К антропогенным факторам относится. Антропогенные факторы, их влияние на организмы

Антропогенные факторы - совокупность факторов окружающей среды, обусловленных случайной или преднамеренной деятельностью человека за период его существования.

Виды антропогенных факторов:

· физические - использование атомной энергии, перемещение в поездах и самолетах, влияние шума и вибрации и др.;

· химические - использование минеральных удобрений и ядохимикатов, загрязнение оболочек Земли отходами промышленности и транспорта; курение, употребление алкоголя и наркотиков, чрезмерное использование лекарственных средств;

· социальные - связанные с отношениями людей и жизнью в обществе.

· В последние десятилетия действие антропогенных факторов резко возросло, что привело к возникновению глобальных экологических проблем: парникового эффекта, кислотных дождей, уничтожению лесов и опустыниванию территорий, загрязнению среды вредными веществами, сокращению биологического разнообразия планеты.

Среда обитания человека. Антропогенные факторы влияют на среду обитания самого человека. Поскольку он является существом биосоциальным, то выделяют природную и социальную среду обитания.

Природная среда обитания дает человеку здоровье и материал для трудовой деятельности, находится с ним в тесном взаимодействии: человек постоянно изменяет природную среду в процессе своей деятельности; преобразованная природная среда, в свою очередь, воздействует на человека.

Человек всё время общается с другими людьми, вступая с ними в межличностные отношения, что и определяет социальную среду обитания . Общение может быть благоприятным (способствующим развитию личности) инеблагоприятным (приводящим к психологическим перегрузкам и срывам, к приобретению пагубных привычек - алкоголизма, наркомании и др.).

Абиотическая среда (факторы среды) - это комплекс условий неорганической среды, влияющих на организм. (Свет, температура, ветер, воздух, давление, влажность и т. д.)

Например: накопление в почве токсичных и химических элементов, пересыхание водоёмов во время засухи, увеличение продолжительности светового дня, интенсивное ультрафиолетовое излучение.

АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ , различные факторы, не относящиеся к живым организмам.

Свет - важнейший абиотический фактор, с которым связана вся жизнь на Земле. В спектре солнечного света выделяют три биологически неравнозначные области; ультрафиолетовая, видимая и инфракрасная.

Все растения по отношению к свету можно разделить на следующие группы:

■ растения светолюбивые - гелиофиты (от греч. «гелиос» - солнце и фитон - растение);

■ растения теневые - сциофиты (от греч. «сциа» - тень, и «фитон» - растение);

■ растения теневыносливые – факультативные гелиофиты.

Температура на земной поверхности зависит от географической широты и высоты над уровнем моря. Кроме того, она меняется по сезонам года. В связи с этим у животных и растений существуют различные приспособления к температурным условиям. У большинства организмов процессы жизнедеятельности протекают в пределах от -4°С до +40…45°С

Наиболее совершенная терморегуляция появилась лишь у высших позвоночных - птиц и млекопитающих , обеспечив им широкое расселение во всех климатических поясах. Они получили название гомойотермных (греч. г о м о й о с - равный) организмов.

7. Понятие популяции. Структура,система,характеристики и динамика популяций. Гомеостаз популяций.

9. Понятие об экологической нише. Закон конкурентного исключения Г. Ф. Гаузе.

экологическая ниша – это совокупность всех связей вида со средой обитания, которые обеспечивают существование и воспроизведение особей данного вида в природе.
Термин экологическая ниша предложил в 1917 г. Дж. Гриннелл для характеристики пространственного распределения внутривидовых экологических группировок.
Первоначально понятие экологической ниши было близко к понятию местообитание. Но в 1927 г. Ч. Элтон определил экологическую нишу как положение вида в сообществе, подчеркнув особую важность трофических связей. Отечественный эколог Г. Ф. Гаузе расширил это определение: экологическая ниша – это место вида в экосистеме.
В 1984 г. С. Спурр и Б. Барнес выделили три компонента ниши: пространственный (где), временной (когда) и функциональный (как). В этой концепции ниши подчеркивается важность как пространственного, так временного компонента ниши, включающего ее сезонные и суточные изменения с учетом цирканных и циркадных биоритмов.

Часто используется образное определение экологической ниши: местообитание – это адрес вида, а экологическая ниша – его профессия (Ю. Одум).

Принцип конкурентного исключения; (=Теорема Гаузе; =Закон Гаузе)
Принцип исключения Гаузе - в экологии - закон, согласно которому два вида не могут существовать в одной и той же местности, если они занимают одну и ту же экологическую нишу.



