Подготовка лабораторной посуды к работе. Приготовление питательных сред и дополнительных растворов. Подготовка посуды к анализам Условия реализации профессионального модуля

Перед стерилизацией лабораторную посуду моют и сушат. Пробирки, флаконы, бутыли, матрацы и колбы закрывают ватно-марлевыми пробками. Поверх пробок на каждый сосуд (кроме пробирок) надевают бумажные колпачки.

Резиновые, корковые и стеклянные пробки стерилизуют в отдельном пакете, привязанном к горлышку посуды. Чашки Петри стерилизуют завернутыми в бумагу по 1-10 штук. Пастеровские пипетки по 3-15 шт. заворачивают в оберточную бумагу. В верхнюю часть каждой пипетки вкладывают кусочек ваты, предупреждающий попадание материала в окружающую среду. При завертывании пипеток нужно соблюдать большую осторожность, чтобы не обломать запаянные концы капилляров. Во время работы пипетки из пакета вынимают за верхний конец.

В верхнюю часть градуированных пипеток, как и в пастеровские пипетки, вставляют предохранительную вату и затем заворачивают в плотную бумагу, нарезанную предварительно полосками шириной 2-2,5 см и длиной 50-70 см. Полоску кладут на стол, левый конец ее загибают и завертывают им кончик пипетки, затем, вращая пипетку, навертывают на нее ленту бумаги. Для того чтобы бумага не разворачивалась, противоположный конец ее закручивают или приклеивают. На бумаге надписывают объем завернутой пипетки. При наличии пеналов градуированные пипетки стерилизуют в них.

Лабораторную посуду стерилизуют:

а) сухим жаром при температуре 180°С и 160°С соответственно 1 ч и 150 минут.

б) в автоклаве при давлении 1,5 атм. в течение 60 минут, для уничтожения споровой микрофлоры – 90 минут при 2 атм.

Стерилизация шприцев. Шприцы стерилизуют в разобранном виде: отдельно цилиндр и поршень в 2% растворе гидрокарбоната натрия 30 минут. При работе со спороносной микрофлорой стерилизацию производят в автоклаве при 132±2°С (2 атм.) в течение 20 мин, при 126±2°С (1,5 атм.) - 30 мин. Простерилизованный шприц собирают после того, как он остынет, в цилиндр вставляют поршень, надевают иглу, предварительно вынув из нее мандрен. Иглу, цилиндр и поршень берут пинцетом, который стерилизуют вместе со шприцем.

Стерилизация металлических инструментов. Металлические инструменты (ножницы, скальпели, пинцеты и пр.) стерилизуют в 2% растворе гидрокарбоната натрия, который предупреждает появление ржавчины и потерю остроты. Лезвия скальпелей и ножниц перед погружением в раствор рекомендуется обертывать ватой.

Стерилизация бактериальных петель. Бактериальные петли, сделанные из платиновой или нихромовой проволоки, стерилизуют в пламени спиртовой или газовой горелки. Такой способ стерилизации получил название прокаливания или фламбирования.

Петлю в горизонтальном положении вносят в нижнюю, наиболее холодную, часть пламени горелки, чтобы не произошло разбрызгивания сжигаемого патогенного материала. После того как он сгорит, петлю переводят в вертикальное положение, накаливают докрасна вначале нижнюю, затем верхнюю часть проволоки и прожигают петледержатель. Прокаливание в целом занимает 5-7 с.

Подготовка к стерилизации и стерилизация бумаги, марли и ваты. Вату, марлю, фильтровальную бумагу стерилизуют в сухожаровой печи при температуре 160°С в течение часа от момента показания термометром данной температуры или в автоклаве при давлении 1 атм. в течение 30 минут.

Перед стерилизацией бумагу и марлю нарезают кусочками, а вату сворачивают в виде шариков или тампонов нужной величины. После этого каждый вид материала в отдельности по одной или несколько штук заворачивают в плотную бумагу. При разрыве пакета стерилизованный материал следует стерилизовать повторно, так как стерильность его нарушается.

Стерилизация перчаток и других резиновых изделий. Изделия из резины (перчатки, трубки и т. д.), загрязненные вегетативной формой микробов, стерилизуют кипячением в 2% растворе гидрокарбоната натрия или текучим паром в течение 30 минут; при загрязнении спороносной микрофлорой-в автоклаве при давлении 1,5-2 атм. в течение 30 или 20 минут. Резиновые перчатки перед стерилизацией внутри и снаружи пересыпают тальком для предохранения их от склеивания. Между перчатками прокладывают марлю. Каждую пару перчаток завертывают отдельно в марлю и в таком виде помещают в биксы.

Стерилизация патогенных культур микробов. Пробирки и чашки, содержащие культуры микробов, не нужные для дальнейшей работы, складывают в металлический бак, пломбируют крышку и сдают на стерилизацию. Культуры патогенных микробов, вегетативные формы, убивают в автоклаве в течение 30 минут при давлении 1 атм. Сдача баков для стерилизации в автоклавную производится специально выделенным лицом под расписку. Режим стерилизации регистрируется в специальном журнале. При уничтожении культур микробов I и II групп патогенности, а также материала, зараженного или подозрительного на зараженность возбудителями, отнесенными к этим группам, баки с отработанным материалом переносят на металлических подносах с высокими бортами в присутствии сопровождающего лица, допущенного к работе с заразным материалом.

Виды стерилизации

Стерилизация кипячением.

