Большие рукояти для ножа. Самодельная рукоять для ножа своими руками. Материалы и инструмент для изготовления

Конструктивно любой нож состоит из двух элемнтов - рукояти и клинка. Однако, каким бы качественным не был клинок, все его достоинства сойдут на нет, если ножом неудобно работать и устает рука. От рукояти зависит комфорт работы ножом, маневренность ножа, эффективность работы с ножом. От формы рукояти зависит функциональное назначение ножа. Рукоять может ставиться параллельно клинку или под углом.

Способы крепления рукояти ножа

Существует два способа крепления рукояти к хвостовику клинка: всадной и клепаный.

1) Всадной способ крепления рукояти (хвостовой монтаж, "крысиный хвост")

На узкий хвостовик как на стержень насаживается рукоять и далее закрепляется. В случае, если хвостовик длиннее рукояти, рукоять затягивается гайкой, рукоять состоит из множества пластин. С обоих сторон рукоять снабжается обоймицами для предохранения от раскалывания. Такая рукоять называется наборной. Чаще всего используется, если рукоять параллельна клинку. В случае, если хвостовик короче рукояти, рукоять закрепляют с помощью клея. Таким способом крепят рукояти, расположенные под углом к клинку.

Преимущества

  • Более привлекательный внешний вид
  • Практически любая форма и размер рукояти
  • Низкий вес
  • Низкая тепло- и электропроводимость
  • Ремонтопригодность

Недостатки

  • Менее прочное соединения по сравнению с клепаным способом

На фото: всадной сквозной монтаж рукояти на от фирмы . Рукоять фиксируется гайкой, которая наворачивается на резьбу шпильки. В гайке предусмотрено отверстие для темляка.

Всадной сквозной монтаж рукояти (рукоять наборная из бересты) от . Рукоять фиксируется навершием из текстолита, которое накручивается на шпильку.

Всадной глухой монтаж рукояти (клинок фиксируется на двухкомпонентный клей) от . При соблюдении технологии данный монтаж не уступает сквозному по прочности

Всадной сквозной монтаж рукояти на ноже от компании повышенной прочности. На большинстве ножей выполняет двойной крепеж хвостовика (шпильки) клинка на 2 гайки (первая гайка внутри колпачка-тыльника, вторая гайка снаружи на тыльнике).

2) Клепаный способ крепления рукояти

На широкий хвостовик, который повторяет контуры рукояти, с двух сторон на заклепки ил винты крепятся пластины (накладки, «щечки»). Данный способ применяется при изготовлении цельнометаллических ножей Full-Tang, а также складных ножей


Накладки, выполненные из карельской березы, у складного ножа от компании


Накладки из ореха, фултанг нож "

Преимущества

  • Более прост в изготовлении
  • Наиболее прочный способ крепления

Недостатки

  • Ограничения по форме, объему и размерам рукоять
  • Увеличенный вес
  • Высокая тепло и электропроводимость (не получиться работать без перчаток на морозе)
  • Не очень удобная форма, при намокании может выскользнуть из руки

Форма рукояти ножа

1) Овальная форма .

Плохо, если грани рукояти плоские и четкие. В этом случае, несмотря на отличный внешний вид, руке будет некомфортно держать такой нож. При овальной "обтекаемой" форме рукояти руке значительно комфортнее удерживать нож. Поперечное сечение рукояток может варьироваться от круглого и овального (это наиболее удобные варианты) до всевозможных многоугольников, а также их сочетаний. Овальная форма идеально соответствует эргономическим требованиям, замечательно ловко укладываясь в ладонь. Квадрат и прямоугольник со скругленными краями — лишь вариации круга и овала.


Овальная форма рукояти у ножа от Златко

Преимущества

  • Оптимальное, удобное положение в руке

Недостатки:

  • Невозможно тактильно определить ориентацию плоскости клинка в пространстве. Применяя охотничий нож в темноте, можно нанести удар не лезвием, а плашмя или обухом

2) Прямая форма

рукояти без сужений и расширений. Такую рукоять имеют большинство кухонных ножей. Поперечное сечение рукояток может варьировать от круглого и овального (это наиболее удобные варианты) до всевозможных многоугольников, а также их сочетаний.

Овальная форма идеально соответствует эргономическим требованиям, замечательно ловко укладываясь в ладонь. Недостаток круглого сечения — невозможность вслепую определить пространственную ориентацию плоскости клинка. Круглая рукоять может привести к тому, что в темноте вы нанесете удар не лезвием, а обухом или плашмя.

Квадрат и прямоугольник со скругленными краями — лишь вариации круга и овала.

Недостатки:

  • Не имеет ограничителей, легко выскальзывает из руки.

3) Конусная форма

Бывают с сужением назад или вперед. Первый вариант очень редок, такая форма рукояти была распространена у кинжалов-леворучников. Рукояти, сужающиеся вперед обладают хорошими эргономическими особенностями. На протяжении многих веков весь мусульманский мир отдавал предпочтение такой рукояти. Большое число хирургических инструментов имеет конусную рукоятку, сужающуюся вперед.


Конусная форма рукояти у (АиР, Златоуст)


Конусная форма рукояти у ножа-топора (АиР, Златоуст)

4) Вогнутая форма

Вогнутые рукояти совмещают положительные качества обоих видов конусов и удобно ложатся в ладонь. Такую форму имеют некоторые японские рукояти, также подобная форма характерна для старой Руси. Однако, различная глубина вогнутости влияет на область применения. Разновидностью ассиметричного одностороннего варианта можно выделить рукоять с глубоким вырезом под пальцы, что не вполне удобно, но эффектно и чем-то напоминает кастет. Такие углубления для пальцев обеспечат более стабильное положение ножа в руке, однако следует отметить, что количество углублений больше одного ограничивают возможности разнообразных положений рукояти. Самая массовая и, безусловно, самая удобная из всех форм - рукоять, расширенная в средней части (симметрично или односторонне).

5) Выпуклая форма

Практически все охотничьи и боевые ножи имеют выпуклую двустороннюю или одностороннюю рукоять. Рукоять выпуклую одностороннюю называют «с брюшком». Сегодня, специалисты многих стран признают, что максимально комфортной формой рукояти широкопрофильного ножа является соосная с клинком, прямая рукоятка с небольшим «брюшком». Классический финский нож («финка») в полной мере соответствует этим параметрам.

Основной материал рукояти (черен рукояти)

От материала зависят такие качества, как прочность, комфортабельность для руки (не должна холодить руку, рука не должна скользить), стойкость к загрязнениям, балансировка всего ножа.

1) Дерево

При изготовлении обычно используются плотные сорта дерева. Используются такие сорта дерева, как дуб, орех, клен, ясень, вереск, груша, яблоня, вишня. Из редких пород дерева рукояти выглядят намного красивее, не холодят руку, не липнут в крови, однако бывают тяжелыми и сложными в обработке.

Преимущества

  • Малый вес, внешний вид;
  • Не скользит в руке;
  • Впитывает излишки пота;
  • Очень легко поддаётся обработке;

Недостатки

  • Недостаточная ударопрочность (относительно). Некоторая древесина обладает отличной ударопрочностью (капы, сувель, карельская береза)
  • Плохие показатели водоустойчивости (относительно). Нужна специальная пропитка и внешняя обработка

Наиболее популярная древесина для изготовления рукоятей

Амарант

Общее название: Purpleheart, Amaranth

Научное название: Peltogyne spp.

Распространение: Центральная и Южная Америка (от Мексики до южной Бразилии)

Размер дерева: 30-50 м в высоту, 1-1,5 м диаметр ствола.

