Проекты купеческих домов 19 века. Особенности русской усадьбы: стиль и интерьер, история и современные интерпретации. Краткий объяснительный текст*)

Русская усадьба стала отдельным явлением в архитектуре и дизайне интерьеров. И сейчас многие владельцы загородных домов пытаются воспроизвести это направление. Давайте попробуем разобраться, чем отличается русская усадьба от обычных особняков, немного окунёмся в прошлое и рассмотрим особенности такого интерьера.

Художник Станислав Жуковский известен своими картинами, на которых он любовно изображал старинные русские усадьбы. По его картинам можно изучать интерьеры домов с середины XIX и до начала XX века.

С. Ю. Жуковский. Поэзия старого дворянского дома, 1912

С. Ю. Жуковский. Большая гостиная в Брасове, 1916

С. Ю. Жуковский. Интерьер библиотеки помещичьего дома, 1910-е

Сразу определимся, что говорить мы будем именно об усадьбах, а не избах, теремах и княжеских дворцах. Об избах и теремах сказано немало, это тоже история, причём более древняя. А повторить роскошь и царский стиль дворцов русских князей в настоящее время могут себе позволить единицы. Да и кто решится на воспроизведение такого стиля — в современных реалиях это сложно себе представить.

Русский терем, как место проживания достаточно зажиточных семей, сейчас можно встретить в основном в старинных городах и деревнях. Резные наличники , дерево в качестве основного материала, четыре небольших комнаты вокруг солидной печи, веранда — вот основные отличия такого строения.

Интерьер же русской избы в настоящее время можно встретить в банях, иногда так строят дачи люди, которые увлекаются стариной. Здесь всё просто, по-деревенски, без изысков и лишних деталей.

Итак, немного разобравшись с теремами и избами, переходим непосредственно к усадьбе. Название это происходит от «сажать» или «садить». Под усадьбой традиционно понимается загородная постройка, целый комплекс, куда помимо самого жилого дома входят хозяйственные строения и обширный сад. Принято различать следующие виды усадеб:

  1. Боярские или купеческие усадьбы, которые начали появляться в XVII веке.
  2. Помещичьи усадьбы, которые оставались основным местом проживания зажиточных россиян вплоть до начала XX века, а особенную популярность получили в XIX веке.

Барон Николай Врангель (брат Петра Врангеля, предводителя Белого движения) в 1902 году отправился в провинцию, чтобы подробно изучить особенности усадеб тогдашних помещиков. Вот как он описывал традиционную усадьбу в своей книге: «Белые дома с колоннами, в тенистой чаще деревьев; сонные, пахнущие тиной пруды с белыми силуэтами лебедей, бороздящих летнюю воду...».

Белый или иногда синий дом в классическом стиле, колонны с коринфскими ордерами, максимум два этажа, широкое крыльцо или терраса — такой внешний облик русской усадьбы не устарел и сейчас.

На этом фото усадьба Гальских, расположенная в Череповце. Сейчас это дом-музей, рассказывающий о быте помещиков начала XIX века.

Что касается интерьера русских усадеб, то следует отличать купеческий стиль от более позднего, созданного под влиянием европейских, в основном французских направлений и приближённого к современным реалиям.

На этих снимках дом купца Клепикова, расположенный в Сургуте. Хорошо видно обилие текстиля, очень простая отделка, дощатый пол, добротная деревянная мебель. Такую металлическую кровать с пружинами, уверены, многие из вас ещё застали у бабушки в деревне. Обратимся вновь к барону Врангелю, который интерьер усадьбы описывал так: «Внутри, в комнатах, — чинные комфортабельные стулья и кресла, приветливые круглые столы, развалистые бесконечные диваны, хрипящие часы с ржавым басистым боем, и люстры, и подсвечники, и сонетки, и ширмы, и экраны, и трубки, трубки до бесконечности».

Мебель в такой усадьбе зачастую была разномастной — старинный сундук, доставшийся от деда, мог соседствовать с новомодным французским стулом или английским креслом, которые владелец дома по прихоти супруги приобрёл во время поездки в город. Традиционно в русской усадьбе был зал для приёма гостей и, если позволяли размеры дома — балов, а также кабинет, который становился мужским убежищем хозяина.

На этом фото интерьер усадьбы, построенной в посёлке Медное озеро (под Санкт-Петербургом) архитекторами Еленой Барыкиной и Славой Валовень для коллекционеров антикварной мебели. Почти все предметы меблировки аутентичны, но есть в этом доме и современные реплики, созданные «под старину».

Если вы хотите воссоздать в своём доме интерьер русской усадьбы, следует придерживаться таких принципов:

  1. Обязательным элементом станет деревянный пол, можно паркетный или из досок.
  2. Мебель лаконичная, лучше из тёмного дерева, с тонкими ножками.
  3. Межкомнатные двери и плинтус белые.
  4. Стены тоже могут быть деревянными, окрашенными в нейтральные оттенки (но лучше — белоснежными). Можно также использовать обои под старину, которые имитируют текстиль.
  5. Столы круглые или овальные, с красивыми скатертями, светильники с уютными абажурами и лёгкие шторы.

Что касается кухни и санузла, то здесь целесообразно использовать изразцы. Дверцы кухонных шкафов можно оставить деревянными или расписать под Гжель, как на представленном нами примере.

Отдельно следует упомянуть о том влиянии, которое на интерьер русской усадьбы оказал ампир или поздний классицизм , пришедший из Европы. В рамках помещичьей усадьбы это направление получило название «сельский ампир», став менее помпезным и роскошным.

Сейчас стиль русской усадьбы некоторые домовладельцы представляют себе, как некую смесь избы, кантри, шале, рустика и современных мотивов.

Что ж, стиль русской усадьбы всегда был некой смесью различных направлений, взяв многое из классики и истории нашей страны. Однако, если вы будете придерживаться главных канонов, в итоге у вас должен получиться лёгкий, не перегруженный мебелью интерьер, уютный, свежий, достаточно простой и при этом действительно домашний, настоящая чеховская дача, не раз описанная классиками русской литературы.


Дачи, виллы и особняки: Фасады и планы каменных и деревянных построек в новых стилях / Под редакцией Вл. Стори. - С.-Петербург: Книгоиздательство М. Г. Стракуна, [б. г.]. - IV, 72 с., ил. - (Дачная архитектура за границей).

