Удельный вес кислорода в баллоне. Устройство кислородного баллона. Вентиль на кислородный баллон. Техника безопасности при работе с кислородным баллоном

Баллон кислородный 40 литров ГОСТ 949-73

Масса кислородных баллонов указана с вентилем баллонным, колпаком металлическим, кольцом и башмаком.

  • Масса колпака металлического - 1,8 кг; кольца - 0,3 кг; башмака - 5,2 кг; вентиля – 0,5 кг.
  • Резьба горловины баллонов для газа должна изготовляться в соответствии с ГОСТ 9909-81, при этом:
    - наружный диаметр резьбы в плоскости торца для баллонов среднего объема должен быть 27,8 мм;
    - для баллонов среднего объема (ацетиленовых) - 30,3 мм;
    - количество ниток с полным профилем должно быть не менее 8.
    - на вентиле, ввинченном в горловину баллона, должно оставаться 2 - 5 запасных ниток;
    - установка вентилей должна производиться с применением уплотнителя.
  • Предельные отклонения по объему для баллонов среднего объема - +5%.

БАЛЛОНЫ ДЛЯ КИСЛОРОДА по ГОСТ 949-73 и ТУ 14-3Р-10-94

Объем, литр

Раб. давление МПа (кгс/см 2)

Размеры, мм

Вес, кг

Сталь 45, Д

диаметр цилиндр части

длина корпуса

40

14,7

(150)

219

1400

65

40

19,6

(200)

219

1460

77

1. Корпус кислородных баллонов окрашивается эмалевой краской синего цвета.
2. Баллоны для кислорода комплектуются кислородным вентилем, кольцом горловины, предохранительным металлическим (переаттестованный - пластмассовым) колпаком, опорным башмаком.

Нормы отгрузки по железной дороге баллонов кислородных 40 литров.

КОНТЕЙНЕР

3 тн

5тн

20тн

вагон

Количество баллонов

30

50

200

600

Срок изготовления баллонов по ТУ - углеродистых до 30 дней, легированных до 60 дней.

Кислород широко применяется в строительстве, промышленности и медицине. Перевозят и хранят его в кислородных баллонах. Вес кислородного баллона является одним из основных его параметров. Вес пустого кислородного баллона складывается из нескольких составляющих: самого сосуда для газа, вентиля, колпака и кольца, для навинчивания колпака. В этот комплект может входить башмак, для придания изделию устойчивости. При изготовлении емкостей для сжатых газов применяют цельнотянутые трубы из углеродистой или высоколегированной стали, с толщиной стенок – 7 мм.
Отрезку трубы необходимой длины, методом обжима, придают с одного конца – сферическую форму, с другой – формуют горловину, для крепления запорного вентиля. На горловину, предназначенную для крепления редуктора, напрессовывают кольцо. Колпак предназначен для защиты редуктора от внешних механических воздействий. Комплектные принадлежности имеют значительную массу, которую необходимо учитывать.

Средний вес комплекта:

  • кольцо – 0,3 кг
  • колпак металлический – 1,8 кг
  • башмак – 5,2 кг

Вес кислородного баллона 40 л указан в таблице:

Масса указана без вентиля баллонного(0,5 кг), кольца (0,3 кг), колпака металлического (1,8 кг), башмака (5,2 кг).


Масса указана с учетом вентиля баллонного (0,5 кг), кольца (0,3 кг), колпака металлического (1,8 кг), башмака (5,2 кг). Данные в таблицах соответствуют ГОСТ 949 – 73.
Вес полного кислородного баллона на 150 атмосфер составляет – 73 кг, а на 200 атмосфер – 88 кг.

При номинальном давлении 150 кгс/см2, сосуд такой емкости вмещает 6 м3 кислорода или 6000 литров. За счет газа, разница в весе полного и пустого кислородного баллона составляет:

  • для 200 – атмосферного: порядка 11,5 кг
  • для 150 – атмосферного: порядка 8 кг

Вес кислородного баллона 50 л указан в таблице:

Масса указана без вентиля баллонного (0,5 кг), кольца (0,3 кг), колпака металлического (1,8 кг), башмака (5,2 кг).
Вес кислородного баллона такого объема, заполненного газом:

  • для 200 – атмосферного: 117 кг
  • для 150 – атмосферного: 72 кг

Вес нового кислородного баллона 40 литров, который предлагает наша компания 47 кг. Узнать больше информации вы можете по телефонам указанным вверху сайта.

