Декор фасада дома: материалы и технологии. Архитектурные элементы фасада здания в современном строительстве Простые элементы фасада в архитектуре

Архитектурные элементы фасада имеют не только практическое функциональное назначение, но и служат для оформления здания, придавая ему эстетически завершенный внешний вид. Продуманное сочетание элементов декора способно кардинально преобразить дом, подчеркнув его достоинства и скрыв возможные недостатки. Архитектура – это гармоничный союз науки градостроения и искусства, с интересной многовековой историей. Именно ей мы обязаны быть благодарными за такое многообразие существующих сегодня красивых и оригинальных фасадных элементов.

Данная статья познакомит вас с основными видами архитектурных элементов фасада, а также с особенностями и характеристиками материалов, из которых они изготавливаются.

В настоящее время в калейдоскопе декоративных и функциональных элементов отделки фасада, человек несведущий легко может запутаться. Балюстрады, пилястры, фрески, барельефы… Все это разнообразие дизайнерских решений, созданное мастерами прошлого и современности, на первый взгляд, кажется загадочным и непонятным. Однако мы постараемся внести ясность в понимание данного вопроса и ознакомим вас с основными архитектурными терминами и понятиями подробнее.

Колонна — один из древнейших архитектурных элементов

Колонна представляет собой столб, как правило, цилиндрической формы. Она может быть каменной, мраморной, металлической, деревянной и даже изготавливаться из искусственно созданных материалов. Изначально, в архитектурном деле колонны использовались для обеспечения опоры антаблементам и аркам. В наше время зачастую выполняют роль исключительно декоративного элемента фасадного оформления без функциональной нагрузки.

Колонна, как правило, состоит из трех основных частей:

  • Нижнего основания, также известного как «база», на которую давит вся масса, поддерживаемая колонной. Деталь необязательная, архитектуры некоторых стилей ее не используют.
  • Тела колонны, называемого стволом и являющегося основной ее частью. Иногда украшается каннелюрами, специальными вертикальными либо горизонтальными желобами.
  • Верхнего основания колонны, именуемое капителью, которая, как и база, предназначена для лучшего распределения нагрузки на колонну. В некоторых случаях может отсутствовать.

Колонны могут похвастаться наличием своеобразных «родственников» в сфере строительства и архитектуры, известные под названием «полуколонны» и «пилястры». Пилястры являют собой, по сути, частично выдающиеся из плоскости фасада здания колонны. Они бывают самых разнообразных видов:

  • Прямоугольной формы
  • Округлые
  • Сложной пучкообразной либо иной формы

Полуколонны, в свою очередь, являются подвидом округлых пилястров, которые выдаются вперед из стены здания наполовину либо на три четверти своей толщины.

Карниз здания – это выдающийся вперед элемент внешнего оформления фасадов, который разделяет стену с крышей, либо визуально делит плоскости стен на части по параллельным линиям горизонтально земле.

Фронтоном называют архитектурный элемент треугольной (реже полукруглой) формы, границы которого по бокам обозначены двумя скатами крыши, а снизу очерчены карнизом.

Карниз с фронтоном, расположенный над проемом двери либо нишей в стене здания носит название сандрика.

Слово «балясина» имеет греческие корни и на языке оригинала буквально означает «цветок граната». В архитектуре зачастую используется для дизайнерского оформления балконов, лоджий и террас. Представляет собой аккуратный ряд столбиков, напоминающих миниатюрные колонны. Функциональным назначением балясины является поддержка перил различных ограждений. Как и в случае с колоннами, столбики балясины могут дополнительно украшаться различными декоративными элементами.

Барельеф – один из древнейших архитектурных элементов. Он представляет собой выпуклое скульптурное изображение, которое не более чем на половину своего объема выступает над плоскостью стены фасада. Функциональной нагрузки не несет, применяется исключительно в качестве дизайнерского решения. Горельефы от барельефов отличаются тем, что могут выступать над уровнем стены более, чем на 50% своей толщины.

Фрески – это живописные изображения, создаваемые непосредственно на внутренней либо внешней поверхности стен здания. Как правило, для оформления фасадов домов применяются редко. Однако существуют и исключения. Современные технологии, в которых для создания наружных фресок используется армированная сетка и цветные отделочные составы на основе полимеров, позволяют создавать изображения полностью устойчивые к внешнему погодному воздействию.