От редактора

Предлагаемый вниманию русских читателей сборник иностранных архитектурных проектов, является первой попыткой ознакомить их с мотивами иностранного зодчества. Здесь собраны наиболее типичные проекты немецких и английских архитекторов из различных альбомов, а помещаемый ниже текст, представляет выдержку из объяснительных записок при проектах и вполне знакомит нас с теми требованиями, которые предъявляются к дому-особняку западными европейцами, привыкшими к бо́льшему комфорту и удобствам, чем мы, русские. Хотя не во всем и не всегда можно согласиться с положениями немецких авторов, однако приходится все же признать их глубокую продуманность и приспособленность к требованиям жизни данного народа. Для нас, русских, большинство помещенных здесь планов не пригодно в целом виде. У нас совершенно другие жизненные требования.

Наша общественная разобщенность дает себя знать и в тесном кругу семьи и дом-особняк с проходными комнатами, лишенный спасительного коридора, конечно, не скоро нашел бы у нас покупателя или даже съемщика; поэтому на все помещаемые здесь проекты следует смотреть лишь как на схему, которую можно переработать сообразно индивидуальным требованиям в каждом отдельном случае.

Все помещенные здесь проекты, большей частью относятся к каменным постройкам, хотя могут быть пригодны и для деревянных оштукатуренных. Хотя на первый взгляд и кажется сравнительная дешевизна заграничных построек, на самом же деле, подсчитав, выходит, что кубическая сажень постройки обходится от 90 руб. до 120 руб.

При пользовании масштабом полезно помнить, что и погонный метр равняется почти 1½ аршинам.

Для облегчения пользования настоящими планами, мой архитектурно-строительный кабинет принимает на себя труд по переработке их применительно к требованиям русских клиентов и законоположений.

Вл. Стори.

ТЕМЫ ТАБЛИЦ.

(* План в конце книги)

ТАБЛИЦЫ:

I. Каменный одноэтажный загородный особняк с жилым полуподвалом; крыт, как и большинство остальных, черепицей

III. IV.* Типы каменных особняков. Легко могут быть приспособлены для пансионатов

V.* Камен. одноэт. особняк с мезонином - пригоден особенно для помещичьего дома

VI.* Камен. двухэт. особняк - интересен своим внутрен. расположением комнат; все жилые комнаты и даже кухня во II эт. Для большинства русских семейств план требует переработки

VIII.* Тоже - но более удобное расположение комнат. Интересна обработка входного крыльца в виде грота

IX. Двухэт. камен. особняк - в стиле английского модерна. В виду своей обширности, план может быть разработан под санаторию или пансионат.

X. Камен. двухэт. жилой дом легко может быть приспособлен в доходный на четыре квартиры. Стиль модернизованный ампир

XI. Каменная вилла с мезонином в стили английского коттеджа для большого семейства, пансиона или санатории

XIV. Небольшой каменный дом на две квартиры с самостоят. входами

XVI. Деревян. оштукатуренный особняк с мезонином. Ограда или бетонная или каменная с деревянной решеткой

XXXV.* XXXVI. Каменные виллы в английском стиле

LV. Небольшой особняк смешанного типа, низ каменный, верх деревянный

LVI.* Бревенчатый охотничий домик в швейцарском стиле

LVII.* Загородный особняк. По удобству плана может быть приспособлен под комнатную систему

LVIII. Небольшой охотничий домик

LIX. LX. Различные фасады одной и той же виллы в швейцарском стиле

LXI. Каменный особняк в новом немецком стиле

LXII. Небольшой домик в швейцарском стиле. Может быть каменный или деревянный. Наверху мезонин

LXIII.* Садовый павильон; может быть пригоден и для летней дачи с круговой террасой

LXIV.* Деревянная или смешанного вида вилла; верх полумансардного типа в стиле немецкого модерн; достойна внимания обработка сада

LXV.* Небольшая загородная вилла. Очень удобная распланировка комнат. Помещены два фасада, главный и боковой

LXVI.* Тоже. Мотив небольшой загородной виллы с мезонином. На боковом фасаде (с правой стороны) видна решетка из дранки для вьющихся растений

LXVII. Пример расположения усадьбы на косогоре

LXVIII.* LXIX.* Каменный дом на четыре квартиры в стиле английского коттеджа. Представлены два противоположных фасада. Может быть использован как домик для рабочих на заводе

LXX.* Вилла каменная с мезонином. Может быть бревенчатая

LXXI.* Бревенчатый охотничий домик в швейцарском стиле. Внизу только зало-столовая и кухня, наверху три спальни и ванна. Удобен для загородных приездов

LXXII.* Каменный особняк в новом немецком стиле

LXXIII. Каменный особняк в стиле английских коттеджей

LXXIV.* Бревенчатый дом-изба для большого семейства. Годен для сельской школы или пансиона. Имеется большой зал для игр. Может быть приспособлен и под загородный ресторан

LXXV. Мотив загородного полуособняка на две квартиры с мезонином. Каменный или деревянный штукатуренный

LXXVI.* LXXVII. Двухэтажные особняки в ложнорусском стиле; могут быть приспособлены и под доходные дома

LXXVIII.* Небольшая служебная надворная постройка: кучерская, конюшня и сарай

Краткий объяснительный текст*)

*) Извлечение из книги Генель и Чармана.

При постройке дома никогда не следует забывать, что и в самом маленьком домике можно создать уют и красоту, соединить изящество и стиль. Но это возможно только в том случае, если место для постройки будет выбрано также осмотрительно и тщательно, как будет производиться сама постройка и вырабатываться предварительный ее план (проект).

Главнейшие требования, которым должно удовлетворять место будущей постройки следующие:

  1. Высокая сухая местность.
  2. Близость питьевой воды.
  3. Возможность устройства стоков для нечистот.
  4. Удобные дороги.
  5. Близость аптеки, доктора, школы (или удобное сообщение с ней).
  6. Материальная обеспеченность поселенцев, дабы иметь возможность впоследствии разложить повинности на большее количество плательщиков.

Следует избегать:

  1. При гористой местности плывуна-грунта (опасность оползней и сдвигов).
  2. Избегать сырых и болотистых мест.
  3. При близком соседстве больших городов обследовать историю места; не была ли здесь свалка или кладбище.
  4. Избегать при планировке поселка¹) прямых слишком широких улиц, как скучных и однообразных; желательно разбивка улиц криволинейных в виде аллей.
  5. Избегать больших проезжих дорог, как пыльных и слишком шумных.
  6. Избегать фабричных районов.

____________

¹) Существует противоположная теория, указывающая на прямолинейность улиц, как на важный фактор в смысле естественной вентиляции (сквозняк) всего поселка.

Примечание В. С.

Желательно выбирать место на южных склонах, защищенных от северных и северо-восточных ветров с небольшими хотя бы древесными насаждениями (дают тень и защита от ветров).

