до сбора урожая остались считаные дни. А из-за ветра вероятность попадания препарата на смородину при обработке довольно высока.

«Мы можем обрезать только крону, а не корни. Поэтому надземные части получаются гораздо меньше корневой системы, а такому растению легче прокормить себя», – считает Оксана. Но на самом деле надземная и подземная части тесно взаимосвязаны и всегда стремятся уравновесить друг друга. Ограничивая габариты кроны, вы автоматически замедляете рост корней. Следовательно, подкормки должны соответствовать внешним размерам растения.

Хватает ли питания саду? Поскольку у нас бедные песчаные почвы, мы руководствуемся принципом «дробного рациона», потому что иначе все просто вымывается дождями, не успевая дойти до растений.

Такой подход к подкормкам весьма целесообразен даже и на более тяжелых почвах, где вероятность вымывания в более глубокие слои намного ниже. Особенно хорошо, если подкормки приурочены к периодам более высокой потребности растений в питательных веществах и дождям или поливам.

Рост под контролем

Когда я раздумывала, как бы сделать сад компактным, решение пришло вместе с покупкой секатора: надо «вручную» контролировать рост деревьев! В пользу «жестокого обращения» с растениями было еще одно соображение: в то время мои дети были маленькими, и очень хотелось, чтобы они имели возможность сорвать яблоко, грушу, сливу и вишню сами, когда захотят. Я видела много старых садов: в поисках света ветви устремлялись высоко вверх и сбор урожая превращался в эквилибристические этюды. Каким бы обильным ни был урожай на таких деревьях, нормально и полностью собрать его было невозможно. А нам было важно, чтобы в течение лета созревало то одно, то другое, что можно сразу съесть (остатки - пустить на сок). К счастью, почти все современные сорта плодовых деревьев прививаются на полукарликовый или карликовый подвой. Это наполовину облегчило задачу.

Уточню: в наше время многие (но не все!) саженцы выращиваются на карликовых или полукарликовых подвоях независимо от того, современный это сорт или старинный. В серьезных питомниках найти такой материал вполне реально.

Легче всего оказалось обрезать груши: у них довольно компактная крона и не слишком обильное побегообразование. Главная задача заключалась в переводе ветвей на внешние почки, чтобы расширить крону. Яблони были более трудоемки, так как побегов они давали больше.

Описанная ситуация справедлива только для того набора сортов, который оказался в распоряжении хозяйки. Груша со сдержанным ростом - дело нетипичное: большинство представителей этой культуры - как раз мощные и густые деревья. К тому же грушу на слаборослом подвое для средней полосы России днем с огнем не отыщешь - таких подвоев пока не выведено. Яблони же бывают не только с сильным ветвлением: существует множество сортов с низкой побегообразовательной способностью.

Больше всего хлопот доставили вишни, сливы и алыча: мы с ними соревновались, кто кого обгонит. Время от времени они вырывались вперед, и тогда мне приходилось прореживать крону, вырезая целые горы молодых побегов. Важно, чтобы ветви не пересекались и не росли внутрь, а также не слишком раскидывались в стороны, перекрывая проходы между растениями. Обрезкой я направляла ветки в нужном направлении и ограничивала их рост и количество.

Побегообразовательная способность у косточковых действительно намного выше, чем у семечковых, при этом побеги они дают более сильные. Но у них тоже есть сортовые различия, в особенности - у вишни. И вот здесь-то и таится опасность, подстерегающая неопытных садоводов, излишне нацеленных на прореживание кроны. Так называемые кустовидные сорта вишни закладывают цветковые почки и дают урожай преимущественно на побегах прошлого года. При таком типе плодоношения увлекаться сильным прореживанием не стоит, чтобы, как говорится, «не выплеснуть с водой ребенка».

Кроме того, я довольно сильно укорачивала приросты. Эффект был ожидаем: в месте обрезки появлялось много новых побегов. Из них выбирался наиболее удачный и через 3-4 недели остальные удалялись. Так я замедляла рост нужного мне побега и не давала расходовать питательные вещества впустую на те побеги, которые все равно осенью или ранней весной были бы удалены. К периоду покоя все побеги успевали вызреть и хорошо переживали зиму.

