Процедура понижения категории педагогам беларусь. Педагоги высшей категории должны через экзамен подтвердить, что достойны ее, иначе лишатся доплат. "А я не буду. Возьму и уйду из школы!"

У педагогической элиты - учителей–методистов и с высшей категорией - с недавних пор появился свой экзамен. Раз в 5 лет им теперь нужно будет перед специальной комиссией подтверждать свой статус, а по сути, профпригодность. Конечно, они и раньше сдавали на категорию, но дело это было добровольное и разовое. Сдал успешно - получил, и не надо периодически доказывать свое служебное соответствие. Сейчас же учителя экстра–класса, которые получили высшую категорию более 5 лет назад, должны до 1 сентября 2017–го пройти переаттестацию. К слову, еще недавно дэдлайн был обозначен на 3 года раньше, но Минобразования прислушалось к мнению педагогов. Оправданна ли такая новация? Поднимет ли в конечном счете уровень подготовки школьников? Вопросов уже накопилось немало.

Одни педагоги процедуру одобряют, мол, наконец–то категории не будут раздавать кому ни попадя, да и придется постоянно держать себя в тонусе, чтобы быть на экзамене во всеоружии. В конце концов, это распространенная практика. Раз в пять лет аттестацию должны проходить и российские педагоги, и украинские, и казахстанские, причем не только элита. И местные интернет–форумы уже несколько лет так же бурно обсуждают этот подход, как наши учителя сегодня. Скажем, Янина Килбас, учительница белорусского языка и литературы из Дзержинского района, задается вопросом: зачем экзамен по аттестации тем ее коллегам, кто уже в возрасте? Что же получается: не один десяток лет трудился на образовательной ниве и вдруг должен доказать, что достоин? Не лучше ли усовершенствовать систему? Скажем, есть научные публикации, победы учеников на олимпиадах или их отличные результаты на централизованном тестировании - разве это не подтверждение качественной работы? Не стимул для того, чтобы каждый раз выкладываться на рабочем месте на все сто? Пристало ли опытному педагогу, который дал дорогу в будущее сотням достойных выпускников, волноваться–переживать перед экзаменом, подобно школяру? А откажется от проверки - выходит, распишется в собственном непрофессионализме?

На 1 сентября в школах страны числились около 122 тысяч учителей, из них с высшей категорией - почти 40 процентов. Если честно, то педагогов даже не столько волнует сама процедура, сколько удивляет ее результат. Проще говоря, разница в оплате между первой и высшей категориями. Знаете сколько? Говорят, целых 70 тысяч рублей! Так что высшая категория сегодня выполняет скорее роль исключительно морального поощрения. А Лариса Волкова, председатель Минского горкома профсоюза работников образования и науки, приводит и вовсе удивительные подсчеты: после недавнего увеличения нагрузки педагоги с категорией оказались едва ли не в минусе - зарплата по Минску в среднем выросла всего–то на 0,7 процента. В то время как у их коллег без категории она пусть незначительно, но все же тронулась в рост - 2,3 процента. Такая вот задачка. Кстати, если на сентябрь прошлого года зарплата столичного учителя в среднем была ниже среднегородской на 34,5 процента, то в начале этого учебного года - на 38,8 процента...

И вот встает извечный вопрос: что делать? Профсоюз работников образования и науки высказывает свои предложения Министерству образования. Основной акцент: нужно или повысить надбавку, или вовсе отменить экзамен. Тем более что при нынешней системе с этими категориями сплошная путаница. Как вам такой сюжет? У Марьи Ивановны высшая категория, но, проводя кружок по своему же предмету, оплату за это получает без ее учета. Почему? Потому что, выходит, выполняет обязанности педагога дополнительного образования. Аттестовать Марью Ивановну вроде как можно, но только поступательно, начиная со второй категории. Но вот стоит ей с должности учителя перейти в педагоги дополнительного образования - категория за ней будет сохранена. Запутались? То–то же!

Конечно, позитивные моменты тоже имеются. В пяти минских школах с этого года проходит эксперимент по внедрению отраслевой системы оплаты труда. Для повышения зарплаты здесь, не раз подчеркивал министр образования Сергей Маскевич, установили существенные надбавки именно за квалификационные категории: учителю–методисту - 115 процентов от тарифного оклада, за высшую категорию - 100 процентов, за первую - 80, за вторую - 70. А на днях в министерстве сообщили, что один каверзный аспект аттестации уже вроде как решен: от нее собираются освободить директоров школ, поскольку им и так приходится брать на себя огромный пласт работы менеджера.

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Новая система координат для педагогов-профессионалов

Отрасль должна больше платить за квалификационный уровень , чтобы педагог стремился к повышению своей квалификации. Размер зарплат должен зависеть от качества работы. Эти мысли неоднократно озвучивались в самых разных аудиториях и с самых разных трибун. С 1 сентября 2014 года размер надбавок за квалификационные категории, наконец, был пересмотрен в сторону повышения . Надбавка за высшую категорию у педагогов выросла втрое - с 30% до 90% тарифного оклада (ставки). За первую категорию сейчас доплачивают 55% от тарифного оклада (ставки) вместо 20%. За вторую категорию - 30% вместо 15%. А за категорию «учитель-методист» - 120% вместо 40%.

О том, что изменилось для работников отрасли после внесения изменений и дополнений в Инструкцию об аттестации педагогических работников , мы беседуем с заместителем председателя ЦК Белорусского профсоюза работников образования и науки Романом Дапиро :


Повышать категорию или нет?

Поскольку аттестация педагогических работников перестала быть просто их правом, а стала еще и обязанностью , первый вопрос, который поставил профсоюз перед Министерством образования, которое является нашим социальным партнером, касался увеличения оплаты за наличие квалификационной категории. Тем более что получение и подтверждение высшей квалификационной категории превратилось в серьезную процедуру.

Наша позиция была следующей: размер доплаты должен стимулировать педагога к повышению своего профессионального уровня и присвоения ему более высокой квалификационной категории. С 1 сентября доплата перестала быть символической. Надбавка для учителя с высшей категорией составляет сейчас около 1 миллиона рублей, а у учителя-методиста - около 1,5 миллиона рублей.