Средняя плотность: 905 кг/м3.

Твёрдость по Бринеллю 5,4 кгс/мм²

Модуль разрыва: 151,7 МПа.

Модуль упругости: 20,26 ГПа.

Прочность на сжатие: 83,7 МПа.

Усушка: радиальная: 3,8%, тангенциальная: 6,4%, объемная: 10,6%, отношение тангенциальной к радиальной: 1,7.

Древесина амаранта, более известная как пурпурное сердце, представляет собой плотную экзотическую древесину фиолетового цвета.

Цвет / Внешний вид:

У свежесрезанной древесины сердцевина имеет тусклый сероватый/пурпурно-коричневый цвет. При воздействии света становится более глубоким фиолетовым. С течением времени и воздействием ультрафиолета древесина становится темно-коричневой с фиолетовым оттенком. Это изменение цвета может быть сведено к минимуму с помощью покрытия, защищающего от УФ-излучения.

Текстура:

линии, как правило, прямые, но могут быть волнистыми или неправильной формы. Имеет среднюю текстуру с хорошим натуральным блеском.

Устойчивость к гниению:

Purpleheart считается очень устойчивым как к гниению, так и к большинству насекомых.

Обрабатываемость:

Работа с Purpleheart может создать уникальные проблемы: если дерево нагревается тупыми инструментами или скорость резания слишком высока, амарант выделяет смолу, которая может забивать инструменты и усложнять процесс обработки. В зависимости от ориентации волокон может быть повреждена при обработке. Пурпурное сердце также оказывает умеренное затупление инструмента.

Запах:

варьируется в зависимости от вида: большинство видов не имеют характерного запаха, хотя некоторые виды могут иметь резкий запах.

Аллергия/токсичность:

хотя тяжелые реакции встречаются довольно редко, о пурпурном сердце говорят как о сенсибилизаторе. Обычно наиболее распространенные реакции - раздражение глаз и кожи. Древесина амаранта при обработке может также вызывать тошноту.

Применение: украшения, инкрустация мебели, напольные покрытия, мебель, судостроение, элементы интерьера.

Эта красочная латиноамериканская лиственная древесина чрезвычайно популярна для мебели и других инсталляций, которые требуют уникального всплеска цвета. В дополнение к своей окраске Purpleheart обладает превосходными прочностными свойствами и может использоваться в тех случаях, когда важна прочность.

Буби́нга

древесина деревьев видов Guibourtia tessmannii и Guibourtia demeusei из рода Guibourtia семейства Бобовые. Африканское розовое дерево, африканский палисандр, акумэ, бубинга, эбана, эссинганг, кевазинго, кеуазинго, оквэни, ованг, уака. Известная древесина Бубинго является древесиной нескольких видов: Guibourtia tessmannii, Guibourtia desmeusei, Guibourtia pellegriniana. Род Guibourtia включает в себя 16 видов, произрастающих в тропических регионах Африки (13 видов) и Южной Америки (3 вида). Но для получения древесины бубинга использую в основном африканские виды.

Древесина бубинга твёрдая и плотная (средняя плотность 860-930 кг/м3), имеет ясно различимые годичные кольца и обычно обладает красивой текстурой, которая обусловлена частой сменой направления роста волокон и других девиаций роста. Ядровая древесина красно-коричневого цвета с темными прожилками. Помимо приятного цвета «красного дерева» ядровая древесина бубинги исключительно декоративна. Волокна могут быть как прямыми, так и витиевато запутанными, образующими хаотичный рисунок из завитков и точек. Древесина является долговечной, умеренно устойчива к насекомым. К положительным свойствам относят также высокую биостойкость— бубингу не едят древоточцы, не поражают грибки, гниль, плесень. Сушить необходимо медленно, но после этого она очень стабильна. Относительно легка в обработке. Хорошо полируется до зеркального блеска, но умеренно поддается пропитке. Древесина хорошо склеивается, при финишной обработке пригодна для любых видов лакирования и полировки.

Используется при изготовлении различных музыкальных инструментов, арф, гитар, бас-гитар, барабанов. Используется при производстве луков, из бубинго делается ручка. Применяется для изготовления рукоятей различных ножей. Находит применение и при изготовлении мебели. Применяется во внутреннем оформлении салонов автомобилей.

Карельская береза

Отдельно нужно выделить такой материал, как древесинукарельской березы. Карельская береза славится необычной мраморной текстурой, перламутровым блеском и янтарным оттенком древесины. Она давно известна за пределами своей родины и стоит в одном ряду с редкими тропическими породами, которые измеряются в торговле килограммами, а не кубометрами. Она невероятно твердая, вязкой структуры. Объемная масса (в сухом виде) достигает 750-770 кг на кубометр. Показатель твердости — 3,5 ед. по Бринеллю. Этот материал абсолютно не подвержен пересыханию, гнили, и любым неблагоприятным воздействиям. По всему протяжению имеет специфические бородавчатые утолщения — так называемые капы. Они то и дают неповторимую мраморную текстуру: темные вкрапления коричневого цвета на светлом фоне. Ценность схожа с дорогими тропическими сортами. Прекрасные характеристики, которыми обладает карельская береза — свойства, присущие ее древесине в виде повышенной свилеватости и наростов. Отличается дерево удивительным цветом древесины от светло-золотистого до темно-янтарного и нарисованным самой природой узором в виде причудливых черточек, точечек и мраморных переливов. Карельская береза - очень трудный для обработки материал, требующий от мастеров высокохудожественных навыков. А вот полировку, наоборот, переносит хорошо, как и покрытие лаками. После них материал получает уникальный визуальный эффект за счет неповторимой волнистой структуры и выпуклых «наростов».

Граб

Граб (лат. Cárpinus) — род относительно небольших лиственных деревьев из семейства Берёзовые (Betulaceae). Произрастает в северном полушарии, большинство видов в Азии, особенно в Китае, в Европе только два вида.Граб обладает самой высокой плотностью среди отечественных пород (плотность 800 кг/м3, твёрдость 3,7), исключение составляет белая акация (робиния псевдоакация), однако ее можно считать отечественной лишь условно, т. к. она завезена к нам из Северной Америки. Наиболее прочной и твердой является древесина граба обыкновенного, произрастающего в Закавказье (Армения).

Износостойкость древесины граба оценивается как весьма высокая, что определило ее применение для изготовления деталей машин (например ткацких челноков). Способность держать крепления (гвозди и шурупы) у граба в 4 раза выше, чем аналогичный показатель для сосны. Гвозди и шурупы рекомендуется использовать после предварительного сверления. Способность к загибу средняя (заметно хуже, чем у бука, ясеня и дуба).

Древесина граба предпочтительно используется там, где требуется высокая твердость, вязкость, стойкость к ударным нагрузкам. Часто применяется для рукояток ручного инструмента и для некоторых спортивных снарядов (например, бильярдные кии, клюшки для гольфа), для отдельных деталей машин и механизмов, для разделочных досок. Из этой породы получают декоративные токарные изделия. Употребляется при производстве музыкальных инструментов: отдельных деталей роялей и пианино, накладок на гриф гитар (с отделкой под черное дерево).

Недостатки

Биостойкость граба низкая. При высокой влажности и температуре неустойчива к грибным заболеваниям.

Склонен к размоканию, поэтому без специальной обработки нельзя использовать снаружи.

Высокая объёмная усушка. Материал уменьшается и растрескивается при высушивании.

Одно из названий граба на английском языке — Ironwood.

