Как затонировать сосну под дуб. Все ярче и ярче: тонировка дерева самостоятельно. Выбор цвета для паркета: современные тенденции

Многие столяры предпочитают сосну за лёгкость обработки, небольшой вес, низкую цену и повсеместную доступность.

А при прозрачной отделке её древесина словно излучает тёплое свечение, которое редко встречается у других пород.

А что не нравится?

Если требуется более тёмный цвет, то результат использования морилки часто становится непредсказуемым, потому что чистая сосновая древесина впитывает жидкость неравномерно, и это приводит к неестественному, пятнистому или напоминающему зебру окрашиванию.

Но не следует только из-за этого отказываться от работы с этим замечательным материалом. Сосну можно с успехом тонировать равномерно, – для этого требуется только потратить немного времени на её подготовку.

4 шага к равномерному тонированию сосны

В штабелях сосновых досок можно найти несколько пород, относящихся к родственным ботаническим видам, но обычно продавцы не делают различия, называя их «сосной». Но даже доски из одной породы могут существенно отличаться по способности впитывать морилку, и это увеличивает риск непредсказуемости результата. Чтобы справиться с этим, вам нужно испытать методы отделки на пробных образцах, выпиленных из тех же досок, которые использованы в проекте. И это самый верный метод, который мы хотим продемонстрировать, чтобы избавить вас от сомнений.

1. Покупайте «правильные» доски.

В сосне обычно много сучков, но этот недостаток считается неотъемлемой частью её привлекательности. Просто следует избегать слишком больших или так называемых мёртвых сучков, которые держатся слабо и нередко выпадают, а также скоплений сучков у сердцевины или тех, вокруг которых направление древесных волокон круто меняется. Выпадающие сучки можно надёжно зафиксировать с помощью эпоксидного клея.

2. Гладко отшлифуйте поверхности.

Последовательно меняя номера абразива, заканчивайте механическую шлифовку дисками № 180, а затем дополнительно отшлифуйте вручную колодкой с наждачной бумагой № 180, двигая её вдоль волокон, чтобы удалить все следы, оставленные шлифмашиной. После этого ещё раз отшлифуйте торцы наждачной бумагой № 220, чтобы они не впитывали слишком много морилки.

3. Загрунтуйте древесину.

Как видно на первых трёх образцах верхнего ряда, нанесение морилки на чистую сосновую древесину приводит к неравномерному тонированию и появлению пятен. Морилка-гель впитывается меньше, чем обычная жидкая, поэтому цвет поверхности получается более ровным. Однако доска всё равно выглядит пёстрой из-за слишком сильного контраста линий, образованных слоями ранней и поздней древесины. Чтобы положить конец неравномерному впитыванию морилки, необходимо загрунтовать поверхность.

Мы испытали четыре метода, начав с простой шлифовки наждачной бумагой № 320 и нанося три разных состава: шеллак, фабричный грунт-кондиционер, специально предназначенный для древесины с неравномерной впитывающей способностью, и полиуретановый состав для нанесения тампоном (так называемую политуру, которую вы можете приготовить сами, смешав равные части полиуретана и уайт-спирита).

Когда загрунтованные этими составами поверхности полностью высохли, мы слегка отшлифовали их вдоль волокон абразивной губкой № 320 и нанесли жидкую морилку. Образец, загрунтованный полиуретановой политурой (последний образец верхнего ряда) оказался окрашенным наиболее равномерно, и мы выбрали этот метод для подготовки поверхностей к следующему шагу.

4. Нанесите морилку-гель на сосну

Почему морилка-гель для сосны лучше

Хотя вы можете успешно наносить любую морилку на загрунтованную разбавленным полиуретаном поверхность, морилка-гель позволяет лучше контролировать результат, если нужно добиться глубокого насыщенного цвета.

Благодаря более густой консистенции вы можете наносить её более толстым слоем, который сильнее затемняет древесину, и последовательно наложить несколько таких слоев. Нижний ряд образцов показывает эффект от наложения следующего слоя морилки-геля поверх высохшего.

Последовательное нанесение может занять немало времени, так как каждый слой морилки должен высохнуть полностью. Кроме того, есть риск частично повредить первый слой при нанесении следующего. На этой же доске мы испытали морилку-гель, нанося её непосредственно на чистую древесину после шлифовки наждачной бумагой № 320 без грунтования (два последних образца в нижнем ряду).

И в этом случае так же, как и при использовании обычной жидкой морилки, появилась пятнистость. Нам также хотелось выяснить, улучшится ли результат от шлифовки наждачной бумагой № 220 перед грунтованием в отличие от обычно применяемой бумаги № 180. Оказалось, нет (первые четыре образца в нижнем ряду).

Теперь вы можете приступать к тонированию ваших сосновых изделий, не опасаясь появления полос и пятен. Однако не будьте слишком самоуверенными, – вам всё же нужно сначала проверить выбранный метод отделки на обрезках.

Старинная деревянная мебель всегда служит украшением интерьера. Но что делать, если хочется немного обновить обстановку? Да и натуральный цвет древесины, кажется, совсем наскучил… Тонирование мебели из массива – отличный выход! Тонировку своими руками сделать не так уж сложно. Главное подобрать необходимые материалы и быть предельно аккуратным в процессе.

