Использование цветных фильтров в черно-белой фотографии.

Кажется довольно странным, что цветные фильтры можно использовать в черно-белой фотографии, однако это действительно так. При преобразовании цветного снимка в черно-белую фотографию применяются фильтры, с помощью которых фотограф может придать изображению необходимый контраст, выразительность и настроение. Цветные фильтры позволяют подчеркнуть наиболее значимые части фотографии и обеспечить черно-белым снимкам больше тонального контраста.

Количество отражений, которое оно добавляет к световым передачам, созданным объективом, влияет на детали изображения. Помимо типа и класса оптического стекла качество и качество фильтровального фильтра является важным параметром качества фотографического фильтра. Прямые фильтры обычно имеют два антибликовых покрытия, или они могут быть полностью оставлены. Более дорогие фильтры этих слоев составляют до дюжины или около того, а иногда, помимо антиотражающих слоев, также используются дополнительные покрытия с повышенной царапиной или влагостойкостью.

Для тех фотографов, кто всерьез интересуется черно-белой фотографией, наличие набора цветных фильтров в своем арсенале фото аксессуаров является практически обязательным. Знать о воздействии того или иного цветного фильтра на итоговое черно-белое фотоизображение очень полезно для возможности получения большего контроля над снимками и реализации самых смелых творческих идей.

Цветовые фильтры помогают повысить видимость некоторых деталей в планетарных наблюдениях, позволяя пройти только узкий спектр длин волн из видимого спектра. Фильтры устанавливаются в окуляр, вставляя в трубку, вставленную в фокусную точку. Стеклянная подложка толщиной 2 мм лишена лент и отполирована до 30 секунд параллельно, поэтому они не будут вводить астигматизм или другие ошибки. Обе стороны покрыты 7 фантомными просветляющими слоями, которые уменьшают отражения до 0, 25% при любом угле падения света и увеличивают передачу света.

Изображение, созданное этими фильтрами, ярче, четче и детализировано. Ни один другой существующий цветовой фильтр не включает такие сложные просветляющие слои. Чрезвычайно высокие уровни пропускания света достигали максимального контраста и изоляции планетарных деталей даже с помощью небольших телескопов.

Предназначение цветных фильтров

Одна из наиболее распространенных проблем, с которой сталкивается фотограф, специализирующийся на получении черно-белых снимков, заключается в том, что различные цвета из-за одинаковой тональной передачи получаются на черно-белых фотографиях очень похожими. Например, на обычной цветной фотографии оттенки зеленого, синего и красного выглядят совершенно по-разному, но на черно-белой фотографии они все сливаются практически в один цветовой фон. Вследствие этого некоторые объекты, характеризующиеся разными цветовыми оттенками, на черно-белом снимке могут сливаться между собой. Фотография получается довольно плоской, неконтрастной, скучной и безжизненной.

Эффективность трех длинноходных фильтров достигает 98%, а три полосовых фильтра достигают 70%. Спектральные функции были разработаны с осторожностью. Фильтры могут перекрываться для достижения более узких длин волн без ухудшения изображения или создания двойных изображений.

Благодаря исключительным оптическим качествам фильтры могут использоваться на больших расстояниях, чем фокальная плоскость. Спектр света, передаваемый синим фильтром. Спектр света, передаваемый световым синим фильтром. Спектр света, передаваемый желтым фильтром.

В эпоху пленочных аппаратов фотоматериалы для черно-белой фотографии были неравнодушны к голубой части спектра, в результате чего голубые тона неба на пейзажных фотографиях получались практически белыми, что делало снимок совершенно неинтересным. В то же время некоторые желтые, красные и оранжевые оттенки на фотографиях получались черными.

Спектры света, передаваемого зеленым фильтром. Спектр света, передаваемый оранжевым фильтром. Спектр света, передаваемый красным фильтром. График кривой передачи для синего фильтра. Диаграмма кривой передачи для голубого фильтра. График кривой передачи для желтого фильтра.

График кривой передачи для зеленого фильтра. График кривой передачи для оранжевого фильтра. График кривой передачи для красного фильтра. Несмотря на то, что фотография окружена многочисленными оптическими и химическими законами, у фотографа есть множество креативных процедур модификации изображений. Использование фокусного объектива, выбор наиболее подходящей пары времени экспозиции - диафрагма, съемка с разных углов, оригинальное, оптимальное использование существующего света, использование фотографических фильтров - всего лишь некоторые из них.

