Фруктовый сад на загородном участке. Фруктовый сад. Рассказ Небольшой фруктовый сад

Завораживает своим цветением весной, аромат заставляет наслаждаться каждой клеточкой тела. Летом фрукты приносят невероятное наслаждение и кажутся еще вкуснее, чем обычно. Экологически чистые продукты , выращенные в собственном саду, что может быть чудеснее. Распланировать, где что будет расти и радовать своими плодами, дело ответственное. Важно правильно подойти к делу, так как от того на сколько правильно Вы посадите деревья, будет зависеть их красота и здоровье, а также способность плодоносить.

Мало кто на своем участке выращивает только плодовые деревья, каждый хочет использовать землю как можно больше, и выращивать для себя, как можно больше полезных и вкусных овощных культур, поэтому планировка сада должна тесно быть связанной с планировкой грядок и клумб . Южная сторона благоприятна для овощей, поэтому грядку лучше расположить на юге. За овощными грядками высаживаются кустарники, смородина, крыжовник. Потом располагаются деревья.

Обязательным условием при высадке деревьев является площадь, на которой будет располагаться фруктовый сад , в зависимости от кроны деревьев нужно рассчитать расстояние между деревьями. Если дерево с раскидными ветками, то потребуется расстояние от 4 кв.м. Также для деревьев лучше расти на равнинной местности, лучше предостеречь деревья от мест, где скапливается вода и задерживается холодный воздух. Почва должна быть плодородная, а каменистая, глинистая и песчаная почвы не позволят хорошо расти деревьям. Важен также свет и тепло, в тени молодым деревьям достаточно тяжело прижиться, не стоит сажать деревья на открытых ветреных местах, так как ветер повреждает деревья, осушает почву и мешает хорошему опылению.

Сделайте небольшой палисадник перед домом. В этом палисаднике можно сделать клумбы, высадить малину, ягодные кустарники, декоративные деревья, вообще все, что душе и фантазии будет угодно. Груши и яблони хорошо растут на северо-востоке участка, там же можно устроить и ягодные кустарники, а также посадить деревья поменьше – вишни и сливы.

На участке под деревья нужно сделать разметку ям, где будут посажены деревья. Деревья могут вырасти очень большими, поэтому их нужно сажать на расстоянии друг от друга. Если посадить деревья плотно, они будут расти хуже и затенять участок, могут создавать плохие условия для садовых культур. Корневая система деревьев мощная, поэтому ей нужно много места для хорошего роста и здорового состояния.

Не стоит сажать деревья очень близко к забору, дерево может его сломать или повредить, а также может затенять участок соседей, что может привести к скандалу. У границ участка лучше высаживать небольшие кусты малины, ежевики или ягодные кустарники.

Ландшафтная планировка . Такая планировка заключается в высадке деревьев и других культу свободно, максимально приближено к природному расположению. Такой сад предполагает еще и декоративные культуры. Овощные грядки располагаются слева, а плодовые деревья в центре участка и группами справа.

При регулярной высадке все деревья и культуры высаживаются рядами на одинаковом расстоянии. Имеются также строгие геометрические фигуры в оформлении клумб и грядок.

Для нашего климата подходят такие плодовые деревья как груша и яблоня. Лучше высаживать сразу несколько сортов деревьев, разные сорта слив, алычи, вишни. Смородина, крыжовник, ежевика, малина тоже приживутся в любом саду. Если их располагать по периметру участка, получится еще и небольшая живая изгородь.

УЧИМ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ, СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗЫ ПО КАРТИНАМ.

Пересказ рассказа "Богатый урожай" с использованием сюжетных картин.



1.Чтение рассказа.
Богатый урожай.
Жили-были трудолюбивые гусята Ваня и Костя. Ваня очень любил трудиться в саду, а Костя - в огороде. Решил Ваня вырастить урожай груш и винограда, а Костя - урожай гороха и огурцов. Овощи и фрукты выросли на славу. Но тут Костин урожай стали поедать ненасытные гусеницы, а к Ване в сад повадились шумные галки и стали клевать груши и виноград. Гусята не растерялись и стали бороться с вредителями. Костя позвал на помощь птичек, а Ваня решил сделать пугало. В конце лета Костя и Ваня собрали богатый урожай овощей и фруктов. Теперь никакая зима им была не страшна.

2. Беседа.
- О ком этот рассказ?
- Где любил работать Ваня? Как его можно назвать?
- Где любил работать Костя? Как его можно назвать?
- Что выращивал в саду Ваня?
- А что в огороде Костя?
- Кто мешал Ване? А кто Косте?
- Как можно назвать гусениц и галок?
- Кто помог Ване избавиться от гусениц?
- А что сделал Костя, чтобы отпугнуть галок?
- Чему радовались трудолюбивые гусята в конце лета?
3.Пересказ рассказа.

Пересказ рассказа "Лебеди" с использованием сюжетных картин.



1.Чтение рассказа.
Лебеди.
Дедушка перестал копать, наклонил голову вбок и к чему-то прислушался. Таня спросила шёпотом:
- Что там?
А дедушка ответил:
- Слышишь, лебеди трубят?
Таня поглядела на дедушку, потом на небо, потом опять на дедушку, заулыбалась и спросила:
- А что же, у лебедей труба есть?
Дедушка засмеялся и ответил:
- Какая там труба? Просто они кричат так протяжно, вот и говорят, что они трубят. Ну, слышишь?
Таня прислушалась. И правда, где-то высоко были слышны протяжные далёкие голоса, а затем она увидела лебедей и закричала:
- Вижу, вижу! Верёвочкой летят. Может, они где-нибудь сядут?
- Нет, они не сядут, - задумчиво сказал дедушка. - Они улетают в тёплые края.
А лебеди летели всё дальше.