Выбираем материалы

Для тонирования дерева самостоятельно подойдет несколько видов покрытия. Их выбор зависит от того, какого результата вы желаете достичь в итоге. Вот какие красящие составы наиболее распространены:

  • Акриловая краска . Купить ее можно не только в строительных магазинах. Хорошо пропитывает поверхность, однако есть существенный минус – когда дерево сильно впитывает тонирующий состав, волокна его структуры сильно поднимаются. Поэтому лучше смешать акрил с другими веществами для декорирования. Например, с молдингом или глезалем.
  • Протрава . Это сухой пигмент, который перед нанесением разводят водой. Большой плюс в том, что такой краситель не пропитывает поверхность, а просто закупоривает мелкие частички древесины. Тонирование этим составом поможет избежать неровностей и шероховатостей структуры. Протрава не просто окрашивает, она проникает вглубь и воздействует химически. А значит, яркость полученных цветов обеспечена! Но после тонирования дерева таким методом массив обязательно нужно покрыть лаком. Иначе при попадании влаги на мебели могут остаться разводы.
  • Морилка . Наиболее оптимальный вариант для тонировки древесины своими руками. Не поднимает волокон и к тому же не требует нанесения дополнительного слоя лака. Также можно приобрести патинацию – это практически то же самое, что и морилка, но ее оттенки можно регулировать.

Вместе с красящим веществом купите специальную кисть для работ по дереву или валик, тампон и тряпку из безворсовой ткани. Лучше, если кисть будет сделана из натурального ворса, хотя подойдут и синтетические материалы – нейлон или полиэстр.

Приступаем к тонированию

Проводить тонировку можно несколькими способами. Красить вручную, распылять или окунать в раствор. Наиболее распространенным методом, который с успехом можно применить в домашних условиях, является окрашивание кистью. Итак, старая деревянная тумбочка уже готова к своему цветному преображению. И вот что ей предстоит:

  • Очистка и шлифовка . Перед окраской важно выровнять поверхность и сделать структуру дерева максимально гладкой. Поможет в этом обычная шкурка.
  • Нанесение морилки . При помощи валика или кисти равномерно распределите краску по древесине вдоль волокон. А чтобы убрать излишки просто разотрите морилку сухой тряпкой или тампоном.
  • Высыхание краски . Этот этап крайне важен. Лучше запастись терпением и дождаться, когда слой хорошенько просохнет. Только в этом случае можно оценить конечный результат работы и получившийся оттенок. Если он недостаточно насыщен, то можно нанести морилку еще раз.
  • Покрытие лаком . Такое завершение тонировки продлевает износостойкость цветного деревянного изделия.

Тонирование древесины своими руками – процесс довольно трудоемкий. Однако если вы обожаете творчество и не боитесь пробовать новое, то такая работа наверняка доставит максимум удовольствия. А яркие деревянные предметы интерьера будут радовать каждый день!

Древесина сосны имеет благородную текстуру, насыщенные природные оттенки и отличается длительным сроком эксплуатации. Эти качества определяют стабильно высокий покупательский спрос на мебель из этого натурального материала.

Стоит понимать, что древесина требует должного ухода, который повысит ее прочность и продлит срок службы. Чаще всего для этого используется покрытие мебели из соснового мебельного щита лаком. Это имеет важные преимущества :

  • Потребитель может покупать мебель для гарнитура у разных производителей - бесцветный лак сделает все предметы одинаковыми с эстетической точки зрения.
  • Лак, в отличие от красящих смесей, распределяется по поверхности равномерно, что подчеркивает красоту натурального дерева.
  • Сосна относится к недорогим материалам, и лакирование повышает ее конечную стоимость.

Кроме лака, для покрытия изделий из древесины сосны используются краски и морилки. Процесс морения достаточно сложен и требует опыта работы с распылителем, а окрашивание производится, как правило, широкой кистью или валиком.

Что даёт покрытие мебели?

Обработка древесины производится в различных целях: придания нужного цвета, повышения качественных характеристик, улучшения влаго- и термостойкости. К примеру, сочетание колерующего состава (морилки) и паркетного или яхтного лака сделает гарнитур прочным, красивым и долговечным.

Сегодня производители наладили выпуск мебели из сосны, тонированной под вишню, бук, дуб, орех и другие породы. Однако эти технологии могут удовлетворить лишь определенную группу потребителей, так как представленная на рынке продукция не отличается ни широтой цветовой гаммы, ни разнообразием эстетических образов. Именно поэтому многие ценители натурального материала решаются на сложный шаг: самостоятельную покраску деревянной мебели и предметов интерьера. И здесь возникает резонный вопрос: чем покрыть мебельный щит из сосны?

На сегодняшний день существует три основных технологии обработки древесины:

  • Тонировка;
  • Сплошная покраска;
  • Лакирование.

Варианты покраски мебели из сосны

Для начала ответьте себе на несколько вопросов:

  • Вы хотите подчеркнуть природный оттенок древесины или закрасить его?
  • Какова структура исходного материала (наличие неровностей, сучков, дефектов)?
  • Как изделие будет сочетаться с другими предметами и общим дизайном помещения?

