Порядок чтения чертежей деталей. Порядок чтения чертежей и схем Как читаются чертежи

Если произошло так, что перед вами остро встал вопрос, как читать чертежи, да и делать это профессионально и правильно, то скорее всего вам придется потратить на обучение некоторое время. Долгий путь будет выстлан перед вами в образе чтения огромного количества зачастую ненужной литературы, переходов по Интернет-ссылкам учебников и тому подобного.

Короткий вариант того, как научиться читать чертежи представляется в непосредственной работе с чертежами под руководством опытного инженера. Для некоторых людей, хоть немного знакомых со строительной областью будет достаточным ознакомление с ГОСТами, электронной версией составления чертежей или самоучителя «Черчения для чайников». Главным, для правильного понимания чертежа остается неизменный показатель – обладать отличным пространственным воображением, иначе никакие знания и опыт не принесут должного результата.

Умение читать чертежи необходимо для ряда строительных профессий: слесарей, сметчиков, каменщиков, бетонщиков, иногда монтажников, сварщиков и так далее. Чтобы понять, как правильно читать чертежи, в первую очередь необходимо непосредственно с ними работать. Если у вас нет соответствующего высшего образования по промышленному или гражданскому строительству, то для чтения чертежа необходимо знать установленные стандарты, правила, условности и упрощения, характерные именно для интересующей вас области (чертеж детали или чертеж строительства загородного дома). Общими правилами помогающими понять суть того, как научиться читать чертежи служат:

  • Ознакомление с заглавной надписью чертежа. Именно ее изучение, позволяет узнать, из какого материала изготовлена изображенная деталь, её название и масштаб чертежа.
  • Обозначение изображений, которые послужили прообразом представленной детали чертежа.
  • Проведение анализа чертежного изображения. Именно представление формы изделия или детали помогает лучше понять суть внесенных в чертеж данных. Если же не получается воссоздать в воображении всю деталь целиком, постарайтесь разделить ее на несколько частей и представить их геометрическую форму.
  • Когда вы представите себе модель изделия или объекта, можете уже точно изучать в чертеже её размеры (точную величину).

Изучение чертежа помогает ознакомиться с названием изделия, какое количество деталей необходимо для его изготовления, рассчитать масштаб и размеры изделия, его массу, внимательно просмотреть изображенные там детали, помогающие более точно представить будущую конфигурацию изделия уже в готовом виде, при учете всех необходимых требований и стандартов.

Чтобы всегда иметь доступ к информации по стандартизации и технологическим требованиям необходимым именно для выбранной вами отрасли (строительство дома, трубопровода, изготовление деталей, конструкций и прочее), стоит заиметь в личное пользование справочник или учебник по черчению, содержащий данную информацию. Можно также распечатать данные из Интернета, чтобы они всегда находились у вас под рукой.

Подводя итог всему вышесказанному, начинать чтение чертежа следует с ознакомления всех его видов, правил и методов нанесения на плоскости бумаги изделий различной формы и размера. Запомнить условные обозначения и стандарты, необходимые для правильной выдержки чертежа при его составлении.

Прочитать чертеж общего вида - значит выяснить назначение данного изделия, устройство и принцип его работы, получить полное представление о форме, размерах и технических характеристиках готового изделия и каждой детали в отдельности, т.е. определить по чертежу все данные для их изготовления и контроля.

При чтении чертежа общего вида выясняют взаимное расположение составных частей изделия, способы соединения деталей, а также геометрические формы и размеры всех элементов изделия.

Сборка, монтаж, ремонт или усовершенствование даже несложных сборочных единиц связаны с изучением конструкции по чертежу общего вида.

Так как по чертежу общего вида разрабатывают рабочие черте-

жи деталей, он должен содержать достаточное количество изображений, позволяющих выполнить такие чертежи.

В задании, предлагаемом для выполнения студентам, требуется прочитать чертеж общего вида и выполнить по нему рабочие чертежи деталей (по указанию преподавателя).

1. Ознакомиться с содержанием основной надписи, помещенной в правом нижнем углу чертежа. Установить по надписи наименование изделия, номер чертежа, масштаб и т.п. Часто наименование изделия много говорит о его назначении и условиях работы (например, «Вентиль запорный», «Тиски пневматические» и т.п.).

2. Ознакомиться с назначением и принципом работы изображенного изделия по комплекту конструкторских документов, прилагаемых к чертежу, в частности по пояснительной записке и техническим условиям.

