Габариты баллона с кислородом. Устройство кислородного баллона. Вентиль на кислородный баллон. Техника безопасности при работе с кислородным баллоном

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

БАЛЛОНЫ СТАЛЬНЫЕ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО ОБЪЕМА
ДЛЯ ГАЗОВ НА Р Р
£ 19,6 М па (200 кгс/см 2)

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ГОСТ 949-73

ГОССТАНДАРТ РОССИИ

Москва ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 19 декабря 1973 г. № 2717 срок введения установлен

с 01.01.75

Постановлением Госстандарта СССР от 14.08.91 № 1352 снято ограничение срока действия Настоящий стандарт распространяется на баллоны из углеродистой и легированной стали, малого объема - до 12 л и среднего объема - от 20 до 50 л с рабочим давлением до 19,6 МПа - (200 кгс/см 2), изготовленные из бесшовных труб и предназначенные для хранения и перевозки сжатых, сжиженных и растворенных газов при температурах от минус 50 до плюс 60°С.

1а. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 2991-85 Ящики дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия ГОСТ 6357-81 Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба трубная цилиндрическая ГОСТ 9454-78 Металлы. Метод испытания на ударный изгиб при пониженных, комнатной и повышенных температурах ГОСТ 9909-81 Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба коническая вентилей и баллонов для газов ГОСТ 10006-80 Трубы металлические. Метод испытания на растяжение ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды ГОСТ 18477-79 Контейнеры универсальные. Типы, основные параметры и размеры ГОСТ 21140-88 Тара. Система размеров ГОСТ 22352-77* Гарантии изготовителя. Установление и исчисление гарантийных сроков в стандартах и технических условиях. Общие положения * Утратил силу на территории Российской Федерации. ГОСТ 24998-81 Калибры для комической резьбы вентилей и баллонов для газов. Допуски Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

1.1. Баллоны должны изготовляться на рабочее давление 9,8; 14,7; 19,6 МПа (100; 150 и 200 кгс/см 2) из углеродистой стали и на рабочее давление 14,7 и 19,6 МПа (150 и 200 кгс/см 2) из легированной стали. Марка стали выбирается заводом-изготовителем баллонов в соответствии с перечнем марок, приведенном в "Правилах устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением." 1.2. Основные параметры и размеры баллонов должны соответствовать указанным на чертеже и в табл. 1. Размер фаски горловины 1,5 ´ 45°. По соглашению потребителя с изготовителем допускается изготовление баллонов с вогнутым днищем. Баллон

Горловина баллона

1 - опорный башмак; 2 - корпус баллона; 3 - кольцо горловины; 4 - вентиль; 5 - предохранительный колпак

Таблица 1

Размеры в мм

Объем баллона, л

Диаметр цилиндрической части

Толщина стенки баллонов на давление, МПа (кгс/см 2), не менее

Длина корпуса баллонов на давление, МПа(кгс/см 2)

Масса баллонов на давление МПа (кгс/см 2)

из углеродистой стали

из легированной стали

из углеродистой стали

из легированной стали

из углеродистой стали

из легированной стали

Примечания: 1. Масса баллонов указана без вентилей, колпачков, колец и башмаков и является справочной величиной и номинальной при изготовлении баллонов с ограничением по массе. 2. Длины баллонов указаны как справочные и принимаются номинальными при изготовлении баллонов с ограничением по длине. 3. Ориентировочная масса колпака металлического - 1,8 кг; из волокнита - 0,5 кг; кольца - 0,3 кг; башмака - 5,2 кг. 1.1, 1.2. 1.3. Баллоны должны изготовляться обычной и повышенной точности. 1.4. Баллоны обычной точности изготовляют с ограничением по объему; баллоны повышенной точности - по объему и наружному диаметру или по длине и наружному диаметру. Предельные отклонения должны соответствовать указанным в табл. 2.

Таблица 2

Предельные отклонения

Для баллонов обычной точности

Для баллонов повышенной точности

По объему:
для баллонов малого объема
По длине:
для баллонов малого объема
для баллонов среднего объема
По наружному диаметру:
В местах перехода от цилиндра к сфере:
для баллонов из углеродистой стали
для баллонов из легированной стали
Примечание - Кривизна баллонов среднего объема - не более 0,5% длины цилиндрической части баллона. (Измененная редакция, Изм. № 1, 3, 5). 1.5. По заказу потребителя баллоны из легированной стали могут изготовляться с ограничениями по массе. При этом масса баллонов не должна превышать более чем на 10% массу, указанную в табл. 1. Примеры условных обозначений: баллона объемом 4 л на давление 14,7 МПа (150 кгс/см 2), из углеродистой стали, обычной точности изготовления, для воздуха:

Баллон для воздуха 4-150У ГОСТ 949-73

То же, из легированной стали, повышенной точности изготовления, с ограничением по объему, без ограничения по массе, для азота:

Баллон для азота 4п-150Л ГОСТ 949-73

То же, обычной точности изготовления, с ограничением по массе, для воздуха:

Баллон для воздуха 4-150 Л-М ГОСТ 949-73

То же, повышенной точности изготовления по объему, с ограничением по массе, для медицинского кислорода:

Баллон для медицинского кислорода 4П-150 Л-М ГОСТ 949-73

То же, повышенной точности изготовления, длиной корпуса баллона 400 мм, с ограничением по массе, для азота:

Баллон для азота 4-150Л-400-М ГОСТ 949-73

То же, короткого объемом 2 л на давление 14,7 МПа (150 кгс/см 2), из углеродистой стали, повышенной точности изготовления с ограничением по длине, без ограничения по массе, для воздуха:

Баллон для воздуха К2-150У-330 ГОСТ 949-73

1.6. По заказу потребителей допускается изготовление баллонов, отличающихся по объему и длине от указанных в табл. 1. Предельные отклонения должны соответствовать табл. 2. (Введен дополнительно, Изм. № 5).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Баллоны должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта и «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», утвержденных Госгортехнадзором СССР по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке. Баллоны должны изготовляться из труб (или баллонной заготовки), прошедших ультразвуковой контроль сплошности металла. Разрешается вместо ультразвукового контроля труб проводить ультразвуковой контроль цилиндрической части баллонов. (Измененная редакция, Изм. № 4, 5). 2.1 a . (Исключен, Изм. № 5). 2.2. Баллоны должны подвергаться термической обработке в соответствии с "Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением". Механические свойства материала баллонов должны соответствовать указанным в табл. 3.