От ответов на эти вопросы зависит выбор способа и средств покрытия деревянного гарнитура или отдельных предметов.

Тонировка мебели

Сосна отличается натуральным цветом, в котором преобладают янтарно-золотистые тона. Мебель из этого дерева «дышит» и гармонирует с любым интерьером, от гостиной до детской комнаты.

Тонировка подчеркивает природный цвет материала и скрывает его дефекты, выделяет структуру древесины и выравнивает неоднородные оттенки. Кроме того, эта технология может придать сырью нестандартные цвета, а также эффект имитации ценных пород деревьев.

Думаете, чем покрыть мебель из мебельного щита? Обработка производится, как правило, анилиновыми красителями и водными растворами солей, дубильных веществ и кислот. Эти средства отлично взаимодействуют с водой и быстро впитываются в материал.

В процессе тонировки древесины следует учесть ряд важных критериев:

  • Рабочую поверхность нужно отшлифовать до и после обработки;
  • Тонировочное средство накладывается на слой грунтовки;
  • Темные пятна, потеки и другие дефекты красителя испортят конечный результат - от них нужно избавиться;
  • После обработки морилкой материал должен просохнуть.

Лакирование и покраска мебели

При желании можно покрыть мебельный щит лаком или просто окрасить. В общем виде эти работы сводятся к следующим действиям:

  • Поверхность мебели очищается от старого покрытия, убираются все дефекты, сучки и шероховатости;
  • Древесина подвергается обессмоливанию;
  • Все неровности и трещины заделываются шпаклевкой;
  • С помощью валика или широкой кисти наносится грунтовка;
  • Кладется первый слой краски и зачищается мелкой наждачкой;
  • Кладется второй слой краски.

Древесина сосны обладает неоднородностью, что усложняет процесс окрашивания. В частности, ее высокая смолистость не позволяет равномерно покрыть всю поверхность изделия. Для решения этой проблемы мебельный щит следует обессмолить.

Удаление излишков смолы - это не только залог качественной обработки материала, но и забота об эстетичности деревянной мебели. Дело в том, что смоляные потеки со временем приобретают темный цвет и портят внешний вид изделия или предмета интерьера. Но все же их главный недостаток заключается в невозможности равномерно нанести грунтовку, краску и лаки - смола создает неровности на рабочей поверхности и выделяет липкую пленку, препятствующую впитыванию наносимых средств.

Как происходит обессмоливание древесины? Для начала необходимо приготовить специальную жидкость, состоящую из технического спирта (10 г), 25%-ного технического раствора ацетона (0,2 кг), карбоната калия (50 г), мыльных хлопьев (50 г), обычной пищевой соды (50 г) и одного литра горячей воды. Это средство наносится на поверхность, затем она тщательно промывается и просушивается. Слишком большие смоляные наросты можно вырезать ножом и зашпаклевать.

Таким образом, обработка древесины морилками, красками и лаками не только придаст мебели из массива сосны сочный насыщенный цвет, но и продлит срок ее службы. К тому же эти процессы можно провести самостоятельно, не прибегая к помощи сторонних специалистов.

Стоит добавить, что прочностные и эстетические характеристики материала зависят не только от качества пропиток, но и от особенностей исходного сырья. Компания «Ангара Плюс» производит , 25 и 40 мм, который сочетает в себе высокую практичность, экологичность и доступную стоимость.

Пигментные морилки наименее чувствительны к химическому составу наносимого поверх них отделочного слоя. На высохшую морилку можно наносить почти любые покрытия, например масляный или водный лак для отделки древесины, тонированной водной или масляной морилкой. Морилка должна полностью высохнуть до нанесения лака. На скорость высыхания влияют температура, а также влажность окружающего воздуха и самой древесины, поэтому не стоит уделять особого внимания инструкциям на банке. Воспользуйтесь своим носом: если ощущается запах растворителя, значит, морилка еще не высохла. Красители более капризны. Если кистью или тампоном наносить лак, содержащий такой же растворитель, можно оставить полосы и частично смешать краситель с лаком. Иногда при этом удается добиться большей глубины цвета, но чаще качество покрытия снижается. Располагая соответствующим оборудованием, лучше наносить лак методом распыления, чтобы избежать проблем.

Красители, пигменты и способы получения нужного цвета

Вы собрали очередной проект и тщательно отшлифовали все поверхности. Банка лака уже стоит рядом, но в этот раз вам не хочется, чтобы древесина имела свой обычный цвет. Вы желаете, чтобы этот предмет соответствовал старой обстановке вашей гостиной или был неотличим от дорогой мебели, продающейся в интерьерных салонах. Впрочем, возможно, вам просто нужно выровнять по цвету отличающиеся друг от друга доски, из которых изготовлен проект, имитировать экзотические породы или сделать текстурный рисунок древесины выразительнее, а ее привычный цвет — насыщеннее. Если перед вами стоит одна из этих задач, пора заняться тонированием.

Тонирование базируется на двух типах красящих веществ — пигментах и красителях. Мы поможем выбрать правильное средство для вашего проекта и покажем, как с ним работать.

