История архитектуры. Особняк брусницыных Кожевенная линия 27 особняк брусницыных

Недавно мне с друзьями удалось побывать в чудесном заброшенном особняке, который сейчас находится в замороженном состоянии. Дальнейшая судьба его неизвестна, но сейчас в особняк Брусницыных можно попасть, если сильно захотеть.

Особняк купцов Брусницыных - памятник архитектуры в стиле эклектика в Санкт-Петербурге. В современном виде создан в 1884 году для купцов братьев Брусницыных архитектором А. И. Ковшаровым в ходе капитальной перестройки здания неизвестного архитектора, впервые упоминаемого в 1844 году.

1. Танцевальный зал, который иногда еще называют Белым залом. Ослепительно нарядное помещение обильно украшено белой лепкой с золочением. Белый зал оформлен в стиле Людовика XV. Плавный переход от вертикальной плоскости стен к горизонтальной плоскости плафона образует двухъярусная лепная падуга.

2. Она скругляет углы и придает интерьеру особую пластичность и живописность. Стены, двери и потолок Белого зала сплошь покрыты лепниной с растительными орнаментами, венками, музыкальными инструментами, амурами и женскими головками.

3. Кроме того, в зале привлекает внимание огромная люстра с хрустальными подвесками.

4. Значительное пространство на стенах занимают лепные панно с изображением ваз, цветов и фигурок сатиров со свирелями и другими музыкальными инструментами. Лепные панно на стенах чередуются с парными каннелированными пилястрами, в капители которых вписаны лиры. В помещении сохранились цельные, без переплетов оконные рамы с очень толстыми стеклами, а также мраморные подоконники.

5. В центральной части камин украшают скульптуры целующихся путти, еще два амурчика сидят по бокам, поддерживая свисающие мраморные гирлянды сложной работы.

6. Прекрасно сохранился мраморный камин. Две тумбы по бокам камина, изначально предназначавшиеся для ваз с цветами. Над фигурной полочкой камина помещается лепная рама в виде перевитого лентами венка. В раме сохранилось подлинное зеркало. Расположение зеркала, как и в других помещениях особняка, специально подобрано таким образом, чтобы посетители могли видеть в него отражение великолепной люстры и потолка.

7. К Белому залу примыкает небольшая курительная с прекрасно сохранившимся роскошным декором.

8. Это одно из самых ценных помещений дома. По моде того времени кальянная комната оформлена в восточном мавританском стиле.

9. Сохранился купол курительной комнаты, а также небольшой угловой эркер с изящными полуколонками. Стены и купол этой «мавританской шкатулки» украшены ярко раскрашенной гипсовой лепкой с позолотой.

10. Уникальная старинная люстра из стекла и латуни покрыта восточными рисунками и надписями. Люстра отражается в зеркале, что зрительно увеличивает пространство комнаты. По стенам курительной мелкой вязью идет повторяющаяся надпись «слава Аллаху».

14. Мраморная парадная лестница, идущая с первого этажа особняка, от ныне заколоченного парадного входа. Никаких светильников тут нет, но лестница хорошо освещена дневным светом. Сохранились очень ценные мраморные ступени и мраморные же резные перила ручной работы. Потолок и стены сплошь покрывает лепка с обильным растительным орнаментом, женскими головками и фигурами кариатида|кариатид. На верхней площадке лестницы, под окном можно увидеть мраморный камин в достаточно строгих формах. Расположенное над ним окно обращено в оранжерею (зимний сад), которая когда-то был наполнена зеленью, цветами и даже плодовыми деревьями.

15. Полукруглый эркер смотрит в прилегающий к дому сад. В эркере на площадке около камина когда-то стояло кресло, а ноги посетителей утопали в коврах.

20. Бильярдный зал, куда можно попасть из оранжереи или столовой. В помещении уцелел лепной потолок под дерево, а также мощная бронзовая люстра со специальной ручкой, позволявшей опускать ее над столом. Сам бильярдный стол утрачен, но остальное убранство комнаты сохранилось, в том числе встроенные угловые диванчики с подлинной обивкой, два шкафа для бильярдных принадлежностей, двери и резной камин.

21. Низ стен облицован панелями, верхняя часть обтянута тканью. Когда-то в бильярдной еще был роскошный занавес, который благодаря особой плотности не пропускал ни единого лучика света из соседней оранжереи.

22. Столовая комната с обилием резного дерева.

25. Гостиная впечатляет нарядной отделкой в уютных, теплых коричневатых тонах. Когда-то подобных гостиных в особняке было несколько, они шли анфиладой вдоль главного фасада по Кожевенной линии. В оформлении гостиной обнаруживается влияние стиля рококо. Стены разбиты на отдельные панно с золочеными лепными рамками изогнутых очертаний. Такой же золоченый лепной орнамент можно заметить на дверях и в обрамлении зеркал.

26. В промежутках между панно помещены вертикальные вставки с лепным узором и ажурной сеткой. Падуга комнаты украшена растительными орнаментами, раковинами и фигурками дракончиков. Великолепный потолок гостиной также обильно украшен лепниной, в том числе узорами в виде сетки, которые перекликаются с золоченой сеточкой настенной лепнины и вентиляционных решеток в падуге потолка. В помещении сохранилась подлинная люстра. Особенно примечательно, что стены гостиной затянуты подлинным шелком (штофом) более чем столетней давности. Зеркала, поставленные друг напротив друга, создают иллюзия бесконечности перспективы. Зеркала также имеются в эркере, расположенном в центре главного фасада здания.

28. Зимний сад.

29. Модный лучок на память.

