Смотровая яма для гаража своими руками. Смотровая яма в гараже своими руками: поэтапное руководство. Выполнение монтажных работ

Автолюбители «со стажем», которые самостоятельно занимаются починкой своей машины, знают, насколько необходимо иметь в собственном гараже смотровую яму. Это нехитрое углубление в полу позволяет осматривать и, по необходимости, ремонтировать нижнюю часть автомобиля, выхлопную трубу, глушитель, коробку передач, двигатель и другие труднодоступные места. Если есть яма, не нужно платить за несложную процедуру замены масла в автосервисе.
Однако, существование в гараже такого сооружения неизбежно приводит к появлению повышенной влажности. Поэтому, если размеры помещения позволяют, рекомендуется делать его в стороне от места, на котором обычно стоит автомобиль. Иначе скапливающиеся над ямой водяные пары будут конденсироваться на днище автомобиля и приведут к его быстрой коррозии.
Идеально, когда о строительстве смотровой ямы задумываются до постройки гаража. Но в уже существующем гараже оборудовать её можно, хотя придётся столкнуться с рядом ограничений. Сделать эту работу своими руками не так уж сложно, главное, знать как! При выполнении работ желательно изучить строительные нормативы и точно соблюдать строительные технологии. Тогда результаты труда будут радовать владельца долгие годы и удастся избежать печальных последствий.

Шаг первый: определение габаритов

Работы по обустройству смотровой ямы для гаража начинают с её проектирования и расчёта габаритов. Результаты этих работ имеет смысл зафиксировать на бумаге в виде плана гаража и чертежа ямы. Необходимо хорошо продумать, где она будет расположена, как будет въезжать в гараж машина. Требуемые размеры смотровой ямы зависят от ширины и длины автомобиля, размера гаража, а также роста владельца. Важно правильно сделать расчёты, иначе допущенные ошибки обойдутся потом слишком дорого.

  1. Ширину ямы выбирают так, чтобы она была сантиметров на 20 меньше расстояния между колёсами машины, но достаточной, чтобы человеку внутри было просторно работать. При этом, не стоит жёстко ориентироваться на размеры конкретного «железного коня», ведь владелец может со временем купить себе другой автомобиль.

    Стандартной является ширина 75–80 см. Если яма нужна одновременно для легковой и грузовой машины, то итоговую ширину усредняют, несмотря на то, что легковой машине будет заезжать сложнее;


    Размеры смотровой ямы
    На фото чертеж смотровой ямы В гараже яма для осмотра автомобиля необходима

    Разрез ямы, на котором видно ее устройство

  2. Длина сооружения определяется из личных предпочтений владельца и размеров гаража. Минимальное её значение равно длине автомобиля + 1 метр. Менее 2 м длиной делать яму не имеет смысла. Следует также учесть место для ступенек или приставной лестницы;
  3. Глубина ямы должна быть такой, чтобы хозяин автомобиля, работая в ней, мог свободно дотянуться до любого механизма, не нагибаясь и не стоя на цыпочках. Хотя лучше выкопать яму чуть глубже необходимого, чем наоборот. Лишние сантиметры можно убрать за счет толщины пола. Оптимальная глубина равна росту владельца + 15–20 см.

К полученным размерам следует прибавить необходимые припуски с каждой стороны для последующих работ по отделке, гидроизоляции и утеплению. Размеры припусков для стен из кирпича - 12 см, для бетона - по 20 см с каждой стороны. Припуск на пол составляет 20 см. Если предполагается гидроизоляция или утепление ямы, припуски необходимо увеличить.


Если уровень грунтовых вод выше 2,5 м, то яма будет затоплена

Обязательно нужно выяснить, как глубоко располагаются грунтовые воды в почве. Эта информация указывается в отчёте о проведении исследований перед строительством гаража. Уровень залегания грунтовых вод на местности, где располагается гараж, играет очень важную роль. Если он выше 2,5 м, то в уже построенном гараже делать смотровую яму нельзя, т. к. она будет затоплена. В строящемся гараже придется сделать дренажную систему, отводящую излишки воды в канализацию. Если грунтовые воды лежат глубже, никаких противопоказаний к строительству нет.


В нишах можно расположить необходимый для ремонта инструмент

Удобно, когда в стенках смотровой ямы сделаны небольшие ниши. Там обычно располагают необходимый для ремонта автомобиля инструмент. Места под ниши, их размеры следует обдумать заранее и начертить на плане. Глубину ниш обычно делают 15–20 см, длина и ширина определяются по усмотрению хозяина.

Шаг второй: планирование и выполнение этапов строительства

После работ «на бумаге» приходит очередь работ «на местности». Этапы строительства смотровой ямы следующие:

  1. Разметка. На отведённом под яму месте гаража мелом или маркером наносят разметку с учётом рассчитанных припусков, после чего демонтируют существующий пол. Не рекомендуется делать смотровую яму близко к стене гаража. Расстояние до стены должно быть не менее 1 м;
  2. Подготовка котлована. Несомненно, это самый трудный этап, но для его выполнения можно нанять рабочих. Вынуть придется около 8–9 кубометров земли. Длительность процесса зависит как от возможностей рабочего, так и от свойств грунта. Копать нужно штыковой лопатой, иногда киркой, начиная с дальнего конца будущей ямы. Могут потребоваться распорки из досок, чтобы грунт со стен не осыпался.

    Рыхлая земля занимает на 20–25% больше пространства, поэтому это нужно учесть при её вывозе.

    Часть земли необходимо оставить для засыпки пазух. Внутри выкопанного котлована получившиеся стены и пол нужно выровнять ручной трамбовкой как можно тщательнее.После того как поверхности готовы, дно засыпают слоем гравия толщиной 10 см, хорошо утрамбовывают. Сверху насыпают 5 см песка, затем снова утрамбовывают. Если грунт влажный, то для гидроизоляции насыпают 5 см глины, закрывают таким же слоем гравия. Поверхность застилают полиэтиленовой пленкой, после чего армируют металлической сеткой;

  3. Стены и пол смотровой ямы своими руками. Подготовленное таким образом дно котлована заливают слоем бетонного раствора толщиной 7–8 см, оставляют сохнуть на несколько дней. После застывания бетона можно переходить к армированию стен сеткой.Для заливки стен бетонной смесью необходима опалубка, которую обычно делают из листов ОСП. Потом из них можно изготовить полки под инструменты. Опалубку устанавливают ярусами по 30–40 см, соединяя элементы распорками. Одновременно с этим укладывают двумя слоями металлическую сетку. Кроме того, используют закладные детали, которые прочно фиксируются в бетоне. Особое внимание стоит уделить армированию мест под ниши.

    Пространство между опалубкой и краями котлована заливают раствором.В последний слой бетона закладывают металлический уголок, выступающий над поверхностью на 10 см. Такая окантовка нужна, чтобы, въезжая в гараж, видеть, где находится яма.Впоследствии на него укладываются доски, закрывающие смотровую яму.

    Опалубку снимают через 2 недели после заливки стен, после чего дают бетону затвердеть ещё на протяжении месяца. Только так может быть гарантирована прочность стен.Когда бетон застынет, переходят к обратной засыпке грунта, а затем к внутренней отделке смотровой ямы. Обратную засыпку пазух проводят глиной или суглинком, которые хорошо защищают яму от проникновения воды. Насыпают слой за слоем по 15–20 см, хорошо утрамбовывают. Вместо глины можно использовать исходный грунт, но его нужно особенно тщательно утрамбовывать. Для финишной отделки стен и пола в последнее время используют керамическую плитку. Другой вариант - оштукатурить стены белой гипсовой штукатуркой.

Шаг третий: гидроизоляция и утепление

Описанная выше процедура подготовки котлована применима, когда гараж находится в местности с достаточно сухим грунтом. Если почва влажная, то существует риск подтопления и постоянной сырости внутри ямы. В такой ситуации нужны дополнительные меры гидроизоляции дна сооружения.

