Локальные культуры. Специфические и "серединные" культуры. Тенденция культурной универсализации. Локальная культура - культура ограниченная во времени и пространстве, обладающая внутренним единством, своими специфическими чертами и особенностями Локальные

КУЛЬТУР ТИПЫ

КУЛЬТУР ТИПЫ - идеальные абстрактные логиче­ские модели реальных культур. К. т. никогда полнос­тью не совпадают с содержанием реальных культур, к-рые охватывают одновременно более одного К. т., представляя собой некий переходный тип, не соответ­ствующий в полной мере никакой идеальной модели. Напр., греческая культура была сочетанием военного, религиозного, цивилизационного и научного типов с преобладанием цивилизационного. Несмотря на то, что идеальные модели культур не совпадают с реальными культурами, категория К. т. имеет теоретико-позна­вательную ценность, позволяя применять для изуче­ния реальных культур и их сравнения некие идеаль­ные эталоны, образцы.

Г. П. Матяш

ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ

ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ - культуры, связанные с определенным ареалом, возникшие в результате се­рии природных вызовов (“вызов моря” - Минойская культура, “вызов засушливой земли” - Египет) в ал­лювиальных долинах Тигра и Евфрата (Аккад, Шу­мер, Вавилон, Ашшур), Инда (Индия), Хуанхэ (Китай), Нила (Египет). Атрибутивные признаки: письменность, город, государство, монументальная архитектура. Ти­пологические черты локальных культур: а) вписан­ность в природные ритмы; б) идеал личности, симво­лизирующий ненарушение своим моральным и соци­альным поведением природных ритмов (у-вэй (Китай)); в) осуждение инноваций, ретроспективность основных культурных регуляторов (“выпрямление имен” Кон­фуция); г) знание носит сакральный характер; д) ис­кусство имперсонально и канонично.

Локальные культуры - закрытые общества с вер­тикальной стратификацией (варно-кастовый строй в Индии). Человек локальных культур - сословный ин­дивид (качества личности - функция от качеств со­циальной группы, к которой он принадлежит). Доми­нанта локальных культур - религия этнического и ритуалистического типа.

К концу XX века благодаря развитию научно-технического прогресса в человеческом обществе складывается система массовой коммуникации, которая вбирает в себя новейшие технические возможности распространения информации на практически неограниченную аудиторию, что позволяет ей стать реальной силой, влияющей на формирование всей системы духовных ценностей и потребностей человечества. Следует признать, что система массовой коммуникации становится доминирующим фактором современной культуры. Это разрушает ее как относительно равновесную систему, порождая ряд новых явлений; некоторые из них столь необычны, что с трудом укладываются в рамки традиционных представлений о культуре.

Для того чтобы разобраться в этом, необходимо провести сравнительный анализ состояний культуры до складывания системы массовой коммуникации и ее сегодняшнего состояния, а также изменения самой межкультурной коммуникации (коммуникации между различными культурами).

Таким образом, можно сказать, что культура представляет собой противоречивое образование, которое находится в относительном единстве, но внутри которого постоянно присутствуют противоречивые тенденции, выражающие собой относительно противоположные сущности, два вектора самореализации творчества каждого индивида. С одной стороны, в процессе творческой деятельности человек опирается на стереотипы, традиции и нормы жизни, характерные для большинства людей в их обычной жизни. В этом плане особенности индивидуальной жизни, жизненной среды и условий определяют форму и характер каждодневной жизни человека. С другой стороны, творческая деятельность может проходить вдалеке от стандартных жизненных стереотипов и представлений, может быть удалена от реальности, создавая в результате особый «элитарный» культурный пласт, в рамках которого возникают общекультурные и общечеловеческие ценности, на которые ориентируется общество. «Лишь вместе, во взаимоопосредовании и взаимообусловленности, составляют оба эти начала общественную реальность, лишь вместе, в непрестанном взаимодействии составляют они жизнь человечества» .

Один вектор культуры направлен, по выражению Кнабе, «вверх», формируя некоторые общие представления и ценности в сфере духа (наука, искусство, религия и т.д.). Другой – «вниз», фиксируя обыденные стереотипы жизни человека как на индивидуальном, так и на уровне микрогрупп. Бахтин задолго до современного постмодернизма с его философией тела рассматривал такое противопоставление верхней и низовой частей культуры как особую традицию противопоставления верха и низа конкретного человека . Верхняя культура была абстрактной, духовной, переживаемой и удаленной от реальной жизни. Низовая, напротив, была телесна, конкретна, не только переживалась индивидом, но и воплощалась им .