Формировка путем различных манипуляций с неодревесневшими зелеными побегами в приусадебном садоводстве достойна внимания и широкого применения.

Через пару лет я планирую вырезать у каждого дерева центральный проводник для лучшего освещения середины кроны, чтобы урожай был не только на периферии. Эксперимент продолжается!

Что касается косточковых, то такой прием представляется вполне разумным. А вот с яблоней и грушей я бы не советовал это делать: особых преимуществ это не даст, а вот трудоемкость последующего поддержания кроны в надлежащем порядке повысить - может.

Советы эксперта

Рассказ и фотографии показывают, что формировка растений выполнена вполне грамотно. Однако я бы предложил немного другой подход: уменьшать количество скелетных ветвей при сохранении того же объема кроны за счет ветвей более высоких порядков. Думаю, что это позволило бы сделать процесс формировки деревьев менее трудоемким. Да и вряд ли стоило столь рьяно бороться с отрастающими побегами, вполне можно было обойтись более слабым укорачиванием и в какой-то мере выжидательной тактикой. Как показывает практика, значительная часть побегов активно растет в первые годы, затем их рост становится более сдержанным.

Редкий хозяин частного дома предпочитает не высаживать у себя на участке плодовые деревья. Плодовый сад обычно хочется иметь каждому – весной деревья радуют прекрасным цветением и ароматом, а плоды и ягоды из собственного сада всегда кажутся намного вкуснее купленных в магазине или на рынке, к тому же вы знаете, что это экологически чистые продукты. В искусстве фен-шуй образ цветущего плодового сада является символом изобилия и благополучия. Планировка сада – ответственное дело, от того, насколько правильно вы посадите деревья, будет зависеть их рост и способность плодоносить, так что к этой задаче нужно отнестись с большим вниманием.

Если вы хотите выращивать у себя в саду также и овощи, планировка сада и огорода должна рассматриваться в совокупности. Место для грядок лучше отвести у южной границы, с севера на юг, так лучше для культур, растущих в средней полосе. Некоторые садоводы рекомендуют размещать грядки с востока на запад. За овощными и клубничными (земляничными) грядками располагаются плодовые кустарники – смородина, крыжовник. За кустарником высаживаются деревья, ягодным кустарникам легкая тень от деревьев не повредит, а овощные грядки должны находиться на солнце.

Пример дизайна овощных грядок – они не обязательно должны быть квадратной или прямоугольной формы, оригинальные грядки напоминают клумбы

Перед тем, как приступать к планировке сада, нужно принимать в учет следующие важные факторы:

  • Какого размера площадь может быть выделена под плодовый сад. Для деревьев с раскидистыми кронами потребуется расстояние от 4 кв.м.
  • Рельеф местности . Для плодового сада идеальной будет равнинная местность либо пологий склон, в котловинах задерживается холодный воздух, излишняя влага, эти участки неблагоприятны для плодовых деревьев.
  • Анализ почв вашего участка. У плодовых культур мощная корневая система, почвы должны быть плодородными, чтобы обеспечить ей хорошее питание. Каменистая, глинистая, песчаная почва для сада не годится. Негативно сказывается на росте деревьев близость грунтовых вод.
  • Наличие тепла и света. Для большинства плодовых деревьев важно, чтобы света и тепла было вдоволь, в тени они намного хуже растут и плодоносят. Следует сказать и о местности с постоянным сильным ветром – ветер мешает нормальному опылению, сушит почву, нередко повреждает урожай и ломает ветви деревьев. От ветров частично может защитить высокий забор или зеленые насаждения.

Планирование начинается со схемы на бумаге. Если на участке уже есть дом, от него и нужно начинать планировку. На бумагу наносится в масштабе схема участка, контуры дома и других построек, а также места, где уже растут деревья.