Консоли – это опорные элементы, применяемые для обеспечения механической поддержки различным выступающим элементам фасада, таким как карнизы и балконы. Внешне могут представлять собой скульптуру и довольно часто используются также для реализации оригинальных дизайнерских решений в архитектурном оформлении зданий.

Различные варианты консолей, созданных парижскими архитекторами

Балкон представляет собой огражденную площадку, которая выступает из стены фасада здания и поддерживается балками либо консолью.

Материалы для изготовления элементов фасадного декора

Сразу оговоримся, что в строительстве при отделке фасадов зданий применяют множество материалов различного типа. Мы же рассмотрим только те, которые имеют наибольшую популярность и часто используются на практике.

Гипс и гипсовая лепнина

Несмотря на наполненность строительного рынка различными современными аналогами, гипсовая лепнина и сегодня остается одним из популярнейших стройматериалов. Ее применяют не только для дизайнерского оформления фасадов, но и задействуют при внутренних отделочных работах.

Особенности:

Главным преимуществом гипса является природность его происхождения и экологическая чистота.

Гипс пластичен и с его помощью без особых усилий можно создавать изысканные и сложные архитектурные формы.

Изготовление лепнины с помощью готовых форм возможно производить своими руками прямо в процессе строительства.

К сожалению, гипсовые элементы имеют довольно значительный вес, который следует учитывать во время отделки. Массивную лепнину допустимо размещать лишь на прочных фасадах, оборудованных качественным фундаментом. Кроме того, значительный вес гипсовых изделий требует использования дополнительной техники, что приводит к удорожанию отделочных работ. Да и сами по себе декоративные элементы из такого материала стоят довольно дорого.

Бетон и его разновидности

Бетон, как и гипс, в исходном состоянии обладает значительной пластичностью, позволяющей создавать на его основе весьма оригинальные архитектурные формы. Однако данный материал тоже весьма массивен, что приводит к появлению множества дополнительных неудобств во время отделочных работ.

Впрочем, современная промышленность позволила решить данную проблему, предоставив нам искусственно созданные аналоги: стеклофибробетон и полимербетон. Первый представляет собой пронизанный стекловолокном состав из сухих строительных смесей, имеющих цементную основу. В состав полимербетона, в свою очередь, входят размельченные натуральные стройматериалы с добавлением смол: песок, кварцевая мука, гранитная крошка. Таким образом эти два материала имеют в значительной степени меньший удельный вес, сохраняя при этом свою прочность.

Декор из стеклофибербетона легко может быть покрашен в любой цвет еще на этапе производства, посредством добавления красителя в его состав. Материал этот отличается высочайшей прочностью, выдерживает воздействие атмосферных осадков и ему не страшны резкие перепады температур. К механическим повреждениям стеклофибербетон также устойчив в большей степени, чем бетон обычный. Практически теми же полезными качествами может похвастаться и полимербетон.

Пенополиуретан и пенополистерол

Оба этих материала относятся к классу газонаполненных пластмасс, и, на первый взгляд, очень похожи между собой. Однако на практике их функциональные возможности во многом различны. Для более удобного сравнения рассмотрим таблицу:

Пенополистирол Пенополиуретан
Экологическая чистота
При нагреве свыше 60 градусов выделяет химикат под названием фенол Устойчив к температурному воздействию, сохраняет структуру и свойства при нагреве до 180 градусов включительно, не выделяя токсинов
Пожарная безопасность
Довольно легко воспламеняется. В процессе горения распадается на части, что способствует быстрому распространению пламени. Не является горючим материалом.
Срок службы
Пенополистирол сохраняет свою функциональность не более 15 лет, проявляя заметное снижение характеристик уже после 10 лет использования. Способен оседать и сжиматься, меняя свою форму, что приводит к искажению фасадной геометрии. Долговечен, невосприимчив к ультрафиолету, способен прослужить дольше несущих элементов конструкции дома. В течение всего периода эксплуатации не теряет своей функциональности, сохраняя изначальные характеристики.
Удобство и простота монтажных работ
Хрупкость материала приводит к тому, что архитектурные элементы из пенополистерола часто ломаются при монтаже.

