Наибольший видовой состав в. Видовой состав биоценозов. Наиболее интересные объекты

2.1. Методика исследования

Работа по изучению видового состава растений была проведена в помещении Моховской школы. С помощью определителя находили точное название растений, изучали биологические особенности и условия необходимые для их выращивания.

Затем изучили Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года. № 189 г. Москва «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях ». Перечня растений, которые запрещены для выращивания в детских учреждениях в этом документе не нашли. Поэтому обратились к интернету.

В интернете нашли перечень опасных растений, которые нельзя выращивать в детских учреждениях.

На последнем этапе работы проанализировали перечень растений Моховской школы и выявили, есть ли среди них опасные. После этого познакомили учащихся и педагогов с опасными растениями и посоветовали убрать их.

2.2. Результаты наблюдений

Видовой состав растений Моховской школы

Сведения о видовом составе растений в Моховской школе представлены в таблице 1.
Из данных, которые отражены в таблице, видно, что в Моховской школе 13 учебных кабинетов. Во всех кабинетах имеются комнатные растения. Так же есть растения в библиотеке, столовой, коридорах, учительской. В школе встречается 53 вида растений. Из них 38 видов – декоративнолистные – ценятся за красоту листьев.

Например, монстера, бегония королевская, нефролепис, аспарагус, сингониум и другие (приложение 1, рис. 1-5, 7-11, 13-16, 18, 20-21). 13 видов декоративноцветковые – ценятся за красоту цветов. Например, эухарис, глоксиния, бальзамин, фиалка, герань и т.д. (приложение 1, рис. 6, 12, 22-24). У эписции и хойи красивые и цветы и листья (приложение 1, рис.17, 19).

Во всех кабинетах, где занимаются учащиеся начальной школы, есть комнатные растения. Больше всего растений в 4 кабинете – 22, на втором месте 5 кабинет – 20 растений. Меньше всего растений в первом кабинете – всего 8 видов. Одинаковое количество видов растений в 3 и 2 кабинетах – по 11 видов.

В кабинетах, в которых занимаются учащиеся основной школы, по количеству видов растений лидирует кабинет биологии. В нём находится 31 вид растений. В кабинете истории и географии – 12 видов. В кабинете физики – 10 видов. В кабинете английского языка – 10 видов. В остальных кабинетах растёт менее 10 видов растений: в кабинете информатики – 8 видов, в кабинете технологии – 9 видов, в кабинете ИЗО – 7 видов, в кабинете математики – всего 4 вида растений.

В коридорах и в учительской находится по 14 видов комнатных растений. Много растений в библиотеке. Несмотря на маленькое помещение, там растёт 12 видов растений. В столовой – 3 вида растений.

Наиболее часто встречаются в помещениях школы следующие растения: сингониум – в 13 кабинетах (приложение 1, рис. 7, 8), нефролепис – в 12 кабинетах (приложение 1, рис. 15) , хлорофитум – в 11 кабинетах (приложение 1, рис. 18), бегония королевская – в 9 кабинетах (приложение 1, рис. 10) , роециссус – в 8 кабинетах (приложение 1, рис. 13) .

Таким образом, если учитель, ответственный за кабинет, любит цветы, значит, в кабинете растёт много комнатных растений. Благодаря растениям в кабинете становится уютно. Растения вырабатывают кислород и очищают воздух. Растения помогают регулировать влажность воздуха.

Растения, запрещённые для выращивания в детских учреждениях


В таблице 2 представлен перечень вредных растений, которые запрещено выращивать в детских учреждениях. Также описан вред, который может нанести данное растение человеку.

Из данных, приведённых в таблице, видно, что в Моховской школе находится 9 видов запрещенных растений. В результате исследовательской работы мы выяснили, что только в четырёх помещениях нет опасных растений: в кабинетах № 10, 18, 19 и в столовой.

