Наибольший видовой состав в. Видовой состав биоценозов. Наиболее интересные объекты
2.1. Методика исследования
Работа по изучению видового состава растений была проведена в помещении Моховской школы. С помощью определителя находили точное название растений, изучали биологические особенности и условия необходимые для их выращивания.Затем изучили Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года. № 189 г. Москва «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях ». Перечня растений, которые запрещены для выращивания в детских учреждениях в этом документе не нашли. Поэтому обратились к интернету.
В интернете нашли перечень опасных растений, которые нельзя выращивать в детских учреждениях.
На последнем этапе работы проанализировали перечень растений Моховской школы и выявили, есть ли среди них опасные. После этого познакомили учащихся и педагогов с опасными растениями и посоветовали убрать их.
2.2. Результаты наблюдений
Видовой состав растений Моховской школы
Сведения о видовом составе растений в Моховской школе представлены в таблице 1.Из данных, которые отражены в таблице, видно, что в Моховской школе 13 учебных кабинетов. Во всех кабинетах имеются комнатные растения. Так же есть растения в библиотеке, столовой, коридорах, учительской. В школе встречается 53 вида растений. Из них 38 видов – декоративнолистные – ценятся за красоту листьев.
Например, монстера, бегония королевская, нефролепис, аспарагус, сингониум и другие (приложение 1, рис. 1-5, 7-11, 13-16, 18, 20-21). 13 видов декоративноцветковые – ценятся за красоту цветов. Например, эухарис, глоксиния, бальзамин, фиалка, герань и т.д. (приложение 1, рис. 6, 12, 22-24). У эписции и хойи красивые и цветы и листья (приложение 1, рис.17, 19).
Во всех кабинетах, где занимаются учащиеся начальной школы, есть комнатные растения. Больше всего растений в 4 кабинете – 22, на втором месте 5 кабинет – 20 растений. Меньше всего растений в первом кабинете – всего 8 видов. Одинаковое количество видов растений в 3 и 2 кабинетах – по 11 видов.
В кабинетах, в которых занимаются учащиеся основной школы, по количеству видов растений лидирует кабинет биологии. В нём находится 31 вид растений. В кабинете истории и географии – 12 видов. В кабинете физики – 10 видов. В кабинете английского языка – 10 видов. В остальных кабинетах растёт менее 10 видов растений: в кабинете информатики – 8 видов, в кабинете технологии – 9 видов, в кабинете ИЗО – 7 видов, в кабинете математики – всего 4 вида растений.
В коридорах и в учительской находится по 14 видов комнатных растений. Много растений в библиотеке. Несмотря на маленькое помещение, там растёт 12 видов растений. В столовой – 3 вида растений.
Наиболее часто встречаются в помещениях школы следующие растения: сингониум – в 13 кабинетах (приложение 1, рис. 7, 8), нефролепис – в 12 кабинетах (приложение 1, рис. 15) , хлорофитум – в 11 кабинетах (приложение 1, рис. 18), бегония королевская – в 9 кабинетах (приложение 1, рис. 10) , роециссус – в 8 кабинетах (приложение 1, рис. 13) .
Таким образом, если учитель, ответственный за кабинет, любит цветы, значит, в кабинете растёт много комнатных растений. Благодаря растениям в кабинете становится уютно. Растения вырабатывают кислород и очищают воздух. Растения помогают регулировать влажность воздуха.
Растения, запрещённые для выращивания в детских учреждениях
В таблице 2 представлен перечень вредных растений, которые запрещено выращивать в детских учреждениях. Также описан вред, который может нанести данное растение человеку.
Из данных, приведённых в таблице, видно, что в Моховской школе находится 9 видов запрещенных растений. В результате исследовательской работы мы выяснили, что только в четырёх помещениях нет опасных растений: в кабинетах № 10, 18, 19 и в столовой.
