Правила и нормы технической эксплуатации. Вопросы применения и судебная практика

I. Основные положения
II. Организация технического обслуживания и текущего ремонта жилищного фонда
2.1. Система технического осмотра жилых зданий
2.2. Техническое обслуживание жилых домов
2.3. Организация и планирование текущего ремонта
2.4. Организация и планирование капитального ремонта
2.5. Организация технического обслуживания жилых зданий, планируемых на капитальный ремонт
2.6. Подготовка жилищного фонда к сезонной эксплуатации
2.7. Организация и функционирование объединенной диспетчерской службы (ОДС), аварийно-ремонтной службы (АРС)
III. Содержание помещений и придомовой территории
3.1. Правила содержания квартир
3.2. Содержание лестничных клеток
3.3. Содержание чердаков
3.4. Содержание подвалов и технических подполий
3.5. Внешнее благоустройство зданий и территорий
3.6. Уборка придомовой территории. Организация уборки территории.
Летняя уборка
Таблица 3.1
Зимняя уборка
Таблица 3.2
Особенности зимней уборки в городах Северной климатической зоны
3.7. Санитарная уборка, сбор мусора и вторичных материалов
3.8. Озеленение
IV. Техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций
4.1. Фундаменты и стены подвалов
4.2. Стены
4.2.1. Стены каменные (кирпичные, железобетонные)
4.2.2. Стены деревянные
4.2.3. Отделка фасадов
4.2.4. Балконы, козырьки, лоджии и эркеры
4.3. Перекрытия
4.4. Полы
4.5. Перегородки
4.6. Крыши
4.6.1. Требования по техническому обслуживанию
4.6.2. Совмещенные (бесчердачные) крыши
4.6.3. Крыши чердачные
4.6.4. Водоотводящие устройства
4.7. Окна, двери, световые фонари
4.8. Лестницы
4.9. Печи
4.10. Специальные мероприятия
4.10.1. Контроль состояния металлических закладных деталей, защита конструкций и трубопроводов от коррозии.
4.10.2. Защита конструкций от увлажнения и контроль герметизации межпанельных стыков в полносборных зданиях
4.10.3. Защита деревянных конструкций от разрушения домовыми грибками и дереворазрушающими насекомыми
4.10.4. Снижение шумов и звукоизоляция помещений
Таблица 4.2
4.10.5. Теплоизоляция ограждающих конструкций
V. Техническое обслуживание и ремонт инженерного оборудования
5.1. Теплоснабжение
5.2. Центральное отопление
5.3. Горячее водоснабжение
5.4. Децентрализованное теплоснабжение
5.5. Внутренние устройства газоснабжения
5.6. Внутридомовое электро-, радио- и телеоборудование
5.7. Вентиляция
5.8. Внутренний водопровод и канализация
5.9. Мусоропроводы
5.10. Лифты
VI. Особенности технического обслуживания и ремонта жилых зданий на различных территориях
6.1. Основные положения
6.2. Районы просадочных грунтов
6.3. Районы засоленных грунтов
6.4. Районы подрабатываемых территорий
6.5. Районы сейсмические (6 баллов и выше)
6.6. Районы вечной мерзлоты