Дом располагать в северной части усадебного места, дабы оставалась большая площадь солнечная; избегать излишней порубки имеющихся деревьев (см. проекты № 22 и 31).

Во избежание излишних расходов в будущем, необходимо прежде постройки, основательно продумать план, для чего всегда полезнее обращаться к специальному архитектору, т. к. деньги заплаченные за хороший проект всегда сторицею вернутся.

Архитектор должен точно знать все требования строющегося и вполне проникнуться его желаниями и стремлениями и обязанности архитектора вовсе не заканчиваются с представлением архитектурного проекта, а наоборот постройки от начала до конца должны вестись под непосредственным его надзором и руководством, т. к. всегда является масса вопросов, которые не могут быть разрешены иначе, как при совместном на месте обсуждении их владельцем с архитектором; который должен постоянно напоминать клиенту, что всякие изменения и дополнения вызывают и излишние расходы, вначале кажущиеся незначительными. Архитектурный проект не должен быть лишь красивой картинкой, но вполне отвечать также и требованиям жизни.

Архитектору необходимо указать число и назначение комнат в каждом этаже, их взаимное соотношение, назначение подвала, чердака и т. д.

Хотя одноэтажный дом всегда обходится дороже двухэтажного, однако нельзя не указать удобство первого с практической точки зрения. Наконец необходимо иметь в виду общие удобства дома, дабы не обесценивать его в случае продажи или перехода к другому владельцу и, т. к. одним из главных лиц, пользующихся домом - является хозяйка, то и необходимо участие этой последней в обсуждении плана дома.

В хорошем доме на среднюю семью необходимо следующее количество комнат¹):

____________

Приемная - небольшая.

Столовая - большая и малая.

Рабочий кабинет.

Комнаты для игр.

Музыкальная комната.

Комната для танцев (зал).

Зимний сад.

Детская для игры.

Детская для работы.

Спальни в зависимости от числа и возраста детей.

Спальня для родителей.

Ателье (с потолочным светом).

Комната для прислуги.

Комната для обеда и дневного пребывания прислуги.

К спальным комнатам примыкают - туалетные ванные, гардероб, w. c.

Желательно особые умывальные для прислуги.

Бельевая комната и рядом небольшая комната для починки белья.

Лестничная клетка (Diele) должна иметь жилой уютный вид и снабжена прихожей и туалетной.

Между передней и кухней, для избежания чада, должен быть коридорчик.

Кухня из отделений: собственно кухня, судомойня, помещение для мяса, кладовые и буфетная. Серебро же должно храниться в шкафу в столовой.

Хорошо иметь особое помещение для чистки платья и сапог.

В подвале помещение для центрального отопления, угля, керосина; винный погреб с прохладной комнатой для питья и отдыха.

С южной его стороны дворницкая с отдельным выходом.

Затем надо темное помещение с водопроводом, гараж для автомобиля и велосипедов. Необходимо иметь особый черный ход и сени, помимо кухни и вообще стараться, чтобы изолировать чисто хозяйственное помещение от комнат (см. стр. 2, 4, 11 и 78).

«Куда приходит солнце, туда не заглядывает доктор»; поэтому желательно располагать дом по диагонали к меридиану, чтобы все комнаты были светлые; особенно же детские.

Спальни предпочтительно на Восток, т. к. в них к вечеру делается прохладнее.

Следить, чтобы ветром не заносило кухонного чада в дом. При простых отхожих местах устроить вентиляцию в особый канал при кухонном дымоходе.

Устройство центрального отопления необходимо поручать специалисту инженеру заранее, дабы во время постройки оставлять необходимые места для батарей и проч.

Прачечную практично помещать на чердаке.

Высоту комнат англичане обычно делают в 4½ арш.

Избегать слишком больших комнат, как не уютных.

Следует предусмотреть проводку горячей воды на верх; вообще практично делать в комнатах краны холодной и горячей воды; особенно в спальнях.

Большое удобство также представляет внутренний телефон, лифт для подачи кушаний, если кухня внизу. Необходимо устройство w. c. в каждом этаже.

Полезно также пользоваться стенами для устройства в них ниш и шкафов.

Относительно внутренней отделке комнат, то она должна отличаться изящной простотой: потолок лучше всего гладкий штукатуренный белый с цветным бордюром. Стены окрашены масляной краской в мягкие спокойные тона в соответствии с мебелью и наружностью хозяйки.

Террасы, хотя желательны, но удорожают постройку и их могут с успехом заменять комнаты мезонина с большими окнами¹).

____________

¹) Совершенно неправильное мнение. Примечание В. С.

Что же касается внешнего вида дома, то он должен находиться в соответствии с окружающими зданиями и стиль дома не должен выражаться украшениями, а должен выразиться в форме самой постройки.

Необходимо пользоваться местным строительным материалом.

Садовая ограда желательно сплошная, дабы пыль, шум и чужой глаз не проникали в сад (см. пр. № 30).

Садовая мебель лучше всего простых строгих форм белая лакированная, хорошо выделяющаяся на фоне зелени.

Вышеприведенные краткие указания да послужат к поднятию того мещанского строительства, которое свило довольно прочное гнездо в Германии²).

____________

²) Последнее слово вполне можно заменить словом „России“. Примечание В. С.

1. Speicher - кладовая.

2. Schlafzimmer - спальня.

3. Badstube - ванная.

4. Wohnzimmer - жилая комната.

5. Wintergarten - зимний сад.

6. Anrichte - буфетная.

7. Speisezimmer - столовая.

8. Diele - центральная комната с лестницей на верх, обычно в два света.

9. Vorplatz - площадка-коридор.

10. Empfangszimmer - приемная.

11. Halle - см. № 8.

12. Wohndiele-см. № 8, приспособленное под жилье.

13. Offene Veranda - открытая веранда.

14. Geschlossene Veranda - закрытая веранда.

15. Gesellschaftszimmer - гостинная.

16. Wohnraum - жилая комната.

17. Flügel - флигель (особнячек).

18. Toilette - туалетная (уборная).

19. Waschküche - судомойня.

20. Küche - кухня.

21. Gastzimmer - комната для приезжающих.

22. Kinderzimmer - детская.

23. Eiszimmer - ледник.

24. Gutestube - маленькая гостинная.

25. Zimmer - комната.

26. Salon - зало.

27. Schrank - шкаф.

28. Fräulein - гувернантка.

29. Herrenzimmer - комната для молодых людей.

30. Damenzimmer - будуар.

31. Arbeitszimmer - рабочий кабинет.


II.* Каменный двухэтажный особняк, может быть приспособлен и под две самостоятельные квартиры. Очень удобное расположение комнат





VI.* Каменный двухэтажный особняк - интересен своим внутренним расположением комнат; все жилые комнаты и даже кухня во II этаже. Для большинства русских семейств план требует переработки


VII.* Тип английского коттеджа на небольшую семью. Фасад изящен своей простотой










































XLVIII.* Деревянный штукатуренный полуособняк на две квартиры с самостоятельными входами. Под крышей мезонин

XLIX. Небольшой особняк с мезонином. Бревенчатый штукатуренный или каменный




LII. Особняк смешанного типа: низ каменный; верх фахверный или штукатуренный с деревянными тягами


LIII.* Того же типа дом


К огда вы приобрели земельный участок под дачу или коттедж следующим, очень важным этапом, будет выбор самого дома или его проекта, по которому предстоит построить дом. Стили постройки коттеджа могут быть самыми разнообразными. Вот о том, какие бывают архитектурные стили загородных домов мы и поговорим в этой статье.

