Гальванический метод нанесения золотых контактов на алюминий. Алгоритм и правила проведения гальванизации золотом. Приготовление раствора для золочения

Это особое покрытие, которое наносят на поверхность других металлов с целью придания им некоторых качеств благородного металла. Таким образом, покрытие помогает удешевить производство и сделать вещь привлекательной для покупателей. Золото не окисляется, не реагирует на реагенты, не вступает в контакт с водой. Помимо этого, нанесение покрытия помогает улучшить припой и используется в производстве техники, в частности, микросхем.

Что такое гальванизация?

Гальваническое покрытие золотом - это нанесение на поверхность детали, изготовленной из металла или другого материала, тонкого слоя позолоты. Толщина слоя определяется свойствами изделия, которое в нем нуждается. Слой может быть в несколько миллиметров, а может составлять всего несколько микрон.

Изделие до и после нанесения позолоты гальваническим методом

В чем плюсы:

  1. Помогает придать изделию благородный вид.
  2. Улучшает свойства и характеристики.
  3. Помогает защитить от разрушительных факторов.

Золото гальваническим способом наносят на поверхность, используя тонкие листы металла. Сусальное золото очень тонкое, а технология его нанесения на поверхность изделий спустя годы практически не изменилась.

В процессе могут быть использованы масло и клей. На основе масла готовят специальную смесь, которая помогает закрепить на поверхности изделия из металла или другого материала. В процессе используют масляный лак, в результате чего покрытие имеет матовый оттенок; для того чтобы придать блеск изделию, на него дополнительно наносят еще одно покрытие.

Если в процессе гальванизации использовался полимер (клеевая основа), то изделие может иметь характерный блеск, но процедуру проводят в особых условиях, поскольку влажность может нарушить процесс и повлиять на результат.

Покрытие гальваник активно используется в изготовлении бижутерии, которая неизменно пользуется спросом среди покупателей. За основу берут более дешевый металл, а сверху наносят слой золота. Такие украшения стоят дешевле, а выглядят как драгоценности.

В большинстве случаев такое покрытие называют позолотой, его могут наносить как на кольца, серьги и колье, так на часы и очки.

Примечательно, что в России наибольшим спросом пользуются те изделия, которые имеют желто-красный оттенок, а вот в Европе предпочтение отдают лимонному цвету.

На какие металлы наносят покрытие:

  • мельхиор;
  • никель;
  • латунь;
  • медь.

Позолоту наносят не только на неблагородные металлы, но и на серебро. Помимо золота, могут использоваться и другие благородные металлы платиновой группы.

Украшения, сделанные таким образом, помогают избежать аллергии, их сложно отнести к дешевой бижутерии, подчас такие драгоценности стоят наравне с изделиями, сделанными из серебра.

Покрытие может наноситься выборочно, в основном это делается для того, чтобы отдельная часть того или иного изделия приобрела некоторые .

Гальванику используют повсеместно, поскольку покрытие можно нанести на любой материал, тем самым украсив его или придав определенные свойства. Например, сусальным золотом украшают купола церквей, используют его в качестве элемента декора или наносят на поверхность фарфора.

Каким образом проходит процедура?

Наносить позолоту на материал можно только двумя способами:

  1. Механическим.
  2. Электрохимическим, с использованием тока и реагентов.

Механический способ - это нанесение на поверхность материала сусального золота при помощи клея и масла.

На поверхность изделия драгметалл наносят гальваническим способом, при этом мастер в процессе работы покрывает поверхность изделия золотом, используя электрический ток.

Покрытие, которое наносят при помощи тока, имеет ряд преимуществ:

  • повышает износостойкость материала;
  • повышает отражательную способность;
  • защищает от коррозии;
  • проводит ток.

При нанесении слоя мастер сам контролирует толщину драгметалла. На протяжении долгого времени специалисты сходились во мнении, что у гальваники есть только один минус, - это ограниченность. Наносить драгметалл можно было только на металл, поскольку он хорошо проводит ток. Сегодня удалось решить проблему, были созданы специальные лаки и вещества, которые проводят ток. Их нанесение на поверхность изделий помогает покрыть позолотой и те материалы, которые не имеют отношения к металлу.


Схема гальванической установки

Нанесение позолоты на поверхность изделий проводится в три этапа:

  1. Подготовка.
  2. Нанесение металла.
  3. Окончательная обработка.

Первым этапом можно назвать шлифовку. Ее проводят, используя пасту, наждачную бумагу; если поверхность хорошо обработана, прошла подготовку, то можно считать, что половина работы закончена. А также удаляют окислы, признаки ржавчины и загрязнения. Поверхность обезжиривают, в качестве подходящего средства можно использовать бензин и ацетон.

Потом деталь погружают в золото, используя для этого гальванические ванны. Для проведения процедуры необходимы специальные приспособления, которые называют барабанами, они обеспечивают проводимость тока. Сама ванна имеет особое покрытие, которое позволяет ей не разрушаться под действием электрического тока.

Весь процесс проходит под действием высоких температур и поддержания уровня тока, поэтому для проведения гальванизации потребуется специальное оснащение. Выполнить подобную процедуру дома не получится. А также в процессе используются химические реагенты.