ПРИЛОЖЕНИЯ:
Приложение N 1 . Периодичность плановых и частичных осмотров элементов и помещений зданий
Приложение N 2 . Предельные сроки устранения неисправностей при выполнении внепланового (непредвиденного) текущего ремонта отдельных частей жилых домов и их оборудования
Кровля
Стены
Оконные и дверные заполнения
Внутренняя и наружная отделка
Полы
Печи
Санитарно-техническое оборудование
Электрооборудование
Лифт
Приложение N 3
Журнал регистрации результатов осмотров жилого дома
Результаты осмотра строительных конструкций и инженерного оборудования строения
Приложение N 4 . Перечень работ по содержанию жилых домов
А. Работы, выполняемые при проведении технических осмотров и обходов отдельных элементов и помещений жилых домов
Б. Работы, выполняемые при подготовке жилых зданий к эксплуатации в весенне-летний период
В. Работы, выполняемые при подготовке жилых зданий к эксплуатации в осенне-зимний период
Г. Работы, выполняемые при проведении частичных осмотров
Д. Прочие работы
Приложение N 5 . Журнал учета заявок населения на оперативное устранение неисправностей и повреждений инженерного оборудования в жилом доме
Приложение N 6 . Укрупненные нормативы продолжительности текущего ремонта жилых домов
Приложение N 7 . Перечень работ, относящихся к текущему ремонту
1. Фундаменты
2. Стены и фасады
3. Перекрытия
4. Крыши
5. Оконные и дверные заполнения
6. Межквартирные перегородки
7. Лестницы, балконы, крыльца (зонты-козырьки) над входами в подъезды, подвалы, над балконами верхних этажей
8. Полы
9. Печи и очаги
10. Внутренняя отделка
11. Центральное отопление
12. Водопровод и канализация, горячее водоснабжение
13. Электроснабжение и электротехнические устройства
14. Вентиляция
15. Мусоропроводы
16. Специальные общедомовые технические устройства
17. Внешнее благоустройство
Приложение N 8 . Примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда
Приложение N 9 . Паспорт готовности дома к эксплуатации в зимних условиях
I. Общие сведения
II. Результаты эксплуатации объекта в зимних условиях прошедшего 200_ г.
III. Объемы выполненных работ по подготовке объекта к эксплуатации в зимних условиях 200_ г.
IV. Результаты проверки готовности объекта к зиме 200_ г.
Приложение N 10 . Неисправности печей, причины и методы их устранения
Приложение N 11 . График качественного регулирования температуры воды в системах отопления при различных расчетных и текущих температурах наружного воздуха (при расчетных перепадах температура воды в системе отопления 95 - 70 и 105 - -70 град. С)

К юристам, которые консультируют пользователей в режиме онлайн и по телефону, часто обращаются с таким вопросом: «где можно найти 170 Постановление Правительства РФ с последними изменениями 2018 года?». Подразумевается при этом чаще всего другой документ – Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 №170. Изменения в 2018 году в него не вносились. Этот важнейший для сферы ЖКХ документ существует в первоначальной редакции уже 15 лет и продолжает активно применяться, что подтверждает в том числе и судебная практика Верховного суда РФ.

Расскажем подробнее, что из себя представляет Постановление Госстроя РФ №170, в каких случаях оно применяется на практике в 2018 году.

Нормативная база

Полное наименование рассматриваемого документа: Постановление от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда». Оно было принято Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, зарегистрировано Минюстом 15.10. 2003 г. под № 5176 и вступило в силу 03.11.2003.

Нормам присвоен внутренний номер МДК 2-03.2003 в соответствии с Общероссийским строительным каталогом. Сокращение МДК обозначает методические документы.

Несмотря на то, что в Интернете часто появляются информация, что Постановление №170 Госстроя РФ от 27.09.2003 г. (с изменениями или без таковых) было отменено, оно действует и сегодня.

Постановление Госстроя №170 неоднократно пытались оспаривать. Однако Верховный суд в отмене постановления отказал. В решении от 25.10.2013 указано, что нормы документа «действующему федеральному законодательству не противоречат».

Существует мнение, что нормативно-правовой акт, основанный и ссылающийся на недействительный закон, применять нельзя. В тексте постановления фигурирует Закон РФ № 4218-1 от 24.12.1992 «Об основах федеральной жилищной политики», утративший силу.

К тому же, принятие в декабре 2004 года нового Жилищного кодекса, повлекло утверждение:

  1. Правил содержания общего имущества (Постановление Правительства № 491 от 13.08.2006);
  2. Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД (утверждены постановлением Правительства № 290 от 03.04.2013).

Если посмотреть актуальную судебную практику, к примеру, акты Верховного суда:

  • от 14 декабря 2015 г. по делу № А50-24120/2014,
  • от 7 июня 2018 г. по делу № А57-8937/2017,
  • от 2 апреля 2018 г. по делу № А64-7957/2017 и т. д.,

то станет ясно, что акт Госстроя и сейчас активно применяется даже высшей судебной инстанцией, не говоря о нижестоящих.

Постановление состоит из 6 основных разделов и 11 приложений.