Стиль Авангард

Это яркое, дерзкое направление, которое противоречит традициям и стандартному мышлению. Авангардные поиски - это глубоко индивидуальные дома. В этом направлении всё зависит от современных условий, от духовных потребностей владельца, от его видения мира. Принципиальная самостоятельность во внешнем облике дома, оригинальность, все это прочувствовано автором, который в своем детище хочет воплотить определённую идею. Обычно такие дома не похожи на привычные нашему глазу сооружения, они предельно индивидуальны и единственны в своём роде.

Стиль домов Адирондак обычно ассоциируется с Великими лагерями в районе горы Адирондак в Нью-Йорке, загородном месте отдыха богатых людей. Строители этих лагерей использовали природные материалы: стволы деревьев, корни, наросты, наряду с плитняком. Внутри характерны массивные камины из тесаного камня. Помещений отделано натуральным деревом. Стиль Адирондак является творческим развитием стиля швейцарского шале.

Арт-деко – стиль эклектики, который представляет собой гармоничное и при этом броское соединение модерна и неоклассицизма. В переводе с французского языка дословно арт-деко означает «современное искусство». Он близок к модерну, в котором смешались традиционные для модерна мотивы, элементы ампира, отзвуки египетской, индийской и африканской экзотики, а так же монументальность форм и изящество отделки. Отличительными чертами арт-деко являются смелые геометрические формы, этнические узоры и орнаменты, богатство и яркость цветовой палитры, роскошь и шик.

Альпийский стиль загородного дома первоначально формировался в горах. Для дома, построенного на горном склоне, очень важна конструктивная надежность. Его фундамент строили из камня, стены из крепкого бруса хвойных пород. Некогда такие дома служили для пастухов убежищем в непогоду. Архитектурные особенности стиля сложились с учетом необходимости эффективно организовать жилое пространство при всей простоте форм, диктуемой суровыми климатическими условиями. Альпийскому стилю в загородном строительстве не свойственны никакие излишества, все детали, даже декоративные, характеризуются наличием прикладного, функционального назначения. Так, например, деревянная обшивка фасадов сделает дом теплее и долговечнее, а террасы увеличивают полезную площадь.

Выросший из классицизма ампир (от лат. imperium - командование, власть) - это парадный, торжественный стиль. Он лишен «помпезности» барокко. В отличие от него ампир строг и величав, а иногда даже холоден и жесток. Архитектурная композиция строится на контрасте «чистой» поверхности и узких орнаментальных поясов, которые подчеркивают конструктивные узлы. В орнаменте используются мотивы военных эмблем (орлы, грифоны, копья, знамена и т.д.)

Дома стиля американский четырехугольник были популярны с середины 1890-х годов до конца 1930-х годов. Этот стиль домов включает в себя элементы стиля прерий и крафтсмен.

Отличительными чертами стиля являются квадратный дизайн, два с половиной этажа, как правило, с четырьмя большими, квадратными комнатами на этаж, аттик по центру, большая веранда с широкой лестницей. Квадратные формы обеспечивали максимальный объем внутреннего пространства помещения. Во внутренней отделке типичны встроенные шкафы, арочные и шатровые конструкции.

Довоенная архитектура (от латинского анте, «до», и Bellum, «война»). Характерный неоклассический архитектурный стиль на юге США, в особенности Старого Юга, после рождения Соединенных Штатов в американской революции и до начала гражданской войны в США. Литературным примером дома в стиле Антебеллум является усадьба Тара Скарлетт О’Хары.

Бунгало - это одноэтажный или мансардный типа дома, с обязательной большой верандой по фронтону. Термин «бунгало» возник в Индии, (хинди बंगला Bangla), что означает «бенгальский» и используется для обозначения архитектурного стиля дома «в стиле Бенгалии». Стиль и термин перекочевали из Англии в Америку, где он первоначально имел высокий статус и экзотический оттенок. В конце XIX века при начале массовой застройки американских пригородов бунгало стали называть новые небольшие коттеджи.

Основными признаками барокко считается повышенная и подчеркнутая монументальность, представительность, которые в какой-то мере являлись самодовлеющими качествами и достигались нередко искусственными средствами. Стремясь создать впечатление монументальности, репрезентативности, живописности, динамики форм, вызвать ощущение необычности и неожиданности при восприятии архитектуры, зодчие исходят прежде всего из внешнего пластического облика сооружений, имея в виду и экстерьер и интерьер.


Архитектурный вологодский стиль - это обилие резных украшений на главном фасаде здания. Стиль сформировался во второй половине XIX века. Вологодский дом - это одно или двухэтажный дом, вытянутый вглубь двора. В качестве непременного элемента конструкции в углу главного фасада создавали крыльцо или балкон с крыльцом под ним.

Характерная черта этого архитектурного стиля - нависание второго этажа над первым. Окна второго этажа обычно меньше, чем окна на первом этаже здания в стиле Гаррисон. Мансардные окна часто ломаются по линии карниза. Традиционный орнамент, применяемый при строительстве домов в этом стиле, это четыре резные капли, имеющие форму ананаса, земляники или желудя.

Замковый тип загородного дома в романском стиле характеризуется крупными формами и массивными стенами, на которых почти нет украшений. В загородных домах такого стиля нет архитектурных излишеств, благородная простота создает впечатление монументальности и стабильности. Для отделки внутри дома могут применяться мозаика и настенная живопись. Поэтому проекты домов в готическом замковом стиле, до сих пор, пользуются заслуженной популярностью.

Стиль Замково-готический

Замковый тип загородного дома в готическом стиле - это прежде всего высокие стены и вертикальные своды, устремленность вверх и много света, отсюда многоцветные витражи, большие окна и пространства. В готике переплелись лиризм и возвышенная духовность. В настоящее время, это архитектурное направление в строительстве загородных домов используется достаточно редко.