Как выбрать один вариант из множества возможных

Какой тип красящего вещества предпочесть? У вас есть богатый выбор (фото внизу). Решение зависит от того, какую древесину вы используете, какой вид желаете ей придать, и какое покрытие будет нанесено на заключительном этапе отделки.

Для обычного тонирования используйте пигментную морилку или красители. Эти красящие средства работают по-разному (фото внизу), и результаты их работы будут отличаться, как видно на приведенных фотоснимках. Пигментные морилки продаются в магазинах, торгующих лакокрасочными материалами, а красители можно найти в специализированных магазинах или заказать по каталогам.

Пигментные морилки неравномерно окрашивают древесину с участками разной плотности, такую как у клена, березы, вишни или сосны. Красители проникают в глубь поверхности независимо от плотности древесины. Выбрав желаемый оттенок, помните, что все красящие вещества со временем выцветают. Дольше всех сохраняют цвет пигментные морилки. Среди красителей наиболее стойкими являются водорастворимые, а масляные или спиртовые растворы красителей выцветают довольно быстро. Не применяйте красители для тонирования, если на древесину будет попадать солнечный свет, — в таких условиях они выцветают очень быстро.

Простота нанесения

Техника тонирования пигментными морилками и красителями практически одинакова. Испытайте ее на пробном обрезке, затем обильно нанесите красящий состав на поверхность вашего изделия и сотрите излишки, чтобы выровнять цвет.

Затем лайте поверхности полностью просохнуть, после чего еще раз протрите ее, чтобы удалить образующийся в некоторых местах налет. Помните, что цвет поверхности меняется при высыхании состава, а затем меняется еще раз при нанесении прозрачного лака (фото внизу слева). Красители для тонирования древесины можно приобрести в виде готового раствора или сухого порошка. Тщательно растворите порошкообразный краситель и процедите готовый раствор (фото внизу справа). Обычно цвет окрашенной красителями древесины не меняется с увеличением количества слоев красящего состава. Он становится темнее, но остается прозрачным. Каждый новый слой пигментной морилки сильнее затемняет цвет поверхности и уменьшает прозрачность.

Возможные дефекты и их устранение

Хотя тонирование считается несложной операцией, иногда возникают проблемы. Но многих из них удастся избежать, если вы знаете, что может случиться.

Поднятие ворса. Основной недостаток водных составов состоит в том, что они поднимают ворс на древесине. Следует быть готовым к этому, и лучше заранее поднять ворс и тщательно его удалить (фото слева внизу), а затем приступать к тонированию.

Разница в цвете древесины . Даже хорошая доска порой имеет участки и полосы разного цвета, и большинство красящих составов не могут скрыть эту разницу. Работа с такими досками показана на фото справа внизу. Пятнистость. Древесина некоторых пород окрашивается неравномерно. Предварительно обработав поверхность кондиционером, можно добиться более равномерного тонирования.

На следующей странице (фото внизу) показаны примеры такой обработки. Потемнение торцов. Торцевые поверхности впитывают больше морилки, чем остальные части доски. Чтобы уменьшить разницу в цвете, отшлифуйте торцы абразивом на одну ступень мельче, чем остальные поверхности. Затем обработайте их кондиционером. Тонирование красителями вместо пигментных морилок также помогает уменьшить разницу в цвете поверхностей, не прибегая к использованию кондиционера.

Несоответствие цвета. Иногда цвет окрашенной древесины отличается оттого, который вы ожидали увидеть. Если оттенок соответствует вашим планам, но он слишком светлый, нанесите еще один слой такого же красящего состава. Если получившийся оттенок не такой, как требуется, его можно перекрыть более темной морилкой.

Если цвет слишком темный и поверхность еще не высохла, ее можно немного осветлить, протерев подходящим растворителем. Водные морилки смываются водой, а для масляных нужно использовать уайт-спирит.

Если водная морилка уже высохла, можно частично удалить ее с помощью волы и заново тонировать поверхность. Высохшую масляную морилку часто удается удалить органическими растворителями для лаков и эмалей. Если этого недостаточно, используйте смывку, затем осветлите оставшиеся пятна с помощью отбеливателя, а потом снова приступайте к тонированию.

Можно немного осветлить окрашенную поверхность, аккуратно протирая ее подходящим растворителем, однако следует быть осторожным, чтобы сохранить равномерность оттенка и не допустить появления пятен и полос.

Вариации на тему

Мы сконцентрировали ваше внимание на пигментных морилках и красителях, но есть еще пять средств, которые могут быть использованы для тонирования древесины. В некоторых случаях лучше предпочесть комбинированные красящие составы, содержащие пигменты и красители, цветные масляно-лаковые смеси, морилку-гель, универсальные отделочные составы или гак называемые «безворсовые» морилки (то есть морилки, не вызывающие поднятия ворса). Наиболее удобными в применении являются комбинированные красящие составы (фото вверху). Однако в некоторых ситуациях морилка-гель позволяет добиться лучших результатов (фото внизу).

Цветные масляно-лаковые смеси, к которым относится и так называемое «датское» масло, содержат масло, лак, разбавитель и красящие вещества. Такие составы легко наносятся, глубже проникают в древесину и благодаря умеренно стойкому связующему могут служить самостоятельным отделочным средством.