- Вы считаете, что эти суммы помогут удержать в области опытных педагогов?

До пересмотра доплат у многих возникали сомнения: а много ли найдется желающих подтверждать свою высшую категорию за минимальную прибавку к зарплате? Первоначально на подтверждение высшей категории педагогам отводился срок до 1 сентября 2014 года, но педагоги не спешили делать это в массовом порядке. Затем Министерство образования решило перенести срок подтверждения высшей категории на 1 сентября 2017 года . Фактически главное образовательное ведомство растянуло переходный период почти на пять лет со времени вступления в силу инструкции, чтобы можно было провести без спешки квалификационные экзамены.

Признаюсь, что сегодня мы более оптимистично смотрим на ситуацию. Полагаю, что если перед педагогом возникнет дилемма (повышать категорию или не повышать, пойти на подтверждение высшей категории или нет), то он сделает свой выбор в пользу повышения и подтверждения. Все-таки в системе координат оплаты работников бюджетной сферы педагоги получили достаточно ощутимую доплату. Поэтому не подтверждать высшую категорию и таким образом соглашаться на снижение своей квалификации до первой категории будут немногие. Но это вполне возможно в случае с работниками учреждений образования, которые подпадают под закрытие, с работниками, с которыми наниматели не планируют продолжать трудовые отношения, или с работниками, которые сами хотят покинуть отрасль. Остаются и вопросы по педагогам предпенсионного возраста: по тем, кто уже стоит на пороге пенсии сегодня или будет стоять на пороге выхода на пенсию в 2017 году... Насколько они могут быть заинтересованы в подтверждении высшей категории? Захотят ли проходить серьезный квалификационный экзамен? В том случае, если педагог-пенсионер отказывается от подтверждения, его квалификационная категория будет снижена до первой .

Тем не менее, во время проведения «прямых линий» к нам стали обращаться педагоги со стажем, которые покинули систему образования, но сейчас задумались над своим возвращением. Полагаю, это красноречивое свидетельство того, что если начать решать вопросы с оплатой труда, то можно надеяться на то, что в систему образования станет возможно вернуть квалифицированные кадры, которые когда-то покинули отрасль.


Аттестация и оптимизация

- Инструкция о порядке проведения аттестации вызвала у педагогов много вопросов...

Именно поэтому в конце марта и в ноябре текущего года Министерство образования внесло в инструкцию важные коррективы. В основном эти изменения и дополнения были долгожданными для педагогической общественности. На многих коррективах принципиально настаивал профсоюз.

Пожалуй, самым проблемным в новой инструкции стал 20-й пункт , согласно которому педагог, который переходил с одной должности на другую, из одного учреждения образования в другое, мог лишиться своей квалификационной категории. Определенные коррективы вносила запись о «переводе» работника на новую должность - только в таком случае можно было претендовать на ту же квалификационную категорию на новой должности, что и на прежней (без учета срока работы на новой должности).

Возможно, когда велась работа над первым вариантом инструкции, мало кто представлял себе масштабы оптимизации и реорганизации сети учреждений образования, но по факту сегодня многие педагоги вынуждены работать не по своему профилю, а там, где для них нашлась работа. Закрылась базовая и средняя школы - учителя-предметники вынуждены работать в начальной школе, воспитателями групп продленного дня или вообще идти в систему дошкольного образования. Например, если из-за сокращения учитель с высшей категорией шел работать воспитателем в школу-интернат, в группу продленного дня или учреждение дополнительного образования, он лишался своей категории и ему приходилось начинать «карьеру» фактически с нуля...

Внесением изменений и дополнений в пункт 20 инструкции фактически решена проблема признания наличия квалификационных категорий по соответствующим должностям педагогических работников в случаях изменения ими места работы, должности и др. при условии соответствия квалификационным требованиям. А форма перехода на новую должность теперь не имеет значения. Более того, значительно расширен перечень должностей, при изменении которых возможно претендовать на прежнюю категорию.


«Не то» образование

- Роман Осипович, вы сказали, что одно из условий допуска к аттестации - это наличие соответствующей квалификации. Но именно с этим пунктом у педагогов дошкольного образования возникали проблемы.

Действительно, учитель физики фактически может преподавать математику, а учитель химии - биологию. И никто ему не скажет, что он не имеет соответствующей квалификации, если руководитель учреждения поручит ему преподавание соответствующей дисциплины. Совсем другое дело - воспитатель дошкольного образования . Это другая должность со своей спецификой. И к ней предъявляются другие квалификационные требования, чем к учителям-предметникам. Они сопоставимы только с квалификационными требованиями к учителям начальных классов, поскольку и там, и там подразумевается наличие высшего или среднего специального образования по профилю «Педагогика» (направление «Педагогика детства ») или педагогическое образование и переподготовка по направлению «Педагогика детства».

Наниматель вправе взять лицо с педагогическим образованием на работу воспитателем в дошкольное учреждение без соответствия этим квалификационным требованиям , но аттестовать на предмет присвоения квалификационной категории не может. Если учитель математики с высшей категорией приходит на должность воспитателя, он не может получить даже вторую категорию. И ему надо пройти переподготовку по направлению «Педагогика детства». В то же время если он пройдет переподготовку, то сможет претендовать сразу на высшую квалификационную категорию уже в должности воспитателя дошкольного образования. Вот почему переподготовка по педагогике детства сегодня очень востребована.

Тем не менее, нужно понимать, что берут в учреждения дошкольного образования педагогов без соответствующей подготовки из-за нехватки кадров. И довольно часто эти педагоги работают больше чем на ставку, ведь даже «непрофильных» специалистов в дошкольных учреждениях не хватает. Соответственно, решить вопрос замены таких работников при направлении на переподготовку также сложно. Получается замкнутый круг проблем...

