Архитектурные элементы при декоре фасадов. Архитектурные детали зданий Деталь фасада между двумя стенами

Декоративная кладка кирпича — это процесс возведения стен с усложнёнными частями лицевой кладки, которая имеет художественную выразительность и служит в первую очередь эстетическим целям. Используя в работе разные способы раскладки, цвет и размер кирпича,
можно получить архитектурно оригинальный фасад здания.

Технология выполнения декоративной кладки такая же, как и при обычной лицевой.
Для декоративного оформления лицевой поверхности кирпичной кладки применяют узорчатую и рельефную кладки, пояски высотой в один ряд кирпича или несколько, а также различные способы расшивки швов. Чтобы получить рельефный рисунок, кирпичи располагают, например, так, чтобы в плане плоскости их грани образовали с плоскостью стены угол; одни кирпичи укладывают плашмя, другие — на ребро, располагая их в шахматном порядке.
Архитектурные детали фасадов зданий, выполняемые из кирпича и камней, усложняют кладку кирпича. К усложненным частям кирпичной кладки относятся карнизы из кирпича или керамических камней, пилястры, пояски, сандрики, русты, контрфорсы, полуколонны, эркеры, обрамления проёмов криволинейного очертания, арки а также подоконные и другие ниши.
Ниши — это углубления в кладке стены, кратные половине кирпича. В нишах располагают встроенные шкафы, приборы отопления, электрические и другие устройства.
Пилястры — это части кладки, выступающие из лицевой плоскости в виде прямоугольных столбов, выкладываемых в перевязку с кладкой стены.
Уступом кладки называют то место, где лицевая плоскость одной части стены смещена в ту или другую сторону от лицевой плоскости другой части.
Сандрик — архитектурная деталь стены над оконным или дверным проемом. Обычно это выступающий за плоскость стены над наличником карниз, увенчанный фронтоном. Обрамления приемов и наличники окон могут быть прямоугольного или криволинейного очертания.
Русты — горизонтальные борозды в кладке на глубину 30-60 мм, располагаемые через четыре – восемь рядов. Они расчленяют фасад стены на пояса, создающие рельефную поверхность.
Контрфорс — вертикальная опора, расположенная с наружной стороны стены, представляющая собой выступающую часть стены и предназначена для усиления несущей стены.
Кирпичную кладку архитектурных элементов из прямоугольного и профильного кирпича выполняют одновременно с воздействием наружных и внутренних стен здания.
Выступающие ряды кладки в карнизах и поясках выполняют из целых кирпичей. При этом свес каждого ряда кладки допускается не более чем на 1/3 длины кирпича, а общий вынос не армированного карниза — не более 1/2 толщины стены.
Карнизы с общим выносом более 1/2 толщины стены устраивают из армированной кирпичной кладки на растворе марки не ниже 25 или из сборных железобетонных элементов, заанкированных в кирпичной кладке.
Если стену выкладывают из пустотелого кирпича, то для свешивающихся рядов карнизов, поясков, а также частей, для которых кирпич нужно подтесывать, используют полнотелый или специальный (профильный) лицевой кирпич.

Однажды, покупатель наших деревянных окон, архитектор по образованию, посмеялся над мастером по замеру, что тот не знает где находится сандрик. Мы понимаем, что учиться никогда не поздно и решили, что пусть-ка у нас тут все эти сандрики и прочие архитектурные элементы лежат в одной кучке! Вот так:

Архитектурные элементы

Верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах. Антаблемент разделятся на несущую часть - архитрав, - на опирающийся на него фриз и венчающую часть - карниз.

Аттик

Стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом.

Невысокое ограждение лестниц, террас и балконов, состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху перилами. Современные конструкции значительно уступают таким сооружениям в плане красоты и изысканности, но ничуть не уступают в надёжности и практичности. В этом можно убедиться, обратившись на Фабрику перил - http://www.fplus.ru, которая специализируется на производстве и монтаже перил, поручней и ограждений из нержавеющей стали.