Стерилизацию кипячением производят в стерилизаторе. В стерилизатор наливают дистиллированную воду, так как водопроводная образует накипь. (Стеклянные предметы погружают в холодную, металлические предметы-в горячую воду с добавлением гидрокарбоната натрия). Стерилизуемые предметы кипятят на слабом огне 30-60 минут. Началом стерилизации считается момент закипания воды в стерилизаторе. По окончании кипячения инструменты берут стерильным пинцетом, который кипятят вместе с остальными предметами.

Стерилизация сухим жаром.

Стерилизация сухим жаром производится в печи Пастера. Подготовленный к стерилизации материал кладут на полки так, чтобы он не соприкасался со стенками. Шкаф закрывают и после этого включают обогрев. Продолжительность стерилизации при температуре 150°С 2 ч, при 165°С – 1 ч, при 180°С – 40 мин, при 200°С – 10-15 мин (при 170°С бумага и вата желтеют, а при более высокой температуре обугливаются). Началом стерилизации считается тот момент, когда температура в печи достигнет нужной высоты. По окончании срока стерилизации печь выключают, но дверцы шкафа не открывают до полного охлаждения, так как холодный воздух, поступающий внутрь шкафа, может вызвать образование трещин на горячей посуде.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНТЕЛЬНОе

автономное учреждение амурской области

«амурский технический колледж»

(ГПОАУ АТК)

рабочая ПРОГРАММа профессионального модуля

ПМ.01 Подготовка химической посуды, приборов и

для профессии: 18.01.02 Лаборант-эколог

Свободный, 2015

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (далее ФГОС СПО) по профессии 18.01.02 / Лаборант-эколог / Химические технологии

Организация-разработчик: ГПОАУ «Амурский технический колледж»

Разработчик: , методист ГПОАУ АТК

Паспорт рабочей программы профессионального модуля 4

Результаты освоения профессионального модуля 5

Структура и содержание профессионального модуля 7

Условия реализации программы профессионального модуля 14

Контроль и оценка результатов освоения производственного модуля 16

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПОДГОТОВКА ХИМИЧЕСКОЙ ПОСУДЫ, ПРИБОРОВ И

ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

1.1Область применения программы

Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования к проведению анализа.

соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1. Пользоваться лабораторной посудой различного назначения, мыть и сушить посуду в соответствии с требованиями химического анализа.

ПК 1.2. Выбирать приборы и оборудование для проведения анализов.

ПК 1.3. Подготавливать для анализа приборы и оборудование.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

пользования лабораторной посудой различного назначения;

мытья и сушки посуды в соответствии с требованиями химического анализа;

выбора приборов и оборудования для проведения анализов;

подготовки для анализа приборов и оборудования;

готовить растворы для химической очистки посуды;

мыть химическую посуду;

обращаться с лабораторной химической посудой;

подготавливать лабораторное оборудование к проведению анализов;

пользоваться лабораторными приборами и оборудованием;

вести учет проб и реактивов;

обращаться с химическими реактивами;

назначение и классификацию химической посуды;

правила обращения, хранения, сушки химической посуды;

правила мытья химической посуды;

механические и химические методы очистки химической посуды;

назначение и устройство лабораторного оборудования;

правила сборки лабораторных установок для анализов и синтезов;

правила подготовки к работе основного и вспомогательного оборудования;

свойства реактивов, требования, предъявляемые к реактивам;

правила обращения с реактивами и правила их хранения

Всего: 104 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 54часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 36 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 18 часа;

учебной и производственной практики – 50 часов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности - техника подготовки химической посуды, приборов и лабораторного оборудования, в том числе профессиональными и общими компетенциями.

Наименование результата обучения

Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

Анализировать рабочую ситуацию, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести ответственность за результаты своей работы

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач и личного развития

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Выбор способов решения профессиональных задач в части организации рабочего места, мытья и сушки посуды в соответствии с требованиями химического анализа, выбора

и подготовки приборов и оборудования для проведения анализов, обращения с химическими реактивами.

Наблюдение за обучающимися в процессе производственной практики.

Оценка результативности работы обучающегося при выполнении индивидуальных заданий.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести ответственность за результаты своей работы

Обращение с химическими реактивами в зависимости от их свойств; анализ учета проб и реактивов; подготовка растворов для очистки и мытье химической посуды в зависимости от типа загрязнений; подготовка

лабораторного оборудования к проведению различных анализов.

Самоконтроль качества выполненной работы

Оценка результативности выполняемой работы

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач и личного развития.

Эффективный поиск необходимой информации в различных профессионально - ориентированных источниках (справочниках, каталогах, технической документации и т. п.)

Оценка эффективности работы обучающегося с источниками информации.

ОК 5. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач и личного развития.

Взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения.

Интерпретация результатов наблюдения за обучающимися в процессе освоения образовательной

программы.

ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

Работа в команде, эффективное общение с коллегами, руководством, клиентами

ОК 7 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

Применение полученных профессиональных знаний при исполнении воинской обязанности.

Интерпретация результатов наблюдения за обучающимися в процессе освоения образовательной программы.

1. Выбор лабораторной посуды. Материалы.
1.1 Химико-лабораторное стекло.