Обработка заканчивается тогда, когда поверхность детали покрывают тонким слоем металла. Иногда нанесение золота на деталь используется для того, чтобы увеличить ее в объеме, а не только улучшить характеристики. Наносить на деталь можно не только золото и неблагородные металлы, но также хром, никель, медь.

Чаще всего на детали наносят лигатуру, а не чистое золото. Металл разбавляют при помощи других элементов, тем самым придавая изделиям другие качества и оттенок, который способен привлечь покупателей.

Виды покрытий, которые существуют:

  • Никелирование - нанесение на детали никеля в качестве покрытия. Чаще всего такой вид гальваники используют в отношении меди, цинка, алюминия. Никель защищает изделия от коррозии, при этом элемент наносят не только на металл, но и на дерево, фарфор и другие материалы.
  • Меднение - на сталь наносят тонким слоем медь для того, чтобы придать изделию определенные характеристики. Медь наносят на стальную проволоку или провода.
  • Серебрение - процесс нанесения на изделия серебра тонким слоем. Это помогает защитить детали от действий внешней среды, повысить электропроводность. Помимо этого, серебро может быть нанесено на детали интерьера с целью придать им декоративный цвет и блеск.
  • Родирование - нанесение на украшения или детали родия, одного из самых дорогих элементов. Родий обладает уникальными свойствами и защищает драгоценности или детали от реагентов, воды, воздуха и грязи.

Гальваническое золочение

Серебро, медь, никель, родий и другие элементы могут придать детали необходимые свойства, а также защитить материал от окисления, коррозии.

Минусом гальванизации можно считать только то, что со временем покрытие истончается. Слой стирается под воздействием неблагоприятных факторов. При этом обнажается поверхность, качество материала снижается, его вид ухудшается. Если речь идет об украшениях или небольшой детали, то можно отдать предмет на реставрацию. Старый слой счистят и нанесут на предметы новый. Но за работу придется заплатить приличную сумму; процедуру сложно отнести к дешевой, стоимость будет зависеть от типа покрытия и толщины слоя.

Золото - пластичный желтый металл. Золочение применяют как в декоративных целях, так и в технических. В декоративных целях часто делают позолоту серебра. При этом внешний вид изделия не уступает золотому, а цена на позолоченное изделие значительно ниже.

Техническое золочение применяют из за высокой химической стойкости золота: не окисляется на воздухе, в кислороде, сероводороде и других газах. Не реагирует с неметаллами, отдельно взятыми кислотами, щелочами. Цвет покрытия не меняется со временем. Гальваническое покрытие золотом позволяет приобрести поверхности изделия все вышеперечисленные свойства, при этом стоимость изделия будет значительно ниже, чем при изготовлении целиком из золота.

Покрытие изделий золотом высшей пробы (чистое золото) обычно применяется в радиоэлектронике и обладает недостаточными прочностными характеристиками, поэтому в состав покрытия вносят вспомогательные металлы. В зависимости от применения тех или иных вспомогательных металлов при гальваническом золочении и химическом золочении поверхность изделия может быть блестящей или матовой. Более подробно свойства смешанных покрытий описаны ниже.

Применение золотых покрытий

Покрытия на основе золота имеют широкое применение: применяется покрытие золотом часов, покрытие золотом бижутерии, покрытие контактов золотом, финишное покрытие печатных плат золотом, покрытие серебра золотом, а также во многих других декоративных и прикладных целях .

Чистое золото

Основной областью применения покрытий чистым золотом, также применяются термины золотое покрытие 24 карата, покрытие золотом 999 пробы, является производство полупроводниковых приборов. Покрытия золотом необходимы для проведения основных операций сборки - получения спая между кристаллом полупроводника и позолоченным основанием. Чистота покрытия составляет не менее 99,9%.

Сплавы золота

Введение в состав золотых осадков кобальта, никеля, меди, серебра и других металлов дает возможность получать сплавы с заранее заданными свойствами. Физико-химические свойства золотого покрытия во многом зависят от состава электролита, из которого оно получено, от тех легирующих металлов, которые имеются в электролите.

У нас применяются легирующие добавки из никеля, кобальта, меди и серебра. Введение в состав электролита золочения никеля, меди или серебра обеспечивает высокую износостойкость и достаточную твердость покрытия. При этом цвет и проба покрытия будут разными:

  • покрытие золото-никель обладает светло-желтым цветом, чистота покрытия соответствует 750 пробе;
  • покрытие золото-кобальт обладает желтым цветом, чистота покрытия соответствует 999 пробе;
  • покрытие золото-медь обладает розовато-золотистым оттенком, чистота покрытия соответствует 585 пробе;
  • покрытие золото-серебро обладает бледно-зеленым оттенком, чистота покрытия соответствует пробе 750.

Стоимость за услуги по нанесению покрытий приведены за 1 мкм на 1 кв.см.


Золочение на мордан или масляное золочение

Масляное золочение - наиболее простой по технике выполнения и наиболее распространенный способ позолотных работ. Масляным этот способ золочения называется потому, что золотой лист наклеивается на масляный лак, называемый иногда еще лаком-морданом. Иногда такой метод называют еще золочением «на отлип», так как лист кладется тогда, когда лакированная поверхность сохраняет еще клеящие способности. Состав лака под позолоту может - быть различным и зависит от условий, - в которых будет находиться позолоченный предмет или поверхность, т. е. будет ли он подвергаться атмосферным влияниям или нет. Масляное золочение может быть произведено по любой поверхности: по дереву, по гипсу и по металлу, и выдерживает любые условия, вплоть до суровых атмосферных.