Производители фотоматериалов пытались решить эту проблему, выпустив сначала ортохроматические пленки, которые отличались более высокой чувствительностью к зеленой и желтой части спектра, а затем и панхроматические пленки, имевшие пониженную чувствительность к голубым частям спектра. После этого на рынке появились и изопанхроматические фотоматериалы, которые одинаково хорошо способны передавать на черно-белых снимках практически все цветовые оттенки.

В следующих строках мы будем более тесно работать с фотографическими фильтрами. Фотографический фильтр представляет собой оптическое устройство, способное обеспечивать избирательный проход света, то есть позволяющий пропускать световые волны с определенной длиной волны и уменьшать или противодействовать прохождению волн с другими длинами волн. Например, красный фильтр позволяет красному цвету проходить без присмотра и ослабляет дополнительный лазурный цвет.

Фотографический фильтр может быть прикреплен перед объективом камеры или искусственным источником света, чтобы изменить, как цветные предметы воспроизводятся на фотографической пленке. Большинство объективов снабжены резьбой для прикрепления фильтров; мишень имеет принятый диаметр.

Если в пленочной фотографии проблема с правильной тональной передачей цветов была фактически решена, то в цифровой она остается до сих пор. В частности, если производится съемка каких-либо объектов малинового цвета на фоне зеленой травы, то на итоговом черно-белом снимке они просто сольются в единую, безликую серую массу и не будут различимы. То же самое касается фотографирования осенью зеленых и красных листьев на клене – на черно-белой фотографии они получатся одинаково серыми и совершенно неинтересными зрителю. Подобных ситуаций можно перечислить огромное множество.

В приведенном выше определении мы ссылались на строгий смысл фильтра. По расширению этого термина в эту категорию были добавлены фотографические аксессуары: - «серые или нейтральные» фильтры, которые влияют на падение падающего света на весь спектр длин волн и поэтому называются неселективными. - «фильтры», которые изменяют ясность, контрастность или геометрический вид изображения.

В большинстве случаев фильтр помещается в крепление, состоящее из кольца и резьбовой прокладки. Кольцо с фильтром также имеет внешнюю резьбу для крепления к объективу. Недостатком этой системы захвата является то, что набор фильтров предназначен для серии линз, имеющих одинаковый диаметр на захватной нити, что является редким явлением в случае набора целей, предоставляемых фотографом.

Конечно, первое что приходит в голову для решения данной проблемы – это использование различных программных средств Adobe Photoshop. С помощью графического редактора можно повысить контраст цветного снимка для последующего перевода в режим оттенков серого. Оперируя уровнями отдельных цветовых каналов можно, например, сделать более контрастными основные цвета (синий, красный и зеленый) и понизить насыщенность дополнительных. Однако в графическом редакторе не всегда можно добиться нужного фотографу эффекта.

Части обычных фотофильтров. Пересечение цветных сред световым потоком описывается законом Бир-Бургера. При падении светового пучка на объект, включая фильтр, появляются следующие физические явления: отражение, поглощение и передача. Поведение света при пересечении прозрачной среды.

Аборт зависит от материала носителя и красителя, включенного в материал, для получения желаемого эффекта. Для увеличения оптических характеристик фильтра фильтры теперь изготовлены из высококачественных оптических материалов и обработаны на обеих поверхностях антиотражающими покрытиями, поскольку поглощение красителя является необходимым параметром. Абсорбционные фильтры частично или полностью предотвращают свет на определенных длинах волн, в то время как другие длины волн плохо поглощаются. Таким образом, свет, проходящий через фильтр, будет иметь спектральный состав, отличный от света падения, и будет восприниматься человеческим глазом как имеющий определенный доминирующий цвет.

И здесь как раз и пригодятся цветные фильтры, которые обладают полезным свойством пропускать свет идентичного цвета и в то же время блокировать (полностью или частично) свет других оттенков. В частности, красный светофильтр полностью пропускает красный свет и одновременно блокирует зеленый и синий, в результате чего на черно-белой фотографии цвета, идентичные фильтру, получаются ярче, а другие, наоборот, темнее. Одним словом, цветные светофильтры влияют на конвертацию цветов в черно-белое изображение, изменяя оттенки серого на монохромной фотографии.