Абстрактно-духовная, рафинированная часть культуры постепенно оформляется в истории человеческой цивилизации как КУЛЬТУРА «с большой буквы». Она принципиально удалена от повседневности, даже от конкретной личности. Она требует определенной подготовки при ее восприятии. Наконец, она требует определенной формы организации пространства для репродукции своих образцов. Когда мы рассуждаем о культуре, то чаще всего имеем в виду именно культуру в указанном первом смысле, тогда как ее второй смысл представляется слишком незначительным. Такое понимание культуры настолько типично, что иногда может создаться впечатление, что никакой иной культуры нет.

Аудитория, связанная с «верхней» культурой, элитарна и ограничена, но именно жизненные обстоятельства дают одним людям возможность приобщаться к такой высокой культуре, а другим – нет. Ценности «верхней» культуры за счет того, что они приняли рафинированную форму, ограничивают себя от влияний извне на более долгий срок, их легче поддерживать искусственно, культивировать, что и дает им возможность сохранения почти в «первозданном виде». Даже восприятие таких культурных ценностей требует не только некоторой внутренней подготовки, особой грамотности, но и специальных помещений для этого, что также является фактором, ограничивающим сферу ее распространения. Таким образом, создается идеализированная система культурных ценностей, которая за счет вышесказанных обстоятельств достаточно стабильна, настороженно относится ко всяким изменениям в ней и представляет собой действительно базис общечеловеческой культуры. Повседневная (неэлитарная, низовая и пр.) культура, в потребление продуктов которой включена наибольшая масса людей, в силу своей открытости была менее устойчива, а следовательно, в большей степени подвержена изменениям.

Итак, культура как система представляет собой диалектическое единство противоречивых сторон, находящихся в импульсивном взаимодействии. Высокая КУЛЬТУРА обеспечивает преемственность, единство, создает систему ценностей, а «низовая» культура обеспечивает саморазвитие системы, ее обновление. В этом смысле культура диалогична уже в силу наличия в ней двух находящихся во взаимодействии культур, точнее, диалог является формой ее существования. Но этот диалог осуществляется внутри единого целого. «Диалог воплощает диалектику развития, диалектику, раскрытую в будущее и в этом смысле исторически положительную – положительную как в объективном, философском и историческом смысле, так и в смысле субъективно-человеческом, нравственном» . Поэтому оппозиция «верхней» и «низовой» культуры является культурной оппозицией, не выходит за ее рамки.

Естественно, как в любом противоречивом процессе, единство сторон не может обойтись без попыток подавления одной стороны другой, одной (в данном случае) культуры другой. Так, например, попытки подавления «низкой» культуры со стороны «высокой» часто выражаются в том, что все относящееся к первой объявляется некой областью принципиально некультурного. Обычная жизнь понимается как нечто недостойное культурного человека, как будто последний не ест, не пьет, не рожает детей и т.д. Это как бы периферия, изнанка бытия (Кнабе), которую надо скрыть, прикрыть. Эту культуру прикрытия, доходящую до абсурда, в гротескной форме описал Гоголь, зафиксировав внутрикультурную оппозицию между обыденностью, бытом, простотой поведения, отраженного в языке нормального человека, и семантическим его инвариантом, якобы отражающим существование человека в «высокой» культуре . Существует в культуре и обратное псевдопрогрессистское движение, когда предпринимаются попытки вытеснения из нее эталонных образов: последние оцениваются как устаревшие и не отвечающие духу времени.

Локальная культура как завершенная целостная символическая система культурных значений, отражает завершенность бытия человека и человечества в продуктах его творчества. Завершенность (которая так не устраивает постмодернизм) вообще один из принципов классической культуры. В музыке это симфония, в литературе – роман или повесть, в архитектуре – выдержанный стиль зданий, в философии – всеохватывающая концепция. «Завершенность» неизбежно связана с ограниченностью (по крайней мере в виде границ, отделяющих от других объектов), что наиболее ярко проявляется в литературе. Завершенный литературный текст – это некий эталон текста вообще, некий завершенный смысл, которому противостоят тексты «низовой» культуры, напротив, часто оборванные, не структурированные, несообразные, странные, неприличные и т.д.

Замкнутость и самодостаточность локальной культуры проявляется в ее противопоставлении (иногда достаточно жестком) иным культурам. Причем здесь ситуация обратная. «Верхняя» часть одной локальной культуры может быть достаточно близкой к «верхней» же части другой. А вот на уровне «низовой» культуры, в плане индивидуального бытового противопоставления, разрыв оказывается большим. Это выражается в соответствующих пословицах и поговорках, стереотипах восприятия представителей другой культуры. Поэтому в целом тезис о единой общечеловеческой культуре как целостной системе представлял собой, скорее, лишь метафору.

