Из чего состоит воздух? Состав и свойства. Физические и химические свойства воздуха Какое свойство не относится к воздуху

Познание мира 3класс

Тема:

Цели :

Тип урока:

Ожидаемый результат : Учащиеся должны иметь представление о составе воздуха, знать о его свойствах.

    А- имеют представление о воздухе и его свойствах, умеют анализировать свойства воздуха;

    В- могут анализировать, проявлять творческие и практические способности, доказывают свою точку зрения, отвечают на вопросы высокого уровня, оценивают свою работу.

    С- задают вопросы высокого уровня, организуют ребят в группе, критически оценивают свою деятельность через саморефлексию

Понятия: эксперимент, опыт.

Методы преподавания

Форма:

Модули:

Оборудование: гость – Воздушный Шарик, корзинка, таблицы(по количеству учащихся), стакан, вода, соломинки для воды, мячик, веер,свеча, палочка с фольгой, глобус, духи, красные и зеленые карандаши (по количеству учащихся), мелкие кусочки бумаги, комочки почвы, мел, презентация урока

Ход урока:

1. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

В класс пришёл – не хмурь лица,

Будь весёлым до конца!

Тренинг"Волна"

Инструкция. «Возьмитесь за руки. Сейчас я буду пускать волну вот так (показывает, поднимая руку). Ваша задача - когда волна дойдет до вас, пустить ее дальше. Попробуем... Теперь я пускаю встречную волну».

Процедура проведения. Группа становится в круг. Участники берутся за руки. Ведущий дает инструкцию и показывает, как пускаются волны: поднимает руку, держа руку соседа. Получилась волна. Чтобы передать ее дальше, нужно соседу поднять вторую руку с рукой своего соседа и т. д. Ведущий ускоряет ритм волн. Затем пускает встречные волны. Когда волна возвращается к тренеру, он может либо передать ее дальше, либо остановить.

Как только интерес группы начинает ослабевать (смех стихает, энергетика спадает), тренер прекращает разминку, резко поднимая и бросая руки вниз. Заканчивается разминка аплодисментами.

2. Введение в тему урока.

Ребята, я хочу спросить у вас: «Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями?

(с друзьями)

Я с вами полностью согласна. (звучит 1 куплет песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной»).

Ребята, угадайте, кого я пригласила с собой на урок?

Он будет главным героем нашего урока.

Круглый, гладкий, как арбуз.

Цвет любой на разный вкус.

Коль упустишь с поводка–

Улетит за облака.

(ответы)

Знакомьтесь – это Воздушный Шарик. Возьмите один из шариков на столе, и нарисуйте своё настроение.

3. Сообщение темы урока.

На прошлом уроке мы говорили о воде и ее свойствах. Давайте немного повторим.

Какие свойства воды вы знаете?

Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов есть на свете ещё один – самый большой из всех океанов, и вы, каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаетесь» в нём.

- И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, даже трамваи с троллейбусами день и ночь « купаются» в этом океане. Догадались что это за океан? Нет? Тогда я вам подскажу: океан это не солёный, не пресный и к тому же без берегов и без воды. Словно огромные серебристые рыбы, проплывают по его просторам самолёты. Теперь-то вы наверняка поняли. Ну, конечно, речь идёт о самом большом – о голубом воздушном океане.

-Четыре водяных океана широко-широко разлились по земле, а пятый воздушный – над землёй. Дном этого воздушного океана является сама Земля.

Видели ли вы воздух?

Как называется воздушная оболочка Земли? (атмосфера)

4. Работа по карточкам.

Прочитайте, какое еще значение имеет атмосфера.

1. Воздушная оболочка планеты необходима для дыхания.

2. Воздух не дает земной поверхности перегреться от Солнца и в то же время бережет её тепло от рассеивания в пространство.

3. Атмосфера – надежная защита нашей планеты от метеоритов.

4. Атмосфера охраняет Землю, растительный и животный мир от губительного влияния космического излучения.

Прочитайте наиболее важное значение.

Вывод! Все имеет важное значение.

- Сегодня мы откроем секреты воздуха.

5. Состав воздуха.

Как вы думаете, из чего состоит воздух?

Воздух – это смесь газов. Азота в воздухе больше всего, кислорода поменьше, а углекислого газа – совсем мало.

Как выдумаете, какой из газов в воздухе самый важный?

Вдохните воздух и выдохните. Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух без кислорода. В нем становится больше углекислого газа, который не пригоден для дыхания.

Итак, для чего нужен воздух всему живому? (Чтобы дышать, жить)

Весь ли воздух использует человек для своего дыхания?

Более двухсот лет назад французский ученый-химик Антуан Лавуазье доказал, что воздух – это смесь в основном двух газов – азота и кислорода.

Азот – означает «безжизненный». Эта часть воздуха не поддерживает дыхание и горение. Но без азота не могут расти растения.

Кислород – человек способен неделями жить без еды, несколько дней без воды, а без воздуха – самое большее 5 минут. Однако если быть точным, то необходим не сам воздух, а лишь содержащийся в нем элемент – кислород. Человек не в состоянии жить без кислорода, потому что без него не могут существовать клетки организма. Исключительная важность воздуха объясняется тем, что наш организм не умеет извлекать кислород из жидкости или твердого вещества. А из воздуха, т.е. из газа – умеет. Кстати, в воздухе кислорода меньше, чем в воде или в почве.

Широко используется в хозяйственной деятельности кислород: при сжигании топлива в двигателях автомобилей, самолетов, кораблей. В аптеках выдают больным людям кислородные подушки. Новорожденных детей, у которых затруднено дыхание, помещают в кислородный кюветик.

Инертные газы.

Позже в конце 19 века, исследованиями было доказано, что в состав воздуха входят еще 5 простых газообразных веществ: аргон, гелий, криптон, ксенон, неон . Эти газы назвали инертные (малоактивные)

Что значит «инертный человек»? (Малоактивный)

Инертные газы научились получать химическим путем и использовать в народном хозяйстве.

Легкость и горючесть гелия используют при заполнении воздушных шаров и дирижаблей.

В среде аргона производят электросварку металлов.

Неоном, аргоном, криптоном, ксеноном заполняют электрические лампочки.

Смесь гелия с кислородом применяют для дыхания при подводных работах.

Кроме того, в воздухе содержится углекислый газ . Он необходим для питания растений. Человек дышит кислородом и выделяет углекислый газ, т.е. отработанный кислород. А растения поглощают этот газ. Всем необходимо большее количество растений, чтобы воздух стал чище.

Еще есть в воздухе водяные пары и различные примеси.

Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду?

Есть ли он вообще? Может, его придумали?

Докажем это? Ведь, кто ищет, тот всегда найдет ответ даже на самый трудный вопрос!

Итак, начнём. Представьте себе такую картину:

Стоял жаркий июльский день. Малыш лежал на стоге сена и вдыхал аромат нагретой травы. Вокруг стрекотали насекомые, в небе парил сокол.

А как летают птицы? И самолёты? – спросил Малыш. - А что такое небо? Из чего оно?

Малыш глубоко вздохнул. Пахла нагретая на солнце трава, шуршали крылья бабочек, а небо было таким голубым и ярким, что малыш зажмурился и… заснул. Мальчику снилось, что он летит. Далеко внизу осталась лужайка. Рядом кружили птицы, а потом Малыш ничего уже не видел, он быстро летел к высоким облакам. И вот он уже на большом белом облаке. Там малыш увидел надпись: «Добро пожаловать в Лабораторию чудесных превращений Воздуха!»

Итак, куда мы попали вместе с мальчиком?

Кто работает в лаборатории? (учёные)

Вот и мы с вами будем сегодня учёными, которые изучают воздух. А все свои наблюдения учёные записывают в научный дневник.

Индивидуальная работа

Стратегия «Факт или мнение» - на основе опытов исследовать свойства воздуха.

1. В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух?