Итальянский архитектурный стиль стал более популярным, чем неогреческий в конце 1860-х годов. Его популярность объясняется лучшей применимостью для различных строительных материалов и бюджетов. Для дома в итальянском стиле характерны: почти плоские крыши с низкими скатами, едва различимыми с земли, кронштейны, поддерживающие карнизы крыши, башня или колокольня, бельведер.


Загородные дома в классическом стиле отличаются простотой форм, конструкций и четкостью линий построения. Отсутствие вычурности и нагромождений создает ощущение домашнего уюта. А колонны и лепнина, удачно вписывающиеся в классическую архитектуру, помогут оформить дом так, чтобы с первого взгляда было понятно, что за этой простотой скрывается достоинство, преуспевание и солидность.

Американская колониальная архитектура связана с колониальным периодом США и включает в себя английский, французский, испанский, голландский и георгианский колониальный архитектурный стиль. Это архитектурные стили, связанные с домами, церквями и общественными зданиями в США в период с XVII по XIX вв.

Американский стиль Крафтсмен (мастер) стал популярен в последние годы XIX века и был на пике до середины 1930-х годов. В отдельных проектах он находит воплощение и в сегодняшние дни. Общие архитектурные особенности дизайна крафтсмен: низкие линии крыши, глубоко нависающие свесы кровли, открытые стропила или декоративные консоли, крыльцо как расширение основной кровли, конические квадратные опорные колонны, мотивы дизайна Фрэнка Ллойда Райта, использование натурального камня и обработанного вручную дерева, смешение материалов.

Объединенное название некоторых течений Постмодернизма, таких как Мемфис, использующих потенциал дурновкусия и прелести сентиментальных поделок массового спроса. Это игра в антидизайн, возникшая как протестное течение в интерьерной моде для тех, кто готов относится к среде своего обитания не слишком серьезно.

Минимализм восстаёт против вычурности и роскоши, разнообразия цветовой гаммы, сложности отделки. Приметы стиля - чёткие геометрические формы, ясность композиции, культ большого открытого пространства, монохромность. Особую роль играют окна, они должны быть огромными, открывающими дом навстречу окружающей его природе. В интерьере все конструктивные элементы и детали быта необходимо тщательно скрыть.

Архитектурный стиль Мар-дель-Плата или стиль испанского шале был очень популярен в течение десятилетий между 1935 и 1950 главным образом в аргентинском курортном городе Мар-дель-Плата, но затем распространился и на другие прибрежные города. Представляет собой эклектический стиль небольшого каменного дома для отдыха у моря. Фасад обычно отделан кварцитом, главный фронтон мансарды развернут на улицу, имеются мансардные окна, кровля - черепичная, крыша с большими свесами.

Стиль Модерн (Art-nouveau)

Загородный дом в стиле модерн - это ансамбль, сочетающий сразу множество выразительных средств. Текучие формы, плавный изгиб и характерный декор в виде завитков и витых линий образуют общую гармоничную композицию; кроме того, не последнюю роль в выразительности стиля играют облицовочные материалы. Если это керамическая плитка, то она должна быть с характерным орнаментом: геометрическим или с прорисовками спиралей и завитков, удачной стилевой чертой может стать изразцовая плитка или панно на центральном фасаде.

Популярность неоготики (викторианской готики) набрала силу в начале XIX века, когда поклонники неоготического стиля стремились возродить средневековые формы, в отличие от главенствующего в то время неоклассического стиля. Для неоготического архитектурного стиля характерны адаптированные готические элементы: стрельчатые арки, высокие вытянутые фронтоны, башни с легкорамной конструкцией, внутренние колонны, высокие узкие окна с традиционными переплетами.

Стиль Неотюдор

Средневековый стиль архитектуры эпохи династии Тюдоров (1485–1603) имел шесть важнейших отличительных особенностей: кровля с крутыми скатами, декоративные брусы обрамления постройки, характерные перекрестия деревянной обрешетки, высокие и узкие двери и окна с небольшими стеклами, большие дымовые трубы, часто увенчанные декоративными горшками.

Стиль Тюдор с конца XIX века пережил несколько рождений. В современном виде для стиля неотюдор характерно сочетание кирпичного подклета и псевдокаркасного второго этажа, сочетание белой штукатурки и темно-коричневого дерева, которое может быть из ПВХ или фиброцемента, нависающие вторые этажи над входом, соломенные крыши.

Появление новых строительных материалов и утеплителей привело к возрождению архитектурного стиля фахверк. Дома по этой технологии, опоры и балки, строить во гораздо проще, чем традиционные каркасные дома. В настоящее время промежутки между балками заполняют структурными утепленными панелями, традиционными утепленными каркасными панелями или газобетоном. Из-за отсутствия необходимости в раскосах, рисунок фасадов неофахверка имеет более простой вид. Также встречается стилизация домов под фахверк, построенных по другим технологиям. При отделке современных фахверков можно использовать искусственно состаренное дерево.

Архитектурный стиль русского купеческого дома - это большая квадратная или прямоугольная в плане постройка. Часто первый этаж был каменным, в то время как второй этаж - тесаный сруб, обшитый деревом и богато декорированный. Изнутри купеческие дома были в основном штукатурены известкой.


Русская усадьба, это архитектурный комплекс жилых, хозяйственных, садово-парковых и иных построек, вписанных в окружающий пейзажный усадебный парк. Дворянская усадьба обычно состоит из господского дома, нескольких флигелей, конюшни, оранжереи, постройки для прислуги. На территории усадебного парка за неимением реки устраивался пруд с островом, прокладывались аллеи, ставились ротонды, гроты и руины. Крупные усадьбы имели на своей территории церковь. Проекты домов и коттеджей в стиле русской усадьбы все реже можно встретить в работах современных архитекторов, хотя их актуальность не устарела и в наше время, особенно когда это касается фермерских хозяйств.

Загородный дом в стиле ренессанс характеризуется простотой форм. В таком доме пространство является рациональным, оно четко ограниченно визуально. Предпочтение отдается прямоугольным формам. Характерной чертой замка в стиле ренессанс является внутренний двор с открытыми аркадами. Загородные дома в стиле ренессанс подойдут людям, для которых важна красота и многообразие природного окружения, тем, кто привык уделять много внимания индивидуальной характеристике каждого предмета.

Дома в архитектурном стиле ранчо характеризуются большой протяженностью, максимально приближенным к земле профилем и минимальной внешней и внутренней отделкой стен. Стиль ранчо питается модернистскими идеями.