Химико-лабораторное стекло обладает высокой устойчивостью к воздействию большинства органических растворителей, растворов минеральных кислот, за исключением фтороводородной (плавиковой) и фосфорной. Концентрированные щелочи разрушают поверхность стекла, особенно при повышенных температурах.
По ГОСТ 21400-75, стекло в зависимости от химической и термической стойкости подразделяется на шесть групп: ХС1, ХС2, ХС3 — химически стойкое 1, 2 и 3-го классов соответственно; ТХС1, ТХС2 — термически и химически стойкое стекло 1-го и 2-го классов соответственно; ТС — термически стойкое стекло (боросиликатное).

1.2 Кварцевое стекло.
Кварцевое стекло получают из диоксида кремния. Посуда из кварцевого стекла обладает высокой термической устойчивостью (ее можно нагревать до 1000 °С) и химической инертностью к кислотам, за исключением плавиковой и ортофосфорной кислот. Посуду из кварцевого стекла нельзя употреблять при работе со щелочами.

1.3 Фарфор.
Фарфоровые изделия изготавливают из тонких смесей каолина, кварца, полевого шпата и алюмосиликатов. В зависимости от состава, массы и температуры обжига различают твердый фарфор, обжигаемый при 1380-1420 °С и выше, и мягкий, температура обжига которого ниже 1350 °С. Мягкий фарфор — белый, просвечивается лучше, чем твердый фарфор, но менее термостойкий и прочный. По сравнению с мягким твердый фарфор содержит больше каолина и меньше полевого шпата. Фарфоровые изделия покрывают тонким слоем глазури специального состава, которая обеспечивает высокую абразивную прочность и стойкость к воздействию кислот и щелочей. В зависимости от типа изделий и их назначения используют глазури разного состава: прозрачные, непрозрачные (глухие), цветные, матовые и др.

1.4 Фторопласты.
Фторопласты — техническое название фторсодержащих полимеров. Фторопласт (ρ = 2170 кг/м3) обладает гибкостью и высокой химической устойчивостью ко многим типам химических соединений (кислотам, щелочам, алифатическим спиртам, простым и сложным эфирам и всевозможным углеводородам). Температурный диапазон эксплуатации от -260 до +260 °С. Химическая лабораторная посуда из фторопласта Ф-4 и Ф-4МБ по химическим и физико-химическим свойствам имеет преимущества перед посудой из стекла, кварца, фарфора и других материалов, поэтому она широко применяется для препаративных и химико-аналитических работ.

1.5 Полипропилен.

Полипропилен — термопластичный полимер. Плотность от 905 до 920 кг/м3, температура плавления от 160 до 176 °С. Устойчив в воде и агрессивных неорганических средах (кроме сильных окислителей), ниже 80 °С — в органических растворителях. Лабораторная посуда из полипропилена обладает высокой химической устойчивостью и может использоваться при температурах ниже 135 °С. Посуду из полипропилена рекомендуется применять при определении металлов.

2 Подготовка лабораторной посуды для выполнения эксперимента.
Чистота посуды имеет огромное значение для достоверности эксперимента. Посуда может быть названа чистой, если на ней при самом внимательном рассмотрении нельзя заметить каких-либо загрязнений и если вода стекает со стенок ровно, нигде не оставляя капель. Появление капель наблюдается в тех случаях, когда поверхность стекла загрязнена жировыми веществами; присутствие этих веществ крайне не желательно, так как, например, выпадающие при реакции осадки обычно очень плотно прилипают к жировому слою.
Подготовка химической посуды для аналитических работ включает в себя выполнение следующих операций:
. Механическая очистка посуды с помощью щеток и ершей;
. Физическое мытье при помощи воды, моющих средств, органических растворителей (спирт, гексан и т. п.);
. Химические методы очистки посуды, мытье окислителями — кислотами, растворами солей (серная кислота, азотная кислота, растворы солей и т. п.);
. Сушка.

2.1 Механическая и физическая очистка.
Мытье посуды необходимо начинать с удаления со стенок загрязнений способом физического или химического мытья.
Для этого посуду сначала ополаскивают водой, затем загрязнения удаляют ершами различных размеров и диаметров при помощи горячей воды с применением моющих средств (как правило, применяют 20% раствор синтетического моющего средства (СМС), 5-10% раствор соды, хозяйственное мыло).
Использовать органические растворители следует для удаления нерастворимых в воде органических веществ. Посуду моют путем трехкратного ополаскивания ее небольшими порциями растворителя, причем для первого раза допускается брать использованный растворитель. Мытье посуды органическими растворителями следует проводить в вытяжном шкафу вдали от нагревательных приборов.

2.2 Химическая очистка.
2.2.1 Мытье хромовой смесью.