Этот участок защищают от ветра посаженные вокруг деревья, которые уже выросли достаточно, чтобы обеспечить защиту

Если участок еще не застроен, на схему наносится место для постройки дома. Планировка сада на участке предполагает наличие палисадника. Дом должен выходить фасадом на улицу, перед ним остается полоса земли для палисадника. Ее размер зависит от площади участка – у кого-то это всего метр, у кого-то – 6-8 метров. В небольшом палисаднике обычно высаживают цветы, малину и ягодные кустарники, в большом – декоративные деревья, цветы или несколько плодовых деревьев на усмотрение хозяев.

Крупным плодовым деревьям – яблоням, грушам, отведите место в северо-восточной стороне участка, между ними и плодово-ягодными кустарниками – место для деревьев поменьше – вишен, слив.

Пример планировки сада и огорода – участок поделен на две части. В первой – дом в окружении палисадника и грядок с овощами, вторая половина – плодовый сад с деревьями, высаженными рядами

Вообще, будет удобно нарисовать план участка, нанести на него все имеющиеся постройки, предполагаемое расположение сада и огорода. На участке нужно сделать разметку ям для посадки деревьев. Старайтесь высаживать деревья на расстоянии, чтобы по мере роста она не затеняли друг друга. Кучно растущие кусты и деревья в саду плохо растут, кроме этого, создаются условия для болезней садовых культур. У плодовых деревьев корневая система мощная, она должна развиваться свободно.

Совет. Если ваш участок зарос диким кустарником, на нем имеются пни, которые нужно выкорчевать, сделайте необходимые работы и сожгите древесные остатки. Золу соберите в сухом месте, она пригодится при создании плодородных грядок.

Обычно, планировка плодового сада предполагает высадку деревьев таким образом, чтобы они не затеняли участки соседей, но нередки случаи, когда дерево растет у самого забора, обеспечивая плодами и хозяев, и соседей, при этом ни у кого не возникает претензий.

Сегодня модно придавать грядкам оригинальную форму, например, огород-пицца. Изюминка заключается в том, что от круглой грядки в центре лучами расходятся остальные, как ломти пиццы, образуя круг

У границ участка обычно высаживается малина, ежевика или ягодные кустарники, которые хорошо плодоносят и при затенении.

Ландшафтная и регулярная планировки

Ниже приведем примеры планировки сада для любителей порядка и четкости форм и для тех, кому нравится, когда растения в плодовом саду высаживаются также по схеме, но создают впечатление природных зон.

Ландшафтная планировка предполагает расположение деревьев и других культур в свободном порядке, близком к природному. В таком саду, кроме плодовых культур, широко используются и декоративные.

Пример свободной планировки сада – овощные грядки слева и вверху, плодовые деревья высажены группами в центре и справа

При регулярной планировке деревья и кустарники, а также овощи на грядке, высаживаются строгими рядами на одинаковом расстоянии. Схема высадки тоже имеет строгую геометрическую форму – квадрат для участков, длина и ширина которых практически равны, и прямоугольник для участков, длина которых намного превышает ширину.

Пример регулярной планировки сада с огородом – четкая геометрия, участок разбит на правильные квадраты, прямоугольники, растения высажены рядами

Где какие культуры лучше высаживать?

Это деревья и кустарники, которые хорошо растут и плодоносят в ваших широтах. Для средней полосы это груши, яблони (желательно высадить несколько деревьев разных сортов), разные сорта слив и алычи, вишни. В теплых широтах будут вызревать черешни и абрикосы. Ягодные кустарники – все сорта смородины, крыжовник, ежевика, малина. При небольшой площади участка кустарники удобно расположить по периметру.

Если вы посадите несколько яблоневых деревьев, среди которых будут летняя, осенняя и зимняя яблони, плоды будут радовать вас в разное время года

Пример интересной планировки огорода – от квадрата из плит в центре расходятся дорожки, между которыми расположены грядки, на каждой из грядок высажены разные культуры. Подойти удобно к любой из них

На овощных грядках рядом нужно высаживать культуры, хорошо растущие в непосредственной близости друг от друга:

  • капуста, огурцы, горох;
  • белокочанная капуста, укроп, картофель, лук, салат, сельдерей;
  • помидоры, горох, морковь;
  • хрен, картофель, фасоль, лук, капуста.