Стиль домов сформировался в 1920-х годах и стал чрезвычайно популярен в 1940-70-х годах, когда начался период послевоенного строительства и демографического бума для среднего класса. Популярность домов стиля ранчо уменьшилась к концу XX века, когда более популярным стали дома в стиле неоэклектики с использованием этнических и исторических элементов декора.

Вобрал в себя архитектурные элементы многих эпох, поэтому в нём переплелись черты ренессанса, барокко, но больше всего готики. Не случайно этот стиль называют иногда неоготикой. Его «приметы» - фасады из кирпича, вытянутые окна, чёрные высокие остроконечные крыши.

Появившийся вслед за барокко стиль рококо грациозен, изящен и лёгок. Цвета - светлые, акварельные. В отделке фасадов тонкие рельефные обрамления и переплетения, с большим количеством белых деталей. Основной лейтмотив - «раковина» (рокайль). Этот декор широко присутствует в отделке интерьера. В качестве непременных аксессуаров используются зеркала в золочёных рамах, часы и подсвечники из золочёной бронзы.

Не меньший интерес проявляют сегодня частные застройщики и к скандинавскому стилю, основные черты которого - функциональность и любовь к природным материалам. Суровый климат приучил скандинавов к постоянной борьбе со стихией, и потому в архитектурной композиции дома отсутствуют броскость, вычурность и яркие детали. В светлых, лёгких, почти воздушных интерьерах, не перегруженных мебелью, также царит скромность и рациональность. В отделке используются только натуральные материалы.

Средиземноморский (тропический) стиль

Средиземноморский стиль - это возрожденный эклектичный архитектурный стиль, который стал развиваться в США в конце XIX века и является одним из самых популярных современных стилей в Флориде и Калифорнии. Стиль эволюционировал от неоитальянской и испанской архитектуры. Характеризуется оштукатуренными стенами, плоскими, низкими, крытыми черепицей кровлями с использованием терракотовой плитки и камня в отделке. Стены могут быть украшены орнаментом. Балконы и окна отделаны кованым железом.

Стиль прерий распространился на среднем западе США в конце XIX - начале XX веков. Для стиля прерий характерны выраженные и подчеркнутые горизонтальные линии, плоские или шатровые кровли с широкими свесами, окна, объединенные в горизонтальные полосы, максимальная интеграция постройки в ландшафт, использование элементов стиля Крафтсмен. Название стиля происходит от длинных горизонтальных линий, вызывающих ассоциации с пейзажами прерий.

Фахверк - это особый архитектурный стиль, сформировавшийся в средние века в Европе. Конструктивно фахверк является разновидностью домов, построенных по технологии «опоры-и-балки». В случае с фахверком все опоры и балки остаются открытыми, а пространство между ними заполняется камнем, кирпичом, соломой или плетнем, которые могут быть оштукатурены. В Россию стиль пришел вместе с реформами Петра I. Первоначально Санкт Петербург имел фахверковую застройку. Однако, неумение строить теплые и прочные дома по этой технологии привело к ее вымиранию в России.

Функционализм был заложен в 20-30г. немецкой школой дизайна Баухаус. Полное отрицание излишней декоративности. Философия стиля - «форма определяется функцией». Дом - это машина для жилья.

Финский стиль

Финский (скандинавский) архитектурный сельский стиль сформировался под влиянием шведской архитектуры. Традиционный скандинавский дом имеет вытянутую прямоугольную форму и вход на длинной стороне дома. Дома обшиты вагонкой или тесом, традиционные цвета окраски - охра и белый. Другие популярные цветовые сочетания - желтый с белым, серый с белым, салатный с белым. Необходимо отметить, что большинство лессирующих составов для дерева скандинавского производства имеют только природные цвета: цвет неба, воды, песка, сосновой хвои или сосновой коры.

Стиль шато (французский замок) явился возрождением стиля монументальных французских загородных домов-замков, построенных в долине Луары, с конца пятнадцатого века до начала семнадцатого века. В отличие от настоящего замка шато - это лишь дворец, маскирующийся под оборонительное сооружение. Архитектурный стиль шато характеризуется избыточным количеством сложных башен и шпилей, остроконечных скатных крыш. Дома в стиле Шато, как правило, имеют асимметричный план, и сложную линию крыши, а фасада с большим количеством выступов и впадин.

Шале или швейцарское шале - это характерный тип дома Альпийского региона, построенного из дерева (или из дерева на каменном подклете), с тяжелой, пологой крышей с широкими карнизами, поддерживаемыми консолями. Многие шале в Альпах изначально использовались как сезонные фермы для дойных коров, пасущихся на лугах в летние месяцы. С развитием в Альпах туристической индустрии многие шале были перепрофилированы под гораздо более выгодный гостиничный бизнес.

Отличительной особенностью является наличие выступающих элементов конструкций и инженерного оборудования. Хромированные трубы, металлические поверхности, отполированные перемычки соединений, болты - все, что свидетельствует о размышлении и современных понятиях о космических кораблях. Все атрибуты востребованы в интерьере «высоких технологий».

Этно-стиль, хоть и соприкасается с кантри-стилем, но, сам по себе является более узким понятием, поскольку использует краски и предметы, типичные для той местности и народности, под которyю делается стилизация. При этом, этно-стиль является более экзотичным, так как отображает yбранство жилищ в том числе различных восточных и азиатских народов. Этот стиль формируются элементами народного (этнического) быта. Обращение к истокам, сформировавшим культуру того или иного народа, вот общая базовая идея всех стилевых направлений этой группы.

Эклектика (эклектизм, историзм) - направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг. Это некий нарушающий стереотипы стилистический коктейль, используя который можно достичь новизны и неожиданных эффектов.

Грамотно подобрав архитектурные стили загородных домов, вы сможете в дальнейшем создать общую гармонию визуального восприятия своего участка. В следующей статье я расскажу .

29 сентября 2015. Портнер

Разделить по стилям и поместить на полки все архитектурные разновидности частных домов, встречающиеся на рынке Подмосковья - невероятно сложная задача, так как архитектура домов построенных за последние 25 лет - это смесь авторского экспрессионизма, эклектики, удачных и не очень экспериментов с известными нам архитектурными стилями. Грубо, стилистику загородных домов можно разделить:

1. Постсоветский стиль – характеризуют дома из красного кирпича, строившиеся в первой половине 90-ых, когда появилась возможность построить собственный дом большой площади. Важно было освоить максимальный объем с имеющимся бюджетом. Помещения нарезались интуитивно, а на готовую коробку потом приглашались архитекторы, чтобы ее как-то «обыграть». Крыши часто облицовывали металлочерепицей или мягкой кровлей. Большая часть вторичных предложений на Рублево-Успенском шоссе относится к домам в данной стилистике, чьи владельцы уже построили для себя новое правильное жилье, а от старого, расположенного на дорогих участках, пытаются избавиться, но не задешево. Фото 1.