Мытье стеклянной посуды хромовой смесью производится только в случае ее сильного загрязнения или необходимости обезжиривания. В остальных случаях производят мытье посуды окисляющей смесью или периодическое мытье хромовой смесью с интервалом 7-10 дней. Сначала стеклянную посуду ополаскивают водой, а затем вливают небольшими порциями хромовую смесь в таком количестве, чтобы она занимала примерно одну четвертую часть ее объема, и осторожно обмывают смесью стенки сосуда, наклоняя и поворачивая его во все стороны. Затем смеси дают стечь на дно и сливают обратно в склянку для хранения. Обработанную смесью посуду тщательно, не менее пяти раз, обмывают водопроводной водой, набирая полные емкости. После этого посуду необходимо трижды ополоснуть дистиллированной водой и поставить сушиться.
Сильно загрязненную посуду моют хромовой смесью несколько раз.
Хромовую смесь не применяют, если посуда загрязнена продуктами перегонки нефти (парафином, воском, керосином, минеральными маслами и т. д.). Ее нельзя также применять, для мытья посуды, загрязненной солями бария, т. к. сульфат бария образует на стенках трудноудаляемый осадок.
Приготовление хромовой смеси. Хромовую смесь приготавливают несколькими способами.
1. Смешивают 300 см3 концентрированной серной кислоты, находящейся в фарфоровом стакане, с 15 г измельченного в фарфоровой чашке дихромата калия (или натрия). После тщательного перемешивания и отстаивания темно-бурую жидкость сливают с осадка и хранят в толстостенной стеклянной посуде или в фарфоровом стакане, снабженных крышками.
2. В фарфоровом стакане готовят насыщенный раствор бихромата калия (натрия) в небольшом количестве воды (на холоду) и осторожно добавляют равный объем концентрированной серной кислоты. Хранят в толстостенной стеклянной посуде или в фарфоровом стакане, снабженных крышками.
Сосуды с хромовой смесью следует устанавливать (для хранения и работы) на эмалированные или керамические поддоны. После длительного употребления цвет хромовой смеси из темно-оранжевого переходит в темно-зеленый, что служит признаком ее непригодности для мытья посуды.

2.2.2 Мытье окисляющей смесью.
Для выполнения аналитических работ посуда может быть подготовлена с помощью окисляющей смеси. Мытье посуды выполняют так же, как и хромовой смесью. Окисляющую смесь приготавливают смешением раствора разбавленной азотной кислоты (1:1) с 3% раствором пероксида водорода. Хранят в толстостенной стеклянной посуде.

2.2.3 Мытье серной кислотой и растворами щелочей.
Когда посуда загрязнена смолистыми веществами или в лаборатории нет окисляющей или хромовой смеси, посуду можно мыть концентрированной серной кислотой или концентрированным раствором щелочи (NaOH, KOH). Мытье выполняют так же, как и хромовой смесью.

2.3 Сушка посуды.
Сушить посуду можно на колышках, на специальном столе, в сушильном шкафу (термостате), теплым воздухом, спиртом. Сушка на колышках и на сушильном столе (метод холодной сушки) — наиболее простой, но довольно медленный способ. При сушке при нагревании посуду помещают в холодный сушильный шкаф (не переворачивая) и постепенно повышают температуру до 105-110 °С. Выдерживают 1-1,5 ч, затем шкаф постепенно охлаждают до комнатной температуры. Мерную посуду нельзя сушить при высоких температурах! Сушку посуды из полимерных материалов допускается производить в сушильном шкафу при температуре 50 °С.

3 Приготовление исследуемых растворов.
Любой раствор в первую очередь необходимо правильно приготовить, от этого будут зависеть результаты исследований. Каждый раствор состоит из нескольких компонентов, которые необходимо либо взвешать, либо отмерить. Для взвешиваний используют аналитические весы, а для измерения объема пользуются специальной мерной посудой.

3.1 Правила взвешивания.
По назначению весы разделяются на образцовые и общего назначения, которые в основном используются в лабораторной практике.
В зависимости от принципа действия весы изготавливаются механические или электронные, с автоматическим, полуавтоматическим или неавтоматическим уравновешиванием
Общие правила работы с аналитическими весами заключаются в следующем:
. перед каждым взвешиванием необходимо проверить, а в случае необходимости установить нулевую точку;
. не допускается никаких прикосновений к неарретированнным весам. Взвешиваемый предмет или разновески кладутся на чашки весов или снимаются с них после предварительного арретирования весов;
. не следует нагружать весы сверх установленной предельной нагрузки;
. нельзя ставить на весы влажные и грязные предметы;
. гигроскопичные вещества, а также летучие жидкости взвешивают в герметически закрытых сосудах;
. нельзя взвешивать горячие или холодные предметы;
. при взвешивании необходимо закрывать боковые дверки шкафа весов;
. разновески следует класть или снимать специальным пинцетом с роговыми кончиками;
. нельзя облокачиваться на полку, на которой установлены весы.

3.2 Правила измерения объема.
Для измерения объема следует пользоваться мерной посудой по ГОСТ 1770-74. Номинальный объем мерной посуды определяется при температуре 20 °С. Для правильного отсчитывания устанавливают отметку шкалы на уровне глаза так, чтобы видеть ее как касательную к кривизне мениска. Мерная посуда градуируется по нижнему краю мениска.

3.2.1 Измерение объема жидкости с помощью пипеток.
Чистую пипетку, находящуюся в вертикальном положении, заполняют раствором или дистиллированной водой на несколько миллиметров выше нулевой отметки, затем при движении мениска сверху вниз его устанавливают на нулевой отметке.
Капли, оставшиеся на сливном кончике пипетки, удаляют касанием сливного кончика стенки стеклянного сосуда.
Затем проводят слив в чистый стеклянный сосуд, который должен быть наклонен так, чтобы сливной кончик соприкасался с внутренней стенкой сосуда. Движение сливного кончика относительно стенки сосуда не допускается. Слив должен происходить свободно до установки мениска на требуемой отметке. Затем пипетку извлекают из стеклянного сосуда.

3.2.2 Измерение объема жидкости с помощью цилиндров, мензурок и мерных колб.
Чистый цилиндр, мензурка или колба, находясь в вертикальном положении заполняется раствором или дистиллированной водой на несколько миллиметров ниже необходимой отметки. Затем добавляют раствор по капле до достижения мениска отметки.