Орех

Древесина грецкого ореха считается ценной породой дерева, применяется для изготовления высококачественных изделий. Из древесины грецкого ореха делали пропеллеры для самолётов. Применяется для изготовления деревянных частей охотничьего оружия из-за высокой динамической прочности и минимальной склонности к растрескиванию. Древесина ореха тонковолокнистая, имеет среднюю твёрдость и плотность, составляющую от 450 до 750 кг/м³. Твердость древесины по классификации Бринелля составляет 3.5 - 3.9 НВ. По стойкости к процессам гниения относится к 3 классу (умеренная стойкость). Древесина вязкая и прочная на изгиб, но не эластична. Устойчива к влаге, хорошо обрабатывается, окрашивается и полируется. При сушке сильно коробится, однако в высушенном состоянии сохраняет форму. Древесина устойчива разрушению жуками-древоточцами и насекомыми.

Стабилизированная древесина

Стабилизированная древесина, или полимеризованная древесина, или стабилизированное дерево—древесина, полностью пропитанная специальными растворами, составами (наполнителями) (которые полимеризуются в волокнах и капиллярах древесины) с целью улучшения её физических и эксплуатационных свойств. Стабилизированное (полимеризованное) дерево нашло очень широкое применение в изготовлении рукоятей ножей ручной работы.

Волокна и капилляры древесины максимально освобождаются от имеющейся влаги и воздуха и заполняются пропиточными составами. При этом применяется вакуум-разрежение, с последующим поднятием высокого давления, во время которого подготавливаемый материал полностью погружён в пропиточном растворе. Во время процесса изготовления стабилизированной древесины также может быть произведено окрашивание заготовок в разные цвета путем введения в пропиточный состав красителей, что позволяет получить широкую гамму цветовых оттенков готового изделия

Процесс изготовления стабилизированного дерева описанным способом затратный и трудоёмкий. На сегодняшний день стабилизированное дерево производят заготовками (брусками) небольших размеров, которые применяются для изготовления рукоятей ножей и разных декоративных поделок.

Для стабилизации дерева применяют древесину с ярко выраженной мелкой текстурой и переливами. Чаще всего это капы таких деревьев как клён, каштан, вяз, берёза, разные сувели, а также некоторые ценные породы древесины, такие как карельская берёза. Очень красиво выглядит стабилизированное дерево, изготовленное из фруктовых и экзотических пород древесины, таких как палисандр, абрикос, орех.

Правильно изготовленное стабилизированное дерево хорошо устойчиво к факторам воздействия внешней среды: оно не изменяет свой внешний вид и не теряет цвет под влиянием ультрафиолетовых лучей и с течением времени, технических масел, органических растворителей; оно может в течение некоторого небольшого отрезка времени без внешних изменений выдержать нагрев открытым пламенем до температуры 250 градусов Цельсия. Древесина не деформируется, не растрескивается с течением времени. Не разбухает во влажной среде. Также значительно возрастает износостойкость благодаря полимерам.

Каждая готовая заготовка дерева имеет свой неповторимый внешний вид и рисунок.

Эбен

Эбеновое дерево или Эбен — черная или черная с полосами древесина некоторых тропических деревьев рода Хурма. Произрастает во влажных тропических лесах Западной, Центральной и Восточной Африки, Южной и Юго-Восточной Азии, на островах Индийского океана, в муссонных лесах Индии и острова Цейлон.

Ядровая древесина очень твердая и тяжелая и относится к ценным породам. Плотность эбена до 1300 кг/м3.. Древесина тонет в воде. За счет того, что она маслянистая, древесина очень устойчива к атмосферным явлениям. При перепадах температурных режимов и изменении влажности структура остается стабильной. Древесина легко поддается полировке и токарной обработке. Не подвержено гниению и порче насекомыми (даже всеядные термиты обходят его стороной). Благодаря своей плотности и водоотталкивающим свойствам дерево черное успешно используется при изготовлении музыкальных инструментов высокого класса. Идеально подходит для механической обработки при изготовлении различных предметов: фигурок, статуэток, сувенирной продукции, рукоятей ножей. Из черного дерева делают шахматы, нарды, трости, коробки для дорогого вина и сигар, элементы декоры, рамы для картин.

Древесину эбена разделяют на сорта в зависимости от вида растения, который является её источником.

Камерунский эбен . Самый распространенный сорт дерева, поступает из Африки. Имеет насыщенный черный цвет, иногда с серыми прожилками. Несмотря на хороший внешний вид она ниже ценится, чем остальные сорта. Связано это с тем, что древесина имеет открытые поры.

Цейлонский эбен (Цейлонское эбеновое дерево, или Чёрное эбеновое дерево). Самый качественный и дорогостоящий сорт черной древесины. Древесины мелкопористая, почти без видимых пор. Очень твердая, в 2 раза тверже дуба, идеально полируется. Дереву не страшны термиты и воздействие воды.

Мадагаскарский эбен . Растет на Мадагаскаре, также на Сейшельских Островах. Древесина имеет антрацитово-черный цвет, мелкие поры. Обладает высокой платностью 1000кг/м3. Не боится воды и насекомых.

Макасарский эбен (индонезийский сорт). Данный эбен относится к цветным видам. Древесина черная с характерными желтыми и светло-коричневыми полосами. Древесина очень плотная — от 1000 до 1300 кг/м3.

Мунский эбен поступает из Лаоса и Вьетнама и похож по раскраске на макасарский эбен.

Лунный эбен - древесина вида Маболо. Очень редкая разновидность черного эбена. Родина — Филиппины, сейчас растет только в непроходимых джунглях Мьянмы. Единственный сорт эбена со светлой древесиной. Лунный эбен запрещён к рубке и вывозу. Мьянма крайне редко продаёт квоты на очень маленькие партии. Деревья, разрешенные к вырубке, имеют возраст 400-1000 лет. Обладает огромной плотностью 1300 кг/м3 из-за очень медленного роста. Древесина содержит большое количество эфирных масел и, поэтому устойчива к воздействию внешней среды: не боится влаги и не гниет, не боится температурных колебаний, устойчива к повреждению насекомыми, в том числе термитами.

Венге

Редкая и ценная порода тропической древесины дерева венге, имеет местное название панга-панга (panga panga). Растет в тропических джунглях западной части экваториальной Африки, встречается в джунглях Конго, Камеруна, Мозамбика, Экваториальной Гвинеи и других африканских стран. Имеет и другие названия — конголезский (африканский) палисандр или розовое дерево из Конго (Африки), дикела, боконге, авонг и др. Официальное латинское наименование этого растения — Millettia laurentii. Дерево Венге является экзотическим тропическим растением, оно редкое и дорогое.

Материал знаменит своими эстетическими свойствами, благодаря роскошному шоколадному цвету и характерной фактуре с изящными прожилками. Цвет зрелой древесины — от золотисто-коричневого до очень тёмно-коричневого с чёрными прожилками в зависимости от места произрастания.

Венге — очень плотное и прочное дерево, обладает уникальными свойствами. Твердость древесины, измеренная по методике Бринелля составляет 4,2 НВ— венге оказывается тверже дуба и ясеня, и очень близко к твердости настоящего розового дерева. Также велика и его плотность (средняя плотность 890 кг/м³)— оно едва плавает в воде. Древесина венге хорошо обрабатывается различными инструментами, однако в связи с грубой текстурой и наличием в древесине многочисленных маслянистых веществ и минералов ее сложно обрабатывать и полировать, покрывать лаком или наносить иные составы. Оптимальным вариантом считается вощение - долговечно и безопасно для здоровья, рекомендуется вощение. Отличная ударная вязкость и сопротивление к изгибу вкупе с исключительной износостойкостью, устойчивостью к плесени, грибам и поеданию насекомыми делают этот материал еще более ценным.