В них устанавливаются:

  • требования к порядку обслуживания и проведению ремонта жилья.
  • правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов ЖКХ, обеспечению сохранности и содержанию жилого фонда, техинвентаризации.
  • обязанность владельцев оплачивать жилье, коммунальные услуги без нарушения сроков.
  • рекомендуемый перечень работ по содержанию жилых домов, выполняемых организацией по обслуживанию жилфонда и примерный перечень работ по текущему ремонту.
  • правила подготовки МКД к сезонному использованию.
  • порядок содержания помещений, благоустройства зданий и придомовых территорий (в том числе квартир, лестничных площадок, чердачных и подвальных помещений, технических подсобок и пр.).
  • сроки устранения неисправностей при срочном ремонте.

Правилами №170 регулируется не только статус уполномоченных субъектов по содержанию конструктивных элементов здания и инженерного оборудования. Установлен комплексный порядок эксплуатации МКД, включая профилактические осмотры.

Документ очень подробный, в нем содержится даже норма о том, что «поливка тротуаров в жаркое время дня должна производиться по мере необходимости, но не реже двух раз в сутки» (п.3.6.11).

Подробно Постановление Госстроя описывает, что можно, а что нельзя делать при переустройстве и перепланировке жилого помещения (см. картинку ниже).

Вопросы применения и судебная практика

С постановлением 170 связаны многочисленные проблемы и споры. В соответствии с указаниями ФЗ-184 от 27.12.2002 «О техническом регулировании», акты органов исполнительной власти имеют рекомендательное значение. Аналогичная норма содержится в п. 2.3 ст. 161 ЖК. Постановление 170 не утверждалось Правительством, оно принято госкомитетом. Получается, что акт Госстроя не носит обязательного характера, хотя в преамбуле к тексту указано, что нормы «являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов РФ, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления».

Однако контролирующие инстанции продолжают ссылаться на постановление 170. Дело в том, что ни Правила 491, ни Минимальный перечень не содержат таких подробностей, как акт Госстроя.

Обратите внимание! Минстрой считает, что правила 2003 года стоит применять только тогда, когда они не противоречат актуальным законам (письмо № 19304-ОГ/04 от 24.05.2016).

В августе 2017 года Минстрой готовил другой проект, который должен был отменить акт № 170. Но этого не произошло.

[Комментарий ниже] Прошу модератора разместить полный текст письма Минрегиона России и подобный комментарий в первых новостях, поскольку неверное толкование норм материального права нарушает интересы иных собственников помещений (когда управляющая организация обязана выполнять работы, не предусмотренные решением общего собрания собственников помещений, но за их счёт таких владельцев помещений).

Прошу прощения, но в преамбуле раздела I этих Правил и норм технической экслпуатации жилищного фонда четко указано, что они обязательны для органов власти и управления, но не для граждан и их объединений (в том числе товариществ и хозяйственных обществ - управляющих организаций или обслуживающих...). полезная ссылка http://www.urbaneconomics.ru/publications/?mat_id=461#_edn5. эти доводы впоследствии были заявлены и заместителем Министра регионального развития Российской Федерации в письме от 14 октября 2008 г. N 26084-СК/14 (Сергей Круглик): цитаты: б) в соответствии со статьями 162 - 164 Кодекса и частью 2 статьи 18 Федерального закона N 189-ФЗ объем ответственности управляющих и подрядных организаций не может быть больше, чем объем обязательств по соответствующему договору, заключенному собственниками помещений с такими организациями;
в) законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности одностороннего установления управляющей или подрядной организацией перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, условий их оказания и выполнения, а также размера их финансирования. Эти положения должны быть согласно части 3 статьи 162 и статьи 164 Кодекса указаны в заключенных договорах. В соответствии с пунктом 17 Правил содержания собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Услуги и работы, предусмотренные утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170 Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, являются обязательными для управляющей или подрядной организации ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ УКАЗАНИЯ НА НИХ В ДОГОВОРЕ. В других случаях указанные правила в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" имеют РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
г) жилищное законодательство НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ОБЯЗАННОСТИ выполнения услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме без соразмерной оплаты таких услуг и работ (пункты 29 и 35 Правил содержания);
е) невыполнение управляющей или подрядной организацией перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, является нарушением правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и (или) жилых помещений, если из договора следует обязанность выполнить такую услугу или работу за соответствующую ей плату. Данное нарушение свидетельствует о противоправности действий или бездействия и о наличии объективной стороны правонарушения. Отсутствие в содержащемся в договоре перечне услуг и работ невыполненных услуг и работ свидетельствует об отсутствии обязанности выполнять не заказанные и не оплаченные услуги и работы, что свидетельствует об отсутствии в действиях управляющей или подрядной организации состава административного правонарушения независимо от наличия в договоре обязанности выполнять другие услуги и работы;
Согласно пункту 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При этом необходимо учитывать, что управляющая или подрядная организация не имеет возможности для соблюдения правил, за нарушение которых статьей 7.22 КоАП предусмотрена административная ответственность, если собственники помещений не заказали на возмездной основе услуги и работы, необходимые для поддержания общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Если управляющая организация предложила собственникам помещений внести в договоры управления изменения о выполнении работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества, а собственники помещений не провели общее собрание или отказались от предложенных изменений, то управляющая организация НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ РАБОТ. напоминаю, что Минрегион России уполномочен Правительством Российской Федерации на дачу разъяснений по вопросам жилищного законодательства (как исходя из Положения о Минрегионе России, так и непосредственно - пункт 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 и пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 и др.).

