Где находится кислородный датчик на ваз 2114

За нормальную работу топливной системы автомобиля во многом отвечает лямбда зонд, в связи в этим, каждый водитель обязан знать, какие бывают признаки неисправности этого устройства.

Поэтому следует более подробно рассмотреть все, что касается данного датчика кислорода.

Итак, постоянная борьба за экологию и снижение выбросов вредных веществ привела к тому, что на автомобилях начали применяться инжекторные системы питания, которые благодаря использованию специальных датчиков более точно следят за дозировкой топлива и воздуха, чем в карбюраторных авто.

Назначение датчика кислорода

Современные датчики, установленные в автомобиле, следят не только за топливом и воздухом, а еще и за выхлопными газами, а точнее, за наличием остаточного кислорода в них.

За этот параметр и отвечает лямбда зонд. Исходя из показаний данного датчика электронный блок корректирует количество подаваемых в цилиндры элементов топливной смеси.

Особенно без лямбда зонда не обойтись на авто, оснащенных каталитическими нейтрализаторами.

Данные устройства за счет химических реакций снижают количество вредных веществ в выхлопных газах, однако работают катализаторы в очень ограниченных условиях, нарушение которых приведет к быстрому выходу устройства из строя.

Так вот, чтобы условия для работы катализатора соблюдались, электронный блок управления должен очень точно дозировать воздух и топливо перед подачей в цилиндры, а делает он это исходя из количества остаточного кислорода, то есть из показаний лямбда зонда (датчика кислорода).

Немного о конструкции и принципе работы

Несмотря на то что данный датчик должен определять количество кислорода в выхлопных газах, устроен он не так уж и сложно и имеет малые габариты.

Основными рабочими элементами его являются два электрода – внешний и внутренний.

Чтобы обеспечить высокую чувствительность к молекулам кислорода, внешний электрод имеет напыление из платины.

Второй электрод является гальваническим элементом и выполнен из циркония.

Особенностью этого электрода является то, что рабочая температура, при которой он вступает в работу должна быть не менее 300 град.

Платина легко улавливает молекулы кислорода, при этом напряжение самого электрода меняется.

Разность напряжения между электродами электронный блок интерпретирует в процентные значения остатка кислорода.

Производятся два типа лямбда зондов, хотя внешне они не отличаются. Один из видов называется двухточечным – это сравнительно простой датчик, который способен только уловить отклонение количества кислорода от номинального значения.

Второй – широкополосные зонды, которые способны уже определить отклонение в процентном соотношении, что положительно сказывается на работе электронного блока, и как следствие самого двигателя.

Автомобили, оснащенные катализатором, укомплектовываются двумя лямбда зондами – один снимает показания до катализатора, а второй – после.

На основе результатов показаний электронный блок определяет работоспособность катализатора.

Это коротко об устройстве кислородного датчика и его принципе действия.

Подробнее о лямбда-зонде можно .

Признаки неисправности

Сейчас же рассмотрим сами неисправности кислородного датчика. В большинстве случаев о проблемах в работе лямбда зонда подскажет сам автомобиль.

Неработающий зонд скажется на:

  • динамике набора скорости;
  • неустойчивой работе силовой установке;
  • обороты мотора на холостом ходу будут сильно «плавать»;
  • потребление топлива значительно увеличится.

Если все это начало проявляться, то зачастую виной является лямбда зонд, и на него в первую очередь нужно обратить внимание.

Ну и обязательно загорится индикаторная лампа «Check Engine», хотя узнать, что причиной загорания этой лампы стал именно лямбда зонд можно будет только после диагностики электронного блока сканером.

После устранения всех неисправностей, связанных с лямбда зондом, про которые рассказано ниже, его нужно проверить, как это делать .

Основные неисправности.

Что же касается самих неисправностей этого датчика, то их условно можно подразделить на внешние и внутренние.

Внешние неисправности.

Их всего две – обрыв проводки, идущей к элементу (хотя данная неисправность и не касается самого датчика, но она влияет на его работоспособность), и сильный удар, приведший к повреждению корпуса и разрушению внутренних элементов его.

Обе эти неисправности зачастую происходят из-за агрессивной эксплуатации авто, к примеру, частая активная езда по бездорожью.

Внутренние неисправности.

