Самые дешевые высшие образование в беларусь. Система образования республики беларусь

Национальная система образования в Республике Бела­русь включает:

^ участников образовательного процесса; ^ образовательные стандарты, а также разработанные на их основе учебные планы и учебные программы; ^ образовательные учреждения; ^ органы управления образованием. Образовательные учреждения осуществляют: ^ дошкольное воспитание; ^ общее среднее образование; ^ внешкольное обучение и воспитание; ^ профессионально-техническое образование; ^ среднее специальное образование; ^ высшее образование;

^ подготовку научных и научно-педагогических кадров;

^ повышение квалификации и переподготовку кадров.

Современное развитие национальной системы образова­ния обусловлено, прежде всего, преобразованиями в со­циальной и экономической структуре белорусского об­щества, изменениями в политической ориентации Рес­публики Беларусь.

«Основные направления развития национальной сис­темы образования», одобренные Советом Министров Республики Беларусь в 1999 году, определяют следующие цели и задачи ее реформирования:

Образование, впитав духовное наследие народа Бе­ларуси, станет определяющим фактором формирования

свободной, духовно, интеллектуально и физически раз­витой личности.

Образование, основываясь на традиции стабильного развития общества и государства, станет важнейшим фак­тором совершенствования правового демократического го­сударства.

Образование, опираясь на интеграцию с наукой, станет определяющим фактором роста эффективности экономики.

Основные принципы реформирования всех звеньев на­циональной системы образования:

Доступность образования;

Равенство прав граждан на получение образования;

Единство образовательных и воспитательных задач;

Диверсификация (оптимальное разнообразие) об­разовательных учреждений;

Обеспечение образовательных запросов личности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей;

Преемственность между уровнями и ступенями обра­зования;

Опора на отечественные традиции и зарубежный опыт развития образования;

Поэтапность проведения преобразований и их кор­ректировка с учетом достигнутых результатов;

Участие общества в осуществлении преобразований и контроль за их эффективностью.

Реформа белорусской общеобразовательной школы

Реформа общеобразовательной школы обусловлена, преж­де всего, трансформацией социально-экономической струк­туры общества, поворотом к рыночной экономике, изме­нениями в политической сфере белорусского общества.

Основная цель этой реформы состоит в переводе обще­образовательной школы на качественно новый уровень, в личностно-гуманистической ориентации школьного об­разования при сохранении достижений советской шко­лы и творческом использовании мирового опыта.

В ходе реформы должны быть созданы оптимальные усло­вия для подготовки школьников к полноценной жизни в изменяющемся мире, овладения основами национальной и мировой культуры, гармоничного развития их личности.

Для достижения этих целей нужно решить следующие практические задачи:

Переход на 12 - летний срок обучения, что предпо­лагает обучение детей с 6 - летнего возраста и введение новой структуры общеобразовательной средней школы. Обязательное десятилетнее образование с 4 - летней на­чальной школы (с 6 до 10 лет) и 6 - летней базовой школой (с 10 до 16 лет). Полное среднее образование с 17 до 18 лет (старшая ступень).

Разработка и внедрение нового учебного плана, обес­печивающего высокий уровень образования при сниже­нии учебной нагрузки школьников. Переход на 5-днев­ную учебную неделю с целью создания условий для фи­зического развития и охраны здоровья учащихся.

Трансформация содержания школьного образования на основе оптимального сочетания фундаментальности и практической направленности учебного материала.

Обеспечение разноуровневого, вариативного обуче­ния школьников с учетом их индивидуальных возмож­ностей и способностей.

Дифференциация обучения на старшей ступени об­щеобразовательной школы по различным направлени­ям: гуманитарное, природоведческое, технологическое и другие.

Повсеместное внедрение десятибалльной системы оценки знаний (компетенций) и централизованного тес­тирования школьников.

Создание эффективной системы патриотического, гра­жданского и духовно-нравственного воспитания школь­ников.

Основным общеобразовательным учебным заведением остается школа наряду с расширением числа гимназий и лицеев.

Гимназий учебное заведение базовой и старшей сту­пени общеобразовательной школы, призванное обеспе­чить реализацию требований государственных стандар­тов к образованию в сочетании с повышенным его уров­нем, широкой гуманитарной и общекультурной подго­товкой учащихся.

Лицей - профессионально ориентированное учебное заведение, обеспечивающее повышенный уровень обще­го среднего образования па старшей ступени в сочетании с профильной предпрофессиональной подготовкой уча­щихся по направлениям и специальностям высших учеб­ных заведений.

Реформирование системы высшего образования в Республике Беларусь

Подготовка специалистов с высшим образованием в Республике Беларусь осуществляется на базе общего сред­него, среднего профессионально-технического и среднего специального образования в университетах, институтах, академиях и высших колледжах, как государственных, так и негосударственных.

В настоящее время 20% населения республики имеет высшее образование (Аргументы и факты в Белоруссии, № 3, 2008 г.). По итогам 2007 года бесплатно обучалось 41% студентов, остальные за обучение платили (там же). Платная форма обучения является ответом на изменив­шиеся запросы рынка труда и потребности многих моло­дых людей в получении высшего образования.

Дальнейшая регионализация высшего образования по­зволит обеспечить не только удовлетворение образовательных запросов граждан, но и решение задач социально-культурного развития регионов, позволит перейти к мас­совости высшего образования. Примером здесь может слу­жить функционирование в некоторых областных и район­ных центрах филиалов столичных вузов, открытие в 2004 году Барановичского государственного университета, а в 2006 году - Полесского государственного университета в Пинске.

Сегодня Республика Беларусь предпринимает шаги к интеграции в мировое образовательное пространство. Клю­чевым направлением нашего международного сотрудниче­ства в области высшего образования является создание еди­ного образовательного пространства Союза Беларуси и России, СНГ. Для этого создаются следующие условия:

Общность принципов государственного государствен­ной политики в области образования;

Согласованность образовательных стандартов и про­грамм;

Единство требований по подготовке и аттестации на­учных и научно-педагогических кадров;

Равенство прав граждан на получение образования в образовательных учреждениях СНГ.

Другое направление - это интеграция в Европейское обра­зовательное пространство. В 2002 году Беларусь присоеди­нилась к Лиссабонской конвенции о взаимном признании квалификаций, относящихся к высшему образованию. А в соответствии с принципами формирования Европейского образовательного пространства, изложенными в Болон-ской декларации, наша республика предпринимает меры по переходу к двухступенчатой системе высшего образо­вания. В связи с этим принято решение о поэтапном со­кращении сроков подготовки специалистов с высшим образованием, а также об открытии магистратуры. Дан­ное направление реформирования системы высшего об­разования закреплено в законе Республики Беларусь «О высшем образовании», принятом в июне 2007 года.

Эти решения направлены на повышение конкуренто­способности национальной системы высшего образова­ния, развитие академической мобильности, обеспечение трудоустройства выпускников на рынке труда, укрепле­ние международного сотрудничества в области обеспече­ния качества высшего образования и расширение возможности их получения. Однако массовый переход на двухсту­пенчатую систему высшего образования ожидается не рань­ше 2010, когда завершится переход общеобразовательной школы на 12 - летний срок обучения.

Реформирование белоруской высшей школы сопровож­дается в последнее время также следующими новшествами:

Прием в вузы по результатам централизованного тес­тирования и письменных экзаменов вместо устных.

Переход на десятибалльную систему оценки знаний (компетенций) студентов с использованием тестового контроля и рейтинговых показателей.

Расширение на базе информационных технологий дистанционного образования и практики экстерната.

Увеличение доли управляемой самостоятельной ра­боты студентов за счет снижения объема аудиторной учеб­ной нагрузки.

Замена контрольных работ у заочников на компью­терное тестирование и т.п.

36. Воспитание наряду с наследственностью и средой являет­ся важнейшим фактором развития личности. При этом среда, как известно, воздействует на развивающуюся личность часто стихийно и пассивно. В отличие от среды, воспитание в ши­роком смысле слова - это целенаправленное, заранее пла­нируемое, специально организуемое и систематическое воз­действие на развитие личности в конкретных социальных условиях. Без воспитания немыслима реализация социаль­ных программ развития личности.

Подобным образом воспитательное воздействие на раз­вивающуюся личность взаимодействует с влиянием наслед­ственности. Например, чтобы задатки человека в полной мере трансформировались в его способности, нужна не только соответствующая социальная среда, но и соответ­ствующее воспитание. Воспитание, таким образом, кор­ректирует и координирует развивающее влияние среды и наследственности. Под влиянием воспитания человек раз­вивается физически и социально.

