Что находилось в хате казака. Конспект НОД «Казачья хата» (подготовительная группа). Казачьи поселения на Дону

  • познакомить учащихся с жизнью и бытом народов населяющих Кубань;
  • привитие любви к родному краю, труду, традициям кубанского народа;
  • воспитание патриотических чувств.

Оборудование: экспонаты музея “Казачья горница”, магнитофон, кассеты с фонограммами песен.

Место проведения урока – этнический музей “Казачья горница” МОУСОШ №7 с. Кабардинки

Ход урока

1. Организация урока.

В нашей школе 2003 году открылся этнический музей, для того, чтобы знакомить учащихся с жизнью и бытом народов поселившихся когда-то на территории нашего края. А так как отстояли и сохранили в своё время нашу малую Родину казаки, посланные государством на южные рубежи из разных уголков России, то и музей посвящён им, казакам, которые не жалели сил и жизни, исполняя воинский долг. Здесь собраны подлинные предметы быта далёких лет.

2. Основная часть.

Я думаю, вам будет интересно узнать о житье-бытье казаков. А начиналось всё с Указа царицы Екатерины II о пожаловании казакам земель за их добросовестную службу. И потянулись обозы с нехитрым казачьим скарбом по пыльным степным дорогам. И стали стекаться ещё на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи. Так появились наши предки-казаки на Кубани. Обживая земли, казаки строили себе жильё: мазанки, хаты (фото 1). Хаты строили из самана, обмазывали глиною с обеих сторон. Хата внутри и снаружи обязательно белилась.

Как вы думаете, для чего?

Белый цвет – это символ чистоты и опрятности. Крыши под камышом и соломой. Пол здесь обмазывался глиною. Хату огораживали вот таким плетнём.

Вы находитесь в казачьей светлице, главной комнате станичной хаты. Так она выглядела 200-300 лет назад, но и сейчас многое из этого, что вы видите, ещё живёт в домах станичников. Здесь каждая вещь подлинная, это реликвия, она дышит историей народа, хранит тепло и нежность женских рук. Мужчина главной своей работой считал службу Отечеству, дома бывал редко, поэтому вся ответственность за семью ложилась на женщину. Жизнь казачки была не легка! Все полевые работы на ней, готовить и кормить детей (а их в семье было чаще всего больше 10), ухаживать за стариками, носить воду вёдрами из реки, содержать дом, животных. При такой нагрузке женщина чаще всего ночью украшала свой дом так, как мы видим сейчас.

Самым главным местом в горнице считался Святой угол (фото 2). Православные казачие семьи все свои важные моменты связывали с именем Господа. Просили благословение на службу, брак, постройки, и др. Наш музей имеет замечательный иконостас усилиями атамана Мешкова В.А., Капинос В.Н., а также учащихся и жителей. В дни открытия музея произошло примечательное событие. Снимая грязь специальным раствором с одной из картин, Капинос В.Н., обнаружил отчётливую запись 1903 год художник Дьяченко Григорий. Картина называется “Кончина Серафима Саровского”. (Серафим Саровский при жизни имел дар исцелять людей. Каждого, кто приходил к нему, он приветствовал: “Радость моя” и исцелял.) Казаки брали эту икону в поездки. Несколько дней спустя учитель физики А.Е. Казанджи подарила музею книгу “Духовные посевы”, автором которой являлся магистр богословия Дьяченко Григорий. Так в нашем молодом музее встретились два произведения одного автора. В нашем иконостасе имеются и подарки учащихся: из Санкт-Петербурка ребята старших классов привезли икону Божьей матери, особо почитаемую в народе. Вы видите икону Сергия Радонежского покровителя просвящения и образования. Её в дар музею принёс ученик Гордюшкин Владимир.

Важным предметом в казачьем быту была кровать (фото 3), изготовленная из дерева своими руками. Такую мы не нашли, т. к. в 30-х годах прошлого века появились кровати железные, такую мы вам и представляем. Обязательно было обилие подушек, перин. Кровать – это место отдыха всё должно этому служить! Женщина здесь всё тщательно украшала. Обратите внимание на наволочки: они своеобразно изготовлены, это тонкая и кропотливая работа обычных крестьянок. Конечно это изделие не на каждый день, а праздничная, либо для гостя. Детям и взрослым залезать на кровать, сидеть на такой постели категорически запрещалось. Застелена кровать ярким лоскутным одеялом, опять много красного цвета, цвета жизни. В жизни людей всё было так разумно устроено, что чем больше узнаёшь, тем больше изумляешься! Маленькие остатки от шитья не выбрасывали, а собирали вот в такой весёлый узор. Одеяло тоже сшито самой хозяйкой. Девочки рано приобщались к такой работе, в 4 года девочка уже умела шить.

На стене вы видите ковёр (фото 4). Он трофейный. Его принёс с поля боя казак родом из Чернигова. Это было очень интересный человек, он очень любил сады, деревья. Куда бы он не поехал, отовсюду привозил саженцы различных деревьев. Его сад и сейчас цветёт прямо над рекой Псекупс. Однажды он нашёл коврик, им он укрывал коня, чтобы добраться до дому. Вот и добрался, ковёр теперь у нас в музее. Определить его возраст невозможно. Но потомки сохранили его в память о своём деде.