2.Беседа.
- О ком этот рассказ?
- К чему прислушивался дедушка?
- Почему Таня заулыбалась на слова дедушки?
- Что значит "лебеди трубят"?
- Кого увидела в небе Таня?
- Чего очень хотелось Тане?
- А что ответил ей дедушка?
3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Как солнышко ботинок нашло" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Где гулял мальчик Коля?
- Чего было много вокруг дома?
- Почему Коля стоит в одном ботинке?
- Как поступил Коля, когда заметил, что у него нет ботинка?
- Как вы думаете, он нашёл его?
- Кому рассказал Коля о своей потере?
- Кто стал искать ботинок после Коли?
- А после бабушки?
- Где Коля мог потерять ботинок?
- Почему солнышко нашло ботинок, а все остальные нет?
- Нужно ли поступать так, как поступил Коля?
2.Составление рассказа по серии картин.
Как солнышко ботинок нашло.
Однажды Коля вышел во двор погулять. Во дворе было много луж. Коле очень нравилось бродить по лужам в своих новых ботинках. И тут мальчик заметил, что на одной ноге у него нет ботинка.
Стал Коля искать ботинок. Искал, искал, но так и не нашёл. Пришёл он домой и рассказал всё бабушке и маме. Во двор отправилась бабушка. Искала, искала она ботинок, но так и не нашла. Вслед за бабушкой во двор вышла мама. Но и она не смогла найти ботинок.
После обеда из-за туч выглянуло яркое солнышко, осушило лужи и нашло ботинок.

3.Пересказ рассказа.

Общая горка. Пересказ по картине.

1.Беседа по картине.
- Какое время года изображено на картине?
- По каким признакам вы догадались, что это зима?
- Где собрались дети?
- Подумайте, кто построил горку?
- А кто из детей только что пришёл на горку?
- Обратите внимание на мальчиков. Как вы думаете, из-за чего они поспорили?
- Посмотрите на Наташу. Что она говорит мальчикам?
- Как закончилась эта история?
- Дайте название картине.
2.Образец рассказа.
Общая горка.
Наступила зима. Выпал белый, пушистый, серебристый снег. Наташа, Ира и Юра решили построить из снега горку. А Вова им не помогал. Он болел. Хорошая вышла горка! Высокая! Не горка, а целая гора! Ребята взяли санки и весело катались с горки. Через три дня пришёл Вова. Он тоже хотел съехать с горки на санках. Но Юра закричал:
- Не смей! Это не твоя горка! Ты её не строил!
А Наташа улыбнулась и сказала:
- Катайся, Вова! Это горка общая.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Семейный ужин" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Как вы думаете, какое время суток нарисовано на картинках?
- Почему вы так думаете?
- Откуда вернулись домой Саша и Маша?
- А откуда пришли папа и мама?
- Как называется вечерний приём пищи в семье?
- Что стала делать мама? Зачем?
- Какую работу выполняет Саша?
- Что можно приготовить из картошки?
- А чем занята Аня?
- Что она будет делать?
- Кого вы не увидели в кухне за работой?
- Какую работу выполнял папа?
- Когда всё было готово, что сделала семья?
- Как можно закончить наш рассказ?
- Как вы думаете, чем займутся родители и дети после ужина?
- Как можно назвать наш рассказ?
2.Составление рассказа.
Семейный ужин.
Вечером вся семья собралась дома. Папа и мама вернулись с работы. Саша и Наташа пришли из школы. Они решили вместе приготовить семейный ужин.
Саша почистил картошку для картофельного пюре. Наташа помыла огурцы и помидоры для салата. Мама пошла в кухню, поставила чайник на плиту и стала заваривать чай. Папа взял пылесос и почистил ковёр.
Когда ужин был готов, семья села за стол. Все были рады видеть друг друга за семейным ужином.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Новый год на пороге" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Какой праздник приближается?
- Как вы можете это доказать?
- Чем заняты ребята?
- Назовите, какие ёлочные украшения у них получатся?
- Чем пользуются дети для изготовления ёлочных игрушек?
- Они работают с удовольствием или нет?
- Какие получились у них украшения?
- Куда они повесили свои игрушки?
- Как дети проводили праздник?
- Во что они были одеты?
- Какой сюрприз ждал их в конце праздника?
2.Составление рассказа.
Новый год на пороге.
Приближался любимый детский праздник - Новый год. А ёлка стояла в углу и грустила. Оля посмотрела на ёлку и предложила:
- Давайте украсим её не только шарами, но и сами сделаем игрушки!
Ребята согласились. Каждый из них вооружился ножницами, красками и цветной бумагой. Работали они с удовольствием. Вскоре яркие, красочные украшения были готовы. Ребята с гордостью повесили на ёлку свои работы. Ёлка сверкала и светилась.
Наступил праздник. Ребята надели маскарадные костюмы и отправились к ёлке. Они пели, танцевали и водили хоровод. Ну, и конечно же, к ребятам пришёл Дедушка Мороз с долгожданными подарками.

3.Пересказ рассказа.

Пересказ рассказа "Как мы общаемся", составленного по отдельным сюжетным картинам.



img src=/font



1.Беседа.
- Как мы общаемся друг с другом, если находимся рядом?
- А если человека нет рядом, то что мы делаем?
- Что можно отнести к средствам связи?
- Что можно отправить по почте?
- Как раньше доставляли почту?
- Как работал телеграф?
- Сколько времени нужно сейчас, чтобы послать сообщение?
- Что для этого используют люди?
- А как почтовая связь доставляет нам письма и поздравительные открытки?
- Почему люди пишут друг другу письма и поздравительные открытки?
2.Составление рассказа.
Как мы общаемся?
Разговаривая, мы общаемся друг с другом. Но иногда близкий человек находится далеко. Тогда на помощь приходят телефон и почта. Набрав нужный номер телефона, мы услышим знакомый голос. А если нужно послать письмо или поздравительную открытку, то можно пойти на почту.
Раньше почту доставляли на лошадях. Затем появился телеграфный аппарат Морзе, и сообщения стали передавать по проводам с помощью электрического тока. Инженер Белл усовершенствовал аппарат Морзе и изобрёл телефон.
В наше время сообщения с текстом и картинками можно передать очень быстро. Для этого люди используют сотовый телефон и компьютер. Но и сейчас люди продолжают писать друг другу письма, посылать поздравительные открытки и телеграммы по почте. Почту доставляют на автомобилях, по железной дороге или по воздуху.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа по сюжетной картине "В живом уголке".