Их несколько больше:

  • Нарушение герметичности корпуса датчика, приведший к проникновению воздуха или выхлопных газов внутрь лямбда зонда;
  • Значительное наслоение продуктов горения на рабочие поверхности датчика, из-за чего платина не способна уловить молекулы кислорода. Чаще всего происходит из-за использования топлива низкого качества;
  • Естественное старение датчика. Он работает в агрессивной среде, которая постепенно снижает работоспособность его вплоть до полного прекращения выполнения своих функций;
  • Воздействие очень высокой температуры может привести к перегреву датчика и нарушению его работоспособности. Чаще всего происходит из-за неисправности топливной системы или неквалифицированной доработки мотора.

Внешние неисправности, а также разгерметизация корпуса сказываются на работе мотора сразу же.

А вот внутренние неисправности оказывают свое воздействие на работоспособность силовой установки постепенно, по мере усугубления проблемы.

Виды лямбда зондов на разных авто

Теперь пройдемся по неисправностям данного датчика на разных марках автомобилей.

Семейство ВАЗ.

Первыми будут автомобили ВАЗ от 2110-212. На этих машинах с инжекторными моторами до 2004 года устанавливались лямбда зонды Bosch с идентификационным номером 0 258 005 133.

На более новых моделях данного семейства, а также на ВАЗ 2114-2115, Приора, Калина стали применять тоже датчики Bosch, но уже с номером 0 258 006 537.

Элементы, устанавливавшиеся до 2004 года, не имели подогревателей, поэтому в работу он вступал только после прогрева двигателя.

Сейчас же на данные авто устанавливаются лямбда зонды с подогревом, позволяющим значительно быстрее набрать датчику рабочую температуру.

Помимо основных признаков неисправности лямбда зонда на этих авто, существует еще два:

  • после останови двигателя из-под авто могут доноситься потрескивающие звуки;
  • выхлопные газы у авто меняются по запаху из-за большого количества несгоревшего топлива.

На такой модели, как Ford Focus 2, маркировка и количество лямбда зондов зависит от силовой установки.

К примеру, на двигателях с 1,8 и 2,0 литра объема используется по два датчика.

Устанавливающийся датчик до катализатора имеет оригинальную маркировку 3М519F472FF, а лямбда зонд за катализатором — 3М519G444FF.

На двигателях объемом 1,4 и 1,6 литра тоже имелось по два датчика: первый — 3М519F472ВА, а второй — 3М519G444ВА.

На некоторых двигателях объемом 1,6 литра устанавливаются по два катализатора, поэтому количество датчиков у них – 4.

Два лямбда зонда, расположенных до катализаторов, имеют маркировку 3М519F472DA и 3М519F472ВС, а датчики после катализаторов — 3М519G444DA и 3М519G444СА.

И это только некоторые из маркировок датчиков, применяемых на Фокус 2.

Стоит отметить, что от тех же ВАЗовских датчиков производства Bosch с маркировкой 0 258 006 537 указанные датчики отличаются лишь разъемом для подключения проводки, а сами устройства идентичны.

Поэтому и особые признаки неисправности, кроме общепринятых, .

На Skoda Octavia концерн VAG устанавливает свои датчики кислорода с каталожным номерами 06A906262BR, 06A906262AJ и др.

Все зависит от силовой установки и года производства авто.

Но конструктивно у них отличия от тех же Bosch сводятся опять же только к разъему проводки. В остальном конструкция идентична и признаки неисправности тоже.

Примечательно, что данные датчики используются и на ВАЗовской Лада Ларгус.

Но конструкция, как и признаки неисправности этих датчиков не отличаются от .

Итог

Чтобы не вовремя не столкнуться с неисправным лямбда зондом, требуется периодическая проверка его работоспособности.

Диагностика зонда должна производится на специальном оборудовании – осциллографе, но некоторые довольствуются и проверкой мультиметром.

Выйти этот датчик из строя может в любое время, однако стоит учитывать, что многие оригинальные устройства можно заменить и на неоригинальные, главное, чтобы характеристики их были идентичными.

При правильном подходе выявить неисправность лямбда зонда не так уж и сложно, да и в его ничего трудного нет.

В связи с ужесточившимися нормами экологии все автомобили стали оборудоваться дополнительными системами, уменьшающими токсичность выхлопных газов, и практически на каждой машине с бензиновым двигателем теперь устанавливается катализатор. Датчик кислорода ВАЗ 2114 предназначен контролировать уровень вредных веществ в выпускной системе, в случае превышения нормы подавать сигнал о неисправности на блок управления.

Наиболее часто встречающиеся причины возросшего CO (токсичности выпускных газов) – забитый катализатор, выход из строя самого кислородного датчика (лямбда-зонда). Чтобы выявить поломку, автовладельцы обращаются к специалистам в автосервис, но найти причину сбоев в работе ДВС можно и самостоятельно, не обращаясь к профессионалам.