Таблица 3

(Измененная редакция, Изм. № 4, 5). 2.3. Материалы корпусов вентилей баллонов в зависимости от наполняемого газа, а также направление резьбы бокового штуцера указаны в приложении. Боковые штуцера вентилей для ядовитых и горючих газов должны быть снабжены заглушками. (Измененная редакция, Изм. № 1, 4). 2.4. Наружная и внутренняя поверхности баллонов должны быть без плен, раковин, закатов, трещин. Углубления, риски, следы от окалины или инструмента, уплотненные и раскрытые морщины на внутренней поверхности горловин и днищ и другие незначительные дефекты не должны выводить толщину стенки за наименьшие значения, указанные в табл. 1. (Измененная редакция, Изм. № 1). 2.5. Резьба горловины баллонов должна изготовляться в соответствии с ГОСТ 9909-81, при этом: наружный диаметр резьбы в основной плоскости должен быть: для баллонов малого объема - 19,2 мм, для баллонов среднего объема - 27,8 мм, для баллонов ацетиленовых - 30,3 мм; количество ниток с полным профилем должно быть не менее 8, а для баллонов малого объема - не менее 7 подряд от торца горловины; на вентиле, ввинченном в горловину баллона, должно оставаться 2-5 запасных ниток; установка вентилей должна производиться с применением уплотнителя. (Измененная редакция, Изм. № 5). 2.6. По заказу потребителей баллоны могут изготовляться с согласованными размерами наружного диаметра горловины. 2.7. На горловине баллонов с предохранительными колпаками должно быть надежно закреплено стальное кольцо. 2.8. Кольца и предохранительные колпаки должны быть взаимозаменяемы. 2.9. В резьбе колец и колпаков не более чем на одной трети общего количества ниток допускаются местные незначительные надрывы и выщербления длиной не более одной трети длины окружности. Резьба колец и предохранительных колпаков должна соответствовать ГОСТ 6357. (Измененная редакция, Изм. № 5). 2.10. Башмаки, изготовляемые из отрезка стальной трубы, должны быть плотно насажены на баллоны с зазором между опорной плоскостью башмака и днищем баллона не менее 10 мм. 2.11. (Исключен, Изм. № 5). 2.12. Перед ввинчиванием вентилей или установкой в горловины пробок внутренняя поверхность баллонов должна быть очищена от стружки и отстающей окалины. Допускается тонкий прочный слой окислов, полученный при нормализации, а также отдельные пятна, вызванные способом очистки баллонов. Баллоны малого объема, предназначенные для медицинского кислорода, а также по заказу потребителей должны быть полностью очищены от окалины. (Измененная редакция, Изм. № 5). 2.13. Баллоны для кислорода или водорода должны быть обезжирены, а без вентилей должны дополнительно обезжириваться у заказчика. В баллонах не допускается наличие воды и грязи. (Измененная редакция, Изм. № 2). 2.14. Баллоны должны быть окрашены снаружи масляной, эмалевой или нитрокраской. Клейма после окраски должны быть отчетливо видны. По требованию заказчика баллоны могут не окрашиваться. 2.15. Баллоны должны комплектоваться следующими деталями: а) баллоны малого объема - вентилями, а по заказу потребителя - без вентилей; б) баллоны для ацетилена - кольцами, колпаками; среднего объема - кольцами, колпаками и башмаками; в) баллоны среднего объема для аммиака, хлора, фосфена, псевдобутилена, сернистого ангидрида - вентилями, кольцами и колпаками; г) баллоны среднего объема за исключением баллонов, указанных в подпунктах б и в, - вентилями, кольцами, колпаками и башмаками. Допускается по заказу потребителя комплектование баллонов отдельными деталями. (Измененная редакция, Изм. № 5).

3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

3.1. Каждый баллон должен быть подвергнут приемо-сдаточным испытаниям. 3.2. Баллоны принимаются партиями до 400 шт. одного объема, размера и одинакового режима термообработки. 3.3. Приемосдаточные испытания включают: - испытания на прочность гидравлическим давлением; - испытание на герметичность пневматическим давлением; - испытание на растяжение; - испытание на ударный изгиб; - контроль геометрических параметров резьбы; - внешний осмотр; - определение массы; - определение объема. (Измененная редакция, Изм. № 5). 3.4. Испытание на растяжение должно проводиться на продольных коротких образцах. Образцы в их расчетной части не должны выправляться. 3.5. Испытание на ударную вязкость должно проводиться на продольных образцах типа 3 по ГОСТ 9454. Ось надреза должна быть перпендикулярна широким граням образца. Испытанию подвергаются баллоны с толщиной стенки не менее 5 мм. (Измененная редакция, Изм. № 5). 3.6. Для испытания на растяжение и ударный изгиб образцы вырезают из корпусов готовых баллонов или патрубков-свидетелей, отрезанных от труб, из которых изготовлена данная партия баллонов, и прошедших термообработку вместе с баллонами данной партии, а из легированной стали - также и одной плавки. Разрешается до 15 % баллонов в партии из легированной стали комплектовать баллонами из легированной стали других плавок, партии которых прошли приемосдаточные испытания. Для каждого испытания берут не менее двух образцов от партии. (Измененная редакция, Изм. № 4, 5). 3.7. В случае несоответствия результатов испытаний требованиям настоящего стандарта испытания проводят на удвоенном числе образцов. Результаты выборочной проверки распространяются на всю партию. (Измененная редакция, Изм. № 3). 3.8. Баллоны для ацетилена должны испытывать на герметичность на заводах, наполняющих баллоны пористой массой. (Введен дополнительно, Изм. № 3).