Это не означает, что такие локальные культуры не общались между собой, не знали друг о друге. Но каждая из культур вырабатывала в себе мощнейший каркас, некий «иммунитет» к другой культуре, не пропускающий чуждых элементов и влияний. Поэтому одной из центральных культурных оппозиций системы локальных культуры была оппозиция «свой чужой» , в которой свое (внутрикультурное) рассматривалось как истинное, а чужое – как отрицание моего, а значит, враждебное (ложное). Основой локальных культур была, прежде всего, система этнических и религиозных ценностей. Развитие такой культуры и приращение ценностей в ней проходило сквозь плотное сито традиций и ценностных установок при сохранении общей направленности. Признавая наличие других культур, любая локальная культура всегда рассматривала себя как высшее выражение человеческой культуры в целом.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Этническая культура - совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Ранние и поздние исторические слои этноса. Структура национальной и мировой культуры, ее социальное влияние на человека и общество.

    реферат , добавлен 17.05.2011

    Общее описание античности как типа культуры. Хронологические рамки и этапы развития античной культуры. Мифотворчество как важнейшее явление в культурной истории человечества. Специфика античной мифологии. Античность как "колыбель европейской культуры".

    контрольная работа , добавлен 22.01.2012

    Развитие античной культуры в рамках истории "вечного Рима" как типа европейской рациональной культуры. Антропоцентризм греческой культуры. Основные этапы развития эллинской художественной культуры. Пластические искусства и архитектура в Древнем Риме.

    реферат , добавлен 24.12.2013

    Культура как объект этнографического изучения. Понятие культуры и ее ценностного ядра. Функции этнической культуры. Этническая основа русской культуры. Слои этнической культуры: ранний (нижний) и поздний (верхний). Этнические традиции, обряды, обычаи.

    реферат , добавлен 29.05.2010

    Важнейшие особенности древнегреческой культуры. Характеристика этапов развития Древней Греции. Особенности римского периода в истории античной культуры. Распространение христианства и его основные догматы. Библия как священный текст и памятник культуры.

    реферат , добавлен 28.03.2011

    Проблема соотношения культуры и цивилизации, ее понимание О. Шпенглером в книге "Закат Европы". Теории стадиального развития цивилизации и локальных цивилизаций. Понятие культуры в работах философов. Сопоставление понятий в исследованиях Бердяева.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2011

    Изучение роли античной культуры в истории европейской цивилизации. Анализ места гомеровского периода в истории древнегреческой культуры. Философия и мифология древних греков. Развитие демократии в Греции. Периодизация и этапы формирования Древнего Рима.

    контрольная работа , добавлен 06.04.2014

Инкультурация - процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры.

Искусство - Самое дело, требующее такого умения, мастерства

Канон - 1. Непреложное правило,положение какого-л. направления, учения и т.п. // То, что твердо установлено, принято заобразец. // То, что является традиционной общепринятой нормой, обычаем, правилом.
2. Установленное и узаконенное церковью правило,догмат,обряд и т.п.
3. Церковноепеснопение в честь святого, праздника и т.п.
4. Точное повторение одной мелодии разными, последовательно вступающими друг за другом голосами (форма многоголосной музыки).

Кич (от польск. Сус - поделка). Термин, имевший хождение в 1960-1970-е годы и к настоящему времени вышедший из моды, так как его сменило более веское понятие -постмодернизм .

По сути, кич есть зарождение и одна из разновидностей постмодернизма . Кич - это массовое искусство для избранных. Произведение, принадлежащее к кичу , должно быть сделано на высоком художественном уровне, в нем должен быть увлекательный сюжет. Но это не настоящее произведение искусства в высоком смысле, а искусная подделка под него. В киче могут быть глубокие психологические коллизии, но там нет подлинных художественных открытий

Классицизм - Направление в литературе и искусстве XVII в.-начала XIX в., характерной особенностью которого былообращение к образцам и формам античного искусства как наиболее совершенным.

Коммуникация - (лат. communicatio - от communico - делаю общим, связываю,общаюсь),1) путь сообщения, связь одногоместа с другим.2) Общение,передача информации от человека к человеку - специфическая формавзаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности,осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи др.знаковых систем). Коммуникацией называются также сигнальные способы связиу животных.

Контркультура - употребляемое в литературе общееобозначение разнородныхпо идейно-политической ориентации ценностей определенных групп молодежи(""новые левые"",хиппи,битники, йиппи и др.), противопоставляемыхофициальным ценностям. Этотпротест принимает различные формы: отпассивных до экстремистских; общедемократические цели нередко сочетаются санархизмом, ""левацким"" радикализмом; ""неприобретательский"" образ жизнипроникнут культурным нигилизмом, технофобией, религиозными поисками.