Опыт (учащиеся)

Возьмите соломинку и опустите ее в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку.

Что появилось?

Появятся пузырьки воздуха.

Вывод: При помощи зрения воздух всё же можно обнаружить в некоторых случаях.

Посмотрите на комнатные растения.
Какого они цвета?
А классная доска?
А как вы думаете, какого цвета воздух?
Открываем первое свойство воздуха: воздух невидимый и бесцветный.

А вот толстый слой воздуха имеет цвет. Посмотрите в окно.
Что вы видите вверху?

(Небо)
Мы привыкли называть воздушный океан – небом.
Голубое небо – это толстый слой воздуха, освещенный солнцем. Если бы Земля не была окружена воздухом, мы видели бы на черном небе огненный диск Солнца.

Воздушный океан очень важен для жизни. Потому что воздухом дышат люди, звери, птицы и растения – все живое на Земле.
Может ли жить человек без воздуха?

Закройте ладошками рот и нос.
Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто сколько может без воздуха.
Какое было желание?

(Открыть нос).
Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.

- А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали?

(Ничего).

Пахнет чем-нибудь воздух?
Закройте глаза.

А сейчас?

(Запах духов).
Запах, мы ощущаем, когда частицы вещества попадают к нам в нос.

Где вы чувствуете сильные запахи?
(В столовой, парикмахерской, аптеке и т.д.)
Значит, какой вывод?
Чистый воздух запаха не имеет.

Упругий

Опыт с пакетиком.

Надуть пакет и хлопнуть.

Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его.

Какое свойства воздуха мы откроем?

Воздух не имеет вкуса

4. Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось?

Имеет ли воздух форму?

(нет)

А теперь я прошу вас заполнить таблицу. Что вы узнали из наших исследований о воздухе?

Соедините стрелкой слова левого столбика со словами правого столбика:

Цвет воздуха

бесцветный

голубой

душистый

без запаха

круглый

нет формы

газ

жидкий

Запах воздуха

Форма воздуха

Состояние воздуха

Воздух находится вокруг нас, но мы его не замечаем, потому что…

ФИЗМИНУТКА (лежа на коврике)

Вы, наверное, устали?

Воздух поможет вам отдохнуть.

Упр. « Цветочная поляна».
А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке, вокруг прекрасные цветы. Сорвите цветок, который вам понравился больше всех. Понюхайте его.

Какое слово выразит его душистый аромат?

Сделайте глубокий вздох и скажите (АХ!)

6. Использование свойств воздуха человеком.

Продолжим изучать свойства воздуха и узнаем, какие из них использует человек.

Ударь мячом об пол. Воздух в мячике сжимается. Но так как воздух упруг, он стремится расшириться, и мяч с силой отскакивает от пола.

Воздух сжимаем и упруг .

Это свойство воздуха широко используется.

Соедините линиями: кто использует - как использует:

Пожарные тормоза

Маляры сильная струя воды

Водители разбрызгивают краску

Опыт (учитель)

Подойдите ко мне и посмотрите опыт, доказывающий, что теплый воздух поднимается вверх.

(Теплый воздух, поднимаясь вверх, приводит в движение спираль).

Доказали, что теплый воздух поднимается вверх?

Т еплый воздух поднимается вверх

Это свойство воздуха вы можете увидеть и дома, когда теплый воздух из печной трубы поднимается вверх.

Люди заметили это свойство воздуха и решили использовать его для подъема вверх различных предметов. Так придумали воздушный шар.

Он двигался туда, куда дул ветер. Вскоре ученые создали воздушный шар, который был оснащен рулем, им можно было управлять. Такой воздушный шар назвали аэростат.

Аэростат

Почему звери к зиме надевают тёплые пушистые шубки?

(ответы)

В пушистых шубках между ворсинками больше воздуха, который сохраняет тепло.

Почему звери и птицы в сильный холод прячутся в снег?

(ответы)

Хоть снег и холодный, но между снежинками есть воздух. Этот воздух и защищает животных от холода.

Значит, воздух обладает ещё одним полезным свойством – сохранять тепло.

Поэтому в домах делают двойные рамы.

Сохраняет тепло

Итак, повторим , какие свойства воздуха использует человек:

·воздух сжимаем и упруг

·воздух движется

·горячий воздух поднимается вверх

·воздух сохранят тепло

Воздух, как и любое тело, состоит из частиц, между которым есть промежутки. Частицы постоянно двигаются, часто сталкиваются. Когда воздух нагревают, они начинают двигаться быстрее, сталкиваются сильнее. Из-за этого они отскакивают на большие расстояния друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются и воздух расширяется.

Демонстрация опыта.

На колбу натянем шарик и поднесем к огню. Через некоторое время мы увидим, что шарик стал надуваться. Почему?

Вывод ! При нагревании воздух расширяется .

При охлаждении воздух сжимается

Уберем колбу с огня. Что заметили? Правильно. Воздух остыл в колбе и шарик сдулся.

Зажигаю 3 свечи. Одну закроем стаканом, вторую – банкой, в третью оставим открытой. Что мы увидели? Какая свеча потухла быстрее?
Свеча под стаканом быстро гаснет, под банкой - позже, а неприкрытая свеча продолжает гореть. Почему?
- Под стаканом воздуха очень мало и свеча быстро потухла. Под банкой больше и свеча горела дольше, но и она потухла. А открытая свеча сгорает полностью.
- О чем это говорит?
Воздух поддерживает горение.
- Сколько случаев было в нашем поселке пожаров? Из-за чего происходят пожары?
- Чтобы в нашем доме не случилась беда, нужно внимательно следить за электрическими приборами, соблюдать правила безопасности при пользовании газовыми баллонами, печами и не играть со спичками и горючими веществами.
- Чтобы потушить пожар, нужно прекратить доступ воздуха к горящему предмету: засыпать песком, накрыть одеялом, покрыть пеной из огнетушителя.

Ой, Воздушный шарик хочет спеть вам, ребята, еще одну песенку. Послушаем о чем она? Может быть, она по теме урока?

(звучит 1 куплет песни «А, ну-ка, песню нам пропой веселый ветер»).

О чем эта песня? А как ветер связан с воздухом?

Давайте вспомним, что мы знаем о ветре?

Рассказ подготовленного ученика о ветре:

Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух.

Теплый воздух легче холодного.

Теплый воздух поднимается вверх. А холодный воздух опускается на его место. Вот и возникает ветер. Значит ветер – это движение воздуха.

- Необходимо положить на столе несколько мелких кусочков бумаги и взмахнуть над ними газетой.

Что произойдет?- Почему?

- Воздух пришел в движение и “подхватил” на своем пути бумагу.

Помашите веером около лица. Что вы чувствуете? Мы ощущаем легкий ветерок.

Значит воздух – движется.

Воздух движется

Воздух заставляет двигаться и крутиться предметы, образует волны, поднимает пыль.

Подумайте, как человек заставляет ветер помогать себе?

(Ответы детей).

Человек строит ветряные мельницы, ветряные электростанции. Ветер надувает паруса кораблей.

Дыхательная гимнастика.

1. Глубокий вдох, выдох порциями.

2. Глубокий вдох, выдох с шипением.

3. Глубокий вдох - руки через стороны вверх, поднимаемся на носки, выдох – опускаем руки вниз.

7. Экологическая тревога

Демонстрация опыта.

Зажигаю свечу. Что видно? (Волны воздуха двигаются над пламенем.).

Возьмем тарелку. Будем держать на несколько сантиметров от пламени

Что вы увидели на тарелке (Сажу).

Сажа происходит от сгорания топлива - в данном случае воска.

Происходит загрязнение воздуха от неполного сгорания. Сейчас горела одна свеча, а сколько сажи дала!

Сколько таких свеч - заводских труб по всей планете? Великое множество.

Как отражаются на составе воздуха дым, гарь, ядовитая копоть? (Воздух загрязняется).

Эта проблема является одной из важных в настоящее время.