Невысокие фигурные столбики (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов и лестниц.

Надстройка над зданием, обычно круглая в плане.

Здесь должна быть какая-нибудь шутка про валюту. Архитектурная деталь в форме спиралевидного завитка с кружком («глазком») в центре, характерная для стиля барокко.

Галерея (гульбище)

Длинное крытое светлое помещение, примыкающее к стене здания. Одну из стен галереи заменяют колонны, столбы или балюстрада, примыкающие к стене здания.

Орнаментальный мотив из волнообразно свисающих листьев, цветов, лент и т. п., характерный для барокко.

Фигурные завитки, украшающие верх стены.

Полукруглое завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний свод.

Верхняя часть колонны или пилястры различной формы.

Каменный или бетонный вертикальный выступ (ребро), усиливающий наружную стену.

Декоративный столбик, составленный из мелких резных элементов.

Плоский вертикальный выступ на поверхности стены.

Вид кирпичной кладки, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной поверхности стены. Кстати, логично!

Характерный элемент зданий, построенных в стиле классицизма: ряд колонн, помещенный перед фасадом здания.

Участок стены между двумя пилястрами.

Круглое в разрезе сооружение, обычно увенчанное куполом. Ротонда часто завершает центральную часть здания в стиле классицизма.

Небольшой карниз, расположенный над проемом окна или двери на фасаде здания, иногда опирающийся на консоли. Часто завершается фронтоном.

Шутки в сторону. Ширинка – это гульфик, а ширинка – это декоративное украшение в виде прямоугольного углубления, иногда украшенное лепниной.

Выступающая за плоскость фасада часть помещения.

С давних времен и по сегодняшний день для придания любому зданию совершенного вида применяли архитектурные элементы фасада, подчеркивая таким образом индивидуальность постройки и неповторимый ее стиль.

Постройки, в отличие от их создателей и обитателей, именно за счет внешней текстуры фасада здания выражают свою душу, сохраняясь на века в памяти людей.

В наше время благодаря современным технологиям качество используемых материалов для изготовления архитектурных элементов фасадов существенно улучшилось, увеличилось количество применяемых видов, что позволяет архитекторам полноценно реализовать свои задумки, вложив в них свою душу, тем самым подчеркнуть индивидуальность каждого дома.

Колонны, пилястры, балюстрады, арки, карнизы, фрески и другие архитектурные украшения придают зданиям завершенность и полноту, повышая при этом их коммерческую стоимость.

Преимущества архитектурных и декоративных элементов

Фасадные элементы помогают архитекторам воплощать яркие и неповторимые образы, а также визуально корректировать возможные недостатки текстуры фасада здания.

Многообразие форм достигается за счет применения и постоянного усовершенствования передовых технологий, а дешевизна - благодаря использованию более экономичных материалов, чтобы создавать неповторимые архитектурные детали.

Главные преимущества архитектурных элементов

Cохранение или подчеркивание геометрии форм и линейных размеров фасадов, детали производятся быстро или продаются уже заготовками,

Возможность воплощения наиболее невероятных замыслов на стенах здания, высокий уровень устойчивости к физическому, химическому и бактериальному воздействию, отсутствие неприятных запахов;

долгие сроки службы на фасаде здания.

Основные виды архитектурных элементов зданий

Фасад здания сегодня можно отделать разными материалами, создавая определенные декоративные детали и элементы, чтобы украсить и оформить в том или ином стиле постройку.

Независимо от материала наиболее часто применяемыми архитектурными элементами фасадов являются: колонны, карнизы, фронтоны, сандрики, балясина, барельефы, горельефы, фрески на фасаде и другие. Рассмотрим подробней каждый из перечисленных видов.

Карниз представляет собой выступающие элементы, зрительно отделяющие крышу от стен. Выделяют венчающие карнизы, сандрии, эркеры, балконы и лоджии, а также пояски.

