Дневник наблюдения за огородом на окне в детском саду. Методическое пособие дневник наблюдений детский сад. Лук. Химический состав. Лечебные свойства
Добрый день, дорогие Мастера и Мастерицы! В нашем детском саду был объявлен смотр-конкурс "Огород на окне" и, конечно же, наша группа "Кукушечка" приняла в нём активное участие. Наше садово-огородническое товарищество называется "Деревня Кукушкино". Большинство родителей приняло активное участие - приносили рассаду, семена, контейнеры. А мы с нашим воспитателем-энтузиастом Анной Валерьевной попытались создать на подоконнике маленький райский уголок.
Наберитесь терпения - будет много фото, т.к. хочется показать все подробности)) Итак, использовали рассаду, принесённую родителями, и, конечно, посадки самих детей, которыми они занимались в группе. На огородных грядках были представлены: лук, свёкла, горох, редис, петрушка, кабачок и незабудки. На каждой грядке есть палочка с визиткой растения - его изображением и загадкой на обороте
Вот сценка из жизни семейства Кукушкиных - мама, озирающая свои огородные владения, сынок Ванюша, присевший передохнуть, и дочка Танюша - на качелях развлекается, нет, чтоб грядку прополоть) "Дети" - куклы из капрона с проволочным каркасом, чтоб гнулись ручки-ножки, "мама" - глиняный сувенир из Крыма. Домик делала для кукольного театра
Немного деталей, кому интересно. Кепка из половинки контейнера от киндер-яйца, руки-ноги из курточного шнура, внутрь которого вставлена проволока. Лопата - часть от киндеровского контейнера и шпажка, грабли (делала наша воспитательница) из шпажек.
Озерко с чистейшей водой.
В нашей деревне есть всё, даже мельница (про неё тоже уже писала)
Какой же огород без пугала! Вот и наш красавец!
Наверное, это о нём стихи Андрея Усачёва.
Наряжалось пугало
В нашем огороде:
Одевалось пугало
По последней моде.
Новая тельняшка
И обрывок майки,
Да пёстрая рубашка
Торчит из-под фуфайки.
Под трусами красными
Видны штаны с лампасами,
А поверх жилета
Два галстука надето.
Одна нога – в калоше,
Другая носит валенок,
Да кепочка в горошек
На голову напялена.
И одето здорово!
И обуто круто!
Только не зовут его
В гости почему-то.
Обзывают пугало
Чучелом в народе...
Хоть одето пугало
По последней моде!
Около грядки со свекольной рассадой схема-алгоритм роста семян свёклы.
Эти милые пчёлки, которые ещё и опыляют наши растения, дело рук Анны Валерьевны, воспитателя. По-моему, чудесные))
МБДОУ №4
«Ягодка»
Мини- проект
«Огород на окне »
Выполнила: воспитатель
Андронова Н.А.
Актуальность проекта
Гипотеза
Действительно ли могут вырасти растения в комнатных условиях в зимний
Цель проекта
Формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности
по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, а также обобщить и
расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за ними
Тип проекта
среднесрочный.
Вид проекта
познавательно - исследовательский, творческий.
Продолжительность:
Участники проекта:
дети средней группы, воспитатель.
Задачи проекта
Задачи проекта:
Формировать представление о семенах и плодах, об их разнообразии и назначении; учить
классифицировать овощи по разным признакам, находить у них общие и отличительные черты.
Формировать представление о стадиях развития растения из семени; закрепить полученные
знания об условиях развития растений. Развивать умение узнавать и называть части растения.
Формировать чувство ответственности при уходе за растениями: вовремя полить, рыхлить
почву. Учить наблюдать за всходами растений.
Формировать у детей основы безопасности собственной жизнедеятельности в процессе
трудовой деятельности.
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к
самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Предполагаемые результаты
Сформируются разносторонние знания о растениях: цветах, овощах.
У детей появится интерес к растениям.
Дети смогут различать некоторые виды растений, узнают много
интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия,
необходимые для их роста.
Получат знания по уходу за культурными огородными растениями,
сформируются представления о структуре трудового процесса.
Научатся вести наблюдения и делать первые выводы.
У детей сформируется бережное отношение к растительному миру.
Воспитается положительное отношение к труду, уважительное
отношение к труду других людей, разовьется желание добиваться
результатов своего труда, радоваться полученным результатам,
появится желание участвовать в общем деле.
Этапы проекта
Подготовительный
: определение цели и постановка задач в соответствии с
возрастом детей и их интересами; приобретение необходимого оборудования и
инвентаря: контейнеры под рассаду, семена, лейки, опрыскиватели, земля для
рассады; подбор художественной литературы по данной теме.
