Листья какого кустарника до заморозков остаются зелеными. Осенние посиделки. Растения, цветущие весной


































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • расширить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений;
  • обеспечить условия для развития речи учащихся, развития произвольного внимания;
  • создать условия для эмоциональное восприятие осенней природы.

Задачи

предметные:

1) формировать представления детей об осенних изменениях в жизни растений.

2) показать связь осенних изменений в мире растений с признаками осени в неживой природе;

метапредметные:

3) развивать умения анализировать, сравнивать и находить необходимую информацию в тексте;

4) развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения, делать выводы;

5) развивать умение работать со схемой, пользоваться словарем;

личностные:

6) развивать эмоциональное восприятие осенней природы;

7) воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе.

8) формировать умение работать в группе

Оборудование:

  • Персональный компьютер, интерактивный комплект
  • Учебник "Окружающий мир" 3 класс, О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин
  • Рабочая тетрадь №1, 3 класс, О.Т.Поглазова
  • Раздаточный материал (Карточки с заданиями для работы в группах, зелёные и жёлтые листочки из цветной бумаги, полоски с отрезками для теста)

Ход урока

1. Оргмомент.

Здравствуйте, садитесь.

Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.

2. Эмоциональный настрой.

Видеофильм “Осень в лесу” (Слайд №2)

С каким настроением смотрели фильм? (Хорошее, радостное)

Что создаёт хорошее настроение? (Очень яркие краски, хорошая музыка)

С хорошим настроением мы гуляем по осеннему лесу.Слайд №3

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(И. Бунин)

В своих замечательных стихах И.Бунин назвал лес расписным теремом. А кто же его расписал? (Осень)

3. Постановка темы урока.

Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Об осени в лесу, об осенних листьях)

Верно, тема нашего урока “Осенние изменения в жизни растений”.

Сегодня мы поговорим о том, как изменилась жизнь растений с приходом осени.(Слайд №4)

4. Актуализация знаний.

Как вы поняли, что в лесу наступила осень? (Изменилась окраска листьев)

Мудрая Сова приготовила вам задание. Распределите картинки по группам и ответьте на вопросы: -Какая осень изображена в каждой группе? Почему? (Слайд №5)

Что же заставило осень изменить окраску листьев? Назовите причины.

(Слайд №6 - солнышко, термометр, дождь)

1. Солнце ниже - мало света и тепла, дни становятся короче ночи

2. Понижение температуры воздуха и воды, появление инея на земле. А дальше и первые заморозки.

3. Изменение осадков: туманы, затяжные дожди, первый снег

Правильно. Именно эти причины заставили осень изменить жизнь растений.

5. Изучение нового.

1) Изменение окраски листьев-очень красивое явление в жизни растений. Давайте разберёмся, как это происходит?

(Слайд №7) Летом все деревья имеют одну окраску - зеленую. Зелёный цвет листьям придаёт хлорофилл. Конечно, зелёный цвет имеет разные оттенки, но кажется, что их покрасили одной кистью. А вот осенью те же самые листья приобретают разную окраску. Откуда берутся эти цвета?

Почему осенью меняется окраска листьев? (Слайд №8)

Учебник: с.46, 1обзац (ответы детей)

(Слайд №9) Летом день долгий. Хлорофилл успевает разрушиться и восстановиться. Поэтому листья всё время зелёные. Осенью дни короткие, света мало, и хлорофилл не успевает восстанавливаться. Другие красящие вещества становятся ярче.

А какие вещества влияют на окраску листьев? Что ещё влияет на яркость красок?

Слайды № 10-16 (дополнительная информация-рассказ учителя)

Слайд №10 В листьях есть вещество “ксантофилл”, которое делает лист желтым.

Жёлтые пигменты довольно стойки, и осенью листья многих растений становятся жёлтыми. Однако у листьев некоторых деревьев жёлтые красящие вещества отсутствуют. Поэтому осенью, когда с понижением температуры деятельность листа замирает, проступают багряные, оранжевые и фиолетовые пигменты.

Слайд №11 Каротин придаёт листьям оранжевый оттенок.

Слайд №12 Существует еще антоцианин, придающий сахарному клену и красному дубу их яркие красные оттенки.

