Современные бензиновые примуса. Бензиновые и керосиновые примусы и горелки.

В первой части посвященной реставрации этого легендарного примуса мы восстановим его работоспособность, а также я покажу вариант конверсии его под работу на газу.

Вторая часть будет посвящена восстановлению внешнего вида коробки, а также адаптации горелки под работу со стандартными насосами и бутылками от любой мультитопливной горелки.


По классификации горелок все подобные примусы относятся к классу бензиновых горелок давление в бачке которых создается за счет нагрева непосредственно от самой конфорки. Благодаря минимуму деталей такие примусы обладают фантастической надежностью и отличной ремонтопригодностью, а также огромными возможностями для модификаций.

Советский ПТ-1 является копией шведского Оптимуса 8r.

Очень компактно упаковывается в металлический чехол. Его мы будем реставрировать во второй части.


Внутри находится горелка.

Как мы видим сама горелка и бачок находятся в приличном состоянии. Но рассекать провис вниз.


Начинаем разборку. Снимаем теплозащитный экран.


Откручиваем колокол.
Еще лучше видно, как под воздействием гравитации постепенно просел рассекатель из мягкой латуни. Он должен быть вровень с верхним срезом или чуть выше.


Выкручиваем форсунку. Видно, что грани почти слизал предыдущий "ремонтник".


Рейка для прочистки форсунки. В нее должна быть впаяна игла, но иглы нет, сломал один из предыдущих владельцев. Рейку убираем за ненадобностью.


Снимаем крышку шпинделя. Если не ошибаюсь тут резьба М10х1.


Вынимаем шпиндель. Вот, как он выглядит.

Чистим, снимаем первую шайбочку, выкидываем резиновый сальник, вместо него туго наматываем фум ленту сложенную вдвое до толщины шайб. Надеваем снятую на предыдущем шаге шайбу.


Теперь переходим к демонтажу бачка. Он залит советским аналогом фиксатора резьбы. Чтобы открутить бачок его надо выжечь. Перед выжиганием обязательно просушите и проветрите горелку от следов бензина.

Откручиваете аккуратно. Предыдущий владелец пытался скрутить без термообработки и скруглил две грани.


Открученный корпус горелки.


Вынимаем старый фитиль.

В первой части посвященной реставрации этого легендарного примуса мы восстановим его работоспособность, а также я покажу вариант конверсии его под работу на газу.

Вторая часть будет посвящена восстановлению внешнего вида коробки, а также адаптации горелки под работу со стандартными насосами и бутылками от любой мультитопливной горелки

Еще на тему восстановления примусов можно почитать про .
Также не безынтересным будет обзор горелки .

Кстати. На газу ПТ1 работает отлично. Первый вариант конверсии.


Второй вариант с жестким соединением и первыми пробами пайки тугоплавким припоем. Поэтому получилось криво.


Регулировка пламени. К сожалению из-за того, что конус шпинделя подразбит, герметично закрыть вентиль для газа штатной ручкой, без приложения пассатижей, невозможно.



По габаритам мне такой вариант очень не понравился, поэтому отпаял удлинитель. И собрал все назад.
Следующая задумка - сделать переходник под шланг обычной горелки с целью сопрячь примус туриста с бутылкой и насосом мультитопливной горелки. Резьба на присоединение горелки к бачку - м10х1.

Еще один вариант для модернизации - замена штатной крышки бачка на крышку оснащенную клапаном для присоединения насоса. В этом направлении я тоже буду работать. Резьба крышки бачка м20х1.5.

Поднимаем рассекатель вровень с гранью колокола. Разжигаем, пламя отличное. На этом мы закончим первую часть. Спасибо за внимание!


Оказывается примусы такого типа широко ипользуют буржуйские байкеры. Точнее 3 типа примусов: Optimus 8R, Optimus 111 и наш примус туристский- ПТ. Отличие имеет только Optimus 111, у него есть насос и бачёк больше. Наш ПТ это точная копия Optimus 8R.

я первым делом разобрал клапана на бачках, проверил целы-ли резинки и растянул пружинки, поджимающие сам клапан, когда в бачке есть давление.



Изначально пружинки подпирали клапан достаточно слабо. На форуме байкеров такую процедуру рекомендуют сделать сразу, чтоб потом не получить отвращение от данного примуса навсегда. Затем я проверил все места соединений- трубки с бачком, трубки с горелкой, горелку, регулятор.