Так как там много фабрик и заводов, которые влияют на состав воздуха. В этом районе большая заболеваемость людей.

Что вы узнали из текста, о том, что делает люди для охраны чистоты воздуха?

Что вы можете сделать для охраны чистоты воздуха?

Растения необходимы для чистоты воздуха. Они играют огромную роль в очистке воздуха. Они задерживают пыль, копоть.(Слайд)

8. Охрана воздуха.

Ребята, людям и животным, заводам и машинам- всем нужен воздух. Почему же на земле его не становится меньше?

(ответы)

Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным.

Ребята, а от чего воздух может загрязняться?

(ответы)

Отметьте красным карандашом то, что загрязняет воздух, зеленым – то, что не загрязняет.

Расскажите, от чего загрязняется воздух?

(ответы)

В городах строится много заводов. Из их труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ.

Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух.

Что же делаю люди, чтобы воздух был чистым?

(ответы)

На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух..

А главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Вот почему так легко дышится в лесу.

Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4осины.

9.Рефлексия.

Рефлексия «Метод пяти пальцев»

М – мизинец.

Какие знания вы сегодня получили?

Б – безымянный

Что я сегодня делал и чего достиг?

С – средний

Чем я сегодня помог однокласснику?

У – указательный

Что я сегодня сделал для своего здоровья?

Б – большой

Какое у вас настроение?

Молодцы, ребята. Дружная работа на уроке помогла вам узнать много интересного о воздухе.

Давайте же стараться жить так, чтобы на нашей планете - Земле всегда цвели цветы и пели птицы!

А теперь откройте дневники для домашнего задания.

10. Домашнее задание (дифференцированное):

Слабые: Подготовить доклад на тему “Свойства воздуха”.

Сильные: Составить кроссворд по теме «Воздух и его свойства», рисунок «Охрана воздуха»

11. Оценивание.

На память об уроке друг Воздушный Шарик дарит вам частичку воздуха с оценкой, которую вы сегодня заработали на уроке.

Если вы согласны с оценкой. Похлопайте в ладоши!

Спасибо за урок! До новых встреч!

ТЕСТ:

1. Что такое воздух?

А) жидкость

Б) твёрдое вещество

В) смесь газов

2. Сколько времени человек может обходиться без воздуха?

А) 5 недель

Б) 5 дней

В) 5 минут

3. Чистый воздух:

А) белый

Б) прозрачный

В) синий

Г) способен перемещаться

Д) стоит на месте

Е) без запаха

Ж) пахнет

З) лёгкий

И) тяжёлый

К) имеет температуру

Л) имеет форму шара

4. Что измеряет уличный термометр?

А) температуру тела

Б) температуру воды

В) температуру земли

Г) температуру воздуха

5. При какой температуре воздуха очень холодно?

А) + 20 градусов

Б) 0 градусов

В) – 20 градусов

6. Движение воздуха – это…

А) листопад

Б) ветер

В) снег

7. Куда поднимается горячий воздух?

А) вверх

Б) вниз

В) в стороны

Анализ урока

Познание мира 3 класс

В 3 классе 6учеников. На уроке присутствовали все ребята. Из них 1девочка и 5 мальчиков. Класс по успеваемости средний (на уроке познания мира).

Тема урока выбрана в соответствии с календарно – тематическим планированием.

Учебный материал подобран в соответствии с Гос.стандартом и образовательными, развивающими, воспитывающими задачами урока.

Тема: Воздух и его свойства. Движение воздуха- ветер.

Цели :

    познакомить с составом воздуха, его свойствами;

    формировать знания учащихся о воздушном океане Земли - атмосфере;

    развивать коммуникативные навыки и творческие способности через групповую форму работы;

    показать влияние загрязнений окружающей среды на здоровье человека;

    рассказать о мероприятиях, проводимых для охраны чистоты воздуха.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Методы преподавания : информационный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий; деятельностный.

Форма работы: работа в группе, в паре, фронтальная

Модули: 1.Использование ИКТ 2. Новые подходы 3.Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников 4.Обучение талантливых и одаренных детей.5.Обучение критическому мышлению.

На уроке формировалось умение выделять главное в учебном материале, использовались проблемные задания, осуществлялся личностно – ориентированный подход.

Для привлечения внимания использовала наглядный материал, приём эмоционального изложения, смену интонации.

В течении урока использовались упражнения для развития зрительской памяти, наглядно – образного мышления.

Среди учащихся применялась индивидуальная, коллективная, групповая формы работы.

Для снятия утомления, тонизирования организма, получения положительных эмоций, установки на преодоление трудностей были проведены психологический тренинг « Волна» , оздоровительные минутки.

При проведении всех видов работ учитывались возрастные и индивидуальные особенности внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия учащихся.

Считаю, что урок достиг цели.

Научно-исследовательская работа

«Какими свойствами обладает воздух?»

Работа ученицы 2 “Б” класса

гимназии № 87 г. Краснодара

Буряченко Валерии

Руководитель: Н.Ю. Аксенова

Краснодар 2011

Цель и задачи исследовательской работы

Познакомиться с богатством природы – воздухом, расширить и углубить знания о воздухе.

1.Познакомиться с некоторыми свойствами воздуха; установить простейшие связи, сделать выводы.

2.Показать значимость воздуха для жизни растений, животных, человека.

3.Раскрыть основные причины и последствия загрязнения воздуха, указать важнейшие меры по его охране.

Гипотезы, которые проверялись

1.Воздух находится везде.

2. Воздух прозрачный.

3. Воздух не имеет запаха.

4. Воздух не имеет веса.

5. Сжимаемость и упругость воздуха.

6. Воздух не имеет сопротивления.

7. Горячий воздух легче, чем холодный.

8. Воздух расширяется и сжимается.

9. Воздух давит одинаково во всех направлениях.

10. Воздух нужен растениям и животным.

Как проводились исследования (методы и средства)

1. Изучение печатного материала о воздухе.

2. Поиск материалов в Интернете.

3. Наблюдения, сравнения.

4. Постановка опытов.

5. Выводы.

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый; и все же
Без него мы жить не можем.

Актуальность выбора темы исследования

Кроме Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого и Южного океанов есть на свете еще один океан – самый большой из всех. И мы каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаемся» в нем. И прохожие на улице, и животные, и все предметы каждый день «купаются» в этом океане. Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды. Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по его просторам самолеты. Океан этот называется ВОЗДУХ.

Воздух, окружающий планету Земля – это её голубая «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от Солнца. Солнце излучает не только свет и тепло, но и вредные для нашего здоровья излучения. Воздух задерживает их.

Кроме излучения воздух защищает землю и от разного размера метеоритов. Будучи захвачены земным притяжением и падая на землю с большой скоростью, метеориты встречают сильное сопротивление воздуха, настолько сильное, что разогреваются до огненного состояния. Значительная часть метеоритного вещества при этом сгорает, другая часть испаряется. Зачастую на землю не упадет уже ничего - все останется в воздухе. Но если и падает какой-то метеорит на землю, то разрушительные последствия его падения уже очень ослаблены сопротивлением воздуха.

Если взглянуть на фотографии поверхности Марса или Луны, где практически нет воздуха, то можно увидеть, что вся поверхность "разбомблена" метеоритами. Всюду воронки от их падения, именуемые кратерами. То же самое было бы и на земле.

У поверхности Земли воздух густой, плотный, хотя мы это не замечаем. Чем выше, тем воздух становится менее плотным. А «вынырнуть» из воздушного океана можно только на космическом корабле. Ведь там, где кончается воздушный океан, начинается безвоздушное пространство – космос.

Очень важную работу выполняет воздух – следит за климатом на нашей планете. Перегоняет холодный воздух на юг, тёплый – на север. С морей и океанов, рек и озёр собирает влагу и отдает её суше. Летом поливает землю дождями, а зимой укрывает пушистым, снежным одеялом, чтобы не помёрзли растения, чтобы не страдали от жестоких морозов звери и птицы.