Для этого перед заливкой бетона на пол укладывают слои специальных материалов, препятствующих проникновению влаги. Края куска материала должны по краям заходить на стены на 15–20 см.

Чаще всего используются:

  • Материалы, основу которых составляет битум (долговечны, недороги, просты в укладке);
  • Полимерные мембраны (прочны, долговечны, хорошо совместимы с другими материалами);
  • Проникающая гидроизоляция (высокая степень защиты от влаги, устойчива к колебаниям температуры);
  • Жидкая резина (очень высокая степень защиты, но обрабатываемая поверхность не должна иметь повреждений).

Для дополнительной защиты от влаги бетонный раствор готовят с использованием специальных добавок.

Чтобы не замёрзнуть, ремонтируя автомобиль зимой, смотровую яму лучше утеплить. Так можно дополнительно сэкономить на электроэнергии, расходуемой на отопление гаража. Утепление должно быть предусмотрено еще на этапе определения габаритов котлована. Среди современных утеплителей лучшим считается пенополистирол. Он обладает следующими свойствами:

  • Не гниёт;
  • Не горит;
  • Не пропускает влагу;
  • Хорошо крепится к бетонным поверхностям с помощью клея;
  • Дёшево стоит;
  • Безопасен для здоровья.

Шаг четвертый: дополнительное обустройство

Для того чтобы внутри смотровой ямы было комфортно трудиться, нужно выполнить ряд дополнительных работ:


Для осмотра автомобиля необходимо достаточное освещение

Важные детали при обустройстве смотровой ямы

Выполняя работы по обустройству смотровой ямы для гаража, нельзя забывать о мерах собственной безопасности:

  1. Проводя земляные работы в слабых, неустойчивых грунтах, начиная с глубины 1 м, устанавливайте распорки и укрепления из досок. То, что грунт осыпается, обычно становится видно сразу;
  2. Используйте средства защиты: перчатки, рукавицы, прочные ботинки, защитные очки, особенно при работе с болгаркой или перфоратором;
  3. Работайте вдвоём с помощником. Это намного легче, быстрее и безопаснее.

Такие правила помогут справиться с работой без ущерба Вашему здоровью.

Видео

Посмотрите видео о строительстве смотровой ямы в гараже своими руками.

Гараж с ямой является мечтой каждого автолюбителя. Смотровая яма позволяет экономить на ремонте автомобиля, замене масла и других работах, связанных с днищем или подвеской авто. Но для многих такое удовольствие так и остается лишь мечтой. В данной статье мы попробуем доказать, что – это дело не такое уж и сложное, и его выполнение под силу любому.

Перед тем, как сделать смотровую яму в гараже своими руками, необходимо произвести несколько расчетов и измерений.

Планирование размещения

На самом начальном этапе желательно будет выяснить, насколько глубоко залегают подземные воды. Обустройство смотровой ямы в гараже обязывает наличие глубины грунтовых вод как минимум на 2,5 метра вглубь. Если на выбранном под гараж участке воды расположены выше, то от задуманной затеи лучше отказаться. Если нет желания вызывать специальные службы для замера глубины вод, то можно поинтересоваться у соседствующих владельцев гаражей, как у них обстоят дела с ямами.

В зависимости от информации, полученной о подземных водах, необходимо планировать гидроизоляцию смотровой ямы. Некоторые автолюбители отказываются от этого важного этапа, ссылаясь на то, что грунтовые воды находятся слишком глубоко и не подымаются так высоко. Однако геологическая ситуация может поменяться в любой момент. К тому же последнее время поры года устраивают нам такие сюрпризы, когда за один день может выпасть месячная, а то и годовая норма осадков. В таких ситуациях может произойти все, что угодно. Потому игнорировать гидроизоляцию подвального помещения или ямы в гараже глупо.

Учитывая климатические условия и наличие низкой температуры в зимнее время, яму для гаража можно дополнительно утеплить. Самым оптимальным вариантом для этих целей считается пенопласт. Он не боится влаги и не поддается процессам плесневения или гноения. Утеплять выкопанный котлован необходимо снаружи, то есть слой пенопласта должен располагаться между стеной ямы и земляным комом. От влажной земли пенополистирол необходимо защитить слоем гидроизоляции.

Правильное устройство смотровой ямы в гараже не может обойтись и без вентиляции. Вентиляционная система будет играть очень важную роль для автомобиля, инструментов и вещей, хранящихся в гараже, а также самого автолюбителя. В пользу этого пункта выступают следующие проблемы, которые можно решить с помощью, правильно продуманной и выполненной, вентиляции:

  • Образование и задержка влаги в закрытом, холодном помещении (ее излишки пагубно влияют на работу автомобиля и других инструментов);
  • Выделение вредных веществ и испарений автомобилем и другими средствами, хранящимися в гараже;
  • Отсутствие потока чистого воздуха в зимнее время при закрытых воротах.

Вентиляционная система в самодельной яме может быть выполнена по двум схемам:

  • Общая вентиляция;
  • Автономная вентиляция.

Общая вентиляция подразумевает наличие двух труб, имеющих выход из гаража на улицу. Одна из труб транспортирует свежий воздух извне и распределяет его по основному помещению и смотровой яме. Для таких манипуляций в трубе имеется тройник с системой вход – выход в гараж – выход в яму. Вторая труба обеспечивает вывод отработанного воздуха наружу из обоих помещений. Ее нижний край располагается в самом верху ямы и забирает оттуда грязный воздух, под потолком гаража находится второе отверстие трубы, куда уходят все «ароматы» его напольной части. Наружу отработанный воздух выбрасывается через верхний край трубы, который на 50см возвышается над уровнем крыши. Вход и выход вентиляционной трубы должны располагаться на противоположных стенах гаража.

Автономная вентиляция смотровых ям используется крайне редко. Для ее организации необходимо провести две трубы под стенами гаража или вывести их на крышу. Входная труба должна располагаться внизу ямы, а выходная — в ее верхней части. Наружный край входной трубы нужно расположить на уровне 50 см над землей и защитить специальной решеткой. Уличную часть выходной трубы необходимо поднять на 2-2,5 м над землей и прикрыть металлическим наконечником в форме зонтика. Такое приспособление защитит трубу от проникновения в нее дополнительной влаги и грязи.

Обязательным условием обустройства качественной вентиляции является проверка ее на завершающих этапах. Для того чтобы протестировать вентиляционную систему, достаточно поднести к ее выходному отверстию зажженную спичку, свечу или зажигалку. Пламя огня при этом должно податься вовнутрь трубы, как будто бы его туда засасывает. Если же поднести огонек к входному отверстию, то на пламя должен подуть поток воздуха — возможно огонь даже потухнет.

В схеме планирования котлована для гаража также желательно учесть еще два немаловажных пункта — источники дополнительного освещения и проемы в стене в виде ниш

Ниши будут очень удобным приспособлением для автолюбителя – в них в любой момент можно что-то положить на время работы или хранить в них, часто используемые, вещи или инструменты. Их расположение должно быть учтено при разработке эскиза и возведении стен. Для обустройства таких углублений зачастую используются металлические ящики или временные деревянные макеты, которые впоследствии бетонируются.

При планировании освещения необходимо учитывать следующие нюансы:

  • Напряжение внутри смотровой ямы должно быть не более 36В (220В в таких помещениях запрещено);
  • Кабель для проводки должен быть максимально защищен – желательно поместить его в специальную металлическую гофротрубу;
  • Лампы необходимо использовать в 12В или 36В – оптимальным вариантом являются светодиодные лед-лампы (вольфрамовые лампы подвержены взрывам).

Важно! Если учесть все, вышеперечисленные советы, то по итогу не придется ничего доделывать и переделывать. Ведь ремонт смотровой ямы в гараже или ее демонтаж – дело нелегкое, и на него может уйти даже гораздо больше сил и нервов, чем на постройку нового сооружения.

