Архитектурные стили частных загородных домов. Особенности русской усадьбы: стиль и интерьер, история и современные интерпретации Проект дома в стиле 19 века


Дачи, виллы и особняки: Фасады и планы каменных и деревянных построек в новых стилях / Под редакцией Вл. Стори. - С.-Петербург: Книгоиздательство М. Г. Стракуна, [б. г.]. - IV, 72 с., ил. - (Дачная архитектура за границей).

От редактора

Предлагаемый вниманию русских читателей сборник иностранных архитектурных проектов, является первой попыткой ознакомить их с мотивами иностранного зодчества. Здесь собраны наиболее типичные проекты немецких и английских архитекторов из различных альбомов, а помещаемый ниже текст, представляет выдержку из объяснительных записок при проектах и вполне знакомит нас с теми требованиями, которые предъявляются к дому-особняку западными европейцами, привыкшими к бо́льшему комфорту и удобствам, чем мы, русские. Хотя не во всем и не всегда можно согласиться с положениями немецких авторов, однако приходится все же признать их глубокую продуманность и приспособленность к требованиям жизни данного народа. Для нас, русских, большинство помещенных здесь планов не пригодно в целом виде. У нас совершенно другие жизненные требования.

Наша общественная разобщенность дает себя знать и в тесном кругу семьи и дом-особняк с проходными комнатами, лишенный спасительного коридора, конечно, не скоро нашел бы у нас покупателя или даже съемщика; поэтому на все помещаемые здесь проекты следует смотреть лишь как на схему, которую можно переработать сообразно индивидуальным требованиям в каждом отдельном случае.

Все помещенные здесь проекты, большей частью относятся к каменным постройкам, хотя могут быть пригодны и для деревянных оштукатуренных. Хотя на первый взгляд и кажется сравнительная дешевизна заграничных построек, на самом же деле, подсчитав, выходит, что кубическая сажень постройки обходится от 90 руб. до 120 руб.

При пользовании масштабом полезно помнить, что и погонный метр равняется почти 1½ аршинам.

Для облегчения пользования настоящими планами, мой архитектурно-строительный кабинет принимает на себя труд по переработке их применительно к требованиям русских клиентов и законоположений.

Вл. Стори.

ТЕМЫ ТАБЛИЦ.

(* План в конце книги)

ТАБЛИЦЫ:

I. Каменный одноэтажный загородный особняк с жилым полуподвалом; крыт, как и большинство остальных, черепицей

III. IV.* Типы каменных особняков. Легко могут быть приспособлены для пансионатов

V.* Камен. одноэт. особняк с мезонином - пригоден особенно для помещичьего дома

VI.* Камен. двухэт. особняк - интересен своим внутрен. расположением комнат; все жилые комнаты и даже кухня во II эт. Для большинства русских семейств план требует переработки

VIII.* Тоже - но более удобное расположение комнат. Интересна обработка входного крыльца в виде грота

IX. Двухэт. камен. особняк - в стиле английского модерна. В виду своей обширности, план может быть разработан под санаторию или пансионат.

X. Камен. двухэт. жилой дом легко может быть приспособлен в доходный на четыре квартиры. Стиль модернизованный ампир

XI. Каменная вилла с мезонином в стили английского коттеджа для большого семейства, пансиона или санатории

XIV. Небольшой каменный дом на две квартиры с самостоят. входами

XVI. Деревян. оштукатуренный особняк с мезонином. Ограда или бетонная или каменная с деревянной решеткой

XXXV.* XXXVI. Каменные виллы в английском стиле

LV. Небольшой особняк смешанного типа, низ каменный, верх деревянный

LVI.* Бревенчатый охотничий домик в швейцарском стиле

LVII.* Загородный особняк. По удобству плана может быть приспособлен под комнатную систему

LVIII. Небольшой охотничий домик

LIX. LX. Различные фасады одной и той же виллы в швейцарском стиле

LXI. Каменный особняк в новом немецком стиле

LXII. Небольшой домик в швейцарском стиле. Может быть каменный или деревянный. Наверху мезонин

LXIII.* Садовый павильон; может быть пригоден и для летней дачи с круговой террасой

LXIV.* Деревянная или смешанного вида вилла; верх полумансардного типа в стиле немецкого модерн; достойна внимания обработка сада

LXV.* Небольшая загородная вилла. Очень удобная распланировка комнат. Помещены два фасада, главный и боковой

LXVI.* Тоже. Мотив небольшой загородной виллы с мезонином. На боковом фасаде (с правой стороны) видна решетка из дранки для вьющихся растений

LXVII. Пример расположения усадьбы на косогоре

LXVIII.* LXIX.* Каменный дом на четыре квартиры в стиле английского коттеджа. Представлены два противоположных фасада. Может быть использован как домик для рабочих на заводе

LXX.* Вилла каменная с мезонином. Может быть бревенчатая

LXXI.* Бревенчатый охотничий домик в швейцарском стиле. Внизу только зало-столовая и кухня, наверху три спальни и ванна. Удобен для загородных приездов

LXXII.* Каменный особняк в новом немецком стиле

LXXIII. Каменный особняк в стиле английских коттеджей

LXXIV.* Бревенчатый дом-изба для большого семейства. Годен для сельской школы или пансиона. Имеется большой зал для игр. Может быть приспособлен и под загородный ресторан

LXXV. Мотив загородного полуособняка на две квартиры с мезонином. Каменный или деревянный штукатуренный

LXXVI.* LXXVII. Двухэтажные особняки в ложнорусском стиле; могут быть приспособлены и под доходные дома

LXXVIII.* Небольшая служебная надворная постройка: кучерская, конюшня и сарай

Краткий объяснительный текст*)

*) Извлечение из книги Генель и Чармана.

При постройке дома никогда не следует забывать, что и в самом маленьком домике можно создать уют и красоту, соединить изящество и стиль. Но это возможно только в том случае, если место для постройки будет выбрано также осмотрительно и тщательно, как будет производиться сама постройка и вырабатываться предварительный ее план (проект).

Главнейшие требования, которым должно удовлетворять место будущей постройки следующие:

  1. Высокая сухая местность.
  2. Близость питьевой воды.
  3. Возможность устройства стоков для нечистот.
  4. Удобные дороги.
  5. Близость аптеки, доктора, школы (или удобное сообщение с ней).
  6. Материальная обеспеченность поселенцев, дабы иметь возможность впоследствии разложить повинности на большее количество плательщиков.

Следует избегать:

  1. При гористой местности плывуна-грунта (опасность оползней и сдвигов).
  2. Избегать сырых и болотистых мест.
  3. При близком соседстве больших городов обследовать историю места; не была ли здесь свалка или кладбище.
  4. Избегать при планировке поселка¹) прямых слишком широких улиц, как скучных и однообразных; желательно разбивка улиц криволинейных в виде аллей.
  5. Избегать больших проезжих дорог, как пыльных и слишком шумных.
  6. Избегать фабричных районов.

____________

¹) Существует противоположная теория, указывающая на прямолинейность улиц, как на важный фактор в смысле естественной вентиляции (сквозняк) всего поселка.