В процессе монтажа требует использования специально предназначенных для данного материала клеящих составов.

Обладает более высокой прочностью. Прекрасно закрепляется посредством различных универсальных строительных составов.
Устойчивость к атмосферным воздействиям
Повышенная влажность может привести к образованию грибка и плесени на поверхности элементов отделки. Способен впитывать влагу, что при резких падениях температуры приводит к ее замерзанию и последующему разрушению материала. Обладает влагоотталкивающими качествами, что препятствует образованию плесени и преждевременному разрушению отделочного материала.

Очевидно, что пенополиуретан для внешних отделочных работ подходит лучше пенополистирола. Именно поэтому последний находит свое применение, как правило, в процессе внутренней декоративной отделки.

Монтаж фасадного декора

Работа с различными материалами и фасадными элементами имеет свою специфику и ее лучше доверить профессионалам. Однако, в случае с пенополиуретановыми и пенополистироловыми материалами, особые навыки вам не потребуются. Монтаж элементов такого типа вполне можно выполнить самостоятельно. Ниже мы рассмотрим подробную инструкцию по фасадному оформлению здания, которая позволит вам разобраться в общих принципах проведения финальных отделочных работ.

Этап №1. Распределение комплектов фасадного декора
Упакованные в стрейч комплекты деталей внешнего оформления фасадов в обязательном порядке подписывают и распределяют по узлам и элементам здания, согласно с заданным в архитектурном проекте планом. Поэтому, в первую очередь, рассортируйте каждый из наборов по окнам и прочим участкам фасада дома.
Этап №2. Предварительно распределите части каждого комплекта
Все элементы фасадного оформления имеют с обратной стороны артикул с наименованием. Ваша задача состоит в том, чтобы, ориентируясь на монтажную схему (дизайнерский проект), разобраться куда какая деталь должна быть в дальнейшем помещена и аккуратно разложить их по порядку на земле.
Этап №3. Выполните разметку элементных стыков на фасаде и подгонку деталей
Сначала с помощью маркера либо карандаша сделайте на фасаде отметки в местах расположения будущих соединений. Выполняя разметку помните о том, что стыки, в той или иной степени, будут заметны, поэтому их размещение обязательно должно быть симметричным.
В качестве инструмента для порезки и подгонки элементов по размерам прекрасно подойдет острый нож либо ножовка с мелкими зубцами на полотне. Осуществите нарезку согласно предварительно сделанной разметке, учитывая при этом промежутки для стыков.

Совет. Оставшиеся отходы не стоит сразу выбрасывать в мусор, они могут вам пригодиться при дальнейшей работе.

Этап №4 Монтаж крепежа (мультишипов)
Вдоль периметра окна (либо иного монтируемого элемента) прикрепите мультишипы, выдерживая шаг порядка 50 сантиметров. Задача этого крепежа - обеспечение надежной фиксации деталей на время высыхания клея. Помните о том, что продолговатые детали должны крепиться не менее чем на трех шипах. Даже для самых мелких частей декора следует предусмотреть минимум одну точку фиксации.
Этап №5 Предварительная примерка
Этот шаг нужен для того, чтобы подготовиться к сборке фасадного элемента и убедиться в корректности проведенной ранее подгонки деталей. Оденьте части декора на соответствующие им мультишипы по выполненной разметке, учитывая толщину швов используя плиточные крестики. Осуществлять «сухую» примерку рекомендуется в направлении снизу вверх.

Если все выглядит хорошо, - приступаем к следующему этапу.

Этап №6 Обработка деталей клеем
Предварительно сняв собранный фасадный элемент с шипов, приготовьте специальный клеящий состав по прилагающейся инструкции. Гребенчатым шпателем равномерно нанесите готовый клей по всей обратной стороне и на торцах стыков монтируемой детали.
Этап №7 Сборка и монтаж фасадного элемента
Снизу вверх, как в случае «сухой» примерки, насадите части на соответствующие им мультишипы. Для получения идеально ровных стыков используйте плиточные крестики. Уберите в местах соединения лишний клей, оставив свободное место глубиной 0,5 см для акрилового герметика. Дождавшись полного высыхания клеящего состава, обработайте стыки герметиком.