Физическое развитие включает морфологическое, био­химическое, и физиологическое.

Социальное развитие находит выражение в психиче­ском, духовном и интеллектуальном росте.

Л.С. Выготский открыл два уровня умственного раз­вития ребенка:

уровень достигнутого интеллектуального развития - самостоятельное выполнение заданий;

зона ближайшего развития - решение задач с помо­щью взрослых.

На этой основе была сформулирована закономерность-цели и методы воспитания должны соответствовать уров­ню достигнутого развития ребенка и зоне его ближайшего развития.

По мнению Л.С. Выготского обучение, а значит, и вос­питание - это источник развития* и оно (обучение) должно идти впереди, вести за собой развитие личности.

Академик И.Ф. Харламов в своих учебниках по педаго­гике подчеркивал, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стиму­лирование ее активности в работе, над собой.

Другими словами, функция воспитания в данном случае сводится к формированию мотивации (потребности, ин­тересы, убеждения и т.п.), к запуску внутренних механиз­мов саморегуляции, самодвижения, саморазвития личности.

В зависимости от мотивации или внутренней позиции личности по отношению к воспитательным воздействи­ям она может развиваться в самых различных направле­ниях, в том числе и в прямо противоположном тому, на которое его ориентирует воспитатель.

Обучение как целенаправленный процесс формирования личности

Как уже отмечалось, воспитание в широком смысле слова включает в себя и обучение. Потому процесс обу­чения имеет такую же структуру, как и любой педагоги­ческий процесс: цель обучения - принципы обучения - со­держание обучения - методы обучения - средства обуче­ния-формы обучения.

, Цель обучения в современной дидактике (теории обуче­ния) рассматривается как триединая, то есть в единстве образовательной, воспитательной и развивающей состав­ляющих. Эти цели определяют и соответствующие функ-ции процесса обучения.

Образовательная цель (функция) процесса обучения за­ключается в формировании определенных знаний и навы­ков обучающихся. Например, образовательной целью пред­ставляемого здесь раздела «Основы педагогики» является фор­мирование у студентов системных знаний об образовании как о социокультурном феномене, о различных педагоги­ческих явлениях, процессах, системах и технологиях.

Воспитательная цель (функция) предназначена для формирования мировоззрения, духовно-нравственных, эстетических и других качеств личности. На примере изуче­ния раздела «Основы педагогики» - это формирование у студентов отношения к образованию как общечеловече­ской ценности, осмысленных взглядов на социально-педа­гогическую действительность; формирование готовности к разрешению проблем собственной жизнедеятельности, профессионально-личностного становления и роста.

Развивающая цель (функция) обучения реализуется, глав­ным образом, в развитии мышления, творческих способно­стей и дарований личности. В нашем случай - это формиро­вание у студентов системного и критического мышления, умений рефлексии и развития на этой основе стремления к самосовершенствованию и самовоспитанию.

Принципы обучения ~ это основополагающие требова­ния к организации этого процесса. Обычно здесь выделя­ют Принцип научности обучения, принцип систематич­ности, последовательности, доступности, связи обуче­ния с жизнью и другие.

Методы обучения - это способы совместной работы обучающего и обучаемых, позволяющие усваивать кон­кретное содержание обучения. Существует множество классификаций методов обучения, наиболее популярны­ми из которых являются следующие две:

Классификация по источнику получаемой информации, где все методы делятся на три группы: словесные, на­глядные и практические, у.

Классификация по характеру познавательной деятель­ности обучаемых, где все методь! делятся на пять групп: объяснительно-иллюстративные," репродуктивные, мето­ды проблемного изложения материала, частично-поиско­вые й исследовательские методы, обучения.

Средства обучения - это учебные программы, учеб­ники, конспекты, плакаты, технические средства обуче­ния (ТСО), раздаточный материал и т.д.

Формы организации обучения - это лекции, семинары, лабороторно-практические занятия, уроки, консультации, зачеты, экзамены, самостоятельная учебная работа и другие.

37. В отличие от социализации, в процессе которой влия­ние на личность происходит во многом неорганизованно или стихийно, воспитание - это целенаправленное воз­действие на личность. Его можно считать частью социа­лизации.

Воспитание всегда направлено на достижение опреде­ленной воспитанности человека, то есть оно связано со специфическим процессом формирования нравственных, эстетических, санитарно-гигиенических и других свойств личности.

Различные типы обществ в разные времена по-разному понимали смысл и цель воспитания. В современную эпоху целью воспитания является формирование личности, ко­торая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гума­низма, справедливости и имеет научные взгляды на окру­жающий мир.

Ориентированная на идеал всесторонне и гармонично развитой личности, воспитательная работа в образователь­но-воспитательных учреждениях Республики Беларусь при­звана сосредоточиться на достижении следующих целей:

Формирование самосознания гражданина, ответствен­ного за судьбу своей Родины.

Приобщение воспитанников к общечеловеческим цен­ностям, формирование соответствующего поведения.

Развитие у подрастающего человека креативности, то есть способности к творчеству.

Помощь в формировании «Я-концепции» личности, в ее самореализации.

Уважительные отношения между педагогами и воспи­танниками, терпимость к мнению воспитанников, доброе и внимательное отношение к ним. Это создает психологи­ческий комфорт, в котором развивающаяся личность чув­ствует себя защищенной, нужной, значимой.

Природосообразность воспитания, которая предпола­гает обязательный учет половозрастных и других при­родных особенностей воспитанников.

Кулыпуросообразность воспитания, то есть опора в воспитательном процессе на национально-культурные традиции своего народа, национально-этническую об­рядность, привычки.

Гуманизация и эстетизация внутренней и внешней сре­ды образовательно-воспитательного заведения, среды жиз­недеятельности и развития воспитанников.

Основу содержания такой системы воспитания, по мнению известного российского педагога В.А.Караковско-го, должны составлять общечеловеческие ценности: Чело­век, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Усвоение этих ценностей должно рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки.

Методы воспитания: убеждение, пример, упражнение, одобрение, осуждение, требование, контроль за поведе­нием и другие.

Средства воспитания -

38. В современной педагогике методы воспитания оп-I ределяются как совокупность наиболее общих способов осущест­вления воспитательных взаимодействий, способ решения воспитательных задач.

выделяют три основные группы методов воспитания:

Убеждения;

Стимулирующие (возвратно-оценочные);

Организации жизни и деятельности.

Методы убеждения .

Целью убеждения является создание, усиление или измене­ние взглядов, мнений, оценок, установок у объекта воздействия с тем, чтобы он принял точку зрения убеждающего.

Обычно выделяют четыре ос­новные группы методов убеждения: информационные (воспи­танникам предлагаются в готовом виде понятия о добре и зле, истинности и ложности, прекрасном и безобразном); поисковые (воспитанники включаются педагогом в поиск ответов на по­ставленные проблемы); дискуссионные (предлагаются различ­ные пути решения проблем, и воспитанники самостоятельно должны прийти к правильному ответу); взаимного просвеще­ния.

К стимулирующим методам относятся одобрение и осуж­дение, поощрение и наказание. Их назначение - регулировка через эмоционально-волевую сферу проявляющихся положив тельных и отрицательных качеств личности воспитанника:] стимулирование первых и торможение вторых.

Цель методов организации жизни и деятельности - нау­чить определенным навыкам, умениям и формам поведения от простейших действий до сознательных социальных актов. В ос­нове этих методов лежит непосредственный практический опыч^ людей. Назовем некоторые из них:

Педагогическое требование;

Приучение;

Упражнение;

Создание воспитывающих ситуаций;

Особая роль в педагогической практике отводится методу внушения, заимствованному из психотерапии, медицинской?! психологии, лечебной педагогики. Внушение - это механизм воздействия воспитателя на подсознание ученика.

Средства воспитания применяются в единстве с методами и педагогическими приемами. Средством обычно называют все то, что использует человек в процессе движения к цели. Роль средства может выполнять любой объект окружающей действи­тельности: предметы и ценности материальной культуры, при­родные явления, достижения науки и техники, живая и нежи­вая природа и др.

Средства воспитания - это мероприятия или виды дея­тельности воспитанников: учебные занятия, беседы, соб­рания, вечера, экскурсии, соревнования, олимпиады, а также наглядные пособия, кино, видеофильмы и т.д.

Современные подходы к воспитанию

В современной педагогике существуют следующие под­ходы к воспитанию: системный, деятельностно-отношен-ческий, личностно-ориентированный и другие.