Примечание В. С.

Желательно выбирать место на южных склонах, защищенных от северных и северо-восточных ветров с небольшими хотя бы древесными насаждениями (дают тень и защита от ветров).

Дом располагать в северной части усадебного места, дабы оставалась большая площадь солнечная; избегать излишней порубки имеющихся деревьев (см. проекты № 22 и 31).

Во избежание излишних расходов в будущем, необходимо прежде постройки, основательно продумать план, для чего всегда полезнее обращаться к специальному архитектору, т. к. деньги заплаченные за хороший проект всегда сторицею вернутся.

Архитектор должен точно знать все требования строющегося и вполне проникнуться его желаниями и стремлениями и обязанности архитектора вовсе не заканчиваются с представлением архитектурного проекта, а наоборот постройки от начала до конца должны вестись под непосредственным его надзором и руководством, т. к. всегда является масса вопросов, которые не могут быть разрешены иначе, как при совместном на месте обсуждении их владельцем с архитектором; который должен постоянно напоминать клиенту, что всякие изменения и дополнения вызывают и излишние расходы, вначале кажущиеся незначительными. Архитектурный проект не должен быть лишь красивой картинкой, но вполне отвечать также и требованиям жизни.

Архитектору необходимо указать число и назначение комнат в каждом этаже, их взаимное соотношение, назначение подвала, чердака и т. д.

Хотя одноэтажный дом всегда обходится дороже двухэтажного, однако нельзя не указать удобство первого с практической точки зрения. Наконец необходимо иметь в виду общие удобства дома, дабы не обесценивать его в случае продажи или перехода к другому владельцу и, т. к. одним из главных лиц, пользующихся домом - является хозяйка, то и необходимо участие этой последней в обсуждении плана дома.

В хорошем доме на среднюю семью необходимо следующее количество комнат¹):

____________

Приемная - небольшая.

Столовая - большая и малая.

Рабочий кабинет.

Комнаты для игр.

Музыкальная комната.

Комната для танцев (зал).

Зимний сад.

Детская для игры.

Детская для работы.

Спальни в зависимости от числа и возраста детей.

Спальня для родителей.

Ателье (с потолочным светом).

Комната для прислуги.

Комната для обеда и дневного пребывания прислуги.

К спальным комнатам примыкают - туалетные ванные, гардероб, w. c.

Желательно особые умывальные для прислуги.

Бельевая комната и рядом небольшая комната для починки белья.

Лестничная клетка (Diele) должна иметь жилой уютный вид и снабжена прихожей и туалетной.

Между передней и кухней, для избежания чада, должен быть коридорчик.

Кухня из отделений: собственно кухня, судомойня, помещение для мяса, кладовые и буфетная. Серебро же должно храниться в шкафу в столовой.

Хорошо иметь особое помещение для чистки платья и сапог.

В подвале помещение для центрального отопления, угля, керосина; винный погреб с прохладной комнатой для питья и отдыха.

С южной его стороны дворницкая с отдельным выходом.

Затем надо темное помещение с водопроводом, гараж для автомобиля и велосипедов. Необходимо иметь особый черный ход и сени, помимо кухни и вообще стараться, чтобы изолировать чисто хозяйственное помещение от комнат (см. стр. 2, 4, 11 и 78).

«Куда приходит солнце, туда не заглядывает доктор»; поэтому желательно располагать дом по диагонали к меридиану, чтобы все комнаты были светлые; особенно же детские.

Спальни предпочтительно на Восток, т. к. в них к вечеру делается прохладнее.

Следить, чтобы ветром не заносило кухонного чада в дом. При простых отхожих местах устроить вентиляцию в особый канал при кухонном дымоходе.

Устройство центрального отопления необходимо поручать специалисту инженеру заранее, дабы во время постройки оставлять необходимые места для батарей и проч.

Прачечную практично помещать на чердаке.

Высоту комнат англичане обычно делают в 4½ арш.

Избегать слишком больших комнат, как не уютных.

Следует предусмотреть проводку горячей воды на верх; вообще практично делать в комнатах краны холодной и горячей воды; особенно в спальнях.

Большое удобство также представляет внутренний телефон, лифт для подачи кушаний, если кухня внизу. Необходимо устройство w. c. в каждом этаже.

Полезно также пользоваться стенами для устройства в них ниш и шкафов.

Относительно внутренней отделке комнат, то она должна отличаться изящной простотой: потолок лучше всего гладкий штукатуренный белый с цветным бордюром. Стены окрашены масляной краской в мягкие спокойные тона в соответствии с мебелью и наружностью хозяйки.

Террасы, хотя желательны, но удорожают постройку и их могут с успехом заменять комнаты мезонина с большими окнами¹).

____________

¹) Совершенно неправильное мнение. Примечание В. С.

Что же касается внешнего вида дома, то он должен находиться в соответствии с окружающими зданиями и стиль дома не должен выражаться украшениями, а должен выразиться в форме самой постройки.

Необходимо пользоваться местным строительным материалом.

Садовая ограда желательно сплошная, дабы пыль, шум и чужой глаз не проникали в сад (см. пр. № 30).

Садовая мебель лучше всего простых строгих форм белая лакированная, хорошо выделяющаяся на фоне зелени.

Вышеприведенные краткие указания да послужат к поднятию того мещанского строительства, которое свило довольно прочное гнездо в Германии²).

____________

²) Последнее слово вполне можно заменить словом „России“. Примечание В. С.

1. Speicher - кладовая.

2. Schlafzimmer - спальня.

3. Badstube - ванная.

4. Wohnzimmer - жилая комната.

5. Wintergarten - зимний сад.

6. Anrichte - буфетная.

7. Speisezimmer - столовая.

8. Diele - центральная комната с лестницей на верх, обычно в два света.

9. Vorplatz - площадка-коридор.

10. Empfangszimmer - приемная.

11. Halle - см. № 8.

12. Wohndiele-см. № 8, приспособленное под жилье.

13. Offene Veranda - открытая веранда.

14. Geschlossene Veranda - закрытая веранда.

15. Gesellschaftszimmer - гостинная.

16. Wohnraum - жилая комната.

17. Flügel - флигель (особнячек).

18. Toilette - туалетная (уборная).

19. Waschküche - судомойня.

20. Küche - кухня.

21. Gastzimmer - комната для приезжающих.

22. Kinderzimmer - детская.

23. Eiszimmer - ледник.

24. Gutestube - маленькая гостинная.

25. Zimmer - комната.

26. Salon - зало.

27. Schrank - шкаф.

28. Fräulein - гувернантка.

29. Herrenzimmer - комната для молодых людей.

30. Damenzimmer - будуар.

31. Arbeitszimmer - рабочий кабинет.


II.* Каменный двухэтажный особняк, может быть приспособлен и под две самостоятельные квартиры. Очень удобное расположение комнат





VI.* Каменный двухэтажный особняк - интересен своим внутренним расположением комнат; все жилые комнаты и даже кухня во II этаже. Для большинства русских семейств план требует переработки


VII.* Тип английского коттеджа на небольшую семью. Фасад изящен своей простотой










































XLVIII.* Деревянный штукатуренный полуособняк на две квартиры с самостоятельными входами. Под крышей мезонин

XLIX. Небольшой особняк с мезонином. Бревенчатый штукатуренный или каменный




LII. Особняк смешанного типа: низ каменный; верх фахверный или штукатуренный с деревянными тягами


LIII.* Того же типа дом


Что такое русский стиль в интерьере квартиры и что представляла собой повседневная жизнь русской усадьбы? Небольшие комнаты, а вовсе не бальные залы и парадные гостиные, открывавшиеся только по случаю, разномастная мебель, картины, имеющие скорее семейную, нежели художественную ценность, повседневный фарфор.