Жители крупных городов живут среди постоянных источников шума: автомагистраль, стройплощадка, шум заводов и ТЭЦ, гул от разговора людей в общественных местах и т.д. Шумовое загрязнение города – это не только одна из важнейших экологических проблем, но и причина заболеваний нервной системы и других проблем со здоровьем у людей. Придя домой, любой горожанин хочет отдохнуть, провести вечер или выходной в спокойной обстановке, восстановить силы после тяжёлых рабочих будней. Однако часто отдых может быть испорчен шумным застольем у соседей, криком, визгом, нескончаемым ремонтом, громкой музыкой, воем или лаем соседской собаки. Что делать в таком случае? Каков допустимый уровень шума в квартире и какие меры воздействия предусмотрены при нарушении тишины – обо всём этом Вы узнаете из данной статьи.

Закон о тишине в Москве и Санкт Петербурге в 2019 году

Одними из самых первых и наиболее эффективно бороться с недопустимым уровнем шума в многоквартирных домах начали жители Москвы. Столица – крупнейший город в России, развивающийся и строящийся, находящийся в постоянном движении. Выражение «Москва не спит» отражает как нельзя лучше суть жизни этого мегаполиса. В таких условиях отдых человека, от которого зависят его жизнь и здоровье, нуждаются в особой защите.

Скачайте готовое объявление о запрете шума

Временные рамки закона: до какого времени можно шуметь в будние дни и выходные?

На федеральном законодательном уровне единых требований к соблюдению условий тишины в МКД не разработано. Это даёт право каждому субъекту РФ утвердить собственные правила соблюдения покоя. Согласно санитарным требованиям, человеку должен быть обеспечен отдых в ночные часы, а отдельным категориям граждан и в дневное время, что обусловлено устройством нервной системы человека и функционированием его психики. Исходя их этого, условно период жизнедеятельности человека делится на ночной и дневной.

В ночные часы допустимыми являются звуки, не превышающие по своему звучанию 30 дБ, вне зависимости от дня недели.В большинстве регионов к «ночным» часам относится временной отрезок с 23:00 до 7:00 часов, в отдельных субъектах РФ – с 22:00 до 8:00 часов.

Днём также могут быть установлены часы тишины. На этот период распространяются те же требования к уровню шума, что и в ночные часы: издаваемые звуки не должны превышать отметку в 30 дБ. Как правило, этот период совпадает с дневным отдыхом у детей, пожилых людей, инвалидов, граждан, находящихся на домашнем лечении и реабилитации: с 13:00 до 15:00 часов.

В остальные дневные часы разрешён уровень шума до 55 дБ. Исключение составляет проведение ремонта новостройках в первые годы после введения МКД в эксплуатацию.

Таким образом, жильцы в многоквартирном доме могут шуметь, в пределах допустимого звукового диапазона, в следующие часы:

  • с 9:00 до 13:00 часов;
  • с 15:00 до 19:00 часов;

Тишина в выходные и праздничные дни

В праздничные и выходные дни категорически запрещается шуметь с 22:00 до 10:00 часов, если это предусмотрено местным законодательством.

Единственным праздником, когда разрешается нарушать тишину в течение всех суток, является Новый год.