В связи с этим принципом при ограниченности возможностей пространственно-временного разобщения один из видов вырабатывает новую экологическую нишу или исчезает.
Принцип конкурентного исключения содержит два общих положения, относящихся к симпатрическим видам:

1) если два вида занимают одну и ту же экологическую нишу, то почти наверняка один из них превосходит другой в этой нише и в конце концов вытеснит менее приспособленный вид. Или, в более краткой форме, «сосуществование между полными конкурентами невозможно» (Hardin, 1960*). Второе положение вытекает из первого;

2) если два вида сосуществуют в состоянии устойчивого равновесия, то они должны быть экологически дифференцированы, с тем чтобы они могли занимать различные ниши. ,

К принципу конкурентного исключения можно относиться по-разному: как к аксиоме и как к эмпирическому обобщению. Если рассматривать его как аксиому, то он логичен, последователен и оказывается очень эвристичным. Если же рассматривать его как эмпирическое обобщение, он справедлив в широких пределах, но не универсален.
Дополнения
Межвидовую конкуренцию можно наблюдать в смешанных лабораторных популяциях или в природных сообществах. Для этого достаточно искусственно удалить один вид и проследить, не возникнут ли изменения в обилии другого симпатрического вида со сходными экологическими потребностями. Если численность этого другого вида после удаления первого вида повысится, то можно сделать вывод, что прежде он подавлялся под действием межвидовой конкуренции.

Этот результат был получен в смешанных лабораторных попопуляциях Paramecium aurelia и P. caudatum (Гаузе, 1934*) и в природных литоральных сообществах усоногих ракообразных (Chthamalus и Balanus) (Connell, 1961*), а также в ряде сравнительно недавних исследований, например на мешотчатых прыгунах и безлёгочных саламандрах (Lemen, Freeman, 1983; Hairston, 1983*).

Межвидовая конкуренция проявляется в двух широких аспектах, которые можно назвать конкуренцией потребления и интерференционной конкуренцией. Первый аспект - пассивное использование разными видами одного и того же ресурса.

Например, между различными видами кустарников в сообществе пустыни весьма вероятна пассивная или неагрессивная конкуренция за ограниченные ресурсы почвенной влаги. Виды Geospiza и других земляных вьюрков на Галапагосских островах конкурируют за пищу, и эта конкуренция - важный фактор, определяющий их экологическое и географическое распределение по нескольким островам (Lack, 1947; В. R. Grant, P. R. Grant, 1982; P. R. Grant, 1986*).

Второй аспект, часто накладывающийся на первый, - непосредственное подавление одного вида другим, конкурирующим с ним видом.

Листья некоторых видов растений вырабатывают вещества, которые поступают в почву и подавляют прорастание и рост соседних растений (Muller, 1966; 1970; Whittaker, Feeny, 1971*). У животных подавление одного вида другим может достигаться с помощью агрессивного поведения или же утверждения превосходства, основанного на угрозах нападения. В пустыне Мохаве (Калифорния и Невада) местный снежный баран (Ovis сапаdensis) и одичавший осел (Equus asinus) конкурируют за воду и корм. При прямых столкновениях ослы доминируют над баранами: когда ослы приближаются к источникам воды, занятым баранами, последние уступают им место, а иногда и вовсе уходят из данной местности (Laycock, 1974; см. также Monson, Summer, 1980*).

Эксплуатационной конкуренции уделяется много внимания в теоретической экологии, однако, как указывает Херстон (Hairston, 1983*), для каждого данного вида, вероятно, более благоприятна интерференционная конкуренция.

10. Цепи питания, пищевые сети, трофические уровни. Экологические пирамиды.

11. Понятие экосистемы. Циклические и направленные изменения в экосистемах. Структура и биологическая продуктивность экосистем.

12. Агроэкосистемы и их особенности. Стабильность и нестабильность экосистем.

13. Экосистемы и биогеоценозы. Теория биогеоценологии В. Н. Сукачева.

14. Динамика и проблемы стабильности экосистем. Экологическая сукцессия: классификация и типы.

15. Биосфера как высший уровень организации живых систем. Границы биосферы.

Биосфера-организованная, определенная оболочка земной коры, сопряженная с жизнью». Основа концепции биосферы – представление о живом веществе. Более 90% всего живого вещества приходится на наземную растительность.

Основной источник биохимич. Активности организмов – солнечная энергия, используемая в процессе фотосинтеза зелен. Растениями и некоторыми микроорганиз. Для создания органич. вещества, которое обеспечивает пищей и энергией остальные организмы. Фотосинтез привел к накоплению в атмосфере свободного кислорода, образованию озонового слоя, защищающего от ультрофиолетового и космического излучения. Он поддерживает современный газовый состав атмосферы. Живые организмы и среда их обитания образуют целостные системы-биогеоценозы.