Основные признаки неисправности датчика кислорода

Лямбда-зонд на автомобиле ВАЗ-2114 представляет собой керамический нагревательный элемент с тонким покрытием платины, он замеряет содержание кислорода в выхлопной системе. На машине с двигателем 1.5 л (8 клапанов) датчик устанавливается на приемной выхлопной трубе, в непосредственной близости от ее соединения с резонатором (другой частью выпускного тракта).

Неисправность датчика кислорода (ДК) определяется по следующим признакам:

  • плавают холостые обороты, особенно это хорошо заметно сразу после запуска двигателя;
  • возрастает расход топлива;
  • автомобиль не развивает максимальной скорости, плохо едет;
  • при нажатии на педаль акселератора (газа) появляются провалы;
  • увеличивается токсичность в отработанных газах (измеряется с помощью газоанализатора);
  • появляется черный дым из трубы глушителя;
  • загорается лампа диагностики (Check Engine) на панели приборов.

На двигателе 1.6 л в зависимости от модификации устанавливается один или два ДК: основной из датчиков расположен на выпускном коллекторе сверху (вкручивается в катализаторную банку), второй – в непосредственной близости от соединения коллектора с приемной трубой. Но второй лямбда-зонд встречается далеко не на всех 2114, вместо ДК здесь может быть ввернута и заглушка.

Диагностика на автомобиле с двумя лямбда-зондами несколько усложняется, во многих случаях выявить неисправность удается лишь с помощью компьютерной диагностики.

Причины выхода из строя кислородного датчика

Каждая деталь автомобиля обладает определенным ресурсом и со временем выходит из строя. Средний срок службы лямбда-зонда на «четырнадцатой» – 80-120 тысяч километров по пробегу, но датчик может выйти из строя раньше. Основные причины преждевременной поломки:

  • некачественный бензин, заливаемый в бак;
  • перегрев ДВС;
  • механические воздействия на датчик (удар во время аварии, неаккуратное обращение при снятии ДК);
  • заводской брак детали;
  • детонация двигателя;
  • неправильно отрегулированное зажигание.

При демонтаже кислородного датчика обязательно следует учитывать, что это деталь «боится» ударной нагрузки, поэтому стучать по лямбда-зонду, чтобы его открутить, ни в коем случае нельзя – керамика от удара рассыпается и приходит в негодность.

Определение неисправности по коду ошибки

Любая неполадка в электронной схеме управления двигателем выявляется с помощью различных диагностических приборов, о появившейся ошибке информирует сигнальная лампа на щитке приборов Check Engine. Каждой неисправности присваивается свой определенный код, наиболее характерные ошибки, связанные с отказом лямбда-зонда 2114:

  • Р0135 – неисправность нагревательного элемента датчика кислорода;
  • Р0134 – отсутствует отклик (такая ошибка нередко связана с обрывом проводов);
  • Р0133 – слабый отклик лямбда-зонда;
  • Р0130 – отсутствие или неверные показания сигнала;
  • Р0131 – низкий уровень сигнала с датчика.

Следует отметить, что Check Engine загорается не во всех случаях, и тогда найти причину сбоя в работе ДВС становится сложнее. Определяется код с помощью:

  • специального диагностического сканера;
  • компьютерного стенда;
  • ноутбука, подключенного к диагностическому разъему ДВС.

Также определить неисправность можно, не используя диагностическое оборудование, это делается с помощью одометра. В этом случае поступаем следующим образом:


Если неисправностей в электронной системе ДВС не обнаружено, на табло будет высвечиваться ноль. Чтобы сбросить все коды, нужно при включенном зажигании и положении табло в режиме ошибок удерживать кнопку до тех пор, пока показания с экрана не исчезнут.

Замена лямбда-зонда ВАЗ-2114

Чтобы заменить кислородный датчик на машине с двигателем 1.5 L, желательно воспользоваться автоподъемником или ямой, так как ДК находится в достаточно труднодоступном месте. Производим работу в следующем порядке:

  • открываем капот, находим разъем, соединяющий провода датчика с электропроводкой ЭСУД;
  • разъединяем штекер;
  • ключом нужного размера отворачиваем датчик;
  • устанавливаем новый лямбда-зонд на место, соединяем провода.

Так как запчасти производятся различными фирмами-изготовителями, конструкция лямбда зонда может несколько отличаться, соответственно, и ключ под шестигранник может понадобиться разного размера (на 17, 19 или 22). Снятие ДК на авто с мотором 1.6 производится аналогично, только здесь не обязательно загонять машину на яму, снятие-установка детали производится сверху, так как датчик здесь расположен достаточно удобно.