Системный подход к воспитанию заключается в том, что воспитательная деятельность рассматривается и орга­низуется как система взаимосвязанных условий и факто­ров формирования личности. Целесообразность его при­менения объясняется следующим образом:

Поскольку формирующаяся личность - это целост­ное образование, то и воспитываться она должна в ин­тегрированном педагогическом процессе, где целевой компонент, содержательный, организационно-деятель-ностный и оценочно-результативный в максимальной степени взаимосвязаны.

При гаком подходе специально моделируется систе­ма условий, необходимых и достаточных для самореали­зации, творческого самовыражения и личностного роста воспитанников.

Формируется неповторимый облик образовательно-вос­питательного учреждения за счет расширения природной и социальной среды жизнедеятельности воспитанников.

Оптимально используются кадровые, финансовые и материально-технические ресурсы воспитательного заве­дения.

Деятельностно-отношенческий подход состоит в том, что включая воспитанника в разнообразные виды дея­тельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность или отношение к этой дея­тельности, можно осуществлять его эффективное воспи­тание.

Сторонники этого подхода (Харламов И.Ф. и др.) счи­тают, что само по себе внешнее воспитательное воздей­ствие не всегда ведет к желательному результату. Оно может вызывать у воспитываемого как положительную, так и отрицательную реакцию, или может быть нейтральным. Только при условии, когда воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннее эмоционально-чувст­венное переживание (отношение) и возбуждает ее соб­ственную активность в работе над собой, оно оказывает на личность развивающее влияние. Закрепляясь и стано­вясь привычными, такие отношения определяют устой­чивое поведение человека в любых условиях, то есть ста­новятся личностными качествами.

Личностно-ориентированный подход основан на идеях гуманистического направления в психологии и педагоги­ке. Например, К. Роджерс, выражая свои педагогические взгляды, утверждал, что основой изменений в поведе­нии человека является его способность расти, развиваться и обучаться, опираясь на собственный опыт. Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно соз­дать атмосферу, способствующую развитию человека.

Личностно-ориентированный подход обеспечивает и поддерживает процессы самопознания, самосозидания, самореализации личности, развития ее неповторимой ин­дивидуальности. Воспитатель в русле данного подхода побу­ждает воспитанников к нравственному выбору, представляя материал для анализа. При этом средствами воспитания яв­ляются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, ана­лиз и разрешение моделируемых конфликтов.

Несмотря на то, что любое воспитание ориентирова­но на личность, правомерность названия данного подхо­да оправдана тем, что здесь приоритет отдается не внеш­ним факторам воспитательного воздействия, а развиваю­щейся, самоактуализирующейся личности в процессе воспитания.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ ЦТ по истории Беларуси: Создание белорусской государственности в 1917-1919 гг., Акценты #10

    ✪ Поступить в белорусский ВУЗ - кому проще?

    ✪ Белорусский государственный медицинский университет

    ✪ Реформы белорусского образования должны совершенствовать имеющуюся базу

    ✪ Беларусь 1: В БГУ прошел семинар по новым методам образования

    Субтитры

Общие сведения

Структура национальной системы образования базируется на Конституции Белоруссии и других нормативно-правовых актах. Гарантируется равенство всех граждан в получении образования, единство образовательных систем и преемственность всех форм обучения.

Основные ступени образования:

  1. дошкольное (ясли, детские сады)
  2. общее базовое (на базе 9 классов средней школы). Начинается с 6 лет.
  3. общее среднее (на базе 11 классов), начальное профессиональное (ПТУ , лицеи), среднее специальное (техникумы , колледжи)
  4. высшее профессиональное (высшие колледжи , институты, университеты , академии).

После успешного окончания базовой школы имеется возможность продолжить обучение в:

  • профессионально-технических училищах, где одновременно получают общее среднее образование и профессиональную подготовку

Желающие могут получить общее среднее образование, продолжив обучение в школе. Основной документ, дающий право на поступление в высшее учебное заведение - аттестат или диплом, подтверждающий получение профессионально-технического или среднего специального образования. В Белоруссии имеется 45 государственных и 10 негосударственных вузов. Базовое общее образование (1-9 классы средней школы) является обязательным. Образование в средней школе является бесплатным. Выпускники профессионально-технических учреждений образования, получившие образование за счёт средств бюджета, обязаны отработать по распределению один год, выпускники средних специальных и высших учреждений образования - два года. Цена платного высшего образования на отдельных специальностях достигла в 2012 году 12 млн рублей в год, и продолжала расти .

Планировался перевод среднего образования на 12-летнее обучение с обязательными 10 классами обучения, однако в 2008 году было принято решение о возврате к 11-летней средней школе. При этом решение о возврате к 11-летней системе образования было принято не Министерством образования, а Администрацией президента . Своё решение Александр Лукашенко аргументировал следующим образом: «Исходя из мнения родителей и учителей, по крайней мере большинства из них, мы приняли решение прекратить затратные эксперименты и возвратиться к той школе, которую мы все хорошо знали» .

В системе общего среднего образования 130 639 учащихся (13,7 %) обучаются на белорусском языке, 822 970 учащихся (86,2 %) – на русском, 834 учащихся – на польском и 64 учащихся – на литовском.

Правовые, экономические, социальные и организационные основы специального образования (процесса обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, включающего специальные условия для получения соответствующего образования, оказание коррекционной помощи, социальную адаптацию и интеграцию указанных лиц в общество) определяется законом Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» .

Основные показатели

В 2012 году в Республике Беларусь действовало 4064 учреждения дошкольного образования с 398 тыс. детей и 54,1 тыс. педагогических работников . В 2012/13 учебном году действовало 3579 учреждений общего среднего образования с 928,2 тыс. учащихся и 128,1 тыс. учителей , 226 учреждений профессионально-технического образования с 79,9 тыс. учащихся, 225 учреждений среднего специального образования с 152,2 тыс. учащихся . Больше всего учащихся в учреждениях среднего специального образования обучалось по техническому и технологическому профилю (50 тыс.), а также экономико-юридическо-управленческому (34,3 тыс.), сельскохозяйственному (21,3 тыс.), архитектурно-строительному (14,3 тыс.) и медицинскому профилям (11,5 тыс.)

В 2012/13 учебном году в стране насчитывалось 54 высших учебных заведения (45 государственных и 9 частных), где обучалось 428,4 тыс. студентов, в том числе 209,3 тыс. на дневной форме обучения, 0,9 тыс. на вечерней и 218,3 тыс. на заочной. Более половины (30) вузов находится в Минске; в столице обучается и более половины студентов (223,9 тыс.) .

История образования в Беларуси

В средние века среднее и высшее образование получали в коллегиумах (Вильно, Полоцк , Пинск , Гродно, Юровичи). Первым высшим учебным заведением на территории Великого княжества Литовского стал Виленский университет .

Российская империя

В конце XVIII века белорусские земли вошли в состав Российской империи в результате раздела Речи Посполитой.

В XIX веке в Российской империи была создана единая система государственных учебных заведений, состоящая из 4 типов учебных заведений: приходские, уездные, губернские или гимназии и университеты.

Одной из первых гимназий на территории нынешней Беларусь является Слуцкая гимназия . На территории нынешней Беларусь также стали появляться гимназии, схожие со средними школами России. Российское правительство всячески старалось русифицировать образование, пресекая преподавание в школах на белорусском и польском языках.

После восстаний 1830-1831 и 1863-1864 годов польский язык в преподавании был запрещён и заменён русским, обучению за границей ставились преграды. Был закрыт знаменитый Виленский университет, а также Полоцкая иезуитская академия. Ходатайства местного дворянства об образовании в белорусских губерниях национального университета отклонялись.

БССР

В ходе многочисленных, отчасти непоследовательных реформ образования в БССР сложилась основа системы высшего образования, которая существует и сегодня. Именно в этот период были создано большинство наиболее известных на сегодняшний день вузов:

  • Белорусский государственный экономический университет ,
  • Белорусский государственный педагогический университет ,
  • Белорусская сельскохозяйственная академия и другие.

После присоединения Западной Беларуси к БССР в 1939 году начался процесс создания вузов на территории западных областей (до этого в Западной Белоруссии не было ни одного вуза) - первоначально там открывались учительские институты. В 1940/41 учебном году в БССР было 25 вузов, 21 538 студентов и 927 преподавателей всех степеней .

1990-е

Реформа 2008 года

Вернула белорусскую школу к 11-летнему обучению.