Золочение по дереву и гипсу

Прежде всего, дерево должно быть сухим и чистым, а все сопряжения - его прочно склеены. Места сопряжений необходимо оклеить тонкой бумажной материей, сучки и засмолы вырубить и заделать деревом на клею. Учитывая стоимость позолотных работ, необходимо понимать, что деревянный предмет, подлежащий золочению, должен быть выполнен профессиональной столярной или резной работой.

После такой столярной подготовки дерево подвергается прошкуриванию, обтирке от пыли и обработке горячей олифой. В олифу могут быть добавлены свинцовые белила или свинцовый сурик. Когда олифа достаточно просохнет, дерево подвергается шпатлевке.Шпатлевку желательно делать из свинцового глета или сурика и, в крайнем случае, из очень тонко помолотого мела, на масляном лаке на основе натуральной хорошей олифы. Прямолинейные поверхности шпатлюются стальными или деревянными шпателями, а криволинейные со сложным рельефом шпатлевать необходимо эластичным резиновым шпателем.

Количество слоев шпатлевания регламентировать трудно, этот вопрос зависит от достигаемого качества, в соответствии с требованиями заказчиками, либо его предпочтениями. Обычно, для получения гладкой, ровной, красивой поверхности необходимо наносить от 3 до 6 слоев шпатлевки. Первые слои выполняются сравнительно густой шпатлевкой, а последние более жидкой. Слой на слой накладывается после полного просыхания предыдущего. Каждый просохший слой шлифуется пемзой. Если есть полная уверенность, что позолоченное деревянное изделие не будет подвергаться действию сырости и атмосферным влияниям, обработку олифой можно заменить двойной проклейкой горячим раствором плиточного столярного клея.

Если при шпатлевании художественный рельеф предмета заплывет, необходимо прочистить, или, как говорят позолотчики, прорезать рельеф, от излишних наложений шпатлевки. Эта операция производится специальным инструментом для рассечки. Работа по рассечке, особенно резных изделий, требует от мастера умения, граничащего с умением резчика и высококвалифицированного лепщика. Профилированные тяги прочищаются кусковой пемзой, которой придают рельеф тяг в зеркальном отображении. После тщательной шлифовки, или, как говорят позолотчики лишовки, поверхность промывается с помощью губки водой, протирается сухой холщевой или хлопчатобумажной тряпкой и высушивается при нормальной комнатной температуре. Затем поверхность грунтуется масляной краской на натуральной олифе.

Грунтовка производится также 3-6 раз, каждый последующий слой грунта наносится на совершенно высохший предыдущий слой. Все слои грунтовки необходимо шлифовать - шихтановать. Шихтановка производится так же пемзовым порошком на ткани или войлоке, а затем мелким порошком трепела и хвощем. По окончании шихтановки, предмет ополаскивают чистой водой, обтирают сухими, чистыми хлопчатобумажными тряпками и сушат. Хорошо отшлифованный предмет кроют масляным лаком. Лак может быть заменен хорошей сгущенной литографской олифой с добавками сиккатива. По загрунтованной и шихтанованной поверхности некоторые мастера кладут тонкий слой масляного или спиртового лака и после полного просыхания этой лаковой прокладки накладывают лак-мордан. Перед наложением мордана лаковый слой лучше прошлифовать очень мелким пемзовым порошком на замше.

Лак кладется кистью и равномерно растушевывается по всей поверхности. Излишки лака с поверхности снимаются тампоном из марли и ваты, каждый раз новым тампоном. После подсыхания лака в фазе «от пыли», т. е. через 3-12 часов на поверхность при помощи беличьей кисти наносятся листы золота.Надо помнить, что на недостаточно просохшем лаковом слое золото тонет и делается тусклым, а к пересохшему плохо приклеивается. При толстом слое лакового покрытия - лак, отвердевая, в силу поверхностного натяжения, образует складки, так сказать «сборит».

Золото после укладки прижимается ваткой, а в глубоких местах рельефа приторцовывается мягкой кисточкой - притычкой. Золотые листики, порезанные на полоски при помощи золотарного ножа называются строфьями. Углубление тяг оклеивается выкроенными строфьями в два приема - нанесением от краев до середины, с укладкой в середине друг на друга внахлест. После укладки золота и приторцовывания его ватой, очень нежной кисточкой снимают излишки золота.

После снятия излишков золота определяются места, где случился разрыв уложенных листов, или где не полностью покрыта поверхность, и образовался «пробел». В таких случаях производится заделка таких дефектных мест - так называемая фликовка, с последующим уплотнением золотой пленки ваткой или мягкой кисточкой. Необходимость фликовки указывает на недостаток работы мастера. После фликовки и удаления излишков золота работа может считаться законченной. Позолота в таком случае имеет блеск и окраску поверхности цельнозолотого предмета. Если есть необходимость отдельные места выделить фактурой, то в этих местах лак-мордан дополнительно снимается до очень тонкого слоя ваткой. Если необходимо тонировать золото, то его обычно кроют спиртовыми или скипидарными лаками, подкрашенными тем или иным красителем.

