Особняк брусницыных. Особняк братьев Брусницыных Экскурсии в особняк брусницыных

Особняк Брусницыных считается одним из самых мистических мест в Петербурге. Старинный дом в стиле эклектика хорошо сохранился, несмотря на то, что реконструкция здесь ни разу не проводилась. В этом здании туристы узнают, как жила элита императорской России.

Экскурсии в особняк Брусницыных пользуются огромной популярностью из-за его потрясающих интерьеров. В доме проходили съемки многих художественных фильмов, например, «Анны Карениной» С. Соловьева

Находится особняк на Васильевском острове, на территории, в 18-ом веке занимаемой мучными складами. Историческое наименование этого района Петербурга – Чекуши. Так назывались небольшие молотки, с помощью которых перемалывали муку. Позднее в Чекушах открылось несколько заводов по обработке кожи.

В 1844 г. в столицу империи прибыл зажиточный тверской крестьянин Н. М. Брусницын. Он купил себе дом в районе Чекуши и открыл там небольшую кожевенную лавку. Дела у Брусницына спорились, и скоро он смог накопить денег для перехода в купеческое сословие. Лавка Николая Мокеевича превратилась в крупный завод.

Разбогатев, бывший крестьянин решил перестроить свой дом. Купец нанял архитектора А. Андреева, который пристроил к зданию второй этаж, увеличил фундамент, задекорировал фасад.

В столице Николай Мокеевич женился, родил восьмерых детей. Не владея грамотой, он вложил огромные деньги в образование детей.

В 1884 г. Брусницын скончался, передав все имущество детям. Наследники купца решили повторно перестроить дом, наняв для этих целей архитектора А. Ковшарова. Именно этот зодчий сделал здание таким, каким мы его знаем.

Особняк стал гораздо выше, в нем был разбит зимний сад. Ковшаров пристроил к дому три флигеля, придав зданию Ш-образный вид. Во всех новых строениях располагались жилые помещения. В центральном здании находились парадные залы.

Революция вынудила Брусницыных спешно покинуть Россию. В их доме расположилось управление кожевенной фабрики им. Радищева. Герб купцов над входом был демонтирован, вместо него разместили советскую символику.

В зимнем саду находилась лаборатория завода, в пристройках – цеховые помещения. К сожалению, в результате этой перестройки зимний сад был полностью уничтожен.

Среди внутренних помещений сохранились Парадная столовая, Танцевальный зал, Курительная комната, Парадная лестница, Бильярдная, Гостиная.

Парадная столовая

Сразу после входа в особняк, посетители попадают в красивую комнату, обшитую резными панелями из натурального дуба. Потолок помещения украшен деревянными кессонами, здесь же находится массивный буфет.

Эта комната использовалась для торжественных обедов. Раньше в ней располагался длинный стол и стулья. Туристов здесь заинтересует огромная люстра из бронзы – настоящее произведение искусства.

Танцевальный зал

Одно из красивейших помещений в особняке Брусницыных. Купцы стремились быть во всем похожими на аристократов и давали балы, которые славились на весь Петербург. В зале большие окна, стены украшены лепниной и барельефами, на потолке – шикарные люстры.

Отлично сохранился украшенный белоснежными каменными ангелочками камин, массивное зеркало в уникальной оправе. По обе стороны от камина установлены позолоченные тумбы. При Брусницыных здесь стояли цветы, когда особняком завладела советская власть, тумбочки использовались в качестве постаментов для бюстов В. Ленина и К. Маркса.

Убранство Танцевального зала напоминает интерьеры Зимнего дворца: здесь очень много барельефов, небольших статуй, орнамента и лепнины.

Курительная комната

Самое необычное помещение в доме. Для оформления курительной комнаты архитектор А. Ковшаров выбрал восточный стиль. Потолок выполнен в виде купола, обильно позолочен. Позолотой покрыты и стены. Гостям кажется, что они находятся где-то в Самарканде. Усиливает ощущение арабский орнамент, складывающийся в надпись «Слава Аллаху».

Парадная лестница

В советское время мраморную лестницу на входе в особняк Брусницыных скрыли под досками. Пол был разобран в 2015 г., открыв миру изумительную лестницу из редкой породы мрамора с уникальными резными перилами. Лестница прекрасно освещена расположенным рядом окном.