Режим действия зеленого фильтра поглощения; синяя и красная длины волн сильно поглощаются, а длина волны зеленого света полностью передается. Интерференционные фильтры Интерференция - это явление взаимодействия двух волн, включая свет. С точки зрения световых волн явление происходит на уровне тонких прозрачных слоев и определяется разностью фаз между радиусом, отраженным первой поверхностью, и радиусом, который преломляется до пересечения границы тонкого воздушного клинка, затем отражается второй поверхностью и вновь возвращается в среду, Если два луча находятся в фазе, результирующая амплитуда волны увеличивается, и если они находятся в фазе, амплитуда результирующей волны уменьшается.

Цветной светофильтр легко закрепляется на объективе цифрового фотоаппарата с помощью бленды. Применение цветных фильтров позволяет фотографу контролировать конечный результат и гарантировать, что снимаемые объекты не сольются на черно-белой фотографии, то есть останутся четкими и хорошо различимыми.

Практическое применение цветных фильтров в черно-белой фотографии

Для того чтобы явление было очевидным, прозрачный слой должен быть в порядке видимой длины волны видимого света, такого как стенка мыльных пузырей. Поведение света на уровне тонкого лезвия. Изменяя толщину лезвия, можно получить, что для данной длины волны отраженный луч и радиус преломления идеальны в противофазе, так что результат будет нулевым. Этот принцип применяется в случае антиотражающих покрытий на современных поверхностях линз, и в этом случае наносятся тонкие слои, которые отменяют отражения на воздушной или стеклянной поверхности.

Принцип действия любого цветного светофильтра состоит в следующем. Цветной светофильтр блокирует только «дополняющий» цвет. На цветовом круге, который прекрасно знаком любому художнику или фотографу-энтузиасту, любой цвет и цвет его дополняющий располагаются прямо друг напротив друга. Например, для зеленого цвета дополняющим является малиновый, а для синего – желтый цвет. Цвет, который совпадает с цветом используемого светофильтра, будет выглядеть на снимке светлее обычного, а дополняющий цвет, соответственно, темнее. Благодаря этому цветные фильтры помогают повысить контраст в черно-белой фотографии. Сегодня в продаже можно найти светофильтры самой разной цветовой гаммы – от голубого и розового до темно-зеленого. При этом каждый из цветных фильтров применяется с четко определенной целью. В черно-белой фотографии наиболее часто используется пять цветных фильтров:

Отношение света падения к проходящему свету называется непрозрачностью. Например, фильтр передает только 25% света падения. Плотность, следовательно, 0, 6. Плотность и непрозрачность постоянны для всех длин волн только для нейтральных фильтров. Цветные фильтры имеют разные значения плотности для разных длин волн; графическое представление плотности по длине волны называется кривой поглощения.

Кривая поглощения красочного гипотетического фильтра: плотность высокая для фиолетово-синего и желто-оранжево-красного цвета и мала для зеленого. Передаваемый свет будет преимущественно зеленым. По этой причине потеря света должна быть компенсирована эквивалентным увеличением экспозиции. Число, с которым необходимо умножить экспозицию, называется коэффициентом или коэффициентом фильтра. Фактор определяется производителем и вводится на фильтр или на крепление.

— Оранжевый фильтр

Оранжевые фильтры находят применение в портретной съемке, где они позволяют придать коже модели на черно-белой фотографии более красивый, гладкий и здоровый вид. С помощью оранжевого фильтра можно скрыть веснушки и разнообразные пятна на коже. В пейзажной фотографии оранжевые и красные фильтры помогают уменьшить задымленность тумана, избавиться от дымки или несколько затемнить небо. При съемке архитектуры и достопримечательностей оранжевый фильтр обеспечивает хорошее выделение текстуры каменных и деревянных объектов, которые бы при обычной съемке смотрелись на черно-белой фотографии одним сплошным, неразличимым пятном. Он увеличивает контраст между различными строительными материалами и архитектурными сооружениями.

На фильтровальном креплении выложены: коэффициент умножения экспозиции, диаметр резьбы и шаг. Однако сверхразрядные факторы требуют увеличения экспозиции: фильтр фактора 2 обязывает вас увеличить экспозицию на один шаг. Чем выше фильтр, тем лучше надпись на креплении фильтра или руководство по эксплуатации следует рассматривать с большой осторожностью. Пример технологии: в черно-белой фотографии красный фильтр и зеленый фильтр с одинаковыми коэффициентами будут вызывать разные изображения, потому что пленка имеет более низкую чувствительность в поле красного света.