Самым высоким уровнем организации жизни на планете Земля является биосфера. Этот термин был введен в 1875 году. Впервые его использовал австрийский геолог Э.Зюсс. Однако учение о биосфере как биологической системе появилось в 20-е годы нынешнего столетия, автором его является советский ученый В.И.Вернадский. Биосфера - это та оболочка Земли, в которой существовали и существуют живые организмы и в образовании которой они играли и играют основную роль. Биосфера имеет свои границы, обусловленные распространением жизни. В.И.Вернадский в биосфере выделял три сферы жизни:

Атмосфера - это газообразная оболочка Земли. Она не вся заселена жизнью, ее распространению препятствует ультрафиолетовая радиация. Граница биосферы в атмосфере находится на высоте примерно 25-27 км, где располагается озоновый слой, поглощающий около 99% ультрафиолетовых лучей. Наиболее заселенным является приземный слой атмосферы (1-1,5 км, а в горах до 6 км над уровнем моря).
Литосфера - это твердая оболочка Земли. Она также заселена живыми организмами не полностью. Распростране-
ние жизни здесь ограничено температурой, которая постепенно возрастает с глубиной и при достижении 100?C вызывает переход воды из жидкого в газообразное состояние. Максимальная глубина, на которой обнаружены живые организмы в литосфере, составляет 4 - 4,5 км. Это и есть граница биосферы в литосфере.
3. Гидросфера - это жидкая оболочка Земли. Она заселена жизнью полностью. Границу биосферы в гидросфере Вернадский проводил ниже океанического дна, потому что дно - это продукт жизнедеятельности живых организмов.
Биосфера представляет собой гигантскую биологическую систему, включающую огромное разнообразие составляющих компонентов, охарактеризовать которые по отдельности крайне трудно. Вернадский предложил все, что входит в состав биосферы, объединить в группы в зависимости от характера происхождения вещества. Он выделял семь групп вещества: 1) живое вещество - это совокупность всех продуцентов, консументов и редуцентов, населяющих биосферу; 2) косное вещество - это совокупность веществ, в образовании которых живые организмы не участвовали, это вещество образовалось до появления жизни на Земле (гор-ные, скалистые породы, вулканические извержения); 3) биогенное вещество - это совокупность веществ, которые образованы самими организмами или являются продуктами их жизнедеятельности (каменный уголь, нефть, известняк, торф и другие полезные ископаемые); 4) биокосное вещество - это вещество, которое представляет собой систему динамического равновесия между живым и косным веще-ством (почва, кора выветривания); 5)радиоактивное вещество - это совокупность всех изотопных элементов, находящихся в состоянии радиоактивного распада; 6) вещество рассеянных атомов - это совокупность всех элементов, находящихся в атомарном состоянии и не входящих в состав никакого другого вещества; 7) космическое вещество - это совокупность веществ, попадающих в биосферу из космоса и имеющих космическое происхождение (метеориты, космическая пыль).
Вернадский считал, что главную преобразующую роль в биосфере играет живое вещество.

16. Роль человека в эволюции биосферы. Влияние человеческой деятельности на современные процессы в биосфере.

17. Живое вещество биосферы по В.И. Вернадскому, его характеристика.Понятие ноосферы по В. И.Вернадскому.

18. Понятие, причины и основные тенденции современного экологического кризиса.

19. Сокращение генетического разнообразия, утеря генофонда. Рост народонаселения и урбанизация.

20. Классификация природных ресурсов. Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы.

Природные ресурсы бывают: --- исчерпаемые – делятся на невозобновимые, относительно возобновимые (почва, леса), возобновимые (животные). --- неисчерпаемые – воздух, солнечная энергия, вода, почва

21. Источники и масштабы загрязнения атмосферы. Кислотные осадки.

22. Энергетические ресурсы мира. Альтернативные источники энергии.

23. Парниковый эффект. Состояние озонового экрана.

24. Краткая характеристика круговорота углерода. Стагнация круговорота.

25. Круговорот азота. Азотфиксаторы. Краткая характеристика.

26. Круговорот воды в природе. Краткая характеристика.

27. Определение биогеохимического цикла. Перечень главных циклов.

28. Поток энергии и круговороты биогенных элементов в экосистеме (схема).

29. Перечень основных почвообразующих факторов (по Докучаеву).

30. "Экологическая сукцессия". "Климаксное сообщество". Определения. Примеры.

31. Основные принципы естественного устройства биосферы.

32. Международная "Красная книга". Виды природных зон.

33. Главные климатические зоны земного шара (краткий перечень согласно Г.Вальтеру).