Возле кровати родителей находится колыбель (фото5). Она обычно передавалась из поколения в поколение и служила много лет. Такую мы не нашли. Но Владимир Николаевич казак нашего общества, предложил сделать такую колыбель, в которой спал сам, его брат, сёстры. Так появилась эта колыбель, а Татьяна Анатольевна Хлыповка, казачка, украсила её вот такими ромашками. Колыбель покрыта пологом. Для чего? Когда дитя рождалось, то 40 дней ребёнка нельзя было показывать чужим людям, боялись дурного глаза, а после 40 дней можно, т. к. ребёнок был под защитой Бога (тогда крестили в 40 дней). Ночью в окно светила луна, она мешала ребёнку спать, полог защищал. В окно залетали мошки, полог оберегал.

В каждой хате была русская печь (фото 6), она являлась не только вместилищем пищи, домашним очагом, но и воплощала идею благополучия в доме, семейного тепла.

Одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у казака был стол (фото 7) . Вот этот стол, что перед вами, изготовлен в 1900 году, он сделан руками мастера. За свою долгую жизнь он не знал ни краски, ни лака. За это время стол почернел, однако, ещё может долго служить людям. “Стол – то же, что в алтаре престол”, а потому и сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви. Стол немыслим без хлеба – как пищи, как символа благополучия.

А не задавали вы себе вопрос, почему, приветствуя гостей, подносят не только хлеб, но и соль?

Соль, по мнению предков, защищает от злых сил и духов. Если человек угостился хлебом и солью, значит, он не замышляет зла.

Как хлеб дошёл, там пирог пошёл,
А пирог дошёл, там блин пошёл,
А блин дошёл, так в мир пошёл.

– У нас на Кубани угощались не только блинами, пирожками с кабаком, с фасолью, пирогами с капустой, курагой, яблоками. А какие пампушки с чесноком! И, конечно, узвар из сушёных кубанских фруктов или чай. Вместо заварки, калина или фруктовые веточки.

Украшением стола в хате был самовар (фото 8, а). Своим горячим, чаем в зимние вечера согревал он души и тело домочадцев, собирая всех вместе за столом.

А вот какие чуваны, чугуны (фото 8 (б, в) ) стоят в печи. Запах ароматного борща и вкусной каши когда-то исходил из них, радуя детей и взрослых. Старожилы утверждают, что более ароматного борща, приготовленного в печи, ничего не существует.

Фото 8б

Фото 8в

А как называлось вот это приспособление? (Учитель показывает ухват ). Для чего он служил?

Совершенно верно. С помощью ухвата можно поставить чугун в печь и вынуть из печи.

А это тоже приспособление, которое всегда стояло у плиты, и которым могли разгрести в печи жар – это кочерга .

Чего только не было в казачьей хате, но каждый предмет имел своё назначение, к нему относились бережно.

    • Вот это изделие называется рубель (фото 9), а использовали его для глажки белья.

    • Время шло, жизнь казаков менялась и свидетельством достатка, были вот такой утюг (фото 10).

Кто знает, каков принцип его работы? (внутрь утюга насыпали раскалённые угли, от этого он нагревался, и можно было гладить)

– Человек во все времена стремится украсить свой быт. “Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства ” - гласит пословица. Народ творил из простого материала: дерева, глины, но ценность изделия умельцев определялась не материалом, а их мастерством и фантазией.

Много талантливых мастеров было у нас. Умели и половики ткать (фото11) на загляденье, рушники вышивать и прясть пряжу вот на такой прялице (фото12). Особое слово хочется сказать о рушниках . Это не просто полотенце, как мы считаем сейчас, это произведение искусства. Вышивали рушники в девичестве и в таком количестве, чтобы хватило на всю жизнь, так как после замужества этим заниматься было некогда. Рушниками покрывали те вещи, которые хотели выделить: документы, фотографии и иконы.

В каждом дворе женщины умели плести кружева . Да какие красивые! Украшали ими полотенца, накидки. Всюду были кружевные салфетки.

Перед вами одежда (фото13) казака, мальчика – подростка, женская одежда и детский костюмчик. Нет ни одной из них, чтоб она не была украшена. Кофта женская изготовлена на домашнем верстаке, что имела каждая семья, полотно соткано из льна-прядива, отбелено в проруби, а затем вышито. Такая одежда имелась у каждой женщины, она умела это делать, причём вышивка у каждой была своя, неповторимая. Этой кофте уже 230 лет. Её нам подарила Малинина Нина Яковлевна.

А вот праздничный костюм маленькой девочки из Ярославской губернии. Ему уже 50 лет, принесла его в наш музей завуч Лупова Т.И. Это подарок её бабушки. Сколько же времени надо было затратить этой труженице, чтобы и кружевами оплести, и расшить цветами такую одежду?! Татьяна Ивановна убеждена, что такой подарок – единственный. Вот фото (фото14), на котором ей 5 лет и Татьяна Ивановна одета в этот костюмчик.

Одежда и всё, что ценное было для семьи, хранилось в сундуках (фото15). Сундуки были разных размеров, по–разному изготовлены, украшены, но обязательно были. У нас не большой сундук, но с большой исторической судьбой. Сегодня нет уже прямых его хозяев, а внукам хозяев уже 80 лет. Внучка Снегирёва Вера Ивановна в 20 годах 20-го века из Геленджика переехала на Крайний Север, в Дудинку. Через 20 лет семья вернулась в Геленджик и привезла с собой сундук. Они не смогли его там оставить, это часть их истории, их судьбы. В. И. Снигерёва решила подарить его нашему музею.