Кроме того, осенью уменьшается отток органических веществ из листьев, и в них идёт образование разных веществ, меняющих окраску листьев.

Слайд №13 Яркость и прочность окраски во многом зависят и от погоды. Сухая солнечная осень дарит нам не только хорошее настроение, но и сочно окрашенные листья.

Слайд № 14 На яркость осенних тонов влияет и возраст дерева. Чем оно моложе, тем свежее у него листья, тем крепче они держатся на ветках.

Слайд №15 Благоволит к ярким нарядам и теплая умеренно влажная осень.

Слайд №16 Напротив, в дождливую, пасмурную осень изменение окраски листьев происходит медленнее. В холод и дождь краски леса не такие яркие и быстро исчезают.

А теперь повторим причины изменения окраски листьев

Слайд №17 Называем последовательность причин и следствийизменений:

  • Уменьшается световой день
  • Не успевает восстановиться хлорофилл
  • Изменяется окраска листьев

Слайд №18 Физминутка для глаз “Осень"

2) Слайд №19. Работа в печатной тетради.Ученики выполняют задание № 7 - кроссворд (ель, вишня, абрикос, яблоня, шиповник, рябина, дуб).

Назовите и впишите названия растений.

Назовитеключевое слово (листопад)

Что такое листопад? (Ответы детей)

К листопаду растения готовятся заранее. Сначала изменяется окраска листьев. Но не у всех деревьев и кустарников это происходит. Листья сирени, ольхи опадают зелёными. Половина листьев осины опадёт с дерева, пока побагровеют оставшиеся листья

Слайд №20. - Почему опадают листья?

Ответ в учебникена с.46-47.

(Для справки . Корни дерева всасывают воду из почвы. А через листья идёт испарение воды из растения. Стоит температуре воздуха чуть понизиться, как всасывание замедляется, а испарение идёт примерно с той же скоростью. Дерево начинает терять влаги больше, чем получает. Если так будет продолжаться долго, то дерево погибнет от обезвоживания – высохнет. Чтобы этого не случилось, дерево с самого начала похолодания начинает защищаться. Выделяет особые клетки, которые направляются в черешки листьев, заполняют их основания. Образуется плотная разъединительная ткань, которая прекращает доступ влаги к листу. Лист больше не связан с деревом,он мертвеет. Дереву это и надо – оно больше не дорожит листьями, они даже мешают ему. А опавшие листья ещё помогут ему в зимние морозы сохранить корни дерева, помогут пережить зиму.)

Называем последовательность причин и следствий изменений:

1. Понижение температуры

2. Замедление движения соков

3. Пробковый слой

4. Листопад

3) Слайд №21 - Зачем опадают листья?

Листопад (причина) - уменьшение испарения спасает от засухи (следствие)

Избавление от лишних минеральных солей (следствие)

4) - Вернитесь к кроссворду. Какоерастение вы отметите как лишнее? (Ель)

Почему? (Листопад у лиственных деревьев, а у хвойных его нет.)

- Почему у хвойных деревьев нет листопада?

Ответ на этот вопрос есть в учебнике: с.47,2обзац.

Слайд №22 Называем ответы:

1. Восковой налёт хвоинок спасает от “зимней засухи”

2. Ненужные дереву вещества накапливаются медленно, смена хвои идёт постепенно

Лиственница-исключение у хвойных деревьев.

Почему хвоя лиственницы осенью опадает?

Слайд №23 Ответ:

(У мягкой хвои лиственницы нет защитного слоя)

5) - Что происходит осенью с травянистыми растениями? Слайд №24

Ответ с.48. (Устные ответы детей)

6. Физминутка Слайд №25

7. Тест (графический диктант) Растения осенью Слайд №26

001 - У вас на парте есть полоски с короткими одинаковыми отрезками. Я читаю утверждение. Одни из них верные, другие-неверные. Где верное-дорисовываете “ ”,где неверное- просто пропускаем отрезок.