Фронтоны - это треугольная часть, являющаяся завершением здания, то есть их применяют для придания стенам завершенного вида под кровельным покрытием. Располагается такая декоративная часть фасада между скатом крыши и карнизом у основания.

Сандрики - это чаще всего увенчанные фронтоном архитектурные элементы, которые устанавливают над окнами дома.

Балясина - это нижняя или верхняя часть фасада здания в виде фигурных столбиков/колонн, используемая для оформления террас, лоджий или балконов.

Барельефы - это выступ в виде различных изображений.

Фрески представляют собой изображение монументальной живописи, используемые непосредственно на поверхностях стен, потолках или сводах.

Обычно такие элементы не применяли для внешнего декорирования, хоть и очень эффектно смотрятся, так как они подвергались вредному воздействию влаги и теряли свой первоначальный вид.

Фасадные фрески

Фасадные фрески различаются между собой в зависимости от применяемой техники: нанесение красок по сырой или сухой штукатурке.

Парапет - это такая часть фасада здания, которая может служить как в качестве ограждения над крышей, так и украшения/дополнения.

Все вышеперечисленные фасадные элементы, а также многие другие можно наглядно рассмотреть на фото.

Особенности отделки фасадов фресками

У многих людей фреска ассоциируется с методами отделки внутренней части интерьера. Сегодня благодаря современным составляющим стройматериалам, такой элемент полноправно занимает место среди внешних архитектурных фасадных элементов.

Фреска фасадная для отделочных внешних работ является изделием революционным, обладающим немалым количеством положительных качеств:

  • она не боится повышенного уровня влажности;
  • ей не страшны косые дожди и заморозки;
  • не влияют перепады температуры;
  • солнечные лучи не портят изображения;
  • не боится мойки от грязи/пыли;
  • устойчива к грибкам и плесени.

Фресковое полотно, используемое для внешнего декорирования, в свой состав включает армированную сетку, которая и удерживает всю поверхность от разрывов, и полимерные элементы, применяемые в красках для стен.

Фресковое полотно может быть различных размеров и необязательно должно содержать эпизодическое действо или портрет. Если, к примеру, верхняя часть будет оформляться фресковым полотном больших размеров, печать декоративного элемента можно исполнить посекторно, а стыки за счет специальных отделочных работ будут вовсе не заметными.

Фресковым полотном очень часто отделывают выступ, поскольку оно тонкое и нетяжелое, в отличие от штукатурок, лепнины и отделочных камней. Отделочные работы внешних фасадов зданий архитектурными фресковыми элементами выполняются очень быстро за счет того, что сразу охватываются большие участки.

Элементы декорирования фасада здания демонстрируют мотивы барочного стиля.

Различные элементы декорирования используются дизайнерами, чтобы выразить ту или иную идею и подчеркнуть стилевое направление. Каждый период человеческой истории знаменовался определенным подходом к декорированию домов. Еще во времена Древнего Египта и Древнего Шумера храмовые и дворцовые сооружения имели в своей конструкции поддерживающие кровлю столбы-колонны с лепными элементами и росписью. В культуре Древней Азии также использовались разнообразные элементы декора стен. В процессе формирования государства Древней Греции и присоединения к нему различных территорий с народностями, обладающими определенными навыками зодчества, была разработана ордерная система, ставшая впоследствии основой для многих европейских стилей. Лепные элементы в разных стилевых направлениях видоизменялись, дополнялись, приобретали новые черты и формы, однако, при этом не менялась их основа, которая и была признаком базового стиля. Если вы планируете придать дому классический вид, нужно украсить его лепными элементами. При этом вид этого декора будет говорить о вашей приверженности тому или иному историческому периоду в архитектуре.

Элементы декорирования фасада указывают на классический стиль дома.