Следует помнить и о том, что на многие вакансии в учреждения дошкольного образования мы распределяем выпускников непрофильных педагогических специальностей - например, филологов, историков и т д. Но аттестовать их также будет невозможно. Профсоюз предлагал допускать их к аттестации на присвоение второй квалификационной категории при наличии повышения квалификации по должности воспитателя дошкольного образования.

Сегодня уже нужно определиться. Если мы такие принципиальные в вопросах аттестации, тогда почему в отношении дошкольного образования допускаем распределение выпускников «не совсем» по специальности? В конце концов, выпускники могут от такого распределения отказаться. Кому станет от этого лучше? Поэтому мы планируем вернуться к решению этой проблемы в самое ближайшее время.


Директор - тоже педагог

- А урегулирован ли вопрос аттестации руководителей учреждений образования? Имею в виду присвоение или подтверждение квалификационной категории педагогического работника...

В новой редакции был исключен пункт 21 , согласно которому руководители учреждений образования должны были подтверждать квалификационную категорию учителя. Сейчас имеется в виду, что если руководитель не выполняет педагогическую работу, не имеет педагогической нагрузки, то и аттестацию на подтверждение ему проходить не нужно. Если же он имеет такую нагрузку и занимает должность учителя, то, как и другие педагогические работники, проходит обязательную аттестацию на подтверждение высшей квалификационной категории или на присвоение другой квалификационной категории.

Сегодня аттестация руководителей организаций системы образования и их заместителей на присвоение (подтверждение) квалификационной категории педагогического работника возможна только при условии занятия ими соответствующей должности педагогического работника, то есть, при наличии трудового договора по совместительству.

Увы, но не во всех случаях это возможно реализовать. Директор школы, который параллельно с основной работой имеет 5-10 часов учебной нагрузки по совместительству, может пройти аттестацию как учитель и получать квалификационную надбавку, а заведующему детским садом такую возможность не оставили. Заведующий имеет право только работать на замене своих педагогических работников, временно отсутствующих, что все и делают. На замене заведующие в городских садах отрабатывают от 30% до 50% нормы часов воспитателя на ставку, но это не дает им права аттестовываться как воспитателям. Между прочим, заведующими дошкольными учреждениями образования не всегда становятся воспитатели с высшей квалификационной категорией, и в то же время сейчас повысить свой квалификационный уровень они не могут.

В статью 255 Трудового кодекса были внесены важные изменения: вместо слов «преподавательская работа » там сейчас употребляется «педагогическая деятельность » (в части реализации содержания образовательных программ), поэтому руководители могут заниматься педагогической деятельностью по совместительству. Но в Закон «О борьбе с коррупцией» нужные изменения не внесли . Вот когда антикоррупционный закон будет приведен в соответствие с Трудовым кодексом, тогда наши руководители учреждений дошкольного образования получат полное право на присвоение квалификационной категории в случае работы в должности воспитателя дошкольного образования по совместительству.


Молодость - не помеха

- А какие права есть у молодых специалистов?

Вообще при допуске к аттестации действуют следующие условия. Первое - это соответствие квалификационным требованиям. Второе - наличие определенного стажа.

Инструкцией установлено, что претендовать на присвоение второй квалификационной категории могут педагогические работники, имеющие стаж работы в должности, по которой аттестуются, два года. Но есть и исключения. Лица, получившие диплом о высшем образовании с отличием, диплом магистра или диплом исследователя, допускаются к аттестации на присвоение второй квалификационной категории при наличии стажа работы один год . Это значит, что уже через год, как начали работать, они имеют право подавать заявление на присвоение квалификационной категории.

Интересный момент: в обязательный стаж работы продолжительностью два года, необходимый для того, чтобы претендовать на получение второй квалификационной категории, может быть включен и стаж работы во время учебы . Не секрет, что многие студенты начинают работать еще во время получения педагогического образования. И их работа может быть включена в обязательный стаж продолжительностью два года. Причем это может быть работа с любой нагрузкой: на четверть, половину ставки и так далее. Другими словами, если студент, например, в течение двух последних курсов работал в школе по своей специальности, хорошо зарекомендовал себя, а после окончания ВУЗа устроился на работу в соответствии с полученной специальностью, то он может претендовать на получение второй квалификационной категории фактически сразу после того, как приступил к работе.

Кроме того, благодаря последним изменениям в инструкции, молодые специалисты, которые получат вторую квалификационную категорию, в аналогичном «ускоренном» режиме, смогут претендовать на присвоение первой категории уже через два года после присвоения второй . Раньше этот срок растягивался на три года.

- Остались ли в сфере аттестации вопросы, которые еще требуют своего решения?

Основной задачей для профсоюза считаю решение круга вопросов аттестации педагогических работников учреждений дошкольного образования . Также остается нерешенным вопрос аттестации руководителей физического воспитания в учреждениях общего среднего образования. Они у нас не категорируются, в отличие от учителей физического воспитания, поэтому этот пробел тоже надо устранить.

Видимо, пришло время и для проработки вопроса предоставления права на присвоение квалификационной категории преподавателям учреждений высшего образования, не имеющим ученых степеней и званий... В общем много наиболее проблемных вопросов уже снято. Причем они решились в пользу педагогов, но практика всегда ставит перед нами новые проблемные задачи... Поэтому процесс совершенствования нормативной базы будет продолжаться...

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 18 декабря 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/12/64974.html

Подтверждать высшую квалификационную категорию и категорию "учитель-методист" каждые пять лет педагогам больше не придется. Постановлением Министерства образования внесены важные изменения в Инструкцию о порядке проведения аттестации педагогических работников. Новый документ прошел юридическую экспертизу и был опубликован на Национальном правовом портале. Постановление вступило в силу 31 мая, а это значит, что те педагоги, которые планировали сдавать экзамен на подтверждение своей категории, могут расслабиться.