1. Листья клёна бывают и красные, и жёлтые. +

2. Листья сирени опадают жёлтыми. -

3. Листики осины постоянно дрожат, даже если нет ветра. +

4. У ивы резные листочки. -

5. У рябины листья краснеют. +

6. Дуб дольше других не сбрасывает листвы. +

7. У берёзы листья жёлтые. +

8. Ясень желтеет последним. -

9. У клёна, как и берёзы, берут сладкий сок. +

10. Все хвойные деревья остаются зелёными. –

Сравнили свои ответы с моим (появляется в презентации). Оцените свою работу по критериям оценивания.

А теперь узнаем верные утверждения. (Учитель читает утверждения, ученики называют правильные ответы, где утверждения неверные.)

8. Работа в группах Слайд №27

Каждая группа получила карточку, которая разделена на три части: картинка, название, текст. Текст уже напечатан. Это отрывок из рассказа об осени. Внимательно прочитайте его и определите о каком периоде осени рассказал писатель. Подберите и наклейте название текста и картинку-иллюстрацию к нему

1 группа

Тургенев Иван Сергеевич

Погода была непостоянная. То шёл мелкий дождик, то из-за раздвинутых туч показывалось солнышко. Роща то озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбалось, то вдруг опять все кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли и украдкой начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь.

Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня.

2 группа

Скребицкий Георгий Алексеевич

Взяла Художник-Осень самые яркие краски и отправилась в лес рисовать свою картину.

Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила.
Могучему дубу подарила медную кованую броню, а липам убор из золотой парчи. Остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.

3 группа

Паустовский Константин Георгиевич

Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я хотел услышать, как шуршат падающие листья. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека.

Как-то поздним вечером я увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки клёна красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые услыхал я шелест падающего листа - неясный звук, похожий на детский шепот.

Выступление представителей каждой группы, показ страниц с иллюстрациями.

(пример: слайд №28)

9. Итог урока Слайд №29

О каких осенних изменениях в жизни растений вы узнали?

О каких периодах осени шла речь на уроке? (Ранняя осень, золотая осень,поздняя осень)

Чем они различаются?

10. Домашнее задание (слайд №30):

Творческое (по желанию):

Составить небольшие рассказы: “Осень в лесу”, “Осенняя пора”, “Листопад в нашем городе”;

Найти стихи об осени;

Рисунок по теме.

11. Рефлексия Слайд№31

На доске берёза без листьев

У вас на столах лежат листики: зелёный и желтый. Выберите один.

  • ЖЁЛТЫЙ: урок был мне интересен и полезен.
  • ЗЕЛЁНЫЙ: урок прошел без пользы для меня.

А теперь закрепите свои листики на берёзе.

Посмотрите, какая нарядная стала наша берёза. Теперь мы все видим, что встретила берёза свою золотую осень.

(Пример: слайд № 33)

12. В заключение. Слайд №32

Любуясь осенней природой, я написала такое стихотворение:

Осень.

Снова осень взялась за краски
И вовсю золотит листву.
Прекратив на время осадки,
Она спешит показать красоту.
Красоту осенних деревьев,
Красоту тёплых дней осенних,
Чтоб в холодные дни у печки
Было что вспоминать о них.
Кнышова М.Е.
9.10.2013 г.

Желаю и вам творческого осеннего вдохновения!

СПАСИБО ЗА РАБОТУ! (Слайд №33 )

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:

  1. Видеофильм “Осень в лесу” Янкова Ирина Викторовна http://viki.rdf.ru/cat/vremena_goda/?page=8#list;
  2. Идея графического диктанта (в тесте) взята в журнале “Начальная школа” №6, 2013г., с.25.
  3. Источник шаблона: Шевляк Ирина Алексеевна, http://pedsovet.su/
  4. Картинки http://images.yandex.ru/
  5. Физминутка “Осень” Галкиной И.А., http://pedsovet.su/load/244-1-0-2616
  6. Физминутка

Продолжительность жизни развившихся на побеге зеленых листьев у разных видов растений неодинаковая и колеблется от 2-3 недель до 20 и более лет. В целом нужно отметить, что листья многолетних растений по сравнению со стеблем и корнем обладают наименьшей длительностью жизни. Это, видимо, связано с тем, что ткани листа, сформировавшись, больше не обновляются, а с другой стороны, листья в течение своей сравнительно короткой жизни очень активно функционируют.