Оказалось, что на одном примусе трубка в бачёк закручена на один оборот меньше, чем в другом. Данный узел советуют не разбирать, так как там используется коническая резьба посаженная на специальную термокраску, которая обеспечивает герметичность соединения. Поэтому я всё оставил, как есть. В комплекте к примусу идёт: воронка для бензина, ключ гаечный, ручка регилировачная, инструкция, сальник (кстати раньше шёл графитовый сальник, а в этих примусах я обнаружил сальники из резины, возможно пропитанной графитом, может терморезина, а может просто резина. Возможно после развала страны в 1993 году, когда были выпущены эти примуса, стали забивать на стандарты, или небыло графита. В общем ковырять я её не стал, вдруг она всё-таки с примесью графита и рассыпится...). Бачёк для бензина оказался ЛАТУННЫМ! Латунь толстая и имеет высокую теплопроводность, поэтому бачёк нагревается практически равномерно со всех сторон. Раньше я считал, что он сделан из нержавейки. Заполнить бачёк бензином до краёв невозможно (если конечно не делать этого специально), в горловину бачка впаянна трубка, для того, чтобы верхняя треть бачка оставалась с воздухом.

Следующим делом было испытать данный агрегат.
Я положил примус, бензин "Калоша" и сухой спирт в пакет а затем в рюкзак. Подготовил котёл с водой и засёк время...
На доставание примуса из рюкзака и заправки его бензином ушло 1 мин 30 сек.



Потом я разломил кусочек спирта надвое, поджёг и положил в чашку под горелкой.
Вентиль я открыл на 3 мин 30 сек.
Сразу появилось пламя синего цвета, ровное, без жёлтых языков.
После этого я поставил котелок с водой.
К сожалению засечь за сколько закипит 1 литр воды мне ни в 1-й ни во 2-й ни в 3-й раз не удалось. Примерно на 6-й минуте работы примуса в районе вентиля появилось пламя. Неожиданностью оказалось то, что гаечный ключ не налазил на щтуцер, так как он нагрелся и расширился. Пришлось выключить и примус. После охлаждения, ключ налез на штуцер и мне удалось его подтянуть. Когда процедура была выполнена, я с удивлением обнаружил, что штуцер после ключа оказался покоцанным. Осмотрев ключ более внимательно, я обнаружил, что сделан он был ужасно! Точнее он был вырублен из листового металла толщиной 2 мм. чем-то ужасно тупым. Поэтому все края ключа очень острые и выглядят так, как будто металл не резали, а рвали. Пришлось его полностью обточить, после чего он кстати стал налазить и на горячий штуцер. Мне это сильно пригодилось потому, что сальник я поджимал ещё 2 раза.
Наконец мне удалось вскипятить на нём воду. На моём примусе она закипает за 9 минут. Температура воды 12 Град., температура в помещении 21 Град.
Из чего я делаю вывод, что примус имеет мощность около 2 кВт. Если прибавить ещё 3 мин 30 сек. на разогрев, получается 12,5 минут.
Все последующие испытания показали, что примус работает хорошо, огня в районе вентиля больше не наблюдалось. Горение примуса стабильное, убавлять мощность пламени в процессе работы мне не приходилось. Примерно на 6-й минуте примус выходит на свою стандартную мощность и горит так до тех пор пока не начнёт заканчиваться бензин. Когда бензин начинает заканчиваться, пламя начинает немного пульсировать и постепенно уменьшаться. пока пламя ещё не очень маленькое, на нём ещё можно готовить. Этот переходной процесс длится примерно 5-8 минут. После чего его надо выключать, давать остыть и заправлять бензином. Полной неожиданностью для меня стало то, что после того, как примус уже не может нормально работать, в нём остается ещё примерно 25 мл. бензина!!! Для того, чтобы замерить остатки пришлось воспользоваться шприцем.

Регулировка пламени очень тонкая. Для этого необходимо крутить рукоятку оч-чень медленно, что конечно несколько неудобно. Насчёт опасности взрыва ни в инструкции ни на форумах ничего не сказанно, но на форумах пишут, что следует избегать посуды с широким дном, так как она прижимает пламя к бачку и это может привести к срабатыванию аварийного клапана. Как например вот тут:


В этом случае нужно уменьшить пламя горелки.

Так-же вызывает сомнение в работе данного примуса на малых оборотах на ветру. Хотя в этих случаях советуют снимать защитный экран с бачка.





