Шпильковёрты и варианты закручивания шпилек без них. Шпильковёрт. Простое решение сложной задачи Как выкрутить шпильку из блока двигателя

Всем привет!

В начале года у нас был "сезон замены ШРУСов", "гранаты" летели одна за другой. У меня, родственников и знакомых.
Все эти старые запчасти лежали в металлоломе, ждали своей очереди.

Изготовление шпильковерта своими руками

Для изготовления шпильковёрта кроме ШРУСа и стандартного набора инструментов понадобится электросварка.


От трипоида отрезал всё лишнее, от хвостовика отрезал заготовку эксцентрика.


В корпусе трипоида сделал прорезь так, чтобы в неё помещался эксцентрик.


Отшлифовал заготовки.



С помощью двух гаек и стержня соединил эксцентрик с корпусом. Из сломанного гаечного ключа сделал ручку.

Испытания шпильковерта


Первое испытание. Болт, сильно зажатый в тиски, крутится достаточно легко без дополнительного рычага.


Ещё раз всё зачистил. Пригодилась ручка от старой кордщётки.
Такой инструмент должен долго прослужить, т.к. металл хороший, а зубья подвергаются дополнительной закалке.



А вот покупной шпильковёрт другой конструкции. Зубья на эксцентрике смялись на первой же шпильке. (на фото не видно).


О том, что ещё можно сделать из ШРУСа расскажу в следующих своих работах. Всем спасибо!

В специализированных автомастерских, на производстве, в строительстве - везде, где приходится часто работать со шпильками, применяется шпильковёрт. Опытным мастерам, знающих своё дело, нет необходимости объяснять его назначение. Да и название говорит само за себя. Однако многим могут быть неясны особенности конструкции инструмента, его внешний вид, как он работает и сколько приблизительно стоит.

Конструктивные особенности шпильковёрта, принцип работы

Наиболее известная конструкция этого инструмента состоит из корпуса, в котором расположены три ролика. Благодаря сложной внутренней поверхности корпуса при вращении ролики крепко зажимают шпильку, обеспечивая её выворачивание даже в сложных случаях (крепёж автомобильных коллекторов, элементов глушителя и другие места, где резьба шпилек «прикипает» к отверстию детали, в которую они закручены). С обратной стороны корпус, как правило, имеет квадратное отверстие под стандартный размер трещоток (воротков), а также шестигранную форму наружной поверхности, для удержания гаечным ключом.

Кроме того, встречаются конструкции, принципиальное устройство которых похоже на привычный трёхкулачковый (цанговый) патрон. Губки патрона при вращении также обеспечивают надёжное удержание шпильки, что даёт возможность вывернуть или закрутить её с минимальными усилиями. Такой инструмент более универсальный, поскольку предполагается возможность работы со шпильками разных диаметров. Некоторые конструкции, основанные на принципе зажатия с помощью поворотного эксцентрика, также обладают определённой универсальностью (область применения расширяется благодаря тому, что один и тот же инструмент может применяться с различными диаметрами крепежа).

Немало конструкций придумано теми, кто любит изготавливать оснастку и вспомогательные механизмы своими руками - начиная с нескольких гаек, сжатых между собой на свободной резьбе шпильки, до относительно сложных устройств, где для фиксации шпильки применяются клинья или эксцентрики.

Если использование будет частым, то имеет смысл приобретать не один шпильковёрт, а набор для различных диаметров шпилек. Вращение может осуществляться как вручную, так и при помощи различного электроинструмента - шуруповёртов, пневматических гайковёртов или дрелей. После того, как шпилька благополучно выкручена, шпильковёрт, поворачиваясь в обратном направлении, снимается с неё. Справедливости ради следует отметить, что после применения этого устройства резьбу шпильки требуется восстанавливать при помощи плашки (резьба оказывается несколько примятой), особенно если предполагается повторное использование крепежа.