Сколько газа в баллоне

Кислород, аргон, азот, гелий, сварочные смеси: 40-литровый баллон при 150 атм - 6 куб. м / гелий 1 кг, прочие сжатые газы 8-10 кг
Ацетилен: 40-литровый баллон при 19 кгс/см2 - 4,5 куб. м / 5,5 кг растворенного газа
Углекислота: 40-литровый баллон - 12 куб. м / 24 кг жидкого газа
Пропан: 50-литровый баллон - 10 куб. м / 42 литра жидкого газа / 21 кг жидкого газа

Сколько весят баллоны

Кислород, аргон, азот, гелий, углекислота, сварочные смеси: вес пустого 40-литрового баллона - 70 кг
Ацетилен: вес пустого 40-литрового баллона - 90 кг
Пропан: вес пустого 50-литрового баллона - 22 кг

Какая резьба на баллонах

Резьба под вентили в горловинах баллонов по ГОСТ 9909-81
W19,2 - 10-литровые и меньшего объема баллоны для любых газов, а также углекислотные огнетушители
W27,8 - 40-литровые кислород, углекислота, аргон, гелий, а также 5, 12, 27 и 50 литров пропан
W30,3 - 40-литровые ацетилен
М18х1,5 - огнетушители (Внимание! Не пытайтесь заправлять в порошковые огнетушители углекислоту или любой сжатый газ, но вполне можно заправлять пропан.)

Резьба на вентиле для присоединения редуктора
G1/2" - часто встречается на 10-литровых баллонах, под стандартный редуктор нужен переходник
G3/4" - стандарт на 40-литровых кислороде, углекислоте, аргоне, гелии, сварочных смесях
СП 21,8x1/14" - для пропана резьба левая

Давление кислорода или аргона в полностью заправленном баллоне в зависимости от температуры

40C - 105 кгс/см2
-20C - 120 кгс/см2
0C - 135 кгс/см2
+40C - 165 кгс/см2

Давление гелия в полностью заправленном баллоне в зависимости от температуры

40C - 120 кгс/см2
-20C - 130 кгс/см2
0C - 140 кгс/см2
+20C - 150 кгс/см2 (номинал)
+40C - 160 кгс/см2

Давление ацетилена в полностью заправленном баллоне в зависимости от температуры

5C - 13,4 кгс/см2
0C - 14,0 кгс/см2
+20C - 19,0 кгс/см2 (номинал)
+30C - 23,5 кгс/см2
+40C - 30,0 кгс/см2

Проволока сварочная Св-08, вес 1 километра проволоки по длине в зависимости от диаметра

0,6 мм - 2,222 кг
0,8 мм - 3,950 кг
1,0 мм - 6,173 кг
1,2 мм - 8,888 кг

Калорийность (теплотворная способность) природного и сжиженного газа

Природный газ - 8500 ккал/м3
Сжиженный газ - 21800 ккал/м3

Отличия бытовых баллоных пропановых редукторов от промышленных

Бытовые редукторы для газовых плит типа РДСГ-1-1,2 "Лягушка" и РДСГ-2-1,2 "Балтика" - пропускная способность 1,2 м3/час, давление на выходе 2000 - 3600 Па (0,02 - 0,036 кгс/см2).
Промышленные редукторы для газопламенной обработки типа БПО-5 - пропускная способность 5 м3/час, давление на выходе 1 - 3 кгс/см2.

Основные сведения о газосварочных горелках

Горелки типа Г2 "Малютка", "Звездочка" являются самыми распространенными и универсальными сварочными горелками, и при покупке горелки для общих целей стоит приобретать именно их. Горелки могут комплектоваться разными наконечниками, и в зависимости от установленного наконечника обладать разными характеристиками:

Наконечник №1 - толщина свариваемого металла 0,5 - 1,5 мм - средний расход ацетилена/кислорода 75/90 л/час
Наконечник №2 - толщина свариваемого металла 1 - 3 мм - средний расход ацетилена/кислорода 150/180 л/час
Наконечник №3 - толщина свариваемого металла 2 - 4 мм - средний расход ацетилена/кислорода 260/300 л/час

Важно знать и помнить, что ацетиленовые горелки не могут устойчиво работать на пропане, и для сварки, пайки, нагрева деталей пропан-кислородным пламенем необходимо применять горелки типа ГЗУ и прочие, специально предназначенные для работы на пропан-бутане. Необходимо учитывать, что сварка пропан-кислородным пламенем дает худшие характеристики шва, чем сварка на ацетилене или электросварка, и поэтому к ней следует прибегать только в исключительных случаях, а вот пайка или нагрев на пропане могут быть даже более комфортны, чем на ацетилене. Характеристики пропан-кислородных горелок, в зависимости от установленного наконечника, следующие:

Наконечник №1 - средний расход пропан-бутана/кислорода 50/175 л/час
Наконечник №2 - средний расход пропан-бутана/кислорода 100/350 л/час
Наконечник №3 - средний расход пропан-бутана/кислорода 200/700 л/час

Для правильной и безопасной работы горелки очень важно установить правильное давление газа на входе в неё. Все современные горелки выполняются инжекторными, т.е. подсос горючего газа в них выполняется струей кислорода, проходящей по центральному каналу инжектора, и поэтому давление кислорода должно быть выше давления горючего газа. Обычно устанавливают следующее давление:

Давление кислорода на входе в горелку - 3 кгс/см2
Давление ацетилена или пропана на входе в горелку - 1 кгс/см2

Инжекторные горелки наиболее устойчивы к обратному удару пламени и рекомендуется использовать именно их. В старых, безинжекторных горелках, давление кислорода и горючего газа устанавливается равным, в силу чего развитие обратного удара пламени облегчается, это делает такую горелку более опасной, особенно для начинающих газосварщиков, которые часто умудряются макнуть мундштук горелки в сварочную ванну, что чрезвычайно опасно.