Проверка датчика кислорода самостоятельно

Прежде чем приступать к замене лямбда зонда, необходимо убедиться в его неисправности, проверить датчик. Диагностика ДК обычно производится с помощью мультиметра или осциллографа, но прежде необходимо произвести внешний осмотр, потому что причина поломки может заключаться в оборванных проводах, плохом контакте в штекере.

Чтобы проверить кислородный датчик тестером, необходимо один из щупов прибора подключить к сигнальному проводу лямбда-зонда (плюсовой разъем, обычно с проводом красного цвета), второй подсоединить к массе (щуп с черным проводом). Выполняем измерения в следующем порядке:


Следует отметить, что такая проверка дает приблизительные результаты, и судить о полной исправности датчика здесь нельзя (в этом случае не проверяется скорость срабатывания, другие характеристики). Так можно только убедиться лишь в том, что лямбда-зонд вообще работоспособен в целом.

Замена коллектора с катализатором на вставку

Катализатор – «больное» место на автомобилях ВАЗ, с учетом плохого бензина, невысокого качества изготовления и тяжелых условий эксплуатации эта деталь служит относительно недолго, а стоит достаточно дорого. Самое простое решение – замена каталитического нейтрализатора на новую запасную часть, но нет никакой гарантии, что она честно отработает положенный ресурс, и ее не придется менять раньше времени.

Достаточно часто автовладельцы производят замену катализатора на специальную вставку (stinger), особенно актуальна такая операция для автомобилей 2114 с двумя лямбда-зондами. Стингер для вазовского двигателя 1.6 L выполнен в виде обычного выпускного коллектора, но имеет два отверстия с резьбой под установку ДК, а для нижнего «зонда» сделан специальный отвод (обманка датчика).

Дополнительный отвод, приваренный к корпусу стингера, позволяет «обманывать» блок управления (при этом занижается уровень токсичности выхлопных газов, поступающих на датчик), и поэтому во многих случаях не требуется вмешательства в прошивку ЭБУ. Но следует отметить, что «обмануть» электронную систему двигателя удается не всегда, в таком случае электронный блок все равно приходится перепрограммировать.

Проблемы со снятием прикипевшего лямбда-зонда

Беспроблемно открутить датчик кислорода удается далеко не во всех случаях, от высоких температур металл прикипает, и стронуть лямбда-зонд с места порой очень сложно. Наиболее часто встречающиеся осложнения, возникающие при демонтаже ДК:

  • закатывание граней шестигранника под ключ;
  • сорванная резьба на самом датчике и в коллекторе.

Если лямбда-зонд идет под замену, не все так плохо – есть немало способов, позволяющих достаточно быстро произвести демонтаж:

  • воспользоваться газовой горелкой или резаком, чтобы произвести нагрев места соединения датчика с элементом выпускной системы;
  • обрезать провода со штекером и попробовать открутить ДК не рожковым, а накидным ключом или головкой с воротком;
  • перед отворачиваем основательно обстучать металл молотком вокруг датчика, и если резьба не поддается, повторить эту операцию несколько раз.

Нужно заметить, что проверенный метод с использованием WD-40 здесь практически не работает: закипевшая резьба настолько герметична, что химический состав практически не проникает вглубь соединения, и поэтому не «отъедает» окислившийся металл. Если нужно сохранить кислородный датчик, лучше воспользоваться нагревом с помощью газового резака, но нагревать следует только выхлопную трубу (коллектор), сам лямбда-зонд греть не рекомендуется.

ВАЗ-2114 - весьма распространенный в России и странах СНГ автомобиль. Эту машину любят не только за ее цену, но и за высокую ремонтопригодность. Практически любой узел в «Ладе» можно заменить своими руками. ВАЗ 14-й модели являет собой продолжение советской «девятки». Однако помимо внешности, главным отличием стал новый тип впрыска - инжектор. Такая система требует наличия не только форсунок и иного топливного насоса, но и всевозможных датчиков. На их основании электроника в дальнейшем готовит горючую смесь. Одним из таких элементов является датчик кислорода ВАЗ-2114. Признаки неисправности, замена и принцип работы - далее в нашей статье.

Характеристика

Для чего нужен данный элемент? Иное название его - лямбда-зонд. Это датчик, который следит за уровнем концентрации кислорода в отработавших газах. Далее значение лямбды попадает на электронный блок управления. Последний при необходимости производит корректировку подаваемой в цилиндры воздушно-топливной смеси.