Различают виды растений листопадные и вечнозеленые . Первые характеризуются тем, что ежегодно в течение некоторого периода находятся в безлистном состоянии, и этот период обычно совпадает с неблагоприятно складывающимися условиями внешней среды. Например, большинство наших деревьев и кустарников не имеют листьев в зимнее время.

Вечнозеленые растения характеризуются наличием зеленых листьев в течение круглого года. Но это не значит, что лист у них сохраняется и функционирует вечно, в течение всей жизни особи. У вечнозеленых растений тоже имеется листопад, но с растения опадают более старые листья и всегда сохраняются листья, образовавшиеся в более поздние сроки.

Для влажных тропических лесов характерны вечнозеленые растения, хотя и среди них есть растения с листьями, сохраняющимися меньше года. Но за этот отрезок времени успевают неоднократно раскрыться почки и дать начало новым олиственным побегам. В тропических лесах обычны и растения с листьями, живущими в течение нескольких лет. Есть растения, которые, хотя и короткий отрезок времени в году, могут быть в безлистном состоянии.

У подмосковных вечнозеленых растений - ели и сосны - листья сохраняются в течение 5-7 (у ели) и 2-4 (у сосны) лет. Длительность жизни хвои ели более продолжительна у растений, произрастающих в районе Кольского полуострова и Приполярного Урала, где она достигает 12-16, а в некоторых случаях 18 (22) лет. Долго сохраняется хвоя у тянь-шаньской ели (Picea sсhгеnkiаnа F. et. М.) в Заилийском Алатау, где были обнаружены листья 26-28-летнего возраста. (По данным И. Г. Серебрякова (1952)).

Листопад - процесс биологический, обусловленный развитием растительного организма и его жизнедеятельностью. Листопаду предшествует старение листа: снижается интенсивность жизненных процессов, протекающих в его клетках (фотосинтеза, дыхания), уменьшается содержание рибонуклеиновой кислоты, азотных и калийных соединений. Гидролиз преобладает над синтезом веществ; в клетках накапливаются конечные продукты распада (например, кристаллы оксалата кальция). Наиболее ценные минеральные и пластические соединения уходят из листьев. Их отток обычно совпадает или с формированием и ростом новых органов, или с отложением запасных веществ в уже готовые запасающие ткани. В опытах удавалось продлить жизнь листьев, удаляя почки или другие образования на растении, куда могут поступать пластические и минеральные вещества из листьев. Переброска веществ к местам их повторного использования рассматривается как одна из причин старения и опадения листьев.

Таким образом, продолжительность жизни листа определяется процессами роста и развития растительного организма в целом.

У большинства деревьев и кустарников в период листопада листья меняют окраску и становятся желтыми или багряными. Их желтый цвет обусловлен пигментами пластид (каротином и ксантофиллом) и клеточного сока (флавонами).

Красновато-багряный цвет листьев обеспечивается накоплением в клеточном соке пигмента антоциана , который меняет свою окраску в зависимости от рН среды. В щелочной среде антоциан принимает голубовато-синюю окраску, а в кислой - розово-пурпуровую. У некоторых растений (ольха, сирень) листья сохраняют зеленый цвет до отмирания.

Помимо биохимических превращений, происходящих в листьях перед их опадением, наблюдаются и анатомические изменения в основании листа. Перпендикулярно продольной оси черешка близ стебля закладываются клетки отделительного слоя. Межклетное вещество, соединяющее эти клетки, ослизняется, и клетки отделяются друг от друга. На месте отделения листа со стороны стебля к этому времени формируются слои клеток, оболочки которых опробковевают. Образовавшийся слой пробки защищает внутренние ткани стебля на месте отделившегося листа.

После образования отделительного слоя и нарушения связи между клетками лист еще некоторое время продолжает оставаться на дереве благодаря проводящим пучкам, связывающим лист со стеблем. Но наступает момент нарушения и этой связи, и листья опадают.