Химико-лабораторная посуда для клинических и биологических исследований изготавливается из стекла различных марок в зависимости от назначения. В лабораториях используют посуду: общего назначения: пробирки, химические стаканы, воронки простые, делительные, плоскодонные колбы, конические колбы Эрленмейера, кристаллизаторы, промывалки, холодильники прямые и обратные, сифоны для переливания жидкостей и др.;
специального назначения: аппарат Киппа, эксикаторы, капельницы, каплеуловители, круглодонные колбы, колбы для определения азота по Кьельдалю, колбы Вюрца, Клайзена и другие для перегонки жидкостей, склянки Тищенко для промывания и высушивания газов, хлоркальциевые трубки и др.;
мерную: мерные колбы, мерные цилиндры, мензурки, пипетки Мора, градуированные пипетки, микропипетки, бюретки и др.
Кроме стеклянной при исследованиях применяют также фарфоровую посуду (стаканы, выпарительные чашки, ступки, тигли, воронки Бюхнера, фарфоровые сетки), высокоогнеупорную посуду, металлическое оборудование (штативы, треноги, зажимы, пинцеты, щипцы, тигли и др.) и инструментарий (ножницы, ножи и др.).
Для соблюдения точности поставленного эксперимента следует освоить технику лабораторных работ, правила обращения с посудой и приборами; правила безопасности при работе в химических лабораториях по одному из специальных руководств.
Особенно большое значение для лабораторных исследований имеет чистота химической посуды: без выполнения этого условия нельзя быть уверенным в точности результата. При мытье посуды необходимо помнить о правилах безопасности в лаборатории, соблюдать большую осторожность при работе с концентрированными растворами щелочей, кислот, окислителей.
В зависимости от степени загрязнения лабораторную посуду моют водой, паром, органическими растворителями (диэтиловый эфир, этанол, ацетон, бензин, четыреххлористый углерод и др.), хромовой смесью, другими моющими средствами. Стеклянная посуда считается чистой, если при ополаскивании водой на стенках не образуется капель и вода стекает тонкой равномерной пленкой.
Если посуда не загрязнена смолой, жирами и другими не растворяющимися в воде веществами, ее моют теплой водой, а для удаления остатков твердых загрязнений используют щетки, волосяные ерши, стеклянные палочки с кусочком резиновой трубки, надетой на ее нижний конец. После мытья водопроводной водой посуду обязательно 2-3 раза ополаскивают дистиллированной водой.
Длительным, но эффективным способом является мытье паром. Паром посуду обрабатывают также после предварительного мытья другими способами. В большую колбу (вместимостью 3-5 л) на дно помещают стеклянные капилляры, до половины наливают ее водой, плотно закрывают пробкой, в которую вставлены высокая трубка для вывода пара и воронка для стекания конденсата. На трубку надевают (или укрепляют над трубкой в штативе) предназначенный к мытью сосуд.
К самым эффективным моющим средствам относится хромовая смесь, содержащая два сильных окислителя: Н2804 и К2СГ2О7. Хромовая смесь, или «хромпик», - это 5%-ный по массе раствор дихромата (бихромата) калия (К2СГ2О7) в концентрированной серной кислоте. Для приготовления хромовой смеси в концентрированную серную кислоту плотностью 1,84 кг/м3 вносят измельченный порошок дихромата калия и осторожно нагревают в фарфоровой чашке (или фарфоровом стакане) при помешивании стеклянной палочкой до растворения дихромата. На 100 мл концентрированной серной кислоты необходимо 9,2 г кристаллического К2Сг207. Хромовую смесь хранят в фарфоровой посуде с крышкой.
При мытье хромовой смесью посуду (колбы, стаканы больших размеров) сначала очищают с помощью горячей воды и ерша, затем в каждый сосуд вливают небольшой объем хромовой смеси и, осторожно вращая его, полностью смачивают внутренние стенки. Затем хромовую смесь выливают обратно в ту же емкость, в которой она хранится, посуду тщательно обмывают (7-9 раз) водопроводной водой и ополаскивают 3 раза дистиллированной. Сильно загрязненную посуду моют хромовой смесью 2-3 раза или оставляют стоять с хромовой смесью на несколько часов. Мелкую посуду целиком помещают в фарфоровый сосуд с хромовой смесью и оставляют на 20-30 мин, затем вынимают тигельными щипцами, аккуратно складывают в фарфоровую или эмалированную емкость и ставят под струю теплой воды. После полного удаления остатков хромовой смеси еще раз тщательно ополаскивают отдельно каждый предмет.
Хромовую смесь в лаборатории используют длительное время - до изменения ее цвета из темно-оранжевого в темно-зеленый. С хромовой смесью нужно обращаться очень осторожно, при мытье пипеток и трубок следует пользоваться резиновой грушей. Для большего эффекта посуду моют подогретой до 45-50 °С хромовой смесью. Делают это очень осторожно на горячей водяной бане, или предварительно посуду ополаскивают горячей водой. Посуду после крови,