Конформизм - Приспособленчество, безумное следование общим мнениям, модным тенденциям

Нонконформизм (от non - не, нет и conformis - подобный, сообразный) - непринятие господствующего порядка, норм, ценностей, традиций или законов (независимо от их логического либо легитимного основания).

Космополит - Приверженец космополитизма.

Космополитизм - Реакционная буржуазная идеология, которая под прикрытием лозунгов "мирового государства" и "мирового гражданства" отвергает право наций на самостоятельное существование и государственную независимость, проповедуетотказ от национальных традиций и национальной культуры, от патриотизма

Креативность - (от лат. creatio - созидание - сотворение), творческая,созидательная, новаторская деятельность.

Культ - (от лат. cultus - почитание) -1) один из основных элементов религии;действия (телодвижения, чтение или пение определенных текстов и т. п.),имеющие целью дать видимоевыражение религиозному поклонению или привлечьк их совершителям божественной ""силы"" (т. н. таинства).2) Чрезмерноевозвеличение чего-либо или кого-либо (культ личности).

Культу́рное насле́дие - часть материальной и духовной культуры , созданная прошлыми поколениями , выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое

Мессианизм (др.-евр. машиах - помазанник, араб. масх - помазание, масих - помазанник) - религиозное учение о грядущем пришествии в мир божьего посланца -мессии , призванного установить справедливость , мир, покой на земле. Причины возникновения мессианизма связаны с нерешенностью социальных проблем, потерей надежды на лучшее будущее и т. д. Не случайно, что мессианизм находил благоприятную почву среди народов, этноконфессиональных групп, подвергшихся гонениям и преследованиям. Например, проповедь мессианства в иудаизме усиливалась именно тогда, когда еврейское государство было разрушено, когда евреи находились в плену вЕгипте и Вавилоне . Отчаявшиеся люди возлагали надежду на помощь божественных сил. Мессианизм был привлекателен и для христиан в период преследований в Римской империи . Согласно христианской эсхатологии , грядет Второе пришествие мессии (Иисуса Христа) . Идеи Мессианизма разработаны и в исламе , особенно среди мусульман-шиитов . Шиитское меньшинство испытывало гонения во многих странах. Мессианские ожидания появления Махди в шиитском учении связывались с народными чаяниями об установлении царства справедливости на земле. Таким образом, чем более люди теряли надежды на избавление от зла, тем шире распространялись среди них религиозные искания, мучительные ожидания пришествия мессии.

Культуртрегерство - Деятельность культуртрегера.

Культуртрегер - Тот, кто осуществляет свои неблаговидные цели под прикрытием распространения культуры

Культурогенез - процесс появления и становления культуры любого народа и народности в общем и появления культуры как таковой в первобытном обществе. На данный момент не.существует единой теории появления культуры

Латентный - Скрытый,внешне не проявляющийся

Локальная культура - культура ограниченная во времени и пространстве, обладающая внутренним единством, своими специфическими чертами и особенностями

Магия - Совокупность обрядовых действий и слов, якобы обладающих чудодейственными свойствами и способных влиять на сверхъестественные силы

Мифология - 1. Научная дисциплина, изучающая мифы древних народов.
2. Совокупность мифов какого-л. народа.

Массовая Культура - понятие, охватывающее многообразные и разнородныеявления культуры 20 в., получившиераспространение в связи снаучно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовойкоммуникации.Производство,распространение и потребление продуктовмассовой культуры носит индустриально-коммерческий характер. Смысловойдиапазон массовой культуры весьмаширок - от примитивного китча (раннийкомикс, мелодрама,эстрадныйшлягер, ""мыльная опера"") до сложных,содержательно насыщенных форм (некоторые виды рок-музыки,""интеллектуальный"" детектив, поп-арт). Для эстетики массовой культурыхарактерно постоянное балансированиемежду тривиальным и оригинальным,агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изощренным. Актуализируя иопредмечивая ожидания массовой аудитории, массовая культура отвечает еепотребностям в досуге, развлечении, игре, общении, эмоциональнойкомпенсации или разрядке и др.

Полицентризм - (от поли... и...центр) - теория происхождения человекасовременного вида (Homo sapiens) и его рас в нескольких районах земногошара от разных форм древних людей. Большинством отечественных антропологовне принимается.