Масляное золочение по металлу

При масляном золочении по металлу последний необходимо тщательно очистить и обязательно обработать со свинцовыми белилами или свинцовым суриком. Шпатлевание необходимо производить только лаковой шпатлевкой, грунт накладывать свинцовыми пигментами на масляных лаках. Золото желательно применять на менее, чем категории 1,80 г. в книжке. При масляном золочении чаще всего применяют так называемый гульфарбенный лак, представляющий собой смесь масляного лака с натуральной сгущенной олифой. Для ускорения высыхания в лак вводят сиккатив. Разбавляют его до рабочей вязкости скипидаром или уайт-спиритом.

Золочение на полименте или клеевое золочение

Способ золочения на полимент еще называют «русским» или «на водку». Технология водяного золочения практически не изменилась, сегодня этот процесс происходит так же как и в прошлом. Этот вид золочения наиболее трудоемкий, наиболее дорогой, но и в то же время наиболее эффективный. Он, прежде всего, позволяет золото полировать - наводить полер, как говорят позолотчики. Позолоченный предмет принимает вид цельнолитого золотого предмета. Этот способ золочения хорошо может быть выполнен только высококвалифицированным мастером. Золотят на полименте только деревянные и гипсовые изделия, не подверженные атмосферным влияниям. Требования к изделиям, подлежащим золочению, те же, что и при масляной позолоте.

Дерево должно быть, прежде всего, сухим и чистым, иметь влажность не большую, чем окружающий его воздух. Сучки и засмолы должны быть вырублены, места вырубки заделаны сухим же деревом на клею. Швы соединений одной деревянной детали с другой необходимо прочно заклеить тонкой хлопчатобумажной материей. Первой операцией будет двух, либо трехкратная проклейка. Первую проклейку производят жидким горячим раствором хорошего столярного клея на чистой воде, второе и третье проклеивание производят также горячим клеевым, но уже более крепким раствором.

Широкие деревянные поверхности после второй проклейки рекомендуется обтянуть смоченной в крепком горячем клеевом растворе льняной тканью. Излишки клеевого раствора отжимаются. Второй операцией является левкашение жидким клеевым левкасом. Левкас - тонкодисперсная пластичная масса, состоящая из смеси клея с мелом или каолином и образующая при высыхании твердый и гладкий грунтовочный слой под золотое покрытие. Существует несколько способов приготовления левкаса. Для повышения твердости грунта в состав левкаса иногда добавляют мраморную пудру или тонкомолотый шпат. Левкас накладывается в несколько приемов. Рекомендуется накладывать 9 слоев. Первый слой кладется сравнительно жидким, но достаточно заклеенным левкасом, 2-й и 3-й слой кладутся более густой консистенции.

Все три слоя кладутся щетинной кистью, как говорят «внатыч», т. е. торцом щетины, 4-й и 5-й слои кладутся, как говорят впригладку», т. е. не торцуя, 6-й и 7-й опять кладутся «внатыч», 8-й и 9-й жидко «впригладку». Все слои, кроме последнего, кладутся по совершенно просохшим предыдущим слоям, но последний девятый по сыроватому восьмому. Левкас на все слои кладется тёплым. После полного высыхания пролевкашенных поверхностей, их шлифуют. Гладкие поверхности вначале шлифуются кусками хорошо обработанной пемзы. Шлифовка профилированных тяг также производится кусками пемзы, но ей придается зеркальный профиль.

После пемзования поверхность шлифуют тонким песчаником. При работе ось куска песчаника должна быть направлена нормалью к шлифуемой поверхности.

Если на изделии была резьба, или какой-либо художественный рельеф, который заплывает от многочисленных слоев левкаса, то возникает необходимость его расчистки. Расчистка производится крючками, долотами и т. д. После расчистки резьбу шлифуют, так сказать, шихтануют пропаренным в воде хвощем. Хвощ одевают на палочку - гремитку. Образующийся от шлифовки шлам смывают осторожно сырой мягкой губкой или кистью, после чего протирают сухими чистыми тряпками и высушивают. Образовавшиеся после шлифовки изъяны левкаса подправляют густым левкасом.

При шлифовке рельефа можно пользоваться очень мелкой шлифовальной бумагой-шкуркой. При шлифовке необходимо следить за чисткой сопряжений в углах. Качество левкаса всегда необходимо проверять производственным опытом, так как качество клея и мела различны. Для пробы левкас наносят 3-4 слоя, и после высыхания проверяют ногтем. Слишком крепкий левкас при прочерчивании ногтем не оставляет никакого следа, фактура его поверхности дает блеск. В таком случае левкас несколько разводят слабым клеевым раствором. Слабый левкас при пробе ногтем дает глубокую черту, исправить его можно добавкой мела и крепкого клеевого раствора. После левкашения приступают к наклейке полимента.

Полиментом называют сложно приготовленный левкас, на который наносится сусальное золото. Существует несколько видов полиментов. Основной компонент полимента - специальная глина. Месторождения такой глины есть в Италии, Франции, Германии, США, Канаде. Но самая лучшая глина, обладающая удивительным красным цветом и отличающаяся от других сортов более мелким помолом и большей твердостью, добывается в Армении.