Венге используется там, где требуется выдерживать повышенные нагрузки: оформление лестниц, спортивных снарядов, мебели. Древесина этой породы часто применяется для изготовления наборного или художественного паркета высшего качества. Также используется для изготовления рукоятей ножей. Используется для производства шпона и внутренней отделки помещений.

Amboyna

Amboyna (Amboyna burl (кап амбойна)) — это торговое (техническое) название капа дерева рода птерокарпус (лат. Нарра (Pterocarpus indicus, падук Рadauk (Pterocarpus macrocarpus), сандал), ценная древесина красно-коричневого цвета с четко выраженным рисунком, и не является отдельным видом дерева.

Ботаническое название: Pterocarpus indicus, семейства бобовых (лат. Fabaceae), подсемейства Мотыльковые (лат.Faboideae).

Название происходит от острова Амбон в Индонезии, где произрастает большая часть узорчатой древесины. Но наиболее известен Птерокарпус индийский (Pterocarpus indicus).

наиболее известен Птерокарпус индийский (Pterocarpus indicus). Около 60 видов данных деревьев содержится в роде Pterocarpus. Птерокарпус большое лиственное дерево, достигающее 30-40 м в высоту, со стволом диаметром до 2 м, несущее тяжелую широкополую раскидистую крону, которая может достигать до 20 м в диаметре.

Произрастает в юго-восточной Азии, на севере Австралии, на островах западной части Тихого океана. Наиболее большой ареал произрастания — в Камбодже, южном Китае, Восточном Тиморе, Индонезии, Малайзии, Папуа-Новой Гвинеи, Филиппинах, на островах Рюкю, на Соломоновых островах, Таиланде и Вьетнаме, Борнео, Бирме и на Малайском архипелаге.

Заболонь широкая, от бледно-желтого до желто-коричневого тона. Цвет сердцевины варьируется в широких пределах: от золотисто-желтого до красно-коричневого. В ядре амбойны обычно много мелких завитков и разнообразных сучков, похожими на узоры "птичий глаз" у древесины клена, но гораздо более интересных. Текстура рисунка - среднего размера, но бывает и весьма неоднородной. Древесина амбойны имеет интересную волнистую или путаную свилеватость (волокна путанно-свилеватые, иногда волнистые).

Древесина умеренно жесткая и умеренно тяжелая (удельный вес - 0,54-0,66). Древесина высокой плотности (в сухом состоянии 655-670 кг/м3). Предел прочности при изгибе сухой древесины аналогичен тиковой древесине, которая считается эталоном прочности. Прочность при сжатии вдоль волокон находится в высоком диапазоне, как у тика, белого дуба и твердого клена (твердость по шкале Янке - 1,260 фунтов или 5620 N). Сохнет медленно, не гниет в воде.

С ней легко работать, можно делать даже более тонкую полировку. На финишном этапе обработки дает очень качественную поверхность, легко протравливается красителями, но перед полировкой может потребоваться заполнение пор специальными составами.

Применяют массив амбойны в производстве декоративного шпона, который используют для внутренней отделки роскошных автомобилей, эксклюзивной мебели, шпона, изделий прикладного искусства, музыкальных инструментов, бижутерии, сувениров.

Нарра является национальным деревом Филиппин, а также провинций Чонбури и Пхукет в Таиланде.

2) Береста

Наиболее практичным материалом является береста. При использовании бересты для у некоторых моделей рыбацкого ножа рукоять может удержать нож на поверхности воды.

Преимущества

  • Очень плохая теплопроводность. Очень удобно использовать на морозе
  • Приятна на ощупь.
  • Влагостойкость. Устойчива к воздействию воды и прочих жидкостей, причиной этого является большое количество содержащегося в ней дёгтя, вдобавок наделяющего её и некоторыми дезинфицирующими свойствами. Благодаря которым береста не подвержена гниению.
  • Внешний вид, приятна не только на ощупь, но и на взгляд
  • Высокая электроизоляция

Недостатки

  • Горючесть
  • Наборную рукоять из бересты непросто отмыть от грязи, крови

3) Кап

Кап — нарост на дереве с деформированными направлениями роста волокон древесины.

Преимущества:

  • По твердости значительно опережает древесину
  • Внешний вид - каждый кап имеет уникальный рисунок;
  • Стойкость к ударам. Кап - очень прочный материал, в процессе роста древесина в узле уплотняется и прессуется.

Недостатки:

4) Кожа (наборная рукоять).

Преимущества:

  • Красивый внешний вид
  • Рукоять почти не скользит
  • Плохая теплопроводность, не холодит руку
  • Легкость обработки, рукоять можно подогнать под свою руку даже после приобретения ножа
  • Рукоять устойчива к ударам, падениям, она не расколется

Недостатки

  • Плохая износостойкость (относительно).
  • Наборную рукоять непросто отмыть от грязи, крови (при использовании пропиток и средств ухода за кожей этот недостаток можно свести к минимуму).
  • Впитывание запахов (при использовании пропиток и средств ухода за кожей этот недостаток можно свести к минимуму).
  • Гигроскопичность. Намокает, разбухает, может потрескаться, долго сохнет, может пострадать сталь клинка. Плохо переносит повышенную влажность, соленый морской воздух (при использовании пропиток и средств ухода за кожей этот недостаток можно свести к минимуму).
  • Повышенный вес (относительно)

5) Пластики (при выплавке)

Наиболее распространенным является пластик ABS (тройной сополимер стирола, акрилонитрила и бутадиена). Российский аналог - стирол - бутадиен - акриловые пластики марок СНП-2 и СТЭН. Используется при изготовлении кухонных ножей.

Преимущества

  • Хорошие прочностные качества
  • Небольшой вес
  • Хорошие диэлектрические свойствами
  • Относительно плохая теплопроводность
  • Очень стоек к активным химическим веществам

Органическое стекло (оргстекло)

или полиметилметакрилат (ПММА)(PMMA) (Poly(methyl methacrylate— акриловая смола, синтетический виниловый полимер метилметакрилата, термопластичный прозрачный пластик. Другие названия: Plexiglas, Deglas, Acrylite, Lucite, Perspex, Setacryl, плексиглас, акрима, карбогласс, новаттро, плексима, лимакрил, плазкрил, акрилекс, акрилайт, акрипласт, акриловое стекло, акрил, метаплекс и многие другие. Окрашивается и тонируется в любой цвет. Химическая формула (С5O2H8)n, [-CH2C(CH3)(COOCH3)-]n. Температура кипения 200 C, плавления - 160 C. Плотность 1,19 г/см3.

Преимущества

  • Меньшая теплопроводность по сравнению с минеральным стеклом (0,2—0,3 Вт/(м·К) против (0,7—13,5 Вт/(м·К))
  • Высокая светопропускаемость до 92%, не изменяется с течением времени, также сохраняется оригинальный цвет
  • Сопротивление ударам до 5 раз выше, чем у минерального стекла.
  • Меньший вес, весит в 2,5 раза меньше неорганического стекла.
  • Устойчиво к воздействию воды и влаги, бактериям и микроорганизмам, плесени.
  • Хорошо поддается механической обработке и полировке, как и натуральная древесина.
  • Экологически чистый материал.
  • Морозостойкость.
  • Устойчиво к воздействию в химических средах.
  • Электроизоляционный материал/

Недостатки

  • Возможны поверхностные сколы и повреждения (твёрдость 180—190 Н/мм2)/
  • Возможно появление внутренних напряжений в местах сгиба при формовке, что ведёт к последующему появлению микротрещин (не возникают, если нет мест сгиба)/
  • легковоспламеняющийся материал (температура воспламенения +260 C)/
  • На оргстекло воздействуют разбавленные фтористоводородные и цианистоводородные кислоты, концентрированные серная, азотная и хромовая кислоты, растворяют оргстекло хлорированные углеводороды, воздействуют на оргстекло спирты: метиловый, бутиловый, этиловый (более 10%), пропиловый.