Видео — инструкция по монтажу фасадного декора

Вот и все. Процесс монтажа полностью завершен и остается лишь с удовольствием наблюдать результаты нашего кропотливого труда. Теперь, руководствуясь нашей инструкцией, вы спокойно сможете произвести многие фасадные работы самостоятельно. Надеюсь, мы смогли раскрыть для вас некоторые секреты строительного искусства и помогли углубить ваши здания в вопросе классификации и особенностей монтажа архитектурных элементов фасада.

Однажды, покупатель наших деревянных окон, архитектор по образованию, посмеялся над мастером по замеру, что тот не знает где находится сандрик. Мы понимаем, что учиться никогда не поздно и решили, что пусть-ка у нас тут все эти сандрики и прочие архитектурные элементы лежат в одной кучке! Вот так:

Архитектурные элементы

Верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах. Антаблемент разделятся на несущую часть - архитрав, - на опирающийся на него фриз и венчающую часть - карниз.

Аттик

Стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом.

Невысокое ограждение лестниц, террас и балконов, состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху перилами. Современные конструкции значительно уступают таким сооружениям в плане красоты и изысканности, но ничуть не уступают в надёжности и практичности. В этом можно убедиться, обратившись на Фабрику перил - http://www.fplus.ru, которая специализируется на производстве и монтаже перил, поручней и ограждений из нержавеющей стали.

Невысокие фигурные столбики (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов и лестниц.

Надстройка над зданием, обычно круглая в плане.

Здесь должна быть какая-нибудь шутка про валюту. Архитектурная деталь в форме спиралевидного завитка с кружком («глазком») в центре, характерная для стиля барокко.

Галерея (гульбище)

Длинное крытое светлое помещение, примыкающее к стене здания. Одну из стен галереи заменяют колонны, столбы или балюстрада, примыкающие к стене здания.

Орнаментальный мотив из волнообразно свисающих листьев, цветов, лент и т. п., характерный для барокко.

Фигурные завитки, украшающие верх стены.

Полукруглое завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний свод.

Верхняя часть колонны или пилястры различной формы.

Каменный или бетонный вертикальный выступ (ребро), усиливающий наружную стену.

Декоративный столбик, составленный из мелких резных элементов.

Плоский вертикальный выступ на поверхности стены.

Вид кирпичной кладки, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной поверхности стены. Кстати, логично!

Характерный элемент зданий, построенных в стиле классицизма: ряд колонн, помещенный перед фасадом здания.

Участок стены между двумя пилястрами.

Круглое в разрезе сооружение, обычно увенчанное куполом. Ротонда часто завершает центральную часть здания в стиле классицизма.

Небольшой карниз, расположенный над проемом окна или двери на фасаде здания, иногда опирающийся на консоли. Часто завершается фронтоном.

Шутки в сторону. Ширинка – это гульфик, а ширинка – это декоративное украшение в виде прямоугольного углубления, иногда украшенное лепниной.

Выступающая за плоскость фасада часть помещения.

Невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.;

(фр. balustrade из итал. balaustrata) - ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.


(также пиля́стра, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») - вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола).


(от лат. caput - голова) - венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель - простая круглая подушка-эхин; у ионической капители - на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.


(от лат. abacus - «доска») - плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырёхугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите - форму четырёхугольника с усеченными углами и вогнутыми внутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.


(также распространено название атлас) - в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястра. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.


Ру́стика (также ру́стик, русто́вка; от лат. rusticus - буквально «деревенский», производное от лат. rus - деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») - в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями.


Статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.


(фр. entablement от table - стол, доска) - балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава - облегченным.


Фриз (фр. frise) - декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

Карни́з (от греч. κορωνίς) - выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.

В ордерной архитектуре карниз - венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперёд и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами - мутулами.

Архитрáв или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) - архитектурный термин, имеющий несколько значений.

Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.

Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.

Фаса́д (фр. façade - передний, лицевая сторона здания) - наружная, лицевая сторона здания.

Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.

Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.

(фр. bas-relief - низкий рельеф) - разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более - рельеф называется горельефом (высокий рельеф).


(фр. haut-relief - высокий рельеф) - разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.


(фр. fronton, от лат. frons, frontis - лоб, передняя часть стены) - завершение (обычно треугольное, реже - полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.