Некоторые мастера рекомендует, в целях равномерного наложения полимента после высыхания прошлифованной залевкашенной поверхности, производить проклейку слабым раствором клея. Другие мастера кладут полимент непосредственно на прошлифованную поверхность левкаса без проклеивания, полагая проклейку не только лишней, и даже вредной. Рекомендуется изготовленный самим мастером полимент разводить клеевым раствором, взяв порцию, необходимую для работы на день.Питерские мастера разводят готовый сухой полимент на теплой воде, а закрепляют белковым составом. Крепость полимента перед работой необходимо проверить опытным путем, пропилиментовав 2-3 раза какой-либо брусочек или обрезок багета. Для опробования берется смесь водки и воды, и если при наложении ее кисточкой на просохший полимент жидкость быстро впитывается, следовательно, полимент слаб, если долго остается на поверхности, не впитываясь, значит полимент крепок. Положенный слабый полимент необходимо просто счистить, иногда его и не счищают, а кроют клеевым раствором и затем еще наносят 2-3 слоя полимента надлежащей крепости, что ухудшает качество. Если был положен очень крепкий полимент, то на него наносят 2-3 слоя более слабого полимента.

Полимент кладется в 6-9 слоев. Первый раз проходят жидким, но клейким полиментом, второй и третий раз более густым, потом 2-3 раза, снижая количество клея и наконец, 2-3 раза жидким, так называемым «ополоском». Полимент кладется очень мягкой кистью обычно из беличьего волоса. Слой кладется на совершенно высохший предыдущий, не растушевывая в различных направлениях, но равномерно водя кистью в одном направлении.По высыхании последнего слоя прополиментованные поверхности протираются чистой тканью. Места, где предполагается иметь матовое покрытие, обычно не полиментуются, а проклеиваются раствором хорошего клея.

Процесс золочения производится следующим образом: золото осторожно выдувается из книжки на золотарный нож, придерживая одну сторону золотого листка бумажной прокладкой, и ножом переносится на подушку, где этим же ножом расправляется и режется на необходимые части. Обработанная полиментом поверхность беличьей или хорьковой кисточкой смачивается вином, смешанным наполовину с водкой, и на сырое место накладывается лапкой золотой листик. Чтобы золото пристало к волосам лапки, ее салят, для чего позолотчик натирает коровьим маслом тыльную часть кисти руки и проводит по ней лапкой. Лапка вдевается в прорезь палочки «рефелки», чтобы, держа её удобнее было работать. Листы должны ложиться без морщин, один на другой с перехлестом в несколько миллиметров.

Водка немного растворяет входящий в состав полимента клей, втягивает лист сусального золота, а затем испаряется. Лист золота становится одним целым с полиментом, и неровности исправить уже нельзя.После нанесения золота его можно полировать. Для получения мягкого блеска золото полируется тампоном из ваты, капроновым чулком или беличьей кистью. Яркого блеска можно добиться полировкой зубком агата.Раньше золото полировали медвежьим или кабаньим клыком, поэтому классическая форма агатового зубка напоминает кабаний клык.

После полировки вещь осматривается и дефектные места «фликуются». Фликовать изъянные места удобнее кисточкой, где волос есть на двух концах. Одним концом пользуются для наложения золота, а другим смачивают разведенной водкой место с дефектом. Места, где будет золото полироваться, следует смачивать только по площади изъяна, не заходя за контур его, во избежание пятен. Лишнее золото снимается осторожно, проводя по фликам сухим пальцем или щетинной кистью. Фликованую поверхность снова полируют. При клеевом золочении без полимента на слой левкаса наносят подогретый мездровый или осетровый клей, а на него золотую фольгу кистью-лапкой. При этом способе позолоты поверхность получается матовой.


Комбинированное золочение

Комбинированное Золочение наиболее распространенный вид золочения предметов, не подвергающихся атмосферному влиянию - мебель, багет, рамы для картин, а также внутренних частей здания. Комбинированным оно называется потому, что некоторые части поверхности имеют фактуру полированного блестящего металла, а рядом с ними некоторые, чаще места углублений, матовую. Поверхности с полированной блестящей фактурой получаются в результате золочения на полименте, с последующей обработкой зубками. Места матовые получаются в результате золочения «на отлип» или по желатину без покрытия полиментом и без полировки. Поверхности под матовое золочение после левкашения и лишовки не полиментуются, а кроются слоем желатинового клеевого раствора, и после высыхания клеевой пленки золотятся по водке так же, как и полиментованые места. Возможна комбинация золочения по полименту с золочением по мордану.


Прочие способы золочения

Помимо двух основных методов существуют другие способы золочения, которые применяют иконописцы. Один из древних русских способов называется «чесночным». Из долек свежего чеснока механическим путем получают сок. Для удобства нанесения на него золота сок может быть разбавлен дистиллированной водой. Сок наносят мягкой кистью на подготовленную поверхность ровным слоем, когда он высохнет, его полируют. Просохший и отполированный слой увлажняют дыханием до появления отлипа. Затем сусальное золото переносят на поверхность и прижимают тампоном.Золото при таком золочении приобретает необычный блеск.