34. Загрязнение вод океанов: масштаб, состав загрязнителей, последствия.

35. Вырубка лесов: масштаб, последствия.

36. Принцип разделения экологии человека на экологию человека как организма и социальную экологию. Экология человека как аутэкология организма.

37. Биологическое загрязнение окружающей среды. ПДК.

38. Классификация загрязнителей, сбрасываемых в водоемы.

39. Факторы окружающей среды, вызывающие заболевания органов пищеварения,органов кровообращения, способные вызвать злокачественные новообразования.

40. Нормирование: понятие, виды, ПДК.«Смог»: понятие, причины его образования, вред.

41. Демографический взрыв и его опасность для современного состояния биосферы. Урбанизация и ее отрицательные последствия.

42. Концепция «устойчивого развития». Перспективы концепции «устойчивого развития» для «золотого миллиарда» населения экономически развитых стран.

43. Заповедники: функции и значения. Виды заповедников и их количество в РФ, США, ФРГ, Канаде.

Экологические факторы - это все факторы окружающей среды, действующие на организм. Они делятся на 3 группы:

Наилучшее значение фактора для организма называется оптимальным (точкой оптимума), например, оптимальная температура воздуха для человека - 22º.


Антропогенные факторы

Воздействия человека слишком быстро изменяют окружающую среду. Это приводит к тому, что многие виды становятся редкими и вымирают. Биологическое разнообразие уменьшается, из-за этого .


Например, последствия вырубки леса:

  • Разрушается среда обитания для жителей леса (животных, грибов, лишайников, трав). Они могут полностью исчезнуть (уменьшение биоразнообразия).
  • Лес своими корнями удерживает верхний плодородный слой почвы. Без поддержки почву может унести ветром (получится пустыня) или водой (получатся овраги).
  • Лес с поверхности своих листьев испаряет очень много воды. Если убрать лес, то влажность воздуха в данной местности уменьшится, а влажность почвы увеличится (может образоваться болото).

1. Выберите три варианта. Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность популяции кабанов в лесном сообществе?
1) увеличение численности хищников
2) отстрел животных
3) подкармливание животных
4) распространение инфекционных заболеваний
5) вырубка деревьев
6) суровые погодные условия зимой

Ответ


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность популяции ландыша майского в лесном сообществе?
1) вырубка деревьев
2) увеличение затененности

4) сбор дикорастущих растений
5) низкая температура воздуха зимой
6) вытаптывание почвы

Ответ


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие процессы в природе относят к антропогенным факторам?
1) разрушение озонового слоя
2) суточное изменение освещённости
3) конкуренция в популяции
4) накопление в почве гербицидов
5) взаимоотношения хищников и их жертв
6) усиление парникового эффекта

Ответ


4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность растений, занесенных в Красную книгу?
1) разрушение среды их жизни
2) увеличение затенённости
3) недостаток влаги в летний период
4) расширение площадей агроценозов
5) резкие перепады температур
6) вытаптывание почвы

Ответ


5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К антропогенным экологическим факторам относят
1) внесение органических удобрений в почву
2) уменьшение освещённости в водоёмах с глубиной
3) выпадение осадков
4) прореживание саженцев сосны
5) прекращение вулканической деятельности
6) обмеление рек в результате вырубки лесов

Ответ


6. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие экологические нарушения в биосфере вызваны антропогенным вмешательством?
1) разрушение озонового слоя атмосферы
2) сезонные изменения освещённости поверхности суши
3) падение численности китообразных животных
4) накопление тяжёлых металлов в телах организмов вблизи автострад
5) накопление в почве гумуса в результате листопада
6) накопление осадочных пород в недрах Мирового океана

Ответ


1. Установите соответствие между примером и группой экологических факторов, которые он иллюстрирует: 1) биотические, 2) абиотические
А) зарастание пруда ряской
Б) увеличение численности мальков рыб
В) поедание мальков рыбы жуком-плавунцом
Г) образование льда
Д) смыв в реку минеральных удобрений

Ответ


2. Установите соответствие между процессом, происходящим в лесном биоценозе, и экологическим фактором, который он характеризует: 1) биотический, 2) абиотический
А) взаимоотношения тлей и божьих коровок
Б) заболачивание почвы
В) суточное изменение освещенности
Г) конкуренция между видами дроздов
Д) повышение влажности воздуха
Е) воздействие гриба-трутовика на берёзу

Ответ


3. Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: 1) абиотический, 2) биотический. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) повышение давления атмосферного воздуха
Б) изменение рельефа экосистемы, вызванное землетрясением
В) изменение численности популяции зайцев в результате эпидемии
Г) взаимодействие между волками в стае
Д) конкуренция за территорию между соснами в лесу