Материалы для строительства

Если грунтовые воды залегают очень глубоко, то можно сделать яму своими руками из кирпича или пеноблоков . Если же грунт под гаражом отличается повышенной влажностью, то лучше всего залить ее бетоном. Дело в том, что бетон не боится влаги, а наоборот крепнет под ее воздействием. Для бетонной заливки необходимо дополнительно армировать стену.

Вот перечень всех материалов, которые могут понадобиться для обустройства ямы своими руками:

2. Щебень;

3. Гравий;

4. Цемент;

5. Брус 30х30 или 40х40;

6. Доска 25мм или фанера 10х15 (для опалубки);

7. Доска 40-45мм обработанная (для укрытия ямы);

8. Арматурный прут 6х8 (для армирования);

9. Плотный полиэтилен, рубероид, бутилкаучук или акваизол (для гидроизоляции);

10. Уголок 50х50 (для ограждения ямы и закрепления ее периметра);

11. Проволока 1,5х2 (для связывания армированной сетки);

12. Пластиковая труба 100мм (вентиляция);

13. Кирпич, пеноблоки или цемент (для возведения стен).

Параметры ямы

Перед тем, как выкопать яму, необходимо определиться с ее параметрами и нанести разметку на поверхность земли или пола.

При нанесении разметки нужно учитывать, что в выстроенном гараже со стяжкой пола выполнять рисунок гораздо легче, чем при отсутствии гаража. На голой земле можно использовать, вбитые в грунт по всему периметру, колышки или четыре маячка, на которые натянута веревка, образующая форму и размеры будущей канавы.

В случае с построенным гаражом возникает другая проблема – выкапывать котлован в нем намного сложнее, нежели на открытом участке земли. В данной ситуации невозможно воспользоваться услугами техники – все придется делать собственноручно. К тому же, желательно будет заручиться помощью извне, так как помимо копательных работ, нужно будет еще и выносить отрытую землю. Такой труд займет намного больше времени и сил. Выкопанную землю лучше не относить далеко, так как она еще понадобится для зарывания проема между выложенным и грунтовым краем ямы.

1. Как правило, ширина ямы напрямую зависит от расстояния между колесами авто – она должна быть на 20см меньше, чем это расстояние;

2. Нужно учитывать то, что возможно когда-нибудь в гараже будет стоять другая машина, потому желательно брать средний показатель ширины – зачастую он составляет 80-85см;

3. Длина ямы также зависит от длины авто, но можно применять, как меньшие размеры, так и большие (многие делают котлован на метр длиннее автомобиля, а некоторые, кто не располагает большим пространством, наоборот, укорачивают яму – тогда авто приходится загонять то передом, то задом);

4. Глубина рытвины высчитывается исходя из роста владельца гаража – к его полному росту желательно добавить 10-15см.

Рассчитывая размеры ямы в гараже, нужно также учитывать зазор на кладку стен и заливку пола. Если планируется выложить стены из кирпича или залить бетоном, то котлован желательно увеличить еще на 25-30см. Если же решено выкладывать их из газоблоков , то дополнительно нужно накинуть еще 40см. Заливка пола также украдет около 20см высоты. Наличие гидроизоляции подразумевает добавления 15-17см.

Алгоритм действий

1. Роем котлован.

2. Роем траншеи для вентиляции (если будет использоваться автономная система).

3. Утрамбовываем пол. Этот процесс состоит из нескольких этапов. Сначала тщательно утрамбовываем слой земли, затем насыпаем на нее пятисантиметровый слой щебня или гравия и также хорошенько утрамбовываем. К уплотненному слою щебня досыпаем еще один пятисантиметровый слой. Последним шаром делаем слой песка в 5см. Некоторые специалисты предпочитают повторить все слои еще раз, ну а другие обходятся и одним заходом.

4. Гидроизоляция. Дно и стены котлована устилаем гидроизоляционным материалом, куски которого накладываем друг на друга внахлест на 15-20см. Если используем рубероид, то места стыков обрабатываем мастикой, если полиэтилен или другие материалы, то стыки заклеиваем двусторонним скотчем. На верхних краях ямы гидроизоляцию фиксируем чем-то тяжелым.

5. Выполняем монтаж вентиляции.

6. Устанавливаем армированную сетку на пол. Прежде, чем размещать армированную сетку на пол, устилаем его утеплителем. Если же пенопласт не планировалось использовать, то сетку фиксируем на уровне в 5-7см.

7. Заливаем пол. Бетонировать пол желательно цементом марки М-400. Пропорции песка, щебня и цемента выдерживаем в соответствии 2:2:1. Желательно использовать бетономешалку, если ее нет – лучше добавить в раствор пластификатор, жидкое стекло или жидкое мыло. Если используем утеплитель, то слой бетона делаем около 5см, если не используем, то — не менее 10-12см.

8. Выдерживаем паузу, пока схватится бетон. В зависимости от погодных условий придется подождать от недели до двух.

9. Возводим стены, не забывая о проемах для освещения и ниш.

10. Укладываем на сделанный каркас стен уголок. Его можно прикрепить с помощью приваренных к нему закладных (если решено было выкладывать кирпич) или длинных шпилек (если стена была сделана из бетона).

11. Засыпаем проем между землей и стенами смотровой ямы смесью глины с грунтом, тщательно утрамбовывая все слои.

12. Делаем стяжку пола.

13. Сооружаем крышку для ямы.

Возведение стен

Если решено было возводить стены из кирпича или других блоков, то отступив от грунтового слоя 10-12см, необходимо начать делать кладку. Для точности возведения можно натянуть нити, которые будут служить уровнем. В процессе работы желательно армировать кладку через каждые пару рядов. Вентиляционные трубы необходимо заложить. Раствор для кладки готовится из песка и цемента в соотношении один к трем.

Если стены будут возводиться из бетона, то перед их заливкой необходимо обустроить опалубку и установить арматурную решетку. Для изготовления опалубки можно использовать доски или фанеру (она не пропускает раствор, и благодаря ей стены получаются ровнее). Изнутри и снаружи фанеру лучше всего подпереть брусками, чтобы под весом раствора она не изгибалась и не деформировала стену. Ровно посредине между фанерами нужно расположить арматурную решетку. Рекомендуется залить раствор за один раз. Снять опалубку можно будет после полного высыхания бетона (от недели до двух).

Надеемся, ознакомившись с подробной инструкцией и рассмотрев все фото, приведенные в данной статье, Вам станет намного понятнее, как правильно сделать смотровую яму в гараже своими руками. Незабудьте , если вы купили уже готовый гараж.

Статья расскажет о том, как правильно устроить смотровую яму в гараже. Вы узнаете об особенностях этого сооружения, популярных ошибках и методах их устранения. Кроме того, мы опишем пошаговое руководство с фотографиями для постройки смотровой ямы усиленной конструкции.

Гараж при достаточном навыке его владельца постепенно превращается в СТО, в котором происходит ремонт и обслуживание автомобиля заботливыми хозяйскими руками, и здесь не обойтись без обустройства смотровой ямы. Ее конструкция представляет собой прямоугольное продольное углубление вдоль гаража шириной 600-800 мм и глубиной в средний человеческий рост. Длина ямы определяется местными условиями, но обычно её стараются сделать максимально длинной.

Элементы смотровой ямы

Несмотря на кажущуюся простоту, гаражная яма имеет характерные особенности, которые необходимо понимать заранее:

  1. Гидроизоляция (ГИ). Безусловный и обязательный скрытый элемент, пренебрежение которым чревато тем, что яму будет невозможно использовать. Главная проблема любых ям и погребов — сырость: автомобиль, стоящий над сырой ямой, сам станет сыреть и гнить.

Примечание. Уровень грунтовых вод (УГВ) может стать препятствием к строительству ямы, т. к. затопляемый резервуар — недопустимое сооружение для гаража.

