Что нужно внесения изменений в егрюл. Как внести изменения в егрюл
В едином государственном реестре юридических лиц содержатся основные сведения о коммерческих компаниях. Такие сведения должны быть актуальными, поэтому компании обязаны своевременно уведомлять государство об их изменении. В этой статье мы собрали для вас важную информацию о внесении изменений в ЕГРЮЛ.
Сведения, хранящиеся в госреестре
Единый реестр представляет собой федеральную базу данных, в которой хранится информация обо всех предприятиях, зарегистрированных на территории страны. В госреестре содержатся сведения не только о функционирующих компаниях, но и о фирмах, прекративших деятельность вследствие реорганизации или ликвидации.
Записи, хранящиеся в государственном реестре, являются общедоступными. По этой причине законодательство предусматривает необходимость своевременного обновления информации. Обязанность обновления данных частично возлагается на зарегистрированные предприятия.
Согласно п.1 ст.5 Федерального закона N129 “О госрегистрации юридических лиц и ИП” от 08.08.2001, в регистрационных записях базы юридических лиц хранятся:
- дата регистрации юридического лица;
- способ образования юрлица (создание или реорганизация);
- организационно-правовая форма;
- полное и сокращенное наименование;
- юридический адрес;
- электронный адрес;
- данные об учредителях;
- информация о руководителе;
- виды осуществляемой экономической деятельности;
- данные о филиалах и представительствах;
- информация об учредительных документах;
- размер уставного капитала;
- сведения о присвоенном ИНН, номере страхователя, лицензиях;
- отметки о реорганизации, ликвидации, процедуре банкротства;
- прочая информация.
Некоторые из этих сведений могут поменяться в процессе деятельности и развития предприятия. Не все руководители знают, в каких случаях компания обязана внести эти изменения в ЕГРЮЛ и как это лучше всего сделать.
В каких случаях необходимо вносить изменения в ЕГРЮЛ?
Корректировка ЕГРЮЛ должна выполняться при изменении любых данных, запись о которых хранится в госреестре. Однако многие сведения поступают в реестрне от самой компании, а из других источников. Например, если фирма открывает новый расчетный счет или получает лицензию, то необходимые материалы будут переданы в госреестр банковской организацией или лицензирующей компанией. То же происходит при смене паспорта учредителя - информацию направляет в реестр паспортный стол. В таких ситуациях необязательно что-то предпринимать, хотя можно для надежности проверить обновление данных на сайте налоговой (как это сделать, рассмотрим ниже).
Если же меняются сведения, не зависящие от внешних организаций и касающиеся только внутренних дел фирмы, то информацию о них придется внести в реестр персоналу компании. При этом имеет значение, затрагивают ли проводимые реформы учредительную документацию фирмы. От этого зависят дальнейшие действия по обновлению реестра. Список возможных ситуаций, когда требуется регистрация изменений в ЕГРЮЛ силами самой компании, представлен в следующей таблице.
Ошибки в бухгалтерской документации чреваты неприятностями с налоговой. Если нет времени разбираться в тонкостях документооборота обратитесь в .
Документы для внесения изменений в ЕГРЮЛ
Перечень необходимых бумаг указан в ст. 17 Федерального закона N129. Кроме того, если перемены затрагивают учредительные бумаги, перед обновлением государственного реестра надо провести собрание учредителей или задокументировать решение единственного учредителя об изменении устава организации.
Далее в зависимости от ситуации заполняется необходимая форма заявления и собирается нужная документация. Ниже представлен список бумаг, которые могут потребоваться для исправления данных в госреестре. Собрать и правильно заполнить их можно самостоятельно либо отдав эту задачу на . Это эффективно и недорого, солидные компании готовы предоставить своим клиентам добросовестной работы.
| Если исправления не затрагивают устав | Если менялся устав | |
| Форма заявления | Р14001 (скачать бланк заявления) | Р13001 (скачать бланк заявления) |
| Список документов для подачи в ФНС |
|
|
Бумаги нужно направить в отделение ФНС или вмногофункциональный центр по месту нахождения фирмы. Их может подать лично директор компании, а также сотрудник, имеющий право представлять интересы фирмы без доверенности, либо третье лицо по нотариально заверенной доверенности. Документы также можно переслать по почте с описью вложений и с объявленной ценностью письма.
Самый современный способ - отправка заявки в форме электронных документов. Для этого потребуется наличие электронной подписи заявителя и программное обеспечение , доступное на портале ФНС. В некоторых случаях бумаги может подать нотариус: например, при оформлении сделки по продаже доли учредителя.