Наступила зима, а на моих яблонях не опали листья. Почему?
Галина РАЗУМОВСКАЯ , Новогрудский район

Иногда случается так, что листья остаются на ветках даже при наступлении заморозков. Они становятся черными, вялыми, но не опадают. Листопад - это биологически необходимый процесс для развития и роста многолетних растений, защита их от потери влаги. Вода необходима дереву для зимовки. Процесс испарения у некоторых растений происходит медленнее, поэтому листья не опадают до зимы. Этому способствуют эфирные масла или наличие слизистого вещества, которое заполняет специальные ходы в прожилках.

Почему же у ваших деревьев не опали листья, если нет никаких видимых для этого причин? У разных сортов яблонь листья опадают не единовременно. Например, у «антоновки» часть зелени уходит в зиму. Это не беда, если у нее все побеги хорошей степени одревеснения, а почки сформированы и готовы к зимовке. О патологии процесса можно говорить тогда, когда побеги растения слабые, травянистые, а почки на них дифференцированные. Листья при этом могут быть зелеными, прочно держащимися на ветках. Это и является типичным признаком слабой морозоустойчивости.

Основная причина такого явления - перекорм азотными удобрениями. Иногда это наблюдается при поздней подкормке яблонь. Специалисты рекомендуют не вносить в почву азотные удобрения во второй половине лета, чтобы листва могла полностью опасть осенью до зимовки. Если же вы уверены в грамотном их внесении и деревья с оставшимися листьями росли в равных условиях с другими растениями, то можно предположить, что это нерайонированные сорта и продолжительность периода вегетации у них длительная. Таким образом, они просто не успели завершить цикл развития.

Явной причиной задержки листопада может быть неправильно организованная обрезка летом, что провоцирует рост побегов, а также чрезмерно жаркое лето и влажная осень. Деревья перенасыщаются влагой и не успевают подготовиться к зиме. Они при этом продолжают расти, и отток питательных веществ к корневой системе задерживается. В результате задержки листопада осенью яблони в зимний период входят ослабленными, побеги у них незрелые, а на листьях чаще всего прячутся различные бактерии и возбудители болезней. Последствиями могут стать солнечный ожог и обморожение кончиков ветвей зимой.

Как помочь яблоне стать более устойчивой к морозам

Примените ошмыгивание листьев, то есть их удаление. Но не стоит путать этот прием с обрыванием. Этого делать ни в коем случае нельзя, иначе повредите побеги. Ошмыгивание проводят путем проведения руки снизу вверх, в результате отделяются сухие и слабые листья.

До заморозков нужно побелить стволы яблони и основные ветви.

Создайте тепловую подушку для корней. После первого снега притопчите его под деревом, сверху насыпьте смесь опилок и торфа, а после следующего снегопада заново притопчите снег.

Подготовил Иван АДАМЕНКО, агроном

Каждое время года по-своему прекрасно. Погода за окном оказывает большое влияние на все живое, что нас окружает. Поэтому и зима и весна, и лето, и осень играют большую роль в жизни растений.

Весна

Растения, цветущие весной

Весной дни становятся длине, а солнечные лучи все теплее. Именно в этот период абсолютно все растения начинают расти, пускать почки и тянуться к солнечному свету. Для того, чтобы рост растений был прогрессивным, необходимо частое и обильное увлажнение, особенно если зама была не снежной.

Самыми первыми весенними цветами являются мелколучковичные, например, галантусы, карликовые ирисы, крокусы, хионодоксы и пушкинии.

А в апреле начинают цвести нарциссы, ботанические тюльпаны, гиацинты, а также пролески сибирские и рябчик императорский.

Ближе к маю распускаются прекрасные многолетки: примулы, пролески дубравная и лютичная, лесные хохлатки и медуницы сахарные.

Жизнь кустарников также восстанавливается в весеннюю пору. Самыми ранними являются: волчье лыко, форзиция, бузина красная и спирея японская. Ближе к середине весны начинает цвести айва японская, магония падуболистная, миндаль степной и луизеания трехлопастная.

Май является самым красочным месяцем в жизни растений. Начинают цвести луковичные - тюльпаны, нарциссы, мышиный гиацинт мускари. Поражает своей красотой лук декоративный и лук гигантский.