Больше всего опасных растений находится в кабинете № 12 и в учительской – по 5 видов. Во 2, 4, 15 и 20 кабинетах – по 3 вида запрещенных растений. По два вида опасных растений находится в 1, 5, 16 кабинетах и в коридоре. По одному виду запрещённых растений находится в 3, 17 кабинетах и библиотеке.
Очень опасное растение – монстера – опасны все части этого растения. Оно находится в кабинетах: 2, 3, 4, 12, 16, учительской (приложение 1, рис. 14).
У некоторых растений ядовит сок. Это – Аглаонема, Диффенбахия, Молочай и Спатифиллум. Эти растения находятся в кабинетах 5, 20, 15, 17, 2, 12, 16, 19, учительской, коридоре (приложение 1, рис. 3, 14, 24) .
У Аспарагуса ядовиты ягоды. Это растение растёт в кабинетах 1, 12, библиотеке, учительской (приложение 1, рис. 4,5) .
У Гиппеаструма ядовита луковица. Он растёт в кабинетах 12, 4, 15, 20 и в учительской.
Растения Олеандр и Герань могут быть опасны своим ароматом. Запах Олеандра может вызвать головную боль. Это растение находится в кабинете №1. Герань наиболее опасное растение. Она может вызвать приступ астмы или аллергию, так как выделяет душистые эфирные масла. Герань находится в кабинетах № 2, 4, 12, коридоре и учительской.
Таким образом, в Моховской школе растёт 9 видов опасных растений, которые запрещено выращивать в детских учреждениях. Необходимо убрать опасные растения из всех мест, которые доступны школьникам.
Таблица 2. Растения, запрещённые для выращивания в детских учреждениях
№ п/п | Название растения | Вред от растения | № кабинета, в котором встречается растение |
1 | Аглаонема | Опасна ядовитым клеточным соком и ягодами, сок может вызывать отёк и болезненность слизистой рта и горла, а при контакте с глазами - конъюнктивит и изменения роговицы | 5, 20 |
2 | Амариллис, Гиппеаструм | Луковицы амариллиса богаты алкалоидом ликорином, стимулирующим рвотный центр, при этом луковицу растения дети легко могут принять за репчатый лук. Симптомы отравления: рвота, депрессия, диарея, боли в животе, судороги, слюноотделение, потеря аппетита, тремор конечностей, явления паралича, воспаление желудка и кишечника | 12, 4, 15, 20,
учительская |
3 | Аспарагус | Опасны ягоды, вызывают раздражение слизистых оболочек | 1, 12, библиотека, учительская |
4 | Герань | Может вызвать приступ астмы или аллергию, так как выделяет душистые эфирные масла | 2, 4, 12, коридор, учительская |
5 | Диффенбахия | В соке стеблей содержатся острые кристаллы оксалата кальция, которые вызывают сильное жжение во рту и горле при попадании сока, возникают боли в животе, сильная жажда, головная боль, рвота, диарея, симптомы начинают проявляться через 5-8 часов; растение также может вызвать временный паралич голосовых связок, а при попадании сока на кожу могут возникнуть отёки и волдыри, как при ожоге, при попадании в глаза - сильный конъюнктивит, при проглатывании возможны ожоги гортани и пищевода | 15 |
6 | Молочай | Содержит очень ядовитый млечный сок. При попадании внутрь возникают тошнота, рвота, диарея, боли в животе, может развиться сердечная недостаточность. Сок вызывает жжение и волдыри на коже, а при попадании в глаза - временную слепоту | 17, 20, 2, 12, 16, учительская |
7 | Монстера | Опасны все части растения | 2, 3, 4, 12, 16, учительская |
8 | Олеандр | Аромат может вызывать головную боль | 1 |
9 | Спатифиллум | Ядовит сок | 15, 17, 19, коридор, учительская |
Выводы
- Благодаря растениям в нашей школе уютно. Растения вырабатывают кислород и очищают воздух. Растения помогают регулировать влажность воздуха;
- Перечень опасных растений включает 20 видов растений, которые могут нанести вред здоровью людей;
- В Моховской школе растёт 9 видов опасных растений, которые запрещено выращивать в детских учреждениях. Необходимо убрать опасные растения из всех мест, которые доступны школьникам;
- Проинформировали педагогов Моховской школы об опасных растениях, которые запрещено выращивать в детских учреждениях. Разработаны памятки об опасных растениях.