Все живые организмы дышат воздухом. Каждой клетке нашего организма необходим кислород. Почти мгновенно без кислорода погибают клетки мозга, останавливается сердце, начинают разрушаться другие органы.

Дыхание является одним из признаков живой природы. И пока живет человек и любое животное существо, они непрерывно днем и ночью дышат. В организме нет запаса кислорода, и поэтому он должен непрерывно поступать в организм через органы дыхания.

В воздухе кислорода очень много. Но вот удивительно: кислородом дышат люди и животные, его сжигают самолёты и машины, не могут без него работать доменные печи, заводы, так почему же его не становиться меньше? Потому что на Земле есть зеленые растения. Это – настоящая фабрика кислорода. Растения превращают в кислород не пригодный для дыхания углекислый газ и воду с помощью солнечного света, и возвращают обратно в атмосферу. Так что воздух Земле необходим. И только благодаря ему на Земле, единственной планете во всей солнечной системе, существует жизнь.

Воздух является неотъемлемой частью жизни человека. От состояния воздуха и его чистоты зависит здоровье людей и их будущее. В воздухе много примесей, которые загрязняют атмосферу. Это, прежде всего мельчайшая пыль и микроорганизмы. Пыль есть везде: на улице, в одежде, в помещениях. Мельчайшую пыль в воздухе можно заметить, глядя сбоку на тонкий луч света, попадающий из-за шторы в затемненную комнату.

Вместе с пылью в воздухе находятся вредные химические вещества и большое количество микробов. Микробы так малы, что они оседают на пылинках и, как бесплатные пассажиры, путешествуют вместе с ними по воздуху. Там, где много пыли, много и микробов.

В наше время во всем мире атмосферный воздух загрязняется вредными веществами. Особенно загрязнен воздух городов. Выхлопные газы автомобилей, химические вещества, выбрасываемые в воздух промышленными предприятиями, приводят к гибели растительности и вызывают тяжелые заболевания у людей. Чем еще загрязняется атмосфера? Существует много источников загрязнения атмосферы. Это вулканы, лесные пожары, пыльные бури, выветривание, процессы разложения растений и животных.

Загрязнение воздушной среды причиняет вред не только здоровью людей, но и воде, почве, растениям, животным, делающим наш мир более светлым и радостным.

Понимание того, что воздух должен быть чистым это одна из главных задач нынешнего поколения.

Опыты

Опыт № 1. Обнаружение воздуха.

Цель: увидеть, что воздух занимает место.

Технологический процесс: какими способами можно доказать, что воздух не пустое место? Надо продемонстрировать его наличие.

1. Взять полиэтиленовый пакет, скрутить его, он стал выпуклым. Почему? Потому что внутри пакета находится воздух.

2. Опустить в банку с водой пустую бутылку, из неё пойдут пузырьки. Что это? Это воздух.

3. Возьмем веер. Помашем веером перед лицом. Мы почувствуем прикосновение, хотя веер до нас не прикасался. Значит, между веером и лицом есть какое-то тело. Это воздух.

4. Закрепим на дне стакана ватку. Перевернем его и опустим в емкость с водой. Вынем стакан и посмотрим на ватку. Она не намокла, так как вода не попала в перевернутый бокал. Кажется, что стакан пуст, но на самом деле это не так. Он заполнен воздухом, и в нем нет места для воды. Вот почему вода не затекает внутрь стакана и ватка остается сухой. Это показывает, что воздух занимает место.

Вывод: воздух находится вокруг нас повсюду. Гипотеза № 1 подтвердилась.

Опыт № 2. Прозрачность.

Цель: показать, что воздух прозрачен.

Технологический процесс: сравним воздух с непрозрачными предметами.

Возьмем лист бумаги. Он непрозрачен – через него мы не видим окружающие предметы. А через воздух всё видно.

Вывод: воздух прозрачен, так как через него видны окружающие предметы. Гипотеза № 2 подтвердилась.

Опыт № 3. Отсутствие запаха.

Цель: показать, что чистый воздух ничем не пахнет.

Технологический процесс: возьмём апельсин. Почистим его и сразу почувствуем соответствующий запах, распространяющийся в помещении. До этого ничем не пахло.

Вывод: чистый воздух ничем не пахнет. Гипотеза № 3 подтвердилась.

Опыт № 4. Воздух не имеет веса.

Цель: проверить, имеет ли воздух вес.

Технологический процесс: Возьмем два шарика одинакового размера и веса. Надуем их и завяжем концы с помощью ниток. Закрепим шарики на двух концах стержня. Привяжем нитку к центру стержня и повесим так, чтобы стержень был параллельно земле. Проколем один шарик иголкой. Ровно висящий стержень перевешивается в сторону надутого шарика.

Вывод: надутый шарик тяжелее, чем сдутый, из-за воздуха внутри него. Вот почему конец стержня с надутым шариком наклоняется. Это показывает, что воздух имеет массу. Гипотеза № 4 не подтвердилась.

Опыт № 5. Сжимаемость и упругость.

Цель: проверить воздух на сжимаемость и выяснить имеет ли он упругость.

Технологический процесс: 1. Возьмем шприц и потянем поршень, так чтобы шприц заполнился воздухом. Заткнем пальцем отверстие вверху шприца. С силой надавим на поршень. Затем отпустим его. Из-за сильного давления воздуха внутри шприца поршень выстреливает с большой силой, возвращаясь в исходное положение.

2. Ударим мячом об пол. Воздух в мячике сжимается. Но так как воздух упруг, он стремится расшириться, и мяч с силой отскакивает от пола.

Вывод: из-за надавливания на поршень воздух внутри шприца сжимается, что приводит к увеличению силы, с которым он воздействует на стенки шприца и на палец. Когда поршень возвращается в исходную позицию, сжатый воздух расширяется и снова заполняет весь шприц. Таким образом, воздух сжимаем и упруг. Гипотеза № 5 подтвердилась.

Опыт № 6. Воздух не имеет сопротивления.

Цель: проверить такое свойство воздуха, как сопротивляемость.

Технологический процесс: сделаем маленький парашют и опустим его с высоты. Понаблюдаем за тем, как он медленно опускается. Почему? Потому что воздух замедляет падение.

Вывод: воздух поддерживает и расширяет купол, замедляет падение, то есть сопротивляется. Гипотеза № 6 не подтвердилась.

Опыт № 7. Горячий воздух легче, чем холодный.

Цель: проверить, что горячий воздух легче холодного.

Технологический процесс: Нарисуем на бумаге спираль и вырежем ее. Заточенным карандашом проделаем небольшое отверстие в центре спирали. Проденем через него нитку. Подержим спираль над электрическим нагревателем. Спираль начинает вращаться вокруг своей оси.

Вывод: Температура воздуха над нагревателем начинает повышаться. Горячий воздух поднимается и вступает в контакт с бумажной спиралью, проходя между ее витками. Воздух давит на витки, заставляя спираль вращаться. Гипотеза № 7 подтвердилась.

Опыт № 8. Воздух расширяется и сжимается.

Цель: доказать опытным путем, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

Технологический процесс: Возьмем пустую бутылку и две емкости с горячей и холодной водой. Используя резинку, закрепим шарик на горлышке бутылки. Поставим бутылку в емкость с горячей водой. Мы увидим, что шарик начинает надуваться. Поставим эту же бутылку в емкость с холодной водой. Шарик сдувается.

Вывод: Воздух состоит из очень маленьких частиц, которые называются молекулами. Когда бутылка находится в горячей воде, тепло заставляет молекулы внутри нее удаляться друг от друга. Из-за этого воздух внутри бутылки расширяется и поэтому ему нужно больше места. Он поступает в шарик и надувает его. Когда бутылка погружается в холодную воду, молекулы начинают сближаться, в результате чего воздух помещается в бутылке. Расширение и сжатие воздуха приводит к тому, что воздушный шарик соответственно увеличивается и уменьшается в размере. Гипотеза № 8 подтвердилась.