2. Классический стиль в основном встречается в архитектуре больших домов и усадеб на Рублевском шоссе, площадью от 1500 кв.м и больше. Дома симметричных форм, с помпезными входными группами и соответствующими планировками, которые становятся заложниками симметричных эклектичных фасадов. Для отделки используется в основном натуральный камень типа известняка, травертина, доломита и гранита для облицовки цоколя и крылец. Кровля делается из фальцованного медного, свинцового или цинк-титанового листа, или натурального камня - сланца. Себестоимость строительства таких домов зависит от сложности каменного декора, но ориентировочно составляет 1.500-2.000 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. Данный стиль можно грубо разделить:

  • Неоклассицизм - стиль популярный в XVII-XIX веках, узнаваемый по строгим, элегантным линиям и отсутствием излишних декораций, вдохновляемый архитектурным искусством античных периодов Древней Греции и Рима. Фото 2.1.

    Необарокко - стиль популярный в Европе в XVII-XVIII веках, для которого характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм и излишество фасадного декора. Фото 2.2.

3. Архитектуру домов в стиле Модерн (известен в разных странах и как Арт-Нуво, Югендстиль или Сецессия) отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых материалов (металл, стекло) и расцвет прикладного искусства – фасады щедро украшались стилизованными растительными узорами, гибкими текучими формами. На рубеже XIX и XX веков появилось стремление к созданию одновременно эстетичных и функциональных зданий. Крыши приобретают сложные формы с декоративным фахверком. На фасадах применяются: камень, штукатурка, дерево, мозаика, керамическая плитка, бронза, витражи. Фото 3 (автор АМ Олега Карлсона).

4. Викторианский стиль характеризует многообразие разновидностей эклектического ретроспективизма с конца XIX века - возрождением более ранних европейских стилей и адаптацией к новым конструктивным возможностям с ассимиляцией китайского, японского, индийского, персидского и арабского стилей декоративного искусства. В основном ассоциируется не с постройками в Британии, а с домами, построенными в модных буржуазных курортах Нормандии, особенно в известном городке Довиль. Фото 4.

Стоимость строительства домов в стиле Модерн или викторианской архитектуры выше, чем классических домов, но подчеркивает стремление владельца к декоративному искусству.

Также как сегодня мы не одеваемся в стиле 17, 18 или 19 веков и не ездим на каретах или лошадях, строительство новых домов в стилистике Классицизма, Модерна или Викторианского периода считается анахронизмом, поскольку не соответствует духу нашего времени. Уже больше ста лет архитекторы нигде в мире не обучаются проектированию согласно классическим канонам. Таким образом, риск архитектора перешагнуть в поле китча очень большой и по факту в 90% случаев подтверждается.

5. Замковый стиль (или так называемый среди архитекторов - Диснеевский стиль) относится к чистому китчу и характерен для стран Восточной Европы (особенно Румынии) и Китая. В коттеджных поселках бизнес-класса пользовался спросом до кризиса 2008 г. Для отделки фасадов и кровли домов, построенных в замковом стиле, в большинстве случаев используются недорогие отделочные материалы, имитирующие натуральные. Себестоимость строительства таких домов ориентировочно составляет 1.000-1.500 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. Фото 5.

6. Райтовским стилем часто называют все дома с выступающими четырехскатными крышами, но архитектуру известного американского архитектора Фрэнк Ллойд Райта с начала XX века характеризует «органичная» форма домов, с уменьшением объема на верхних этажах, чтобы дом с террасированной крышей органично вписывался в рельеф. Несмотря на то, что Ф.Л. Райт создавал дома в эпоху Арт-деко, «последнего великого стиля XX века», его архитектура заслуживает отдельную полку - как первые дома современного стиля, где функционализм начал доминировать над эстетикой симметрии фасадов. Для отделки фасадов используются качественный кирпич, камень, дерево, много остекления и элементы прикладного искусства. Пологие кровли, как правило, покрываются фальцованным медным листом. Себестоимость строительства таких домов ориентировочно составляет 1.300-1.800 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. Фото 6 (автор Portner Architects).

7. Кантри стиль представляет разнообразие домов, строившихся традиционно в разных странах мира, в основном в деревнях и провинциальных пригородах. К этой категории можно отнести следующие стилевые направления:

    Бревенчатые дома во всех своих разновидностях. Быстровозводимые, но с определенными ограничениями в отделке. Себестоимость строительства таких домов ориентировочно составляет 600-1.500 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. Фото 7.1.

    Шале (альпийский стиль) с двускатными крышами и мансардным вторым этажом. Отделка фасадов первого этажа из камня, второго из дерева или штукатурки с деревянным фахверком. Кровля из сланца, дранки или натуральной черепицы. Себестоимость строительства таких домов ориентировочно составляет 1.000-1.500 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. Фото 7.2.

    Итальянская (средиземноморская) классика характерна кирпичными или оштукатуренными фасадами, с простым декором из камня в виде карнизов, обрамления окон и усиления углов. Большие террасы с навесами, перголами, ставни на окнах и другие элементы имеют первоначальную функцию защиты от солнца, но являются неотъемлемой частью этого стиля. Фото 7.3.

  • Английский (тюдоровский) стиль узнаваем по кирпичным или фахверковым фасадам, с окнами небольших размеров, кровлями из соломы или сланца и высокими дымовыми трубами с декоративными элементами. Фото 7.4.

    Бельгийский стиль характерен использованием разнотонного кирпича ручной формовки для отделки фасадов, двускатными крышами под большим углом уклона и декоративными карнизами фронтонов. Фото 7.5.

    Американско-канадские дома пришли из пригородов Северной Америки, но с учетом российской ментальности локализованы с учетом изменения строительной технологии с деревянно-каркасной на каменную (кирпич, пеноблок). Дома данного стиля в основном имеют встроенный или пристроенный гараж на 2 машины. В борьбе за данную категорию покупателей девелоперами допускалась экономия, иногда даже в плане нарушений технологий строительства фундаментов и гидроизоляции. Этим коммерческим типом домов массово застраиваются коттеджные поселки, так как их себестоимость довольно низкая и конструктивные решения несложные, но вместо привычных в США 600-700 долларов, в России цена строительства колеблется около 1000 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. В результате тюнинга данного стиля появился Замковый стиль. Фото 7.6.