Универсальные отделочные составы, использующиеся в качестве окончательного слоя отделки, содержат лак (например, полиуретановый) с красящими веществами. Разбавителем для таких составов служат уайт-спирит или вола, а красящим веществом — краситель или пигмент. С их помощью отделочное покрытие наносится одновременно с тонированием. Они практически не проникают в глубь древесины и по свойствам близки к краскам. Из- за быстрою высыхания работа с ними требует определенных навыков, чтобы нанести равномерно тонкий слой. Дополнительные слои затемняют цвет и делают его менее прозрачным. При нанесении кистью трудно избежать перекрывающихся участков, которые буду т выделяться темными пятнами. Как правило, следует избегать применения таких составов при отделке в мастерской.

«Безворсовые» морилки на волной основе можно разбавлять спиртом или лаковым растворителем, а поверх них использовать отделочные покрытия на масляной основе. Они высыхают слишком быстро, что делает их менее удобными по сравнению с обычными водными морилками, и большая часть столяров-любителей прекрасно обходится без них.

Расширьте свою цветовую палитру

Большинство столяров покупают для тонирования древесины готовые составы, стандартный ассортимент которых имеется во многих магазинах. Но если вы хотите выйти за рамки привычных цветов или просто хотите экспериментировать, научитесь изменять эти цвета по своему желанию. Одним из способов является смешивание стандартных цветов, но прежде следует убедиться в совместимости смешиваемых составов. В них должен использоваться один и тот же растворитель.

Намного больше возможностей предоставляет добавка основных цветов к готовым составам или их нанесение непосредственно на поверхность древесины. Используйте художественные масляные или так называемые японские краски, если затем будут наноситься морилка и лак на масляной основе. Если изделие покрыто морилкой и лаком на водной основе, можно использовать акриловые краски, разбавленные водным раствором клея. Такие краски продаются в художественных салонах и магазинах для творчества.

Цветовой круг подскажет, как получить желаемый цвет. Самые известные цветовые круги показывают, как с помощью красной, желтой и синей красок получить все остальные цвета.

Тем не менее в отделке мебели традиционно преобладают сдержанные оттенки так называемой «земляной» гаммы (см. фото внизу). Различные комбинации натуральной и жженой умбры, сиены, охры, черных и белых пигментов дают богатую палитру красивых оттенков, которые используются в мебельном деле. Экспериментируйте на обрезках и, добившись нужного результата, не забудьте записать рецепт.

Желая добиться особенного оттенка, используйте доступные возможности, о которых большинство столяров даже не подозревают. Акриловые и масляные художественные краски и цветовой круг помогут получить любой оттенок, который превратит самый обычный проект в нечто особенное.

Мы использовали акриловую глазурь и краски, продающиеся в художественных салонах, чтобы получить такие результаты на дубовой древесине. На левый образец нанесли натуральную сиену, средний покрыт жженой умброй, а для правого образца смешали вместе обе краски.

Вы можете увидеть разницу между красителями и пигментными морилками. На дубовую доску справа был нанесен золотисто-коричневый краситель, а доска ниже тонировалась морилкой такого же цвета.

Как и краски, пигментные морилки остаются на поверхности древесины, почти не проникая в глубину. Из-за высокого содержания пигментов краски непрозрачны. Морилки содержат те же пигменты, но в меньшем количестве, поэтому они относительно прозрачны (их можно считать сильно разбавленными красками).

Мельчайшие частицы пигмента смешиваются со связующим — веществом, удерживающим пигмент после высыхания на поверхности. Самым известным связующим масляного типа является олифа. В водных морилках применяются другие вещества. Все пигментные морилки следует тщательно перемешивать перед нанесением, чтобы равномерно распределить осевшие частицы пигмента в жидкости и предотвратить появление разноцветных полос.

Красители сильно отличаются от пигментов. Они прозрачны, проникают в глубь любой древесины, и с ними легче добиться цветовой однородности.

Вы можете приобрести готовые растворы красителей, сухие порошки или жидкие концентраты. Порошки и концентраты разводятся соответствующим растворителем: водой, спиртом или одним из нефтяных растворителей, например, сольвентом. Важно использовать для каждого типа красителя подходящий растворитель. Водный краситель, как правило, не удастся развести спиртом.

Жидкие концентраты красителей часто можно разбавлять несколькими растворителями. Спиртовые красители являются самыми быстросохнущими (пожалуй, слишком быстросохнущими, что затрудняет работу с ними). Водорастворимые красители безопасны и наиболее удобны в работе.

При тонировании важнее всего учитывать, как изменяется цвет при высыхании красящего состава. Часто столяр, увидев высохшую поверхность, считает необходимым нанести еще несколько слоев для усиления цвета, но это обычно приводит к ошибке. Если цвет сырой поверхности был таким, как требуется, не нужно ничего делать. Этот цвет вернется после нанесения бесцветного лака, как показано на . Некоторые красящие составы сохнут быстрее других, и, если морилка уже высохла, удалить ее излишки будет труднее. Водные морилки высыхают быстрее масляных. Часто высохшая поверхность кажется пыльной, ее цвет тусклый, но об этом не следует беспокоиться.