2010

В системе среднего образования Белоруссии с 1-го по 11-й классы в 2010 году вводится учебная программа факультативных занятий «Основы православной культуры. Православные святыни восточных славян» 2 декабря 2010 года на сессии Палаты представителей Национального собрания принят проект Кодекса Республики Беларусь об образовании В 2010 году был создан . На бюджетную форму обучения в вузы было подано почти на шесть тысяч заявлений меньше, чем в 2009 (среди них - 60 % студентов белорусских вузов - заочники) . Студентами ВУЗов стали 71,5 % (примерно 10 тыс. минчан-абитуриентов), из поступивших 82 % выбрали государственные вузы

2011

В нормативные документы, регламентирующие поступление в высшие и средние специальные учебные заведения Белоруссии, будут вноситься изменения и дополнения. Планируется подписание специального указа президента РБ . В 2011 году приём будут осуществлять 55 высших учебных заведений (45 государственной формы собственности, 10 - частной) . 6 июня 2011 года Министерство образования закрыло «Женский институт Энвила» . На сентябрь 2011 года: учреждений общего среднего образования - 3,4 тыс. (920 тыс. школьников, в первых классах - около 87 тыс. человек), ПТУ - 217 (обучается - 106 тыс. человек), ссузов (уровень среднего специального образования) - 213 (по плану - 56 тыс. человек), вузов (уровень высшего образования) - 45 государственных вузов (в подчинении 12 министерств и ведомств) и 10 частных (по плану - 89,7 тыс. человек) .

2013

С 2013/14 учебного года планируется перевести студентов более 230 специальностей вузов на четырёхлетнюю программу обучения .

2015

14 мая 2015 г. в Ереване на Конференции министров образования стран ЕПВО и форуме по Болонской политике было объявлено о присоединении Белоруссии к Болонскому процессу и вступлении её в Европейское пространство высшего образования .

Принята дорожная карта реформирования системы высшего образования, рассчитанная на 3 года. Республика Беларусь должна поэтапно сблизиться с ЕПВО: перейти с двухступенчатого на трехступенчатое обучение (бакалавриат - магистратура - докторантура), внедрить систему переводных зачетных единиц (кредитов) для измерения учебной нагрузки и начать выдачу бесплатного европейского приложения к дипломам. Все эти новшества должны облегчить учащимся перевод в другие вузы и обеспечить признание результатов обучения в белорусских университетах за рубежом .

Кодекс об образовании

Проект

2010 год - при подготовке проекта в парламентскую комиссию поступило около 1,5 тыс. устных и письменных замечаний. Проект сформирован впервые .

Был принят во втором чтении на заседании сессии Палаты представителей Национального собрания. 13 января 2011 года подписан главой государства А.Лукашенко .

Ряд положений проекта:

  • Урегулированы вопросы дисциплинарной ответственности образовательного процесса (ввод дисциплинарной ответственности учащихся)
  • Частные вузы обяжут иметь общежитие
  • Для прохождения службы в армии студентам предоставят отпуск
  • Предусмотрен новый документ об образовании - диплом исследователя, который будет выдаваться лицам, успешно закончившим обучение в аспирантуре (адъюнктуре)

Формы получения образования

Образовательные программы осваиваются в следующих формах (в зависимости от потребностей и возможностей личности):

  • В образовательном учреждении:
    • Очная форма
    • Очно-заочная (вечерняя)
    • Заочная
    • Дистанционная, непрерывная
  • В форме семейного образования
  • Самообразование
  • Экстернат
  • С репетитором

Уровни образования

Высшее образование

Современное состояние

В Белоруссии два ведущих вуза в национальной системе образования: Белорусский государственный университет , основанный 30 октября 1921 года , и Академия управления при Президенте Республики Беларусь , образованная 29 января 1991 года . Статус ведущего вуза в республике закреплён законодательно и имеет две разновидности: ведущий вуз в национальной системе образования и ведущий вуз в отрасли . Статус ведущего вуза в отрасли имеет несколько вузов (в частности, Белорусский национальный технический университет , Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники , Белорусский государственный медицинский университет , Белорусский государственный аграрный технический университет , Белорусский государственный технологический университет, Белорусский государственный университет культуры и искусств и другие).

В Белоруссии студенты вузов могут получать академические степени специалиста (бакалавра) и магистра .

Выпускники вузов могут продолжить обучение и получить послевузовское образование , поступив в аспирантуру и затем в докторантуру . Кроме того, возможно прохождение курсов переквалификации и получение второго высшего образования.

В 2012/13 учебном году в 54 вузах Республики Беларусь обучалось 428,4 тыс. студентов. Больше всего обучалось по специальностям профиля «Коммуникации. Право. Экономика. Управление» - 167,3 тыс. человек. По специальностям технико-технологического профиля обучалось 83,2 тыс. студентов, педагогического - 42,4 тыс., сельскохозяйственного - 28,1 тыс., медицинского - 21,7 тыс., гуманитарного - 16,6 тыс., естественнонаучного - 13,8 тыс., физкультурного и туристического - 9 тыс., искусствоведческого и дизайнерского - 7,1 тыс. . 12 002 студента были гражданами других государств, в том числе 6514 - из Туркменистана, 1658 - из России, 1146 - из Китая, 265 - из Азербайджана, 244 - из Шри-Ланки, 242 - из Нигерии, 208 - из Ирана, 168 - с Украины, 154 - из Ливана, 124 - из Сирии, 118 - из Казахстана, 115 - из Турции, 110 - из Литвы . Численность профессорско-преподавательского состава составляла 24 612 человек, в том числе докторов наук - 1346, кандидатов наук - 9043, профессоров - 1260, доцентов - 7509 .

Обучение иностранных граждан

Обучение для граждан других государств, как правило, платное. Стоимость которого зависит от выбранной специальности, формы обучения и учебного заведения.

Для получения приглашения на учёбу необходимо обратиться в вуз. Для этого в учебное заведение отправляются все необходимые документы .

Большинству иностранных студентов до начала обучения нужно пройти в Белоруссии годичный языковой курс на факультете довузовской подготовки учебного заведения.

Все высшие учебные заведения Белоруссии имеют отделы по обеспечению жильём, которые оказывают помощь в получении разрешения на временное проживание, помогают найти место жительства. Большинство студентов проживают в студенческих общежитиях. Это удобно и достаточно дёшево.

На 2010 год в Белоруссии обучаются около 2 тысяч китайских студентов . На 2013 год 7,400 студентов являются гражданами Туркменистана , это самый большой контингент среди иностранных студентов в Белоруссии. .

Интернатные учреждения

2011 год - 52 интерната для детей-сирот (на 30 % меньше, чем в 2005 году), около 70 % детей-сирот воспитываются в семьях (на такую форму усыновления ориентирует социальная политика государства) .

Статистика

В 2008 году 1 627 выпускников школ получили золотые медали и 282 - серебряные. В 2009 году около 2 тыс. выпускников школ стали золотыми и серебряными медалистами, значительно выросло число серебряных медалистов. Получение медали (с 1994 года их изготавливает УП «Теплообменная аппаратура и порошковая металлургия») даёт абитуриенту возможность при прочих равных условиях иметь преимущество при поступлении в вузы. На одной стороне медали - герб Белоруссии, на другой - надпись «За выдатныя веды» и нанесён отпечаток раскрытой книги в обрамлении солнечных лучей и колосьев. Претенденты на золото должны иметь свидетельство об общем базовом образовании с отличием и примерное поведение, а в старших классах у выпускников годовые и экзаменационные отметки - «девять» и «десять». Серебряной медалью награждаются юноши и девушки, которые претендовали на золото, но немного не дотянули до высшей ступеньки учебного пьедестала.

В качестве основного показателя (при сравнительной оценке различных стран их инновационного потенциала и расчета индекса конкурентоспособности) используется число студентов и аспирантов инженерных и естественнонаучных специальностей на тысячу жителей. В Республике Беларусь на 1000 человек населения выпускается 7 инженеров .