Также следует всегда соблюдать правильную последовательность открывания/закрывания вентилей горелки при её зажигании/гашении. При зажигании первым всегда открывается кислород, потом горючий газ. При гашении сначала закрывается горючий газ, а потом кислород. Учтите, что при гашении горелки в такой последовательности может происходить хлопок - не бойтесь, это нормально.

Обязательно нужно правильно выставлять соотношение газов в пламени горелки. При правильном соотношении горючего газа и кислорода ядро пламени (небольшая яркая светящаяся область прямо у мундштука) жирное, густое, четко очерчено, не имеет вокруг вуали в пламени факела. При избытке горючего газа вокруг ядра будет вуаль. При избытке кислорода ядро станет бледным, острым, колючим. Чтоб правильно выставить состав пламени сначала дайте избыток горючего газа, чтоб появилась вуаль вокруг ядра, и потом плавно добавляйте кислород или убирайте горючий газ до момента, когда вуаль полностью исчезнет, и тут же прекращайте крутить вентили, это и будет оптимальное сварочное пламя. Сварку нужно вести зоной пламени у самого кончика ядра, но не в коем случае не совать само ядро в сварочную ванну, и не относить слишком далеко.

Не стоит путать сварочную горелку и газовый резак. Сварочные горелки имеют два вентиля, а газовый резак - три вентиля. Два вентиля газового резака отвечают за подогревающее пламя, а третий дополнительный вентиль открывает струю режущего кислорода, который, проходя по центральному каналу мундштука, заставляет металл гореть в зоне реза. Важно понимать, что газовый резак режет не выплавлением металла из зоны реза, а его выжиганием с последующим удалением шлака динамическим воздействием струи режущего кислорода. Для того, чтобы разрезать газовым резаком металл, необходимо зажечь подогревающее пламя, действуя также, как в случае зажигания сварочной горелки, поднести резак к краю реза, нагреть небольшой локальный участок металла до красного свечения и резко открыть кран режущего кислорода. После того, как металл загорится и начнет образовываться рез, резак начинают перемещать в соответствии с необходимой траекторией реза. По окончании реза кран режущего кислорода обязательно закрывают, оставляя только подогревающее пламя. Рез всегда нужно начинать только с края, но если есть острая необходимость начать рез не с края, а с середины, то не стоит "пробивать" металл резаком, лучше просверлить сквозное отверстие и начать резку от него, это намного безопаснее. Некоторые сварщики-акробаты умудряются резать металл небольшой толщины обычными сварочными горелками, ловко манипулируя вентилем горючего газа, периодически перекрывая его и оставляя чистый кислород, а потом снова зажигая горелку о горячий металл, и хотя видеть такое можно достаточно часто, стоит предупредить, что делать это опасно, а качество реза получается низкое.

Сколько баллонов можно перевозить без оформления специальных разрешительных документов

Правила перевозки газов автомобильным транспортом регламентируются Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (ПОГАТ), которые в свою очередь согласуются с требованиями Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).

В пункте ПОГАТ 1.2 указывается, что "Действия Правил не распространяются на... перевозки ограниченного количества опасных веществ на одном транспортном средстве, перевозку которых можно считать как перевозку неопасного груза. Ограниченное количество опасных грузов определяется в требованиях по безопасной перевозке конкретного вида опасного груза. При его определении возможно использование требований Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ)".

Согласно ДОПОГ, все газы относятся ко второму классу опасных веществ, при этом разные газы могут иметь различные опасные свойства: A - удушающие газы, O - окисляющие вещества, F - легковоспламеняющиеся вещества. Удушающие и окисляющие газы отностся к третьей транспортной категории, а легковоспламеняющиеся - ко второй. Максимальное количество опасного груза, перевозка которого не подпадает под Правила, указывается в ДОПОГ п.1.1.3.6, и составляет 1000 единиц для третьей транспортной категории (классов 2A и 2O), а для второй транспортной категории (класса 2F) максимальнное количество составляяет 333 единицы. Для газов под одной единицей понимается 1 литр вместимости сосуда, либо 1 кг сжиженного или растворенного газа.

Таким образом, согласно ПОГАТ и ДОПОГ, на автомобиле можно свободно перевозить следующее количество баллонов: кислород, аргон, азот, гелий и сварочные смеси - 24 баллона по 40 литров; углекислота - 41 баллон по 40 литров; пропан - 15 баллонов по 50 литров, ацетилен - 18 баллонов по 40 литров. (Примечание: ацетилен хранится в баллонах растворенным в ацетоне, и каждый баллон, помимо газа, содержит 12,5 кг такого же горючего ацетона, что учтено при расчетах.)