Фрагмент столовой. Ткань для штор выполнена на заказ, Colefax & Fowler, кант из клетчатой ткани, Manuel Canovas. Расписная ширма, начало ХХ века, Франция. Кресла обиты тканью, Brunschwig & Fils. Винтажные декоративные подушки с ручной росписью по шелку.

Даже члены императорской семьи в личной жизни старались окружить себя обыкновенным уютом - достаточно взглянуть на фотографии личных апартаментов Александра III в Гатчинском дворце или Николая II в Александровском дворце Царского Села...

Столовая. Каминный портал зеленого мрамора выполнен по эскизам Кирилла Истомина. Шерстяной ковер, Россия, конец XIX века. Антикварная люстра, Франция, XIX век. Обеденный стол с резьбой в китайском стиле и стулья с кожаной обивкой, Англия, ХХ век. Чехлы из ткани, Cowtan & Tout. На столе - скатерть старинного кружева из коллекции хозяев дома. Фарфоровый сервиз, Франция, начало XX века. На стене - коллекция антикварного французского, немецкого и русского фарфора.

Именно о таких интерьерах думал декоратор Кирилл Истомин, когда заказчики обратились к нему с просьбой создать усадебный интерьер дома в русском стиле без претензий на историческую достоверность.

Кирилл Истомин

«Мы начали придумывать легенду на ходу, - рассказывает Кирилл. - С первых дней работы над проектом мы вместе с хозяевами стали искать совершенно разные предметы обстановки - как говорится, про запас.

Фрагмент кабинета. Диван выполнен на заказ по эскизам Кирилла Истомина; обивка, Clarence House. На стене - иконы хозяев дома. Главная гостиная. Гобелен, Франция, XVIII век. Винтажное английское кресло, обивка, Cowtan & Tout. Настольные лампы сделаны из антикварных китайских ваз. Журнальный стол красного лака с золотой росписью в стиле шинуазри, винтаж. Сталлаж и диван выполнены на заказ по эскизам декоратора, ткань, Cowtan & Tout. Письменный стол с кожаной столешницей и ящиками, Англия, XX век, рядом - винтажное кресло из ротанга. Круглый стол с мраморной столешницей, Россия, XIX век.

С этого гобелена и началась перестройка дома - в старой гостиной для него попросту не хватало места. Новая пристройка, примкнувшая к гостиной, по площади равна первому этажу дома.

Прихожая. Обои, Stark. Резная деревянная золоченая люстра, Италия, XX век. Зеркало, Англия, XIX век. Комод и бра, винтаж. Чехлы на стульях из ткани, Lee Jofa.

Квадратная в плане, она разделена пополам на два помещения: столовую и новую гостиную, на одной из стен которой разместился гобелен.

Кухня. Тканевое бандо, Lee Jofa. Чехлы на стульях, ткань Schumacher. Люстра, обеденный стол и стулья, Россия, 1900-е годы.

«Понимаю, что подумали архитекторы, когда мы заказывали им планировку комнат с учетом размещения уже имеющихся предметов обстановки, - улыбается Кирилл. - Но я всегда отношусь с юмором к противостоянию декораторов и архитекторов».

Фрагмент кухни. Столешница и фартук сделаны из гранита.

Намерено простая отделка - деревянные полы и крашеные стены - компенсируется в комнатах высотой потолков. В старом доме они примерно на полтора метра ниже.

Гостевой санузел. Обои с растительным рисунком, Cowtan & Tout. Юбка подстолья выполнена из льна, Clarence House. Зеркало над подстольем в крашеной резной деревянной раме, Италия, начало XX века.

Впрочем, даже это не делает помещения похожими на парадные залы - те же самые жилые комнаты, словно сошедшие с дореволюционных фотографий. Вот только сложно сказать, в какой стране эти фотографии могли быть сделаны: в столовой сочетание фарфоровых тарелок, развешанных по селадоновым стенам, и цветочные орнаменты штор напоминают об английских поместьях Викторианской эпохи, в то время как обстановка малой гостиной с историческими обоями с изображением цветочных гирлянд и вторящие им кипенно-белые кружевные рюши малиновых занавесок напоминают русский стиль в интерьере, купеческий особняк где-то на Волге.

Фрагмент главной спальни. Английский винтажный лакированный секретер c золоченой росписью в китайском стиле.

Почти китч, но горячий чай с вареньем уже сделал свое дело, и вам ни о чем не хочется думать, укрывшись пуховым платком и слушая убаюкивающее мурчание кота. «Конечно, это целиком придуманный интерьер, и вряд ли вы найдете здесь исторические параллели.

Малая гостиная. Винтажные французские бронзовые бра куплены в Санкт-Петербурге. Спинки антикварных золоченых кресел обтянуты старинным кружевом из коллекции хозяев. Винтажный диван с бахромой в оригинальной малиновой обивке. Обои ручной печати по архивным оригиналам выполнены на заказ. Занавески, шелк, Lee Jofa. Деревянные стеллажи выполнены по эскизам декоратора.

Скорее он навевает воспоминания о том, какой вы представляли ушедшую эпоху, когда читали классиков, - говорит декоратор. - В доме много несочетающихся вещей, но такое «несовершенство» делает мою работу незаметной.

Спальня дочери. Фигурное изголовье выполнено на заказ, ткань, Brunschwig & Fils. Антикварная банкетка с гобеленовой обивкой куплена в Санкт-Петербурге. Прикроватные столики сделаны на заказ. Современный плетеный хлопковый ковер. Основания под настольные лампы из цветного стекла и люстра с декоративными подвесками из цветного стекла в виде фруктов, винтаж. Ванная комната дочери. Занавески с цветочным орнаментом, отделка - ткань в клетку, Schumacher. Бра, винтаж. Пуф на металлическом основании, Англия, ХХ век. Подстолье выполнено по эскизам Кирилла Истомина. Ковер из коллекции хозяев. Главная спальня. Занавески и изголовье кровати из ткани с цветочным принтом, Cowtan & Tout, римская штора, Lee Jofa. Шелковое стеганое покрывало, Duralee. Современные прикроватные тумбочки.Овальные зеркала в резных деревянных крашеных рамах, винтаж. Винтажные настольные лампы из горного хрусталя куплены в Париже. Антикварное кресло куплено в Санкт-Петербурге.