См. также

  • Учреждения образования Минска

Примечания

  1. Образование, Беларусь | Belarus.by
  2. В БГУ стоимость одного года обучения уже превышает 12 млн рублей
  3. Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь/1-8 июня
  4. Вышколенная школа. Белорусские новости
  5. Система образования Республики Беларусь в цифрах МО РБ, 2016 - стр. 34 (стр. 37 по нумерации файла)
  6. Беларусь принята в Болонский процесс
  7. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 18 мая 2004 г. № 285-З «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)»
  8. . - С. 173.
  9. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2013 . - С. 177.
  10. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2013 . - С. 181-182.
  11. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2013 . - С. 185.
  12. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2013 . - С. 187-188.
  13. Беларусь гимназическая
  14. Красовский, Н. И. - Высшая школа советской Белоруссии. 2-е изд. - Минск: «Вышэйшая школа», 1972
  15. Ежегодник БСЭ - 1959. С. 110
  16. Постановление Совета Министров БССР от 29 января 1991 г. № 33 «О первоочередных мерах по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров органов государственного управления, руководителей и специалистов народного хозяйства для работы в условиях рыночной экономики» (СП БССР, 1991 г., № 4-5, ст. 30)
  17. Эксперт: Мы теряем целые поколения белорусов из-за неудачных школьных реформ
  18. С 1 сентября в белорусских школах появятся «Основы православной культуры»
  19. Белорусские депутаты приняли во втором чтении проект Кодекса Республики Беларусь об образовании
  20. Белорусским студентам планируется предоставлять отпуск для прохождения военной службы
  21. Указом президента внесены дополнения и изменения в правила приема в вузы

Образование в Республике Беларусь (белор. Адукацыя ў Беларусі ) - обучение и воспитание в интересах человека, общества, государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонней развитой личности [ ] .

Общие сведения

Структура национальной системы образования базируется на Конституции Республики Беларусь и других нормативно-правовых актах. Гарантируется равенство всех граждан в получении образования, единство образовательных систем и преемственность всех форм обучения.

Основные ступени образования:

  1. дошкольное (ясли, детские сады)
  2. общее базовое (на базе 9 классов средней школы). Начинается с 6 лет.
  3. общее среднее (на базе 11 классов), начальное профессиональное (ПТУ , лицеи), среднее специальное (техникумы , колледжи)
  4. высшее профессиональное (высшие колледжи , институты, университеты , академии).

После успешного окончания базовой школы имеется возможность продолжить обучение в:

  • профессионально-технических училищах, где одновременно получают общее среднее образование и профессиональную подготовку

Желающие могут получить общее среднее образование, продолжив обучение в школе. Основной документ, дающий право на поступление в высшее учебное заведение - аттестат или диплом, подтверждающий получение профессионально-технического или среднего специального образования. В Белоруссии имеется 45 государственных и 10 негосударственных вузов. Базовое общее образование (1-9 классы средней школы) является обязательным. Образование в средней школе является бесплатным. Выпускники профессионально-технических учреждений образования, получившие образование за счёт средств бюджета, обязаны отработать по распределению один год, выпускники средних специальных и высших учреждений образования - два года. Цена платного высшего образования на отдельных специальностях достигла в 2012 году 12 млн рублей в год, и продолжала расти .

Планировался перевод среднего образования на 12-летнее обучение с обязательными 10 классами обучения, однако в 2008 году было принято решение о возврате к 11-летней средней школе. При этом решение о возврате к 11-летней системе образования было принято не Министерством образования, а Администрацией президента . Своё решение Александр Лукашенко аргументировал следующим образом: «Исходя из мнения родителей и учителей, по крайней мере большинства из них, мы приняли решение прекратить затратные эксперименты и возвратиться к той школе, которую мы все хорошо знали» .

В системе общего среднего образования 130 639 учащихся (13,7 %) обучаются на белорусском языке, 822 970 учащихся (86,2 %) - на русском, 834 учащихся - на польском и 64 учащихся - на литовском.

Правовые, экономические, социальные и организационные основы специального образования (процесса обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, включающего специальные условия для получения соответствующего образования, оказание коррекционной помощи, социальную адаптацию и интеграцию указанных лиц в общество) определяется законом Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» .

Основные показатели

В 2012 году в Республике Беларусь действовало 4064 учреждения дошкольного образования с 398 тыс. детей и 54,1 тыс. педагогических работников . В 2012/13 учебном году действовало 3579 учреждений общего среднего образования с 928,2 тыс. учащихся и 128,1 тыс. учителей , 226 учреждений профессионально-технического образования с 79,9 тыс. учащихся, 225 учреждений среднего специального образования с 152,2 тыс. учащихся . Больше всего учащихся в учреждениях среднего специального образования обучалось по техническому и технологическому профилю (50 тыс.), а также экономико-юридическо-управленческому (34,3 тыс.), сельскохозяйственному (21,3 тыс.), архитектурно-строительному (14,3 тыс.) и медицинскому профилям (11,5 тыс.)

В 2012/13 учебном году в стране насчитывалось 54 высших учебных заведения (45 государственных и 9 частных), где обучалось 428,4 тыс. студентов, в том числе 209,3 тыс. на дневной форме обучения, 0,9 тыс. на вечерней и 218,3 тыс. на заочной. Более половины (30) вузов находится в Минске; в столице обучается и более половины студентов (223,9 тыс.) .

История образования в Белоруссии

В средние века среднее и высшее образование получали в коллегиумах (Вильно, Полоцк , Пинск , Гродно, Юровичи). Первым высшим учебным заведением на территории Великого княжества Литовского стал Виленский университет .

Великое Княжество литовское

На первых этапах устройства системы училищ эдукационная комиссия столкнулась с проблемой отсутствия подготовленных учительских кадров. В результате, первоначально в светских училищах, учрежденных эдукационной комиссией, преподавали почти исключительно лица духовного звания. Для решения этой проблемы были учреждены при главных школах в Вильне и в Кракове особенные учительские институты для подготовки учителей окружных и подокружных школ. Для подготовки учителей приходских училищ были учреждены учительские семинарии в Кельцах и Ловиче.

Вся Речь посполитая в учебном плане была разделена на 9 округов (Wydzialy ), из которых 4 приходилась на ВКЛ, а именно: Литовский, Новогрудский, Жмудский и Подлясский. Независимо от главной школы или Виленской академии , в каждом округе была учреждена одна высшая школа (Szkoly wydzialowe ) с гимназическим курсом и несколько под-окружных школ (Szkoly podwydzialowe ). Высшие школы были учреждены в Гродно , Новогрудке , Брест-Литовске и Крожах; низшие школы в Вильне , Волковыске , Белостоке , Вишневе , Поставах , Лиде , Меречь , Щучин-Литовском , Минске , Холопеничах , Несвиже , Слуцке , Бобруйске , Березвече, Лужках , Пинске , Белой, Домбровице , Любешове , Жировицах , Ковне , Кретинге , Поневеже , Россиенах и Вилкомире .

Учредив школы, эдукационная комиссия приступила к составлению общего устава для польских и литовских школ (Ustawy kommisari edukacji narodowej dla stanu akademiekiego i na szkoly w krajuch Rzeczy pospolitej przepianene ). Проект этого устава, в составлении которого наибольшее участие принимали Колонтай и Пирамович , был написан в 1781 году, разослан во все школы и на основании полученных от них замечаний исправлен, окончательно утвержден и введен в действие в мае 1873 года. Данный Устав был прорывным в свое время. Многие положения этого устава эдукационной коммисии перешли в Устав императорского Виленского университета и училищ его округа, изданный 18 мая 1803 года, и отуда вошли в уставы университетов и училищ Российской империи 1804 года.

Для обеспечения учебниками и руководствами, по предложению члена комиссии Игнатия Потоцкого , учреждено было общество элементарных книг (Towarzystwo elementarne ). К числу членов общества принадлежали лучшие польские ученые того времени: Пирамович , Выбицкий , Гуго Колонтай , Ян Снядецкий , Онуфрий Копчинский и др. Общество немедленно объявило конкурсы на составление руководств и учебников и обещало за лучшие очень солидные денежные награды. На конкурс было предоставлено много сочинений весьма хорошего качества особенно по математике, физике и естественной истории.

Для осуществления всех начинаний эдукационной комиссии требовалось продолжительное время, но последующие разделы Речи Посполитой положили конец не только эдукационной комиссии но и всего государства.

Российская империя

В конце XVIII века белорусские земли вошли в состав Российской империи в результате раздела Речи Посполитой.

1990-е

Реформа 2008 года

Вернула белорусскую школу к 11-летнему обучению.

2010

В системе среднего образования Белоруссии с 1-го по 11-й классы в 2010 году вводится учебная программа факультативных занятий «Основы православной культуры. Православные святыни восточных славян» 2 декабря 2010 года на сессии Палаты представителей Национального собрания принят проект Кодекса Республики Беларусь об образовании В 2010 году был создан . На бюджетную форму обучения в вузы было подано почти на шесть тысяч заявлений меньше, чем в 2009 (среди них - 60 % студентов белорусских вузов - заочники) . Студентами ВУЗов стали 71,5 % (примерно 10 тыс. минчан-абитуриентов), из поступивших 82 % выбрали государственные вузы

2011

В нормативные документы, регламентирующие поступление в высшие и средние специальные учебные заведения Белоруссии, будут вноситься изменения и дополнения. Планируется подписание специального указа президента РБ . В 2011 году приём будут осуществлять 55 высших учебных заведений (45 государственной формы собственности, 10 - частной) . 6 июня 2011 года Министерство образования закрыло «Женский институт Энвила» . На сентябрь 2011 года: учреждений общего среднего образования - 3,4 тыс. (920 тыс. школьников, в первых классах - около 87 тыс. человек), ПТУ - 217 (обучается - 106 тыс. человек), ссузов (уровень среднего специального образования) - 213 (по плану - 56 тыс. человек), вузов (уровень высшего образования) - 45 государственных вузов (в подчинении 12 министерств и ведомств) и 10 частных (по плану - 89,7 тыс. человек) .