Такой датчик есть на всех инжекторных автомобилях, которые укомплектовываются каталитическим нейтрализатором и соответствуют экологическим требованиям Евро-2 и выше. К таковым относят и ВАЗ-2114 на 8 клапанов. Датчик кислорода не снижает уровень токсичных веществ, как думают многие. Он лишь производит замеры. А на токсичность газов влияет катализатор. Именно он, благодаря химическим реакциям, преобразует свинец и другие металлы в безвредные оксиды и воду.

Конструкция

Устроен датчик кислорода ВАЗ-2114 достаточно просто. Он состоит из нескольких элементов:

  • Защитного слоя.
  • Чувствительного элемента.
  • Защитного кожуха (таковых несколько в датчике).
  • Положительного электрода.
  • Уплотнительного элемента.
  • Отрицательного электрода.

Все это помещено в небольшой металлический корпус.

Где расположен?

На 14-й «Ладе» данный элемент может находиться в разных местах. Все зависит от типа двигателя и года выпуска автомобиля. Так, на старых полуторалитровых моторах с восьмиклапанной головкой датчик кислорода ВАЗ-2114 находится сверху на приемной тубе. Последняя подходит непосредственно к выпускному коллектору. Добраться к этому элементу довольно трудно - говорят автомобилисты. Доступ к датчику осуществляется только снизу. Для этого автомобиль нужно загнать на эстакаду или смотровую яму. Что касается новых автомобилей ВАЗ-2114, датчик кислорода устанавливается в верхнюю часть выпускного коллектора.

Такое расположение у всех авто, которые идут с 16-клапанной головкой и двумя распредвалами. Данный датчик можно обнаружить сразу же, открыв капот. Доступ к нему осуществляется отсюда же. При замене нет необходимости загонять машину на подъемник или яму. Достаточно иметь ключ соответствующего размера.

Как работает?

Данный элемент отличается керамическим наконечником. Последний имеет покрытие из диоксида циркония. Замеры производятся электрохимическим методом. Суть работы предельно проста. Одной стороной электрод входит в контакт с выхлопными газами, а второй - с атмосферой. При разной концентрации О 2 в атмосфере и отработавших газах, на наконечнике электрода образуется напряжение. Его величина зависит от концентрации О 2 в газах. Чем она выше, тем ниже показатель напряжения. Если в цилиндры поступает обогащенная топливно-воздушная смесь, система будет переполнена кислородом и значение лямбды снизится. И наоборот, если в камеру поступила бедная смесь (где на один килограмм бензина пришлось менее 14 килограммов воздуха), лямбда будет высокой. Идеальное значение λ - единица.

Обратите внимание

Работа керамического элемента возможна только после достижения температуры в 300 градусов Цельсия. До этого электронный блок управления двигателем руководствуется усредненным значением лямбды. В таком случае в цилиндры поступает больше топлива, чем нужно. Но как только машина выйдет из режима прогрева, концентрация смеси снова станет нормальной.

Признаки неисправности

Датчик кислорода ВАЗ-2114 может выходить из строя. При этом водитель заметит, что на панели приборов загорелась желтая лампа «Проверьте двигатель».

Ввиду того что на электронный блок управления не будет поступать корректное значение лямбды, мотор всегда будет работать в режиме прогрева. То бишь в цилиндры намеренно поступает бедная смесь с большим содержанием бензина. Это заметно отображается на расходе топлива. Также при неисправности датчика кислорода ВАЗ-2114 может глохнуть на ходу. Холостые обороты будут нестабильными. А при наборе скорости водитель ощутит характерные рывки и толчки. Еще один признак, свидетельствующий о неисправности кислородного датчика на «Ладе» - это повышенная концентрация токсичных веществ в отработавших газах. Но, как правило, на глаз определить это довольно трудно. Для этого нужно воспользоваться специальным измерительным прибором.

Компьютерная диагностика

Производя проверку датчика кислорода ВАЗ-2114 таким образом, мы сможем точно определить неисправность, из-за которой лямбда-зонд пришел в негодность. Так, нам нужен мультимарочный сканер, телефон или ноутбук. Подключаемся к диагностическому разъему и включаем наше считывающее устройство. Чтобы произвести диагностику, нужно включить зажигание на авто. Далее производим сканирование на ошибки. Если лямбда-зонд на ВАЗе вышел из строя, на экране можно увидеть следующие коды ошибок:

  • Р0130. Свидетельствует о неверном сигнале датчика.
  • Р0131. Это превышение уровня концентрации кислорода в отработавших газах.
  • Р0132. Говорит о низком содержании кислорода. Как правило, такие ошибки возникают при диагностике на работающем двигателе.
  • Р0133. Этот код говорит о медленном или слабом сигнале датчика.