Из инструкции я понял, что данный вид примусов у нас начали производить с 1983 года. В инструкции написано, что это первое издание, значит других вариантов небыло и скорее всего выпускаться в 70-х годах они не могли. В советские времена такой примус стоил 8 руб. 50 коп. Ещё кажется его больше не производят не только у нас, но и за рубежом. Производство Optimus 8R прекращено тоже. Хотя Optimus by Hiker+ (более совершенная модель Optimus 111) ещё выпускают.

Что можно сказать в заключение?
В общем примус для людей, которые любят покопаться и могут довести некоторые недоработки до логического конца.
Мне он нравится, простой, ломаться нечему, нужно только немного покопаться и проверить все его узлы.
Если пользоваться бензином "Калоша"- примус совсем не будет давать копоти.



(Кадр из видеоролика работы примуса)



(Кастрюлька после того, как в ней закипела вода. Копоти нет. Лёгкая желтизна на дне кастрюльки осталась от длительного использования её на газовой плите.)
1 кг. балонного резьбового газа у нас стоит примерно 15 евро, такое-же по энергетической ценности количество бензина- 1,2 кг. стоит около 5 евро. Экономия 10 евро!
Если сэкономить 2 кг газа, примус уже окупится. Ещё мне он кажется маленьким и удобным.

PS Есть несколько тонкосте в работе с примусами - конспективно:
1. Перед разжиганием, даже если примус максимально заправлен - откройте и закройте заливную горловину. Этого можно не делать если вы только что заправили примус.
2. По завершении работы примуса, когда рассекатель уже остыл, вращением ручки прочистите форсунку иглой и давлением оставшемся в бачке. Только постарайтесь что бы пары ни от чего не воспламенились.
3. После пунка 2 закройте форсунку ручкой вращая её так что бы игла была в положении "максимально выдвинута" - заприте форсунку иглой.

Выполнение этих простых правил позволит вам сильно облегчить процесс разжигания примуса и уменьшит вероятность засорения форсунки. Особенно это актуально в условиях каменоломен с их относительно низкими температурами и постоянным присутствием известковой пыли и крошки.

Пикники и короткие стационарные походы приятны своими посиделками у костра. Живой огонь чарует, настраивает на философский лад, помогает забыть суету мегаполисов. Но для любителей экстремального туризма, альпинистов, азартных рыбаков и охотников, поклонников речных сплавов, длинных пеших или велосипедных туров огонь - это прежде всего источник горячей пищи.

Для них на первый план выходит не романтика и красота пламени, а прагматичность. Поэтому походные горелки различных типов стали привычными спутниками туриста. Они помогают быстро и автономно приготовить пищу в мороз, во время проливных дождей, в условиях высокогорья и полного отсутствия дров. Компактные и легкие горелки экономят путешественникам время и силы.

Виды горелок

Горелки на дровах. По сути, это походная печка, работающая на дровах. Она отличается от костра лишь тем, что экономичнее расходует топливо, на нее можно поставить посуду, а огонь защищен от осадков и ветра. Но при этом очевидны и минусы: печь громоздка, не решает проблему отсутствия дров, ее сложно разжечь зимой или в дождь.

Горелки на сухом спирте . Простые в эксплуатации, дешевые, очень легкие. Но дают слишком слабое пламя, которое практически нельзя регулировать. На нем можно подогреть банку консервов или кружку воды, но приготовить что-то серьезнее сложно.

Газовые горелки . На данный момент переживают пик популярности, их с удовольствием приобретают туристы, дачники, рыбаки. Ими разжигают костры и угли на пикниках, на них готовят чай и еду. Существует множество типов газовых горелок: от миниатюрных ручных до полноценных плит с объемным баллоном, которые приобретают автомобилисты для длительных автономных туров. К их достоинствам относят: удобство в работе, простоту конструкции, возможность регулировать интенсивность пламени.

Бензиновые горелки (примусы) - главные конкуренты газовых аналогов за потребительские симпатии. Одно время казалось, что удобные газовые горелки окончательно вытесняют бензиновые туристические примусы с рынка, но путешественники и альпинисты продолжают пользоваться ими, опираясь на здравый смысл и многолетний опыт предшественников.

Исторический экскурс

Первый примус был создан в конце девятнадцатого века шведом Францем Линдквистом, который назвал свое изобретение латинским словом Primus (переводится как «первый»). Имя закрепилось и со временем стало нарицательным для всех подобных горелок. Поначалу топливом для примуса служил керосин, но в 1927 шведская фирма Svea запатентовала бензиновую горелку, которая стала прародительницей несметного числа моделей бензиновых горелок.