Не просто имидж

Напомним, что "Днем истины" для всех педагогов, получивших высшую квалификационную категорию пять и более лет назад, должно было стать 1 сентября 2017 года. И те из них, кто до сих пор не нашел времени и сил, чтобы подтвердить перед квалификационной комиссией свой "высший пилотаж" в профессии, или просто не счел необходимым это делать, могли быть "разжалованы" - до первой квалификационной категории. В 2012 году - когда менялись подходы к аттестации - высказывались опасения, что большинство педагогов будут отказываться от подтверждения высшей категории, учитывая мизерную разницу в оплате. Особенно были обижены педагоги, которые имели высшую квалификационную категорию уже 20--25 лет, педагоги предпенсионного и пенсионного возраста: для того чтобы и дальше получать доплату за высшую категорию, учителям-пенсионерам тоже надо было ее подтверждать. "Причина не в том, что нечего показать или рассказать, - говорили они. - Современный учитель должен самосовершенствоваться, интересоваться новыми педагогическими технологиями, но нужно совершенствовать и саму систему подтверждения. Если учитель имеет положительные результаты по подготовке учащихся к ЦТ, победы на олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, если он печатает свои методические наработки на страницах предметных журналов - это и есть подтверждение высшей категории, демонстрация его опыта. Стимул для работы и одновременно сохранение времени и нервов".

Выступая в прошлом году на августовской городской педагогической конференции, председатель Комитета по образованию Михаил Мирончик констатировал тревожную тенденцию снижения активности педагогов в вопросах повышения квалификационной категории: "Нежелание пройти процедуру аттестации означает, что педагог не уверен в себе, что у него занижена самооценка. Значит, и в учреждении образования не созданы условия для демонстрации педагогами своего творческого потенциала. Многими руководителями недооценивается аттестация как один из рычагов повышения профессионального мастерства педагогов, а значит, и уровня их зарплат".

Председатель ЦК Белорусского профсоюза работников образования и науки Александр Бойко уверен, что аттестация педагогов является неотъемлемым условием повышения качества образования, но квалификационная категория должна быть не просто частью имиджа педагога, а гарантировать ему соответствующий уровень зарплаты. Педагоги должны быть сами заинтересованы в повышении квалификации, но для этого необходимо задействовать в том числе и финансовые стимулы. "Именно поэтому, когда пересматривался порядок аттестации педагогических работников, мы настаивали на дифференцированном увеличении размеров надбавок за квалификационные категории - чтобы зарплата напрямую зависела от квалификации педагога и чтобы у последнего был стимул для профессионального роста. Эта позиция была поддержана Министерством образования: надбавка за вторую квалификационную категорию увеличилась с 15 до 30%, за первую - с 20 до 55%, за высшую - с 30 до 90%, а за категорию "учитель-методист" - с 40 до 120%".

Без согласия министра

Что же в конце концов изменилось для педагогов в аттестации, нам рассказала главный специалист управления организационно-кадровой работы Министерства образования Ольга Дмитриева:

Во-первых, постановлением исключена необходимость подтверждать присвоенную педагогам более пяти лет назад высшую квалификационную категорию. Согласно инструкции, руководитель учреждения образования или индивидуальный предприниматель, которому предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, может инициировать (с согласия педагогического совета или совета учреждения образования) подтверждение работникам квалификационной категории только в случаях, когда педагогический работник снизил уровень своей работы либо не занимал педагогические должности более чем два года.

Во-вторых, расширен перечень педагогических работников, которые допускаются к аттестации на присвоение второй квалификационной категории без учета стажа работы в должности. В частности, к ним относятся лица, получившие диплом о среднем специальном образовании и высшем образовании с отличием, диплом магистра или исследователя. Ранее владельцы диплома о высшем образовании с отличием, выпускники магистратуры и аспирантуры допускались к аттестации на присвоение второй квалификационной категории при наличии стажа работы один год.

В-третьих, педагогическим работникам, которым квалификационная категория присвоена в иностранном государстве, предоставлено право претендовать на присвоение той же квалификационной категории, без учета стажа работы в должности.

Новой инструкцией также расширены полномочия начальников управлений образования областных исполнительных комитетов и председателя Комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета. Им предоставлено право давать согласие на допуск педагогических работников к аттестации на присвоение им высшей квалификационной категории без учета присвоенной ранее квалификационной категории или стажа работы в должности. (До этого требовалось согласие министра.)

Изменения в инструкции затронули и работу квалификационных комиссий. Так, квалификационные комиссии областных и Минского городского институтов развития образования получили право проводить квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории. В отличие от порядка, действовавшего ранее, составы комиссий, принимающих квалификационный экзамен, будут утверждаться руководителями учреждений, в которых они создаются.

На Академию последипломного образования, Белорусский государственный педагогический университет и Республиканский институт профессионального образования возложена функция по методическому обеспечению аттестации на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий.

Из нового документа также исчез срок (до 31 мая 2017 года), который ограничивает подачу работником заявления об аттестации на присвоение ему квалификационной категории.

Почему нельзя почивать на лаврах?

Так что же в конце концов изменилось за неполные пять лет? Почему мы снова возвращаемся к высшей квалификационной категории как к пожизненной награде? И все педагоги поддерживают этот шаг? Как выясняется, мнения разделились. Кто-то на самом деле искренне радуется тому, что сейчас нет необходимости каждые пять лет собираться с мыслями и силами, чтобы подтвердить свой высокий профессионализм в профессии. Но далеко не все. Приведем лишь несколько из услышанных мнений.

Учитель, получивший высшую категорию, не должен почивать на лаврах. Но я бы коренным образом изменила подходы к ее подтверждению".

"Знаю людей, которым дали высшую категорию за выслугу лет, а они потом никак вообще себя не проявляли и считают, что присвоение высшей квалификационной категории - это как грамота министерства "за многолетний и добросовестный труд", а больше они никому ничего не должны. Эти, между прочим, наиболее активно выступали против подтверждения. Я бы исключение сделала только для пенсионеров и тех, кто скоро пойдет на пенсию. Остальным же для подтверждения ввела бы систему накопления баллов (бонусов) за последние 5 лет их профессиональной деятельности..."