Ответ


4. Установите соответствие между характеристикой фактора среды и его видом: 1) биотический, 2) абиотический. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) ультрафиолетовые излучения
Б) пересыхание водоемов во время засухи
В) миграции животных
Г) опыление растений пчелами
Д) фотопериодизм
Е) уменьшение численности белок в неурожайные годы

Ответ


Ответ


6ф. Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: 1) абиотический, 2) биотический. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) возрастание кислотности почвы, вызванное извержением вулкана
Б) изменение рельефа биогеоценоза луга после наводнения
В) изменение численности популяции кабанов в результате эпидемии
Г) взаимодействие между осинами в экосистеме леса
Д) конкуренция за территорию между самцами тигров

Ответ


7ф. Установите соответствие между экологическими факторами и группами факторов: 1) биотический, 2) абиотический. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) суточные колебания температуры воздуха
Б) изменение продолжительности дня
В) отношение хищник-жертва
Г) симбиоз водоросли и гриба в лишайнике
Д) изменение влажности среды

Ответ


Ответ


2. Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: 1) Биотические, 2) Абиотические, 3) Антропогенные. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.
А) Осенний листопад
Б) Высадка деревьев в парке
В) Образование азотной кислоты в почве во время грозы
Г) Освещенность
Д) Борьба за ресурсы в популяции
Е) Выбросы фреонов в атмосферу

Ответ


3. Установите соответствие между примерами и экологическими факторами: 1) абиотический, 2) биотический, 3) антропогенный. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) изменение газового состава атмосферы
Б) распространение семян растений животными
В) осушение болот человеком
Г) увеличение численности консументов в биоценозе
Д) смена времен года
Е) вырубка лесов

Ответ


Ответ


Ответ


1. Выберите три верных ответа из шести и запишите в цифры, под которыми они указаны. К уменьшению численности белок в хвойном лесу приводят следущие факторы:
1) сокращение численности хищных птиц и млекопитающих
2) вырубка хвойных пород деревьев
3) урожай еловых шишек после теплого сухого лета
4) увеличение активности хищников
5) вспышка эпидемий
6) глубокий снежный покров зимой

Ответ


Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Уничтожение лесов на обширных территориях приводит к
1) повышению в атмосфере количества вредных примесей азота
2) нарушению озонового слоя
3) нарушению водного режима
4) смене биогеоценозов
5) нарушению направления воздушных потоков
6) сокращению видового разнообразия

Ответ


1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Среди экологических факторов укажите биотические.
1) наводнение
2) конкуренция между особями вида
3) понижение температуры
4) хищничество
5) недостаток света
6) образование микоризы

Ответ


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К биотическим факторам относятся
1) хищничество
2) лесной пожар
3) конкуренция между особями разных видов
4) повышение температуры
5) образование микоризы
6) недостаток влаги

Ответ


1. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных факторов окружающей среды относятся к абиотическим?
1) температура воздуха
2) загрязнение парниковыми газами
3) наличие неперерабатываемого мусора
4) наличие дороги
5) освещённость
6) концентрация кислорода

Ответ


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К абиотическим относятся факторы:
1) Сезонная миграция птиц
2) Извержение вулкана
3) Появление торнадо
4) Строительство бобрами платины
5) Образование озона во время грозы
6) Вырубка лесов

Ответ


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответе цифры под которыми они указаны. К абиотическим компонентам экосистемы степи относят:
1) травянистую растительность
2) ветровую эрозию
3) минеральный состав почвы
4) режим выпадения осадков
5) видовой состав микроорганизмов
6) сезонный выпас домашнего скота

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие факторы среды могут быть ограничивающими для ручьевой форели?
1) пресная вода
2) содержание кислорода менее 1,6 мг/л
3) температура воды +29 градусов
4) соленость воды
5) освещенность водоема
6) скорость течения реки

Ответ


1. Установите соответствие между фактором среды и группой, к которой он относится: 1) антропогенные, 2) абиотические. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) искусственное орошение земель
Б) падение метеорита
В) распашка целины
Г) весенний разлив вод
Д) сооружение плотины
Е) движение облаков

Ответ


2. Установите соответствие между характеристикой среды и экологическим фактором: 1) антропогенный, 2) абиотический. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) вырубка лесов
Б) тропические ливни
В) таяние ледников
Г) лесопосадки
Д) осушение болот
Е) увеличение продолжительности дня весной

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Изменить численность продуцентов в экосистеме могут следующие антропогенные факторы:
1) сбор цветущих растений
2) увеличение численности консументов первого порядка
3) вытаптывание растений туристами
4) уменьшение влажности почвы
5) вырубка дуплистых деревьев
6) увеличение численности консументов второго и третьего порядков

Ответ


Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых описаны абиотические факторы. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Основной источник света на Земле – Солнце. (2) У светолюбивых растений, как правило, сильно рассеченные листовые пластинки, большое число устьиц в эпидермисе. (3) Влажность среды – важное условие существования живых организмов. (4) У растений в ходе эволюции выработались приспособления для поддержания водного баланса организма. (5) Существенное значение для живых организмов имеет содержание углекислого газа в атмосфере.