Опыт № 9. Воздух давит одинаково во всех направлениях.

Цель: проверить, что давление воздуха равномерно.

Технологический процесс: Полностью заполним стакан водой. Положим открытку на стакан. Перевернем стакан, придерживая открытку. Аккуратно отпустим открытку. Открытка держится на стакане и не падает.

Вывод: Воздух оказывает давление на стенки стакана. Он также давит с внешней стороны и на открытку. Поэтому она не падает. Гипотеза № 9 подтвердилась.

Опыт № 10. Воздух необходим людям, животным и растениям.

Цель: показать, что воздух нужен для жизнедеятельности человеческого организма и растений.

Технологический процесс:

1.Проведем опыт с задержкой дыхания. Закроем ладошками рот и нос. Вдохнем воздух и сосчитаем, сколько можно продержаться без воздуха. Какое было желание? Открыть нос.

2. Взять соломинку и стакан с водой, выдыхать через соломинку воздух. Выходят пузырьки. Что находится в пузырьках? В пузырьках - воздух, значит, внутри нас находится воздух.

3. Взять два растения. Одно со свободным доступом воздуха, а другое накроем банкой. После длительного времени растение под банкой завяло. Вывод: Мы дышим воздухом, кислородом. Он необходим для жизни. Без воздуха мы просто погибнем. Растениям также как и нам для жизни нужен воздух. Гипотеза № 10 подтвердилась.

Заключение

Как только не называют воздух, окружающий нашу Землю: воздушная оболочка, воздушный океан, атмосфера.

Воздух заполняет все промежутки, трещинки и щели в предметах. Куда бы мы ни шли, куда бы ни поехали по морю или по суше, как бы высоко ни поднялись на самолете, как бы низко ни спустились в шахту - повсюду есть воздух.

Нет ничего на свете нужнее воздуха. Без воды можно прожить несколько дней. Без пищи – несколько недель. А без воздуха лишь несколько мгновений.

Некоторые люди могут задерживать дыхание на три - четыре минуты. Хорошо тренированные люди могут задержать в своих легких воздух и не дышать, например, под водой пять - шесть минут. Если же человека лишить возможности дышать, он умирает.

Но человеку и другим живым существам нужен для дыхания чистый и только чистый воздух.

К сожалению, человек сам создает себе то, что его убивает. Хозяйственная деятельность человека наносит природе огромный вред. Выбросы в атмосферу от предприятий, не имеющих очистных сооружений, приводят к образованию кислотных дождей, к загрязнению воздуха, который необходим всем живым организмам. Также выхлопные газы автомобилей содержат свинец и другие, вредные для здоровья человека вещества. В больших количествах эти вещества осаждаются на землю возле автострад и шоссе. Нельзя собирать грибы, полезные травы, ягоды менее 100 метров от дороги, так как все растения впитывают в себя ядовитые вещества.

Надо иметь в виду то, что где бы на земле ни происходили выбросы пыли, сажи, газов, поднимаясь в атмосферу, они распространяются затем по всей оболочке земного шара. Воздушные массы не знают государственных границ. Проблемы охраны воздуха затрагивают интересы всех стран.

Человек может отказаться от недоброкачественной пищи, от воды, сомнительной чистоты, но вдыхать ему приходиться тот воздух, в котором он находится в данный момент, даже если воздух опасен для здоровья.

Забирая из воздуха кислород для дыхания, растения, животные и люди выдыхают углекислый газ. На заводах, фабриках, теплоэлектростанциях с помощью кислорода воздуха сжигают огромное количество топлива, выбрасывая обратно в воздух углекислый газ и различные ядовитые газы. Некоторые из них не разлагаются в окружающей среде десятки лет, накапливаются и попадают в организм человека с пищей, водой и воздухом, нарушая работу организма. Они могут вызвать развитие психического расстройства, заболевания печени. Особенно они опасны для детей. Отравляющие вещества содержатся в дыме костров при сжигании листвы, пластиковых упаковок, выхлопных газах автомобиля, в табачном дыме.

Для того чтобы жизнь могла существовать, необходима не любая атмосфера, а вполне определённая, пригодная для дыхания. Необходимо принимать меры по защите воздуха от загрязнения. Я бы предложила следующее:

Создать специальные станции, которые постоянно следили бы за чистотой воздуха;

Организовать частый полив улиц города водой;

В охране воздуха городов и населенных пунктов важная роль принадлежит зеленым насаждениям и зеленым зонам, поэтому необходимо озеленить как можно больше улиц;

Установить очистительные сооружения на предприятиях города;

Промышленные предприятия вынести за черту города;

Перевести все виды отопления на электрическое;

Пластмассовые изделия, сухие листья вывозить за город, а не жечь в городе;

Придумать экологически чистое топливо для автомобилей.

Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы и пели птицы.

Литература

1. “Увлекательные опыты с воздухом” ООО “Издательство Астрель”

2. Интернет-ресурсы

3. Плешаков А. А. «Мир вокруг нас» 2 класс. М., «Просвещение», 2000г.

4. Пименова О. Г. Воздух. Свойства воздуха. Журнал «Начальная школа», №2, 2003 год.

5. “Юному эрудиту обо всем” Издательство Махаон 2008 год.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

«Средняя общеобразовательная школа №14

с углубленным изучением отдельных предметов»

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. 3-й класс

« Свойства воздуха.

Охрана воздуха»

«Урок для школьников с применением информационно-коммуникационных технологий»

Кононова Оксана

Николаевна,

учитель

начальных классов

Пояснительная записка

УМК «Планета знаний» разработан в соответствии с ФГОС НОО.

Рабочая тетрадь: И.В. Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплин, рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику «Окружающий мир» 3 класс.

Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель - формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Урок в 3-м классе по теме « Свойства воздуха. Охрана воздуха » изучается в разделе «Вода, воздух, горные породы» после изучения темы «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха».

Цель урока : выяснить свойства воздуха опытным путем;

определить значение воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения;

воспитывать бережное отношение к природе;

Воспитывать культуру общения, умение работать в группах.

Планируемые результаты:

Личностные: ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы.

Предметные: приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе; доказывать необходимость охраны воздуха.

Метапредметные: научиться пользоваться схемами, таблицами, диаграммами для получения нужной информации; научиться исследовать свойства воздуха на основе демонстрационных и самостоятельных опытов и характеризовать их; научиться выполнять групповые задания, совместно проводить опыты, обсуждать их результаты и делать выводы.

Тип урока : изучение нового материала.

Форма урока : урок-исследование.

ТСО : проектор, экран, компьютер.

Оборудование :

Оборудование для проведения опытов;

Презентация (Приложение 1);

Видео фрагмент «Загрязнение воздуха» (Приложение 3).

План урока

1. Организационный момент. 1 мин

2. Постановка проблемы, актуализация знаний. Сообщение темы урока. 3 мин

1) Доказываем реальность воздуха. Опыты. 5 мин

2) Свойства воздуха. Опыты. 10 мин

4. Физкультминутка. 2 мин

1) Экологическая тревога. Источники загрязнения воздуха. 10 мин

2) Охрана воздуха. 7 мин

6. Закрепление изученного. 3 мин

7. Подведение итогов урока. Рефлексия. 3 мин

8. Домашнее задание. 1 мин

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать.

Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу.

Учащиеся сидят в группах.

2. Постановка проблемы, актуализация знаний.

Сообщение темы урока.

Ребята, определить тему урока поможет загадка, послушайте её.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! Что это?

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Слайд 1

Сформулируйте тему урока.

На какие вопросы, связанные с темой воздух мы уже можем ответить?

А что бы вы еще хотели узнать о воздухе?

Сегодня на уроке вы будете исследователями. Мы постараемся найти ответы на интересующие вас вопросы.

А как мы сможем ответить на вопросы, которые мы поставили перед собой?