Достоинства примусов быстро оценили не только домохозяйки, но и путешественники. Бензиновые горелки стали обязательными участниками многих великих экспедициях двадцатого века: с примусом Линдквиста норвежец Амудсен прорывался на Южный полюс, горелка Svea помогала первым покорителям Эвереста готовить еду, греться, и отогревать заледенелую обувь на восьмитысячной высоте.

Примус туристический ПТ-1: комплектация и характеристики

Мир стремительно развивается, технологические скачки опережают возможности осознать их, но есть вещи, которые словно застыли во времени. Например, бензиновый примус ПТ-1, практически не меняясь конструктивно, служит уже нескольким поколениям путешественников.

Комплектация его удивительно проста. Это: горелка, воронка для бензина, универсальный ключ, ручка, запасные сальники.

Характеристики:

  • Размер — ширина и длина по 132 мм, высота 82 мм.
  • Вес — 750 г (минимальный 305 г).
  • Мощность — 1,8-2 кВт.
  • Тип топлива - бензин «Галоша», автомобильный бензин, желательно с низким октановым числом.
  • Объем бачка для топлива - 120 мл.
  • Время работы горелки — 35 минут на максимальной мощности, 55 минут — на средней.
  • Время закипания одного литра воды — 8 минут (при температуре воздуха 20°С).


Конструкция

Хотя примус ПТ-1 завоевал довольно зловещее прозвище «смерть туриста», в действительности при правильной эксплуатации он безопасен и надежен. Прибор состоит из горелки и топливного бачка, которые установлены в стальной коробке. Горелка крепится ко дну на резьбовое соединение. Бачок смонтирован на кронштейн сбоку от горелки, его защищает от открытого пламени подвижный стальной экран. На крышке коробки закреплен универсальный ключ, с помощью которого можно подтянуть штуцера.


Примус типа ПТ-1 снабжен устройством для быстрой чистки форсунки поворотом регулировочной ручки в положение «Прочистить». Топливный бачок сделан из качественной латуни (толщина стенок полтора миллиметра) и имеет форму цилиндра, поэтому отличается равномерной теплопроводностью и высокой прочностью. На запирающей крышке имеется клапан, который срабатывает при избыточном давлении в бачке, исключая его конструктивное повреждение, в частности взрыв.


Принцип действия

Примус ПТ-1 не имеет насосов и работает на избыточном давлении, которое создается в топливном бачке при его нагревании. Чтобы создать избыточное давление в бачке, примус нужно прогреть, для этого горелка оборудована чашей, в которой разжигается жидкое или

Под давлением бензин вытесняется из бачка и подается по тонким трубкам в горелку, где превращается в пар и загорается. Характерный шум, возникающий при работе примуса, вызван интенсивным горением бензиновых паров, если пламя большое и колышущееся, значит — горят не пары, а сам бензин, то есть давление недостаточное. Такое часто случается на морозе, когда для разогрева бачка требуется больше тепла, чем летом.

Примус ПТ-1: инструкция

Алгоритм работы с примусом прост, требуется лишь последовательно выполнять все этапы, тогда проблем не возникает. Порой с первого раза нормально зажечь горелку не получается, но не стоит волноваться, тут дело навыка. Достаточно пары раз спокойно зажечь горелку, и примус турист ПТ-1 станет безотказным помощником в любых условиях.

1. Налить в бачок топливо. Конструкцией бака не предусмотрено полное заполнение, поэтому не надо пытаться заливать бензин до краев.

2. Разогреть горелку: для этого в чаше нужно разжечь спирт, бензин или твердое топливо.

3. Для прогрева достаточно нескольких минут, все это время кран примуса должен быть закрыт, чтобы в бачке создалось необходимое для работы давление паров.

4. Открыть кран и зажечь горелку, из которой с шипением начнут выходить бензиновые пары.

5. Чтобы погасить примус, достаточно прекратить подачу топлива, закрыв регулировочный кран.

Нюансы эксплуатации

Работа с бензиновой горелкой будет комфортнее и безопаснее, если учитывать следующие нюансы:

Перед перевозкой примуса нужно полностью слить топливо из бачка, особенно это важно сделать перед транспортировкой на самолете;

В примусе крайне лучше не использовать бензин с высоким октановым числом, существуют отзывы: примус ПТ-1 эффективней всего работает на бензине «Галоша»;

Нельзя заливать керосин, он не обеспечивает нормального горения и сильно засоряет горелку, которую приходится кропотливо чистить;

Перед работой примуса надо открыть бачок, чтобы выровнять отрицательное давление, оставшееся от предыдущего розжига;

Бензин удобно перевозить в пластиковых бутылках: они надежны, легки и занимают мало места;

Желательно всегда иметь набор запасных запчастей и сальников;

Чтобы примус прослужил дольше, о нем нужно заботиться: периодически прочищать форсунку, чистить после каждого использования, хранить в сухом месте.