(типа термопластика Zytel производства Du Pont, армированного измельченными волокнами кевлара, фибергласа или углеродистым волокном)

Преимущества

  • Низкий вес

7) Ацетатные резины типа Delrin (имитирующие рог)

8)Hypalon и эластичные термопластики типа Kraton

Преимущества

  • Рукоять не скользит
  • Маслостойкость
  • Нехрупкость на морозе

Недостатки:

  • Меньшая механическая прочность
  • Слабая устойчивость к резким температурным перепадам.

Более подробно о материале кратон

Электроизоляционные слоистые пластики ,

такие как угле и стеклопластики, представляющие собой текстурированное углеродистое или стекловолокно (пример - Spauldite G10). Текстолит, гетинакс и эбонит отличаются технологичностью, дешевизной и хорошим внешним видом. Очень популярен термостойкий электроизоляционный Kevlar/Hytrel.

Преимущества

  • Высокая механическая прочность

G10 - стеклотекстолит, легкий и твердый композитный материал на основе стеклоткани и эпоксидной смолы. Сходен с микартой, но прочнее и менее горюч. Материал можно целиком окрашивать в различные цвета, так и послойно. G10 широко используется крупнейшими производителями ножей средней ценовой категории. Популярен у любителей ножей за механическую прочность и шероховатую поверхность.

Процесс производства представляет собой вымачивание стекловолокна в смолах, после чего стекловолокно подвергают сжатию.

Готовую рукоять ножа из G10 подвергают пескоструйной обработке, при этом проявляется рисунок материала, а также поверхность становится шероховатой. Такая рукоять не скользит даже в воде.

Преимущества

  • Имеет отличную прочность, хорошо выдерживает ударные нагрузки
  • Небольшой вес в сочетании с прочностью
  • Влагостоек, стойкость к агрессивным средам

Недостатки

  • довольно большой вес за счет стекловолокна
  • Трудоемкость обработки

Углепластики (Carbon-fiber-reinforced polymer) (Fibre-reinforced plastic) — полимерные композиционные материалы из переплетённых нитей углеродного волокна (carbon fiber), расположенных в матрице из полимерных (например, эпоксидных) смол. Более подробно об углеродном волокне .


Материал G10 Carbon Style на рукояти цельнометаллического от компании .


Чёрный текстолит (аналог G10) на рукояти от компании .

Пленкосодержащие электроизоляционные материалы. Микарта

Микарта (Micarta) - это электроизоляционный материал, состоящий из полимерной пленки (на основе крезолоальдегидной, фенолоальдегидной, ксиленолоальдегидной смолы или смолы из смеси фенольного сырья), склеенной с различными электроизоляционными материалами: бумагами, тканями или другими материалами ("микарта" — зарегистрированный товарный знак фирмы Пэйпер Интернэшнл (Paper International).

Российским аналогом является гетинакс.

Цвет микарты зависит от цвета исходного сырья: ткани и смолы. При определенном сочетании цветов получается интересные цветовые композиции. Наиболее популярна микарта на основе льняной ткани за счет привлекательного оптического эффекта волокон после шлифования. После шлифовки микарту можно подвергнуть полировке или пескоструйной обработке. После полировки рукоять приятная, гладкая, «шелковистая» на ощупь. После пескоструйной обработки становится шероховатой, с матовой поверхностью, лучше удерживается в руке.

Микарта относительно мягкий материал и требует тщательной ручной обработки, поэтому её также применяют на дорогих ножах.

Микарта отлично подходит для создания накладок для фултанг ножей. Она очень плотно, без зазоров подгоняется к металлу, благодаря чему не скапливается грязь и микроорганизмы.

Преимущества

  • Хорошая водостойкость
  • Хорошая прочность
  • Не впитывает запахи
  • Не скользит в руке благодаря микрорельефу
  • Плотное прилегание к клинку ножа

Недостатки

  • Повышенный вес
  • Нужна тщательная ручная обработка

Синтетические материалы типа нейлон (Cordura), лавсан, кевлар

и пр., используемые на обмотку рукоятей

Преимущества

  • Прочность
  • Стойкость к воде
  • Возможность распутать

12) Полые рукояти из металла не подходят для использования при отрицательных температурах, также нежелательно чтобы рукоять была с металлическими элементами.

Балансировка ножа

Очень важным признаком хорошего ножа является его баланс или положение центра тяжести. Баланс— (от франц. Balance — весы) комплексное свойство оружия или инструмента, характеризующее распределение массы по его объему.

Различают статический баланс (развесовку) и динамический баланс. Статический баланс определяется положением центра масс изделия, динамический зависит от осевых моментов инерции. Для ножей разного предназначения необходим разный баланс. Для рубящих изделий центр масс обычно переносится на клинок. Если клинок становится чересчур массивным, в конструкцию рукояти вводится деталь, являющаяся противовесом клинку (навершие), дополнительно увеличивающее момент инерции. Для колющих изделий (стилет, кортик, кинжал) важна повышенная управляемость и максимальное удержание в кисти, то есть минимальный момент инерции. Центр масс в данных изделиях смещен в рукоять для более надежного удержания. Для метательных ножей важна контролируемость вращения и, следовательно, повышенный момент инерции.

Комфортный баланс универсального режущего ножа для бытового использования — центр масс находится примерно посередине, на уровне указательного пальца при прямом хвате в том месте, где начинается гарда или больстер. Убедиться в наличии правильного баланса можно прямо в магазине, положив нож на ребро ладони. Наличие или отсутствие правильного баланса также сказывается на том, как долго кисть руки не будет уставать, работая ножом. Необходимо помнить, что при у одного и того же ножа при изменении материала рукояти баланс будет меняться.

Расположение рукояти относительно клинка

Самой прочной и универсальной считается форма рукояти, когда она параллельна клинку и имеет круглую или овальную форму без выступов под пальцы. Многие охотничьи ножи имеют рукоять с выступами под пальцы. Держать такой нож удобно, но перехватить нож или захватить кистью отдельную часть рукояти не получится. По этой причине выступы делаются незначительными.

Ограничитель или больстер

Предохраняет от сползания кисти на клинок, защищает кисть от ударов. Если нож будет использоваться в основном для разделки туш, то следует полностью отказаться от ограничителя.

Подробнее о больстере .

Отверстие для темляка (ременная петля, которая одевается на кисть во время работы)

Обычно применяется только для больших ножей для рубки. На небольшом ноже возможно будет мешаться, за все цепляться.

Неправильно называть рукоять ножа словами: рукоятка, ручка.

Выбери свой !

И просто тем, кто любит посетить сайт в поисках интересного и полезного. Иногда бывает такое, что не всегда то, что предлагает нам производитель может подойти в повседневном использовании, поэтому часто приходится включать воображение и мастерить все самому, да и сделав своими руками вы будете уверены в своем изготовлении. Данная статья тоже имеет смысл переделки готового, поэтому плавно переходим к сборке.