Список использованных источников и литературы
1. Антонов В. Цветы в вашем доме. Справочник от А до Я/ В. Антонов. – М.: АСТ-ПРЕСС,2005, - с.
2. Сергиенко Ю.В.. Полная энциклопедия комнатных растений/ Ю.В. Сергиенко. – М.: АСТ, 2008. – с. 6 – 202.
3. Титова К.Д. Комнатные растения. Определитель./К.Д. Титова. – М.: АСТ Астрель, 2001. – С. 3 – 240.
4. Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях. М.: «Кладезь-Букс
», 2001. С. 61 -225.
ВИДОВОЙ СОСТАВ
ВИДОВОЙ СОСТАВ
совокупность видов, входящих в ту или иную территориально ограниченную группировку организмов (биоценоз).
Экологический энциклопедический словарь. - Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии . И.И. Дедю . 1989 .
- ВИДОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ
- ВИДООБРАЗОВАНИЕ
Смотреть что такое "ВИДОВОЙ СОСТАВ" в других словарях:
ВИДОВОЙ СОСТАВ - перечень видов, составляющих флору, данное сообщество или любой ценотаксон … Словарь ботанических терминов
Видовой состав биоценоза - его биота число видов растений (и животных) или входящих в него ценопопуляций. В большинстве случаев определяется путем внимательного осмотра значительной части сообщества. Чем крупнее исследуемая территория, тем полнее выявляется биота. Так, дл … Экологический словарь
Представляет собой совокупность объективных и субъективных признаков, закреплённых в уголовном законе, которые в сумме определяют общественно опасное деяние как преступление. Признаки состава преступления закрепляются в нормах общей и… … Википедия
СОСТАВ ВИДОВОЙ - совокупность видов живого, входящих в ту или другую территориально ограниченную группировку (сообщество). Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 … Экологический словарь
Состав преступления представляет собой совокупность объективных и субъективных признаков, закреплённых в уголовном законе, которые в сумме определяют общественно опасное деяние, преступление. Признаки состава преступления закрепляются в нормах … Википедия
Г. и., отражающий видовой состав гельминтов, выявленных у обследованной группы населения … Большой медицинский словарь
СПЕКТР ВИДОВОЙ - состав видов вегетирующих или цветущих растений, размножающихся или питающихся животных на определенном пространстве в разные сезоны года. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И.… … Экологический словарь
ФАУНИСТИЧЕСКИЙ СОСТАВ - характерный для экосистемы или биоты видовой состав животных. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 … Экологический словарь
Состав преступления представляет собой совокупность объективных и субъективных признаков, закреплённых в уголовном законе, которые в сумме определяют общественно опасное деяние, преступление. Признаки состава преступления закрепляются в нормах … Википедия
Книги
- Руководство по медицинской микробиологии. Книга 3. Том первый. Оппортунистические инфекции , Арсланова Вера Алексеевна, Бабин Валерий Николаевич, Батуро Алла Петровна. Руководство содержит современные данные о бактериальных и микотических возбудителях наиболее распространенных оппортунистических инфекций, включая внутрибольничные, а также методы…
- Эволюция кабарговых. Морфологические, молекулярно-генетические, этологические и экологические аспекты , В. И. Приходько. В книге обобщены морфологические, этологические признаки и молекулярно-генетические критерии Moschidae. Приведены современная классификация и видовой состав семейства. Рассмотрены…
Структурой сообщества обычно называют соотношение различных групп организмов, различающихся по систематическому положению, по роли, которую они играют в процессах переноса энергии и вещества, по месту, занимаемому в пространстве в пищевой или трофической сети, либо по иному признаку, существенному для понимания закономерностей функционирования естественных экосистем.
Одним из важнейших показателей сообщества является видовая структура.