Больше всего опасных растений находится в кабинете № 12 и в учительской – по 5 видов. Во 2, 4, 15 и 20 кабинетах – по 3 вида запрещенных растений. По два вида опасных растений находится в 1, 5, 16 кабинетах и в коридоре. По одному виду запрещённых растений находится в 3, 17 кабинетах и библиотеке.

Очень опасное растение – монстера – опасны все части этого растения. Оно находится в кабинетах: 2, 3, 4, 12, 16, учительской (приложение 1, рис. 14).

У некоторых растений ядовит сок. Это – Аглаонема, Диффенбахия, Молочай и Спатифиллум. Эти растения находятся в кабинетах 5, 20, 15, 17, 2, 12, 16, 19, учительской, коридоре (приложение 1, рис. 3, 14, 24) .

У Аспарагуса ядовиты ягоды. Это растение растёт в кабинетах 1, 12, библиотеке, учительской (приложение 1, рис. 4,5) .

У Гиппеаструма ядовита луковица. Он растёт в кабинетах 12, 4, 15, 20 и в учительской.

Растения Олеандр и Герань могут быть опасны своим ароматом. Запах Олеандра может вызвать головную боль. Это растение находится в кабинете №1. Герань наиболее опасное растение. Она может вызвать приступ астмы или аллергию, так как выделяет душистые эфирные масла. Герань находится в кабинетах № 2, 4, 12, коридоре и учительской.

Таким образом, в Моховской школе растёт 9 видов опасных растений, которые запрещено выращивать в детских учреждениях. Необходимо убрать опасные растения из всех мест, которые доступны школьникам.

Таблица 2. Растения, запрещённые для выращивания в детских учреждениях

№ п/п Название растения Вред от растения № кабинета, в котором встречается растение
1 Аглаонема Опасна ядовитым клеточным соком и ягодами, сок может вызывать отёк и болезненность слизистой рта и горла, а при контакте с глазами - конъюнктивит и изменения роговицы 5, 20
2 Амариллис, Гиппеаструм Луковицы амариллиса богаты алкалоидом ликорином, стимулирующим рвотный центр, при этом луковицу растения дети легко могут принять за репчатый лук. Симптомы отравления: рвота, депрессия, диарея, боли в животе, судороги, слюноотделение, потеря аппетита, тремор конечностей, явления паралича, воспаление желудка и кишечника 12, 4, 15, 20,

учительская

3 Аспарагус Опасны ягоды, вызывают раздражение слизистых оболочек 1, 12, библиотека, учительская
4 Герань Может вызвать приступ астмы или аллергию, так как выделяет душистые эфирные масла 2, 4, 12, коридор, учительская
5 Диффенбахия В соке стеблей содержатся острые кристаллы оксалата кальция, которые вызывают сильное жжение во рту и горле при попадании сока, возникают боли в животе, сильная жажда, головная боль, рвота, диарея, симптомы начинают проявляться через 5-8 часов; растение также может вызвать временный паралич голосовых связок, а при попадании сока на кожу могут возникнуть отёки и волдыри, как при ожоге, при попадании в глаза - сильный конъюнктивит, при проглатывании возможны ожоги гортани и пищевода 15
6 Молочай Содержит очень ядовитый млечный сок. При попадании внутрь возникают тошнота, рвота, диарея, боли в животе, может развиться сердечная недостаточность. Сок вызывает жжение и волдыри на коже, а при попадании в глаза - временную слепоту 17, 20, 2, 12, 16, учительская
7 Монстера Опасны все части растения 2, 3, 4, 12, 16, учительская
8 Олеандр Аромат может вызывать головную боль 1
9 Спатифиллум Ядовит сок 15, 17, 19, коридор, учительская

Выводы

  • Благодаря растениям в нашей школе уютно. Растения вырабатывают кислород и очищают воздух. Растения помогают регулировать влажность воздуха;
  • Перечень опасных растений включает 20 видов растений, которые могут нанести вред здоровью людей;
  • В Моховской школе растёт 9 видов опасных растений, которые запрещено выращивать в детских учреждениях. Необходимо убрать опасные растения из всех мест, которые доступны школьникам;
  • Проинформировали педагогов Моховской школы об опасных растениях, которые запрещено выращивать в детских учреждениях. Разработаны памятки об опасных растениях.