(от греч. πυλών - ворота, вход): Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и прочего (наиболее распространены в архитектуре классицизма).


(лат. porticus) - крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной - или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик - полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.


(фр. colonnade) - в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.

Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади (например колоннада Казанского собора Санкт-Петербурга, 1801-11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой.


— Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным, дверным проёмом или нишей.


Украшение на стене здания в виде прямоугольной рамки.


Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio - свёрток, кулёчек) - в архитектуре и декоративном искусстве - «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма.

Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Подобные изображения в овальном или круглом обрамлении именуются медальонами.


(от англ. molding, moulding - в данном случае «литая деталь», от «литьё») - декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки. Используется для декорирования различных поверхностей: стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершённый и аккуратный вид. Молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.


в архитектуре, как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре, использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов, сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т. п.

(итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) - подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь - стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости со стеной).


Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus - «обрамляющая дуга») - обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.


(лат. porta - дверь, ворота) - архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.


— непрерывный ряд равных арок. Аркада с ордерной колоннадой называется ордерной аркадой.


(нем. Erker ) - выступающая за плоскость фасада часть помещения. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, а также улучшить его освещённость и инсоляцию, в связи с чем эркер обычно остеклён, часто по всему периметру.


– это вертикальный желоб на стволе колонны или пилястры (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких).


В статье перечислены основные архитектурные элементы фасада и стен.Фасадная архитектура очень разнообразна, есть еще большое количество и другие элементы фасада зданий и декора.

Архитектурные элементы фасада здания придают внешнему виду строений индивидуальный стиль. Существует много различных деталей, позволяющих декорировать здания. Любой хозяин загородного дома может выбрать тот или иной стиль для украшения фасада, воспользовавшись услугами специалистов по дизайну.

Различные элементы декора фасада придают зданию свой характер и неповторимость

Виды архитектурных элементов декора

Современные архитектурные фасадные технологии позволяют улучшить качество отделочных материалов, используемых для создания декоративных элементов строений. Чтобы воспользоваться услугами дизайнера для обустройства фасада, необходимо знать названия тех или иных элементов декорирования зданий.

примеры элементов декора фасада

Для украшения построек используются следующие виды элементов фасадов дома:

  1. Арки - стрельчатые, многопластные перекрытия проемов криволинейной формы.
  2. Архивольты - обрамляющие элементы для выделения арок из проемов фасадных стен.
  3. Базы - части колонн и различных оснований внизу.
  4. Балюстрады - ограждения лестниц, состоящие из балясин в виде фигурных столбов, соединяющиеся посредством горизонтальной балки или перил.
  5. Карнизы - элементы, используемые для внешней либо внутренней отделки зданий, разделяющие вертикальную и горизонтальную поверхности.
  6. Лепнина - рельефные элементы, располагающиеся в интерьерах и на фасадах.
  7. Ниши - стеновые углубления, предусмотренные с целью монтажа разных архитектурных решений фасадов: статуй, ваз и др.
  8. Панно - различные скульптуры, композиции из керамики, барельефы, используемые с целью заполнения разных частей стен.
  9. Парапеты - стены небольшой высоты, используемые в качестве ограды для террас, балконов, набережных, постаментов.
  10. Ротонды - купольные сооружения круглой формы.
  11. Фронтоны - завершения наружных частей зданий (фасадов).
  12. Цоколь - нижняя выступающая из общей плоскости часть фасадной стены.

Архитектурные элементы из композитов

Современная архитектура предполагает применение аксессуаров, органично вписывающихся в стиль здания. Для их изготовления необходимы легкие и надежные материалы, к примеру, полимербетон, стеклопластик либо стеклофибробетон и др.

Все материалы представляют собой имитацию натуральных камней, дерева или других природных материалов, напоминая их по собственной фактуре и внешнему виду. Срок их службы является большим, что очень хорошо в условиях агрессивной окружающей среды. Срок изготовления современных композитов меньше. Это является преимуществом при быстрых темпах развития современной архитектуры.