молока, жира перед обработкой хромовой смесью моют в крепкой (до 40 %) щелочи.
В целях дольшего сохранения окислительных свойств хромовой смеси широко применяют такой способ: химическую посуду моют синтетическими моющими смесями (стиральными порошками), затем каждый предмет не менее 15 раз обмывают (наливая и выливая) водопроводной водой, после чего приступают к мытью хромовой смесью.
Если посуда загрязнена воском, парафином, минеральными маслами, хромовую смесь не применяют, посуду моют паром или органическими растворителями. Смолистые вещества удаляют также 40%-ными растворами щелочей.
Хорошее моющее средство (например, для бюреток) - смесь концентрированной серной кислоты и пергидроля (30%-ный раствор Н2О2) в объемном соотношении 5:1. Она служит также для многократного использования.
Пластиковую посуду для взятия проб крови и других материалов моют синтетическими моющими смесями, затем промывают до 20 раз водопроводной водой и ополаскивают 2-3 раза дистиллированной водой. Одноразовую пластиковую посуду (пробирки и др.) после снятия упаковки используют без мытья. Для аналитических исследований пластиковую посуду использовать нельзя.
После мытья посуду высушивают на воздухе (на специальной доске с колышками) или в сушильном шкафу.
Многие современные методики исследований содержат сведения о подготовке посуды к данному анализу, в том числе о моющих средствах. Насколько важен фактор чистоты посуды для результатов анализа свидетельствует следующий факт: в одном НИИ по результатам анализа обнаружили лучевую болезнь, что оказалось ошибочным; при детальном разборе анализа выяснилось, что лаборант нарушил методику мытья посуды, вместо синтетической моющей смеси для экономии использовал раствор соды, недостаточно смывая его водой, в результате эритроциты адсорбировались на стенках пробирок, «свидетельствуя» о гемолизе крови.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ тверской области

гБПоу «Ржевский колледж имени Н.В. Петровского »

Согласовано: Утверждаю:

Директор ГБПОУ

______________________ «Ржевский колледж

______________________ имени Н.В. Петровского»

______________________ _____________Б.В. ЖУКОВ

«___»___________20___г «___»______________20___г.

Программа профессионального модуля

ПМ.01 Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования

18.01.02 Лаборант-эколог

Ржев, 2015-2016 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта Приказа Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 916 (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее - СПО) ППКРС 18.01.02 Лаборант-эколог.

Организация-разработчик: ГБПОУ «Ржевский колледж имени Н.В. Петровского»

Разработчики:

Мастер производственного обучения: Замятина Л.Ю.

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося,

часов

Учебная,

часов

Производственная,

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

ПК 1.1

Раздел 1

Пользоваться лабораторной посудой различного предназначения, мыть и сушить посуду в соответствии с требованиями химического анализа.

48

22

8

26

-

ПК.1.2

Выбирать приборы и оборудование для проведения анализов.

46

22

8

24

-

ПК.1.3

Подготавливать для анализа приборы и оборудование.

70

40

10

30

Производственная практика , часов(если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика )

-

-

Всего:

190

84

26

80

-

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

МДК 01.01. Техника подготовки химической посуды, приборов и лабораторного оборудования

Тема 1.1. Химическая посуда

22

Требования к помещению лаборатории. Оборудование лаборатории.

Стеклянная посуда общего назначения.

Посуда специального назначения. Мерная посуда.

Работа со стеклом.

Химическая посуда из новых материалов.

Фарфоровая и высокоогнеупорная посуда.

Кварцевая посуда.

Металлическое оборудование.

Лабораторный инструмент.

Лабораторные работы

12

ЛПЗ «Оборудование лаборатории»

ЛПЗ «Классификация посуды. Работа со стеклом»

ЛПЗ «Работа с лабораторным оборудованием»

22

Мытье химической посуды. Механические и физические методы очистки.

Химические методы очистки.

Приготовление растворов для мытья посуды и мытье посуды.

Смешанные способы мытья посуды.

Сушка химической посуды: холодная сушка, методы сушки при нагревании.

Лабораторные работы

12

ЛПЗ «Мытье химической посуды.

ЛПЗ «Сушка химической посуды»

24

Приборы для измельчения и смешивания.

Весы и взвешивание.

Виды весов.

Растворение.

Экстракция. Фильтрование.

Приборы и материалы для фильтрования.

Дистилляция.

Выпаривание и упаривание.

Нагревание и прокаливание.

Кристаллизация.

Определение плотности.

Специальные методы очистки веществ.

Измерение давления.

Высушивание.

Измерение температуры.

Стерилизация.

Свойства реактивов, требования, предъявляемые к реактивам.

Деление реактивов на классы опасности.

Ядовитые вещества. Хранение ядовитых веществ .

Взрывоопасные и пожароопасные реактивы. Правила обращения и хранения реактивов. Хранение кислот и щелочей .

Утилизация реактивов. Учет реактивов. Классификация реактивов и способы их хранения, техника безопасности при работе.

Лабораторные работы

16

ЛПЗ «Измельчение и смешивание веществ».

ЛПЗ «Работа с весами». «Растворение».

ЛПЗ «Фильтрование растворов».

ЛПЗ «Получение дистиллированной воды».

ЛПЗ «Выпаривание, упаривание, прокаливание»

ЛПЗ «Кристаллизация веществ»

ЛПЗ «Определение плотности веществ»

ЛПЗ «Стерилизация. Измерение температуры»

ЛПЗ «Классификация химических реактивов и способы их хранения, техника безопасности при работе»

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ.01

26

Составить план лаборатории и размещенного в нем оборудования

Изображение всех видов спец. посуды на бумаге формата А 4

Подготовка сообщений по фарфоровой и высокоогнеупорной посуды.