— Красный фильтр

По степени воздействия наиболее ярко выраженным и сильным является красный фильтр. Такой фильтр обеспечивает получение эффектной, очень контрастной картинки, что помогает создать определенное настроение с экспрессивной окраской. Красный цвет тесно сообщается с голубым оттенком. Это означает, что при съемке пейзажа с использованием красного светофильтра голубое небо с облаками становится на фотографиях черным, с выраженным драматическим подтекстом. Если небо получается черным, то облака, наоборот, выделяются, вследствие чего снимок приобретает очень интересный вид. Красный фильтр востребован и при съемке красных цветов, которые на черно-белой фотографии по тону могут ничем не выделяться от зеленых растений и листвы. Эффект от использования красного фильтра настолько силен, что помогает создавать фотоизображения, идентичные тем, что получаются при инфракрасной съемке.

И еще один пример, связанный с предметом: съемка красной фильтрующей площадки; летом, когда преобладает зеленый цвет, риск отклонения минимален, а осенью, когда листья деревьев ржавы, существует высокий риск передержки. В приведенном ниже списке упоминаются несколько. В зависимости от того, когда они используются для захвата изображения, выделяются фильтры, используемые для захвата изображения или стадии обработки пленки; в соответствии с принципом действия фильтра подавляющее большинство фильтров с масляной фильтрацией и, следовательно, оказывают влияние селективным поглощением света, но есть также фильтры, которые действуют путем интерференции в тонких прозрачных слоях.

— Желтый фильтр

Желтые фильтры могут использоваться при съемке самых разнообразных сюжетов за счет того, что они дают очень легкий, едва различимый эффект. Особенно желтый фильтр хорошо использовать в пейзажной фотографии, где он помогает создать более естественную и четкую картинку. Подобный фильтр может немного увеличить контрастность неба, прорисовать облака или сделать более видимыми различные оттенки зеленой растительности. В портретной съемке желтый фильтр помогает снизить яркость веснушек и неприятных красных пятен на лице, подчеркнуть цвет здорового загара и придать коже теплый, естественный оттенок, а также мягко и красиво выделить светлые волосы и контуры губ.

В поляризационных фильтрах используется особый принцип действия. В зависимости от материала, из которого они изготовлены, мы встречаем пластификационные фильтры из желатина, стекла или высокой плотности. В зависимости от светочувствительного материала, который они предназначены для производства, фильтры преимущественно используются в черно-белой пленке или преобладают для цветной пленки; В зависимости от части модифицированного светового спектра фильтры используются для блокирования ультрафиолетового, видимого или инфракрасного излучения.

— Зеленый фильтр

Использование зеленого светофильтра наиболее предпочтительно в пейзажной съемке, где он помогает подчеркнуть зеленые растения и листву, а также создать более интересные серые и темно-серые тона. В то же время применять зеленый фильтр следует осторожно: он может сделать небо более светлым, а в портретной съемке способен выделить на лице модели веснушки и различные пигментные пятна. Также стоит отметить, что желто-зеленый фильтр применяется в черно-белой фотографии для блокирования ультрафиолета, задерживая фиолетовый цвет.

Многие цели обозначили красную точку на шкале расстояний, на которой необходимо настроить настройку. В зависимости от эффекта фильтры можно разделить на фильтры коррекции, фильтры преобразования, компенсационные фильтры и фильтры специальных эффектов. Фильтр преобразования предназначен для грубой адаптации цветной пленки «день» к «лампам накаливания» или наоборот. Фильтр коррекции предназначен для точной настройки пленки на используемый свет, а компенсационный фильтр используется для коррекции цветовой доминанты.

Фильтры специальных эффектов многочисленны и позволяют вам получать несколько изображений, разделять, параллельно, «мечтать», деградировать, правую, мягкую, «туман» и т.д. Фильтры с масляным стеклом наиболее устойчивы к механической агрессии, а наиболее хрупкими являются желатин, даже если они дополнительно защищены слоем лака. Особо следует упомянуть о сохранении спектральных характеристик цветных фильтров с течением времени. По прошествии времени происходят изменения в кривой поглощения фильтра, и их можно перекалибровать только с помощью очень дорогих колориметров.