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. При резком сокращении численности насекомых-опылителей на лугу со временем
1) сокращается число насекомоопыляемых растений
2) возрастает численность хищных птиц
3) увеличивается количество травоядных животных
4) увеличивается численность ветроопыляемых растений
5) изменяется водный горизонт почвы
6) уменьшается численность насекомоядных птиц

Ответ


© Д.В.Поздняков, 2009-2019

Новости и общество

Антропогенные факторы: примеры. Что такое антропогенный фактор?

10 ноября 2014

Масштабы деятельности человечества в последние несколько сотен лет неизмеримо возросли, значит, появились и новые антропогенные факторы. Примеры воздействия, место и роль человечества в изменении среды обитания — обо всем этом далее в статье.

Что такое среда жизни?

Часть природы Земли, в которой обитают организмы, — это их среда обитания. Возникающие при этом взаимоотношения, образ жизни, продуктивность, численность существ изучает экология. Выделяют основные компоненты природы: почву, воду и воздух. Есть организмы, которые приспособлены к обитанию в одной среде или в трех, например прибрежные растения.

Отдельные элементы, взаимодействующие с живыми существами и между собой, — экологические факторы. Каждый из них является незаменимым. Но в последние десятилетия планетарное значение приобретают антропогенные факторы. Хотя еще полвека назад влиянию общества на природу не уделяли достаточно внимания, а 150 лет назад сама наука экология находилась в зачаточном состоянии.

Что такое экологические факторы?

Условия природной среды могут быть очень разнообразными: космическими, информационными, энергетическими, химическими, климатическими. Любые природные компоненты физического, химического или биологического происхождения — экологические факторы. Они прямо либо косвенно влияют на отдельную биологическую особь, популяцию, весь биоценоз. Не меньше существует явлений, связанных с деятельностью человека, например фактор беспокойства. На жизнедеятельность организмов, состояние биоценозов и географической оболочки влияют многие антропогенные факторы. Примеры:

  • увеличение парниковых газов в атмосфере ведет к изменению климата;
  • монокультура в сельском хозяйстве вызывает вспышки численности отдельных вредящих организмов;
  • пожары приводят к смене растительного сообщества;
  • сведение лесов и строительство ГЭС изменяет режим рек.

Видео по теме

Какие бывают экологические факторы?

Условия, влияющие на живые организмы и среду их обитания, по свойствам можно отнести к одной из трех групп:

  • неорганические, или абиотические факторы (солнечная радиация, воздух, температура, вода, ветер, соленость);
  • биотические условия, которые связаны с совместным обитанием микроорганизмов, животных, растений, влияющих друг на друга, на неживую природу;
  • антропогенные экологические факторы — совокупное воздействие населения Земли на природу.

Все перечисленные группы важны. Каждый экологический фактор незаменим. К примеру, обилие воды не восполняет количество необходимых для питания растений минеральных элементов и света.

Что такое антропогенный фактор?

Основные науки, изучающие окружающую среду, — глобальная экология, экология человека и охрана природы. Они базируются на данных теоретической экологии, широко используют понятие «антропогенные факторы». Anthropos в переводе с греческого означает «человек», genos переводится как «происхождение». Слово «фактор» произошло от латинского factor («делающий, производящий»). Так называют условия, влияющие на процессы, их движущую силу.

Любые воздействия человека на живые организмы, всю окружающую среду — это антропогенные факторы. Примеры существуют как положительные, так и отрицательные. Есть случаи благоприятных изменений в природе в связи с природоохранной деятельностью. Но чаще общество негативно, порой разрушительно влияет на биосферу.

Место и роль антропогенного фактора в изменении облика Земли

Любой вид хозяйственной деятельности населения влияет на связи между живыми организмами и естественной средой обитания, нередко приводит к их нарушению. На месте природных комплексов и ландшафтов возникают антропогенные:

  • поля, сады и огороды;
  • водохранилища, пруды, каналы;
  • парки, лесополосы;
  • культурные пастбища.

На созданные человеком подобия природных комплексов в дальнейшем влияют антропогенные, биотические и абиотические факторы окружающей среды. Примеры: образование пустынь - на сельскохозяйственные плантации; зарастание прудов.