1.Беседа.
- Кого вы видите на картине?
- Назовите растения, которые находятся в живом уголке.
- Нравится ли детям трудиться в живом уголке? Почему?
- Кто сегодня трудится в живом уголке?
- Чем заняты Катя и Оля?
- Какие листья у фикуса?
- Почему Даше нравится ухаживать за рыбками? Какие они?
- Что нужно делать, если в живом уголке живёт хомяк? Какой он?
- Какие птицы живут в живом уголке?
- Где находится клетка с попугаями? Какие попугаи?
- Как ребята выполняют свою работу?
- Почему им нравится ухаживать за животными и растениями?
2.Составление рассказа по картине.
В живом уголке.
В живом уголке много растений и животных. Детям нравится наблюдать и ухаживать за ними. Каждое утро, когда ребята приходят в детский сад, они идут в живой уголок.
Сегодня в живом уголке трудятся Катя, Оля, Даша, Ваня и Наталья Валерьевна. Катя и Оля ухаживают за фикусом: Катя вытирает влажной тряпочкой его большие блестящие листья, а Оля поливает растение. Даше нравятся рыбки: они очень яркие и с удовольствием едят корм, который она насыпает в аквариум. Ваня решил поухаживать за хомячком: он чистит его клетку, а затем будет менять воду. Наталья Валерьевна кормит пёстрых попугаев. Их клетка висит высоко и ребятам до неё не дотянуться. Все очень сосредоточены и стараются хорошо выполнить свою работу.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Заяц и морковка" по серии сюжетных картин.



1.Беседа по серии картин.
- Какое время года изображено на картинке?
- Что вы можете сказать о погоде?
- Какой стоит снеговик?
- Кто пробегал мимо снеговика?
- Что он заметил?
- Что решил сделать зайка?
- Почему ему не удалось достать морковку?
- Что он задумал потом?
- Помогла ли ему лестница добраться до морковки? Почему?
- Как изменилась погода по сравнению с первой картинкой?
- Что можно сказать о настроении зайчика на второй картинке?
- Что происходит со снеговиком?
- Как светит солнышко на третьей картинке?
- На что похож снеговик?
- Какое настроение у зайчика? Почему?
2.Составление рассказа.
Заяц и морковка.
Наступила весна. Но солнышко ещё редко выглядывало из-за туч. Снеговик, которого слепили дети зимой, стоял и даже не думал таять.
Однажды мимо снеговика пробегал зайчик. Он заметил, что вместо носа у снеговика вкусная морковка. Стал подпрыгивать, но снеговик был высокий, а зайчик маленький, и он никак не мог достать морковку.
Зайчишка вспомнил, что у него есть лестница. Он побежал в дом и принёс лестницу. Но даже она не помогла достать ему морковку. Зайчик загрустил и сел возле снеговика.
Тут из-за туч выглянуло тёплое весеннее солнышко. Снеговик медленно начал таять. Вскоре морковка оказалась на снегу. Радостный зайчик с удовольствием её съел.

3.Пересказ рассказа.

Пересказ сказки "Колосок" с использованием серии сюжетных картин.





1.Чтение сказки.
2.Беседа.
- О ком эта сказка?
- Чем занимались целый день мышата?
- Как можно назвать мышат, какие они? А петушок?
- Что нашёл петушок?
- Что предложили сделать мышата?
- Кто обмолотил колосок?
- Что предложили сделать мышата с зерном? Кто это сделал?
- Какую ещё работу выполнял петушок?
- А что в это время делали Круть и Верть?
- Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы?
- Почему голос у мышат становился тише после каждого вопроса петушка?
- Почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола?
3.Пересказ сказки.

Составление рассказа "Откуда хлеб пришёл" по серии сюжетных картин.









1.Беседа.
- Какое время года изображено на первой картинке?
- Где работает трактор? Как называется профессия человека, который работает на тракторе?
- Какую работу выполняет трактор?
- Как называется техника, которую вы видите на третьей картинке? Какую работу выполняет сеялка?
- Какую работу выполняет самолёт? Зачем нужно удобрять поле?
- Когда созревает пшеница?
- С помощью чего убирают урожай пшеницы? Как называется профессия человека, который работает на комбайне?
- Из чего пекут хлеб?
- А что нужно сделать с зёрнами пшеницы, чтобы получилась мука?
- Где пекут булки, батоны? Кто их печёт?
- Куда затем везут хлеб?
- Как нужно относиться к хлебу? Почему?
2.Составление рассказа.
Откуда хлеб пришёл.
Наступила весна. Растаял снег. Выехали в поле трактористы, чтобы вспахать и взрыхлить землю под будущий хлеб. Хлеборобы засыпали зерно в сеялки и стали рассеивать по полю. А затем в небо поднялся самолёт, чтобы удобрить пшеничное поле. Удобрение попадёт в землю, а пшеница будет расти и созревать. К концу лета пшеничное поле заколосится. Выйдут в поле комбайнеры. Поплывут по пшеничному полю комбайны, как по синему морю. Намолоченное зерно смелют в муку. В пекарне из неё испекут тёплый, душистый, вкусный хлеб и отвезут в магазин.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа по сюжетной картине "Одни дома" с придумыванием начала рассказа.

1.Беседа.
- Кого вы видите на картинге?
- Какие игрушки вы видите на картине?
- Кто из детей любит играть с мишкой? А кто с машинками?
- Какое настроение у мамы? Чем она недовольна?
- Когда это могло случиться?
- Как вы думаете, куда ходила мама?
- Кто оставался дома один? Что дети обещали маме?
- Чем занималась Катя? А Вова?
- А чьи бусы рассыпаны на полу?
- Как вы думаете, мама разрешила брать бусы?
- А кто их взял?
- Почему бусы оказались разорванными?
- Что почувствовали дети, когда вернулась мама?
2.Составление рассказа.
Одни дома.
Мама ушла в магазин за покупками. А Катя и Вова остались дома одни. Они обещали маме, что всё будет хорошо. Катя взяла своего любимого мишку и стала рассказывать ему сказку, а Вова играл машинками.
Но вдруг Катя увидела мамины бусы. Ей очень захотелось их примерить. Она взяла бусы и стала примерять. Но Вова сказал, что мама не разрешала Кате их трогать. Катя не слушала Вову. Тогда Вова стал снимать бусы с Катиной шеи. А Катя не давала их снимать.
Вдруг ниточка разорвалась, и бусы рассыпались по полу. В это время мама вернулась из магазина. Вова от испуга спрятался под одеяло, а Катя стояла и виновато смотрела на маму. Детям было очень стыдно, что они не выполнили своё обещание.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Граница Родины - на замке" по серии сюжетных картин.