4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

4.1. Испытания пневматическим и гидравлическим давлением проводят в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением». Продолжительность испытаний - не менее 1 мин. Пневматические испытания баллонов, предназначенных для заполнения газами, проникающая способность которых выше, чем у воздуха, должны проводиться по нормативно-технической документации. (Измененная редакция, Изм. № 4). 4.2; 4.3. (Исключены, Изм. № 4). 4.4. Баллоны, комплектуемые хлорным вентилем, испытывают пневматическим давлением, равным 2,94 (30 кгс/см 2). 4.5. Испытание на растяжение - по ГОСТ 10006. Скорость испытания до предела текучести и во время его прохождения не более 10 мм/мин, за пределом текучести - не более 40 мм/мин. Допускается проверку механических свойств баллонов из углеродистой стали проводить неразрушающими методами контроля по методике, утвержденной в установленном порядке. (Измененная редакция, Изм. № 5). 4.6. Испытание на ударный изгиб - по ГОСТ 9454-78 на продольных образцах типа 3. 4.7. В случае несоответствия результатов испытаний требованиям настоящего стандарта испытания проводят на удвоенном количестве образцов. При неудовлетворительных результатах повторных испытаний всю партию баллонов направляют вторично на термическую обработку. Допускается не более двух повторных термических обработок. Дополнительный отпуск не считается повторной термической обработкой. (Измененная редакция, Изм. № 4). 4.8. Объем баллонов вместимостью до 12 л контролируется предельными шаблонами по длине. Объем двух баллонов от партии проверяют наполнением водой и определением объема или массы воды. Определение вместимости баллонов среднего объема проводят наполнением каждого баллона водой и определением объема или массы воды (Измененная редакция, Изм. № 1, 2, 5). 4.9. Контроль резьбы горловины баллона должен осуществляться резьбовыми калибрами по ГОСТ 24998. Параметры фаски горловины являются технологическими и контролю не подвергаются. (Введен дополнительно, Изм. № 5).

5. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

5.1. Маркировку баллонов осуществляют в соответствии с требованиями «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением». Дополнительно наносят данные по виду термообработки: N - нормализация; V - закалка с отпуском. 5.2. Надписи на баллонах и их окраску производят в соответствии с "Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением". (Измененная редакция, Изм. № 4, 5). 5.3. Баллоны, транспортируемые без вентилей, должны быть предохранены от загрязнения полиэтиленовыми или капроновыми пробками. 5.4. Баллоны малого объема транспортируют в контейнерах, изготовленных по ГОСТ 18477-79, без упаковки. При повагонной отправке в крытых вагонах баллоны малого объема транспортируют упакованными в ящики по ГОСТ 2991-85 (тип III - I) массой груза не более 200 кг или укладывают в штабеля до полной вместимости вагона. Размеры ящиков по нормативно-технической документации в соответствии с требованиями ГОСТ 21140-88. Баллоны среднего объема транспортируют без упаковки в крытых вагонах, полувагонах или контейнерах, изготовленных по ГОСТ 18477-79. Допускается транспортировать баллоны в многооборотных средствах пакетирования в полувагонах или пакетами в спецвагонах. Таблица 5 (Исключена, Изм. № 5). Схема размещения и крепления баллонов на транспортных средствах должна соответствовать требованиям "Технических условий погрузки и крепления грузов", утвержденных МПС. (Измененная редакция, Изм. № 4). 5.4а. На одной из боковых сторон каждого ящика должна быть нанесена транспортная маркировка, включающая основные, дополнительные и информационные надписи по ГОСТ 14192-77. (Введен дополнительно, Изм. № 4). 5.5. Баллоны транспортируют транспортом всех видов в соответствии с правилами перевозок грузов, действующими на каждом виде транспорта. (Измененная редакция, Изм. № 5). 5.6. Каждая партия баллонов должна сопровождаться документом о качестве, удостоверяющим соответствие баллонов требованиям настоящего стандарта, в котором должно быть указано: наименование предприятия-изготовителя и его место нахождения (город или условный адрес); условное обозначение изделия; количество баллонов и их номера; результаты гидравлического и пневматического испытаний; обозначение настоящего стандарта. 5.5; 5.6. (Измененная редакция, Изм. № 4). 5.7. Хранение баллонов - по группе Ж2 ГОСТ 15150-69. 5.8. (Исключен, Изм. № 5).

6. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

6.1. Изготовитель должен гарантировать соответствие баллонов требованиям настоящего стандарта при соблюдении потребителем условий эксплуатации, транспортирования и хранения, установленных настоящим стандартом. 6.2. Гарантийный срок эксплуатации - 2 года со дня ввода баллонов в эксплуатацию. Срок ввода в эксплуатацию - в соответствии с ГОСТ 22352. (Измененная редакция, Изм. № 1, 5). Разд. 7. (Исключен, Изм. № 4).

ПРИЛОЖЕНИЕ

МАТЕРИАЛЫ КОРПУСА ВЕНТИЛЕЙ БАЛЛОНОВ И НАПРАВЛЕНИЕ РЕЗЬБЫ БОКОВОГО ШТУЦЕРА

Наименование газов

Материал корпуса вентиля

Наименование газов

Материал корпуса вентиля

Направление резьбы бокового штуцера

Азот Латунь Правое Метан Латунь Левое
Аммиак Сталь Правое Пропан и другие горючие газы Сталь или латунь Левое
Аргон Латунь Правое Сернистый ангидрид Сталь Правое
Бутан Латунь или сталь Левое Углекислота Латунь Правое
Бутилен Латунь Левое Фосген Сталь Правое
Водород Латунь Левое Хладон Сталь или латунь Правое
Воздух Латунь Правое Хлор Сталь Правое
Гелий Латунь Правое Хлорметил Латунь Левое
Кислород Латунь Правое Хлорэтил Латунь Левое
Ксенон Латунь Правое Этилен Латунь Левое
Примечание. При заказе баллонов для газов, не перечисленных в таблице, заказчик должен указать в наряд-заказе тип вентиля.