Когда вы нарисуете схему, определитесь с тем, какие растения высаживать и в каком количестве, можно начинать разметку сада на местности, покупать саженцы и подготавливать почву.

Завораживает своим цветением весной, аромат заставляет наслаждаться каждой клеточкой тела. Летом фрукты приносят невероятное наслаждение и кажутся еще вкуснее, чем обычно. Экологически чистые продукты , выращенные в собственном саду, что может быть чудеснее. Распланировать, где что будет расти и радовать своими плодами, дело ответственное. Важно правильно подойти к делу, так как от того на сколько правильно Вы посадите деревья, будет зависеть их красота и здоровье, а также способность плодоносить.

Мало кто на своем участке выращивает только плодовые деревья, каждый хочет использовать землю как можно больше, и выращивать для себя, как можно больше полезных и вкусных овощных культур, поэтому планировка сада должна тесно быть связанной с планировкой грядок и клумб . Южная сторона благоприятна для овощей, поэтому грядку лучше расположить на юге. За овощными грядками высаживаются кустарники, смородина, крыжовник. Потом располагаются деревья.

Обязательным условием при высадке деревьев является площадь, на которой будет располагаться фруктовый сад , в зависимости от кроны деревьев нужно рассчитать расстояние между деревьями. Если дерево с раскидными ветками, то потребуется расстояние от 4 кв.м. Также для деревьев лучше расти на равнинной местности, лучше предостеречь деревья от мест, где скапливается вода и задерживается холодный воздух. Почва должна быть плодородная, а каменистая, глинистая и песчаная почвы не позволят хорошо расти деревьям. Важен также свет и тепло, в тени молодым деревьям достаточно тяжело прижиться, не стоит сажать деревья на открытых ветреных местах, так как ветер повреждает деревья, осушает почву и мешает хорошему опылению.

Сделайте небольшой палисадник перед домом. В этом палисаднике можно сделать клумбы, высадить малину, ягодные кустарники, декоративные деревья, вообще все, что душе и фантазии будет угодно. Груши и яблони хорошо растут на северо-востоке участка, там же можно устроить и ягодные кустарники, а также посадить деревья поменьше – вишни и сливы.

На участке под деревья нужно сделать разметку ям, где будут посажены деревья. Деревья могут вырасти очень большими, поэтому их нужно сажать на расстоянии друг от друга. Если посадить деревья плотно, они будут расти хуже и затенять участок, могут создавать плохие условия для садовых культур. Корневая система деревьев мощная, поэтому ей нужно много места для хорошего роста и здорового состояния.

Не стоит сажать деревья очень близко к забору, дерево может его сломать или повредить, а также может затенять участок соседей, что может привести к скандалу. У границ участка лучше высаживать небольшие кусты малины, ежевики или ягодные кустарники.

Ландшафтная планировка . Такая планировка заключается в высадке деревьев и других культу свободно, максимально приближено к природному расположению. Такой сад предполагает еще и декоративные культуры. Овощные грядки располагаются слева, а плодовые деревья в центре участка и группами справа.

При регулярной высадке все деревья и культуры высаживаются рядами на одинаковом расстоянии. Имеются также строгие геометрические фигуры в оформлении клумб и грядок.

Для нашего климата подходят такие плодовые деревья как груша и яблоня. Лучше высаживать сразу несколько сортов деревьев, разные сорта слив, алычи, вишни. Смородина, крыжовник, ежевика, малина тоже приживутся в любом саду. Если их располагать по периметру участка, получится еще и небольшая живая изгородь.

УЧИМ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ, СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗЫ ПО КАРТИНАМ.

Пересказ рассказа "Богатый урожай" с использованием сюжетных картин.



1.Чтение рассказа.
Богатый урожай.
Жили-были трудолюбивые гусята Ваня и Костя. Ваня очень любил трудиться в саду, а Костя - в огороде. Решил Ваня вырастить урожай груш и винограда, а Костя - урожай гороха и огурцов. Овощи и фрукты выросли на славу. Но тут Костин урожай стали поедать ненасытные гусеницы, а к Ване в сад повадились шумные галки и стали клевать груши и виноград. Гусята не растерялись и стали бороться с вредителями. Костя позвал на помощь птичек, а Ваня решил сделать пугало. В конце лета Костя и Ваня собрали богатый урожай овощей и фруктов. Теперь никакая зима им была не страшна.

