Описание хоря и калиныча таблица. Хорь и Калиныч: портреты и характеры

Одной из лучших литературных работ И.С. Тургенева является цикл рассказов или очерков (специалисты так и не определились с жанром произведений, входящих в него) "Записки охотника". В них писатель затрагивает важные вопросы, касающиеся быта крестьян и крепостного права. Иван Сергеевич был известен своим либеральными взглядами, поэтому нет ничего удивительного в том, что он решил сделать простой народ главным героем произведений. Ниже представлен анализ "Хорь и Калиныч".

История публикации

Анализ рассказа "Хорь и Калиныч" стоит начать с того, что именно он является самым известным из всего цикла. Этот рассказ открывает "Записки охотника", он был опубликован в 1847 году в журнале "Современник". "Хорь и Калиныч" размещался на странице с объявлениями о продаже сельскохозяйственных вещей.

Писатель проводил сравнение быта крестьян Орловской и Калужской губерний. Автор с большим вниманием отнесся не просто к тому, как живет простой народ, а его интересовала именно личность этих людей. Благосклонное отношение писателя к крестьянам, детальное рассмотрение их привычек, жизненных убеждений - все это было новым для читателя.

В анализе "Хорь и Калиныч" следует отметить, что решение Тургенева сделать центральными персонажами крестьян, воспринималось читателями как прогрессивный взгляд на жизнь, как новое направление в литературе. Поэтому рассказ стал самым известным в цикле "Записки охотника".

Главные персонажи

Анализ "Хорь и Калиныч" следует продолжить краткой характеристикой персонажей рассказа.

  1. Охотник - от его лица ведется повествование. Любит не только охоту, но и изучать привычки и уклад жизни других людей. Симпатизирует простому народу.
  2. Хорь - зажиточный крестьянин. Практичный и рациональный человек, трудолюбивый.
  3. Калиныч - крестьянин, обучен грамоте. Идеалист, романтичен. Любит природу, животных, отзывается на все прекрасное.
  4. Господин Полутыкин - хозяин Хоря и Калиныча. Хороший человек, но праздный образ жизни балует его.

Описание крестьян

В анализе "Хорь и Калиныч" нужно более подробно описать главных героев. Охотник сообщает читателю, что он заметил - уровень жизни крестьян в Калужской губернии выше, чем у орловских. И в пример автор приводит двух друзей-крестьян, Хоря и Калиныча. Несмотря на различие в характерах и их взглядов на жизнь, они дружны.

Хорь - это зажиточный крестьянин. Благодаря своему прагматичному и рациональному складу ума он смог отделиться от всех остальных крестьян, жить обособленно от них. Он мог бы стать свободным, но сознательно не делает этого, поэтому вовремя платит большой оброк своему хозяину. Во время разговоров он уходит от ответов на вопросы охотника, поэтому тот решает, что Хорь - человек себе на уме.

Калиныч - полная противоположность своему другу. Он гораздо больше внимания, чем Хорь, уделяет своему господину. Из-за этого у него не остается времени на другие дела. Даже во внешности Калиныча отмечается некоторая неряшливость, он носит лапти круглый год, даже по праздникам. Он - простой и честный человек, тонко чувствующий человеческую натуру и красоту природы.

Выводы

В анализе "Хорь и Калиныч" Тургенева И.С. нужно кратко отметить выводы, сделанные главным героем из наблюдений за двумя крестьянами. Во время разговора о том, что охотник повидал, Калиныч интересуется деталями, связанными с описанием природы, обычаями других людей. Хоря же больше занимают вопросы практического характера: как устроен быт людей, особенности государственного строя.

У Хоря есть большая семья, но лишь один ребенок у него владеет грамотой. Калиныч одинок, но грамоте обучен. И это помогает ему лучше воспринимать некоторые жизненные явления и расширять свой кругозор. Перед нами люди, не имеющие таких прав и свободы, как господин Полутыкин. Однако они оказываются ближе к окружающему миру, глубже понимают простые вещи. А праздный образ жизни является причиной причуд Полутыкина. Труд позволяет человеку тренировать не только тело, но и ум.