Преимущество использования шпильковёртов

Достаточно большое количество людей сегодня сталкиваются с трудностями при демонтаже крепёжных резьбовых деталей (шпилек или болтов). Если говорить об автосервисе, это чаще всего связано с ремонтом старых автомобилей, где некоторые элементы соединения не выкручивались десятилетиями. Преимущества применения специального устройства следующие:

  • с его помощью в подавляющем большинстве случаев удаётся вывернуть болт с обломанной головкой, не повредив резьбу в детали;
  • остаётся практически неповреждённой сама шпилька, после прогонки плашкой она годится для повторного применения;
  • минимум затрат времени на работу;
  • изготовленный из качественной стали, инструмент отличается прочностью и долговечностью;
  • в труднодоступных местах часто удобнее применять именно шпильковёрт, а не подручные средства.

Проще говоря, инструмент облегчает и ускоряет работу. Не секрет, что сломавшийся заржавевший болт при отсутствии специального оборудования может парализовать всю работу по ремонту автомобиля. А неудачно вывернутая шпилька может стать причиной того, что время ремонта увеличится втрое. Поэтому, если шпилька вдруг не хочет выворачиваться из такого места, где её поломка может вызвать серьёзные проблемы, лучше использовать специально для этого разработанные инструменты.

Цена на шпильковёрты

Для бытового применения довольно удобным может быть универсальный шпильковёрт, который позволяет работать с разными диаметрами резьбовых деталей. Для автосервисов или СТО наиболее функциональным может оказаться специальный набор, включающий до десятка головок самых распространённых диаметров. Тем более что найти и купить шпильковёрт сегодня не представляет особого труда - эти устройства продаются как в обычных магазинах, так и на различных интернет-площадках. Цены довольно демократичны - для универсального эксцентрикового механизма это диапазон от 400 до 1000 рублей. Головки-шпильковёрты с тремя роликами продаются от 300 до 600 рублей за штуку, если рассматривать наиболее распространённые размеры. Наборы можно приобрести от 1,5 до 8 тыс. рублей, в зависимости от комплектации, качества и производителя. В случае профессионального применения на производителе лучше не экономить, тем более разница в цене не слишком велика.

В практике ремонта автотракторной техники возникает необходимость вворачивания и вывертывания шпилек — крепежных изделий без поверхностей под ключ. Для этих целей используется специальный инструмент — шпильковерт или ключ для шпилек. О шпильковертах, их типах, работе и выборе читайте в этой статье.

Что такое шпильковерт?

Шпильковерт (ключ для шпилек) — специализированный инструмент для вворачивания и вывертывания резьбовых шпилек.

Шпилька — крепежное изделие в виде стержня с резьбой на обоих концах. Шпилька одной частью вворачивается в изделие, а на вторую ее часть навертывается гайка. В конструкции шпильки не предусмотрены специальные поверхности под колюч (как, например, головки у болтов или грани у гаек) или другой инструмент, что значительно усложняет процедуру ее вворачивания и вывертывания. Вследствие этого приходится использовать специальные инструменты, которые названы ключами для шпилек или просто шпильковертами.

Для правильной покупки шпильковерта необходимо разобраться в существующих типах этого инструмента, их особенностях и преимуществах.

Типы, конструкция и принцип работы шпильковерта

Главная проблема работы со шпильками — это обеспечить надежную фиксацию цилиндрического стержня без его повреждения и с необходимым для вворачивания или вывертывания усилием. Предложено несколько решений этой задачи, и по способу зажима шпилек шпильковерты делятся на несколько типов:

  • Роликовые;
  • Эксцентриковые;
  • Цанговые (кулачковые);
  • С гаечным зажимом и упором.

При этом все типы инструмента могут иметь исполнение одного из двух видов:

  • Самостоятельный инструмент, работающий без дополнительных приспособлений;
  • Оснастка для работы с обычными ключами, воротками, трещотками и прочими приспособлениями.

Инструмент первого типа удобен и прост в применении, он всегда готов к работе, однако, как правило, имеет более сложную конструкцию и высокую стоимость. Инструмент второго типа может иметь шестигранники под ключ или квадрат стандартного размера (как правило, 1/4, 1/2 и 3/4 дюйма) под вороток, трещотку и т.д. Этот инструмент более универсален, компактен и имеет доступную стоимость.

Каждый из этих инструментов имеет свои конструктивные особенности и принцип действия.