Основной
: чтение стихов, пословиц и поговорок художественной литературы о
овощах; рассматривание иллюстраций, наборов картинок; беседы; посев семян,
опыты, эксперименты; уход и наблюдение за растениями с зарисовкой
изменений в их росте; ведение дневника наблюдений за растениями;
проведение дидактических игр; оформление огорода в сюжете «Фазенда
эллинов»; различные виды изобразительной деятельности по тематике.
Заключительный:
итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы);
презентация проекта.
Выбор семян для посадки огорода на окне
Сегодня дел невпроворот – Мы сажаем
огород!
Удивляется народ:
Что за чудо-огород? Здесь редис есть и
салат, лук, петрушка и шпинат.
Помидоры, огурцы, зреют дружно -
молодцы! И картофель, и капуста
растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят: «Мы растём
здесь для ребят. За усердие и труд
урожай весь соберут.»
Знакомство с семенами
Это - с носиком пушинки, Это -
горсточка зерна. Тут - горошек, там
- крупинки. Что же это? - Семена.
Семена ложатся в землю. Пустят корни
и - вперёд. Прорастут росточки
Урожая наперёд!
Посадка огорода
Посадили мы
лучок… Вырастай,
лучок, скорей!
Будет деткам лук –
лук Да от ста семи
недуг!
Наблюдение за первыми всходами
Появился первый маленький росток
Вроде бы не кустик, вроде - не цветок
Наблюдение за ростом растений
Посадили огород Посмотрите, что
растет! Будем мы ухаживать,
Будем поливать, Будем за
росточками Дружно наблюдать!
Оформление «Огорода на окне»
Пруд у нас необычный.
На закате дремлет
пруд.
По воде круги плывут
– Это маленькие
рыбки
Разыгрались там и
Веточки тополя и сирени
Надулись от
важности почки На
нашей сирени с
утра, А вечером -
зелень листочков
Увидела вдруг
детвора!
И лопнули клейкие
Домики почек,
Толкает их крепкий
Упрямый листочек,
Согретый лучами
Весеннего дня:
- Пустите,
пустите,
Пустите меня!!!
Наблюдение за веточкой тополя
Результаты проекта «Огород на окне»
В группе создали «Огород на окне»
Сформировались разносторонние знания о
растениях, овощах и цветах.
Дети получили знания по уходу за
культурными огородными растениями
Дети научились вести наблюдения и
делать первые выводы.
У детей появился интерес к растениям.
Сформировалось бережное отношение к
растительному миру.
Сформировалось положительное
отношение к труду, уважительное
отношение к труду других людей
Научились работать в коллективе
Проект для детей старшей дошкольного возраста: «Наш огород» в детском саду
Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт - ПетербургОписание: предлагаю вам проект в подготовительной группе детского сада. Материал будет полезен для воспитателей детских садов.
Цель проекта: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Задачи проекта:
1.Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
2.Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, горох, огурцы, цветы);
3.Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
4.Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
5.Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
6.Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
7.Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
8.Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
9.Развивать познавательные и творческие способности.
Тип проекта: краткосрочный,
Срок реализации: 3 недели.
Наличие межпредметных связей: интеграция образовательных областей - познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Вид проекта: исследовательски – творческий.
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
подбор методической и художественной литературы;
подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);
дидактические игры;
подбор мультфильмов;
выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
Необходимые условия для реализации проекта:
заинтересованность родителей и детей;
методические разработки.
Актуальность проекта: Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Методы проекта:
игровые: дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы, инсценировки;
словесные: чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок; разговор, беседа, рассматривание картинки, инсценировки;
практические: наблюдение, уход за растениями, совместные действия воспитателя и ребенка,выполнение трудовых поручений;
наглядные: показ предметов, игрушек, наблюдение явлений природы, труда взрослых, рассматривание живых объектов, рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций, картин, фотографий, использование кукольного театра (теневого, настольного, театра)
Метод трех вопросов:
Что знаем? Знаем, что комнатные цветы растут на подоконнике круглый год. Знаем, что если посадить семечко оно вырастить.
Что хотим узнать? Вырастут ли семена овощей и лука, если их выращивать на подоконнике.
Что нужно сделать, чтобы семена выросли.
Где и как найдем ответы на вопросы? Проведем опыт - эксперимент. Спросим у взрослых. Посадим и будем наблюдать.
Задачи по работе с родителями:
Повысить компетентность родителей по теме проектной недели;
Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Предполагаемый результат:
1.Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями.
2.С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
3.С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
4.У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
5.Формирование у детей уважительного отношения к труду.
6.Создание в группе огорода на подоконнике.
7.Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
8.Активное участие родителей в реализации проекта.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный.
Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности
Задачи:
Определить актуальные знания детей о растениях, которые можно вырастить на подоконнике;
Вызвать интерес к решению поставленной задачи.