Важно! Подпись, поставленную на бумажном бланке заявления, нужно заверить нотариально. При подаче документов в электронном виде этого не требуется
Сроки внесения изменений в ЕГРЮЛ
Подать заявление на редактирование сведений в реестре необходимо в течение трех рабочих дней с момента обновления этих сведений. При смене адреса сначала подается уведомление о предстоящем переездекомпании - это также надо сделать в течение трех дней после принятия соответствующего решения. Между регистрацией намерения о переезде фирмы и фактической сменой адреса должно пройти не менее 20 дней.
Важно! за нарушение сроков предусмотрена административная ответственность по ст. 14.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 руб. на виновное должностное лицо
Если подготовка и отправка документов прошла без ошибок, обновленные данные появятся в реестре в течение 5 рабочих дней после обращения.
Госпошлина за внесение изменений в ЕГРЮЛ
Подтверждение оплаты госпошлины требуется только при редактировании учредительных документов. Зарегистрировать исправления, не повлиявшие на устав предприятия, можно бесплатно.
Размер пошлины при редактировании устава организации и внесении правок в государственный реестр в 2018 году составляет 800 рублей.
Проверка обновления госреестра
Удостовериться, что информация в госреестре уже исправлена, можно двумя способами:
запросить в отделении ФНС свежую выписку из ЕГРЮЛ;
воспользоваться онлайн-сервисом для просмотра информации о компании.
За предоставление выписки на бумажном носителе налоговая попросит заплатить пошлину в 200 руб. (400 руб. при срочной выдаче). Проверить внесение изменений в ЕГРЮЛ на сайте налоговой можно бесплатно.
Три месяца бухгалтерского, кадрового учета и юридического сопровождения БЕСПЛАТНО. Торопитесь , предложение ограничено.
Изменения основной учредительной документации (внесение изменений в ЕГРЮЛ в каких-либо учредительных документах) проводятся по всем правилам, согласно законодательству Российской Федерации.
На протяжении деятельности компании, иногда случаются ситуации, когда необходимо внесение изменений в ЕГРЮЛ сведений о предпринимателе необходимы изменения.
Причин может быть достаточно много. Но, самые распространенные, это внесение изменений в ЕГРЮЛ паспортных данных и уредительных документов, когда учредитель решает выйти из состава предприятия и так далее. В этом случае необходимо уведомить о внесение изменений в ЕГРЮЛ.
В законодательстве Российской Федерации существует закон, который гласит " О государственной регистрации индивидуальных предпринимателей ". Согласно этому закону, предприниматель обязан сообщить обо всех изменениях, которые находятся в ЕГРЮЛ, в местный орган власти, где зарегистрировано предприятие.
| Содержание услуги | Стоимость (руб) | Срок исполнения | |||||
| Приведение устава ООО в соответствие с изменениями в Законе об ООО, вступившими в силу с 1 июня 2009 года | 4 000 | от 10 дней | |||||
| Смена участников, перераспределение долей в ООО | 10 000 | от 10 дней | |||||
| Увеличение уставного капитала | 6 000 | от 10 дней | |||||
| Уменьшение уставного капитала | 10 800 | от 30 дней | |||||
| Исправление ошибки в ЕГРЮЛ | 4 500 | от 10 дней | |||||
| Смена наименования в ЕГРЮЛ | 6 000 | от 10 дней | |||||
| Смена юридического адреса | 6 000 | от 10 дней | |||||
| Смена видов деятельности в ЕГРЮЛ | 3 000 | от 10 дней | |||||
Но, встречаются ситуации, когда нет необходимости сообщать об изменениях в государственные органы власти. Например, когда необходимо выполнить регистрацию или процедуру внесения изменений в ЕГРЮЛ в составе акционеров компании.
Изменения в учредительных документах необходимо вносить в случае проведения каких-либо изменений паспортных данных гендиректора ООО или учредительных документах других участников ООО. Согласно Закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при таких изменениях предприятие обязуется оповестить соответствующие структуры регистрации. К тому же, заявление заверяется нотариально и предоставляется либо по почте, либо лично. В Законе указаны сроки, в течение которых предприятие должна известить соответствующие регистрирующие структуры. Эти сроки составляют 5 календарных дней. Если извещение пришло позже это считается как административное нарушение и выносится определенное наказание согласно законодательству РФ.
Чтобы подготовить документацию в ЕГРЮЛ для изменения паспортных данных участников организации либо гендиректора, понадобится копии документов участников или гендиректора, вместе со свидетельством ИНН, а также выпиской из реестра.
Внести изменения гендиректора организации в учредительные документы
Чтобы внести изменения при изменении исполнительной структуры организации, лицами, которые имеют право действовать от имени юрлица, потребуется уведомить об этом инспекцию Федеральной налоговой службы. Нужно предоставить по почте или лично заявление, заверенное нотариально. Чтобы известить о внесении изменений выделяется три дня. Если за три дня в инстанцию не поступило извещение, то будет вынесено наказание, то есть штраф. Для изменения гендиректора необходима выписка из реестра, свидетельство ИНН, также копии паспортов старого и нового директора.