1.Беседа.
- Кого вы видите на первой картинке?
- Куда они направляются?
- Что заметил пограничник?
- Кому он показал следы?
- К кому привели следы?
- Что в руках у нарушителя?
- Рассмотрите вторую картинку. Что вы можете сказать о Трезоре? Почему он такой злой?
- Что сделал нарушитель, когда Трезор напал на него?
- Как можно назвать пограничника и Трезора, какие они?
- Если все защитники будут такие, то какой будет наша Родина?
2.Составление рассказа.
Граница Родины - на замке.
Границу нашей Родины охраняют пограничники.Однажды в дозор вышли солдат Василий и его верный друг - пёс Трезор.Вдруг пограничник заметил свежие следы. Он показал их Трезору. Трезор тут же отправился по следам.
Вскоре пограничник и Трезор увидели нарушителя границы. Он был вооружён, а увидев пограничника и Трезора, направил на них пистолет. Трезор весь напрягся и напал на преступника. Он схватил нарушителя за руку, и тот от испуга уронил пистолет. Верные друзья арестовали нарушителя.
Пусть каждый знает, что граница нашей Родины - на замке.

3.Пересказ рассказа.

Редкий хозяин частного дома предпочитает не высаживать у себя на участке плодовые деревья. Плодовый сад обычно хочется иметь каждому – весной деревья радуют прекрасным цветением и ароматом, а плоды и ягоды из собственного сада всегда кажутся намного вкуснее купленных в магазине или на рынке, к тому же вы знаете, что это экологически чистые продукты. В искусстве фен-шуй образ цветущего плодового сада является символом изобилия и благополучия. Планировка сада – ответственное дело, от того, насколько правильно вы посадите деревья, будет зависеть их рост и способность плодоносить, так что к этой задаче нужно отнестись с большим вниманием.

Если вы хотите выращивать у себя в саду также и овощи, планировка сада и огорода должна рассматриваться в совокупности. Место для грядок лучше отвести у южной границы, с севера на юг, так лучше для культур, растущих в средней полосе. Некоторые садоводы рекомендуют размещать грядки с востока на запад. За овощными и клубничными (земляничными) грядками располагаются плодовые кустарники – смородина, крыжовник. За кустарником высаживаются деревья, ягодным кустарникам легкая тень от деревьев не повредит, а овощные грядки должны находиться на солнце.

Пример дизайна овощных грядок – они не обязательно должны быть квадратной или прямоугольной формы, оригинальные грядки напоминают клумбы

Перед тем, как приступать к планировке сада, нужно принимать в учет следующие важные факторы:

  • Какого размера площадь может быть выделена под плодовый сад. Для деревьев с раскидистыми кронами потребуется расстояние от 4 кв.м.
  • Рельеф местности . Для плодового сада идеальной будет равнинная местность либо пологий склон, в котловинах задерживается холодный воздух, излишняя влага, эти участки неблагоприятны для плодовых деревьев.
  • Анализ почв вашего участка. У плодовых культур мощная корневая система, почвы должны быть плодородными, чтобы обеспечить ей хорошее питание. Каменистая, глинистая, песчаная почва для сада не годится. Негативно сказывается на росте деревьев близость грунтовых вод.
  • Наличие тепла и света. Для большинства плодовых деревьев важно, чтобы света и тепла было вдоволь, в тени они намного хуже растут и плодоносят. Следует сказать и о местности с постоянным сильным ветром – ветер мешает нормальному опылению, сушит почву, нередко повреждает урожай и ломает ветви деревьев. От ветров частично может защитить высокий забор или зеленые насаждения.

Планирование начинается со схемы на бумаге. Если на участке уже есть дом, от него и нужно начинать планировку. На бумагу наносится в масштабе схема участка, контуры дома и других построек, а также места, где уже растут деревья.

Этот участок защищают от ветра посаженные вокруг деревья, которые уже выросли достаточно, чтобы обеспечить защиту

Если участок еще не застроен, на схему наносится место для постройки дома. Планировка сада на участке предполагает наличие палисадника. Дом должен выходить фасадом на улицу, перед ним остается полоса земли для палисадника. Ее размер зависит от площади участка – у кого-то это всего метр, у кого-то – 6-8 метров. В небольшом палисаднике обычно высаживают цветы, малину и ягодные кустарники, в большом – декоративные деревья, цветы или несколько плодовых деревьев на усмотрение хозяев.

Крупным плодовым деревьям – яблоням, грушам, отведите место в северо-восточной стороне участка, между ними и плодово-ягодными кустарниками – место для деревьев поменьше – вишен, слив.

Пример планировки сада и огорода – участок поделен на две части. В первой – дом в окружении палисадника и грядок с овощами, вторая половина – плодовый сад с деревьями, высаженными рядами

Вообще, будет удобно нарисовать план участка, нанести на него все имеющиеся постройки, предполагаемое расположение сада и огорода. На участке нужно сделать разметку ям для посадки деревьев. Старайтесь высаживать деревья на расстоянии, чтобы по мере роста она не затеняли друг друга. Кучно растущие кусты и деревья в саду плохо растут, кроме этого, создаются условия для болезней садовых культур. У плодовых деревьев корневая система мощная, она должна развиваться свободно.

Совет. Если ваш участок зарос диким кустарником, на нем имеются пни, которые нужно выкорчевать, сделайте необходимые работы и сожгите древесные остатки. Золу соберите в сухом месте, она пригодится при создании плодородных грядок.

Обычно, планировка плодового сада предполагает высадку деревьев таким образом, чтобы они не затеняли участки соседей, но нередки случаи, когда дерево растет у самого забора, обеспечивая плодами и хозяев, и соседей, при этом ни у кого не возникает претензий.