Примат - Главенство,первичность, преобладающее значение

Просвещение - распространение знаний, образования. 2) Системаобщеобразовательных учреждений в стране (см. также Народное образование)

Регресс - Упадок в развитии чего-нибудь, движениеназад

Редукция - Ослабление,менее отчетливое произношение гласного звука в безударном положении (в лингвистике).

Падение биржевого курса ценных бумаг или биржевых цен.

Сведение сложного производственного процесса к более простому.

Процесс, обратный окислению; восстановление (в химии).

Уменьшение размеров органа, упрощение его строения или полное исчезновение в связи с утратой его функций в процессеэволюции организма (в биологии).

Понижение давления жидкости, газа,пара в системе двигателей, установок с помощью редуктора.

Изъятие королевской властью у феодальной знати перешедших в ее руки государственных земель (в некоторых европейских государствах XV-XVI вв.).

Реконструкция - 1. Коренное переустройство,переоборудование чего-л. // Изменение принципов организации чего-л.
2. Воссоздание,восстановление чего-л. по сохранившимся остаткам или описаниям.

Реставрация - 1. Восстановление в первоначальном виде обветшалых или разрушенных памятников искусства.
2. перен. Восстановление свергнутого политического строя.

САКРАЛИЗАЦИЯ

(от лат. sacrum - священный) - англ. sacralization; нем. Sakralisierung. Наделение предметов, вещей, явлений, людей "священным" содержанием; подчинение полит, и обществ, институтов, соц. и научной мысли, культуры и искусства, бытовых отношений религиозному влиянию

Самизда́т (читается [самызда́т]) - способ неофициального и потому неподцензурного распространения литературных произведений, а также религиозных и публицистических текстов в СССР , когда копии изготавливались автором или читателями без ведома и разрешения официальных органов , как правило машинописным, фотографическим или рукописным способами, к концу СССР также и при помощи ЭВМ. Самиздатом распространялись также магнитофонные записи А. Галича , В. Высоцкого , Б. Окуджавы ,Ю. Кима , певцов-эмигрантов и др.; подобное явление часто носило отдельное название магнитиздат

Секуляризация - 1. Обращение церковной и монастырской собственности в собственность светскую.
2. Изъятие чего-л. из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению.
3. перен. Освобождение от церковного влияния (в общественной и умственной деятельности, в художественном творчестве)

Селективность - (избирательность) радиоприемника - его способность выделятьполезный радиосигнал на фоне посторонних электромагнитных колебаний(помех). Параметр, характеризующий эту способностьколичественно. Наиболеераспространена частотная селективность.

Символ - 1. То, что служит условным обозначением какого-л. понятия, идеи.
2. Художественныйобраз,условно передающий какую-л. мысль, идею, переживание.
3. Условное обозначение какой-л. величины, какого-л. понятия, принятое той или иной наукой.

Синкретизм - Слитность, нерасчлененность, характеризующие первоначальное, неразвитое состояние чего-л

Сленг - Совокупность слов и выражений, употребляемых представителями определенных групп, профессий и т.п. и составляющих слой разговорной лексики, не соответствующей нормам литературного языка (обычно применительно к англоязычным странам).

Соборность - (кафоличность) (греч. Katholikos - всеобщий) - один из основныхпризнаков христианской церкви, фиксирующий ее самопонимание как всеобщей,универсальной (""единая, святая, соборная и апостольская церковь"" -Никейско-Константинопольский символ веры, 4 в.). Рассматривая соборностькак специфическое достояние православной традиции (соборность каксовокупный разум ""церковного народа"" в отличие от религиозногоиндивидуализма протестантизма и авторитаризма папы в римско-католическойцеркви), А. С. Хомяков истолковывал ее как общийпринцип устроения бытия,характеризующий множество,собранноесилой любви в ""свободное иорганическе единство"" (в социальной философии наибольшее приближение кэтому принципу усматривалось в крестьянской общине). Понятие соборностибыло воспринято русской религиозной философией кон. 19-20 вв.

Социализация - (от лат. socialis - общественный) - процесс усвоениячеловеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей,позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества;включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так истихийные, спонтанные процессы, влияющие на ееформирование. Изучаетсяфилософией, психологией, социальной психологией, социологией, историей иэтнографией, педагогикой, теологией.

Стагнация - (от лат. stagno - делаю неподвижным) в экономике - застой впроизводстве, торговле и т. Д

Стандарт - 1. Типовойобразец, которому что-л. должноудовлетворять по размерам, форме, качеству. // Единая форма организации, проведения чего-л.
2. перен. То, что не заключает в себеничего оригинального, своеобразного; шаблон,трафарет.