Внести и зменения н аименования организации в учредительные документы
Смена названия той или иной организации проходит с согласия всех участников предприятия и согласно правилам ЕГРЮЛ, оформляется как решение или как протокол. Именно в нем указывается решение о смене старого названия на новое. Любые изменения названия влекут за собой поправки в устав, а также внесение новых данных в бумаги юр. лица в ЕГРЮЛ. После подписания протокола/решения составляют заявление о регистрации изменений и вносят его в документацию предприятия, а подпись заверяют нотариально. Это заявление вместе с приложенной госпошлиной в размере 800 рублей, необходимо подать в инспекцию федеральной налоговой службы. При регистрации документации нового устава размер госпошлины составляет 400 рублей.
При изменении наименования организации нужно получить бланк информационного письма. Речь идет о письме из статрешистра. Кроме этого, необходимо заменить банковскую карту для всех счетов в банках, сделать новую печать, а также сформировать извещения из внебюджетных фондов.
Смена и регистрация нового юридического адреса
Многие предприятия достаточно часто сталкиваются с необходимостью сменить юридический адрес. Это происходит по нескольким причинам. К примеру, владелец помещения может изменить свои планы или же сама организация по той или иной причине может пожелать сменить адрес. Однако, какая бы причина не была, организация обязательно должна внести какие-либо изменения в документацию предприятия. Это необходимо потому, что местом нахождения предприятия считается адрес, указанное в регистрирующих органах. Процедура смены адреса начинается с заключения договора субаренды/аренды. Также обязательно проводится сбор участников для принятия конечного решения касательно данного вопроса. Вердикт участников заносится в протокол собрания предприятия. Далее изменения должны быть внесены в устав предприятия, который после должны утвердить в новой редакции. Подписанное заявление об изменении юр. адреса заносится в ЕГРЮЛ и документацию предприятия. Подпись на заявлении необходимо нотариально заверить. Следующий шаг регистрации - это подача заявления в Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы No46 г.Москвы. К заявлению прикрепляется госпошлина в размере - 800 рублей. А также придется оплатить регистрацию устава в размере 400 рублей.
В процессе изменения юридического адреса нужно получить бланк информационного письма, сменить банковскую карту для счетов организации и извещения из внебюджетных фондов.
Бывают ситуации, когда изменение адреса организации, приводят к изменению налоговой инспекции. Для того, чтобы перевести организацию с одной налоговой на другую, нужно получить специальный обходной лист, пройти все отделы, которые указываются в документе, и предоставить финансовое дело организации. Что касается внебюджетных фондов, то здесь организации нужно сняться с учета с одного фонда, и встать на учет в другом фонде (регистрация в фонде). Это делается с помощью извещений из фондов.
В учредительные документы вносятся следующие изменения:
изменение адреса расположения компании;
изменение названия компании;
изменение количества участников в компании;
изменение капитала по Уставу.
В учредительные документы не вносятся такие изменения, как:
смена руководителя компании;
дополнительные виды деятельности компании;
смена паспортных данных физических лиц;
смена информации об учредителях.
Все изменения, внесенные в учредительных документах, начинают действовать на всех законных основаниях с того самого момента, когда вступила в силу регистрация изменений.
Юристы нашей компании помогут вам составить правильно все документы, внести в них изменения, проведут с вами консультацию и помогут оформить учредительные документы в государственных органах власти.
Регистрация внесенных изменений. Если юристу необходимо решить этот вопрос, то он оказывает следующие услуги:
юрист вносит все необходимые правки в учредительные документы;
регистрирует эти изменения;
также, он вносит соответствующие изменения в сведения о предпринимателе;
Дополнительные услуги, которые оказывают наши юристы:
составление и сбор полного пакета документов;
создание заявлений о внесении по формам;
получение выписки о внесении из Единого государственного реестра и других внебюджетных фондах.
Единственное, что от вас будет требоваться, это обратиться за помощью к нашим специалистам по изменению учредительных документов. Они сделают все возможное, чтобы вы остались довольны внесением поправок.
О необходимости подавать в Госреестр изменения по текущему состоянию компании говорить не приходится. Правильное заполнение Р14001 сэкономит немало времени и поможет избежать штрафов.
Образец заполнения и пустой бланк Формы Р14001
Образец весит около 4 Мб и упакован в.zip архив, который можно разархивировать штатными средствами Windows. Пустой бланк можно скачать сразу в Excel.