Кислород широко применяется в строительстве, промышленности и медицине. Перевозят и хранят его в кислородных баллонах. Вес кислородного баллона является одним из основных его параметров. Вес пустого кислородного баллона складывается из нескольких составляющих: самого сосуда для газа, вентиля, колпака и кольца, для навинчивания колпака. В этот комплект может входить башмак, для придания изделию устойчивости. При изготовлении емкостей для сжатых газов применяют цельнотянутые трубы из углеродистой или высоколегированной стали, с толщиной стенок – 7 мм.
Отрезку трубы необходимой длины, методом обжима, придают с одного конца – сферическую форму, с другой – формуют горловину, для крепления запорного вентиля. На горловину, предназначенную для крепления редуктора, напрессовывают кольцо. Колпак предназначен для защиты редуктора от внешних механических воздействий. Комплектные принадлежности имеют значительную массу, которую необходимо учитывать.

Средний вес комплекта:

  • кольцо – 0,3 кг
  • колпак металлический – 1,8 кг
  • башмак – 5,2 кг

Вес кислородного баллона 40 л указан в таблице:

Масса указана без вентиля баллонного(0,5 кг), кольца (0,3 кг), колпака металлического (1,8 кг), башмака (5,2 кг).


Масса указана с учетом вентиля баллонного (0,5 кг), кольца (0,3 кг), колпака металлического (1,8 кг), башмака (5,2 кг). Данные в таблицах соответствуют ГОСТ 949 – 73.
Вес полного кислородного баллона на 150 атмосфер составляет – 73 кг, а на 200 атмосфер – 88 кг.

При номинальном давлении 150 кгс/см2, сосуд такой емкости вмещает 6 м3 кислорода или 6000 литров. За счет газа, разница в весе полного и пустого кислородного баллона составляет:

  • для 200 – атмосферного: порядка 11,5 кг
  • для 150 – атмосферного: порядка 8 кг

Вес кислородного баллона 50 л указан в таблице:

Масса указана без вентиля баллонного (0,5 кг), кольца (0,3 кг), колпака металлического (1,8 кг), башмака (5,2 кг).
Вес кислородного баллона такого объема, заполненного газом:

  • для 200 – атмосферного: 117 кг
  • для 150 – атмосферного: 72 кг

Вес нового кислородного баллона 40 литров, который предлагает наша компания 47 кг. Узнать больше информации вы можете по телефонам указанным вверху сайта.

Сколько газа в баллоне

Кислород, аргон, азот, гелий, сварочные смеси: 40-литровый баллон при 150 атм - 6 куб. м / гелий 1 кг, прочие сжатые газы 8-10 кг
Ацетилен: 40-литровый баллон при 19 кгс/см2 - 4,5 куб. м / 5,5 кг растворенного газа
Углекислота: 40-литровый баллон - 12 куб. м / 24 кг жидкого газа
Пропан: 50-литровый баллон - 10 куб. м / 42 литра жидкого газа / 21 кг жидкого газа

Сколько весят баллоны

Кислород, аргон, азот, гелий, углекислота, сварочные смеси: вес пустого 40-литрового баллона - 70 кг
Ацетилен: вес пустого 40-литрового баллона - 90 кг
Пропан: вес пустого 50-литрового баллона - 22 кг

Какая резьба на баллонах

Резьба под вентили в горловинах баллонов по ГОСТ 9909-81
W19,2 - 10-литровые и меньшего объема баллоны для любых газов, а также углекислотные огнетушители
W27,8 - 40-литровые кислород, углекислота, аргон, гелий, а также 5, 12, 27 и 50 литров пропан
W30,3 - 40-литровые ацетилен
М18х1,5 - огнетушители (Внимание! Не пытайтесь заправлять в порошковые огнетушители углекислоту или любой сжатый газ, но вполне можно заправлять пропан.)

Резьба на вентиле для присоединения редуктора
G1/2" - часто встречается на 10-литровых баллонах, под стандартный редуктор нужен переходник
G3/4" - стандарт на 40-литровых кислороде, углекислоте, аргоне, гелии, сварочных смесях
СП 21,8x1/14" - для пропана резьба левая

Давление кислорода или аргона в полностью заправленном баллоне в зависимости от температуры

40C - 105 кгс/см2
-20C - 120 кгс/см2
0C - 135 кгс/см2
+40C - 165 кгс/см2

Давление гелия в полностью заправленном баллоне в зависимости от температуры

40C - 120 кгс/см2
-20C - 130 кгс/см2
0C - 140 кгс/см2
+20C - 150 кгс/см2 (номинал)
+40C - 160 кгс/см2

Давление ацетилена в полностью заправленном баллоне в зависимости от температуры

5C - 13,4 кгс/см2
0C - 14,0 кгс/см2
+20C - 19,0 кгс/см2 (номинал)
+30C - 23,5 кгс/см2
+40C - 30,0 кгс/см2

Проволока сварочная Св-08, вес 1 километра проволоки по длине в зависимости от диаметра

0,6 мм - 2,222 кг
0,8 мм - 3,950 кг
1,0 мм - 6,173 кг
1,2 мм - 8,888 кг

Калорийность (теплотворная способность) природного и сжиженного газа

Природный газ - 8500 ккал/м3
Сжиженный газ - 21800 ккал/м3

Отличия бытовых баллоных пропановых редукторов от промышленных

Бытовые редукторы для газовых плит типа РДСГ-1-1,2 "Лягушка" и РДСГ-2-1,2 "Балтика" - пропускная способность 1,2 м3/час, давление на выходе 2000 - 3600 Па (0,02 - 0,036 кгс/см2).
Промышленные редукторы для газопламенной обработки типа БПО-5 - пропускная способность 5 м3/час, давление на выходе 1 - 3 кгс/см2.