2. Беседа.
- О ком этот рассказ?
- Где любил работать Ваня? Как его можно назвать?
- Где любил работать Костя? Как его можно назвать?
- Что выращивал в саду Ваня?
- А что в огороде Костя?
- Кто мешал Ване? А кто Косте?
- Как можно назвать гусениц и галок?
- Кто помог Ване избавиться от гусениц?
- А что сделал Костя, чтобы отпугнуть галок?
- Чему радовались трудолюбивые гусята в конце лета?
3.Пересказ рассказа.

Пересказ рассказа "Лебеди" с использованием сюжетных картин.



1.Чтение рассказа.
Лебеди.
Дедушка перестал копать, наклонил голову вбок и к чему-то прислушался. Таня спросила шёпотом:
- Что там?
А дедушка ответил:
- Слышишь, лебеди трубят?
Таня поглядела на дедушку, потом на небо, потом опять на дедушку, заулыбалась и спросила:
- А что же, у лебедей труба есть?
Дедушка засмеялся и ответил:
- Какая там труба? Просто они кричат так протяжно, вот и говорят, что они трубят. Ну, слышишь?
Таня прислушалась. И правда, где-то высоко были слышны протяжные далёкие голоса, а затем она увидела лебедей и закричала:
- Вижу, вижу! Верёвочкой летят. Может, они где-нибудь сядут?
- Нет, они не сядут, - задумчиво сказал дедушка. - Они улетают в тёплые края.
А лебеди летели всё дальше.

2.Беседа.
- О ком этот рассказ?
- К чему прислушивался дедушка?
- Почему Таня заулыбалась на слова дедушки?
- Что значит "лебеди трубят"?
- Кого увидела в небе Таня?
- Чего очень хотелось Тане?
- А что ответил ей дедушка?
3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Как солнышко ботинок нашло" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Где гулял мальчик Коля?
- Чего было много вокруг дома?
- Почему Коля стоит в одном ботинке?
- Как поступил Коля, когда заметил, что у него нет ботинка?
- Как вы думаете, он нашёл его?
- Кому рассказал Коля о своей потере?
- Кто стал искать ботинок после Коли?
- А после бабушки?
- Где Коля мог потерять ботинок?
- Почему солнышко нашло ботинок, а все остальные нет?
- Нужно ли поступать так, как поступил Коля?
2.Составление рассказа по серии картин.
Как солнышко ботинок нашло.
Однажды Коля вышел во двор погулять. Во дворе было много луж. Коле очень нравилось бродить по лужам в своих новых ботинках. И тут мальчик заметил, что на одной ноге у него нет ботинка.
Стал Коля искать ботинок. Искал, искал, но так и не нашёл. Пришёл он домой и рассказал всё бабушке и маме. Во двор отправилась бабушка. Искала, искала она ботинок, но так и не нашла. Вслед за бабушкой во двор вышла мама. Но и она не смогла найти ботинок.
После обеда из-за туч выглянуло яркое солнышко, осушило лужи и нашло ботинок.

3.Пересказ рассказа.

Общая горка. Пересказ по картине.