При совместной перевозке различных газов следует руководствоваться ДОПОГ п. 1.1.3.6.4: "Если в одной и той же транспортной единице перевозятся опасные грузы, относящиеся к разным транспортным категориям, сумма количества веществ и изделий транспортной категории 2, помноженного на "3", и количества веществ и изделий транспортной категории 3 не должна превышать 1000 единиц".

Также в ДОПОГ п. 1.1.3.1 содержится указание, что: "Положения ДОПОГ не применяются... к перевозке опасных грузов частными лицами, когда эти грузы упакованы для розничной продажи и предназначены для их личного потребления, использования в быту, досуга или спорта, при условии, что приняты меры для предотвращения любой утечки содержимого в обычных условиях перевозки".

Дополнительно имеется разъяснение ДОБДД МВД России от 26.07.2006 г. исх. 13/2-121, в соответствии с которым "Перевозку аргона сжатого, ацетилена растворенного, кислорода сжатого и пропана, находящихся в баллонах емкостью по 50 л. без соблюдения требований Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, возможно осуществлять на одной транспортной единице в следующих количествах: ацетилен растворенный или пропан - не более 6 баллонов, аргон или кислород сжатые - не более 20 баллонов. В случае совместной перевозки двух из указанных опасных грузов возможны следующие соотношения по количеству баллонов: 1 баллон с ацетиленом и 17 баллонов с кислородом или аргоном; 2 и 14; 3 и 11; 4 и 8; 5 и 5; 6 и 2. Такие же соотношения возможны в случае перевозки пропана и кислорода или аргона сжатых. При совместной перевозке аргона и кислорода сжатых максимальное количество не должно превышать 20 баллонов, независимо от их соотношения, а при совместной перевозке ацетилена и пропана - 6 баллонов, также независимо от их соотношения".

Исходя из вышеизложенного, рекомендуется руководствоваться указанием ДОБДД МВД России от 26.07.2006 г. исх. 13/2-121, там разрешается меньше всего и прямо указывается количество, чего можно и как. В этом указании конечно забыли про углекислоту, но всегда можно сказать, что она равна аргону, сотрудники ГИБДД как правило не являются великими химиками и им этого хватает. Помните, что ПОГАТ / ДОПОГ тут полностью на вашей строне, углекислоты по ним можно перевозить даже больше, чем аргона. Правда по-любому будет за вами. На 2014 год автору известно как минимум о 4 выигранных судебных процессах против ГИБДД, когда людей пытались наказать за перевозку меньшего количества баллонов, чем подпадает под ПОГАТ / ДОПОГ.

Примеры использования вышеприведенных данных на практике и в расчетах

Вопрос: На сколько хватит газа и проволоки при сварке полуавтоматом с кассетой проволоки 0,8 мм весом 5 кг и баллона с углекислотой объемом 10 литров?
Ответ: Сварочная проволока СВ-08 диаметром 0,8 мм весит 3,950 кг 1 километр, значит на кассете 5 кг примерно 1200 метров проволоки. Если средняя скорость подачи для такой проволоки 4 метра в минуту, то кассета уйдет за 300 минут. Углекислоты в "большом" 40-литровом баллоне 12 кубометров или 12000 литров, если пересчитать на "маленький" 10-литровый баллон, то в нём углекислоты будет 3 куб. метра или 3000 литров. Если расход газа на продувку 10 литров в минуту, то 10-литрового баллона обязано хватить 300 минут или на 1 кассету проволоки 0,8 весом 5 кг, или "большого" баллона 40 литров на 4 кассеты по 5 кг.

Вопрос: Хочу поставить на даче газовый котел и отапливаться от баллонов, на сколько будет хватать одного баллона?
Ответ: В 50-литровом "большом" пропановом баллоне 21 кг сжиженного газа или 10 кубометров газа в газообразном виде. Находим данные котла, например возьмем очень распространенный котел АОГВ-11,6 мощностью 11,6 кВт и рассчитанный на отопление 110 кв. метров. На сайте ЖМЗ указан расход сразу в килограммах в час для сжиженного газа - 0,86 кг в час при работе на полную мощность. 21 кг газа в баллоне делим на 0,86 кг/час = 18 часов непрерывного горения такого котла на 1 баллоне, реально это будет происходить, если на улице -30С при стандартном доме и обычном требовании к температуре воздуха в нем, а если на улице будет всего всего -20С, то 1 баллона будет хватать на 24 часа (сутки). Можно сделать вывод, что чтоб отапливать обычный домик в 110 кв. метров баллонным газом в холодные месяцы года нужно примерно 30 баллонов в месяц. Нужно помнить, что в связи с разной теплотворной способностью сжиженного и природного газа расход сжиженного и природного газа при одной и той же мощности для котлов разный. Для перехода с одного вида газа на другой в котлах обычно нужно менять жиклеры / форсунки. Делая расчеты обязательно учитывайте это и берите данные расхода именно для котла с жиклерами под правильный газ.