Стереотип - 1. Монолитная печатная форма в виде рельефной копии с типографского набора, используемая для печатания многотиражных или повторных изданий.
2. разг. Стереотипное издание.
3. перен. Неизменныйобщепринятыйобразец, которому следуют без размышлений; шаблон,трафарет.

Стилизация - 1. Придание произведению искусства характерных черт какого-л. стиля. // Воссоздание колорита какой-л. эпохи в образах и стилевых особенностях литературного произведения.
2. Произведение, по форме представляющее собою подражание какому-л. стилю.

Сублимация - 1. Переход вещества при нагревании из твердого состояния в газообразное, минуя жидкую фазу; возгонка.
2. Переход водяных паров в лед или снег в атмосфере.

Переключение низших (преимущественно сексуальных) побуждений на высшие, интеллектуальные и социально полезные цели (в медицине).

Табу - 1. устар. Религиозныйзапрет, налагаемый на какое-л. действие,слово,предмет,нарушение которого - по суеверным представлениям - каралось сверхъестественными силами.
2. Любойстрогийзапрет на что-л.

Типизация - 1. Воплощение средствами искусства общего, типичного в конкретных художественных образах, формах.
2. Сведение многообразия образцов чего-л. (машин, строений, технологических процессов и т.п.) к небольшому числу типов;унификация.
3. Отнесение к определенному классификационному типу.

Тотем - 1. Животное,растение,предмет или явление природы, которые у родовых групп служили объектом религиозного почитания.
2. Герб племени с таким изображением.

Универсалии - (от лат. universalis - общий) - общие понятия. Онтологическийстатус универсалии - одна из центральных проблем средневековой философии(спор об универсалии 10-14 вв.): существуют ли универсалии ""до вещей"", каких вечные идеальные прообразы (платонизм, крайний реализм), ""в вещах""(аристотелизм, умеренный реализм), ""после вещей"" в человеческом мышлении(номинализм, концептуализм).

Унификация - (от лат. unus - один и...фикация) - приведение чего-либо кединой системе, форме, единообразию. В технике под унификацией понимаютприведение различных видов продукции и средств ее производства кнаименьшему числу типоразмеров, марок, свойств и т. п. Один из методовстандартизации.

Утилитаризм - Направление в этике, согласно которому польза или выгода признаются критериями нравственности.

Деятельность, в основе которой лежит грубыйматериальныйрасчет,стремление из всегоизвлекать выгоду; узкийпрактицизм.

Феномен - Явление, в котором обнаруживается сущность чего-л. (в философии).

1. Редкое, необычное, исключительное явление.
2. перен. Выдающийся,исключительный в каком-л. отношении человек.

Фетиш - 1. Неодушевленныйпредмет, наделенный - по представлениям верующих - сверхъестественной силой и являющийся объектом религиозного поклонения.
2. перен. То, чему слепо поклоняются

Фольклор - 1. Устное народное творчество.
2. Произведения, создаваемые народом и бытующие в нем.
3. То же, что: фольклористика.

Ценность - 1. Стоимость чего-л., выраженная в деньгах; цена. // Высокая стоимость чего-л. // разг. Соотношение по курсу;достоинство (о деньгах, ценных бумагах).
2. То, что имеет высокую стоимость; ценныйпредмет.
3. перен. Важность,значение.

Цивилизация - 1. Уровень общественного развития, материальной и духовной культуры.
2. Современная мироваякультура,прогресс,просвещение.
3. Третья - следующая за дикостью и варварством - ступень общественного развития.

Эволюция - 1. Процесс постепенного изменения, развития.
2. см. такжеэволюции.

Эволюционизм - Учение о законах исторического развития органического мира и путях управления развитием организмов.

Эгалитарный Уравнительный - 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: уравнивание (1*), уравниловка,связанный с ними.
2. Служащий для уравнивания (1*) чего-л.
3. Основанный на уравниловке.