Бильярдная

Бильярдную жители особняка Брусницыных называли также Красным кабинетом. Потолок украшен лепниной, посреди него находится люстра уникальной конструкции: с помощью специальной рукоятки ее можно опускать и поднимать, увеличивая и понижая интенсивность света.

В бильярдной сохранились диваны с оригинальной обивкой, деревянные шкафы для хранения костяных шаров.

Гостиная

Как и во многих других помещениях особняка Брусницыных, основной достопримечательностью гостиной является люстра – здесь она огромная, позолоченная на несколько десятков свечей. Стены помещения покрыты шелковой драпировкой. В комнате находится множество зеркал, расположенных таким образом, чтобы у находящегося в помещении возникала иллюзия бесконечного пространства.

Несмотря на высокую архитектурную значимость и статус объекта культурного наследия, будущее особняка Брусницыных не предопределено. Кожевенная фабрика им. Радищева давно закрылась, ухаживать за помещениями некому.

Небольшой приток денег на ремонт особняка обеспечивают экскурсии, аренда, а также регулярные фото- и киносъемки. На текущий момент (15.11.2017 г.) петербургские власти не приняли план реконструкции здания.

Старина и запущенность особняка сделало его культовым местом среди мистически настроенных людей. Согласно одной из петербургских легенд, зеркала в дом Брусницына привезли из итальянского дворца, не зная, что когда-то в этом палаццо находился гроб с телом графа Дракулы. Именно с этим обстоятельством мистики связывают несчастливую жизнь Брусницыных, болезни многих членов этой семьи, а также смерть внучки Николая Мокеевича.

Как добраться

Недавно мне с друзьями удалось побывать в чудесном заброшенном особняке, который сейчас находится в замороженном состоянии. Дальнейшая судьба его неизвестна, но сейчас в особняк Брусницыных можно попасть, если сильно захотеть.

Особняк купцов Брусницыных - памятник архитектуры в стиле эклектика в Санкт-Петербурге. В современном виде создан в 1884 году для купцов братьев Брусницыных архитектором А. И. Ковшаровым в ходе капитальной перестройки здания неизвестного архитектора, впервые упоминаемого в 1844 году.

1. Танцевальный зал, который иногда еще называют Белым залом. Ослепительно нарядное помещение обильно украшено белой лепкой с золочением. Белый зал оформлен в стиле Людовика XV. Плавный переход от вертикальной плоскости стен к горизонтальной плоскости плафона образует двухъярусная лепная падуга.

2. Она скругляет углы и придает интерьеру особую пластичность и живописность. Стены, двери и потолок Белого зала сплошь покрыты лепниной с растительными орнаментами, венками, музыкальными инструментами, амурами и женскими головками.

3. Кроме того, в зале привлекает внимание огромная люстра с хрустальными подвесками.

4. Значительное пространство на стенах занимают лепные панно с изображением ваз, цветов и фигурок сатиров со свирелями и другими музыкальными инструментами. Лепные панно на стенах чередуются с парными каннелированными пилястрами, в капители которых вписаны лиры. В помещении сохранились цельные, без переплетов оконные рамы с очень толстыми стеклами, а также мраморные подоконники.

5. В центральной части камин украшают скульптуры целующихся путти, еще два амурчика сидят по бокам, поддерживая свисающие мраморные гирлянды сложной работы.

6. Прекрасно сохранился мраморный камин. Две тумбы по бокам камина, изначально предназначавшиеся для ваз с цветами. Над фигурной полочкой камина помещается лепная рама в виде перевитого лентами венка. В раме сохранилось подлинное зеркало. Расположение зеркала, как и в других помещениях особняка, специально подобрано таким образом, чтобы посетители могли видеть в него отражение великолепной люстры и потолка.

7. К Белому залу примыкает небольшая курительная с прекрасно сохранившимся роскошным декором.

8. Это одно из самых ценных помещений дома. По моде того времени кальянная комната оформлена в восточном мавританском стиле.

9. Сохранился купол курительной комнаты, а также небольшой угловой эркер с изящными полуколонками. Стены и купол этой «мавританской шкатулки» украшены ярко раскрашенной гипсовой лепкой с позолотой.