Подготовка сообщений по методам и видам мытья и сушки посуды

Изображение весов различных видов на бумаге формата А4

Схематическое изображение процессов экстракции и фильтрования

Схематическое изображение процесса дистилляции по получению дистиллированной воды (перегонка)

Выполнение доклада по теме «Выпаривание и упаривание»

Выполнение доклада по теме «Накаливание и прокаливание»

Составление кроссворда по теме «Кристаллизация»

Выполнение реферата по теме «Специальные методы очистки веществ»

Составить таблицу по классу опасности реактивов

Сообщение по теме «Ядовитые вещества. Хранение ядовитых веществ»

Сообщение по теме «Утилизация реактивов. Учет реактивов. Классификация реактивов и способы их хранения, техника безопасности при работе»

Учебная практика

Виды работ

- Выбиратьстеклянную посуду общего назначения.

Выбирать посуду специального назначения для анализов.

Работать с мерной посудой.

Выполнять работу со стеклом.

Пользоваться химической посудой из новых материалов.

Применять фарфоровую и высокоогнеупорную посуду.

Пользоваться кварцевой посудой.

Обращаться с металлическим оборудованием.

Использовать лабораторный инструментарий.

Выполнять мытье химической посуды. Применять механические и физические методы очистки посуды.

Выполнять химические методы очистки посуды.

Приготавливать растворы для мытья посуды и мыть посуду.

Использовать смешанные способы мытья посуды.

Выполнять сушка химической посуды: холодная сушка, методы сушки при нагревании.

Точность и правила работы с весами различного назначения.

Выполнять растворение химических реактивов.

Проводить анализы по экстракции и фильтрованию.

Выполнять процесс дистилляции, получения дистиллированной воды.

Проводить процессы выпаривания и упаривания в лабораторных условиях.

Проводить процессы нагревания и прокаливания различных веществ.

Определять плотность с помощью ареометров.

Выполнять специальные методы очистки веществ.

Проводить измерение давления.

Выполнять процесс высушивания.

Проводить измерение температуры с помощью термометров.

Проводить стерилизацию.

Проводить деление реактивов на классы опасности.

Выполнять утилизацию реактивов.

Вести учет реактивов.

Классифицировать реактивы по способу их хранения.

Выполнять технику безопасности при работе с реактивами.

80

Диф. зачет

Всего

4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов для изучения профессионального модуля по профессии 18.01.02 Лаборант-эколог

Оборудование учебного кабинета:

Посадочные места по количеству обучающихся - 25;

Рабочее место преподавателя - 1;

Комплект учебно-наглядных пособий - комплект электронных пособий

Комплект лабораторного инвентаря

Автоклав

Сушильный шкаф

РН-метр

Микроскопы

Весы: технохимические, аналитические, торзионные

Холодильник

Лабораторные столы

Аналитический стол

Дистиллятор

Приборы для автоматического титрования

Барометры, термометры

Барограф

Термостат

Эксикатор

Психрометр

Колориметр

Стерилизатор

Посуда (стеклянная, мерная, фарфоровая, специального назначения)

Химические реактивы

Водяная баня

Технические средства обучения:

Вытяжной шкаф

Электроплитка

Бактерицидная лампа

4.2 Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

    И.В. Августинович «Основы технического анализа», Академия, 2012 г;

    Н.М. Александрова «Методика обучения профессии «Лаборант-эколог», Академия, 2012 г., НПО;

    С.Ю. Андрианова «Теоретические основы химического анализа», Академия, 2012 г.НПО;

    Б.М. Гайдукова «Техника и технология лабораторных работ», Академия, 2011 г. НПО;

    А.В. Сугак «Процессы и аппараты химической технологии», Академия, 2011 г. НПО;

Дополнительные источники:

    П.И. Воскресенский «Техника лабораторных работ», 1970г.

    В.П.Крищенко «Практикум по технике лабораторных работ». 1987г.

    В.А. Аликеев, Е.А. Петухова «Справочник по контролю кормления и содержания животных». 1982г.

    В.П. Крищенко «Техника лабораторных работ». 1988г.

    Е.А. Петухова, Р.Ф. Бессарабова. «Зоотехнический анализ кормов». 1981г.

    В.А. Фазумов «Справочник лаборанта-химика по анализу кормов» 1981г.

    В.А. Макаров, В.П. Фролов «Ветеринарно-санитарная экспертиза с основами с основами технологии» 1991г.

Интернет- ресурсы:

www.

www / vkozinov .narod 2.ru

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Обязательной аудиторной нагрузки – 36 часов в неделю.

Преподавание МДК профессионального модуля имеет практическую направленность. Для закрепления теоретических занятий и приобретения необходимых практических навыков предусматриваются лабораторно-практические занятия, которые проводятся после изучения соответствующих тем. При проведении ЛПЗ группы разбиваются на подгруппы.

Реализация программы модуля предусматривает обязательную учебную и производственную практику. Учебная практика (производственное обучение) проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей.

Учебная практика проводится в лаборатории образовательного учреждения и в производственных лабораториях работодателей. По итогам учебной практики проводится сдача дифференцированного зачета с выполнением практического задания. Итоговая аттестация в форме экзамена (квалификационный).