Основные сведения о газосварочных горелках

Горелки типа Г2 "Малютка", "Звездочка" являются самыми распространенными и универсальными сварочными горелками, и при покупке горелки для общих целей стоит приобретать именно их. Горелки могут комплектоваться разными наконечниками, и в зависимости от установленного наконечника обладать разными характеристиками:

Наконечник №1 - толщина свариваемого металла 0,5 - 1,5 мм - средний расход ацетилена/кислорода 75/90 л/час
Наконечник №2 - толщина свариваемого металла 1 - 3 мм - средний расход ацетилена/кислорода 150/180 л/час
Наконечник №3 - толщина свариваемого металла 2 - 4 мм - средний расход ацетилена/кислорода 260/300 л/час

Важно знать и помнить, что ацетиленовые горелки не могут устойчиво работать на пропане, и для сварки, пайки, нагрева деталей пропан-кислородным пламенем необходимо применять горелки типа ГЗУ и прочие, специально предназначенные для работы на пропан-бутане. Необходимо учитывать, что сварка пропан-кислородным пламенем дает худшие характеристики шва, чем сварка на ацетилене или электросварка, и поэтому к ней следует прибегать только в исключительных случаях, а вот пайка или нагрев на пропане могут быть даже более комфортны, чем на ацетилене. Характеристики пропан-кислородных горелок, в зависимости от установленного наконечника, следующие:

Наконечник №1 - средний расход пропан-бутана/кислорода 50/175 л/час
Наконечник №2 - средний расход пропан-бутана/кислорода 100/350 л/час
Наконечник №3 - средний расход пропан-бутана/кислорода 200/700 л/час

Для правильной и безопасной работы горелки очень важно установить правильное давление газа на входе в неё. Все современные горелки выполняются инжекторными, т.е. подсос горючего газа в них выполняется струей кислорода, проходящей по центральному каналу инжектора, и поэтому давление кислорода должно быть выше давления горючего газа. Обычно устанавливают следующее давление:

Давление кислорода на входе в горелку - 3 кгс/см2
Давление ацетилена или пропана на входе в горелку - 1 кгс/см2

Инжекторные горелки наиболее устойчивы к обратному удару пламени и рекомендуется использовать именно их. В старых, безинжекторных горелках, давление кислорода и горючего газа устанавливается равным, в силу чего развитие обратного удара пламени облегчается, это делает такую горелку более опасной, особенно для начинающих газосварщиков, которые часто умудряются макнуть мундштук горелки в сварочную ванну, что чрезвычайно опасно.

Также следует всегда соблюдать правильную последовательность открывания/закрывания вентилей горелки при её зажигании/гашении. При зажигании первым всегда открывается кислород, потом горючий газ. При гашении сначала закрывается горючий газ, а потом кислород. Учтите, что при гашении горелки в такой последовательности может происходить хлопок - не бойтесь, это нормально.

Обязательно нужно правильно выставлять соотношение газов в пламени горелки. При правильном соотношении горючего газа и кислорода ядро пламени (небольшая яркая светящаяся область прямо у мундштука) жирное, густое, четко очерчено, не имеет вокруг вуали в пламени факела. При избытке горючего газа вокруг ядра будет вуаль. При избытке кислорода ядро станет бледным, острым, колючим. Чтоб правильно выставить состав пламени сначала дайте избыток горючего газа, чтоб появилась вуаль вокруг ядра, и потом плавно добавляйте кислород или убирайте горючий газ до момента, когда вуаль полностью исчезнет, и тут же прекращайте крутить вентили, это и будет оптимальное сварочное пламя. Сварку нужно вести зоной пламени у самого кончика ядра, но не в коем случае не совать само ядро в сварочную ванну, и не относить слишком далеко.

Не стоит путать сварочную горелку и газовый резак. Сварочные горелки имеют два вентиля, а газовый резак - три вентиля. Два вентиля газового резака отвечают за подогревающее пламя, а третий дополнительный вентиль открывает струю режущего кислорода, который, проходя по центральному каналу мундштука, заставляет металл гореть в зоне реза. Важно понимать, что газовый резак режет не выплавлением металла из зоны реза, а его выжиганием с последующим удалением шлака динамическим воздействием струи режущего кислорода. Для того, чтобы разрезать газовым резаком металл, необходимо зажечь подогревающее пламя, действуя также, как в случае зажигания сварочной горелки, поднести резак к краю реза, нагреть небольшой локальный участок металла до красного свечения и резко открыть кран режущего кислорода. После того, как металл загорится и начнет образовываться рез, резак начинают перемещать в соответствии с необходимой траекторией реза. По окончании реза кран режущего кислорода обязательно закрывают, оставляя только подогревающее пламя. Рез всегда нужно начинать только с края, но если есть острая необходимость начать рез не с края, а с середины, то не стоит "пробивать" металл резаком, лучше просверлить сквозное отверстие и начать резку от него, это намного безопаснее. Некоторые сварщики-акробаты умудряются резать металл небольшой толщины обычными сварочными горелками, ловко манипулируя вентилем горючего газа, периодически перекрывая его и оставляя чистый кислород, а потом снова зажигая горелку о горячий металл, и хотя видеть такое можно достаточно часто, стоит предупредить, что делать это опасно, а качество реза получается низкое.

Сколько баллонов можно перевозить без оформления специальных разрешительных документов

Правила перевозки газов автомобильным транспортом регламентируются Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (ПОГАТ), которые в свою очередь согласуются с требованиями Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).

В пункте ПОГАТ 1.2 указывается, что "Действия Правил не распространяются на... перевозки ограниченного количества опасных веществ на одном транспортном средстве, перевозку которых можно считать как перевозку неопасного груза. Ограниченное количество опасных грузов определяется в требованиях по безопасной перевозке конкретного вида опасного груза. При его определении возможно использование требований Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ)".