10. Уникальная старинная люстра из стекла и латуни покрыта восточными рисунками и надписями. Люстра отражается в зеркале, что зрительно увеличивает пространство комнаты. По стенам курительной мелкой вязью идет повторяющаяся надпись «слава Аллаху».

14. Мраморная парадная лестница, идущая с первого этажа особняка, от ныне заколоченного парадного входа. Никаких светильников тут нет, но лестница хорошо освещена дневным светом. Сохранились очень ценные мраморные ступени и мраморные же резные перила ручной работы. Потолок и стены сплошь покрывает лепка с обильным растительным орнаментом, женскими головками и фигурами кариатида|кариатид. На верхней площадке лестницы, под окном можно увидеть мраморный камин в достаточно строгих формах. Расположенное над ним окно обращено в оранжерею (зимний сад), которая когда-то был наполнена зеленью, цветами и даже плодовыми деревьями.

15. Полукруглый эркер смотрит в прилегающий к дому сад. В эркере на площадке около камина когда-то стояло кресло, а ноги посетителей утопали в коврах.

20. Бильярдный зал, куда можно попасть из оранжереи или столовой. В помещении уцелел лепной потолок под дерево, а также мощная бронзовая люстра со специальной ручкой, позволявшей опускать ее над столом. Сам бильярдный стол утрачен, но остальное убранство комнаты сохранилось, в том числе встроенные угловые диванчики с подлинной обивкой, два шкафа для бильярдных принадлежностей, двери и резной камин.

21. Низ стен облицован панелями, верхняя часть обтянута тканью. Когда-то в бильярдной еще был роскошный занавес, который благодаря особой плотности не пропускал ни единого лучика света из соседней оранжереи.

22. Столовая комната с обилием резного дерева.

25. Гостиная впечатляет нарядной отделкой в уютных, теплых коричневатых тонах. Когда-то подобных гостиных в особняке было несколько, они шли анфиладой вдоль главного фасада по Кожевенной линии. В оформлении гостиной обнаруживается влияние стиля рококо. Стены разбиты на отдельные панно с золочеными лепными рамками изогнутых очертаний. Такой же золоченый лепной орнамент можно заметить на дверях и в обрамлении зеркал.

26. В промежутках между панно помещены вертикальные вставки с лепным узором и ажурной сеткой. Падуга комнаты украшена растительными орнаментами, раковинами и фигурками дракончиков. Великолепный потолок гостиной также обильно украшен лепниной, в том числе узорами в виде сетки, которые перекликаются с золоченой сеточкой настенной лепнины и вентиляционных решеток в падуге потолка. В помещении сохранилась подлинная люстра. Особенно примечательно, что стены гостиной затянуты подлинным шелком (штофом) более чем столетней давности. Зеркала, поставленные друг напротив друга, создают иллюзия бесконечности перспективы. Зеркала также имеются в эркере, расположенном в центре главного фасада здания.

28. Зимний сад.

29. Модный лучок на память.

Сегодня особняк Брусницыных нуждается в серьезной реставрации. Это архитектурный памятник федерального значения, который из-за пренебрежения властей разрушается. Вокруг расположены корпуса заводов, между которых блекло мелькает его фасад.

Характеристика

Особняк купцов Брусницыных - это место, о котором бродят легенды, граничащие с мистикой. Здешние интерьеры поражают своей красотой. Однако здание находится на пороге разрушения из-за заброшенности. Никак не могут найти деньги на реставрационные работы, арендаторы часто сменяются.

Здесь проводятся фотосессии для реклам, съемки фильмов и клипов, что также сказывается не самым благоприятным образом на обстановке. Можно прийти сюда в составе экскурсионной группы. Запрещается прикасаться к элементам интерьера из-за их хрупкости. К счастью, богатое убранство в большей мере осталось целым. Кое-где работает отопление и электричество.

Экскурсия в особняк Брусницыных - это отличный способ посмотреть на художественный декор местных помещений. Если сейчас здание так красиво, сложно представить, каким же оно было в свой расцвет. Вы будто перемещаетесь в прошлое, чтобы стать его непосредственной частью, оказываетесь в той эпохи. Ввиду обветшания дома нужно ловить возможность посмотреть на это великолепие, ведь кто знает, сколько еще все будет оставаться в таком же состоянии.