В анализе произведения "Хорь и Калиныч" стоит отметить, что в рассказе есть место и некоторой доли романтизации простого народа. Но это не противоречит реальному образу крестьян. Автор И.С. Тургенев впервые сделал центральными персонажами крепостных, показав, что они чувствуют и воспринимают мир так же, как и богатые люди. Труд и близость к природе помогали им лучше и тоньше понимать окружающий мир и характер человека.

» – «Хорь и Калиныч » – Тургенев обрисовал два основных типа русского крестьянства, которые повторяются в разнообразном виде, в различном сочетании их черт.

Хорь – как бы олицетворение русской деловитости, сметки, человек практический, трезвый работник, заботящийся о благосостоянии своем собственном и своей семьи, вечно хлопочущий, как муравей, о порядках и достатках своего дома. Он честен и добросовестен, но у него не болит душа за всех страдающих, озабочен он только своими делами; точно так же мало трогает его и красота природы и возвышенных побуждений человека.

Хорь и Калиныч. Аудиокнига

Калиныч – полная противоположность Хорю, он человек как бы из иного мира, чем Хорь. Калиныч отличается именно отсутствием всякого практицизма и забот о своем благосостоянии. Для него сильнее внешних нужд голос внутренних потребностей, он послушен призыву своей мечтательной поэтической души, которая не может вынести жизни сухой, деловой, эгоистической, наполненной расчетами и заботами только о хлебе. Поэтому Калиныч, побуждаемый потребностью духовной свободы и поэтических впечатлений, уходит в поля и леса и проводит свою жизнь в каком-то религиозном созерцании мира.

В этом основное различие между Хорем и Калинычем: Хорь – человек рассудка и дела; Калиныч – человек чувства и поэтического созерцания. Этим определяется и различие во всем укладе их жизни.

Хорь в высшей степени приспособлен к жизненной борьбе, к тяжелому труду, к терпению в незаметной муравьиной работе. Он чуток, он проницателен и знает, как обходиться с людьми; он ладит с барином и умеет поддержать порядок в собственной избе, в которой у него – полная чаша. С домашними он строг, но справедлив. Это, в полном смысле, «хозяин», глава семьи, строитель её благосостояния и всего её уклада, неизменно стоящий на страже этого порядка и соединяющий добродушие со строгостью. Он олицетворяет ту Русь, которая несла на себе вековой тяжкий труд рабочей жизни, отличаясь стойкостью в этом труде и природным здравым смыслом. Это «мирские работники», в противоположность тем религиозно настроенным натурам, которых тысячами знает в своей среде Русь и олицетворением которых является Калиныч.

Калинычи в древней Руси уходили «молиться за мир» в леса и пустыни, отдаваясь призыву религиозного влечения и презирая блага и преимущества мира. Подобно им, Калиныч в рассказе Тургенева чужд своекорыстия, эгоизма и малейшей жажды стяжаний. Он забросил свой дом, свои дела, он восторженно бродит по лесу и по полю, любуясь красотою мира, чувствуя таинственную гармонию во всем окружающем. Он как бы исполняет евангельский завет: «Ищите прежде Царствия Божия... Живите – как птицы небесные...» Он, как птица небесная, и живет. Душа его незлобива и кротка.

В портретном мастерстве Тургенев отчасти перекликается с Гоголем. Портреты в романах Тургенева различны. Во-первых, это детализированный портрет с точным описанием индивидуальных внешних признаков, рассчитанных, главным образом, на зрительное впечатление и сопровождаемых небольшими комментариями. Герой или героиня, которых Тургенев изображает сатирически, обычно появляются, как и у Гоголя, когда уже нарисован соответствующий фон и читатель из, предшествующего описания обстановки составил себе определенное […]