1.Беседа по картине.
- Какое время года изображено на картине?
- По каким признакам вы догадались, что это зима?
- Где собрались дети?
- Подумайте, кто построил горку?
- А кто из детей только что пришёл на горку?
- Обратите внимание на мальчиков. Как вы думаете, из-за чего они поспорили?
- Посмотрите на Наташу. Что она говорит мальчикам?
- Как закончилась эта история?
- Дайте название картине.
2.Образец рассказа.
Общая горка.
Наступила зима. Выпал белый, пушистый, серебристый снег. Наташа, Ира и Юра решили построить из снега горку. А Вова им не помогал. Он болел. Хорошая вышла горка! Высокая! Не горка, а целая гора! Ребята взяли санки и весело катались с горки. Через три дня пришёл Вова. Он тоже хотел съехать с горки на санках. Но Юра закричал:
- Не смей! Это не твоя горка! Ты её не строил!
А Наташа улыбнулась и сказала:
- Катайся, Вова! Это горка общая.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Семейный ужин" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Как вы думаете, какое время суток нарисовано на картинках?
- Почему вы так думаете?
- Откуда вернулись домой Саша и Маша?
- А откуда пришли папа и мама?
- Как называется вечерний приём пищи в семье?
- Что стала делать мама? Зачем?
- Какую работу выполняет Саша?
- Что можно приготовить из картошки?
- А чем занята Аня?
- Что она будет делать?
- Кого вы не увидели в кухне за работой?
- Какую работу выполнял папа?
- Когда всё было готово, что сделала семья?
- Как можно закончить наш рассказ?
- Как вы думаете, чем займутся родители и дети после ужина?
- Как можно назвать наш рассказ?
2.Составление рассказа.
Семейный ужин.
Вечером вся семья собралась дома. Папа и мама вернулись с работы. Саша и Наташа пришли из школы. Они решили вместе приготовить семейный ужин.
Саша почистил картошку для картофельного пюре. Наташа помыла огурцы и помидоры для салата. Мама пошла в кухню, поставила чайник на плиту и стала заваривать чай. Папа взял пылесос и почистил ковёр.
Когда ужин был готов, семья села за стол. Все были рады видеть друг друга за семейным ужином.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Новый год на пороге" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Какой праздник приближается?
- Как вы можете это доказать?
- Чем заняты ребята?
- Назовите, какие ёлочные украшения у них получатся?
- Чем пользуются дети для изготовления ёлочных игрушек?
- Они работают с удовольствием или нет?
- Какие получились у них украшения?
- Куда они повесили свои игрушки?
- Как дети проводили праздник?
- Во что они были одеты?
- Какой сюрприз ждал их в конце праздника?
2.Составление рассказа.
Новый год на пороге.
Приближался любимый детский праздник - Новый год. А ёлка стояла в углу и грустила. Оля посмотрела на ёлку и предложила:
- Давайте украсим её не только шарами, но и сами сделаем игрушки!
Ребята согласились. Каждый из них вооружился ножницами, красками и цветной бумагой. Работали они с удовольствием. Вскоре яркие, красочные украшения были готовы. Ребята с гордостью повесили на ёлку свои работы. Ёлка сверкала и светилась.
Наступил праздник. Ребята надели маскарадные костюмы и отправились к ёлке. Они пели, танцевали и водили хоровод. Ну, и конечно же, к ребятам пришёл Дедушка Мороз с долгожданными подарками.

3.Пересказ рассказа.

Пересказ рассказа "Как мы общаемся", составленного по отдельным сюжетным картинам.



img src=/font



1.Беседа.
- Как мы общаемся друг с другом, если находимся рядом?
- А если человека нет рядом, то что мы делаем?
- Что можно отнести к средствам связи?
- Что можно отправить по почте?
- Как раньше доставляли почту?
- Как работал телеграф?
- Сколько времени нужно сейчас, чтобы послать сообщение?
- Что для этого используют люди?
- А как почтовая связь доставляет нам письма и поздравительные открытки?
- Почему люди пишут друг другу письма и поздравительные открытки?
2.Составление рассказа.
Как мы общаемся?
Разговаривая, мы общаемся друг с другом. Но иногда близкий человек находится далеко. Тогда на помощь приходят телефон и почта. Набрав нужный номер телефона, мы услышим знакомый голос. А если нужно послать письмо или поздравительную открытку, то можно пойти на почту.
Раньше почту доставляли на лошадях. Затем появился телеграфный аппарат Морзе, и сообщения стали передавать по проводам с помощью электрического тока. Инженер Белл усовершенствовал аппарат Морзе и изобрёл телефон.
В наше время сообщения с текстом и картинками можно передать очень быстро. Для этого люди используют сотовый телефон и компьютер. Но и сейчас люди продолжают писать друг другу письма, посылать поздравительные открытки и телеграммы по почте. Почту доставляют на автомобилях, по железной дороге или по воздуху.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа по сюжетной картине "В живом уголке".