Сегодня модно придавать грядкам оригинальную форму, например, огород-пицца. Изюминка заключается в том, что от круглой грядки в центре лучами расходятся остальные, как ломти пиццы, образуя круг

У границ участка обычно высаживается малина, ежевика или ягодные кустарники, которые хорошо плодоносят и при затенении.

Ландшафтная и регулярная планировки

Ниже приведем примеры планировки сада для любителей порядка и четкости форм и для тех, кому нравится, когда растения в плодовом саду высаживаются также по схеме, но создают впечатление природных зон.

Ландшафтная планировка предполагает расположение деревьев и других культур в свободном порядке, близком к природному. В таком саду, кроме плодовых культур, широко используются и декоративные.

Пример свободной планировки сада – овощные грядки слева и вверху, плодовые деревья высажены группами в центре и справа

При регулярной планировке деревья и кустарники, а также овощи на грядке, высаживаются строгими рядами на одинаковом расстоянии. Схема высадки тоже имеет строгую геометрическую форму – квадрат для участков, длина и ширина которых практически равны, и прямоугольник для участков, длина которых намного превышает ширину.

Пример регулярной планировки сада с огородом – четкая геометрия, участок разбит на правильные квадраты, прямоугольники, растения высажены рядами

Где какие культуры лучше высаживать?

Это деревья и кустарники, которые хорошо растут и плодоносят в ваших широтах. Для средней полосы это груши, яблони (желательно высадить несколько деревьев разных сортов), разные сорта слив и алычи, вишни. В теплых широтах будут вызревать черешни и абрикосы. Ягодные кустарники – все сорта смородины, крыжовник, ежевика, малина. При небольшой площади участка кустарники удобно расположить по периметру.

Если вы посадите несколько яблоневых деревьев, среди которых будут летняя, осенняя и зимняя яблони, плоды будут радовать вас в разное время года

Пример интересной планировки огорода – от квадрата из плит в центре расходятся дорожки, между которыми расположены грядки, на каждой из грядок высажены разные культуры. Подойти удобно к любой из них

На овощных грядках рядом нужно высаживать культуры, хорошо растущие в непосредственной близости друг от друга:

  • капуста, огурцы, горох;
  • белокочанная капуста, укроп, картофель, лук, салат, сельдерей;
  • помидоры, горох, морковь;
  • хрен, картофель, фасоль, лук, капуста.

Когда вы нарисуете схему, определитесь с тем, какие растения высаживать и в каком количестве, можно начинать разметку сада на местности, покупать саженцы и подготавливать почву.

Для того чтобы вырастить сад из плодовых деревьев у себя на участке, необходимо не только определиться с местом и растениями, но и учитывать основные нюансы, такие как схема посадки, размер ям, высадка и уход за саженцами, что и будет рассмотрено в данной статье.

Планировка сада

Когда было подобрано место для высадки саженцев, важно определиться со схемой для их высадки. Высаживать деревья рекомендуется согласно четырём схемам, которые имеют свои особенности расположения растений, позволяют упростить процесс ухода за саженцами и получить обильный урожай.

Самой распространенной схемой для высадки является квадратичная: она позволяет создать удобные условия для ухода за садом. Согласно этой схеме, деревья высаживаются ровными рядами. Расстояние между деревьями зависит от их вида и сорта.

Важно! Учитывать схему высадки необходимо также для того, чтобы рационально использовать пространство, поэтому на квадратном участке лучше расположить деревья по квадратичной схеме.

Если были выбраны карликовые сорта, оптимальное расстояние между рядами составит 4 м, между деревьями необходимо оставить 2,5 м. Классические виды, которые были привиты на диком подвое, должны быть посажены друг от друга на расстоянии не менее чем 3,5 м, между рядами – 5 м. Высокие и сильнорослые виды должны быть на расстоянии 4 м, между рядами сохраняется 6 м.

Квадратичная схема высадки подходит для деревьев, которые не требовательны к освещению, нормально переносят полутень, созданную соседними рядами. Обычно так высаживаются яблони разных сортов, некоторые сорта груш.

Шахматная

Шахматная схема очень схожа с квадратичной, только в каждом квадрате между четырьмя деревьями высаживается ещё по одному дереву. Схема является более плотной, поэтому подходит для высадки среднерослых растений с небольшой кроной. Если сад расположен на склоне, то шахматная схема будет являться оптимальным вариантом посадки деревьев для уменьшения смыва почвы осадками.
Шахматный способ высадки позволяет деревьям получать максимальное количество света, поэтому подходит для светолюбивых растений – сливы, абрикоса, персика, а также для яблонь и груш. Расстояние между деревьями должно быть 4 м, между рядами лучше оставить 5 м.

Высадка деревьев по треугольной схеме характеризуется более плотным расположением растений, имеющих крупную крону. По треугольной схеме все деревья будут ровностоящими, что позволит высадить на 15 % растений больше, нежели по квадратичной схеме.

Чтобы узнать оптимальное расстояние между растениями, необходимо руководствоваться правилом удвоения показателя максимальной ширины кроны взрослого дерева. Например, если ширина кроны составляет 4 м, то между растениями должно быть расстояние не менее 8 м со всех сторон.
Благодаря треугольной схеме высадки растения могут получать максимальное количество света. Для посадки этой схемой подходит вишня, яблоня, груша, слива, абрикос, персик.

Горизонтальная схема

Горизонтальная схема высадки применяется в случае расположения деревьев на холмистой территории. Растения в данном случае высаживаются по горизонтальным линиям, что позволяет снизить эрозионные процессы почвы и успешно выращивать саженцы на неровных участках. Для фруктовых посадок выбирают возвышенную территорию, желательно на юге участка. Закладывать плодовые деревья необходимо таким образом, чтобы максимальная высота стволов была направлена к северу.
Благодаря такому расположению растения обеспечиваются наибольшим количеством света. Расстояние между ними в данном случае должно быть не менее 3 метров, между рядами – не менее 5. Для посадки горизонтальным способом подходят любые плодовые деревья.