Сегодня особняк Брусницыных нуждается в серьезной реставрации. Это архитектурный памятник федерального значения, который из-за пренебрежения властей разрушается. Вокруг расположены корпуса заводов, между которых блекло мелькает его фасад.

Характеристика

Особняк купцов Брусницыных - это место, о котором бродят легенды, граничащие с мистикой. Здешние интерьеры поражают своей красотой. Однако здание находится на пороге разрушения из-за заброшенности. Никак не могут найти деньги на реставрационные работы, арендаторы часто сменяются.

Здесь проводятся фотосессии для реклам, съемки фильмов и клипов, что также сказывается не самым благоприятным образом на обстановке. Можно прийти сюда в составе экскурсионной группы. Запрещается прикасаться к элементам интерьера из-за их хрупкости. К счастью, богатое убранство в большей мере осталось целым. Кое-где работает отопление и электричество.

Экскурсия в особняк Брусницыных - это отличный способ посмотреть на художественный декор местных помещений. Если сейчас здание так красиво, сложно представить, каким же оно было в свой расцвет. Вы будто перемещаетесь в прошлое, чтобы стать его непосредственной частью, оказываетесь в той эпохи. Ввиду обветшания дома нужно ловить возможность посмотреть на это великолепие, ведь кто знает, сколько еще все будет оставаться в таком же состоянии.

Исторические данные

Особняк Брусницыных построили в 1770 годы на стыке линий Кожевенной и Косой. Это было здание из камня, фасад которого смотрел на побережье. В 1780-м Екатерина II издала указ, в соответствии с которым здесь построили заводы для обработки кожи. В 1787-м строение значительно изменилось из-за того, сюда поместили заводскую контору. Также здесь были комнаты жилого типа.

В 1844-м это строение купил Н.М. Брусницын. Три года спустя начал работать и завод. В 1857-м старый дом дополнили пристройкой на западной стороне. В 1860-х были расширены проемы окон на первом этаже. Совершили отделку фасадов на лицевой части. В 1864-м построили новые элементы архитектурной композиции на западе.

В 1868 году право собственности на особняк Брусницыных было у обоих супругов. В 1882-м он переходит к их наследникам. Три брата занялись перестройкой объекта спустя два года. Свои архитектурные идеи воплощал А. И. Ковшаров. Второй этаж увеличили, соорудили пристройку, где разместили лестницу для парадного входа. Также появилась прекрасная оранжерея. Интерьер дома поменялся в корне, но от этого он стал только лучше.

Месторасположение

Особняк Брусницыных, адрес которого дом 27, похож на букву «Ш», если смотреть на план. Такая форма обусловлена наличием собственного крыла у каждого из братьев.

Архитекторы характеризуют стиль данного дома как эклектику. Ковшаров работал здесь с 1884 по 1886 гг. То, что это шикарное здание расположили в зоне, где в основном все процессы нацелены на развитие промышленности, кажется многим странным. Тут бывал неприятный запах и даже ядовитые испарения, которые почему-то не смущали купцов. Или контроль за заводом казался им более важным.

Вид с улицы

Особняк Брусницыных (СПб) внешне украшен фризом, на котором имеются живописные гирлянды. Если смотреть выше, можно увидеть, как сильно выступает карниз, на котором размещены дентикулы. Над лестницей расположен фронтон.

Фасад справа украшен эркерами в форме полукруга. Заходя во внутренний дворик, вы увидите место, на котором ранее произрастал шикарный сад, от него ныне остались деревья, сараи и пристройки. Когда-то весь комплекс представлял собой прекрасную усадьбу, где был особняк и огороды, постройки для производственных и складских целей.

Воистину впечатляющим зрелищем был особняк Брусницыных. Фото с его прошлым обликом еще сохранились, так что небольшой шанс убедиться в этом воочию всё же есть.

Парадный вход был заколочен после революции 1917 года. Убрали вензеля, на которых был семейный знак бывших владельцев. На освободившемся месте поместили молот и серп - символику коммунистов. Кроме фасада, этот символ можно увидеть еще и на люстре в зале для танцев.

Право собственности на особняк Брусницыных перешло к А. Радищеву - владельцу еще одного завода по обработке кожи. Здесь заседало управление и работники лабораторий. Совсем недавно убрали столы, на которых проводили анализы кожи с помощью специальных приборов.

В 1920-х годах осуществили перемещение местной оранжереи в здание Ботанического сада. В период с 1925-го по 1930-й там, где ранее был проезд, расположили проходную с вестибюлем. В помещении главной лестницы появились перекрытия из дерева, заложена часть дверей. В 1993 году над оранжереей устроено покрытие из металла. Также был произведен ремонт в Белом зале и столовой.

Недавно имелась задумка, в соответствии с ней корпуса завода, с которыми соседствует особняк Брусницыных (Санкт-Петербург), планировали реконструировать таким образом, чтобы на этой территории могла разместиться гостиница. Из неё будет открываться вид на морское побережье. Однако денег для осуществления данной операции нужно слишком много, и очень немногие инвесторы согласятся что-то строить в промышленном глухом районе.

Потери

В центре постройки находились помещения парадного типа, в остальных частях были жилые комнаты владельцев и их родных. Главный вход находится на востоке. Придя сюда, можно ознакомиться с анфиладной планировкой. Здесь уцелело много интересных и впечатляющих деталей.

Во времена Советской власти в комнатах организовывали работу цехов, так что некоторые элементы роскоши все-таки пропали. Краска потрескалась, лепнина кое-где ободрана, а Конечно, печально видеть, что особняк братьев Брусницыных доживает свои дни. Утрачено большое количество скульптур и комодов, ковров, и прочих элементов роскоши. Однако на люстры и камины до сих пор можно поглядеть.