1.Беседа.
- Кого вы видите на картине?
- Назовите растения, которые находятся в живом уголке.
- Нравится ли детям трудиться в живом уголке? Почему?
- Кто сегодня трудится в живом уголке?
- Чем заняты Катя и Оля?
- Какие листья у фикуса?
- Почему Даше нравится ухаживать за рыбками? Какие они?
- Что нужно делать, если в живом уголке живёт хомяк? Какой он?
- Какие птицы живут в живом уголке?
- Где находится клетка с попугаями? Какие попугаи?
- Как ребята выполняют свою работу?
- Почему им нравится ухаживать за животными и растениями?
2.Составление рассказа по картине.
В живом уголке.
В живом уголке много растений и животных. Детям нравится наблюдать и ухаживать за ними. Каждое утро, когда ребята приходят в детский сад, они идут в живой уголок.
Сегодня в живом уголке трудятся Катя, Оля, Даша, Ваня и Наталья Валерьевна. Катя и Оля ухаживают за фикусом: Катя вытирает влажной тряпочкой его большие блестящие листья, а Оля поливает растение. Даше нравятся рыбки: они очень яркие и с удовольствием едят корм, который она насыпает в аквариум. Ваня решил поухаживать за хомячком: он чистит его клетку, а затем будет менять воду. Наталья Валерьевна кормит пёстрых попугаев. Их клетка висит высоко и ребятам до неё не дотянуться. Все очень сосредоточены и стараются хорошо выполнить свою работу.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Заяц и морковка" по серии сюжетных картин.



1.Беседа по серии картин.
- Какое время года изображено на картинке?
- Что вы можете сказать о погоде?
- Какой стоит снеговик?
- Кто пробегал мимо снеговика?
- Что он заметил?
- Что решил сделать зайка?
- Почему ему не удалось достать морковку?
- Что он задумал потом?
- Помогла ли ему лестница добраться до морковки? Почему?
- Как изменилась погода по сравнению с первой картинкой?
- Что можно сказать о настроении зайчика на второй картинке?
- Что происходит со снеговиком?
- Как светит солнышко на третьей картинке?
- На что похож снеговик?
- Какое настроение у зайчика? Почему?
2.Составление рассказа.
Заяц и морковка.
Наступила весна. Но солнышко ещё редко выглядывало из-за туч. Снеговик, которого слепили дети зимой, стоял и даже не думал таять.
Однажды мимо снеговика пробегал зайчик. Он заметил, что вместо носа у снеговика вкусная морковка. Стал подпрыгивать, но снеговик был высокий, а зайчик маленький, и он никак не мог достать морковку.
Зайчишка вспомнил, что у него есть лестница. Он побежал в дом и принёс лестницу. Но даже она не помогла достать ему морковку. Зайчик загрустил и сел возле снеговика.
Тут из-за туч выглянуло тёплое весеннее солнышко. Снеговик медленно начал таять. Вскоре морковка оказалась на снегу. Радостный зайчик с удовольствием её съел.

3.Пересказ рассказа.

Пересказ сказки "Колосок" с использованием серии сюжетных картин.





1.Чтение сказки.
2.Беседа.
- О ком эта сказка?
- Чем занимались целый день мышата?
- Как можно назвать мышат, какие они? А петушок?
- Что нашёл петушок?
- Что предложили сделать мышата?
- Кто обмолотил колосок?
- Что предложили сделать мышата с зерном? Кто это сделал?
- Какую ещё работу выполнял петушок?
- А что в это время делали Круть и Верть?
- Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы?
- Почему голос у мышат становился тише после каждого вопроса петушка?
- Почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола?
3.Пересказ сказки.

Составление рассказа "Откуда хлеб пришёл" по серии сюжетных картин.









