Чтение чертежей. Чтение чертежей и условные обозначения Токарные чертежи деталей

Есть и другой вариант научиться понимать чертежи. Если среди знакомых есть инженеры, то понять все хитрости будет намного проще, при одном условии, что ученик сможет визуально представлять себе объект, это невозможно без развитого воображения.

Как самостоятельно прочитать чертёж?

Умение читать чертежи и осуществлять печать чертежей – это одно из главных требований многих технических профессий. Сметчик, сварщик, монтажники, каменщики, архитекторы – вот далеко не полный перечень профессий, где потребуется понимание основ чертёжного дела.

В каждой профессии своя специфика, также, как и правила разработки схем, чертежей. Для стройки необходимы проекты дома, для производства деталей – схема детали, поэтому чтобы правильно составить или прочитать чертёж нужно знать все основные правила составления чертежей в этой области. Далее рассмотрим более подробно несколько основных правил составления чертежей.

Правила чтения чертежей

Неважно в какой области планируется создание чертеже, в процессе работы необходимо придерживаться следовать определённым правилам:

  • Нужно уметь визуализировать объект, тогда получится представить его точные характеристики. Создать чертёж детали, ни представляя её внешнего вида правильно не получится.
  • Необходимо постоянно анализировать рисунок, так можно представить контуры детали, её внешний вид. Можно мысленно разбить деталь на составные части, представив их в виде понятных геометрических фигур и постараться воссоздать на бумаге увиденное.
  • Изучение оглавления чертежа даст массу информации об основных параметрах изделия (объекта), области его применения. Увидев надписи о масштабе, название детали, представлять готовое изделие становится намного проще.
  • На каждом чертеже есть определённые обозначения, для чего они и что означают необходимо понять, чтобы более детально сам чертёж.

Прочитать чертёж без его детального анализа не получиться, каждая деталь имеет своё предназначение, форму, параметры. Вес, размер, масштаб, конфигурация – все эти параметры указываются на чертежах в определённом масштабе. Зная необходимые стандарты и размеры детали воссоздать её внешний вид будет несложно.

Если знание стандартов довольно слабое, то при чтении чертежей необходимо иметь соответствующую литературу с детальным описанием всех стандартов применимых в данной области. В случае необходимости найти определённую деталь, и ознакомиться с её характеристиками будет легче. Подобных справочников в различных областях на сегодняшний день масса, информацию можно найти в сети на сайтах соответствующей тематики.

Подытоживая вышеперечисленные рекомендации стоит подчеркнуть необходимость знания основ и методов нанесения чертежей, понимания основных обозначений и правил изготовления деталей, строительства объектов. Без этих элементарных навыков понять какой должна быть деталь и как она выглядит в готовом виде будет сложно.

Основные требования к чертежу сводятся к следующему:

  • 1. Чертеж детали должен содержать минимальное, но достаточное для уяснения ее формы количество видов, разрезов и сечений, выполненных с применением только таких условных изображений, которые установлены стандартами.
  • 2. На чертеже должна быть обозначена шероховатость поверхности и нанесены геометрически полно и технологически правильно все необходимые размеры.
  • 3. Чертеж должен содержать необходимые технические требования, отражающие особенности детали: материал и показатели его свойств, покрытие, предельные отклонения размеров, геометрической формы и расположения поверхностей.

Среди требований, предъявляемых к чертежу детали, следует особо выделить требование технологичности, т. е. связи чертежа с технологией изготовления детали. Требование технологичности относится как к самой конструкции детали, так и к ее изображению на чертеже.

Большое значение для изготовления детали имеет технологически правильная простановка размеров на чертеже. При этом необходимо учитывать: какие элементы деталей принять за размерные базы, чтобы они согласовывались с технологическими и измерительными базами; какие указать размеры, чтобы учесть все виды промежуточного контроля в процессе изготовления детали; какие размеры на чертеже детали необходимо согласовать с соответствующими размерами смежных сопрягаемых деталей, находящихся во взаимодействии с данной.

В производственной практике слесаря (при замене отдельных пришедших в негодность деталей во время ремонта оборудования) часто возникает необходимость пользоваться эскизами.

Эскизами называются чертежи временного характера, выполненные без применения чертежного инструмента и без точного соблюдения масштаба.

При составлении эскизов следует применять правила, установленные стандартами для чертежей; необходимо, чтобы эскизы просто и быстро читались, не содержали ничего лишнего и отвечали требованиям производства.