Изящество и утонченность

Пройдя в прохожую, можно попасть в помещения второго этажа, одним из которых является купеческая парадная столовая, чей стиль оформления более всего походит на поздний ренессанс.

Ценность покоев поместья в том, что здесь есть подлинное убранство, например, потолок, оформленный лепниной. Его покрасили под дерево, чтобы он лучше гармонировал с панелями на стенах и дверью. Можно лицезреть красивую огромную люстру из бронзы и настенные бра. Их устанавливали еще основатели, применяя впоследствии свечи. Отдельного внимания заслуживает буфет, изготовленный из резного дерева. Каждая панель на стенах была изготовлена вручную. За одной из них была создана тайная дверца, через которую можно было попасть в комнату для бильярда.

На дверях расположена голова барана и изящный орнамент. Это животное здесь не случайно, ведь оно олицетворяло божество торговли. Обои и пол - это уже плоды современности. Раньше стены были обтянуты кожей небольшой плотности. Вот уж точно сразу понятно, какой по соседству завод. Проемы дверей и окон отделаны деревом темного цвета. Из столовой нельзя выглянуть на улицу, поскольку стекла с гравировкой обращены на оранжерею.

Шикарный декор

В этом помещении, как и в других, не сохранилось мебели, которая была здесь изначально. Когда-то тут стоял стол из дуба и 60 стульев, обитых кожей. Здесь трапезничала семья купцов, их коллеги по работе и друзья.

Далее можно проследовать в зал для танцев, чьи стены выкрашены в белый цвет. Здесь работает освещение, благодаря чему лучше видно красивую лепку с золотыми элементами. Это помещение оформили по образцам зданий, в которых жил Людовик XV. Можно разглядеть большое количество причудливых узоров. Есть орнаменты, изображающие растительность, музыкальные инструменты, венки, панно в виде цветов, сказочных персонажей. Композиция гармонична и выглядит утонченно.

Ее дополняют пилястры и капиели с лирами. остались цельными. Стекла у них плотные. Подоконники изготовлены из мрамора. На люстре висят подвески из хрусталя. Сама она сделана из бронзы, ее переделывали во время правления Советской власти. Тут тоже фигурирует молот с серпом.

В сохранности остался камин из мрамора, один из лучших в Петербурге. Он украшен живописными скульптурами амуров. В прошлом веке применение Белого зала было схоже с обычными актовыми залами. Здесь проводили собрания и праздники. У камина стоят красивые тумбы, которые из цветочных ваз превратились в подсветительные подставки под изваяниями Сталина и Ленина.

Мистика в стенах поместья

Это место ценно тем, что вы будто перемещаетесь назад в прошлое, попадая в особняк Брусницыных. Зеркало здесь сохранилось еще со времен управления основателей. Подойдя к нему, вы увидите потолок и шикарную люстру.

О более древнем предмете, что висел на этом месте, есть особая легенда, в которой говорится, что он приносил несчастья владельцам. Его заказали в Италии, когда особняк еще только строился. Согласно истории, вещь висела у в усыпальнице, что была в Венеции. Считалось, что человек переживает необычные чувства, глядя в зеркальную гладь.

Когда начали происходить необъяснимые беды, данный экспонат убрали на хранение в кладовую. После революции он исчез. Хотя есть версии, согласно которым данная легенда - просто вымысел, притягивающий сюда повышенное внимание туристов. Такие детали постоянно привлекают новых посетителей в особняк Брусницыных. Как попасть самостоятельно в этот загадочный мир прошлого? Говорят, что это чрезвычайно тяжело и куда проще нанять экскурсовода или придти сюда для съемки фотосессии.

Кальянная

Возле Белого зала есть курительная, где хорошо сохранился декор. Данное помещение считается одним из самых ценных. Эту кальяную оформляли с оглядкой на мавританский восточный стиль. Вы будто попадаете в сказку про Шахерезаду. Здесь красивый купол, который украшает позолоченная лепка из гипса, разукрашенная яркими красками.

Имеется красиво расписанная люстра. Из-за того что предмет освещения отражается в зеркале, которое уже утратило свою цельность и разделено на отдельные фрагменты, помещение кажется больше, чем есть на самом деле. На стенах написано «Слава Аллаху» утонченной вязью. Кроме кальяна, здесь были диваны, подушки и ковры. Покрытие на полу делали в нашу бытность.

Главный проход

Отсюда можно попасть на парадную что идет от парадного входа, что сейчас заколочен. Здесь были перекрытия из дерева, благодаря чему облик данного места удалось сохранить в первозданной форме.

Защиту сняли, когда нужно было подготовить это место к съемкам фильма. С тех пор оно открыто для взоров гостей особняка. Здесь нет электрического освещения, но дневной свет попадает сюда довольно хорошо. Бродить здесь можно очень долго, натыкаясь на все новые восхитительные детали. Стоит хотя бы единожды осуществить такой визит, чтобы почувствовать себя частичкой ушедшего времени, стать его гостем хотя бы на недолгий миг.

Пятница, 19 Мая 2017 г. 11:32 + в цитатник

Особняк купцов Брусницыных — памятник архитектуры в стиле эклектика. В современном виде создан в 1884 году для купцов братьев Брусницыных архитектором А. И. Ковшаровым в ходе капитальной перестройки здания неизвестного архитектора, впервые упоминаемого в 1844 году. Находится в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове, адрес — Кожевенная линия, дом 27.