Если на зонд и вовсе не поступает сигнал, при диагностике будет следующая ошибка: Р0134. В таком случае рекомендуется проверить целостность контактов, что идут к датчику.

Почему выходит из строя?

Причин неисправности датчика кислорода ВАЗ-2114 может быть несколько. Самая распространенная - это естественный выход из строя. В этом датчике заложен определенный ресурс. В отличие от иномарок, где лямбда-зонд ходит по 100-120 тысяч, на «Ладе» датчик выхаживает не более 80 тысяч километров. Большинство автомобилей ВАЗ-2114, что эксплуатируются сегодня, уже давно прошли этот срок. Но сломаться датчик может и по другим причинам. Например, это нарушение герметичности контакта датчика с корпусом коллектора. В результате устройство не может получить достоверный сигнал. Также элемент может выходить из строя вследствие перегрева чувствительного наконечника. Следующая причина неисправности - засор контактов. Причем загрязняется именно внутренняя часть, что находится в выпускном коллекторе. Из-за чего датчик загрязняется? Причина может быть в использовании некачественного бензина или в повышенном расходе масла. Последнее попадает в камеру сгорания и с копотью выходит наружу. Часть нагара оседает на трубке выпускного коллектора, в том числе и на лямбда-зонде.

Также причиной нагара может послужить пробой прокладки ГБЦ. Из-за этого вместе с выхлопными газами наружу идет тосол (как известно, при такой неисправности газы приобретают белый оттенок).

Какой устанавливать?

Какой датчик кислорода на ВАЗ-2114 стоит покупать? Отметим, что для «Лады Самары» второго поколения существует два типа датчиков. На старые автомобили с моторами 1,5 и восьмиклапанной головкой блока идут датчики с кодом 0 258 005 133.

А модели, что выпускались после 2004 года, укомплектовывались элементами с кодом 0 258 006 537. Что примечательно, оба лямбда-зонда производит «Бош» (по крайней мере так написано на этикетке). Стоимость нового датчика составляет около 1.2-1.8 тысяч рублей.

Диагностика своими руками

Определить работоспособность данного элемента «на глаз» невозможно. В крайнем случае мы можем визуально проверить, подходят ли к нему провода и не оборваны ли они вообще. Но чаще всего выходит из строя внутренний чувствительный элемент лямбда-зонда. Поэтому самый правильный метод - это проверка датчика кислорода ВАЗ-2114 мультиметром. Этот прибор можно купить в любом хозяйственном магазине за 300-500 рублей (в крайнем случае заказать через интернет). Как проверить датчик кислорода на ВАЗ-2114? В ходе диагностики нам нужно узнать напряжение лямбда-зонда. Поэтому переводим мультиметр в режим вольтметра. Далее подключаем выводы прибора к датчику. Минусовой щуп мультиметра подключается к массе, а плюсовой - к разъему В лямбда-зонда. При этом сам датчик не отличается от бортовой сети. Что необходимо делать далее? Затем включаем зажигание и смотрим на показания прибора. В идеале, напряжение датчика кислорода ВАЗ-2114 должно соответствовать 12 вольтам. Проще говоря, значение на данных выводах будет идентично заряду аккумулятора. Если цифра меньше, чем 12 вольт, значит, в цепи произошел обрыв. Сам датчик может быть исправен, но до него не доходит напряжение в полном объеме или отсутствует вовсе.

Для более точной диагностики датчика можно проверить чувствительность рабочего элемента. Как это сделать? Для работы нам потребуется тот же мультиметр. Однако подключаться мы будем к выводу «С». Сюда мы подводим минусовой контакт мультиметра. А плюсовой щуп подключаем к контакту «А». Включаем зажигание в автомобиле и смотрим на показания. В идеале данное значение должно быть 0,45 В. Погрешность - не более пяти процентов. Если значение составляет ниже, чем 0,42, значит, элемент пришел в негодность и его необходимо заменить.