Поскольку детали для оформления фасадов строений изготавливаются из современных материалов, они в наименьшей степени подвержены гниению, старению или выветриванию. Такие детали не подвергаются разрушительному влиянию микроорганизмов. Оформление фасадов элементами декора предполагает проведение работ, которые необходимо выполнять последовательно:

  • проектировать по эскизам и чертежам;
  • разрабатывать узлы крепления элементов;
  • создавать несущие части декоративных элементов;
  • производить элементы декора;
  • устанавливать изделия на фасады.

Проработка всех архитектурных элементов зданий осуществляется в строгом соответствии со всеми пожеланиями заказчика. Дизайнерами используются разные элементы декора, что позволяет выразить ту или иную идею, подчеркнув общее стилевое направление. Современные лепные элементы приобрели совершенно новые черты, в отличие от тех, что использовались ранее.

Разные стилевые направления отделки фасадов зданий с течением времени постоянно изменялись. В результате они приобрели новые формы и очертания, а их основа, представляющая собой признак основного стилевого направления, осталась прежней. Лепнина является отличным дополнением к классическому стилю дизайнафасада здания.

После появления полимеров, представляющих собой искусственные материалы, декорировать стены зданий стало проще. Применение декоративных элементов из полиуретана легче благодаря следующим его свойствам: легкость, простота в установке.

Элементы декора из композита имитируют камень, дерево и т.п, а срок службы их намного дольше

Монтаж полиуретановых деталей не требует привлечения скульпторов с большим опытом. Это позволяет существенно снизить стоимость фасада. Материал обладает следующими преимуществами:

  1. Повышенная плотность.
  2. Высокая прочность.
  3. Пористость структуры и легкий вес.
  4. Экологическая чистота.
  5. Долгий срок службы.

Благодаря пористой структуре вес полиуретана меньше, чем других видов материалов. Монтаж элементов с легкостью можно выполнить самостоятельно. Пенополиуретан не способен выделять вредные вещества. Изделия из этого материала устанавливаются не только снаружи, но и внутри помещений.

Являясь влагостойким, пенополиуретан не впитывает воду, а его эластичная и упругая структура исключает деформацию материала в жаркий период или сильные морозы. Декорировать фасады и кровлю зданий такими элементами можно для создания стиля барокко. Следует более подробно ознакомиться с назначением полиуретановых элементов декора.

Монументальный вид входных порталов, выполненных из пенополиуретана, придает зданию особе величие. Художественная отделка парадного входа здания может быть дополнена сандриками и молдингами. Это позволяет придать фасаду дома архитектурный стиль, характерный для эпохи романской культуры. Наличие фасадных опор и фриза позволяет выполнить отделку здания в изысканной и неповторимой форме.

Полиуретановые карнизы обладают меньшей пористостью, что делает их тяжелее других видов элементов декора. Вместе с тем они приобретают повышенную водостойкость. Этими карнизами можно закрывать водостоки и прочие виды коммуникаций снаружи здания, не опасаясь повреждений.

Пенополиуретан позволяет не только создать рельефный узор, но и усиливать выразительность стен фасада. К этим видам деталей можно отнести барельефы, скульптуры, консоли, лестницы и др.

Особенности монтажа декоративных элементов

Монтаж полиуретанового декора легок и доступен. Установка элементов наружной отделки не составит особого труда даже новичку. С этой целью необходимо подготовить следующие виды инструментов и материалов:

  1. Клей полиуретановый.
  2. Электродрель.
  3. Отвертка.
  4. Шпатель.
  5. Лобзик.
  6. Наждачная бумага.
  7. Шпатлевка.

Монтаж декоративных элементов фасада требует набора инструментов и последовательности действий, с которыми справится даже новичок

Подогнать фасадные элементы по размерам позволит лобзик. Дрелью можно просверлить специальные отверстия. С помощью пластиковых дюбелей, а также саморезов из нержавеющего материала потребуется осуществить дополнительную фиксацию деталей из полиуретана к стенам фасада. Далее необходимо зачистить поверхность после шпаклевки с помощью наждачной бумаги. Устанавливать фасадный декор необходимо в следующей очередности:

  1. Просверлить отверстия для монтажа в элементах из полиуретана, сделав первые из них в 5 см от края, а остальные - через 50 см.
  2. Просверлить несущую стену, соответственно отверстиям в декоре, вставив в нее дюбеля из пластика.
  3. Нанести клей из тюбика на внутреннюю часть изделия, а затем на торец, чтобы соединить 2 детали, плотно прижав их к поверхности.
  4. Закрепленные детали следует дополнительно зафиксировать с помощью саморезов.
  5. Срезать излишки клея ножом после его полного застывания.
  6. Зашпаклевать высверленные ранее в деталях монтажные отверстия.
  7. Обработать шпаклевкой стыки 2 аксессуаров, включая прочие швы и неровности.
  8. Нанести шпаклевку на все незакрытые торцы отпиленных деталей для защиты их от влаги.
  9. Обработать поверхность наждачной бумагой после высыхания нанесенной шпаклевки.