"У нас во всем формальный подход. Школьная комиссия дает направление на сдачу экзамена в Институте повышения квалификации или Академии последипломного образования. Значит, школа выделяет самых опытных, способных и талантливых педагогов. Но, как свидетельствует практика, направление дают всем: и тем, кто хочет, и тем, кто не хочет. Казалось бы, школы должны дорожить своей репутацией, но почему-то не дорожат. Возникает вопрос почему? А потому, что качество образования и высокая квалификация специалистов определяются не результатами их работы, а рейтингом учреждения. Приезжают педагоги на платные курсы по обобщению опыта, для сдачи на высшую категорию. Я прошу поднять руку тех, кто по собственному желанию будет сдавать экзамен. Из 25--30 человек только два-три поднимают руку. Интересуюсь у остальных, а что они здесь делают? Отвечают: "Администрация отправила на сдачу экзамена. Угрожают не продлить контракт". Но зачем это нужно администрации? Выясняется, что все учреждения образования участвуют в рейтинге, где один из критериев - количество в педагогическом коллективе учителей с высшей категорией. Это очень важный показатель в отчетах не только школ, но и отделов и управлений образования. Получается, что никого не волнует содержание и качество, а только внешний лоск и количество? Поэтому, уверен, что требуется другой механизм, который будет стимулировать учителя двигаться вперед и развиваться... Система загнала всю образовательную производительность в отчеты и отписки. За 25 лет мы их научились писать даже с закрытыми глазами. Вот и получается по отчетам, что в учреждениях образования работают высококвалифицированные кадры. А в действительности что мы имеем?"

"А я бы усложнила сдачу на высшую категорию, хотя в Академии последипломного образования она и так была непростая, с серьезным подходом. Не хотелось бы, чтобы она спускалась на тормозах в местных институтах развития образования. Потому что обобщение педагогического опыта - вещь очень важная. Ты выходишь из зоны комфорта и начинаешь "копать", изучать, исследовать. В методическом плане обобщение вместе с консультациями специалистов мне много дало. Я почувствовала свой рост в методическом плане".

"Подтверждала высшую категорию еще в первый год. Собиралась делать это снова в 2018 году. В плане профессионального роста экзамен стимулирует. Не секрет, что абсолютное большинство педагогов, имеющих высшую категорию, не напрягаются. И для учителя, который на самом деле старается соответствовать критериям высшей категории, это обидно. Лучше бы вообще не было никаких категорий. Или можно перенять систему, которая практикуется в неформальном образовании. Каждый год сделай, пожалуйста, отчет, как ты растешь. Покажи, как научил всех детей. И не надо цепляться за достижения талантливых воспитанников. Это заслуга природы, а не ваша. А ты попробуй научить немотивированных и тех, кому не дано от природы. А у нас некоторые педагоги всеми правдами и неправдами выбивают дипломы и носятся с ними годами, как с флагом, а над собой не работают".

"Если вообще отменить экзамен на категорию, то никакого маяка впереди не будет, который бы сигналил - старайся, не расслабляйся! Высшая квалификация - это как знак качества образования, который не должен присваиваться автоматически".

Справка «Звязды»

Обязательным условием для получения этой категории является наличие у педагога авторской методики преподавания учебного предмета или собственного опыта, который был обобщен и используется другими учителями учреждений общего и среднего образования, публикаций в научно-методических и других изданиях об опыте применения современных образовательных, воспитательных и информационных технологий и использования эффективных педагогических форм, методов и средств обучения.

Надежда Николаева

Всем педагогическим работникам высшей категории до 1 сентября 2014 года нужно подтвердить свою категорию, то есть доказать, что они достойны самого высокого звания. Для этого им надо защитить работу и сдать экзамен. В противном случае категории, а вместе с тем и доплат за нее они лишатся и будут разжалованы до первой категории, где доплаты поменьше.

Подтверждение категории касается педработников в общеобразовательных школах, профтехучилищах и детских садах, а также педагогов дополнительного образования. Сами преподаватели не очень обрадовались нововведению. "Мало того, что зарплаты маленькие, бумаг куча, так из нас самих еще каких-то школьников делают", - возмущаются они.

"Высшая категория - это своеобразный знак качества. Категория все-таки не должна присуждаться автоматически"

Галина Николаенко, доктор педагогических наук, проректор Академии последипломного образования, где проходит экзамен, пояснила TUT.BY, что процедура подтверждения высшей категории отражена в новой инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников, которая стала действовать с конца 2012 года. Ее смысл в том, что каждый педагог, имеющий высшую категорию, должен не просто носить звание профессионала экстра-класса, но и доказывать его каждые пять лет, чего не требовалось раньше.

"По прежней инструкции высшую категорию можно было получить один раз после сдачи экзамена либо автоматически после того, как педагог отработал десять лет в первой категории. Ежегодно количество учителей с высшей категорией прибавлялось на 2,5 тысячи. Из общего количества педагогов с высшей категорией количество получивших высшую категорию "автоматом" достигало 50%. Получение высшей категории стало распространенным явлением, наступила определенная "инфляция" высшей категории. Но высшая - это своеобразный знак качества системы образования, она не должна присуждаться автоматически, поэтому подходы к ее оценке пересмотрели". Как проходит подтверждение категории? "Педагогу надо на десять страниц написать работу по обобщению своего опыта. Работу изучает комиссия, потом педагог защищает ее. В завершение ему предлагают разработать занятие по теме опыта. Если вы за годы работы удачно используете наглядный материал, то комиссия дает вам задание разработать, например, урок, и описать, какие наглядные пособия вы на нем будете использовать".

Однако, например, школьные учителя, продолжающие работать на пенсии или стоящие на пороге пенсии, не понимают, зачем это им на старости лет сдавать какие-то экзамены.