3. Изучить изображения, имеющиеся на чертеже: выяснить расположение вида спереди (главного вида); установить число основных, дополнительных и местных видов, в которых выполнен чертеж; определить, какие применены на чертеже разрезы (простые или сложные); установить для каждого разреза направление секущей плоскости; отметить наличие сечений, выносных элементов и пр.

4. Ознакомиться с содержанием данного изделия; установить наименование каждой детали и последовательно найти каждую деталь на чертеже (на всех видах, разрезах и сечениях).



По найденным изображениям определить геометрическую форму и конструктивные особенности детали.

Выяснению формы каждой детали способствует то, что во всех разрезах и сечениях одна и та же деталь заштрихована с одинаковым наклоном и одним расстоянием между линиями.

5. Установить характер соединения отдельных деталей.

Для неразъемных соединений (сварных, клепаных, паяных и др.) определить каждый элемент соединения (например, каждый отдельный сварной шов).

Для разъемных соединений выявить все крепежные детали, входящие в соединение.

Для подвижных деталей следует определить процесс их пере-

мещения при работе механизма (взаимодействие деталей). Необходимо установить, какие поверхности деталей являются сопрягаемыми и по каким размерам поверхностей осуществляется соединение.

По чертежу общего вида определяют и посадку деталей, гарантирующую их взаимодействие в изделии.

6. Установить, какие подвижные поверхности деталей смазываются и как эта смазка осуществляется.

7. Установить порядок сборки и разборки изделия. При этом следует выделить стандартизованные и нормализованные детали, на которые не составляют рабочие чертежи.

Рассмотрим порядок чтения чертежа общего вида на примере сборочной единицы, изображенной на рис. 10.1.

Из основной надписи понятно, что на чертеже в масштабе 1:1 изображен кран пробковый.

Из описания, которое обычно прилагается к чертежам общего вида, имеющим учебное назначение, можно узнать, что пробковый кран является одним из видов арматуры трубопроводов и предназначается для изменения подачи жидкости (газа), проходящей по трубопроводу. Пробковые краны устанавливают там, где требуется быстрое изменение подачи жидкости (газа), так как для полного открытия крана достаточно повернуть пробку на угол 90°.

Чертёж пробкового крана содержит три изображения. На месте главного вида расположен фронтальный разрез, на котором показано взаимодействие основных деталей.

Кран состоит из корпуса 1, в котором установлена коническая пробка 2 (при повороте она изменяет поперечное сечение или полностью закрывает отверстие в корпусе). Пробка 2 крышкой 3 прижата к конической поверхности корпуса 1. Втулка 4 и сальниковая набивка 11 (войлок) уплотняют подвижное соединение деталей 3 и 2.

На виде слева выполнен местный разрез, поясняющий конструкцию соединения винтом 5 корпуса и крышки.

По спецификации (рис. 10.2) определяем состав деталей, входящих в изделие «Кран пробковый».

Изделие состоит из 11 наименований составных частей, в число которых входят пять оригинальных деталей, пять стандартных изделий и один материал. Все оригинальные детали входят в изделие в единственном экземпляре. На деталь 5 «Прокладка» нет чертежа, а размеры и форма детали поясняются в спецификации.

Ознакомление с оригинальными деталями крана начнём с корпуса. Изучая форму этой детали в каждом виде и сопоставляя виды между собой, представим себе изображение корпуса.

Так как на видах изображение корпуса частично закрыто изображением деталей, расположенных внутри, либо верхними деталями, то необходимо дополнить и соединить в единый образ все имеющиеся изображения элементов корпуса на чертеже.

Центральная часть корпуса имеет форму усечённого конуса, у которого справа и слева имеются патрубки. На конце правого патрубка нарезана трубная цилиндрическая резьба G1. На конце левого патрубка имеется фланец треугольной формы с тремя сквозными цилиндрическими отверстиями Ø9. Сверху у корпуса имеется круглый фланец с четырьмя резьбовыми отверстиями для крепления крышки.

Описанную форму корпуса сравним с изображением на рис. 10.3. Чертёж корпуса приведен в прил. 14.

Разобравшись с изображением основной детали (корпус 1), перейдём к изучению остальных деталей (2, 3, 4). Сначала каждую из них подробно рассмотрим на сборочном чертеже.