Согласно ДОПОГ, все газы относятся ко второму классу опасных веществ, при этом разные газы могут иметь различные опасные свойства: A - удушающие газы, O - окисляющие вещества, F - легковоспламеняющиеся вещества. Удушающие и окисляющие газы отностся к третьей транспортной категории, а легковоспламеняющиеся - ко второй. Максимальное количество опасного груза, перевозка которого не подпадает под Правила, указывается в ДОПОГ п.1.1.3.6, и составляет 1000 единиц для третьей транспортной категории (классов 2A и 2O), а для второй транспортной категории (класса 2F) максимальнное количество составляяет 333 единицы. Для газов под одной единицей понимается 1 литр вместимости сосуда, либо 1 кг сжиженного или растворенного газа.

Таким образом, согласно ПОГАТ и ДОПОГ, на автомобиле можно свободно перевозить следующее количество баллонов: кислород, аргон, азот, гелий и сварочные смеси - 24 баллона по 40 литров; углекислота - 41 баллон по 40 литров; пропан - 15 баллонов по 50 литров, ацетилен - 18 баллонов по 40 литров. (Примечание: ацетилен хранится в баллонах растворенным в ацетоне, и каждый баллон, помимо газа, содержит 12,5 кг такого же горючего ацетона, что учтено при расчетах.)

При совместной перевозке различных газов следует руководствоваться ДОПОГ п. 1.1.3.6.4: "Если в одной и той же транспортной единице перевозятся опасные грузы, относящиеся к разным транспортным категориям, сумма количества веществ и изделий транспортной категории 2, помноженного на "3", и количества веществ и изделий транспортной категории 3 не должна превышать 1000 единиц".

Также в ДОПОГ п. 1.1.3.1 содержится указание, что: "Положения ДОПОГ не применяются... к перевозке опасных грузов частными лицами, когда эти грузы упакованы для розничной продажи и предназначены для их личного потребления, использования в быту, досуга или спорта, при условии, что приняты меры для предотвращения любой утечки содержимого в обычных условиях перевозки".

Дополнительно имеется разъяснение ДОБДД МВД России от 26.07.2006 г. исх. 13/2-121, в соответствии с которым "Перевозку аргона сжатого, ацетилена растворенного, кислорода сжатого и пропана, находящихся в баллонах емкостью по 50 л. без соблюдения требований Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, возможно осуществлять на одной транспортной единице в следующих количествах: ацетилен растворенный или пропан - не более 6 баллонов, аргон или кислород сжатые - не более 20 баллонов. В случае совместной перевозки двух из указанных опасных грузов возможны следующие соотношения по количеству баллонов: 1 баллон с ацетиленом и 17 баллонов с кислородом или аргоном; 2 и 14; 3 и 11; 4 и 8; 5 и 5; 6 и 2. Такие же соотношения возможны в случае перевозки пропана и кислорода или аргона сжатых. При совместной перевозке аргона и кислорода сжатых максимальное количество не должно превышать 20 баллонов, независимо от их соотношения, а при совместной перевозке ацетилена и пропана - 6 баллонов, также независимо от их соотношения".

Исходя из вышеизложенного, рекомендуется руководствоваться указанием ДОБДД МВД России от 26.07.2006 г. исх. 13/2-121, там разрешается меньше всего и прямо указывается количество, чего можно и как. В этом указании конечно забыли про углекислоту, но всегда можно сказать, что она равна аргону, сотрудники ГИБДД как правило не являются великими химиками и им этого хватает. Помните, что ПОГАТ / ДОПОГ тут полностью на вашей строне, углекислоты по ним можно перевозить даже больше, чем аргона. Правда по-любому будет за вами. На 2014 год автору известно как минимум о 4 выигранных судебных процессах против ГИБДД, когда людей пытались наказать за перевозку меньшего количества баллонов, чем подпадает под ПОГАТ / ДОПОГ.

Примеры использования вышеприведенных данных на практике и в расчетах

Вопрос: На сколько хватит газа и проволоки при сварке полуавтоматом с кассетой проволоки 0,8 мм весом 5 кг и баллона с углекислотой объемом 10 литров?
Ответ: Сварочная проволока СВ-08 диаметром 0,8 мм весит 3,950 кг 1 километр, значит на кассете 5 кг примерно 1200 метров проволоки. Если средняя скорость подачи для такой проволоки 4 метра в минуту, то кассета уйдет за 300 минут. Углекислоты в "большом" 40-литровом баллоне 12 кубометров или 12000 литров, если пересчитать на "маленький" 10-литровый баллон, то в нём углекислоты будет 3 куб. метра или 3000 литров. Если расход газа на продувку 10 литров в минуту, то 10-литрового баллона обязано хватить 300 минут или на 1 кассету проволоки 0,8 весом 5 кг, или "большого" баллона 40 литров на 4 кассеты по 5 кг.

Вопрос: Хочу поставить на даче газовый котел и отапливаться от баллонов, на сколько будет хватать одного баллона?
Ответ: В 50-литровом "большом" пропановом баллоне 21 кг сжиженного газа или 10 кубометров газа в газообразном виде. Находим данные котла, например возьмем очень распространенный котел АОГВ-11,6 мощностью 11,6 кВт и рассчитанный на отопление 110 кв. метров. На сайте ЖМЗ указан расход сразу в килограммах в час для сжиженного газа - 0,86 кг в час при работе на полную мощность. 21 кг газа в баллоне делим на 0,86 кг/час = 18 часов непрерывного горения такого котла на 1 баллоне, реально это будет происходить, если на улице -30С при стандартном доме и обычном требовании к температуре воздуха в нем, а если на улице будет всего всего -20С, то 1 баллона будет хватать на 24 часа (сутки). Можно сделать вывод, что чтоб отапливать обычный домик в 110 кв. метров баллонным газом в холодные месяцы года нужно примерно 30 баллонов в месяц. Нужно помнить, что в связи с разной теплотворной способностью сжиженного и природного газа расход сжиженного и природного газа при одной и той же мощности для котлов разный. Для перехода с одного вида газа на другой в котлах обычно нужно менять жиклеры / форсунки. Делая расчеты обязательно учитывайте это и берите данные расхода именно для котла с жиклерами под правильный газ.