Когда все работы по установке фасадных аксессуаров уже выполнены, пенополиуретановые изделия следует выкрасить в подходящий цвет. С этой целью оптимально подойдут различные виды полимерных красок. Могут быть использованы составы на латексной и акриловой основах.

Апсиды для украшения фасадов

Фасады современных частных домов имеют элемент, который завершается открытым балконом. Он называется апсида. Его использование является уместным в сочетании с другими элементами фасадов: колоннами, портиками, порталами. Фасадная апсида может применяться для различных стилей.

Апсида - это выступ фасада с кровельным покрытием. Появление первых апсид связано с возведением древнеримских храмов и терм. Зачастую форма этого важного элемента может быть полукруглой. Сама деталь покрыта полукуполом. Романский стиль предполагал украшение апсиды так называемыми слепыми арками. Они нередко располагались в несколько ярусов.

Примеры аспиды

Христианские храмы, возведенные в период Ренессанса, классицизма и барокко, украшались апсидами прямоугольной, 3-, 5- или многогранной формы, имеющей декоративные ложные арки на колоннах. Такие виды арок возводились на постаментах в России. В кавказских регионах апсиды имели треугольную форму.

Современное строительство предполагает применение апсид в зданиях, которые выстроены в романском стиле. Он напоминает о средневековых замках. Подходят они к стилю барокко, создающему плавность стен фасада. Апсиды украшаются инкрустациями, мозаикой, росписью. Для современных загородных домов характерно декорирование такими алтарными выступами, подчеркивающими общий стиль. Апсида не только поддерживает общий дизайн фасада, но и придает ему определенную пластичность.

Люкарны и люнеты для украшения зданий

Люкарны представляют собой популярные в современной архитектуре элементы для декорирования купольных, чердачных и мансардных окон, поверхность которых располагается по вертикали. При этом уклон кровли не учитывается. По бокам окна могут быть покрыты аналогичным материалом, что и кровля.

Люкарна может быть продолжением стены фасада здания. Ее рамы украшаются сандриками, лепниной, наличниками. Первое применение люкарн относится к позднеготической эпохе, когда для обильного украшения рам использовались элементы лепнины. Такие элементы декора можно увидеть на фасадах зданий эпохи Ренессанса.

Этими архитектурными элементами украшались здания в стиле барокко, применялись в неостилях, эклектике XVIII–XIX вв. Они использовались на фасадах зданий в стиле классицизма и модерна. Для каждого стиля предполагался подходящий способ облицовки строений снаружи. Популярен этот вид архитектурного декора и для этнического стиля.

Люкарна, или «глаз на крыше»

Зачастую окна в загородных домах, оформленных в деревенском стиле, украшались ажурной резьбой. Для оформления люкарн в современном строительстве используется резьба из деревокомпозита. Данный вид материала является долговечным и удобным, он не подвергается разрушению в течение длительного периода времени.

Важными архитектурными элементами зданий, участвующими в формировании стиля фасада зданий, стали люнеты. Этот термин служит для обозначения части стены, которая является сегментом круга. Фигура ограничена сверху специальной аркой, а снизу наличником, располагающимся по горизонтали. Люнеты являются сквозными деталями, имеющими окна. Они могут быть глухими, имеющими незаполненное пространство. Иногда они украшаются с использованием лепнины, росписи, мозаики.

Оформление классических люнетов осуществляется с помощью каменных выступов. В готическую эпоху данный вид архитектурного элемента выделялся посредством сложных объемных рельефов, лепнины, шпилей. Поле люнеты заполнялось цветной витражной мозаикой.