Пробка 2 состоит из усечённого конуса с радиальным отверстием и цилиндрического стержня с хвостовиком квадратного сечения. Овальная форма отверстия определяется по виду слева, а квадратная форма хвостовика читается на виде сверху (рис. 10.1). Форма пробки изображена на рис. 10.4 (чертёж пробки приведен в прил. 15).

Изображение крышки 3 (рис. 10.1) приведено на рис. 10.5. Определим форму элементов крышки по сборочному чертежу и сравним с изображением на рис. 10.5 (чертёж крышки приведен в прил. 15).

Рис. 10.4 Рис. 10.5

Форму детали «Втулка» самостоятельно определите по изображениям, имеющимся на чертеже (рис. 10.1), затем сравните с чертежом, приведенным в прил. 17.

Каждый раз при чтении чертежа общего вида необходимо сопоставлять чертеж отдельной детали с ее изображением на сборочном чертеже.

После того как изучена форма отдельных деталей, необходимо установить способ соединения деталей между собой и возможность движения одной детали относительно другой.

Так, анализируя взаимное положение деталей на рис.10.1, определяем, что крышка 3 крепится к корпусу с помощью четырех винтов 5.

На крышке 3 укреплена втулка сальника 4, обеспечивающая уплотнение набивки 11 из войлока. Сальник прижимается к крышке с помощью шпилек 9 и гаек 6.

Единственно подвижная деталь в данном механизме - это пробка, которая может вращаться вокруг своей оси.

Кран на чертеже изображен в открытом положении.

Изложенный выше материал дает возможность читать несложные чертежи. Чтение чертежа заключается в уяснении по плоским изображениям объемной формы детали и в определении ее размеров, шероховатости поверхностей и других данных, приведенных на чертеже.

  • 1. Прочитать основную надпись чертежа. Из нее можно узнать название детали, наименование и марку материала, из которого ее изготовляют, масштаб изображений, обозначение чертежа и другие сведения.
  • 2. Определить, какие виды детали даны на чертеже, какой из них является главным.
  • 3. Рассмотреть виды во взаимной связи и попытаться определить форму детали со всеми подробностями.

Этой задаче помогает анализ изображений. Представив по чертежу, из каких геометрических тел слагается деталь, мысленно объединяют полученные данные в единое целое.

  • 4. Определить по чертежу размеры детали и ее элементов. При этом надо обращать внимание на знаки Æ, □, R, стоящие перед размерными числами. Как указывалось, знак 0 означает, что данный элемент детали имеет форму тела вращения, знаком □ определяются элементы квадратного сечения и т.п.
  • 5. Установить, какова должна быть шероховатость поверхностей детали. Если на изображении рассматриваемой поверхности отсутствуют знаки шероховатости, то следует искать указание шероховатости в правом верхнем углу чертежа.

В качестве примера прочитаем чертеж наконечника (рис. 1.35).

Вначале приведем вопросы к чертежу, а затем ответы на них. (Вопросы расположены в последовательности, соответствующей правильному порядку чтения чертежа.)

Вопросы к чертежу (рис. 1.35)

  • 1. Как называется деталь?
  • 2. В каком масштабе выполнен чертеж?
  • 3. Из какого материала изготовляют деталь?
  • 4. Какие виды содержит чертеж?
  • 5. Из каких геометрических тел слагается форма детали?
  • 6. Опишите общую форму детали.
  • 7. Чему равны габаритные размеры и размеры отдельных частей детали?
  • 8. Какова шероховатость поверхностей детали?

Ответы на вопросы к чертежу (рис. 1.35)

  • 1. Деталь называется "Наконечник". Это мы узнаем из основной надписи.
  • 2. Масштаб 1:2, т.е. линейные размеры на чертеже в 2 раза меньше линейных размеров самого предмета.
  • 3. Деталь изготовляют из стали марки 45 по ГОСТ 1050–88.
  • 4. Чертеж содержит два вида: главный (спереди) и вид слева, который расположен справа от главного вида и на одном уровне с ним.
  • 5. Рассмотрим сначала крайний левый элемент. На главном виде он имеет трапециевидное очертание, на виде слева он изображен двумя окружностями. Такие изображения может иметь усеченный конус.

Рис. 1.35.

На главном виде второй элемент выглядит прямоугольником и окружностью на виде слева, что указывает вместе со знаком Æ на его цилиндрическую форму.