Список использованных источников и литературы

1. Антонов В. Цветы в вашем доме. Справочник от А до Я/ В. Антонов. – М.: АСТ-ПРЕСС,2005, - с.
2. Сергиенко Ю.В.. Полная энциклопедия комнатных растений/ Ю.В. Сергиенко. – М.: АСТ, 2008. – с. 6 – 202.
3. Титова К.Д. Комнатные растения. Определитель./К.Д. Титова. – М.: АСТ Астрель, 2001. – С. 3 – 240.
4. Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях. М.: «Кладезь-Букс », 2001. С. 61 -225.

ВИДОВОЙ СОСТАВ

ВИДОВОЙ СОСТАВ совокупность видов, входящих в ту или иную территориально ограниченную группировку организмов (биоценоз).

Экологический энциклопедический словарь. - Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии . И.И. Дедю . 1989 .


  • ВИДОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ
  • ВИДООБРАЗОВАНИЕ

Смотреть что такое "ВИДОВОЙ СОСТАВ" в других словарях:

    ВИДОВОЙ СОСТАВ - перечень видов, составляющих флору, данное сообщество или любой ценотаксон … Словарь ботанических терминов

    Видовой состав биоценоза - его биота число видов растений (и животных) или входящих в него ценопопуляций. В большинстве случаев определяется путем внимательного осмотра значительной части сообщества. Чем крупнее исследуемая территория, тем полнее выявляется биота. Так, дл … Экологический словарь

    Представляет собой совокупность объективных и субъективных признаков, закреплённых в уголовном законе, которые в сумме определяют общественно опасное деяние как преступление. Признаки состава преступления закрепляются в нормах общей и… … Википедия

    СОСТАВ ВИДОВОЙ - совокупность видов живого, входящих в ту или другую территориально ограниченную группировку (сообщество). Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 … Экологический словарь

    Состав преступления представляет собой совокупность объективных и субъективных признаков, закреплённых в уголовном законе, которые в сумме определяют общественно опасное деяние, преступление. Признаки состава преступления закрепляются в нормах … Википедия

    Г. и., отражающий видовой состав гельминтов, выявленных у обследованной группы населения … Большой медицинский словарь

    СПЕКТР ВИДОВОЙ - состав видов вегетирующих или цветущих растений, размножающихся или питающихся животных на определенном пространстве в разные сезоны года. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И.… … Экологический словарь

    ФАУНИСТИЧЕСКИЙ СОСТАВ - характерный для экосистемы или биоты видовой состав животных. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 … Экологический словарь

    Состав преступления представляет собой совокупность объективных и субъективных признаков, закреплённых в уголовном законе, которые в сумме определяют общественно опасное деяние, преступление. Признаки состава преступления закрепляются в нормах … Википедия

Книги

  • Руководство по медицинской микробиологии. Книга 3. Том первый. Оппортунистические инфекции , Арсланова Вера Алексеевна, Бабин Валерий Николаевич, Батуро Алла Петровна. Руководство содержит современные данные о бактериальных и микотических возбудителях наиболее распространенных оппортунистических инфекций, включая внутрибольничные, а также методы…
  • Эволюция кабарговых. Морфологические, молекулярно-генетические, этологические и экологические аспекты , В. И. Приходько. В книге обобщены морфологические, этологические признаки и молекулярно-генетические критерии Moschidae. Приведены современная классификация и видовой состав семейства. Рассмотрены…

Структурой сообщества обычно называют соотношение различных групп организмов, различающихся по систематическому положению, по роли, которую они играют в процессах переноса энергии и вещества, по месту, занимаемому в пространстве в пищевой или трофической сети, либо по иному признаку, существенному для понимания закономерностей функционирования естественных экосистем.

Одним из важнейших показателей сообщества является видовая структура.