Рудольф фон Альт, Салон в квартире графа Ланкоровски в Вене (1869)

Сегодня фотографии безупречных интерьеров и бесчисленное количество фотографий частных домов можно легко найти в журналах о дизайне и в интернете. Однако, когда в начал 19-го века возникла традиция запечатления личных комнат, это было очень авангардно и необычно. Еще до того, как появилась фотография, люди, которые могли себе это позволить, нанимали художника, которые делал подробную акварельную зарисовку комнат дома. Такие рисунки вставлялись в альбом и при желании демонстрировались посторонним людям.

Такие картины, сохранившиеся до наших дней, позволяют взглянуть на декадентские образы жизни зажиточного 19-го века и оценить искусство детальной передачи дизайна домашних интерьеров. В настоящее время 47 подобных картин показаны на выставке в галерее Elizabeth Myers Mitchell в колледже Св. Иоанна а Аннаполисе, Мэриленд. Выставка была организована Купером Хьюиттом, Смитсоновским Музеем дизайна. По словам куратора Гейла Дэвидсона, картины обычно писались после того, как комната была отремонтирована, на память для семьи.

Рудольф фон Альт, Библиотека в квартире графа Ланкоровски в Вене (1881)

Рудольф фон Альт, Японский салон, Вилла Хюгель, Вена (1855)

Некоторые родители делали альбомы с подобными картинами в качестве подарка на свадьбу собственным детям, чтобы у них оставались воспоминания о доме, в котором они выросли. Люди также часто выкладывали альбомы на столах в гостиных, чтобы произвести впечатление на гостей. По словам Дэвидсона, Королева Виктория, по заказу которой было сделано много картин с изображением дворцовых интерьеров, писала в своих личных дневниках, что она с мужем любила рассматривать эти картины, вспоминая годы, прожитые в этих домах. Аристократические семьи по всей Европе в конечном счете тоже приняли практику ввода в действие этих «интерьерных портретов». На выставке представлены картины с интерьерами домов из многих стран включая Англию, Францию, Россию и Германию, которые показывают различные тенденции дизайна интерьера 1800-х, а также росту общества культуры потребления. Поскольку люди начали больше путешествовать, то их дома стали наполняться мебелью из-за границы. Иллюстрации интерьеров стали очень модными, достигнув пика приблизительно в 1870-х годах.

Такая практика была в значительной степени отражением роста промышленных классов. Многие акварели, например, изображают интерьеры, наполненные растениями и органическими украшениями, которые отражают не только интерес к миру природы, но также растущую тенденцию к редким экзотическим растениям. В отеле Villa Hügel в Венеции, например, был японский салон, наполненный исключительно декоративными элементами, которые превратили его в «сад»; в Берлинском Королевском Дворце располагалась китайская комната с панно с тропическими растениями и птицами, которые также парили над пространством в потолочной росписи. Интерьеры той эпохи также отличались наличием орхидей и птиц в клетках, которых люди хранили не только для того, чтобы произвести впечатление, но и чтобы развлечь гостей. Многие художники (в большинстве своем мужчины) начинали свою карьеру, рисуя топографические карты для военного использования или расписывая фарфоровые изделия, а после начали специализироваться на картинах интерьеров в связи с повышенным спросом. Некоторые живописцы даже сделали свое имя в этом жанре. На выставке представлены работы австрийских братьев Рудольфа и Франца фон Альт; Джеймса Робертас, британского живописца, который путешествовал с Королевой Викторией; и проектировщика Чарльза Джеймса - все из которых были известны отличными стилями. Подход к живописи этих интерьеров также развился со временем, постепенно становясь менее формальным и более интимным.

Иосиф Сатира, Учебная комната царицы Александры Федоровны, Россия (1835)

В конце 19-го начале 20-го века стал популярен более импрессионистский вид живописи и художники постепенно начали изображать более расслабленную, домашнюю окружающую среду. Иногда на картинах присутствовали даже проживающие: польский граф Ланкоронский, например, читающий книгу в своем кабинете в Вене; девочка играет на фортепьяно в комнате, а рядом с ней лежит собака. Хоть эти картины и создавались для того, чтобы запечатлеть то, как люди украшали свои дома, какую мебель и ткань выбирали, что они вешали на стены и что коллеекционировали, но иногда они напоминали иллюстрации повседневной жизни, ровно до того момента, пока в начале 20-го века эту роль переняла на себя фотокамера.

Джеймс Робертс, Гостиная Королевы в Букингемском дворце, Англия (1848)

Генри Роберт Робертсон, Интерьер одного из залов дворца в графстве Кент (1879)

Эдуард Гертнер, Китайская комната в Королевском Дворце, Берлин, Германия (1850)

Эдуард Петрович Гау, Гостиная Императрицы Александры Федоровны

Анна Альма-Тадема, Комната для исследований сэра Лоуренса Альма-Тадема, Таунсенд, Лондон (1884)

Шарлотта Бозанкет, Библиотека (1840)

Karl Wilhelm Streckfuss (1860)

Американский архитектурный стиль - потомок старого европейского . Эмигранты из Европы, и в первую очередь из Англии привозили архитектурные тенденции своих стран в Северную Америку, где внедряли и развивали их. Особенностью этого стиля является, безусловно, желание первых поселенцев продемонстрировать масштаб и богатство дома. Отсюда и ощущение дома как целого архитектурного комплекса.

Американскую архитектуру отличает просторность, симметрия, многочисленные каскады крыш, колонны, множество больших окон, часто со ставнями, иногда шпили, высокая центральная лестница, протяженность по горизонтали, минимум рельефных деталей, светлая штукатурка в качестве отделки. Всем своим видом эти проекты домов и коттеджей демонстрируют успешную жизнь хозяев на новых необжитых землях.

Английский стиль

Английский стиль - это соединение аристократизма и сдержанности, утонченного вкуса и дорогостоящих материалов. Этот архитектурный стиль в нашей стране чаше определяется общим термином «английский стиль», но в действительности представляет собой два взаимосвязанных стиля - георгианский и стиль регентства, названия которым дали исторические эпохи. В современном понимании английский дом — это смесь данных стилей.

Формировались они под влиянием материковой Европы, но переосмыслялись здесь по-своему. Черты английского стиля: прямоугольный, симметричный план; равномерное распределение и размерность всех окон; кирпичные, мало украшенные стены; низко расположенный вход с портиком; средние по высоте скаты крыши; минимальный вынос крыши над стенами; пять окон на главном фасаде; парные трубы; пилястры по бокам двери; двери с филенками.

Дом в истинном английском стиле построен исключительно из красного кирпича. Фасад английского дома достаточно строг и лишь в редких случаях допускаются небольшие украшения. Обязательный атрибут - наличие газона и цветников.

Стиль Ф.Л. Райта (стиль прерий)

Родившийся 8 июня 1867 года, Фрэнк Ллойд Райт является величайшим архитектором в мире, самым плодовитым, противоречивым и вдохновляющим.

Райт не любил сложных деталей и суетливости существовавших архитектурных стилей. Он выступал за чистоту и простоту линий, считал, что хорошо построенные здания дополняют окружение.