Смешав со спиртом или водой сухой порошок красителя, вам не удастся полностью растворить все его частицы, несмотря на тщательность перемешивания. Дайте раствору отстояться, после чего снова перемешайте, а затем процедите через бумажный фильтр для кофеварки, марлю или капроновый чулок, чтобы избавиться от нерастворенных частиц. Всегда надевайте пылезащитную маску при работе с сухим порошком, так как он сильно пылит, и это может стать причиной аллергических реакций и заболеваний органов дыхания. Добиваясь получения нужного оттенка, вы можете смешивать пигментные морилки с красителями, если они разведены в одном и том же растворителе. Для лучших результатов смешивайте продукцию одного производителя. Также следует разводить каждое красящее средство отдельно до смешивания их друг с другом. Не добавляйте порошок или концентрат одного цвета в готовый раствор другого цвета.

Водные морилки и красители поднимают ворс на древесине. Крошечные волокна разбухают и остаются приподнятыми, подобно щетинкам. Если нанести слой отделочного состава (лака или краски), поверхность будет напоминать наждачную бумагу.

Самый простой способ справиться с этим явлением (до нанесения морилки или красителя на водной основе) поднять ворс, а затем удалить его. Смочите поверхность чистой водой из опрыскивателя и дайте ей просохнуть полностью. Теперь шлифовкой или соскабливанием удалите поднявшиеся ворсинки. Простые и эффективные скребки получаются из сменных лезвий для ремесленных ножей. Держите лезвие почти вертикально, как показано на фото, и осторожно скоблите поверхность.

Древесина может иметь разный цвет, и не всегда удается полностью исправить эту разницу с помощью одного слоя морилки. Сложнее всего сделать это на древесине таких пород, как вишня или орех, у которых заболонь намного светлее ядра.

Если вы хотите, чтобы вся поверхность была темной, нанесите морилку только на заболонь, как показано на примере этой вишневой доски. После просушки нанесите еще один слой этой же морилки, покрыв им всю деталь. Если хотите добиться однородной окраски всей поверхности, цвет морилки должен соответствовать цвету ядровой древесины. Тонируйте этой морилкой только участки с заболонной древесиной.

Древесина сосны, вишни, клена и березы на поверхности одной и той же доски имеет участки различной плотности. Такая неоднородность является причиной неравномерного тонирования при использовании пигментных морилок. Мягкие участки впитывают больше морилки, чем твердые, и после тонирования выглядят более темными.

Уменьшить влияние неоднородности можно с помощью состава- кондиционера, нанеся его перед тонированием. Кондиционер является разновидностью связующего вещества, закрывающего древесные поры, и результат его применения вы можете видеть на фото слева.

Мы использовали кондиционер Minwax и красно-коричневую морилку для обработки левой сосновой доски, а правая доска покрыта только морилкой.

Кондиционер можно приготовить самостоятельно. Если для верхних слоев покрытия выбрали полиуретановый лак, сделайте кондиционер из одной части лака, разбавленного пятью частями растворителя. Нанесите эту смесь на поверхность, просушите, слегка отшлифуйте наждачной бумагой № 220, а затем тонируйте морилкой.

Комбинированные составы, содержащие краситель и пигментную морилку, обычно расслаиваются при длительном хранении на полке магазина. Краситель остается в растворе, а пигменты оседают на дно банки. Для получения первоначального цвета состав следует тщательно перемешать. Определить подобные составы можно с помощью палочки, опустив ее конец на дно банки. Если на нем будет сгусток, а сама палочка станет окрашенной (см. фото внизу), вы имеете дело с комбинированным составом. Краситель окрашивает плотные участки деревянной поверхности, а пигмент скапливается в порах. Такие составы тонируют проблемные породы более равномерно, но, чтобы еще более уменьшить неоднородность цвета, лучше сначала применить кондиционер. Комбинированные составы наносятся разными способами.

В верхней части банки, если не перемешивать ее содержимое, находится раствор красителя, который можно использовать непосредственно для тонирования древесины или добавить в совместимый лак для получения тонера (подробнее об этом в следующей статье данной серии).

Слегка перемешав содержимое банки, вы получите немного иной оттенок этого же цвета. Тщательное перемешивание даст еще один оттенок. Наконец, пигментный осадок, если его не размешивать, отлично подходит для использования в качестве патины, о которой будет рассказано в следующей статье.

Морилка-гель состоит из пигмента, красителя или их смеси и связующего на масляной или водной основе. Строго говоря, она является разновидностью краски, которая покрывает поверхность, не впитываясь в нее. Такие морилки немного скрывают рисунок текстуры, но зато с ними проще добиться однородности цвета (см. фото внизу). Левый образец был покрыт обычной водной морилкой, для тонирования правого образца использовали морилку-гель. Морилка-гель отлично подходит для нанесения так называемой патины. Техника патинирования позволяет добавлять цветные слои между слоями основного покрытия и имитировать текстурный рисунок на любой поверхности. Например, вы можете сделать две разные доски похожими друг на друга и превратить оргалит в дуб.