Посадка сада

Когда была определена схема высадки растений, необходимо приступать к выбору и покупке саженцев, которые далее будут укореняться на участке.

Выбор плодовых культур

Для того чтобы растения хорошо плодоносили, нужно уметь их правильно выбирать. Поэтому обратите внимание на рекомендуемый регион выращивания, почву и другие условия. Существуют специальные сорта, которые были выведены для каждого региона: они легко переносят морозные зимы, разные типы почв, являются менее чувствительными к неблагоприятным погодным условиям. Рассмотрим основные рекомендации по высадке деревьев, нормально чувствующих себя в средних широтах.

Самым популярным плодовым растением в средних широтах является яблоня. Эта культура светолюбивая, поэтому высаживать её лучше на хорошо освещённой территории. Яблоня может произрастать на серых лесных, дерново-подзолистых грунтах, черноземах, которые отличаются лёгким механическим составом с нейтральной или слабокислой реакцией. Дерево плохо переносит избыток влаги, поэтому посадите его на небольших возвышенностях, на территории с глубоким залеганием грунтовых вод – не менее чем 1,5 м в глубину.

Знаете ли вы? Яблоневые сады в мире охватывают 5 млн. га, а каждое третье плодовое дерево в мире является яблоней.

Грушу рекомендуют высаживать на южной стороне участка, так как территории с суровыми зимами часто становятся причиной вымерзания деревьев. Участок необходимо подобрать хорошо защищенный от ветра, что особенно важно в зимний период. Груша отлично произрастает на влажных почвах, грунтовые воды должны находиться не ближе 1 м к поверхности почвы. Идеальной почвой для груши является суглинистая, супесчаная или слабоподзолистая.
Вишня предпочитает более теплые регионы с большим количеством солнечного света и тепла. Саженец не рекомендуют высаживать в низинах, так как вишня отличается плохой зимостойкостью и часто вымерзает. Территорию необходимо выбрать хорошо проветриваемую – таким образом можно избежать многих болезней дерева. Что касается почвы, то вишня предпочитает плодородные грунты с лёгким механическим составом, характеризующиеся высокой воздухопроницаемостью. Вишню высаживают на лёгких и средних суглинках, что позволяет получить максимальный урожай.

Слива также предпочитает хорошо освещённые территории, поэтому высаживать саженцы необходимо на южной стороне участка, на влажной глинистой почве с толстым плодородным слоем и нейтральной реакцией. Слива также нормально произрастает в северных регионах, но с условием соблюдения основных рекомендаций к высадке и уходу за растением. Абрикосы хорошо произрастают в средних широтах и субтропиках на максимально освещённых территориях с большим количеством солнечного света и тепла. Абрикосовые деревья необходимо хорошо защищать от северных ветров: их можно расположить на склонах и в местах, которые являются недоступными для холодного воздуха.
Дерево лучше посадить на лёгких, хорошо дренированных почвах. Персики высаживаются в южных регионах с большим количеством тепла и солнечного света, потому что являются неустойчивыми к сильным морозам, повреждающим плодовые почки. Хорошо произрастают персики на лёгких суглинках с высокой воздухопроницаемостью и дренажом, обязательным условием является качественная защита от ветра.

Как выбрать и купить саженцы

Важно не только правильно подобрать место для высадки саженцев, но и сам посадочный материал, для того чтобы обеспечить хорошую приживаемость дерева и получать стабильно высокие урожаи в дальнейшем.

Важно! Покупать саженцы предпочтительно в питомниках, избегая рынков и других сомнительных мест.

Прежде всего необходимо обратить внимание на возраст деревца: оптимально приобретать посадочный материал двухлетнего возраста, деревья постарше имеют низкую приживаемость. Посмотрите внимательно на корневую систему саженцев – она должна быть здоровой, содержать кроме скелетных многочисленные отрастающие корешки. Не покупайте деревья, которые имеют на корнях узлы, утолщения, наросты, наплывы, желваки либо другие сомнительные образования.
Минимальное количество скелетных корней для двухлетнего саженца – 3, предпочтительно выбирать саженцы, которые содержат больше 3. Не покупайте деревья, которые имеют грубые механические повреждения корней, созданные в процессе неправильного выкапывания. Высота двухлетнего саженца должна быть не менее 1,5 метра, у здоровых деревьев содержится три боковых ветви, которые равномерно распределены по стволу. Кора должна быть гладкой, не иметь каких-либо царапин, трещин.

Знаете ли вы? Существует интересный метод определения длительности хранения выкопанного дерева: необходимо зажать ветку дерева между большим и указательным пальцем, и если саженец является свежим, то от дерева будет исходить лёгкая прохлада, а если саженец подсох вы почувствуете тепло.

Подготовка посадочных ям

В зависимости от вида плодового дерева посадочная яма готовится разного размера и разной формы, но практически для всех деревьев лучше всего подходят круглые ямы, имеющие отвесные стенки, которые могут обеспечить нормальное развитие корневой системы. Размер ямы, выкопанной на окультуренной почве с глубоким плодородным слоем, должен быть около 70 см в диаметре и 70 см в глубину.

Если дерево будет высаживаться на впервые осваиваемой территории, размер ямы увеличивается в три раза, так как в неё нужно будет внести достаточное количество питательной смеси, которая в будущем будет служить резервуаром необходимых для нормального развития молодого саженца веществ. Тяжёлые глинистые и песчаные почвы подразумевают выкапывание ямы в размере 1 м в диаметре и 1 м в глубину. Опытные садоводы советуют выкапывать более широкие и менее глубокие ямы на глинистой плотной почве, для того чтобы вода не застаивалась в их нижних слоях – это губительно будет влиять на корни растений.
Если высадка растений будет производиться весной, то ямы необходимо выкопать в осенний период предыдущего года, если высадка будет производиться осенью, то яму выкапывают в мае-июне. Это нужно для того, чтобы удобрения, которые были внесены в грунт, хорошо перемешались и созрели, то есть сформировали необходимую микробиологическую среду.