  • Базаров Е. В. Кирсанов П. П. Внешний вид Высокий молодой человек с длинными волосами. Одежда бедная, неопрятная. Не уделяет внимания собственной внешности. Красивый мужчина средних лет. Аристократическая, «породистая» внешность. Тщательно следит за собой, одевается модно и дорого. Происхождение Отец – военный лекарь, небогатая простая семья. Дворянин, сын генерала. В молодости вел шумную столичную жизнь, строил военную карьеру. Образование Очень образованный человек. […]
  • Евгений Базаров Анна Одинцова Павел Кирсанов Николай Кирсанов Внешность Продолговатое лицо, широкий лоб, огромные зеленоватые глаза, нос, плоский сверху и заостренный снизу. Русые длинные волосы, бакенбарды песочного цвета, самоуверенная улыбка на тонких губах. Обнаженные красные руки Благородная осанка, стройный стан, высокий рост, красивые покатые плечи. Светлые глаза, блестящие волосы, чуть заметная улыбка. 28 лет Среднего роста, породистый, лет 45. Модный, по-юношески стройный и изящный. […]
  • Кирсанов Н. П. Кирсанов П. П. Внешний вид Невысокий мужчина чуть за сорок. После давнего перелома ноги прихрамывает. Черты лица приятные, выражение грустное. Красивый ухоженный мужчина средних лет. Одевается щеголевато, на английский манер. Легкость в движениях выдает человека спортивного. Семейное положение Вдовец более 10 лет, был очень счастлив в браке. Есть молодая любовница Фенечка. Двое сыновей: Аркадий и шестимесячный Митя. Холостяк. В прошлом пользовался успехом у женщин. После […]
  • Испытание дуэлью. Пожалуй, нет более спорной и интересной сцены в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», чем дуэль между нигилистом Базаровым и англоманом (фактически английским денди) Павлом Кирсановым. Сам факт дуэли между этими двумя мужчинами - явление одиозно, которого быть не может, потому что не может быть никогда! Ведь дуэль, это борьба двух равных по происхождению. Базаров и Кирсанов люди разных сословий. Они никак не относятся к одному, общему слою. И если Базарову откровенно наплевать на все эти […]
  • Чем является на самом деле конфликт Базарова и Павла Петровича Кирсанова? Вечным спором поколений? Противостоянием сторонников разных политических взглядов? Катастрофическим разногласием между прогрессом и стабильностью, граничащей с застоем? Отнесем споры, переросшие впоследствии в дуэль, к одной из категорий, и сюжет станет плоским, потеряет остроту. В то же время произведение Тургенева, в котором проблема была поднята впервые в истории отечественной литературы, актуально до сих пор. И сегодня требуют перемен и […]
  • Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой, героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», не сложились по множеству причин. Материалист и нигилист базаров отрицает не только искусство, красоту природы, но и любовь как человеческое чувство.Признавая физиологические отношения мужчины и женщины, он считает, что любовь «это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Поэтому и Одинцову он вначале оценивает только с точки зрения ее внешних данных. «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр», […]
  • В «Отцах и детях» Тургенев применил уже отработанный в предыдущих повестях («Фауст» 1856, «Ася» 1857) и романах способ раскрытия характера главного героя. Сначала автор изображает идейные убеждения и сложную духовную и умственную жизнь героя, для чего включает в произведение беседы или споры идейных противников, потом создаёт любовную ситуацию, и герой проходит «испытание любовью», которое Н.Г.Чернышевский назвал «русский человек на rendez-vous». То есть героя, уже продемонстрировавшего значительность своего […]
  • Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя. Почему? Тургенев чувствовал что-то новое, видел новых людей, но не мог себе представить, как они будут действовать. Базаров умирает совсем молодым, не успев приступить ни к какой деятельности. Своей смертью он как бы искупает односторонность своих взглядов, которую не принимает автор. Умирая, главный герой не изменил ни своему сарказму, ни своей прямоте, но стал более мягким, более добрым, и говорит по-другому, даже романтично, что […]
  • Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. «...Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей»...» Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма […]
  • Споры Базарова и Павла Петровича представляют социальную сторону конфликта в романе Тургенева «Отцы и дети». Здесь сталкиваются не просто разные взгляды представителей двух поколений, но и две принципиально разные политические точки зрения. Базаров и Павел Петрович оказываются по разные стороны баррикад в соответствии со всеми параметрами. Базаров – разночинец, выходец из бедной семьи, вынужденный самостоятельно пробивать себе дорогу в жизни. Павел Петрович – потомственный дворянин, хранитель семейных уз и […]
  • И. С. Тургенев – проницательный и прозорливый художник, чуткий ко всему, умеющий подмечать и описывать самые незначительные, мелкие детали. Тургенев в совершенстве владел мастерством описания. Все его картины живы, ясно предоставлены, наполнены звуками. Тургеневский пейзаж психологичен, связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с их бытом. Несомненно, пейзаж в рассказе «Бежин луг» играет важную роль. Можно сказать, что весь рассказ пронизан художественными зарисовками, которые определяют состояние […]
  • Повесть И. С. Тургенева «Ася» иногда называют элегией несбывшегося, упущенного, но такого близкого счастья. Сюжет произведения прост, потому что автору важны не внешние события, а душевный мир героев, в каждом из которых есть своя тайна. В раскрытии глубин духовного состояний любящего человека автору помогает и пейзаж, который в повести становится «пейзажем души». Вот перед нами первая картина природы, знакомящая нас с местом действия, немецким городком на берегу Рейна, данная через восприятие главного героя. […]
  • Тургеневские девушки – героини, у которых ум, богато одаренные натуры не испорчены светом, они сохранили чистоту чувств, простоту и сердечную искренность; это мечтательные, непосредственные натуры без какой‑либо фальши, лицемерия, сильные духом и способные к трудным свершениям. Т. Виныникова Свою повесть И. С. Тургенев называет по имени героини. Однако настоящее имя девушки – Анна. Вдумаемся в значения имен: Анна – «грация, миловидность», а Анастасия (Ася) – «рожденная заново». Почему же автор […]
  • Свою статью «Русский человек на rendez vous» Н. Г. Чернышевский начинает с описания впечатления, произведенного на него повестью И. С. Тургенева «Ася». Он говорит, что на фоне преобладающих в то время рассказов делового, изобличительного рода, оставляющих в читателе тяжелое впечатление, эта повесть – единственно хорошая вещь. «Действие – за границей, вдали от всей дурной обстановке нашего домашнего быта. Все лица повести – люди из лучших между нами, очень образованные, чрезвычайно гуманные, проникнутые […]
  • Повесть И. С. Тургенева «Ася» рассказывает о том, как знакомство главного героя господина Н. Н. с Гагиными перерастает в историю любви, которая оказалась для героя источником как сладостных романтических томлений, так и горьких терзаний, потом, с годами, утративших свою остроту, но обрекших героя на судьбу бобыля. Интересным является тот факт, что автор отказал герою в имени, нет и его портрета. Объяснения этому можно дать разные, но одно несомненно: акцент с внешнего И. С. Тургенев переносит на внутреннее, […]
  • Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь Наташа Ростова является любимой героиней писателя. Кто такая Наташа Ростова, когда Марья Болконская попросила Пьера Безухова рассказать о Наташе, он ответил: «Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос. Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, […]
  • Уважаемая Анна Сергеевна! Позвольте обратиться к вам лично и высказать свои мысли на бумаге, так как произнести некоторые слова вслух для меня является непреодолимой проблемой. Понять меня очень трудно, но надеюсь, что это письмо немного прояснит мое отношение к вам. До знакомства с вами, я был противником культуры, морально-нравственных ценностей, человеческих чувств. Но многочисленные жизненные испытания заставили меня по-другому взглянуть на окружающий мир и переоценить свои жизненные принципы. Впервые я […]
  • Иван Сергеевич Тургений – известный русский писатель, подаривший русской литературе произведения, которые стали классикой. Повесть «Вешние воды» относится к позднему периоду творчества автора. Мастерство писателя проявляется главным образом в раскрытии психологических переживаний героев, их сомнений и поисков. В основу сюжеты положены отношения русского интеллигента, Дмитрия Санина, и юной красавицы-итальянки, Джеммы Розелли. Раскрывая на протяжении повествования характеры своих героев, Тургенев подводит […]
  • «Записки охотника» – это книга о русском народе, крепостном крестьянстве. Однако рассказы и очерки Тургенева описывают и многие другие стороны русской жизни того времени. С первых очерков своего «охотничьего» цикла Тургенев прославился как художник, обладающий удивительным даром видеть и рисовать картины природы. Тургеневский пейзаж психологичен, он связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с их бытом. Свои мимолетные, случайные «охотничьи» встречи и наблюдения писатель сумел воплотить в типические […]
  • Средняя оценка: 3.9