"Ничего унизительного или невозможного в подтверждении категории нет. Если вы мама, привели ребенка в школу и вы узнаете, что ваш ребенок будет учиться у педагога, который имеет высшую категорию, то какая вам разница, сколько ему лет? - говорит Галина Николаенко. - Подготовка к аттестации - это в любом случае рост. Что касается педагогов в пенсионном и предпенсионном возрасте, то, возможно, в новую инструкцию будут внесены изменения, где учтут их интересы. Но в любом случае надо отталкиваться от интересов государства, общества и в первую очередь ребенка. Надо иметь в виду, что ученики сегодня изменились. Известно, насколько важно для педагога удержать внимание ребенка. А насколько внимательно сегодня ребенок может слушать учителя? Сейчас часто встречаются дети с так называемым клиповым сознанием. Значит, мне как педагогу надо изменить способ подачи материала. Я должна знать интерактивные методы работы, должна уметь сделать мультимедийную презентацию и т.д."

Примерно такую информацию во всех учебных заведениях сразу после введения инструкции донесли учителям. Но пока не все спешат подтверждать категорию. Как сообщили TUT.BY в главном информационно-аналитическом центре Минобразования, в Беларуси на 1 сентября 2013 года в общеобразовательных школах числится почти 122 тысячи педагогов, из которых 40% или около 49 тысяч - с высшей категорией. По данным Академии последипломного образования, практически за год на подтверждение категории прибыли только 3 250 человек. Причем в это число входят не только школьные учителя, но и воспитатели детских садов, педагоги дополнительного образования, профтехучилищ и т.д. 99,8%, или 3 244 педагога экзамен сдали. Галина Николаенко также рассказала, чтосейчас педработники подают все больше заявок на подтверждение категории, особенно в регионах. "Я все-таки думаю, что большая часть приедет и подтвердит свою высшую категорию" .

Как проходил экзамен и почему педагоги отказываются его сдавать?

Елена Васильевна , учитель иностранного в одной из школ Ляховичского района, свою категорию подтвердила - пошла, говорит, потому что до пенсии ей еще долго. "Месяца три готовила эту работу. Семьи не видела, готовить некогда было, там еще и требования к оформлению работы строгие. И я сделала это, ура! Оно выполняемо, но о-о-очень много времени отнимает".

Ирина Васильевна , учитель начальных классов в одной из школ Брестской области рассказала TUT.BY, что отказалась от прохождения экзамена. "Оно мне надо? - задается вопросом учитель.- Высшую категорию я получила семь лет назад. Доплачивали за нее мне где-то 400 тысяч в месяц, может, чуть больше. Все мои умения дети и так знают и видят. Может, если бы не было столько бумажной работы по школе, я бы села и обобщила свой опыт, но у меня просто нет времени этим заниматься" . Учитель также рассказывает, что после последнего повышения зарплат на 25%, ее зарплата почему-то стала меньше на 700 тысяч, и еще минус 100 тысяч ежемесячно ее уже не пугают. "Я лишусь высшей категории и получу первую, разница в доплате же 50-100 тысяч. Чего мне надрываться ради этих денег?"

Ольга Ивановна просит не называть ее настоящего имени и не указывать ни город, ни школу, в которой она работает, ни предмет, который ведет. Этот учитель с высшей категорией работает уже почти 20 лет, коллеги ее называют одним из самых прогрессивных педагогов в школе. Однако подтвердить категорию ей не удалось. "Это кажется десять листов написал - и все. Свою работу я писала с сентября по май. Я фанат своего дела, я без школы себя не представляю. Хотелось бы завершить свой путь профессиональный красиво, поэтому пошла подтверждать, причем была одной из первых. Моя работа комиссии не понравилась. Взяли ее и сразу заявили, что им непонятна ни тема, ни вообще все, что я там написала. Предложили переделать, но я этого делать не буду. Мне было очевидно, что ко мне просто придрались. Из меня сделали негодную школьницу, а я себя уважаю и унижаться пересдачей не буду".

Валентина Эдуардовна - учитель физики в одной из школ Минска. Высшую категорию получала десять лет назад. Последняя доплата за категорию в ее "расчетнике" - 520 тысяч рублей. Сейчас Валентине также надо сдавать экзамен на подтверждение своего "экстра-класса". Учитель говорит, что пока еще думает. "У меня два варианта: либо я иду, сдаю и дорабатываю до пенсии десять лет, либо ухожу из школы насовсем. Куда? Если посмотреть в интернете вакансии, то наравне с учителями сейчас получают посудомойки. А если пойти в уборщицы, еще больше получать буду" , - говорит педагог и объясняет, что вызывает ее негодование. - Очень много всякой бумажной, организационной работы в школе, завал! Я не знаю, дойду ли я до этого экзамена. В других районах города учителя знакомые говорят, что просто физически не хватает на это все времени. Доплата за высшую категорию уже не имеет значения. У нас в школе процентов 30 учителей - с высшей категорией, но собираются подтверждать ее человека три. Все сводится к тому, что учителя в возрасте 35-50 лет, у которых времени побольше, дети уже большие, собираются вообще уже уходить из школы. У нас, например, уже работают практически одни пенсионеры, потому что им работа за нынешнюю зарплату хороша только как доплата к пенсии. А просто выжить на нее невозможно. В этом году у нас ушло семь человек, в прошлом - больше десяти. И еще в этой ситуации начинают нагнетать какие-то вопросы с этими категориями. Это же дополнительный аргумент к тому, чтобы вообще уйти из школы.

"Снижать планку качества дальше уже нельзя, уже и так она ниже некуда. Вы посмотрите, кто идет в педвузы!"

Еще один учитель, который по совместительству бывает проверяющим в комиссиях на экзамене, считает, что, несмотря на трудности с мотивацией педагогов к подтверждению категории, она необходима обязательно. "В здравоохранении подтверждаются категории каждые пять лет, причем любые, а не только высшие. То есть если врач не поехал на курсы повышения квалификации и там не подтвердил свою категорию, то тогда ему вообще снимают оплату за категорию. Либо он оказывается на следующие пять лет без категории вообще. Я бы не сказал, что у учителей самые жесткие требования. Другой вопрос: сколько нам за это платят. Сегодня разница между первой и высшей категорией - всего 100 тысяч в среднем" , - говорит учитель, который предпочел не называть своего имени.