Как человек влияет на природу?

Человечество — часть биосферы Земли — в течение длительного периода полностью зависело от окружающих природных условий. По мере развития нервной системы, в частности головного мозга, благодаря совершенствованию орудий труда человек сам превратился в фактор эволюционного и других процессов на Земле. Прежде всего надо упомянуть овладение механической, электрической и атомной энергией. В результате значительно изменилась верхняя часть земной коры, возросла биогенная миграция атомов.

Все многообразие воздействия общества на окружающую среду — это и есть антропогенные факторы. Примеры отрицательного влияния:

  • сокращение запасов полезных ископаемых;
  • сведение лесов;
  • загрязнение почв;
  • охота и рыболовство;
  • истребление дикорастущих видов.

Положительное влияние человека на биосферу связано с природоохранными мероприятиями. Ведется лесовозобновление и лесонасаждение, озеленение и благоустройство населенных пунктов, акклиматизация животных (млекопитающих, птиц, рыб).

Что делается для улучшения взаимоотношений человека и биосферы?

Вышеперечисленные примеры антропогенных экологических факторов, вмешательства человека в природу свидетельствуют о том, что воздействие может быть положительным и отрицательным. Эти характеристики носят условный характер, потому что позитивное влияние при изменившихся условиях нередко становится своей противоположностью, т. е. приобретает негативную окраску. Деятельность населения чаще приносит вред природе, чем пользу. Объясняется этот факт нарушением природных закономерностей, действующих в течение миллионов лет.

Еще в 1971 году Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) была утверждена Международная биологическая программа под названием «Человек и биосфера». Главной ее задачей было изучение и предупреждение неблагоприятных изменений среды обитания. В последние годы взрослые и детские экологические организации, научные учреждения весьма озабочены сохранением биологического разнообразия.

Как улучшить здоровье окружающей среды?

Мы выяснили, что такое антропогенный фактор в экологии, биологии, географии и других науках. Отметим, что благополучие человеческого общества, жизнь настоящего и будущего поколений людей зависят от качества и степени влияния хозяйственной деятельности на среду обитания. Необходимо снизить экологический риск, связанный с все возрастающей негативной ролью антропогенных факторов.

Как утверждают исследователи, даже сохранения биологического разнообразия недостаточно для обеспечения здоровья среды. Она может быть неблагоприятна для жизни человека при своем прежнем биоразнообразии, но сильном радиационном, химическом и других видах загрязнений.

Очевидна связь между здоровьем природы, человека и степенью влияния антропогенных факторов. Для снижения их негативного воздействия требуется сформировать новое отношение к окружающей среде, ответственность за благополучное существование живой природы и сохранение биоразнообразия.

Но, к сожалению, его действия далеко не всегда оказывают положительное влияние, поэтому мы можем наблюдать антропогенные факторы среды.

Условно их разделяют на косвенные и прямые, что в своей совокупности дает представление о человеческом влиянии на изменения в органическом мире. Ярким примером прямого влияния можно считать отстрел животных, лов рыбы, и т.п. Несколько иначе выглядит картина с косвенным воздействием деятельности человека, ведь здесь речь пойдет об изменениях, которые образуются в результате промышленного вмешательства в естественный ход природных процессов.

Таким образом, антропогенные факторы являются прямым или косвенным результатом человеческой деятельности. Так, стремясь обеспечить комфорт и удобства для существования, человек изменяет ландшафт, химический и физический состав гидросферы и атмосферы, влияет на климат. В конце концов, одним из самых серьезных вмешательств, считается в результате которого это моментально и существенно сказывается на здоровье и жизненных показателях самого человека.

Антропогенные факторы условно подразделяют на несколько видов: физические, биологические, химические и социальные. Человек находится в постоянном развитии, поэтому и его деятельность связанна с непрекращающимися процессами с использованием атомной энергии, минеральных удобрений, химикатов. В конце концов, сам человек злоупотребляет вредными привычками: курение, алкоголь, наркотики и т.д.

Не стоит забывать и о том, что антропогенные факторы оказывают огромное влияние и на среду обитания самого человека, а от этого напрямую зависит психическое и физическое здоровье всех нас. Особенно это стало ощутимо за последние десятилетия, когда стало возможно отметить резкое возрастание антропогенных факторов. Мы уже стали свидетелями Земли, исчезновения некоторых видов животных и растений, общего сокращения биологического разнообразия планеты.