— Синий (голубой) фильтр

Синие фильтры не так часто используются в черно-белой фотографии, поскольку они имеют свойство затемнять цвета и, тем самым, уменьшать общую контрастность снимка. Однако в ряде случаев их использование может быть вполне оправданным. Например, снижение общего контраста может быть полезно для того, чтобы придать фотографии более спокойное, умиротворяющее настроение. С помощью синего фильтра при съемке пейзажа ранним утром можно создать эффектное изображение, наполненное таинственной дымкой. В целом, синие и голубые светофильтры помогают акцентировать туман и дымку на фотоизображениях.

Итак, если не пользоваться цветными светофильтрами, то на черно-белых фотографиях многие цвета, включая такие сильные и глубокие, как красный, зеленый и синий, будут прообразовываться в серые оттенки, едва различимые друг от друга. В результате различные объекты сольются воедино, и фотография престанет быть четкой, контрастной и выразительной. Поэтому в арсенале любого фотографа, занимающегося черно-белой фотографией, обязательно должны быть цветные светофильтры, помогающие обеспечить правильный тональный перевод цветов, подчеркнуть нужные детали и придать снимкам определенное настроение.

Приводим краткую характеристику светофильтров отечественного производства.

Светло-желтый фильтр ЖС-12 (для всех сенсибилизирован- ных материалов). Желтые светофильтры высветляют (в переводе на позитив): желтые и зеленые тона - на "Ортохроме" и "Изоорто", желтые, зеленые и красные тона - на "Изопанхроме"; затемняют синие.

Светло-желтый фильтр применяется в целях улучшения тоновоспроизведения.

В пейзаже светло-желтый фильтр несколько притемняет голубое небо, выделяя на нем белые облака; на "Изопанхроме" высветляет зелень листвы и луговой травы, содержащую большую примесь черного.

Светло-желтый фильтр используется в портретной съемке под открытым небом.

Желтый фильтр ЖС-17 (для всех сенсибилизированных материалов). Желтый светофильтр, средний по плотности, применяется для правильного тоновоспроизведения.

В пейзаже желтый фильтр сильнее выделяет белые облака на голубом небе, ослабляет воздушную дымку, усиливает отчетливость далей, повышает контраст в тенях.

В пейзаже темно-желтый фильтр повышает контраст, выделяет облака на усиливаемом,бледно-голубом небе, ярко-голубое небо передает темным с сильным выделением облаков, хорошо выявляет голубоватые дали, уничтожает воздушную перспективу. На "Изохроме" и "Изопанхроме" фильтр высветляет зеленые тона.

Оранжевый фильтр ОС-12 (для красночувствительных материалов), Оранжевый светофильтр используется в случаях, когда требуется нарушить правильность тоновоспроизведения, для обычных съемок он не применим. Фильтр осветляет красный цвет, синий передает чрезмерно темным, сильно повышает контрасты.

В пейзаже оранжевый фильтр удовлетворительно затемняет светло-голубое белесое небо, выделяет легкие перистые и тонкослойные облака на голубом небе, освобождает дали от голубоватой атмосферной дымки, делает отчетливо различимыми самые удаленные планы.

На "Изохроме", "Панхроме", "Изопанхроме" с помощью оранжевого фильтра иногда можно сделать удовлетворительный снимок близко расположенных объектов в тумане - в таком, сквозь который проходят оранжевые и красные лучи. Фильтр поглотит лучи сине-фиолетовой зоны, главным образом рассеиваемые каплями воды, составляющими туман, и пропустит на фотослой лучи красно-оранжевой зоны, отражаемые предметом съемки.

Оранжевый фильтр применяется также в специальных случаях репродуцирования цветных оригиналов, при пересъемке чертежных "синек",

Светло-красный фильтр КС-1 (только для "Панхрома" и "Изопанхрома"). Красный фильтр искажает тоновоспроизве-" дение, сильно преувеличивает контрасты (красное передает почти белым, синее - почти черным), для обычных съемок не пригоден.

Светофильтр применяется для выделения красного цвета при репродуцировании цветных оригиналов, при пересъемке чертежных "синек", при научных и технических съемках, когда синие и зеленые лучи должны сильно контрастировать с красными.