Паркетный пол с течением времени изнашивается и требует капитального или косметического ремонта. Самый простой и более доступный вариант - осуществить тонировку покрытия. Процедура позволяет изменить цвет пола, обновить интерьер и восстановить эксплуатационные характеристики паркета.

Что представляет собой тонировка паркета

Тонирование паркета - это придание паркетной доске натурального цвета древесины или обновление тона напольного покрытия с сохранением его структуры. Технология позволяет придать половой доске характер экзотических, дорогих пород дерева или получить винтажный эффект «состаривания». С помощью тонировки получится обновить старый паркетный пол и стилизировать его под дизайн интерьера.

Тонирование половых досок имеет ряд существенных достоинств:

  • можно проводить обработку, как половой доски, так и паркета;
  • улучшается внешний вид старого покрытия;
  • тонировка маскирует незначительные дефекты изношенного паркета;
  • позволяет придать помещению обновленный, привлекательный вид, не выполняя при этом капитального ремонта помещения;
  • широкая палитра цветов, позволяющая подобрать нужный оттенок.

Выбор цвета для паркета: современные тенденции

Современные технологии окрашивания древесины способны воплотить в жизнь самые разные цвета и оттенки. Компании-производители ЛКМ разработали доступные комплексы для обработки древесины.

Совет. Образцы выкрашенного паркета, как правило, представлены в строительных магазинах. Делая выбор, при себе необходимо иметь изображение интерьера, чтоб сопоставить его с тоном пола и воссоздать полную картинку обстановки.

К традиционным цветам тонировки относятся: оттенки золота, темно-коричневый, темно-красный и янтарный. Более смелые варианты: белый, голубой, черный или насыщенные яркие цвета.

Белый цвет. Такое покрытие всегда в тренде, потому что оно легко комбинируется с разными стилистическими направлениями в интерьере. Белый пол визуально увеличивает пространство, на его поверхности не сильно видна пыль и мелкие царапины. Перед тем, как затонировать паркет в белый цвет, его необходимо тщательно подготовить и снять предыдущий слой ЛКМ.

Темные тона. Выбирать темные цвета надо с осторожностью - они подойдут далеко не каждому помещению. Оптимально, если затененный пол сочетается со светлыми стенами. Тонирование паркета дуба в темный цвет помогает скрыть все дефекты старого напольного покрытия. Черные и шоколадные тона используются при оформлении комнат в современных стилевых направлениях: конструктивизм, минимализм или скандинавский.

Серый или бежевый цвет паркета наполнит комнату комфортом и атмосферой спокойствия. Такие оттенки гармонично смотрятся в интерьерах стиля прованс, кантри, средиземноморском направлении или неоклассицизме. Часто пастельные тона выбирают при обустройстве спален и детских комнат.

Красные оттенки делают комнату «теплее» и уютней. Их рекомендуется применять в гостиных классического стиля. Однако такой паркет требует предельной осторожности в выборе цвета меблировки и других поверхностей. Красные оттенки весьма прихотливы к цветам-компаньонам.

Коричневый цвет считается универсальным для оформления пола. Оттенок подчеркивает натуральность напольного покрытия и структуру древесины. Коричневые тона воспринимаются человеком, как символ защиты и укрытия от невзгод.

Важно! Для тонирования пола надо использовать составы проверенных компаний. Применение смесей неизвестных марок может испортить покрытие, и паркет придется полностью срывать.

Чем лучше затонировать паркет: особенности разных технологий

Изменить оттенок паркета получится несколькими способами. Для работы чаще всего используют морилку, масло, лак или специально разработанные комплексы окрашивания. Выбор того или иного материала зависит от желаемого результата и наличия малярных навыков. Каждый способ имеет свои плюсы и минусы в плане нанесения и эксплуатации напольного покрытия.

Тонировка паркета лаком

Применение лаков с тонирующим компонентом позволяет изменить цвет паркета на пару тонов светлее или темнее. Для работы подойдет готовый «цветной лак» или бесцветный состав с подобранным колером.

Вскрытие паркета лаком отличается следующими преимуществами:

  • материал не проникает в структуру дерева - при необходимости замены цвета достаточно счистить верхний слой и перекрасить паркет;
  • кроме декоративной функции лак выполняет и защитную роль, предотвращая повреждения паркетных ламелей;
  • возможность контролировать насыщенность получаемого цвета количеством слоев лака.

К числу недостатков «лаковой» колеровки можно отнести:

  • достаточно быстро слой лака стирается в наиболее проходимых местах;
  • тонировка позволяет добиться только слабо- и средненасыщенных тонов - преобразовать с их помощью светлую древесину в черную не получится;
  • лак не устойчив к длительным нагрузкам - покрытие может начать трескаться и облупливаться.

Важно! При нанесении лака необходимо придерживаться норм пожарной и личной безопасности.

Применение масла для обработки паркета

Для тонировки многих изделий из древесины, в том числе и паркета, широко используют масло. Выбор материала зависит от типа дерева. Для обработки «экзотической» древесины надо подобрать масло глубокого проникновения, чтобы ускорить процесс высыхания.