Как и обычно в любой самоделке требуется материал и то, что хотим изменить, в данном случае это будет нож. Для того, чтобы собрать рукоять для ножа, автор поясняет, что необходимо , это:
*Береста.
*Сам нож без ручки.
*Зажимные тиски на шпильках с барашками.
*Болгарка с шлифовальным кругом среднего зерна.
*Клей.

Когда все сборочные материалы готовы, можно приступить к сборке.
Первым делом автор взял деревяшки толщиной 5-6мм с двух сторон и выточил в них отверстия, подходящие в стальную рукоять ножа.



После чего по размерам данных деревяшек необходимо вырезать достаточное количество квадратиков бересты и примерно соизмерить, хватит ли их на длину ручки.

Когда необходимое количество вырезано - переходим к другому шагу.
В каждом квадратике бересты проделываем отверстие, чем его делать решать вам, для лучшего отверстия можно применить сверло по дереву, которое немного больше по диаметру втулки на ноже. Такой процесс повторяем со всеми остальными элементами нашей будущей ручки.


Когда вся береста насажена на рукояти, то слегка прижимаем их друг к другу, а затем пропитываем между каждой клеем и выдерживаем пару десятков минут.




Когда клей слегка схватился, можно вооружившись тисками на шпильках прижать всю конструкцию, предварительно сняв с ножа.


Для дальнейшей обработки необходимо дать клею высохнуть окончательно и когда уже вы уверены, что клей высох приступить к шлифовке и преданию формы. Чтобы шлифовка была удобнее, нужно нашу прессованную бересту одеть обратно на ручку ножа и оснастив болгарку шлифовальный круг приступить к обработке.

Внимание! Все работы с болгаркой необходимо проводить с предельной осторожностью и соблюдать меры безопасности. Для начало с помощью болгарки придаем квадратную форму рукоятке.


После чего шлифуем ее до овальной, удобной для посадки в руке.






В конечном итоге автор придает блестящий вид рукоятке с помощью полировки.


На этом самодельная рукоятка для ножа готова, вы можете ее повторить без особых усилий, а также ее изготовление не требует высоких навыков. Всем спасибо за то, что прочитали данную статьи, а также отдельное спасибо автору inw.

Деревянная ручка для ножа своими руками. Как сделать рукоятку для ножа из дерева. Рукоятка ножа своими руками. Рукоятка для ножа из дерева своими руками. От простого к сложному. От большого к малому. Автор masterVAN . Не знаю кто сказал эту замечательную фразу, но в нас с братом ее вдолбил папа. До сих пор руководствуюсь этим принципом. Опираясь на него, решился показать урок изготовления подарочного ножа из простых и доступных материалов. Плюс поработать над появившимися косяками и показать пару хитростей. Исходные материалы: кусочек рога коровы, прямослойная бубинга (обрезки от кровати молодоженов)))), кожа КРС и питона (небольшой кусочек. Спасибо маленькому муку за презент), дамасский клинок одного русского кузнеца (хороший понт дороже денег), пин, шнур, черная фибра и пруток мельхиора. Тутореал будет длинным. Не факт, что успею за один день.

Начинаем думать думку и пачкать бумагу. Рисуем подходящий для этого клинка абрис рукояти. В детали пока не вдаемся - от простого к сложному

Осматриваем рог коровы и сразу маленькая неприятность - трещинки. Не беда. На каждом этапе обработки проливаем их цианакрилатом

Защищаем клинок изолентой. Маленькая хитрость. Я перед намоткой смазываю клинок оружейным маслом. Немного сложно потом ленту наматывать, но это гарантирует защиту от коррозии

Пилим плацдарм супружеских утех. Необходимо точно определить, где были склеены бруски и пилить точно по месту склейки. Получаем брусок со стенками 30 х 40 мм

После распиловки прикладываем детальки и отмечаем карандашом места соединения (чтоб потом случайно не перепутать и не начать сверлить с другой стороны

Выравниваем толщину хвостовика на наждаке. Стараюсь делать его примерно на 0,5 мм тоньше плечиков клинка

Режем тонкие проставки

Немного укорачиваем хвостовик. Он не доходит 2 мм до пина. Постоянно прикладываем заготовку к рисунку (или чертежу... у кого есть

Обычно на границе клинка и хвостовика я обтачиваю хвостовик очень аккуратно и не спеша такой вот насадкой

Шлифуем и начинаем скруглять первую проставку

Паз сверлю и пропиливаю такими вот инструментами. Аккуратно и не спеша, постоянно пользуясь штангенциркулем.

Постоянно вставляем клинок. Примеряем и если долго мучиться обязательно, что-то? Правильно

Тонкие проставочки пилю отрезными кружками. Фибру режу ножницами. Довожу все алмазными надфилями

Одеваем на хвостовик и следим за плотностью посадки. Проставки не должны елозить.

Сверлим корову. Лучше всегда знать, где у тебя верх проставки, а где низ. После рассверловки и пропила, увеличиваю отверстие алмазными надфилями

Одеваем-примеряем

Вот тут то и начинается самое интересное - надеваем последнюю часть рукояти. Обязательно переносим на деревяху контур хвостовика. Это необходимо для штифтов. Монтаж то будет комбинированный: штифты + всадной

Сверлим отверстия прям насквозь))) Я пользуюсь сверлами НSS K (тобишь кобальт)

Отверстие под пин. Пин особо не развальцуешь. Потому ровно в середине пина я делаю насечки. Туда затечет эпоксидка и будет все ОК

Мажем клеем, вставляем штифты, ждем сутки и начинаем шлифовку на Корвете 51 (не реклама. чистая правда

Аккуратно делая рукоять прямоугольной. Затем стачиваем углы - начинаю скруглять

Верх уже вытанцовывается. Самое время проверить симметричность рукояти

Стрелочками отмечена фигня

И тыльник тоже проверяю. Вижу бяки

После устранения бяк перехожу к пузику. Странный дизайн пуза продиктован видом работы этого ножа. Максимальная нагрузка будет при заточке карандашей))))) Именинник то архитектор

Не забываем про трещинки. Льем цианакрилат

И вот наступает время косяков:(Высоты рога немного не хватило - промахнулся я и клинок клюнул вниз. Что же делать? Время поджимает. Используем хитрость: поддержим линию обуха клинка линией резьбы на рукояти (схема отмечена красной линией)

Карандаш и ластик в помощь

Прорезаем линию косяком

Начинаем опускать фон. Я начал это делать стамеской с профилем "уголок".

Но вот нет у меня навыка резчика... и времени нет. Потому радостно перешел на твердосплавный бор

Продолжаем опускать фон с помощью боров

Как и в случае с материалами, на первый взгляд складывается впечатление, будто безбрежны й океан геометрических очертаний не оставляет надежды на хотя бы приблизительное подобие классификации, однако это лишь пугающая иллюзия. На деле можно выделить несколько базовых групп, в которые отчетливо улягутся сонмы конкретных вариаций и фантазий, при чем улягутся однозначно и бесповоротно. Племя, состоящее из неординарных красавцев и страшноватых уродцев, впитает в себя неучтенные крохи, исчерпав, таким образом, вопрос целиком и полностью. То, что какая -то часть рукояток несет в себе черты разных стиле й, дела не осложняет, поскольку всегда видна главная линия. Итак, по внешним очертаниям рукоятки могут быть:

  • прямыми;
  • конусными вперед;
  • конусными назад;
  • вогнутыми («приталенными»);
  • выпуклыми («пузатыми»);
  • произвольными.

Поперечное сечение рукояток варьируется от круглого и овального (наиболее удобные варианты) до всевозможных многоугольников, а также их сочетаний.