Существуют разнообразные архитектурные элементы здания, многие из которых мы уже рассматривали, как, например: колонны, портики, фронтоны, порталы. Рассмотрим еще один важнейший архитектурный элемент - апсиду, используемую в самых разных стилях. Апсида представляет собой выступ фасада, имеющий кровельное покрытие. Первые апсиды появились в древнеримских храмах, термах. Чаще всего в то время этот важный архитектурный элемент имел полукруглую форму и был покрыт полукуполом. В романском стиле апсида украшалась «слепыми» арками, нередко расположенными в несколько ярусов. В христианских храмах эпохи Ренессанса, классицизма, барокко абсида приобрела прямоугольную, трех-, пяти- или многогранную форму с рядом декоративных ложных арок на колоннах - так строили в Северной Италии, Сирии, на постаментах такие арки возводили в России и в Закавказье. В регионах Кавказа апсиды делали треугольными. В современном строительстве апсиды будут уместны в зданиях, выстроенных в романском стиле, напоминающем средневековые замки. Подойдут они и для стиля барокко, создав плавность фасада. Аспиды могут быть украшены лепными элементами, инкрустациями, росписью, мозаикой.

Апсида собора с ложными арками и декором в восточном стиле. г. Монреаль.

В современных частных домах апсида подчеркивает стилевое направление, поддерживает его, придает фасаду пластичность.

Важным архитектурным элементом здания, формирующим стиль фасада, могут стать люнетты. Этим термином обозначается часть стены, представляющую собой сегмент круга, ограниченный сверху аркой, а снизу - горизонтальным наличником. Люнетты могут быть сквозными с окнами и глухими, с незаполненным пространством, либо украшенными лепными элементами, росписью, мозаикой. Классические люнетты оформлялись каменными выступами различного профиля. В эпоху готики этот архитектурный элемент здания выделяли сложным объемным рельефом, лепниной, шпилями. Нередко поле люнетты заполняли цветной витражной мозаикой. Барочные люнетты отличались богатой росписью или барельефами.

Оформление люнетты церкви Сант-Эусторджо. г. Милан.

Люнетты на стене и фронтоне здания с классическими мотивами.

Классический стиль предусматривает законченность сооружений, что выражалось через различные элементы, предназанченные для обозначения границ архитектурных частей конструкции фасада. К примеру, архитектурный элемент здания - акротерионы - устанавливались по сторонам фронтона на постаментах или ими украшали дверные проемы. В Древней Греции эти архитектурные элементы сооружались на храмовых постройках (храм Афины на о. Эгине; храм Немезиды в Аттике). К наиболее ранним относят изображения лиры, грифа, позже это были пальметты, вьющиеся лозы, волюты, скульптуры. Различные изменения этот лепной элемент претерпел во времена Ренессанса, его нередко стали использовать для элемент декора стены и на углах зданий.

Варианты лепнины акротерионов.

Архитектурные элементы декора стен времен античности и архаики вытачивались из камня, преимущественно из мрамора. Встречались также лепные элементы из гранита, туфа, песчаника. Во времена Римской империи стали создавать декоративные элементы из бетона. В некоторых регионах архитектурные элементы зданий изготавливали из дерева: известны знаменитые сооружения в Южной Азии, созданные из прочных пород древесины. В последние десятилетия, после многолетней моды на конструктивизм и минимализм, в сооружениях для частного или общественного использования вновь в моде лепные элементы, украшающие фасады. Появление искусственных материалов - полимеров - упростило и ускорило создание декора разных типов сложности. Полиуретановые декоративные элементы легки, просты в установке, не требуют участия в работе высокопрофессиональных скульпторов, что существенно снижает стоимость фасада.

Полиуретановые элементы декора стен и кровли помогают создавать образ современного дома в стиле барокко.

Основные архитектурные элементы являются важной составляющей фасадов, созданных в историческом стиле. Сейчас есть возможность оформить фасады строений изделиями из полиуретана, выбрав их по каталогу на сайте, либо сделав индивидуальный заказ. Важнейшие архитектурные элементы здания сделают здание особенным, запоминающимся, выделят на фоне окружающих его строений. Многие из них представлены в разделе Словарь терминов. Здесь можно найти определение того или иного элемента, его описание и применение.