Правила высадки деревьев

В зависимости от вида плодового дерева, существуют свои нормы по размеру ямы, времени посадки и другим нюансам, которые необходимо рассмотреть:

  1. Яблони высаживают зачастую в весенний период, если саженец не старше 2 лет, чтобы за лето деревце прижилось, подросло и нормально перенесло зимовку. Весенняя посадка должна происходить в начале мая – конце апреля, когда грунт уже оттаял и немного прогрелся. Если саженец будет высаживаться весной, то яму можно подготовить за неделю до высадки. Размер ямы будет зависеть от почвы: если она довольно плодородна, то достаточно будет 60 см в глубину и в диаметре, если почва бедная, то глубина должна быть минимум 70 см, а диаметр – 80 см. Саженцы 3-4 летнего возраста можно посадить осенью, так как уже крепкому деревцу не страшны зимние морозы. Посадку лучше производить в начале октября, чтобы до зимы корни успели укрепиться. Осенью рекомендуют высаживать молодые деревца в южных регионах с плодородной почвой. Яму выкапывают таких же размеров, как и в случае посадки весной, но готовят её за месяц до высадки.
  2. Грушу можно высаживать как весной, так и осенью. Весенняя посадка (в конце апреля) исключает возможность гибели дерева от заморозков. Яму лучше подготовить заранее, осенью предыдущего года. За это время грунт подсядет, и после посадки саженца корневая шейка не будет сильно углубляться, что гарантирует нормальную приживаемость растения. В ширину яма должна быть около метра, а в глубину около 50 см. Если почва бедная, то яму выкапывают более глубокой и заполняют несколькими ведрами плодородной почвы. Как и в случае с яблоней, грушу осенью высаживают в южных регионах, что позволяет саженцу нормально прижиться. Кроме того, груша, которая была посажена осенью и пережила зимовку, будет более крепкой и стойко переносить будущие морозы. Выкапывать яму лучше весной, размер ямы в глубину – 50 см, диаметр – 1 м, а производить посадку в первых числах октября.
  3. Абрикос весной рекомендуют высаживать до того, как на саженце пробудились почки – в середине апреля. Яма готовится осенью, её минимальный размер – 70 см в глубину и 70 см в диаметре. Подготовка ямы для осенней высадки должна осуществляться за месяц, а то и за два. Необходимы ширина 1 м, а глубина – 80 см. Оптимальным временем для высадки считается начало октября.
  4. Вишня зачастую высаживается весной (конец апреля), особенно это касается средней полосы и северных регионов, так как за лето саженец подрастает, становится крепче и нормально переносит зимовку. Яму следует выкопать заранее, лучше осенью, ее глубина должна быть не менее 50 см, диаметр – 80 см. Осенью высадка вишни практикуется только в южных регионах, иногда – в средней полосе. Оптимальное время для посадки – конец сентября, чтобы до того, как ударят первые заморозки, дерево окрепло. Яма готовится весной, размер такой же, как и в случае высадки в весенний период.
  5. Персик является теплолюбивым растением, поэтому даже в южных регионах посадка осуществляется в весенний период (конец апреля). Яму готовят заранее, лучше всего – осенью, размер ямы должен быть не менее 70 см в глубину и 1 м в диаметре.
  6. предпочитает весеннюю посадку в средней полосе и в северных регионах, в южных регионах чаще всего практикуется посадка саженцев в осенний период. Весной сливу высаживают в конце апреля в заранее подготовленную яму. Яму лучше готовить с осени, в неё добавить органические удобрения, которые за достаточно длительный промежуток времени перепреют и создадут идеальные условия для молодого саженца. Яма должна быть минимум 60 см в глубину и 70 см в ширину, можно и больше. Осенью, в начале октября, слива высаживается в яму, которая была выкопана весной и удобрена органикой, размер ямы 60х70 см.

Знаете ли вы? В отличие от других плодовых деревьев, сливу нельзя встретить в природе в диком виде. Слива была получена в результате скрещивания терна и алычи более 2 тыс. лет назад.

Как ухаживать за нововысаженными деревьями

Когда саженцы высадили в почву, в первое время следует уделить особое внимание регулярному поливу. Частота полива зависит от погодных условий и регулярности осадков. Минимальное количество воды, которую нужно выливать под одно дерево, составляет 20 л за раз. Поливать нужно 1 раз в 2-4 недели. Рекомендуют проверять землю на влажность с помощью палки: если поверхность почвы просохла на 20 см – самое время полить саженец.

Место вокруг саженца следует замульчировать – это необходимо для того, чтобы создать благоприятную среду для корневой системы, задержать влагу в летний период, замедлить рост сорняковой растительности. Мульчу насыпают достаточно толстым слоем (15 см) на расстоянии 1-2 метров от ствола – используют древесные опилки, солому. Околоствольный круг регулярно рыхлят и избавляют от сорняков. Особенно важно рыхлить почву после полива, когда от воды происходит её уплотнение. Рыхление производят на глубину не более 5 см, чтобы не повредить молодые корешки.
Обязательно молодое дерево на зиму следует утеплить, чтобы оно нормально перенесло морозы. Утепление ствола также поможет защитить кору от набегов грызунов, которые в зимний период её обгрызают, что ведет к гибели саженца. Процедуру проводят в начале ноября, обвязывая нижнюю часть ствола еловыми ветками не менее чем на 70 см в высоту. Побелку деревьев производят 2 раза в год – осенью и весной. Осенняя побелка производится в солнечный, не дождливый день в конце сентября, а весенняя побелка должна осуществляться в период небольших морозов, когда ещё не появились первые насекомые.

Моему саду семь лет. Когда я приступала к его планированию, то была во власти энтузиазма: мне хотелось посадить все. Ведь на свете так много разных плодовых деревьев: сложно отдать предпочтение чему-то одному! Но как впихнуть все то, что рисует воображение, в ограниченное пространство участка?

Фото: Оксана Панфилова

Предел плотности

Сейчас, по прошествии времени, я вынуждена признать, что по неопытности погорячилась с плотностью посадки плодовых деревьев: выбрала схему 2×2 м, со сдвигом на 1 м в следующем ряду. Сейчас мне кажется, что это слишком плотно.