А вот изделие мастеров плетения корзин (сапеток) и кошёлок ! (фото16) В магазине таких вещей купить было нельзя. Вот и приходилось самим плести из прутьев. Удобные, лёгкие, вместительные. Побольше - для взрослых, поменьше - для детей.

Как бы горько не жилось народу в прошлом, без песни – ни шагу. Песня – целительница, песня – плач, песня – пляска. От всех бед и печалей спасала песня.

А какой весёлой была бытовая песня. Игровые и хороводные песни показывали размах, удаль, весёлость и широту русской натуры.

А теперь почувствовав дух того времени, давайте споем песню В. Захарченко “Мы с тобой казаки” (фото17).

3. Итог урока.

Наш урок окончен. Что вам понравилось и запомнилось из сегодняшней беседы?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 станицы Березанской Выселковского района

Проектная работа

«КУБАНСКАЯ ХАТА»

Выполнили: учащиеся 6 «В» класса

Кривуля Елизавета

Скиба Кристина

Руководитель: Ткаченко Анастасия Сергеевна

учитель кубановедения

станица Березанская

2016 г.

Введение……………………………………………………………………………...2

Глава I. Традиционная кубанская казачья хата…………………………………....4

  1. Правила строительства хаты черноморскими и линейными казаками……....4
  2. Внутреннее убранство казачьей хаты…………………………………………..7

Глава II. Макет кубанской казачьей хаты………………………………………….8

2.1 Описание основных элементов хаты……….…………………………………..8

Заключение………………………………………………………………………......9

Список используемой литературы………………………………………………...10

Тематический словарь…..………………………………………………………….11

Введение

Строить дом в степи –

Тяжкий крест нести.

От натуги кровавились очи:

То камыш коси,

То саман меси,

То формуй да расставь его к ночи.

Леса нет вокруг,

Все поля да луг.

В дело шли солома и глина

И сухой камыш

Для шатровых крыш

И для мазки навоз лошадиный.

В доброй хате той

Всей семье покой.

Круглый год благодать в ней витает.

В стужу здесь тепло,

В ясный день светло,

А уж летом прохлада какая!

(П. С. Карпенко)

Всех жителей городов, станиц, поселков Краснодарского края можно назвать одним словом - "кубанцы". А еще все мы- земляки. Так называют людей, у которых одна земля, общая малая родина. Каждому из нас необходимо знать историю и обычаи своего народа, так как в них отражается душа народа: уклад его жизни, любовь к труду и земле, почитание отцов и дедов. Это наши корни, наши истоки. Ведь мы земляки - у нас одна родина - наша прекрасная Кубань. Какими же были истоки казачьего духа, характера, как складывался этот редкий тип человека- воина- земледельца? В современной жизни есть возможность окунуться в атмосферу повседневной казачьей жизни, увидеть изнутри, как казаки вели хозяйство, каких правил придерживались при строительстве хаты. В этом и заключается актуальность нашего исследования.

В этой связи цель исследования заключается в развитие интереса к прошлому Кубани через рассмотрение традиций строительства кубанской казачьей хаты.

Объектом данного исследования является процесс строительства кубанской хаты с учетом всех правил и традиций.

Предмет исследования – кубанская казачья хата со всеми её составляющими компонентами.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что изучение и наглядный пример создания кубанской хаты позволит ближе познакомиться с культурой Кубани.

В соответствии с целью и принятой гипотезой исследования решались следующие задачи :

Проанализировать источники знаний о строительстве и внутреннем убранстве традиционной кубанской казачьей хаты;

Сравнить правила строительства хаты у черноморцев и линейцев;

Рассмотреть описание казачьей хаты в произведениях кубанских писателей;

Создать модель кубанской казачьей хаты на основании изученного материала.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, тематического словаря и макета.

Глава I. Традиционная кубанская казачья хата

  1. Правила строительства хаты черноморскими и линейными казаками

Хата - постройка, которая начиналась сразу на земле, без фундамента .

Издавна повелось в станице - каждый молодой хозяин строил собственную хату. Одни похожи на украинские мазанки, принадлежали черноморцам другие- высокие, просторные, с коридором во всю длину хаты, как было принято на Дону,- линейцам.

Хаты строили из самана. Саман – смесь глины, соломы, камыша, лошадиного навоза.

Деревьев было мало, климат жаркий и сухой. А глины было много. Казаки выращивали хлеб – было много соломы. Почти в каждой семье были кони. В саман добавляли лошадиный навоз для того, чтобы саманный кирпич не рассыпался (для крепости) и для тепла.

Смешивали женщины и дети ногами. Мужчины из смеси делали кирпичи. Кирпичи сохли на солнце. Поэтому хату строили летом.

Крыли хату соломой или камышом. Такая крыша называлась "стреха". Пол в хате был земляной, землю смазывали глиной. Построенную хату белили известью или мелом снаружи и внутри.

Украшением хаты были наличники на окнах и ставни – для защиты от солнца. Летом в саманной хате прохладно, а зимой тепло.

В хате обычно коридор, большая комната и сени.