Про воздух так говорят: «Он невидимый, но все же без него мы жить не можем».

А сколько человек может прожить без воздуха? Без пищи? Без воды?

Что же такое воздух?

На слайде вы видите диаграмму, на которой выделены цветом составные части воздуха. Слайд 2

Восстановите диаграмму.

Отгадывают загадку. Называют отгадку – ВОЗДУХ.

(Мы продолжаем изучать тему воздух).

Нужен ли нам вообще воздух? (он нам жизненно необходим)

Что такое воздух? (смесь газов)

Как обнаружить воздух?

Какие свойства есть у воздуха?

Отношение человека к воздуху, нужно ли его охранять.

Проведем опыты или исследования

Используем свой жизненный опыт

Воспользуемся материалом учебника и помощью учителя.

(Без пищи человек может прожить несколько месяцев. Без воды несколько дней. Без воздуха лишь несколько минут).

(Смесь газов: кислорода, углекислого газа и других газов).

Восстанавливают диаграмму.

3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.

1) Доказываем реальность воздуха. Опыты.

Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду?

Воздух занимает место в пространстве? Есть ли он вообще? Может, его придумали?

В реальности существования воздуха легко убедимся, проделав опыты.

Докажем это? Ведь, кто ищет, тот всегда найдет ответ даже на самый трудный вопрос!

Мы сегодня будем работать в группах. Давайте напомним себе правила работы в группе. Правила успешной работы:

(Да)

Ответы детей

1. Работать дружно.

2. Быть внимательным друг к другу.

3. Быть вежливым.

4. Помогать товарищу.

5. Доброжелательно относиться друг к другу.

ОПЫТ 1. Опустите стакан, перевернутый вверх дном, в широкий сосуд с водой. Наклони его слегка, не вынимая из воды. Что вы увидели?

Проводят опыт.

Делают вывод - (из стакана начали выходить пузырьки воздуха).

ОПЫТ 2. Опустите в стакан с водой комочек сухой земли, мела, сахара. Что вы увидели?

А теперь сделаем вывод. Что подтвердил опыт? Запишем вывод в рабочую тетрадь (Р.т.стр.20 зад.42).

Проводят опыт.

Делают вывод - (из опущенных в стакан тел начали выходить пузырьки газа – это воздух).

ОПЫТ показал, что в комочке сухой земли, куске мела, сахаре есть воздух.

Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.

2) Свойства воздуха. Опыты.

Какими же свойствами обладает воздух?

Слайд 3

Как нам это узнать?

Результаты будем записывать в таблицу.

Заполняем ТАБЛИЦУ. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Будем проводить опыты

ОПЫТ 1. Положите перед собой карандаш или ручку. Поднимите тетрадь и посмотрите через тетрадь на предмет перед вами. Вы видите через тетрадь предмет? Через стену мы видим соседний класс?

А теперь посмотрите вокруг. Вы видите предметы, которые находятся в классе?

О каком свойстве воздуха это говорит? Попробуйте в своей группе заполнить первый столбик таблицы. Слайд 4

Проводят опыт

Нет, нет

Да

Заполняют таблицу.

(Воздух прозрачен .)

ОПЫТ 2.Посмотрите на растения. Какого они цвета?

Какого цвета школьная парта? Школьная доска?

А какого цвета воздух?

О каком свойстве воздуха это говорит? Заполните второй столбик таблицы. Слайд 5

Проводят опыт. (Зеленые)

Ответы детей.

(Нет цвета)

Заполняют таблицу.

(Воздух безцветен. )

ОПЫТ 3. Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному? В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет? Давайте я приоткрою окно и впущу немного чистого воздуха в наш класс.

- Заполните третий столбик таблицы. Слайд 6

- Давайте проверим, как вы заполнили столбцы таблицы.

Проводят опыт.

Заполняют таблицу.

(Воздух не имеет запаха. )

Проверка таблицы.

- У воздуха есть еще одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.

– Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.

– У серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает свой нос и лапы своим пышным хвостом.

– И лисе в самые сильные морозы не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как теплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод. А еще зимой на лапках у рыжей красавицы вырастает густая-прегустая шерсть, кажется, будто лиса надела теплые варежки. Ходить по снегу и льду ей не страшно.

– Мыши-полевки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там тепло и уютно.

– А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее. Об этом есть даже стихотворение:

Веет стужею январь,

Рябчик, тетерев, глухарь

Глубоко зарылись в снег.

Он их греет, словно мех.

Какое свойство воздуха объясняет эти факты? Слайд 7, 8

- Заполните четвертый столбик таблицы.

- Как человек использует в быту знания о том, что воздух плохо проводит тепло?

Заполняют таблицу.

(Воздух плохо проводит тепло .)

(В шерстяной и меховой одежде между волосками много воздуха. Именно поэтому, такая одежда хорошо сохраняет тепло нашего тела в холодную погоду).

Почему в таблице «Свойства воздуха» остался пустой столбик?

Обратимся к учебнику стр. 52

(Еще есть свойства воздуха).

ОПЫТ 4. Нальем в стакан воду и подкрасим ее. Возьмем колбу со стеклянной трубкой. Опустим конец трубки в воду, как показано на рисунке в учебнике. Заметим, что вода не входит в трубку - ее «не пускает» воздух. Будем нагревать колбу теплом своих рук. Что происходит?

- Почему это стало возможным?

Теперь положим на колбу холодную влажную салфетку. Что мы видим?

Почему?

Заполните последний столбик таблицы «Свойства воздуха».

Дорогие ребята - исследователи, мне хочется поздравить вас с небольшой победой. Вы исследовали воздух и правильно определили его основные свойства.

Послушаем стихотворение. О каких свойствах воздуха говорится в стихотворении?

(Из трубки стали выходить пузырьки воздуха)

- Этот опыт показывает, что воздух при нагревании расширяется .

(Выделение пузырьков прекратится)

Это происходит потому, что воздух при охлаждении сжимается .

Читает ученик.

Воздух

Он прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Как целительный настой,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим,

Просто мы его вдыхаем –

Ведь он нам необходим.

4. Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Воздух поможет вам отдохнуть.

1. Упражнение « Цветочная поляна».

А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке, вокруг прекрасные цветы. Сорвите цветок, который вам понравился больше всех. Понюхайте его.

Какое слово выразит его душистый аромат?

Сделайте глубокий вздох и скажите… (АХ!)

2. Набрали в рот воздух, выдыхаем как будто задуваем свечу на именинном торте.

3. Надули щеки как мяч. Выпускаем воздух как будто мяч «прокололи».

5. Продолжение знакомства с новым материалом. 1) Экологическая тревога. Источники загрязнения воздуха.

Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым»? Слайд 9

В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты.

Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат дуба, берёзы и лиственницы очень полезны для человека.

А вот в городах воздух совсем другой. А какой?

К нам пришла телеграмма от жителей одного большого города: «Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполонили улицы, обрушили на горожан свои выхлопные газы. Мы задыхаемся от ужасного дыма! Помогите!»

Вы мне можете объяснить, с чем или с кем это связано?

Ребята, от чего воздух может загрязняться?

Мы сейчас посмотрим маленький фильм. Надо будет запомнить из фильма, что загрязняет воздух. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Что вы увидели в фильме? Запишите в группе. ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Какая играла музыка во время просмотра фильма?

Источниками загрязнения воздуха могут быть:

Ребята, что вы еще знаете, отчего может загрязняться воздух? Дополните своими примерами. Слайд 10

(Загрязненный. )

(Воздух пахнет бензином, выхлопными газами, ведь в городах много машин, есть фабрики, заводы, которые тоже загрязняют воздух. Дышать таким воздухом для человека очень вредно. Чтобы очистить воздух, мы сажаем деревья, кустарники: липы, тополя, сирень).

ОТЧЕГО ЗАГРЯЗНЯЕТСЯ ВОЗДУХ.

___________________

___________________

___________________

(Очень тревожная).