Один из наиболее простых по конструкции и надежных инструментов. В общем случае представляет собой цилиндрический корпус, внутри которого расположены три цилиндрических ролика, между которым могут дополнительно устанавливаться распорные вставки. Внутренняя поверхность корпуса имеет сложный профиль (треугольный с закругленными гранями и углами, с элементами овоида и т.д.), поэтому ролики, перекатываясь внутри корпуса, могут приближаться и отдаляться от его центральной оси.

Работает роликовый шпильковерт просто. Инструмент надевается на шпильку и проворачивается с помощью ключа или воротка. При повороте ролики перекатываются по шпильке и внутренней поверхности корпуса, что приводит к заклиниванию шпильки — теперь усилие от руки передается на нее, что позволяет ввернуть или вывернуть ее.

Ключи для шпилек этого типа просты, надежны и удобны, однако имеют существенный недостаток — каждый шпильковерт выполняется под определенный диаметр шпильки. Только в этом случае обеспечивается необходимый прижим роликов к шпильке и ее заклинивание при повороте. Поэтому для работы с различными шпильками необходимо иметь целый набор роликовых шпильковертов.


Инструмент данного типа также очень прост, при этом он более универсален, чем роликовый. Конструктивно данный эксцентриковый шпильковерт очень прост: его основу составляет корпус с одним или двумя отверстиями под шпильки, на котором располагается шарнирный эксцентрик — металлический диск с рифленым ребром и возможностью подвода к отверстиям. Также на корпусе располагается вороток или квадрат для установки воротка, трещотки или иного приспособления.

Работает эксцентриковый шпильковерт просто: инструмент надевается на шпильку, диск подводится к шпильке, и весь инструмент проворачивается — при повороте эксцентрик упирается в шпильку, заклинивает ее и позволяет передать на нее необходимое для ввертывания/выворачивания усилие.

Сегодня выпускаются эксцентриковые шпильковерты двух типов:

  • Универсальные — с одним или двумя отверстиями, позволяющими использовать инструмент для работы с различными по диаметру шпильками;
  • Под размер — с одним отверстием для работы со шпильками одного диаметра.

Следует заметить, что существуют инструменты, сочетающие в себе конструктивные особенности эксцентриковых и роликовых шпильковертов. В таком инструменте предусмотрено три малых эксцентрика, охватывающих шпильку, при повороте инструмента эксцентрики заклинивают шпильку в трех точках, обеспечивая максимальный прижим и передачу большого усилия.


Это универсальный инструмент, имеющий устройство, аналогичное цанговому патрону дрели и других инструментов. Основу шпильковерта этого типа составляет корпус, внутри которого расположены подвижные кулачки. При повороте корпуса кулачки сходятся к центру, зажимая шпильку, и обеспечивая передачу на нее усилия от руки.

Цанговые шпильковерты наиболее универсальны, так как позволяют работать с различными по диаметру шпильками, даже с нестандартными. Однако кулачки не всегда обеспечивают необходимую степень фиксации инструмента на шпильке, поэтому шпильковерт этого типа зачастую не может справиться с крепежом. Это недорогой любительский инструмент, который практически не используется в автомастерских.

Шпильковерт с гаечным зажимом и упором

Данный инструмент достаточно прост по конструкции, поэтому его зачастую изготавливают в кустарных условиях. Основу шпильковерта составляет корпус с рукоятками, в нижней части которого располагается гайка, а в верхней предусмотрена резьба под ввинчивание воротка. В корпусе напротив гайки высверлено отверстие с резьбой под болт или винт, которым гайка фиксируется от проворачивания.

Работает такой инструмент просто. В корпус устанавливается и фиксируется болтом гайка необходимого размера, инструмент гайкой наворачивается на шпильку, затем в корпус вворачивается вороток, он упирается в торец шпильки и заклинивается. Теперь корпус проворачивается против часовой стрелки, и шпилька, зафиксированная гайкой и воротком, выворачивается.

Данный инструмент используется, как правильно, только для выворачивания шпилек. Он, несмотря на простоту конструкции, требует выполнения большого числа операций для работы с одной шпилькой, поэтому не всегда бывает удобен. Сегодня ключи для шпилек такой или схожей конструкции используются редко, они вытеснены более простыми и удобными роликовыми и эксцентриковыми шпильковертами.