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):

наличие высшего профессионального образования и среднего специального образования, соответствующего профилю модуля. Мастера производственного обучения должны иметь 5-6 разряд по профессии. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели проходят стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

Раздел (тема) междисциплинарного курса

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля

Раздел ПМ 01. Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования

Тема 1.1. Химическая посуда

Тема 1.2. Мытье и сушка химической посуды

Тема 1.3 Назначение и устройство лабораторного оборудования, проведение химических анализов

Пользоваться лабораторной посудой различного назначения, мыть и сушить посуду в соответствии с требованиями химического анализа.

Выбирать приборы и оборудование для проведения анализов.

Подготавливать для анализа приборы и оборудование.

Подбор стеклянной посуды для проведения заданного вида анализа ГОСТ 24-400-75, ГОСТ Р ИСО 4794 - 94;

Подбор фарфоровой и высокоогнеупорной посуды для проведения заданного вида анализа ГОСТ 9147 -80;

Подготовка мерной посуды для химического анализа ГОСТ 20292- 74;

Выполнять мытье посуды механическим, физическим, химическим, смешанным способами и мытье органическими растворителями (эфиром, ацетоном, спиртом, бензином, скипидаром и др.) сушку посуды холодным, горячим способами в соответствии с требованиями химического анализа ГОСТ 27025 - 86;

Готовить растворы для химической очистки посуды (хромовой смесью, марганцевокислым калием, серной кислотой и растворами щелочей);

Выполнять сушку посуды;

Выполнять работу со стеклом: резка, гибка, вытягивание при нагревании;

Подготовка фарфоровой и высокоогнеупорной посуды для проведения заданного вида анализа ГОСТ 9147-80;

Подбор кварцевой посуды и металлического оборудования посуды для проведения заданного вида анализа ГОСТ 19908- 90, ГОСТ 19126 - 79.

Соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;

Обосновывать выбор методов мытья посуды (свойства, загрязняющих посуду веществ: жировыми, смолистыми, нерастворенными в воде веществами);

Обосновывать выбор методов сушки посуды;

Обосновывать выбор приборов и оборудования для проведения анализов;

Собирать лабораторные установки для анализов;

Подготавливать приборы и оборудование для дистилляции; для измельчения твердых веществ и смешивания; для выпаривания и упаривания; для экстракции и фильтрования; для кристаллизации; для нагревания и прокаливания; для кристаллизации; для определения плотности; для измерения давления; для измерения температуры; для стерилизации; для высушивания веществ; для специальных методов очистки веществ;

Подготавливать к работе основное и вспомогательное оборудование (весы, разновесы, шпатели, подручный материал, тару);

Вести учет проб и реактивов (журнал по прокурсорам);

Оформлять учетную документацию по движению и расходованию реактивов

Текущий контроль в форме защиты лабораторно-практических заданий

контрольные работы по темам МДК

Текущий контроль в форме защиты лабораторно-практических занятий

Наблюдение и оценка на теоретических, лабораторно-практических занятиях, при выполнении работ по учебной практике

Оценка самостоятельной работы.

Наблюдение и оценка на теоретических, лабораторно-практических занятиях, при выполнении работ по учебной практике

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем;

ОК3. Анализировать рабочую ситуацию, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях нести ответственность за результаты своей работы

ОК5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной

деятельности;

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 7 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

Качественное выполнение заданий обучающихся;

Наличие положительных отзывов по прохождению учебной и производственной практик;

Активное посещение учебных занятий, консультаций и практики

Планирование времени для выполнения и решения поставленных задач;

Находить и оптимально обрабатывать информацию для достижения поставленных задач;

Правильно сочетать отдых с работоспособностью для продуктивной деятельности;

Точное выполнение требований руководителя;

Отвечать за результат своей работы,

обосновывать принятые решения;

Объективная оценка рабочей ситуации в соответствии с поставленной задачей;

Оперативно и грамотно решать проблемы, связанные с отклонениями параметров качества проводимых анализов;

Стремиться к совершенствованию личностного развития;

Результативное использование в учебной деятельности в учебной практике информационных и коммуникационных ресурсов;

Грамотное использование прикладного обеспечения или информационно-коммуникационного обеспечения при освоении программного модуля

Оформление документации с использованием ИКТ;

Выбор необходимого программного обеспечения

- соблюдение этических норм общения при взаимодействии с преподавателем, мастером п/о;

Соблюдение приемов делового общения с обучающимися, мастерами п/о, преподавателями;

- соблюдение основных понятий и принципов этики; моральные нормы и принципы взаимоотношений;

-быть готовым взять на себя ответственность за выполненную работу в коллективе;

- поддерживать деловую репутацию;

Успешное освоение профессионального модуля;

Стремление к повышению профессиональных компетенций;

Применение полученных профессиональных знаний в своей деятельности.

Анализ конкретных умений и знаний при выполнении основных действий модуля.

Наблюдение за конкретными действиями обучающихся в ходе выполнения лабораторно- практических заданий, самостоятельной работы и учебной практики.

Текущая оценка реальных конкретных умений и знаний при выполнении лабораторно- практических занятий, самостоятельной работы и учебной практики.

Наблюдение за подготовкой обучающихся для выполнения лабораторно- практических заданий, самостоятельной работы и учебной практики.

Наблюдение за конкретными действиями обучающихся в процессе обучения.

Комплексная итоговая оценка освоенных компетенций.

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

Отлично

75 ÷ 89

Хорошо

60 ÷ 74

Удовлетворительно

менее 60

Неудовлетворительно



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.