Вопрос: Купил горелку типа ГВ-1 (ГВН-1, ГВМ-1), подключил её к баллону через РДСГ-1 "Лягушку", а она еле горит. Почему?
Ответ: Для работы газовоздушных пропановых горелок, применяемых для газопламенной обработки, необходимо давление газа 1 - 3 кгс/см2, а бытовой редуктор, рассчитанный на газовые плиты, выдает 0,02 - 0,036 кг/см2, что явно недостаточно. Также бытовые пропановые редукторы не рассчитаны на большую пропускную способность для работы с мощными промышленными горелками. В вашем случае необходимо использовать редуктор типа БПО-5.

Вопрос: Купил газовый нагреватель в гараж, нашел пропановый редуктор от газового резака типа БПО-5, подключил нагреватель через него. Нагреватель пыхает огнем и горит нестабильно. Что делать?
Ответ: Бытовые газовые приборы обычно рассчитаны на давление газа 0,02 - 0,036 кг/см2, именно столько выдает бытовой редуктор типа РДСГ-1 "Лягушка", а промышленные баллонные редукторы расчитаны на давление 1 - 3 кгс/см2, что минимум в 50 раз больше. Естественно, что при вдувании в бытовой газовый прибор такого избыточного давления, он не может правильно работать. Вам необходимо изучить инструкцию на свой газовый прибор и использовать правильный редуктор, выдающий строго такое давление газа на входе в прибор, какое ему требуется.

Вопрос: Насколько хватает ацетилена и кислорода при сварке труб на сантехнических работах?
Ответ: В 40-литровом баллоне содержится 6 куб. м кислорода или 4,5 куб. м ацетилена. Средний расход газа горелкой типа Г2 с установленным наконечником №3, чаще всего используемом для работ по сантехнике, составляет 260 литров ацетилена и 300 литров кислорода в час. Значит кислорода хватит на: 6 куб. м = 6000 литров / 300 л/час = 20 часов, а ацетилена: 4500 литров / 260 л/час = 17 часов. Итого: пары полностью заправленных 40-литровых баллонов ацетилен + кислород примерно хватит на 17 часов непрерывного горения горелки, что на практике обычно составляет 3 смены работы сварщика по 8 часов смена.

Вопрос: Нужно или нет, согласно ПОГАТ / ДОПОГ, оформлять специальные разрешительные документы для перевозки на одном автомобиле совместно 2 баллонов пропана и 4 баллонов кислорода?
Ответ: Согласно ДОПОГ п. 1.1.3.6.4 производим расчет: 21 (вес жидкого пропана в каждом баллоне) * 2 (количество пропановых баллонов) * 3 (коэффициент из ДОПОГ п. 1.1.3.6.4) + 40 (объем кислородного в баллона в литрах, кислород в баллоне сжатый) * 4 (количество кислородных баллонов) = 286 единиц. Результат меньше 1000 единиц, такое количество баллонов и в таком сочетании можно перевозить свободно, без оформления специальных документов. Кроме того, имеется разъяснение ДОБДД МВД России от 26.07.2006 г. исх. 13/2-121, прямо указывающее, что такую перевозку допускается производить без соблюдения требований ПОГАТ.

5.00 /5 (100.00%) проголосовало 10


Устройство кислородного баллона. Вентиль на кислородный баллон. Техника безопасности при работе с кислородным баллоном.

Устройство кислородного баллона.

Хранение и перевозка газообразного кислорода производятся в баллонах типа А по ГОСТ 949-57 . Баллон (рис. 1 ) состоит из стального цельнотянутого цилиндрического корпуса, который имеет внизу выпуклое днище 2, а вверху - сферическую часть с горловиной 3. На горловину насажено кольцо 4 с резьбой, на кольцо навертывается предохранительный колпак 5.

Горловина имеет коническое отверстие с резьбой, в которое ввертывается вентиль 6. Для придания баллону устойчивости на нижнюю часть его корпуса насажен опорный башмак 7 с квадратным основанием.

Давление в кислородном баллоне.

Максимальное давление кислорода в баллоне 150 кг/см 2 .

Объем кислородного баллона.

Наиболее распространены баллоны водяной емкостью 40 л , которые при давлении 150 кг/см 2 вмещают по 40 X 150 = 6000 л, или 6 м 3 кислорода.

Размер кислородного баллона 40 л. Вес кислородного баллона.

Такие баллоны имеют наружный диаметр корпуса 219 мм , толщину стенки 8 мм и длину корпуса (высоту) 1390 мм ; вес баллона 67 кг .