Восстановление

Можно ли восстановить неработающий датчик? Сделать это можно лишь в одном случае - если причиной неисправности стал плохой контакт и сам датчик нормально работает. Также можно попробовать удалить нагар внутри. Но для этого датчик нужно вынуть наружу и опустить его в агрессивную среду (уайт-спирит или бензин). Обратите внимание: для очистки нельзя использовать наждачную бумагу, надфиль и другие шероховатые предметы. Чтобы не повредить наконечник, воспользуйтесь мягкой ветошью, смоченной в растворителе. Обработав уайт-спиритом чувствительный элемент, можно вернуть работоспособность датчику. Но не факт, что после чистки он будет точно производить замеры. В идеале данный элемент необходимо менять целиком. Благо операция несложная, ее можно сделать своими руками. Как именно - расскажем ниже.

Как произвести замену?

Стоит отметить, что датчик вкручивается непосредственно в выпускной коллектор. И так как здесь постоянно высокие температуры, резьбовое соединение может прикипеть. Чтобы легче выкручивался датчик, нужно запастись универсальной смазкой ВД-40 или «жидким ключом». Обработав им места соединения, можно приступать к работе. Обратите внимание: операцию по замене нужно производить на остывшем двигателе, поскольку температура коллектора и приемной трубы составляет более двухсот градусов.

Если это старая 8-клапанная «Лада», нам нужен доступ к днищу. Загоняем машину на яму и ищем вывод датчика. Иногда он скрыт под металлической защитой. Если в ней нет специального отверстия, лучше снять щит целиком. После этого разъединяем штекер с проводами и ключом на 22 начинаем выкручивать старый элемент. Если он идет туго, попытайтесь закрутить его и затем снова открутить. Периодически обрабатывайте резьбу универсальной смазкой. Так намного легче выкручивать прикипевшие элементы. После этого вынимаем деталь наружу и устанавливаем новый элемент. Закручивать нужно с небольшим усилием - порядка 44 Нм. После этого подключаем штекер с контактами и производим запуск мотора. Он должен работать стабильно, а на панели приборов должна пропасть лампа «Проверьте двигатель».

Что касается 16-клапанных автомобилей ВАЗ-2114, датчик кислорода здесь меняется аналогичным образом. Исключение составляет лишь место его нахождения. Поскольку датчик вкручен в выпускной коллектор, а не в приемную трубу, доступ к нему производится из капота.

Некоторые автолюбители, которые задаются вопросом о том, как проверить датчик кислорода ВАЗ 2114, думают, что сделать это самостоятельно крайне сложно, однако это не так. Достаточно действовать по инструкции (которую можно найти ниже по тексту). Этого будет вполне достаточно для того, чтобы решить проблему.

ВАЗ 2114 имеет массу сложных электротехнических устройств, каждое из которых нуждается в уходе или периодической профилактике. Электронный блок управления ВАЗа позволяет получить данные о текущем состоянии каких бы то ни было систем автомобиля.

Датчик кислорода (также называемый «лямбда зонд») — один из ключевых элементов авто. Если он выйдет из строя, то работоспособность машины будет нарушена. Для того, чтобы недопустить этого, следует изучить принцип работы устройства, а также технологию проверки датчика кислорода, который вышел из строя.

Принцип действия

Чувствительный элемент датчика можно найти в потоке отработавших газов. Электролит, который расположен в одном из потоков выхлопных газов, нагревается до высокой температуры (350°C). Для ускорения прогрева до рабочей температуры лямбда зонд имеет специальный нагревательный элемент. Датчик устанавливают таким образом, чтобы наконечник на одной из его частей контактировал только с газами, а на другой с чистым воздухом.

Когда в коллекторе скапливается кислород, происходит процесс смены разницы потенциалов. Эта информация передаётся на блок ЭБУ. После этого система меняет количество топлива, которое направляется в цилиндры.

Проверка датчика кислорода ВАЗ 2114

Датчик необходим для того, чтобы ЭБУ автомобиля могла получить информацию о количестве чистого кислорода, который остаётся в выхлопных газах.

Дополнительная информация. Датчик состоит из керамического электролита, способного переносить даже высокие температуры. Электролит выполнен из диоксида циркония, а его поверхность обрабатывается оксидом иттрия. Напыление из платины покрывает поверхность оксида. Платина является крайне нужным материалом для датчика, ведь она имеет максимально возможную теплопроводность.

Для того, чтобы произвести проверку датчика, следует сделать следующее:

  1. Прогреть двигатель.
  2. Для проверки датчика можно воспользоваться тестером. Один щуп тестера нужно подключить к минусовой клемме мотора, а другой к контакту «В» датчика. Если напряжение равняется 12В, то устройство находится в полностью исправном состоянии. В противном случае это означает, что оборвалась одна из цепей контактов датчика кислорода.
  3. Уже после этого нужно выполнить проверку всех контактов самых чувствительных элементов. Речь идёт об элементах «С» и «А». Для того, чтобы этого сделать, нужно поставить плюсовой щуп на контакт «А». Если прибор исправен, то тестер покажет 0.45В. В случае, если показатель отличается, то прибор нуждается в срочной замене.