Форма третьего элемента устанавливается тоже при сопоставлении двух его изображений. Этот элемент имеет форму шестиугольной призмы, с обоих торцов которой сняты конические фаски. Кривые линии, проведенные на главном виде, и большая окружность па виде слева получились на детали при снятии конических фасок на шестиугольной призме.

При выяснении формы следующего элемента руководствуемся только его изображением на главном виде и знаком Æ, так как на виде слева этот элемент не виден. Прямоугольный контур, осевая линия и знак диаметра указывают на цилиндрическую форму этого элемента.

Последний справа элемент, имеющий очертание трапеции и размер 1 × 45°, является усеченным конусом (фаской), так как очертание трапеции и размер в виде условной записи характерны для этого элемента.

По штриховым линиям на главном виде и меньшей окружности на виде слева можно судить, что внутри детали имеется сквозное цилиндрическое отверстие.

6. Объединив все полученные сведения, устанавливаем общую форму предмета (рис. 1.36). Она представляет собой сочетание усеченного конуса, цилиндра, шестиугольной призмы, цилиндра и усеченного конуса, расположенных на общей оси. Вдоль оси детали проходит цилиндрическое сквозное отверстие.

Рис. 13.6.

7. Габаритные размеры детали, т.е. определяющие предельные внешние или внутренние размеры, таковы: длина – 170 мм, наибольший размер шестиугольного элемента (высота) – 72,1 мм, ширина детали – 65 мм, диаметр отверстия – 20 мм (см. рис. 1.35).

Большой диаметр первого слева элемента 48 мм, угол при вершине 30°, длина его 20 мм. Диаметр следующего цилиндрического элемента одинаков с большим диаметром конуса и равен 48 мм, а длина его определяется как разность между 55 и 20, т. е. равна 35 мм.

Два размера элемента детали, имеющего форму шестиугольной призмы, нанесены на виде слева: между параллельными гранями – 65 мм (размер "под ключ"), между двумя из ребер – 72,1 мм (диаметр описанной окружности). Длина этого элемента не указана, она определяется после того, как будут выдержаны размеры 170,55 и 46 мм. Размеры фасок на призме: диаметр большего основания – 72,1 мм, диаметр меньшего основания усеченного конуса – 64 мм, угол при вершине конуса – 120°.

Диаметр правого цилиндра 50 мм, а длина его 45 мм (46 – 1 = = 45 мм). Больший диаметр усеченного конуса равен диаметру цилиндра, т.е. 50 мм, высота его 1 мм, а угол наклона образующих к плоскости основания 45°.

8. Шероховатость поверхности усеченного конуса, расположенного с левого конца детали, Ra 6,3, шероховатость находящегося рядом цилиндра диаметром 48 мм Ra 3,2. Поверхность цилиндра диаметром 50 мм, расположенного с другого конца детали, должка иметь шероховатость также Ra 3,2. Все остальные поверхности должны иметь шероховатость Ra 10.

О шероховатости остальных поверхностей мы судим по знаку перед скобками в правом верхнем углу чертежа.

Каждый квалифицированный рабочий должен разбираться в чертежах по своей специальности.

Настоящий курс черчения учит рабочих по производству гип­са читать чертежи, составлять эскизы и чертежи простых дета­лей и оформлять рационализаторские предложения или усовер­шенствования.

§ 1. ЧЕРТЕЖ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

Чертежом предмета (изделия) называется изображение его на бумаге, определяющее форму, внутреннее устройство, раз­меры и другие технические данные, необходимые для ясного представления предмета.

Каждая машина или механизм состоит из отдельных дета­лей, соединенных между собой болтами, шпильками, шпонками, заклепками и т. п. Для того чтобы изготовить отдельные детали, составляют чертежи этих деталей, а для того чтобы правильно соединить их в одно целое, составляют сборочные чертежи уз­лов, механизмов, машин и других изделий. Таким образом, чер­тежи деталей и сборочные чертежи служат техническими доку­ментами, по которым изготовляют детали и собирают из них со­ответствующие изделия.

Расположение видов на чертежах. Чтобы иметь ясное пред­ставление о предмете и его размерах, предмет рассматривают со всех сторон: спереди, сверху, слева или справа, снизу или сзади. Чтобы иметь представление о предмете и размерах его по чертежу, необходимо на чертеже дать изображения этого предмета спереди, сверху, слева или справа.