Эклектика - - соединение разнородных, внутренне не связан­ных и, возможно, несовместимых взглядов, идей, концепций, сти­лей и т. д. Для Э. характерноигнорирование логических связей и обоснования положений, непротиворечия закона,использование мно­гозначных и неточных понятий и утверждений, ошибки в опреде- лениях и классификациях и т. д. Используя вырванные из контекста факты и формулировки, некритически соединяя противоположные воззрения, Э. стремится вместе с тем создатьвидимость логической последовательности и строгости. В качестве методологического принципа Э. появилась впервые в позднегреческой философии как выражение ее упадка и интеллек­туального бессилия. Э.широко использовалась в средневековой схо­ластике, когда приводились десятки и сотни разнородных, внутренне не связанных доводов «за» и «против» некоторого положения. Э. иногда используется как прием в рекламе и пропаганде, в системах массовой коммуникации,когдафрагментарность имеет большее зна­чение, чем цельность, внутренняя связность ипоследовательность.Пустота и теоретическое бесплодие Э. обычно маскируются ссыл­ками на необходимость охватить всемногообразие существующих явлений единым интегрирующим взглядом, не упуская при этом реальных противоречий.Несостоятельная в качестве общего методологического приема описания действительности, Э. иногда выступает в качестве неиз­бежного момента в развитии знания.Чащевсего это имеет место в период формирования теории, когда осваивается новая проблемати­ка и еще недостижим синтез разрозненных фактов, представлений и гипотез в единую систему. Эклектичным было, напр., существованиенарядудруг с другом корпускулярной и волновой теорий света, позднее объединенных в рамках квантовой механики. Элементы Э. присутствуют также в начальныйпериод изучения новой научной дисциплины, когдазнания остаются еще фрагмен­тарными и несвязными и нет еще умения выделить в массе сведе­нийнаиболеесущественное и определяющее.

Элита - 1. Отборные, лучшие семена,растения или животные, полученные в результате селекции и предназначенные для дальнейшего размножения или разведения.
2. перен. Лучшие представители какой-л. части общества. // Представители привилегированных социальных групп.

Эмансипация - 1. Уравнение в правах (обычно предоставление женщинам равноправия с мужчинами в области общественной и трудовой деятельности).
2. устар. Освобождение от какой-л. зависимости.

Эстетика - 1. Философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, художественном творчестве, природе и в жизни.
2. Система взглядов на искусство или на какой-л. его вид, которой придерживается кто-л.
3. Красота,художественность в чем-л.

Этика - 1. Философское учение о морали, ее принципах, развитии и роли в обществе.
2. Совокупность норм поведения, мораль какой-л. общественной группы, организации и т.п.

Продолжительное совместное проживание групп людей на одной территории, их коллективная хозяйственная деятельность формируют у них общее миросозерцание, единый образ жизни, манеру общения, стиль одежды и т.д. Однако каждая группа при этом существует в своих специфических климатических, географических, исторических и других условиях. По этой причине становится невозможным существование единой универсальной культуры, объединяющей всех людей на земле. В исторической практике культура предстает в виде множества культур разных эпох и регионов, а внутри них – в виде культур отдельных стран и народов, которые принято называть локальными культурами.

Локальные культуры – это замкнутые, самодостаточные типы культур, которые, как правило, не взаимодействуют с другими типами культур.

Наличие локальных культур является объективной и закономерной формой существования всей человеческой культуры в целом. Например, некоторые из локальных культур похожи друг на друга в силу их генетического родства и сходства условий их возникновения. Каждая отдельная культура воплощает в себе специфический опыт жизненной практики какого-либо конкретного народа или сообщества людей. Этот опыт придает культуре каждого народа неповторимые черты.

Своеобразие культуры того или иного народа может проявляться в самых разных сторонах человеческой жизнедеятельности: в удовлетворении биологических, материальных или духовных потребностей, в естественных правилах поведения, типах одежды и жилищ, видах орудий труда, способах трудовых операций и т.д.

Таким образом, любая культура отличается своими особенностями, которые сохраняются и в типологически однородном обществе.

Серединная культура – это традиционная, обычная культура, доминирующая в обществе.

Специфическая культура это тип культуры, не похожий на другие, развивающийся по своим внутренним законам и малосвязанный с другими культурами.

Специфической культурой может выступать любая культура, которая отличается от всех иных и проявляется по-разному.

Во-первых, в качестве специфической может выступать так называемая «маргинальная культура», которую иногда называют периферийной, пограничной, отличной от доминирующей в обществе (серединной) культуры, образа жизни большинства людей. Такая культура возникает, как правило, при отказе людей по каким-то причинам от традиционной (серединной) культуры; в частности, в связи с резким изменением образа, условий жизни (с переездом из деревни в город, в другую страну, иную культурную среду). Люди маргинальной культуры испытывают затруднение с культурной идентификацией, не могут четко определиться, кто они, какова их культура.

Во-вторых, специфическая культура может выступать как субкультура – особая форма организации жизни людей (социальных групп), стремящихся обустроить внутри господствующей, срединной культуры свое собственное относительно автономное культурное существование.

В-третьих специфическая культура выступает как контркультура, если субкультурные ценности стремятся проникнуть в ядро срединной, доминирующей культуры, заменить ее фундаментальные ценности своими - часто противоположными.

Рассмотрим понятия контркультуры и субкультуры подробнее.