Вопрос: Купил горелку типа ГВ-1 (ГВН-1, ГВМ-1), подключил её к баллону через РДСГ-1 "Лягушку", а она еле горит. Почему?
Ответ: Для работы газовоздушных пропановых горелок, применяемых для газопламенной обработки, необходимо давление газа 1 - 3 кгс/см2, а бытовой редуктор, рассчитанный на газовые плиты, выдает 0,02 - 0,036 кг/см2, что явно недостаточно. Также бытовые пропановые редукторы не рассчитаны на большую пропускную способность для работы с мощными промышленными горелками. В вашем случае необходимо использовать редуктор типа БПО-5.

Вопрос: Купил газовый нагреватель в гараж, нашел пропановый редуктор от газового резака типа БПО-5, подключил нагреватель через него. Нагреватель пыхает огнем и горит нестабильно. Что делать?
Ответ: Бытовые газовые приборы обычно рассчитаны на давление газа 0,02 - 0,036 кг/см2, именно столько выдает бытовой редуктор типа РДСГ-1 "Лягушка", а промышленные баллонные редукторы расчитаны на давление 1 - 3 кгс/см2, что минимум в 50 раз больше. Естественно, что при вдувании в бытовой газовый прибор такого избыточного давления, он не может правильно работать. Вам необходимо изучить инструкцию на свой газовый прибор и использовать правильный редуктор, выдающий строго такое давление газа на входе в прибор, какое ему требуется.

Вопрос: Насколько хватает ацетилена и кислорода при сварке труб на сантехнических работах?
Ответ: В 40-литровом баллоне содержится 6 куб. м кислорода или 4,5 куб. м ацетилена. Средний расход газа горелкой типа Г2 с установленным наконечником №3, чаще всего используемом для работ по сантехнике, составляет 260 литров ацетилена и 300 литров кислорода в час. Значит кислорода хватит на: 6 куб. м = 6000 литров / 300 л/час = 20 часов, а ацетилена: 4500 литров / 260 л/час = 17 часов. Итого: пары полностью заправленных 40-литровых баллонов ацетилен + кислород примерно хватит на 17 часов непрерывного горения горелки, что на практике обычно составляет 3 смены работы сварщика по 8 часов смена.

Вопрос: Нужно или нет, согласно ПОГАТ / ДОПОГ, оформлять специальные разрешительные документы для перевозки на одном автомобиле совместно 2 баллонов пропана и 4 баллонов кислорода?
Ответ: Согласно ДОПОГ п. 1.1.3.6.4 производим расчет: 21 (вес жидкого пропана в каждом баллоне) * 2 (количество пропановых баллонов) * 3 (коэффициент из ДОПОГ п. 1.1.3.6.4) + 40 (объем кислородного в баллона в литрах, кислород в баллоне сжатый) * 4 (количество кислородных баллонов) = 286 единиц. Результат меньше 1000 единиц, такое количество баллонов и в таком сочетании можно перевозить свободно, без оформления специальных документов. Кроме того, имеется разъяснение ДОБДД МВД России от 26.07.2006 г. исх. 13/2-121, прямо указывающее, что такую перевозку допускается производить без соблюдения требований ПОГАТ.

Баллон кислородный 40 литров ГОСТ 949-73

Масса кислородных баллонов указана с вентилем баллонным, колпаком металлическим, кольцом и башмаком.

  • Масса колпака металлического - 1,8 кг; кольца - 0,3 кг; башмака - 5,2 кг; вентиля – 0,5 кг.
  • Резьба горловины баллонов для газа должна изготовляться в соответствии с ГОСТ 9909-81, при этом:
    - наружный диаметр резьбы в плоскости торца для баллонов среднего объема должен быть 27,8 мм;
    - для баллонов среднего объема (ацетиленовых) - 30,3 мм;
    - количество ниток с полным профилем должно быть не менее 8.
    - на вентиле, ввинченном в горловину баллона, должно оставаться 2 - 5 запасных ниток;
    - установка вентилей должна производиться с применением уплотнителя.
  • Предельные отклонения по объему для баллонов среднего объема - +5%.

БАЛЛОНЫ ДЛЯ КИСЛОРОДА по ГОСТ 949-73 и ТУ 14-3Р-10-94

Объем, литр

Раб. давление МПа (кгс/см 2)

Размеры, мм

Вес, кг

Сталь 45, Д

диаметр цилиндр части

длина корпуса

40

14,7

(150)

219

1400

65

40

19,6

(200)

219

1460

77

1. Корпус кислородных баллонов окрашивается эмалевой краской синего цвета.
2. Баллоны для кислорода комплектуются кислородным вентилем, кольцом горловины, предохранительным металлическим (переаттестованный - пластмассовым) колпаком, опорным башмаком.

Нормы отгрузки по железной дороге баллонов кислородных 40 литров.

КОНТЕЙНЕР

3 тн

5тн

20тн

вагон

Количество баллонов

30

50

200

600

Срок изготовления баллонов по ТУ - углеродистых до 30 дней, легированных до 60 дней.

Кислород – необходимый элемент, особенно когда дело касается газосварки. Но он взрывоопасен при соприкосновении с огнем, поэтому хранят его в специальном баллоне, окрашенного в голубой цвет, поперек которого наносится надпись черной краской «КИСЛОРОД». Баллон кислородный изготавливается из толстого листового металла толщиною 6-8 мм, как цельнотянутая емкость, в которой нет соединительных стыков.

По своей конструкции баллон для кислорода напоминает вытянутую цилиндрическую форму, как показано на фото ниже, с выпуклым дном и с верхней сферической горловиной. На последнюю накручивается вентиль, запираемый специальным кольцом, поверх которого установлен предохранительный колпак. Через вентиль закачивается кислород, из него же производится подача газа для необходимых сварочных операций. Для устойчивой вертикальной установки на днище надевается (впрессовывается) четырехугольный металлический башмак.

Характеристики кислородного баллона для сварки

Основная характеристика – это давление закачиваемого кислорода, которое баллон может выдержать. Максимальная величина для 40-литровых баллонов – 150 кг/см². Для 50-литровых – 200 кг/см².