Стиль прерий распространился на среднем западе США в конце XIX - начале XX веков. Для стиля прерий характерны выраженные и подчеркнутые горизонтальные линии, плоские или шатровые кровли с широкими свесами, окна, объединенные в горизонтальные полосы, максимальная интеграция постройки в ландшафт. Название стиля происходит от длинных горизонтальных линий, вызывающих ассоциации с пейзажами прерий.

Для этого стиля также характерно минималистское украшение фасадов, центральное расположение каминной комнаты как символа семейного очага. Усложнение геометрии дома достигается с помощью остекленных галерей, балконов, парапетов и клумб. Граница между интерьером и террасой теряется. Места общего пользования имеют вид залов.

Готический стиль

Готика - период в развитии средневекового искусства, охватывающий почти все области материальной культуры и развивающийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. Для готики характерны арки с заостренным верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчеркивают вертикаль. Для неоготического архитектурного стиля характерны адаптированные готические элементы: стрельчатые арки, высокие вытянутые фронтоны, башни с легкорамной конструкцией, внутренние колонны, высокие узкие окна с традиционными переплетами.

Европейский стиль

Один из наиболее популярных сегодня архитектурных стилей - европейский. Основанный на архитектурных традициях прошлого, консервативный, он хорошо гармонирует с природой.

Дома в европейском стиле отличаются правильными геометрическими формами, часто усложненными эркерами. При проектировании используют, как правило, форму квадрата или близкую к квадрату.

Цоколь обычно отделывают камнем или плиткой. Крышу выполняют двух- или четырехскатной. Традиционно в качестве кровельного покрытия использовалась красная натуральная черепица, которую сегодня вытесняет металлическая. Дверь оформляют в цвете, который контрастирует с цветом стен. Окна, как правило, небольшие, прямоугольной или арочной формы. При планировании внутреннего пространства большое внимание уделяется его эффективности, благодаря чему на относительно небольшой площади удается разместить все необходимое.

Итальянский стиль

Итальянский стиль в архитектуре формировался на протяжении столетий, что во многом определяет его поистине уникальный характер.

Итальянский стиль иногда называют неоренессансом. Зародился он в Англии в начале XIX века. Основателем считается английский архитектор Джон Нэш. Итальянский стиль сочетал архитектурные находки итальянских зодчих XVI века с элементами палладио и неоклассицизма.

Итальянский стиль в архитектуре - это выбор людей, ценящих качество, традиции и естественную красоту. Для этого направления в дизайне и архитектуре характерно использование природных материалов, традиции, уют и простота. Дерево и камень в итальянском стиле сочетается с элементами из кованого железа. Стены чаще всего покрывают декоративной штукатуркой и украшают лепным декором или мозаикой.

Для дома в итальянском стиле характерны почти плоские крыши с низкими скатами, едва различимыми с земли, кронштейны, поддерживающие карнизы крыши, башня или колокольня, бельведер.

Классический стиль

В архитектуре под классицизмом понимают архитектурный стиль, распространенный в Европе в XVIII — начале XIX вв., главной чертой которого было обращение к формам античного зодчества. Архитектура классицизма характеризуется регулярностью планировки и четкостью формы, симметрично-осев ой композицией, сдержанностью декора.

Для коттеджей в классическом стиле характерно строгое соблюдение принципов пропорциональности и гармоничности. Пространственные решения лаконичны, ориентированы на преобладание в планах прямолинейных и четких очертаний с доминированием симметрично-осев ых планировочных систем.

В отделке применяется фасадная штукатурка, скатные черепичные крыши, мрамор и гипс - для колонн и балюстрад, железо и чугун - для решеток, балконов и оград.

Несмотря на преимущества ультрамодных архитектурных стилей, классические мотивы остаются по-прежнему популярными. Ведь приверженность классике - это признак основательности и тонкого вкуса хозяина дома.

Минимализм

Минимализм появляется в 60-х годах XX века в США. Главной идеей минимализма в архитектуре является желание оставить только самое необходимое, каждый элемент должен выполнять максимальное количество функций. Характерные черты минимализма: максимально возможная лаконичность, соблюдение композиции, использование натуральных материалов, максимальная функциональность и внимание к деталям, строгие линии и геометрия, единая цветовая гамма, внимание к световому оформлению, использование светлых тонов.

Большое внимание уделяется выбору материалов и их качеству. Приоритетными являются натуральные материалы, такие как камень, дерево, стекло или мрамор.

Минимализм широко применяется как в общественных сооружения, офисах, торговых центрах, так и в частных домах.

Минимализм идеален для любителей простоты, спокойствия и строгости. Минималистские помещения излучают спокойствие и тишину. Это «очищенный» стиль, но в свою очередь элегантный и новаторский по формам и отделке.

Модерн

Модерн родился на рубеже XX в. в европейской архитектуре как движение за создание стиля своей эпохи. Для модерна характерны отказ от обязательных симметричных форм, силуэты и орнаменты, стилизующие в плавных, изгибающихся линиях формы растений. Фасады отличаются округлыми контурами проемов, использованием решеток из кованого металла и глазурованной керамики. Особое внимание уделяется оформлению оконных проемов с витиеватым рисунком переплетов и витражей.

Появление принципа построения зданий «изнутри-наружу» и в связи с этим раскрытость композиций и многообразие формы. Интерьер образует ядро дома и определяет его внешний вид. В плане здания чаще всего тяготеют к квадрату, комнаты, группируются вокруг холла.

Стиль модерн развивается главным образом в архитектуре городских особняков и дорогих многоквартирных зданий, загородных вилл и дач. Модерн пропагандирует индивидуальность. Как и столетие назад, дом в этом стиле обеспечивает комфорт, уют и яркую, запоминающуюся архитектуру.

Немецкий стиль

Стиль, в основе которого лежит практичность, экономичность и рациональность. Это проявляется во всем - в планировке, оформлении, выборе материалов и особенностях конструкции. Форма домов тяготеет к квадрату.

Окна в традиционных немецких домах небольшие, прямоугольной или арочной формы, поделенные переплетом. Часто окна имеют ставни. Рамы обычно массивные. Двери делаются из дерева и окрашиваются в цвет, контрастирующий с цветом стены дома. Цокольная часть отделана облицовочной плиткой «под натуральный камень». Почти всегда есть эркеры или балкончики. Эркер часто является изюминкой дома. Крыша чаще двухскатная, но бывает и четырехскатной. Кровельное покрытие - битумная или металлочерепица, оттенков красного цвета. Особенности планировки сводятся к тому, чтобы сделать дом максимально экономичным и рациональным. Дома в немецком стиле чаще всего имеют один-два этажа плюс мансарда. С целью экономии пространства планировка устроена таким образом, чтобы в доме было минимум коридоров.