Исторические данные

Особняк Брусницыных построили в 1770 годы на стыке линий Кожевенной и Косой. Это было здание из камня, фасад которого смотрел на побережье. В 1780-м Екатерина II издала указ, в соответствии с которым здесь построили заводы для обработки кожи. В 1787-м строение значительно изменилось из-за того, сюда поместили заводскую контору. Также здесь были комнаты жилого типа.

В 1844-м это строение купил Н.М. Брусницын. Три года спустя начал работать и завод. В 1857-м старый дом дополнили пристройкой на западной стороне. В 1860-х были расширены проемы окон на первом этаже. Совершили отделку фасадов на лицевой части. В 1864-м построили новые элементы архитектурной композиции на западе.

В 1868 году право собственности на особняк Брусницыных было у обоих супругов. В 1882-м он переходит к их наследникам. Три брата занялись перестройкой объекта спустя два года. Свои архитектурные идеи воплощал А. И. Ковшаров. Второй этаж увеличили, соорудили пристройку, где разместили лестницу для парадного входа. Также появилась прекрасная оранжерея. Интерьер дома поменялся в корне, но от этого он стал только лучше.

Месторасположение

Особняк Брусницыных, адрес которого дом 27, похож на букву «Ш», если смотреть на план. Такая форма обусловлена наличием собственного крыла у каждого из братьев.

Архитекторы характеризуют стиль данного дома как эклектику. Ковшаров работал здесь с 1884 по 1886 гг. То, что это шикарное здание расположили в зоне, где в основном все процессы нацелены на развитие промышленности, кажется многим странным. Тут бывал неприятный запах и даже ядовитые испарения, которые почему-то не смущали купцов. Или контроль за заводом казался им более важным.

Вид с улицы

Особняк Брусницыных (СПб) внешне украшен фризом, на котором имеются живописные гирлянды. Если смотреть выше, можно увидеть, как сильно выступает карниз, на котором размещены дентикулы. Над лестницей расположен фронтон.

Фасад справа украшен эркерами в форме полукруга. Заходя во внутренний дворик, вы увидите место, на котором ранее произрастал шикарный сад, от него ныне остались деревья, сараи и пристройки. Когда-то весь комплекс представлял собой прекрасную усадьбу, где был особняк и огороды, постройки для производственных и складских целей.

Воистину впечатляющим зрелищем был особняк Брусницыных. Фото с его прошлым обликом еще сохранились, так что небольшой шанс убедиться в этом воочию всё же есть.

Парадный вход был заколочен после революции 1917 года. Убрали вензеля, на которых был семейный знак бывших владельцев. На освободившемся месте поместили молот и серп - символику коммунистов. Кроме фасада, этот символ можно увидеть еще и на люстре в зале для танцев.

Право собственности на особняк Брусницыных перешло к А. Радищеву - владельцу еще одного завода по обработке кожи. Здесь заседало управление и работники лабораторий. Совсем недавно убрали столы, на которых проводили анализы кожи с помощью специальных приборов.

В 1920-х годах осуществили перемещение местной оранжереи в здание Ботанического сада. В период с 1925-го по 1930-й там, где ранее был проезд, расположили проходную с вестибюлем. В помещении главной лестницы появились перекрытия из дерева, заложена часть дверей. В 1993 году над оранжереей устроено покрытие из металла. Также был произведен ремонт в Белом зале и столовой.

Недавно имелась задумка, в соответствии с ней корпуса завода, с которыми соседствует особняк Брусницыных (Санкт-Петербург), планировали реконструировать таким образом, чтобы на этой территории могла разместиться гостиница. Из неё будет открываться вид на морское побережье. Однако денег для осуществления данной операции нужно слишком много, и очень немногие инвесторы согласятся что-то строить в промышленном глухом районе.

Потери

В центре постройки находились помещения парадного типа, в остальных частях были жилые комнаты владельцев и их родных. Главный вход находится на востоке. Придя сюда, можно ознакомиться с анфиладной планировкой. Здесь уцелело много интересных и впечатляющих деталей.

Во времена Советской власти в комнатах организовывали работу цехов, так что некоторые элементы роскоши все-таки пропали. Краска потрескалась, лепнина кое-где ободрана, а Конечно, печально видеть, что особняк братьев Брусницыных доживает свои дни. Утрачено большое количество скульптур и комодов, ковров, и прочих элементов роскоши. Однако на люстры и камины до сих пор можно поглядеть.