Подключение датчика кислорода на ВАЗ 2114 в случае, если он вышел из строя

Для того, чтобы заменить сломанный датчик, следует сделать следующее:

  • отправиться в автомобильный магазин со сломанным прибором. Это нужно для того, чтобы вы могли сверить маркировки на устройствах. В противном случае автолюбитель может приобрести не тот прибор, который ему нужен. Для того, чтобы этого не произошло, следует внимательно сверить маркировку, которая располагается на корпусе устройства;
  • необходимо выключить двигатель и дать ему остыть. Если этого не сделать, то заменить датчик не получится;
  • после этого нужно отсоединить от датчика все провода;
  • теперь необходимо открутить датчик кислорода обычным гаечным ключом;
  • когда эта задача будет выполнена, автомобилисту остаётся поставить новый датчик. Сделать это предельно просто, однако необходимо проявлять осторожность, иначе можно запросто сорвать резьбу. Для того, чтобы недопустить столь неприятной поломки, необходимо вкрутить датчик как можно более медленно;
  • после этого следует заняться соединением контактов датчика по схеме распиновки.

На все операции по установке нового датчика может потребоваться примерно 60-90 минут. Этого будет вполне достаточно для того, чтобы сделать всё максимально осторожно и аккуратно.

Для того, чтобы лучше понимать особенности этого устройства, необходимо изучить конструкцию лямбда зонда.

Как проверить лямбда зонд на ВАЗ 2114 как можно быстрее

Для того, чтобы не затягивать этот процесс, следует разобраться в конструкции устройства.

  1. Одна из основных частей датчика — это защитные наконечники (экранированные), которые можно найти на двух сторонах электролита. Именно на них располагаются отверстия, предназначенные для выхлопных газов. Также эти отверстия могут использоваться для забора воздуха. Именно наконечники являются главной функциональной частью прибора. По ним устройство может определить разность потенциалов.
  2. Внутри наконечников располагается коллектор. Также его называют элементом, имеющим высокую проводимость тока.
  3. Между наконечниками располагается специальный прибор, который считывает электросигнал.
  4. Также следует понимать назначение проводов. Провода белого цвета нужны для питания устройства. Один из чёрных проводов используется для передачи данных к ЭБУ, а другой нужен для заземления.

Напряжение на датчике кислорода ВАЗ 2114, а также другие технические показатели

Каждый показатель имеет свои стандартные значения. В случае, если они меняются, то это ясный сигнал наличия каких-либо неисправностей.

Для того, чтобы определить неисправность датчика, следует обращать внимание не такие признаки, как:

  1. Увеличение расхода топлива.
  2. Появление каких бы то ни было отчётливых потрескиваний. Обычно они возникают в том месте, где расположен датчик кислорода. Чаще всего потрескивания возникают в тот момент, когда двигатель выключен.
  3. Наличие проблем с мотором на низких оборотах.

Лямбда зонд, используемый в серийных системах впрыска, не может регистрировать изменения в составе смеси, существенно отличающиеся от 14.7:1.

Совет. Также проверить датчик кислорода следует в случае возникновения ошибок 134 или 131. Об их наличии можно судить по информации с приборной панели авто. Эти ошибки говорят о том, что датчик подаёт неверный сигнал. Это означает, что проблема заключается в проводке датчика. Ещё одна причина может быть связана с недостаточно качественным заземлением устройства на корпусе авто. В некоторых случаях возникает ошибка 132. Она означает, что топливная смесь, поддающаяся в автомобиль, слишком «бедная».

Для того, чтобы решить какую-либо проблему, связанную с устройством, следует изучить схему распиновки. Только после этого можно начинать проверку устройства. Где же находится датчик кислорода?

  1. В моделях, имеющих двигатель объёмом 1.5 л, он располагается в самой верхней части приёмной трубы. Датчик может располагаться рядом с резонатором.
  2. Если же речь идёт об автомобиле, имеющем двигатель объёмом 1.6 литра, то датчик можно найти в подкапотном пространстве. Обычно он располагается на выхлопном коллекторе силового агрегата. Следует учитывать, что на новых моделях имеется сразу несколько датчиков кислорода. Они располагаются недалеко друг от друга, поэтому найти их предельно просто.

Полезное видео

Дополнительную информацию вы сможете почерпнуть из видео ниже:



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.