Овальная форма идеально соответствует эргономическим требованиям, замечательно ловко укладываясь в ладонь. Недостаток круглого сечения — невозможность вслепую определить пространственную ориентацию плоскости клинка. Круглая рукоять может привести к тому, что в темноте вы нанесете удар не лезвием, а обухом или плашмя.

Квадрат и прямоугольник со скругленными краями — лишь вариации круга и овала. Если грани плоские и четкие, то, несмотря на отличный внешний вид, рукоятка будет конфликтовать с рукой тем яростнее, чем яснее обозначены эти грани. Кроме того, любая плоскость создает неприятное ощущение пустоты в центре ладони, будто чего -то не хватает. Для сувенирных, коллекционных и тому подобных изделий это не принципиально, но рабочие ножи праздной красоты не приемлют.

Но прямая рукоятка не обязательно должна походить на палку. Она вполне может иметь затыльник какой угодно формы.

Прямые рукоятки, лишенные каких бы то ни было расширений спереди или сзади, являются древнейшими из всех, как всякая натуральная безыскусность. Их простота обладает целым рядом преимуществ, однако хватает и недостатков, главный из которых — легкость, с которой прямая рукоять выскальзывает из руки, поскольку не имеет никаких ограничителей. Но именно поэтому нож удобно метать клинком вперед. Прямые рукоятки имеют и многие кухонные ножи.

Разумеется, в данный раздел следует включить большинство традиционных японских ножей, особенно смонтированных в стил е айкути, то есть — без всяких гард и головок.

Конусные рукоятки встречаются двух видов — с сужением вперед или назад. Второй вариант достаточно редок, хотя имеет свои положительные стороны. Когда -то он был распространен среди кинжалов-леворучников.

В наши дни подобные рукоятки можно увидеть у кухонных ножей, а также у завоевавших широкую популярность псевдояпонских изделий «в стиле танто», не имеющих к реальным истроическим прототипам никакого отношения.

Упомянутые положительные моменты заключаются, как и у прямых рукояток, в удобстве метания клинком вперед и в легкости всевозможных переводов с обычного на обратный хват и обратно.

принадлежность к означенному семейству определяется прямизной средней части, за которую мы и держим оружие.

Удобство рукоятки, сужающейся вперед, предопределено чисто анатомическими особенностям и строения ладони, и наиболее замечательные разновидности стиля являются заодно устоявшимися и традиционными. Практически весь мусульманский мир вот уже много веков отдает предпочтение именно таким рукояткам. Вот турецкий ятаганный нож и персидский кард:

Классический узбекский печак (пичак, пчак) с мощным кованым булатным клинком (нижний рисунок) отображает тенденцию в целом, и многочисленные национальные среднеазиатские ножи почти такие же, с минимальными вариациями.

Конусные рукоятки имеет изрядное число хирургических инструментов, дизайн которых никогда не страдал излишествами.

С другой стороны, история предлагает ряд образцов, в которых разумная конусность доведена до абсурда, так что нам теперь даже трудно судить, насколько успешно безвестный ландскнехт орудовал своим кинжалом.

В рукоятках подобного типа отсутствует как таковая головка, или навершие, потому что добавлять его попросту некуда. Когда бы не наличие развитых гард или ступ еньки при переходе тонкой шейки рукояти в широкий клинок, как у показанного выше печака, то рука постоянно соскальзывала бы к лезвию со всеми неприятными последствиями. Оттого конусный стиль не может быть признан таким уж удобным, особенно для современных охотничьих и боевых ножей.

Третий образец, родом из Индии, успешно продолжает славную когорту.

Вогнутые рукоятки соединяют в себе положительные качества того и другого конусов, врастая в ладонь, будто родные. Однако разная глубина вогнутости заметно влияет на сферу применения стиля и, говоря научным языком, эксплуатационны е характеристики. Слишком малая «приталенность» сближает такую рукоять с прямыми тем сильнее, чем она мельче. Этой формой наделены некоторые японские рукоятки, а также изделия Востока, хотя там всегда стремились к более, скажем так, пышным очертаниям. Подобный тип ножа характерен также для старой Руси, которая традиционно пила и пьет культурные соки отнюдь не засушенного Запада, и для народов Крайнего Севера. Вот ненецкий нож:

Если увеличить прогибы до той степени, когда средняя часть рукоятки словно бы утонет меж мощных расширений, мы получим самый распространенный и восхитительно экзотический тип индо -азиатской рукояти, безраздельно господствующий от Кавказа до Сингапура. Вес ьма любопытное сходство, практически — совпадение форм классического кавказского кама с кинжалом из Северной Африки. И тут, и там имеет место спрямленный черенок, ограниченный с обеих сторон. Это суровое боевое оружие, которым удобно лихо рубить и бешено к олоть врагов непосредственно через кольчуги, ватники, бешметы, бурнусы и т. п.

Не нам теперь судить, насколько удобны рукоятки, в которых изысканность преобладает над практичностью, но, глядя на турецкий бебут, так и тянет прикинуть, сколько раз его владелец ранил руку об острые кромки? Самое любопытное то, что подобный стиль чрезвычайно широко распространен в Турции, Иране и вообще в Центральной Азии.

Разновидностью вогнутых рукояток является их асимметричный, односторонний вариант, более приемлемый не для кинжалов, а для ножей.

Как не вполне удобный вариант стиля широко применяются рукоятки с глубокими вырезами под пальцы. С одной стороны, рука намертво фиксирует рукоять, но при этом в значительной степени теряется возможность вариативной работы с перехватами то так, то эдак. В старые времена люди знали, что хорошо, а что нет, и мы не находим в анналах истории ни одного похожего образца.

Такие рукоятки принимают порой непривычные очертания, несущие явный национальный колорит. Издалека видно, что этот вот кинжал в ходу у народов Центральной Африки.

Иногда призводители теряют чувств о меры, и вместо простых выемок под пальцы появляется нечто, напоминающее кастет.

Немецкий «нож траппера» заодно с «выемочной» формой иллюстрирует другой тип рукояток — отогнутых вниз, о чем будет рассказано далее.

Ножи для водолазов и прочих подводных пловцов, именуемых модным словом «дайверы», помимо всевозможных зацепов для перерезания капроновых фалов (буде вас угораздит запутаться в рыболовной сети) и различных пил часто оснащаются именно «выемочной» рукоятью, что в данном случае безоговорочно оправдано.

Однако самыми массовыми и, безусловно, самыми удобными из всех были и будут формы с расширением в средней части, симметричные или односторонние. И те, и другие применяются в любых разновидностях ножей и кинжалов, как прямых, так и кривых. Разумеется, прямой обоюдоострый клинок предполагает также симметричную соосную рукоять.

Собственно говоря, аналогичными рукоятками комплектуется изрядное число колющих предметов, в особенности всевозможных кортиков. Правда, их рукоятки обычно изящнее и тоньше (о кортиках поговорим отдельно).

Как правило, подобные рукоятки выгнуты большей или меньшей дугой вверх. Эффектно и неудобно.

Абсолютное большинство охотничьих и боевых ножей имеют выпуклые двусторонние и односторонние рукоятки. В последнем случае о них говорят: «с брюшком». Форма сечения может быть круглой или овальной.

Чаще всего задним торец оформляется в виде загнутого крючка, или «клюва».

Оси хвостовика и всей рукоятки не всегда совпадает с осью клинка. Иногда, преследуя некие частные цели, создатели ножа опускают рукоять вниз или — гораздо реже — задирают ее вверх, а то делают «пистолетной». Такие изделия нельзя считать универсальными, потому что это всегда специализированные охотничьи ножи, предназначенные либо для добивания несчастного жив отного, либо для снятия его шкуры («скинеры»).