В пейзаже красный фильтр используется для уничтожения сильной воздушной дымки при съемке дали, для получения "ночных видов" при солнце,

Желто-зеленый фильтр ЖЗС-5. Этот светофильтр предназначен для выравнивания тоновоспроизведения на "Панхроме", имеющем пониженную зеленую чувствительность, применяется при репродуцировании цветных оригиналов.

На другие негативные материалы желто-зеленый фильтр действует примерно так же, как светло-желтый ЖС-12, лишь слегка по сравнению с ним осветляя зеленый цвет,

Бесцветный фильтр БС-8 (для всех сенсибилизированных материалов). Фильтр полезен для высокогорных съемок (выше 1500 м над уровнем моря) при солнце; в условиях обилия ультрафиолетовых лучей он устраняет опасность возникновения нерезкости вследствие фокусной разницы, создаваемой этими лучами. В остальных случаях на результаты съемки бесцветный фильтр не влияет.

ПРИМЕНЕНИЕ СВЕТОФИЛЬТРОВ

Фотолюбителю можно посоветовать начинать свою деятельность вообще без светофильтра, в дальнейшем применять фильтры обдуманно, при наличии достаточных к тому оснований и при уверенности в пользе для фотоизображения.

В большинстве случаев съемки на панхроматических материалах светофильтр не нужен, удовлетворительное тоновоспроизведение наземных объектов достигается -на них благодаря широкой спектральной чувствительности фотослоя. Надобность в фильтре возникает при включении в кадр голубого неба: без светофильтра оно получается слишком светлым, белые облака выделяются слабо.

Подбор светофильтра в одноцветной черно-белой фотографии зависит от: а) цветности фотографируемого объекта; б) спектрального состава освещения; в) характера спектральной чувствительности негативного материала; г) желаемого конечного результата съемки.

Главное назначение светофильтра - исправлять тоновоспроизведение фотослоев. Если тот или иной негативный материал воспроизводит какой-либо цвет слишком светлым (в позитиве), то лучи этого цвета ослабляются фильтром.

Светофильтр пропускает лучи одинаковой с ним окраски, задерживает лучи дополнительного цвета: желтый фильтр пропускает все желтые и задерживает все синие лучи, красный фильтр поступает соответственно с красными и зелеными лучами.

Однако применение светофильтра не только исправляет чернобелое тоновоспроизведение цветных объектов в соответствии с субъективным впечатлением глаза, но может, наоборот, привести к искажению тоновоспроизведения в ту или другую сторону.

Рассмотрим два случая.

Первый пример. Ярко-голубое небо без светофильтра получается почти белым, правильно подобранный фильтр передаст его нормально темным, слишком же плотный фильтр чрезмерно усилит цветовой контраст, сделает небо черным, грозовым, а желтый цвет - почти совсем белым; снимок получится чересчур контрастным, неприятным для глаза. По этой причине темно-желтый фильтр не рекомендуется для съемки пейзажей с далью: при нем воздушная перспектива исчезает, дальние планы выходят слишком отчетливо и потому кажутся неестественно приближенными. Особенно заметно это бывает при съемке отдаленных гор, окутанных голубоватой атмосферной дымкой. Без светофильтра они вышли бы мало заметными, светло-желтый фильтр передаст их соответственно зрительному впечатлению. При слишком плотном светофильтре горы на снимке будут казаться придвинутыми к переднему плану, а ощущение глубины пространства - отсутствовать.

Второй пример. Бывает, что два основных цвета оказываются переданными на фотоизображении в виде серых тонов одинаковой светлоты; так, красные буквы и зеленый фон плаката могут получиться на негативе одинаково серыми, почти слиться. Разделить цвета можно с помощью красного фильтра, способного в данном случае повысить их контраст. И наоборот, неумелым выбором фильтра можно свести на нет существующий цветовой контраст.

Следовательно, в одноцветной фотографии выбором того или иного светофильтра фотограф может: а) правильно передать соотношение яркостей различных цветов объекта; б) усилить это соотношение; в) смягчить его.

Выбирая светофильтр, осмотрите объект. Первым делом обратите внимание на небо, но также учтите соседство цветовых участков, чтобы на снимке они не выравнялись или не слишком контрастировали. Не злоупотребляйте "переисправлением" в натурной съемке: нет ничего естественного в снимке, изображающем ярко освещенный солнцем белый дом на фоне совершенно черного неба, на котором облака выглядят подушками.