Изящество и утонченность

Пройдя в прохожую, можно попасть в помещения второго этажа, одним из которых является купеческая парадная столовая, чей стиль оформления более всего походит на поздний ренессанс.

Ценность покоев поместья в том, что здесь есть подлинное убранство, например, потолок, оформленный лепниной. Его покрасили под дерево, чтобы он лучше гармонировал с панелями на стенах и дверью. Можно лицезреть красивую огромную люстру из бронзы и настенные бра. Их устанавливали еще основатели, применяя впоследствии свечи. Отдельного внимания заслуживает буфет, изготовленный из резного дерева. Каждая панель на стенах была изготовлена вручную. За одной из них была создана тайная дверца, через которую можно было попасть в комнату для бильярда.

На дверях расположена голова барана и изящный орнамент. Это животное здесь не случайно, ведь оно олицетворяло божество торговли. Обои и пол - это уже плоды современности. Раньше стены были обтянуты кожей небольшой плотности. Вот уж точно сразу понятно, какой по соседству завод. Проемы дверей и окон отделаны деревом темного цвета. Из столовой нельзя выглянуть на улицу, поскольку стекла с гравировкой обращены на оранжерею.

Шикарный декор

В этом помещении, как и в других, не сохранилось мебели, которая была здесь изначально. Когда-то тут стоял стол из дуба и 60 стульев, обитых кожей. Здесь трапезничала семья купцов, их коллеги по работе и друзья.

Далее можно проследовать в зал для танцев, чьи стены выкрашены в белый цвет. Здесь работает освещение, благодаря чему лучше видно красивую лепку с золотыми элементами. Это помещение оформили по образцам зданий, в которых жил Людовик XV. Можно разглядеть большое количество причудливых узоров. Есть орнаменты, изображающие растительность, музыкальные инструменты, венки, панно в виде цветов, сказочных персонажей. Композиция гармонична и выглядит утонченно.

Ее дополняют пилястры и капиели с лирами. остались цельными. Стекла у них плотные. Подоконники изготовлены из мрамора. На люстре висят подвески из хрусталя. Сама она сделана из бронзы, ее переделывали во время правления Советской власти. Тут тоже фигурирует молот с серпом.

В сохранности остался камин из мрамора, один из лучших в Петербурге. Он украшен живописными скульптурами амуров. В прошлом веке применение Белого зала было схоже с обычными актовыми залами. Здесь проводили собрания и праздники. У камина стоят красивые тумбы, которые из цветочных ваз превратились в подсветительные подставки под изваяниями Сталина и Ленина.

Мистика в стенах поместья

Это место ценно тем, что вы будто перемещаетесь назад в прошлое, попадая в особняк Брусницыных. Зеркало здесь сохранилось еще со времен управления основателей. Подойдя к нему, вы увидите потолок и шикарную люстру.

О более древнем предмете, что висел на этом месте, есть особая легенда, в которой говорится, что он приносил несчастья владельцам. Его заказали в Италии, когда особняк еще только строился. Согласно истории, вещь висела у в усыпальнице, что была в Венеции. Считалось, что человек переживает необычные чувства, глядя в зеркальную гладь.

Когда начали происходить необъяснимые беды, данный экспонат убрали на хранение в кладовую. После революции он исчез. Хотя есть версии, согласно которым данная легенда - просто вымысел, притягивающий сюда повышенное внимание туристов. Такие детали постоянно привлекают новых посетителей в особняк Брусницыных. Как попасть самостоятельно в этот загадочный мир прошлого? Говорят, что это чрезвычайно тяжело и куда проще нанять экскурсовода или придти сюда для съемки фотосессии.

Кальянная

Возле Белого зала есть курительная, где хорошо сохранился декор. Данное помещение считается одним из самых ценных. Эту кальяную оформляли с оглядкой на мавританский восточный стиль. Вы будто попадаете в сказку про Шахерезаду. Здесь красивый купол, который украшает позолоченная лепка из гипса, разукрашенная яркими красками.

Имеется красиво расписанная люстра. Из-за того что предмет освещения отражается в зеркале, которое уже утратило свою цельность и разделено на отдельные фрагменты, помещение кажется больше, чем есть на самом деле. На стенах написано «Слава Аллаху» утонченной вязью. Кроме кальяна, здесь были диваны, подушки и ковры. Покрытие на полу делали в нашу бытность.