ФАЙЛЫ
Открыть эти файлы онлайн
2 файла
Использование формы
Форма Р14001 предназначена для того, чтобы зафиксировать изменения в составе или других данных юрлица и передать их в ЕГРЮЛ. К ним могут относиться:
- смена названия предприятия (лист А),
- смена директора предприятия (лист К),
- изменение юридического адреса (лист Б),
- появление новых видов деятельности (лист Н)
- смена состава учредителей,
- появление нового участника, в том числе, иностранного гражданина (лист Г),
- изменение в паспортных данных, включая адрес регистрации (лист Д),
- смена ,
- передачи доли в залог (лист В),
- появление нового филиала или закрытие старого (лист О),
- изменения, которые повлекли за собой продажа или распределение доли,
- исправление ошибок в данных ЕГРЮЛ.
Обратите внимание, что для некоторых из этих случаев подается форма Р13001. Чтобы свериться, какой из документов готовить, перейдите ниже, нажав на ссылку .
В зависимости от ситуации, мы будем заполнять разные страницы формы. Ненужные страницы не распечатывают и не подают в налоговую. Различаться также будут и ответственные лица, подающие декларацию.
В одну форму Р14001 можно вносить несколько изменений одновременно: например, данные о продаже доли и выходе участника. Исключение: случаи, когда надо исправить ошибку в ЕГРЮЛ — в документах могут содержаться только исправленные данные. Для этого служат листы Е, В, Г, Д, Л, П.
В 2016 году (а точнее — в июле) форма Р14001 была обновлена, так что если вы пользовались документами образца 2013 года, их понадобится заменить.
Особенности заполнения формы Р14001
Форма может заполняться как от руки (черной ручкой печатными литерами), так и в электронном виде. Во втором случае, если вы скачиваете документ из официальных источников, в Excel файле формы автоматически выставлено единственно верное решение: шрифт Courier New размера 18. Ячейки с описаниями защищены от удаления информации. Однако в пустую ячейку все еще можно ввести несколько цифр, поэтому следите, чтобы в каждой ячейке был только 1 символ.
Обратите внимание, что ФИО заявителя (лист Р) вносятся в форму только от руки. Используйте для этого только черную ручку.
1. Заполнение и нумерация
В форме Р14001 страницы обозначены буквами. При заполнении их нумеруют, причем все клетки должны быть заполнены, поэтому 3 превращается в 003. Все страницы заполнять и нумеровать не нужно: проставляйте цифры только на тех бланках, куда вносите изменения. Например, для смены директора это будет страница К. Соответственно, обозначаете ее номером 002 (вторая после титульной).
2. Титульная страница
На титульной странице, как видно из иллюстрации ниже, следует указать ИНН, ОГРН и полное название организации большими печатными буквами. Помните, что форма рассчитана на машинное считывание.
Распространенная ошибка — отсутствие пробелов в сложном названии предприятия.
Если название не помещается в строке полностью, перенесите его на следующую. Перенос использовать категорически нельзя.
3. Исправление данных
На примере листа Ж (сведения о ПИФе, в чей состав включена доля предприятия) рассмотрим процедуру замены данных в ЕГРЮЛ.
В верхней части листа необходимо выбрать числовое значение, объясняющее причину подачи. В данном случае 1 будет обозначать нового участника, чьи данные вносятся ниже, 2 — выход старого участника, а 3 — внесение правок в существующие данные в Госреестре.

После этого на странице 1 отмечаем данные, которые фигурируют в реестре в данный момент. Они, по условию задачи, неправильные. На странице 2 указываем правильные данные такими, какими они должны быть.
4.Числовые значения
На листе Д и других страницах, где нужно указывать, например, стоимость доли, числовые значения вводятся как можно ближе к разделительному знаку.

Если число — целое, то нули после точки указывать не надо.
5. Операции с долей
На листе В, Г, Д или Е (в зависимости от того, является ли заявитель резидентом РФ или иностранным гражданином) подается информация:
— о бывшем владельце доли (указываем числовое значение 2),
— о новом владельце доли, включая наследников (значение 1).
Допустим, господин Горень передал свою доль в пользу госпожи Осы. На примере иллюстрации 4 видим, как заполнить страницу об участнике, который продал или передал долю по наследству. Новые сведения о нем в ЕГРЮЛ вносить не нужно.

На примере иллюстрации 5 видим, как вносить данные о новом владельце доли. В ЕГРЮЛ пока нет информации о нем, поэтому данную часть бланка оставляем пустой.

6. Заявления об ОКВЭД
Форма 14001 позволяет заменить основной вид деятельности, а также вписать дополнительные. Согласно налоговому законодательству, предприятие может иметь только один основной вид деятельности. Заявить о его смене можно на листе Н: на первой странице указывается новый код, на странице 2 — старый, который следует исключить из ЕГРЮЛ.
Сроки и особенности подачи формы Р14001
Форма подается в течение 3 дней после внесения изменений. В зависимости от процесса, который послужил поводом для заявления, заявителем (лицом, подающим Р14001) могут быть:
- директор предприятия (ошибки в ЕГРЮЛ, смена директора, смена паспортных данных),
- нотариус (купля-продажа долей),
- продавец доли (купля-продажа долей).