В настоящее время специалистами разных стран признано, что максимально удобной формой для действительно рабочего широкопрофильного ножа, прежде всего боевого, является прямая, соосная с клинком рукоять с небольшим «брюшком» и чуточку отогнутым вниз задним срезом, лишенным чрезмерно развитых крючков или фигурных головок. Среди привлекательной продукции известных оружейных фирм и отдельных мастеров мы находим множество чудесных образцов подобного рода. Их объединяет одно общее качество, которое японцы называют (применительно к любым предметам материального мира) словом «ваби» — то есть «красота целесообразности». Вещь, обладающая ваби, никогда не будет вычурной или подчеркнуто эстетичной. Ваби — это прелесть безыскусности и простоты, соответствия своему назначению. В полной мере такими качествами наделены классические финские ножи. Не зря большинство боевых ножей в той или иной степени следуют в русле данной традиции.

Наличие или отсутствие планки (перекрестия) особой роли н е играет, хотя для очень сильных тычковых ударов это существенно.

Развивая тему отогнутых вниз рукояток, мы вступаем в мир странных и на первый взгляд нелепых конструкций. Уничижительная оценка была бы совершенно справедлива, кабы не множество национальных ножей, проверенных в деле на протяжении столетий. Склонностью к подобным изыскам отличаются народы южные, с горячей кровью и распаленным воображением, поэтому иллюстрацией сказанному послужит малайский бадик. Откровенно говоря, сложно представить себе, как именно следует пользоваться такой косой, однако если говорить о колющих ударах — тут он на высоте. Руке попросту некуда соскальзывать, хоть вгоняй клинок в стену.

Хитроумные индусы пошли дальше — они создали невиданную поперечную рукоять. Клинки, оснащенные ею, именуются кутар и годятся исключительно для смертного боя. Интересно, что рукоятки эти неприемлемо тесны, очевидно, кисти рук индусов — по крайней мере в старину — заметно субтильнее европейских.

Нечто подобное было и есть и в арсенале Запада. В XIX веке в США получили распротранение так называемые ножи профессиональных картежников пуш-дэггеры: короткие кинжальчики с поперечной рукоятью, изобретенные, как считается, в Сан -Франциско. Коварные шулера носили из на поясе в ножнах и, будучи уличенными в мошеннической игре, мгновенно пускали в ход. Размеры этих изделий могли быть самыми разными, но все же не очень крупными. Сегодня подобные штучки изготавливаются чаще как брелоки, с пластиковой рукояткой и коротеньким клинком.

МВД не классифицирует эти «игрушки» как холодное оружие только потому, что причинить смерть противнику возможно лишь точн ым попаданием в шею или висок, а вообще -то вам предоставляется полное право истыкать его, словно подушечку для булавок.

На наш взгляд, это, тем не менее, криминальный предмет в чистом виде, так как ни порезать колбасу, ни очинить карандаш мини -кастетом почти невозможно. Его предназначение очевидно — ранить и убивать, а длина клинка здесь ни при чем.

Каждый из представленных типов рукояток непременно имеет подвиды, где простым геометрическим очертаниям, всем этим углам наклона и формам сечения придана та или иная скульптурность. Таким образом, пришло время поговорить о резных рукоятках. В рассказе о слоновой и прочей кости, а также о ценных породах древесины уже фигурировали подобные роскошные экземпляры, поэтому сейчас достаточно продемонстрировать пару -тройку характерных примеров с краткими пояснениями.

Самым распространенным и логичным является тип, где декорированию подверглась лишь головка (затыльник). Соответственно наименованию и оформляют ее в девяти случаях из десяти именно в виде чьей-либо головы — человеческой, звериной, птичьей или бесовской. Перечислять все проявления фантазии нет смысла, вот лишь некоторые:

Вторая разновидность — полностью «оскульптуренные» рукоятки, настолько же эффектные, насколько (за редким исключением) и неудобные. Неудобство тем заметнее, чем крупнее рельеф.

И последний тип — уж вовсе непонятные сооружения, пригодные разве что для марсиан с их клешнями и щупальцами. Впечатлен ие дополняется столь же замысловатыми, нелогичными гардами и прочими аксессуарами. Такое мог породить только хитромудрый Восток, причем самые его экзотические глубины и окраины, но никак не прямодушный Запад.


На этом рассказ о рукоятках холодного оружия, точнее — ножей и кинжалов можно считать завершенным. Попытки классификации по каким-то иным признакам приводят, к сожалению, лишь к дополнительной путанице и безмерному разрастанию числа позиций и типов, поскольку за свою долгую историю человечество наизобретало астрономическое число режущих и колющих предметов в полном соответствии как с жизненными потребностями, так и с порочными страстями.

Совсем недавно я нашел на шкафу старый нож, его ручка была сломана, но я решил не выкидывать его и дать ему второй шанс. Этот нож мне нравится тем, что он легкий - толщина лезвия всего миллиметр, наверняка им удобно крошить и резать зелень и овощи.

Для изготовления ручки для ножа понадобится:

  • Текстолит (я использовал толщиной 6 мм, при желании можно сделать рукоятку из дерева);
  • Ножовка по металлу;
  • Дрель + сверла (4 мм и 6 мм);
  • Напильники (идеальный вариант - электроточило, но у меня его нет);
  • Наждачная бумага;
  • Несколько болтов М4 с гайками и заклепки.

Для ручки я выбрал небольшой кусочек текстолита (толщина - 6 миллиметров), к сожалению никаких твердых пород дерева у меня не было, пришлось делать из того что есть. В конце концов - не пропадать же добру.

На всей поверхности ножа были неглубокие царапины, и был погнут кончик - возможно нож падал.



К счастью, расколотая ручка ножа сохранилась, поэтому форму ручки решил не менять, а оставить такой как была. Единственное отличие - в толщине, оригинальная половинка ручки была 8 мм. Затем приложил её к текстолиту и карандашом обвел две половинки.

С помощью ножовки по металлу выпилил детали, оставив небольшие припуски.

Сразу же приложил нож на выпиленные половинки ручки и в каждой просверлил 3 отверстия диаметром 4 мм (такие же, как и в ноже) и вставил туда болты.

Затем прикрутил половинки к ножу и приступил к обработке с помощью напильников (к сожалению, электроточила у меня нет).

Пробовал обрабатывать ручку для ножа дремелем - но он оказался слаб для этого. Вдобавок, работая напильником, тяжелее допустить ошибку, особенно обрабатывая фаски.


Оставил по краям немного лишнего (около 1 мм), решив, что доточу оставшееся, когда окончательно приклепаю половинки к ножу.



Открутил болты, вытащил нож, пересобрал накладки и принялся стачивать фаски. Также немного подровнял торец рукоятки, к которому раньше было не подобраться.




На рукоятке, со стороны лезвия фаску снял немного больше.

Решил немного отшлифовать полотно ножа, доводить до зеркального блеска не стал, убрал только те царапины, которые возникли в процессе эксплуатации ножа.



Раззенковал отверстия сверлом 6 мм, глубоко не сверлил, около 1 мм.

Те заклепки, которые у меня нашлись - были немного длинноваты (на 3-4 мм), с чересчур большими шляпками, поэтому я спилил их.

На фото - процесс заклепывания ручки ножа в одно целое. Огромный плюс ручки из текстолита - её можно заклепывать, не боясь, что она треснет.






Окончательно обточил ручку по периметру, сточил излишки (наклепы) плоским напильником, мелкой наждачкой зашлифовал углы.







2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.