  1. Силовой контур по верхнему периметру. Обычно его делают из уголка, к которому приваривают арматуру, сетку или просто «хвосты», которые запускают в армирование стяжки. Эта стальная рамка нужна для того, чтобы сдерживать давление от авто в динамике и статике. Без неё колёса просто продавят стяжку (которая редко бывает толще 50 мм) и она будет разрушаться и сыпаться в яму. Стальной контур служит также упором для домкрата и местом укладки перекрывающей доски.
  2. Ниши. Дают 200% к удобству в работе. Чем их больше, тем удобнее работать. Достаточный размер — высота 300-400 мм, глубина 150-250 мм, длина 400-500 мм. Обычно на яму под легковой автомобиль делают максимум 4 ниши — примерно под каждым колесом.
  3. Дополнительные упоры. В районе колёс, при монтаже силового контура, можно заложить дополнительные двутавры или швеллеры (высотой 90-120 мм) для удобства смещения домкрата по высоте. Практика показала, что такие манипуляции в районе ступиц — частая потребность.
  4. Освещение. Профи знают, что свет в таких ямах должен быть запитан от 36 вольт. Это исключает возможность возгорания паров топлива и ГСМ. При питании от 220 вольт короткое замыкание или разбитая лампа могут стать причиной несчастного случая, т. к. быстро выбраться из ямы, перекрытой автомобилем, довольно сложно.

Малозначимой особенностью является лестница, ступени которой могут быть сделаны монолитными, заодно со стенами. Такой марш делают чаще всего в больших гаражах с ямами более 5 м в длину. В частном хозяйстве из экономии места применяют обычные приставные лестницы.

Особенность устройства смотровой ямы

Проектируя смотровую яму для собственных нужд, ориентируйтесь на удобство работы для себя. В первую очередь это высота рабочего пространства или глубина ямы. Здесь они делятся на два типа:

  1. «Стоячие». Предназначены для работы стоя, в полный рост.
  2. «Сидячие». Операции выполняются, сидя на поперечном сиденье. Его можно установить на ролики, а по стенам пустить направляющие и легко перемещаться по яме. Этот способ экономит 500-600 мм глубины и материал для стен.

В обоих случаях край ямы должен находиться примерно на уровне плеча мастера. Этот принцип не влияет на конструктив, только на глубину.

Популярные ошибки при самостоятельном строительстве смотровой ямы

Мы рассмотрим недочёты при самом простом варианте с кирпичными стенами:

  1. Бетонирование пола перед стенами. Основную массу смеси для стяжки или лежачей плиты пола следует укладывать после возведения первых рядов. Иными словами, плита должна находиться внутри стен, а не стены стоять на плите. Плита внутри будет держать нагрузку от грунта и дополнительно страховать от деформаций «коробки». Для стен достаточно сделать мини-фундамент 60-80 мм.
  2. Яма без стяжки. Совершая эту ошибку, яму делают каменной или бетонной, а стяжку не делают из экономии или откладывают «на потом», т. е. навсегда. Лучшее решение — сделать стяжку, чтобы обвязать силовой контур ямы, даже если в ней нет особой необходимости.
  3. Пренебрежение силой грунта. Часто эта ошибка становится роковой — движения на глубине ниже низа фундамента гаража не ощущаются на поверхности. Изымая грунт из ямы, человек нарушает его естественную структуру, и грунт стремится заполнить пазуху (это его природное свойство). Поэтому используйте все доступные средства армирования — кладочную сетку, армопояс, закладные детали, анкера.
  4. Пренебрежение армированием. Подземные конструкции следует армировать вдвое гуще, чем надземные. Аргумент о стабильном грунте — самоуспокоение, т. к. поведение почвы непредсказуемо и может меняться в связи с климатическими условиями. Иными словами, грунт может начать давить на стенки — в этом случае положение спасёт армирование каждые 2-3 ряда с обязательной обвязкой углов.

Руководство по устройству ямы в гараже

В этой части статьи мы расскажем о том, как построить яму своими руками, а точнее, о последовательности работ. «Короб» предлагается выполнить кладкой в полкирпича с ж/б армопоясом. Это будет вариант с максимальным усилением.

1. Изъять грунт. Размеры ямы: длина — исходя из возможностей гаража; ширина — внутренний размер (700 мм) плюс один кирпич 200 мм. Итого 1100 мм. В мини-траншею под фундамент стен уложить гидроизоляцию и забетонировать. Из крайней кромки фундамента выпустить арматуру для связки с армопоясом.

2. Выстелить яму гидроизоляцией. Несколько слоёв полиэтилена, либо специальная плёнка. Идеальный вариант — ПВХ мембрана . Она легко спаивается феном и создаёт объёмные углы.

3. Навязать к выпускам арматуры вертикальные и горизонтальные стержни Ø 10-14 мм так, чтобы получилась сетка с ячейкой примерно 150х150. Это должен быть жёсткий однослойный пространственный каркас, расположенный в пазухе 100 мм между кладкой и грунтом, покрытым гидроизоляцией.

4. Кладку стен можно поднять на 3-4 ряда, обязательно связывая кладочной сеткой, и забетонировать плиту пола. Можно вывести кладку до конца, попутно выкладывая ниши, а потом забетонировать пол.

5. По мере продвижения кладки пазуху можно бетонировать каждые 500-700 мм.

6. После высыхания раствора и бетона можно установить силовой контур. Он варится из уголка и устанавливается по верху кладки. К уголкам приварить выпуски арматуры или закладные детали.

7. Затем к закладным деталям увязать сетку стяжки и забетонировать пол гаража.

8. Конструкции следует обеспечить вентиляцию в течение 21 дня.

С уверенностью можно сказать, что яма, построенная по такой технологии, выдержит любые пучения грунта, не протечёт и не отсыреет.

Другие варианты устройства ямы

На стабильных сухих грунтах, например, при расположении гаража на горе, можно не делать мощный армопояс и устроить более простое решение. Это может быть тонкослойное бетонирование «скользящей опалубкой».

Бетонированием это называется лишь условно — скорее, это метод нанесения толстого слоя штукатурки, которая нужна для укрепления среза грунта.

Вместо выкладки каменного, можно изготовить цельнометаллический резервуар. Это вполне жизнеспособный вариант при наличии материала и умения герметично варить металл.

Абсолютная гарантия защиты от затопления, но сам металл нужно усилить рёбрами жёсткости и защитить от влаги. Такой «стакан» просто устанавливают в котлован и бетонируют пазухи. Безусловный плюс — можно не привязывать ёмкость к стяжке.

В построении гаражной ямы нет особой сложности. Главное — чётко понимать свои потребности и соизмерять их с возможностями гаража. Во всём остальном можно положиться на материалы этой статьи, созданной на основе опыта многих мастеров.

Качественное обслуживание автомобиля требует достаточного пространства для проведения разных операций. Чтобы не лежать на спине, следует оборудовать смотровую яму. Для постройки такой конструкции понадобится узнать основные принципы устройства подобных сооружений. Проводка должна монтироваться еще до устройства стен. Выполняется смотровая яма своими руками довольно быстро. Время работ зависит от технологии возведения стен. Чтобы лучше разобраться в процессе, стоит посмотреть фото готовых смотровых ям.

Размеры смотровой ямы

Размеры смотровой ямы часто выбирают из соображений удобства перемещения и ремонта транспортного средства. Основные параметры, которые учитываются - собственный рост и размеры автомобиля.

Выбираются размеры смотровой ямы исходя из таких соображений:

  • Стандартной является ширина смотровой ямы в 80 см. Такой показатель учитывает свободу перемещения автовладельца по смотровой яме, а также маневр для колес машины.
  • На длину смотровой ямы влияет длина автомобиля. К этому показателю следует добавить 1 м. Таких размеров смотровая яма достаточно, чтобы работы выполнялись максимально комфортно.
  • Глубину смотровой ямы рассчитывают исходя из роста. К этому показателю нужно прибавить около 15 см. Если выполнить глубину ямы согласно этой рекомендации, можно не думать о возможном ударе головой о разные детали машины.