Данные заявителя заполняются на листе Р.
Когда форма Р14001 не нужна
Если в 2 словах, то в случаях, когда изменения затрагивают Устав и их нужно фиксировать соответствующим образом, подается форма Р13001. Сюда относятся:
- добавление кодов ОКВЭД,
- изменение юридического адреса,
- исправление ошибок, одновременно встречающихся в ЕГРЮЛ и Уставе,
- введение нового учредителя и внесение его в Устав.
Полезно знать
- Если вы подаете Р14001 по случаю смены директора, лучше иметь при себе протокол участников собрания, на котором было принято решение о смене. При этом подачу документов все еще может осуществлять старый директор.
- Если вы подаете Р14001, чтобы заявить о смене юридического адреса, необходимо предоставить документы на новый адрес.
- При распределении или купле-продаже доли ответственным лицом является нотариус, который подает форму в Госреестр.
- При смене паспортных данных во время подачи нужно иметь с собой копию паспорта.
- Документы обычно бывают готовы за 6 рабочих дней. Учтите, что получить их можно только тем способом, который вы указали при заполнении формы на листе Р, стр. 4. Таким образом, если указано “выдача заявителю”, то по почте ФНС их не направит и не выдаст по доверенности.
Внесение изменений в ЕГРЮЛ выступает следствием как обязательных процедур, оговоренных в законодательстве, так и каких-либо преобразований, проводимых уполномоченными органами юридических лиц.
Поскольку данные учредительной формы документов, содержащиеся в ЕГРЮЛ, считаются предустановленными и верными, если в суде не доказано иное, то и при каких-либо изменениях в указанных в реестре данных субъекту следует обратиться в орган, который ведет государственный реестр, с заявлением. На основе предоставленных заявителями данных, заполненных по указанным в законодательстве формам, регистрирующий орган внесет соответствующее изменение.
Данная процедура является достаточно непростой как из-за необходимости проводить анализ документации и законодательства, для чего требуются узкоспециализированные знания, так и из-за исключительно организационных сложностей, связанных со знанием работы органа, уполномоченного регистрировать заявления и вносить изменения в документы. Именно поэтому многие юридические лица разумно предпочитают передавать хлопоты по внесению изменений в ЕГРЮЛ организациям, специализирующимся на оказании услуг подобного характера.
Наша юридическая компания длительное время участвует в процессах, связанных с регистрацией в ЕГРЮЛ юридических лиц, перерегистрацией, а также необходимостью вносить изменений в устав и учредительные документы и иного характера внесение изменений в ЕГРЮЛ. В рамках этой деятельности мы предоставляем следующие услуги:
- консультативная поддержка юридических лиц по вопросам, связанным с регистрацией;
- предварительное консультирование по вопросам внесения изменений в ЕГРЮЛ;
- анализ правовой ситуации, необходимый для последующего обращения в государственный орган, проводящий регистрацию;
- составление заявления о внесении изменений в учредительные документы;
- подбор пакета документов, в том числе и нестандартных форм, необходимого для регистрации внесения изменений в государственном органе;
- анализ учредительных документов юридического лица при необходимости перерегистрации, проводящейся параллельно внесению изменений в учредительные документы, согласно государственной политике;
- приведение документов юридического лица в соответствие законодательству;
- от имени юридического лица-клиента вносить изменения в ЕГРЮЛ;
- консультирование и юридическая помощь по иным вопросам, касающимся регистрации изменений в сведениях, которые должен регистрировать государственный орган по заявлению общества или иного субъекта.
Понятие и значение государственной регистрации
В современном правовом пространстве государство взяло на себя роль гаранта права и регулятора многих общественных отношений. Передавая ему эти функции, общество одновременно дало государству право совершать определенные действия. Одним из таких полномочий стало право ограничивать деятельность субъектов отношений. Другим - регистрировать ее. Одним из примеров такого права можно назвать право государства на регистрацию юридических лиц. Как известно, для России верно утверждение о том, что юридическое лицо существует с момента его регистрации в соответствующем государственном органе, уполномоченном регистрировать сведения, документы и заявления и вносить в них изменения, и никак иначе. В законодательстве оговаривается несколько случаев, когда юридическое лицо может возникнуть без подачи заявления на регистрацию в госорганы, но на практике такие случаи крайне редки.
В общем порядке юридическое лицо возникает после того, как на основе заявления его учредителей регистрирующий орган внесет запись о появлении нового юридического лица в соответствующие государственные сведения об обществе или ином юридическом лице.
Заявление заполняется по форме, утвержденной законодательством, и содержит в себе сведения о наименовании юридического лица, его деятельности, его учредителях или участниках, а также иные сведения, которые требуется внести в этот документ.