2013

С 2013/14 учебного года планируется перевести студентов более 230 специальностей вузов на четырёхлетнюю программу обучения .

2015

14 мая 2015 г. в Ереване на Конференции министров образования стран ЕПВО и форуме по Болонской политике было объявлено о присоединении Белоруссии к Болонскому процессу и вступлении её в Европейское пространство высшего образования .

Принята дорожная карта реформирования системы высшего образования, рассчитанная на 3 года. Республика Беларусь должна поэтапно сблизиться с ЕПВО: перейти с двухступенчатого на трехступенчатое обучение (бакалавриат - магистратура - докторантура), внедрить систему переводных зачетных единиц (кредитов) для измерения учебной нагрузки и начать выдачу бесплатного европейского приложения к дипломам. Все эти новшества должны облегчить учащимся перевод в другие вузы и обеспечить признание результатов обучения в белорусских университетах за рубежом .

Уровни образования

Дошкольное образование

Число учреждений дошкольного образования в Белоруссии сократилось с 4064 в 2012/13 учебном году до 3812 в 2017/18 учебном году. В сельских населённых пунктах число учреждений дошкольного образования сокращается (с 2036 до 1729 за этот же период), в городах и посёлках городского типа незначительно растёт (с 2028 до 2083). В сельской местности также большой популярностью пользуются учебно-педагогические комплексы ясли-сад - школа (817, или почти половина всех учреждений дошкольного образования в сельской местности) .

Среднее образование

В 2017/2018 учебном году в Республике Беларусь действовало 3067 учреждений общего среднего образования, в том числе 1580 средних школ, 208 гимназий и гимназий-интернатов, 29 лицеев (включая специализированные), 885 учебно-педагогических комплексов и 190 учреждений специального образования . Практически все школы государственные; в 2012/2013 учебном году в республике насчитывалось 8 частных средних школ и 2 начальных, в которых обучалось 638 учащихся, последняя частная гимназия закрылась в 2011/2012 учебном году.

Языки обучения Иностранные языки

В 2012/2013 учебном году иностранные языки изучало 724,7 тыс. учеников 3-11 классов. Из них изучали в качестве первого иностранного языка: английский - 569,5 тыс. (78,1 %), немецкий - 124,7 тыс. (17,1 %), французский - 25,4 тыс. (3,5 %), испанский - 4,9 тыс. (0,7 %) .

Учителя

В 2017/2018 учебном году в школах всех типов Республики Беларусь преподавало 114,9 тыс. учителей . В средних школах преподавало 70 825 учителей (без учёта руководителей и совместителей), 94,7 % которых имело высшее образование и 5 % - среднее специальное образование. По основной специальности они распределяются следующим образом :

  • иностранных языков - 14 336 человек;
  • математики - 7280;
  • белорусского языка и литературы - 6876;
  • русского языка и литературы - 6835;
  • физкультуры - 6470;
  • истории и других общественных дисциплин - 4486;
  • трудового обучения - 3940;
  • физики - 3159;
  • музыки и пения - 2785;
  • химии - 2779;
  • биологии - 2655;
  • информатики - 2532;
  • изобразительного искусства - 978;
  • допризывной и медицинской подготовки - 491;
  • других предметов - 2763.
Специальное образование

В 190 учреждениях специального образования в 2017/2018 учебном году обучалось 7788 учащихся, в том числе в 25 специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах) - 2549 детей:

  • 6 школ для детей с нарушениями зрения, в которых обучалось 537 детей (Минская школа № 188, Василевичи , Гродно , Жабинка , Молодечно , Шклов);
  • 10 школ для детей с нарушениями слуха, 867 учеников (Бобруйск , Витебск , Гомель , Гродно , Кобрин , Пинск , Речица , две школы в Минске и одна в Ждановичах Минского района);
  • 1 школа для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, 50 учеников (Осиповичи);
  • 5 школ для детей с тяжёлыми нарушениями речи, 699 учеников (Вилейка , Минск , Мстиславль , Новогрудок , Петриков);
  • 3 школы для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), 396 учеников (Могилёв , Радунь Вороновского района, Телеханы Ивацевичского района).

Помимо этих школ, в республике действует 139 центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, в которых обучается 2289 детей, и 26 вспомогательных школ (школ-интернатов), в которых обучается 2950 детей .

Профессионально-техническое образование

В 2017/2018 учебном году в Республике Беларусь действовало 182 учреждения профессионально-технического образования, в которых обучалось 66,9 тысяч человек и работало 7,6 тысяч руководящих и педагогических работников. Было принято 29,7 тысяч учащихся, выпущено 30,5 тысяч специалистов (в том числе 28,5 тысяч в дневной форме) . В среднем 65-68 % учащихся учреждений профессионально-технического образования составляют юноши, 32-35 % - девушки .

В 2016/2017 учебном году учреждениями профессионально-технического образования было выпущено 28 506 квалифицированных специалистов по следующим профилям образования:

  • Искусство и дизайн - 432 человека (1,5 %);
  • Коммуникации. Право. Экономика. Управление - 2724 человека (9,6 %);
  • Техника и технологии - 13 819 человек (48,5 %);
  • Архитектура и строительство - 4928 человек (17,3 %);
  • Сельское и лесное хозяйство. Садово-парковое строительство - 3204 человека (11,2 %);
  • Общественное питание. Бытовое обслуживание - 3186 человек (11,2 %);
  • Службы безопасности - 213 человек (0,7 %).

Кроме того, до 2014/2015 учебного года велась подготовка специалистов по профилям «Социальная защита» и «Физическая культура. Туризм и гостеприимство» .

Численность учащихся в
учреждениях ПТО, тыс.:
Численность учащихся
по регионам, тыс. (2017/18):

Среднее специальное образование

В 2017/2018 учебном году в 226 средних специальных учебных заведениях обучалось 114,1 тыс. учащихся (91,5 тыс. на дневной форме обучения, 100 человек на вечерней, 22,4 тыс. на заочной). Было принято 38,3 тыс. выпускников средних учебных заведений, выпущено 36,4 тыс. специалистов. Учебный процесс обеспечивали 9,7 тыс. штатных преподавателей . Немногим более половины (50,2-55 %) учащихся учреждений ССО - женщины . 0,9 % учащихся получают среднее специальное образование на белорусском языке, 14,6 % на белорусском и русском языках, 84,5 % на русском языке .

Численность учащихся в
учреждениях ССО, тыс. :
Численность учащихся
по регионам, тыс. (2017/18):

Самые популярные профили специальностей - техника и технологии (в 2016/17 учебном году выпущено 10,7 тыс. специалистов, или 29,3 %), «Коммуникации. Право. Экономика. Управление» (8,2 тыс., или 22,4 %), здравоохранение (5,5 тыс., или 15,2 %). Было выпущено 4,4 тыс. специалистов в области сельского и лесного хозяйства (12,1 %) и 2,7 тыс. в области архитектуры и строительства (7,4 %). Меньше всего специалистов было подготовлено по профилям специальностей «Гуманитарные науки» (выпущено менее 100 человек в 2016/17 учебном году), «Службы безопасности» (около 100 человек), «Физическая культура. Туризм и гостеприимство» (около 600 выпускников), «Искусство и дизайн» (1400 выпускников), «Педагогика» (1700 выпускников) .

В 2012/2013 учебном году женщины составляли 95,8 % учащихся учреждений ССО по гуманитарным наукам, 91,7 % по здравоохранению, 90,5 % по педагогическому профилю, 81,4 % по экономико-правовому профилю, 78,2 % по общественному питанию, 75,2 % по искусству и дизайну, 61,8 % по физкультуре и туризму, 27,2 % по сельскому и лесному хозяйству, 25,6 % по технике и технологиями, 23 % по архитектуре и строительству, 5,4 % по службам безопасности .