Словарь названий всех фасадных элементов, которыми пользовались зодчие, насчитывает несколько тысяч терминов. Они создавали готические соборы, классические дворцы, церкви с круглыми залами барокко и дома дворян в стиле рококо. Фасады и интерьер богато украшались. Перечислить старинные архитектурные элементы фасада, названия которых собраны из разных стран и языков, невозможно. Поэтому остановимся на основных, используемых в современном строительстве, и способах подчеркнуть их.

В Сиднее, Австралия, каждый год в течение недели проходит фестиваль света. Архитектурная подсветка фасадов зданий и просто гирлянды разноцветных огней на колоннах и в арках каждую ночь украшают город. Оперный театр на полуострове и мост Харбор Брижд каждый вечер обретают новый вид. На фасадах с помощью прожекторов создается фантастический мир. Эту традицию перенимают уже некоторые города Европы.

Архитектурно художественное освещение фасада обычно подчеркивает горизонтальные линии фасадов зданий

В темное время требуется освещение территории улиц, площадей, периметров домов. Архитектурная подсветка фасадов зданий решает эту задачу, одновременно освещая наружные стены, подчеркивая отдельные элементы. С помощью направленных лучей можно выделить привлекательные места на фасаде и скрыть невзрачные. Правильно разработанная подсветка украсит любое строение.

От фонарей, освещающих улицы и дороги в темноте, архитектурные прожектора отличаются направленными лучами. Их может быть один, два, реже четыре. Располагаются светильники:

  • на стенах;
  • под карнизами;
  • вдоль цоколя;
  • под сводами арок;
  • на колонах;
  • на газоне по периметру здания.

Расстановку осветительной техники и направление лучей разрабатывают обычно дизайнеры. Они выделяют светом наиболее интересные элементы в архитектуре дома. Невзрачные места прячут в тени. Облик здания полностью меняется. Освещение и цветовое решение делает загадочным стандартное промышленное строение.

Виды архитектурных светильников

Для архитектурной подсветки используют специальные светильники, отличающиеся экономичностью и длительным сроком работы:

  • светодиодные ленты;
  • прожектора;
  • модули светодиодные;
  • уличные светильники;
  • многолучевые цокольные и газонные прожектора;
  • светодиодные светильники с меняющимся цветом.

Для создания архитектурной подсветки используют различные типы светильников. Прожекторами выделяются основные элементы фасада. Светодиодные ленты подчеркивают основные лини, такие как арки, карнизы, молдинги. Светодиодные модули выделяют контрастным цветом важные в образе здания архитектурные плоскости: балконы, плиты, сектора крыши.

Основные элементы, подсвечиваемые на фасаде

Лучи установленных на газонах и столбах прожекторов чаще всего направляются на декоративные элементы фасада:

  • розетки;
  • замковый камень;
  • капитель колонны;
  • дверной тимпан;
  • арка;
  • филенка и узор – лепнина;
  • балюстраду балкона и крыльца;
  • фигурный карниз.

Названия элементов частично перешли из словаря зодчих. Розетка означает лепное украшение в виде круга, чаще всего похожа на цветок. Располагается над дверью входа или балкона. Реже под выступом крыши.

Узор отличается произвольной формой. Лепнина представляет фрагмент узора растительного происхождения, крепится на свободном пространстве стены, симметрично оси фасада. Часто обрамляется рамкой филенки произвольной и прямоугольной формы.

Тимпан над дверью – овальная арка, представляющая продолжение дверного проема. Традиционно украшается мозаикой или лепниной. Бюджетный вариант представляет оконное стекло в фигурной раме.