Существуют и синтетические лаки, дающие возможность проводить золочение намного удобнее и экономичнее.Водяное золочение иногда заменяется унифицированным полиментом, однако по методу и производимому эффекту этот способ больше напоминает масляное золочение. Униполимент делает возможным перенесение водяного золочения на архитектуру. Он сохраняет свойства масляного золочения, но при этом обладает блеском водяного золочения.


Упрощенное золочение.

При желании ускорить и удешевить отделку золочение делают по способу «ормуле», что в переводе с французского означает литое золото. Для выполнения золочения по этому способу строганые или точеные изделия шлифуют за мелкозернистой шкуркой, проклеивают профильтрованным раствором клея, лучше желатинового, и после просушки клеевое покрытие повторно шлифуют более мелкой шкуркой. Затем за 2-3 приема на подготовленную поверхность наносят красный спиртовой лак и на просохшее лаковое покрытие - тонкий слой желатинового клея. На просохший и затем смоченный водкой слой желатина накладывают в обычном порядке сусальное золото.

Золочение украшений – это процесс покрытия изделий тонким слоем золота, чтобы защитить их от коррозии, придать большую прочность и блеск. Основа для позолоты может быть любой:

  • никель;
  • медь;
  • латунь;
  • бронза и пр.

Искусная имитация золотых аксессуаров смотрится ярко, красиво и благородно. Одно из достоинств таких изделий – цена. При этом сами предметы выглядят не менее роскошно, чем украшения из золота.

Золочение также используют для реставрации старинных ювелирных изделий. После обновления они вновь радуют блеском и сиянием.

Какие украшения подвергаются золочению

Золоченые украшения всегда в моде, подходят к вечерним и повседневным нарядам. Позолотой можно покрывать разные аксессуары:

  • кольца;
  • браслеты;
  • часы;
  • броши;
  • цепочки и пр.

Для каждого предмета оптимальна разная толщина позолоченного слоя. Например, на часы обычно наносят золотой слой от 5 микрон. Толщина позолоченного слоя влияет на прочность, цвет, срок службы, а также устойчивость к коррозии.

Чтобы золоченые изделия как можно дольше радовали красотой, их нужно носить аккуратно: снимать перед сном, физическим трудом, водными процедурами, занятиями спортом. Их необходимо беречь от моющих средств, попадания прямых солнечных лучей и механических повреждений. Желательно хранить аксессуары в отдельной шкатулке.

Золочение от мастеров компании «6 микрон»

Искусством гармоничного золочения украшений в совершенстве владеют мастера-позолотники компании «6 микрон». В их руках любое изделие превращается в изысканный ювелирный шедевр!

Мы наносим позолоту электрохимическим и иммерсионным методами. Такие способы считаются самыми эффективными и безопасными. Цена позолоты рассчитывается, исходя из размеров украшения, выбора золотой пробы, сложности нанесения. Чтобы получить более детальную информацию, обращайтесь к нашим менеджерам.

Золочение церковной утвари

Золочение церковной утвари – сложная и трудоемкая работа, которая требует особой квалификации. Изделия могут покрываться слоем золота полностью или частично.
Позолота придает церковной утвари благородное сияние и повышает стойкость к коррозии. Толщина слоя выбирается индивидуально. Чем толще покрытие, тем лучше защитные и декоративные свойства.

Золото можно наносить на различные изделия:

  • кресты;
  • блюда;
  • иконы;
  • ковши и пр.

Предметы могут иметь основу из стали, бронзы, латуни и других материалов. Возможна также реставрация церковной утвари из благородных металлов. Золотое покрытие совершенно безопасно и долгое время не теряет блеск.

Методы золочения

Существует несколько методов нанесения позолоты. Способ подбирают в зависимости от характеристик предмета и площади обработки. Например, для икон могут использовать механическое золочение, а для небольших изделий вроде нательных крестов используют метод гальваники, когда тонкое металлическое покрытие осаждается на поверхности под действием электрического тока. Золото равномерно оседает гладким красивым слоем.

Вне зависимости от способа обработки, золочение требует наличия специального оборудования и условий, поэтому работу нужно проводить в мастерской. Тогда можно гарантировать красивый результат, который сохранится надолго.

Мастера лаборатории “6 микрон” готовы выполнить золочение церковной утвари любой степени сложности. Мы нанесем позолоту на всю поверхность изделия или в отдельных местах (фон, нимбы, мелкие детали). Цена работы рассчитывается в зависимости от формы предмета, сложности нанесения, выбранной пробы и толщины покрытия.

Золочение сувениров и подарков

Золочение сувениров и подарков – новое слово в искусстве декора. Украшать таким способом можно все, чему нужно придать изящный, благородный вид. Золото не тускнеет со временем, не теряет свою красоту, но такой способ обработки выбирают не только для декоративных целей. Золото – очень прочный металл, который устойчив коррозии и делает изделие более прочным.

Позолота может иметь разную толщину, в зависимости от характеристик предмета и пожеланий заказчика. Чем толще слой, тем выше прочность покрытия, а также лучше защитные свойства. Это красивый и доступный способ сделать сувениры долговечными, придать им красивое сияние.