В городах строится много заводов. Из их труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ.

Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух.

Пожары.

Извержения вулканов,

Загрязнение земли непереработанным мусором (свалки).

2) Охрана воздуха.

Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле!

Загрязненный воздух не может быть использован для дыхания ни одним из живых существ.

Что же делают люди, чтобы воздух был чистым?

Сегодня немало делается для охраны чистоты воздуха. Давайте выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Задача 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений? (10 тонн)

Какой способ охраны воздуха предложен в условии задачи?

Задача 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз? (14кг)

Конечно, зеленые насаждения являются главным очистителем воздуха. Вот почему так легко дышится в лесу.

Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.

Сделайте вывод.

(На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух…)

Работа в группах.

установка очистных сооружений

озеленение окружающей среды

Воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.

6. Закрепление изученного.

Тест «Воздух. Охрана воздуха». ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

Кислород (Д) Азот (М)

Да (П) Нет (Г)

Проверка. (Воздух – ДРУГ)

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Назовите тему урока одним словом

Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле?

Кто оценит свою работу на уроке на «отлично и хорошо»?

Кто недостаточно уверенно чувствовал себя на уроке, кому нужна помощь в усвоении знаний данной темы?

Кто сможет продемонстрировать родителям опыты, которые проводили на уроке?

Правильно ли поступает водитель, если во время стоянки оставляет включенным мотор своего автомобиля?

(Воздух)

(Жизнь!)

8. Домашнее задание.

Рабочая тетрадь: стр. 23 № 51, 52, 53 – выполните два любых задания.

Задание по желанию: рисунок на тему «Охрана воздуха»

Список литературы:

Учебник: Г.Г Ивченкова, И.В. Потапов «Окружающий мир», учебник для 3 класса в 2 частях.

Рабочая тетрадь: И.В. Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплин, рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику «Окружающий мир», 3 класс.

Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплин

Обучение в 3 классе по учебнику "Окружающий мир"

Интернет-ресурсы.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

СВОЙСТВА

ВОЗДУХ

_________________________________________

Предварительный просмотр:

Какой способ охраны воздуха указан в задаче?

Задача 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений?

Какой способ охраны воздуха предложен в условиях задачи?

Задача 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз?

Какой способ охраны воздуха указан в задаче?

Задача 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений?

Какой способ охраны воздуха предложен в условиях задачи?

Задача 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз?

1. О каком газе идёт речь? Необходим для дыхания, поддерживает горение.

Кислород (Д) Азот (М)

2. Какими свойствами обладает воздух?

Хорошо проводит тепло (Б) Плохо проводит тепло (Р)

3. Что может навредить воздуху?

Сажа, пыль, дым, выхлопные газы (У) Водяные пары, кислород (Я)

4. Может ли человек долго обходиться без воздуха?

Да (П) Нет (Г)

___________________________________________________________________________

ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. ИЗ ПОЛУЧЕННЫХ БУКВ СОСТАВЬ СЛОВО.

1. О каком газе идёт речь? Необходим для дыхания, поддерживает горение.

Кислород (Д) Азот (М)

2. Какими свойствами обладает воздух?

Хорошо проводит тепло (Б) Плохо проводит тепло (Р)

3. Что может навредить воздуху?

Сажа, пыль, дым, выхлопные газы (У) Водяные пары, кислород (Я)

4. Может ли человек долго обходиться без воздуха?

Да (П) Нет (Г)

___________________________________________________________________________

ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. ИЗ ПОЛУЧЕННЫХ БУКВ СОСТАВЬ СЛОВО.

1. О каком газе идёт речь? Необходим для дыхания, поддерживает горение.

Кислород (Д) Азот (М)

2. Какими свойствами обладает воздух?

Хорошо проводит тепло (Б) Плохо проводит тепло (Р)

3. Что может навредить воздуху?

Сажа, пыль, дым, выхлопные газы (У) Водяные пары, кислород (Я)

4. Может ли человек долго обходиться без воздуха?

Да (П) Нет (Г)

___________________________________________________________________________

ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. ИЗ ПОЛУЧЕННЫХ БУКВ СОСТАВЬ СЛОВО.

1. О каком газе идёт речь? Необходим для дыхания, поддерживает горение.

Кислород (Д) Азот (М)

2. Какими свойствами обладает воздух?

Хорошо проводит тепло (Б) Плохо проводит тепло (Р)

3. Что может навредить воздуху?

Сажа, пыль, дым, выхл опные газы (У) Водяные пары, кислород (Я)

4. Может ли человек долго обходиться без воздуха?

Да (П) Нет (Г)

___________________________________________________________________________


Природа не терпит пустоты. Каждый свободный сантиметр, если он не заполнен материальным телом, тут же заполняется воздухом. О том, каковы свойства воздуха, в чём его особенность и как его можно изучать, мы и поговорим в сегодняшней статье.

Что такое воздух

Воздух – это то, чем мы дышим. Он состоит из природной смеси газов и необходим всему живому на земле: человеку, животным, растениям и т.д. Когда мы вдыхаем воздух, в наш организм попадает кислород, который попадает в кровь и даёт необходимую жизненную энергию. Без воздуха человек может прожить не больше пяти минут, что делает его самым важным элементом окружающей среды.

Воздух формирует собой атмосферу – оболочку вокруг нашей планеты Земли, которая позволяет нам спокойно дышать и жить. Понять, что такое воздух можно, если детально разобрать, какие свойства воздуха.

Температура

Температурой называется величина, при помощи которой измеряется степень тепла воздуха. Воздух принято измерять по трём шкалам:

  • Цельсия,
  • Фаренгейта,
  • Кельвина.

Шкала Цельсия используется для измерения температуры воздуха в странах СНГ. Соответственно ей 0 – исходная точка отсчёта, при этой температуре начинает таять лёд, то есть, вода переходит из твёрдого состояния в жидкое. При 100 градусах по Цельсию вода закипает и начинает испаряться, переходя из жидкого состояния в газообразное.

Давление

Давлением воздуха называется та сила, с которой он воздействует на все другие объекты. Каждый из нас испытывает на себе давление воздуха. Казалось бы, как такое возможно, если воздух – невесом, мы не ощущаем его, не видим и не можем почувствовать? Но на самом деле, воздух тоже обладает своей массой, как и любой другой элемент в окружающей среде. Просто масса его настолько мала, по сравнению с нашей собственной и с массой других материальных объектов, что мы её не ощущаем. Давление воздуха объясняется силой притяжения магнитного ядра Земли.

Плотность

Плотность воздуха – это количество воздуха на один кубический метр (1м 3). Плотность зависит от давления и температуры воздуха: при нагревании воздух расширяется и плотность его становится меньше. Соответственно, при снижении температуры воздух сжимается, на него действует давление, и плотность его становится выше. Плотность воздуха меняется в зависимости от слоя атмосферы и удалённости от земного шара. Ближе всего к Земле плотность воздуха меньше, и чем дальше от Земли, тем ниже температура, больше давление и, соответственно, больше плотность воздуха.

Вкуса, цвета или запаха воздух не имеет.

Наряду с природными свойствами, существуют физические свойства воздуха.

Инертность

Это нежелание воздуха переходить из одного состояние в другое. Он изначально тяготеет к стабильности – состоянию покоя или равномерного движения. Если же попытаться привести его в другое состояние, он будет оказывать сопротивление. И тем больше будет это сопротивление, чем больше будет плотность воздуха.

Вязкость

У молекул воздуха есть своя постоянная скорость хаотического движения. При нагревании она ускоряется, а при охлаждении – уменьшается. Но если в поток быстро движущихся молекул тёплого воздуха добавить струю холодного воздуха с медленным движением, то произойдут взаимные изменения. Медленные молекулы холодного воздуха будут остужать тёплый воздух и, соответственно, замедлять их движение. В свою очередь, быстрые молекулы тёплого воздуха будут подогревать холодный и ускорять движение его молекул.