Как выбрать шпильковерт

При выборе шпильковерта необходимо учитывать характер работ, которые будут выполняться этим инструментом, и их периодичность.

Для использования в условиях гаража, когда шпильки приходится вывертывать лишь время от времени, лучшим решением станет универсальный шпильковерт эксцентрикового типа. Такой инструмент позволит работать со шпильками различных размеров (с его помощью можно вывернуть и ввернуть шпильки практически всех двигателей — от двухтактников мотороллеров до среднетоннажных грузовиков, также можно выполнять ремонт других агрегатов со шпильками), он надежен и прост в эксплуатации, и имеет доступную цену. Также можно приобрести и цанговый шпильковерт, однако он не всегда обеспечивает необходимую степень фиксации и не может работать со шпильками большого диаметра.

Для профессионального применения в автомастерских лучшим выбором станут наборы шпильковертов роликового или эксцентрикового типа. Наличие инструмента под определенный размер шпилек значительно повышает качество и скорость работ, а затраты на него окупаются в короткие сроки. Хотя и в этом случае будет не лишним иметь универсальный эксцентриковый инструмент — с его помощью можно быстро выполнять несложные работы.

При правильном подборе шпильковерта вы обеспечите себя надежным инструментом, который поможет решить самые сложные задачи по обслуживанию и ремонту транспортных средств.

Как выкрутить шпильку? Рассмотрим несколько способов, с учетом состояния шпильки и имеющегося инструмента.

Как выкрутить шпильку за резьбовую часть

Если шпилька достаточно длинная и доступна резьбовая часть на 2 и более гаек, то применяем один из перечисленных способов:

  • накрутить гайку, накрутить вторую до упора в первую (желательно использовать высокие гайки), после чего слесарным инструментом (ключом или др.) открутить шпильку;
  • использовать специальный инструмент – шпильковерт, под размер шпильки или универсальный.
Удобен и эффективен эксцентриковый шпильковерт – чем больше прикладываемое к нему усилие, тем сильнее он насечкой эксцентрика зажимает шпильку.

Как выкрутить шпильку, если доступна резьба только на 1 гайку? В этом случае доступны как минимум 4 способа:

  • разрезать гайку с одной стороны ножовкой по металлу (направление реза - вдоль оси резьбовой части), накрутить на шпильку, зажать трубным ключом так сильно, чтобы резьбовая часть, выбирая зазор в разрезе, плотно захватила шпильку, направить усилие в направлении отворачивания;
  • накрутить гайку на резьбу, приварить ее к шпильке (например, сварочным полуавтоматом) и выкрутить ключом (или головкой с воротком);
  • накрутить гайку на резьбу, высверлить углубление в торце шпильки (диаметром примерное вдвое меньше диаметра шпильки), забить в это углубление насадку TORX (Е-профиль, или иную подобную с продольными ребрами) и за хвостовик насадки выкрутить (при этом можно помогать усилием второй руки с рожковым или накидным ключом, прилагающим усилие к гайке в дополнение к основному усилию на торкс);

В способе с отверткой для этой цели лучше подойдет крупная версия или силовая с Т-образной рукояткой.

Как выкрутить шпильку за гладкую цилиндрическую часть

Если доступен только гладкий участок шпильки (например, резьбовая часть обломлена), то применимы следующие приемы;

  • зажать цилиндрическую часть в походящем инструменте (в плоскогубцах, трубном ключе, маленьких тисках, струбцине или в др.) и приложить усилие в направлении откручивания;
  • приварить к обломанному торцу сваркой металлический пруток в качестве Т-образной рукоятки;
  • надеть гайку чуть большего диаметра, приварить к шпильке по кругу и выкрутить ключом;
  • использовать квадратную шайбу толщиной с гайку или больше, с внутренним диаметром под один размер с диаметром цилиндрической части шпильки (идеально, если шайба садится на цилиндрическую часть шпильки с натягом), разрезать ее с одной стороны аналогично гайке в предыдущем подразделе, надеть на шпильку, зажать трубным ключом и откручивать;
  • использовать плашку (ту, что используется для нарезания резьбы), обточив конец шпильки до квадрата нужного размера;
  • использовать шпильковерт;
  • ножовкой по металлу выполнить пропил в торце под плоскую отвертку, с помощью которой извлечь шпильку.
В некоторых случаях при возможности, для усиления воздействия, одновременно с приложением усилия к отвертке или гаечному ключу можно использовать и второй инструмент (трубный ключ, плоскогубцы и т.п.), зажав ими гладкую боковую поверхность и воздействуя в направлении отворачивания.