Видовая структура сообщества включает видовой состав входящих в него организмов и количественное соотношение видовых популяций.
О сообществе судят, прежде всего, по его видовому разнообразию и видовому богатству.
Видовое богатство - это общий набор видов сообщества, который выражается списками представителей разных групп организмов.
Видовое разнообразие - это показатель, отражающий не только качественный состав биоценоза, но и количественные взаимоотношения видов.
Видовое разнообразие - признак экологического разнообразия: чем больше видов, тем больше экологических ниш, то есть выше богатство среды.Видовое разнообразие связано также с устойчивостью сообщества: чем больше разнообразие, тем шире возможность адаптации сообщества к изменившимся условиям, будь это изменения климата или других факторов.
Число видов в сообществе зависит от многих факторов, например, от его географического положения. Оно заметно возрастает при продвижении с севера на юг.
Пример:
В тропическом лесу на одном гектаре можно встретить сотню видов птиц, тогда как в лесу умеренного пояса на той же площади число их не превышает десятка. Но в обоих случаях численность особей примерно одинакова. На островах фауна обычно беднее, чем на материках, причем она тем беднее, чем меньше остров и чем более он удалён от материка.
Разнообразие живых организмов определяется как климатическими, так и историческими факторами.
Пример:
В районах с мягким устойчивым климатом, с обильными и регулярными осадками, без сильных заморозков и сезонных колебаний температур видовое богатство выше, чем в районах, находящихся в зонах сурового климата, - таких, например, как тундры или высокогорья.
Видовое богатство растет по мере эволюционного развития сообщества. Чем больше времени прошло с момента образования сообщества, тем выше его видовое богатство.
Пример:
В таком древнем озере, как Байкал, например, только лишь рачков-бокоплавов обитает \(300\) видов.
Самую короткую историю имеют сельскохозяйственные сообщества, они создаются искусственно, время их существования измеряется несколькими месяцами. Но если крестьянское поле остается незасеянным и необработанным в течение двух-трёх лет, оно приобретает совсем иной облик: повышается разнотравье, появляются новые виды насекомых, птиц, грызунов.
В любом сообществе, как правило, сравнительно мало видов, представленных большим числом особей или большой биомассой, и сравнительно много видов, встречающихся редко. Виды с высокой численностью играют огромную роль в жизни сообщества, особенно так называемые виды средообразователи .
Пример:
В лесных экосистемах к видам средообразователям относятся преобладающие виды древесных растений; от них зависят условия, необходимые для выживания других видов растений и животных - трав, насекомых, птиц, зверей, мелких беспозвоночных лесной подстилки и др.
В то же время редкие виды часто оказываются лучшими показателями состояния сообщества. Это связано с тем, что для поддержания жизни редких видов требуются строго определённые сочетания различных факторов (например, температуры, влажности, состава почв, определенных видов пищевых ресурсов и др.). Поддержание необходимых условий во многом зависит от нормального функционирования экосистем, поэтому исчезновение редких видов позволяет сделать вывод о том, что функционирование экосистем нарушилось.
Обрати внимание!
Видовое разнообразие - признак устойчивости сообществ.
Видовое разнообразие может рассматриваться как показатель благополучия сообщества или экосистемы в целом. Его уменьшение часто указывает на неблагополучие гораздо раньше, чем изменение общего числа живых организмов. В сообществах с высоким разнообразием многие виды занимают сходное положение, населяя один и тот же участок пространства, выполняя сходные функции в системе вещественно-энергетического обмена. В таком сообществе изменение условий жизни под действием, например, изменений климата или иных факторов может привести к исчезновению одного вида, однако эта потеря будет компенсироваться за счёт других видов, близких к выбывшему по своей специализации. Таким образом, чем больше видовое разнообразие, тем более устойчивым является сообщество к внезапным изменениям физических факторов или климата.
Источники:
Каменский А. А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. 9 класс // ДРОФА
Каменский А. А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология (базовый уровень) 10-11 класс // ДРОФА