Кислородные баллоны изготовляют из стали, имеющей предел прочности 65 кг/мм 2 . Поверхность оболочки баллонов должна быть ровной, гладкой, без вмятин, раковин и других дефектов.

Окраска кислородного баллона.

Баллоны окрашиваются в голубой цвет. Поперек баллона черной краской делается надпись «КИСЛОРОД » . Верхняя сферическая часть баллона оставляется неокрашенной. В этом месте выбивают следующие данные баллона и клейма: знак завода-изготовителя; тип; номер; емкость (Е); вес (В); рабочее давление (Р); пробное (испытательное) давление (П); дата (месяц и год) произведенного освидетельствования и последующего (например, если баллон испытан в августе 2010 г. и должен быть испытан в 2015 г. на нем выбивают: «8-10-15»); клеймо ОТК завода-изготовителя (круглой формы ø10 мм).

На этом же месте выбивают обозначения и клейма при последующих освидетельствованиях баллонов.

Каждые 5 лет баллоны подвергают переосвидетельствованию, при котором производятся наружный и внутренний осмотры баллонов, проверка емкости, взвешивание и гидравлическое испытание на давление 225 кг/см 2 (в полтора раза превышающее рабочее давление).

Баллоны, проработавшие 40 лет, бракуются или при удовлетворительном состоянии переводятся в другие категории с меньшим рабочим давлением.

Вентиль на кислородный баллон.

Наполнение и опорожнение баллонов от кислорода производятся через кислородный вентиль (рис. 2 ), который является запорным

приспособлением для находящегося в баллоне кислорода, а также служит для присоединения редуктора к баллону и последнего к наполнительной рампе.

Вентиль кислородного баллона состоит из латунного штампованного корпуса. Внизу корпуса находится конический хвостовик с резьбой для ввертывания вентиля в горловину баллона. Кроме этого, корпус имеет боковой штуцер, к которому при работе присоединяется редуктор или трубка для наполнения баллона. В нерабочем состоянии на штуцер навертывается заглушка 2.

Во внутреннюю резьбу корпуса ввертывается клапан 3, который плотно садится на имеющееся внутри корпуса седло. В месте соприкосновения с седлом клапан имеет выточку, куда запрессовывается уплотнитель 4, изготовляемый из отожженной красной меди.

Вверху клапан заканчивается квадратом, на который надевается передаточная муфта 3 с квадратным отверстием. Сверху в муфту вставляется шток 6, заканчивающийся на другом конце квадратом. Между корпусом вентиля и навернутой сальниковой гайкой 7 находится фибровая прокладка 8.

На выступающую из корпуса часть штока надет маховичок 9, в который вставлена пружина 10, прижимаемая сверху маховичковой гайкой 11.

При вращении маховичка по часовой стрелке соединенный с ним шток вращает муфту, которая связывает шток с клапаном. Клапан снабжен резьбой и при вращении ввертывается в корпус вентиля до тех пор, пока его уплотнение не прижмется к седлу корпуса и не закроет отверстие для выхода кислорода.

При вращении маховичка в обратную сторону клапан, поднимаясь вверх, открывает отверстие седла, и кислород получает выход из вентиля. Для облегчения вращения маховичок снабжен фибровой прокладкой 12.

Давлением кислорода и пружины фибровая прокладка 8 прижимается к сальниковой гайке, чем предотвращается выход кислорода через сальник.

В клапане имеется канал, разгружающий резьбу клапана от одностороннего давления.

Ели клапан или сальник пропускают кислород, вентиль неисправен. Баллон с неисправным вентилем следует сдать в ремонт. Разбирать вентили на месте работы категорически запрещается.

Техника безопасности при хранении, транспортировании и эксплуатации кислородных баллонов.

В этом пункте мы расскажем как пользоваться кислородным баллоном . При обращении с кислородными баллонами необходимо соблюдать особую осторожность и строго выполнять правила техники безопасности.

На больших предприятиях баллоны хранятся на специально отведенных складах, построенных из несгораемых материалов, с паровым или водяным отоплением и электрическим освещением, здание склада баллонов должно находиться на некотором расстоянии от производственных цехов и жилых помещений.

На участке газопламенной обработки допускается наличие не более 10 кислородных и 5 ацетиленовых запасных наполненных баллонов и не более одного запасного баллона на каждый пост.

Кислородные баллоны нельзя переносить на плечах и на руках. Для транспортировки кислородных баллонов применяю носилки, обладающие достаточной прочностью, или специальные ручные тележки, на которых баллоны надежно закрепляются.

В пределах рабочего места баллоны перемещают вручную путем кантования в слегка наклоненном положении.

Как перевозить кислородные баллоны.

При перевозке на большие расстояния баллоны укладывают поперек рессорного транспорта вентилями в одну сторону (с навернутыми предохранительными колпаками) и опирают на специальные деревянные прокладки с вырезами или на пеньковые или резиновые прокладки, предохраняющие баллоны от перекатывания и ударов. Укладывать баллоны можно не более чем в три ряда и в пределах высоты бортов.