Чертеж смотровой ямы достаточно прост. В нем указывают ширину, глубин и длину конструкции.

Во время выполнения смотровой ямы следует учитывать клиренс автомобиля. Некоторым автомобилистам глубокие ямы кажутся очень неудобными, поэтому они выполняются в собственный рост. Обычная глубина смотровой ямы, на которую ориентируются многие автомобилисты, составляет 1,5 м.

Длина смотровой ямы тоже может выполняться не по правилам. Если пространства не хватает, можно сделать ее вполовину длины машины. При необходимости ремонта можно загонять автомобиль задом или передом над смотровой ямой. Такое решение более экономично и практично.

Смотровая яма в гараже обычно располагается ближе к одной стене. Это необходимо для освобождения пространства под оборудование и запчасти. До ближайшей стены от края смотровой ямы следует сделать расстояние 1 м и больше. Во время рытья котлована учитывают толщину стен и высоту стяжки пола. Для большей точности работ следует создать чертёж смотровой ямы.

Необходимые материалы

Смотровую яму обычно выкладывают бетонными блоками или кирпичом. Нередко стены заливают монолитным бетоном. При выборе кирпича для постройки смотровой ямы следует обратить внимание на керамический. Таким изделиям не страшна повышенная влажность. Стены смотровой ямы возводятся в полкирпича. При достаточном количестве материала их можно класть в кирпич. Стенки при этом могут иметь толщину 12 или 25 см. Такие параметры следует учитывать во время разметки котлована. Для простоты работ следует выполнить точный чертеж конструкции.

Стенки смотровой ямы выполняются из кирпича только при невысоком уровне почвенных вод. Такие изделия отлично сочетаются с плотными грунтами. Если почвенные воды поднимаются довольно высоко, понадобится создать бетонные стены, армированные прутьями.

Строительные блоки тоже выбираются только при соответствии определенным характеристикам. К примеру, такие изделия не боятся влаги. Это касается бетонных блоков. Для других изделий следует применять гидроизоляцию наружного типа. Это обеспечит их сохранность в случае подступания грунтовых вод.

При сооружении бетонной смотровой ямы все работы проводятся намного проще. Такой материал не боится влаги. Чтобы создать качественный раствор, следует использовать бетон М250. При сооружении пола обычно применяют М200. Это объясняется довольно просто - в процессе зимнего пучения больше всего нагрузки приходится не на пол, а на стеновые конструкции. Необходим определенный запас прочности, чтобы они не деформировались под воздействием нагрузки. Для этого бетон армируется. Исключить пучение грунта под гаражом можно при создании отмостки. При этом вода будет уходить в сторону, а не впитываться в почву под гаражом.

Стеновые конструкции из бетона, армированного стальными прутьями, обычно имеют толщину от 15 см. Для армирования используется сетка, которая имеет толщину прутьев в 6 мм. Шаг между прутьями должен составлять 15 см. каркас арматуры может вязаться из прутьев диаметром 10 мм. В этом случае шаг между прутьями составляет 20 см. Чтобы сделать конструкцию более прочной, можно провести монтаж одних прутьев как в стенки, так и в стяжку для пола. Для этого их понадобится согнуть в 2 местах.

Гидроизоляция

Гидроизолировать смотровую яму в гараже можно несколькими способами. Каждый из них имеет определенные преимущества. К примеру, наружная гидроизоляция смотровой ямы создается только на этапе постройки. Внутреннюю можно монтировать и после создания полноценной смотровой ямы. Перед работой лучше создать полноценный чертеж, в котором будут указаны все материалы, из которых изготавливается конструкция.

Защита смотровой ямы снаружи

Если в месте возведения гаража почвенные воды залегают очень глубоко, к примеру, ниже 2,5м, гидроизоляцию смотровой ямы можно не выполнять. Важно проверять уровень почвенных вод весной. Если даже во время половодья он не поднимается выше указанного показателя, о гидроизоляции можно не беспокоиться.

Однако геологическая обстановка может меняться. В сухом месте запросто может появиться вода спустя несколько лет. При уже имеющейся смотровой яме следует оборудовать ее изнутри. Для этого используют специальные пропитки. Они глубоко проникают в структуру камня и отлично защищают смотровую яму от проникновения воды.

Для наружной гидроизоляции смотровой ямы применяются разнообразные пленки. Котлован застилается такими изделиями от одного кря до другого. При этом необходимо делать выпуск по 15 см с каждой стороны. Укладывать полотнища необходимо внахлест. Стыки соединяют двусторонним скотчем. Пленка должна хорошо прилегать к стенам. Для этого ее необходимо расправить. Во время монтажных работ нужно внимательно следить за сохранением целостности пленки.

Внутренняя гидроизоляция смотровой ямы

В качестве внутренней гидроизоляции смотровой ямы используется специальная пропитка. Такую гидроизоляцию называют обмазочной. Смотровая яма в гараже может обмазываться специальным составом для бассейнов. При использовании такого материала на поверхности стен появляется водонепроницаемая пленка, которая по внешним параметрам и характеристикам напоминает резину. Она обычно окрашивается в голубой и после застывания отлично моется. При использовании такого состава обработку следует проводить минимум 2 раза.

Другой вариант защиты смотровой ямы от воды - использовать грунтовку, в основе которой лежит цемент. В ней содержатся полимерные частицы, способные надежно блокировать маленькие каналы, пропускающие влагу. При выполнении одной из таких мероприятий гигроскопичность стен значительно снижается. Если в яме постоянно появляется вода, следует провести обработку 2 раза.

Устройство кессона в смотровой яме

Чтобы смотровая яма в гараже была надежно защищена от влаги, можно выполнить кессон. Для этого из металлических листов сваривают короб и устанавливают в котлован. Его необходимо обработать антикоррозийными средствами. При герметичном выполнении сварных швов вода проникать в яму не будет. Если воды слишком много, кессон может «всплыть».

Для исключения такой ситуации следует приварить к кессону уголки, уходящие на 1,5 м в грунт. Чтобы не проводить масштабные земляные работы, следует перед монтажом кессона забить в грунт уголки, а их концы оставить снаружи. К кессону они привариваются после его помещения в котлован. Яму при этом придется выполнить больших размеров. Преимущество такого решения заключается в том, что уголки будут забиты в более плотный грунт и держать кессон будут лучше.

Существует еще одни способ избежать поднятия кессона в смотровой яме под действием грунтовых вод. На некоторой высоте необходимо выполнить дырку. Через нее вода будет поступать в кессон по мере подъема. Впоследствии ее выкачивают. Такая смотровая яма может простоять больше 20 лет, пока металл не проржавеет.

Приямок для водосбора в смотровой яме

При наличии уже готовой ямы вода все равно может в нее проникать. От этого иногда не спасает и обмазочная гидроизоляция. В таком случае придется сооружать дренажную систему. Она может располагаться вокруг всего гаража. Также можно выполнить специальную ямку, в которой будет собираться лишняя влага. Выполняется приямок в углу ямы. Скапливающуюся воду впоследствии выкачивают из приямка насосом. Система может работать автоматически. Для этого в приямок устанавливают датчик уровня воды.

Под приямок следует выполнить опалубку, а затем залить в нее бетон. После этого необходимо выполнить гидроизоляцию приямка. Она обычно проводится вместе с гидроизоляционными работами, выполняемыми по всей смотровой яме.

При такой гидроизоляции полное избавление от сырости невозможно, поэтому на пол настилают доски. Защитить их от гниения получится при помощи специальной обработки. Можно купить специальную пропитку для дерева, которое контактирует с грунтом.

Утепление смотровой ямы

Если в гараже проводится много времени, он обычно имеет систему отопления. Для более быстрого прогрева смотровую яму следует утеплить. Для этой цели больше всего подходит экструдированный пенополистирол. Такой материал отлично справляется с задачей утепления смотровой ямы и гаража в целом. Он не подвержен воздействию влаги, бактерий и грибков. Кроме того, пенополистирол способен выдерживать существенные нагрузки.