Для получения равных результатов тем светлее нужен фильтр, чем шире область спектральной чувствительности фотослоя; плотность требуемого фильтра повышается по мере увеличения количества сине-фиолетовых лучей в освещении (или в объекте съемки).

Как известно, при высоком стоянии солнца преобладают синие и фиолетовые лучи, утренний и вечерний солнечный свет богат желтыми и красными лучами, электрическое освещение изобилует зелеными и красными. Поэтому в случае надобности для правильного тоновоспроизведения можно руководствоваться следующими указаниями:

1. Для ортохроматических материалов применять под открытым небом: днем - средний и темный желтые фильтры, ранним утром и вечером перед закатом (а также при электрическом свете) - светлый и средний желтые фильтры.

2. Для панхроматических фотослоев использовать: под открытым небом днем - светлый и средний желтые, а также желто-зеленый фильтры, рано утром и ближе к вечеру - светлый желтый и желто-зеленый фильтры; при электрическом освещении светофильтр излишен,

Приведенные в предыдущем параграфе данные о применении под открытым небом отдельных светофильтров относятся к самой светлой части дня, например летом от 11 до 15 часов; ранним утром и вечером перед закатом применяется предыдущий по плотности фильтр.

Определяя выдержку при работе с фильтром, помимо его кратности и обычных условий съемки надо учитывать еще некоторые детали. Так, тоновоспроизведение тем лучше, чем полнее выдержка. Поэтому ориентируйтесь на приемлемый в каждом случае максимум экспозиции.

Фотографируя с оранжевым или красным фильтром при безоблачном небе, когда тени голубые, необходимо считаться с недостаточной их проработкой при нормальной выдержке и дополнительно удлинять последнюю. При съемках движущихся объектов используется почти исключительно светло-желтый фильтр, так как выдержка здесь не может быть увеличена сверх определенных пределов. По этой же причине при съемках быстрого движения и недостаточном свете приходится отказываться от светофильтра. Светофильтры совсем не нужны: а) при любых съемках на несенсибилизированном негативном материале; б) при репродуцировании ахроматических (серо-бело-черных) штриховых и полутоновых оригиналов, выполненных на белой бумаге; в) при съемках на "Изохроме", "Панхроме", "Изо-панхроме" большинства объектов, освещаемых электрическим светом ламп накаливания (исключение составляют красочные картины, костюмы, букеты цветов и другие объекты, требующие разделения или подчеркивания тех или иных цветов).

В заключение упомянем о двух случаях практического использования светофильтров, так сказать, не по прямому их назначению.

Бывает, что при сильном солнечном свете, высокочувстви- тельном негативном материале, отсутствии на затворе очень коротких выдержек и недостаточности диафрагмирования приходится прибегать к светофильтру как к единственному средству удлинения требуемой выдержки до технически осуществимой величины (не считаясь с возможным искажением тоновоспроизведения).

Наконец, бесцветный светофильтр БС-8 (не влияющий на результат обычных съемок), будучи постоянно навинченным на объектив, предохраняет его от повреждений и загрязнений.

Доброкачественный светофильтр не оказывает заметного влияния на направление лучей, и не приходится опасаться уменьшения резкости негативов от его применения, нужно только убедиться в том, что фильтр плотно прижат к объективу. При наводке на резкость по матовому стеклу фильтр можно надеть после наводки, но когда света достаточно, лучше наводить при надетом фильтре (если объект расположен ближе двух метров от фотоаппарата, последнее условие обязательно). Загрязненный, захватанный пальцами светофильтр ухудшает резкость изображения; уход за ним должен быть такой же, как за объективом (см. "Уход за аппаратом и объективом" во 2-м уроке). Носить светофильтры непосредственно в кармане, как это делают некоторые фотографы, нельзя; держите светофильтры в тех футлярах, в которых они продаются, Многокрасочный мир одноцветная фотография передает в ахроматических тонах серой шкалы. Однако спектрально очувствленные негативные материалы в сочетании со светофильтрами при надлежащем их использовании позволяют не только воспроизводить на черно-белом снимке многоцветный мир так, что он кажется нам "правильным", но и достигать разнообразных изобразительных эффектов.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.