Баллоны с кислородом нельзя перевозить вместе с горючими веществами. Особенную осторожность следует соблюдать при транспортировании баллонов в зимнее время, так как из-за низкой температуры увеличивается хрупкость металла.

Хранение кислородных баллонов.

Хранение и транспортирование баллонов разрешаются с навернутыми до отказа колпаками.

Погрузка и разгрузка баллонов на строящиеся и ремонтируемые суда при помощи обычных кранов разрешается только в специальных металлических клетях (люльках) с отдельными ячейками для каждого баллона. При этом баллоны должны быть прочно закреплены хомутами. Гнезда для укрепления баллонов и хомуты обшивают войлоком или брезентом. Металлическая клеть должна иметь навес, предохраняющий баллоны от попадания на них масла. Клети через каждые 10 дней подвергаются детальному осмотру.

Нельзя перевозить баллоны при помощи магнитных кранов.

При погрузке и разгрузке баллоны следует предохранять от падения, ударов, толчков и т.п.

В летнее время находящиеся под открытым небом наполненные баллоны защищают от нагревания солнечными лучами, покрывая их брезентом.

Баллон с кислородом располагают на расстоянии не менее 5 м от очагов с открытым огнем . Запрещается подходить к баллону с зажженным резаком.

На месте работы баллон осматривают, тщательно закрепляют в вертикальном или наклонном положении так, чтобы вентиль был несколько выше башмака, и снимают колпак. Устанавливать баллоны без башмаков не разрешается.

Колпак отвертывают рукой или, в крайнем случае, ключом. Категорически запрещается ударять по колпаку металлическими предметами. После снятия колпака осматривают вентиль баллона и убеждаются в отсутствии на нем жировых следов.

Нельзя пользоваться баллонами, срок испытания которых истек, баллонами с жировыми пятнами, с неисправностями вентиля.

Вентиль после осмотра и перед присоединением редуктора продувают кратковременным открытием маховичка. При этом рабочий должен стоять сбоку от штуцера вентиля, чтобы в случае вылета из вентиля мелких металлических частиц не поранить лицо.

После продувки присоединяют редуктор, затем, медленно и плавно поворачивая маховичок, открывают вентиль. При быстром и резком открывании кислородного вентиля может произойти воспламенение.

Расходовать кислород из баллона полностью нельзя . В нем оставляют давление не менее 0,5 кг/см 2 , чтобы завод, наполняющий баллоны, не производил специальной промывки и мог проверить, какой газ находился в баллоне.

После того как в баллоне остался кислород под давлением 0,5-1 кг/см 2 , на нем мелом делают надпись «пустой», снимают редуктор, плотно закрывают вентиль и, надев заглушку и колпак, сдают баллоны для отправки на кислородный завод.

Кислород – необходимый элемент, особенно когда дело касается газосварки. Но он взрывоопасен при соприкосновении с огнем, поэтому хранят его в специальном баллоне, окрашенного в голубой цвет, поперек которого наносится надпись черной краской «КИСЛОРОД». Баллон кислородный изготавливается из толстого листового металла толщиною 6-8 мм, как цельнотянутая емкость, в которой нет соединительных стыков.

По своей конструкции баллон для кислорода напоминает вытянутую цилиндрическую форму, как показано на фото ниже, с выпуклым дном и с верхней сферической горловиной. На последнюю накручивается вентиль, запираемый специальным кольцом, поверх которого установлен предохранительный колпак. Через вентиль закачивается кислород, из него же производится подача газа для необходимых сварочных операций. Для устойчивой вертикальной установки на днище надевается (впрессовывается) четырехугольный металлический башмак.

Характеристики кислородного баллона для сварки

Основная характеристика – это давление закачиваемого кислорода, которое баллон может выдержать. Максимальная величина для 40-литровых баллонов – 150 кг/см². Для 50-литровых – 200 кг/см².

Так как объем емкости 40 литров, то под своим давлением в него помещается 6000 литров (150 х 40). Переведя на кубические метры, получаем 6 м³. Для 50 литров и давлении 200 кг/см² объем составит 10000 литров или 10 м³ газа.

Что касается размеров, то диаметр 40 и 50 литровых баллонов одинаковый – 219 мм. А вот высота у них разная, к тому же она отличается даже внутри одной модели в зависимости от используемой для изготовления стали.

К примеру, если кислородный баллон изготавливается из стали СТ 45Д, его объем составляет 50 литров, а максимальное давление 200 кг/см², то высота такого изделия будет равная 1755 мм. Если при тех же характеристиках емкость будет изготавливаться из стали марки 30 ХГСА, то высота будет – 1660 мм. То же самое касается и 40-литровых баллонов, соответственно: 1370 и 1350 мм. Поэтому и вес самой пустой емкости будет разным.

К весу кислородного баллона необходимо добавить и вес комплектующих изделий.