Главный проход

Отсюда можно попасть на парадную что идет от парадного входа, что сейчас заколочен. Здесь были перекрытия из дерева, благодаря чему облик данного места удалось сохранить в первозданной форме.

Защиту сняли, когда нужно было подготовить это место к съемкам фильма. С тех пор оно открыто для взоров гостей особняка. Здесь нет электрического освещения, но дневной свет попадает сюда довольно хорошо. Бродить здесь можно очень долго, натыкаясь на все новые восхитительные детали. Стоит хотя бы единожды осуществить такой визит, чтобы почувствовать себя частичкой ушедшего времени, стать его гостем хотя бы на недолгий миг.

Сколько раз бывала на Балтийском заводе по своим антикоррозионным делам, не знала, что рядом находится историческое здание – особняк купца Брусницына, основателя кожевенного завода, находящегося на Кожевенной линии, рядом с Балтийским заводом.
В ХVIIIв. на территории, ограниченной Косой линией, Детской улицей и Невской губой находились мучные склады. Местность называлась Чекуши - по названию молоточков, которыми разбивали комочки слежавшейся муки.
Застройка Кожевенной линии началась где-то в 1770-х годах.
В 1780-х годах сюда, по указу Екатерины II были переведены кожевенные заводы. На месте нынешнего дома №27 (особняка Брусницына) находился каменный дом, обращённый к заливу. Владелицей участка стала А.Е.Фишер, которая занималась организацией кожевенного производства. Дом был для неё перестроен в 1787г. На первом этаже разместилась контора завода и прислуга, на втором – жилые помещения.
В 1844г. купец Николай Мокеевич Брусницын купил в Чекушах этот дом, а в 1847г. - кожевенную мастерскую и начал заниматься переработкой кож. Постепенно из маленькой мастерской вырос кожевенный завод, который работал вплоть до перестройки.
По проекту архитектора А.С.Андреева, Н.М.Брусницын пристроил к западной стороне своего дома дополнительный объём. В 1860г.г. им же были увеличены окна первого этажа и высота второго этажа, и изменён лицевой фасад.
В 1868 году участок с особняком перешёл к Е. И. Брусницыной, Н. М. Брусницын стал владельцем земли южнее Кожевенной линии. В 1877 году по проекту Н. Ф. фон Брюлло во дворе был построен двухэтажный склад. Умер Н.М.Брусницын в 1878г. и его дело перешло к трём сыновьям.
В 1882 году особняк перешёл к братьям Брусницыным, для которых через два года его перестраивал А. И. Ковшаров. Второй этаж вновь был повышен. С восточной стороны для парадной лестницы к зданию добавлена пристройка. Со стороны двора был организован зимний сад. Лицевой фасад был надстроен под один карниз. Именно при этой перестройке здание получило существующий сейчас облик. Отделка интерьеров особняка отличалась особым богатством. Выделялись Белый зал, столовая и гостиная. Во второй половине XIX века перепланировали сад, соорудили садовую ограду.
После 1917 года особняк стал принадлежать кожевенному заводу имени А. Н. Радищева. Здесь разместилось заводоуправление. В 1925-1930х годах на месте ворот были устроены вестибюль и проходная. Помещения парадной лестницы разделили деревянными перекрытиями, часть дверных проёмов была заложена. В 1993 году над зимним садом соорудили металлическое перекрытие, реставрировали Белый зал и столовую.
Всё это нам предварительно рассказала экскурсовод. А потом мы пошли смотреть на останки былой роскоши.
Сам особняк представлял весьма грустное зрелище.


Парадный подъезд после революции, по традиции, был заколочен, монограмма Брусницыных над ним была заменена серпом и молотом, чтобы сразу стало ясно, кто в доме хозяин. А государство взяло здание под охрану, о чём свидетельствовала доска (ржавый прямоугольник) справа от заколоченного входа.


Внутри нас предупредили, что самим нельзя открывать ни двери в залы, ни дверцы шкафчиков, всё держится на честном слове.
Всё, что осталось в доме от былого великолепия - подлинное. В основном, это декор стен и потолков.
Итак: парадная столовая. Стены отделаны дубовыми панелями, над которыми была раньше натянута светлая кожа. В настоящее время там остатки светлых обоев.