Чтение чертежа начинают с ознакомления с основной надписью и далее производят в следующем порядке:

устанавливают взаимосвязь между всеми изображениями, а также выясняют, какие из упрощенных и условных изображений элементов детали применены;

определяют форму детали, мысленно расчленяя ее на составляющие геометрические элементы;

уясняют, к каким элементам детали относятся размеры, какую величину они обозначают (диаметр, длину, ширину и т. д.), находят размеры базы, расшифровывают условные обозначения размеров, а также обозначения шероховатостей поверхности;

подробно знакомятся со всеми техническими требованиями и другими указаниями, которые обусловливают особенности и последовательность работы по чертежу.

Среди графической документации, которой пользуется слесарь в процессе работы, большое место занимают сборочные чертежи. По ним производится сборка, т.е. соединение деталей в сборочные единицы, а затем сборочных единиц и деталей в готовые законченные изделия.

Для чтения и составления сборочных чертежей необходимо знать и уметь применять установленные для них стандартами правила, условности и упрощения. Основные из них следующие:

  • 1. Изображения, виды, разрезы и сечения располагают на сборочных чертежах, как и на чертежах деталей, в проекционной связи.
  • 2. Штриховку смежных сечений деталей на сборочных чертежах выполняют под углом 45° в противоположных направлениях или со сдвигом штрихов, или с изменением расстояния между ними.
  • 3. Болты, винты, заклепки, шпонки, стержни, сплошные валы, шарики, шпиндели, рукоятки, гайки, шайбы изображают в продольных разрезах нерассеченными.
  • 4. Линии невидимого контура на сборочных чертежах применяют только для изображения простых (невидимых) элементов, когда выполнение разрезов не упрощает чтение чертежа, а увеличивает его трудоемкость.
  • 5. При изображении ввернутого в отверстие нарезанного стержня (болта, шпильки, нарезанного конца детали) наружная резьба (на стержне) изображается полностью, а внутренняя резьба (в отверстии) показывается только в том случае, если она не закрыта резьбой стержня.
  • 6. Зацепления зубчатых колес, реек и червяков, а также некоторые другие детали, например пружины, изображаются на сборочных чертежах условно (упрощенно).
  • 7. Сложные сборочные чертежи для пояснения принципа устройства механизма и взаимодействия его частей в ряде случаев дополняют кинематическими схемами.

При изучении работы различных станков, механизмов, при их наладке или ремонте, при монтаже электрического оборудования нередко требуется уяснить принципиальную связь между элементами монтируемого устройства без уточнения его конструктивных особенностей. Для этой цели предназначаются различные схемы: кинематические, гидравлические, электрические и другие.

Кинематические схемы отображают связь и взаимодействие между подвижными элементами устройства.

Гидравлические схемы показывают систему управления посредством жидкости.

Электрические схемы поясняют принцип работы и взаимосвязь между элементами электрического устройства.

На схемах детали изображаются упрощенно, посредством условных обозначений, установленных стандартами. На переднем форзаце показана кинематическая схема вертикально-сверлильного станка с наглядным пояснением условных обозначений сборочных единиц и деталей.

Изложенный выше материал дает возможность читать несложные чертежи. Чтение чертежа заключается в уяснении по плоским изображениям объемной формы детали и в определении ее размеров, шероховатости поверхностей и других данных, приведенных на чертеже.

  • 1. Прочитать основную надпись чертежа. Из нее можно узнать название детали, наименование и марку материала, из которого ее изготовляют, масштаб изображений, обозначение чертежа и другие сведения.
  • 2. Определить, какие виды детали даны на чертеже, какой из них является главным.
  • 3. Рассмотреть виды во взаимной связи и попытаться определить форму детали со всеми подробностями.

Этой задаче помогает анализ изображений. Представив по чертежу, из каких геометрических тел слагается деталь, мысленно объединяют полученные данные в единое целое.

  • 4. Определить по чертежу размеры детали и ее элементов. При этом надо обращать внимание на знаки Æ, □, R, стоящие перед размерными числами. Как указывалось, знак 0 означает, что данный элемент детали имеет форму тела вращения, знаком □ определяются элементы квадратного сечения и т.п.
  • 5. Установить, какова должна быть шероховатость поверхностей детали. Если на изображении рассматриваемой поверхности отсутствуют знаки шероховатости, то следует искать указание шероховатости в правом верхнем углу чертежа.

В качестве примера прочитаем чертеж наконечника (рис. 1.35).

Вначале приведем вопросы к чертежу, а затем ответы на них. (Вопросы расположены в последовательности, соответствующей правильному порядку чтения чертежа.)