Также представителями весеннего цветения являются незабудки, маргаритки, виолы. А ближе к лету в права вступают: бадан, белоснежный ландыш, бруннера, дицентра и дороникум.

Конечно, стоит отметить деревья, цветущие в весенний период - абрикос, яблоня, груша, вишня, слива и многие другие.

Лето

Жизнь растений летом

Лето является жизненным пиком практически всех растений. Теплая погода, долгие солнечные дни и увлажнение способствуют не только благоприятному росту, но и возможности накопить полезные вещества для того, чтобы пережить зиму.

Уже летом, тюльпаны, камелии, цикламены, гиацинты и нарциссы начинают готовиться к следующему цветению, набираясь сил и энергии в летнюю пору.

Это время года является периодом цветения многих сортов: клеомы колючей, роз, бегонии вечноцветущей, настурции, газании, львиного зева, бархатцев и петуний. Своими красками и ароматом радуют: резеда, смолевка, маттиола, кларкия, гацания и многие другие цветы.

Очень красивы кустарники, цветущие в летнюю пору - будлея, жасмин, кустовая роза, гортензия мельчатая, рододендрон и спирея. Кареоптерис, каликант, олеандр, лапчатка, ладанник, скумпия кожевенная и клетра - все эти кустарники цветут в теплый летний период.

В начале лета на лугах вырастают и зацветают васильки, колокольчики, ромашки, а на лесных опушках появляется малина. На водоемах виднеются кувшины. Начинают созревать плоды земляники, и появляются первые грибы.

В середине лета воздух пропитывается ароматами цветущий липы. А вишня, малина, черника, смородина и крыжовник покрываются многочисленными плодами.

Осень

Изменение жизни растений осенью

Практически для всех растений осень является периодом успокоения или окончания жизненного цикла. Солнечных дней становится все меньше, а температура воздуха постепенно понижается. Однолетние растения, такие как, горох, цветная капуста, укроп и другие заканчивают свои рост и высыхают. Тоже самое происходит и с однолетними цветами - календулой, лютиком, льном, незабудками и другими.

Осенью у березы листья становятся светло-желтыми, у рябины - пунцово-красными, у осины - оранжевыми, а у ольхи - мутно-зелеными. Большинство деревьев сбрасывают свою красочную листву.

Цвет трав также приобретает особый пигмент. Голубика и сныть становятся фиолетовыми, а черника - ярко-желтой.

Листопад является неотъемлемой и не малозначимой частью жизни растений. Покров, образуемый упавшими листьями, защищает деревья от зимних заморозков и насыщает корни полезными веществами.

Не все деревья сбрасывают с себя листву, например, сосна, ель и можжевельник являются вечнозелеными видами. Также в холодную пору зелеными остаются: вереск, багульник, клюква, брусника и другие растения.

Деревья подготавливаются к зиме, вырабатывая защитные вещества на своих ветвях - кожистые чешуи, волосистый покров и смолистые, восковые вещества.

Пережить зиму и начать жизненный цикл весной способны брусника, багульник, одуванчик, маргаритка, чистотел, медуница, подорожник. В виде луковиц сохраняется мать-и-мачеха. А в виде семян остаются мокрицы, ярутки, пастушьи сумки, лебеды и крапива жгучая.

Зима

Как растения живут зимой

Зима является самым сложным периодом в жизни растений. Осенью происходит подготовка к холодам, ветрам и снегу, меняется химический состав деревьев и кустарников. Опавшие листья защищают корни от мороза и насыщают растения питательными веществами.

Однолетние растения не доживают до зимнего периода, а многолетние успевают подготовиться. Снежный покров становится для них неким одеялом, способным сохранить тепло и поддерживать уровень влаги.

Растения, сбросившие листья, впадают в зимнюю спячку. А вечнозеленые виды: пихта, ель, сосна, можжевельник, кедр - не засыпают, а живут за счет того, что в их иголках содержится достаточное количество влаги и минералов. Это позволяет им пережить самые сильные морозы.

Каждый класс формирует свою команду в количестве 5 человек. В течение вечера можно неоднократно проводить смену игроков.