Человек является биосоциальным существом, поэтому можно выделить социальную и его обитания. Люди находятся и пребывают, в зависимости от состояния своего организма, в постоянном тесном контакте с другими особями живой природы. В первую очередь можно сказать, что антропогенные факторы могут самым положительным образом сказываться на качестве жизни человека, его развитии, однако также могут приводить и к крайне неблагоприятным последствиям, ответственность за которые стоит также в значительной мере брать на себя.

Хотелось бы не упустить из внимания физические факторы среды, к которым относится влажность, температура, излучения, давление, ультразвук, фильтрование. Стоит ли говорить о том, что для каждого биологического вида существует своя оптимальная температура жизнедеятельности и развития, поэтому это в первую очередь влияет на выживание многих организмов. Влажность является не менее важным фактором, именно поэтому контроль воды в клетках организма считается приоритетным направлением в осуществлении благоприятных условий существования.

Живые организмы моментально реагируют на изменения условий окружающий среды, и потому так важно обеспечить максимальный комфорт и благоприятные условия для жизнедеятельности. Только от нас зависит, в каких условиях будем жить мы и наши дети.

Простые цифры говорят о том, что на 50 % состояние здоровья зависит от нашего образа жизни, следующие 20 % - выпадают на долю нашей среды обитания, еще 17 % мы обязаны наследственности, и только около 8 % от органов здравоохранения. наше питание, физическая активность, общение с окружающим миром - вот главные условия, которые влияют на укрепление организма.

Условия существования

Определение 1

Условия существования (Условия жизни) – это совокупности необходимых для организмов элементов, с которыми они находятся в неразрывном отношении и без которых существовать не могут.

Приспособление организмов к среде называется адаптацией. Способности к адаптации – одно их важнейших свойств жизни, которое обеспечивает возможности ее жизни, размножения и выживания. Адаптации проявляются на различных уровнях – от биохимии клетки и поведения отдельного организма до функционирования и строения сообщества и экосистемы. Адаптация возникает и изменяется в процессе эволюции видов.

Некоторые элементы среды или свойства, которые воздействуют на организм, называют экологическими факторами. Факторов среды существует большое количество. Они обладают разной природой и спецификой действия. Все экологические факторы подразделяют на три крупные группы: биотические, абиотические и антропогенные

Определение 2

Абиотическим фактором называют комплекс условий неорганической среды, воздействующих на живой организм косвенно или прямо: свет, температура, радиоактивное излучение, влажность воздуха, давление, солевой состав воды и т.п.

Определение 3

Биотический фактор среды– это совокупность влияний, которые оказываются на растения остальными организмами. любое растение живет не изолированно, а во взаимосвязи с прочими растениями, грибами, микроорганизмами, животными.

Определение 4

Антропогенный фактор – это совокупности экологических факторов, определенных преднамеренной или случайной деятельностью человечества и вызывающих значительное воздействие на функционирование и структуру экосистем.

Антропогенные факторы

Наиболее важная в наше время группа факторов, которая интенсивно изменяет окружающую среду, прямо связана с многосторонней деятельностью человека.

Развитие и формирование человека на земном шаре всегда были связаны с воздействиями на окружающую среду, но в настоящее время данный процесс существенно ускорился.

К антропогенному фактору относят всякое воздействие (как опосредованное, так и прямое) человечества на окружающую среду -биогеоценозы, организмы, биосферу, ландшафты.

видоизменяя природу и приспосабливая ее к личным потребностям, люди изменяют среду обитания растений и животных, тем самым влияя на их существование. Воздействия могут быть прямыми, косвенными и случайными.

Прямые воздействия направлены прямо на живые организмы. Например, нерациональные охота и рыболовство резко урезали количество многих видов. Ускоренные темпы и нарастающая сила видоизменения природы человечеством пробуждают необходимость ее охраны.

Косвенные воздействия осуществляются путем изменения климата, ландшафтов, химизма и физического состояния водоемов и атмосферы, строения поверхностей почв, животного и растительного мира. Человек бессознательно и сознательно вытесняет или истребляет один вид растения или животного, при этом распространяет другой либо создает для него благоприятные условия. Для домашних животных и культурных растений человечество создало новую среду в значительной степени, стократно приумножив продуктивность освоенной земли. Но это сделало не возможным существование многих диких видов.

Замечание 1

Следует отметить, что многие виды растений и животных исчезали с планеты Земля и без антропогенной деятельности человека. Как и у отдельного организма, у каждого вида есть свои юности, расцвет, старости и гибель - это естественный процесс. Но в природных условиях это совершается очень медленно, и обычно уходящий вид успевает смениться новым, более приспособленным к условиям обитания. Человечество же ускорило процессы вымирания до таких темпов, что эволюция уступила место необратимым, революционным реорганизациям экосистем.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.