Искусство декоративного золочения сувениров и подарков

Способ золочения выбирают в зависимости от характеристик предмета. Один из самых распространенных методов – гальваника. Этот вид обработки заключается в погружении изделия в ванну с раствором солей золота под действием электрического тока. При электрохимических реакциях покрытие тонким слоем оседает на поверхности предмета, так что внешне его нельзя отличить от полностью золотого.

Существуют также химические и механические способы золочения. Главное, для качественного результата обработка должна проходить в специальных условиях с применением профессионального оборудования. Тогда современные способы обработки гарантируют долговечность и красоту готового слоя.

Золочение – это сложный процесс, который требует опыта и аккуратности. Основная цель – придать предметам красивый, сверкающий, благородный вид. Поверхность после нанесения должна иметь безукоризненный вид. Любые следы обработки, пылинки, шероховатости портят работу. Поэтому такую задачу стоит доверять только профессионалам.

Мастера компании «6 микрон» готовы выполнить работы любой сложности. Вы приносите к нам простую вещь, а забираете золотую. Цена работы рассчитывается в зависимости от характеристик предмета, выбора золотой пробы, толщины покрытия, площади нанесения.

Золочение металлов

Яркий блеск золота вызывает ассоциации с благородством, элегантностью и богатством. Однако это дорогой металл, поэтому изделия из него по карману не каждому. В этом случае на помощь приходит золочение металлов. Эта технология позволяет придать металлическим предметам вид золотых вещей, обходясь малым количеством золота. Такая обработка также служит защитой от вредных воздействий.

Свойства позолоченных изделий

Металлы покрывают тонким слоем позолоты толщиной от 2 до 25 микрон. Для обработки используют золото 585, 750 и 999 пробы. Готовое покрытие имеет следующие свойства:

  • высокая устойчивость к коррозии, окислению и резким колебаниям температур;
  • химическая стойкость;
  • сохранение блеска в течение многих лет;
  • отличная прочность.

Хотя само золото – мягкий и податливый металл, после обработки оно становится надежным, хорошо противостоит негативным воздействиям, в том числе, трению и ударам. Однако у позолоты есть свой срок службы, поэтому за изделиями нужно ухаживать, беречь их от воздействия агрессивной химии.

Способы нанесения позолоты

Технологии золочения металлов применяют во многих областях жизни. Существуют несколько способов нанесения позолоты: механический, электрохимический, иммерсионный. Метод обработки подбирают в зависимости от характеристик изделия, задач обработки.

Наносить золотое покрытие можно на разные предметы:

  • украшения;
  • посуду;
  • монеты;
  • оружие и пр.

Готовое изделие не имеет пробы, зато мастер может сделать маркировку, которая указывает на способ нанесения покрытия. По такому признаку можно отличить предмет от полностью золотого.

Цена золочения металла рассчитывается индивидуально, зависит от сложности формы предмета, выбранного покрытия, его толщины, площади обработки. Наши мастера готовы выполнить работу любой сложности оптимальным способом, который гарантирует красоту и долговечность изделий.

Ориентировочная стоимость работ приведена в таблице ниже:

Наименование услуги Стоимость, руб
Золочение техническое (более 3 мкм) от 6 руб/кв.см., 1 мкм
Золочение декоративное до 3 мкм от 8 руб/кв.см., 1 мкм
Золочение «розовое» под 585 пробу от 8 руб/кв.см., 1 мкм
Золочение «Италия» от 6 руб/кв.см., 1 мкм
Золочение «белое» (родирование) от 25 руб/гр изделия
Удаление золотого покрытия договорная
Реставрация золотого покрытия договорная

Примеры работ по золочению изделий:

Желтое золочение монет «Sochi 2014». толщина золота 0,5 мкм.

Стоимость покрытия одной монеты составила 60 рублей, при партии 1000 шт. Гарантии на истирание нет.

Желтое кобальтированное золочение жетона на цепочке.

Стоимость работ по золочению жетона на цепочке составила 5 тысяч рублей. Толщина золота 5 мкм, гарантия на истирание 2 года.

Золото – благородный металл, обладающий эстетической привлекательностью и многими ценными свойствами. Поскольку в чистом виде оно имеет высокую стоимость, оптимальным решением становится нанесение тонкого слоя золота на поверхность изделий. Существуют разные техники золочения – их выбор зависит от размера предмета и преследуемых целей.

Сферы применения золочения

Золочение находит применение во многих сферах нашей жизни – выполняют его в защитных, декоративных, защитно-декоративных целях. В частности, покрытие 18-ти и 24-х каратным золотом позволяет придать статусный вид украшениям из серебра или металлических сплавов, а также помогает вернуть красоту золотым изделиям, потерявшим свою изначальную привлекательность.

Золочение декора и бытовых предметов облагораживает интерьер квартир и домов – процедуре подвергаются дверные ручки, вилки и ложки, краны, рамки картин, металлические детали светильников и пр.

Все возрастающий интерес вызывает золочение молдингов, хромированных вставок, автомобильных решеток, ручек, брелоков для ключей. Практикуется покрытие дисков золотом 24 карата, 18Kt/750, 14Kt/585.

Покрытие белым, розовым, зеленым золотом находит применение в случае с музыкальными инструментами, наградами, спортивными аксессуарами. Отдельного внимания заслуживает золочение гравировки, портсигаров, зажигалок, фляжек, деталей оружия и пр.