Значительную часть комнаты занимала печь - сердце дома. Около печи – угольник.

Кубань, в силу особенностей исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур различных народов.

Домостроение – важный элемент традиционной народной культуры. Это большое событие в жизни каждой казачьей семьи, дело коллективное. В нем обычно принимали участие, если не все, то большая часть жителей «края», «куткa», станицы.

Вот как строились турлучные дома: «По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» - глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой» .

С годами казаки стали жить богаче. Саманные хаты строили все реже. На смену им пришли деревянные и кирпичные дома, где земляные полы заменили деревянными, крашенными. Старую постройку не ломали, а перекрывали новым камышом, и тогда она становилась подсобным помещением: кухней, кладовой. И часто можно было видеть, как на казачьем дворе стояла старая хата, а рядом с ней - новые, высокие дома.

Ничто так не отражало характер казака, как его двор. Даже ширина двора имела значение. Если двор был широким- хозяин думал о постройке новых хат, где будут жить взрослые сыновья. Если двор узкий - в семье одни девки. В обустройстве двора казаки придерживались правила: все должно быть под рукой. Количество построек во дворе могло быть больше или меньше, смотря по достатку хозяина. В своем дворе казаки много скота не держали- для этого хватало простора степи. на одной стороне двора ставили плотницкую, конюшню, при ней хомутовку, где хранили седла, конскую упряжь, щетки. Дальше располагались коровники, помещение для телят, свиней, птицы. На противоположной стороне - хлебные амбары, колодец, летняя печь. За хозяйственными постройками начинался огород, тянувшийся до фруктового сада.

"Под углы хаты закладывали монеты, чтобы быть богатыми; на пороге прибивали подковы, чтобы быть счастливыми, чтобы водился скот; на плетни вешали черепа, подворье окропляли святой водой, чтоб не подступали злые духи; русскую печку разрисовывали петухами, рыбками, розами, в цвет васильков раскрашивали окна, чтобы радовали глаз... Строили хату всей родней, всей улицей, всей станицею..." – такое описание дает кубанский писатель И.Н. Бойко в своём произведении «Гимн хате».

Существовали и другие обряды строительства хаты: На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы все водилось». Матку-сволок (деревянные брусья, на которые настилался потолок) поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто». В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома.

После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.

1.2 Внутреннее убранство казачьей хаты

Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол. В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: «горка» или «угольник»), комод для белья, сундуки и т.д. Центральным местом в доме бы «красный угол» - «божница». «Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола-угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, «паски», как их называют на Кубани, пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминальные книжки.

Рушники - традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.

Одна очень распространенная деталь интерьера казачьей хаты – фотографии на стене – традиционные семейные реликвии. Небольшие фотоателье появились в кубанских станицах уже в 70-х гг. XIX в. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны.

Особенно часто фотографировались в годы Первой мировой войны. В каждой казачьей семье старались сделать снимок на память или получить фотографию с фронта.

Многое в хозяйстве казаки и казачки делали своими руками. Длинными вечерами семья собиралась в большой комнате, на столе горела керосиновая лампа. И все, кто сидел возле неё, занимались каждый своим делом: женщины рукодельничали, мужчины подшивали валенки или хомуты, а дети поглядывали сверху, забравшись на печь.

Глава II. Макет кубанской казачьей хаты

2.1 Описание основных элементов хаты

Макет кубанской хаты выполнен в масштабе 1:15. Каркас выполнен из плотного картона, сверху нанесена белая краска, чтобы внешне приблизить к мазанке.

Крыша выложена из камыша, как и водилось на Кубани в прошлые века.

Чтобы пол был похож на глиняный, мы выполнили его из коричневого пластилина.

Внутреннее убранство комнаты максимально приближено к традиционному. Значительное место в комнате занимает печь, выполненная из соленого теста. В дальнем углу комнаты расположен «Красный угол». Рядом находится кровать из картона, накрытая покрывалом с подушками, сундук, выполненный из солёного теста. Сундук украшен узорами.

Напротив двери расположился стол с лавками. Предметы выполнены из картона и дерева.

Для макета выполнено две двери из дерева с перегородками и ручками.

Для украшения воссозданной комнаты были изготовлены рушник, половик, покрывало и скатерть.

Заключение

Казачий дом самый экологически безопасный для здоровья человека. Теперь мы знаем, что саман - один из самых дешёвых строительных материалов, он не требовал много затрат от хозяина дома. Дом могли построить в течении 3-6 месяцев и можно было семье переезжать жить в новый дом. Главное, чтобы дом высох. И о свойствах глины предки знали, очевидно, гораздо больше, чем мы, так как издревле применяли её не только для строительства дома, но и для хранения продуктов и приготовления пищи (крынки, кувшины, горшки и прочее) и для лечения различных недугов.

Внутреннее убранство современного дома значительно отличается от казачьей хаты. Но в сохранившихся до нашего времени саманных хатах ещё можно встретить обращение к старине, например, наличие «красного угла», печи, сундука с самыми дорогими для хозяина предметами быта. Вполне вероятно, что и при строительстве этих хат использовались традиции и поверья, которые были приняты на Кубани в старину.

Именно такая наследственная передача традиций и позволила нам познать пока ещё малую часть жизни и быта казаков.