Эта кошечка сопровождала нас во время всей экскурсии и вела себя очень прилично.
А это элемент украшения этой двери:


Буфет в парадной гостиной.

Эта дверь ведёт в зимний сад. Бра - подлинные.

Белый зал:

Здесь был актовый зал завода им. Радищева. На подставках у камина стояли бюсты Маркса и Ленина.


Элемент отделки камина:

Потолочная лепка - гипс. Люстра - подлинная.


Элементы декора люстры в приближении. Фото, конечно, отвратительного качества, но хотелось показать революционные изменения, внесённые в декор: вместо родного рисунка - серп и молот.

Мавританский кабинет. Гипсовая лепка:

Подлинная люстра - стекло:

Парадная гостиная. Весь декор - подлинный. Стены обиты штофом.

Элементы декора потолка:

Бильярдная. Все вещи подлинные.

Одна из дверей:

Элемент отделки двери:

Подлинная люстра:

Зимний сад. Здесь располагалась химическая лаборатория завода им. А.Н Радищева:

Мраморная парадная лестница, на которую ведет заколоченный парадный вход. Благодаря деревянным перекрытиям, которые были построены в 30-е годы, лестница сохранилась, но...

Лестничные перила:


Общежитие для холостых рабочих завода:

Доходный дом для семейных рабочих предприятий в Чекушах. В настоящее время - единственный жилой дом в этом околотке:


Судьба этого особняка туманна и, скорее всего, будет драматична. Несколько лет назад власти Петербурга планировали на месте кожевенного завода, используя старинную промышленную архитектуру, построить гостиничный комплекс, в который входил бы отреставрированный особняк. Но это стоит колоссальных денег, к тому же место здесь достаточно глухое, а Балтийский завод со всеми прелестями машиностроительного производства никуда не деть. Гостиница не состоялась, но, говорят, какая-то московская фирма заинтересовалась особняком. Но планы её неизвестны, так что, скорее всего, Петербург потеряет очередной памятник купеческой старины...

Скоро должны решиться различные бюрократические вопросы, и мы наконец отправимся в свадебное путешествие. А пока мы ещё дома, зря времени не теряем. Вот на днях сходили на экскурсию в один из заброшенных особняков Петербурга — особняк Брусницыных .

Особняк находится в печальном состоянии, но его главная ценность в том, что внутри ни разу не проводилась реставрация, то есть вся мебель и детали интерьера — подлинные, сохранившиеся с XIX века.

Немногие знают о существовании этого особняка, ведь находится он в промышленном районе Васильевского острова. Но кому могло прийти в голову строить себе дом в таком странном месте?

Оказывается, в середине XIX века крепостному крестьянину Николаю Мокеевичу Брусницыну удалось каким-то образом накопить денег, выкупить себя у хозяина и на оставшиеся средства приобрести в Петербурге небольшую кожевенную мастерскую. По всей видимости, Николай обладал хорошей бизнес-хваткой (хоть и был неграмотен), и вскоре скромная мастерская превратилась в большую фабрику с 600 рабочими.

Николай Мокеевич тем временем стал купцом, обзавёлся семьёй и уже в 1850-х годах построил напротив фабрики для своего семейства большой особняк.

Чтобы было удобнее переходить между заводскими зданиями, соорудили мост.

По наследству фабрика и особняк достались трём сыновьям Николая Брусницына, которые перестроили дом в соответствии с собственными желаниями и модными веяниями.

Братья Брусницыны получили хорошее образование и хорошее наследство, но они не только развлекались в шикарных комнатах своего особняка, но и занимались благотворительностью — построили богадельню для сирот и стариков. Теперь в этом здание расположена морская академия.

Попасть в особняк Брусницыных простые смертные могут не иначе как с экскурсией. Сейчас дверь, ведущая к парадной лестнице, заколочена, и все экскурсанты заходят через проходную со строгим охранником — её соорудили на месте бывших ворот. В советское время здание использовалось для нужд кожевенного завода (который работал вплоть до Перестройки) — здесь находились бухгалтерия, дирекция и т.д.

После подъёма по лестнице попадаешь в малоприятное помещение с зелёными стенами, и сложно представить, что ждёт тебя за закрытой железной дверью.