Чтобы создать качественное утепление, понадобится уложить пенополистирол толщиной 5 см. Его необходимо закладывать между стеной ямы и грунтом. Сначала на грунт укладывают гидроизоляцию, потом пенополистирол, а затем - монтируют стенку.

Пенополистирол может закладываться под стяжку. Сверху на него обычно укладывают сетку армирования. Затем заливается бетон.

Постройка смотровой ямы

Когда все расчеты будут выполнены, можно начать разметку смотровой ямы. Для этого по ее углам вбивают колья, а между ними натягивают веревку. По выполненной разметке необходимо начать рытье котлована. Земля обычно выносится и хранится перед входом в гараж. Ширину и глубину смотровой ямы следует определить до начала выкапывания котлована.

Стены из кирпича

Во время рытья котлована для смотровой ямы необходимо следить за уровнем влажности. Проектная глубина учитывает толщину стяжки пола. Если она будет достигнута, а воды еще не предвидится, можно не выполнять гидроизоляцию. Однако, чтобы не рисковать, следует сразу застелить смотровую яму гидроизоляционной пленкой.

Затем следует выровнять стенки. Необходимо удалять ямы и земляные горбы. Дно тоже следует выровнять и утрамбовать. Грунт должен быть хорошо уплотнен. На дно следует засыпать щебень, а сверху - песок (5 см). Песок во время трамбовки необходимо смачивать. Трамбовка осуществляется до состояния высокой плотности материала. Нога после наступания не должна в нем отпечатываться. Затем смотровую яму устилают пленкой гидроизоляции.

Материал тщательно разравнивают, заправляют в углы. Полотнища следует укладывать с перехлестом в 15 см. Их проклеивают при помощи двустороннего скотча. Для исключения скатывания краев их следует прижимать подручными средствами.

На дно смотровой ямы необходимо монтировать утеплитель, а сверху - сетку армирования. Сверху заливают бетон М200. Его минимальная толщина должна равняться 5 см. Для более простого ориентирования в процессе укладки на пленку наносят специальные отметки. При использовании цемента М400 необходимо следовать таким пропорциям:

  • 5 частей щебня - он должен быть мелким или средним;
  • 3 части песка;
  • 1 часть цемента.

После необходимо подождать несколько суток, пока бетон не приобретет 50% прочности. Более точную дату можно определить с учетом температуры. При показателе около +20 градусов нужно ждать около 6 дней. Если температура равна +17 градусам, придется оставить бетон на 2 недели.

После застывания пола можно приступать к устройству стен смотровой ямы. Многие автовладельцы решают выполнять их в полкирпича. До уровня локтя можно пользоваться круговым методом укладки. Когда кладка стен смотровой ямы достигнет уровня 1,2 м, следует выполнить нишу для различных инструментов. Ее высота равняется 3 рядам кирпичей. Сверху углубления укладывается обработанная доска.

Затем стенки гонятся до уровня пола гаража. Сверху на стены кладут уголки сталь лучше выбирать толщиной 5 мм. Уголок необходимо развернуть таким образом, чтобы одна из его полок свешивалась вниз, а вторая закрывала собой верх кирпича. Исключить обрушение стен можно, приварив к уголку закладные, связывающиеся с поясом армирования.

Стены из бетона

Чтобы отлить качественные бетонные стены смотровой ямы, понадобится соорудить прочную опалубку. Ее обычно возводят из фанеры с влагостойкой структурой. Толщина листового материала должна быть 16 мм. Могут использоваться панели ОСП. Щиты нужных габаритов следует сбить между собой и укрепить с внешней стороны брусками. Это необходимо, чтобы они не прогибались под действием бетона.

После этого понадобится установить внутренние щиты. Толщина бетонных стенок смотровой ямы должна быть минимум 15 см. Для исключения деформации щитов опалубки необходимо укрепить их распорками. Заливку следует производить за 1 раз. Залитое пространство обязательно штыкуется. Для более качественного выгона воздуха из раствора следует применять глубинный вибратор. Опалубка снимается спустя 3 недели после заливки раствора. Затем можно начинать монтаж пола.

Выводы

Смотровая яма в гараже выполняется довольно просто. Для создания комфортного пространства под машиной понадобится точно рассчитать ее глубину и ширину. Перед работой составляют подробный чертеж. Это позволяет быстро и точно соорудить яму своими руками, не допуская ошибок.

Перед возведением стен и пола следует позаботиться о грамотной гидроизоляции. Она защитит конструкцию от лишней влаги. Для утепления лучше использовать пенополистирол. Он способен не только предотвратить проникновение холода в помещение, но также исключить развитие грибков и бактерий.

Стены могут выполняться из таких материалов, как цельный бетон, бетонные блоки и кирпич. В последнем случае потребуется меньше затрат. При выполнении стен из цельного бетона следует правильно подойти к созданию опалубки и приготовлению раствора.

Каждый автолюбитель рано или поздно сталкивался с вопросом ремонта своего «железного коня». В случае серьёзных повреждений, автомобиль приходится отгонять на станцию техобслуживания. В случае мелкой поломки, всё можно сделать самому. Но в этом случае придется изрядно попотеть, чтобы найти место, где вы сможете добраться до всех труднодоступных частей вашего авто. В решении этого вопроса поможет собственная смотровая яма, позволяющая провести все ремонтные работы своими руками, не потратив при этом ни копейки на аренду пандуса. К тому же, сделав всё самостоятельно, вы сэкономите на дорогих строительных бригадах.

Прежде чем приступать к непосредственному строительству гаражной ямы, предлагаем обратить внимание на все главные особенности этого объекта. Рассмотрите все преимущества и недостатки смотровых ям. Выделите для себя цель, которой будет вам служить это вспомогательное помещение. Любой этап строительства монолитных конструкций предусматривает ту или иную технологию работ. От того, насколько точно всё будет сделано, зависит срок эксплуатации гаражной ямы.

Предназначение смотровых ям

Иногда во время движения случаются казусы разного рода. Проезжая по неровной грунтовой дороге, вы можете услышать неприятный звук, а ещё хуже — почувствовать удар. Габариты автомобиля не всегда позволяют получить доступ к его днищу. К тому же, вы не станете после каждого подозрения ехать к знакомому автослесарю, а лучше осмотрите всё сами. В случае, если ваш автомобиль имеет низкую посадку, то доступ к открытым деталям ограничен. Если на установку домкрата попросту нет времени, то вам поможет смотровая яма.

Смотровая гаражная яма призвана помочь автовладельцу в решении следующих проблем:

  • получить доступ к повреждённым частям кузова;
  • демонтировать или установить детали (глушитель, коробку передач, карданный вал, двигатель, топливный бак, защита картера и др);
  • заменить расходные материалы (слить масло, поменять топливный и воздушный фильтра и др);
  • провести антикоррозийные работы днища автомобиля;
  • увеличить доступ к механизмам и деталям, в случае проведения совместных ремонтных работ.

Как видим, использовать гаражную яму можно по-разному. Важной особенностью этого помещения является – удобство. Если вы решили обустроить гараж смотровой ямой, то любой мелкий ремонт вам не страшен. К тому же все работы пройдут гораздо быстрее, поскольку вам не потребуется прибегать к использованию дополнительных механизмов, позволяющих получить доступ к днищу вашего авто.

Достоинства смотровых ям

Помимо своего полезного предназначения, смотровые ямы обладают рядом преимуществ, позволяющих автомобилистам сэкономить на вызове автослесаря.