Преимущества тонировки маслом:

  • обеспечивается надежная защита напольного покрытия благодаря проникновению масла вглубь материала;
  • способность паркета «дышать» - на поверхности не образуется пленка, как после обработки пола лаком;
  • устойчивость покрытия - не отшелушивается и не трескается;
  • широкий ассортимент выбора различных цветов;
  • безопасность и экологичность материала.

Недостатки масла:

  • после первичного тонирования маслом впоследствии нельзя применять другой вид ЛКМ - масляный раствор глубоко проникает в поры, и удалить его полностью не получится;
  • через каждые шесть месяцев паркет требует обновления - полировки покрытия мягкой тряпкой из натуральных тканей, смоченной в специальном составе.

Совет. Для колеровки паркетной доски подойдут высокоустойчивые масла. Хорошо зарекомендовали себя материалы: Arboritec Floor Oil Strong, Classic Base Oil Color и Arboritec Floor Oil Strong.

Масляная пропитка наносится на пол щеткой или кистью, а затем втирается шлифмашинкой. После полного высыхания первого слоя поверхность обрабатывается вторым и третьим слоями.

Особенности использования морилки

Морилка полностью сохраняет и передает рисунок древесины. С помощью морилки удастся добиться насыщенности цвета, однако материал не обеспечит защиту покрытия пола.

Особенности нанесения морилки:

  1. Длительность проведения работ. Состав наносится трижды. Первый и второй слой должны сохнуть не менее 3-х дней, а последней - неделю. Затем пол покрывается слоем прозрачного лака.
  2. Из-за неоднородности структуры древесины морилка может впитываться неравномерно. Как результат - на паркете образуются темные или светлые пятна.
  3. Чтобы добиться равномерного окрашивания последующий слой наносится перпендикулярно предыдущему.

Окрашивающие системы для колеровки паркета

Производители ЛКМ не оставляют попыток создать идеальный состав для тонирования паркета. Главным претендентом сегодня выступают специальные окрашивающие системы на основе натуральных масел. Колеровочные системы отличаются от обычных морилок тем, что медленнее впитываются и дольше высыхают. На первый взгляд, такое качество может показаться минусом, однако это не так.

После нанесения обычной морилки остается несколько минут, чтобы распределить равномерно состав на поверхности пола. Не у всех это получается сделать быстро и о хорошем результате приходится забыть. Окрашивающие комплексы высыхают в течение 4-20 часов. Этого времени хватит для равномерной обработки даже большой площади паркета.

Перед началом тонировки надо протестировать состав на отдельной паркетной дощечке, так как итоговый результат во многом определяется фактурой, исходным цветом и качеством обработки древесины.

Основные ошибки в тонировке паркетной доски

Даже если доверить циклевку паркета с тонированием опытным мастерам не всегда можно рассчитывать на идеальный результат. Основными ошибками аматоров и профессионалов считаются:


Важно! Сосна - достаточна сложная древесина в обработке ввиду мягкости ее структуры. Незначительные сбои при шлифовке приведут к появлению «разводов» и полос на паркете. Вероятность брака при шлифовке лиственницы и дуба значительно меньше.

Как затонировать паркет своими руками: пошаговая инструкция

Конечный результат работы во многом будет зависеть от тщательной подготовки поверхности, а именно - циклевании. Необходимость выполнения этого этапа обусловлена рядом факторов:

  • наличие на паркете царапин и локальных вмятин;
  • изменение целостности старого слоя лака;
  • появление «эффекта лодочки»;
  • загрязнения старого покрытия.

Циклевание проводится в два этапа:

  1. Обработка поверхности циклевальной машиной или паркетно-шлифовальной машинкой с грубым абразивом. В результате снимается верхний слой лака, убираются загрязнения и выравнивается покрытие.
  2. Финишная шлифовка мелким абразивным кругом.

По завершению работ пол надо очистить и проверить, чтоб он был идеально гладким. Далее можно приступать к окрашиванию.

Рассмотрим пошагово, как затонировать паркет морилкой:


Тонировочные составы необходимо наносить быстро, чтоб предотвратить появление пятен. Основание пола перед окрашиванием должно быть тщательно очищено, так как мельчайшие частички пыли, воды, грязи, жира, воска и прочего могут испортить результат.

  1. Тонировка паркета - финишный этап ремонтных работ. После окрашивания пола не стоит выполнять отделку потолка, стен и т.п.
  2. Тонирующий состав обязательно должен применяться от профессиональных производителей паркетной химии, например, Osmo, Loba, Bona и др.
  3. Выполнить качественную шлифовку под тонировку старых досок своими руками очень сложно. Этот процесс лучше доверить профессионалам.
  4. Конечный результат во многом зависит от породы дерева. Благоприятный исход в 99% гарантирован при тонировке дуба. Для «сложной» древесины (клена, сосны, бука) специалисты используют метод «принудительной тонировки пола».
  5. Для равномерного распределения и втирания состава обязательно надо применять специальные паркетные машины.
  6. Финишное покрытие выполняется лаком с высокой износостойкостью.

Выбор способа тонировки паркетного пола желательно производить после рекомендаций со специалистом, который учтет породу дерева и условия последующей эксплуатации напольного покрытия.

Чем затонировать паркет из бука: видео



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.