В дело вмешался случай. Несколько лет назад случилось зимнее нашествие мышей, они сильно обгрызли основания молодых деревьев. Повреждения пережили не все. По счастливому стечению обстоятельств деревья погибли не подряд, а через одно. И мы посадили вместо них кусты смородины. Вот такое расположение мне показалось более удачным: с одной стороны, для кроны деревьев остается больше места, с другой - посадки достаточно плотные. В этом случае шахматный порядок образуется за счет чередования кустов и деревьев.

Схемы посадки в нашем любительском садоводстве - больная тема. Небольшие участки не согласуются с понятным желанием иметь в саду и то, и это. Сложившееся у автора расположение растений вполне разумно с точки зрения места для развития кроны, однако, на мой взгляд, ягодные кустарники все же лучше сажать отдельно от плодовых деревьев. Например, часто бывает необходимо провести химическую обработку деревьев в то время, когда кустарники в опрыскиваниях не нуждаются, да и до сбора урожая остались считаные дни. А из-за ветра вероятность попадания препарата на смородину при обработке довольно высока.

«Мы можем обрезать только крону, а не корни. Поэтому надземные части получаются гораздо меньше корневой системы, а такому растению легче прокормить себя», – считает Оксана. Но на самом деле надземная и подземная части тесно взаимосвязаны и всегда стремятся уравновесить друг друга. Ограничивая габариты кроны, вы автоматически замедляете рост корней. Следовательно, подкормки должны соответствовать внешним размерам растения.

Хватает ли питания саду? Поскольку у нас бедные песчаные почвы, мы руководствуемся принципом «дробного рациона», потому что иначе все просто вымывается дождями, не успевая дойти до растений.

Такой подход к подкормкам весьма целесообразен даже и на более тяжелых почвах, где вероятность вымывания в более глубокие слои намного ниже. Особенно хорошо, если подкормки приурочены к периодам более высокой потребности растений в питательных веществах и дождям или поливам.

Рост под контролем

Когда я раздумывала, как бы сделать сад компактным, решение пришло вместе с покупкой секатора: надо «вручную» контролировать рост деревьев! В пользу «жестокого обращения» с растениями было еще одно соображение: в то время мои дети были маленькими, и очень хотелось, чтобы они имели возможность сорвать яблоко, грушу, сливу и вишню сами, когда захотят. Я видела много старых садов: в поисках света ветви устремлялись высоко вверх и сбор урожая превращался в эквилибристические этюды. Каким бы обильным ни был урожай на таких деревьях, нормально и полностью собрать его было невозможно. А нам было важно, чтобы в течение лета созревало то одно, то другое, что можно сразу съесть (остатки - пустить на сок). К счастью, почти все современные сорта плодовых деревьев прививаются на полукарликовый или карликовый подвой. Это наполовину облегчило задачу.

Уточню: в наше время многие (но не все!) саженцы выращиваются на карликовых или полукарликовых подвоях независимо от того, современный это сорт или старинный. В серьезных питомниках найти такой материал вполне реально.

Легче всего оказалось обрезать груши: у них довольно компактная крона и не слишком обильное побегообразование. Главная задача заключалась в переводе ветвей на внешние почки, чтобы расширить крону. Яблони были более трудоемки, так как побегов они давали больше.

Описанная ситуация справедлива только для того набора сортов, который оказался в распоряжении хозяйки. Груша со сдержанным ростом - дело нетипичное: большинство представителей этой культуры - как раз мощные и густые деревья. К тому же грушу на слаборослом подвое для средней полосы России днем с огнем не отыщешь - таких подвоев пока не выведено. Яблони же бывают не только с сильным ветвлением: существует множество сортов с низкой побегообразовательной способностью.

Больше всего хлопот доставили вишни, сливы и алыча: мы с ними соревновались, кто кого обгонит. Время от времени они вырывались вперед, и тогда мне приходилось прореживать крону, вырезая целые горы молодых побегов. Важно, чтобы ветви не пересекались и не росли внутрь, а также не слишком раскидывались в стороны, перекрывая проходы между растениями. Обрезкой я направляла ветки в нужном направлении и ограничивала их рост и количество.

Побегообразовательная способность у косточковых действительно намного выше, чем у семечковых, при этом побеги они дают более сильные. Но у них тоже есть сортовые различия, в особенности - у вишни. И вот здесь-то и таится опасность, подстерегающая неопытных садоводов, излишне нацеленных на прореживание кроны. Так называемые кустовидные сорта вишни закладывают цветковые почки и дают урожай преимущественно на побегах прошлого года. При таком типе плодоношения увлекаться сильным прореживанием не стоит, чтобы, как говорится, «не выплеснуть с водой ребенка».

Кроме того, я довольно сильно укорачивала приросты. Эффект был ожидаем: в месте обрезки появлялось много новых побегов. Из них выбирался наиболее удачный и через 3-4 недели остальные удалялись. Так я замедляла рост нужного мне побега и не давала расходовать питательные вещества впустую на те побеги, которые все равно осенью или ранней весной были бы удалены. К периоду покоя все побеги успевали вызреть и хорошо переживали зиму.

Формировка путем различных манипуляций с неодревесневшими зелеными побегами в приусадебном садоводстве достойна внимания и широкого применения.

Через пару лет я планирую вырезать у каждого дерева центральный проводник для лучшего освещения середины кроны, чтобы урожай был не только на периферии. Эксперимент продолжается!

Что касается косточковых, то такой прием представляется вполне разумным. А вот с яблоней и грушей я бы не советовал это делать: особых преимуществ это не даст, а вот трудоемкость последующего поддержания кроны в надлежащем порядке повысить - может.

Советы эксперта

Рассказ и фотографии показывают, что формировка растений выполнена вполне грамотно. Однако я бы предложил немного другой подход: уменьшать количество скелетных ветвей при сохранении того же объема кроны за счет ветвей более высоких порядков. Думаю, что это позволило бы сделать процесс формировки деревьев менее трудоемким. Да и вряд ли стоило столь рьяно бороться с отрастающими побегами, вполне можно было обойтись более слабым укорачиванием и в какой-то мере выжидательной тактикой. Как показывает практика, значительная часть побегов активно растет в первые годы, затем их рост становится более сдержанным.

2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.