К достоинствам гаражных ям можно отнести следующие:

  1. Яма облегчает самостоятельный ремонт автомобиля, поскольку увеличивает доступ к деталям, находящихся в «сложных» местах.
  2. Построив яму буквой «Г», вы сможете выделить небольшое полезное пространство. В нём можно обустроить склад инструмента и расходных материалов, или использовать в качестве погреба для домашних закруток.
  3. Поскольку помещение расположено ниже уровня грунта, то температура в нём круглый год практически не меняется. Это облегчает работу в жаркий период.
  4. Гараж, содержащий смотровую яму, существенно увеличивает стоимость строения, тем самым окупая все строительные мероприятия, на случай, если вы решили его продать.
  5. При умелом использовании и расположении в гараже можно обустроить собственное СТО. Если он находится на участке вблизи дома, то поможет существенно сэкономить. В этом случае, вы не потратите денег на проезд до работы, а за аренду помещения не заплатите ни копейки.

Оборудовав собственное парковочное место смотровой ямой, вы не только сэкономите на ремонтных работах, за которые придется платить другим лицам, но и освободите небольшое пространство, которого всегда так не хватает в гараже.

Размер смотровой ямы

Перед тем как приступать к строительным работам, обустройство ямы в гараже начинают с задания её размеров. Зачастую бывает так, что гараж превращается по большей части в склад ненужных вещей, которые настолько перекрывают всё полезное пространство, что для автомобиля остаётся совсем немного места.

Чтобы правильно спланировать размеры будущей ямы, советуем обратить внимание на следующее параметры:

  • размер котлована (учтите эту величину, которая должна быть на 300-350 мм больше ширины готовой ямы);
  • глубина ямы (этот показатель варьируется в зависимости от высоты хозяина гаража. Но лучше взять эту величину с запасом в 10-20 см. Главное — чтобы, стоя на полу ямы, вы могли свободно добраться до любой детали, расположенной в нижней части автомобиля. В случае чего, высоту можно компенсировать, установив на полу небольшие деревянные полы);
  • ширина ямы (должна быть на 20 см меньше расстояния между внутренними частями скатов вашего автомобиля. Это требование безопасности, которое уменьшает возможность наезда колеса непосредственно в яму);
  • длина ямы (для расчёта этого параметра достаточно прибавить к длине автомобиля минимум 1 м. Но учтите, что гараж не всегда позволяет обустроить вам яму желаемой длины. К тому же, форма базы автомобиля может перекрывать доступ к яме. В любом случае, она должна быть такой длины, чтобы вы могли спуститься в неё, при стоящей в гараже машине. Учтите этот параметр, если планируете обустраивать сразу два парковочных места);
  • близость грунтовых вод (лучше сразу узнать об этом, чем получить впоследствии неприятный сюрприз в виде затопленной ямы. В случае их близкого расположения, размеры придётся изменить, а иногда – вовсе отказаться от этой затеи).

Рассчитывая длину ямы, учтите размер трапа, по которому вы будете спускаться. Находясь внутри, ширина не должна ограничивать ваши движения, а голова – задевать днище автомобиля. Обратите также внимание на размер котлована, который может меняться в зависимости от материала стен. Обустраивая котлован, учтите что он должен быть увеличен в зависимости от материала стеновой поверхности.

Рассмотрим эти показатели для разных видов строительных материалов, а именно:

  • бетонная стена (ширина котлована увеличивается на 12-15 см в каждую сторону);
  • стена из газосиликатных блоков (котлован увеличивается на 20 см).

Помимо этого, учтите дренаж и слой гидроизоляции. В этом случае ширина котлована увеличивается ещё на 15-17 см. Удобно также обустроить в стенах смотровой ямы небольшие ниши. Проводя ремонтные работы, вам будет удобно положить туда инструмент. Если уровень дренажных вод будет выше чем 2,5 м, то придется дополнительно устанавливать дренажную систему, которая будет отводить лишнюю воду в канализацию. На предварительном чертеже обязательно отметьте все дополнительные детали, которые вы хотели бы увидеть в вашей яме, тогда вы получите отличный результат.

Смотровая яма в гараже своими руками. Подготовительные работы

Начиная строительство ямы в гараже, необходимо основательно подготовиться. Этот процесс достаточно тонкий, к тому же требует соблюдения правильной последовательности действий. Чтобы облегчить все работы, лучше сразу обзавестись всем необходимым, тогда результат станет вам на радость.

Инструменты и материалы

Практически любой вид строительных работ требует дополнительной помощи. Чтобы облегчить весь процесс, советуем сразу обзавестись помощником, с которым дело пойдёт в два раза быстрее. Правильный выбор стройматериалов и вспомогательного инструмента – залог качественного результата.

  • бетономешалка, отбойный молоток, перфоратор, болгарка;
  • сварочный аппарат, шуруповёрт, бетонный вибратор, трамбовка;
  • плоскогубцы, вязальный крючок, молоток, набор ключей, строительный нож;
  • лопаты, металлические вёдра, ванночка, шпатель, ковш, тёрка, полутёрок;
  • уровень, правило, рулетка.

Помимо вышеуказанных инструментов вам понадобятся следующие материалы:

  • песок, цемент, щебень;
  • брус 30х30 мм или 40х40 мм, доска дюймовка или влагостойкая фанера толщиной 10-15 мм, струганная доска 40-45 мм;
  • арматура 10-12 мм, катанка 6-8 мм, вязальная проволока 1,8-3 мм, металлический уголок 50х50 мм, профтруба 50 мм;
  • грунтовка, противоморозный пластификатор, гидроизоляционный материал (плёнка, рубероид или мастика), битумная лента, грунтовка по металлу;
  • макловица, кисть маховая, бита ph2, саморезы по дереву, гвозди, шпильки, буры, диски по дереву;
  • ПВХ трубы d=100 мм, коленья и соединители для вентиляционной системы;
  • кабель, гофрированная труба, клемники, олово, канифоль, элементы освещения, электроарматура;
  • штукатурка, плиточный клей, расшивка.

Если вы воспользуетесь нашим советом, и обзаведётесь всем необходимым, то значительно ускорите строительный процесс. Не лишним будет также позаботиться о дополнительной паре рук, поскольку некоторые монтажные процессы невозможно осуществить в одиночку.

Планирование котлована

В идеальном случае, яму лучше построить до начала монтажа стен гаража. Это делают в одно время с обустройством фундамента, предварительно всё распланировав. Строительство смотровой ямы в готовом помещении немного усложняет весь процесс, но и такой вариант возможен. Но мы всё равно советуем вам позаботиться обо всём заранее. Начиная строительство гаража с обустройства ямы, вы облегчите себе работу.

Для рытья котлована на открытой местности можно воспользоваться услугами строительной техники, такой как: трактор или гидромолот. В случае, если вы начали рыть яму в готовом сооружении, то всё придется делать собственноручно. К тому же, если гараж стоит на твёрдых породах, вам придётся длительное время высекать в скале яму необходимого размера. Иногда лучше перенести постройку на небольшое расстояние, чем мучатся над рытьём ямы в течение долгого времени.

Это потребует сильной физической силы, к тому же может быстро вывести из строя отбойный молоток, который и так стоит недёшево. Чтобы убрать несколько кубов почвы, вам придётся провести огромное количество ходок с вёдрами, в которых будет тяжёлый грунт. Планируя рытьё котлована, обязательно учтите наличие грунтовых вод. С этим вопросом лучше обратиться к местным геодезистам. В противном случае, ваше строение может попросту просесть или обрушиться.

Разметка смотровой ямы

Работа на этом этапе подразумевает разметку как внутри готового гаража, так и непосредственно перед началом его строительства. Начиная разметку смотровой ямы, обратите внимание на особенность таких работ для каждого случая. Обустраивая яму в построенном гараже, учтите, что её контур должен проходить не менее чем в 1 м от каждого из краёв строения. В таком случае, разметку проводят с помощью мела, которым наносят будущие размеры на пол гаража. Это поможет вам представить будущие габариты ямы.

В случае работ на улице, можно воспользоваться услугами тяжёлой строительной техники. Помимо этого, не исключены случаи, когда яму приходится рыть в затруднённом грунте, тогда вызова пневмомолота не избежать. Учтите также, что во время работ может пойти дождь, который зальёт вашу яму. Тогда вам придётся ждать, пока вода просочится в почву, а яма полностью высохнет. Чтобы разметить гаражную яму непосредственно на участке, поступают также, как при аналогичных работах с фундаментом. Достаточно иметь несколько металлических прутков, которые устанавливают по углам будущего котлована, после чего натягивают нить.