Норвежский стиль

Норвежский дом - это вариант дома в скандинавском стиле. Норвежский дом является продолжением исторического стиля «длинного дома викингов». Норвежские дома - это вытянутые пологие дома, чаще всего в один этаж, красного, коричневого или черного цвета с непременно натуральным материалом кровли. Визитная карточка норвежского дома - инверсионная зеленая кровля

Самые ранние настоящие рубленые дома в Норвегии и Швеции датируются XI в. н.э., в то время как на Руси срубы были известны уже с VIII-IX вв. н.э. Вероятно технология была привезена варяжскими наемниками, возвращавшимися со службы на Руси. Позже русский сруб использовали в Норвегии только для нежилых строений, таких как колодцы, ряжи, быки мостов, сеновалы на выпасе. И уже в XI в. в Норвегии известен принципиально отличный способ рубки с самозаклинивающимся замком, который не допускает раскрытия щелей при усыхании дерева. Норвежская техника рубки в современном виде появилась уже в XIII веке.

Прованс

Прованс - это одна из исторических областей на юге Франции. Особенностями дома в стиле прованс считаются утонченность и своеобразная романтическая нежность внешнего экстерьера дома. Особое место принадлежит деталям. У такого дома практически нет цоколя и у такого дома естественно нет привычного для нас крыльца. Садовая дорожка просто упирается во входную дверь. Стены дома обязательно должны быть из кирпича или камня. Чаще всего стены покрыты штукатуркой светлых тонов. В некоторых местах штукатурка может обнажать кирпичную стену, и это придает дому своеобразную изюминку. На втором этаже могут быть расположены балконы с балюстрадами. Окна на первом этаже узкие и обязательно должны иметь жалюзи. На втором и третьем этаже окна делают побольше. Крыша многоскатная высокая, под черепицей. Украшением крыши служат многочисленные башни со слуховыми окнами. Для дома в стиле прованс важной деталью являются двери. Они должны быть массивными с коваными петлями и иметь смотровое окошко.

Традиционно к дому пристраиваются различные пристройки: летняя кухня, летний флигель или гараж.

Рококо

Рококо - от фр. rococo, от фр. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль). Архитектурный (декоративный) стиль рококо появился во Франции (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешел в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. Стиль рококо был продолжением стиля барокко. Он не внес в архитектуру никаких новых конструктивных элементов.

Архитектура рококо стремится быть легкой, приветливой, игривой. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают; видоизменяются установленные ордера; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями, карнизы помещаются над карнизами; крыши опоясываются по краю балюстрадами; фронтоны, представляют ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, скульптурными фигурами. В обрамлении окон, дверей, стен внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, напоминающих собой листья растений, цветочных гирлянд и раковин.

Русская усадьба

Первые усадьбы появились в далеком прошлом. Москва когда-то тоже была всего лишь усадьбой. Резные фасады, классические формы, небольшие башенки, окна в узорах — деревянные русские усадьбы поражают своей красотой.

Искусная художественная резьба по дереву была характерным и самобытным украшением русских деревянных строений - и это одна из немногих традиций, сохранившихся в народе до сих пор. Резьба бывает рельефная и сквозная. Обязательно оформляли верх крыши - «конек», его часто делали в виде конской головы, навес крыльца, ставни и наличники окон. В декоре крыши преобладал звериный языческий стиль, идущий еще от кочевников-скифо в. Изображали символические животные-обереги, в том числе коней, птиц, петухов, и змей.

Понятие родового гнезда в русской усадьбе приобретает большую ценность. Русский стиль подчеркивает статус хозяина дома, который гордится своей историей и происхождением. Русская усадьба - это место проживания, а также возможность сохранить и передать потомкам свою историю, фамилию и традиции.

Северный модерн

В русской модернистской архитектуре особенно выделялось направление - северный модерн. Основное свое развитие стиль получил в Санкт-Петербурге в начале XX века под влиянием шведской архитектуры, а также финской архитектурной школы национального романтизма. Этому способствовали экономические и культурные связи с финским и шведским государствами, где национальный романтизм был главным течением в искусстве.

Характерными чертами северного модерна являются сочетание искусственных и естественных отделочных материалов, облицовка цоколя здания финским гранитом, покрытие верхних этажей отделочным кирпичом или фактурной штукатуркой. Форма зданий, построенных в стиле северного модерна, массивна и свободна от мелкого декора. Широко применялась рустовка, орнаменты и барельефы на темы русского фольклора. Архитектурный декор массивен, цвет минималистичен, цветовая гамма - по-северному сурова.

Скандинавский стиль

Страны Скандинавского полуострова - Швеция, Норвегия и связанные с ними исторически и географически Дания и Финляндия имели сходные условия для развития архитектуры.

Скандинавский дом - простой, но отнюдь не примитивный, компактный, но не дешевый. Он создан, чтобы защитить своих обитателей от неприятных климатических воздействий и обеспечить им максимальный комфорт.

Дома скандинавского стиля - это одно- и двухэтажные постройки, лаконичные и сдержанные. Традиционно дома изготавливали из дерева, которое тонировали или лакировали. Окна в домах скандинавского стиля довольно большие, иногда бывают панорамные. Акцент делается на деревянные массивные рамы. Цокольный этаж и подвал в домах скандинавского стиля отсутствуют. Крыша покрыта черепицей, металлом - крашеным или «натуральным» или различными полимерными материалами. Она может быть как скатной, так и ровной, но скатная встречается чаще. Перед входной дверью обычно сооружается крыльцо с деревянной лестницей и резными перилами, или терраса.

Современный стиль

Дом в современном стиле подразумевает открытость природе, большие пространства, панорамное остекление. В современном стиле часто объединяют помещениями - например, гостиную с каминным залом, кухню со столовой.

Кредо современной архитектуры заложено в самом названии — это то, что соответствовало бы сегодняшнему дню, принципиальная установка на новизну архитектуры, — как конструктивных и планировочных идей, так и внешних форм.

Основные принципы современной архитектуры: использование самых новых строительных материалов и конструкций, рациональный подход к решению внутренних пространств (функциональный подход), отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических элементов в облике сооружений. В отделке фасадов могут применяться: фасадная штукатурка, облицовочный кирпич, дерево, камень, керамогранит. Как правило, владельцы домов в современном стиле - это активные, динамичные люди, много путешествующие и не понаслышке знакомые с разными культурами.

Средиземноморский (средиземный) стиль

Средиземноморье - это Греция, Испания, Италия, Франция, Турция, Египет, Марокко и другие страны, которые внесли свой вклад в формирование архитектурного стиля, получившего название средиземноморский. В такой стилистике встречаются и миниатюрные домики с черепичными крышами, утопающими в пышной растительности, и роскошные белоснежные виллы на побережье.

Характеризуются такие здания оштукатуренными стенами, плоскими или низкими крытыми черепицей кровлями, использованием терракотовой плитки и камня в отделке. Стены могут быть украшены орнаментом. Балконы и окна отделаны коваными ограждениями. Вынос кровли довольно большой и оформлен карнизом. В зданиях обязательно есть большие балконы или просторные крытые террасы.

Характерная черта средиземноморско го дома - наличие внутреннего двора, уединенного патио, скрытого от посторонних глаз. Такой прием может быть очень актуальным для россиян, вынужденных ставить загородные дома чуть ли не вплотную друг к другу. Функциональный и практичный комфорт создается подручными средствами, не без изобретательности, приверженности традициям и любви к творчеству.