Известно, что не позднее 1770-х годов на углу Косой и Кожевенной линии Васильевского острова был построен каменный дом, обращенный к прибрежной стороне. Когда в 1780-х годах в этот район города по указу Екатерины II перевели кожевенные заводы (поскольку «при самом въезде в городе быть оным неприлично, затем что от оных происходит нечистота и нездоровый воздух»), владелицей большого участка для организации производства стала А. Е. Фишер, вдова иностранного купца. В 1787 году стоявший тут дом перестроили, разместили в нем контору завода и прислугу, а на втором этаже — жилые комнаты. Это здание находилось на восточной половине нынешнего особняка Брусницыных.

В 1844 году дом приобрел купец Николай Мокеевич Брусницын , а через три года был основан кожевенный завод, занимавший в начале XX века два участка вдоль северной и южной стороны Кожевенной линии,мастерская поначалу была небольшой (работало в ней всего 10 человек) и занималась дублением кожи. Вскоре у неграмотного, но предприимчивого крестьянина дела пошли на лад: он стал купцом, у него образовалась большая многодетная семья, а мастерская расширилась, превратившись в большую фабрику с 600 рабочими.

Брусницыны — династия кожевенных промышленников и предпринимателей, магнатов, которые обосновались в Санкт-Петербурге в середине XIX века, построив завод и ряд других зданий. До недавнего времени бывшее предприятие Брусницыных называлось кожевенным заводом им. А. Н. Радищева. Главное здание завода сохранилось, а напротив него, на углу Кожевенной и Косой линий, купцы Брусницыны построили себе особняк.

Земля от Кожевенной линии до Детской улицы и почти до Большого проспекта вся принадлежала Брусницыным. Тут располагался парк, разнообразные служебные постройки, а также построенное в конце XIX века по проекту архитектора П. Ю. Сюзора здание богадельни (Дом призрения Брусницыных) (Косая линия, 15А) (1895-1896 гг.). При освящении богадельни в декабре 1897 года присутствовали принц А.П. Ольденбургский и Иоанн Кронштадтский. Вскоре заведение посетил Николай II, выразивший благодарность Брусницыным, передавшим Дом призрения в распоряжение города.

На строительство и содержание Дома братья Брусницыны пожертвовали крупную сумму, 1,5 млн рублей. В богадельню принимались сироты, а также одинокие пожилые люди. Были организованы школа, больница, учебные мастерские. Это было образцовое по тем временам заведение. Дети в приюте содержались до 14 лет, а затем переходили работать на завод Брусницыных. Перед революцией в приюте Брусницыных на полном содержании находилось более 100 детей и более 50 стариков.

Дом призрения Брусницыных — добротное кирпичное сооружение, в центре которой некогда находилась церковь Святого Николая Чудотворца, увенчанная куполами (не сохранились), — сегодня служит Морской академией им. адмирала С. О. Макарова. Резной дубовый иконостас из домовой церкви сейчас находится в храме иконы Казанской Божией Матери в Вырице


Глухой промышленный район на окраине Петербурга, в котором разместились завод и особняк Брусницыных, носит старинное название Чекуши. Эта юго-западная оконечность Васильевского острова ограничена Большим проспектом, 25-й линией и набережной Невы (Кожевенной линией). В XVIII веке здесь, на удаленной от центра города территории находились не только кожевенные мастерские, но и многочисленные склады, где хранилась, в частности, мука. От сырости мука в амбарах твердела и слипалась, поэтому чтобы продавать товар в надлежащем виде, муку приходилось расколачивать специальными молоточками (деревянными колотушками) под названием «чекуши». Стук чекуш стоял в этих местах постоянно, отсюда и историческое название данной местности.


Особняк Брусницыных. Группа членов товарищества, родственников и знакомых Н.М.Брусницына. 1913 год. Фотограф К. Булла. Фото с www.photoarchive.spb.ru

Помимо прочих производств (таких как винокурня, ситценабивная и галантерейная фабрика) в районе Чекуши, несомненно, по количеству предприятий лидировало именно кожевенное производство. Именно с этим фактом, как несложно догадаться, связано название Кожевенной линии, вдоль которой располагались заводы. В воспоминаниях современника читаем: «В Чекушах сосредоточено до 10 кожевенных заводов. Заводския трубы торчат там и сям над неуклюжими каменными зданиями. На этих заводах обрабатывают всю кожу с крупнаго убойнаго скота, который убивается в Петербурге. Выделывают подошвенный товар, так называемое “мостовье”». И далее: «В Чекушах находится самый огромный кожевенный завод в России, г. Брусницына. После пожара, он отстроен заново, со всеми новейшими приспособлениями по кожевенному производству. На заводе г. Брусницына выделывается в 1 год 80,000 кож от черкасских быков и 30,000 кож от американских быков»


Семья у купца была большая: три сына и пять дочерей. Все дочери вышла замуж за купцов из известных в Петербурге фамилий, а сыновья получили образование и тоже стали купцами, продолжив дело Николая Мокеевича. Братья Брусницыны — Николай, Александр и Георгий — создали товарищество кожевенного завода «Брусницын Н. М. с сыновьями». Группа членов товарищества, родственников и знакомых Н.М. Брусницына в интерьерах особняка (в Белом зале); фотограф К. Булла

Фабрика Брусницыных была крупнейшим из кожевенных производств Петербурга царской эпохи и одним из самых передовых в Европе предприятий по производству кожи. Завод вырабатывал жесткие кожи (подошвенные, шорно-седельные, для ремней и конской сбруи и др.). Предприятие было оснащено по последнему слову техники. Один из братьев, Александр, регулярно ездил за рубеж, закупал современное иностранное оборудование, внедрял современные технологии. Перед революцией на заводе работало 600 человек. В Петербурге у Брусницыных было несколько магазинов, где продавались сумочки, ремни, сандалии и высококачественные мелкие изделия из кожи.