Вопросы к чертежу (рис. 1.35)

  • 1. Как называется деталь?
  • 2. В каком масштабе выполнен чертеж?
  • 3. Из какого материала изготовляют деталь?
  • 4. Какие виды содержит чертеж?
  • 5. Из каких геометрических тел слагается форма детали?
  • 6. Опишите общую форму детали.
  • 7. Чему равны габаритные размеры и размеры отдельных частей детали?
  • 8. Какова шероховатость поверхностей детали?

Ответы на вопросы к чертежу (рис. 1.35)

  • 1. Деталь называется "Наконечник". Это мы узнаем из основной надписи.
  • 2. Масштаб 1:2, т.е. линейные размеры на чертеже в 2 раза меньше линейных размеров самого предмета.
  • 3. Деталь изготовляют из стали марки 45 по ГОСТ 1050–88.
  • 4. Чертеж содержит два вида: главный (спереди) и вид слева, который расположен справа от главного вида и на одном уровне с ним.
  • 5. Рассмотрим сначала крайний левый элемент. На главном виде он имеет трапециевидное очертание, на виде слева он изображен двумя окружностями. Такие изображения может иметь усеченный конус.

Рис. 1.35.

На главном виде второй элемент выглядит прямоугольником и окружностью на виде слева, что указывает вместе со знаком Æ на его цилиндрическую форму.

Форма третьего элемента устанавливается тоже при сопоставлении двух его изображений. Этот элемент имеет форму шестиугольной призмы, с обоих торцов которой сняты конические фаски. Кривые линии, проведенные на главном виде, и большая окружность па виде слева получились на детали при снятии конических фасок на шестиугольной призме.

При выяснении формы следующего элемента руководствуемся только его изображением на главном виде и знаком Æ, так как на виде слева этот элемент не виден. Прямоугольный контур, осевая линия и знак диаметра указывают на цилиндрическую форму этого элемента.

Последний справа элемент, имеющий очертание трапеции и размер 1 × 45°, является усеченным конусом (фаской), так как очертание трапеции и размер в виде условной записи характерны для этого элемента.

По штриховым линиям на главном виде и меньшей окружности на виде слева можно судить, что внутри детали имеется сквозное цилиндрическое отверстие.

6. Объединив все полученные сведения, устанавливаем общую форму предмета (рис. 1.36). Она представляет собой сочетание усеченного конуса, цилиндра, шестиугольной призмы, цилиндра и усеченного конуса, расположенных на общей оси. Вдоль оси детали проходит цилиндрическое сквозное отверстие.

Рис. 13.6.

7. Габаритные размеры детали, т.е. определяющие предельные внешние или внутренние размеры, таковы: длина – 170 мм, наибольший размер шестиугольного элемента (высота) – 72,1 мм, ширина детали – 65 мм, диаметр отверстия – 20 мм (см. рис. 1.35).

Большой диаметр первого слева элемента 48 мм, угол при вершине 30°, длина его 20 мм. Диаметр следующего цилиндрического элемента одинаков с большим диаметром конуса и равен 48 мм, а длина его определяется как разность между 55 и 20, т. е. равна 35 мм.

Два размера элемента детали, имеющего форму шестиугольной призмы, нанесены на виде слева: между параллельными гранями – 65 мм (размер "под ключ"), между двумя из ребер – 72,1 мм (диаметр описанной окружности). Длина этого элемента не указана, она определяется после того, как будут выдержаны размеры 170,55 и 46 мм. Размеры фасок на призме: диаметр большего основания – 72,1 мм, диаметр меньшего основания усеченного конуса – 64 мм, угол при вершине конуса – 120°.

Диаметр правого цилиндра 50 мм, а длина его 45 мм (46 – 1 = = 45 мм). Больший диаметр усеченного конуса равен диаметру цилиндра, т.е. 50 мм, высота его 1 мм, а угол наклона образующих к плоскости основания 45°.

8. Шероховатость поверхности усеченного конуса, расположенного с левого конца детали, Ra 6,3, шероховатость находящегося рядом цилиндра диаметром 48 мм Ra 3,2. Поверхность цилиндра диаметром 50 мм, расположенного с другого конца детали, должка иметь шероховатость также Ra 3,2. Все остальные поверхности должны иметь шероховатость Ra 10.

О шероховатости остальных поверхностей мы судим по знаку перед скобками в правом верхнем углу чертежа.