Список используемой литературы:

  1. А.В. Маслов «Кубанская старина. Жизнь и быт казаков» - Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2008.
  2. И.Н. Бойко «Гимн хате». - М. : Современник, 1984. - 352 с
  3. Кубанские былины: книга для чтения /Ю.М. Бодянов. Краснодар: Перспективы образования,2012
  4. Моя Кубань. Природа, история, хозяйство, города Краснодарского края. – Ростов н/ Д.: «Издательство БАРО_ПРЕСС», 2010
  5. Родная Кубань. Страницы истории: Книга для чтения / Под ред. Проф. В.Н.Ратушняк-2-е изд., исправленное. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2004.
  6. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940;

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.kanevskadm.ru/?option=com_content&view=article&id=470
  2. https://sites.google.com/site/domkotoryjnachalka/enciklopedia-zilisa/kubanskaa-kazaca-hata-sovata

Тематический словарь

Кабыца - летняя печь.

Казаки - вольные люди, которые сторожили государственные и внутренние этнические границы;в свободное от несения службы время казаки обрабатывали землю.

Лавка - длинная, чаще без стоек, скамья, обычно укреплённая вдоль стены. (Толковый словарь Ожегова )

Подворье - двор и огород, хозяйство при сельском доме. (Толковый словарь Ожегова ).

Половик - узкий половой коврик, плетёный или сшитый из разноцветных обрезков ткани (Толковый словарь Ожегова )

Рушник - полотенце (обычно вышитое). (Сундук - тяжёлый напольный ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и с замком. (https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проектная работа Тема «Кубанская хата» Работу выполнили: учащиеся 6 «В» класса Кривуля Елизавета Скиба Кристина Руководитель: Ткаченко А.С., учитель кубановедения

Цель исследования развитие интереса к прошлому Кубани через рассмотрение традиций строительства кубанской казачьей хаты

Объектом данного исследования является процесс строительства кубанской хаты с учетом всех правил и традиций. Предмет исследования – кубанская казачья хата со всеми её составляющими компонентами.

Задачи: проанализировать источники знаний о строительстве и внутреннем убранстве традиционной кубанской казачьей хаты; сравнить правила строительства хаты у черноморцев и линейцев; рассмотреть описание казачьей хаты в произведениях кубанских писателей; создать модель кубанской казачьей хаты на основании изученного материала.

Жилища казаков

Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с Русской печью в заднем углу и малую хату. Как казаки строили себе жильё

Казаки строили себе жильё из самана. Саман – это кирпич из глины с примесью соломы. На строительство собирались всем селом. Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем выкладывали из них стены

Кладку обмазывали глиной. Хату внутри и снаружи обязательно белили. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности. Крыши крыли камышом или соломой.

Спасибо за внимание!


Карпова Римма Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №14
Населённый пункт: с. Кривенковское Туапсинский район Краснодарский край
Наименование материала: урок кубановедения
Тема: "Казачья хата"
Дата публикации: 31.07.2017
Раздел: начальное образование

Урок Кубановедения по теме: «Казачья хата».

Цели и задачи урока:

Знакомство с историей и культурой Кубани, бытом

кубанского казачества на основе изучения внутреннего

убранства хаты,

Развитие словарного запаса, интереса к прошлому родного

Воспитание любви к родному краю, через познание её

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: презентация к уроку, «карта-схема», карточки с новыми словами,

иллюстрации по теме, раздаточный материал.

Этапы урока

Ход урока

Примечание

Любили казаки свой край

И превратили его в рай.

Пахали, строили, служили.

Обычаи и веру сохранили.

Сегодня в прошлое мы с вами попадём,

Дом казака увидим и в него войдём.

О том, как жили, многое узнаем.

Итак, готовы? Мы начинаем.

учителем

2.Проверка

изученного

Давайте вместе определим тему урока. Для этого

выполним три задания.

Подберите подходящее по смыслу слово:

Кубанская

Деревня – корень «дерево», т.е. «место

очищенное от леса». А казаки обживались в

Село –

Станица –

большое казачье селение. Казаки в

степи выбирали место, останавливались.

Дом казака – это…

2-3 человека

2-3 человека

Изба – деревянный крестьянский дом в

деревне. А казачьи дома были не деревянные

Терем – высокий богатый дом в Древней Руси.

Хата - постройки на юге, которые начинались

непосредственно на земле.

Я знаю, что на прошлом уроке

Кубановедения вы познакомились со

способами построения казачьей хаты.

В ходе урока мы будем работать со

страничкой из «Казачьего словарика». Она

понадобится нам, чтобы выполнить 3-е

Прочитайте первую строчку в словарике.

(кирпич из глины с примесью соломы.)

О каком строительном материале идёт речь?

(саман) Запишите, диктуя по слогам.

Прочитайте вторую строчку (частокол, плетень

обмазанный глиной.) О чём говорится здесь?

Это …Запишите: турлук.

Мы с вами вспомнили эти понятия, для того,

чтобы сравнить два текста. Прочитайте.

Саманная хата

Турлучная хата

Женщины и дети

месили ногами глину

с соломой, мужчины

формировали её в

кирпичи, сушили, а

затем из них

выкладывали стены.

Пол - глинобитный.

Крыша - из камыша

или соломы.