Средневековый

Замковая архитектура рождена романским стилем, главенствовавшим в Европе примерно с 1000 года н.э. и до возникновения готического искусства в ХIII веке. Самые ранние сооружения копировали римские военные лагеря. Строительство исполинских каменных сооружений началось с норманнов, а классические замки появились в XII веке.

Замковый тип загородного дома характеризуется крупными формами, массивными и высокими стенами, наличием балконов, эркеров, террас и башен, затейливой композицией в плане и фасаде. Для отделки фасада дома могут применяться облицовочный кирпич, камень, штукатурка. В домах такого стиля нет архитектурных излишеств, благородная простота создает ощущение монументальности и стабильности. Окна имеют форму арки, или прямоугольную форму, но с завершением интересной формы. Двери могут быть любой формы, имеют много декоративных элементов - козырек, обрамление из ковки или лепнины, витраж, мозаику. Фасады зачастую ассиметричные. Форма крыши в таких коттеджах всегда сложная, поскольку дом часто состоит из нескольких частей.

Фахверк

Фахверк - от немецкого Fachwerk, Fach - панель, секция, Werk - сооружение. Это одна из древнейших строительных конструкций, широко распространенных в Европе в период Средневековья. Такие дома строились в разных странах, но больше всего их в Германии, - порядка 2,5 млн.

Повсеместно фахверковые дома в Германии строили уже в XIIвеке. Расцвет фахверкового стиля пришелся на XVI век. На фахверки влияли модные архитектурные течения: готика, барокко, ренессанс.

У фахверковых домов жесткий деревянный каркас из стоек, балок и раскосов. Пространство между деревянными брусьями, называемое панелями, заполняли смесью глины с камышом. Затем панели штукатурили и красили в светлые тона, а сам каркас из темных балок оставался на виду. Именно он разделял фасад на отдельные ячейки различной формы и придавал дому то неповторимое своеобразие, которое и стало главной архитектурной особенностью стиля фахверк. Деревянные брусья конструкции фахверковых домов имеют много разных мотивов: кресты, фигуры, цветы, геометрические узоры.

Хай-тек

Хай-тек произошел от английского hi-tech, от high technology — высокие технологии. Это архитектурный и дизайнерский стиль конца XX - начала XXI века. Стиль пропагандирует эстетику материала. Основными чертами хай-тека являются максимально функциональное использование пространства и сдержанный декор. Стилю характерны стремительные, прямые линии, выступающие элементы конструкций, серебристо-металлический цвет, широкое применение стекла, пластика и металла. Хай-тек относится к ультрасовременны м стилям, в нем применяются конструкции, свойственные промышленным зданиям. Используемые материалы - стекло, металл, натуральное дерево.

Стиль возник из архитектуры промышленных помещений, где все элементы обстановки подчиняются функциональному назначению. Поначалу представлял собой скорее подход к архитектуре, чем особый стиль. Элементы индустриальной эстетики перешли в жилое помещение, где получили дальнейшее развитие: вышла смесь высоких технологий и конструктивизма.

Стиль хай-тек очень популярен сейчас среди людей, живущих в духе со временем и молодых душой.

Шале

Стиль шале зародился в Савойе, в провинции на юго-востоке Франции. Он вобрал в себя богатую историю альпийских гор и местные традиции. В переводе с французского «chalet» - шаль; тепло; и, собственно, швейцарский домик в горах. Изначально альпийское шале - это надежно построенное из массивного бруса жилище, защищающее пастухов от непогоды в горах.

Шале - это надежное и практичное жилье. Под шале понимают дом с покатой крышей, скаты которой сильно выступают над основными стенами. Такая конструкция кровли служила защитой дома и придомовой территории от снега и непогоды. Просторные террасы также появились из практических соображений. С их помощью существенно увеличивается полезная площадь дома. Открытая терраса - неотъемлемая часть шале, которая может не иметь ограждения и рассматриваться как часть придомовой территории.

Дома в стиле шале обычно выбирают люди, стремящиеся не только к созданию уютного дома, но также заботящиеся об экологичности своего жилища. Чувство единения с природой возникает у каждого, кто попадает в шале.

Шведский стиль

Шведский стиль - это вариация скандинавского подхода к архитектуре. Красно-белые коттеджи прекрасно вписываются как в зимний, так и в летний шведский пейзаж и являются достопримечательностью этой страны. Традиционный шведский коттедж - это простой домик, обшитый деревянными панелями и покрашенный в красный цвет, углы, окна и двери дома обычно белые. Шведское жилище во все времена было в основном деревянным (либо фахверховым в областях бедных лесом). В усадебный комплекс входят жилой дом и хозяйственные постройки, объединенные вокруг двора. Шведская архитектура отличается строгой простотой и скупым декором.

Функциональность и простота, приверженность к натуральным материалам, сдержанные цветовые сочетания свойственны шведскому стилю также как и скандинавской архитектуре в целом. Деревянные дома из светлых пород дерева с широкими оконными проемами выглядят естественным дополнением пейзажей Швеции и не только.

Голландский стиль

Голландский стиль загородного дома - вариация колониального дизайна, которая предлагает за главным фасадом простую планировку. Во внешнем облике таких зданий сформировался самобытный стиль, отличающийся одновременно практичностью и декоративностью. Для дома в голландским стиле характерны большая острая двускатная крыша с вальмами, простые окна, несимметричность фасада. Традиционно цоколь дома отделывается камнем, а фасады выполняются в штукатурке светлых тонов. Дом имеет симметричную планировку. Центральный вход приводит в прихожую, вокруг которой расположены комнаты. Жизненный уклад усердных, аккуратных, трудолюбивых голландцев нашел отражение в интерьере голландского дома, демонстрирующего благополучие, скромность и удобство. Голландские загородные дома выглядят солидно, но в то же время уютно. Подходят для семей, ищущих спокойствие и уют за скромным фасадом.

Романский стиль

Романский стиль в средневековой Европе предшествовал готике. Сам термин появился в XII веке, когда историки установили, что европейские архитекторы широко использовали многие элементы древнеримского стиля. Основными объектами зодчих были монастыри и замки, больше напоминающие крепости. Облик зданий исполнен спокойной и торжественной силы. Характерными особенностями построек романского стиля были массивные стены, тяжеловесность и толщина которых подчеркивались узкими проемами окон и ступенчатыми фризами. Основными признаками стиля являются циркульные или полуциркульные арки, каменные своды. Облицовка фасада выполняется из кирпича, обилие кирпичного декора фронтонов, фризов, окон и дверей. В качестве кровельного покрытия используется керамическая черепица. Романские постройки вписываются в пейзаж, их компактные формы и ясные силуэты повторяют естественный рельеф.