Такие изображения предмета на чертеже называются вида­ми или проекциями. Как нужно располагать виды на чер­теже, установлено Государственным общесоюзным стандартом (ГОСТ 3453-59) «Чертежи в машиностроении».

Изображения предмета получают способом прямоугольного проектирования его на плоскости проекций, предполагая, что предмет всегда находится между глазом наблюдателя и плоско­стью проекций. За основные плоскости проекций принимают гра­ни куба, на которые и проектируют предмет (рис. 1). .Потом все грани куба (плоскости проекций) с проекциями предмета совме­щают с фронтальной плоскостью проекций и получают на од­ной плоскости все виды (проекции) предмета (рис. 2). В таком порядке я располагают виды предмета на чертеже. Вид спереди

вой кромки (для брошюровки чертежей). В правом нижнем уг­лу рамки чертежа наносят угловой штамп организации, состав­ляющей чертежи, с подписями исполнителей и другими данными.

На чертежах применяют сплошные, штриховые, штрихпунк- тирные и волнистые линии определенной толщины. На рис. 3 изображены линии чертежей. Толщина этих линий условно обо­значена буквой Ь Ы2 Ь/3, при этом толщина основной линии

чертежа b принимается в пределах от 0,6 до 1,6 мм в зависимо­сти от величины изображения.

Поясняющие надписи на чертежах выполняют чертежным шрифтом (ГОСТ 3463-59). Образец этого шрифта (7-й размер)

приведен на рис. 4 для прописных (заглавных) и строчных букв и цифр-

Масштабы чертежей. М а с ш т а б о м называется отношение величины изделия на чертеже к его натуральной величине. Круп­ные предметы: маховики, корпуса машин, валы двигателей и т. п. невозможно изобразить на листе бумаги в натуральную величину, поэтому их вычерчивают в уменьшенном виде, исполь­зуя масштаб уменьшения. Многие мелкие детали, наоборот, при­ходится чертить в увеличенном размере, чтобы получить удоб­ное для пользования изображение. Масштабы чертежей уста­новлены Государственным общесоюзным стандартом (ГОСТ 3451-59) и приводятся ниже.

Масштабы увеличения: 1: 1; 2: 1; (2,5: 1); 5:1; 10: 1.

Масштабы, указанные в скобках, применяются в исключи­тельных случаях.

Масштабы на чертежах обозначают так: Ml: 1; Ml: 2; М2: I и т. д. Чертеж изделия можно выполнить в любом масштабе, но размеры ставят те, какие изделие имеет в натуре.

Нанесение размеров. Ошибка в размерах ведет на производ­стве к браку. Размеры детали после окончательной обработки обозначают на чертежах в миллиметрах, за исключением раз­меров трубной и дюймовой резьбы, которые указывают в дюй­

мах (1 дюйм равен 25,4 мм).

Слово миллиметр на чертеже не пишут. Каждый размер на чертеже указывают только один раз и только на одном виде. Размерные числа наносят над размерной линией и, как исключе­ние, в разрыве размерной линии (рис. 5). Размерные линии про­водят как на видах детали (внутри контура), так и за предела­ми очертания детали. Стрелки размерных линий должны упи­раться остриями в линии контура или в выносные линии. Если ограничено место для стрелок, их можно заменить точками или штрихами (см. рис. 5). Радиусы галтелей и других закругле - 8

ний отмечают латинской буквой R (рис. 6). Размер диаметра указывают условным знаком 0> он поясняет, что изображенная на чертеже деталь имеет круглую форму. На рис. 6 показано

(см. рис. 6). Детали симметричной формы можно изображать - на видах не полностью, а немного больше половины; в таких случаях на размерной линии ставят стрелку у одного конца

(рис. 7). При нанесении размеров от общей базы детали реко­мендуется размерные линии наносить, как указано на рис. 8.

Базой называется исходная поверхность детали, по отно­шению к которой ориентированы все размеры. В практической работе встречаются разные условности нанесения размеров, их надо изучить в ГОСТ 3458-59.