Но вот дверь открывается, и на смену советскому прошлому внезапно приходит 19 век.

Это фото не наше

Мы попали во вместительную столовую с шикарной деревянной отделкой и массивным буфетом.

Но больше всего, конечно, поражает потолок — резьба по дереву просто шикарна.

Однако экскурсовод спускает нас на землю — никакая это не резьба, а лепнина, выкрашенная под дерево. Вот такие хитренькие были братья Брусницыны.

Когда-то в столовой находился большой овальный стол и множество кожаных стульев — их даже видела наш экскурсовод, когда только начинала исследование особняка. Потом их кто-то украл, видимо.

Из столовой в разные помещения ведут целых пять дверей, но мы проследовали в самое впечатляющее — Танцевальный (Белый) зал.

Интерьер выполнен в купеческом стиле — нарядно, пышно, «по-бохатому»! Множество лепнины в виде амурчиков и цветов.

Стоит отметить, что стол и пол на фотографиях — это всего лишь бутафория, привезённая для очередных съёмок — киношники и фотографы очень любят использовать особняк для работы. Под «мраморным» линолеумом — советский паркет (оригинальный пол не сохранился).

В советское время стены и потолок были покрашены белой краской. Сейчас краска слезает, и восторженным взглядам посетителей открываются позолоченные элементы лепнины.


Люстра раньше была хрустальной, но однажды упала и разбилась: теперь вместо хрусталя — стекло. Монограммы братьев, нанесённые на люстру, заменили изображениями серпа и молота.

После танцев можно и покурить, поэтому дальше мы переходим в курительную — одну из лучших курительных в Петербурге той эпохи. Убранство курительной было выполнено в модном восточном стиле.

Лепнина, позолота, люстра — всё отлично сохранилось.

Нарядный коридор ведёт из Танцевального зала к парадной мраморной лестнице — той самой, вход на которую с улицы закрыт.

В советское время лестница была скрыта от глаз посетителей — над ней были сооружены перекрытия, пол и устроен кабинет бухгалтерии.

Следующая комната — бильярдная. Здесь сохранился лепной потолок, резные шкафы и камин, барная стойка, люстра, которая опускалась над бильярдным столом, и даже обивка диванов.

Один из способов попасть в бильярдную комнату — пройти через потайную дверь в столовой. С лёгкостью можно представить, как хозяева и их друзья проводили здесь вечера за игрой и увеселительными напитками… К сожалению, сейчас Красный кабинет покрыт толстым слоем пыли и выглядит печально.

Одна из дверей комнаты выходит в зимний сад. Зимний сад, а точнее то, что от него осталось — одно из самых грустных зрелищ в особняке.

Когда-то здесь цвели фруктовые деревья, а сейчас видны лишь остатки химической лаборатории завода, функционировавшей во времена СССР.

Раньше из зимнего сада открывался вид на летний сад — ухоженный, с фонтанами и статуями.

Фотография сада

Теперь на этом месте полное запустение — какие-то автосервисы и склады, а аккуратные дорожки превратились в поросшее борщевиком поле.

Из-за зарослей видна ржавая крыша зимнего сада

Последнее помещение, доступное экскурсантам — гостиная.

Её главная ценность в том, что на стенах сохранились подлинные шёлковые обои XIX века. Кое-где они, конечно, порезаны ножичком, но вообще удивительно, что они до сих пор никуда не делись.

Бесконечность по-брусницынски

В доперестроечные времена в гостиной находился кабинет директора завода.

А пока директор наслаждался позолотой и шёлковыми обоями, что же делали братья Брусницыны? К счастью, почувствовав революцию, они успели вовремя продать свой завод государству и эмигрировать.

До последнего времени считалось, что все три брата покинули родину, и лишь недавно нашему экскурсоводу удалось выяснить, что младший из них, Георгий, остался в России. После революции ему пришлось сменить залы особняка на комнату в коммуналке, где он до конца дней жил вместе с супругой и верной прислугой.

В гостиной экскурсия заканчивается, и мы идём к выходу — снова через столовую. В столовой стоит массивный деревянный шкаф, а что же скрывается за шкафом?

Вот такая красота скрывается за шкафом

К сожалению, некоторых граждан даже созерцание прекрасного не может отучить от привычки гадить у себя под носом.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.