    «Хорь и Калиныч» - первый рассказ цикла «Записки охотника». И.С. Тугренев в этом рассказе дает описание нравов, быта, людей и жизненного уклада одного из провинциальных уголков России. В этом рассказе И.С. Тургенев опровергает сложившееся о крестьянах мнение о том, что они не способны к дружбе, не могут рационально вести хозяйство, не замечают красоты окружающего мира. Автор использует хорошо известный в литературе прием сопоставления. Нежная дружба связывает двух совершенно разных людей – Хоря и Калиныча.
    Первый, Хорь, – крепкий хозяин, умеет поставить дело так, чтобы оно приносило радость и прибыль. У него большая семья, где царят лад и достаток. Тургенев сравнивает своего героя с Сократом, с Петром Первым, подчеркивая недюжинный ум и удивительную смекалку крестьянина: «Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях». Хорь – человек, чувствующий свое достоинство, рационалист. Он ближе к людям, к обществу.
    Калиныч, второй персонаж, – совсем другой. Он - мечтатель, поэтическая натура, человек веселого нрава. Он ближе к природе, часто ходит с барином на охоту. Идеалист и романтик, Калиныч не любит рассуждать и всему верит слепо.
    Такие разные, приятели гармонично дополняют друг друга. Между ними не бывает конфликтов, они уважают взгляды и принципы друг друга. И. С. Тургенев наблюдает их встречу: «Калиныч вошел в избу с пучком полевой земляники в руках, которую нарвал для своего друга, Хоря. Старик радушно его приветствовал». Независимость, стремление к свободе, мягкость и поэтичность Калиныча дополняют и продолжают прагматизм, рациональность и оседлость Хоря. Песня, которую они поют вместе в конце рассказа, обнажает души простых крестьян, то, что их крепко связывает друг с другом. Хорь и Калиныч – это воплощение богатства души, одаренности России, надежда на будущее.