Высшее образование

Численность студентов, тыс. : Численность студентов
по регионам, тыс. (2017/18):

Современное состояние

В 2017/18 учебном году в 51 вузе Республики Беларусь обучается 284,3 тыс. студентов (159,8 тыс. на дневной форме получения образования, 1,3 тыс. на вечерней, 123,2 тыс. на заочной) . В системе высшего образования работало 20 871 человек основного (штатного) персонала, из которых 1338 имело учёную степень доктора наук, 8368 - кандидата наук. 1175 человек имело учёное звание профессора, 7220 - доцента . При этом в 2012/13 учебном году в 54 вузах Республики Беларусь обучалось 428,4 тыс. студентов . Численность профессорско-преподавательского состава составляла 24 612 человек, в том числе докторов наук - 1346, кандидатов наук - 9043, профессоров - 1260, доцентов - 7509 .

В Белоруссии два ведущих вуза в национальной системе образования: Белорусский государственный университет , основанный 30 октября 1921 года , и Академия управления при Президенте Республики Беларусь , образованная 29 января 1991 года . Статус ведущего вуза в республике закреплён законодательно и имеет две разновидности: ведущий вуз в национальной системе образования и ведущий вуз в отрасли . Статус ведущего вуза в отрасли имеет несколько вузов (в частности, Белорусский национальный технический университет , Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники , Белорусский государственный медицинский университет , Белорусский государственный аграрный технический университет , Белорусский государственный технологический университет, Белорусский государственный университет культуры и искусств и другие).

В Белоруссии студенты вузов могут получать академические степени специалиста (бакалавра) и магистра .

Выпускники вузов могут продолжить обучение и получить послевузовское образование , поступив в аспирантуру и затем в докторантуру . Кроме того, возможно прохождение курсов переквалификации и получение второго высшего образования.

В среднем 57-60 % студентов вузов Беларуси - женщины. В 2012/13 учебном году больше всего женщин обучалось по специальностям, связанным с социальной защитой (94,1 %), общественным питанием и бытовым обслуживанием (88,9 %), экологией (78,4 %), гуманитарными науками (77,7 %), педагогикой (77,1 %), здравоохранением (73,7 %), коммуникациями, правом, экономикой и управлением (72,6 %). Меньше всего женщин обучается по техническим специальностям (26,9 %) и специальностям, связанным с безопасностью (14,7 %) .

В 2012/13 учебном году 0,2 % студентов (683 человека) получали образование на белорусском языке, 37,4 % - на белорусском и русском языках, 62,4 % - на русском языке .

За 2010-2018 году доля студентов, обучающихся за счёт бюджетных средств, выросла с 33,8 % до 42,6 %, на платной основе - сократилась с 66,2 % до 57,4 % :

Специальности

В 2012/13 учебном году больше всего студентов обучалось по специальностям профиля «Коммуникации. Право. Экономика. Управление» - 167,3 тыс. человек. По специальностям технико-технологического профиля обучалось 83,2 тыс. студентов, педагогического - 42,4 тыс., сельскохозяйственного - 28,1 тыс., медицинского - 21,7 тыс., гуманитарного - 16,6 тыс., естественнонаучного - 13,8 тыс., физкультурного и туристического - 9 тыс., искусствоведческого и дизайнерского - 7,1 тыс. .

К 2017/18 учебному году доля студентов, обучающихся по специальностям экономико-юридическо-управленческого профиля, сократилась до 31,8 % (в 2010/11 учебном году - 40,8 %). Распределение численности студентов по профилям специальностей стало выглядеть следующим образом (тыс. студентов) :

Обучение иностранных граждан

В 2012/13 учебном году 12 002 студента были гражданами других государств, в том числе 6514 были гражданами Туркменистана, 1658 - России, 1146 - Китая, 265 - Азербайджана, 244 - Шри-Ланки, 242 - Нигерии, 208 - Ирана, 168 - Украины, 154 - Ливана, 124 - Сирии, 118 - Казахстана, 115 - Турции, 110 - Литвы . К 2017/18 учебному году численность иностранных студентов выросла до 14 635 человек, в том числе 7108 граждан Туркменистана, 1499 - России, 943 - Ирана, 875 - Китая, 455 - Таджикистана, 445 - Нигерии, 391 - Шри-Ланки, 389 - Азербайджана, 340 - Индии, 339 - Ливана .

Обучение для граждан других государств, как правило, платное. Стоимость которого зависит от выбранной специальности, формы обучения и учебного заведения.

Для получения приглашения на учёбу необходимо обратиться в вуз. Для этого в учебное заведение отправляются все необходимые документы .

Большинству иностранных студентов до начала обучения нужно пройти в Белоруссии годичный языковой курс на факультете довузовской подготовки учебного заведения.

Все высшие учебные заведения Белоруссии имеют отделы по обеспечению жильём, которые оказывают помощь в получении разрешения на временное проживание, помогают найти место жительства. Большинство студентов проживают в студенческих общежитиях. Это удобно и достаточно дёшево.

На 2010 год в Белоруссии обучаются около 2 тысяч китайских студентов . На 2013 год 7,400 студентов являются гражданами Туркменистана , это самый большой контингент среди иностранных студентов в Белоруссии. .

Магистратура

Численность магистрантов в 2010-2018 годах выросла втрое:

Численность магистрантов: Выпущено магистров :

Распределение магистрантов по профилю специальностей в 2017/18 учебном году следующее :

Послевузовское образование

В 2011-2016 годах численность обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре) сократилась с 5779 до 5090 человек. Из 828 человек, выпущенных из аспирантуры в 2016 году, с защитой диссертации выпустились 59 человек .

Численность обучающихся в аспирантуре в 2016 году :

Присуждение учёных степеней

Количество присуждённых учёных степеней кандидата наук в 2010-е годы колеблется на уровне 450-520 человек в год, доктора наук - 40-50 человек :

Кандидатов наук: Докторов наук:

Кодекс об образовании

Проект

2010 год - при подготовке проекта в парламентскую комиссию поступило около 1,5 тыс. устных и письменных замечаний. Проект сформирован впервые .

Был принят во втором чтении на заседании сессии Палаты представителей Национального собрания. 13 января 2011 года подписан главой государства А.Лукашенко .

Ряд положений проекта:

  • Урегулированы вопросы дисциплинарной ответственности образовательного процесса (ввод дисциплинарной ответственности учащихся)
  • Частные вузы обяжут иметь общежитие
  • Для прохождения службы в армии студентам предоставят отпуск
  • Предусмотрен новый документ об образовании - диплом исследователя, который будет выдаваться лицам, успешно закончившим обучение в аспирантуре (адъюнктуре)

Формы получения образования

Образовательные программы осваиваются в следующих формах (в зависимости от потребностей и возможностей личности):

  • В образовательном учреждении:
    • Очная форма
    • Очно-заочная (вечерняя)
    • Заочная
    • Дистанционная, непрерывная
  • В форме семейного образования
  • Самообразование
  • Экстернат
  • С репетитором

Интернатные учреждения

2011 год - 52 интерната для детей-сирот (на 30 % меньше, чем в 2005 году), около 70 % детей-сирот воспитываются в семьях (на такую форму усыновления ориентирует социальная политика государства) .

Статистика

В 2008 году 1 627 выпускников школ получили золотые медали и 282 - серебряные. В 2009 году около 2 тыс. выпускников школ стали золотыми и серебряными медалистами, значительно выросло число серебряных медалистов. Получение медали (с 1994 года их изготавливает УП «Теплообменная аппаратура и порошковая металлургия») даёт абитуриенту возможность при прочих равных условиях иметь преимущество при поступлении в вузы. На одной стороне медали - герб Белоруссии, на другой - надпись «За выдатныя веды» и нанесён отпечаток раскрытой книги в обрамлении солнечных лучей и колосьев. Претенденты на золото должны иметь свидетельство об общем базовом образовании с отличием и примерное поведение, а в старших классах у выпускников годовые и экзаменационные отметки - «девять» и «десять». Серебряной медалью награждаются юноши и девушки, которые претендовали на золото, но немного не дотянули до высшей ступеньки учебного пьедестала.

В сентябре около 1 миллиона учеников пойдут в учебные заведения Беларуси, причем многие из них не являются гражданами этой страны. Официальными для изучения в этих учреждениях Беларуси приняты два языка – это белорусский и русский. Связи России и Беларуси всегда были крепки.

Дошкольная система образования призвана подготовить детей к обучению в школе, дать им старт в мир знаний. Примерно за год до школы в группах детских садов проводятся подготовительные занятия для малышей, с целью безболезненного перехода их на следующий год в школу. К 6-ти годам дети начинают получать школьный курс, который, в зависимости от уровня (базовый и средний) продлиться 9 либо 11 лет.