Формы организации работы 1 этапа:
сбор информации, материалов по теме;
организация предметно- развивающей среды
разработка цикла наблюдений, занятий;
беседы;
2 этап – практический:
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.
Задачи:
закрепить знания детей о растениях, которые можно вырастить на подоконнике;
развивать выразительность речи, моторику рук;
формировать представление о том, как растения изменяются в зависимости от погодных условий и ухода;
пополнить развивающую среду группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта.
воспитывать желание ухаживать за растениями;
учить устанавливать причинно-следственные связи.
Формы организации работы 2 этапа:
Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, организация двигательного режима)
Формы работы с детьми
реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность).
Тематические беседы:
«Для чего растению семена?», «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью», «Овощи», «Вода и земля- овощей лучшие друзья»;
Чтение и разучивание
с детьми стихов, загадок, поговорок, песен о горохе и огурцах и луке;
Чтение художественной литературы: ДжанниРодари «Чипполино»
Песня «Витамины» Филиппенко.
Дидактические игры
"Овощи и фрукты»,«Чьё семечко», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус»
Подвижные игры
«Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород»
Художественно-продуктивная деятельность:
Рисование на тему: «Овощной суп».
Лепка на тему: «Лучок»
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин», «Детский сад», «Семья»«Огород», «Мы помощники».
Экспериментирование:
рассматривание сухих семян и пророщенных семян через лупу, ежедневные наблюдения за всходами: лука, гороха, огурцов, цветов.
Театрализованная деятельность:
« Репка», «Сказка о том, как овощи посорились»
Конструирование: «Теплица для овощей».
Формы работы с родителями:
1.Беседа с родителями «Наш огород».
2.Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне.
3.Подбор стихов, загадок, пословиц, потешек про огурец, горох и лук для оформления альбома.
4.Консультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в детском саду».
3 этап – обобщающий
(заключительный). Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы и итоговое мероприятие по проведению проектной недели.
Задачи:
развивать творческие способности;
воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности;
закрепить знания о культурных растениях, умение их различать.
В ходе реализации проекта
«Наш огород» предполагаемые результаты были достигнуты:
мы обогатили опыт детей в сфере социального воспитания путем использования разных методов и приемов;
собрали богатый материал по темам «Культурные растения», изготовили дидактические игры «Собери картинку», «Третий лишний», обобщили опыт работы по данному проекту;
пополнили словарный запас детей;
на протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию, научились делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи;
дети стали различать и уверенно называть овощи и фрукты, их особенности и различия; просвещение родителей дало большой результат в социальном воспитании детей группы.
Трансляция проекта:
Изготовление совместно с детьми журнала наблюдений, который доступен для просмотра педагогам детям и родителям.
Перспективы проекта:
В дальнейшем планируем разработать проект «Веселая клумба» и «Огород на участке»
Чтобы огород рос, нужно ухаживать, чем мы и занимаемся.
Актуальность: Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем этого огромного мира. Мы взрослые на этом этапе главные помощники. Ведь именно от нашего одобрительного слова, помощи и поддержки во многом зависит, разгорится или нет «искорка интереса» в «пламя открытий». Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Для понимания объекта наблюдения важное значение имеют знания ребенка и его опыт. В процессе наблюдения воспитатель задает вопросы, предлагает внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой.
Наблюдение приучает детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решая задачи интеллектуального воспитания.
Участие дошкольника в проектной деятельности способствует систематическому усвоению ребёнком знаний, полученных в результате практической деятельности и включенного наблюдения. Логично выстроенная деятельность по уходу за «огородом» позволяет заложить основы планирования, умения ставить перед собой цель и достигать результата.
Создание огорода на окне способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше узнать растительную жизнь. Он способен расширять представления детей о растениях как о живых организмах, рассказать об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, прививает желание трудиться и умение видеть результат своего труда.
Тип проекта : исследовательский - познавательный.
Сроки реализации проекта : март - май.
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, педагоги.
Проблема : дети в недостаточной степени имеют представления о растениях, о необходимых условиях их роста; недостаточно развит интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Цель : вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской деятельности.
Задачи:
Формировать интерес к познавательной деятельности;
Расширять знания об условиях роста растений (свет, тепло, влага, почва);
Воспитывать желание ухаживать за растениями;
Вызвать желание украсить территорию детского сада результатом своего труда (озеленение);
Формировать партнёрские отношения между педагогами, детьми и родителями.
Проект реализуется в несколько этапов, каждый из которых решает определённые задачи.
Подготовительный этап:
Собрали коллекцию семян, луковичных растений;
Подготовили почву, контейнеры, орудия труда для посадки;
Сделали подборку информационного материала о растениях;
Изготовили алгоритмы ухода за растениями;
Подготовили «Дневник наблюдений за ростом растений».