Тончайший слой золота напыляют на автомобильные, оконные и витражные стекла для контроля теплообмена в зимний и летний период. Золочение используется в стоматологии. Его широко применяют в микроэлектронике.

Технология подразумевает выполнение следующих основных этапов:

  • выбор способа золочения и подготовка всего необходимого для его проведения;
  • обезжиривание и протравливание поверхности;
  • нанесение покрытия;
  • финишная обработка.

Помимо напыления благородного металла в чистом виде (24 карата, 999 проба) практикуется покрытие желтым, белым, розовым, красным и зеленым золотом. В качестве легирующих добавок соответственно выступают кобальт, родий, медь, серебро (никель). Вместо 24-каратного металла осуществляется покрытие золотом 18, 14, 12, 10, 9, 8 карат – цифра означает весовые единицы чистого золота в 24 частях сплава.

Технология покрытия предметов сусальным золотом

Покрытие золотом пластика, дерева, металла и прочих материалов осуществляется с помощью тончайших листов – толщина сусального (облицовочного) золота составляет 0,13-0,67 микрон. В старину сусальное золото изготавливали вручную, сегодня используется специальное оборудование. В зависимости от толщины листа выделяют свободное и трансферное (на шелковой бумаге) сусальное золото. С первым работать очень сложно – малейшее дыхание мешает процессу. Хранится готовый материал в книжечках – каждый из 60-ти листов перекладывается бумагой. Нанесение сусального золота – процесс кропотливый. Технология основывается на способности раскатанного с лист золота притягиваться к поверхности на молекулярном уровне. Существует две техники золочения сусальным золотом: клеевая (на полимент) и масляная (на лак мордан). В первом случае получается глянцевая, а во втором – матовая поверхность. Клеевой способ используется при проведении внутренних работ.

Амальгамное золочение

Амальгамный (огневой) метод золочения– еще один старинный способ нанесения драгоценного металла. Он характеризуется высокой степенью долговечности, но сам процесс чрезвычайно токсичен и сегодня не используется. Сутью метода является молекулярное проникновение в основу растворенного в ртути драгоценного металла (в процессе обжига ртуть испаряется, а золото остается). Примером такой работы является купол Исаакиевского собора в Петербурге.

Гальваническое золочение

Процесс золочения гальваническим методом сегодня используется чаще всего. Он применим в случае, если осуществляется обработка токопроводящих изделий. Электролитом становится раствор солей золота. В него погружают деталь – при прохождении тока положительно заряженные частицы, высвободившиеся из солей металла, оседают на поверхности изделия и образуют ровный слой золота.

Еще лучший результат удается получить с помощью селективного способа электрохимического золочения. Применение такой техники позволяет в десятки раз повысить скорость осаждения металла на изделии. Износостойкость и твердость золотого покрытия увеличивается более чем в 3 раза. Проникновение золота происходит на молекулярном уровне. Гальванические методы находят применение при золочении сувенирной продукции, ювелирных изделий, зубных протезов и пр.

Техника иммерсионного золочения

Этот вид золочения не подразумевает приложения внешнего тока. При погружении детали в раствор из менее электроотрицательного металла происходит процесс иммерсионного осаждения. После прекращения контактного обмена он завершается. Технология включает несколько этапов – начинается работа с кислой очистки поверхности и микротравления, а заканчивается химическим осаждением слоя никеля и последующим нанесением иммерсионного золота. Технология находит применение при производстве печатных плат, выводов элементной базы, корпусов, микросхем и прочей продукции где требуется ультразвуковая сварка или пайка.

Способы химического золочения

В домашних условиях золочение декора, покрытие золотом ложек, декоративных цветов и прочих металлических предметов осуществляется путем натирания их поверхности пастой хлорного золота или погружения в раствор с цинковым контактом. В первом случае золото растворяют в смеси азотной и соляной кислот (1:3). Соотношение золота и раствора – 1г/10 мл. Жидкость выпаривают, соблюдая меры безопасности. Полученное хлорное золото соединяют с плавленым (отмученным) мелом, винным камнем и кровяной солью. После нанесения кисточкой пасты предмет оставляют на определенное время. Затем его промывают и полируют. Смешав хлорное золото с эфиром выполняют узоры и надписи.

Чтобы приготовить раствор для золочения из хлорного золота, с ним соединяют дистиллированную воду (ее температура должна составлять около 50-60 градусов), поташ и соль. Обезжиренный, протравленный кислотой и промытый в воде предмет погружают в раствор и прикасаются к нему цинковой палочкой. После завершения процесса осаждения золота предмет промывают и полируют. Чтобы вникнуть в детали технологии стоит посмотреть мастер класс по золочению.

Золочение карандашом

Еще одним «домашним» методом является использование гальванокарандаша в котором анодом служит наконечник, а катодом – поверхность изделия. Принцип осаждения аналогичен гальваническому способу покрытия, но используемое оборудование исключает использование ванны с раствором.

Благородный металл не только украшает изделия, но и выполняет защитные функции. Процесс золочения стоит доверить профессионалам – отсутствие опыта и использование опасных компонентов часто приводит к нежелательным последствиям.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.