После 9-ти лет обучения можно выбрать несколько путей развития своего будущего: среднее образование в школе, ПТУ или колледж, где можно получить достаточно престижное образование. В ПТУ дается не только профессия, но и среднее образование по типовой школьной программе. Главным документом, подтверждающим обучение, является аттестат о среднем, средне специальном или средне профессиональном образовании. Любой из этих документов является основным для поступления в ВУЗ. Высшее образование является крайней ступенькой в образовательной системе страны. Именно из ВУЗов выходят самые лучшие специалисты. Качество подготовки и обучения в Беларуси очень высокое, так как государство уделяет ему немало внимания.

Высшее образование в Беларуси находится на очень высоком уровне и охватывает в процентном отношении к выпускникам школ очень значительную часть. Данные показатели стали возможными благодаря доступности учебных заведений в стране. Получать научные знания студенты приходят как в государственные высшие заведения, так и частные. Всего в Беларуси насчитывается 50 ВУЗов. Частные учебные заведения подразделяются на классическую систему, академии, институты и колледжи, выпускающие специалистов уровня высшего образования. Также частный ВУЗ может быть узко профильной направленности. В Беларуси частных высших учреждений не боятся, так как обучение в них контролируется и на всех этапах поддерживается государственными структурами.

Форма обучения может быть выбрана студентом при поступлении. Существует полная дневная форма обучения, вечерняя, удобная для студентов, которые имеют работу и заочная для студентов, например, из другого города. Дневная форма обучения, как правило, длиться в течение 5-ти лет. Студенты, выбравшие эту систему обучения, при успешной учебе могут рассчитывать на государственную поддержку в виде стипендии. Во всех ВУЗах, не зависимо от принадлежности государству или частным лицам, выдается государственный образец диплома. Подчинение всех ВУЗов страны идет Министерству образования Беларуси.

В высших учебных заведениях обучаются также и иностранные граждане, но в основном, на платной основе. Плата в различных заведениях не одинакова и зависит от специальности и формы обучения. Поступить в ВУЗ Беларуси иностранному гражданину не сложно. Главное надо обратиться в понравившийся и предоставить определенный пакет документов, а именно:

  • анкета по образцу ВУЗа;
  • копия паспорта;
  • копия свидетельства о рождении, заверенная нотариусом;
  • аттестат, с вкладышем оценок по изученным предметам или их заверенные копии;
  • медицинские документы, направленные на удостоверение возможности, проживания студента на территории Беларуси (подходит ли климат). Документы должны быть выданы медицинским учреждением страны постоянного проживания абитуриента.

При приеме в ВУЗ студент все копии предоставленных документов должен заменить подледниками и предоставить стандартные фото для документов. Конечно же, обучение на территории страны невозможно без получения визы Беларуси. Еще одним требованием ВУЗов при поступлении, является предоставление медицинской справки о том, что студент не болеет ВИЧ инфекцией.

Документы на прием в институт студент отдает лично. Белорусские законы в системе образования достаточно лояльны и позволяют подавать документы в ВУЗ даже на иностранных языках, например: немецкий, испанский или английский, правда в таких случаях может потребоваться перевод, заверенный нотариусом.

Если студент, приехавший учится в страну, не владеет русским и белорусским языками, ему, скорее всего, придется дополнительно пройти курс обучения, примерно в течение года. Обычно такой работой занимаются сами ВУЗы в рамках общей подготовки к поступлению абитуриентов. Конечно, проходить обучение языкам не обязательно в Беларуси. Русским студентам проще всего поступить в ВУЗы в этой стране.

Программы обучения предусматривают многие нюансы. К примеру, обеспечение иногородних студентов жильем происходит в каждом учебном заведении с помощью специального отдела. Иностранным студентам этот же отдел помогает найти жилье и получить разрешение на проживание на территории страны. Чаще всего за высшими учебными заведениями закреплены студенческие общежития. Такой вид жилплощади достаточно дешево обходиться студентам, хотя проживание там достаточно уютно и комфортно.

Белорусское образование высоко ценится во всём мире, поэтому обучение в Беларуси привлекает множество иностранных студентов

Дошкольное образование

В Беларуси хорошо развита система дошкольного образования. И хотя оно не является обязательным, большинство малышей, прежде чем пойти в школу, посещают детские дошкольные учреждения.

Школьное образование в Беларуси

Школьное образование в Беларуси начинается с 6 лет и предусматривает два уровня: общее базовое и общее среднее. Курс базовой школы рассчитан на 9 лет , средней – на 11 лет . Успешно окончив базовую школу, молодые люди имеют возможность продолжить обучение в колледжах, лицеях и профессионально-технических училищах, где одновременно получают среднее образование и профессиональную подготовку. Желающие могут получить общее среднее образование, продолжив обучение в школе. Аттестат об общем среднем или средне-специальном образовании является основным документом, дающим право на поступление в высшее учебное заведение.

В системе образования Беларуси используются два официальных языка русский и белорусский.

Дальнейшее образование в Беларуси

В Беларуси соотношение студентов к общей численности населения одно из самых высоких в Европе. Высшее образование в республике является престижным и доступным. Профессиональную и научную подготовку студентов осуществляют как государственные, так и частные высшие учебные заведения различных типов:

    классические университеты

    профильные университеты и академии

    институты

    высшие колледжи

Поступая в высшее учебное заведение, будущий студент выбирает форму обучения, которая может быть дневной, вечерней либо заочной.

Программа подготовки в высших учебных заведениях республики рассчитана на 4-6 лет. Студенты дневной формы обучения, которые занимаются успешно, получают стипендию. Все выпускники высших учебных заведений различных форм собственности получают диплом государственного образца.

В Беларуси все учреждения высшего образования, как государственные, так и частные, подчиняются Министерству образования.

В мае 2015 года официально стала участником Болонского процесса – Европейского пространства высшего образования.

Могут ли иностранные студенты учиться в университетах Беларуси?

Много иностранных студентов обучаются в высших учебных заведениях Беларуси. Обучение для граждан других государств, как правило, платное. Его стоимость зависит от выбранной специальности, формы обучения и учебного заведения.

Как иностранные студенты поступают в университеты Беларуси?

После того, как абитуриент выбрал специальность и высшее учебное заведение, ему следует обратиться в вуз для получения приглашения на учебу. Для этого в учебное заведение отправляются следующие документы:

    заявление-анкета иностранного гражданина (образцы размещаются на сайтах вузов);

    нотариально заверенная копия документа об образовании с указанием изученных предметов и полученных по ним на экзаменах оценок (баллов);

    нотариально заверенная копия свидетельства о рождении;

    копия страниц национального (или заграничного) паспорта с фотографией, фамилией;

    нотариально заверенная копия медицинского заключения о состоянии здоровья, подтверждающего возможность обучения в климатических условиях Республики Беларусь, заверенного официальными органами здравоохранения страны, направляющей кандидата на учебу.

Затем необходимо оформить визу, разрешающую въезд на территорию Республики Беларусь.

По прибытии в Беларусь на рассмотрение приемной комиссии вуза предоставляется следующий пакет документов:

    заявление-анкета установленного образца о приеме на обучение;

    оригиналы документов об образовании с указанием изученных предметов и полученных по ним на экзаменах оценок (баллов);

    оригинал медицинского заключения о состоянии здоровья, подтверждающего возможность обучения иностранного гражданина в климатических условиях Республики Беларусь, заверенного официальными органами здравоохранения страны, направляющей кандидата на учебу;

    медицинский сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции, выданный официальным органом здравоохранения страны прибытия кандидата на учебу;

    заверенная в установленном порядке копия свидетельства о рождении;

    6 или 8 фотографий размером 4х6 см.

Национальный паспорт с визой на въезд в Республику Беларусь предъявляется иностранным гражданином лично.

Документы можно предоставлять как на белорусском или русском языках, так и на английском, французском, испанском, немецком. В таком случае необходимо приложить их перевод на белорусский или русский язык, заверенный нотариально.

Язык обучения в вузах республики – русский или белорусский. Большинству иностранных студентов до начала обучения нужно пройти в Беларуси годичный языковой курс на факультете довузовской подготовки учебного заведения.

Жилье для иностранных студентов

Все высшие учебные заведения Беларуси имеют отделы по обеспечению жильем , которые оказывают помощь в получении разрешения на временное проживание, помогают найти место жительства. Большинство студентов проживают в студенческих общежитиях. Это комфортно и достаточно дешево.

Где можно учиться?

В Беларуси более 50 учреждений высшего образования .



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.