Продуктивный (исследовательский) этап.
Дети совместно с воспитателем садят лук, укроп, петрушку, бархатцы, календулу, настурцию, фрезию;
Дети ухаживают за растениями;
Дети ведут «Дневник наблюдений»;
Педагоги составляют сборник загадок, пословиц, поговорок на тему «Огород» с детскими рисунками;
Педагог с детьми проводит опыт с луком, где наблюдается разница роста и развития растения в зависимости от условий;
Дети, педагоги, родители оформляют «Огород» (изгородь, пугало, бабка, дедка, домашние животные).
Заключительный этап.
Высадка декоративных растений на клумбы;
Создание фотовыставки с фотографиями всех этапов проекта.
В приложении составили презентацию из 23 слайдов с фотоматериалом и описанием всех этапов работы над проектом.
Формы взаимодействия с семьёй:
Оформление огорода (закупка земли, изготовление изгороди, приобретение семян);
Участие в наблюдении;
Помощь в высадке саженцев на участок и уход за ними.
Продукты проекта: дневник наблюдений, картотека загадок, красивая оформленная клумба на участке.
Результативность : дети имеют представления о растениях, о необходимых условиях их роста; развит интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
В дополнении составлена презентация, с лично выполненными фотоматериалами.
Презентацию можно .
Олеся Ковшова
Например, посадкой лука, в нашей подготовительной к школе группе уже никого не удивишь, а вот исследование и наблюдение за ростом того же лука, но в разных условиях, ребята наблюдают с удовольствием.
Что для этого нужно? Три одинаковые баночки для посадки луковиц (мы взяли старые непроливайки) и три луковицы. Почему три луковицы? Объясняю:
первую луковицу ставим в непроливайку с водой (не забываем обрезать верхушки у всех трёх луковиц). Для этой луковицы будут соблюдаться три условия:
вода (обозначаем это условие синим кругом, наклеивая на непроливайку синий кружок, тепло (наклеиваем красный кружок)
свет (наклеиваем жёлтый кружок)
Вторая луковица ставится в непроливайку без воды. Для этой луковицы соблюдаются два условия:
Третья луковица ставится в непроливайку с водой, но в тёмное место, куда не проникает свет. Мы поставили эту луковицу в коробку, с плотно закрывающейся крышкой. Эта луковица находится в условиях:
А теперь набираемся терпения и наблюдаем с детьми, какая луковица будет расти. При этом не забываем вести дневник наблюдений, сравнивая каждую из луковиц.
Наблюдать можно и за прорастанием картофеля . Берём картофелину, хорошенько промываем и кладём на подоконник к солнечному свету. Через некоторое время ростки картофеля не заставят себя ждать. А ребятам будет интересно за этим наблюдать.
А вот, например, вариант для наблюдения и проведения эксперимента над прорастанием семян цветов . Мы взяли семена "Подсолнечника "Медвежонок". Для этого эксперимента мы создали три разных условия для роста семян.
Первый вариант: семена сажаем в контейнер с землёй.
Второй вариант: смешиваем почву с песком в соотношении 1/1.
Третий вариант: кладём семечко на ватку в ёмкость.
Для всех трёх вариантов посадки соблюдаем одинаковые условия: вода, свет, тепло. Чтобы удобно было сравнивать, ведём дневник наблюдений за всеми тремя образцами.
Чтобы ребятам было интересно ухаживать за огородом, мы посадили и другие семена: укроп, петрушку, томаты, кресс-салат и многое другое. А вот, чтобы огород не казался скучным, обычные горшки стали вполне необычными человечками (как сказали наши дети: "Это мальчики и девочки, как мы").
А на окне выросла берёзка и ещё некоторые украшения.
Если мои идеи вам пригодятся, буду очень рада. Приятного всем исследования и наблюдения с детьми. И, конечно, хорошего урожая в огороде!
Публикации по теме:
В нашем детском саду уже сложилась традиция,ежегодно воспитатели разных возрастных групп создают у себя в группах мини огороды. Цель которого.
Мой огород на окне оформлен по мотивам сказки "Репка" В моей группе обучаются дети от 2 до 7 лет, с малышами (2-4 года) мы посадили лук,.
Идеи для оформления на окне. «ОГОРОД НА ОКНЕ»Предлагаю вам, фото отчет «Огород на окне», который мы делали прошлой весной с моей напарницей.
«Зелёный огонёк»Ст. воспитатель: Т. И. Муратова. Музыкальный руководитель: Н. Н. Ефременко Цель: подводить детей к осознанию необходимости.
Муха-Муха Цокотуха Позолоченное брюхо Муха в огород пошла Посмотреть «как там дела?» К ней ребята прибежали Цокотухе рассказали: Где картофель,.