Предельные отклонения допускаются при изготовлении и обработке деталей. В машиностроении допускаются очень не­большие отклонения от заданных размеров для обеспечения вза­имозаменяемости одноименных деталей, входящих в механизм или агрегат. Для свободного вращения вала в цилиндрическом отверстии подшипника между валом и отверстием имеется за­зор, в котором размещается смазка. Зазор между деталями рав­няется долям миллиметра. Заданный размер на чертеже, около которого колеблются размеры диаметров отверстия и вала, на­зывают номинальным размером. Верхние и нижние допускаемые отклонения от номинального размера определяют допуск на из­готовление детали. Предельные отклонения обозначают знаком плюс (+) или минус (-) и пишут на чертежах вслед за разме­ром детали мелкими цифрами. Например, на валу вслед за но­минальным размером 20 написано (Рис - 9)» это обозна­

чает, что все валы, диаметр которых от 20,1 до 19,8 мм, пригод­ны для использования в машинах. Предельные отклонения, рав­ные нулю, на чертежах не проставляют.

Необходимо прочитать его чертеж. Инженеры, конст­рукторы, рабочие, дизайнеры, архитекторы, читая чертежи, мысленно представляют готовое изделие , сооружение.

Прочитать чертеж (эскиз) - значит представить по изо­бражениям чертежа объемную форму изображенного на нем предмета, постройки. В процессе чтения чертежа необходимо по­нять не только форму в целом, но и форму каждой части целого. Важно выявить ориентацию предмета (постройки) в пространст­ве и расположение каждой части относительно друг друга.

1) познакомьтесь с содержанием основной надписи чертежа;

2) выявите изображения (виды, разрезы, сечения и др.), кото­рыми представлено изделие;

3) внимательно рассмотрите изображения на чертеже для создания первичного представления о форме детали и ее ориен­тации в пространстве. Выявите проекционно связанные изо­бражения каждого конструктивного элемента и мысленно пред­ставьте их форму. Соотнесите мысленные образы с первоначаль­ными представлениями о форме предмета для того, чтобы убе­диться в правильности представления формы. Уточните взаимное расположение каждого конструктивного элемента относительно друг друга для полного правильного представления (понимания) формы объекта;

4) представьте величину предмета по габаритным размерам изделия, проставленным на чертеже.

На двух примерах покажем процесс чтения изображений чер­тежа.

Пример первый (рис. 180, а). Процесс чтения изображений чертежа основан на представлении заготовки, из которой удаля­ются некоторые объемы. Рассмотрев изображения видов спереди и слева, можем составить словесное описание: заготовка имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Верхний удаляемый объем представляет собой четырехугольную призму, основания которой - трапеции. Такая форма паза называется «ласточкин хвост». Другие удаляемые объемы имеют форму четырехуголь­ных призм с квадратными основаниями.

Пример второй (рис. 180, б). Изучая чертеж, последовательно выделим проекционно связанные изображения каждого элемен­та, определив их форму. Крайняя левая часть предмета на глав­ном изображении чертежа изображена прямоугольником, а на виде слева - квадратом. Значит, форма этого элемента детали представляет собой четырехугольную призму с квадратными ос­нованиями. Другой элемент формы на главном изображении чертежа изображен прямоугольником, на виде слева - окруж­ностью. Следовательно, это цилиндр. Следующий элемент на главном изображении чертежа изображен трапецией, а на виде слева - двумя окружностями. Такие проекции имеет только усеченный конус. Предмет имеет сквозное отверстие, изображен­ное на половине фронтального разреза в виде прямоугольника (штриховыми и сплошными основными линиями), на виде слева - окружностью меньшего диаметра. Следовательно, отверстие име­ет цилиндрическую форму. Объединив образы отдельных частей в целый образ, прочитаем чертеж и составим словесное описа­ние: форма детали представляет собой четырехугольную призму с квадратными основаниями, цилиндр и усеченный конус, распо­ложенные соосно. Вдоль оси предмета проходит сквозное цилин­дрическое отверстие. В пространстве ось предмета расположена горизонтально.

Рис. 180. Чертежи деталей

Мысленно созданный образ можно зафиксировать с помощью словесного описания, графических изображений (например, ри­сунка) или модели, выполненной из пластилина, пенопласта и других материалов.

Образ предмета, мысленно представленный и зафиксирован­ный любым способом (описанием, рисунком, моделью), необхо­димо сравнить с чертежом для проверки правильности его про­чтения. Для этого созданный пространственный образ вновь «кодируем» в плоские изображения чертежа и сопоставляем по­лученные изображения с первоначальным чертежом. Если изо­бражения чертежа соответствуют друг другу, то форма прочи­тана верно. Если нет, то необходимо дополнительное прочтение тех элементов формы, изображение которых не согласуется с ис­ходными данными.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.