Надо сказать, что братья Брусницыны были не только предпринимателями, но и филантропами и общественными деятелями. Благотворительность вообще была характерной чертой петербургского предпринимательства. Александр Николаевич и Николай Николаевич Брусницыны были гласными (депутатами) Городской думы, участниками Комитета Санкт-Петербургского Попечительства о народной трезвости. Они организовывали столовые, читальни и спектакли для мастеровых, а также приюты, ясли и убежища для подростков. В 90-х годах XIX века, по случаю 50-летия своего предприятия, эти богатые купцы построили ту самую богадельню на Косой линии — Дом призрения для малолетних детей-сирот и назвали ее в память о своих родителях, Николае и Елене Брусницыных. Они же построили интересующий нас особняк на углу Кожевенной и Косой линии (точнее, перестроили старый дом, принадлежавший их отцу).



После революции 1917 года Николай и Александр Брусницыны с семьями уехали во Францию, а третий брат, Георгий, остался в Петрограде. Его домработница вспоминала, как поселилась в коммунальной квартире вместе с Георгием и его женой. Георгий Брусницын умер в 1934 году.


В 1857 году по проекту А. С. Андреева к старому дому была сделана пристройка с западной стороны. В начале 1860-х годов тот же архитектор расширил оконные проемы первого этажа и увеличил высоту второго. Лицевые фасады были отделаны заново. В 1864 году по проекту того же Андреева была возведена новая двухэтажная пристройка с западной стороны. В 1868 года владелицей северного участка с особняком стала супруга купца, Елена Ивановна Брусницына, а южного участка — сам Н. М. Брусницын.

В 1857 году по проекту архитектора А. С. Андреева с западной стороны к зданию пристроили объём в три оси. В 1860-х годах им же были увеличены окна первого этажа и высота второго этажа, изменён лицевой фасад.

оригинальные интерьеры
В 1882 году особняк перешел к сыновьям Николая Мокеевича Брусницына: Николаю, Александру и Георгию. Через два года трое братьев решили перестроить родительский дом. Перестройка была поручена архитектору Анатолию Ивановичу Ковшарову (1848-после 1917). В ходе работ была снова увеличена высота второго этажа, а с восточной стороны была сделана пристройка для размещения парадной лестницы. Кроме того, к дворовому фасаду пристроили зимний сад (оранжерею). В западной части дома были снесены несущие стены второго этажа, а лицевой фасад был надстроен под один карниз. Дом получил новую отделку интерьеров.

Второй этаж вновь был повышен. С восточной стороны для парадной лестницы к зданию добавлена пристройка в одну ось. Со стороны двора был организован зимний сад. Лицевой фасад был надстроен под один карниз. Именно при этой перестройке здание получило существующий сейчас облик. В революцию братья Николай и Георгий эмигрировали, Александр остался в Петрограде и продолжил работать на заводе в должности главного инженера и председателя Коллегии заводоуправления.

Двухэтажное здание особняка Брусницыных (Кожевенная линия, 27) в плане напоминает букву «Ш» (для каждого из трех братьев предназначалось свое крыло). С точки зрения архитектурного стиля дом относят к эклектике.

Некоторым кажется странным и нелогичным расположение такого роскошного особняка богатых кожевенных предпринимателей в глухой промышленной зоне Васильевского острова, в отдалении от центра Петербурга. Но купцам, видимо, не слишком мешали неприятные запахи и ядовитые пары кожевенного производства: гораздо важнее для них было находиться рядом с заводом. Собственно говоря, практика строительства жилища владельца предприятия рядом с производством была обычным делом в XIX веке.

В ночь на 28 мая 1919 года, по ордеру Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией Александр Брусницын был арестован в своей квартире при заводе, в доме 27 по Кожевенной линии и заключен в тюрьму. В июне 1920 года корпорацией рабочих и служащих кожевенного завода было передано заявление в ЧК с ходатайством об освобождении. Позднее по ходатайству юридического отдела Московского Политического Красного Креста Александр Николаевич Брусницын был освобожден.

Парадный подъезд особняка после революции 1917 года заколотили, а вензеля с монограммой Брусницыных заменили коммунистической символикой: серпом и молотом (между прочим, серп и молот можно увидеть не только на фасаде, но и в интерьере особняка — на ободе люстры в танцевальном зале).

Дом и прилегающие здания стали принадлежать кожевенному заводу имени А. Н. Радищева, а в особняке разместилось заводоуправление (администрация завода), а также лаборатории (до самого недавнего времени в бывшей оранжерее Брусницыных еще можно было видеть столы с приборами для химических анализов кожи). В 1920-х годах экзотические растения из оранжереи Брусницыных передали в Ботанический сад. В 1925-1930 гг. на месте воротного проезда были устроены вестибюль и проходная. Помещение парадной лестницы разделили деревянными перекрытиями, часть дверных проёмов заложили. В 1993 году над зимним садом (оранжереей) сделали металлическое покрытие, отремонтировали столовую и Белый зал.


Основные парадные помещения сосредоточены в восточной половине здания, здесь использована анфиладная планировка.

Большая часть исторических интерьеров утрачена.

Обширный танцевальный зал, который иногда еще называют Белым залом (в зал ведут двери, расположенные напротив дверей в зимний сад). Зал расположен в парадной анфиладе, и его окна выходят на Кожевенную улицу. К счастью, свет здесь тоже пока работает.


Лепной декор интерьера.Белый зал.