В таблицу собраны основные фасадные элементы, применяемые в наше время, и места их расположения:

Название архитектурно- го элемента Описание Место основного расположения на фасаде
замковый камень центральный конической формы камень над оконным и дверным проемом с полукруглой верхней частью арочные окна, двери, арки, полуарки по центру вверху
молдинг выступающая полоса, выделенная цветом стены по линии разграничение цоколя и между этажами, ниже крыши
карниз полка под окнами или крышей декоративный наружный подоконник, лепной выступ ниже линии кровли
тимпан полукруглая арка над дверью или окном, обычно застекленная или накладная, сделанная из лепных украшений над дверью и окном, реже над полуколоннами на стене
капитель верхняя расширенная часть колонны, украшенная лепниной на колоннах и полуколоннах под потолком
арка проем в стене без двери или соединенные между собой колонны вход, переходы из комнат, между зданиями
филенка тонкий выступ, обрамляющий узор, выделен цветом на стенах
балюстрада фигурные столбики, подпирающие перила балкон, крыльцо, терраса, лестница
кронштейн фигурные опоры для подоконников и карнизов ниже окон, балконов
розетка лепное украшение в виде цветка, круглое, белое из гипса над окнами, входами, арками и на свободном пространстве стен

Выгнутый навес над крыльцом выглядит как арка. Это может быть и переход между корпусами с полукруглым сводом. Часто его делают с выступающими ребрами и даже украшают квадраты впадин розетками. Дом приобретает загадочный вид, когда светом выделяется арка с ее лепными элементами и просто молдингами. Дополнительно используются полосы светодиодных светильников, подчеркивающих форму арки.

Вход и элементы его украшений

Главный вход в здание издавна назывался парадным и соответственно строился. К его элементам относятся:

  • ступени;
  • крыльцо;
  • балюстрада;
  • колонны и полуколонны;
  • навес;
  • дверь и наличники.

Крыльцо может ограничиваться небольшой площадкой перед дверью или переходить в террасу. Балюстрада с перилами ограничивает край ступеней и крыльца, доходит до стены. Одновременно она предохраняет людей от падения. Раньше это были фигурные резные столбики из гипса, дерева. Теперь их заменили металлом. Ограждение может быть и стеклянным с невидимыми тонкими стойками. Все зависит от архитектурного стиля дома.

Для создания роскошного вида здания, достаточно осветить прожекторами гнутую линию белой балюстрады. Ступени и площадка крыльца из мрамора подчеркивают изысканный вкус хозяев и достаток.

Дверь, и даже ворота гаража, тоже архитектурные элементы. Они неразрывно связаны с образом дома и должны соответствовать направлению оформления фасада. Дверные наличники в классическом стиле могут выполняться в виде полуколонн с роскошными пилястрами – декоративными украшениями вверху. Их давно не вырезают из камня. Для отделки современного фасада делают из различных материалов, включая пенополистирол с покрытием краской по шпатлевке.

Окна как часть общего стиля фасада

Окна оформляются в стиле дома. Для этого используют ряд элементов вокруг проема:

  • кронштейн;
  • подоконник;
  • наличники;
  • фигурный верх проема или тимпан;
  • деление рамы узкими рейками и молдингами.

Кронштейн – название декоративного элемента, на котором лежит наружный подоконник. Он может быть в виде двух небольших фрагментов и массивной плиты с несколькими угловыми опорами. При оконных эркерах поддерживает конструкцию обрамления проема. Служит опорой для вертикальных стоек – наличников.

Верхняя часть окна заканчивается карнизом. Как вариант он может быть фигурный, в виде полуарки. Застекленный тимпан создается во время кладки стен. Его полукруглый верх венчает замковый камень. Конструкция пошла от строений из камня со сводчатым потолком. Когда не использовали металлические балки для плоского перекрытия. Их еще не делали. Дверные и оконные проемы имели форму арки. В центре располагался конический камень. Он распределял тяжесть стены на стойки. За это и получил свое название. Со временем его стали украшать резьбой. Сейчас можно для отделки дома купить накладной замковый камень и украсить фасад традиционным архитектурным элементом.

Основные элементы архитектуры рассчитаны на дневное освещение



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.