В любом случае, начиная работы такого рода, лучше посоветоваться с геодезистами. Уточните у них наличие близлежащих грунтовых почв. Поинтересуйтесь о свойствах грунта. Порой бывает так, что копать яму на некоторых участках не представляется возможным.

Смотровая яма своими руками. Пошаговая инструкция

Когда все подготовительные работы проведены, можно приступать к основному этапу строительства гаражной ямы. Советуем вам заранее поинтересоваться у специалистов о качестве и характере грунта. Не забудьте также обзавестись всем необходимым инструментом и материалом, чтобы не тормозить рабочий процесс. Стоит отметить, что помощь вам также не помешает, так что побеспокойтесь заранее о помощнике, а лучше — двух.

Обустройство котлована

После того как вы разметили котлован, можно приступать к рытью траншей. Этот процесс самый трудоёмкий и сложный, поскольку потребует сильной физической силы. В зависимости от размеров ямы, вам придётся вырыть и перетаскать от 6 до 12 кубов грунта. Если почва позволяет рыть котлован собственноручно, то можно сэкономить на вызове спецтехники. Но учтите, что в таком случае длительность землеройных работ увеличится в несколько раз.

Полезный совет: если копая котлован, вы обнаружили слой глины, то не торопитесь её выбрасывать в общую кучу. Лучше складировать её отдельно, она отлично подойдёт для заделки внешних пазух вокруг стен ямы.

Чтобы правильно обустроить котлован для будущей ямы, поступают следующим образом:

  1. Уплотните дно котлована с помощью ручной трамбовки.
  2. Засыпьте гравий по периметру котлована на слой не менее 10 см.
  3. Теперь подсыпьте песок. Слоя в 5 см будет достаточно.
  4. Утрамбуйте предыдущий слой, после чего снова подсыпьте гравий. Чем лучше будет утрамбован каждый слой, тем надёжнее будет основание гаража.
  5. Застелите котлован гидроизоляцией. Она должна полностью покрывать всю поверхность пола и стен. Если вы используете плотную полиэтиленовою плёнку (200 мкм), то учтите, что материал не должен лежать в натяжку.
  6. Теперь нужно смонтировать вентиляционную систему. Один канал закрепите на высоте 10-15 см от пола. Второй подведите к верхнему краю ямы на высоту 100-150 мм так, чтобы он располагался вблизи будущей стены.
  7. Из арматуры 6-8 мм и вязальной проволоки свяжите армопояс. Он должен покрывать всю поверхность дна котлована. Его располагают на высоте 5-7 см от дна. Для этого, можно уложить его на несколько кусков кирпича, они как раз имеют толщину в 6 см.
  8. Замешайте цементно-песчаный раствор с добавлением гравия в пропорции 2:2:1. Рекомендуем при каждом замесе добавлять в раствор специальный пластификатор. Он придаст пластичность массе, и отлично защитит бетон от трещин во время мороза.
  9. Залейте армирующую стяжку на высоту 10-12 см (с учётом высоты слоя «кирпич+решётка»). Лучше залить первый слой в 7-8 см и дать ему отвердеть. После этого можно заливать раствор на оставшуюся высоту.
  10. Дайте стяжке отвердеть. Для этого потребуется 2-4 дня, в зависимости от погодных условий.

Если вы планируете установить в яме вентиляционную систему, то лучше сразу об этом позаботиться. В случае, когда она будет проходить под фундаментом, а затем выводится через стену, необходимо вырыть отдельную траншею для труб. Подробнее об обустройстве вентиляции можно прочитать в следующем пункте.

Обустройство вентиляции

Со временем в яме появится неприятный затхлый запах. К сожалению этого не избежать, как бы вы не старались. Тем более на дне ямы всегда будут пятна от масла, топлива и других жидкостей, которые при испарении выделяют вредные вещества. Вентиляцию лучше сделать, если вблизи гаража протекают грунтовые воды, повышающие влажность смотровой ямы.

В любом случае, работы по прокладке вентиляционных труб необходимо проводить перед началом возведения стен и заливки бетоном. Можно сделать как автономный вариант, так и совмещённый с общей вентиляцией гаража. Трубы можно расположить в опалубке, или вмуровать в стену.

Расположение труб обусловлено размерами и формой гаража. Для вентиляции отлично подойдёт труба диаметром 100 мм. Но важно знать, что приточная труба должна быть поднята примерно на 0,5 м над землёй, после чего закрыться решёткой, чтобы избежать попадания крупных предметов. Вытяжную трубу поднимают на 2-2,5 м, и впоследствии монтируют «грибок», защищающий вентиляцию от попадания влаги и мусора. Для проверки эффективности системы, поднесите зажжённую свечу к приточному отверстию. Если пламя начало засасывать, или оно вовсе потухло, то вы сделали всё верно.

Обустройство освещения

Чтобы нахождение внутри ямы было комфортным, лучше сразу позаботиться о её освещении. Некоторым достаточно налобного фонарика или другого осветительного прибора, но мы бы советовали сделать стационарную систему освещения. Электромонтаж – дело тонкое, поскольку требует определённых навыков и знаний. Если вы никогда не работали с электричеством, то лучше доверить этот вопрос специалисту.

Чтобы проконтролировать правильность выполнения электромонтажных работ в смотровой яме, используйте следующие показатели:

  • использование напряжения в 220 В неприемлемо для обустройства ям. В таком случае применяют напряжение в 36 В;
  • вся электроарматура должна располагаться вне ямы;
  • кабель должен прокладываться в специальном металлическом рукаве гофрированного типа;
  • в качестве осветительных элементов лучше использовать низковольтные лампы (12 V или 36 V). Установка такого рода производится в паре с автоматом необходимого номинала, который должен быть расположен в отдельном щитке;
  • осветительные приборы лучше утопить в стене, тогда они не будут мешать рабочему процессу;
  • используйте влагозащищённый вариант розеток и выключателей.

Также можно воспользоваться некоторой хитростью. Расположив элементы освещения равномерно, вы добьётесь более яркого освещения. К тому же, в качестве отделочного материала можно использовать кафельную плитку светлого оттенка, она отлично отражает свет, делая яму ещё ярче. Неплохо использовать лампы дневного света, позволяющие выявить поломку быстрее и точнее.

Чтобы лучше разобраться в вопросе обустройства гаража смотровой ямой, советуем посмотреть следующее видео, которое поможет сделать всё самостоятельно:

Смотровая яма для гаража из бетона своими руками

Вот мы и подошли к последнему вопросу, связанному с обустройством гаражной ямы. Если работы на предварительном этапе вы выполнили верно: пол не потрескался, гидроизоляция проведена верно, вентиляция функционирует, проводка разведена и защищена, то можно приступать к возведению стен ямы. В качестве материала можно использовать как бетон, так и штучный материал. Мы бы советовали обустраивать яму с помощью бетона, поскольку он надёжнее и долговечнее.

Чтобы построить смотровую яму на завершающем этапе, необходимо провести следующие действия:


Если вы смонтировали по периметру металлический уголок, то его можно использовать в качестве шаблона для крышки ямы. Изготовив деревянный щит, его можно поместить на металлическое основание, тем самым обезопасив автомобиль от случайного заезда в яму. В случае укладки профтрубы по периметру смотровой ямы, вы получите отличный колесоотбойник.

Теперь, когда наша смотровая яма готова, можно приступать к финишной отделке поверхности. Мы советуем обустроить яму с помощью кафеля. Обязательно прогрунтуйте поверхность перед укладкой плитки. Не забудьте также тщательно расшить швы, тогда смотровая яма прослужит вам не один десяток лет.

Смотровая яма в гараже своими руками, фото







2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.