Ослепительно нарядное помещение обильно украшено белой лепкой с золочением (впрочем, от золочения сегодня осталось немного).

Белый зал оформлен в стиле Людовика XV. Плавный переход от вертикальной плоскости стен к горизонтальной плоскости плафона образует двухъярусная лепная падуга. Она скругляет углы и придает интерьеру особую пластичность и живописность. На следующей фотографии видны элементы отделки падуги с фигурками амуров и изображением музыкальных инструментов.

Стены, двери и потолок Белого зала сплошь покрыты лепниной с растительными орнаментами, венками, музыкальными инструментами, амурами и женскими головками. Значительное пространство на стенах занимают лепные панно с изображением ваз, цветов и фигурок сатиров со свирелями и другими музыкальными инструментами. Всё убранство зала наводит на мысль о том, что здесь должная царить музыка и вообще всяческая гармония.

Лепные панно на стенах чередуются с парными каннелированными пилястрами, в капители которых вписаны лиры.

В помещении сохранились цельные, без переплетов оконные рамы с очень толстыми стеклами, а также мраморные подоконники. Кроме того, в зале привлекает внимание огромная люстра с хрустальными подвесками — запыленная, но прекрасная.

Эта бронзовая золоченая люстра была частично переделана в советское время, лишилась части декора и заодно приобрела чужеродные элементы в виде серпа и молота.

Прекрасно сохранился мраморный камин, подобные которому можно увидеть в лучших дворцах Петербурга, например в особняке М. В. Штифтера.

В центральной части камин украшают скульптуры целующихся путти, еще два амурчика сидят по бокам, поддерживая свисающие мраморные гирлянды сложной работы.

В советское время, когда в особняке располагалось заводоуправление, Белый зал использовался в качестве клуба или актового зала, где проводились различные заводские праздники и собрания. Две тумбы по бокам камина, изначально предназначавшиеся для ваз с цветами, стали играть роль подставок под бюсты Ленина и Сталина.

Над фигурной полочкой камина помещается лепная рама в виде перевитого лентами венка. В раме сохранилось подлинное зеркало. Расположение зеркала, как и в других помещениях особняка, специально подобрано таким образом, чтобы посетители могли видеть в него отражение великолепной люстры и потолка.

Существует легенда о «зеркале Брусницына», которое когда-то находилось в Белом зале и приносило беды и несчастья своим владельцам. Согласно легенде, Брусницын заказал в Италии старинное зеркало для своего роскошного строящегося особняка. Рассказывают, что ранее оно висело в усыпальнице графа Дракулы (якобы усыпальница находилась в одном из венецианских палаццо). Все бывавшие в особняке и смотревшие в зеркало люди начинали испытывать странные ощущения, и с самим семейством Брусницыных с тех пор стали происходить необъяснимые явления, вплоть до несчастных случаев, после одного из которых зеркало решено было убрать в кладовую. Некоторые утверждают, что зеркало действительно существовало, но куда-то сгинуло после революции. Другие убеждены, что легенда о таинственном зеркале — всего лишь выдумка современных журналистов. Третьи считают, что зеркало до сих пор находится в особняке.

К Белому залу примыкает небольшая курительная с прекрасно сохранившимся роскошным декором. Это одно из самых ценных помещений дома. По моде того времени кальянная комната оформлена в восточном мавританском стиле. Сохранился купол курительной комнаты, а также небольшой угловой эркер с изящными полуколонками.

Стены и купол этой «мавританской шкатулки» украшены ярко раскрашенной гипсовой лепкой с позолотой. Уникальная старинная люстра из стекла и латуни покрыта восточными рисунками и надписями. Люстра отражается в зеркале, что зрительно увеличивает пространство комнаты. По стенам курительной мелкой вязью идет повторяющаяся надпись «слава Аллаху».


Интерьер особняка Брусницыных. Потолок в курительной комнате, выполненной в "мавританском" стиле.

Кальян, подушки, ковры, диваны — всё это убранство не сохранилось. Напольное покрытие сделано уже в наше время, его орнамент повторяет рисунок низа стен.


Уникальная старинная люстра из стекла и латуни покрыта восточными рисунками и надписями.Люстра отражается в зеркале, что зрительно увеличивает пространство комнаты. Само зеркало в фестончатой раме сейчас уже не цельное, а состоит из фрагментов.

По стенам курительной мелкой вязью идет повторяющаяся надпись «слава Аллаху». Эркер находится на углу здания, а окно с мраморным подоконником находится непосредственно над парадной дверью особняка, со стороны Кожевенной линии.

Как раз за стеной этого помещения находится мраморная парадная лестница, идущая с первого этажа особняка, от ныне заколоченного парадного входа. Долгие годы лестница была закрыта деревянными перекрытиями, и во многом благодаря этому сохранилась почти в первозданном виде

Для проведения очередных киносъемок перекрытия удалили, и теперь лестницей можно любоваться без помех.

Никаких светильников тут нет, но лестница хорошо освещена дневным светом. Сохранились очень ценные мраморные ступени и мраморные же резные перила ручной работы. Потолок и стены сплошь покрывает лепка с обильным растительным орнаментом, женскими головками и фигурами кариатид.


На верхней площадке лестницы, под окном можно увидеть мраморный камин в достаточно строгих формах.Расположенное над ним окно обращено в оранжерею (зимний сад), которая когда-то был наполнена зеленью, цветами и даже плодовыми деревьями. Полукруглый эркер смотрит в прилегающий к дому сад.