Сжимаемость

Воздух сжимается и расширяется под воздействием давления и температуры. От высокой температуры и низкого давления воздух расширяется, от низкой температуры и высокого давления воздух сжимается.

Всё это поможет тебе лучше познать окружающий мир. Свойства воздуха такие же важные, как свойства любого другого вещества, поэтому их нужно знать и понимать каждому.

Тема: «Состав и свойства воздуха.Значение воздуха.»

Цели: Ознакомить учащихся с составом и основными физическими своиствами воздуха,закрепить представление о газобразных веществах.

Учить быть наблюдательными.Развивать познавательный интерес.Воспитывать культуру общения,умение работать в группах;

Оборудование: Колба,стакан, пробирки,мяч, шар,спиртовка,марганцовка, свеча,мультимедейный проектор,презентация «Состав и свойства воздуха»

Тип урока: Сообщение новых знаний

Ход урока:

І Организационнный момент (раздать карточки – самооценки)

ІІ.Введение в тему

    Одгадай загадку.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь,

Он невидимый,и все же

Без него мы жить не можем.

Тема нашего урока

«Состав,свойства воздуха.Значение воздуха для жизни»

(1слайд. 2 слайд.)

Что вы знаете о воздухе?

Заполнить 1 графу карточки: Что знаю?

(3 слайд)

На какие вопросы вы хотите найти ответ?

Заполнить 2 графу таблицы: Что хочу знать?

(слайд 4)

ІІІ.Работа по теме урока

В классе мы видим доску, парту, стены, а за окном дома, деревья. А можно ли увидеть воздух? Мы не видим окружающего нас воздуха.Но в некоторых случаях можем его обнаружить.Вы все видели мелкие пузырьки воздуха на стенках стакана. Если опустить в стеклянную ёмкость с водой стакан вверх дном и медленно наклонять его, то вы увидите, что на, его место в стакан входит вода.

Вся планета Земля окутана невидимым прозрачными покрывалом –атмосферой. Воздух есть везде на улице, в комнате, в земле, в воде. Любые свободные пространства на земле заполнены воздухом.

Без воздуха невозможно жизнь на земле. Без воздуха вечно царствовали бы пустота и безмолвие.

Если бы земля утратила воздух она, падобно Луне, была бы лишь безжизненным небесным телом.(слаид 5)

Что такое воздух?

Это непросто газ, а смесь разных газов. Как вы понимаете слово «смесь » ? Всего лишь 2 века назад ученые узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота – 18 %,кислорода – 21 %, СО 2 – 1 %.Такое соотношение необходимо для жизни человека, растений и животных. В атмосфере присутствуют водяные пары, пыль, микроорганизмы.

Известно, что воздушная оболочка окружает не только нашу планету, она есть и на Венере, и на Марсе. Однако жизни на этих планетах не существует. Почему? (слаид 6)

Какой из газов в воздухе необходим для дыхания? Какой газ самый важный?

Это кислород.

Попробуем получить этот газ.

Опыт – 1: Получение кислорода путем нагревания марганцевокислого калия и обнаружения газа при помощи тлеющей лучинки.

Почему ярко вспыхнула лучинка? Кислород поддерживает горение.

(Слаид 11)

Без него мы не могли бы завести машину, разжечь печь, сварить на газовый плите обед. Почему же кислород самый важный газ? (Он необходим для дыхания и поддерживает горение.)

Всегда ли состав воздуха одинаков?

Опыт – 2: со свечой:

Почему потухла свеча?

Кислород израсходовался, а под банкой остался воздух, в котором нет газа, поддерживающего горение. Значит состав воздуха изменился..Дышат люди, животные и все выдыхают углекслый газ, горит огонь образуется – углекислый газ. Фабрики, заводы выпускают в воздух целые облака углекислого газа.

Все живое давно бы задохнулось, если бы не растения. Именно они возращают в воздух кислород. Чем больше зелени, тем чище воздух.

Сегодня вы ещё больше узнаете о воздухе (его свойствах).

Их много, но сегодня мы узнаем только часть свойств.

Какие свойства воздуха вы знаете?

Почему я вас вижу?(Воздух прозрачный)

Тетрадь какого цвета?

Голубая.

Доска в классе какого цвета?

Зеленая.

А какого цвете воздух?

Безцветный.

Только толстый слой воздуха имеет голубой цвет.

Воздух сжимаем, воздух упруг.Это свойство используется в авто и железнодорожном транспорте для торможения, используется в шинах колес, нужен космонавтам, водолазам, используется в больнице - в реанимации.

Опыт – 3: С шаром

Опыт – 4: Резиновый мяч при ударе об пол, отскакивает от пола вверх. Почему?

Почему шины велосипеда, машины пружинят? (Мяч наполнен воздух. От пола отскакивает, потому что воздух,сжатый при ударе мяча об пол, стремится расшириться и занять первоначальный обьем.)Значит воздух упругий.

Чем сжимают воздух?(компрессорм, насосом)

Опыт – 5: Загадка:

Он такой большой, что занимает весь мир

Он такой маленький, что пролезет в любую щель. (Воздух)

Воздух занимает место.(пробирку опустить в стакан вверх дном, вода не может зайти в пробирку – выходят пузырьки воздуха.)

Воздух окружает нас повсюду, есть такое высказывание «Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если... »

Как почувствовать воздух?

Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждени сжимается.Значит обьем воздуха зависит от температуры.

Воздух плохой проводник тепла.

Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому что, между холодными частицами снега много воздуха, а снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.

Воздух имеет вес:теплый весит меньше,холодный больше.

Знаменитый ученый Галилео Галилей более 300 лет тому назад взвесил воздух.Он взял меднй шар с отверстием и поставил на весы, затем откачал из шара воздух, заткнул отверстие и снова положил на весы. Шар стал легче.Так ученый пришел к выводу, что воздух имеет вес.

IV . Закрепление:

1.Что такое атмосфера?

Это воздух, который нас окружает.

2.Из каких газов состоит атмосфера?

Азот, кислород, углекислый газ.

3.Значения воздуха для жизни?

Без воздуха не могло бы осуществляться воздушное сообщение, отопление зданий. 4.Какими свойствами обладает воздух?

Воздух прозрачный, без цвета, не имеет формы, можно увидеть, можно услышать, можно осязать, он упруг, он сжимаем.

Чистый воздух имеет огромное значение в жизни и хозяйственной деятельности людей.Человек в среднем потребляет в сутки лишь 1кг пищи и 2л воды. Воздуха ему нужно значительно больше – около 25кг. Без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – несколько дней, без воздуха – всего лишь несколько минут.

V . Вопросы. «Почемучки»

Перечислите свойства воздуха и подумайте о каких свойствах вохдуха идет речь?

Почему при ударе мяч отскакивает от пола?

Почему окна делают двойными рамами?

Почему в сильные морозы, птицы сидят нахохлившись?

В чем теплее:в 10-ти шелковых блузках или в 1-ой шерстяной? (натуральный материал)

Наматываем на ус:

«Уличные правила.» Нужно следить, чтобы одежда не сидела «в облипку». Иначе она моментально будет передавать тепло от вашего тела в окружающую среду.Между телом и одеждой обьязательно должна оставаться воздушная прослойка.

V І.Итог урока

1.На какие вопросы мы искали ответы?

2.Что нового узнали на уроке?

V ІІ.Рефлексия.

Заполняется 3 графа таблицы – Что узнал?

Сравнить свои ответы со слайдом и поставить оценки себе.

V ІІІ. Домашнее задание: §22 - стр. 64 (1-5) §23стр.66 (1-3)

Енбекская средняя школа

Утверждаю

Директор Енбекской СШ

Кошаханова.Ш.Ш.

Открытый урок

Тема урока: Состав и свойства воздуха. Значение воздуха

Предмет: естествознание

Класс: 5 «Б»

День проведения: 3.02.2015 год

Учитель: Апекова Д.И.

2015 год



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.