Но от того, что у педагогов маленькая зарплата, нельзя снижать требования к их квалификации, добавляет он. "Мы же идем к тому или иному врачу не потому, что у него большая или маленькая зарплата. Мы идем на имя. Так и у учителей. Снижать планку качества дальше уже нельзя, уже и так она ниже некуда. Вы посмотрите, кто идет в педвузы! Если я поступал в 1990-х и тогда конкурс в пединститут был больше, чем в БГУ, то сегодня это полный кошмар. Недоборы ужасные, причем все последние годы, - говорит учитель. - Проблема сейчас в том, что нельзя делать шаг назад, потому что люди уже пошли подтверждать категорию. Я за то, чтобы выставлять требования к педагогам, но долго протянуть на требованиях без материального поощрения нельзя. Надо думать, как доплачивать и откуда брать деньги, потому что я знаю, что уже были разработаны разные проекты документов, но пока местные бюджеты не находят денег на существенное повышение зарплат педработникам". По его словам, остро стоит проблема подтверждения высшей категории и в детских садах, где многие воспитатели из-за низких зарплат уже давно ушли, а в качестве воспитателей вообще люди без образования. Им-то подтверждать в таком случае просто нечего.

1.Особенности формирования аттестационной комиссии
Аттестация педагогических работников проводится в учреждении образования по месту их работы. Для объективной оценки труда педагога создается специальная аттестационная комиссия. Эта комиссия включает в себя не менее пяти человек, которые избираются путем тайного голосования из числа педагогов имеющих высшую и первую квалификационные категории и которые получили на выборах наибольшее количество голосов. Здесь надо отметить, что на выборах такой комиссии должно принять участие более половины всего педагогического коллектива. Это должно обеспечить демократичность и профессиональную принципиальность работы будущей комиссии, а также устранить негативные моменты предвзятого отношения работников друг к другу в процессе оценочной деятельности в ходе аттестации.
Помимо выбранных членов комиссии из числа самих педагогов в ее состав дополнительно включаются по одному представителю администрации и профсоюзного комитета учреждения образования. Те же лица, которые проходят аттестацию в период работы выбранной комиссии в ее состав включаться не могут.
Персональный состав комиссии оформляется приказом руководителя учреждения образования и до 1 го октября (согласно положению) должен быть доведен до сведения педагогических работников. В работе аттестационной комиссии с правом решающего голоса могут принимать участие по одному представителю вышестоящих органов управления образованием и комитета профсоюза.
Особо хочется остановится на роли работников профсоюза в работе аттестационной комиссии. Так, при рассмотрении графиков аттестации на заседании комитета профсоюза следует особое внимание обращать на следующие вопросы:
Включены ли в график все работники, желающие повысить квалификацию и написавшие заявления в строгом соответствии с пунктами 13,14,15,16,20 Положения об аттестации. Аттестационная комиссия не вправе отказать педагогу о включении его в график, если соблюдены требования по образованию в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками, по педагогическому стажу, по срокам с момента прохождения предыдущей аттестации и ранее полученной категории.
Обозначена ли в графике точная дата аттестационного собеседования.
Не нарушена ли процедура проведения аттестации, обозначенная в п.11 Положения (3 месяца со дня подачи заявления, а для претендентов на высшую категорию со дня представления документа и сдаче квалификационного экзамена).
Освобождены ли от сдачи квалификационного экзамена педагогические работники, указанные в п.20 Положения, п/п 20.1-20.7 (кто имеет на это право).
Указана ли должность и квалификационная категория педагога, на которую он аттестуется (п.32.1).
Соблюдены ли права аттестуемых, которые проходят аттестацию по требованию администрации и с согласия педсовета (п.17 Положения).
График на присвоение второй и первой категорий педагогам может составляться в течение года по мере поступления заявлений.
Если в графике выявлены нарушения Положения, комитет профсоюза указывает на них аттестационной комиссии в письменном виде и возвращает график для доработки, о чем в протоколе заседания комитета профсоюза делается подробная запись. После чего график окончательно согласовывается на заседании комитета профсоюза. На графике делается запись: «Согласовано с профкомом», указывается дата и номер протокола и подписывается председателем комитета профсоюза. Копия графика прилагается к протоколу заседания профкома.
При внесении изменений в график аттестации, обоснованность их внесения должна согласовываться с профкомом (пример, перенесение даты аттестационного собеседования (по заявлению работника) в случае длительной его болезни и др.уважительных причин). Внесение изменений в график рассматривается на заседании аттестационной комиссии.
Если в учреждении образования из-за малой численности педагогических работников невозможно создать аттестационную комиссию, а также требуется рассмотреть конфликтную ситуацию, создается аттестационная комиссия органа управления образованием. Перечень учреждений образования, работники которых аттестуются такими комиссиями, определяется руководителем органа управления образованием по согласованию с профсоюзом.
Аттестационная комиссия органа управления образованием должна включать не менее семи человек с учетом представителей подведомственных учреждений образования и методических служб. В комиссию должны входить по одному представителю органа управления образованием и профсоюзного комитета. Персональный состав комиссии утверждается руководителем органа управления образованием. Ежегодно до 1 октября работников всех подведомственных учреждений образования ознакомляют с персональным составом комиссии.
Срок полномочий аттестационной комиссии составляет один год со дня издания приказа о ее создании.