Контркультура – это часть культуры, элементы которой находятся в оппозиции к господствующим образцам или полностью отрицают их. Социокультурные установки контркультуры противостоят фундаментальным принципам определенной существующей культуры.

Термин «контркультура» появился в западной литературе в 1960 г. Он был введен американским социологом Теодором Роззаком, который попытался объединить различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры, в относительно целостный феномен.

Самым известным примером контркультуры стали молодежные движения 1960 – 1970-х гг. – битники и хиппи, выступавшие против западного образа жизни и буржуазной морали.

К 1960-м гг. спектр различных молодежных течений стал шире. При этом в качестве их создателей все чаще выступали тинэйджеры – подростки от 13 до 19 лет. Так появились рокеры, панки, «теды», «моды», «скинхеды». Тогда же появились движения, ориентированные на Восток, использующие восточную атрибутику, а главное – идеи восточной философии и религий.

Появление контркультуры – специфическая черта не только XX в. Противостояние господствующей культуре, рождение новых ценностей постоянно происходит в мировой культуре. Например, контркультурой можно назвать христианство в Римской империи, светскую культуру в эпоху Возрождения, романтизм в конце эпохи Просвещения и т.д.

Наряду с контркультурой в любой культуре есть многочисленные субкультуры, которые надо отличать друг от друга.

Субкультура – это крупные составные части целостных локальных культур (этнических, национальных, социальных), которые отличаются определенной местной спецификой тех или иных черт. Как правило, субкультуры связаны с многочисленными, компактно размещенными и относительно изолированными группами людей.

Существование субкультур связано с тем, что общество, как и культура, не может быть абсолютно однородно. Помимо центрального ядра оно включает в себя другие группы со специфическими признаками культуры. При этом основная масса культурных элементов этих групп идентична или близка базовой культуре, от которой они отличаются лишь некоторыми элементами или чертами.

Формирование субкультур происходит по этнографическим, сословным, конфессиональным, профессиональным, функциональным признакам, на основе возрастной или социальной специфики.

В качестве примеров можно назвать субкультуру русских старообрядцев, субкультуру заключенных, субкультуры молодежи и пенсионеров, субкультуры представителей сексуальных меньшинств и т.д.

Как правило, субкультуры стремятся сохранить определенную автономность от других культурных слоев и групп, не претендуют на универсальность своей культуры, своего образа жизни. Они отличаются некоторой локальностью и определенной замкнутостью, но при этом сохраняют приверженность к основным ценностным установкам основной культуры. Субкультуры – это лишь отклонения от основного пути развития культуры. Они не ставят своей целью переделку господствующей культуры, а по-своему приспосабливаются к ней. Именно этим они отличаются от контркультуры, стремящейся переделать мир.

Контрольные вопросы

1. Что такое тип культуры, типологизация, типология культуры?

2. Назовите основные виды типологии культуры.

3. Дайте краткие характеристики каждой типологии культуры.

4. Назовите современные подходы к типологии культур. Что, по мнению Герберта Маклюэна, является основой культуры?

5. Что представляет собой мировая культура?

6. Какие факторы участвуют в формировании этнической культуры?

7. В чем заключаются различия между этнической и национальной культурой?

8. Дайте характеристики народной, элитарной и массовой культуре.

9. Чем характеризуются восточный и западный типы культуры? В чем их отличия?

10. Что такое локальные культуры?

11. Чем контркультура отличается от субкультуры?

Список литературы

1. Горлова, И. И. Культурология. Учебное пособие / И. И. Горлова. – М.: Дашков и К, 2011.

2. Гуревич, П. С. Культурология. Учебник / П. С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2008.

3. Драч, Г. В. Культурология: учебник для вузов / Г. В. Драч, О. Штомпель, Л. Штомпель, В. Королев. – СПб.: Питер, 2011.

4. Доброхотов, А. Л. Культурология / А. Л. Доброхотов. – М.: Форум. 2010.

5. Кармин, А. С. Культурология / А. С. Кармин. – СПб.: Питер, 2008.

6. Культурология. В 2-х т.: энциклопедия, Т1 / гл. ред. С.Я. Левит. – М., 2007.

7. Культурология. Курс лекций / отв. ред. А.А. Радугин. – М.: Библионика, 2007.

8. Культурология: Учебник / под. ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: Высш. школа, 2005.

9. Культурология. Учебно-методическое пособие по культурологии / Е.А. Тетерина. – Пенза: Изд. ПГУ, 2010.

11. Маркова, А. Н. Культурология / А. Н. Маркова. – М.: Юнити-дана, 2009.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.