Так как объем емкости 40 литров, то под своим давлением в него помещается 6000 литров (150 х 40). Переведя на кубические метры, получаем 6 м³. Для 50 литров и давлении 200 кг/см² объем составит 10000 литров или 10 м³ газа.

Что касается размеров, то диаметр 40 и 50 литровых баллонов одинаковый – 219 мм. А вот высота у них разная, к тому же она отличается даже внутри одной модели в зависимости от используемой для изготовления стали.

К примеру, если кислородный баллон изготавливается из стали СТ 45Д, его объем составляет 50 литров, а максимальное давление 200 кг/см², то высота такого изделия будет равная 1755 мм. Если при тех же характеристиках емкость будет изготавливаться из стали марки 30 ХГСА, то высота будет – 1660 мм. То же самое касается и 40-литровых баллонов, соответственно: 1370 и 1350 мм. Поэтому и вес самой пустой емкости будет разным.

К весу кислородного баллона необходимо добавить и вес комплектующих изделий.

  • Нижний башмак весит 5,2 кг.
  • Кольцо – 300 грамм.
  • Металлический колпак на кольце – 1,8 кг.

Если учитывать вес закаченного газа, то полная масса увеличивается на 8-12 кг в зависимости от объема и давления. Чем больше давление, тем больше вес. В среднем 40-литровый кислородный баллон с газом будет весить 67 кг, 50-литровый – 105 кг.

И основные требования – это изготовление из стали с пределом прочности 65 кг/мм², и внутренняя поверхность резервуара должна быть гладкой, без дефектов и изъянов.

Кстати, говоря о давлении кислородного баллона, необходимо обозначить, что в зависимости от толщины стенки, к примеру, в 40 л емкость можно закачивать газ давлением до 200 кг/см². То же самое касается и 50 литровых, в которые максимально можно закачать до 150 кг/см². Разные производители, согласно ГОСТ, могут использовать металл толщиною от 6 до 8 мм.

Комплектация

Основным дополнительным элементом емкости для кислорода является вентиль. Изготавливают его из латуни. Поверх вентиля обязательно устанавливается защитный колпак, он может быть алюминиевым или пластмассовым. Обычно колпак идет, как неотъемлемая часть. Но теряются они часто, так что защитное приспособление может быть изготовлено из любого материала своими руками. Здесь важна надежность и герметичность. В сам баллон вентиль вкручивается посредству конической резьбы

Второй по значимости элемент – это башмак. Именно на него ложится вся весовая нагрузка. Изготавливается он из стальной ленты, которую формируют по сечению в квадрат. ГОСТом точно не определенно, как он должен закрепляться на баллоне, поэтому некоторые производители приваривают его, другие впрессовывают.

Техника безопасности

Устройство кислородного баллона очень простое, но надежное. Главное – точно соблюдать параметры закачиваемого внутрь газа, чтобы не произошел разрыв емкости. При эксплуатации и хранении нужно соблюдать некоторые очень жесткие требования.

  • Если кислородный баллон используется в стационарном сварочном посту, то его устанавливают вертикально и закрепляют жестким хомутом.
  • Перед установкой редуктор должен быть осмотрен на предмет отсутствия жировых и масляных пятен.
  • Обязательно производится продувка штуцера, после чего накручивается и сам редуктор.
  • После полного отбора газа необходимо внутри оставлять немного кислорода под минимальным давлением 0,5 кг/см². Причина – чтобы за станции заправки могли провести анализ ранее заправленного газа и сверить его с имеющимся в наличии.
  • Нельзя перевозить кислород с другими горючими газами.
  • На объектах кислородные баллоны должны транспортироваться в специальных тележках на мягких резиновых колесах.
  • Расстояние от установленной емкости для кислорода до источника открытого огня или сварочного аппарата – 5 метров минимум.
  • Должна присутствовать защита от атмосферных осадков и солнечных лучей при длительной эксплуатации на открытом воздухе.
  • Если вентиль кислородного баллона замерз, то его оттаивать надо только чистой ветошью, смоченной в горячей воде.
  • Хранить баллоны нужно в металлических ящиках с отверстиями, обязательно навешивается замок.
  • Маленький баллон нужно переносить в специальном металлическом ящике, который снабжается ручкой и ремнем для переноски на плече.

Заправка кислородом – это сложный процесс, потому что в сварочные баллоны закачивается именно газ. А до распределительной станции он доходит в жидком состоянии. Такой кислород намного безопаснее, чем газообразный, но он быстро и в больших количествах испаряется, что невыгодно в финансовом плане. Но производители идут на такие потери, потому что безопасность превыше всего. Тем более, жидкий кислород транспортируется в больших количествах (авто- и железнодорожные цистерны). Если такой объем загорится и взорвется, то потери будут в несколько раз больше.

Закачка газа в баллоны производится насосным и безнасосным способом. При этом заполнение происходит не переохлажденным кислородом. При любых действиях с баллоном очень важно соблюдать аккуратность и требования техники безопасности. Самое уязвимое место – это вентиль, чаще всего именно он выходит из строя, потому что подвергается многократному открытию и закрытию.

Ремонту он не поддается, можно только поменять на новый. Делать это своими руками запрещено, такую операцию позволяют проводить только в заводских условиях. Здесь важно соблюсти правила установки, в основе которых лежит запрессовка, то есть вкручивание под определенным давлением. Затем сам баллон с вентилем проверяют испытательным давлением. Кстати, тестирование является гидравлическим. Внутрь баллона закачивается вода под давлением 225 или 300 кг/см², которая находится там в течение 5 минут. После чего давление снижают до рабочего – 150 или 200 кг/см².

Необходимо отметить, что по этой же технологии производится проверка самих баллонов на предмет обнаружения протечек. Если ничего не обнаружено: все стыки и стенки не стали мокрыми, значит, испытание прошло успешно, и само устройство может эксплуатироваться дальше.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.