Для регистрации необходим также пакет документов, оговоренный в законодательстве. Перед тем как подавать заявление в соответствующие органы, учредители юридического лица составляют решение о создании юридического лица, формируют его уставный капитал, соответственно подтверждая факт формирования документами, составляют устав и, если это требуется законодательством, иные учредительные документы.
По завершении этих действий собранный пакет документов подается в регистрирующий орган. В его обязанность государственным решением вменяется проверка поданных документов и вынесение по результатам проверки решения. Оно может быть либо положительным - в таком случае регистрирующий орган в течение пяти дней вносит в реестр сведения о созданном субъекте права, либо отрицательным - в таком случае сведения не вносятся, а документы возвращаются заявителю. Как правило, отказ в регистрации происходит в случае неверного заполнения заявления или иных документов, либо в случае неправильного соблюдения формы дорегистрационных процедур, которые в некоторых случаях непросты. Для того чтобы этого избежать, государственную регистрацию юридического лица часто поручают специализирующимся на этом компаниям. Как правило, это существенно уменьшает усилия, требуемые для регистрации организации.
Но регистрация подразумевает не только требования вносить в реестр вновь созданного юридического лица. Регистрируются в реестре и внесение изменений в устав, и изменения ключевых параметров юридического лица, о которых будет сказано ниже.
Также государственный регистрирующий орган вносит в реестр сведения о ликвидации юридического лица либо о последствиях его реорганизации.
В последние годы, помимо этого, при внесении изменений в ЕГРЮЛ некоторым юридическим лицам требуется пройти перерегистрацию. Эта процедура стала необходимой после того, как в основополагающие законодательные акты, регулирующие деятельность отдельных видов юридических лиц, были внесены существенные изменения. Эти изменения повлекли кардинальные изменения отдельных моментов регулирования этих юридических лиц. Наиболее ярким примером такого изменения стали изменения в Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», после которых потребовалась перерегистрация большинства ООО. Изначально планировалось провести перерегистрацию в определенный временной срок, но позднее государственные органы изменили решение, и теперь перерегистрация необходима при первом же внесении изменений в ЕГРЮЛ.
Таким образом, государственная регистрация требуется не только при создании юридического лица, но и в определенном количестве иных случаев.
Единый государственный реестр
Впервые о необходимости государственной регистрации юридических лиц в российском законодательстве было сказано в Гражданском кодексе в 1994 году. Однако на тот момент никаких реестров еще не существовало. На момент принятия первой части ГК РФ регистрация велась несколькими органами в бумажном виде, поскольку технологии тогда еще не позволяли вести ее в иной форме, и об унификации и едином реестре речи не шло. Единые формы документов также не были разработаны, поскольку регистрирующие органы находились в различных статусах, в разном подчинении и фактически мало взаимодействовали друг с другом.
Все это приводило к отсутствию открытости в экономическом обороте, поскольку для получения данных о партнере или предполагаемом контрагенте необходимо было прилагать существенные усилия. Причем из-за различия форм документов для получения таких сведений требовался большой багаж знаний и навыков.
Впервые о необходимости ведения единым специализированным регистрирующим органом общего реестра было сказано в 1996 году в постановлении Правительства, утвердившем концепцию реформирования системы юстиции России. Закон о регистрации в то время еще только рассматривался, и вопросы подчиненности и названия регистрирующего органа все еще были не определены.
По итогам длительных дискуссий регистрация юридических лиц, полномочия вести реестр и вносить изменения в ЕГРЮЛ были поручены налоговым органам. Это объяснялось тем, что при регистрации юридического лица был введен и поддерживается по настоящее время принцип так называемого «одного окна», когда для регистрации юридического лица требуется подать документы только в один орган, а не в несколько различных, как было до введения этого принципа.
Все результаты деятельности государства, связанные с регистрированием юридических лиц, заносятся в особый реестр, называемый ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц). На данный момент реестр - основная база, в которой содержатся сведения обо всех юридических лицах, существующих в Российской Федерации. Реестр является открытым и доступным для всех, поскольку сведения об участниках экономического оборота должны быть публичными в целях обеспечения безопасной работы этих юридических лиц.
По той же причине все существенные внесения изменений в учредительные документы и иных сведениях, составляющих основу деятельности юридических лиц, должны регистрироваться специализированным органом соответственным образом.
Правила ведения реестра утверждены Правительством РФ, а конкретизируются они различным законодательством, включающим в себя нормативные акты, регулирующие регистрацию юридических лиц и внесение изменений в учредительные документы (Закон «О государственной регистрации юридических лиц и ИП»), деятельность отдельных юридических лиц (например, Закон «О политических партиях»), деятельность экономической системы в целом (Гражданский кодекс).
Если требуется коротко охарактеризовать ЕГРЮЛ, то с точки зрения фактического восприятия его можно назвать сборником актов регистрирующего органа и документов, предоставляемых в соответствии с законодательством уполномоченными лицами юридического лица. Если же говорить о сущности реестра, то это государственный ресурс, содержащий в себе информацию в материальной и электронной форме в виде базы данных.