Хата представляла

собой каркас из

прутьев, обмазанный с

двух сторон глиной. Пол

– глинобитный. Крыша -

из камыша или соломы.

Снаружи хату белили.

Входя в хату, человек

крестился

повернувшись к иконе.

Главным местом в доме

был «Красный угол».

Поднимите карточку, где описывается хата из

сама на? Докажите словами из текста.

Поднимите карточку, где описывается турлучный

способ построения хаты. Почему вы так решили?

Прочитайте слова из текста.

Что нового вы прочитали в тексте? Прочитайте.

Работа со

словариком

Саман, турлук

Работа в парах

(самостоятельное

чтение текстов)

Читает 1 ученик

Ответы учеников

3.Сообщени

Мы с вами сегодня представим, как выглядела

хата казака внутри. Это и есть тема нашего урока.

Нам помогут в этом карточки – путеводитель.

«Красный угол» был центральным местом в доме.

«Красный»

от слова красивый, нарядный. Ещё его

называли «Святой».

В самом освещённом углу комнаты помещались иконы.

На угловой столик под иконами ставили свечи, пасхи,

книжки с молитвами.

Казаки были верующими людьми и жили по закону

божьему, просили помощи в любых делах у бога.

Откройте тетради на стр.42 (2-ой абзац)

Какое слово встретилось впервые?

Найдите в словарике, что называют «божни цей»?

Прочитайте.

Запишите.

Как ещё называли «Красный угол»? (Святой)

Мы начнём обустраивать нашу хату. Что поместим в

угол хаты? Выберите. (икону)

Чем украшены иконы?

Полотенцем белым, с ярким узором. Такое

полотенце расшитое вышивкой называлось –

Разные рушники имели разное значение.

Давайте посмотрим на другие рушники.

Для чего они были нужны, почему так назывались?

«Крючковые» вешали на гвоздь, на крючок. Они

украшали комнату.

«Утирач» - им вытирали лицо.

«Зеркальные» - ими украшали зеркала.

«Церковные» украшали иконы.

Уже с 7 лет в казачьей семье девочки приручались

к рукоделию: они вышивали, вязали. К свадьбе

девушка должна была вышить не менее 40

рушников на различные праздники.

Вышивкой украшали ещё и одежду, скатерти,

наволочки. Считалось, что вышивка защищала от

злых духов. В доме были рукодельные половики и

Работа с тетрадью стр.44 (1 абзац)

Давайте украсим нашу комнату предметами

рукоделия.

Молодцы! Как преображается наша комната.

Найдите в «Кубанском словарике» значение слова

«рушник». Прочитайте.

Работа со

словариком

божница

вклеиваем

Вклеиваем

занавески,

половичок.

Работа со

словариком

Запишите.

Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Присели на свои места.

А вы знаете, что в хате казака называли – «матушкой»?

Чтобы об этом узнать отгадайте загадку:

Если работает она,

Не будет голодная семья.

Можно на неё прилечь,

А зовётся она …печь.

Работа с тетрадью стр.42 (1 абзац)

В хате можно было обойтись без кровати или

шкафа, но без печки обойтись было никак нельзя. Про

неё говорили в народе: «Печка кормит, печка греет,

печка – мать родная».

Печь часто оживала в народных сказках. Она

укрывала Алёнушку и Иванушку, на печи катался

Емеля. А о тех, кто был удачлив говорили, что они «в

печи родились».

Давайте посмотрим, где же там лежал Емеля?

Это место так и называется - «лежанка».

Найдите в словарике значение слова «лежанка».

Покажите, где в печи готовили еду?

Посуду ставили в «устье».

Отгадайте загадки и узнаете какой посудой

пользовалась казачка.

Книзу узок, верх широк,

Не кастрюля … (чугунок)

Круглая, глубокая,

Гладкая, широкая,

Гончаром кручённая,

В печи обожжённая,

От кувшина – низка

Глиняная …(миска)

Стоит толстячок,

Подбочинивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем пить чай велит. (самовар)

Работа с тетрадью стр.44 (3 абзац)

рушник

Вклеиваем

Работа со

словариком

лежанка

Как называлась посуда изображённая у вас в тетради?

Все ли названия знакомы?

Объяснение какого слова записано у вас в

словарике?

Записали.

Для чего нужна макитра? («Мать» гончарной

посуды на Кубани. В ней сквашивали молоко,

месили тесто, засаливали огурцы)

Давайте расставим посуду на полки.

Чего в нашей хате не хватает? (стола и лавок)

А сейчас закроем глазки и послушаем, что увидел

много лет назад русский поэт М.Ю.Лермонтов:

« Я вошёл в хату: две лавки и стол, да

огромный сундук возле печи составляли всю её

Откроем глаза. Какую же мебель увидел поэт?

Давайте расставим мебель в нашей хате.

Мебель изготавливал казак. Она была простой и

практичной.

Для чего в доме сундук?

Для чего нужна лавка?

Найдите в словаре объяснение слову – лавка.

До широкого распространения кровати люди спали

на сундуках, лавках и на полу.

Работа со

словариком

макитра

Вклеиваем

Вклеиваем

стол, стол,

лавка

5.Итог урока

Помните, как описал М.Ю.Лермонтов хату Казака?

А можем мы оказавшись сегодня в казачьей хате

рассказать, что бы мы увидели?

Ответ ученика.