    Характеристика героя

    ХОРЬ — герой рассказа И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч» (1847) из цикла «Записки охотника». Это один из наиболее интересных крестьянских типов русской литературы. Он олицетворяет собой здоровое практическое начало: будучи оброчным крестьянином, X. живет независимо от своего помещика, Полутыкина, хозяйство его налажено, много детей. Автор особенно отмечает деятельный ум своего героя как неотъемлемую часть его натуры. Это проявляется в беседах с другим героем «Записок» — рассказчиком: «из наших разговоров я вынес одно убежденье что Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях. Что хорошо — то ему и нравится, что разумно — того ему и подавай, а откуда оно идет — ему все равно». Это сопоставление, как и сравнение внешности X. с наружностью Сократа, придает особую значимость образу X. Важнейшее средство характеристики этого героя — параллель с другим персонажем, Ка-линычем. С одной стороны, они четко противопоставлены как рационалист и идеалист, с другой — дружба с Калинычем выявляет в образе X. такие черты, как понимание музыки, природы. Своеобразно отражается характер героя и в его отношениях с Полутыкиным: в поведении X. нет зависимости, и он не выкупается из крепостных по каким-то практическим соображениям. X. не единственный подобный тип в ряду тургеневских героев. В «Записках охотника» формируется определенный образ русского национального характера, свидетельствующий о жизнеспособности этого твердого, делового начала. К нему относятся наряду с X. такие герои, как однодворец Овсянников, Пав-луша, Чертопханов, уездный Гамлет. Черты этого литературного типа встречаются у Тургенева позже в образе Базарова.



    2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.