8. Современным стилем называется вся архитектура после эпохи Арт-деко. Современная архитектура подразумевает полное отсутствие стилевых канонов и эксперимент в использовании возможности новых строительных материалов. Также имеет несколько этапов развития:

    Функционализм характеризует наличие больших площадей остекления, чистых геометрических форм (обычно прямоугольных), отсутствие излишеств в отделке фасадов и использование крупных нерасчленённых плоскостей из одного материала, разнообразие форм кровли (часто плоской). Сжатая философия стиля - это искренность и прагматичность: «форма определяется функцией, а фасад формой». Фото 8.1 (автор Portner Architects).

    Минимализм стремится к триумфу хорошего вкуса - к максимально возможной простоте выполнения, соблюдению основных правил композиции, использованию натуральных материалов, максимальному вниманию к деталям, единой цветовой гамме, световому оформлению и стремлению достичь максимальной функциональности. Фото 8.2 (автор Maxim Winkelaar и Bob Ronday).

    Деконструктивизм пытался освободить архитектуру от гегемонии эстетики, красоты, функциональности и построить здание, отрекшись от всех общепринятых глубинных принципов создания архитектурных сооружений, в том числе: тектоники, равновесия, вертикалей и горизонталей - разрушив старые принципы и создать что-то свое. Фото 8.3 (автор McBride Charles Ryan).

    Хай-тек со своей эстетикой металла, машин и промышленной архитектурой. Фото 8.4 (автор АМ Алексея Козыря).

    Эко-тек (Био-тек) , где архитектурная выразительность конструкций зданий достигается заимствованием природных форм и прямым использованием форм живой природы в архитектуре, в виде элементов природного ландшафта и живых растений. Фото 8.5 (автор Guz Architects).

    Авангард – яркий и нестандартный стиль, неожиданных и провокационных цветовых решений, контрастов и форм, с применением несовместимых, на первый взгляд, фактур и материалов, с неординарными решениями при сопряжении объемов и плоскостей, создавая асимметричные конструкции, причудливые формы и изгибы. Фото 8.5 (автор АМ Атриум).

Себестоимость строительства домов современной архитектурной стилистики ориентировочно составляет 1.000-1.500 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем.

Надо подчеркнуть, что почти у каждого из вышеперечисленных архитектурных стилей есть и свой псевдо-стиль, где по разным причинам отступается от стандартных канонов, теряются пропорции и композиция фасадов и используются недорогие имитации натуральных отделочных материалов.

Сегодня большинство людей отдают предпочтение комфортному и максимально функциональному жилью. Однако находятся и редкие ценители старой классики, которые желают оформить свой дом в лучших традициях былых времен. Обычно к такой категории относятся люди богатые, имеющие не один вид недвижимости, коллекционеры и антиквары, которые с одной стороны испытывают жажду экспериментов, а с другой - остаются верными традициям.

На сегодняшний день интерьер 19 века, который господствовал в домах аристократической знати, является одним из самых показательных среди страничек, описывающих историю архитектуры и быта Российской империи. Например, в известном Павловском Дворце существует целая экспозиция, посвященная жилому интерьеру 19 начала 20 веков, которая позволяет перенестись словно на машине времени в другое столетие.


Попробуем определить, какие же особенности интерьера 19 века присутствовали в разные десятилетия столетия.


Так, в начале 19 века русская знать зачастую располагалась в загородных усадьбах или особняках, находящихся в черте города. Вместе с хозяевами в доме проживала прислуга, которая классифицировалась по статусу. Дома, в которых проживали господа, обычно состояли из трех этажей. Именно комнаты первого этажа в интерьере 19 века отдавались под распоряжение прислуги, хозяйственные помещения, кухню, подсобки.

На втором этаже располагались гостевые хоромы, которые зачастую представляли собой смежные гостиные, залы и столовую. А вот на третьем этаже в большинстве своем располагались господские хоромы.


В начале столетия в интерьере 19 века в основном присутствовали стили классицизм и ампир. Большинство помещений гармонично сочетались между собой и включали мебель единую по стилю, зачастую изготовленную из красного дерева с тканевой отделкой, украшенной позолоченными, латунными или бронзированными элементами. Стены в домах зачастую окрашивались однотонной краской зеленого, синего или лилового цветов или оклеивались полосатыми бумажными обоями.


Обязательным помещением в любом жилом доме был кабинет хозяина, мебель которого зачастую изготавливалась из тополя или березы. Весомое место также занимали портретные комнаты, которые оформляли полосатыми обоями и украшали портретами в тяжелых и массивных позолоченных рамах.


Спальня обычно была разделена на две зоны: спальную и будуарную, особенно это касалось комнат юных барышень. В более богатых домах будуар находился в соседнем со спальней помещении. Будуар в интерьере 19 века носил не только функцию туалетной комнаты, сколько являлся личным пространством хозяйки, где она могла заниматься чтением, вышивкой или просто находиться наедине со своими мыслями.


Интерьер 19 века в 40-60х годах подпал под влияние романтизма, неоготики и псевдорусского стиля. Окна в домах начали завешивать тяжелыми драпированными тканями. На столах появились скатерти. Веяние готики порой проявлялась в моде на стрельчатые окна с витражами. Примерно в период правления Николая II была введена мода на французский стиль. Мебель из красного дерева уступила место розовому дереву, в интерьере появились предметы декора, такие как фарфоровые вазы и статуэтки. А уже немного позже, особенно в мужских спальнях, начали отражаться восточные мотивы. Например, в качестве декора на стены вешали оружие, в комнатах могли присутствовать кальяны и другие курительные принадлежности, хозяева часто любили облачаться в халаты с восточными мотивами. Но, что касается гостиных и женских спален, стиль второго рококо оставался господствующим.

Интерьер конца 19 века начинает понемногу тускнеть по сравнению с началом и серединой столетия. Связано это с тем, что многие буржуазные семьи разорялись и оказывались в незавидном финансовом положении. В то же время на месте не стоял научно-технический прогресс, который привнес в интерьер тюли и скатерти из машинного кружева.

Вместо домов в 19 веке более популярными стали квартиры, которые совмещали в себе эклектику многих архитектурных стилей. Место усадеб заняли загородные дачи, интерьеры которых зачастую оформлялись в псевдорусском стиле, который заключался в отделке балками с резьбой потолков и неизменным буфетом в столовой.


Ближе к концу года в свои права вступил стиль модерн, предполагающий плавные изогнутые линии во всех без исключения предметах интерьера.


Интерьер 19 века по насыщенности разных стилей может занять, пожалуй, первое место среди прочих столетий, так как под влиянием историцизма в нем отразились такие течения, как классицизм, рококо, готика, в середине века зародилась эклектика стилей, а в конце в свои права вступил неповторимый модерн.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.