Как выкрутить сломанную шпильку

Если шпилька сломана и нет выступающей над поверхностью части, то выкрутить ее можно следующими способами:

  • сварочным полуавтоматом постепенно и аккуратно «наростить» пару сантиметров (если торец шпильки в зоне досягаемость сварочной проволоки) и за это «нарост» вывернуть с использованием зажимного инструмента;
  • использовать специальный инструмент – экстрактор (с виду похож на метчик, рабочая часть конусная, направление резьбы противоположное резьбе шпильки): выровнять торчащий торец шпильки напильником (или ровно отпилить ножовкой по металлу), накернить точно в центре, просверлить по оси шпильки отверстие нужного диаметра и глубины (примерно 2/3 от длины рабочей части экстрактора), вставить экстрактор и вращать с усилием до выкручивания шпильки;
  • подготовка с высверливанием как предыдущем способе, только применить метчик на левую резьбу шпильки (если шпилька с правым направлением) - когда метчик, нарезая резьбу, упрется в дно высверленного углубления в теле шпильки, то обломок часто выкручивается;
  • высверлить центр шпильки, подобрав таким образом диаметр, чтобы не задеть резьбовую часть гнезда, после чего извлечь остатки металла шпильки;
  • высверлить обломанную часть шпильки и резьбовое гнездо на сверлильном станке или ручной дрелью сверлом большего диаметра под ремонтную шпильку.
Использование метода высверливания углубления с вбиванием в него наконечника торкс несет в себе риски усиления клина в резьбовом гнезде из-за расширяющейся деформации стенок шпильки. С учетом возможных осложнений рекомендовать его в этой ситуации не будем, несмотря на то что ограниченно, с определенными условиями, и он может быть применен.

Затруднение может доставить выравнивание торца шпильки, если облом произошел в глубине. В таком случае неоценимую помощь окажет торцевая борфреза.

Еще одна вариация для метода высверливания. Можно применить сверла с левым направлением вращения и электродрель с переключателем направления и регулировкой числа оборотов. При сверлении на малых оборотах подклинившая резьба прослабляется и за счет левого вращения дрели остаток шпильки легко страгивается с места и выходит из резьбового гнезда.

Сверление часто разумнее делать в несколько проходов, от маленького сверла к тем, что покрупнее, до нужного диаметра.

Как выкрутить прикипевшую шпильку

Закисшую шпильку необходимо выкручивать с дополнительными хитростями, как в части инструментария, так и в части методики.

  • нанести несколько ударов молотком в торец шпильки вдоль ее оси, не повредив край резьбы;
  • нанести несколько несильных ударов с разных сторон по боковым поверхностям шпильки (на резьбовую часть при этом накрутить гайку для исключения повреждений), не допустив при это сгибания;
  • применить специальные проникающие составы – WD-40, жидкий ключ и их аналоги, дав необходимое время в соответствие с инструкцией к этим препаратам от их производителя перед попыткой откручивания;
  • использовать удлинитель к ручному инструменту для увеличения прикладываемого усилия (вороток большей длины или надев трубу подходящего диаметра на вращаемый конец ручного инструмента;
  • использовать при отворачивании за приваренную гайку не рожковый ключ, а головку Super Lock, в которой усилие прикладывается не к углам (граням), а к плоскостям;
  • вместо приложения физической силы и ручного инструмента использовать ударный гайковерт (если его нет в домашней мастерской, то можно обратиться в ближайший шиномонтаж или автосервис, доставив туда деталь с прикипевшей шпилькой);
  • при способе наворачивания двух гаек первую накручивать до упора с настолько большим усилием, чтобы она врезалась в цилиндрическую часть шпильки, а вторую гайку использовать не стандартную, а самоконтрящуюся (это позволит применять гораздо большие усилия, снизив риск холостого откручивания гаек);
  • несколько раз нагреть и дать остыть, на финальной стадии нагреть и выкрутить.
Незаменим многократный нагрев и для откручивания шпилек, посаженных на специальные составы - фиксаторы резьбы.