В эркере на площадке около камина когда-то стояло кресло, а ноги посетителей утопали в коврах. Сейчас здесь откровенно холодно и бесприютно. Но при небольшом усилии воображения можно представить себе, как гости купцов Брусницыных, входя в парадную дверь, поднимались по ослепительно сверкающей беломраморной лестнице и видели в окно над камином цветущий рай оранжереи, а над головой — пышный лепной орнамент.

Миновав проходную, поднимаемся на второй этаж и после ряда невзрачных советских коридоров оказываемся в бывшей парадной купеческой столовой, оформленной в стиле позднего ренессанса. Великолепное помещение освещалось люстрой, которая сейчас не работает, настенные светильники тоже горят не все.

Практически всё сохранившееся в помещении убранство — подлинное. Особенно впечатляет лепной кессонированный потолок, окрашенный под дерево и гармонирующий с деревянными настенными панелями и дверями.

Большая бронзовая люстра и бра на стенах тоже подлинные, остались с брусницынских времен. Первоначально для освещения использовались свечи, впоследствии замененные электричеством.

Также в парадной столовой сохранился в первозданном виде прекрасный резной деревянный буфет.

Стены украшают деревянные дубовые резные панели ручной работы, очень ценные (среди этих панелей слева от буфета есть замаскированная потайная дверца, ведущая в бильярдную, где мы побываем в конце нашего путешествия по особняку).

Добротные деревянные двери украшены резными орнаментами и бараньими головами(баран является атрибутом бога торговли). Пол и бумажные обои — современные (вместо обоев стены раньше были затянуты тонкой светлой кожей — как-никак завод-то был кожевенный!).

Оконные и дверные проемы отделаны темным деревом. Окон, выходящих на улицу, в столовой нет. Гравированные стекла в окнах и дверях столовой обращены в зимний сад (оранжерею), где мы побываем чуть позже

Мебели, как и в других помещениях особняка, в столовой практически не сохранилось. Когда-то в центре этого большого, но уютного обеденного зала стоял огромный овальный дубовый стол, вокруг которого располагались обитые кожей стулья на 60 человек. За столом собиралась и пировала купеческая семья, коллеги и друзья предпринимателей. Даже еще лет десять назад в этом помещении можно было увидеть несколько мощных дубовых стульев, на которых когда-то сиживали купцы Брусницыны, но сейчас от этого старинного гарнитура не осталось и следа.

Гостиная. Гостиная впечатляет нарядной отделкой в уютных, теплых коричневатых тонах. Когда-то подобных гостиных в особняке было несколько, они шли анфиладой вдоль главного фасада по Кожевенной линии. В оформлении гостиной обнаруживается влияние стиля рококо. Стены разбиты на отдельные панно с золочеными лепными рамками изогнутых очертаний. Такой же золоченый лепной орнамент можно заметить на дверях и в обрамлении зеркал.

В промежутках между панно помещены вертикальные вставки с лепным узором и ажурной сеткой.

Падуга комнаты украшена растительными орнаментами, раковинами и фигурками дракончиков.

Великолепный потолок гостиной также обильно украшен лепниной, в том числе узорами в виде сетки, которые перекликаются с золоченой сеточкой настенной лепнины и вентиляционных решеток в падуге потолка.

В помещении сохранилась подлинная люстра.

Особенно примечательно, что стены гостиной затянуты подлинным шелком (штофом) более чем столетней давности.

Зеркала, поставленные друг напротив друга, создают иллюзия бесконечности перспективы.

Зеркала также имеются в эркере, расположенном в центре главного фасада здания. Из этих окон видна вся Кожевенная линия. В комнате также сохранились цельные рамы и мраморные подоконники.

Далее проходим в зимний сад, который мы уже неоднократно видели из окон разных комнат особняка. В зимнем саду (оранжерее) когда-то росли пальмы и редкие виды других экзотических растений. Помещение, в отличие от нынешнего времени, отапливалось, здесь был создан подходящий климат для произрастания тропических растений. Как уже было сказано, после революции всё это зеленое богатство было передано в Ботанический сад.

В зимнем саду сохранились двойные металлические рамы. Во время войны стекла оранжереи были для маскировки полностью закрашены черной краской, и следы этой краски можно видеть и поныне. В советское время в помещении располагалась химическая лаборатория завода им. А.Н Радищева, и стояли столы для анализов. Стеклянный потолок оранжереи в 1993 был покрыт металлом, а под ним натянули брезент от протечек.

В заключение можно осмотреть бильярдную (красный кабинет) , куда можно попасть из оранжереи или столовой (из столовой сюда ведет уже упоминавшаяся потайная дверца). Увы, освещение в этой комнате не работает, так что трудно что-либо рассмотреть.

В помещении уцелел лепной потолок под дерево, а также мощная бронзовая люстра со специальной ручкой, позволявшей опускать её над столом. Сам бильярдный стол утрачен, но остальное убранство комнаты сохранилось, в том числе встроенные угловые диванчики с подлинной обивкой, два шкафа для бильярдных принадлежностей, двери и резной камин. Низ стен облицован панелями, верхняя часть обтянута тканью.

Когда-то в бильярдной ещё был роскошный занавес, который благодаря особой плотности не пропускал ни единого лучика света из соседней оранжереи.




https://www.mishanita.ru/2012/12/22/18136/

http://www.citywalls.ru/house

Рубрики: Особняк купцов Брусницыных

Процитировано
Понравилось: 16 пользователям

Кожевенная линия 27

Обращаем ваше внимание, экскурсии временно не проводятся т.к. в особняке идет ремонт. Запись в лист ожидания

Почти в самом центре Санкт-Петербурга находится ничем ни примечательное здание. Пройдя мимо, на него обычно не обращают внимание. Но внутри особняк сохранил потрясающие богатые интерьеры и вобрал в себя множество тайн на протяжении двухсотлетней истории. Какие тайны оно хранит, и как оно выглядит сейчас? Приглашаем Вас посетить экскурсию в законсервированный богатый дворец некогда крупных братьев промышленников.