2.Требования к аттестуемым работникам и порядок проведения аттестационной комиссии
К аттестации допускаются педагогические работники, имеющие образование, соответствующее квалификационным требованиям, и двухлетний стаж работы в должности, по которой они аттестуются. Стаж работников, желающих аттестоваться на первую и высшую квалификационные категории, должен составлять три года со дня присвоения предыдущей категории.
Лица, получившие диплом о высшем образовании с отличием или имеющие академическую степень магистра, допускаются к аттестации на вторую квалификационную категорию при наличии стажа работы в соответствующей должности 1 год. Если работнику присуждена ученая степень или присвоено ученое звание, то он допускается к аттестации на первую квалификационную категорию при наличии стажа работы на соответствующей должности - 1 год, а на высшую категорию -2 года со дня присвоения предыдущей категории.
Процедура аттестации не должна превышать 3 месяцев со дня подачи педагогическим работником заявления в аттестационную комиссию. Для претендентов на высшую категорию этот срок отсчитывается со дня предоставления документов о сдаче квалификационного экзамена.
Работник не всегда имеет специальную подготовку, установленную квалификационными требованиями. Однако если он качественно выполняет свои служебные обязанности, повышает квалификацию и имеет стаж работы в должности, по которой аттестуется, не менее 3 лет, то проходит аттестацию в установленном порядке. Вместе с тем квалификационная категория не может быть присвоена лицам, имеющим общее среднее образование.
С согласия педагогического совета администрация учреждения образования имеет право один раз в пять лет требовать обязательной аттестации педагогических работников, снизивших уровень своей работы. Однако аттестация не применяется к работникам, отработавшим менее 2 лет с момента предыдущей аттестации, беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет. Если работник без уважительных причин отказывается пройти аттестацию, то она может быть проведена и в его отсутствие.
Здесь надо добавить, что согласно положению руководители учреждений образования, работники органов управления образованием и методических служб, а также специалисты народного хозяйства, которые имеют педагогическую нагрузку, проходят аттестацию на присвоение квалификационной категории в установленном порядке. Присвоение же квалификационных категорий может осуществлять только последовательным путем (вторая, первая, высшая).
К претендентам, которые имеют первую категорию и хотят получить высшую категорию, аттестационные требования имеют свою специфику, которая выражает в том, что данные кандидаты должны сдать квалификационный экзамен и собеседование (аттестация на вторую и первую категорию не требует сдачи квалификационного экзамена). Квалификационный экзамен предшествует собеседованию. Педагогический работник может сдать его в период прохождения очередных курсов повышения квалификации или экстерном. Если претендент не сдал квалификационный экзамен на высшую категорию, дальнейшая его аттестация не проводится. Однако через год он может вновь пройти аттестацию согласно установленному порядку. В случае, если аттестуемый сдал квалификационный экзамен, но в учебно-воспитательном учреждении не получил квалификационной категории, он имеет право пройти аттестацию на протяжении трех лет без сдачи квалификационного экзамена.
Положением также предусмотрены некоторые исключения в плане обязательной сдачи квалификационного экзамена. К ним относятся те категории педагогических работников, которые в силу своей профессиональной деятельности в области педагогической теории и практики достигли определенных высот. В качестве примера можно привести педработников имеющих государственные награды Республики Беларусь, учителей и преподавателей, которые имеют ученое звание или степень, являются авторами учебно-методических пособий, комплексов, учебников и т.д.
Ход проведения аттестационной комиссии имеет следующие особенности. Работники, которые выразили пройти аттестацию должны подать соответствующее заявление в аттестационную комиссию согласно срокам указанным в положении. График прохождении аттестации на учебный год составляется для претендентов на высшую категорию не позднее 15 октября. На вторую и первую- не позднее 1 апреля текущего года. График утверждается приказом руководителя и согласовывается с профсоюзным комитетом учреждения образования. Аттестуемые должны быть ознакомлены с данным графиком в десятидневный срок собственноручно подписав его.
Аттестационная комиссия в соответствии с графиком аттестации проводит изучение педагогической деятельности аттестуемого, руководствуясь требованиями тарифно-квалификационных характеристик, методическими рекомендациями по оценке деятельности педагогических работников. С учетом анализа педагогической деятельности аттестуемого проводится беседа.
Не позднее чем за неделю аттестуемого следует ознакомить с его характеристикой за подписью руководителя и председателя профкома учреждения образования. Во время данной беседы оценочные мнения администрации, членов комиссии и аттестуемого, делаются выводы об эффективности, результатах его педагогической работы, морально-личностных качествах педагогического работника, обсуждаются пути самосовершенствования, улучшения педагогической деятельности, перспективы его профессионального роста и повышения квалификации.
Обсуждение аттестационных материалов проводится в присутствии аттестуемого и подробно фиксируется в протоколе. Книга протоколов заседаний аттестационной комиссии должна быть прошнурована, пронумерована и закреплена подписью руководителя и печатью. Протоколы подписываются председателем и всеми ленами аттестационной комиссии.
Аттестационные материалы хранятся в учреждении образования 5 лет.

3. Особенности решений, принимаемых по результатам аттестации
На основании аттестационной беседы комиссия может принять одно из следующих решений:
-присвоить соответствующую квалификационную категорию с обозначением должности педагогического работника, по которой он аттестуется;
-отказать в присвоении соответствующей квалификационной категории;
-снизить квалификационную категорию.
Данные решения принимаются путем тайного голосования при наличии не менее 2/3 членов комиссии и явятся правомочным, если за него проголосовало не менее 50% присутствующих. В случае равного количества голосов решение считается принятым в пользу аттестуемого.
С решением комиссии аттестуемый знакомиться непосредственно после аттестации под подпись.
Решение аттестационной комиссии оформляется приказом руководителя учреждения образования, а в случаях, которые предусмотрены пунктом 11 положения, органов управления образованием и вступает в силу со дня его принятия.
По результатам аттестации педагогических работников делаются соответствующие записи в трудовой книжке в графе «Сведения о работе». Контроль над правильным проведением аттестации возлагается на органы непосредственного управления.
При несогласии с результатами аттестации педагогический работник имеет право в 10-дневный срок обратиться с заявлением в аттестационную комиссию вышестоящего органа управления образования.
При выявлении нарушений аттестационная комиссия вышестоящего органа управления образованием имеет право отменить решение аттестационной комиссии учреждения образования и в месячный срок со дня обращения аттестуемого провести повторную аттестацию работника, в отношении которго были допущены определенные нарушения. Решение такой комиссии считается окончательным, объявляется приказом органа управления и доводится до сведения учреждения образования аттестуемого.
Производственный споры, которые возникают по результатам аттестации педагогических работников, рассматриваются в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Статья "Особенности аттестации педагогических работников системы образования" есть в журнале "Отдел кадров" №2 2007 с примерами приказов



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.