Ведущий. Разрешите мне начать наш сегодняшний вечер, посвященный прекрасному времени года – осени.
Осень – пора листопада. Листья многих деревьев и кустарников меняют окраску. Словно соперничают друг с другом в красоте пурпурная и золотисто-желтая листва. Но у некоторых растений листья остаются зелеными до заморозков, а после выпадения снега чернеют. Продолжительность листопада у разных растений неодинакова. У березы листопад длится около двух месяцев, а липа сбрасывает листву за две недели.
Многие поэты в своих стихах воспевали красоту осенних лесов и полей.

Дрогнули листочки, закачались клены,
С золотистых веток полетела пыль…
Зашумели ветры, охнул лес зеленый,
Зашептался с эхом высохший ковыль…

(С.Есенин )

Осень – это и пора уборки урожая. Осенью у большинства растений созревают плоды и семена. А знаете ли вы загадки о плодах и семенах? Сейчас мы это проверим.

Разминка

Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.

Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.

(Арбуз. )

На тычинке городок,
В нем семьсот воевод.

Сто одежек,
Да все без застежек.

(Капуста .)

Кругла, да не девка,
С хвостом, да не мышь.

Красна девица сидит в темнице,
А коса на улице.

(Морковь .)

Был ребенок – не знал пеленок.
Стал стариком – сто пеленок на нем.

(Кочан капусты. )

В деревянной колыбельке
Спит на веточке Емелька.

– Черная?
– Нет, красная.
А почему она белая?
А потому, что зеленая.

(Красная смородина.)

Стоит он задумчивый,
В желтом венце,
Темнеют веснушки
На круглом лице.

(Подсолнух. )

Носил мальчик
Зеленый кафтанчик,
Стал паном –
Обзавелся красным кафтаном.

(Помидор .)

Когда зелено – кушать велено,
Когда спелое – лежит целое.

(Огурец .)

В землю – зубочек,
Из земли – клубочек.

(Чеснок .)

Красна, а не калина,
Горька, а не осина,
Кругла, а не лукошко,
Хвост есть, а не кошка.

(Редис .)

Корни пучком, листья торчком,
Корни густые, листья пустые,
А стебель особый –
Найди, попробуй.

Определите деревья по их листьям

Каждой команде выдают листья 2–3 деревьев или кустарников. Необходимо правильно определить эти растения.

Варианты. Сирень, тополь, клен. Черемуха, калина, яблоня. Ясень, слива, вишня. Береза, малина, груша. Липа, ильм, смородина.

Конкурс эрудитов

1. У каких деревьев листья осенью желтеют? (Липа, тополь, береза, ясень .)
2. У каких деревьев и кустарников листья становятся красными? (Черемуха, клен, шиповник, калина, сирень.)
3. Какие травянистые растения продолжают цвести до глубокой осени? (Пастушья сумка, дикая редька, мятлик, клевер.)
4. Следует ли сжигать осенние листья? Свой ответ поясните. (Нет. На горение расходуется кислород. Из опавших листьев образуется перегной .)
5. Какие растения зимуют с зелеными листьями? (Хвойные деревья, брусника, клюква, земляника, клубника, клевер, чистотел .)

Поэтический конкурс

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась…

(А.С. Пушкин )

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…

(А.С. Пушкин )

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей…

(А.С. Пушкин )

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол
Отрок–ветер по самые плечи
Заголил на березке подол…

(С.Есенин )

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком…

(С.Есенин ).

Решите задачу

В столбцы таблицы впишите названия деревьев

(Ольха, ясень, слива, сосна, груша .)

Пока команды решают задачу, болельщики исполняют песни об осени.

Ставка

Команды делают ставку выигранными жетонами на право отвечать на вопрос (у кого больше ставка, тот и отвечает). Если ответ неверный – жетоны забирают, если правильный – добавляют.

1. Какое значение имеет листопад в жизни растений? (Освобождение от вредных веществ, прекращение испарения влаги .)
2. Назовите хвойное растение, которое на зиму сбрасывает свою листву? (Лиственница .)
3. Какие птицы с наступлением холодов улетают в теплые страны? (Гуси, утки, журавли и т.д. )

Домашнее задание

Демонстрация осенней моды (с использованием даров природы).



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.