Выставление оценок.

6.Рефлексия

Ребята, мы воссоздали картину из прошлого.

Страничка из «казачьего словарика» помогла

познакомиться с новыми понятиями.

Давайте поделимся своими впечатлениями о том,

что узнали на уроке.

Возьмите листочки голубого цвета. Начало письма

уже есть.

Сегодня я был в казачьей хате. Представляешь, я

узнал ___________________. Продолжите.

Спасибо за урок.

Что сегодня изменилось в казачьем доме?

6. Домашнее

Дома, открыв стр. 42 по 44 вы вспомните, о чём мы

говорили на уроке и нарисуете свою хату.

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное УчреждениеСредняя Общеобразовательная Кадетская Казачья школа Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка
Презентация к факультативу. Раздел: «Традиции и обычаи» «Жилища казаков» Составила учитель музыки 1 категории Трушина Светлана Юрьевна

Цели и задачи занятия
Познакомить учащихся с жильём казаков, с техникой постройки хат Развивать любознательность Воспитывать любовь и уважение к народным традициям

Как казаки строили себе жильё
Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с Русской печью в заднем углу и малую хату.

Турлучные дома

Хаты строили на основе деревянного каркаса – хата тогда называлась турлУчной, от слова турлУк – плетень, обмазанный глиной, или возводили дома из самАна – материала, состоящего из нескольких компонентов.

Строительство турлучных домов
По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой.

Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» - глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой).

Крыли ее путаной соломой или соломенными снопиками – парками. Затем в хате клали печь Технология сооружениятакой хаты перенесена с Украины. Для летнего пользования во дворе ставили небольшую печку – кабицу. Над ней ставили легкий навес. . Казачья хата почти не отличалась от жилища жителей Украины.

Как казаки строили себе жильё из самана
Казаки строили себе жильё из самана. Саман – это кирпич из глины с примесью соломы. На строительство собирались всем селом. Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем выкладывали из них стены

Кладку обмазывали глиной. Хату внутри и снаружи обязательно белили. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности. Крыши крыли камышом или соломой

На подворьях казаков всегда царили чистота и порядок. Во всем чувствовался хозяйский подход. Существовала даже пословица: «Каждый казак – государь в своем дворе».

Дома располагались очень компактно, расстояние между хатами, особенно в центре станицы, могло составлять лишь несколько метров. Дома богатых и бедных строились на один образец – из двух комнат: одной побольше – «горницы» и меньше «стряпухи».
В хатах было просто и уютно. Внутри домов всегда одна половина чистая, заботливо прибранная (горница). Здесь находились стол, сундук, лавки, грубка с лежанкой, за ней настил, где спали (полок).

Значимым местом был печной угол. Большая четырех­угольная печь, занимавшая значительную часть помещения в хате, служила предметом особой заботы хозяйки дома, стремившейся содержать ее в чистоте («всегда чисто вымазана»), а по возможности и украсить ее.

Великая хата

Юля Войнова
Конспект НОД «Казачья хата» (подготовительная группа)

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Казачья хата» с использованием ИКТ.

Программные задачи. Познакомить учащихся с жильём казаков, с техникой постройки хат. Развивать любознательность. Воспитывать любовь и уважение к родному краю, к народным традициям

Ход занятия

1. Вводная часть.

Любили казаки свой край Слайд 1

И превратили его в рай.

Пахали, строили, служили.

Обычаи и веру сохранили.

Сегодня в прошлое мы с вами попадём,

Дом казака увидим и в него войдём.

О том, как жили, многое узнаем.

Итак, готовы? Мы начинаем.

Прежде чем мы с вами отправимся в увлекательнейшее путешествие, давайте проверим, знаете ли вы старые слова нашего края.

2. Словарная работа.

Сохи – столбы

Подсошки – малые столбы

Вехть - тряпка

Сноп – связка с колосьями. Слайд 2

Периметр дома – стены, границы дома. Слайд 3

Каркас – конструкция из линейных элементов, скелет здания. Слайд 4

3. Основная часть.

Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в прошлое и узнать, как строили жилье наши предки.

а) знакомство со строительством турлучной хатой.

Турлучная хата строилась так: по периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые «сохи» и «подсошки», которые переплетались лозой. Слайд 5

Как только каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки», когда глину, вперемешку с соломой забивали в плетень. Слайд 6

Через неделю делали вторую мазку – «под пальцы», когда глину, смешанную половой (соломенной резкой, вминали и разглаживали пальцами.

Для третьей, «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, смешанный с соломенной резкой).

Была ещё и четвёртая мазка – «вихтювання». Тряпкой – «вихтем» - «размывали» стены, нанося на них аккуратным тонким слоем глину.

Для крыши заготавливали чистый сухой камыш. Слайд 7

Его срезали поздней осенью серпами. Из тростника вязались снопы – «Кулыки». Здесь были свои секреты: как вязать снопы, как ряд за рядом выкладывать, как крепить покрытия. Слайд 8

Напоследок делали побелку. Для этого использовали белую глину. Слайд 9

б) знакомство со строительством саманной хаты.

Позже хата строилась из самана. Слайд 10

Саман – это смесь глины с соломой

В такой хате зимой было тепло, а летом прохладно. На строительство собирались всем селом.

Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, в специальных формах. Слайд 11

Кирпичи сохли на солнце. Слайд 12

Поэтому хату строили летом.

Сушили, а затем выкладывали из них стены.

Также могли месить саман при помощи лошадей. Слайд 13

"Под углы хаты закладывали монеты, чтобы быть богатыми; на пороге прибивали подковы, чтобы быть счастливыми.

4. Казачье жилище.

Продолжаем наше путешествие. Давайте заглянем внутрь казачьей хаты. Слайд 14, 15

Казачье жилище было в основном одинаково для всех районов Кубани. В доме было две комнаты: великая и малая хата.

а) «Красный уг ол»

Желая создать свой дом местом святым, защищённым от злых сил, возведение жилища начинали со «святого угла». Поэтому самым нарядным в великой хате был «Красный угол» - «божница». Слайд 16

«Божница» состояла из одной или нескольких икон, украшенных цветами, вышитыми рушниками. Слайд 17

При вселении в дом вначале вносили в святой угол икону, чтобы нечисть не заводилась, и затем дом освещали. На столе, покрытом скатертью, стояли иконы (образа). Чаще всего они представляли образа Спасителя, Казанской Божией матери и Николая Чудотворца. Иногда они размещались на узкой полочке – божнице. Перед образами висела лампадка. Также в божнице сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, паски, пасхальные яйца, записи молитв, поминальные книжки.

Под «божницей» стоял длинный стол с лавками, за которым собиралась вся семья казака. Слайд 18

б) печь

А вы знаете, что в хате казака называли – «матушкой»?

Чтобы об этом узнать отгадайте загадку:

Если работает она,

Не будет голодная семья.

Можно на неё прилечь,

А зовётся она …печь. Слайд 19

Царицей в доме считалась печь (груба).

Как вы думаете почему?

Печь и кормила, и согревала, а ещё была лежанкой. Слайд 20

Печь часто оживала в народных сказках. Один только Емеля, разъезжающий на печке, чего стоит! Илья Муромец вообще 33 года на печи пролежал. Баба-Яга всё пыталась поджарить кого-нибудь, пихая на лопате опять же в печь, на которой и сама полежать была не прочь. А знаменитая говорящая печка с пирожками из «Гусей-лебедей»?

Давайте посмотрим иллюстрации сказок, где встречается печь.

Слайд шоу «Печь в сказках»

С печью связано так же множество суеверий. К примеру, на ночь в печь ложили полено и сосуд с водой, чтобы печь и огонь не испытывали нужды ни в еде ни в питье. Слайд 21

Не давали никому углей из печи - уйдёт достаток!

А о тех, кто был удачлив, говорили, что они «в печи родились».

Еду в ней готовили 1 раз с утра и на весь день. В первую очередь ставили еду для домашних животных. Пока она готовилась, хозяйка готовила продукты для семейной трапезы, резала овощи и месила тесто. Слайд 22

Многие из названий блюд сохранились и до наших дней. Давайте попробуем вместе назвать традиционные кубанские блюда (борщ, вареники, галушки).

Пшеничный хлеб обязательно должен быть на столе. Слайд 23, 24

Питались продуктами животноводства, рыбоводства, овощеводства и садоводства. Наиболее популярным считался борщ. Любили казаки вареники, галушки, шкварки (поджаренные твёрдые кусочки сала). Пекли пироги.

в) убранство казачьей хаты

В великой комнате вдоль стен стояли широкие лавы, сундуки, в которых казаки хранили одежду. Слайд 25,26

Убранство казачьей хаты отличалось с одной стороны простотой. Большая роль в этом украшении отводилась рушникам. Они были очень разнообразны и имели много назначений:

Набожники вешались над иконами и назывались. Слайд 27

Утирачи - полотенце для вытирания рук и повседневного пользования.

Килковые они развешивались в хате в праздничные дни на «килки» - деревянные гвозди, а также на плетень во дворе.

Шляховые (дорожные) рушники обязательной принадлежностью, вышитые красным цветом, символизирующая счастливую дорогу.

Узоры на рушниках были разные. Но вышивка выполнялась на белом рушнике черными и красными нитками. Слайд 28

Вот посмотрите на элементы вышивки. Слайд 29

5. Заключительная часть.

В конце нашего путешествия давайте проверим, что вы запомнили.

Как называется жильё казака?

Из чего казаки делали хаты?

Какими были первые хаты - саманные или турлучные?

Как строили саманные хаты?

Как строили турлучные хаты?

Наше путешествие подошло к концу. Попрощаемся с нашими предками. Слайд 30

Возвращаемся в наше время. Слайд 31

Публикации по теме:

Выпускной бал (подготовительная группа) (Дети парами стоят возле музыкального зала) заходят мальчик и девочка) 1 ребенок 5 лет мы ждали этот день, Но наступил он как – то сразу.

Цели фольклорного праздника: -воспитание внутренней культуры ребенка на примере отношений, норм поведения, содержащихся в фольклорном материале;.

Уважаемые коллеги, хочу рассказать о том, что я очень люблю свой город Донецк. И какое бы ни было новое событие в нашем городке, я радуюсь.

Казачья джигитовка группа «Исток» - видеорепортаж Казачья джигитовка группа "Исток" из города Астрахань. Под таким названием прошло выступление гостей в селе Верхне Русское Шпаковского района.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.