Достоинства

Примус ПТ-1 уже более полувека остается актуальным и востребованным источником огня для туристов. Если его популярность во временя Союза можно объяснить дефицитом и скудным выбором подобных приспособлений, то в наш сытый и изобильный век потребитель выбирает прежде всего исходя из соотношения достоинств и недостатков продукции. В этом плане бензиновый ПТ-1 дает фору многим новомодным горелкам, ведь он обладает целым букетом достоинств:

Доступная цена в районе 2000 рублей, а с рук можно приобрести значительно дешевле;

Долговечность: при аккуратном и правильном использовании примус будет работать десятки лет, его легко чинить и чистить;

Безотказность и работа в экстремальных условиях: примус ПТ-1 надежно работает при сверхнизких температурах, на больших высотах, в дожди и метели, чем выгодно отличается от отказывающихся гореть на морозе и ветру газовых горелок;

Компактный и легкий;

Доступное и дешевое топливо: бензин легко носить с собой, при необходимости его найти значительно проще, чем газ в баллонах;

Мощность примуса в полтора-два раза выше, чем у газовых горелок;

Бензиновый примус можно перевозить в самолете, газовые баллоны - запрещено.


Недостатки

Есть, конечно, у примуса и некоторые недостатки:

У новичков порой возникают проблемы с розжигом, но они обычно носят временный характер;

При ошибках в эксплуатации или выборе неправильного топлива случается засорение трубчатой системы горелки или прилипанию регулировочной иглы к форсунке;

Долгая подготовка к работе;

Бензин опаснее, чем твердое топливо или газ.

Техника безопасности

Даже в опытных руках устройство, наполненное бензином и работающее под давлением, представляет опасность. Поэтому нельзя халатно относиться к эксплуатации примуса ПТ -1. Нужно приучить себя к порядку работы с горелкой, быть бдительным и не забывать о простых правилах:

1. Следовать инструкции.

2. Проверять плотность соединений.

3. Надежно закручивать крышку бачка.

4. Не разжигать примус в тесном и непроветриваемом помещении (в палатке, машине).

5. Не работать с горелкой рядом с материалами, склонными к воспламенению.

6. Не ставить на легко воспламеняющиеся поверхности: дно короба сильно разогревается.

7. Следить, чтобы бачок не перегревался. Не пользоваться посудой с большим дном, так как велика вероятность соприкосновение пламени с бачком.

8. Если все-таки он перегрелся, и сработал защитный клапан, не надо паниковать. Конечно, язык пламени, вырывающийся из бензинового бака, выглядит устрашающе, но его можно накрыть плотной тканью или, стравив давление, подождать, когда он погаснет сам.

Туристический примус очень пригодится вам во время длительных путешествий. С его помощью приготовление пищи будет происходить быстрее, удобнее и безопаснее, чем на .

Виды туристических примусов

В зависимости от того, как происходит заправка примусов, они разделяются на следующие виды:

  1. Керосиновый туристический примус. Такие приборы появились раньше других видов примусов и считаются наиболее старыми. В настоящее время предпочтение отдается бензиновым и газовым приборам.
  2. Газовый туристический примус. Является очень выгодным и экономичным вариантом. Стандартный прибор имеет емкость 5 л. Его можно заправить газом на газовых заправках или на заправках, куда обращаются с большими газовыми баллонами. Существуют модели со сменными картриджами, которые обеспечивают дополнительное удобство в использовании.
  3. Бензиновый туристический примус. Прибор можно использовать при температуре до -50ºС. В этом состоит его преимущество по сравнению с газовым примусом, который не сможет работать при очень низких температурах. При его применении следует соблюдать определенные меры безопасности. Ни в коем случае нельзя разжигать примус в плохо проветриваемых помещениях, таких как палатки или автомобильные кабины. Это может создать угрозу для вашей жизни. Прибор возможно использовать только на открытом воздухе. Кроме того, не допускается накрывать горелку с целью защиты от ветра. Это может привести к перегреву и повреждению примуса, и, как следствие, к взрыву.

Туристический примус «Шмель»

Туристический примус «Шмель» является одним из самых популярных приборов, используемых туристами. Он имеет несколько модификаций.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.