После изменений, внесенных в законодательство несколько лет назад, сведения, содержащиеся в государственном реестре, презюмируются и являются верными. Иное может быть доказано в судебном порядке. Это существенно повысило уровень реестра, поскольку ранее он не имел такого статуса и представлял собой просто официальный перечень юридических лиц. Теперь же государственный реестр стал базой данных, являющейся отправной точкой, изначальным документом, содержащим истинные сведения о юридическом лице.
ЕГРЮЛ ведется от имени государства и принадлежит Российской Федерации в лице Правительства РФ. Реестр един для всей территории страны и ведется одним государственным органом по единой форме. Это обеспечивает как единообразие сведений, внесенных в реестр и изменений в них, так и равные права по занесению в реестр и по доступу к его сведениям для всех жителей нашего государства.
В последние годы ведение реестра перешло на новый уровень. Сейчас регистрация юридических лиц и внесение изменений в ЕГРЮЛ проводится с помощью специализированного программного обеспечения с использованием последних информационных технологий, что позволяет улучшить качество и скорость работы с формами реестра.
Собственно государственный реестр включает в себя книги учета регистрации создания юридического лица, листы с записями сведений об организации и, собственно, регистрационных дел юрлиц.
Все эти разделы содержат информацию о регистрации создания юридического лица, ликвидации или прекращении организаций, записи государственной регистрации внесения изменений в учредительные документы юрлиц. Обязанностью государственного органа уполномочено регистрировать заявление и вносить изменения в ЕГРЮЛ в связи с изменением сведений, содержащихся в реестре.
Государственный реестр юридических лиц ведется на основании принципов доступности информации, допустимости ограничения общеизвестности сведений реестра только на законодательном уровне, неприкосновенности данных о частной жизни.
Также есть принципы, собственно, процесса ведения реестра: унификация форм и содержания реестра, применение средств информационных технологий.
Когда возникает необходимость вносить изменения в ЕГРЮЛ
Поскольку общественные отношения не являются статичными, напротив, они развиваются и постоянно претерпевают различные изменения - время от времени происходят существенные сдвиги государственного регулирования этих отношений. Либо общество остается неизменным, но меняется что-то на более мелких уровнях существования. Этот тезис верен и для юридических лиц. Поскольку в своей деятельности юридические лица затрагивают существенный пласт общественных отношений и, соответственно, меняются вместе с ним.
В подавляющем большинстве случаев юридическое лицо создается с перспективой длительной деятельности, а не на короткий срок. Соответственно, во время его «жизни» общественные отношения претерпевают не одно изменение, равно как и экономические условия деятельности, и государственное регулирование формы или сущности деятельности.
В связи с этим, время от времени в основах юридического лица происходят изменения. Это ведет в свою очередь к необходимости изменять информацию о юридическом лице в сведениях государственного реестра.
Необходимость регистрации внесения изменений в ЕГРЮЛ также возникает в случаях, когда не юридическое лицо в результате своей деятельности приходит к необходимости изменения, а государственная воля изменяет регулирование существования в правовом поле этого юридического лица, вынуждая тем самым внести изменение в учредительные документы или как-то иначе отреагировать на изменения.
Традиционно причины внесения изменений в ЕГРЮЛ делятся на два вида.
- Изменения, не затрагивающие учредительные документы юридического лица, но влекущие требования вносить изменения в ЕГРЮЛ.
Эти изменения, как правило, касаются каких-либо внешних относительно самого юридического лица перемен. Если рассматривать по пунктам, то причины обращения в регистрирующие органы для внесения изменений в сведения о юридическом лице, закрепленных в реестре, могут быть следующими.