Чтение чертежа заключается в представлении по плоским изображениям объемной формы предмета и в определении его размеров. Эту работу рекомендуется проводить в такой последовательности:

  1. Прочитать основную надпись чертежа. Из нее можно узнать название детали, наименование материала, из которого ее изготовляют, масштаб изображений и другие сведения.
  1. Определить, какие виды детали даны на чертеже, какой из них является главным.
  2. Рассмотреть виды во взаимной связи и попытаться определить форму детали со всеми подробностями. Этой задаче помогает анализ изображений, данных на чертеже. Представив по чертежу геометрическую форму каждой части детали, мысленно объединяют их в единое целое.
  3. Определить по чертежу размеры детали и ее элементов. Приведем пример чтения чертежа детали (вначале даны вопросы к чертежу, а затем ответы на них).

Вопросы к чертежу (рис. 143. Вопросы составлены в последовательности, соответствующей правильному порядку чтения чертежей)

  1. Как называется деталь?
  2. Из какого материала ее изготовляют?
  3. В каком масштабе выполнен чертеж?
  4. Какие виды содержит чертеж?
  5. Опишите общую форму детали.
  6. Чему равны габаритные размеры деталей и размеры отдельных частей?

Рис. 143. Чертеж детали

Ответы на вопросы к чертежу (см. рис. 143).

Прочитайте чертеж на рисунке 145.

Рис. 145. Задание для упражнений

Вопросы к чертежу

  1. Как называется деталь?
  2. Из какого материала она изготовляется?
  3. Какие виды даны на чертеже?
  4. Сочетанием каких геометрических тел определяется форма детали?
  5. Какие элементы детали показаны на главном виде двумя окружностями диаметром 10?
  6. Изображением каких элементов являются окружности диаметром 18 и почему они проведены на главном виде штриховыми линиями?
  7. Каковы габаритные размеры детали?

Практическая работа № 7. 1. Устное чтение чертежей

Прочитайте по заданию учителя один из чертежей на рисунке 146. Ответы на вопросы запишите в тетради.

Рис. 146. Задания к практической работе № 7

Вопросы для чтения чертежей

  1. Как называется деталь? Из какого материала ее изготовляют?
  2. Какой масштаб указан на чертеже?
  3. Какие изображения передают форму детали?
  4. Сочетанием каких геометрических тел образована ее форма?
  5. Опишите форму детали.
  6. Чему равны габаритные размеры? Какова величина геометрических тел, образующих форму детали?

2. Решение занимательных задач


Рис. 148. Задания для упражнений

Графическая работа № 8. Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы (путем удаления части предмета)


Рис. 151. Задания к графической работе № 8

Указания к работе. Задания 1-4, как подготовительные, выполните в рабочей тетради, задание 5, как основное,- на листе формата А4. Изображения выполните с сохранением пропорций предмета; размеры не наносите.

Всем доброго дня! Я сразу извиняюсь, что так редко пишу посты (буду стараться чаще 😛). Но как говорится лучше меньше да лучше. И сегодня поговорим про чтение машиностроительных чертежей, а так же различные обозначения.

Многие из вас наверное думаю вообще Андрюха (это Я кто не знал 😆) умом тронулся и стал читать чертежи , ведь это не книга!?!? Да конечно конструкторские чертежи не книга, а гораздо сложнее и тут необходимо не только знать алфавит но и обладать специальными знаниями инженерного работник. Кстати если кто еще не знает как стать инженером прочтите .

Я думаю, что инженерам со стажем и даже студентам старших курсов машиностроительных и инженерных специальностей термин чтение чертежей уже знаком не по наслышке. Ладно хватит этой скучной подводки, тем более я постараюсь подать материал как можно проще и интереснее дабы вы не заскучали при прочтении. И так…

Чтение машиностроительных чертежей для начинающих инженеров.

Начинаем читать чертеж, прежде изучив предназначение детали, а именно к какой группе она относится. Это может быть, что угодно например тело вращения (вал) корпусная деталь (картер например) сборочный чертеж узла (редуктор, двигатель и др.). Но сегодня будем рассматривать чертеж типа тело вращения и это вал. Я выбрал эту деталь так как считаю ее наиболее простой как при проектировании так и при изготовлении, особенно это важно учитывать при чтении чертежей начинающими инженерами.

Основные правила чтения чертежей (порядок).

Пожалуй основное правило это не спеша изучить конструкторскую документацию и по порядку начать впитывать информацию с чертежа которую для нас хотел донести инженер конструктор. Только после этого начинаем собственно говоря читать чертеж.

Требования к чистоте поверхностей детали.

И так, что мы видим на чертеже этого вала? Именно! Я выделил красным цветом обозначение шероховатости. Ra от 0,8 до 1,6. Единицы измерения данного параметра (мкр).