Варианты лепнины акротерионов

Фасады зданий, выполненные в классическом стиле, наделяют сооружения законченным внешним видом. Это выражается посредством разных элементов, обозначающих границы архитектурных элементов фасада. К примеру, декоративные элементы здания под названием акротерионы устанавливались по сторонам фронтона на постаментах. С его помощью могли украшаться проемы дверей.

Акротерионы были очень популярны при строении древних храмов

Древнегреческая архитектура предполагала установку акротерионов на храмовых строениях. Это относится к храму Афины на о. Эгине, храму Немезиды в Аттике. Среди изображений более раннего периода известны лиры, грифы, позднее появились пальметты, волюты, вьющиеся лозы, скульптуры.

Значительные изменения акротерионы претерпели во времена Ренессанса. Их нередко применяли для декорирования стен и углов зданий. Для изготовления архитектурных элементов античных времен использовался камень, из которого осуществлялось вытачивание аксессуаров, зачастую это был мрамор. Могли встречаться гранитные лепные элементы, декор из туфа или песчаника.

Времена Римской империи ознаменованы созданием бетонных элементов декора. В некоторых государствах архитектурные элементы фасадов изготавливались из древесины. Известными являются сооружения в Южной Азии, изготовленные из прочных древесных пород. В последние десятилетия на смену минимализму и конструктивизму пришли различные лепные декоративные элементы.

Декоративная кладка кирпича — это процесс возведения стен с усложнёнными частями лицевой кладки, которая имеет художественную выразительность и служит в первую очередь эстетическим целям. Используя в работе разные способы раскладки, цвет и размер кирпича,
можно получить архитектурно оригинальный фасад здания.

Технология выполнения декоративной кладки такая же, как и при обычной лицевой.
Для декоративного оформления лицевой поверхности кирпичной кладки применяют узорчатую и рельефную кладки, пояски высотой в один ряд кирпича или несколько, а также различные способы расшивки швов. Чтобы получить рельефный рисунок, кирпичи располагают, например, так, чтобы в плане плоскости их грани образовали с плоскостью стены угол; одни кирпичи укладывают плашмя, другие — на ребро, располагая их в шахматном порядке.
Архитектурные детали фасадов зданий, выполняемые из кирпича и камней, усложняют кладку кирпича. К усложненным частям кирпичной кладки относятся карнизы из кирпича или керамических камней, пилястры, пояски, сандрики, русты, контрфорсы, полуколонны, эркеры, обрамления проёмов криволинейного очертания, арки а также подоконные и другие ниши.
Ниши — это углубления в кладке стены, кратные половине кирпича. В нишах располагают встроенные шкафы, приборы отопления, электрические и другие устройства.
Пилястры — это части кладки, выступающие из лицевой плоскости в виде прямоугольных столбов, выкладываемых в перевязку с кладкой стены.
Уступом кладки называют то место, где лицевая плоскость одной части стены смещена в ту или другую сторону от лицевой плоскости другой части.
Сандрик — архитектурная деталь стены над оконным или дверным проемом. Обычно это выступающий за плоскость стены над наличником карниз, увенчанный фронтоном. Обрамления приемов и наличники окон могут быть прямоугольного или криволинейного очертания.
Русты — горизонтальные борозды в кладке на глубину 30-60 мм, располагаемые через четыре – восемь рядов. Они расчленяют фасад стены на пояса, создающие рельефную поверхность.
Контрфорс — вертикальная опора, расположенная с наружной стороны стены, представляющая собой выступающую часть стены и предназначена для усиления несущей стены.
Кирпичную кладку архитектурных элементов из прямоугольного и профильного кирпича выполняют одновременно с воздействием наружных и внутренних стен здания.
Выступающие ряды кладки в карнизах и поясках выполняют из целых кирпичей. При этом свес каждого ряда кладки допускается не более чем на 1/3 длины кирпича, а общий вынос не армированного карниза — не более 1/2 толщины стены.
Карнизы с общим выносом более 1/2 толщины стены устраивают из армированной кирпичной кладки на растворе марки не ниже 25 или из сборных железобетонных элементов, заанкированных в кирпичной кладке.
Если стену выкладывают из пустотелого кирпича, то для свешивающихся рядов карнизов, поясков, а также частей, для которых кирпич нужно подтесывать, используют полнотелый или специальный (профильный) лицевой кирпич.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.