- назначение нового генерального директора. Личность генерального директора в юридических лицах в форме обществ играет особую роль, и ее смена требует внесения изменений в ЕГРЮЛ;
- изменение личности руководителя юридического лица. Этот пункт практически совпадает с первым с той лишь разницей, что назначение и увольнение руководителя организации отлично от подобной процедуры в организациях в форме обществ с ограниченной ответственностью либо иных;
- изменения, связанные с ОКВЭД. Как известно, при подаче заявления о регистрации в стандартной форме, утвержденной государственными органами, есть отдельная страница, посвященная сферам деятельности, в которых планирует действовать организация. В случаях, если организация в своей деятельности приходит к необходимости расширения списка кодов ОКВЭД, либо, напротив, сокращения, либо юридическое лицо планирует полностью изменить свой профиль, в регистрирующий орган подается заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ;
- изменение количества учредителей в юридических лицах в форме обществ с ограниченной ответственностью. Такие изменения могут происходить по целому ряду причин. Это, например, продажа доли лицу, не являющемуся учредителем, выход одного или нескольких учредителей из ООО, смерть учредителя и т.д. В каждом из перечисленных случаев имеется необходимость подавать соответствующее заявление и вносить изменения в ЕГРЮЛ;
- изменение долевого деления в обществе с ограниченной ответственностью. Данный пункт схож с предыдущим с той лишь разницей, что меняется исключительно распределение долей в уставном капитале, но при неизменном составе учредителей;
- сменившиеся данные документа, удостоверяющего личность генерального директора либо одного или нескольких учредителей. Для граждан Российской Федерации этим документом является паспорт. В случаях, когда по объективным (например, достижение соответствующего возраста) или субъективным (например, вступление в брак) причинам требуется изменение паспорта, это в последующем влечет и необходимость внесения изменений в ЕГРЮЛ, поскольку данные в реестре и данные фактические не должны разниться;
- для акционерных обществ причинами внесения изменений в ЕГРЮЛ также является изменение держателя реестра. Сведения о таком изменении подлежат регистрации в соответствующем органе с последующей необходимостью вносить его в реестр.
- в случае наличия иных изменений сведений, содержащихся в реестре.
- Изменения, требующие вносить изменения в учредительные документы.
- внесение изменений в устав юридического лица. Направление государственной политики на изменение регулирования различных форм юридических лиц привело в настоящее время к тому, что учредительные документы юридических лиц, создаваемых до начала реформирования, перестали соответствовать требованиям закона. Это влечет определенные сложности в деятельности организаций, и потому требует подавать заявление о регистрации измененных сведений и внесение изменений в устав стало необходимостью для многих юридических лиц;
- переименование организации. С течением времени может возникнуть необходимость изменить название организации. Она может возникать по субъективным причинам, например, изменение вкусов учредителей. Либо предпосылкой может быть изменение государственного законодательства, касающееся регулирования наименования юридического лица. В отдельных случаях изменить название юридическое лицо обязывает судебное решение после разбирательства, связанного с вопросами интеллектуальной собственности, сделавшее невозможным дальнейшее использование наименования организации. Во всех указанных случаях измененное название юридического лица регистрируется в государственных органах, отвечающих за ведение единого реестра. Учредительный документ всегда содержит в своей форме наименование организации. Соответственно вносить заявление о регистрации добавления новых сведений в учредительный документ необходимо достаточно часто;
- обязательное внесение изменений в учредительные документы требуется в случаях, когда у юридического лица изменяется адрес. Смена юридического адреса приводит к тому, что официальные письма и документы больше не будут доходить до адресата и, соответственно, это затрагивает интересы общества, государственных органов и участников экономической деятельности;
- изменение размера уставного капитала также требует внесения изменений в учредительные документы. Изменить размер уставного капитала организацию могут обязать прямые государственные установления либо объективные экономические причины. Во всех случаях необходимо внесение изменений в ЕГРЮЛ;
- в некоторых ситуациях внесение изменений в устав фирмы требует изменение ею направления своей деятельности. Это касается тех видов деятельности, которые настолько отличаются от существующего направления работы юридического лица, что устав уже не охватывает в своем тексте эти направления;
- изменение состава филиалов юридического лица либо его представительств. В своем развитии многие фирмы сталкиваются с необходимостью создания филиалов либо их закрытием, либо открытием представительств своей организации. Поскольку каждое такое действие изменяет форму юридического лица с точки зрения возможных контрагентов либо государственных органов, создание или закрытие представительств и филиалов также требует внесения изменений в ЕГРЮЛ;
- случаи, когда в деятельности юридического лица по каким-либо причинам меняется способ или очередность распределения дохода от деятельности общества или иной организации;
- иные случаи, требующие внесения изменения в учредительные документы юридического лица.
В некоторых случаях к разновидностям внесения изменений в учредительные документы называют также и исправление ошибок, и связанное с ними внесение изменений в ЕГРЮЛ. Представляется, что причисление исправлений к изменениям вполне справедливо, поскольку в таких случаях в документы реестра действительно вносятся исправления, и в итоге в реестре фактически содержатся новые данные.
Ввиду определенной сложности, связанной с регистрацией изменений в государственном реестре, эта деятельность требует определенных знаний в узких и редко встречающихся в обыденной экономической деятельности сферах. Так, например, внесение изменений в устав требует глубокого знания как законодательства. регулирующего его содержание, так и особенностей составления или исправления такого документа. Причем если законодательное регулирование формы устава стороннему человеку изучить возможно, то приобрести опыт составления устава или заполнения форм иных заявлений и документов, необходимых для внесения изменений в ЕГРЮЛ, в рамках работы в одной организации сложно. Для этого необходим сравнительный материал и практика. Именно поэтому такие действия юридические лица чаще всего поручают специализирующимся на внесении изменений в учредительные документы юридическим фирмам.