Почему я решил первым делом рассмотреть именно этот параметр спросите вы? Это самое первое, что достойно вашего внимания, сейчас объясню почему. От того какая шероховатость обозначена на чертеже зависит какой финишный вид обработки вам необходимо выполнить на рассматриваемой детали. Например если брать итменно этот чертеж, то поверхности где Ra 0,8 и 1,6 мкр необходимо шлифовать или применить токарный станок для твердого точения (после прохождения термообработки или как еще называют ее закалки). Даже наверное Ra 0,8 это скорее всего полирование.

Да чуть не забыл в верхнем правом углу чертежа есть обозначение шероховатости Ra 6.3 (v). Это называется неуказанные шероховатости детали на чертеже. Вы наверное подумаете — ну если не указана так нахрена она вообще надо? Ну ведь согласитесь, что если на чертеже детали проставить шероховатости на каждой поверхности, то это будет не чертеж а сплошные значки шероховатости 🙂 . Ну короче вы поняли 🙂 . Везде где шероховатость поверхности не указана она должна быть не более 6,3 мкр.

Запомните! Всегда начинайте чтение чертежей с определения чиcтоты поверхностей на готовой детали, или проще говоря шероховатости.

Обозначение разрезов на чертеже детали.

В этом разделе мы коснемся разрезов на чертеже детали. Да да вы не ослышались именно разрезов, тут все на самом деле просто.Ведь это совокупность анализа разных обозначений и параметров различных технических характеристик. О как завернул:). Конечно изначально можно подумать, что это же не праздничный торт, чтобы его резать), ладно… Собственно мы видим буквы А и Б которые стоят возле вертикальных пробелов (ну если их можно так назвать, например я называю так) над и под стрелочками. Эти пробелы обозначают начальную и конечную точку разреза. Представьте, что вал это палка колбасы и вам нужно сделать два разреза для приготовления бутербродов. Вы берете нож и режете в двух местах А-А и Б-Б . Что то я про колбасу 🙂 наверное уже пора пойти перекусить.

И вот когда мы сделали два разреза мы сможем увидеть, что находится в внутри (или плоскости сечения) колбасы ТФУУУ…ТЫ вала конечно:). Не точно пора перекусить.

То что мы увидим в разрезе показано в большой прямоугольной рамке внизу чертежа это виды разрезов А-А и Б-Б. На нашем чертеже это всего лишь два шпоночных паза, ничего интересного и сложного.

Стоит сказать, что это показаны простые разрезы но они есть еще и достаточно сложные с изломанным контуром, иногда изломов может быть несколько, хотя принцип вида и обозначения такой же.

Обозначение выносных элементов на чертежах.

Продолжаем чтение машиностроительных чертежей с изучением обозначений. На данном чертеже мы видим. Да на этой детали есть выточки, которые обозначить на основном виде нет возможности, так как это будет слишком мелко и невидно человеческому глазу. По этой причине инженеры технологи и конструктора придумали эти элементы выносить в отдельную область чертежа. Такие элементы называются просто — выносные элементы . На этот параметр обращать особое внимание не стоит так как в основном это всегда стандартные канавки и выточки (фаски). Будьте внимательны, бывает что такая выноска может показывать оригинальную выточку которая может стать достаточно большой проблемой при изготовлении детали и даже проектирования специального инструмента для получения необходимой геометрии канавки. Ну это уже из другой исторрии 🙂 .

Выносные элементы чертежа не достойны особого внимания, но забывать про них ни в коем случае нельзя

Технические требования чертежа.

Да еще обратите внимание на свободное поле на чертеже (справа внизу) там пусто. Ну это просто я такой чертеж неудачный выбрал, уж простите 🙂 . А обычно там располагаются технические требования к детали, а именно:

  • Твердость детали (а иногда и заготовки)
  • Неуказанные предельные отклонения и допуски
  • Требование к не обработанным поверхностям
  • Твердость детали после проведения термообработки
  • Символ » * » которым обычно обозначают размер для справок.
  • Различные особые требования к детали (все, что придет в голову конструктору).

Ну вот пожалуй на сегодня и все. , как машиностроительных так и других областей производства наука совсем не сложная и складывается из совокупности знаний которые вы получите после того как закончите соответствующие учебные заведения СУЗы и ВУЗы, а читать чертежи быстро и правильно вы научитесь уже непосредственно когда поработаете на производстве и наберетесь опыта.

Кстати у меня появмлся свой YouTube какнал и вот видео как читать чертежи правильно. Посмотрите для закрепления материала.

Всем успехов! Нажимайте на кнопочки внизу статьи и это будет вашим спасибо автору, то есть мне:)!

Спасибо за внимание! Пока!



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.