Чешский стиль

Чехия является одной из самых культурных и красивых стран не только Европы, но и мира. Культурное наследия Чехии настолько обширно, что порой бывает очень сложно просто описать те места, где вы были, самый большой вклад в культурное наследие вносит все же чешская архитектура. Архитектура этой страны создавалась веками. Чешский стиль коттеджей имеет общие черты с европейским и немецким стилями. Для дома в чешском стиле характерны правильные геометрические формы, высокие многоскатные крыши, покрытые черепицей, иногда соломой, цоколь выполняют из природного камня, часто применяют арочные окна и двери. Приземистый дом в чешском стиле отлично впишется в ландшафт и не будет выделяться в пейзаже.

Начало 19 века характеризуется зарождением во Франции архитектурного и интерьерного направления под названием ампир. Так называемый имперский стиль отличается роскошью и торжественностью, призванными подчеркнуть величие императора Наполеона. Органичное сочетание римской античности, египетских мотивов, архитектурной монументальности интерьеров, обилия позолоты и ярких цветов в отделке позволили французскому ампиру просуществовать достаточно длительный исторический период и с некоторыми изменениями быть перенятым как русским императорским двором, так и буржуазной Германией. 19 века позволяют окунуться в атмосферу величия и роскоши бальных залов, гостиных, будуаров того времени.

Характерные черты стиля

Ампир как архитектурный и интерьерный стиль зародился в начале 19 века с легкой руки Наполеона Бонапарта. Он был призван подчеркнуть величие императора, соединив в себе торжественность, роскошь и строгость.

Основой ампира является римская античность с ее монументальными арками, колоннами, кариатидами. Архитектура и интерьеры 19 века в имперском стиле отличаются монументальностью, целостностью и симметрией.

В отделке использовались красное дерево, мрамор, бронза и позолота. Стены украшали росписью античных сцен, барельефами. На потолке использовали гипсовую лепнину.

Интерьеры 19 века в стиле ампир выдержаны в насыщенных цветах: синем, красном, зеленом, бирюзовом, белом. Они хорошо сочетаются с обилием позолоты и витиеватого декора. Нередко использовались и пастельные оттенки: молочный, бежевый, лавандовый, бледно-голубой, фисташковый, мятный.

Дополняла отделку монументальная мебель из красного дерева с декоративными накладками из бронзы или позолоченной резьбой. Популярны были звериные мотивы в мебели: ножки в виде лап, подлокотники с головами львов. спровоцировал моду на аутентичную атрибутику, которая впоследствии повлияла на французский ампир, органично влившись в интерьер наряду с античными мотивами. Не менее популярна была военная тематика: картины со сценами сражений, оружие.

Стены

Стены в интерьере 19 века имперского стиля расписывали античными сюжетами и экзотическими пейзажами. Нередко встречались барельефы. Обои применяли редко, в основном с узором в виде вензелей или строгой полоски. В спальнях и будуарах стены драпировали текстилем, украшенным акантом в римском стиле. В цветовой гамме преобладали яркие оттенки: красный, синий, зеленый, а также белый. Они замечательно сочетаются с обилием позолоты, подчеркивая величественность и тожественность обстановки.

Характерной чертой ампира являются и лепнина в отделке стен. Изготавливали колонны из мрамора, малахита и иных поделочных камней, лепнину покрывали позолотой. Огромные зеркала - неотъемлемый атрибут интерьера 19 века. Их активно использовали в декоре, дополняя витиеватыми золочеными рамами.

Потолок

Потолки в интерьерах стиля ампир всегда высокие, купольной или прямой формы. Основной цвет - белый. Украшали потолок росписью, а также гризайлем. Сложно представить интерьер 19 века в имперском стиле без лепнины. Гипсовые розетки, карнизы, молдинги и другие украшения использовались повсеместно. Нередко лепнину покрывали позолотой. Строгая централизация композиции и симметрия, характерная для римского стиля, ярко прослеживается и в ампире. Центр потолка обязательно украшали узорами и дополняли великолепной подвесной люстрой. Позолота и хрусталь гармонично подчеркивали торжественную

Освещение в имперском стиле играет важную роль. При большой площади комнаты нередко устанавливали несколько крупных симметрично расположенных люстр. Кроме них, в комнате присутствовали настенные и настольные канделябры. Многочисленные огни, отражаясь в зеркалах и позолоте, создавали неповторимую атмосферу торжественности и величия.

Мебель

В интерьере мебель была монументальна, как произведение архитектурного искусства. Использовались такие исключительно архитектурные элементы, как колонны, карнизы, кариатиды. Столешницы нередко изготавливали из цельного куска мрамора или малахита. Диваны, кресла, кушетки были плавных эргономичных форм.

Широко использовалось красное дерево. Украшали мебель бронзовыми накладками, позолоченной резьбой, стилизованными под животных ножками и подлокотниками. Звериные мотивы четко прослеживаются в имперском стиле: головы и лапы львов, орлиные крылья, змеи. Популярны были и мифические существа: грифоны, сфинксы. Обивка кушеток, стульев, кресел во французском ампире преимущественно однотонная, выполненная под мрамор или кожаная. В интерьерах появились круглые столики на одной ножке, серванты для посуды и модных безделушек, секретер с полкой для книг.

Декор

В декоре 19 века преобладают античные римские и египетские мотивы - колонны, фризы, пилястры, орнамент с листьями аканта, сфинксы, пирамиды. Эпоха наполеоновских войн не могла не отразиться на интерьере. Широко использовались изображения оружия: сабель, щитов, стрел, пушек, ядер. Декораторы того времени не могли обойти стороной лавровый венок как символ величия. Он встречается повсеместно.

Интерьер изобилует гипсовыми статуями, картинами и огромными зеркалами в массивных позолоченных рамах. Сложные драпировки на окнах и стенах - характерная черта ампира. Кровати украшали балдахинами. Весь декор в интерьере имперского стиля тщательно выверен, и одинаковые изображения можно встретить в декоре мебели, стен, аксессуаров и даже книг.

Русский ампир

Русский интерьер 19 века взял многое из французского ампира, переработав и смягчив. Вместо красного дерева и бронзовых накладок на мебели использовали карельскую березу, ясень, клен. Мебель украшали позолоченной резьбой. Существ египетской мифологии удачно заменили славянскими. В отличие от французского ампира, возвышающего в первую очередь личность императора, русский большее внимание уделял величию государственной власти. Мрамор заменили уральским малахитом, лазуритом и другими поделочными камнями.

Русский ампир постепенно разделился на два направления: столичный и провинциальный. Столичный более походил на французский, однако был более мягким и пластичным. Несомненный вклад в развитие стиля внес итальянец Карл Росси. Провинциальная версия русского ампира была еще более сдержанной, приближенной к классицизму.

Ампир - яркий и величественный стиль в архитектуре и интерьере 19 века. Пышность и тожественность интерьеров была призвана подчеркнуть величие императора. Характерными чертами имперского стиля являются центрированная композиция, яркие цвета, обилие позолоты, лепнина, огромные зеркала, античные, египетские, звериные и военные мотивы.

Существуют возможности использования стиля 19 века и в современном дизайне интерьера. Дизайнеры могут воплотить в жизнь реализацию такого проекта, используя современные материалы и стилизованные предметы. Роскошный стиль ампир может украсить любую квартиру, было бы желание и возможности.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.