Видовая структура сообщества включает видовой состав входящих в него организмов и количественное соотношение видовых популяций.

О сообществе судят, прежде всего, по его видовому разнообразию и видовому богатству.

Видовое богатство - это общий набор видов сообщества, который выражается списками представителей разных групп организмов.

Видовое разнообразие - это показатель, отражающий не только качественный состав биоценоза, но и количественные взаимоотношения видов.

Видовое разнообразие - признак экологического разнообразия: чем больше видов, тем больше экологических ниш, то есть выше богатство среды.

Видовое разнообразие связано также с устойчивостью сообщества: чем больше разнообразие, тем шире возможность адаптации сообщества к изменившимся условиям, будь это изменения климата или других факторов.

Число видов в сообществе зависит от многих факторов, например, от его географического положения. Оно заметно возрастает при продвижении с севера на юг.

Пример:

В тропическом лесу на одном гектаре можно встретить сотню видов птиц, тогда как в лесу умеренного пояса на той же площади число их не превышает десятка. Но в обоих случаях численность особей примерно одинакова. На островах фауна обычно беднее, чем на материках, причем она тем беднее, чем меньше остров и чем более он удалён от материка.

Разнообразие живых организмов определяется как климатическими, так и историческими факторами.

Пример:

В районах с мягким устойчивым климатом, с обильными и регулярными осадками, без сильных заморозков и сезонных колебаний температур видовое богатство выше, чем в районах, находящихся в зонах сурового климата, - таких, например, как тундры или высокогорья.

Видовое богатство растет по мере эволюционного развития сообщества. Чем больше времени прошло с момента образования сообщества, тем выше его видовое богатство.

Пример:

В таком древнем озере, как Байкал, например, только лишь рачков-бокоплавов обитает \(300\) видов.

Самую короткую историю имеют сельскохозяйственные сообщества, они создаются искусственно, время их существования измеряется несколькими месяцами. Но если крестьянское поле остается незасеянным и необработанным в течение двух-трёх лет, оно приобретает совсем иной облик: повышается разнотравье, появляются новые виды насекомых, птиц, грызунов.

В любом сообществе, как правило, сравнительно мало видов, представленных большим числом особей или большой биомассой, и сравнительно много видов, встречающихся редко. Виды с высокой численностью играют огромную роль в жизни сообщества, особенно так называемые виды средообразователи .

Пример:

В лесных экосистемах к видам средообразователям относятся преобладающие виды древесных растений; от них зависят условия, необходимые для выживания других видов растений и животных - трав, насекомых, птиц, зверей, мелких беспозвоночных лесной подстилки и др.

В то же время редкие виды часто оказываются лучшими показателями состояния сообщества. Это связано с тем, что для поддержания жизни редких видов требуются строго определённые сочетания различных факторов (например, температуры, влажности, состава почв, определенных видов пищевых ресурсов и др.). Поддержание необходимых условий во многом зависит от нормального функционирования экосистем, поэтому исчезновение редких видов позволяет сделать вывод о том, что функционирование экосистем нарушилось.

Обрати внимание!

Видовое разнообразие - признак устойчивости сообществ.

Видовое разнообразие может рассматриваться как показатель благополучия сообщества или экосистемы в целом. Его уменьшение часто указывает на неблагополучие гораздо раньше, чем изменение общего числа живых организмов. В сообществах с высоким разнообразием многие виды занимают сходное положение, населяя один и тот же участок пространства, выполняя сходные функции в системе вещественно-энергетического обмена. В таком сообществе изменение условий жизни под действием, например, изменений климата или иных факторов может привести к исчезновению одного вида, однако эта потеря будет компенсироваться за счёт других видов, близких к выбывшему по своей специализации. Таким образом, чем больше видовое разнообразие, тем более устойчивым является сообщество к внезапным изменениям физических факторов или климата.

Источники:

Каменский А. А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. 9 класс // ДРОФА
Каменский А. А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология (базовый уровень) 10-11 класс // ДРОФА



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.