При выкручивании прикипевшей шпильки за приваренную или накрученную гайку лучше использовать, тот инструмент, который более прочен конструктивно и плотнее охватывает периметр рабочих поверхностей гайки, исключая слизывание граней:

  • 6-гранную головку вместо 12-гранной;
  • головку Super Lock вместо обычной;
  • накидной ключ место рожкового;
  • вороток вместо трещотки.

Как выкрутить шпильку из выпускного коллектора

Если стальная шпилька прикипела в стальном или чугунном коллекторе, то нагревать можно до покраснения металла, используя аккуратно газовый резак, газовую горелку от баллончика, паяльную лампу или иное подходящее оборудование.

Как выкрутить шпильку из выпускного коллектора, чтобы не допустить трещин в чугуне? Прежде всего нельзя искусственно интенсивно охлаждать чугунную деталь. Нагреть при этом нужно сам коллектор, не задевая шпильку: коллектор разогреется и немного раздастся в зоне резьбового отверстия с закисшей шпилькой, а разница в нагреве деталей еще более ослабит прихват.

Как выкрутить шпильку из алюминиевой детали

На детали из алюминия и его сплавов нельзя интенсивно воздействовать газовым резаком и другим мощным оборудованием из-за риска оплавления деталей или их иного повреждения под воздействием высоких температур. В данном случае можно:

  • можно нагревать только шпильку и то не до красна;
  • применить для нагрева алюминиевой детали термофен (термопистолет) или ограниченно использовать паяльную лампу в более щадящем температурном режиме, чем это может обеспечить газовая горелка.

Как выкрутить шпильку из блока двигателя

Прежде всего при выборе подхода нужно исходить из материала, из которого изготовлен блок цилиндров двигателя. В случае с чугунным блоком применяем подход с интенсивным нагревом до покраснения газовой горелкой. Если блок алюминиевый, то в зоне закоксовавшейся шпильки разогреваем его аккуратно термофеном, не допуская повреждения дорогостоящей детали от высоких температур.

Например, выкрутить шпильку из блока двигателя ЗМЗ 402 часто очень затруднительно. Он отличается системными проблемами с выкручиванием определенных шпилек в силу материала блока и особенностей его нагрева в процессе эксплуатации.

Несколько циклов нагрева и постепенного остывания существенно облегчат выкручивание шпильки из блока 402. Напомним, что выкручивание шпильки осуществляется в нагретом состоянии. Так же весьма полезным будет ударное воздействие на шпильку – вдоль ее оси или расшатывание ударами по бокам с разных сторон.

Как выкрутить обломанную шпильку из блока мы изложили выше в отдельном подразделе, приемы для этой детали не отличаются оригинальностью.

Как выкрутить шпильку из головки блока цилиндров (ГБЦ)

Решая вопрос, как выкрутить шпильку из ГБЦ, надо так же исходить из материала головки. Чугунные головки встречаются редко, в основном на старых авто, а чаще всего они из алюминиевых сплавов.

На головках блока часто приходится иметь дело с прикипевшими, закисшими шпильками.

Чтобы выкрутить шпильку из головки блока цилиндров можно применять наиболее удобные и эффективные способы и приемы из перечисленных выше. Часто это метод двух гаек, применение экстрактора или высверливание. Для усиления воздействия целесообразнее применять предварительное расшатывающее простукивание по бокам, использование проникающих составов, вращения двумя инструментами.

Заключение

Столкнувшись с вопросом как выкрутить шпильку из блока, головки, коллектора, стартера, ступицы колеса или другой детали, можно выбрать эффективное решение задачи из нескольких способов и приемов, с учетом доступных инструментов и средств. Могут быть применены как имеющихся практически в любом гараже слесарные инструменты, так и специализированные, такие как шпильковерт.

Перед тем, как выкрутить шпильку, стоит применить к ней ударное воздействие. Так же, если резьбовое гнездо в детали сквозное, а конец шпильки торчит, то видимую часть резьбы стоит очистить от загрязнений, которые могут создавать дополнительное затруднение при откручивании. Так же облегчает операцию извлечения предварительное применение проникающих составов.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.