1.Беседа.
- Какое время года изображено на первой картинке?
- Где работает трактор? Как называется профессия человека, который работает на тракторе?
- Какую работу выполняет трактор?
- Как называется техника, которую вы видите на третьей картинке? Какую работу выполняет сеялка?
- Какую работу выполняет самолёт? Зачем нужно удобрять поле?
- Когда созревает пшеница?
- С помощью чего убирают урожай пшеницы? Как называется профессия человека, который работает на комбайне?
- Из чего пекут хлеб?
- А что нужно сделать с зёрнами пшеницы, чтобы получилась мука?
- Где пекут булки, батоны? Кто их печёт?
- Куда затем везут хлеб?
- Как нужно относиться к хлебу? Почему?
2.Составление рассказа.
Откуда хлеб пришёл.
Наступила весна. Растаял снег. Выехали в поле трактористы, чтобы вспахать и взрыхлить землю под будущий хлеб. Хлеборобы засыпали зерно в сеялки и стали рассеивать по полю. А затем в небо поднялся самолёт, чтобы удобрить пшеничное поле. Удобрение попадёт в землю, а пшеница будет расти и созревать. К концу лета пшеничное поле заколосится. Выйдут в поле комбайнеры. Поплывут по пшеничному полю комбайны, как по синему морю. Намолоченное зерно смелют в муку. В пекарне из неё испекут тёплый, душистый, вкусный хлеб и отвезут в магазин.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа по сюжетной картине "Одни дома" с придумыванием начала рассказа.

1.Беседа.
- Кого вы видите на картинге?
- Какие игрушки вы видите на картине?
- Кто из детей любит играть с мишкой? А кто с машинками?
- Какое настроение у мамы? Чем она недовольна?
- Когда это могло случиться?
- Как вы думаете, куда ходила мама?
- Кто оставался дома один? Что дети обещали маме?
- Чем занималась Катя? А Вова?
- А чьи бусы рассыпаны на полу?
- Как вы думаете, мама разрешила брать бусы?
- А кто их взял?
- Почему бусы оказались разорванными?
- Что почувствовали дети, когда вернулась мама?
2.Составление рассказа.
Одни дома.
Мама ушла в магазин за покупками. А Катя и Вова остались дома одни. Они обещали маме, что всё будет хорошо. Катя взяла своего любимого мишку и стала рассказывать ему сказку, а Вова играл машинками.
Но вдруг Катя увидела мамины бусы. Ей очень захотелось их примерить. Она взяла бусы и стала примерять. Но Вова сказал, что мама не разрешала Кате их трогать. Катя не слушала Вову. Тогда Вова стал снимать бусы с Катиной шеи. А Катя не давала их снимать.
Вдруг ниточка разорвалась, и бусы рассыпались по полу. В это время мама вернулась из магазина. Вова от испуга спрятался под одеяло, а Катя стояла и виновато смотрела на маму. Детям было очень стыдно, что они не выполнили своё обещание.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Граница Родины - на замке" по серии сюжетных картин.





1.Беседа.
- Кого вы видите на первой картинке?
- Куда они направляются?
- Что заметил пограничник?
- Кому он показал следы?
- К кому привели следы?
- Что в руках у нарушителя?
- Рассмотрите вторую картинку. Что вы можете сказать о Трезоре? Почему он такой злой?
- Что сделал нарушитель, когда Трезор напал на него?
- Как можно назвать пограничника и Трезора, какие они?
- Если все защитники будут такие, то какой будет наша Родина?
2.Составление рассказа.
Граница Родины - на замке.
Границу нашей Родины охраняют пограничники.Однажды в дозор вышли солдат Василий и его верный друг - пёс Трезор.Вдруг пограничник заметил свежие следы. Он показал их Трезору. Трезор тут же отправился по следам.
Вскоре пограничник и Трезор увидели нарушителя границы. Он был вооружён, а увидев пограничника и Трезора, направил на них пистолет. Трезор весь напрягся и напал на преступника. Он схватил нарушителя за руку, и тот от испуга уронил пистолет. Верные друзья арестовали нарушителя.
Пусть каждый знает, что граница нашей Родины - на замке.

3.Пересказ рассказа.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.