В выходные дни нарушение тишины может быть оправдано только следующими причинами:

  • ликвидация последствий от природных катаклизмов, чрезвычайных ситуаций, катастроф;
  • мероприятия, утверждённые государством или местной властью: спортивные, религиозные, гражданские;
  • работы, обеспечивающие безопасности жизни жильцов;
  • в некоторых регионах РФ разрешено выполнение ремонта в жилых помещениях.

Когда можно и когда запрещено делать ремонт?

Пожалуй, главной причиной нарушения дневного отдыха в МКД является проводимый соседями ремонт. В последние годы значительно выросло число многоквартирных домов, новые кварталы застраиваются в ускоренном режиме и во всех этих зданиях неизбежно выполнение ремонта. Но и в жилье из вторичного рынка ремонт является острой необходимостью, так как чаще всего прежний интерьер уже износился, да и каждый новый жилец хочет организовать квартирное пространство под свой вкус. Поэтому закон о тишине, во многом, помогает урегулировать взаимоотношения между теми, кому ремонт так необходим, и теми, кто от него страдает.

Исключение сделано для новостроек, введённых в эксплуатацию не ранее, чем полтора года назад. В них подобные ограничения не действуют. В ночное время в новостройках запрещено шуметь дрелью или отбойным молотком с 23:00 до 7:00.

Что делать, если соседи нарушают закон о тишине. Как бороться с шумом.

Как уже было сказано выше, граждане ответственны за соблюдение часов покоя, поскольку за нарушение предусмотрена административная ответственность. Органами, контролирующими соблюдение Закона о тишине, являются УК, ТСЖ, Роспотребнадзор, правоохранительные органы, суд.

Если Ваши соседи являются причиной громких звуков, которые мешают сну и отдыху, прежде всего необходимо выяснить причину нарушения тишины, и попытаться договориться мирным путём. Например, внезапный детский плач не входит в перечень источников шума, за которые накладываются штрафные санкции, так как запрет на выражение эмоций ребёнка будет расцениваться как ущемление его прав.

Если договориться с нарушителями спокойствия не получилось, а ситуация неоднократно повторяется, пострадавшие граждане могут обратиться в полицию . Для этого необходимо составить заявление (оно может быть коллективным, если ущемляются права на отдых нескольких граждан одновременно). Если полиция вызывается на место происшествия, заявление может быть составлено на месте. Если обращение в полицию происходит постфактум, к заявлению лучше приложить доказательства в виде аудио-, видео- или фотодокументов, показания свидетелей.

В случае, если правоохранительные органы не помогли урегулированию конфликтной ситуации, следует обратиться в Роспотребнадзор для измерения уровня шума и получения на руки экспертного заключения, которое может быть представлено в качестве доказательства в суде.

При длительном нарушении покоя в запрещённые часы, применении штрафных санкций, пострадавшая сторона может бороться с шумом путём обращения в судебный орган. Доказательной базой будут служить многочисленные заявления в полицию, протоколы об административном правонарушении, аудио-, видеоматериал, копии обращений в управляющую организацию, показания других пострадавших граждан, заключения Роспотребнадзора и других независимых экспертных организаций, а также это могут быть заключения от врача-невролога о нарушении сна и т.д. Уже, рассмотрев обращение, суд может вынести решение о наложении штрафных санкций или в отдельных случаях выселении (для арендаторов жилья).


Ответственность и штрафные санкции за нарушения закона

Несоблюдение Закона о тишине расценивается как административное правонарушение. При первичной жалобе нарушителю будет выписано предупреждение, при повторном и последующих – штраф.

За нарушение тишины и покоя в ночное время - с 23:00 до 07:00 - обычным гражданам грозит предупреждение или наложение административного штрафа от одной до двух тысяч рублей. Для должностных лиц штраф составит от четырёх тысяч до восьми тысяч рублей, а юридические лица в этом случае будут оштрафованы на сумму от 40 тысяч до 80 тысяч рублей.

Mos.ru информация с сайта mos.ru

Кодексом об административных правонарушениях РФ для юридических и физических лиц предусмотрены следующие санкции:

  • для граждан при первичном нарушении от 1 до 3 тыс. руб.;
  • для руководителей организаций – от 5 до 0 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – от 10 до 30 тыс. руб.

Сумма повторных штрафных санкций может в несколько раз превышать ту, что была выписана в первый раз.

Смотрите видео по теме - как отстоять свое право на тишину:



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.