В 1844 году в Петербург приехал Николай Мокеевич Брусницын. Неграмотный, но предприимчивый крестьянин приобрел небольшое кожевенное производство и очень быстро пошел в гору. Позже был построен кожевенный завод, а сыновья Николая Мокеевича построили богадельню, в которой жили старики и дети. Дети принимались туда с самого малого возраста, их учили, одевали и кормили. Но по достижению 14 лет они должны были работать на кожевенном заводе и отработать минимум 10 лет. Близилась революция, и завод был национализирован, а особняк Брусницыных передан заводу. Здесь размещались административные помещения завода. Кстати, в богадельне разместили морскую академию имени С.О. Макарова. И по сей день в этом здании находится академия. Между прочим, здание академии дошло до наших дней практически без изменений. Сейчас в здании особняка проходят экскурсии, фотосъемки, здесь снимались некоторые сцены "Шагал - Малевич" Александра Митты, дом Вронского в картине Владимира Соловьева "Анна Каренина", сериал "Мажор", а совсем недавно в особняке закончила работу съёмочная группа фильма Алексея Учителя о Матильде Ксешинской.

С особняком Брусницыных связана одна из городских легенд про зеркало графа Дракулы. Эту легенду очень любят в городе. Легенда гласит, что в особняке было зеркало, привезенное из одного итальянского палаццо, где хранился прах Дракулы. Все, кто смотрелся в зеркало, плохо себя чувствовали, а потом с ними происходили странные вещи. Начало легенде положили смерть внучки купца и постоянное плохое самочувствие членов семьи. Вскоре зеркало спрятали в кладовке, а после революции повесили в кабинете заместителя директора завода. После этого и замститель и рабочий, которые посмотрелись в зеркало исчезли. Затем вход в кабинет заколотили, а заводоуправление перевезли.

Особняк Брусницыных, не смотря на всю ветхость, выглядит очень богато. Воображению так и представляются образы семьи Брусницыных в дорогих костюмах и платьях, собирающихся на ужин. На экскурсии Вы полностью погрузитесь в атмосферу 19 века; узнаете почему особняк построен в таком необычном месте; каким образом в заброшенном доме сохранились столь роскошные интерьеры; при каких событиях тут пропадали люди и причем тут Граф Дракула?

Почти в самом центре Санкт-Петербурга находится ничем ни примечательное здание. Какие тайны оно хранит, и как оно выглядит сейчас?

Всем привет! Мало кто знает, что в самом центре Петербурга находится с виду ничем не примечательное здание. Пройдя мимо на него даже не обратишь внимания. Но внутри это особняк элиты времен Царской России.
Сегодня я расскажу про особняк Брусницыных - памятник архитектуры в стиле эклектика в Санкт-Петербурге.

Для начала я хочу рассказать историю самих Брусницыных. В 1844 году в Петербург приехал Николай Мокеевич Брусницын. Неграмотный, но предприимчивый крестьянин приобрел небольшое кожевенное производство и очень быстро пошел в гору.

Позже был построен кожевенный завод, а сыновья Николая Мокеевича построили богадельню, в которой жили старики и дети. Дети принимались туда с самого малого возраста, их учили, одевали и кормили. Но по достижению 14 лет они должны были работать на кожевенном заводе и отработать минимум 10 лет. Такие были условия.

Близилась революция, и завод был национализирован, а особняк Брусницыных передан заводу. Здесь размещались административные помещения завода.
Кстати, в богадельне разместили морскую академию имени С.О. Макарова. И по сей день в этом здании находится академия.
Между прочим, здание академии дошло до наших дней практически без изменений.

Теперь о красоте особняка. У Брусницыных дела шли хорошо, поэтому они могли позволить себе роскошь. Особняк так и изобилует былой роскошью. Правда сейчас там все находится в упадке. Здание принадлежит заводу, а завод городу. Как можно понять, завод не работает. Когда будут выделены деньги на реставрацию, неизвестно.

С другой стороны в особняке Брусницыных постоянно проходят съемки фильмов, сериалов, фотосессии для модных журналов. Удовольствие не из дешевых. Куда уходят все эти деньги? Ведь их можно пустить на реставрацию.
Когда я там был, рабочие разбирали оборудование со съемок. Что порядком подпортило впечатление и кадры.

Как мне объяснили, свободного времени в особняке просто нет. То есть попасть сюда, когда здесь никого нет и все выглядит так, как в 19 веке, просто невозможно.

С особняком Брусницыных связана одна из городских легенд про зеркало графа Дракулы. Эту легенду очень любят в городе.
Легенда гласит, что в особняке было зеркало, привезенное из одного итальянского палаццо, где хранился прах Дракулы. Все, кто смотрелся в зеркало, плохо себя чувствовали, а потом с ними происходили странные вещи.
Начало легенде положили смерть внучки купца и постоянное плохое самочувствие членов семьи.

Вскоре зеркало спрятали в кладовке, а после революции повесили в кабинете заместителя директора завода. Вскоре он исчез, а рабочий, который посмотрелся в зеркало, тоже исчез. После этого вход в кабинет заколотили, а заводоуправление перевезли.
Такие дела=)

Особняк Брусницыных, не смотря на всю ветхость, выглядит очень богато. Воображению так и представляются образы семьи Брусницыных в дорогих костюмах и платьях, собирающихся на ужин.
Дальше я покажу ряд фотографий.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.