  • Нижний башмак весит 5,2 кг.
  • Кольцо – 300 грамм.
  • Металлический колпак на кольце – 1,8 кг.

Если учитывать вес закаченного газа, то полная масса увеличивается на 8-12 кг в зависимости от объема и давления. Чем больше давление, тем больше вес. В среднем 40-литровый кислородный баллон с газом будет весить 67 кг, 50-литровый – 105 кг.

И основные требования – это изготовление из стали с пределом прочности 65 кг/мм², и внутренняя поверхность резервуара должна быть гладкой, без дефектов и изъянов.

Кстати, говоря о давлении кислородного баллона, необходимо обозначить, что в зависимости от толщины стенки, к примеру, в 40 л емкость можно закачивать газ давлением до 200 кг/см². То же самое касается и 50 литровых, в которые максимально можно закачать до 150 кг/см². Разные производители, согласно ГОСТ, могут использовать металл толщиною от 6 до 8 мм.

Комплектация

Основным дополнительным элементом емкости для кислорода является вентиль. Изготавливают его из латуни. Поверх вентиля обязательно устанавливается защитный колпак, он может быть алюминиевым или пластмассовым. Обычно колпак идет, как неотъемлемая часть. Но теряются они часто, так что защитное приспособление может быть изготовлено из любого материала своими руками. Здесь важна надежность и герметичность. В сам баллон вентиль вкручивается посредству конической резьбы

Второй по значимости элемент – это башмак. Именно на него ложится вся весовая нагрузка. Изготавливается он из стальной ленты, которую формируют по сечению в квадрат. ГОСТом точно не определенно, как он должен закрепляться на баллоне, поэтому некоторые производители приваривают его, другие впрессовывают.

Техника безопасности

Устройство кислородного баллона очень простое, но надежное. Главное – точно соблюдать параметры закачиваемого внутрь газа, чтобы не произошел разрыв емкости. При эксплуатации и хранении нужно соблюдать некоторые очень жесткие требования.

  • Если кислородный баллон используется в стационарном сварочном посту, то его устанавливают вертикально и закрепляют жестким хомутом.
  • Перед установкой редуктор должен быть осмотрен на предмет отсутствия жировых и масляных пятен.
  • Обязательно производится продувка штуцера, после чего накручивается и сам редуктор.
  • После полного отбора газа необходимо внутри оставлять немного кислорода под минимальным давлением 0,5 кг/см². Причина – чтобы за станции заправки могли провести анализ ранее заправленного газа и сверить его с имеющимся в наличии.
  • Нельзя перевозить кислород с другими горючими газами.
  • На объектах кислородные баллоны должны транспортироваться в специальных тележках на мягких резиновых колесах.
  • Расстояние от установленной емкости для кислорода до источника открытого огня или сварочного аппарата – 5 метров минимум.
  • Должна присутствовать защита от атмосферных осадков и солнечных лучей при длительной эксплуатации на открытом воздухе.
  • Если вентиль кислородного баллона замерз, то его оттаивать надо только чистой ветошью, смоченной в горячей воде.
  • Хранить баллоны нужно в металлических ящиках с отверстиями, обязательно навешивается замок.
  • Маленький баллон нужно переносить в специальном металлическом ящике, который снабжается ручкой и ремнем для переноски на плече.

Заправка кислородом – это сложный процесс, потому что в сварочные баллоны закачивается именно газ. А до распределительной станции он доходит в жидком состоянии. Такой кислород намного безопаснее, чем газообразный, но он быстро и в больших количествах испаряется, что невыгодно в финансовом плане. Но производители идут на такие потери, потому что безопасность превыше всего. Тем более, жидкий кислород транспортируется в больших количествах (авто- и железнодорожные цистерны). Если такой объем загорится и взорвется, то потери будут в несколько раз больше.

Закачка газа в баллоны производится насосным и безнасосным способом. При этом заполнение происходит не переохлажденным кислородом. При любых действиях с баллоном очень важно соблюдать аккуратность и требования техники безопасности. Самое уязвимое место – это вентиль, чаще всего именно он выходит из строя, потому что подвергается многократному открытию и закрытию.

Ремонту он не поддается, можно только поменять на новый. Делать это своими руками запрещено, такую операцию позволяют проводить только в заводских условиях. Здесь важно соблюсти правила установки, в основе которых лежит запрессовка, то есть вкручивание под определенным давлением. Затем сам баллон с вентилем проверяют испытательным давлением. Кстати, тестирование является гидравлическим. Внутрь баллона закачивается вода под давлением 225 или 300 кг/см², которая находится там в течение 5 минут. После чего давление снижают до рабочего – 150 или 200 кг/см².

Необходимо отметить, что по этой же технологии производится проверка самих баллонов на предмет обнаружения протечек. Если ничего не обнаружено: все стыки и стенки не стали мокрыми, значит, испытание прошло успешно, и само устройство может эксплуатироваться дальше.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.